<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
 
 
 
 
 
 
 Подготовлено:
 По заказу Департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области
 
 Фонд "ЭКО-Культура"
 Авторский коллектив ассоциации выпускников президентской программы "Альтернатива"
 под руководством Л.А.Давыдовой
 
 
 
 
 
 
 
 
 Иркутск 2005
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ 6
 1. КАК ПРИДУМАТЬ СВОЙ БИЗНЕС 7
 1.1. Причины для того, чтобы открыть свой бизнес 7
 1.2. Личностные предпосылки 11
 1.3. Как выбрать бизнес-идею 13
 Идеи для бизнеса в Интернете 17
 
 2. КАК СТАНОВЯТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ? 19
 2.1. Создание нового предприятия 19
 2.1.1. Один или с партнерами? 19
 2.1.2. Как выбрать организационно-правовую форму 21
 Основные сведения и рекомендации 21
 2.1.3. Порядок создания хозяйствующих субъектов. 25
 Учредительные документы 25
 Нормативные правовые акты по государственной регистрации: 26
 Процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 27
 Место государственной регистрации 27
 Документы, предоставляемые в регистрирующий орган 28
 Правила оформления документов, предоставляемых в регистрирующий орган 29
 Основания отказа в государственной регистрации 29
 Свидетельство о государственной регистрации 30
 Регистрация страхователей во внебюджетных фондах и в государственной статистике 30
 Процедура государственной регистрации юридических лиц 30
 Место государственной регистрации 30
 Государственная пошлина 31
 Документы, предоставляемые в регистрирующий орган 31
 Правила оформления документов, предоставляемых в регистрирующий орган 32
 Основания отказа в государственной регистрации 33
 Документ, направляемый заявителю, регистрирующим органом 33
 Регистрация страхователей во внебюджетных фондах и в государственной статистике 33
 Виды статистических кодов 34
 Информационные ресурсы по вопросам регистрации 34
 2.2. Приобретение существующего предприятия 35
 Основные сведения и рекомендации 35
 Было бы очень хорошо, если бы Вы могли поработать на этом предприятии директором прежде, чем Вы примете решение о его покупке. 36
 Сколько стоит предприятие? 36
 2.3. Участие в доле предприятия 37
 2.4. Франчайзинг - использование имеющихся ноу-хау 37
 Информационные ресурсы по франчайзингу 38
 
 3. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ: ЧТО НАДО ЗНАТЬ 39
 3.1. Список используемых терминов и сокращений. 39
 3.2. Лицензирование. 40
 3.2.1. Общее понятие лицензии и лицензирования. 40
 3.2.2. Полномочия лицензирующих органов. 40
 3.2.3. Перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. 41
 3.2.4. Документы, необходимые для лицензирования. 48
 3.2.5. Порядок проведения лицензирования. 49
 3.2.6. Срок действия лицензии. 51
 3.2.7. Приостановление действия лицензии. 51
 3.3. Сертификация. 52
 3.3.1. Общее понятие сертификации. 52
 3.3.2. Виды товаров, для которых сертификация обязательна: 53
 3.3.3. Виды услуг, для которых обязательна сертификация: 55
 3.3.4. Обязанности предпринимателей в области сертификации. 56
 3.3.5. Участники обязательной сертификации. 57
 3.3.6. Порядок проведения обязательной сертификации. 57
 3.3.7. Добровольная сертификация и порядок её проведения. 58
 3.3.8. Сертификат и знак соответствия. 62
 3.3.9. Оплата услуг по сертификации. 63
 
 4. КАК НАЙТИ НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ 64
 4.1. Как найти финансы. 64
 4.1.1. Основные сведения и рекомендации 64
 4.1.2. Инструменты прямого финансирования 65
 Использование собственных финансовых средств 65
 Банковское кредитование 65
 Микрокредитование 72
 Лизинг 73
 Лизинг в Интернете 74
 4.1.3. Инструменты косвенного финансирования 74
 Увеличение уставного капитала или эмиссия акций 74
 Кредиты поставщиков и покупателей 74
 Налоговый и инвестиционный налоговый кредит 75
 Венчурное финансирование 75
 Информационные ресурсы по венчурному финансированию: 76
 4.1.4. Типичные ошибки финансирования 76
 4.1.5. А может пересмотреть ваши финансовые потребности? 77
 4.2. Как подобрать персонал 78
 4.2.1. Прежде чем Вы начнёте поиск сотрудников 78
 4.2.2. Поиск сотрудников 79
 4.2.3. А может быть проще и гибче? 83
 Подбор кадров через Интернет: 84
 4.3. Месторасположение предприятия. Советы и рекомендации 84
 4.3.1. Выбор оптимального месторасположения предприятия 84
 4.3.2. Аренда - покупка - строительство? 86
 
 5. КАК НАПИСАТЬ БИЗНЕС-ПЛАН 89
 5.1. Для чего используют написание бизнес - планов? 89
 5.2. Что вы можете, имея бизнес-план 90
 Ваш бизнес-план для вас 90
 Ваш бизнес-план для инвестора 91
 5.3. Чего вы не можете, не имея бизнес-плана 91
 5.4. Ориентировочная структура бизнес-плана 92
 5.5. Ошибки при бизнес - планировании. 93
 Информационные ресурсы: помощь по бизнес - планированию 96
 
 6. КТО ПОМОЖЕТ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ 96
 6.1. Как решать юридические проблемы 96
 6.2. Как решать налоговые проблемы 99
 Информационные ресурсы в помощь предпринимателям: 100
 
 7. КТО И КАК МОЖЕТ ПРОВЕРЯТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 101
 7.1. Нормативные регламентирующие документы 101
 7.2. Основные сведения и рекомендации 102
 7.3. Рекомендации по поведению во время проверки 110
 7.4. Правила взаимодействия сотрудников предприятия с представителями контрольных органов. 112
 
 8. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ПРИВОДЯЩИЕ К РАЗВАЛУ БИЗНЕСА 113
 А что, если ваше дело все-таки окажется несостоятельным? 115
 
 9. ПРИЛОЖЕНИЯ 116
 Органы государственной власти, занимающиеся 116
 поддержкой и развитием малого предпринимательства 116
 Список ответственных лиц и исполнителей, занимающихся вопросами 116
 поддержки малого предпринимательства в администрациях городов и районов области 116
 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства области 120
 Универсальные консалтинговые службы 120
 Юридический консалтинг 126
 Бухгалтерское консультирование 129
 Лизинговые компании 131
 Фонды микрокредитования и потребительские кредитные кооперативы 133
 Кадровые агентства 133
 Разное 137
 Информационные ресурсы Интернета для малого бизнеса 140
 
  Введение
  Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации". (Ст. 2, 23 ГК РФ).
  Знание некоторых принципов легко
  возмещает незнание некоторых фактов
  К.Гельвеций
 
  Опыт малого бизнеса в различных странах мира показывает, что открыть свое дело легче, чем закрепиться на рынке и обеспечить устойчивое развитие предприятия. Даже там, где созданы благоприятные условия для предпринимательства, по данным Всемирного банка, около 50% вновь создаваемых малых предприятий становятся банкротами в течение первого года работы.
  В России, где условия для бизнеса более жесткие, созданному малому предприятию выжить еще труднее. В то же время, практически в любом регионе и в любой отрасли существуют малые предприятия, которые успешно преодолевают трудности, стабильно функционируют и даже развиваются. Почему это оказалось возможным? Чем они отличаются от предприятий-банкротов?
  Исследования причин прекращения деятельности малых предприятий свидетельствуют о том, что:
  * 44% банкротств происходит вследствие общей некомпетентности предпринимателей (нечеткая предпринимательская идея, слабое владение навыками ее реализации, незнание основ предпринимательской деятельности, неготовность к самостоятельному ведению дел и т.п.);
  * 17% предприятий прекращают свою деятельность из-за управленческой некомпетентности предпринимателей (неумение организовать деятельность предприятия, незнание основ менеджмента, неготовность выполнять управленческие функции и т.п.);
  * 16% фирм губит дисбаланс компетентности предпринимателей (хорошая осведомленность в некоторых областях бизнеса при недостатке знаний в области финансового менеджмента, маркетинга и др.);
  * 10% предприятий закрылись по тому, что предприниматели уделяли им недостаточно времени.
  * Только в 6% случаев банкротств их причинами были объективные внешние факторы.
  Среда малого предпринимательства в нашей стране становится все более благоприятной, поэтому для эффективности каждого предприятия решающим фактором будет: что и как делают их руководители. Однако для успешного начала, а тем более развития собственного бизнеса необходимо четко представлять алгоритм своих действий, знать, где и в каких объемах можно получить консультации и помощь для своего развития.
 
  Цель данного пособия - помочь начинающим предпринимателям, а также тем, кто испытывает определенные трудности в управлении малым предприятием, стать путеводителем в море информации, необходимой для успешного ведения бизнеса.
 1. Как придумать свой бизнес
 1.1. Почему люди начинают заниматься своим бизнесом?
  Счастливей всех тот, кто зависит только от себя.
  Цицерон
  Попробовать себя в предпринимательстве с той или иной долей надежды на успех может каждый человек - этой теме посвящены целые книги, и нет необходимости их пересказывать. Но лишь немногие авторы утруждают себя доказательством того, что для начала этой деятельности человеку нет необходимости исходно приводить себя в состояние совершенства. Один из них - практикующий бизнес-консультант Майкл Гербер, посвятивший многие страницы своей интересной книги развенчанию "П-мифа" - мифа о Предпринимателе как Герое. Приводимые далее примеры вполне соотносятся и с самыми типовыми случаями из истории российских предпринимателей. Рассмотрим некоторые из них.
  История 1. Научный сотрудник, аспирант престижного вуза, в течение нескольких лет готовил диссертацию по очень интересовавшей его теме. За несколько месяцев до защиты диссертации у него возникает серьезный конфликт с научным руководителем на почве некорректного использования материалов диссертации шефом. Надежды на защиту, а заодно и на академическую карьеру рухнули. В сердцах будущий бизнесмен уходит из аспирантуры и занимается первым, что подворачивается под руку - торговлей лекарственными средствами, опираясь на имеющиеся знакомства. Регистрируется соответствующий кооператив, который вскоре превращается в солидную торговую организацию.
  История 2. Студент одного из московских вузов, приехавший из далекой провинции, со школьных времен привыкший зарабатывать себе карманные деньги и не отказывать себе ни в чем, вовлекается группу, занятую скупкой и перепродажей театральных билетов, - в то время большой дефицит. Сама эта деятельность - "на грани фола" и вполне допускает привлечение к ответственности за спекуляцию. Тем не менее, к моменту окончания института он уже имеет некоторый начальный капитал и, используя институтскую подготовку, вступает в кооператив по изготовлению пластмассовых изделий на литьевых автоматах. Через несколько лет - совладелец крупного нефтяного холдинга.
  История 3. Работник совхоза с экономическим образованием приглашается бухгалтером в кооператив по продаже саженцев. Никаких мыслей о предпринимательстве у него нет, и привлекает его, главным образом, приличный оклад. Однако, как это было принято в то время, приглашение подразумевает "партнерство" - долевое участие в предприятии. Через несколько месяцев, осмотревшись и войдя в курс дела, он начинает все больше входить во вкус управления организацией. После серии реорганизаций и изменения отношений с бывшими компаньонами становится единоличным владельцем фирмы, практически доминирующей в своей нише рынка.
  История 4. Инженер-физик закрытого НИИ по задачам своего подразделения несколько раз сталкивался с необходимостью осуществить публикацию сборников научных материалов. В период перестройки, когда НИИ, подобно многим прочим организациям, явно захирел и перестал регулярно выплачивать зарплату, столкнулся со случайным запросом на издание книги от одного из своих знакомых. После того как книга была издана и успешно разошлась, подумал: а отчего бы не сделать это своим бизнесом? На сегодняшний день - совладелец издательства, устойчиво входящего в первую десятку по рейтингам газет.
  История 5. Сотрудник государственной страховой компании успешно продвигался по ступеням организационной иерархии, пока не понял, что достиг "потолка". В этот момент он принимает решение уйти из своей организации и создает альтернативную коммерческую фирму, ориентируясь на тот же круг заказчиков и знакомую методологию работы. Через несколько лет действует в солидной и независимой компании, ставшей серьезным конкурентом бывшему монополисту.
  История 6. Начинается также на предприятии, на котором перестают платить зарплату. Женщина, перед которой остро встала проблема - как прокормить семью, - соглашается на уговоры подруги и едет с ней в "челночный" рейс в Турцию. Появляются первые деньги, одна поездка следует за другой. Ввиду того, что не хватает времени стоять на рынке и реализовывать партии товара, нанимаются надежные продавцы. С другой стороны, сколачивается хорошая "артель" товарищей, с которыми совершаются поездки. Через некоторое время - это уже организация, занимающаяся систематизированным импортом и реализацией продукции.
  Приведенные истории показывают, что в начале пути многих предпринимателей не было ничего сверхъестественного и особенно героического. Просто они, во многом под давлением обстоятельств, так или иначе, сделали первый шаг, который, во многом так же вынужденно, повлек за собой последующие действия. Кому-то сделать этот шаг было проще, кому-то сложнее, но так или иначе после того, как он был совершен, дальнейшее уже во многом диктовали обстоятельства.
  И все же, если подходить к вопросу о начале пути Предпринимателя более строго, следует перечислить все возможные стартовые варианты.
  Рассмотрим их последовательно.
 1) "Под давлением обстоятельств" - примем за этот вариант историю №1, оговорив сразу, что наиболее чистые варианты этих историй происходят в тех случаях, когда человек переходит из одного вида деятельности к совершенно иному, как это было в приведенных примерах, за исключением истории 5.
 2) "Путь из специалистов в предприниматели" наблюдается также достаточно часто как в российской ситуации, так и в западном предпринимательстве. Варианты такого пути прослеживаются в приведенных выше примерах 3 и 5. Типичный же сценарий подобного начала состоит в том, что человек, работающий в качестве наемного специалиста в бизнесе (торговый агент, коммерческий директор, дилер и т.п.), в какой-то момент осознает: ясное понимание того, как делается дело в этом бизнесе, позволяет ему заняться этим же бизнесом независимо от "хозяина". Впоследствии ему предстоит сделать еще немало важных открытий, но, как бы то ни было, таким образом, он осуществляет свой шаг в предпринимательство.
 3) "Инкубаторные предприниматели". Этот вариант освоения роли Предпринимателя пока еще редкость на российской почве, но он хорошо известен и распространен в странах, осознавших роль малого предпринимательства в развитии экономики. В рамках государственных программ поддержки развития предпринимательства создаются специализированные центры, "бизнес - инкубаторы", в которых все желающие рискнуть и попробовать себя в этой сфере деятельности проходят предварительную подготовку и обучение, в полном соответствии с теорией пишут бизнес-планы будущих предприятий и, успешно сдав экзамены, начинают свое дело, пользуясь на первых порах заметной поддержкой государства в виде льготных кредитов, налоговых освобождений и т.п.
 4) "Предприниматели по традиции" - это также пока редко встречающийся, точнее - хорошо забытый у нас в стране способ вхождения в бизнес, поскольку он предполагает передачу дела по наследству. В этой ситуации важно, что будущий бизнесмен исходно знает о предначертанной ему судьбе, живет в атмосфере родительского или родственного бизнеса, с детства усваивает часть опыта и, главное, этику ведения дел. Яркие примеры подобных ситуаций мы можем найти, например, в воспоминаниях представителей российского купечества.
 5) "Предприниматели по природе". Мы не отрицаем также, что среди множества людей, приходящих в бизнес, существуют и такие, для которых выраженный "дух предпринимательства" являлся естественной предпосылкой выбора этого пути. Для нас важно только то, что у подобных людей в целом не больше шансов пройти этот путь дальше или успешнее, чем у других. Пример, описанный в истории № 2, отчасти может быть иллюстрацией такого типа людей.
 
  Таким образом, Предприниматель начинается всегда в конкретной ситуации, когда встречаются предпринимательская психология и предпринимательские возможности. Говорить о том, что из этих двух факторов важнее, бессмысленно.
 
  Поэтому, перед тем как начинать свой бизнес, проанализируйте причины, из-за которых Вы хотите заняться предпринимательством. Какими бы они ни были, используйте специальный и систематический подход для построения плана, на основе которого Вы сможете впоследствии оценить свой успех.
 
 Обратите внимание!
 Если вы начинаете собственное дело на короткий срок
 * до получения следующей работы;
 * до получения пенсии;
 * до свадьбы с кем-то очень богатым
 * до быстрого обогащения
 или если вы используете организацию собственного дела в целях получения государственной дотации, мы можем вам посоветовать только одно - НЕ НАЧИНАЙТЕ!
 
 1.2. Личностные предпосылки
  Организация - это удлиненная тень одного единственного человека.
  Ральф Эмерсон
 
  Развивающееся предприятие, нацеленное на успех, предполагает наличие у его создателя предпринимательских качеств и профессиональных умений. Быть владельцем своей фирмы - это значит не только стать "начальником". Вы и не подозреваете, сколько черновой работы вас ожидает, особенно бумажной: юридические документы, ваши собственные планы и контроль за их исполнением. Вам потребуется овладеть самыми разными навыками:
  * продавца - убеждать покупателей приобретать товары и услуги у вас, а не у конкурентов;
  * снабженца - работать с поставщиками, чтобы те не подводили со сроками и давали самые хорошие цены;
  * бухгалтера/юриста/эксперта - предприниматели малого бизнеса не всегда могут позволить себе иметь в штате всех необходимых специалистов;
  * руководителя - вашему коллективу нужно будет выполнять ваши указания.
  По мере развития любого бизнеса вы будете принимать на работу все новых людей, причем некоторые из них будут заниматься узкоспециальными вопросами и освободят владельца от заботы о них. И, тем не менее, на первых порах хозяин вынужден быть и лидером, и руководителем, и специалистом - и все для того, чтобы дело делалось и, причем, как надо.
 
  Свобода означает ответственность.
  Б. Шоу
  Предприниматель является движущей силой предприятия и поэтому благополучие фирмы напрямую зависит от личностных качеств руководителя. Именно поэтому каждый желающий открыть собственное предприятие должен критически проанализировать свои возможности и предрасположенность к предпринимательству.
  Необходимо забыть, что вам кто-то что-либо должен - теперь вы уже сами отвечаете за свое благополучие, за свое будущее и действуете уже на свой страх и риск. Привычные условия работы на хозяина, когда какие-то вопросы воспринимались как должное, исчезнут. Работая на себя, вы, возможно, лишитесь ощущения стабильности в вашей жизни, известного и гарантированного дохода, заранее установленного распорядка работы и отдыха, праздников и других привычных мелочей. Менее значительные преимущества, которых вы также можете лишиться, - это дружба с коллегами, хорошие условия труда. Надо забыть о таком понятии, как гарантированная зарплата - теперь вы сами будете ЗАРАБАТЫВАТЬ деньги. Готовы ли Вы пойти на это?
  Требования, предъявляемые бизнес-средой сегодня к предпринимателю, высоки. Для того чтобы открыть собственную фирму Вы должны знать различные способы и формы организации работы. В этом Вам может помочь прежний опыт работы на различных областях, т.к. в собственной фирме Вы должны будете выполнять всевозможные задания, начиная от технически-практической работы до ответственности за коллектив, от подготовки к работе и калькуляции до делового разговора с клиентами. Накапливайте этот опыт, работая еще наемным сотрудником, а не тогда, когда уже имеете свое дело.
  Следует отметить, что число предпринимателей, не нанимающих работников, весьма незначительно. Большинство начинающих предпринимателей очень быстро развиваются, и через определенное время принимают на работу сотрудников. Немаловажное значение при этом имеют лидерские качества руководителя, такие как: способность к постановке задачи, распределению функций, мотивации и контролю работы сотрудников.
  Главное, что будет вести Вас к успеху, это: умение достигать желаемого, энтузиазм, увлеченность делом и коммуникабельность.
  Если же Вы не владеете данными качествами - Вам необходимо работать над собой. Совершенствуйтесь в том, в чем Вы наиболее уязвимы. Без постоянного повышения квалификации и новейшей информации здесь не обойтись. Дальнейшая учеба, хотя и стоит времени и денег, но является той инвестицией, которая себя окупит.
  Как человек, работающий самостоятельно, Вы должны будете справляться с большим объемом работы, поскольку двенадцатичасовой рабочий день станет для Вас нормой. А Ваше желание выдержать большую психологическую и финансовую нагрузку, должно быть подкреплено крепким здоровьем.
  Высоко поднимает Ваши ставки в предпринимательской деятельности понимающий партнер, способный и готовый прийти на помощь, поэтому шаг к профессиональной самостоятельности должен быть обсужден в семье и найти полную поддержку со стороны супруги (-га). Некоторое сокращение бюджета семьи практически неизбежно, по крайней мере, на начальной стадии. Поэтому желательно иметь стабильный доход супруга/ги для финансирования семьи на начальной ступени.
  Чем обоснованней планирование и основательней подготовка, тем весомей шансы для хорошего старта. Как действовать дальше, Вы узнаете в следующих разделах.
  Большинство предпринимателей не обладают необходимой подготовкой для открытия собственного бизнеса. Имея мотивацию, желание и талант, многие не тратят времени на то, чтобы необходимым образом разведать и исследовать область бизнеса, в которую они собираются вступить.
  Так же, как и при игре в шахматы, успех в бизнесе начинается с продуманного и корректного первого хода. И хотя начальные ошибки исправимы, потом обычно требуются способности, дисциплина и усердная работа, для того чтобы наверстать упущенное.
 1.3. Как выбрать бизнес-идею
  Если ты способен выдумать что-то, ты можешь и сделать это.
  Уолт Дисней
  Становясь предпринимателем, Вы сами решаете многие вопросы, которые ранее решались за Вас другими. Теперь у Вас есть свобода выбора. Однако помните, что, став свободным, Вы вместе с тем берете на себя огромный груз ответственности - за себя, свою семью и, прежде всего, за свое Дело, которому Вы решили посвятить свою жизнь.
  Основной вопрос, который ставит перед собой человек, решивший самостоятельно заниматься собственным бизнесом: каким конкретно бизнесом предстоит заняться. Ответ на этот вопрос непрост и зависит от целого ряда обстоятельств. Поэтому однозначно ответить каждому, какой бизнес был бы для него наиболее приемлем, просто невозможно. На этот вопрос должен ответить, прежде всего, сам будущий предприниматель, ведь именно с этого самостоятельного решения и начинается его свобода выбора своего будущего и, в конечном счете, своей судьбы. Поэтому именно этот этап требует крайней ответственности с Вашей стороны. Нет единого мнения, что является определяющим при выборе своего дела. Для каждого доминирует свой мотив.
  В принципе, существует лишь две альтернативы, а именно: придумать что-то самому или реализовать чью-то идею. Второе происходит гораздо чаще. Можно твердо утверждать, что практически любое успешное предприятие является продуктом уже известной концепции.
  У всех людей и организаций есть свои потребности, которые они удовлетворяют по-разному. Если вы в состоянии предложить способ лучшего или более полного их удовлетворения, то у вас почти наверняка появляется шанс. Идеи генерируются на базе двух подходов:
  * "Я умею это делать (скажем, плотничать), поэтому открою свое
 дело, и буду продавать результаты своего труда"
 Или:
  * "Что нужно людям, и не могу ли я это им предложить?"
  Теоретически, оба подхода могут воплотиться в реальный бизнес, однако, и вы, наверное, с этим согласитесь, второй вариант более привлекательный, так как в нем просматривается попытка решить проблему потребителя, а не производителя. Тот же плотник, например, узнав, что есть потребность в установке дверей повышенной прочности в частных квартирах, может организовать такое производство.
 
  Будущий миллионер не работает. Он думает и ПРИДУМЫВАЕТ!
  Ю.Мороз
  Определяя сферу своей будущей деятельности, полезно задать самому себе некоторые вопросы. Вот лишь некоторые из них:
 1. Чего я хочу добиться в жизни - материального благополучия, профессионального мастерства, высокого социального положения, получить максимум удовлетворения от любимого дела?
 2. Будет ли мое образование, мои знания способствовать деятельности в выбранной сфере?
 3. Что, по мнению других, Вы умеете делать особенно хорошо?
 4. Сколько у Вас есть времени на занятие бизнесом?
 5. Есть ли у Вас какие-нибудь увлечения, представляющие интерес на рынке?
 6. Как Вы любите проводить свое время?
 7. Что я умею и люблю делать больше всего?
 8. Какими техническими способностями и умениями Вы обладаете?
 9. Как относится ко мне мое окружение? Поддерживают ли мою инициативу близкие люди?
 10. Какими финансовыми и другими средствами я располагаю?
  Выбирая сферу будущей деятельности важно выбрать подходящий именно Вам бизнес. Предпринимательство имеет свойство затягивать человека, вытесняя развлечения и личную жизнь, поэтому постарайтесь найти такую деятельность, которой Вам будет интересно заниматься.
  Все Ваши сильные стороны должны применяться в выбранном Вами бизнесе, а слабые стороны не влиять на результат. Если у Вас хороший художественный вкус, и Вы замечательно рисуете, то Вам не стоит заниматься строительством, т.к. для него очень важным являются организаторские способности, лучше открыть дизайн-салон. Если Вы не коммуникабельны, то Вам не стоит заниматься торговлей, но производству пиломатериала некоммуникабельность мешать не будет. Хотя, конечно, среди бизнесменов часто встречаются и исключения и этого правила.
  Выбор бизнеса по Вашим сильным сторонам имеет и чисто экономическую сторону. Если в бизнесе будут активно использоваться Ваши сильные стороны, то это станет важным преимуществом перед конкурентами, которые этими качествами обладают в меньшей мере.
  У каждого человека есть свои увлечения, но вот не каждый может превратить их в деньги, даже не хочет попробовать. Хорошо подумайте над своим увлечением, подумайте, как Вы можете извлечь из этого пользу. Ваше дело, связанное с Вашим увлечением, что может быть лучше. Вы - сам себе начальник.
  Но, к сожалению, не всегда наличие хобби или увлечения может стать основой своего дела. Хобби может служить перспективным трамплином для делового предприятия в том случае, если Вы к своим творческим или техническим способностям добавите серьезную подготовку в области ведения коммерческой деятельности. Такой опыт Вы можете получить двумя путями:
  * прежде чем открыть собственное дело, поработайте на предприятии, подобном тому, которое Вы собираетесь создать, рассматривая этот первый шаг как ученичество. Выжмите максимум информации о проблемах, возможностях и необходимых технических навыках;
  * начинайте сразу работать с партнером, имеющим достаточный опыт управления. Увлеченный шеф-повар, любитель и опытный и ресторанном бизнесе управляющий могут обнаружить хорошее сочетание навыков для того, чтобы начать свое дело.
 
  Сбыть или не сбыть?! Вот в чем вопрос бизнеса.
  Анатолий Рас
  Теперь немного статистики. На середину 2004 г. в Иркутской области распределение предпринимательства по сферам деятельности представляло собой следующую картину:
  45,2% предприятия торговли
  16,7% предприятия сферы промышленности
  12,8% малые строительные предприятия
  То есть видно, что большая часть малый предприятий и индивидуальных предпринимателей работают в сфере торговли.
  Однако, как показывает практика, сейчас уже стало достаточно сложно создать преуспевающий бизнес в "традиционных" сферах коммерции - розничной торговле, челночном бизнесе и т.д. Здесь наблюдается укрупнение бизнесов. В качестве игроков на этот рынок заходят крупные национальные и международные торговые сети.
  Поэтому, по возможности, не копируйте чужой бизнес, лучшим вариантом является поиск собственной, уникальной ниши на рынке, иначе вы окажетесь одним из многочисленных бизнесменов на рынке с высочайшей конкуренцией. Созданный же Вами рынок хотя бы первое время будет достаточно свободным. Лучше выбирать вид бизнеса, который недавно зародился, потребители о нем узнали и в данный момент можно прогнозировать большой рост рынка. На растущем рынке всем места хватает и конкуренция не высока. Осмотритесь вокруг себя: каких услуг или товаров не хватает Вам лично? А будет ли этот товар или услуга востребован другими покупателями?
  Потенциально успешной может считаться бизнес-идея, основанная на объективных возможностях экономической ситуации конкретного муниципального образования. Особенности состояния рынка делают более прибыльным и растущим отдельные виды бизнеса, например, большой спрос на новые квартиры и высокие темпы строительства нового жилья объективно расширяют рынок бытовой техники (холодильников, стиральных машин и пр.) и мебели, т.к. переезд в новую квартиру обычно сопровождается покупкой новой мебели и бытовой техники. В то же время сокращение рождаемости уменьшает спрос на образовательные услуги для детей и увеличивает конкуренцию на этом рынке.
  Проведите небольшое исследование выбранного рынка для оценки объемов продаж, предпочтений покупателей. Провести такое исследование можно или самостоятельно, в виде анкетирования, свободных бесед или наблюдения за потенциальными клиентами и конкурентами или заказать его в специализированной компании.
 
  Распространенной ошибкой является и то, что начинающий предприниматель ориентируется в своей деятельности на самый широкий круг потребителей. Такой подход могут себе позволить только крупные фирмы, обладающие большим финансовым запасом, да и то обычно подобная стратегия не заканчивается успехом. Попытка угодить всем чаще всего приводит к тому, что компания, скорее всего, будет слабой во многих областях, чем сильной в одной. Более мудрый подход состоит в сужении сферы деятельности фирмы, определении своего сектора рынка и направлении необходимых ресурсов (товаров, средств рекламы, персонала и т. д.) на то, чтобы занять в нем важное место.
  Теперь необходимо описать какую рыночную нишу заполнит Ваш бизнес.
 1. Имеется ли у вашей идеи какая-либо отличительная "изюминка", отличающая Вас от множества других предпринимателей? В чем ее сильные стороны?
 2. Купили ли бы Вы сами этот товар или услугу? А Ваши знакомые?
 3. А кто еще будет покупателем Вашего товара или услуги? Будет ли Ваш бизнес ориентирован на какую-либо узкую группу (пенсионеры, молодежь, проезжающие транзитные водители и т.д.)?
 4. А почему эта идея до сих пор не реализована? В чем ее слабые стороны?
 5. Какова будет конкуренция? В чем будет Ваше преимущество перед уже существующими конкурентами?
 6. Сможете ли Вы предоставить более высокий уровень/качество сервиса?
 
  Идеи - это капиталы, которые приносят
  проценты лишь в руках таланта.
  А. Ривароль
  Не стоит считать, что Вам удастся сделать что-либо лучше конкурентов без особых предпосылок. Вы не сможете сделать цены ниже, если Вы не владеете какой-нибудь уникальной технологией, снижающей затраты.
  Большинство бизнес-идей можно немного модифицировать, чтобы значительно улучшить их перспективность. Например, продажа канцтоваров может показаться не особенно успешным бизнесом, однако, если удастся разместить торговую точку в Вузе или в здании с большим количеством офисов, то оценка перспектив существенно улучшится.
  Совет: потратьте на этот этап достаточное время - Вы сейчас закладываете фундамент бизнеса.
 Идеи для бизнеса в Интернете
  Конечно, сесть и, осмотревшись вокруг, придумать очень интересную бизнес - идею - так практически не бывает. Ведь творчество не подвержено расписанию. Вы можете заниматься посторонним делом, идти по улице, думать о чем-то совершенно отвлеченном, и вдруг в голове рождается Ее Величество Идея. Идея, которая может лечь в основу нового бизнеса.
  Возможна и такая альтернатива - заглянуть на специализированные сайты - биржи идей, которые могут помочь вам не только найти новые интересные мысли, но и познакомившись с авторами идеи вплотную приступись к созданию нового бизнеса.
  Бирж идей в Интернете существует достаточно много. Направленность
 и методика работы с идеями и их авторами у них различна. Некоторые сайты позиционируются исключительно как места для размещения и поиска новых идей - здесь любой человек может разместить идею для широкой публики, пусть даже самую невероятную. В некоторых случаях идеи проходят через предварительный фильтр экспертов, которые отсекают совсем уж невразумительные мысли, а в некоторых случаях дают комментарий к идеям.
  Надо понимать, что в большинстве случаев идеи на сайтах размещены лишь в виде краткого описания, обычно недостаточного для того, чтобы вплотную заняться реализацией бизнеса. В большинстве случаев вам предоставляется возможность, списавшись с автором, приобрести идею, либо участвовать в совместном финансировании бизнеса.
  Итак, далее представлен небольшой обзор специализированных сайтов:
  http://www.respublikaidei.ru - наверное на сегодня один из наиболее профессиональных сайтов в этой сфере. Здесь не только предлагаются бизнес - идеи, прошедшие предварительное рассмотрение экспертами, но и все предлагаемые идеи проверяются на соответствие аннотации полному описанию бизнес-идеи. Также уполномоченный брокер республики ИДЕЙ обеспечивает процесс переговоров и расчетов между продавцом и покупателем бизнес - идей. Среди недостатков сайта можно отметить то, что в основном представлены идеи, требующие значительных капиталовложений.
  http://www.business-idea.ru/ideas/ - бизнес-идеи для малого бизнеса. Достаточно молодой сайт. Количество представленных идей пока не очень велико, однако среди них встречаются достаточно интересные предложения.
  Идеи домашнего бизнеса предлагают своим посетителям создатели

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу