<< Пред. стр. 1 (из 15) След. >>
Южно-Российский Государственный Технический Университет (НПИ)Данцев Андрей Андреевич
Любченко Василий Сергеевич
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ф И Л О С О Ф И Я
Учебник для технических направлений
и специальностей вузов
2 0 0 1г.
ББК 87
Ф 56
Ф 56 Философия. Учебник для технических направлений и специалностей вузов.
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В нем дается изложение взглядов на предмет философии в ее историческом становлении и развитии. В учебнике освещены основные этапы исторического развития и школы философии, охарактеризованы философские и научные картины мира, вопросы взаимосвязи природы и общества, философии истории, изложены проблема человека в философской мысли, вопросы взаимосвязи познания и практики, дана характеристика методов научного познания, показана специфика и взаимодействие науки и техники. Учебник завершается рассмотрением глобальных проблем современности.
ББК 87
О Г Л А В Л Е Н И Е
I.1. Предисловие
II. Глава. ?. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И
III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
I.1. Что такое философия?....................................................10
?.1.1. Философия в обычном словоупотреблении........................10
?.1.2. Философия: взгляд изнутри............................................13
?.1.3. Философы о философии................................................17
?.1.4. Философия в первом приближении..................................28
?.1.5. Философия как теория и "теоретический"
образ жизни...............................................................31
?.1.6. Философия и наука......................................................35
?.1.7. Философия и мировоззрение..........................................38
?.1.8. Философия и ценности..................................................41
?.1.9. Место и роль философии в культуре.................................48
?.2. Возникновение философии..............................................51
?.2.1. Традиционное общество и
мифологическое сознание.............................................52
?.2.2. Мир и человек в мифе..................................................58
?.2.3. Мир, человек, боги в поэмах Гомера и
Гесиода....................................................................70
?.2.4. Ситуация "потери Пути"...............................................77
?.2.5. Предфилософия: Гесиод................................................80
?.2.6. Мудрость и любовь к мудрости.......................................86
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ
II.1. Характерные черты античной философии.
Натурфилософия античности.
Первая историческая форма диалектики.............................91
II.2. Классическая греческая философия..................................96
II.2.1. Сократ.....................................................................98
II.2.2. Платон.....................................................................99
II.2.3. Академия Платона....................................................103
II.2.4.Аристотель...............................................................105
II.3. Философия эпохи эллинизма..........................................109
II.3.1. Эпикуреизм.............................................................110
II.3.2. Стоицизм................................................................113
II.3.3. Общая характеристика античной философии...................117
II.4. Философия древней Индии и Китая. ...............................122 II.4.1. Философия древней Индии..........................................126
II.4.2. Буддизм.................................................................131
II.4.3. Три драгоценности буддизма.......................................134
II.4.4. Чань-буддизм..........................................................137
II.5. Философия древнего Китая..........................................145
II.5.1. Даосизм: ...............................................................147
II.5.2. Конфуций...............................................................157
II.5.3. Сократ - Конфуций ..................................................166
II.6. Философия в средние века...........................................169
II.6.1. Античная культура и христианство...............................169
II.6.2. Религиозный характер философии средневековья.
Патристика и схоластика.............................................178
II.7. Философия Нового времени. .Выдающиеся
европейские философы XVII-XVIIIвв. .
Русская философия XVIIIв..........................................183
II.8. Немецкая классическая философия.
Вторая историческая форма диалектики.........................196
II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма
диалектики..............................................................208
II.10. Философский иррационализм.......................................216
II.10.1. Шопенгауэр...........................................................216
II.10.2. Ницше..................................................................224
II.11. Русская философия XIXв.............................................236
II.12. Панорама философии ХХ века......................................249
II.12.1. Философия "серебряного века" русской культуры...........249
II.12.2. Советская философия...............................................256
II.12.3. Неопозитивизм.......................................................261
II.12.4. Феноменология.......................................................266
II.12.5. Экзистенциализм....................................................268
II.12.6. Герменевтика.........................................................273
ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ
КАРТИНЫ МИРА
III1. Понятия "картина мира" и "парадигма".
Естественнонаучная и философская картины мира................278
III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности..........280
III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой
натурфилософии. Учение о первоначалах мира.
Миропонимание пифагореизма....................................280
III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой
натурфилософии. Возникновение атомистики.
Научное наследие Аристотеля.....................................283
III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой
натурфилософии. Развитие математики и механики...........287
III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии.
Продолжение идей атомистики и геоцентрической
космологии.............................................................289
III.3. Естественнонаучная и математическая мысль
эпохи средневековья..................................................290
III.4. Научные революции эпохи Нового времени и смена
типов миропонимания................................................292
III.4.1. Научные революции в истории естествознания................292
III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической
картины мира...........................................................293
III.4.3. Вторая научная революция. Создание классической
механики и экспериментального естествознания.
Механистическая картина мира....................................296
III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема
философского метода.................................................303
III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация
естествознания и очищение его от натурфилософских
представлений..........................................................305
III.5. Диалектико-материалистическая картина мира
второй половины XIXв................................................318
III.5.1. Формирование диалектико-материалистической
картины мира...........................................................318
III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии
и естественознания. Материя как объективная
реальность..............................................................321
III.5.3. От метафизико-механистического - к диалектико-
материалистическому пониманию движения.
Движение как способ существования материи.................324
III.5.4. Понимание пространства и времени в истории
философии и естествознания. Пространство и время
как формы бытия движущейся материи..........................327
III.5.5. Принцип материального единства мира.........................331
III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий
ХХ века. Проникновение в глубь материи.
Квантово-релятивистские представления о мире...............335
III.7. Естествознание ХХ века и диалектико-
материалистическая картина мира.................................340
ГЛАВА IY. ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА.
IY.1. Природа как естественная основа жизни и
развития общества.....................................................345
IY.2. Современный экологический кризис...............................354
IY.3. Общество и его структура. Социальная
стратификация. Гражданское общество и
государство.............................................................359
IY.4. Человек в системе социальных связей.
Свобода и необходимость в общественной жизни.............367
IY.5. Специфика философского подхода к культуре.
Культура и природа. Функции культуры в обществе..........371
ГЛАВА Y. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Y.1. Возникновение и развитие философии истории..................380
Y.2. Формационная концепция общественного развития
в философии истории марксизма.......................................382
Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества.
Традиционные и техногенные цивилизации.....................386 Y.4. Цивилизационные концепции "индустриализма"
и "постиндустриализма".................................................393
Y.4.1. Концепция "стадий экономического роста"....................393
Y.4.2. Концепция "индустриального общества".......................394
Y.4.3. Концепция "постиндустриального (технотронного)
общества"...............................................................396
Y.4.4. Концепция "третьей волны" в развитии
цивилизации............................................................398
Y.4.5. Концепция "информационного общества"......................400
Y.5. Философия истории марксизма и современные
"индустриальные" и "постиндустриальные"
концепции развития общества......................................403
ГЛАВА YI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ,
НАУКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.
YI.1. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип..........................................405
YI.2. Биологическое и социальное в человеке.
Человек как индивид и личность..................................410
YI.3. Сознание и самосознание человека................................415
YI.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм
и неофрейдизм.........................................................426
YI.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и
ответственность........................................................432
YI,6. Мораль, нравственные ценности, право,
справедливость.........................................................442
YI.7. Представления о совершенном человеке
в различных культурах................................................451
ГЛАВА YII. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА
YII.1. Субъект и объект познания..........................................456
YII.2. Этапы процесса познания. Формы
чувственного и рационального познания........................459
YII.3. Мышление и формальная логика.
Индуктивный и дедуктивный типы
умозаключения........................................................468
YII.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика
инженерной деятельности...........................................474
YII.5. Проблема истины. Характеристики истины.
Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины..................482
ГЛАВА YIII. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
YIII.1. Понятия метода и методологии. Классификация
методов научного познания.........................................489
YIII.2. Принципы диалектического метода, их
применение в научном познании...................................492
YIII.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения
изучаемых объектов. Комплексный подход
в познании...............................................................492
YIII.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи.
Системное познание..................................................493
YIII.2.3. Принцип детерминизма. Динамические
и статистические закономерности. Недопустимость
индетерминизма в науке.............................................495
YIII.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический
и логический подходы в познании.................................497
YIII.3. Общенаучные методы эмпирического познания...............499
YIII.3.1. Научное наблюдение .............................................499
YIII.3.2. Эксперимент........................................................503
YIII.3.3. Измерение...........................................................507
YIII.4. Общенаучные методы теоретического познания..............511
YIII.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного
к конкретному..........................................................511
YIII.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.......................514
YIII.4.3. Формализация. Язык науки......................................520
YIII.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом
и теоретическом уровнях познания................................523
YIII.5.1. Анализ и синтез.....................................................523
YIII.5.2. Аналогия и моделирование.......................................524
ГЛАВА IX. НАУКА, ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ.
IX.1. Что такое наука?........................................................528
IX.2. Наука как особый вид деятельности................................533
IX.3. Закономерности развития науки....................................536
IX.4. Классификация наук...................................................539
IX.5. Техника и технология
как социальные явления..............................................542
IX.6 Взаимоотношение науки и техники.................................552
IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические
и социальный последствия..........................................557
IX.8. Социальные и этические проблемы научно-
технического прогресса..............................................567
<< Пред. стр. 1 (из 15) След. >>