<< Пред.           стр. 9 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Если св. Церковь не легко позволяет неискусным чтение Св. Писания без руководства (См. Послание Восточн. Патр. вопр. 1): то тем самым не требует ли от Пастырей, как руководителей, познаний в нем самых глубоких и обширных?
  Человеку, который никогда не вкушал меда, и старается другим изъяснить, какова его сладость, подобны пастыри, проповедующие духовное учение, не вкусив и не испытав сами его.
  Его по своей должности обязан говорить святое, тот обязан и в своей жизни являть святое.
  Поборник истины и справедливости, прежде всего, сам должен быть истинен и справедлив.
  Мир, потребный для всех, еще потребнее для раздаятелей мира.
  Тот, кто не заботится о спасении своей души, не станет заботиться и о спасении души ближних.
  Проповедник без добрых дел и без благочинного жития,-который учит, а не творит, не сделает никакой пользы в своих слушателях и будет подобен грому без молнии, стрельбе без ядра, луку напряженному без стрелы, греметь будет и стрелять словами только, но страхом Божиим не уязвит сердец слушающих (Стефан Яворский).
  Кто желает уврачевать раны другого, тот сам должен быть свободен от всякой болезни, чтобы не сказано ему было Евангельское слово: врачу, исцилися сам (Лук. 4, 23). (Св. Кассиан Римлянин).
  Невозможно господствовать над страстями других тому, кто не победил еще собственных (Более подробное раскрытие той мысли, что одно учете или проповедь без дел, без оправдания их примеров собственной лизни, не могут быть так спасительны для поучаемых, см. в особ. отделении: "Слово и Дело." (Часть ИИ, гл. 37).). (Св. Исид. Пелусиот).
  Как на корабле, когда сделает ошибку пловец, небольшой это делает вред плывущим с ним; а когда кормчий,-это уготовляет общую гибель: так грехопадения подчиненных не столько вредят обществу, сколько им самим, а грехи имеющих священный сан распространяют вредоносность на всех (Он же).
  Если Иисус Христос и о простом человеке-соблазнитель сказал: горе, его же ради соблазн приходит (Лук. 17, 1); то что уже сказать о соблазнители-служителе Церкви?
  6. Отношения пасомых к пастырям.
  Мы обязаны пастырям несравненно более, чем нашим плотским отцам, потому что эти раздают нас для мира и для жизни с миром, а те-для неба и для вечной жизни с Богом (Св. Златоуст).
  Иереев всех почитай, к добрым же прибегай (Св. Нил Синайский).
  Избери себе руководителем того, кто убеждает более тем, как его видят, нежели тем, что от него слышать (Сенека).
  Если и не знаешь о каком иерее, достоин ли он сана, или недостоин, то не презирай его ради заповеди Христовой. Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам; так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его был и недостоин (Св. Ефрем Сирин).
  Дары Божии не таковы, чтобы они зависали от священнической добродетели (Св. Златоуст).
  Видя некоторых пастырей, не соответствующих своим поведением важности своего сана, многие пасомые приходят иногда в недоумение о том, действительно ли и то Богослужение, которое совершают таковые пастыри? К успокоению и утешению таких мирян скажем замечание Св. Златоуста: "пастырь только уста отверзает, вся же Бог творит".-Замечание Св. Златоуста истинно! Поселянин нередко сеет грязною рукою зерна. Не смотря на это нивы, при благословении Божием, покрываются богатою жатвою (Иаков Apхиеп. Нижегор.).
  Святое учение не перестает быть святым от того, что проходить чрез грешные уста (Филар. М. Моск.).
  Когда слышишь полезное слово, не суди того, кто говорить оное, чтобы не лишиться тебе полезного учения (Авва Фалассий).
  7. Обязанности родителей в отношении к детям.
  Ты называешься отцом детей своих по плоти: будь отец их и по духу (Св. Тихон Задон.).
  Не одно рождение делает отцом, но и хорошее образование детей.
  Умел ты детей своих родить, умей же и воспитать их, как должно, чтобы достойно носить имя отца (Св. Тихон Задон.).
  Не ношение только во чреве делает матерью, но и доброе воспитание детей.
  Первое слово о Боге, должна сказать ребенку та, кому подарена была первая его улыбка (Прот. И. Рождественский).
  Мать, рождая дитя, прежде дает миру человека, а потом должна она в нем же дать небу ангела.
  Нравственное состояние детей, почти на всю жизнь их зависит большею частью, от нравственного влияния на них матери. "Дайте нам лучших матерей", сказал некто, "и у нас будут лучшие люди".
  Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря па который, радуется Бог и люди (Св. Златоуст).
  Родители, не воспитывающие детей своих, как должно, рождают их к временной жизни, но к вечной смерти дверь им отворяют.
  Капля воды на гладкой поверхности идет туда, куда поведешь ее пальцем, так и юное, нежное дитя можно направить и в ту и в другую (в хорошую и дурную) сторону, и увлечь, куда угодно (Блаж. Иероним).
  Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразить,- доброе пли худое, святое или грешное, ангела или беса,-то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, - к каким нравам! Богоугодным или Богоненавистным, к ангельским или бесовским приучать его,-с такими оно и будет жить (Св. Димитр. Ростовск.).
  Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму (Он же).
  Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень нечестия (Феофан Еп. Владим.).
  Родители не только за своп грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитывают их в благочестии (Св. Златоуст).
  Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания (Филар. М. Москов.).
  Небрегут о детях, если хотят только забавлять их, к забавляться ими, особенно тогда, как настает время более учить их, нежели забавлять (Св. Димит. Ростов.).
  Расточать для детей лишь ласки и угождения значить вредить им. Красота цветов зависит от лучей солнечных; но когда лучи знойны, то цветы вянут на стебельках своих.
  Молодое, кривое дерево останется навсегда кривым и безобразным, если его не постараются выровнять, пока оно гнется. Тоже нужно сказать о детях. В каждом из них примечается своенравие и своеволие. Оставлять эти кривизны без исправления, значить обрекать близких своему сердцу на верное несчастие в жизни.
  Отрок, в котором худые наклонности развиваются в ущерб добрым, подобен молодому дереву, подточенному червем, и потому скрывающему уже в себе зародыш разрушений.
  Кто хочет увериться в действительности благих плодов той крепкой любви, которая любя наказывает и,-гибельных последствий той слабой любви, которая отвергает всякое наказание,-пусть заглянет в смирительные и рабочие домы. Там нередко услышит жалобы, произносимые со слезами и неутешною скорбно: "если бы отец и мать наказали меня за первое мое худое дело, я не был бы теперь таким извергом пред Богом и людьми".
  Детям надобно прощать легкомыслие и невнимательность, а не злобу и лукавство.
  От детей, которых боятся довести до слез даже после их проступков, часто сами родители впоследствии бывают вынуждены плакать.
  Лучше, если дитя плачет от отца, а не отец от своего детища.
  Огорчай другого, а тем более своих детей, так, чтобы они после обрадовали тебя (2 Кор. 2, 2; 7, 9).
  Садовник привязывает молодое, вновь посаженное деревцо к тычинке, крепко утвержденной к земле, чтобы ветер не вырвал деревца, и отсекает лишние побеги, чтобы они не повредили и не иссушили молодого растения. Поступайте и вы также с вашими детьми: утверждайте сердца их в страхе Божием, чтобы они не поколебались от соблазнов; отсекайте возникающие в них страсти, чтобы они не укрепились и не умертвили внутреннего нового человека, рожденного в Св. Крещении (Св. Златоуст).
  В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость,-требуется разумность.
  Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает (Филар. М. Москов.).
  Родители! Не раздражайте чад своих (Еф. 6, 4), а любите: на голос любви сердце везде откликается.
  Не тот мудр, кто умет наказывать, но тот, кто умет предохранить от проступков.
  Наказания-мера к исправлению необходимая, только не единственная.
  Снисходительность, правота и любовь могу т и должны соединяться вместе.
  Ганы промывают вином, излечивают маслом. Так и в воспитании: снисходительность должно смешивать с строгостью (Св. Амвр. Медиолан.).
  "За розгой должно лежать яблоко", сказал один наблюдатель детской природы.
  Будь сначала сам тем, чем хочешь сделать другого.
  Если хочешь воспитывать других,-воспитай сначала самого себя в Боге.
  Как вы будете держать детей своих в поряди, когда сами ведете беспорядочную жизнь? (Св. Васил. Велик.).
  Добрый пример бывает лучше всякого поучения,- не забывай этого отец.
  Показывай Богопознание и Богопочитание твое делами твоими, а не одними словами (Св. Тихон Задон.).
  Дела говорят сильнее слов (Филар. М. Москов.).
  Пример привлекает. Сколько детей навыкает от родителей божбе, гневу, зависти, не смотря на учение! (Прот. И. Толмачев).
  Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно. Живописец больше учит своими картинами (Св. Григор. Богосл.).
  Учение чрез поступки я жизнь, есть самое лучшее учете (Св. Златоуст).
  Двояко учит, кто учит н живет благочестиво.
  Желающие иметь достойных детей благоразумно поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями (Филар. М. Москов.).
  Оставляй сыну своему не богатство, но добрую память о тебе,-не золото, но честное имя,-не серебро. но науку,-не пышный дом, но уменье терпеть,-не знатных, но добрых друзей.
  Счастливы те дети, у которых родители и храм Божий посещают часто, и свое собственное жилище делают домом молитвенным (Дан. 6, 10) и таким образом подают им пример набожности! но кто может довольно оплакать бедствие тех детей, которые родителями своими воспитываются по духу мира не чествующего, и чрез то как бы приносятся в жертву Молоху кровожадному? (Иер. 32, 35). (Прот. П. Соколов).
  Кто детей лишает церкви, тот лишает их Бога и всякого счастья (Прот. И. Толмачев).
  Что пользы, если дети исчерпают всю мудрость житейскую, в точности узнают все приличия света, приобретут громкие похвалы за свою ловкость и остроумие, и между тем будут иметь испорченное и лукавое сердце, и станут стыдиться исполнения Христианских обязанностей?
  Не иноплеменное наставление производить добрых сынов отечества (Филар. М. Москов.).
  Образовать один только ум юноши, но не исправить развращенного сердца, это значить дать острый меч в руки искусного злодея. Невежа без религии немного может сделать зла, по невежеству своему, но гибкий, развитый ум безбожника, - это бич для человечества; он может потрясать общества и разливать губительный яд не в настоящем только, но и на будущие поколения, чему, к несчастию, много есть примеров.
  Если твои дети худо живут; то это должно приносить тебе более скорби, нежели сколько приносить тебе смерть их.
  Благочестивые дети - наибольшее утешение для благочестивых родителей; - наилучшее украшение живых родителей и-наилучший памятник умершим им родителям.
  Мудрый и добрый сын служить славою и честью своему отцу. Счастлив отец, видящий детей своих, более себя созревших в дарованиях, и украшенных добродетелями!
  8. Обязанности детей в отношении к родителям.
  Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то мы будем поражены неизмеримостью нашего долга (Св. Амвр. Медиолан.).
  Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя; как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твои отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя.
  Если, по наставлению Апостольскому, жена должна бояться мужа (Еф. 5, 33), то, конечно, гораздо более дети-своих родителей.
  Повиновение родителям есть не только должность, но и польза паша. Мы получили чрез них жизнь, и, повинуясь им, можем продлить ее; ибо повиновение родителям есть первая заповедь с обетованием (Еф. 6, 2).
  Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством (Филар. М. Москов.).
  Хвалить детей своих значить тщеславиться; порицать отца и мать значить порицать самого себя.
  Каков ты к своим родителям, таковы и дети твои к тебе будут.
  Чем кто согрешает, тем по большей части и наказывается.
  Бог неблагодарных к родителям сынов и дщерей часто наказывает неблагодарностью их сынов и дщерей.
  Поступайте с родителями вашими так, как вы желали бы, чтобы дети ваши поступали с вами (Амвр. Рандю).
  9. Юность.
  Блажен, кто от юности готовится предстать Верховному Судьи, Который потребует отчет за все возрасты!
  Неизвестна юности старость, но открыто, что готова погибель нераскаянному юноше.
  Сколько молодых людей, обольщенных безрассудною склонностью к чувственным удовольствиям, предаются им с всецелою потерею своих интересов временных и вечных, подобно бабочкам, которые, воображая, что пламя так же кротко, как оно им кажется прекрасным, безрассудно обжигают им свои крылья! (Франциск де Саль).
  Видали ль вы, как втер сдувает весенние цветы с дерев,-как полный жизни и красоты цветок совершенно увядает, когда отторгнув его от корня, помнут в руках,-как самое лучшее дерево, попорченное чем либо в нежном возрасте, навсегда остается уродливым, бесплодным и годно бывает только для сожжения?-Это образ юности, отторженной от добродетели и преданной в руки коварного мира, его удовольствий и страстей!
  Ранний цветок приятное бывает для вертоградаря; юность добрая,-благовонный цвет, обещающий благий плод,-несказанно приятнее Небесному Вертоградарю.
  Злобный диавол старается особенно молодых людей отклонить от дел благочестия: но ты, юноша, не обольщайся его хитростями! Кто поутру отправился в путь, тот скоре дойдет до предположен наго места, нежели замедливший до вечера отшествием своим.
  О, скольких слез достойно растление настоящая века! Хотят сделаться благочестивыми не иначе, как в старости, принося в дар Богу одни, так сказать дрожжи сил своих, безумно истощенных на греховное служение миру (Сир. 18, 22). (Прот. П. Соколов).
  Бог хочет, чтобы ты посвятил в службу Ему всю свою жизнь, а не худшую часть ее (Прот. И. Толмачев).
  Медленность исправления жизни не иное что выражает, как следующее: "пусть сначала царствует во мне грех, после будет когда-нибудь царствовать и Господь. Сначала уды мои представлю оружие греху, а потом, со временем, представлю их и оружия правды Богови (Рим. 6, 13)". Так и Каин приносил жертвы: что было лучшего, то-в услаждение себе самому; а что похуже,-то Сотворившему и Даровавшему Богу. Пока способен ты к трудам,-проводишь юность свою во грехах; а как скоро члены ослабели, тогда приносишь их в дар Богу, когда уже ни на что нельзя употребить их, и по необходимости надобно оставлять в бездействии (Св. Васил. Велик.).
  Кто ожидает старости, чтобы посвятить себя Богу, тот ясно показывает, что он хочет сберечь для добродетели только такое время, которого он не может употребить ни на что более (Прот. И. Толмачев).
  Целомудрие староста- уже не целомудрие, а не возможность предаваться невоздержанно (Св. Васил. Велик.).
  Худ тот Христианин, который оставляет грех только потому, что рука и нога более не действуют (Прот. И. Толмачев).
  Если перестанешь грешить по причине возраста, это будет по милости твоей немощи. А мы хвалим (на основании слова Божия) тех, которые добры по произволению, а не тех, которые вынуждены какою либо необходимостью (Св. Васил. Велик.).
  День земли всегда оканчивается вечером; и потому потерявший утро может иметь некоторую надежду вечером возвратить потерянное: а день жизни человеческой часто прежде вечера (старости), нередко и прежде полудня (мужеского возраста) внезапно прекращает нощь смертная (Филар. М. Москов.).
  Многие говорят, что они предадутся Богу в летах более зрелых: но достигнуть ли они до этих лет, как надеются? Или, если и достигнут, то так ли легко им будет перемениться, как думают?
  Неужели вы думаете, что в старости вы более, чем вы цветущем возрасте, будете иметь и готовности принести покаяние, и твердости - устоять в нем. и ревности - показать его опыты, и силы - преодолеть его препятствия?
  Чем позднее покаяние, тем оно тягостнее.
  Вы обманываетесь, если думаете, что страсти утихнут вместе с юностью. Сколько найдется стариков, зараженных постыдными пристрастиями первых годов своей жизни! Сколько поседевших честолюбцев, которые не жалуются на усталость, с ненасытною жадностью гоняясь за почестями,-а эти почести только у величать издержки при их погребении и прибавят несколько лишних слов в их эпитафиях! Сколько вспыльчивых, в коих ни охлаждение крови, ни истощение сил, нимало не уменьшили прежней их раздражительности, доводившей до бешенства! Сколько сластолюбцев, которые, не смотря на дряхлость лет, питают еще в костях своих потаенное пламя, которое угаснет только с их жизнью! Как жалки эти рабы своих жестоких повелителей! (Флешье).
  Старайся в юных летах отсекать свои худые наклонности, привычки и страсти, еще не глубоко пустившие свои корни в сердце твоем. Чем более будешь отлагать, тем труднее будет браться за это необходимое дело спасения своей души.
  Как дерево, чем более растет, тем более в землю корень свой пускает: так, чем более растет греховный обычай, тем глубже в сердце человеческом утверждает свой корень (Св. Тихон Задон.).
  И хорошую привычку и худую питает время, как дрова питают огонь (Св. Петр Дамаскин).
  Грех-горный поток, который чем далее бежит, тем более увеличивается (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Привычки, снисканные в детстве, подобны буквам, вырезанным на корне молодого дерева; вместе с ним он растут, увеличиваются и даже составляют часть его самого.
  Как дерево, чем больше будет, тем с большею трудностию исторгается из земли: так, чем более усилится и утвердится греховный обычай, тем с большею трудностью от него освобождается человек (Св. Тихон Задон.).
  Рано исправляйте свои недостатки: те, которым вы допустите увеличиться, омрачать ваши лучшие добрые свойства.
  Как приучишь себя в молодости, так и останешься на всю жизнь.
  В прошедшем-смена настоящего и будущего.
  Что посеешь в юности, то будешь пожинать во всей последующей жизни.
  Рачительность в юности есть залог чести в старости (Авва Евагрий).
  Честь в старости есть доказательство трудолюбия прежде старости (Он же).
  Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатств бесстрастие в старости, ибо собираемое в юности питает и утешает изнемогших в старости (Св. Иоанн Леств.).
  Как вечер прекрасного дня безоблачен, так конец прекрасной жизни спокоен и беспечален.
  10. Девство и супружество.
  Супружество ниже девства, хотя девство и от супружества рождается.
  Девство преимущественно делает душу невестою небесного жениха-Христа, и тело храмом Св. Духа (1 Кор. 3. 16. 17; 6, 19). (Петр Eп. Томский).
  Девственницы свободны от приговора Божия жене (Быт. 3. 16).
  Дева стоит выше наказаний, присвоенных Еве.
  Хороша девственная жизнь; но если она предана миру и земному, то хуже супружества (Св. Григ. Богосл.).
  Сколько девство предпочтительнее супружества, столько непорочный брак предпочтительнее сомнительного девства (Он же).
  И в супружеской жизни можно быть достойным удивления по добродетельной жизни.
  11. Блуд и целомудрие.
  Девство и брак не для всех, но целомудрие-для всех (Филар. М. Москов.).
  Гнушайся плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют (Св. Нил Синайский).
  Если стыдимся, когда подобные нам люди видят обнаруженною нечистоту наших дел: да стыдимся тысячекратно более, когда Всечистый Бога и Его Святые видят в нас сокровенную нечистоту страстных помыслов и похотных желаний (Филар. М. Москов.).
  По замечанию естествоиспытателей, голуби удаляются оттуда, где заводится нечистота и пчелы удаляются от дыма; так и благодать Божия удаляется от того сердца, в котором бродят нечистая мысли и, так сказать, дымятся худые желания.
  Бог будет в тебе обитать и действовать на тебя Своею благодатно лишь тогда, когда очистишь себя совершенно от плотских помышлений.
  Жить и развиваться на пути добродетели невозможно без отсечения нечистых помыслов.
  Для тех, которые соглашаются с блудными помыслами и услаждаются ими, нет надежды спасения: напротив того те, которое не соглашаются с ними, но противятся со всевозможным усилием, молясь против них, получают венцы от Бога.
  Когда душа во время сна еще обольщается нечистыми грезами, то это значить, что она еще не достигла совершенного целомудрия (Св. Кассиан Римлян.).
  Как разломанный водопровод не удержит в себе воды; так рассеянное око не удержит целомудренного ума (Св. Ефрем Сирин).
  Чего глаз не видит и ухо не слышит, то и в сердце не будет ударять.
  Каждый, давший волю чувствам, дал волю и сердцу (Св. Исаак Сирин).
  Подойди лучше к горящему огню, нежели к юной женщине, когда и сам ты юн, потому что, приблизившись к огню и почувствовав боль, тотчас отскочишь прочь, - а разнежась от женских речей, не вдруг отойдешь (Св. Нил Синайский).
  Остерегайся женщин. Ты не святее Давида, не мудрее Соломона.
  Помни всегда, что райского обитателя женщина изгнала из его прежних владений (Сир. 25, 27).
  Ева всегда имеет свой правь, всегда прельщает (Св. Тихон Задон.).
  Хотя и имеешь ты супругу, но бойся женщин.
  Блажен, кто воздерживает вежди, и ни мысленно, ни чувственно не обольщается кожею плоти, которая вскоре будет истощать из себя гной! (Св. Ефрем Сирин).
  Если возникает в твоей мысли образ красивого лица. представь себе того же человека обезображенным мертвым трупом, и порочное желание оставить душу (Мать Синклитикия).
  Если красота телесная прельщает сердце твое, то помысли, в каков она обратится смрад, - и успокоишься (Авва Исаия).
  Не смотри на ласкающее лице возбуждающего к похоти диавола, но остерегайся больше язвительного хвоста его.
  Приятность, ощущаемая при удовлетворении плотской похоти, скоро проходить; но вред, от того происходящий, остается в нас навсегда.
  Чувственность есть бездна, в которой потонуло и погибло великое множество душ.
  Сластолюбие заставляет нас делать то, о чем не смеем и говорить (Св. Златоуст).
  Как ни велика сила похоти, но если ты оградишь себя страхом Божиим, то препобедишь ее неистовство (Он же).
  Брать спросил старца: что мне делать отец? Меня убивает срамный помысел. Старец ответил ему: "когда мать захочет детище отнять от молока, прикладывает к сосцам своим горький моримой лук. Младенец по обыкновению припадает к груди сосать молоко, но по причине горечи отвращается от нее. Так и ты, если хочешь, положи на мысль твою горечи". Брат спросил его: какая это горечь, которую мне должно положить? - "Памятование о смерти и мучениях в будущей жизни", сказал старец (Древн. Патер.).
  Если тебя палит огонь похоти плотской, противопоставь ему огнь гееннский, - и огнь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет (Св. Златоуст).
  Всем вкушай хлеб и мерою пей воду, и дух блуда убежит от тебя (Авва Евагрий).
  Владычествующий над чревом иссушает похоть, и ум его не порабощается блудным помыслам (Авва Фалассий).
  Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов: граждане, будучи утеснены голодом и чтобы не погибнуть от голода, покоряются. Тоже бывает с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жительство в посте и воздержании,-вожделения изнемогают в душе его (Св. Иоанн Колов).
  Как огнь не может гореть без дров и другого сгораемого вещества: так и немощная злокозненная плоть наша, если не обременена пресыщением, не воспламеняется похотью, но бывает покойна и покорна воле Господней (Св. Ефрем Сирин).
  Угождающий чреву и хотящий победить духа блудного, подобен тому, кто маслом хочет погасить огонь (Св. Иоанн Леств.).
  Думающий сохранить целомудрие среди пресыщения и роскоши подобен тому, кто бы, возлежа среди блата, надеялся остаться чистым (Иннок. Apхиеп. Херсон.).
  Когда томит тебя какое либо вожделение плотское, презри его и скажи душе своей! "тем ли тяготишься, что лишаю тебя удовольствия?.. Но утешься, ибо тем я доставлю тебе небо, и всерадостные блага его. Потерли немного, и узришь плод" (Духовн. Маргар.).
  Никогда не вспоминай прежде совершенных тобою плотских грехов, чтобы не осквернить тем снова своей души, но лучше молись Богу, говоря: "Господи! Ты выдаешь скверные и безмерные грехи мои! Сам убо, как хочешь, изгладь их, а я не дерзаю вспоминать о них, чтобы тем еще более не прогневать Тебя".
  12. Супружеские обязанности.
  Муж есть глава жены, но отнюдь не господин. Жена, как взятая из ребра Адамова, близ сердца его, должна занимать первое место в сердце мужа.
  Кто любит жену свою больше Бога, тот идолопоклонник; кто любит ее по одному любострастно, тот прелюбодей; а кто любит ее, как Христос церковь, тот супруг Христианский.
  Если в жене есть порок, изгоняй его, а не ее.
  Женщина, как планета-спутница, привязанная к мировому пути своего мужа, с неуклонною правильности" и порядком должна обходить домашний быт его и разливать вокруг кроткий свет своих добродетелей и своего благоразумия.
  Может быть, думают, что радость входить в сердце от вне; а всмотрись и увидишь, что она просветляете жизнь его изнутри. Домовитой женщине, занятой благоустройством своего дома, неутомимо действующей в кругу обязанностей хозяйки и матери, некогда и подумать о забавах. За то все части хозяйственного управления, приведенные ею во взаимное между собою соответствие, производят для нее такую гармонию, которая несравненно и восхитительнее, и выше всякого мусикийскаго согласия, часто идущего в разладь с требованиями души.
  Женщина, отваживающаяся идти стезями не своего пола, столько же поступает против природы и здравого же смысла, сколько и женоподобный мужчина, больше всего занятый своим нарядом и поставляющий все свое достоинство в изысканности туалета.
  Если с крепким мужеством слабая жена отражает от себя грех, то и она - блажен муж, воспетый Давидом (Пс. 1, 2).
  Счастлива та, кто, гордясь своим титулом матери, смотрит на своих детей, как на самое лучшее свое украшение!
  Достойна презрения та женщина, которая можете скучать, имея детей.
  13. Мир и жизнь в мире.
  Мир сей, подобен кораблю, украшенному великолепно, на который смотреть хорошо, но ездить в нем опасно.
  Настоящий, падший мир похож на весьма богатые, преискусно составленные, но испорченные часы. В них все есть, что прежде было, и чему быть надлежать, только нет гармонии и вечности. Посему кто захотел бы по этим часам располагать весь свой образ жизни, тому пришлось бы жить нередко на изворот.
  Много цветов на дереве, да много ли дадут плодов; так и мир - много нам обещает, да мало дает.
  Мир любит отводить от пути истинного, но никогда не приведет к цеди,-умеет возбудить жажду, но не может насытить души,-все обещает, но под конец большею частию, сам все отнимает.
  Мир дает своим рабам столько тяжких владык, сколько есть нужд и прихотей, страстей и привычек (Филар. M. Москов.).
  Соблазны мира никогда не прекращаются, доколе мир есть то, что он есть (Филар. M. Москов.).
  Со времени грехопадения мир постоянно служил соблазном для людей, отводя их от истинного пути,- от веры в Бога и добродетели; впрочем это влияние мира было неодинаково в различные периоды времени. Оно было более или мене пагубно, смотря по тому, какой дух времени был господствующим.
  Наш век свободу доводить до своеволия, независимость до анархии, веротерпимость до индифферентизма, мир до военного положения, прогресс до упадка нравственности.
  Нам древность говорить, что Мидас обращал в золото все одним своим прикосновением, а ныне век настал превратного превращения,-лишь только золотом дотронься до кого, во что б ни захотел, в миг обратишь его.
  Страсть к искусству Иродиады сделалась (в наше время) для многих почти законом (Филар. M. Моск.).
  Живая рыба плывет против воды, а мертвая вниз за водою. Истинный Христианин идет против потока греховного века, а ложный увлекается его быстротою.
  Образ мыслей и чувствований, наиболее одобряемый, нередко есть наиболее опасный (Филар. M. Москов.).
  Самое благоразумие и рассудительность должны побуждать нас не подчиняться правилам и обычаям людей мира сего, когда эти правила и обычаи или совершенно не согласны с законами религии и нравственности, или препятствуют к тщательному их выполнению. Немного в том ума, а силы воли и совсем, кажется, нет у того, кто смотрит как на непреложный закон на одобряемое большинством людей, а чрез несколько времени, ими же осуждаемое.
  Люди века, люди времени так же непостоянны в своих уставах, как изменчиво время, как изменчивы капризы страстей (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Люди подобны облакам, которые с переменою ветров носятся туда и сюда во воздуху (Св. Васил. Велик.).
  Интересы духа времени это-те, которых не было вчера и не будет завтра.
  Дух времени-дух лжи и обмана. Ныне он хвалит то, завтра другое; над правилами и мыслями, которые считал он образцовыми за пять лет пред сим, смеется он ныне, а спустя другие пять лет, если не прежде, станет смяться над теми, от которых в восторга ныне (Филар. Apхиеп. Черииг.).
  Как в минуты упоения, когда и в голове бывает шум, и в глазах все двоится и идет кругом,- нельзя решительно ничего ни видеть, ни слышать, ни понимать надлежащим образом: так в под влиянием духа времени люди подвергаются таким же припадкам головокружения, и так же мало видят и понимают, как и в упоении.
  Не уклоняй взора на пример многих, идущих широким путем: в аду будет место и многим (Филар. Apхиеп. Черниг.).
  Будь в мире, как Лот в Содоме, где все беззаконновали, но он им не подражал, и делал, что святой вол Божией угодно было: делай и ты так, не подражай тому, что злой мир делает (Св. Тихон Задон.).
  Бывает и согласие худо. бывает и разногласие хорошо.
  Есть люди, которые хорошо сознают и понимают несогласие очень многих правил и обычаев мира сего с духом Христианства, но стыдятся идти в разрез обществу, стыдятся, быть набожными, напр. перекреститься в виду других, из опасения быть осмеянными. Но что нужды до посмеяния? Каждый при этом должен рассуждать таким образом. Когда придет время страшного расчета со всем родом человеческим, мне не помогут те, опасаясь которых, я уклонялся от дел благочестия. Так лучше же возвыситься над сим ложным чувством стыда, лучше преодолеть боязнь осуждения людского, чтобы приобрести дерзновение пред престолом грозного Судии.
  Страх человеческий должен быть препобеждаем страхом Божиим (Прот. П. Соколов).
  Размышляя о всенародном стыде, который пред Господом постигнет грешников, вменишь ты временный ни во что (Авва Иоанн).
  Ты опасаешься делать неприятное людям, и забываешь о приговор, произнесенном над нечестивым человекоугодием! Бог разсыпа кости человекоугодников, и Бог уничижи их (Пс. 52, 6). (Филар. Apхиеп. Черниговский).
  Что скажут о мне в свете? говоришь ты. А не думаешь о том, что скажут о тебе праведники Божии, которые имеют право судить самый мир? (1 Кор, 6, 2). Узрят праведники и возсмеются и рекут: се человек, иже не положи Бога помощника себе (Пс. 51, 8. 9): вот что скажут о тебе они, и какая это грозная правда в устах их (Он же).
  Никогда не делай ничего постыдного, хотя оно нравится многим, и не оставляй доброго дела, хотя оно и ненавистно порочным (Св. Григор. Богосл.).
  Мир должен был бы оказывать всевозможную любовь и уважение благочестивым людям, потому что ради их Бог то сокращает злые дни на земли, то ниспосылает ей благословения Свои, которых иначе она и не получила бы (Мф. 24, 22; Деян. 27, 24),- но на деле оказывается совершенно противное (Прот. П. Соколов).
  Оставляет человек мире оставляет и его мир,- гонит.
  Нет благочестивой душе в мире сем истинного дома и отечества, но везде изгнание и ссылка (Св. Тихон Задон.).
  Сквозь бурю злословия н клеветы (которую почти всегда злой мир поднимает на своих не любимцев), нужно пробегать так же спокойно, как спокойно солнце и луна совершают свое течение на небе, когда собаки дают на них с земли (Прот. И. Толмачев).
  Есть порицания, заслужить которые более лестно, нежели удостоиться иной похвалы. Таковы именно порицания от мира за отсталость и удаление от его обычаев, за всецело последование Христу.
  Кого мир ненавидит, того Бог любит (Св. Тихон Задон.).
  Лучше, и несравненно лучше, от единого Бога любимым быть, нежели от всего мира (Он же).
  Пусть меня весь мир ненавидит, когда хочет, и делает мне, что хочет: только бы Бог один любил (меня) и в милости Своей содержал (Он же).
  Мир лукавый, ты меня ненавидишь? Пусть будет так! Но если я подпал твоему гневу единственно за правоту мою пред Богом, то поноси, изгоняй и озлобляй меня, сколько хочешь! Я готов страдать с Господом Иисусом: в том мое блаженство! Вот с какими чувствами последователь Христов принимает злострадания от мира! (Прот. П. Соколов).
  Кому приятен Христос, тому ненавистен мир.
  Когда человек утратить сочувствие к миpy,-мир утратить влияние за человека (Игнатий Еп. Кавказ.).
  Презри мир сей с прелестно его, и возлюби единого Бога и вечный живот: и будешь жить в мире, как Лот в Содоме, невредим (Св. Тихон Задон.).
  Соблазны миpa сильны не сами собою, но нашею произвольною слабостью (Филарет M. Москов.).
  Когда птицы высоко царят в воздухе. их не поймаешь сетью: так и тебя не уловят сети страстей и соблазнов, когда ты взираешь на горнее. Кто взошел на вершину горы, тому город и стены его представляются в малом виде, а люди, ходящие по земле. кажутся муравьями: так и тебе все земное покажется ничего не значащею малостью, если ты вознесешься на высоту любомудрия (Св. Златоуст).
  В этом мире нужно жить так, как бы мы были духом на небе, а телом в могиле (Франц. де Саль).
  Мир не руководитель, которому последовать, но враг, которого побеждать должно чадам Божиим: всяк рожденный от Бога побеждает мир (1 Иоан. 5, 4). (Филар. M. Москов.).
  Не любите миpa, ни яже в мире (1 Иoaн. 2, 15): кто друг миру, тот враг Богу (Прот. Авр. Некрасов).
  Любовь мира сего отлучает от любви Божией.
  Слишком много чести для миpa, если ты уступишь ему и некоторую часть своих расположении.
  Стать другом настоящего века значить тоже, что стать врагом Божиим (Филар. Apхиеп. Черниговский).
  Кто ищет угодить миpy, тот не может угодить Богу (Он же).
  Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от миpa (Св. Исаак Сирин).
  Удалиться от миpa не то значить, что бежать от семейства, иди от общества, - а оставить нравы. обычаи, правила, привычки, требования, совершенно противоположные духу Христову, принятому и зреющему в нас (Феофан Еп. Владим.).
  Как никого не спасает одно внешнее пребывание в пустыне: так и не погубляет никого внешнее жительство в мире (Филар. М. Москов.).
  Не место спасает человека, а произволение. Адам, праотец наш, и в раю пал, а Лот праведный и в Содоме себя сохранил (Св. Ефрем Сирин).
  Случалось, что многие теряли совершенство в пустыне, как она ни благоприятна для спасения, между тем как другие сохраняли его, живя в миpy. Лот погубил в пустыне то целомудрие, какое он сохранял, живя в развращенном городе.
  Будь дружен со всеми людьми, а мыслию своею пребывай один (Св. Исаак Сирин).
  Только тот истинно уединен, кто уединен сам в себе (Игнатий Еп. Кавказ.).
  Удалившийся в пустыню не должен сожалеть о мире, им оставленном; а призванный жить в мире не должен говорить, что здесь невозможно спастись.
  Как ночь не погашает звезд на небе, так нечестие миpa не затмевает умов верных, утверждающихся на тверди слова Божия (Блажен. Августин).
  Можно и жить в мире, но не быть от миpa (Иоан. 15, 19).
  Авве Антонию открыто было в пустыне: "есть в городе некто, подобный тебе, искусством врач. который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с Ангелами трисвятое".
  Когда добрый не принимает нравов злого, то, хотя бы они жили вместе, между ними великое разделение. Посему должно убегать не людей, которые могут исправляться примерами добрых, а развращения людей (Блаж. Августин).
  Сохранение себя чистым и непорочным. среди постоянных искушений и соблазнов ко греху, имеет такую же заслугу в очах Божиих, как и подвижническая жизнь пустынника, тем более, что добрый пример в мире особенно влияет на живущих в мире.
  Как соль действует на улучшение вкуса тех снедей; к коим она примешивается, так благочестие Христианина действует на улучшение нравов тех людей, с которыми он обращается (Прот. П. Соколов).
  14. Монашество.
  Монашество, как произвольное, скрепленное обетом, отречение даже от невинных радостей и удовольствий, какие дает жизнь мирская, имеет без сомнения высшую цену в очах Божиих, как высший подвиг добродетели, и потому привлекает себе и высшие дарования от Бога. Всяк, иже оставить дом, братию, сестры, отца, матерь, жену, чада и села имени Моего ради, сказал Спаситель,-сторицею приимет, и живот вечный наследствует (Матф. 19, 29).
  Кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это-победные почести иноков, и мир не может вместить оных,-если же бы мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира? (Св. Иоанн Леств.).
  Прочие добродетели, по мнению аввы Дорофея, будучи исполняемы по долгу, имеют значение только дани, которую необходимо должны давать все, как подданные в государстве - царю; а монашеское послушание, нестяжательность и девство, как добродетели, совершаемые по доброму произволению, имеют значение драгоценных даров, приносимых Богу из одной любви, подобно тому, как в государстве знаменитые люди, кроме дани, приносят царю и дары, и за то удостаиваются богатых наград, великой чести и чинов (Петр Еп. Томск.).
  Кто ради Бога обнищает, тот обретает неоскудевающие сокровища (Св. Исаак Сирин).
  На сколько человек отсекает от себя утешения мира сего, на столько сподобляется радости Божией во Св. Духе (Он же).
  И живя в мире, можно быть не от миpa сего. Но среди заботь и молвы житейской, среди постоянных искушений и столкновений со грехом, можно ли надеяться достигнуть такого нравственного совершенства, такой святости в добродетели, какие обещает и в обилии представляет тихая, уединенная жизнь монашества, вдали, в стороне от миpa и суеты его?
  Чем дальше от мира, тем ближе к Богу.
  Бегающий людей похож на зрелую виноградную лозу, а обращающийся с ними - на незрелый виноград (Авва Моисей).
  Кто живет в пустыне и безмолвии, тот свободнее от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение-искушение в сердце (Св. Антон. Велик.).
  Между монашескою и мирскою жизнью-такое же различие, какое между пристанью и морем, непрестанно колеблемым ветрами (Св. Златоуст).
  Важность монашества со всеми его плодами строго условливается верным исполнением обетов его. В противном случае монах будет только поруганием монашества-на соблазн мирянам и на свою погибель (Петр Еп. Томск.).
  Чтобы достигнуть пли истинного монашества- нравственного усовершенствования себя и теснейшего соединения с Богом, источником святости и блаженства,-необходимо принимающему на себя монашеский чин знать и выполнять те особенные правила своего внутреннего и внешнего поведения, какие требует этот ангельский, как не без значения он называется, чин. Иначе можно жить в стенах монастыря,-вне шума и суеты мира,-носить одеяние и звание монаха, но по душе быть ниже мирянина.
  Каждый да искушает себя, и потом уже от хлеба жития иноческого, который с горьким зельем, да ясгь, к от чаши сей, которая со слезами, да пиет; да не в суд себе воинствует (Св. Иоанн Леств.).
  Лучше уже и не полагать начала отречения от мира, нежели после холодно исполнять его и подвергать себя большей опасности. Лучше не давать обета, нежели давши обет, не исполнить его (Св. Кассиан Римлянин).
  Не все, живущие в монастырях-монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское (Св. Варсан. Велик.).
  Из мудростей мудрость, и из хитростей хитрость - монашеская жизнь (Затворник Георгий).
  У инока все должно бить иное.
  У инока ум, чувства, правила, все-иное, чем у живущих в мире. Безмолвие - его услаждение. Молитва-духовное созерцание. Слово Божие-пища души его. Сладчайшая беседа - с Богом. Храм - единственное прибежище. Ограда обители-предел, далее которого для него ничего более не существует. Его мир-вечность. Там его сокровище, там его и сердце. С живущими на земли единственная связь-теплая о них молитва. Вот что иноческая жизнь! (Прот. Авр. Некрасов).
  Для истинного монаха не существует никто и ничто на землей. Его радость и наслаждение-непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают от Бога (Схимон, Парфений).
  У монаха одна забота, одно крайнее желание; Богоугождение и Богоделание. Когда Иоанна Лествичника спросили: кто верный и благоразумный монах? Он отвечал: "тот, кто ежедневно, до конца жизни, не престает прилагать огонь к огню, пламень к пламени, желание к желанию, упражнение к упражнению".
  Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только и есть Бог, да он, исчезающий в Боге (Феофан Еп. Владим.).
  Монах есть тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных (Св. Иоанн Леств.).
  Хотящий быть истинным монахом должен иметь крайнее нестяжание,-изыскивать, как бы обойтись и без необходимого (Схимон, Парфений).
  Нищета, скорбь, теснота и пост - вот работные орудия монашеской жизни (Авва Пимен).
  Монах тот, кто во всем делает сeбе принуждение (Авва Захария).
  Пророк Даниил сказал о себе: хлеба вожделенного не ядох (10, 3). Монашеское жительство требует непременно отвержения всех плотских наслаждений: про них оно состояться не может (Авва Сисой).
  Монах не должен допускать себе, чтобы совесть обвиняла его в чем либо (Авва Агафон).
  Монах, нерадящий о своем спасении, есть ругатель Божие (Схимон. Парфений).
  Лучше бы монаху согнить во чреве матери своей, когда он не печется о своем звании (Он же).
  Монашество, сак и самое слово показываете есть одиночество- беседа с самим собою и с Богом; следовательно и нарушение без нужды этого одиночества было бы нарушением обета и звания монашеского. Потому Богомудрые руководители и наставники монашеского жятия особенно настаивают и убеждают принявших монашеский чин сохранять себя в уединение, показывая с одной стороны благие плоды этого уединения, а с другой худые последствия от его нарушения.
  Будь не только одеянием, но и вещию и делом монах, то есть уединенный (Св. Тихон Задон.).
  Монах должен жить один, а другой с ним- Господь (Схимой. Парфений).
  Одиночество на земли ведет в общество небесное (Филар. М. Московский).
  Кто отвлекает себя от земных и друзей, к тому приближается Бог со святыми Ангелами (Фома Кемп.).
  Ничем так часто человек не грешить, как языком, а в уединении избегает сего греxa.
  Уединение не знает празднословия, за которое следует ответ дать в день судный (Mф. 12, 36).
  В уединении и тишине, а не в народе и молвь родятся добрые и небесные мысли (Он же).
  Пребывай в твоей келлии, и келлия тебя научить всему (Авва Моисей).
  На сколько человек удаляется от сообращения с человеками, на столько сподобляется свободного доступа к Богу в уме своем (Св. Исаак Сирин).
  Как в тихой и чистой воде удобнее солнце видится, нежели в возмущенной и волнующейся, так вечное и духовное солнце-Бог удобнее в тишине и покое врою и умным оком познается, нежели в беспокойстве и людской молве (Св. Тихон Задон.).
  Человек, познавший сладость келлии, убегает ближнего, хотя любить и почитает его (Авва Феодор).
  Авва Марк сказал авве Арсению: для чего ты бегаешь от нас? Старец отвечал ему: "Бог видит, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом, и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у человеков воли различны".
  Уединенное пребывание собирает духовное сокровище, а отлучка куда либо расточает (Св. Тихон Задон.).
  Рыбы умирают от недостатка воды; так умирают в сердце инока духовные движения, раждающиеся от Бога, когда инок часто живет и обращается с мерянами (Св. Исаак Сирин).
  Без крайней нужды не выходи вон из монастыря, и в светские домы не входи; иначе воротишься ухе не тем, каким выйдешь (Св. Тихон Задон.).
  Когда и для спасительных обстоятельств выйдешь из уединенного пребывания, то уже не тот возвратишься, каков был в уединении (Он же).
  Сказал некто (Сенека): "всякий раз, когда пробыл между людьми, возвращаюсь к себе менее человеком". Мы часто испытываем это после беседы, потому что легче молчать, чем в беседе не сказать лишнего; легче оставаться дома, чем уберечь себя. как следует, в обществе (Фома Кемп.).
  Подражай мудрости пчел, которые, видя множество ось, летающих вокруг их, пребывают внутри улья и избегают наносимого им вреда.
  Когда нужда заставить тебя показаться в свет, то подражай голубице, которая была принуждена вылетать из ковчега, но скоро возвратилась в ковчег, потому что вне его она не нашла никакого места для своего успокоения.
  Когда ты выходишь из уединения, храни собранное; ибо если отворены дверцы в клетке, то птицы, в затворе бывшие, вылетают. И тогда уже не будет нам никакой пользы от сего безмолвия (Св. Иоанн Леств.).
  Держи стражу над собою в келье, держи стражу и вне кельи (Авва Симон).
  Прежде, чем принять на себя столь важный, высокий и многого требующий, чин монашества, нужно еще живя в мире на столько расположить себя к нему и приготовить нравственно, чтобы все требования и правила монашества казались не новыми, а уже испытанными, не тягостными, а удобоисполнимыми.
  Если прежде не научишься хорошо жить с людьми, то и в уединении не можешь хорошо жить (Авва Лонгин).
  Если не научился жить в мире с людьми, то и в пустыне не найдешь себе мира.
  Если прежде не приведешь себя в правильное настроение, пребывая между человеками: то не возможешь стяжать его и живя наедине (Авва Лонгин).
  Если какие не уврачеванные пороки мы перенесем в пустыню, то они будут только скрыты в нас, но не истреблены (Св. Кассиан Римлянин).
  Человеке с доброю совестно со всяким может завести дружбу, а худой и в уединении мучится, и беспокоится (Сенека).
  Не думай, будто удаляясь в пустыню, ты один. Если нет при тебе Бога, то непременно с тобою диавол (Прот. П. Соколов).
  Где ни быть, от козней сатанинских не уйти (Св. Тихон Задон.).
  Принимающий на себя монашеский чин должен знать, что здесь-то, в одиночестве, особенно и нападает злой дух на душу, желая совратить ее с прямого и верного пути спасения.
  Живущие в мире борются с бесами, как с агнцами, а пребывающие в уединении борются с ними как с тиграми и леопардами.
  На первых порах, как учат прошедшие путь подвижнической жизни, злые духи борют монаха особенно скукою, унынием, тоскою по оставленном им мире, побуждая его этим оставить одиночество и опят уйти в мир. Монаху должно знать это наперед, что бы не придти в малодушие при таком искушении, и спокойно встретить его и мужественно бороться с ним, владея и действуя непобедимым оружием молитвы.
  Некоторый брат пошел к искусному старцу и сказал ему: авва! я скучаю, пребывая в пустыне. Старец сказал ему: "молись чаще, и Бог поможете тебе, подаст силу и спокойствие".
  Молитва есть врачевство от печали и уныния (Св. Нил Синайский).
  15. Земная жизнь человеческая.

<< Пред.           стр. 9 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу