<< Пред. стр. 10 (из 11) След. >>
менее 22 правильных ответов - неудовлетворительно.Необходимо повторение, более качественное усвоение материала и повторное тестирование.
1. Все формальные организации представляют собой объединение неформальных групп и организаций, созданных без вмешательства руководства 2. Неформальные группы - это группы созданные по воле руководства для организации производственного процесса. 3. Комитет - группа, состоящая из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями 4. Комитеты создаются для заполнения пробелов в организационных структурах таким образом, чтобы решать задачи, не входящие в компетенцию ни одного из отделов, координировать деятельность отделов и выполнять специальные функции. 5. Специальные комитеты - это комитеты, существующие перманентно (постоянно). 6. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию. 7. Формальная организация является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности 8. В результате оказания помощи, дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий - необходимое руководство к действию. 9. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. 10. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Это объясняется тем, что перемены могут нести угрозу существованию неформальной организации. 11. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. 12. Руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию. 13. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, необходимо разрешить группе участвовать в принятии решений. 14. Наиболее оптимальной является группа из 15-20 человек. 15. Похожие люди в группе выбирают более качественное решение. 16. Руководителю необходимо знать методы устранения конфликтов. 17. Поддерживающие роли - это роли, которые дают возможность отбирать групповые задачи и выделять их. 18. Целевые роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы. 19. Человек может стать руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. 20. Ситуационный подход утверждает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в зависимости от ситуации. 21. Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. 22. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более высокого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. 23. Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. 24. Демократичный руководитель позволяет подчиненным участвовать в принятии решений, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. 25. Самым эффективным стилем руководства является адаптивный, или ориентированный на реальность. 26. Конфликт всегда носит положительный характер. 27. Дисфункциональный конфликт способствует повышению эффективности организации. 28. Конфликт между личностью и группой возникает, когда личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. 29. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если эти ситуации связаны с минимальными личными потерями или угрозами. 30. Организационное развитие - долгосрочная работа по совершенствованию способности организации обновить себя, по решению проблем и реагированию на перемены.
Практикум
Упражнение
Разрешение противоречий в группе65
Цель
Показать, как действует механизм сотрудничества для разрешения конфликта в группе.
Условия
Преподаватель разбивает учебную группу на две части по недискриминационному признаку так, чтобы каждая из подгрупп имела достаточно устойчивые мнения о другой подгруппе, мешающие им нередко прийти к взаимопониманию в решении общих проблем. Каждая подгруппа выбирает своего лидера (руководителя).
Процедура проведения
Фаза 1 (5 мин.). Два руководителя (лидера) подгрупп собираются с преподавателем вместе. Их просят подтвердить, что было бы желательно в плане общей цели уменьшить ту напряженность и непонимание, которые существуют между двумя подгруппами. Их просят подумать о путях нахождения такого механизма сотрудничества, который позволит сделать это. Получение согласия дает возможность перейти к следующей фазе. Преподаватель инструктирует руководителей подгрупп о правилах проведения следующих фаз упражнения.
Фаза 2 (20 мин.). Каждая из подгрупп размещается в отдельной комнате. Их просят подумать и подготовить письменно перечень ("А") того, что они испытывают в качестве своего отношения к другой подгруппе в смысле ее поведения, действий и прочее, что является причиной напряженности и непонимания между двумя подгруппами. Это должен быть перечень чувств, отношений, видений о другой группе. Затем каждая подгруппа готовит еще и перечень ("Б") своих предсказаний о том, что другая подгруппа напишет о них в рамках задания, указанного выше.
Фаза 3 (10 мин.). Преподаватель собирает две подгруппы вместе. Сначала подгруппы докладывают о том, что они думают друг о друге (перечень "А"), а затем свои соображения, догадки в рамках перечня "Б".
Фаза 4 (20 мин.). Подгруппы возвращаются в свои комнаты, обсуждают все то, что они услышали, и готовят перечень ("В") проблем, на которые должно быть обращено первостепенное внимание в обеих подгруппах. В ходе этой фазы упражнения в подгруппах будет обнаружено, что большинство спорных моментов проясняется за счет простого обмена информацией в фазе 3. Сократится также перечень "А", где останутся только относящиеся к делу проблемы.
Фаза 5 (25 мин.). Подгруппы опять встречаются вместе и сравнивают свои перечни ("В"). Обсуждая вопросы, они составляют один перечень ("Г"), включающий только приоритетные для двух подгрупп проблемы. Этим определяется уровень, с которого упражнение может повториться. Фаза 2 и перечень "Г" подвергнется той же процедуре "обработки" и т.д. Целесообразно обсудить всей учебной группой вместе план действий по разрешению проблем перечня "Г".
Замечание: Из опыта проведения данного упражнения было обнаружено, что за относительно короткий промежуток времени удается значительно продвинуться в разрешении противоречий между подгруппами/группами через сотрудничество и повысить эффективность работы группы/организации в целом. Обычно итогом такого упражнения является выработка плана действий на определенный промежуток времени, что обеспечивает снижение уровня нездоровой конкуренции.
Вопросы для повторения
1. Управление неформальной организацией.
2. Причины возникновения неформальных организаций.
3. Характеристики неформальных организаций.
4. Пути повышения эффективности групп.
5. Лидерство, его сущность и стили.
6. Влияние различных стилей на удовлетворенность работника и производительность труда.
7. Конфликтные ситуации.
8. Сущность конфликта, его причины.
9. Типы конфликтов.
10. Процесс управления конфликтом.
11. Методы управления конфликтной ситуацией.
12. Управление изменениями.
13. Процесс успешного управления организационными изменениями.
14. Сущность стресса, его причины.
15. Управление стрессами.
СЛОВАРЬ НАУЧНЫХ ТЕРМИНОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ
Авторитаризм (фр. autoritarisme < лат. auctoritas власть, влияние) - самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Авторитарный - 1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; 2) стремящийся утвердить свою власть, авторитет; властный.
Агрегировать [лат. aggregates присоединенный] - объединять, суммировать какие-либо однородные показатели (величины) с целью получения более общих, обобщенных, совокупных показателей (величин).
Адаптация (лат. adaptatio < adaptare приспособлять) - приспособление строений и функций организмов к условиям существования.
Аддитивный [< лат. additio прибавление] - получаемый путем сложения; аддитивная теория чисел - часть арифметики, изучающая законы, по которым числа могут быть составлены из слагаемых того или иного виды; аддитивные свойства - свойства, связанные с геометрическими или физическими объектами так, что свойство, соответствующее целому объекту, всегда равно сумме величин, соответствующих его частям, каким бы образом объект не разбирали на части.
Администрация - составная часть управленческой деятельности, занимающаяся: выработкой корпоративной политики; координацией финансов; производством, распределением и установлением границ организации и верховного контроля администратора и т.д.
Альтернатива (фр. alternative < лат. alter один из двух) - 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) каждая их исключающих друг друга возможностей.
Аспект (< лат. aspectum взгляд, вид) - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.
Аффилиация (от англ, to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к аффилиации возрастают при привлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, порождает фрустрацию.
Беседа - метод получения необходимой информации на основе вербальной коммуникации. Широко применяется в различных сферах человеческой деятельности, являясь основным способом введения субъекта в конкретную ситуацию.
Бихевиоризм [англ, behaviorism < behavior поведение] - изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений.
Бюджет - метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.
Бюрократия (от фр. bureaucratic < bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, господство) - букв, господство канцелярии -1) тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника; 2) орган государства, организационно оформленный в виде аппарата чиновничества.
Вербальная информация - информация, получаемая из радио-, телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов.
Верования - устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, не требующие соответствующих доказательств, которые люди используют при их восприятии.
Внешняя среда организации косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс
Внешняя среда организации прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты.
Внутренняя среда организации - это совокупность ситуационных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди.
Восприятие - единство процессов отбора и систематизации поступающей из окружения информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.
Группа - это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.
Группы формальные - это группы созданные по воле руководства для организации производственного процесса.
Де... (лат. de...) - приставка, обозначающая отделение, удаление, отмену, напр.: деперсонализованный -- обезличенный, противоп. персонализованный (персона (лат. persona) - особа, личность.
Делегирование ответственности - передача подчиненным права принятия определенных решений или права на решение определенных проблем.
Делегирование полномочий - передача подчиненным власти в принятии решений и в осуществлении тех или иных действий, права использовать ресурсы организации для выполнения делегированных им задач.
Департаментизация - процесс организационного обособления, группирования специализированных работ в организации (от слова "департамент" или "отдел").
Деперсонализованный - обезличенный, противоп. персонализованный (персона (лат. persona) - особа, личность).
Деструкция (лат. destructio) - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо.
Децентрализация - передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.
Децентрализация управления - передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние.
Диапазон потенциальных возможностей - это функциональные службы организации: маркетинг, производство, НИОКР, финансы и т.д., а также навыки общего управления, например, развитием, диверсификацией, расширением за счет приобретения других фирм.
Дилетант (иг. dilettante < лат. dilectare услаждать, забавлять) - любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства).
Дилетантизм (ит. dilettante < лат. dilectare услаждать, забавлять) - непрофессионализм, любительство, занятие каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностное знакомство с какой-либо областью науки или искусства.
Дискретный (лат. discretus) - прерывистый, состоящий из отдельных частей; дискретная величина - такая величина, между значениями которой заключено лишь конечное число других ее значений; противоп. непрерывная величина.
Дихотомия (гр. dichotomia < dicha - на две части + tome сечение) - последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две и так далее.
Друкер Питер Ф. (род. 1909) - американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления. П. Друкер один из теоретиков эмпирической школы в индустриальной социологии, которая основывается на синтезе "классической" школы управления и теории "человеческих отношений". С точки зрения П. Друкера, единство теории и бизнеса - это главная определяющая особенность эмпирической школы. Друкер считал, что основные усилия менеджеров должны быть направлены на создание системы заинтересованности, формирование и совершенствование эффективной мотивации труда. На уровне предприятий это проявляется, прежде всего, в оплате труда и достижении каждым работником удовлетворенности трудом. Друкер сформулировал основы ситуационного подхода к управлению: необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений. Он рассматривает ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, считая необходимым превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления. Основные работы П, Друкера: "Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы", "Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении".
Задача - определенная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее ограниченные сроки.
Знание - 1) результаты познания, научные сведения; 2) совокупность сведений в какой-либо области.
Иерархия (гр. hierarchia < hieros священный + arche власть) - 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) расположение служебных званий, должностей в порядке их подчинения (иерархическая лестница).
Канал - 1) линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации; 2) путь, средство для перемещения чего-либо; 3) искусственное русло, наполненное водой.
Комитет - группа внутри организации, которой делегированы полномочия какого-либо задания или комплекса заданий.
Комитет постоянный - перманентно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель.
Комитет специальный - временная группа, сформированная для выполнения определенной цели.
Коммуникабельность - способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей.
Коммуникации - процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.
Коммуникации вертикальные - информация, перемещающаяся внутри организации по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие.
Коммуникации горизонтальные - информация, перемещающаяся снизу вверх и выполняющая функцию оповещения руководства о том, что делается на низших уровнях.
Коммуникации неформальные - обмен слухами между людьми.
Коммуникационная сеть - соединение определенным обра зом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Такой подход рассматривает не индивидов как таковых, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя и более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания, и влияет на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.
Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими. Знание стилей помогает определить то, как себя вести с этим стилем, и, что можно ожидать от поведения, связанного с этим стилем.
Коммуникация - 1) путь сообщения, линия связи; 2) сообщение, общение. Коммуникация - передача информации от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В таком случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно; жесты; поза; тон голоса; время передачи; то, что не сказано и тому подобное) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Компенсация за действия - внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, чего-то добивается или же чего-то не достигает, в результате осуществленных им в форме определенного поведения действий.
Компенсация отрицательная - реакция на поведение человека, при которой его желаемое поведение сразу же приводит к устранению нежелаемых для человека обстоятельств или раздражителей. Например, человек, который не ведет себя должным образом, подвергается бойкоту окружающих.
Компенсация положительная - реакция на поведение человека в виде вознаграждения, которое, независимо от формы, приводит к приятным для него последствиям.
Контекст (< лат. contextus тесная связь, соединение) - законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.
Континуум (от лат. continuum непрерывное, сплошное) - непрерывность, неразрывность явлений, процессов.
Континуум управленческий - непрерывность, неразрывность изменений, исторического развития, оформления управления в научную дисциплину.
Контроль - процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль - процесс проверки того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировки ее действий, состоящий из трех этапов: постановка задач для исполнения; проверка реального исполнения задач; решение проблем, если исполнение не соответствует поставленным задачам. Является одной из функций управления.
Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое. К. (< лат. conflictus столкновение) - столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, спор.
Концепция (лат. conceptio) - 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.
Концепция стратегического менеджмента - система взглядов, которая позволяет организации добиваться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.
Кооперация (< лат. cooperatio сотрудничество) - форма организации труда, при которой большое число людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой процессах труда.
Корпорация - широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Корпорации могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус корпорации предопределяет систему налогообложения их прибылей. В отличие от партнерств и индивидуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли корпорации облагаются налогом на прибыль, который, как правило, отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы (дохода, подлежащего налогообложению) или налоговых обязательств.
Критериальная база поведения - расположение человека к людям, событиям и процессам; совокупность ценностей, разделяемых им; набор верований, которых он придерживается и принципов, которым он следует в своем поведении.
Лидер (< англ, leader ведущий, руководитель) - глава, руководитель политической партии, профсоюза и т.д.
Лидерство - способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их действовать для достижения определенных целей.
Личность - характеристики отдельного человека и его поведения, которые сгруппированы таким образом, что отражают уникальный характер приспособления данного лица к окружающей среде.
Менеджер (англ, manager < manage - управлять) - наемный управляющий, специалист по менеджменту.
Менеджмент - 1) междисциплинарная отрасль научного знания с четко выраженным приоритетом прагматических установок; 2) составная часть управленческой деятельности организации, связанная с выполнением политики в пределах, определенных администратором, а также с использованием организации для решения задач, поставленных перед нею.
Миссия организации - цель, вызывающую у членов организации состояние устремленности к чему-то. Формулирование миссии - ответ на вопрос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает? Это нечто большее, чем определение роли организации. Миссия информирует членов организации, что ожидает общество от организации и что организация ожидает от своих членов.
Модель - представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.
Модель аналоговая - представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выгладит как таковой; пример аналоговой модели - организационная схема.
Модель математическая (символическая) - использует символы для описания свойств или характеристик объекта или события.
Модель Портера-Лоулера - комплексная процессуальная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилие, ожидание, результативность, вознаграждение и удовлетворение.
Модель физическая - то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Примеры физической модели - синька чертежа завода, его уменьшенная фактическая модель, уменьшенный в определенном масштабе чертеж проектировщика. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места.
Мотив (фр. motif) - побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо.
Мотивации - психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих. Но если мы говорим о руководителях, "мотивирующих" других, мы говорим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотивации на достижение целей организации; М. - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом. Одна из функций управления.
Мотивация по принципу "кнута и пряника" - намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказаний для мотивации сотрудников, сходное с легендарным методом, заставлявшим двигаться осла.
Навык - умение, выработанное упражнениями, привычкой.
Научение поведению - устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека и реакцию окружения на эти действия.
Неопределенность внешней среды - функция количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.
Нивелирование [фр. niveler < niveau уровень] - 1) геод. определение точек земной поверхности относительно некоторой избранной точки над уровнем моря; 2) н. астрономических и геодезических инструментов - приведение основной оси инструмента в правильное положение; 3) перен. приведение к одному уровню, сглаживание различий.
Нормы групповые - эталоны приемлемого и неприемлемого поведения в группе.
Обогащение труда - процесс структурирования трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.
Обработка информации - процесс расположения ее в определенном порядке, придание ей неких завершенных форм, что наполняет информацию новым смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.
Общее руководство - организационная функция, отвечающая за эффективность деятельности организации в целом. Сюда относится разработка позиции организации в конкурентной борьбе, обеспечивающей ее скоординированное продвижение к цели данного этапа. Общего руководства - возможность и способность действовать таким образом, чтобы оптимизировать достижение целей организации ближайшего и последующего этапов.
Оптимология - наука об оптимуме, изучающая оптимальность соотношений между различными факторами в бизнесе (сформулирована Г. Хопфом (1882-1949). Ее основная задача - анализ всех факторов, техники, процессов в различных отраслях человеческой деятельности; их классификация с учетом условий данного предприятия и уровня оптимальности, к которому следует стремиться.
Организационное окружение - та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы. Для большинства людей организационное окружение включает как-рабочее место так и такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия труда, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общение, трудовые отношения, коллеги и т.д.
Организация - 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; 2) составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, таким образом комбинирующий труд, выполняемый индивидами или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, что обеспечиваются наилучшие каналы эффективного, систематического, позитивного и скоординированного приложения знаний работников. О. - процесс распределения работы среди сотрудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Одной из функций управления.
Организация неформальная - группа в составе формальной организации, которая возникает спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. О. н. - спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.
Организация формальная - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Ответственность социальная - определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы общества со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Организация может выступать спонсором спортивных состязаний, театральных постановок, т.е. поступать социально ответственно.
Ответственность юридическая - следование организации законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что она может, а чего не может.
Отношение - конкретное убеждение или чувство человека в преломлении к тем или иным аспектам окружающей среды.
План - 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; 2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.
Планирование - процесс определения целей и путей их достижения. Одна из функций управления.
Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
Подразделение - составная часть организации, выполняющая специфические конкретные задания и добивающееся конкретных специфических целей в рамках организационных целей.
Подсистема социотехническая - совокупность взаимосвязанных внутренних переменных организации (цели, структура, задачи, технология и люди). Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие.
Политика - общие ориентиры для действий и принятия решений.
Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач.
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.
Правила - указания, что следует делать в конкретной ситуации.
Приверженность организации - отношение работника к организации, когда он: разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности; стремится оставаться в организации, и сохраняет данное стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно; готов не только стараться для организации, но и, если надо, принести в жертву организационным интересам свои личные.
Приемлемость роли - человек готов выполнять ту или иную роль осознанно, исходя из того, что это принесет ему определенное удовлетворение, приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия.
Принцип [< лат. principium основа, начало] - 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и так далее; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.
Принципы - устойчивая форма проявления системы ценностей и воплощения верований в виде определенных стандартов поведения.
Принципы менеджмента - основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. Впервые их сформулировал А. Файоль: 1) разделение труда; 2) полномочия и ответственность; 3) дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство направления; 6) подчиненность личных интересов общим; 7) вознаграждение персонала; 8) централизация; 9) скалярная цепь; 10) порядок; 11) справедливость; 12) стабильность рабочего места для персонала; 13) инициатива; 14) корпоративный дух. Многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как А. Файоль впервые их сформулировал.
Прогнозирование - метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно взять за основу планирования.
Производительность - отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.
Процедуры - действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации.
Процесс контроля - последовательность действий по обеспечению достижения организацией своих целей, состоящая из трех этапов: выработка стандартов и критериев оценки; сопоставление реальных результатов со стандартами; принятие необходимых корректирующих действий.
Процесс принятия решений - последовательная реализация этапов: диагноз проблемы; формулировка ограничений и критериев для принятия решения; выявление альтернатив; оценка альтернатив; окончательный выбор.
Процесс связующий - деятельность, перекрывающая и связывающая четыре основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль в управлении. Основные связующие процессы - принятие решений и общение (коммуникация). Руководство тоже можно рассматривать как связующий процесс.
Процесс стратегического менеджмента - совокупность последовательных действий (функций) для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним воздействиям.
Процесс управления - взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля посредством процессов коммуникации и принятия решений.
Разделение труда вертикальное - отделение работы по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления.
Разделение труда горизонтальное - разделение всей работы на составляющие компоненты.
Расположение - априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам, и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.
Решение - выбор альтернативы.
Решение интуитивное - выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.
Решение организационное - выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Решение, основанное на суждении, - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна.
Сантименты (< фр. sentiment чувство) - излишняя чувствительность, проявляющаяся в словах, поступках
Связующие процессы - процессы принятия решений и коммуникации, которые связывают четыре управленческие функции (планирования, организации, мотивации, контроля), обеспечивая их взаимозависимость.
Селективный - отобранный из какой-либо совокупности по заранее определенным признакам. Например, селективная информация - информация, отобранная по заранее определенным признакам.
Система [< гр. systema (целое) составленное из частей; соединение] - 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство; 2) порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий; принятый, установившийся распорядок чего-либо; 3) форма, способ организации чего-либо; 4) совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.
Система управления - состоит из субъекта и объекта управления; субъект управления - тот, кто управляет, объект - кем управляют.
Систематизация информации - обработка с целью приведения к определенному виду и интерпретация информации, позволяющая индивиду определенным образом реагировать на ее получение.
Ситуация конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Скалярная цепь управления - ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в цепочке, вниз, до руководителя низового звена
Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать; уровень вариантности каждого фактора.
Социализация - процесс включения человека в организационное окружение, который в равной мере зависит как от характеристик этого окружения, так и от характеристик самого человека.
Специализация внутри предприятий - сосредоточение отдельных цехов, участков и рабочих мест на выполнении определенных технологических операций или групп операций, на которые расчленяется процесс изготовления готовой продукции при производственной и территориальной кооперации цехов, участков и отдельных рабочих мест.
Специализация международная -планомерный процесс концентрации изготовления определенной конструктивно и технологически однородной продукции на специально предназначенных предприятиях отдельных стран.
Специализация отрасли - приспособленность отрасли к выпуску длительно и стабильно повторяющейся номенклатуры продукции определенного экономического назначения, идущей на удовлетворение общественных потребностей и личных нужд.
Специализация предприятия - производственно-технологическая приспособленность и сосредоточение предприятия на выпуске стабильно повторяющейся и технологически однородной номенклатуры продукции узкого или ограниченного ассортимента.
Специализация производства - форма общественного разделения труда между отраслями народного хозяйства, предприятиями, а также внутри отраслей и предприятий на различных стадиях производственного процесса.
Спецификация (лат. specificatio < species вид, разновидность + facere делать) - 1) перечисление специфических особенностей чего-либо; распределение по разрядам, классификация.
Средства достижения цели - существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации - ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата.
Стандарты - конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению.
Статус (< лат. status состояние дел, положение) - правовое положение, состояние.
Статус неформальный - позиция нахождения роли работника, придаваемая ей окружающими людьми. Неформальный статус роли задается либо персональными характеристиками исполнителя роли, либо же неформально определенными значением и влиянием роли в организации. Человек может обладать особыми личностными чертами, либо возрастными и квалификационными характеристиками, которые будут вызывать повышенное уважение окружающих и готовность признавать его более высокое лидерское положение, чем это определено формальным статусом роли.
Статус формальный - позиция нахождения роли работника в иерархическом построении организации. Свидетельствует о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации.
Стереотипизация - сведение более сложного и оригинального явления к определенному представлению об этом явлении. Помогает снять неопределенность, устранить неясность, и тем самым облегчить процесс познания.
Стиль руководства в контексте управления - привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия; типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Стимул (лат. stimulus букв, остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - побуждение к действию, побудительная причина.
Стратегическое планирование - процесс выбора целей для организации и принятия решения о том, что следует делать для их достижения. Обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Структура организации - логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Тактика - конкретные краткосрочные стратегии.
Теория ожидания - процессуальная концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.
Теория потребностей Д. МакКлеланда - содержательная модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности.
Теория справедливости - процессуальная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в данной ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать это дисбаланс.
Технология - совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания.
Умение - навыки в каком-нибудь деле, опыт. Уметь - обладать навыком, полученными знаниями, быть обученным чему-либо.
Управление - свойство систем различной природы сохранять свою целостность, структурное единство и добиваться достижения поставленных целей.
Управление персоналом - функциональная сфера деятельности, задача которой - обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом. Основные функции управления персоналом: планирование потребности в кадрах и ее удовлетворение (поиск, отбор и высвобождение), формирование условий труда, создание системы стимулирования (вознаграждение, мотивация), а также развитие персонала. На небольших предприятиях указанные функции выполняет руководство, на более крупных - самостоятельные отделы кадров, которые в ряде вопросов делят ответственность за кадровую работу с линейными руководителями. Характер управления персоналом на предприятиях весьма различен. Оно простирается от чисто кадровой работы до управления человеческими ресурсами, при котором работника рассматривают в качестве капитала предприятия. Автономия предприятия в вопросах управления персоналом ограничена государственными нормами в отношении зашиты работников и права их участия в принятии определенных решений.
Управление по целям (УПЦ) - метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль путем их участия в этом процессе. Метод УПЦ помогает реализовать стратегию путем улучшения связи между целями подчиненных, целями их начальников и целями всей организации.
Управленческий потенциал (возможности) - объем работы, с которым может справиться общее руководство. Адекватность возможностей зависит от того, как реагирует общее руководство на возникающие проблемы. Например, при управлении по исключениям, если меняются внешние условия, требуется намного меньшее число руководителей, чем при резкой смене стратегии организации.
Управленческое обследование - методичная оценка функциональных зон организации, предназначенная для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. С целью упрощения в обследование включают пять функций: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культура и образ корпорации.
Управляющая подсистема - уровень деятельности по руководству и контролю за деятельностью организации
Фрустрация [< лат. frustratio обман, расстройство, разрушение планов] - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути достижения цели или решения задачи; переживание неудачи. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор (причина, вызывающая фрустрацию), фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. д.
Функциональный потенциал - диапазон потенциальных возможностей, включающий функциональные службы организации: маркетинг, производство, НИОКР, финансы и так далее, а также навыки общеорганизационного управления, например, развитием, диверсификацией.
Функция управления - обособленное направление управленческой деятельности. А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции - планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков.
Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Цели оперативные - исходят из действительной политики и указывают, что организация на самом деле пытается делать. Имеют внутреннюю направленность, важны для членов организации.
Цели операционные - цели организации еще более специфичные и более измеряемые, чем оперативные. Направляют поведение и по ним дают оценку работе; разрабатываются до деталей и выражаются в количественных терминах.
Цели официальные - определяют общее назначение организации. Абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах, оправдывая существование организации перед обществом; по ним трудно определить, чем на самом деле занимается организация.
Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека, а для организации - действий различных людей, в некоторую упорядоченность или систему. Цель является исходным пунктом, определяющим отношения между субъектом и объектом управления.
Ценности - набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни; общие убеждения, вера человека по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни.
Централизация - 1) сосредоточение чего-либо в одном месте, в одних руках, в одном центре; 2) условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления.
Централизация управления - сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.
Шум - любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания.
Эволюция [< лат. evolutio развертывание] - процесс изменения, развития.
Эволюция менеджмента - процесс изменения менеджмента, его исторического развития, оформления в систематизированную научную дисциплину.
Элиминировать - исключать, устранять.
Эмпатия - внимание к чувствам других людей. При обмене информацией подразумевает также поддержание открытости в разговоре.
Эмпиризм (< гр. empeiria опыт) - философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; эмпиризм преувеличивает роль чувственного познания, недооценивает роль мышления, научных абстракций.
Эмпирический (гр. empeiria опыт) - основанный на опыте.
Этика (лат. ethica < гр. ethos) - система норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
Этические нормативы - система общих ценностей и правила этики, которые, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решения.
Этический - нравственный, относящийся к этике; соответствующий требованиям этики.
Эффективность организации - результативность организации, соотношение результатов деятельности и затраченных на их достижение трудовых и материальных ресурсов. Сущность процесса увеличения эффективности организации состоит в повышении экономических результатов на каждую единицу затрат.
Ясность роли - предполагает, что человеку, данную роль исполняющему, известно и понятно не только ее содержание, т.е. содержание его работы, и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1994.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1998.
3. Пошатаев А.Б., Беспалов В.А. Управление сельскохозяйственным производством. - М.: Колос, 1995.
4. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. А.И. Зак, научи, ред. и предисл. Е.А. Кочерина. - М.: "Контроллинг", 1991. (Классики менеджмента, вып. 1).
5. Цыпкин Ю.А, Люкшинов А.Н. Менеджмент. - М.: Колос, 1999.
6. Агромаркетинг и Консалтинг, под ред. проф. Цьшкина Ю.А., М.: ЮНИТИ, 2000.
7. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. - М.: М. Инфра 1996.
8. Люкшинов А.Н., Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000.
Неправильные утверждения в тестах на проверку усвоения материала
Главы учебника Неправильные утверждения (номера) Введение 2 3, 4, 6, 7, 10, 15, 16, 20, 23, 26, 27, 28, 30. 3 2, 5, 6, 7, 8, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 27. 4 3, 4, 7, 8, 9, 12, 15, 16, 19, 22, 23, 26. 5 2, 3, 5, 7, 9, 12, 13, 16, 21, 23, 24, 26, 28, 29. 6 1, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 15, 16, 20, 26, 27, 29. 7 3, 4, 7, 8, 9, 14, 16, 19, 21, 26, 27, 30. 8 1, 2, 4, 6, 8, 10, 13, 16, 18, 23, 24, 27, 29. 9 4, 5, 6, 9, И, 14, 19, 20, 23, 27, 29. 10 2, 3, 5, 7, 14, 15, 17, 18, 19, 22, 26, 27.
1 Wren D. The Evolution of Management Thought. - N.Y., 1972. - P. 35.
2 Клаузевиц К. О войне. Т. 2. - М., 1936.
3 Континуум (от лат. continuum - непрерывное, сплошное) - непрерывность, неразрывность явлений, процессов.
4 Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Научи, ред. и авт. послеслов. ВА. Приписнов. - М.: Экономика, 1991. - С. 31-37.
5 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1998. - С. 83.
6 Neuman S. Elements of Political Economy. - L., 1835. - P. 283.
7 Эмпиризм (гр. empeiria - опыт) - философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; эмпиризм преувеличивает роль чувственного познания, недооценивает роль мышления, научных абстракций.
8 Деструкция (ласт, destructio) - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо.
9 Аспект (лат. aspectum - взгляд, вид) - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.
10 Дискретный (лат. diskretus) - прерывистый, состоящий из отдельных частей.
11 Мотив (фр. motif) - побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо.
12 Gannt H. L. Work, Wages and Profits. - N. Y., 1916. - P. 124.
13 Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. - М, 1972. - С. 31.
14 Там же. - С. 10.
15 Classics in Management / Ed. by H. F. Merrill. - N. Y., 1960. - P. 358.
16 Sheldon О. The Philosophy of Management. - N. Y., 1966. - P. 284.
17 Бюрократия (от фр. bureaucratic, bureau - бюро, канцелярия и гр. kratos -власть, господство) - букв, господство канцелярии - 1) тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника; 2) орган государства, организационно оформленный в виде аппарата чиновничества.
18 Дилетант (иг. dilettante, лат. dflectare - услаждать, забавлять) - любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства.
19 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: Изд-во Московского университета, 1991. - С. 66.
20 Нивелирование (фр. niveler, iriveau - уровень) - 1) геод. определение точек земной поверхности относительно некоторой избранной точки над уровнем моря; 2) название астрономических и геодезических инструментов - приведение основной оси инструмента в правильное положение; 3) перен. приведение к одному уровню, сглаживание различий.
21 Де... (лат. de...) - приставка, обозначающая отделение, удаление, отмену, напр.: деперсонализованный - обезличенный, противоп. - персонализованный (персона (лат. persona) - особа, личность).
22 Этический - нравственный, относящийся к этике (этика (лат. ethica, rp. ethos) - система норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы); соответствующий требованиям этики.
23 Контекст (лат. contextus - тесная связь, соединение) - законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.
24 Элиминировать - исключать, устранять.
25 Сантименты (фр. sentiment - чувство) - излишняя чувствительность, проявляющаяся в словах, поступках.
26 Концепция (лат. conceptio) - 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.
27 Эмпирический (гр- empeiria - опыт) - основанный на опыте.
28 Бихевиоризм (англ, behaviorism, behavior - поведение) -изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений.
29 Barnard Ch. The Functions of the Executive. - Cambr. (Mass.), 1968.
30 Дискретный (лат. discrete) - прерывистый, состоящий из отдельных частей; дискретная величина - такая величина, между значениями которой заключено лишь конечное число других ее значений; противоп. - непрерывная величина.
31 Кооперация (лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда, при которой большое число людей совместно участвует в одном и том же или в разных, но связанных между собой процессах труда.
32 Альтернатива (фр. alternative, лат. alter - один из двух) - 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) каждая их исключающих друг друга возможностей.
33 Дихотомия (гр. dichotomia, dicha - на две части и tome - сечение) - последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две и т д.
34 Barnard Ch. The Functions of the Executive. - Cambr. (Mass.), 1968. - P. 139.
35 Стимул (лат. stimulus - букв, остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - побуждение к действию, побудительная причина.
36 McGregor D. The Human Side of Enterprise. - N. Y; L., - 1960.
37 Адаптация ( лат. adaptatio, adaptare - приспособлять) - приспособление строения и функций организмов к условиям существования.
38 McGregor D. The Human Side of Enterprise. - N. Y; L., 1960. - P. 3.
39 Лидер (англ, leader - ведущий, руководитель) - глава, руководитель политической партии, профсоюза и т д.
40 Авторитаризм (фр. autoritarisme, лат. auctoritas - власть, влияние) - самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Авторитарный - 1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; 2) стремящийся утвердить свою власть, авторитет; властный.
41 McGregor D. The Human Side of Enterprise. - N. Y; L., 1960. - P. 42
42 Аддитивный (лат. additio - прибавление) - получаемый путем сложения; аддитивная теория -чисел - часть арифметики, изучающая законы, по которым числа могут быть составлены из слагаемых того или иного виды; аддитивные свойства - свойства, связанные с геометрическими или физическими объектами так, что свойство, соответствующее целому объекту, всегда равна сумме величин, соответствующих его частям, каким бы образом объект ни разбирали на части.
43 Релевантный (англ, relevant) - уместный, относящийся к делу.
44 Корпорация - широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. К. могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус К. предопределяет систему налогообложения их прибылей. В отличие от партнерств и индивидуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли К. облагаются налогом на прибыль, который, как правило, отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы (дохода, подлежащего налогообложению) или налоговых обязательств.
45 Альтруизм (фр. altruisms, лат. alttr - другой) - бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами (противоположное - эгоизм).
46 Функция - 1) зависимость какого-либо явления, переменной от какой-либо определенной величины, аргумента; 2) роль, назначение чего-либо; 3) обязанности, круг деятельности.
47 Аспект (< лат. aspectum - взгляд, вид) - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.
48 Агрегировать (лат. aggregates - присоединенный) - объединять, суммировать какие-либо однородные показатели (величины) с целью получения более общих, обобщенных, совокупных показателей (величин).
49 Пертурбация (лат. perturbatio - расстройство, смятение) - внезапное изменение, осложнение в обычном ходе чего-либо, вносящее расстройство, беспорядок.
50 Альтернатива (фр. alternative, лат. alter - один из двух) - 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) каждая их исключающих друг друга возможностей.
51 Виханский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту (человек - стратегия -организация): Пособие для преподавателей. - М.: Школа управления МГУ, 1994. - С. 96.
52 Виханский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту (человек - стратегия -организация): Пособие для преподавателей. - М.: Школа управления МГУ, 1994. - С. 115-116.
53 Виханский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту (человек - стратегия - организация): Пособие для преподавателей. - М.: Школа управления МГУ, 1994. - С. 117.
54 Виханский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту (человек - стратегия - организация): Пособие для преподавателей. - М.: Школа управления МГУ, 1994. - С. 165-166.
55 Виханский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту (человек - стратегия -организация): Пособие для преподавателей. - М.: Школа управления МГУ, 1994. - С. 133.
56 Концепция (лат. conceptio) - 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и так далее.
57 Виханский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту (человек - стратегия - организация): Пособие для преподавателей. - М.: Школа управления МГУ* 1994. - С. 76-77.
58 Виханский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту (человек - стратегия -организация): Пособие для преподавателей. - М.: Школа управления МГУ, 1994. - с. 77.
59 Виханский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту (человек - стратегия - организация): Пособие для преподавателей. - М.: Школа управления МГУ, 1994. - С. 77-79.
60 Мескон MJC., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1998. - С. 450.
61 Виханский О.С., Наумов AM. Обучение менеджменту (человек - стратегия -организация) Пособие для преподавателей. - М.: Школа управления МГУ
62 Аффилиация (от англ, to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к аффилиации возрастают при привлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, порождает фрустрацию.
63 Фрустрация (лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути достижения цели или решения задачи; переживание неудачи. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор - причину, вызывающую фрустрацию, фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д.
64 Виханский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту (человек - стратегия - организация): Пособие для преподавателей. - М.: Школа управлении МГУ, 1994. - С. 157.
65 Виханский О.С., Наумов АИ. Обучение менеджменту (человек - стратегия - организация): Пособие для преподавателей. - М: Школа управления МГУ, 1994. - С. 177.
??
??
??