<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Последовательность идей, аналогичную макиавеллевской, о при-I роде человека, о добродетели, о судьбе и жизни политической, мы находим у Франческо Гвиччардини (1482-1540), в частности в "Заметках политических и гражданских" (законченных в 1530 г.). Но Гвиччардини в историческом измерении кажется более чувствительным ко всевозможным "частностям".
 Примечательны две его мысли. Согласно одной, прежде, чем умереть, нужно увидеть осуществление трех желаний: 1) пожить в прекрасно устроенной республике; 2) увидеть Италию освобожденной от варваров; и 3) увидеть мир освобожденным от тирании священников.
 В другой он набрасывает свой духовный автопортрет: "Я не знаю ничего более неприятного для меня, чем честолюбие, скупость и изнеженность наших священников: потому что каждый из этих пороков отвратителен сам по себе, потому что каждый из них и все вместе мало похожи на тех, кто сделал профессией жизнь, посвященную Богу, и еще потому, что собираясь в одном субъекте одновременно, они являют чрезвычайно странную картину. Не для освобождения от законов, предписанных религией, христиане стремились соединиться, но для того, чтобы сократить эту кучу мерзостей до должных пределов, т.е. оставаться либо без недостатков либо без авторитета".
 Доктрину Макиавелли часто сводят к формуле "цель оправдывает средства". Она вряд ли справедлива по отношению к автору "Государя" , все же она дает некоторый урок современной эпохе.
 Макиавелли также размышлял над понятием "разум Государства". На этих уроках Макиавелли расцветает богатая литература, Джованни Ботеро (1544-1617) в работе "Об основании Государства" предпринял попытку смягчить грубый макиавеллиевский реализм, увеличив удельный вес моральных и религиозных ценностей.
 3.2. Томас Мор и Утопия
 Томас Мор родился в Лондоне в 1478 г. Он был другом и последователем Эразма и обладал изящным стилем, присущим всем гуманистам. Принимал деятельное участие в политической жизни, занимал высокие должности. Твердый в своей вере католик он отказался признать Генриха VIII в качестве главы Церкви, и поэтому был приговорен к смерти в 1535. Только в нашем веке Мор был провозглашен святым папой Пием XI.
 Бессмертную славу принесла Мору его "Утопия". Это древнейший литературный жанр, существовавший и до Мора и после него. Утопия поражает масштабом человеческого духа, который, посредством воображаемого, представляет то, чего нет, то, что должно быть или, что человек хотел бы, чтобы оно действительно было.
 "Утопия" (греческие ои = не и topos = место) обозначает "место, которого нет" или, что то же самое, "то, что не находится в каком-нибудь месте". Уже у Платона в "Государстве" содержится нечто подобное в описании совершенного города, не существующего "никакой своей частью на земле". Необходимо было семантическое творчество Мора, чтобы восполнить этот лингвистический пробел. Огромный успех термина показывает, насколько дух человеческий испытывал в нем необходимость. Но отметим для себя, что Мор настаивал на определении "утопии" именно как "места, которого нет". Столица Утопии называется Амаурото (греческая amaur 'os = исчезающий), что еще раз подчеркивает, что город ускользает и исчезает как мираж. Река Утопии называется Анидра (греческая anhydros=лишенная воды), т.е. не река воды, но река без воды; в то же время государя зовут Адем (составлен из отрицательной частицы alfa и demos = народ), что означает правитель без народа. Очевидно, речь идет о лингвистической игре, подтверждающей напряжение между реальным и ирреальным, выражением чего и была Утопия.
 Источники, которыми пользовался Мор, это, естественно, Платон, затем учения стоиков, томизм и учение Эразма. В ярком свете представлена Англия со своей историей, традициями, с социальными драмами того времени (перестройка сельскохозяйственной системы, которая лишила земли и работы большое количество крестьян; религиозная борьба и нетерпимость; ненасытная жажда обогащения).
 Основные принципы, определяющие рассказ от имени Рафаэля Гитлодея, принимавшего участие в одной из экспедиций Америго Веспуччи и якобы увидевшего Утопию, очень просты. Мор глубоко убежден (и в этом проявляется безусловное влияние оптимизма гуманистов), что достаточно следовать здравому смыслу и элементарным законам природы, которые находятся с разумом в безукоризненной гармонии, чтобы избежать того зла, которое отягощает общество.
 Утопия не представляла социальной программы для реализации, но определяла принципы, предназначенные к тому, чтобы стать нормативной функцией, и посредством намеков, постоянно указывала на социальные недуги и методы их лечения.
 Ключевым пунктом является отсутствие частной собственности. Уже Платон в "Государстве" говорил, что собственность разделяет людей барьером "мое" и "твое", между тем как "общность" имущества восстанавливает единство. Где нет собственности, там нет "моего" или "твоего", но все "наше". И Мор, вдохновленный Платоном, предлагает обобществить все имущество.
 Кроме того, в Утопии все граждане равны между собой. Исчезает неравенство имущественное, исчезают различия в социальном статусе. Жители Утопии занимаются хозяйством и кустарными промыслами, избегая социального неравенства.
 Работают не по принуждению и не весь день (как это было в те времена), а по шесть часов в день, для того, чтобы оставить время для развлечений и занятий другого рода.
 В Утопии, кроме того, есть священники, отдающие себя религиозному служению, но если кто-то рождается с особыми способностями и наклонностями, может посвятить себя изучению "словесности". Жители Утопии миролюбивы, следуют здоровому образу жизни, допускают различные религиозные культы, в почитании Бога отличаются терпимостью.
 Вот одна из заключительных страниц книги, направленная против богачей всех времен и против богатства (интересный парадокс: легко ли обеспечить существование при запрете на деньги, которые изобретены как раз для облегчения жизни): "И эти очень плохие люди со своей ненасытной жадностью поделили между собой все то, чего хватило бы на всех! Сколь далеко им, однако же, до счастья государства утопийцев! Совсем уничтожив само употребление денег, утопийцы избавились от алчности. Какое множество бед отсекли они, какую жатву преступлений вырвали они с корнем! Ибо кому не известно, что с уничтожением денег отомрут обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления, каждодневно наказывая, люди скорее мстят за них, чем их обуздывают; к тому же одновременно с деньгами погибнут страх, тревога, заботы, тяготы и бессонные ночи. Даже сама бедность, которой одной только, казалось, и нужны деньги, после полного уничтожения денег тут же сама исчезнет" (цит. по: Т.Мор. Изб. соч. М. Наука, 1978, стр. 276-277).
 Л.Фирпо не без основания заметил, что "Утопия" одна из немногих книг, о которых можно сказать, что они повлияли на ход истории: "В них человек, измученный насилием несправедливого общества, заявляет протест, который никогда уже не будет заглушен. Первый из бессильных реформаторов, замкнутый в мире чрезмерно глухом и слишком враждебном для того, чтобы выслушать его, он обучал, как вести борьбу тем единственным способом, который остается безоружным людям культуры, которые обращаясь к будущим векам, набрасывают программу не затем, чтобы призывать к непосредственному действию, но чтобы будоражить сознание. И по сей день блестящие реалисты, которых мир называет словом "утописты", делают именно то единственное, что им дано: как мореплаватели, потерпевшие кораблекрушение у необитаемого острова, они бросают потомкам сообщение в бутылке".
 3.3. Жан Воден и абсолютизм власти Государства
 Жан Боден( 1529/30-1596) в своих "Шести книгах о республике" был свободен как от крайностей реализма Макиавелли, так и от утопизма Мора.
 Государству необходима сильная власть, которая бы объединила всех членов общества, связав в единое целое. Но этот суверенитет не достижим методами, рекомендуемыми Макиавелли, которые грешат имморализмом и атеизмом, его можно установить на справедливых началах, апеллируя к разуму и естественным законам.
 Вот знаменитое определение государства Бодена: "Государство это справедливое правление, которое распространяется как на различные семейства, так в целом и на то, чем они сообща владеют". Вот прекрасная иллюстрация к нему: "Как судно - лишь бесформенный кусок дерева, если лишить его всех форм, таких как борт, нос корабля, корма, штурвал, так и Государство ничто без той суверенной власти, которая скрепляет всех членов и позволяет всем семействам и коллегиям стать единым телом. Если продолжить уподобление судну, то как оно может быть частично покалечено или полностью уничтожено, так и народ, хотя и со своей территорией, может быть разметан по всему миру и даже полностью истреблен; в действительности не население формирует Государство, но союз народа под одной единственной суверенной властью [...]. В общем, суверенитет - истинный фундамент, основа, на которую опирается вся структура Государства и от нее зависят все судебные ведомства, законы и распоряжения; оно является единственным обязательством, которое связывает семейства, тела, коллегии, частные лица, единственное совершенное тело, именно которое и есть Государство".
 Под "суверенитетом" Воден понимает власть абсолютную и вечную, в лице Государства. Такой суверенитет выражен более всего в законах, которые даны подданным без их на то согласия.
 Как уже было сказано, абсолютизм Бодена имеет точные объективные границы в виде этических норм (справедливости), законов природы и божественных законов; и эти пределы для него обязательны. Верховная власть, которая не уважает эти законы, уже не власть, но тирания.
 Написанная Боденом работа под названием "Colloquium heptaplomere" (Разговор семи персон) имеет в качестве темы религиозную терпимость. Действие ее разворачивается в Венеции в споре между семью последователями различных религий: 1) католиком, 2) последователем Лютера, 3) последователем Кальвина, 4) евреем, 5) мусульманином, 6) язычником, 7) и представителем "естественной религии". Основная мысль этой работы состоит в том, что (как и для флорентийского гуманизма) существует естественный фундамент, общий для всех религий. На этой базе возможно общее религиозное согласие, однако без принесения в жертву различий, свойственных позитивным религиям. Таким образом, то, что объединяет, будучи заложенным в естественном фундаменте различных религий, оказывается сильнее того, что разъединяет..
 3.4.Гуго Гроций и обоснование естественного права
 При последних вспышках XVI в. и в первые десятилетия XVII в. - формируется и укрепляет позиции теория естественного права в работах итальянца Альберико Джентиле (1552-1611), в частности в его произведении "De iure belli" ("0 праве войны", 1558), и особенно у голландца Гуго Греция (Гуго де Гроот, 1583-1645) в написанном им трактате " О праве войны и мира " ( 1625, переиздан в расширенном виде в 1646 году).
 Гуманистическая закваска Греция еще дает о себе знать, но он уже на пути, ведущем к современному рационализму, хотя проходит он его не до конца.
 Фундаментом соглашения людей между собой является разум и природа, которые совпадают между, собой. "Естественное право", ре гулирующее человеческое сообщество, имеет этот рационально-естественный фундамент. Он есть "голос здравого смысла, в соответствии или в противовес с которым неизбежно утверждается или порицается все с точки зрения морали, и, как следствие, устанавливается или запрещается Богом, Творцом природы". Но примечательно, что онтологическая основа естественного права, по Гроцию, имеет следствием I своим то, что и сам Бог, поскольку на этом праве все держится, не [может его изменить. Это означает, что естественное право отражает рационализм самого Бога, создателя мира, и что, как таковой, Бог не может ничего изменить, не впадая в противоречия с собой, что немыслимо.
 Естественное право отличается от "гражданского права", зависящего от решений людей, и гражданской власти. Оно имеет в качестве цели соображения полезности и поддержания согласия среди граждан. К сфере естественных прав принадлежат жизнь, достоинство и собственность личности.
 Международное право основывается на идентичности природы людей; на этом основании могут заключаться международные договоры |между людьми различных конфессий, так как принадлежность к различным верам не влияет на человеческую природу.
 Наказание для нарушителей прав должно иметь не карательные цели, а корректирующие: наказывют не за ошибку, но для того, чтобы делать ошибок в будущем. И наказание должно быть пропорционально срокам, серьезности преступления и той пользе, которую может извлечь из него сам преступник.
 Возобновляя идеи флорентийского гуманизма, но в форме более рационализированной, Гроций поддерживает естественную религию, общую для всех времен и потому лежащую в основе всех положительных религий. Эта естественная религия основывается на четырех утверждениях: 1) Бог существует и Он единственный, 2) Бог величайший по сравнению со всеми вещами видимыми и постигаемыми, 3) Бог всеведущ, 4) Бог - Творец всего.
 Некоторые переводчики Гроция увидели в его работе триумф нового научно-рационалистического мышления. Но, согласно L.Malusa, "Гроции гораздо более связан с классически средневековым и схоластиким понятием естественного права, чем с современным". Действительно, даже при натурализации Закона Божьего в работе "О праве войны и мира" с акцентом на юридическом моменте (в условиях озабоченности войнами) естественный закон остается всегда, как и для св. Фомы, законом божественным, критерием объективным и вечным". Поэтому рационализм Гроция выступает "в качестве интеллектуализма в противовес волюнтаризму (типа оккамовского, или протестантского), но никак не в качестве утверждения о непричастности (= автономии) человеческого разума по отношению к божественному управлению миром".
 
 
 
 
 
 
 ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
 Дата Исторические события Философия Литература и искусство Наука и техника 150 161-80. Император Марк Аврелий (до 169 г. правил вместе с Луцием Вером). 180-92. Император Коммод.
 193. Начало правления династии Северов (были у власти до 235г.). 155. Тертуллиан родился в Карфагене.
 165. Мученическая смерть св. Юстина.
 185. Родился Ориген, христианин.
 198-211. Александр Афродисийский в Афинах. 200 202. Септимий Север начинает преследовать христиан.
 212. Каракалла издает указ о даровании римского гражданства свободному населению всех провинций.
 235. Начало правления т.н.Солдатских императоров(до 305г.). 203. Умер Иреней Лионский ("Против ереси").
 203-31. Ориген возглавляет катахетическую школу в Александрии.
 204. Родился Плотин.
 215. Умер Климент Александрийский.
 220. Умер Секст Эмпирик. Умер Тертуллиан.
 234. Родился Порфирий Тирский.
 244. Плотин основал свою школу в Риме. 250 257-8. Им.Валериан: гонения на христиан. 284-305. Император Диоклетиан. 250. Родился Ямвлих.
 253. Умер Ориген. 253-69. "Эннеады" Плотина.
 263-8. Порфирий в школе Плотина.
 270. Умер Плотин. 265.Родился Евсевий Кесарийский. 300 303-11. Им.Диоклетиан: гонения на христиан. 306-37. Константин I Великий.
 313. Им. Константин: Медиоланский (Миланский) эдикт. 325. Первый Вселенский собор в Никее (Никейский собор).
 330. Перенесение столицы империи из Рима в Константинополь (Византий). 301. Порфирий издает "Эннеады"Плотина. 305. Умер Порфирий.
 330. Родился Василий Нисский. Родился Григорий Назианзин.
 335. Родился Григорий Нисский. 324. Евсевий: "Церковная история".
 340. Умер Евсевий Кесарийский.
 347. Родился св.Иероним. 350 361-3. Император Юлиан Отступник. 365. Алеманны вторглись в Галлию. 379. Остготы в Паннонии и вестготы в Македонии.
 380. Им. Феодосии I: Фессалоникийский эдикт.
 381. Второй Вселенский собор в Константинополе (Константинопольский собор).
 395. Разделение Римской империи, между Аркадием (Восточная империя) и Гонорием (Западная империя) . 354. Родился св.Августин.
 379. Умер Василий Нисский.
 384. Св.Августин в Риме.
 384-6. Св.Августин в Милане.
 390. Умер Григорий Назианзин.
 390-406. По заказу папы Дамасия св.Иероним переводит Библию на латинский язык (Vulgata).
 394. Умер Григорий Нисский.
 396. Св.Августин, епископ Гиппона. 397. Св.Августин: "Исповедь" 370.-415. Синесий из Кирены.
 397. Умер св.Амвросий. 400 402. Равенна, столица Западной империи.
 410. Разграбление Рима вестготами.
 430. Вандалы осаждают Гиппон. 431. Эфесский собор. 412. Прокл родился в Константинополе. 419. Св.Августин: "О Троице".
 427. Св.Августин: "О граде Божьем". 430. Умер св.Августин. 400-430. Церковь Сайта Мария Маджоре и церковь Сайта Сабина (Рим) . 417. Павел Орозий: "История".
 420. Умер св.Иероним.
 430. Марциан Капелла: "О свадьбе Филологии и Меркурия". Мавзолей Галлы Плакидии (Равенна). 450 451. Халкедонский собор.
 455. Разграбление Рима вандалами.
 476. Конец Западной Римской империи.
 493-526. Теодорих, король Италии.
 494. Папа Геласий: различие между властью духовной и властью светской.
 496. Обращение Клодовея, короля франков, и его народа в христианство. 480. Родился Боэций.
 485. Умер Прокл. 480. Родился Бенедикт Нурсийский.
 480. Родился Кассиодор. 500 526. Умер Теодорих. 527. Юстиниан, император Восточной Римской империи.
 529. Юстиниан закрывает философскую школу в Афинах.
 529-33. Кодекс Юстиниана.
 535-53. Война Восточной Римской империи с остготами. 524. Умер Боэций. Церковь Сайт Аполлинаре Нуово (Равенна).
 529. Основание монастыря Монте-Кассино Бенедиктом Нурсийским.
 547. Умер св.Бенедикт. Освящение церкви Сан Витале (Равенна). Мавзолей Теодориха (Равенна).
 530. Купол Собора св. Софии (Константинополь). 550 554. Им. Юстиниан: "Прагматическая санкция".
 565. Умер Юстиниан. 568. Лангобарды в Италии.
 570. Родился Магомет (Мухаммед).
 590-604. Римский папа Григорий I Великий. 560-636. Исидор Севильский.
 597. Августин (Кентерберийский) обращает англо-саксов в христианство. 549. Церковь Сант Аполлинаре ин Классе (Равенна) . 550-4. Прокопий Кесарийский: "История".
 570. Умер Кассиодор. 600 622. Хиджра (магометанская эра) : переселение Магомета в Медину. 632. Умер Магомет. 634-50. Арабы завоевывают Египет, Сирию, Месопотамию, Иран. 643. Эдикт Ротари. Начало церковного пения. Распространение в Китае фарфора. 650 661-750. Халифат Омейядов (Дамасский халифат) . 689-741. Карл Мартелл, король франков (с714г.). 674 -735. Беда Достопочтенный. 653. Редакция Корана. 673. Пожар в Византии. 700 711-19. Арабы завоевывают Испанию.
 712-44. Лиутпранд, король лангобардов.
 732. Битва при Пуатье. 730. Родился Алквин (Алкуин) Йоркский.. 750 750. Начало династии Абассидов.
 754 -56. Образование Папского государства.
 756-74. Дезидерий, король лангобардов.
 768. Карл Великий, король франков.
 774. Конец Лангобардского королевства. 790. Евклид переведен на арабский. 800 800. Карл Великий коронован в Риме императорской короной папой ЛьвомIII.
 814. Умер Карл Великий.
 827. Арабы в Сицилии.
 842. Клятва в Страсбурге.
 843. Верденский договор. 804. Умер Алквин Йоркский.
 847. Родился Скот Эриугена. Арабы принимают индийские цифры. 820. Аль-Хорезми: "Трактат".
 830. Птолемей переведен на арабский ("Альмагест").
 849. "Метафизика" Аристотеля переведена на арабский. 850 867. Фоцианская схизма.
 877. Капитолярий Кьерси.
 887. Низложение Карла Лысого. 880. Умер Скот Эриугена. 900 911. Нормманы во Франции.
 936. Оттон I, германский король. 910. В Клюни основан монастырь (Аббатство Клюни) . 950 962-73. Оттон I, император.
 973-83. Оттон II, император.
 983-1002. Оттон III, император.
 987-96. Гуго Канет, король Франции. 980.Родился Авиценна. 980. Витражи Реймского собора. 995-1050. Гвидо д'Ареццо. 1000 1021-70. Авицеброн.
 1033. Родился св.Ансельм (Кентерберийский) . 1037. Умер Авиценна. 1023. Гвидо д'Ареццо: семь нот. 1010. Медицинская школа Салерно. 1041. Наборная печать в Китае. 1050 1054. Разделение (схизма) христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) . 1059. Латеранский собор в Риме.
 1061-91. Норманны в Сицилии.
 1073-85. Папа Григорий VII.
 1075. Григорий VII: "Диктат папы".
 1077. Свидание в Каноссе.
 1096-99. I Крестовый поход. 1050-1120. Иоанн Росцелин.
 1058-1111. Аль-Газали.
 1070-1121. Гильом из Шампо.
 1076-7. Св.Ансельм: "Монологион", "Прослогион".
 1079. Родился Абеляр.
 1090-1150. Аделард Бадский.
 1091. Родился св.Бернар (Клервоский) . 1094. Собор Сан Марко (Венеция). 1099-1106. Вильельмо (мастер Виллегельмус): рельефы на фасаде Собора в Модене. Дистилляция алкоголя из вина. 1084. Школа правоведения в Болонье.
 1088. Ирнерий в Болонье. 1100 1122. Вормсский конкордат.
 1130. Рожер II, король Сицилии.
 1147-49. II Крестовый поход. 1101-41. Гуго Сен-Викторский.
 1109. Умер св.Ансельм.
 1110. Родился Иоанн Солсберийский. 1114 -24. Преподавание Бернара Шартрского.
 1120-54. Преподавание Гильома из Конша.
 1126. Родился Аверроэс.
 1135. Родился Моисей Маймонид. 1114 -87. Герард Кремонский.
 1120. Церковь Сан Дзено Маджоре (Верона). Ножной ткацкий станок.
 1130. Родился Иоахим Флорский (Джоаккино да Фьоре) . Открытие фосфорной и азотной кислоты.
 1132. Церковь Сан Никола (Бари). Вращающийся штурвал.
 1138. Начало строительства Собора Чефалу.
 етряные мельницы (Европа) . Ножной ткацкий станок Открытие фосфорной и азотной кислоты. Вращающийся штурвал.
 150
 152-90. Фридрих I, император.
 1176. Битва при Леньяно.
 1183. Мир в Констанце.
 1189-92. III Крестовый поход.
 1194. Родился Фридрих II.
 1198-1216. Иннокентий III, папа римский.
 153. Умер св.Бернар.
 1154. Умер Жильбер Порретанский. Умер Тьерри Шартрский.
 1160. Умер Петр Ломбардский.
 1173. Умер Рихард Сен-Викторский.
 1175-1253. Роберт Гроссетест.
 1180. Умер Иоанн Солсберийский.
 1185-1243. Александр из Гэльса.
 1198. Умер Аверроэс.
 163-96. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам).
 1170-1221. Св.Доминик де Гузман.
 1178. Бенедетто Антелами: "Снятие с креста" (Собор в Парме).
 1182-1226. Св. Франциск Ассизский.
 1194. Начало строительства Кафедрального собора в Шартре.
 
 200
 202-04. IV Крестовый поход.
 1204. Начало Латинской империи.
 1209-29. Крестовые походы против альбигойцев.
 1214. Битва при Бунине.
 1215. Англия: "Великая хартия".
 1220. Фридрих II, император.
 1231. Фридрих II: "Мельфийские конституции".
 1248. VI Крестовый поход.
 204. Умер Моисей Маймонид.
 1206. Родился св.Альберт Великий.
 1214. Родился Роджер Бэкон.
 1218. Родился св.Бонавентура из Боньяреи (Тоскана).
 1221. Родился св.Фома Ахвинский.
 1235-1315. Раймонд Луллий.
 1240. Родился Сигер Брабантский.
 1248-52. Св.Фома в Кельне.
 202. Умер Джоаккино да Фьоре.
 1212. Начало строительства Реймского собора.
 1240-1302. Чимабуэ.
 202. Леонардо Пизанский: "Книга абака" (трактат об арифметике и алгебре) ; абак - счетная доска. Использование тяжелого плуга. Распространение компаса.
 1215. Законы Парижского уни верситета.
 1222. Университет в Падуе.
 1223. Леонардо Пизанский: "Практическое знание геометрии".
 1224. Университет в Неаполе.
 250
 250. Умер Фридрих II.
 1261. Конец Латинской империи. 1266. Битва при Бенеанто.
 1268. Битва при Тальякоццо.
 1282. "Сицилийская вечерня".
 1291. Образование Швейцарского союза.
 1293. Флоренция: "Установления справедливости".
 1294-1303. Бонифаций VIII, папа римский.
 1297. "Закрытие Большого совета"(Венеция).
 248-57. Св.Бонавентура преподает в Париже.
 1252-59. Св.Фома преподает в Париже.
 1258-64. Св.Фома: "Сумма против язычников".
 1260. Родился Майстер Экхарт.
 1266. Св.Фома начинает писать "Сумму теологии".
 1274. Умер св. Фома. Умер св.Бонавентура.
 1277. Стефан Тампье против авверроистов.
 1280. Умер св.Альберт Великий. Родился Уильям Оккам.
 1284. Родился Сигер Брабантский.
 1292. Умер Роджер Бэкон.
 1296-1366. Генрих Сузо (Зойзе).
 252. Начало строительства церкви Сайта Кроче (Флоренция).
 1265. Родился Данте Алигьери.
 1265-69. Никколо Пизано: рельефы кафедры Сиенского собора.
 1266. Родился Джотто.
 1278. Церковь Сайта Мария Новелла (Флоренция).
 1280. Чимабуэ: фрески в церкви Сан Франческо в Ассизи.
 1284-96. Джованни Пизано: отделка Собора в Сиене.
 1296. Начало строительства церкви Сайта Мария дель Фьоре (Флоренция).
 аспространение очков. Механические часы.
 300
 300. Первый юбилей.
 1301. Начало Оттоманской империи.
 1302. Кальтабелоттский договор.
 1309-77. "Авиньонское пленение" пап.
 1314-47. Людовик Баварский, император.
 1337. Начало Столетней войны.
 1347-54. Кола ди Риенцо.
 1348. Чума в Европе.
 300-61. Иоганн Таулер.
 1308. Умер Дуне Скот.
 1320-84. Джон Уиклиф.
 1324. Марсилий Падуанский: "Защитник мира".
 1327. Умер Майстер Экхарт.
 1328-58. Преподавание Жана Буридана.
 1349. Умер Уильям Оккам.
 302. Джованни Пизано: кафедра Собора в Сиене.
 1304. Родился Франческо Петрарка.
 1305. Джотто: фрески в капелле дель Арена в Падуе
 1311. Дуччо да Буониньсенья: "Маэста" (Сиена).
 1313. Родился Джованни Боккаччо.
 1315. Симоне Мартини: "Маэста" (Сиена).
 1321. Умер Данте.
 1330. Собор в Орвьето.
 1334-37. Джотто:роспись.
 1337. Умер Джотто.
 1344. Умер Симоне Мартини.
 1347-80. Св.Катерина Сиенская.
 1348-54. Д. Боккаччо: "Декамерон".
 314. Первые публичные часы во Франции.
 1320. Пороховые пушки.
 1341-45. Флоренция: Старый мост.
 1347. Университет в Праге.
 Развитие доменных печей. 1350 1356. "Золотая булла" (Карла IV). 1378-1417. "Великая схизма". 1369-1415. Ян Гус. 1382. Умер Никола Оресм. 1374. Умер Ф. Петрарка.
 1375. Умер Д. Боккаччо.
 1386. Начало строительства Собора в Милане.
 1387. Джефри Чосер:"Кентерберийские рассказы". 1354-56. Мост в Вероне.
 1364. Университет в Кракове.
 1365. Университет в Вене.
 1389. Бумажная фабрика в Нюрнберге. 1400 1402-12. Экспансия Венеции на материк. 1403-24. Гиберти (1378-1455): Двери баптистерия Собора Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). Англия: индустрия хлопка. 1410 1410. Поляки разбивают Тевтонский орден (Битва при Грюнвальде).
 1414-18. Констанцский собор. 1415. Битва при Азенкуре. Ян Гус сожжен на костре. Восстание в Богемии. 1416-58. Альфонс V - король Арагона, Сицилии и Неаполя. 1406. Салютати (р.1331-1406): "Эпистолярий".
 1416. Донателло (1386-1446): "Святой Георгий". 1408. Генуя: основание Банка св.Георгия. 1420 1420-36. Брунеллески (1377-1446): Купол Собора Санта Мария дель Фьоре (Флоренция) . 1425. Лёвен (Брабант) : основание Университета. 1430 1431. Казнь Жанны Д???.
 1434-64. Флоренция: Козимо Медичи.
 1437-49. Малая Западная схизма. 1431. Лоренцо Валла (1407-57): "О наслаждении". 1437-41. Алберти (1404-72): "0 семье". 1426-28. Мазаччо (1401-29): Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине (Флоренция).
 1430-79. Антонелло да Мессина.
 1436-44. Беато Анжелико (1387-1455) : Фрески в Сан Марко (Флоренция). 1431. Открытие Азорских островов. 1440 1449-92. Флоренция: Лоренцо Великолепный., 1440. Николай Кузанский (1401-64): "Об ученом невежестве".
 1440-45. Николай Кузанский: "О конъенктурах". 1444. Смерть Бруни (р.1370).
 1447. Донателло: монументы в Падуе. 1445. Открытие островов Зеленого Мыса. 1450 1450. Франческо Сфорца, герцог Миланский.
 1451-81. Мехмед II, турецкий султан.
 1453. Взятие Константинополя турками.
 1455-85. Англия: война Алой и Белой розы. 1453. Николай Кузанский: "О видении Бога". 1458. Николай Кузанский: "О берилле". 1450. Пьеро делла Франческа: "Бичевание Христа". 1450-1516. Босх. 1459. Смерть Браччолини (р.1380). 1455. Гутенберг печатает "Библию". 1460 1462-1505. Россия: Иван Великий (третий). 1463-68. Фичино (1433-99): перевод Платона. 1464. Пьеро делла Франческа: Фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо. 1470 1478. Флоренция: заговор сумасшедших. 1479. Испания: Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская (Объединение Арагона- и Кастильи в Испанское королевство). 1474. Фичино: "Христианская религия". 1471-74. Мантенья (1431-1506) : Росписи "Камеры дельи Спози" в замке Сан Джорджо в Падуе. - 1471-1528. Дюрер. 1475-78. Полициано (1454-94): "Записки о заговоре Пацци". 1477-1510. Джорджоне
 1478. Ботичелли (1444-1510):"Весна". 1470. Ломбардия: канал Мартесана. 1477. Упсала: основание университета. 1480 1485. Англия: Генрих VII (ум.1509). Начало династии Тюдоров. 1482. Фичино: "Платоновская теология".
 1486. Пико делла Мирандола (1463-94): "0 человеческом достоинстве"и "Девятьсот тезисов". 1480. Полициано: "Сказание об Орфее".
 1482. Леонардо (1452-1519): "Св.Иероним".
 1483. Леонардо: "Мадонна в скалах".
 1486. Ботичелли: "Рождение Венеры". 1482. Открытие устья р.Конго. Библиография
 Глава первая
 Тексты La Sacra Bibbia, CEL-UECI, Roma 1974*. - I manoscritti del Mar Morto, a cura di F. Michelini Tocci, Laterza, Bari 1967; / manoscritti di Qumran, a cura di L. Moraldi, Utet,Torino 1971; Apocrifi del Nuovo Testamento, a cura di L. Moraldi, 2 voli., Utet, Torino 1971;Gli Apocrifi del Nuovo Testamento, a cura di G. Erbetta, 4 voll., Marietti, Torino 1966-81.
 Литература AA. VV., Introduzione alla Bibbia. Con antologia esegetica, 5 voll., Marietti, Torino 1960 ss.; AA.VV., Introduzione al Nuovo Testamento, 5 voll., a cura di A. George e P. Grelot, Boria, Roma 1981.
 J.A. Soggin, Introduzione all Antico Testamento, 2 voll., Paideia, Brescia 1968-69; В. Coreani, Introduzione al Nuovo Testamento, Claudiana, Torino 1972.
 Глава вторая
 A. Pincherle, Introduzione al cristianesimo antico, Laterza, Bari 1978; M. Simonetti, La letteratura cristiana antica greca e latina, Sansoni/Accademia, Firenze 1969; W. Jaeger, Cristianesimo primitivo e Paideia greca. La Nuova Italia, Firenze 1974; H.A. Wolfson, La filosofia dei Padri della Cbiesa, Paideia, Brescia 1978. Inoltre: E. Hoffmann, Platonismo e filosofia cristiana. II Mulino, Bologna 1967; C.M. Cochrane, Cristianesimo e cultura classica, D Mulino, Bologna 1969; J. Kelly, Il pensiero cristiano delle origini. II Mulino, Bologna 1972;
 G. Prestige, Dio nel pensiero dei Padri, II Mulino, Bologna 1969; J. Danielou, Messaggioevangelico e cultura ellenistica, II Mulino, Bologna 1975; G. Mondesert, Guida alia lettura deiPadri della Cbiesa, Jaca Book, Milano 1981 ; G. Bosio, Iniziazione ai Padri, 2 voll., SEI, Torino1963-64; R. Barr, Breve patrologia, Queriniana, Brescia 1982; В. Altaner, Patrologia,Marietti, Torino 1981; J. Quasten, Patrologia, vol. I.: / primi due secoli (II-III), voi. II: IPadri greci (secoli IV-V),vol. III. I Padri latini (secoli IV- V), Marietti, Torino 1980. GrandeAntologia Filosofica, voll. III-IV-V: Il pensiero cristiano, Marzorati, Milano 1954 (va dalleorigini fino a tutto il Medioevo).
 Тексты / Padri Apostolici, a cura di A. Quacquarelli, Citta Nuova, Roma 1976.
 Filone di Alessandria: La creazione del mondo. Le allegorie delle Leggi (prefazione, traduzione e note della prima opera di G. Calvetti, della seconda di R.Bigatti; introduzione generale di G. Reale), Rusconi, Milano 1978; L'erede delle cose divine, (prefazione traduzione e note di R. Radice, introduzione di G. Reale), Rusconi, Milano 1981; La tetralogia di Caino, I giganti,L'immutabilita di Dio (traduzione di C. Mazzarelli, a cura e con introduzione di R. Radice), Rusconi, Milano 1984.
 Testi gnostici cristiani, a cura di M. Simonetti, Laterza, Bari 1970.
 S. Giustino, LeApologie, a cura di I. Giordani, Citta Nuova, Roma 1962, a cura di L. Reboli, Messaggero, Padova 1983; Taziano, Discorco ai Greci, a cura di M. Fermi, Roma 1924; Irenco di Lione, Contro le eresie e gli altri scritti, a cura di E. Bellini, Jaca Book, Milano 1979. Clemente Alessandrino, Protreptico, a cura di A. Pieri, Edizioni Paoline, Roma 1967; Idem, C'е salvezza per il ricco?, a cura di A. Pieri, Edizioni Paoline, Roma 1965; Idem, Il Protrettico. Il Pedagogo, a cura di M.G. Bianco, Utet, Torino 1971.
 Origene, I principi, a cura di M. Simonetti, Utet, Torino 1979; Idem, Contro Gelso, a cura di A. Colonna, Utet, Torino 1971 ; Idem, Commento al Vangelo di Giovanni, a cura di E. Corsini, Utet, Torino 1968; Idem, Omelie sulla Genesi e sull'Esodo, a cura di G. Gentili, Edizioni Paoline, Roma 1976; Idem, Disputa con Eraclide, a cura di G. Gentili, Edizioni Paoline, Roma 1970.
 I Padri Cappadoci: Basilio di Cesarea, Opere asceticbe, a cura di U. Neri, Utet, Torino 1980; S. Gregorio Nisseno, La vita di Mose, a cura di C. Bigatti, Edizioni Paoline, Roma 1966. Presso Citta Nuova Editrice sono usciti: Gregorio di Nissa, L'anima e la resurrezione, a cura di S. Lilla, Roma 1981 ; Idem, La grande catecbesi, a cura di M. Naldini, Roma 1982; Idem, L'uomo, a cura di B. Salmona,Roma 1982; Gregorio Nazianzeno, La passione di Cristo, a cura di F.Trisoglio, Roma 1979.
 DionigiAreopagita, Tutte le opere, traduzioni di ?. Scazzoso, introduzione, prefazioni, parafrazi e note di E. Bellini, Rusconi, Milano 1981.
 Massimo il Confessore, La mistagogia ed altri scritti, a cura di R. Cantarella, Firenze 1931 ; Idem, Capitoli sulla carita, a cura di A. Ceresa-Gastaldo, Studium, Roma 1963; Idem, Umanita e divinita di Cristo, a cura di A. Ceresa-Gastaldo, Citta Nuova, Roma 1979; Idem, Duecento pensieri sulla conoscenza di Dio e sull' incarnazione, a cura di A. Ceresa-Gastaldo, Jaca Book, Milano 1980.
 Литература A. Maddalene, Filone Alessandrino, Mursia, Milano 1970; H. Jonas, Lo gnosticismo, SEI, Torino 1973; B. Mondin, Filone e Clemente. Saggio sulle origini della filosofia religiosa, Torino 1968; una vera e propria monografia su Origene e l'introd. di G. Gentili alla Disputa con Eraclide, cit.; AA.VV., Arcbe e Telos. L'antropologia di Origene e di Cregorio di Nissa. Analisi storico-religiosa. Atti del Colloquio 1979, Vita e Pensiero, Milano 1981 ; H.U. von Balthasar, Liturgia cosmica. L'immagine dell universo in Massimo il Confessore, A.V.E., Roma 1976.
 Глава третья
 Тексты Tertulliano, Apologetico, a cura di E. Paratore (trad, di E. Buonaiuti, testo latino a frote), Laterza, Bari 1972; Idem, Opere scelte, a cura di C. Moreschini, Utet, Torino 1974; Idem, La corona, a cura di P.A. Gramaglia, Edizioni Paoline, Roma 1980; Idem, La testimonianza dell' anima, a cura di P.A. Gramaglia, Edizioni Paoline, Roma 1982 (questi due ultimi volumi sono forniti di introduzione e commenti cosi ampi da coxtiture vere e proprie monografie) ; Arnobio, Adversus nationes (contro i pagani), a cura di R. Laurenti, SEI, Torino 1962; Lattanzio, La morte dei persecutori, a cura di P. Calliari, Edizioni Paolini, Roma 1960; Lattanzio, Divinae Institutiones. De opificio Dei. De ira Dei, a cura di U. Boelle, Sansoni, Firenze 1973.
 vol. I: Le confessioni, a cura di C. Carena, Roma 1969; vol. III, 1-2: Dialogbi (III, 1: La controversia accademica, La felicita, L'ordine, I soliloqui, L'immortalita dell anima; III, 2: La grandezza dell'anima, II libero arbitrio, La musica, II maestro), a cura di D. Gentili, Roma 1970-76; vol. IV: La Trinita, a cura di G. Beschin, Roma 1973; voll. XXI-XXII-XXIII: Le Lettere, a cura di L. Carrozzi, Roma 1969-74; voll. XXV-XXVIII: Esposizioni sui Salmi, a cura di V. Tarulli ed altri, Roma 1967-77. Presso le Edizioni Paoline si vedano, tra le altre opere: Confessioni, a cura di A. Landi, Roma 1979; La citta di Dio, a cura di C. Borgogno, Roma 1979; De Trinitate, a cura di C. Borgogno, Roma 1977.
 Delle Confessioni, l'opera piu letta di S. Agostino, esistono diverse altre traduzioni: a cura di O. Tescari, SEI, Torino 1962; a cura di A. Marzullo, Zanichelli, Bologna 1968; a cura di M. Pellegrino e C. Carena, Einaudi, Torino 1966. (La traduzione della Quaestio de ideis riportate e di S. Vanni Povighi, inedita).
 Литература A. Pincherle, Sant' Agostino, Laterza, Bari 1939; A. Masnovo, S. Agostino e S. Tommaso. Concordanze e sviluppi, Vita e Pensiero, Milano 1950*; M. Pellegrino, Le "Confessioni di Sant'Agostino, Studium, Roma 1956 (ristampa 1972); A. Guzzo, Agostino e Tommaso, Edizioni di Filosofia, Totino 1958; P. Brezzi, Analisi ed interpretazione del "De civitate Dei'' di S. Agostino, Edizioni Agostiniane, Tolentino 1960; S. Cotta, La citta politica di S. Agostino, Edizioni di Comunita, Milano 1960; M.F. Sciacca, Interpretazione del concetto di storia in S. Agostino, Edizioni Agostiniane, Tolentino 1960; C. Boyer, Sant' Agostino filosofo, Patron, Bologna 1965; A, Trape, S. Agostino, Fossano 1976; E.Samek Lodovici, Dio e mondo. Relazione, causa, spazio in S. Agostino, Studium, Roma 1979. E. Samek Lodovici, Agostino, in Questioni di storiografia filosofica, cit, pp. 445-501.
 Глава четвертая
 M. Grabmann, Stona del metodo scolastico, 2 voll., La Nouva Italia, Firenze 1980; E. Gilson, La filocofia del Medioevo. Dalle origini patristicbe alla fine del XIV secolo, La Nuova Italia, Firenze 1973; G. Vasoli, La filosofia medioevale, Feltrinelli, Milano 1982; AA. VV., La filosofia della natura nel Medioevo, Vita e Pensiero, Milano 1966; E.J. Dijksterhuis, Il meccanicismo e l'immagine del mondo, Feltrinelli, Milano 1971; E. Garin, Studi sul platonismo medioevale, Le Monnier, Firenze 1958; B. Faes De Mottoni, Il platonismo medioevale, Loescher, Torino 1979. Per la logica: Logica romana e logica medioevale, cap. IV di W.C. Kneale, Storia della logica, Einaudi, Torino 1972, pp. 211-340; J.M. Bochenski, La logica formale, vol. I: Dai Presocratici a Leibniz, Einaudi, Torino 1972, pp. 181-329; R. Bianche, La logica e la sua storia, Ubaldini, Roma 1973. E. Gilson, Lo spirito della filosofia medioevale, Morcelliana, Brescia 1964; W. Ullmann, Individuo e societa nel Medioevo, Laterza, Roma-Bari 1974; F. Bottin, La antinomie semanticbe nella logica medioevale, Antenore, Padova 1976; G. Falco, La polemica sul Medioevo, Guoda, Napoli 1978; P. Zunthor, Leggere il Medioevo, Il Mulino, Bologna 1980.
 Тексты Boezio, Trattato sulla divisione, a cura di L. Pozzi, Liviana, Padova 1969; Boezio, La consolazione della filosofia. Gli opuscoli teologici, a cura di L. Obertello, Rusconi, Milano 1979.
 Глава пятая
 AA.VV, Nascita dell'Europa ed Europa carolingia: un'equazione da verificare, Centro Italiano di Studi sull'Alto Medioevo, Spoleto 1981; a cura di G. Arnaldi, Le origini dell' universita, Il Mulino, Bologna 1974; M.M. Davy, Iniziazione ai Medioevo: La filosofia nel secolo XII, Jaca Book, Milano 1981 ; M.D. Chenu, La Teologia nel Medio Evo. La Teologia nel sec. XII, Jaca Book, Milano 1972.
 Тексты Ps. Girolamo-Cassiodoro-Alcuino-Rabano Mauro-Ratramno-Incmaro-Gotescalco, L'anima dell'uomo. Trattati sull' anima dal V al IX secolo, a cura di I. Tolomio, Rusconi, Milano 1979; Anselmo d'Aosta, Opere filosoficbe, a cura di S. Vanni Rovighi, Laterza, Bari 1969; Teodorico di Chartres, Guglielmo di Conches, Bernardo Silvestre, Il divino e il megacosmo. Trattati filosofici e scientifici della ScuoladiCbartres, a cura di E. Maccagnolo, Rusconi, Milano 1980; Pietro Abelardo, Scritti di logica, a cura e con introduzione di M. Dal Pra, La Nuova Italia, Firenze 1969; Pietro Abelardo, Conosci te stesso o Etica, a cura di M. Dal Pra (in appendice testo latino nell'edizione critica di D.E. Luscombe), La Nuova Italia, Firenze 1976; Abelardo, Storia delle mie disgrazie. Lettere d'amore di Abelardo e Eloisa, a cura di F. Roncoroni, Garzanti, Milano 1974.
 Литература M. Dal Pra, Scoio Eriugena, Bocca, Milano 1951 ; P. Mozzarella, II pensiero di G. Scoto Eriugena, Cedam, Padova 1957; T. Gregory, G. Scoto Eriugena. Tre studi. Le Monnier, Firenze 1963; C. Allegro, Giovanni Scoto Eriugena. Fede e ragione. Citta Nuova, Roma 1975; T. Gregory, Giovanni Scoto Eriugena, m Questioni di storiografia filosofica, cit, pp. 503-22. S. VanniRovighi, Sant' Anselmo e la filosofia del secolo XI, Bocca,Milano 1949;P. Mazzarella, Il pensiero speculativo di S. Anselmo d'Aosta, Cedam, Padova 1962; K. Barth, Filosofia e Rivelazione. Fides quaerens intellectum, Silva, Milano 1965; T. Gregory, Anima mundi. La filosofia di Guglielmo di Coucbes e la Scuola di Cbartres, Sansoni, Firenze 1955; E. Jeauneau, Nani sulle spalle di giganti. Guida, Napoli 1969; V. Liccaro, Studi sulla visione del mondo di Ugo di S. Vittore, Del Bianco, Undine 1969; E. Maccagnolo, Rerum universitas. Saggio sulla filosofia di Teodorico di Cbartres, Le Monnier, Firenze 1976; R. Padellaro De Angelis, Dialettica e mistica nel XII secolo. Abelardo e S. Bernardo, Elia, Roma 1967; M.T. BeonioBrocchieri Fumagalli, La logica di Abelardo, La Nuova Italia, Firenze 1969; Idem, Introduzione a Abelardo, La terza, Roma-Bari 1974; E. Gilson, Abelardo e Eloisa, Einaudi, Torino 1970; A. Grocco, Abelardo. L'altro versante del medioevo, Liguori, Napoli 1979; AA.VV., fascicolo dedicalo ad Abelardo, "Rivista critica di storia della filosofia", IV, 1979. Per il problema degli universali si vedano in particolare: R. Padellare De Angelis, Nominalismo e realismo nell' XI e XII secolo, Elia, Roma 1970; B. Maioli, Gli universali. Storia antologica del problema da Socrate al XII secolo, Bulzoni.Roma 1974; M. DalPra, Logica erealta. Movimenti del pensiero medioevale, Laterza, Roma-Bari 1974; M. Dal Pra, Giovanni di Salisbury, Bocca, Milano 1951 ; AA.VV., Gli universali e la formazione dei concetti, a cura di L. Urbani Ulivi, Comunita, Milano 1981.

<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу