<< Пред.           стр. 2 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  С сладчайшим Иисусом все для тебя сладко будет. Самые скорби тебе покажутся нектаром небесным.
  Не находим ли мы высокого удовольствия, если можем перенести трудный подвиг для человека, которого чтим и любим? Из сего, по восхождению от малого к великому, самое верное заключение есть то, что если охотно но несем крест для Христа, найдем блаженство в самом подвиг прежде блаженства за подвиг (Филар. М. Москов.).
  "Мы никогда с таким удовольствием не пиршествовали, с какою радостно переносим это для Иисyсa Христа",-отвечали святые братья Марк и Марцеллин, когда один из мучителей изъявил им свое сострадание, что они привязаны к столбу и прибиты страшными гвоздями.
  Как дитя, или человек необразованный не понимает удовольствий, какие находить просвященный муж в чтении глубокомысленного сочинения, или в решении труднейшей задачи; так мудрейший философ, или проницательнейший гений, во чуждый спасительной веры, не может составить себе даже слабого понятия о той радости, которую Христианин почерпает из любви Иисуса Христа!
  Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего, и привязывает только к любимой особе; то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученных от Него? (св. Златоуст).
  "О, если б насладились мною звери, назначенные для растерзания моего,- которых я прошу ускорить мою кончину! Если же они не захотят поспешить, я сам приложу усилия, я настою, чтобы они растерзали меня! Да устремятся на меня огнь, крест, звери, сокрушение костей, разорение частей (тела) и все ужасы дьявола, только б насладиться мне Христом "!-С таким рвением, с такою готовности" Св. Игнатий Антиохийский ожидает, требует, вынуждает для себя мучений за Христа!
  "О, благой крест, давно желанный, страстно любимый, неослабно искомый, и теперь - то приготовленный для делающей души!-Я прихожу к тебе спокойный и радостный: и ты с торжеством прими меня"! Так взывает св. Андрей Первозванный, и в ужасах крестной смерти поставляет свое блаженство!
  Мы должны почитать для себя за великое счастие, если сподобимся что либо претерпеть для Господа.
  Нет большей славы, как разделять бесчестие с Иисусом (Филар. М. Москов.).
  Крест и различные скорби суть знамя Христианское, под которым! Христиане воинствуют Царю своему, на крест распятому (Св. Тихон Задон.).
  Когда хорошо рассудишь, кто есть Христос-что и ради чего и ради кого страшное мучение и бесчестие претерпел: получишь великое утешение во всякой скорбя и всякую скорбь примешь с благодарением и радостью (Он же).
  У креста находят утешение все, которых ничто в свете но может утешить.
  Если Христос, безвинный, за наши вины соизволил перенесть скорбь и тугу смертную; ты ли не покоришься перенести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения за нккие вины твои пред Богом, хотя может быть и безвинно пред человеками? (Филар. М. Москов.).
  Терпи до конца со Христом и Христа ради, если хочешь со Христом царствовать (Фома Кемп.).
  Кто хочет быть участником вечного царствия с Иисусом, тот должен быть участником и страданий, и терпения Его (Св. Тихон Задон.).
  Кто хочет быть сообразным Иисусу Христу по славе, тот должен быть сообразен Ему и по жизни.
  Если любишь Христа, не забывай исполнять Его заповеди (Авва Евагрий).
  Противник Христов не только тот, кто учением, но и кто житием слову Его противится (Св. Тихон Задон.).
  Тот не есть Христов. кто не так мыслить и действует, как Христос,
  Во всем да будет твоим учителем Господь Иисус Христос, на Которого взирая оком ума своего, спрашивай себя самого чаще! что в этом случае помыслил бы, сказал и сделал Иисус Христос?
  Уметь смиряться значит уметь подражать Иисусу Христу (Св. Васил. Велик.).
  Облеченный в смирение, Бог явился человеками и кто из человеков облечется в смирение, соделывается Богоподобным.
  Сделайся младенцем с Иисусом (в смысле смирены и простоты), и ты будешь возрастать с Ним в премудрости (Лук. 2, 40).
  Помни, Христианин, что вертеп и ясли Вифлеемские, где родился и был повить пеленами Спаситель Господь наш, должны быть гробом твоего честолюбия и властолюбия.
  Если Сын Божий смирил Себя, то и мы должны уничижать себя, тем более, что за гордость нашу смирил Он Себя.
  Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься (Св. Макар. Велик.).
  Христос, призываемый к царствованию, удалился от него, а званный на поругание и крестную смерть, добровольно согласился. Итак, человек, желающий уподобиться Христу, должен увеселяться больше поношениями, нежели славою.
  Помяни Христа в вертепе и в темнице: и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом (Филар. М. Москов.).
  Помяни Христа обнаженного и облекаемого в одежду поругания: и для тебя не желательна будет изящная одежда (Он же).
  Помяни одет и желчь, вкушаемые Христом! и ты не взалчешь росколного пиршества (Он же).
  Помяни Христа, Которого, по изображению Пророческому, колена изнемогоста от поста (Пс. 108, 24); и пост будет для тебя сладок и питателен паче пиршества (Он же).
  Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали ее; помяни Его, возносившего с креста молитву и за тех, которые вознесли Его на кресты и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им.
  Поминай Господа, восшедшего со славою на небеса в сороковой день, по Своем преславном востании из гроба, и седящего одесную Отца; помни сказанное Им обещание: идиже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Иоан. 12, 26); и тебе то служения Иисусу покажется благим (Mф. 11, 30) и сладостным.
  Идиже есмь Аз, говорить Христос, ту и слуга Мои будет. Где же Христос? На небесах. Итак переселимся туда душею и умом еще и прежде воскресения (св. Златоуст).
  4. Благодать.
  Благодать-это Бог, ощущаемый и видимый в сердце и сердцем (Паскаль).
  Благодать это есть присутствие Господа нашего внутрь нас. Самое блистательное доказательство математической истины может ли сравниться в очевидности с действиями благодати, когда сердце для нее открыто? (Граф Сперанский).
  Благодать в духовной жизни человека есть тоже, что дыхание в жизни телесной. Человек без дыхания мертв телом; Христианин без благодати не Христианин (Рим. 8, 9), мертв духом (Еф. 2, 1). (Петр Еп. Томский).
  Благодать для нас тоже, что солнце для земли; она нас озаряет, согревает и оживляет (Прот. И. Толмачев),
  Как глаз самый здоровый не может видеть, если не озаряется никакими лучом света: так и человек, как бы он ни был по видимому честен, не в состоянии, без благодати Божий, проводить добродетельной жизни (Блажен, Августам).
  Те из Христиан, которые желают быть добродетельными и не стараются о стяжании благодати Св. Духа. находятся в величайшем заблуждении. Они сеют на камне, пашут на воде, хотят летать без крыльев, дышать без воздуха (Прот. И. Толмачев).
  Что для корабля опытный кормчий, то Дух Святый для людей в продолжение их плавания по океану духовной жизни, исполненного опасностей (Он же).
  Как расснащенный корабль вдается сюда и туда по произволу бури: так и душа, лишенная благодати Божией, постоянно находится под управлением греха. который влечет ее не туда, куда она хочет, а туда. куда направит ее демон (св. Златоуст).
  В Христианстве все благодатно и ничего без благодати. Да печется же каждый из нас обрести для себя благодать (Филар. М. Москов,).
  Спасительна благодать божия сама в себе, но не спасает нас без нас (Он же).
  Благодать божия хотящих спасает, а не нехотящих (Св. Тихон Задон.).
  Сотворивший нас без нас. определил спасти нас не без вашей воли (Филар. М. Москов.).
  Бог не делает насилия нехотящим, но влечет только желающих.
  Бог действует не так, чтобы люди нехотя веровали, что не возможно, а так, чтобы из нехотящих они стали хотящими веровать.
  Земля ничего не производит без дождя, и без земли дождь бесполезен; точно также и благодать не действует без содействия самого человека, ни водя человека-без содействия благодати (св. Златоуст).
  Божественная благодать и человеческое усилие должны действовать вместе. Поле приносить плоды только тогда, когда Бог благословляет, а мы трудимся (Прот. 1. Толмачев).
  Бог не трудится за нас, а только помогает нам.
  Благодать не уничтожает затруднений, но помогает их преодолевать.
  Начнем только, и Бог с нами начнет дело нашего спасения.
  Бог-Господь простирает тебе Свою руку: дай Ему свою! (св. Златоуст).
  Как родник, непрестанно источающий чистые ручьи и обильные потоки, никогда не воспрещает желающему в обилии наслаждаться даром чистых вод; так и Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет (Св. Ефрем Сирин).
  Молитва есть простертая рука для принятия благодати Божией (Филар. М. Москов.).
  Солнце не проникает своим светом в цветок, если его чашечка закрыта: так и благодать не озаряет души, если она не раскрывается в молитве (Прот. И. Толмачев).
  Мы только можем быть далеки от Духа божия, а Дух Божий не может быть далеко от нас (Филар. М. Москов.).
  Как магнить привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо; так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним (в смысле согласия своей воли и сочувствия Богу, делающему всем спасения). (Феофил. Apхиеп. Болгарский).
  И нечистое зеркало не может принимать вне себя отражения и изображений; и душе, которая предзанята житейскими попечениями и омрачена страстями плотского мудрования, невозможно принять в себя озарений Св. Духа (Св. Васил. Велик.).
  Хотя Дух един, однако же дарования не равны, потому что неравны приемники Духа (Св. Григор. Богослов.).
  Различие даров Св. Духа зависит от различия умственных и нравственных сил лиц приемлющих (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  Как дождь, излившийся на землю, подает произрастениям свойственное им качество: сладким сладость, жестким жесткость; так и благодать, входящая в сердца верных, не изменяясь, дарует соответственные добродетелям силы (Св. Марк Подвижн.).
  Благодать, когда ей угодно, может возводить и пастырей в чин пророков и рыбарей в чин Апостолов.
  Щедро Бог дарует благодать, но не расточает се напрасно (Филар. М. Москов.).
  Как, по Божиим мерам, отмеривается мера нашей жизни: так, по мерам жизни, отмеривается и Божия мира (даров благодати). (Св. Григор. Богослов).
  Сколько мы, веруя, исполняем заповеди Божий, столько и Дух Святый производить в нас Свои плоды (Св. Марк Подвижн.).
  Благодать есть талант Домовладыки, который верного и усердного раба обогащает, а неверного и ленивого осуждает и отъемлется у него (Филар. М. Москов.).
  Как милосердию Божию свойственно открывать для нас, даже и недостойных, сокровища благодати Своей в ожидании нашего покаяния и исправления: так равно и правосудию Его свойственно отнимать Божественные дары, оскорбляемые пренебрежением!, в наказывать неблагодарность (Он же).
  Не только пагубно не делать дела Божия, но и делать его с небрежением страшно (Иер. 48, 10). (Он же).
  Как огонь требует дров, так к благодать-нашего усердия, чтобы она воспламенилась (св. Златоуст).
  Духа не угощайте (1 Сол. 5, 19), говорить Апостол, и тем дает видеть, что точно так же, как обыкновенный огонь гаснет, если не подкладывают сгораемого вещества, а еще более погаснет, когда будут лить на него воду,-и в нашем духе огнь благодати непременно будет умаляться с умалением в нас святых помыслов, чистых ощущений, богоугодных намерений и дел, и еще скорее погаснет, когда наполняем душу всем, что есть противного духу святыни (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Благодать, как скоро усмотрит, что в помысле человека начало появляться несколько самомнения, в стал он высоко о себе думать, тотчас попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока познает свою немощь и не емлется в смирении за Бога (Св. Исаак Сирин).
  Кто хочет удержать в себе благодать Божию, да будет благодарен за благодать, когда она дается, терпелив, когда отнимается; пусть молится, чтобы возвратилась она; пусть смотрит за собою и смиряется, чтобы не потерять ее (Фома Кемп.).
  Потеря благодати страшнее всех потерь: нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается наш туне, по одному милосердию Божию, во к сохранению ее мы доданы прилагать нее свое тщание (Охимон. Парфений).
  Утешения благодати иногда оставляют и ведущего добродетельную. даже подвижническую жизнь; но это не есть потеря благодати, и потому не должно смущать нас. Благодать никогда не оставляет верующего, а скрываясь, оставляют в нем только место для высших подвигов его веры и терпения.
  Бог присущ людям во всех их приключениях и взирает на все бедствия верных рабов Своих, но иногда представляется удаляющимся от них, чтобы с большею щедрости" наградить искушенное благочестие. Так нередко и родители, для изощрения разума и научения опытности, отсылают детей своих от себя на чужую сторону. Св. Антоний Великий, быв искушаем и мучим злыми духами, не зрел Иисуса Христа в своем мучении. Потом. увидевши Его, воззвал с горячности: "где Ты был. Господи мой, где Ты был"? "Я был здесь и смотрел на твое мужество и терпение"- был ответ Спасителя (Феофан Прокопович).
  5. Вера. Религия. Христианство.
  Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни, и не только благополучие каждого из нас, но и благосостояние целых обществ (Филар. М. Москов.).
  Человек без веры подобен кораблю без руля, носимому по волнам морским.
  Св. Петр шел твердою стопою по безднам моря, пока смотрел на одного Иисуса Христа: но начал утопать, лишь только подумал о бурном ветре и воздымающихся волнах и стал ослабевать в своей вере в Богочеловека (Mф. 14, 29-31).
  Якорь нужен для корабля во время бури; вера нужна человеку во время бедствий.
  Якорь-надежда кораблю на море: вера-якорь человеку на земле (Евр. 6, 19).
  Какое великое благо вера! Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в безвыходное положение. когда нам угрожает смерть, когда наши обстоятельства отчаянны! (св. Златоуст).
  Вера получает в то, чего не смеет надеяться, как показал это пример благоразумного разбойники на кресте (Св. Иоанн Леств.).
  Вера-душа народа. Когда гаснет она в народ, то он превращается в безжизненный труп, быстро разлагающийся, предающийся тлению (Филар. Apхиеп, Черниг.).
  Bсе велит эпохи в истории государств были в тоже время и периодами процветания религии (следовательно и веры, без которой немыслима религия) и упадок последней неминуемо влек за собой падение и разложение также государственной жизни народов.
  Чего ожидать для людей, когда снимают с страстей самую прочную узду-правила св. веры! (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Где нет веры, там нет и доброго дела; потому что намерение прежде всего делает дело добрым, а доброе намерение происходить от веры (Блаж. Августин).
  Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли (Св. Ефрем Сирин).
  Возможно ли существование какого либо человеческого общества и самой идеи справедливости, если прекращается благочестие в отношении к Богу (то есть религия)? (Цицерон).
  Законы имеют свою высшую гарантию (охрану) в религии.
  Что такое государства без справедливости (основание которой заключается в религии), как не большие разбойнические банды? (Блаж. Августин).
  Общество людей без веры в Бога и бессмертие души,-это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга (Макар. М. Москов.).
  Даже члены разбойничьей шайки для успехов общего дела своего связываюсь себя клятвою. Так нужна религия для прочности человеческих обществ! (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Кто не имеет веры в Бога, тот не заслуживает никакой веры и у людей.
  Bеpa чистая, святая, открытая небом, дорога не только по отношению к вечной жизни, но и к жизни временной (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Что имеет еще человек, если он не имеет веры ни в Бога, ни в бессмертие души?-Ничего, решительно ничего.
  Религия есть материнское лоно, из которого вышла вся духовная жизнь человечества; вся высшая культура человеческого рода есть дочь религии (Лютардт).
  Высшая цивилизация никак не может быть внесена в среду народа без соответствующей ей высшей религии. Отсюда вполне основательно, по общему признанно, первое место в ряду цивилизующих средств диких народов приписывается Христиански - миссионерской деятельности.
  Из всех религий, существующих на земле, одно только Христианство есть истинная религия и потому только Христианство может даровать человеку и человечеству блага и счастия-небесные и земные.
  Внесите в жизнь человечества все начала Христианские, изгоните из нее все, что воспрещает Христианство, тогда на земле откроется рай (Прот. И. Рождественский).
  Христианская религия-удивительно чудное явление; она, по-видимому, имеет своим предметом только блаженство будущей жизни, но созидает в тоже время и счастие настоящей жизни (Монтескье).
  Архимед требовал, чтобы ему дали точку опоры, и он брался переворотить мир. Иисус Христос установил такую точку и при посредстве ее возобновил лице земли. Это-Bеpa, о которой Он Сам говорил, что кто будет иметь ее с зерно горчичное, тому возможно будет переставлять горы (Mф. 17, 20). (Огюст Николь).
  Орфей, по утверждению поэтов, умягчал тигров нением своим; но Бог Христианский, призвав людей к истинной религии, сделал несравненно более: Он умягчил неукротимейшего из зверей-человека (Климен. Александр.).
  Один старец (близ Александрии), окруженный толпою неверных, стал подвергаться со стороны их не только злословию, но и ударам, и когда с насмешкою говорила ему: что удивительного сделал вам Христос, Которого вы почитаете? - сказал: "то, что я не возмущаюсь и не оскорбляюсь этими и большими обидами, если бы вы нанесли" (Авва Херемон).
  И философия, по-видимому, в лице своих лучших представителей стремилась усовершенствовать нравственно человека, но все ее стремления не привели к своей цели и никогда не приведут, потому что философия ничем не гарантирует своих правил нравственности; она не указываете и не дает тех венцев за подвиги любви, терпения и других добродетелей, какие получает истинный последователь религии, даже и среди скорбей настоящей жизни предвкушающий будущее, ожидающее его, блаженство.
  Терпи, учит философия; а христианство прибавляет; и надейся.
  Человек, не верующий Божеству и будущности, никогда не будет так смирен и мужествен, как тот, у кого есть эти верования (Лафатер).
  Без сомнения человечество никогда не могло жить нигде без понятий о Боге, о бессмертии души и о суде в будущей жизни; но понятия об этих истинах вне Христианства всегда были неопределенны, нетверды, неполны вследствие разрушительного действия страстей, которым они отданы были без защиты, и которые мало-помалу переделали их по своему виду. С этими понятиями было тоже, что со статуей Главка, о которой говорить Плутарх, что она была поставлена на морском берегу и, съедаемая непрестанными приражениями волн, утратила наконец все черты изображаемого ею божества и стала не больше, как безобразный камень (Огюст Николь).
  Истина религиозная и нравственность суть лучи одного света: где первая смешана с заблуждением, там нечиста и последняя (Филар. М. Москов.).
  Выше и чище Христианского учения нет и не может быть на земле (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Сколько величия в христианской религии! Вот ее сущность в сжатом виде: до времени Слово было у Бога; в начале времени Слово сотворило мир; среди времени Слово воплотилось ради нашего спасения, в конце, времени воплощенное Слово, Богочеловек, Иисус Христос будет судить человеков и, останется, как и до сотворения мира, вечность (Гиродо).
  Христианин препростый (не получивший никакого образования), который научен догматам Св. Веры, далеко мудрейший есть паче Платона и Аристотеля и прочих языческих мудрецов (Св. Тихон Задон.).
  Младенцы в недрах Христианства боле знают о Боге и жизни вечной, нежели сколько знали великие мудрецы мира древнего.
  Христианин знает и утверждает там, где философ предполагает и сомневается (Амвр. Рандю).
  Христианская религия просвещает человека, озаряет его умственный горизонт, возвышает уровень его знаний, но она не все открывает своему последователю. Ее учение исполнено тайн, непостижимых разумом человеческим, и могущих быть принятыми одною только верою.
  Высокие горы ограничивают взор зрителя; но за этими возвышенностями сквозь расселины открываются прекрасные местоположения, представляется новая сфера, по которой воображение парит на быстрых крылах своих.-И горизонт ума человеческого ограничен высотами веры, при коих истощается всякое знание, ослабеют самые проницательные мысли; но эта вера открывает для нас неизмеримые дальновидности, где начинается бесконечное для сердца. Бесконечное есть область веры (Христианской религии).
  Яркий свет солнечный предмет делает видимыми и светлыми, напротив светлые звезды сокрывает от нас и наши светильники земные помрачает. Последние, действительно, тускнеют, и огонь их, при очень ярком свете солнца, дает даже тень и кажется дымом; но не так бывает со звездами неба: они никогда не теряют своего света и, когда мы не видим их, светят другим во мраке ночи. Не виден ли здесь образ Божественного Откровения? Оно, неясные для разума и сердца нашего, предметы освещает, но пред светом его тускнеют наши гордые знания и бросают от себя тень. Есть и при откровении отдаленные звезды, сокрытые от вашего умственного взора; это тайные, или высшие истины, которых не досягает взор нашего разума, но которые бывают видимы в при мраке веры, очами сердца. Тайны откровения не менее восхищают сердце верующего, как и звездное небо.
  Философы нападают на тайны откровения; между тем как в философии их еще более. Первые ступени ума ясны, но чем выше, тем темнее, так что наконец совсем теряется свет. Ум в этом случае можно сравнить с воздушным шаром, на котором чем выше поднимаются, тем более уменьшается свет, а увеличивается мрак (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  И в мире физическом, который Бог предоставил нашим исследованиям, на каждом шагу мы встречаем тайны. Часто не понимает ни того, на что смотрим, ни того, что осязаем. Мы и не можем сомневаться в бытии вещей естественных, и не знаем, как они существуют.
  Бояться тайн религии значить бояться собственной тени; потому что тайны везде, безотвязно преследуют нас на каждом шагу. как наша собственная тень (Огюст Николь).
  И вокруг, и вблизи нас есть множество вещей и предметов, для которых мы всегда дети.
  И то, что дано тебе знать, гораздо выше твоего разума.
  Сам человек есть великая тайна для себя. Из всех возражений, возможных со стороны неверия. самое жалкое то, которое выводится из невозможности понять (Огюст Николь).
  Если не постигаешь того, что под тобою, как постигнешь то, что выше тебя?
  Удивительно ли, что там, где говорить Бог. недостаточно иногда человеческого разумения? Как часто дитя не понимает вполне того, что говорить ему человек совершеннолетний!
  Явный знак неверия-о Бог вопрошать! како (Св. Тихон Задон.).
  Силен Бог и то сотворить, что невозможно уразуметь человеку. Таковы - все чудеса, эти действия Божия всемогущества. превышающие законы природы, и потому непонятные уму человека, которыми полна история Христианской религии, и которые преимущественно служат камнем претыкания для рационалистов, то-есть признающих действительным и несомненным только доступное уму и выводимое из естественных законов,
  Мы смеемся теперь над язычником, который с слепою верою повергался у подножия идола, дабы слышать истину из уст скрывавшагося в нем обманщика, а разве то менее постыдно, когда иной мудрец делает идолом свой ограниченный разум. и только из уст этого идола хочет принимать истину? Рационалисты в дел познания человеческого тоже, что алхимики; они вместо того. чтобы принять и пользоваться истиною, хотят выработать истину, как алхимики хотели добывать золото из разных веществ в, подобно их, раззоряются на это искание нового камня философскою (Огюст Николь).
  Где в мире другая религия, которая носила бы на себе такие ясные признаки Божественного происхождения, как религия Христианская? (Прот. И. Толмачев).
  Христианская религия такова, что если из истории ее основания и распространения устранить иди выключить все чудесные факты, она тем не менее не потеряет своей чудесности и Божественности. "Христианство, говорить блаж. Августин, основано иди, чудесами. или без чудес. Основано оно чудесами, значить оно-истинная религия, потому что только Бог один может, как всемогущ! и Господь, Творец и Владыка природы, в чудесах проявлять всемогущество Свое. Если же чудесное основание нашей виры совершилось без чудесь, то оно само есть чудо, высочайшее всех чудес. Потому что каким образом такое дело, превосходящее все силы человеческие, могло быть совершено такими делателями, при таких средствах и так скоро, решительно и полно"?
  Чудесные действия Христианской религии непостижимы для разума человеческого. Пусть так. Но - " чего ум не постигает, то еще не есть и что такое, что противоречить его законам" (Иниок. Apxиеп. Херсон.).
  Да и при том "разве пределы разумения человеческого должны быть пределом Божия всемогущества"? (Филар. М. Москов.).
  Чудеса нарушают законы природы. Но-это именно потому, что деятель их есть не природа, не подзаконный природы, а Творец, Виновник природы и ее законов, хотя иногда и чрез посредство Своих рабов.
  Не должно искать естественных доказательств на то, что превыше естества, или за недостатком их опровергать и не признавать вышеестественное.
  Не спрашивай, сообразно ли то с природою, когда что производит Творец природы (св. Златоуста).
  Кто отрицает возможность чудес, тот отрицает бытие единого живого Бога и всемогущего Творца (Ф. Шафф).
  Чего не понимаешь, тому можешь только дивиться, а отвергать его не дерзай (Mф. 8, 27).
  Не все можно и должно изъяснять: многому должно только варить, потому что и можно только варить (Филар. М. Москов.).
  Ум без веры есть слабый тростник, который непрестанно колеблется от ветра сомнений.
  Вера для разума есть тоже, что телескоп для глаза: с помощью телескопа глаз видит то, чего не может видать сам по себе; он проникает в пространства, недоступные для него без этого пособия. Подобно тому и вера! она только распространяет в укрепляет разум; она предоставляет ему заниматься исследованием всего, что доступно рассуждению; но там, где естественные силы разума изнемогают, там вера подъемлет его и указует ему истины новые, сверхестественный, божественный; она дает ему проникать в тайные советы Божии.
  Вера и знание-не противоположности, но взаимно дополняющие друг друга силы, не враги, а неразлучные сестры-близнецы (Ф. Шафф).
  Защищать вру значить защищать разум; защищать разум значить стоять за вру (Эрн. Навиль).
  И неверие также требует от своих поклонников твердой веры, только веры не спасающей, а гибельной.
  Как суеверие нередко думает, что оно верует, когда в самом деле не верит; так и неверие полагает иногда, что оно не варить, тогда в самой вещи верит.
  Неверие-близнец суеверию.
  Суеверие и неверие идут рука об руку, заклятые атеисты воровали в предсказания чародеев и неверующие в Бога веруют в богов (Фред. Фаррар).
  Нет никого на свете кто бы так был легковерен, как неверующие (Еп. Ириней).
  Человек вынуждается верить во что либо. Если он не верит в вечный разум. то верит в неразумное; если он не призирает истиной живого Бога, то верит в идола мертвой материи.
  Для чего Бог, сотворив человека разумным, не благоволил предоставить его в таком важном деле, как Религия, руководству собственного его разума, но поручил его руководству веры?- Блажен. Августин говорить, что "так Бога поступил в этом деле собственно для Своей славы. Как господин не захочет, чтобы слуги его входили в исследование его повелений, особенно в делах тайных или важных; так и с величеством Божиим не сообразно, чтобы человек, сие ничтожное творение рук Его, входил с Ним в рассуждение о сокровенных и непостижимых намерениях Его Провидения и о порядке Его судеб". И в самом деле должно согласиться, что покорность, какую мы оказываем Богу чрез веру, есть дань, принадлежащая верховному Его владычеству.
  Гордость и нечестие, нежелание лишиться мнимой свободы своего ума и желание избавить себя от yпpеков совести, при свете веры, освещающей и обличающей действия злой воли, - вот основные причини неверия.
  Когда инженерам приходится работать в виду укреплений осажденного города; что делают они тогда?-Они прежде всего озабочиваются вывести впереди себя земляные насыпи, чтобы под прикрытием этих искусственных оград им можно было смело выдерживать огонь неприятельский и беспрепятственно совершать свои подземные работы. Тоже самое можно сказать и о неверующим. Оградою для него служить неверие; он устрояет себе эту защиту с тою целию, чтобы стрелы закона не ранили его совести.
  В отношении к высшим, священным истинам, - с развращенными людьми бывает тоже, что с людьми. страждущими болезнью глаз; свет им несносен, особенно солнечный: они с удовольствием предпочтут ему свет гнилого дерева, который более по их глазам. нежели солнечный (Иннок. Apxиеп. Херсон.).
  Таинства веры подобны солнцу; непроницаемые в существе своем, они озаряют и животворят тех, которые шествуют во свете их, в простой сердца; он! ослепляют только дерзновенное око, желающее проникнуть в них.
  Глубины тайн Св. Писания (как и вообще религии Христианской) полезны: oни для того и скрываются, чтобы не были унижаемы, для того предлагаются исканию, чтобы упражнять, и для того открываются, чтобы питать нас (Блаж. Августин).
  Нужно внимательнее и чаще рассматривать святые истины веры. Как свет солнечный тем более являет свое благотворное действие в растениях. чем они боле обращены и открыты к нему; так и учение божественное тем более просвещает и животворить верующих, чем открытое к нему умы и сердца их.
  Без должного внимания нельзя хорошо научиться и музыке, тем менее при недеятельности души можно постичь таинственные гласы (св. Златоуст).
  О предметах видимого мира мы тогда имеем раздельное понятие, когда сами наблюдаем их; совсем не в такой степени ясности и раздельности представляем мы предмет по рассказу других, сколько бы ни был полон рассказ этот, как но собственному наблюдению. Такого же свойства и познания наши о духовном миpе. Наши понятия о нем бывают совершеннее, полнее и глубже, когда мы, так сказать, осяжем их чувством веры. Познание разума о предметах духовных без ощущения их сердцем, подобно знанию по слуху.
  Если желаешь созерцания тайн, то делом исполни заповеди в себе, а не исканием одного познания о них (Св. Исаак Сарин).
  Степень познания Богооткровенной истины соразмеряется всегда успехах нашим в богоугодной жизни.
  Чтобы убедиться в истине Христианского учения, надобно начать жить по Христиански, потому что Христианский образ жизни водворяет в душе мир и радость, с которыми человек, вкусивший их, не хочет расставаться и стремится в их Источнику-Искупителю нашему (Иоан. 7, 17).
  Лучшая апология жизни Иисyсa Христа есть жизнь Христианина, в котором Иисус Христос живет (Д. Ульгорн).
  Ты можешь заключиться в темной пещере, говорить один богослов, - можешь иметь завязанные или выколотые глаза; но солнце ежедневно ходить по тверди в обычном своем величии и красоте". Тоже можно сказать и о вере в Господа Иисуса Христа. Пусть люди отвергают Его, пусть заключают свое сердце для Его благодати, свой дух для Его света, - Он верен в Своих обетованиях и царствует во веки над всем миром видимым и невидимым.
  Спаситель сказал об основанной Им церкви-хранительнице и носительнице религии Христианской- что и самые врата адова не одолеют ей (Mф. 16, 18). "Словеса Христовы не мимо идут, хотя бы прешли небо и земля" (Филар. М. Москов.).
  Церковь, основанная Иисусом Христом, это-маяк, основание которого обуреваемое волнами, нередко оставляющими на нем значительные слои своей пены, кажется готово сокрушиться под их ударами, но на высоте которого горит огонь, никогда не угасающий, сияет свет, никогда не ослабевающий (Огюст Николь).
  Религия Иисусова восторжествует над настоящими оскорблениями со стороны неверующих, как восторжествовала над прошедшим неистовством своих врагов; она восторжествует над пером нынешних лже мудрецов, как восторжествовала уже над мечем древних своих гонителей.
  "Облачко, оно пройдет",-так сказал св. Афанасий об Юлиане отступнике, который после кратковременного правления, в течение которого выказал столько отъявленной вражды против Христианства, умирал с словами: Галилеянин, Ты победил! Это же самое изречение (св. Афанасия) по справедливости можно применить и ко всем последним попыткам ложных теорий, подкопать веру человечества в его Божественного Владыку и Спасителя (Ф. Шафф).
  6. Вера и добрые дела
  Bерa, чтобы ей быть спасительною, требует жизни по вере. Ибо вера без дел мертва есть (Так. 2, 26) следовательно не способна довести человека до жизни вечной (Филар. М. Москов.).
  Добрые дела-душа веры: вера с добрыми делами-живая веpa.
  Грех и вера не могут жить вместе: с верою необходимо соединяется в тоже время и добродетель (Прот. И. Толмачев).
  Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать; над вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах (св. Тихон Задон.).
  Внутренняя вера мертва без внешних дел не потому только, что без дел нельзя судить о ее жизни, но и потому, что без дел невозможна самая ее жизнь так же, как нельзя животному жить без вдыхания и выдыхания воздуха.
  Вера без дел мертва. Это-вера мысли, а не сердца, а не жизни (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Правая Bеpa при порочной жизни не приносить никакой пользы (св. Златоуста).
  Что пользы-верить по Христиански, а жить по язычески?
  Безразсудно сомневаться в истине того учения, которое открыто Богом, запечатано кровно бесчисленных мучеников, подтверждено чудесами и признано самыми злыми духами; но несравненно безразсуднее верить истине сего учения, а жить так, как будто бы вовсе оно было не истинное.
  Не вера на словах спасает нас, но дела, соединенные с верою (Иак, 1, 22: Гал. 5, 6). (Прот. 1. Толмачев).
  Вера без дел и дела без веры равно будут осуждены.
  Верить только, что Бог есть, еще недостаточно; и бесы веруют; должно Bеpy оправдывать делами такой веры от нас требует Христос.
  Если желаешь спасен быть врою. возлюби Того, в Кого веруешь (Филар. М. Москов.).
  Вера без любви есть образ без жизни (Он же).
  С любовно- Христианская вера; без любви-вера демонская.
  Располагай своим поведением по своей вере. Bеpyешь хорошо, так и живи хорошо.
  Предайся вере, всею душою твоею и всею жизнию твоею, так, чтобы вера была главною мыслию твоей жизни, и вся твоя жизнь выражением веры (Филар. М. Москов.).
  7. Об отношениях человека к Богу.
  Благоугождении Богу. Паминованни Бога. Упование на Бога. Страх к Богу. Любовь к Богу.
  Один Бог существует для Себя; мы же все существуем для Бога.
  Угождать Богу-вот твое блаженство: быть с Ним в соединении-вот твое назначение, правило всех твоих деяний.
  Некто спросил авву Пимена: как должно жить человеку? Старец отвечал; "посмотрим на Даниила (пророка): не нашлось на него иного обвинения, как только в служении Господу Богу его".
  Так все делай, и так обо всем думай, чтобы угодить Богу: а если нет у тебя этой мысли, то потеряет свою цену всякое твое делание (Св. Ефрем Сирин).
  О всяком дел, предприемлемом тобою, не спрашивай прежде, будет ли оно приятно, выгодно для тебя, и похвально пред людьми, но прежде и паче всего испытывай, будет ли оно угодно Богу, но будет ли противно Его заповедям? (Филар. М. Москов.).
  Сперва честь Богу, а потом уже забота и о прочем (св. Златоуст).
  Ищи того, что Божие, я человеческое последует весьма легко.
  Ты позаботься о Божием, и Бог позаботится о твоем (св. Златоуст).
  Бог не обидлив и награждает труды и терпение человека; и человек должен быть таким же в отношении к Богу,-не должен скупиться на труд и терпение.
  Ты должен быть достоин Того, Который тебя назвал Своим сыном, и во всем ты должен поступать так, как прилично сыну Божию. Посему, когда ты начинаешь что нибудь делать, то вспомни, что ты называешь Бога Отцом своим.
  Мы хотим себе послушных детей, а сами не хотим быть послушны Богу.
  Чтобы последовать воле Божией. должно прежде всего свою волю оставить.
  Молодое деревцо привязывают к тычинке, и оно растет прямо и правильно. Так и душа, которая связала свою волю с волею Божиею, восходить горе, к Богу (Прот. И. Толмачев).
  Ничего нет лютее, как держаться своей воли и жить не по воле Божией.
  Если ты не чувствуешь в себе постоянного желания исполнять то, что угодно Богу; то ты и слеп, и глух, и нем, и без рук, и без ног-несравненно хуже расслабленного.
  Даже и мы не принимаема в свои друзья, не допускаем в свое общество, не терпим в своем доме того, кто живет всегда в противоречии с нами. Так и Бог, и тем боле Он, как Всесвятый и Правосудный, никогда не приимет в Свое небесное царство людей с упорною, злою волею (Прот. И. Толмачев).
  Воля Божия не только наш высочайший закон, но и наше высочайшее благо (Он же).
  Кто соблюдает повеления Господни, того Господь Бог соблюдает от всякого зла.
  Истинная радость исходить от Бога и подается только тому, кто самого себя нудит постоянно на то, чтобы свою волю отвергать, а волю Божию во всем исполнять (Св. Антон. Велик.).
  Или делай то, что хочет Бог, или получишь, чего не хочешь.
  Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу (Авва Евагрий).
  Что надобно делать, чтобы угодить Богу?-спрошен был Св. Антоний Великий, и сказал в ответ: "где бы ты ни был, всегда имей пред очами своими Отца Небесного; каким бы ты ни занялся делом, смотри, одобряется ли оно Св. Писанием".
  Как хорошо было бы, если бы мы жили в миpе не по своему произволу и мыслям, но всегда вопрошали бы Господа чрез Его же Слово; скажи мне, Господи, должен ли я это делать, или идти? (Исаии 8, 19. 20; Втор. 12, 8. 32; Пс. 142, 8).
  Человек непрестанно должен быть как бы предстоящим суду Божию (Авва Агафон).
  Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать (Св. Григор. Богослов.).
  Пусть тело твое скитается по земле, но душа твоя должна быть у Бога.
  Ходи долу, а жительствуй на небесах (Духовн. Маргар.).
  Почитай погибшим всякое мгновение времени, в которое ты не помышлял о Боге.
  Те часы, в которое ты не думаешь о Боге, и в которые никакая добрая и благочестивая мысль не обращается в твоем уме и сердце, считай для себя потерянными. Подумай же, возлюбленный Христианина сколько у тебя потеряно времени! Проси прощения у Господа за прошедшее и впредь живи благоразумно и Христиански.
  Посвящайте Богу начатки каждого дня и ночи в молитв, благодаря Его за прошедшее, прося Его благословения на будущее, и в продолжение дня из часов, похищаемых у нас миром и его делами, похищайте, по возможности, хотя минуты, дабы воспомянуть Бога, тайно вознося к Нему сердце и мысль благоговейную, благодарную, молитвенную. Упражняясь в сем внимательно и постоянно, вы найдете в себе то, что написано в Псалме: помянух Бога и возвеселился (76, 4). (Филар. М. Московский).
  Памятуй о Бой, чтобы и Он всегда памятовал о тебе (Св. Исаак Сирин).
  Бог не оставить тебя; но ты опасайся, чтобы Он не был тобою оставлен .
  Во всякое время вспоминай о Бог, и Он вспомянет о тебе, когда впадешь в беды (Св. Исаак Сирин).
  Прежде нежели найдет на тебя скорбь, молись Богу; и во время горести найдешь Его, и услышит тебя (Он же).
  Во время памятования о Боге, умножай моление, чтобы, когда забудешь о Боге, Он не забыл тебя (Св. Марк Подвижн.).
  Памятование о Боге не только не препятствует нашим упражнениям, напротив делает их приятнейшими. Когда мы находимся с добрым другом, то продолжаем делать и при нем то же, что делали без него, и еще с большею радостно и успехом, особливо когда он может помогать нам своими советами, одобрять нас присутствием своим, и даже вместе с нами работать, если мы имеем в том надобность.
  Если будем всегда созерцать Бога умом, если будем постоянно помнить о Нем; то для нас все окажется легким, все сносным, все мы будем переносить удобно и станем выше всего (св. Златоуст).
  Хождение пред Богом, или частое, постоянное по возможности, памятование о Боге, не только не затруднить в исправлении дел житейских и исполнении обязанностей своего звания, но еще более облегчить их и увенчает еще большим успехом, потому что, приближаясь к Богу мыслию, человек входить в ближайшее, можно сказать, дружеское общение и обретает в Боге всесильного Помощника себе.
  Когда Бог устрояет, тогда и трудное становится легким (св. Златоуст).
  Кто всегда ходить пред очами Господа, с тем всегда и во всем Господь (Филар. Apxиеп Черниг.).
  Бога стяжи себе другом, и человеческой помощи не потребуешь (Св. Симеоне Студит).
  Bсе свои дела одушевляй памятованием о Боге; потому что без Бога не можешь сделать ничего, кроме греха.
  Без Господа не только град, или дом человека, но и гнездо горлицы не созидается (Филар. М. Москов.).
  Напрасно будете вставать рано и сидеть за работою долго, если не поможете Господь.
  Можно сделать многое при помощи Божией, только бы захотеть сделать многое.
  Все возможно Богу; тебе ничего не возможно без Бога; но и тебе вся возможна тирующему (Марк. 9, 23) (Филар. М. Московский).
  Ни в чем так не нужна нам помощь Божия. как в деле нашего спасения, потому что ни в чем так мы не слабы, как в делании добра.
  Человеке погубить сам себя может и погубляет, но спасти сам себя не может (Св. Тихон Задон.).
  Зло творить и грешить мы сами можем и грешим, но добро творить без Бога не можем (Он же).
  Поелику Бог есть Твореце всякого блага, то ничто доброе не делается без Бога (Филар. М. Москов.).
  Без Бога не только делать, но и хотеть чего-либо доброго мы не можем (Св. Тихон Задон.).
  Начало всякой добродетели есть Бог, как и дневного света-солнце (Св. Марке Подвижн.).
  Все добро находится в одном Бог, так что без Него и вне Его ноте добра.
  Чаще обращайся мыслию и сердцем к Богу-Источнику добродетели, и - сам будешь творить с помощью Его добрые дела, и - тогда не бойся никого и ничего в миpе.
  Порок, хотя бы он имело на своей стороне всю вселенную, слабее всего; а добродетель, хотя бы она оставалась одинокою, сильнее всего, потому что имеете на своей стороне Бога. Подлинно, кто может спасти того, против кого действуете Бог? Кто может погубить того, кому помогает Бог? (св. Златоуст).
  Не в силе Бог, а в правде (Св. Александре Невский).
  Когда даст Бог, ничего не сделаете зависть; а когда не даст, не поможет никакой труде (Св. Григ. Богосл.).
  Делай все по Богу, и обретешь в Нем помощника себе (Авва Иоанн).
  Постоянно молись во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божией (Св. Марк Подвиж.).
  Кто не полагается на свои труды, тот наиболее ощущаете силу Божию (Авва Исаия).
  Не полагайся на свои силы, и помощь Божия всегда будет присуща тебе (Он же).
  Всякая надежда, оскорбляющая надежду на Промысл Божий,-нечестие.
  Весьма несчастен тот, кто не надеется на Бога и думаете составить себе счастие сам собою.
  Кто не живет под кровом Вышнего, для того не найдется нигде мирного и безопасного пристанища.
  Как ставший на паутину падает и уносится вниз, так падает и полагающийся на свои собственные силы (Св. Нил Синайский).
  Бога боящийся все делаете по Богу (Авва Евагрий). Как светильнике, поставленный в темной ложнице, освещаете ее, так и страх Божий, когда вселяется в сердце человека, просвещаете его и научаете всем добродетелям и заповедям Божиим (Авва Иаков).
  Страх пред Богом есть начало и корень благочестия человеческого; не тот страх, который гонит из сердца любовь к предмету страха, но страх. как опасение не оскорбить любвеобильного Бога преступлением Его заповедей (Михаил Еп. Черниг.).
  Где страх Божий, там восхождение к добродетели, а где нерадение и бесстрашие, там нисхождение к беззаконию (Духовн. Маргар.).
  Без страха Божия, при одном страхе человеческом, можно только казаться добрым, а не быть.
  Некто говорил о себе я боюсь Бога, да боюсь еще такого человека, который не боится Бога.
  Страсти не могут преодолеть тех, которые имеют в себе страх Божия.
  Как воск тает от огня, так нечистый помысле от страха Божия (Авва Фалассий).
  Береги страх Божий-не бойся падений (Феофан Еп. Влад.).
  Всех больше из птиц небесных-орел, из зверей земных-лев, из сынов же человеческих?,- боящийся Господа (Св. Ефрем Сирин).
  Если убоишься человека. то от Бога будешь уничижен; а если убоишься Бога, то н от людей будешь почитаем (св. Златоуст).
  Страх Господень смиряет человека, но в тоже время возносить.
  Кто более всего боится Бога, тот не боится уже ничего в мире (Пс. 117, 6). (Прот. И. Соколов).
  Кто истинно боится Бога, тот никого не боится, хотя бы шел посреди сени смертной.
  Боящийся Бога сильнее, нежели все демоны.
  Кто не боится Бога, тот всего должен бояться.
  Да будет присущ нам страх Божий, и тогда ничто не опечалит нас. будет ли то бедность, или болезнь, или плен, или рабство, или что-нибудь другое прискорбное.
  Бойся Бога не как мучителя, но бойся Его по любви (Св. Афанасий Великий).
  Бог есть человеколюбец, как всего называем. должно и человеку быть Боголюбием.
  Как нам не любить Господа? Им живем, Им дышем, Им движемся мы. Не удивительно ли, не противно ли даже простому смыслу обращение нашего сердца к тому, что вне Бога, что может нас погубить?
  Благочестивый Макарий, ученик св. Антония, идя однажды с братнею, увидел мальчика, который говорил своей матери: "один богач любит меня, а я не знаю, почему ненавижу его; но бедняк ненавидит меня, а я люблю его". Выслушав это, Макарий изумился и задумался. Что сделалось с тобою? спросили у него братия. "Слова, слышанный мною, отвечал св. старец, значат следующее! Господь Бог богат в милости и ежедневно являет нам доказательства отеческой любви Своей, а мы, безумные, не умеем ценит даров Его; но дух пагубы, бедный и злобный, ненавидит, и как водке рыкающий ищет поглотить нас. а мы, ослепленные, любим его и не стыдимся ему раболепствовать"!
  Если бы увидели, что поток, быстрый в течении своем, остановлен одним лоскутком бумаги, то не могли бы удержаться от изумления.-Подобное зрелище представляемо и мы, когда безделка отводить наше внимание от Бога, увлекает ум и воображение к ничтожным предметам, и препятствует сближаться с Богом в общении любви.
  Любви к Богу нельзя соединить с пристрастием к земле и к земным предметам.
  Чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога (Св. Максим Исповедник).
  Как две души не могут одушевлять одного тела. так и две любви-любовь к Богу и любовь к миру-не могут одушевлять одной души(Филар. М. Моск.).
  Два рода любви производят два рода гражданства в целом мире. Любовь к Богу делает нас гражданами Иерусалима (горного небесного града), любовь к миру - гражданами Вавилона (греховного града). Пусть же спросить каждый сам себя: что он любит?-и узнает чей он гражданин (Блаж. Августин).
  Bсе вещи в природе движутся по своему наклону: легкие поднимаются на высоту, тяжелые влекутся к земле. В тварях разумных любовь служить этим наклоном, и они стремятся туда. куда влечет их страсть, преобладающая в их сердце. Так, если в нас господствует любовь к тленных благам, жажда плотских удовольствий, желание почестей и славы; тогда мы принадлежим исключительно земле, и возвыситься до небесных вещей будет нам так же трудно, как камню нестись кверху: но, если чрез умерщвление плоти мы подавим в сердце все земные желания, - тогда дух наш, богоподобный дух, не задерживаемый никакими препятствиями, быстрее восцарит к Богу, чем камень ниспадет с высоты к своему центру.
  Блаженный Августин, раскрывая смысл изречения Псалмопевца! имже образами желает елень на источники водным, сице желает душа моя к Tебе, Боже (Пс. 41, 2), говорить, что елень обыкновенно умерщвляет змей, встречающихся ему на пути, когда он ищет воды, и что от того самого он ощущает в себе еще сильнейшую жажду, и еще с большею скоростью бежит к источнику. "Хотите ли знать, продолжает блажен. Учитель Церкви, почему в вас нет столь же сильной жажды совершенства и столь же неудержимого стремления к Богу? Потому что вы не подавляете своих змей: ваши змеи чувственные, плотские похоти! умертвите же этих змей неправды,-и тогда вы с сугубым усердием потечете к Источнику жизни и истины".
  Огонь, разложенный на земле, не стремится к ней, но всегда простирается вверх: так н любовь твоя не должна покоиться в тебе, но всегда возвышаться к Богу.
  Мы должны иметь три сердца: 1) для Бога: сердце чистое; 2) для ближних: сердце милостивое; 3) для себя: сердце злобное (Адриан Югский).
  Мы столько обязаны любить Бога больше себя. сколько Он боле нас.
  Мера любви к Богу есть любовь без меры.
  Для Бога ничего нет вожделеннее любви. Ничто так не угодно Богу, как сердце человека, пламенеющее любовью к Нему. Без любви же все действия человека, как бы они ни казались добрыми по внешности и даже великими,-ничто не значать в очах Божиих и противны Богу.
  Дождь бывает полезен для почвы не тогда, когда она еще не совсем освободилась от снега и льда, а тогда, когда согрелась солнечными лучами: подобно сему и благость Божия находить достаточную приемлемость только в сердцах, согретых любовью к Богу.
  Любовь к Богу все обращает в средства к нашему спасению и блаженству; без нее все средства не достигают сей цели. Не будет светить светильник без елея: и молитва не озарит духа без любая. Не взыдет без огня курение кадила: к молитва без любви не взыдет к Богу (Филар. М. Мостов.).
  Ничто не может заменить недостатка любви; но люков заменяет собою недостаток всего.
  Люби, и ты будешь поступать справедливо во всяком случав, сам того не замечая. Это духовное начало научить тебя, как поступать во всех стечениях обстоятельств (Иннокент. Apхиеп. Херсон.).
  Не говори мне, что ты любишь Бога,-это одни слова: покажи свою любовь самом делом (св. Златоуст).
  Где есть истинная любовь к Богу, там едва могут открывать уста, не благодаря и не прославляя Бога (Прот. И. Толмачев).
  Самый верный признак того, что в нас нет еще н зачатков любви к Богу, есть-тяготиться служением Богу. нехотя исполнять, а тем боле совсем не исполнять своих обязанностей в отношении к Нему. Блажен. Августин справедливо замечает: "труды для любящих нетягостны: они их увеселяют, как звероловов, птицеловов, рыбарей. Любя что-нибудь, мы или не чувствуем труда, или и самый труд любим".
  Некто сказал авве Агафону: мне дана заповедь, по исполнение заповеди сопряжено со скорбно: и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби. Старец отвечал; "если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь".
  Где возьмется усилие к совершению подвигов благочестия у того, кто не имеет пламенной любви к Богу?
  Только люби - и тогда возможешь сделать все, что захочешь (Блажен. Августин). Люби все в Боге и во всем люби Бога.
  Тот не любить Бога, кто любить то, что Бог запрещает любить.
  Величайшее оскорбление для Бога, если ты поставишь мир соперником Ему.
  Всякая душа, любящая что-либо другое, паче Бога, любодейца есть.
  Всемогущий Творец наш, поелику не имеет никого себе равного, то и любовно нашею ни с км не хочет делиться, требует от нас всего сердца; и хотя повелевает нам питать любовь к ближним, но не хочет, чтобы любовь эта служила для нас хотя малейшим препятствием любить Его всею душею (Феофан Прокопович).

<< Пред.           стр. 2 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу