<< Пред.           стр. 11 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Уныние и тело сушит, и душу крушить.
  Нетерпеливый человек во всяком случае увеличивает свое горе, и бывает близок к отчаянно: но тот, кто в скорби вооружается терпением, бывает к счастливой перемене гораздо ближе нетерпеливого, и самое настоящее зло не так сильно чувствует от того, что не ропщет и не жалуется (Карамзин).
  В природе все требует своего развития,-процесса, страдания. Посему и человек, чем в большей тишине и терпении сносит свои скорби, тем больше созревает и совершенствуется и, следовательно, тем ближе к минуте своего избавления и спасения (Mф. 24. 13).
  В терпении упражняйся и прежде нужды, чтобы в нужде все оружие его найти готовым (Св. Нил Синайский).
  Нам должно приготовляться к перенесению напасти прежде пришествия напасти, чтобы оказаться искусными в то время, когда оно придет (Авва Иперехий).
  Предвидеть бедствия и заранее к ним готовиться значит настоящею, почти добровольною яркого, уменьшать муки будущего. Это почти тоже, что уплачивать тягостный долг по частям, в разные сроки (Граф Блудов).
  В печали не теряй надежды на благоденствие, и при успешном течении дел жди печали (Св. Григор. Богосл.).
  Если случится у нас радость, будем предполагать, что не далеко от нас печаль; а если пришла к вам скорбь, будем ожидать к себе приближения радости. Возьмем в примере плывущих по морю. Когда поднимается на них сильный втер и буря, они не теряют надежды на свое спасение, но противятся волнам, ожидая тихой погоды. А когда настанет тишина, ждут бури: и потому всегда бдительны, чтобы восставший внезапно ветер не застал их неготовыми и не поверг в море (Св. Ефрем Сирин).
  Всякая горесть язвительнее, когда она неожиданна (Граф Блудов).
  Чаял беды,-и то нелегко, когда беда приходить: а если беда нечаянная, - как не быть ей тяжкою? (Фома Кемп.).
  Во время тишины ожидай бури, во время здравия- болезни, во время богатства - бедности, во время довольства-глада, и не падешь под тяжестью находящих бедствий (Духов. Маргар.).
  Прежде пришествия беды, жди ceбе беду, готовься к ней. А когда пришла беда,-не унывай, терпи беду и-спасешься со всеми терпевшими.
  Никто не должен ослабевать духом среди постигающих его скорбей. В мире было и будет много несравненно тягчайших напастей, равных которым мы без сомнения еще не испытывали.
  Если ты несчастлив, то посмотри - есть несчастнее тебя.
  Ты горюешь о своих несчастиях? Если бы подумал ты, сколько терпят другие, ты жаловался бы потише (Хилон).
  Измеряй горе свое не в отдельности взятое, чтобы оно не оказалось тебе несносным. Но сравни его со всем человеческим, и в этом найдешь для себя утешение в горести (Св. Васил. Велик.).
  Все святые жизнь свою проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении; ты ли один хочешь оставаться без всякого страдания и печали? Или ты один только хочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего потерпеть? Да не будет сего (Св. Димит. Ростов.).
  Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество. истощают твое терпение,-помяни Матерь Господа, стоявшую при кресте Его (Филар. М. Москов.).
  Если и Христос, не сотворивший греха, пострадал, можно ли нам грешным роптать на страдание'? (Он же).
  Правда, нельзя не чувствовать скорби при страданиях: и святые, отдавая общий долг природе, иногда омочали слезами свое ложе. Но в их слезах просиявало безропотное спокойствие духа, подобно как иногда в тихую погоду-без грома красное солнце отражается в дождевых каплях.
  Св. отцы даже советуют проливать слезы в скорбях,-не те слезы вопля и отчаяния, которые только раздирают грудь, и скорбь делают безотрадною, но- слезы, растворенные молитвенный возношением к Богу. Такие слезы, действительно, можно, или лучше, должно посоветовать скорбящему. Они весьма облегчают скорбь; подобно благотворному дождю, они проливают с неба на изсохшее от тоски и печали сердце отрадную надежду и утешение.
  Можно видеть на пламени, что он задумается собственными своим дымом, если дым не выходит, но стелется около пламени. Тоже бывает и с жизненною силою, она истаевает от огорчений, когда нет им выхода наружу (чрез слезы). (Св. Васил. Великий).
  Как скопление облаков помрачает воздух, а когда выпадает из них дождь, везде становится тихо и светло: так и печаль, пока находится внутри нас, помрачает наш помысл, а когда обнаружится молитвенными глаголами и слезами, вселяет в душу великую светлость. Божественная помощью как некий светоч, посылается тогда в душу (Св. Иосиф Волокол.).
  Есть несчастные, которые нашедшую скорбь думают утолить пагубною страстно винопитием. Ужасная слабость! Ужасное заблуждение! Такие не скорбь утоляют, но из одного зла (если только можно назвать скорбь злом) делают два.
  Скорбь не вытекает вместе с вином, а между тем в душе является новое зло-пьянство (Св. Васил. Велик.).
  Утешения в скорбях должно искать в Иисусе Христе: иначе напрасно будем искать утешения.
  Если грустно тебе, поплачь пред Распятым Искупителем. Как после тучи и туманов бывает ясное ведро, так после плача и душа твоя прояснится зарею благодатного утешения.
  Молитва печальному, все равно, что прохлаждение во время зноя (Св. Тихон Задон.).
  Нужда научает молитве, а молитва облегчает нужду (Прот. И. Толмачев).
  Иной истощается в домогательств помощи человеческой, а не вспомнить о Боге, Помощник в скорбях обретших, ны зело (Пс. 45, 2). (Филар. М. Московский).
  Ничто столько не может развеселить отягченного и удрученного скорбию сердца, как воспоминание о Бог (Св. Исид. Пелус.).
  Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, - веруй, что все делается с нами по воле Божией (Схимон. Парфений).
  Бога наш всевдущ: следовательно, Он слышит каждый наш вздох, видит каждую слезу, пролитую нами. Бог наш всемогущ: следовательно. Он может избавить нас от всяких врагов, исхитить из челюстей самой смерти. Бог ваш преблаг: следовательно, Он хочет, чтобы мы наслаждались благополучием в настоящей, дарованной от Него, жизни. Итак, если при всем том угнетает нас какое либо несчастие, то это значить, что оно, по суду Божию, признается для нас полезным и необходимым.
  Если Благий посылает страдание, то конечно и в страдании есть некоторое благо (Филар. М. Москов.).
  Если Провидение посылает тебе одну горькую чашу за другою, так что твое сердце начинает сомневаться в милосердии Господа, то говори сам себе! "может ли солнце быть когда либо без лучей и может ли Бог-Любы не иметь более никакой любви"?
  Из того мы и познаем, что Бог заботится о нас, когда несчастиями, скорбями врачует наши грехи (Авва Серен).
  Во всех, случающихся с тобою в жизни, скорбях, предавай всего себя в волю Божию и-ты получишь в них отраду и утешение.
  Испуганное дитя спешит на лоно матери. Подобно сему Христианин, пораженный скорбями, спешит под кровь благодати, твердо веруя, что скорее мать земная забудет отроча свое, нежели Отец Небесный оставить любящих Его искуситеся наче, нежели сколько они могут понести.
  Бог не попускает на нас искушения паче силы нашей. В хрустальный и стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение (Св. Тихон Задонский).
  Золотых дел мастер, бросая драгоценный металл в огонь, забывает ли его там? Нет, он очень дорожит им, очень бережет его. Он сидит в ожидании у горнила, внимательно наблюдает за металлом, и, как скоро видит свое изображение отражающимся в расплавленном золото, он заключаете, что опыт кончен, и тушить огонь. Так точно и Спаситель бодрствует над горнилом бедствий, в котором Христиане должны быть очищены, не допуская ни малейшего страдания напрасно и ожидая только, чтобы образ Его отразился в их сердцах. И чада Его выходить оттуда, как золото, очищенное седмерицею.
  В искушении человеческом унывать не должно: верен Бог сотворити избытие (Филар. М. Москов.).
  Дни печали проходить, как и дни радости.
  На превратности и несчастия здешней жизни надобно смотреть с таким же равнодушием, с каким благоразумный человек в продолжение темной ночи ожидает ясного дня. Весьма был бы безрассуден тот странник, который бы отказался идти на родину потому только, что солнце не беспрерывно освещает путь его.
  Не будем падать духом, когда постигают нас бедствия. Каковы бы они их были, они-поток и мимолетное облако. Какую бы ты ни назвал скорбь, она имеет конец; на какое бы ни указал бедствие, оно имеет предел (Св. Златоуст).
  Как вы поступаете во время сильной бури?-Терпеливо дожидаетесь тихой в ясной погоды: благость Божия поселяет в вас надежду наслаждаться после грозы приятным временем.-Также поступайте, когда клевета и злоба вас преследуют: без роптания переносите оскорбления и с благодушием ожидайте минуты, в которую Промысл озарить вас лучами радости.
  При бедах и напастях, в скорбях и болезнях не предавайся унынию и излишней печали. В этом случае никого не вини и не дерзай отнюдь роптать на Провидение. Оно знает, что делает, ведя тебя тернистым путем; от тебя зависит сделать его розовым, предайся-водительству Промысла, всецело и безусловно смирись под крепкую руку Божию.
  Поставь себя выше своих страданий и верь, что, по воде Божией, проистечет для тебя благословение из того, что почитал ты неизсякаемым источником печали; верь, что темная, бурная ночь твоего несчастия будет для тебя началом ясного и тихого дня.
  Из несчастия можно извлечь ceбе истинное счастье, как из горькой скорлупы сладкое зерно.
  Наследникам Евы необходимо скорбеть; но когда переносим скорби с благодарением, для нас клятва обращается в благословение (Св. Нил Синайский).
  Не смущайся среди искушений. Кто посылает случай к сражению, Тот даст и силы к победе.
  Бог, Который налагает крест, Тот и помогает нам носить крест (Св. Тихон Задон.).
  Проси Бога не столько о том, чтобы Он избавил тебя от настоящих бедствий, но более о том, чтобы Он дал тебе силы перенести их (Иннок. М. Москов.).
  Не малодушествуй в скорбях, но молись со Св. Златоустом: "подай мне великодушие, Господи!"
  19. Счастиe.
  Полного счастия-нет и не может быть на земле.
  Земное счастие без некоторых неудовольствий быть не может так же как нарисованные цветы без теней, или как роза без шипов.
  Роза, покрытая тернием, делает людям следующее прекрасное наставление: "все, что есть приятнейшего в этом мире, о смертные, смешано с горестью; вы не имеете здесь чистых благ, но везде и во всем примешано какое-нибудь зло к добру: с удовольствием соединено раскаяние, с супружеством-вдовство, с изобилием-труды и заботы, с возвышением-страх падения, с знатностью-лишние издержки, с утехами-пресыщение, с здоровьем-болезни" (Св. Васил. Вел.).
  Многие богатство имеют, но не имеют здравия, мира, покоя и доброго имени.
  Самые великие радости земные носят в ceбе зародыш печали, вследствие мысли, что они некогда прекратятся (Прот. И. Толмачев).
  Князь и вельможа - до гроба только князь и вельможа (Св. Тихон Задон.).
  Возможное на земле счастье омрачается мыслью, что или мы оставим его, или оно оставить нас (Карамзин).
  Все земное изменчиво, проходить как тень, пробегает как волна, увядает как цвет, исчезает как дым (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Счастье скоро проходить; кто удержит его? - Кто воспрепятствует, чтобы сияние светлого дня не становилось время от временя бледнее, не простерлась тень и не наступила густая тьма с грозою в том мире, на котором недавно при блеске света веяли весенние ветры?
  Бывает, что кто ныне ездит на колеснице, на следующий день заключается в темнице.
  Счастье подобно самым неприметным следам корабля, которые нарезываются спереди и исчезают сзади.
  Каждый луч солнца, изредка пробивающийся из-за облаков и быстро опять скрывающийся за ними, напоминает нам о быстротечности наших радостей, о непостоянстве земного счастья.
  Когда увидишь у порога своего бедную одежду нищего, вспомни, что завтра ты можешь быть беднее его.
  Не привязывай своего сердца к тому, что приходит как тень,-изменчиво как облако,-непрочно как пар,-непостоянно как дыхание ветра.
  Что было бы с нами, если бы земное наше счастие было постоянно, когда и при непостоянстве его мы столько к нему привязаны? (Св. Григор. Богосл.).
  На сем свет истинно счастлив только тот, кто счастия не желает, а несчастия не боится.
  В скорбях не унывай, в счастии не превозносись.
  Многие думают, что человеку трудите сохранить величие духа в то время, когда он из счастливого делается несчастным; а я полагаю, что всего труднее сохранить смирение тому, кто из злополучного состояния переходит в счастливое (Св. Исид. Пелус.).
  Не чванься в счастии: когда случится беда, тебе придется смириться.
  Не сокрушить того никакое бедствие, кому не вредить никакое счастие (Блажен. Августин).
  Bсе ищут счастия, но немногие находят его там, где оно есть.
  Можно всю жизнь гоняться за счастием и не обрести его (Кирил. Еп. Мелитоп.).
  Никакой земной источник не может утолить нашего сердца. Соберите все радости и удовольствия земные, и отдайте их в удел одному человеку; он и тогда скажет: все это для меня ничто, пока я чувствую в глубине моего сердца желание, еще не совершившееся, пустоту, еще не наполненную.
  Бессмертной души нельзя напоить водою земных удовольствий: эта вода только усиливаешь жажду в бедной душе (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Сердце человеческое никаким временным благополучием не может удовлетвориться. Чем более богатства, славы, чести, тем более и желание к ним растет (Св. Тихон Задон.).
  Раб воздыхает о том, что не имеет свободы, свободный сокрушается о том, что не имеет рабов; золотых гор мало для любостяжания; престолы низки для честолюбия; чертоги не вмещают человеческих желаний так же, как и хижина, хотя и сия могла бы быть еще мене для человеческого тела (Фил. М. Москов.).
  Голубица, выпущенная из Ноева ковчега, не могла в водных волнах обрасти себе места, где бы успокоилась нога ее; тех и душа наша во всех земных вещах не может ничего найти, что бы желание ее вполне удовлетворило и исполнило, по причине их великого непостоянства и слабости.
  Всякое счастие, которое можно потерять, есть счастие ложное.
  Для истинного счастия нужно то, что везде и всегда с нами быть может, и чего никто из смертных не может ни дать, ни отнять (Сенат. Лопухин).
  За счастием ездят за моря и рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, худа мы совсем почти не заглядываем!
  Только сердце может нас наградить истинным спокойствием, а следовательно в счастием.
  Не ищите ничего вне души,-все в ней.
  Ищи счастие в собственном твоем сердив: если там его нет, то нигде не найдешь.
  О, если бы люди могли понять, что счастие зависать не от внешних обстоятельств, во от внутреннего состояния сердца!
  Иной богат, а скорбит: другой и беден, а весел. Не всегда значить счастие, если ты велик, знаменит, богат и силен,-нередко это только испытание твое для истинного счастия.
  Живут и в низком состоянии спокойно и благополучно (Филар. М. Москов.).
  Наука быть счастливым проста: люби свои обязанности н ищи в них наслаждения (Мотвиль).
  Внутреннее сознание, что мы во всяком случай, по совести, исполняем вашу должность, есть драгоценнейшее счастие, какого только умный человек должен искать. Оно доставляет душе мир и покой, с которыми не может сравняться никакая выгода, в никакое одобрение других людей.
  Нет человека счастливее того, кто может с полным сознанием сказать, что его временное счастье приобретено и заслужено верным исполнением обязанностей своего звания (Прот. И. Толмачев).
  Из всех удовольствий самое приятное есть то, которое вкушают после доброго действия.
  Счастье помогает тому, кто сам ceбе помогает умом и трудом.
  Один златолюбец где-то сказал: "желаю тебе лучше каплю счастия, нежели бочку ума". Номудрец возразил ему: для меня лучше капля ума, нежели море счастья (Св. Григор. Богосл.).
  Чтобы быть счастливым. надо быть благочестивым.
  Имей истинное благочестие, и тогда будешь иметь истинное счастие (Св. Тихон Задон.).
  В страхе Божием заключается семя истинного счастия.
  Если нет страха Божия и благочестия, то не может быть и действительного счастья. Злые и развратные люди, не смотря на свою внешнюю веселость, - внутренно, в душе своей, лишены того мира и спокойствия, каким наслаждаются одни праведные и благочестивые. Несть радоватися нечестивым, рече Господь Бог (Пс. 57, 21). Мир мног (только) любящим закон Господа (Пс. 118, 165). Даже один язычник взывал: "Господи! Умилосердись над злыми, ибо Ты все радости предоставил доброму".
  Тщетна слава человеческая, если внутренно облечает жестокая совесть! Что пользы страждущему лихорадкою на одре, сделанном из слоновой кости, когда внутренний жар не потушается?
  Неприятно счастьем своим быть обязанных несчастно других.
  Совершенное счастие состоять в том, чтобы других счастливить.
  Думать о благосостоянии ближних значит присовокуплять к собственному своему благополучию (Дюпен).
  Кто собою доволен, тот счастливь и богат; но несравненно счастливие тот, кто делает других благополучными.
  Любовь есть неисчерпаемое сокровище; иго этим сокровищем обладает, тот богат; кто его не имеет, беден (Св. Златоуст).
  Стяжи любовь, чтобы стяжать ceбе возможное на земле счастие.
  20. Земные блага.
  Блага мира сего подобны розе, которая по виду прекрасна, по запаху благовонна, а стебель имеет колючий.
  Всего чаще слава покупается на счастье, удовольствие-на здоровье, милость знатных - на независимость, деньги-на совесть.
  Богатству жертвуем спокойствием, чести богатством, и опять спокойству честно (Филар. М. Москов.).
  Обольщения, представляемые благами мира сего, так сильно и живо действуют, что пред ними все бледнеет, даже и слава будущей жизни. Один Германский философ, в разговоре с друзьями, сказал однажды: "для достижения такого-то предмета, я отдал бы два миллиона лет из моего вечного блаженства",-и он был чрезвычайно умерен в предлагаемом нм самопожертвовании ("Черезвычайно умерен," -как справедливо выражается достоуважаемый, - потому что все лишающие себя небесных благ из пристрастии к земным, лишают себя их не на тысячи и миллионы лет, а на всю вечность.). (Огюст Навиль).
  Скоро гибнут насекомые, когда прельщаются блеском ночного светильника: скоро гибнем и мы, когда обольщаемся красотою суетных благ!
  Душа, порабощенная земным благам, не будет причастницею благ вечных.
  Кто слишком уважает настоящее, тот никогда не удостоится видеть будущие блага (Св. Златоуст).
  Любящий земное более небесного лишится и небесного и земного (Авва Евгении).
  Если и естественно желать лучшего земного: то несогласно с разумом искать оного с забвением и утратою наилучшего небесного (Филар. М. Москов.).
  Бедны, безрассудны те, которые ничто предпочитают всему.
  Ничего не имеет тот, кто не стяжал спасения, хотя бы весь мир принадлежал ему (Св. Тихон Задон.).
  Человек не для миpa, хотя мир и для человека.
  Прежде нежели душа наша отрешится от тела, отрешим ее от мира.
  Когда разлучишься с телом, тогда будешь сожалеть, что столько имел попечения о тех, что не приносить тебе никакой пользы (Авва Исаия).
  Не привязывай своего сердца к земным благам, искание которых сопряжено с томлением и крушениях, обладание со страхом, потеря со скорбию.
  Любить должно одно то, чего никогда не потеряем.
  Не вожделевай благ, употребление которых минуется, и обладание которыми утрачивается (Св. Нил Синайский).
  Напрасно человек хочет утешаться тем, что пройдет скоро; напрасно хочет он прилепляться к тому, что с ним не пребудет вечно; напрасно хочет прилагать сердце свое в тому, что исчезает, как тень (Св. Димит. Ростов.).
  Видимая временна (2 Кор. 4, 18). Что же смотреть на видимое? Какая польза строить на песке, писать на воде, гнаться за ветром или бегущею тенью? Для чего корыстолюбивый, честолюбивый, завистливый, несытыми глазами хотят поглотить весь мир? Прежде нежели они могут насытиться, исчезнет мир и прежде нежели мир исчезнет, исчезнуть они от мира (Филар. М. Москов.).
  Оставь искать суету, пока она тебя не оставит (Св. Тихон. Задон.).
  Оставь искать того, что сысканное вскоре оставишь.
  Не почитай себя обладателем того, чего, умирая, никак не возможешь взять с собою.
  Наг изшел ты из утробы матери своей, наг и отойдешь. Ничего ты не принес в мир сей, ничего и не возмешь с собою (Прот. Авр. Некрасов).
  И в мир ничего не вносим, и из мира ничего не вынесем.
  Нагим вступает человек в земную жизнь, а выходить из нее, покинув и самое тело.
  В трехаршинном месть заключатся и те, которые всем светом недовольны были (Св. Тихон Задон.).
  Человек не доживает и ста лет, а суетится на тысячу.
  Сперва ищем необходимого, потом думаем о полезном и приятном, наконец илишнее нам представляется необходимым (Филар. М. Москов.).
  Человек дотоле не будет иметь конца своим заботам, пока не возлюбить того блага, которое не может быть у него отнято (Блаж. Августин).
  Кто много ищет, кроме одного Бога и спасения души своей, тот ничего не найдет, кроме смущения и печали (Фома Кемп.).
  Не очень ища себе утешения в том, что дано тебе очень на малое время; а ищи истинного утешения в Бог,-это утешение навсегда при тебе останется (Св. Димит. Ростов.).
  Великое зло для человека, что он хочет наслаждаться предметами, которыми нужно только пользоваться и. наоборот, хочет пользоваться тми, какими бы должен услаждаться (Блаж. Августин).
  Любя, что не должно, не будешь любить того, что должно (Авва Евагрий).
  Иди же есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Mф. 6, 21). Если твое сокровище-то, чего ты желаешь, о чем печешься, что любишь,-находится на земле, то не думай, чтобы сердце твое было на небеси у Бога (Филар. М. Москов.).
  И два глаза имея, мы не можем смотреть вдруг и на небо и на землю, и назад и вперед: тем более, для одно сердце, мы не можем прилепляться и к Богу и к созданию (Св. Тихон Задон.).
  Любовь к земным вещам есть смола, связывающая крылья духовные.
  Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе с скотами (Св. Васил. Велик.).
  Кто связан пристрастием к земным благам, тот не обладатель, а обладаемый (Блаж. Августин).
  Если пристрастие к земному держит тебя в своих узах, то ты подобен орлу, держнмому западнею за ногу и не могущему летать вверх (Авва Феогност).
  Есть нечистые животные, которые глядят только в землю,-они так и созданы, что не могут воззреть на небо. Кто забывает небесное и прилепляется в земному, подобен этим животным. но несчастнее их: они не имеют разумной души,-а ты бессмертною душею если будешь углубляться в одно только земное, то бойся, чтобы но снизойти тебе во ад на веки (Схимон. Зосима).
  Не попустим бессмертной душе пристрастием погребать себя в земле, в которой и тело ваше не должно навсегда оставаться (Филар. М. Москов.).
  Кто хочет плыть, тому прежде надлежит отвязать, иди для поспешности, отсечь веревку, которою лодка его прикреплена к берегу. Кто желает действительно быть на пути к небу, тому необходимо нужно, или постепенно, со вниманием и усилием разрешить, или, если боится закоснеть и если чувствует в себе довольно силы, решительным ударом отсечь все страстные, земные привязанности (Он же).
  В отложении много попечительности житейской состоит самое лучшее о себе попечение.
  Если презришь все мирское, будешь драгоценнее целого мира (Св. Златоуст).
  Чтобы тебе соделаться достойным небесного, презирай настоящее.
  Все предметы, нас окружающие, суть блага сами в себе, потому что они суть дело рук Божиих,-а всякое создание Божие добро (1 Тим. 4, 4). Следовательно, ни мало не предосудительно желать их и пользоваться ими, только бы желание это не было пустою прихотью, а употребление- злоупотреблением.
  Будем желать,-это позволено нам Богом,-будем желать и благ временных, но без страсти, без привязанности к ним; будем испрашивать их у Господа, но без настойчивости и нетерпеливости; будем трудиться для их приобретения, но без излишней заботливости, и, когда Ему будет угодно, расстанемся с ними без сожаления и сетования.
  Благами века сего должно пользоваться с умеренностью, даже с некоторою недоверчивостью, с опасением, чтобы не восприят благая своя в живот cвоем (Лук. 16, 25), без остатка утешения для жизни будущей (Филар. М. Москов.).
  Учись временным пользоваться так, чтобы оно нисколько не препятствовало тебе в стремлении с вечному (Прот. П. Соколов).
  Блага земные соделай средствами к приобретению благ небесных (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  Блага земные ложны, они гибельны для всех, кроме тех, которые этими благами приобретают блага вечные.
  Ищите нужде царствия Божия и правды Его, и сия вся (все нужное для нашего земного существования) приложиться вам (Мф. 6, 33). - Вот закон наших отношений к земному, без ущерба для небесного!- Вот верное указано приобресть самые земные блага себе, не теряя обладания небесными!
  Блага миpa сего годны только для времени, а царствие Божие и для времени и для вечности (Иаков Apхиеп. Нижегор.).
  Когда мы, оставляя земные желания. всем сердцем устремляемся к исканию царства небесного, Бог дарует вам его, прилагая к нему и земные блага.
  Если мы хотим получить все блага, то будем искать благ Божиих. Как ищущие мирских благ теряют те и другие, так и предпочитающие блага божии получают и те и другие (Св. Златоуст).
  Ищи того, что Божие, и человеческое последует весьма легко. Если станем искать нетленного, то придет и это тленное (Он же).
  Ищи благ будущих, и получишь настояния.
  21. Земные удовольствия.
  Да не услаждают тебя земные веселости, который временны; это - уда, как рыбу, приманивающая и уловляющая душу (Св. Нил Синайский).
  Человек, неразборчиво отдающийся приятным впечатлениям от каких бы то ни было предметов, подобен тому, кто готов употреблять всякую пищу, приятную на вкус, не заботясь о последствиях такой неразборчивости.
  Шумные н светские празднества и пиршества представляют удобнейшие случаи ко грехy. Великое искушение быть принуждаемым обязанностию или званием своим являться па них; великое неразумие ничем не ограждать себя против ядотворного воздуха, веющего на них; явная неверность пред Богом не уклоняться от них, при возможности к тому; явное безумие вмешиваться в них без всякой уважительной к тому причины, по одной суетности к рассеянности (Прот. П. Соколов).
  Посредством ничтожных забав, которые в свете называются невинными, так же легко входят в душу великие грехи, как сквозь малые скважины легко входят в жилище тлетворные ветры.
  Мир представляет себе забавы почтя такою же потребностью жизни, как труд, пища и покой. Он думает жить, играя. Нет: жизнь не игра, но дело важное. Земная жизнь дана человеку для того, чтобы из нее, рукою свободной воли, силою Божией благодати, выработать вечное блаженство. Кто понял cие дело и занялся им, как должно, тот едва ли найдет много времени для игр и забав (Филар. М. Москов.).
  Кто-то справедливо заметил; "скажи, с кем ты знаком, - и я скажу, кто ты таков". Но, кажется, еще справедливее выразиться так; "скажи, чем ты занимаешься и в чем находишь свое удовольствие, и я скажу тебе, - высокой ли цены все внутреннее содержание твое" (Свящ. М. Херасков).
  Глаза свиньи имеют такое природное устройство, чтобы обращаться к земле, и никак не могут взглянуть на небо. Так у тех, кои услаждаются чувственными удовольствиями, душа, низпадшая в тину сладострастия, с трудом может взирать к Богу, или мудрствовать что либо достойное Бога (Древн. Патерик).
  Люди, угождающие чувственности, по уверению Св. Апостола Павла, не могут понять неоцененных благ, уготованных Небесным Мздовоздаятелем для душ добродетельных (1 Кор. 2, 14). И приверженцы мира сего не имеют понятия о других удовольствиях кроме тех, кои находят в удовлетворении своим прихотям.
  Когда Израильтяне начали пользоваться произведениями плодоносной земля, в которую перешли из пустыни, то манна, до того времени их питавшая, перестала падать с неба.-И душа, пристрастная к чуственным удовольствиями падкая к приманкам здешней жизни, тщетно будет надеяться вкушать божественный утешения. Надобно отказаться от первых, чтобы наслаждаться последними. И то в другое не может быть вместе. Желаете ли, чтобы Бог был для вас сладостною манною? Пусть же мир со всеми суетами претворится для вас в пустыню.
  Когда отречешься от внешних утешении, тогда возможешь созерцать небесное н чаще радоваться внутреннею радостно (Фома Кемп.).
  Чем дальше человек отступает от всякого земного утешения, тем более он приближается к Богу.
  Боги создания, если хочешь иметь Создателя.
  Радости земные подобны огню угасающему, который едва вспыхнет и мгновенно погасает (Иаков Apхиеп. Нижегор.).
  Едва пир кончился, и веселие тотчас все улетает.
  Земные удовольствия начинаются веселием, а кончаются скорбно.
  Сравни наслаждение тленное с его суетностью, угождение плоти с душевною тягостно, которую оно неизбежно влечет за собою, утешение временное с душевною скорбью, которую оно всегда причиняет,-и прельщаться всем этим не захочешь (Св. Димит. Ростов.).
  Тот, кто вечно думает как бы повеселиться, рискует скучать очень долго (Бальзак).
  Кто весело прожил на свете, тому умирать не легко (Шанфор).
  Обыкновенное правило сластолюбцев; "веселись; еще есть на что"; но это веселю кратковременно, а скорбь, следующая за ним. нескончаема (Прот. П. Соколов).
  Сладость временная готовить человеку горесть вечную, если кто неразумно к неб пристращается (Св. Димит. Ростов.).
  После нескольких минут наслаждения предстоит вечность мучений (Филар. М. Москов.).
  Нельзя тебе вместе иметь и ту и другую радость: и в здешнем мире наслаждаться, и в будущем со Христом царствовать (Фома Кемп.).
  Безумно было бы думать, что можно наслаждаться с миром и царствовать со Христом (Блаж. Иероним).
  Приятно настоящее, но оно есть сон в сравнении с будущим (Духовн. Маргар.).
  Что значить наслаждение земными удовольствиями в сравнении с состоянием будущего блаженства, как не сновидение одного дня с целью жизнью?- Не безумен ли был бы человек, который бы из-за того, чтобы увидеть приятный сон, решился терпеть наказание во всю жизнь? (Св. Златоуст).
  О, какими слезами можно оплакать то развращение. что иной душу свою, кровью Христовою искупленную. предает за минутное чувственное удовольствие!
  Лучше здесь временное все терпеть, и там вечно веселиться, нежели здесь временно с миром гулять, и там во вики мучиться (Св. Тихон. Задон.).
  Лучше с Лазарем, здесь терпевшим, временно терпеть, и там вечно на лоне Авраамовом успокоиться, нежели с богачем, здесь веселившимся, временно веселиться, и там страдать в пламени вечно (Лук. 16, 19-31). (Он же).
  Удовольствие подобно цветку, испускающему благовоние, который должно умеренно нюхать, дабы не притупить обоняния и долее наслаждаться его запахом.
  Надобно радоваться так, чтобы никогда де выходило из памяти горе грядущего суда (Св. Григор. Двоеслов).
  Только те удовольствия на земле невинны, среди которых можно спокойно помышлять о смерти и о втором пришествии Христовом.
  И среди невинных удовольствий не забывай, что тебе надобно еще плакать о грехах.
  Да умолкнуть языки, говорящие: ямы и пием, утре бо умрем (Ис. 22, 13). Вы напротив ответствуйте и скажите: будем поститься и молиться, утре бо умрем.
  Остерегайся вкушать удовольствия, которые могут стоить слез твоему ближнему (Конфуций).
  Горе тем веселящимся, от которых другие плачут.
  22. Честь и честолюбие.
  Почести и удовольствия миpa весьма суетны, а те, которые ищут их, еще суетнее.
  Недостоен тот чести, кто ищет чести (Св. Тихон Задон.).
  Честь бежит от того, кто гонится за нею для нее самой.
  Люди достойные оказывают в себе новое достоинство, когда отрекаются от достоинства (Филар. М. Москов.).
  Та честь может назваться истинною, которою никогда Бог наградить избранных Своих.
  Как ржа снедает железо, так честолюбие снедает сердце человеческое (Авва Исаия).
  И сам честолюбивый не может терпеть честолюбия и других.
  Роскошный легко дружится с роскошным; корыстолюбивый, если не в сообществе с корыстолюбивым, то убегает его; но честолюбивый честолюбивого старается низринуть и истребить, и не оставляет в мире и покое никого, потому что последняя цель его есть видеть всех под ногами своими (Филар. М. Москов.).
  Честолюбец стремится к превозношению себя столь неудержимо, что если может взойти выше всего, что есть на земле, ни мало тем не удовлетворяясь, скажет, подобно, изображенному пророком, царю Вавилонскому: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой (Ис. 14, 13); или подобно царю Египетскому: кто есть Господь, Его же послушаю гласа? (Исx. 5, 2). (Он же).
  Честь неразумному как меч, которым и себя и других убивает (Св. Тихон Задон.).
  Иногда люди, которые высоко ценят честность, попускают ceбе дела, которые честность очень невысоко ценит (Филар. М. Москов.).
  Истинно честный человек защищается не шпагою в руках, но беспорочною жизнью; а бесчестный не обмоет себя и всею своею кровью, если не исправится.
  23. Слава.
  Земная слава есть ли что-нибудь больше, как только поверхностный блеск? Тем, которые смотрят на ее блеск, она большею частью недостижима, а те, от которых исходить блеск сей, знают, что слава земная не есть верное знамение радости (Филар. М. Москов.).
  Кого ждет слава, того ждет и скорбь.
  Где слава, там и зависть; где зависть, там клевета и козни.
  Слава-один пустой дым, могущий заслепить на время глаза, но нисколько не стоющий того, чтобы гоняться за ним всю жизнь (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  Не увлекайся славою, чтобы тебе не обмануться своим благополучием, как часто обманываются ступающие на весенний лед (Св. Димит. Ростов.).
  Заботься всегда о вечной славе, потому что настоящая слава ежедневно обманывает (Св. Григор. Богосл.).
  Слава от людей так же ненадежна, как и сами прославляющие (Св. Златоуст).
  Не тот славен, кого мир славит, но тот, кого Бог прославить (Св. Тихон Задон.).
  Ищи славы от людей не ceбе, а единому Богу, а себе-от единого Бога, а не от людей.
  Кто ищет славы человеческой, тот нерадит о славе Божией.
  Кто желает вечной и истинной славы, о временной славе не заботится (Фома Кемп.).
  Истинная слава состоит в том, чтобы презирать славу человеческую, считать ее за ничто, а все делать и говорить только в угождение Богу (Св. Златоуст).
  Кто небрежет о славе человеческой, тот сподобляется славы Божией (Св. Исаак Сирин).
  Нельзя-и временную любить славу, и сподобиться вечной.
  Не продавай будущей славы за похвалу, ничего не стоющую (Св. Нил Синайский).
  К получению славы нет лучшего способа, как убегание славы (Св. Златоуст).
  Как богат не тот, кто во многом имеет нужду, но кто ни в чем не нуждается: так и славен не тот, кто ищет славы, но кто презирает ее (Он же).
  Если хочешь прославиться, презирай славу, и будешь славнее всех (Он же).
  Хочешь ли иметь славу'? Убегай славы, и будешь иметь славу, хотя и не желаешь ее (Св. Тихон Задон.).
  За ничто ставь себя ради Бога, и не узнаешь, как будет умножаться слава твоя во всю жизнь твою (Св. Исаак Сирин).
  Если хочешь достигнуть славы, презирай славу; а если будешь гоняться за славою, лишишься славы (Св. Златоуст).
  Слава-как тень. Кто за ней гонится, от того она бежит, а кто бежит от нее, того она догоняет.
  Bсе человеки Божии не любят быть в славе между человеками (Филар. М. Москов.).
  Истинно добродетельный человек более похвал боится, чем клеветы,
  Слава доброму человеку - свидетельство доброй совести (Фома Кемп.).
  Человек, который, поступая согласно с своею совестию, не смотрит на то, что думают об нем другие люди, есть великий человек (Карамзин).
  Делай то, что достойно награды, но не ищи оной.
  Люби слушать советы, а не похвалы.
  Услышав похвалу ceбе, вспомни свои недостатки и помысли, каков ты должен быть (Филар. М. Москов.).
  Если услышишь хвалу ceбе, помышляй о грехах своих и-избежишь тщеславия, в которое легко впадают прельщающиеся земною славою.
  24. Именитость происхождения.
  Безрассудно и пагубно для души хвалиться своим саном, хотя бы он даже и действительным трудом, или геройством человека был приобретен; еще безрассуднее и нелепее ставить себя выше и считать себя лучше других, ради одного только происхождения своего от именитых родителей и предков.
  Не почтете ли вы безрассудным того, кто станет вменять ceбе в заслугу, когда дождь, обходя соседние поля, оплодотворит только его жатву? И сами вы поступите столь же легкомысленно, если вздумаете хвалиться своей породой, которая без личных достоинств теряет всю свою цену (Фенелон).
  Человек, хвалящийся своею породою, подобен стеклу, которое блестит от солнца, но при малейшем в него ударе разбивается. И человек, не имеющий собственных достоинств, есть ничтожен.
  Хвалиться славою и благородством своих предков значить искать в корнях плодов, которые должно было бы находить в ветвях.
  Суетная похвала-иметь добрых предков, но делам их не подражать (Св. Тихон Задон.).
  Благородство-не в знатности предков, но в безпорочности нравов (Св. Златауст).
  Горе тому человеку, у которого имя знаменитее дел его (Авва Силуан).
  Имя должно соответствовать жизни, а жизнь украшать имя.
  Блажен, кто, врою соединившись со Христом, от Него, как от второго Адама, ведет духовное свое происхождение, и предками своими может считать всех древних отцов, предшествовавших ему в ветре и благочестии! (Прот. П. Соколов).
  25. Богатство.
  Ничто на земле так не господствует над умом и не овладевает столько сердцем, даже в серди именующих себя Христианами, как деньги и богатство.
  Золото - идол, в капице которого толпилось и толпится наибольшая часть рода человеческого.
  Мы искуплены Христом, а служим. золоту; проповедуем владычество одного, а покоряемся другому (Св. Златоуст).
  Даже в малом лике избранных учеников Иисуса Христа, и то обрелась личность, решившаяся за горсть и не золотых даже, а серебряных монет изменить своему Божестве иному Учителю и предать Его в руки врагов.
  Деньги должны бы только быть знаком, изобретенным для облегчения мены; а оне теперь сделались добычей, за которую проливается даже кровь Христианская.
  Bсе спрашивают: богат ли такой-то? А никто почти не спрашивает: умный ли и добрый человек?
  Когда говорить золото, тогда все другие слова не действительны. Оно умеет убеждать, хотя и не имеет языка (Св. Григор. Богослов).
  Золото-такая же ловушка для людей, как есть для птиц (Он же).
  Как Исав продал первенство за некую пищу, так многие наследие царства небесного, обещанное от Христа, продают за временное сокровище.
  Как Иуда продал Христа за тридцать серебренников, так многие благодать Христову продают за богатства тленные.
  Нельзя совместить служение Христу со служением мамон, или богатству (Mф. 6, 25).
  Никто же может делами господинома работати (Mф. 6, 24), потому что они повелевают противное. Христос говорить: щади бедных, а мамона внушает: отнимай и то, что они имеют. Христос говорить: истощай свое имение (на бедных), а мамона внушает: бери и то, что у них есть (Св. Златоуст).
  Почти всякий богач иди сам несправедливый человек, или наследник несправедливого.
  Выжмите домы и колесницы богачей; посмотрите, сколько течет слез!
  Богатый сделает обиду и он же пригрозить: бедняка обидят, и он же должен умаливать.
  Обижая бедных, ты прилагаешь к горю горе.
  Обижающий бедного подобен тому, который утопающего в воде еще более в воду погружает.
  Не оскорбляй бедного: он Богу пожалуется.
  Пощади бедного, да и тебя Бог пощадит.
  Те, которые, по-видимому, ничего не имеют, кроме слез и нищеты, много имеют, чем в состоянии поделиться с богачом.
  Здесь богатые часто покровительствуют бедным: там (в будущей жизни) бедный будет заступником богатого.
  Христианин! Учись подражать Закхею-начальнику мытарей (Лук. 19, 8), если хотя маддйш1й упрек совести слышишь, когда подумаешь и рассудишь о своих сокровищах.
  Пусть совесть всегда будет весами при твоей торговле! (Прот. И. Толмачев).
  Мы обыкновенно предпочитаем счастливой посредственности богатства, которые между тем-источник почти всех несчастий в человеческом роде, и для самих владетелей нисколько не - источник истинного счастья.
  С богатством неразлучны заботы, как ржавчина с железом.
  Богатства в снискании их утруждают, во владении наносят страх, а в потерь-сетование.
  Не слишком гоняйся за богатством: как бы ни был ты богат, все у тебя не будет и половины того, чего ты желаешь (Лагарп).
  Недуг богатолюбия таков, что ничем не ограничивается, требуя все большого: он врачует себя от жажды тем, что непрестанно пьет (Св. Григор. Богослов).
  Не одни бедные бедны. Есть и богачи бедные.
  Беден тот, кто, имея богатства, алчет еще больших (Минуций Феликс).
  Иной богат деньгами, а беден душою.
  Нищий тот богач, кто тленными серебром и златом богатеет, но добродетелью нищенствует (Св. Тихон Задон.).
  Что пользы-сундуки иметь веществом наполненные, а душу иметь праздную (от добродетели?) (Он же).
  Нищ тот богач, который внутри не имеет сокровища душевного, хотя бы и все вне себя имел (Он же).
  Hет никакой пользы в деньгах, когда бедна душа.
  Что пользы для богача в обладании всеми благами, когда он не обладает Богом-высочайшим благам? (Блаж. Иероним).
  Блажен богатый, который никогда не теряет из виду богатство благодати (Св. Златоуст).
  Тогда мы изобилуем богатством, когда его презираем и от Бога только ищем богатства (Он же).
  Прилепившиеся сердцем к богатству земному не взыскуют небесного богатства.
  Погибнешь, о смертный, если только погибающия собираешь сокровища.
  Если надеешься на богатство, на что уповать будешь в последний час жизни твоей?
  За первым богачом, как и за последним нищим, идут в вечность одни дела его, благие или злые (Иннок. Архиеписк. Херсон.).
  Если и мир весь приобрящем, и тогда все же во гроб вселимся, где не различишь даря от нищего.
  Человек, умирая, все оставляет, и самое тело его погребается в земле.

<< Пред.           стр. 11 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу