<< Пред.           стр. 12 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Вы имеете поля, леса, луга, сады, пруды, рощи и что еще?-А маленький уголок земли, имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем, и одного камня достаточно будет для вашей стражи (Св. Васил. Велик.).
  Напоминай себе часто, что, чрез недолгое время. или богатство тебя оставить, или ты оставишь богатство (Филар. М. Москов.).
  Есть одна весьма мудрая поговорка. - не надобно пренебрегать и народными пословицами, когда они заключают в ceбе какую-нибудь здравую мысль, - о поле, так говорить она, сколько ты имело господ. и сколько еще будешь иметь! (Св. Златоуст).
  Каким богатством здесь кто ни обладал бы. всегда слышан сей печальный голос; сколько оно продолжится? (Блаж. Августин).
  Хотя ты и чрезвычайно пристрастен к богатству. оно не долго останется у тебя.
  Богатство-это раб неверный: наложи на него тысячу цепей, он уйдет и с цепями.
  Не привязывай своего сердца б тому, что дается тебе на время. Это не богатство, что скоро уйдет от нас.
  То - истинное богатство, которого, обладая им. потерять не можем (Блаж. Августин).
  Обходись с земным богатством, как с гостем, которого надобно честно принять и честно проводить (Филар. М. Москов.).
  Когда нет богатства, не должно его желать, а когда оно есть, надобно много думать не о том. что обладаешь им, но о том, умеешь ли располагать им (Св. Васил. Велик.).
  Богатый не хозяин есть богатства, ему от Бога данного, но прикащик и расходчик, который даровавшему Господу ответ должен воздать в свое время. Ибо никто ничего с собою не принес в мир, кроме тела нагого, и потому ничего своего не имеет, но все. что ни имеет, Божие есть добро (Св. Тихон Задон.).
  Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто хорошо пользуется тем, что имеет.
  Ты владей богатством, а ему не давай обладать тобою.
  Кто раб богатства, тот и хранит его как раб, а кто сверг с себя иго рабства, тот раздает богатство, как господин (Блаж. Августин).
  Богатства даны нам для сохранения нашей жизни, а не для побуждения ко греху; золото должно служить средством ко спасению, а не к погибели души (Св. Васил. Велик.).
  Бог дал тебе богатство с тем, чтобы ты им купил небо (Св. Златоуст).
  Будем стараться, чтобы имение, долженствующею погибнуть, изменить в награду, никогда не гибнущую (Св. Григор. Двоеслов).
  Искусство все превращать в золото отнюдь не так важно, как искусство превращать мертвое золото в живую и от смерти избавляющую добродетель (Филар. М. Москов.).
  Куда девалось твое имение? спросил некогда царь Иоанн Васильевич у Шереметьева, своего вельможи.- "Через руки бедных я препроводил его в Отцу Небесному", -отвечал он. Вот самое лучшее употребление богатства, достойное истинного Христианина и Русского вельможи!
  Богатого, не только не имеющего привязанности к богатству, но и охотно уделяющего от оного тем, которые терпят недостатки и лишения, можно уподобить общественным фонтанам, принимающим воду для того только, чтобы пользовались ею все, кому и для чего она нужна (Огюст Николь).
  Как обильный источник водный, который посчастливилось тебе открыть, протекает во двор твой, а дотом, напоив тебя, истекает к другим: так да течет к тебе, и так да истекает от тебя богатство.
  Дается тебе богатство, чтобы и ты давал.
  Богатство и благотворительность должны быть неразлучны.
  Бог премудро и праведно устрояет благополучие бедствующих чрез человеколюбивых благодетелей, и блаженство благодетелей, чрез дела человеколюбия (Филар. М. Москов.).
  Богатые только тогда внидут в царство небесное, когда введут их бедные (Лук. 16, 9).
  Богатые без бедных не могут спастись. Если только они отверзают руки для бедных, то Бог отверзает для них врата небесные (Блаж. Августин).
  Без бедности и богатство бесполезно (Св. Златоуст).
  Богатство тогда только может быть нашею собственности), когда его нищим раздаем (Св. Златоуст).
  Богач, когда умрет, ничего не возмет с собою. Тот берет с собою свои блага, кто роздал их требующим (Св. Григор. Двоеслов).
  Милостыня, поданная нищим, есть сокровище богатых (Константин Импер. Греческий).
  Собирающие на земле сокровища уподобляются тем, которые скрывают свои плоды в низких и влажных местах, не рассуждая о том, что они в краткое время могут обратиться в гниль и ржавчину.
  В дом сокровище не безопасно; в руках нищих безопасно (Св. Златоуст).
  Не тот богат, кто много имеет, но кто много дает (не имущим). (Он же).
  Богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много роздал (Он же).
  Если вы цените богатства ради той чести, какую они вам доставляют, то подумайте, во сколько крат более для вас славы называться отцом тысячи бедных, чем считать тысячи монет в вашем кошельке (Св. Васил. Велик.).
  Оселком можно узнать качество золота, а золотом качество человека (Хилон).
  Кто любить богатство, тот не может любить ближнего.
  Если б я богат был, говорить иной, я бы озолотил весь свет!.. Пустяки! Часто мы дорожим копейкой при богатстве более, чем рублем в бедности.
  Богатство часто бывает концом, одной нищеты и началом другой (нравственной). (Сенека).
  Легче презирать деньги в бедности, нежели в богатств.
  Почитай богатство не за что иное, как за терн, уязвляющий и окровавляющий тех, кои сжимают его в своих руках (Блаж. Августин).
  Богатство - для порочных препятствие, а для добрых пособие к добродетелям (Св. Амвр. Медиолан.).
  Будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю: ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им (Св. Златоуст).
  Большое различие-иметь яд и быть отравленными. Те, которые знают аптекарскую науку, почти всегда пользуются ядом для благих употреблений своего искусства, и никак нельзя сказать, чтобы они отравлялись им потому только, что имеют яд в своих кабинетах.-И вы можете иметь богатство так. чтобы яд, который ему свойствен, не доходил до вашего сердца, чтобы вы имели его только в своем доме, а не в сердце (Франциск де Саль).
  Бедность Евангельская состоит не в лишении богатства, но в отсутствии привязанности к нему. Можно быть бедным до недостатка в самом необходимом, но вместе с тем очень богатых жаждою и стремительностию к богатству, и напротив можно обладать всеми благами земного счастия, и однако не иметь ни к чему привязанности (Св. Златоуст).
  Что делают мореплаватели, как буря грозит потопить корабль? Они бросают груз в море. Вот чем объясняется совет, данный Иисусом Христом богатому юноше (Mф. 19, 21), которому пристрастие к богатству грозило вечною гибелью! Исполнение этого совета было для юноши единственным средством спасения.
  Не богатство губит богатого, но употребление богатства (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Не богатство заграждает вход в царствие небесное (Mф. 19, 23), но злоупотребление богатством (Прот. И. Толмачев).
  Не богатые, но служащие богатству осуждаются (Св. Златоуст).
  Не богатство худая вещь, а худо сребролюбие (Он же).
  Ты богат; я не против этого; ты скуп, вот за что я осуждаю тебя (Он же).
  Будем поступать как малые дети, которые, держась одною рукою за отца своего, другою собирают в роще ягоды.-И мы, одною рукою сбирая здешние блага, другою будем держаться за десницу Отца Небесного и, сколько можно чаще, обращать к Нему взоры свои, чтобы знать, угодны ли Ему дела наши.
  26. Сребролюбие и любостяжание.
  Никакая страсть не ненавистна столько, как гордость, и никакая не заслуживаешь столько осмеяния, как сребролюбие (Св. Петр Дамаскин).
  Если надеешься вечность получить, то для чего столько желаешь временного?
  Сребролюбивый человек есть самый несправедливый. Ничего не принеся с собою в свет, он столько заботится о земных сокровищах, как будто все с собою может унести из мира.
  Начало всякого греxa есть гордость, а корень всех зол-сребролюбие; первая отвращает от Бога, а второе обращает к тварям.
  Сребролюбец есть Богоотступник, так как сребролюбие есть идолослужение (Прот. П. Соколов).
  Спросили авву Исаию: что есть сребролюбие? Он отвечал: "неверие Богу в том, что Он печется о тебе, ненадеяние на обетование Божие и любовь к гибельным удовольствиям.
  Страсть к приобретениям заглушает часто у родителей голос природы. - возбуждает ссору между братьями, - наполняет пустыни убийцами, моря разбойниками, - порождает клеветников в городах (Св. Васил. Велик.).
  Руки любостяжательного жадно простираются, чтобы захватывать направо и налево, правильным приобретением и неправильным хищением (Филар. М. Москов.).
  Нет неправды, на которую не решился бы корыстный, как показал на себе Туда. От него-воровство, святотатство, убийства, предательства (Феофан Еп. Влад.).
  Любостяжательный не щадит ни отца, ни матери, ни братьев, ни друга (Блаж. Августин).
  Звук металла, наполняющий уши сребролюбца, делает его глухим к голосу благодати (Св. Златоуст).
  Сребролюбец ни о чем не хочет ни слышать, ни говорить, как о cepeбpе и росте, и о росте на рост.
  Связанный постоянною мыслию и заботами о своем золоте, может ли человек стремиться к небу и домогаться нетленных, небесных сокровищ? Его сердце зарывается в своих богатствах, как улитка в скорлупе, не имеющая ни желания, ни даже возможности расстаться с нею (Прот. И. Толмачев).
  Невозможно любить вместе и сребро, и душу (Св. Златоуст).
  "Хороши слова", думает про себя сребролюбец, поучаемый нищелюбию, "но золото лучше".
  Корыстолюбцы шуточно говорят, что и для глаз полезно смотреть на золотую монету.
  Как море не исполняется притоками pек, так сребролюбец не насыщается никакими стяжаниями (Дховн. Маргар.).
  Ад не скажет! довлет (Прит. 30, 16); и любостяжательный никогда не говорит! "довольно" (Св. Васил. Велик.).
  Сребролюбие чем больше находить, тем большего ищет.
  Хорошо некто сравнил корыстолюбцев с страждущими водяною болезнью, Как те, чем более имеют воды в своем теле, тем более чувствуют жажду: так и корыстолюбцы, имея много, желают большого (Св. Златоуст).
  Любостяжательное сердце уподобляется огню, который дальше и дальше идет по сгараемому веществу, и одно разрушая, другое охватывает (Св. Васил. Велик.).
  Как огонь, охватывая множество дров, пространнее расширяется; так и сребролюбие, прежде подобясь маленькому ручейку, напоследок делается неизмеримых океанах.
  Bсе греxи стареются с человеком; одна любостяжательность юнеет с каждым днем (Св. Амвр. Meдиолан.).
  Искатель драгоценного камня неутомимо бежит за блестящим метеором, пока не успокоится под камнем могильным.
  Сребролюбивому богатство тоже, что безумному меч (Св. Златоуст).
  Корысть не столько наполняет дом богатством, сколько душу заботами (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Свободен ли корыстолюбец?-Не закован ли в золотые оковы? (Филар. М. Москов.).
  Сребролюбец связан заботами, как пленник цепями (Духовн. Маргар.).
  Как море никогда не может быть без воле, так и сердце сребролюбивого человека не может быть без печали, попечения, страха и мятежа (Св. Златоуст).
  Сребролюбие всегда носят с собою зависть, которая мучить обладаемого ею прежде, нежели он станет изнурять подобных себе, подобно ехидне, которая умерщвляет свою матерь прежде, нежели наносить вред другим (Мать Синклитикия).
  Жадного корыстолюбца, имеющего множество благ, но не имеющего мира и покоя, можно сравнить с деревом, которое снаруже покрыто листьями и обременено плодами, а внутри уже изъедается червями и близко к совершенному разрушению.
  Сребролюбцы поистине несчастнейшие люди и в сей, и в будущей жизни. Здесь, они в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение (Прот. И. Соколов).
  Горе любостяжательному! Богатство от него бежит: ожидает же его огнь (Св. Нил Синайский).
  Ужасная страсть корыстолюбия, на все дерзая и ни в чем не зная сытости, увлекает обладаемую ею душу в глубину зол. Посему будем изгонять эту страсть в самом ее начале. Усилившись, она становится непобедимою.
  Заповедь Спасителя о нестяжательности (Мф. 6. 19) относится не с одним только богачам, но и к бедным, потому что и нищий столько же может быть привязан сердцем своим к одному рублю, сколько богач к целым тысячам (Прит. И. Соколов.).
  Можно не иметь многого, но ко многому быть пристрастным.
  Не тот только сребролюбец. кто много имеет и не делится с неимущими; но и тот, кто хотя и не имеет излишнего, но ненасытно желает его и об этом всегда помышляет.
  Не все богатые погибнуть, равно и бедные не все спасутся.
  О богатстве веры всего паче попечемся, братие, богатые и бедные (Филар. М. Москов.).
  Великое дело-не деньги нажить, но стяжать страх и благочестие.
  Хорошо богатеть кротостию и любовию (Авва Евагрий).
  Хорошо похищать-только не гибнущие вещи, а царство небесное (Mф. 11, 12).
  Хочешь ли обогатиться? Имей друга себе Бога, и будешь богатейший из всех (Св. Златоуст).
  27. Скупость.
  Бедный имеет много нужд, расточительный еще более, а скупой во всем недостаток.
  У скупого во всем недостаток. Он точно нищий, трясущийся от голода и холода. Прочие страсти состоять в наслаждении г удовлетворении, а страсть скупости в лишении в нищете.
  Скупой человек, каким бы не обладал богатством, беднее всех, потому что жалеет для себя свое собственное, как будто бы ничего не имел.
  Человек, обладающий сокровищем и обладаемый скупостию, которая его связывает и как бы отнимает и уничтожает его сокровище, не беднее ли того нищего, который имеет силу и свободу располагать г пользоваться своим скудным имуществом?
  Богатство только тогда хорошо, когда из него делают хорошее употреблен. Поелику скупой не делаeт такого употребления; то богатство его не приносит ему пользы.
  Для скупого так же не существует то, что он имеет, как и то, чего он не имеет.
  Скупой не похож ли на больного горячкою, который томится самою жестокою жаждою, хотя и может черпать воду из источников? (Св. Златоуст).
  Скупой собирает только для того, чтобы собирать, Он не удовлетворяет своих потребностей,-он отказывает себе в них.
  Скупых людей, по всей справедливости, модно именовать врагами общественными и грабителями ближних.
  Когда скупой сам ceбе враг, то может ли быть для кого либо добрым и полезным? (Сир. 14, 5).
  В колодцах, чрез вычерпывание вода делается лучшею; а если колодцы запущены, то вода в них загнивает; и застой богатства бесполезен; а движение его и перехождение из рук в руки общеполезно и плодоносно (Св. Васил. Велик.).
  Кто обнажает одетого, того назовут грабителем; а кто не одевает нагого, хотя может это сделать, тот достоин ли другого какого названия? (Он же).
  Скупой знает чекан монеты и различает настоящую монету от поддельной, но вовсе не узнает брата в нужде (Он же).
  Скупого крайне веселит доброцветность золота, но он не рассчитывает, сколько вздохов бедного сопровождает его (Он же).
  У скупого одно натвержено слово; "нет у меня; не дам, потому что сам беден". Действительно, ты беден и скуден всяких добром; беден ты любовно, беден человеколюбием, беден верою в Бога, беден вечным упованием (Он же).
  Скупой доколе жив, ничего доброго не делает; а только то добро от него бывает, когда умирает. Богатство его, бывшее до того времени узником, выходить на свет.
  Скупой богач подобен тучному животному, которое бесполезно при своей жизни и бывает полезным только по смерти.
  Скупой собирает, а другие будут пользоваться собранным.
  Чем тяжелее сундуки скупых, тем легче скорбь их наследников.
  28. Лихоимство.
  Скупой лихоимец подобен грецкой губке, вбирающей в себя воду, которую должно выжимать.
  Никто так не вредит обществу, как лихоимцы. От них оно более стонет, воздыхает и изнемогает, нежели от иноплеменных врагов (Св. Тихон Задон.).
  Об ехиднах говорят, что они раждаются, прогрызая утробу матери; и рост отраждается, изъядая дом должника (Св. Васил. Велик.).
  О зайцах говорят, что они в одно время и родят, и кормят, и зачинают детей. И у ростовщиков деньги в одно и тоже время и отдаются в заем, и родятся, и подрастают (Он же).
  Семена дают плод и животные приходят в зрелость с течением только времени; а рост сегодня раждается и сего же дня начинает рождать (Он же).
  Лихоимец несчастнейшую жизнь проводить, всегда пребывая в страхе и печали: в страхе-ради того, что имеет, а в печали-ради того, чего еще не имеет (Св. Златоуст).
  Лихоимцы везде приемлют себе наказание; в жизни, в смерти и по смерти (Он же).
  29. Роскошь.
  Скупой собирает без конца, роскошный расточает до конца (Филар. М. Москов.).
  Роскошь, раждая мнимые паши недостатки, никогда не полагает пределов безпредельным желаниям человеческим; она, подобно тартару, и все пожирает, и ничкм не насыщается.
  Богатые, живущие в роскоши, беднее нищих.
  Многие не находят у себя излишнего только потоку, что все издерживают на излишнее.
  Иной строить пир на весь мир, а потом сам чуть не идет по миру.
  Иной терпит недостаток в старости, потому что в юности не довольно сберегал или расточал свое имущество. "Ты худо обдаешь, потому что слишком хорошо позавтракал", - сказал один древний мудрец (Прот. И. Толмачев).
  Из всего, даже потребного нам,-должно иметь необходимое, а не излишнее (Св. Златоуст).
  Если покупаешь лишнее, то скоро будешь продавать нужное.
  Оставь не только суетные попечения об излишнем, но а о потребном излишние (Филар. М. Москов.).
  Не пресыщайся хлебом, - не пожелаешь и вина (Мать Синклитикия).
  30. Украшение тела и наряды.
  Посмотрите вы, слишком занятые наружностию своею, вы, убеляющие и украшающие лица свои,-посмотрите, что за вас понес Иисус на лице Своем, и довольствуйтесь быть такими по внешнему виду, какими сотворил вас Бог! (Прот. П. Соколов).
  Есть даже, к стыду человечества, и старцы, которые занимаются тщательно украшением в подкрашиванием своего лица и головы, стыдясь своей седины,-этой природной белизны, которой уподобляется глава Господня! (Апок. 1, 14).
  Украшение тела есть пагуба души (Авва Исаия).
  Нельзя украшать вместе и тело и душу, нельзя. Золото и драгоценные камни могут украшать тело, во не обогащают души.
  Женщины полагают, что широкие или длинные платья вознаграждают узкие и короткий понятия.
  Будь красива душею, тогда будешь приятна н по телу.
  Красота души такого свойства, что и в старости имеет многих любителей, потому что никогда не увядает и всегда цветет (Св. Златоуст).
  Не гордись внешнею красотою: плотская красота без духовной не красота, а безобразие (Прот. Авр. Некрасов).
  Пышная одежда есть великолепная глупость. Что значить эта гордость, с которою имеющий за себе дорогую одежду едва удостоивает взора покрытую вретищем или полураздетую нищету, - это непостоянство. с которым так часто переменяют уборы?-Не есть ли это нечто подобное тому, как если бы больной вздумал тщеславиться множеством своих струпов и красотою обязаний; или если бы раб, принужденный носить оковы, желал иметь их в великом числе, и выработанные с разнообразным искусством? (Филар. М. Московский).
  Модник и франт-либо влюблен в самого себя,- тогда он глуп,-либо хочет, чтобы влюблялись в него,-тогда он развратитель (Прот. И. Скворцев).
  Когда поутру надеваешь на себя одежду, приводи себе на память первый грех наш, который сделал ее для тебя необходимою- Когда вечером слагаешь туже одежду, переносись мыслию к будущему воскресению из мертвых, когда опять не будет нужды ни в каком одеянии (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  31. Душа и тело.
  Человек состоит из души и тела. Но как душа главнее тела, потому что дает жизнь телу и отличает человека от прочих животных, имеющих много сходства с его телесным организмом, то по естественному порядку вещей и главное внимание, главная забота наша должны быть устремлены не на тело, а на душу.
  Когда император Феодосий узнал, что жители Антиохии влачили по грязи статую его супруги, то он приказал разрушить город. Что сделает Бог нам, если мы грехом оскверняем душу-Его образ и храм? (Прот. И. Толмачев).
  Хотите ли знать цену вашей души? Посмотрите на цену искупления. Не золото целого мира, не мир весь. со всем, что в нем есть, но Сам Бог был ценою нашего выкупа (Св. Златоуст).
  О душе, как главной части человеческого существа, по достоинству драгоценнейшей целого мира, должно заботиться более, чем о всем прочем, более чем о теле, или, по крайней мере, так же, как о теле. Но не наоборот ли бывает большею частию? Не о теле ли своем главным образом заботятся люди? Не много ли таких, которые о душе своей и не думают вовсе, как бы ее не существовало?
  Один святой муж, при виде прекрасной и роскошно одетой женщины, горько заплакал и сказал: "она сделала для украшения своего смертного тела гораздо более, чем я для моей бессмертной души".
  Малое дитя между нами смыслить, что значить сделать обнову для ила; но часто и седовласый старец не разумеет, как обновить душу, или сделать для нее обнову.
  Я желал бы быть лучше лошадью и всякою другою вещью большей части Христиан, чем их душею; потому что они оказывают более заботливости, любви и привязанности ко всякой другой вещи, чем к своей душе (Блажен. Августин).
  У отца два сына голодных и остался один хлебец. Он был бы крайне несправедлив, если бы весь хлеб отдал одному сыну, а другого оставил бы голодным. И у вас-душа и тело, и то и другое- ваши. Хотя бы душе и приличествовало дать предпочтение, как избранному сыну, так как она имеет род небесный; но почему же вы не хотите удалить долю и ей, хотя бы равную с телом? Не великая ли это несправедливость?
  Нерадя о душе, мы приготовляем также разрушение и для тела. Кто пренебрегает частию самою ценною для того, чтобы возвысить менее ценную, тот наносить вред как той, так и другой части. Напротив, кто заботится надлежащим образом о душе, тот, сохраняя душу, сохранить и все тело (Св. Златоуст).
  Ты, который столько заботишься о исцелении тела своего, когда заболит оно, почему не стараешься доставить ему блаженство по воскресении (заботливостию и попечением о душе)? (Авва Исаия).
  Тогда ты будешь мудр, когда столько же будешь делать для души, сколько теперь делаешь для тела.
  Старайся о твоем теле, но не так, как бы оно было душа твоя.
  Бренное тело твое да будет покорно духу, а дух Предвечному своему Виновнику.
  Если не поработишь тело душе, то оно поработить душу диаволу.
  Как дело Божие править миром, там и дело души управлять телом (Авва Фалассий).
  Давай плоти то, что нужно ей, а не что хочет она получить (Св. Нил Синайский).
  Не верь во всю жизнь твою сему бренному телу, и не надейся на него, пока не предстанешь Христу (Св. Иоанн Леств.).
  Плоть-друг неблагодарный. Когда угождаешь ей, тогда еще больше старается она вредить (Он же).
  Плоть-коварный друг: чем кто боде угождает ей, тем более она восстает на него (Авва Исихий).
  Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость (Св. Иоанн Леств.).
  Душа пи от чего так много не страдает, как от тела.
  Если ваш дух не будет воевать с своею беспокойною соседкой-плотию, не будет противиться ее непомерным требованиям, преодолевать ее искушения, то вам никогда не знать того блаженного мира, который так необходим для вашего счастия.
  Кто жалеет плоть, в том не может пребывать Дух Божий (Феофан Еп. Владим.).
  По той мере, как тучнеет тело, истощается душа,- и напротив по мере истощения тела, укрепляется душа (Авва Даниил).
  Плоть, если крепнет, крепнет на счет духа; в дух, если зреет, то зреет не иначе, как на счет утончания плоти. Ни у одного святого не находимо льготной жизни: все жили сурово, в стеснении, иссушении, озлоблении плоти (Феофан Еп. Владим.).
  Пусть каждый испытает и увидит, что чем менее дают свободы телу, чем более источают его постом, тем более приходить в силу жизнь души, мысли ее становятся светлее, чувства и желания чище, молитва искрение и живее, воздыхания о грехах чаще и полнее (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Кто льстит себя надеждою достигать совершенства в духе без сурового обхождения с телом, тот походить на того, кто бы хотел носить воду решетом, или ловить ветер руками, или писать слова на воде (Феофан Еп. Владим.).
  Весьма опасен необузданный конь для ездока; так и душе твоей опасна плоть, когда она необуздана разумом и воздержанием (Св. Димит. Ростов.).
  32. Здоровье и болезнь.
  Здоровье есть драгоценный дар Божий.
  Без здоровья богатство-почти тоже для человека, что жертва для истукана, или хорошо устроенная дорога для безногого (Зайдлер).
  Береги здоровье-храни себя от разврата, от небрежности и опрометчивости; не берешь здоровья - не щади самой жизни, когда этого требует от тебя Бог, отечество и твое вечное спасение.
  Важно здравие телесное, но гораздо важнее здравие душевное и тем важнее, чем душа превосходнее тела (Св. Златоуст).
  Что пользы тело здоровое иметь, но душу расслабленную и немощную? (Св. Тихон Задон.).
  Здравие телесное на время; а в здравии душевном заключается начало вечной жизни.
  Лучше весь век настоящий быть больным по телу но по душе здравствовать, нежели здравствовать по телу, но по душе недуговать (Прот. Авр. Некрасов).
  Для тела болезни - горький напиток, а для души спасительное врачевство.
  Телесные болезни очищают душевные (Схимон. Макарий).
  Болезнь, хотя плоть твою мучит, но дух твой спасает (Св. Тихон Задон.).
  Редко бывает, что в здоровом теле здоровая душа живет, а по большей части, и почти всегда, в немощном (Он же).
  Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет (Он же).
  Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который почти тотчас засыхаете, как скоро он распустится, и-облаку, которое разодевается и не оставляете следа; что наши дни исчезайте, как тень; что наше тело сохнете, подобно траве полевой; что жизнь самого крепкого человека есть только дыханию; что с каждым дыханием она сокращается, и что биение его пульса, подобное ударах маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет в такую минуту, когда он думает, что до сего часа еще долго.
  О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость мяса и рыбы отвращает, и не попускаете зараждаться червям в них: так и всякая болезнь сохраняете дух наш от гнилости и тления духовного, и не попускаете страстям, как червям душевным, зараждаться в нас (Св. Тихон Задон.).
  Если схватите тебя болезнь, не унывай и не упадай духом; но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе этою болезнию благо (Авва Исаия).
  Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбен об этом и плакал, говоря: "оставить меня Господь мой и не посетил меня" (Древн. Патер.).
  Кто переносите болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже болне (Препод. Сераф. Саров.).
  Кто терпит болезни и благодарить, тоге мученический венец получаете (Св. Златоуст).
  В болезнях тела нужно прежде всего заботиться об исцелении души (Прот. И. Толмачев).
  Из урока, изреченного расслабленному: се здраве еси, к тому да не горше, да ш горше ти что будет (Иоан. 5, 14) познаем, что виною болезней наших суть грехи и что, следовательно, первейшее врачевство против них всегда суть не столько капли, предписываемый врачами, сколько те, кои текут из очей от сердца сокрушенна н смиренна (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвою (Св. Нил Синайский).
  Часто не руки врачей, но одна вера восстановляете болящего.
  Если бы врач твой стал хвалиться твоим исцелением, как собственным делом, ты сочти своим долго ж напомнить ему о Владыке жизни и смерти.
  Во время болезни всякий должен думать и говорить: "кто знает? Можете быть, в моем недуга отворяются мне врата к вечности".
  Выздоравливающий после болезни, в особенности серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: "свыше дарована миг отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовыми.
  33. Пост и воздержание.
  Заповедь о посте имеете такую же древность, как и самый мир.
  Первоначальная заповедь, данная Богом человеку, была заповедь о посте (Быт. 2, 17).
  Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай (Св. Васил. Велик.).
  Не поститься значить уподобляться безсловесным, которые не знают поста.
  Не должно возлагать на себя поста, превышающего силы. Пост для человека, а не человек для поста. Облегчение поста для немощных дозволительно, по правилу церковному (Прав. Апост. 69) и-весьма справедливо, потому что немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следственно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе (Филар. М. Москов.).
  Поста тела есть пища для души (Св. Златоуст).
  Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе (Св. Васил. Велик.).
  Челнок легче плывет, когда он не обременен излишнею поклажею: так в молитва легче, удобнее совершается, когда тело не обременено излишнею, утучняющею пищею к питием, или, что тоже, когда человек постится (Иаков Архиеп. Нижегор.).
  Животные многопищные и тучные не могут бегать так скоро, как малопищный олень: подобно сему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен в подвигах, как воздержный (Филар. М. Москов.).
  Невозможно, чтобы огонь горл в воде, невозможно и покаяние без поста (Св. Златоуст).
  Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище (Авва Пимен).
  Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объяденние (Св. Иоанн Леств.).
  Чревоугодие есть мать любодеяния (Древн. Патер.).
  Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что остановить силу огня, попаляющего солому (Св. Нил Синайский).
  Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств, тем яростнее похоть (Авва Леонтий).
  Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженных кораблем, который при малом движении волн идет ко дну (Он же).
  Блаженный Августин сравнивает тело с яростным конем, увлекающим душу, необузданность коего необходимо укрощать уменьшением его пищи: и для этой-то или главным образом и установлен поста.
  Вспомни, что Адам в раю был не ниже тебя совершенством,--возмнил обойтись без поста,-и что вышло? (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  Лота среди самого Содома процветал добродетелями; вне Содома сложил с себя поста; - и что произошло? (Он же).
  Кто из животных столько силен, кадь лев? Но из-за чрева своего и он попадает в свети и тогда все могущество его смиряется (Св. Иоанн Колов).
  Толстое чрево не родит тонкого смысла (Св. Златоуст).
  Когда Давид боролся со львом, то ухватывал его за гортань. И мы, если удержим гортань и чрево, то победим с Богом невидимого льва (Авва Пимен).
  Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало (Св. Иоанн Леств.).
  Учись держать чрево в крепкой узде: оно одно не воздает благодарности за оказанный ему благодеяния.
  Чрево-самый неверный в договорах союзник. Это-ничего не сберегающая кладовая. Если многое в него вложено, то вред в себе удерживает, а вложенного не сохраняете (Св. Васил. Велик.).
  Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек для того, чтобы наполнять малое к не смысленное чрево! Как унижается разум, когда истощается в изобретениях, чтобы дань, ежедневно требуемая чревах, как неумолимым владыкою, была ему приносима, как можно в большом изяществе, и была им приемлема, как можно в большем количестве! И как ругается над сим раболепствующим разумом чрево, концом всех его заботь о изяществе полагая нечистоту и смрад! (Филар. М. Москов.).
  Если влечет тебя похотение вкусной и многой пищи, вспомни смрад, происходящий от ней,-и успокоишься (Авва Исаия).
  Чревоугодник трудится г сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами; а когда поел, мучится во время пищеварения; воздержание же сопровождается здравием к трезвенностию (Св. Ефрем Сирин).
  Мы не для того живем, чтобы есть, но для того едим, чтобы можно было жить и исполнять свои обязанности (Прот. П. Соколов).
  Если, в чем не трудно удостовериться, настоящее назначение пищи и пития есть поддержание и возобновление телесного состава, который неприметных образом непрестанно снедает тление; а вкус пище н приятность питию даны, как средства для сей цели: то каждый кусок пищи, сверх утоления глада, снедаемый для вкуса, есть доля объядения: каждый глоток питию, после угащения жажды и после ободрения сил, употребляемый для приятности, принадлежите к чаше пьянства (Филар. М. Москов.).
  И за столом наблюдай пост.
  От яств постись по временам, а от невоздержания постоянно.
  Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот. кто надеется приобресть ее одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями (Авва Серапион).
  Берегитесь измерять пост простыми воздержанием от пищи. Tе, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить (Св. Васил. Велик.).
  Владеешь чревом? Владей и языком, чтобы когда остаешься рабом одного, и освобождение от другого не было бесполезным (Св. Нил Синайский).
  Сестра и подруга поста-молитва.
  Внешние посты не всегда необходимы, а внутренний пост необходим во всякое время.
  34. Пьянство.
  Не презирай вина, но презирай пьянство (Св. Златоуст).
  Не вино худо, но его злоупотребление (Он же). Не вино виновато, а виноват тот, кто меры в вине не знает.
  Не пить запрещено, а упиваться.
  Вино есть Божие дело, а пьянство- диавольское (Св. Златоуст).
  Бойся неумеренного употребления горячих напитков, как огня гееннского.
  Если когда человек бывает под властно диавола, так это особенно в пьянстве.
  Никто так не бывает любезен диаволу, как в пьянстве пребывающий, потому что никто так не исполняет его воли, как пьяница (Св. Тихон Задон.).
  Лот, убежденный дочерьми, упился вином, - и удобно вовлек его диавол в любодеяние (Св. Исид. Пелусиот).
  Чего трезвый не сделает, на то пьяный дерзает (Св. Тихон Задон.).
  Не услаждайся вином, и не приманет тебя плоть (Авва Евагрий).
  Пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия (Блажен. Августин).
  Когда пьяным управляет вино, он уподобляется упряжи лошадей без узды (Св. Васил. Велик.).
  Пьяница недостоин жить в обществе разумных существ; его следовало бы поместить между животными и изгнать из общества людей (Он же).
  Скоты и-те не пьют больше нужды,-не бывают не в состоянии ходить,-не падают на землю,-не бьются о деревья, - не теряют дороги, после того, как напьются; а все это случается с пьяницами. Кто не будет гнушаться сего порока, который унижает порабощенного ему человека ниже скотов?
  Слово Божие отсылает ленивых к муравью, чтобы научить их трудолюбию; а пьяниц нужно отсылать к скотам, чтобы научить их воздержанию (Прот. И. Толмачев).
  Когда церковь увещевает грешников. она указывает их на пример Иисуса Христа и святых: а когда дело идет о человек: невоздержном. то нужно предлагать ему пример скотов; какой позор! (Он же).
  Упившиеся-что иное, как не языческие идолы?- Очи имут и не видят: уши имут, и не слышат (Пс. 113, 13. 11). (Св. Вас. Велик.).
  Пьяный, смотря во все глаза, не видит и того, что у него под ногами.
  Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования (Св. Васил. Велик.).
  Пьяница ни к чему не годен. кроме ада.
  Пьяного человека и в дом порядочный не пускают, не только что в царство небесное.
  Не употребляй без меры не только вина, но, если можно, и воды.
  36. Употребление дара слова.
  Язык есть самый благодетельный и самый вредный орган у человека.
  Язык, хотя малый член, но производить великие дела.
  Одно доброе слово и в жестокий мороз согреет; напротив, одна худая речь и в жары бросить в озноб.
  Одно уступчивое слово может утолить гнев, а грубое привести в бешенство.
  Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе к худых делает добрыми (Св. Макар. Велик.).
  Малый уд язык, но большой вред может принести, подобно тому, как моль малое насекомое, а большие вещи повреждает и даже уничтожаешь.
  Слово не стрела, а часто больнее стрелы пронзает сердце.
  Не равно слово и не равен час: иное слово в хной час даже хуже меча.
  Одна речь, одно слово, безрассудно произнесенный, достаточны иногда бывают, чтобы решить наше несчастие.
  Малый уд язык, но великие и многие бедствия делает; двоякою оградою загражден, то есть зубами н губами, но весьма удобно вырывается и выскакивает (Св. Тихон Задон.).
  Некоторые очень разборчивы в пище в не допускают в уста свои известных яств, во не так разборчивы и осторожны относительно слов, исходящих из уст их (Блаж. Августин).
  Иные щедры и милостивы и ближним своим, но языком своим вредят человеку.
  Дурная привычна и небрежете о том. что нам на пользу, - вот что всего больше мешает положить хранение устам нашим (Фома Кемп.).
  О, как мало таких бесед, даже у призванных проповедывать благочестие. за которые не должно будет им дать отчета Богу!
  Не стыдно ли, не смешно ли крайне, что, имя слугу, по большой части употребляем его на дела нужные, а получив язык. с собственным членом не обходимся так, как с слугою, а напротив употребляем на дела бесполезные и напрасные? (Св. Златоуст).
  Щади язык: он часто произносить то, что лучше било бы утаить (Св. Нил Синайский).
  Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтобы после не раскаиваться.
  Слово, раз вылетевшее, назад возвратить нельзя.
  Сказанное слово назад не воротишь: пока не произнес его, ты ему господин; а когда произнес, оно твой господин.
  Над камнем, брошенным рукой, мы не имеем уже власти; так и над каждым неразумным словом, слетевшим с наших уст (Прот. И. Толмачев).
  Только тот вполне обладает даром слова, кто не проронить ни одного слова даром.
  Лучше говорят обыкновенно те, которые говорят менее.
  Где много слов, там обыкновенно много грехов.
  Более слушай, нежели говори; в многоглаголаний не спасешься от греха.
  Много не говори: мудрые много не говорят. Говоря много, нельзя не согрешить. Надобно стараться, чтобы говорить немного и во время, именно тогда, когда видим, что молчанию бесполезно. Впрочем, и тогда не говори, чего не знаешь.
  Лучше учиться, нежели, не зная, учить (Св. Григор. Богослов).
  Не медли слушать добрый совет и полезное наставление, но не спеши сам давать советы и наставления. Будь скоре для слушания, и медлен на ответ (Сир. 5, 13).
  Чтобы показать, что мы охотнее должны принимать наставления, нежели поспешно отвечать, природа дала нам два уха и только один язык (Плутарх).
  Не говори всего, что знаешь, но непременно знай все, что говоришь.
  Не тот мудр, кто много говорить, но тот, кто знает время, когда должно говорить. С разумом молчи, с разумом и говори.
  Если прилично говорить, и пришло время слову, говори, что служить к назиданию (Фома Кемп.).
  Не говори много, хотя бы ты мог говорить все хорошее.
  Ни в каком случай не расточай безрассудно слова. словесная тварь Слова Творческого! (Филар. М. Москов.).
  По крайней мере, Христианин, не скор буди усты твоими (Еккл. 5, 1); давай себе размыслить, во благо ли тебе и другим будет слово, которое ты раждаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе, иди против тебя (Он же).
  Прежде, нежели начнешь говорить, подумай, и тогда говори, или отвечай должное.
  Когда умный человек хочет что либо сказать, то сперва подумает и размыслить сам в себе и потом уже говорить; глупый напротив сперва говорить, а потом уже думает, что он сказал.

<< Пред.           стр. 12 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу