<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  * Критерии оценки кредитоспособности. Чем больше Вы вложите собственных финансовых средств и чем выше будет доля собственного капитала в Ваших общих инвестициях, тем лучше будет Ваше положение при переговорах с кредитным учреждением.
  Банковское кредитование
  Банковское кредитование обычно осуществляется либо под пополнение оборотных средств или под какой-либо проект: замена оборудования, расширение деятельности, освоение новой продукции. Проектное финансирование требует составления бизнес-плана по проекту.
  Бытует мнение, что кредит - это либо очень сложно, либо очень дорого, но в любом случае совершенно невыгодно, а для многих и недоступно. Однако, постепенно этот стереотип уходит в прошлое.
 Придя в себя после кризиса 1998 года, многие финансовые структуры вновь стремятся расширить свой рынок финансовых услуг. Поэтому, прежде чем идти за кредитом, фирме следует выбрать наиболее благоприятные условия кредитования, определить сумму, на которую она может претендовать, и позаботиться об ее обеспечении.
  Банки заинтересованы в новых клиентах и дополнительных доходах. Но это не означает, что они готовы выдать кредит любой фирме.
 Проще всего получить кредит хорошо зарекомендовавшей себя фирме в том банке, в котором она обслуживается. Если фирма пришла "с улицы", получить деньги довольно сложно. В этом случае все будет зависеть от того, какие гарантии она может предоставить банку.
  Справедливости ради следует сказать, что гарантии возврата кредита предоставляют все фирмы без исключения, но к новому клиенту требования будут значительно выше.
  В качестве обеспечения обычно выступает залог недвижимости, оборудования и прочих основных средств фирмы, банковские гарантии, поручительства третьих лиц и ценные бумаги. Гораздо реже - товары в обороте, хотя именно их охотнее всего готовы предоставить фирмы.
  Примет ли банк поручительство третьих лиц, зависит от финансового состояния поручившейся за вас фирмы. После тщательной проверки банк решит, насколько ей можно доверять. Поэтому лучшим вариантом будет, если за вас поручится фирма, которая не только обслуживается в этом же банке, но и имеет в нем положительную кредитную историю.
  Ценные бумаги - оптимальный вариант, но принимаются далеко не все. Предпочтение отдается векселям крупных банков и акциям высоколиквидных компаний, например Газпрома.
  Некоторые банки принимают в качестве обеспечения стабильные обороты по счетам или стабильные обороты инкассации (сдаваемых в банк наличных денег), а также депозиты, размещенные в банке.
  Многие банки позиционируют себя определенным образом: одни работают исключительно с предприятиями розничной торговли, другие являются частью холдингов, третьи предпочитают сотрудничать лишь с крупными клиентами. И если вы придете не по адресу, получить кредит скорее всего не удастся. У фирмы либо потребуют обеспечение, которого она не может предоставить, либо установят слишком большой процент по кредиту.
  Поэтому, прежде всего надо провести небольшое исследование и выяснить, какие требования к заемщикам предъявляет тот или иной банк. Одновременно следует узнать и процентные ставки по кредитам.
  Например, многие банки, прежде чем выдать кредит, требуют открыть расчетный счет, по которому должны проходить определенные обороты. Некоторые особо предприимчивые фирмы, чтобы создать видимость оборотов по своему счету, даже открывают фирмы-однодневки и "гоняют" деньги между ними через свой счет.
  Ставка финансирования будет зависеть от группы риска, к которой банк отнесет вашу фирму, от вида кредита, сроков погашения и валюты кредитования, порядка уплаты процентов и прочих факторов. Банк может несколько снизить установленную кредитную ставку для клиентов, которые приносят ему значительный доход по различным направлениям деятельности. В таком случае банк соотносит сумму кредита с общей суммой дохода от клиента и исходя из этого устанавливает процентную ставку.
  Выбрав банк, нужно подать специальную заявку на предоставление кредита. Она составляется в произвольной форме или в форме, установленной банком. В ней вы укажете цель кредита, его сумму, желаемую процентную ставку, срок и валюту кредитования, сведения об обеспечении.
  К кредитной заявке следует приложить пакет стандартных документов. Прежде всего, это все учредительные документы фирмы, выписка из госреестра, справки из налоговой инспекции о постановке на учет и отсутствии задолженности, балансы фирмы и отчеты о прибылях и убытках за предыдущий год и текущий отчетный период, сведения о кредиторах и дебиторах, данные о счетах в других банках. Полный перечень этих документов лучше уточнить в самом банке.
  Не секрет, что не всегда бухгалтерская отчетность фирмы отражает реальное состояние ее бизнеса. Поэтому иногда банки просят у фирмы так называемую управленческую отчетность с реальными цифрами. На основании этой отчетности банк анализирует, какую пользу помимо процентов по кредиту он может извлечь в дальнейшем от развития бизнеса клиента. Зачастую это может повлиять на решение банка о выдаче кредита и размере процентной ставки.
  Кроме того, нужно принести документы по обеспечению. К примеру, при залоге основных средств это документы, которые подтверждают право собственности фирмы на передаваемое в залог имущество, а также отсутствие каких-либо прав на это имущество у третьих лиц, информация о балансовой стоимости основного средства.
  Как правило, ждать приходится около двух недель с момента представления полного пакета документов в банк. Пока фирма ожидает ответа, кредитный отдел банка проводит тщательный анализ и проверку всех представленных фирмой документов. К этому процессу он подключает службу собственной безопасности. Ей передается копия всех представленных клиентом документов. Служба безопасности проводит собственную проверку и дает заключение.
  В таблице 2 приведены данные по банкам Иркутской области, осуществляющим кредитование малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с приблизительными условиями кредитования (по состоянию на август 2004 г.)
 
  Таблица 2
 N
 п/п Наименование банка,
 руководитель Контактное лицо,
 телефон Условия кредитования MIN, тыс.руб MAX, тыс.руб. Срок кредитования % ставка годовая Обеспечение 1 Байкальский банк Сбербанка РФ Шамшудинова Анна Александровна,
 25-78-82
 Васильевна Наталья Александровна,
 25-69-34 Без ограничения до 1,5лет,
 до 3 лет 14-24% Транспортные средства, оборудование, тов-мат. ценности, объекты недвижимости и др. 2 Внешторгбанк Отдел кредитования малого бизнеса 211-689 1 млн. долларов До трех лет Транспортные средства, оборудование, тов-мат. ценности, объекты недвижимости и др. 3 Представительство КМБ банка в г. Иркутске Кред. Отд. 20-66-33 3,0 15000,0 От 3 мес. До 3 лет 12-40% До 150 тыс. руб.- без залога, свыше - залог 4 АКБ Радиан Шушкова Т.М., зам. председателя правления,
 25-10-44 50,0 12000,0 6 мес. 20% Залог имущества, других основных средств 5 КБ БайкалРОСБАНК Константинов Николай Сергеевич, начальникотдела методологии и развития кредитования,
 (3952)258-804 1000,0 6 Иркутский Филиал Гринкомбанк Хлопенко Наталья Григорьевна, начальник кредитного отдела,
 240-197 Без ограничения До 1 года 24-28% Под ликвидное обеспечение 7 ПромСервисБанк, Шевелева О.А.
 (3953) 41-27-98 В зависимости от платежеспособности заемщика До 6 мес. Индив. Залог имущества с обязат. услов. страхования 8 ВостСибТрансКомбанк Кудряшова Е.А.,
 33-08-64, 34-36-77 Без ограничения Индив. Индив. Основные средства, недвижимость и пр. 9 Братский филиал ВостСибТрансКомбанк, г. Братск
  Начальник кредитного отдела Лынюк Виктория Владимировна
 (3953) 45-02-50 До 1 года. 25% 10 КБ Верхнеленский г. Усть-Кут Начальник отдела Сергей Юрьевич Ячменев, г.Усть-кут, (39565)
 5-09-48 До 5 лет От 16% и выше 11 Классик Банк Почекунин Алексей Юрьевич
 33-02-99 50,0 До 6 мес. 24% 12 Иркутский филиал Промсвязьбанк Додонова Светлана Олеговна - начальник кредитного отдела 200-400, 202480 1500,0 До 1 года 15-20% Недвижимость, товары в обороте и др. 13 Иркутский филиал МБМ банка Начальник отдела Полежаева Светлана Ивановна
 44-36-74 Без ограничения 14 Филиал "Иркутский" ОАО "ИМПЭКСБАНК", Начальник отдела Усова Виолетта Владимировна, 33-17-31 300,0 От 3 мес. до 1 года 20-25% Наличие залога 15 Филиал "Бодайбинский" КБ "Транснациональный банк", г.Бодайбо Лазарева Татьяна Николаевна, (8261)
 5-14-13 Не установлен 24-30% 16 Иркутский филиал АВТОБАНК-НИКОЙЛ Ворошкова Татьяна, 200-943, 200-945 1000,0 3000,0 От 6 мес. До 1 года 17-19% Наличие залога 17 Иркутский филиал Санкт-Петербургского АКБ "Таврический" Зам.директора Коложвари Эдуард Сергеевич, 288-021, 288-022 Нет ограничения Индив. Индив. Индив. 18 Иркутский филиал КБ "Сибирское ОВК" Проскура А.Н. ,
 211-857 3000,0 До 1 года 13-21,5% Ежемесячные поступления на счет в сумме, не меньшей суммы кредита 19 Иркутский филиал "МДМ-банк" Сокова А.Ю.
 тел. 550-596 6000,0 Не более 3 мес. 16-20% залог 20 Филиал ОАО "Всероссийский банк развития регионов"
 в г.Иркутске, Забияко П.А., 259-886 1000,0 До 1 года Залог, поручительство 21 Усть-Илимский филиал ОАО КБ "Сибконтакт", г.Усть-Илимск Кулагина Е.М. (39535) 5-77-26 50,0 3000,0 От 3 мес. До 1 года 22-26% Залог, поручительство 22 ЗАО "Эталонбанк" Никулина О.В.,
 29-16-31 В соответствии с банковскими правилами и требованиями ЦБ России 23 Мирнинский КБ "МАК-БАНК" филиал в г.Иркутске, директор Губачев Андрей Юрьевич, 20-44-36 Чуракова О.В. 500,0 14-23% Нет данных 24 Иркутский филиал ЗАО "НОМОС-БАНК", зам. управляющего Л.М.Корчинова, 258-720 Ботоева Л.С., тел.258-720 1000,0 От 3 мес. До 1 года 18-20% Залог имущества
 
  Затем заявка выносится на кредитный совет. Если все отделы банка, которые участвовали в проверке, дали положительное заключение и обосновали возможность выдачи денег вашей фирме, считайте, что кредит уже у вас в кармане.
  Заключая с фирмой кредитный договор, банк согласует с ней график погашения долга и процентов. Его нужно строго соблюдать. В противном случае фирма может стать в этом банке персоной нон грата.
  Микрокредитование
  2005 г. объявлен ООН, как год микрокредитования. Логика услуг микрокредитования обращена к потребностям микромалых и малых предприятий, владельцев индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно нуждающихся в доступе к финансовым ресурсам, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков, других официальных финансовых институтов из-за отсутствия залоговой базы и кредитной истории. Программы такого рода характеризуются предоставлением сравнительно небольших сумм на небольшие сроки для начала и поддержки оборотов собственного бизнеса без предоставления залогового обеспечения. Эта технология предоставляет заемщикам достаточно дорогие деньги (от 3 до 6% в месяц) , однако, во многих случаях именно микрокредитование является единственным доступным финансовым инструментом для начинающего предпринимателя.
  Определенный сегмент в финансировании малого бизнеса занимают общества взаимного кредитования - кредитные союзы и кооперативы. Кредитные кооперативы представляют собой форму организации взаимного кредитования граждан, физических лиц, которые не прибегают к помощи банков или других внешних источников кредитования, а функционируют по принципу кассы взаимопомощи. Средства кредитных кооперативов образуются путем объединения взносов членов кооператива. Главный принцип кредитных кооперативов - ориентация на физические лица. В кредитный союз могут входить только люди, так или иначе знающие друг друга - по месту работы, или по месту жительства, или по профессиональной принадлежности. В силу того, что члены кооператива близко знают друг друга, надежность кредитных вложений является очень высокой, и работает принцип солидарной ответственности.
 
  Лизинг
  Близким по содержанию к кредиту с залогом купленного оборудования является лизинг. При лизинге оборудование покупается лизингодателем по спецификации лизингополучателя и сдается в лизинг, который фактически является арендой с правом выкупа. От аренды с правом выкупа лизинг отличается отсутствием операции покупки оборудования по спецификации получателя. Часто лизинг выступает заманчивой альтернативой финансирования.
  Преимущества лизинга
 * Экономия собственного капитала;
 * Сохранение кредитных линий для заемного финансирования;
 * Сохранение залогового обеспечения для получения кредита и предельных величин ссуд;
 * Высвобождение ликвидности;
 * Создание надёжной базы расчётов.
  Недостатки лизинга
 * Увеличение постоянных издержек;
 * Достаточная сложность договора;
  Когда лизинг привлекателен?
 * При незначительных собственных средствах или недостаточном объеме залогового обеспечения для получения кредита.
 * При высокой прибыли;
 * При расширении предприятия;
 
  Всегда ли выгоден лизинг для получателя средств? Нет. Бывают случаи, когда лизинг менее выгоден, чем другие формы финансирования. Причин тому несколько:
 Во-первых, условия лизинговых контрактов так же, как и условия различных кредитных договоров, значительно отличаются друг от друга. Так что при сравнении условий лизинговой сделки, предлагаемой коммерческой лизинговой компанией, с льготным кредитом местной администрации, лизинг чаще всего проигрывает.
 Во-вторых, выгодность лизинга следует в основном из экономии на налоге на прибыль, так что, если предприятие не прибыльно, лизинг ему обойдётся дороже.
  В связи с этим, необходимо рассматривать лизинг как возможную альтернативу другим способам приобретения имущества.
 
 Лизинг в Интернете
 http://www2.ifc.org/russianleasing/rus/index.htm - портал Международной Финансовой Корпорации (МФК), посвященный развитию лизинга в России. Содержит следующие разделы:
 * Краткий справочник по российским лизинговым компаниям
 * Законодательные и нормативные акты по лизингу
 * Лизинг и альтернативные источники финансирования (кредит)
 * Методические материалы
 * Лизинг для начинающих
 4.1.3. Инструменты косвенного финансирования
  При косвенном финансировании можно рассмотреть следующие варианты:
 * участие в компании третьих лиц (вклады родственников, друзей, знакомых, иногда - российских или чаще - иностранных венчурных фондов в уставный капитал)
 * кредиты (денежные и товарные) поставщиков и покупателей
 * налоговый и инвестиционный налоговый кредит
  Увеличение уставного капитала или эмиссия акций
  Так, привлечение финансов может происходить путем увеличения уставного капитала компании и приема новых участников (акционеров) в ООО (АО). Этот вариант связан с изменением учредительных документов, поэтому может потребовать достаточно много времени на оформление: созыв общего собрания, изменение Устава и учредительного договора, регистрации изменений.
  Необходимо отметить, что вышеуказанные способы приводят к частичной потере самостоятельности предприятия.
  Выпуск облигаций требует значительных организационных затрат (регистрация и пр.) и использовать его не целесообразно. Компании могут брать денежные средства у граждан просто по договору займа, для этого не требуется никакой лицензии или разрешения.
  Кредиты поставщиков и покупателей
  Кредит, предоставляемый поставщиком - казалось бы одна из самых удобных форм кредита. Его не нужно запрашивать официально, он предоставляется в результате договорённости. Такой "кредит", предоставляемый поставщиком, возникает вследствие того, что Вы оплачиваете товар или услугу не при получении, а позже. Поставщик даёт Вам, так называемую, отсрочку в оплате, которая, как правило, составляет 30 дней. Если у Вас имеется большое количество поставщиков, то рамки Вашего кредита значительно расширяются.
  И на первый взгляд кредит, предоставляемый поставщиком, ничего не стоит! Но вспомните расхожую истину, что "бесплатный сыр бывает только в мышеловке"! Задумайтесь о том, что означают условия оплаты "оплатить в течение 10 дней после получения счёта со скидкой 3% или в течение 30 дней без этой скидки" и, какой годовой процент Вы принимаете, если производите оплату в течение 30 дней без скидки? Ведь 3% скидки за 30 дней равнозначны 36% годовых - а это значительно превышает обычную ставку банковского финансирования. И тем не менее этот способ становится одним из наиболее привлекательных в случае, если Вы о каким то причинам не можете воспользоваться банковским кредитом.
  Еще более привлекательным станет "кредит", предоставляемый покупателем, возникающий в том случае, если покупатель, делая предоплату, готов ждать некоторое время до выполнения поставщиком своих обязательств. Однако, в условиях развитого рынка на этот способ покупатели соглашаются все реже. Тем не менее, если товар или услуга, которую Вы предлагаете, является уникальной данная форма оплаты может обсуждаться с потенциальным покупателем.
  Налоговый и инвестиционный налоговый кредит
  Налоговый (инвестиционный) кредит являются отсрочкой уплаты налога до 1 года (максимум до 5 лет), что эквивалентно получению кредита, однако, получение такой отсрочки непросто и требует наличия обстоятельств, указанных в Налоговом Кодексе. К сожалению, в Иркутской области данный способ поддержки предпринимательства практически не практикуется.
  Венчурное финансирование
  Существует множество определений того, что такое венчурное финансирование, но все они так или иначе сводятся к его функциональной задаче: способствовать росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций нового или быстро развивающегося предприятия, работающего преимущественно в высокотехнологической сфере.
  Значительная часть венчурных фондов действующих на территории Российской федерации - это представительства иностранных венчурных фондов, хотя в последние годы наблюдается появление и Российских фондов.
  Венчурный капиталист, стоящий во главе фонда или компании, не вкладывает собственные средства в компании, акции которых он приобретает. Венчурный капиталист - это посредник между коллективными инвесторами и предпринимателем. В этом заключается одна из самых принципиальных особенностей этого типа инвестирования. С одной стороны, венчурный капиталист самостоятельно принимает решение о выборе того или иного объекта для внесения инвестиций, участвует в работе совета директоров и всячески способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другой - окончательное решение о производстве инвестиций принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов.
  Эти принципы и обуславливают достаточную сложность и продолжительность рассмотрения вопроса венчурного финансирования предприятий малого бизнеса.
 
  Особенно хотелось бы отметить деятельность государственного инновационного фонда - фонда Бортника (программа СТАРТ) (www.fasie.ru), осуществляющего безвозмездное финансирование создания предприятий, действующих в инновационной, высокотехнологической сфере.
  В данной Программе предполагается, что процесс становления малой инновационной компании займет до 3-х лет. На первом этапе заявители за небольшие средства (до 750 тыс. руб.), предоставляемые им на безвозвратной основе на проведение НИОКР, осуществляют ряд действий - исследования, разработка прототипа продукта, его испытания, патентование, составление бизнес-плана - которые позволят убедиться в реальности (или нереальности) коммерциализации результатов научных исследований. Дальнейшее выделение средств (2 год - до 1500 тыс.руб., 3 год - до 2250 тыс.руб.) осуществляется также на безвозвратной и безвозмездной основе, на условиях софинансирования со стороны стороннего внебюджетного инвестора.
 
 Информационные ресурсы по венчурному финансированию:
 http://www.innovbusiness.ru/content/sec-140-p1.html
 Справочник по венчурным фондам, действующим в России
 * Наименование и контактные координаты фонда
 * География деятельности
 * Финансируемые отрасли
 * Требования к соискателю
 * Форма и условия финансирования
 4.1.4. Типичные ошибки финансирования
  Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов цель.
  П. Декурсель
 
  Многочисленные исследования в различных странах показали, что из огромного количества начинающих предпринимателей через пять лет терпит неудачу двое из трех начинающих предпринимателей. Причем одной из основных ошибок являются - ошибки финансирования:
 * слишком малая сумма собственного капитала;
 * несвоевременное обращение в банк;
 * использование краткосрочного кредита для финансирования инвестиций;
 * сильная зависимость от поставщиков;
 * не использование государственных источников финансирования;
 * недостаточное планирование потребности в капитале;
 * необдуманное получение так называемых "безпроблемных" и "дешёвых" кредитов.
 4.1.5. А может пересмотреть ваши финансовые потребности?
  Сейчас вам следует подумать - может быть, есть смысл начать дело с малого вместо того, чтобы задерживать его открытие, ведь задержка неизбежна, если ждать, пока не наберется необходимый капитал. Ведь даже если вы начнете с небольшого масштаба, вы будете набираться ценнейшего опыта работы на рынке и постигать науку менеджмента.
  Если вы обращались за финансированием к потенциальным кредиторам, и все вам отказали, вам, вероятно, следует пересмотреть ваше предложение. Кредиторы и потенциальные инвесторы дадут объективную оценку вашей идее, так как на данном этапе они не имеют коммерческого интереса в открытии вашего бизнеса. Так что если ваш бизнес-план на самом деле несостоятелен и будет отвергнут, то они заслужат только благодарность.
  Предположим, что вы уже почти набрали необходимую сумму и решаете открыть бизнес, однако при этом у вас может не быть достаточного "запаса прочности". Это объясняется тем, что невозможно предвидеть все, и некоторые затраты могут превысить запланированные. Если у вас нет свободных денежных средств или иных ресурсов на этот случай, вас могут ждать большие неприятности.
  Внося коррективы в вашу расходную часть, надо начинать с основных статей, таких как оборудование и автотранспорт. Может быть, есть смысл сократить закупки оборудования или приобрести оборудование, бывшее в употреблении. Можно также снизить товарные запасы или принимать персонал на сокращенный рабочий день. Существует много способов уменьшения расходов. Помните, что ваш бизнес-план - это не догма.
  После того, как вы критически оцените возможности получения финансирования, вам, возможно, захочется переделать бизнес-план с учетом новой финансовой ситуации. Работая в условиях рынка, необходимо проявлять гибкость и делать поправки с учетом конъюнктуры.
  Поиски финансирования бизнеса - дело непростое как в России, так и на Западе, но многие бизнесмены, благодаря своему упорству и настойчивости, добиваются своего. Если вы убеждены, что ваша идея обречена на успех, то эта убежденность и будет помогать вам в поисках. Многие самые известные бизнесмены начинали, имея только идею, но у них хватило решимости и силы убеждения, чтобы получить необходимую финансовую поддержку. Сегодня в России самые широкие перспективы для бизнеса, которыми вы вполне можете воспользоваться. Итак, ваш ход, господа.
 
 4.2. Как подобрать персонал
 
  Организации существуют по одной причине:
  чтобы помочь людям сделать то, что
  в одиночку каждому было бы не под силу.
  Когда вы откроете свое предприятие, и дела пойдут хорошо, вы обнаружите, что в сутках просто не хватает часов, чтобы все успеть самому. Одного желания самостоятельно выполнять все работы на своём предприятии недостаточно. Стало быть, вам надо будет нанимать помощников. Сложные производственные задачи потребуют найма специалистов. Как бы то ни было, вам нужно четко представлять себе, как подбирать кадры и работать с кадрами.
  Обычно, в новом, создающемся предприятии первые сотрудники - это друзья и партнёры по жизни. Знакомые и родственники также зачастую выражают желание помочь молодому предприятию "встать на ноги" и поэтому охотно возьмутся за работу. Однако, вы должны подбирать себе не веселую компанию, а сотрудников, с которыми Вам придется работать длительное время. И не всегда такая работа сопряжена только с приятными впечатлениями.
 
  Совет: при найме знакомых и родственников в качестве будущих сотрудников относитесь к ним не иначе, как к любому постороннему человеку. Подходите ко всем с одинаковыми требованиями.
 4.2.1. Прежде чем Вы начнёте поиск сотрудников
  Прежде всего, тщательно продумайте, как и какая должна выполняться работа на начальном этапе функционирования предприятия и в последующем:
 * Сколько отделов необходимо создать на предприятии?
 * Какие это должны быть отделы?
 * Какая работа должна выполняться в этих отделах?
 * Какое количество персонала Вам потребуется?
 * Какими знаниями должен владеть персонал?
 * Какое необходимо образование?
 * Какие требования Вы предъявляете к личным качествам?
 * Каковы физические требования?
 * Планируете ли Вы полную или частичную занятость?
 
  Сформулируйте требования к кандидатам на вакантную должность. Без четких требований поиск может завершиться неудачей, или даже приемом на работу совершенно неподходящего работника. Требования не должны быть завышенными и соответствовать уровню оплаты труда. Даже если удастся найти секретаршу со знанием двух иностранных языков на зарплату обычной секретарши, то она достаточно быстро начнет скучать и искать другое место работы. Не будет лишним согласовать требования к кандидату с его коллегами по работе, именно они будут испытывать неудобства.
 4.2.2. Поиск сотрудников
 Если вы будете доверять другим, на вашу
 долю останется не так много работы.
 Питер Бьюканан
 
  Итак, Вы составили план потребностей в сотрудниках предприятия, сделали описания будущих рабочих мест и подготовили профиль требований к своим будущим сотрудникам.
  Очень быстро Вы поймете, как трудно найти квалифицированный персонал. Для нового предприятия это ещё сложнее, чем для предприятия, уже зарекомендовавшего себя: многие специалисты боятся риска, связанного с переходом на новое предприятие.
  Начните Ваш поиск с круга знакомых или коллег, затем дайте объявление в газете или заявку в агентство по трудоустройству. Определите для себя, что Вы можете предложить, и какие преимущества имеет предлагаемое Вами рабочее место.
  Выберите форму подбора кандидатов. Это может быть конкурс или не формализованный подбор. Конкурс обычно проводится на высокооплачиваемые, престижные вакансии с особыми требованиями, когда есть уверенность, что в конкурсе пожелает участвовать много кандидатов. Для подбора массового персонала конкурсы обычно не проводятся.
 
  Совет: Не позволяйте себе давать обещаний о высокой заработной плате. Ориентируйтесь на уровень заработной платы, существующий на рынке, и платите не за готовность перейти с одного предприятия на другое, а за выполняемую работу
 
  Решите, будете ли вы активно распространять информацию о вакансии или ограничитесь просмотром информации, размещаемой кандидатами. Информацию о вакансии следует размещать только в том случае, когда имеются четкие требования к кандидату, иначе будет огромное количество кандидатов, явно не подходящих. Информацию о вакансии следует размещать, когда Вы ищете редкого специалиста, например, не просто швею, а швею с опытом работы с натуральным шелком.
  Оцените необходимость привлечения кадровых агентств.
  Выберите способ поиска. Для персонала массовых профессий он может быть:
 * Обращение в службу занятости с целью получения информации об ищущих работу, или с целью подачи заявки о вакансии. Недостатком этого метода может быть то, что большой процент кандидатов окажется хроническими безработными, потерявшими трудовые навыки.
 * Исследование периодических изданий с объявлениями ищущих работу.
 * Публикация объявления о вакансии в средствах массовой информации. Наиболее эффективным вариантом являются местные издания, распространяемые бесплатно.
 * Поиск сотрудников через знакомых и собственных работников. Этот вариант хорош тем, что ваш работник несет некоторую моральную ответственность за рекомендованного.
 * Обращение в образовательные учреждения с целью вербовки сильных учеников.
  В случае, если Вы ищете персонал высокой квалификации или редких профессий, то процесс подбора персонала может включать несколько стадий:
 * Заключение договора с кадровым агентством на подбор кандидатов.
 * Объявление конкурса на замещение вакантной должности и размещение рекламы о конкурсе. Такой вариант требует основательной подготовительной работы и его стоит применять только для поиска очень важных специалистов.
 * Поиск специалистов через Интернет. Свои специализированные ресурсы в Интернет имеют практически все профессиональные группы: бухгалтера, программисты, маркетологи, химики и пр.
 * Распространение информации о вакансиях в профессиональных организациях (бухгалтеров, экономистов и т.п.), а также на специализированных семинарах, выставках и прочих мероприятиях, где собираются необходимые специалисты.
 * Публикация информации в специализированных изданиях. Некоторые профессиональные издания имеются на местном уровне (бухгалтеры, риэлторы), а некоторые только на российском (журналы "Тара и упаковка", "Деревообрабатывающая промышленность" и пр.).
 * Переманивание сотрудников у конкурентов. Имеются моральные препятствия к таким действиям, однако сотрудник конкурента может попутно принести опыт конкурента.
 * Советы специалистов с большим стажем, которые знают большинство своих коллег и могут дать рекомендации по найму. Преподаватели вузов, профтехучилищ, ведущие специалисты крупных предприятий обычно хорошо знают самых квалифицированных специалистов в городе и могут помочь.
  Критически подходите к рассмотрению резюме и рекомендаций кандидатов с предыдущего места работы и тщательно изучайте документы, предъявляемые претендентами. В случае, если Вы подбираете работника на особенно ответственную должность, лучше самому переговорить с его предыдущим начальником. Не надо опасаться, если в трудовой книжке работника встречается много записей о работе, особенно это касается управленческих кадров. В норме, если человек меняет работу раз в три - четыре года. Однако Вас должно насторожить, если кандидат не удерживается на одном месте больше года.
  Ведите список обратившихся кандидатов, занося туда основную информацию. Лучше всего подготовить таблицу, чтобы все записи были по одной форме. Уточняйте у кандидатов, как долго они могут ждать решения вопроса о приеме на работу. Лучше сразу определить срок для составления списка кандидатов и всем обратившимся отвечать, что им дадут ответ до такого-то числа. Очевидно, неподходящим кандидатам лучше сразу заявить, что они не подходят и почему. Обязательно запишите, как связаться с заинтересовавшими Вас кандидатами.
  Дальнейший отбор кандидатов можно вести с помощью:
 * собеседования
 * испытания
 * психологического тестирования
 * другое
  Лучше всего назначить собеседование всем кандидатам в один день, для массовых профессий это может быть даже одновременное собеседование. Это позволит провести более полное сравнение кандидатов. При растянутых во времени собеседованиях можно многое забыть. Приглашая на собеседование, сообщите кандидатам примерный план собеседования и список документов, который от них потребуются. При проведении собеседования лучше установить взаимопонимание с кандидатом, чтобы он чувствовал себя непринужденно. Хорошо подготовьтесь к этому разговору, составьте перечень вопросов. Он может выглядеть следующим образом:
 * Почему вы обратили внимание на эту вакансию?
 * Почему вы ушли с прошлого места работы?
 * Какой вид деятельности вы бы хотели выполнять?
 * Нравится ли вам работать в коллективе или вы любите работать в одиночку?
 * Какие цели вы ставите перед собой на ближайшие 3 - 5 лет?
 * Сколько бы вы хотели зарабатывать и почему?
 * Как скоро вы сможете начать работу?
  Дополните этот перечень вопросами, которые, по Вашему мнению, необходимы. В ходе собеседования делайте записи по ответам претендента.
  Испытания могут включать в себя какую-либо работу, которая подтвердила бы квалификацию специалиста. Объем работы должен быть небольшой, иначе специалист решит, что Вы хотите бесплатно получить сделанную работу, лучше, если работа при наличии требуемой квалификации может быть выполнена не более чем за 15 минут. Испытание может быть совершенно различным в зависимости от профессии.
  Например:
 * составление ответа на исковое заявление для юриста
 * подготовка приказа и поиск информации для секретарши
 * поиск ошибки в технологии для технолога
 * разговор с клиентом для консультанта в торговом зале
  Психологическое тестирование требует специальных познаний, поэтому проводить его самостоятельно не рекомендуется. Такое тестирование может иметь смысл при приеме работников с повышенной ответственностью решений в условиях стресса или работников, которым приходится руководить и много общаться с людьми. Многие воспринимают психологическое тестирование как вмешательство в личную жизнь и готовы согласиться только ради очень привлекательной работы.
  Во избежание ошибок в подборе персонала стоит принимать на работу с испытательным сроком. В соответствие со ст. 22 КЗоТ испытательный срок не может быть более 3 месяцев, если на предприятии есть профсоюз, то такой срок с согласия профсоюза может быть продлен до 6 месяцев. Условие об испытательном сроке обязательно должно содержаться в приказе о приеме на работу и трудовом соглашении. Оба документа должны быть заверены подписью работника. В случае, если работник не устроил Вас с профессиональной точки зрения, то Вы имеете право его уволить до истечения установленного Вами испытательного срока. Необходимо иметь в виду, что при увольнении работника как не выдержавшего испытательный срок, в приказе об увольнении надо указывать на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о недобросовестном или непрофессиональном выполнении работником своих обязанностей. Лучше всего, если эти обстоятельства будут подтверждены приказами о замечаниях в адрес этого работника, отчетом наставника, объяснительными самого работника по фактам недобросовестного или непрофессионального выполнения своих обязанностей.
  Очень важно после приема на работу ввести человека в круг его обязанностей, иначе даже от самого квалифицированного специалиста первые недели не будет отдачи. Познакомьте нового работника с коллективом, его обязанностями и функциями остальных работников. Прикрепите к новому работнику опытного сотрудника, к которому он сможет обращаться с вопросами.
 4.2.3. А может быть проще и гибче?
  Не всегда прием на работу сотрудника на полный рабочий день является единственным верным выбором для нового предприятия. Для более оптимального согласования производственной необходимости с потребностями работника рекомендуются все формы неполного рабочего дня.
  Вместо того чтобы принимать на работу персонал, Вы можете обратиться к субподрядчику или передать часть заказов индивидуальным предпринимателям. Тем самым Вы снимите с себя часть обязательств как работодатель и сможете приобрести для Вашего предприятия некоторые ноу-хау, которые не смогли бы реализовать сами.
  Еще одним интересным способом ведения работ без привлечения специалистов может стать аутсорсинг . При этом варианте специализированные компании возьмут на себя выполнение специализированных услуг на абонентской основе. Например, не всегда для начинающей компании целесообразно привлекать на работу квалифицированного бухгалтера или, тем более, привлекать специалиста по маркетингу для выполнения разового анализа рынка. Специализированная аутсорсинговая кампания сделает эти услуги дешевле и не менее качественно. Однако с ростом и развитием компании все же целесообразнее будет принять специалиста в штат.
 
 Подбор кадров через Интернет:
 http://www.job.irk.ru (ресурс, содержащий базу резюме, вакансий, а также публикации по теме)
 http://www.arteksm.irk.ru Артэкс, Крупнейшее в Восточной Сибири кадровое агентство "Артэкс" предлагает весь спектр услуг на рынке труда: рекрутмент, executive search, head hunting, сбор и проверка рекомендаций.
 
 http://www.levber.irk.ru/index/ - Левобережье, кадровое агентство. Подбор высококвалифицированных специалистов, включая руководителей высшего и среднего звена, сотрудников в сфере продаж, финансов, маркетинга, информационных технологий, производства.
 
 4.3. Месторасположение предприятия. Советы и рекомендации
 4.3.1. Выбор оптимального месторасположения предприятия
  Выбор оптимального месторасположения предприятия имеет решающее значение для будущего развития. Поэтому оно должно тщательно планироваться и проверяться, прежде чем Вы примете окончательное решение. Воплощённое в жизнь решение о выборе места расположения предприятия трудно в последующем изменить.
  Под размещение предприятия не может использоваться жилое помещение, поэтому снимать квартиру для предприятия нельзя. Если вы хотите купить жилую квартиру, то сначала узнайте, как перевести ее в нежилое помещение и сколько это будет стоить. Нужно меть в виду, что кроме финансовых затрат, которых от Вас потребует процесс преобразование жилого помещения в нежилое, эта процедура займет больше года, чтобы оформить все документы, пройти все инстанции, дающие разрешения на это.
  Для начинающего предпринимателя очень важно вначале закрепиться на рынке, а затем уже принять решение о покупке или строительстве здания для своего предприятия.
  Если Ваша предпринимательская деятельность подлежит обязательной сертификации, то Вам следует предварительно обратиться в орган по сертификации с целью выяснить характеристики помещения, которое будет отвечать требованиям законодательства о стандартизации.
  Для того чтобы правильно подобрать место для размещения предприятия, Вы прежде всего должны ответить на следующие основные вопросы.
  * Важна ли для Вас близость к клиенту?
 На основе программы предлагаемых Вами услуг и намеченных Вами целевых групп будет ясно видно, выберите ли Вы место для Вашего предприятия в центре города, на окраине города или в промышленной зоне.
  * Какова ситуация с конкуренцией?
 Если специализированные предприятия такого же направления концентрируются в одном районе, то следует ожидать невысокой прибыли вследствие прямого сравнения цен.
  * Насколько важна ситуация с транспортом?
 Важно ли для Вас, чтобы клиенты могли без проблем добраться до Вашего предприятия и/или могли найти поблизости место для парковки автомобиля. Какова транспортная ситуация для поставщиков, каковы пути подъезда и отъезда транспортных средств, каковы условия для загрузки и разгрузки?
  * Какова ситуация с кадровым обеспечением?
 Достаточно ли на рынке труда специалистов и вспомогательных рабочих, кому будет удобно ходить на работу на предприятие, расположенное именно в этом месте.
  * Благоприятно ли место расположения предприятия для его развития?
 Имеются ли перспективы развития предприятия в данном месте? Есть ли программы поддержки бизнеса в муниципалитете?
 
  Наряду с основными вопросами относительно местоположения предприятия, необходимо учесть ещё ряд индивидуальных требований.
  Необходимо определить Вашу потребность в площадях. Основное внимание следует уделить производственному помещению - здание магазина, мастерской или офиса, в котором будут оказываться собственно услуги. Подумайте о том, сколько квадратных метров потребуется, а также подумайте о будущих возможностях развития Вашего бизнеса.
  Для этого Вы должны учесть и необходимые вспомогательные помещения, например, склад, транспортные пути, хозяйственный двор, гаражи, кабинеты офиса и архив, а также бытовые помещения для сотрудников (туалеты, душевые комнаты и раздевалки, зоны отдыха).
 4.3.2. Аренда - покупка - строительство?
 
  Аренда
  Преимущество аренды заключается в первую очередь в отсутствии крупных вложений капитала, при этом отсутствует инвестиционный риск. Легко возможна смена места расположения предприятия (в зависимости от условий договора). К тому же часто хорошее место можно получить только в аренду.
  Недостатком является то, что арендная плата не образует собственного капитала. При необходимости могут понадобиться расходы на перестройку и ремонт, для того чтобы выполнить производственные требования. Расширение предприятия возможно лишь с большим трудом, и при этом трудно достичь оптимального производственного процесса.
  При заключении договора на аренду Вы должны согласовать возможность перестройки помещения. Укажите в договоре также то, что после окончания срока действия договора Вы получите определенное возмещение за произведённую перестройку здания.
  Если Вы работаете по упрощенной системе учета и отчетности (патенте) или едином налоге на вмененный доход, то Вам, по видимому, все равно, включаются ли расходы на аренду в затраты. В этом случае Вы можете арендовать помещение у любого арендодателя.
  Если Вам необходимо включать арендную плату в затраты, то нельзя арендовать помещение у гражданина, не являющегося предпринимателем, т.к. налоговые органы не считают возможным включать в затраты такую арендную плату.
  Договор аренды сроком более 1 года должен регистрироваться в регистрационной палате как сделка с недвижимостью, а договоры менее 1 года - такой регистрации не подлежат.
  Поиск помещения можно вести через следующие источники информации:
 * Агентства недвижимости
 * Специализированные периодические издания
 * Муниципальные и государственные органы
 * Товарищества собственников жилья
 * Крупные предприятия и организации, сокращающие свою деятельность и высвобождающие помещения
  При заключении договора аренды помещения обращайте внимание на следующие моменты:
  * Передаваемое вам в аренду помещение должно быть точно описано, чтобы его можно было точно определить, можно приложить план помещения к договору. В противном случае вы рискуете тем, что договор об аренде помещения в любой момент будет признан незаключенным.
  * Полномочия арендодателя на сдачу передаваемого вам помещения в аренду необходимо проверить. Если помещение принадлежит арендодателю также на праве аренды, то в договоре заключенном им с собственником помещения должно быть условие о возможности передачи его в субаренду и условия такой передачи. в отсутствие специальных условий о передачи помещения в субаренду необходимо получить специальное разрешения собственника помещения на совершение такой сделки. Сделайте себе копию такого договора или разрешения собственника.
  * Размер арендной платы должен быть установлен в договоре, иначе он будет считаться незаключенным. Обычно в договоре указывается сумма арендной платы и право арендодателя на одностороннее ее изменение. по общему правилу изменение арендной платы возможно не чаще одного раза в год. кроме указания на конкретную сумму, арендная плата может устанавливаться в процентах от дохода, полученного с помощью арендованного имущества, а также иные способы.
  * Основания досрочного расторжения договора аренды установлены законом в статьях 619, 620 гражданского кодекса РФ, однако договором аренды могут быть предусмотрены дополнительные основания расторжения, что может ущемлять интересы арендатора.
  * По общему правилу по истечению срока договора аренды арендатор имеет право на преимущественное заключение с ним договора аренды, однако договором такое право может быть исключено. право на перезаключение договора действует при прочих равных условиях, таким образом, если вы не готовы платить повышенную плату, то договор может быть заключен не с вами.
  * По общему правилу, капитальный ремонт помещения производится за счет средств арендодателя, а текущий ремонт - за счет средств арендатора, однако данное правило может быть изменено договором.
  * В договоре желательно указать размер арендной платы как без НДС, так и с учетом НДС (выделить НДС). В случае если НДС в составе арендной платы арендодателем не предъявляется арендатору, то об этом желательно указать в договоре.
  Обязательно составьте акт приемки помещения, в котором укажите все недостатки: оконная рама не полностью закрывается, две электророзетки не работают и т.п. Вам придется возвращать помещение в том виде, которое будет отражено в акте, и если в акте Вы не отметите все недостатки, то за их исправление Вы вполне возможно будете вынуждены заплатить по окончании срока аренды.
  Улучшения арендованного помещения делятся на отделимые и неотделимые. Отделимые улучшения арендатор может забрать по окончанию договора аренды, а неотделимые, произведенные без согласия собственника, остаются арендодателю без каких-либо компенсаций арендатору. Так как мнение арендатора и арендодателя относительно отделимости улучшений могут расходиться, лучше любые улучшения рассматривать как неотделимые и получать от арендодателя разрешение на их проведение или согласие на признание их отделимыми.
  Проверьте, имеете ли Вы право на получение в аренду помещения на льготных условиях. Региональное законодательство о поддержке малого предпринимательства может содержать механизмы поддержки через обеспечение их на льготных условиях помещениями для осуществления предпринимательской деятельности. Помещения могут предоставляться через фонды высвобождаемых помещений, находящихся в государственной, муниципальной собственности.
 
 Покупка
  Приобретение готовых производственных помещений имеет ряд положительных сторон. Так, благодаря кредитным выплатам, Вы используете средства, сэкономленные на плате за аренду, для образования собственного капитала. Повышение стоимости предприятия также играет в Вашу пользу. Кроме того, гарантируется месторасположение Вашего предприятия.
  Но с другой стороны, при покупке Вы несете инвестиционный риск и должны принимать во внимание высокий уровень замораживания капитала. К тому же зачастую приходится дополнительно покупать элементы, ненужные для производства (резервные помещения и земельные участки, частный жилой фонд), затраты на финансирование которых сильно увеличивают стоимость будущих результатов.
  Кроме этого, могут иметь место недостатки, связанные с затратами на перестройку и модернизацию, ограниченные возможности расширения, затруднения с оптимальной организацией производственного процесса.
 
 Строительство
  При строительстве производственных помещений Вы можете получить идеальное производственное здание. Вы можете ограничиться самым необходимым и определить оптимальную потребность в производственных площадях и спланировать расположение помещений. Но зачастую строительство обходится дороже, чем приобретение и требует соответствующего вложения капитала. На Вас полностью ложится риск, связанный с привязкой к месту расположения предприятия, а также инвестиционный риск.
  Строительство новых помещений, перестройка и по возможности ремонт должны проходить в согласовании с соответствующими службами.
  Сравните варианты, которые у Вас получились и тщательно взвесьте важные для Вас преимущества и недостатки.
 5. Как написать бизнес-план
  Всякая коммерция - это
  попытка предвидеть будущее.
  Сэмюэль Батлер
 5.1. Для чего используют написание бизнес - планов?
  Зачем предприятию нужно планировать свою деятельность? Бизнес-план представляет собой описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей.
  Что же мы будем понимать под собственно бизнес - планированием? В широком смысле, бизнес-план - документ, содержащий ряд показателей, характеризующих состояние бизнеса на некотором интервале времени. Бизнес-планирование, таким образом, есть процесс расчета этих показателей в зависимости от прогнозируемых характеристик предпринимательской среды.
  В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
  Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
  Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
  Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в развившейся практике невозвращения кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
  Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
  Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.
  Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
 Бизнес план должен ответить на ряд вопросов:
 * Кто собирается делать?
 * Что собирается делать?
 * Как собирается делать?
 * Почему это прибыльно или интересно по другим причинам?
  В каких случаях планирование является обязательным, когда - желательным, а когда - побочным элементом ведения бизнеса? Ответ на данные вопросы далеко не так очевиден, как может показаться на первый взгляд.
  Грамотный руководитель, оценивая необходимость новаций в своей компании, задается вопросом: какие новые возможности возникают у его фирмы и какой эффект эти возможности могут дать. Этот вопрос представляется интересным рассмотреть и с другой точки зрения: а что теряет компания, отказываясь от бизнес - планирования. Итак:
 5.2. Что вы можете, имея бизнес-план
 Ваш бизнес-план для вас

<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу