<< Пред. стр. 1 (из 12) След. >>
экономика
Макроэкономика
уфа 2004
Министерство образования Российской Федерации
Уфимский государственный авиационный технический университет
экономика
Макроэкономика
Учебное пособие
уфа 2004
Авторы: И.В. Дегтярева, Г.Р. Фахретдинова, Т.Н. Яковлева, З.Р. Каримова, О.К. Кудряшова, О.Ю. Ханова, Л.З. Фатхуллина, О.С. Богословская, А.Ф. Миянов
УДК 330.101.54 (07)
ББк 65.012.2 (Я7)
Э40
Э40 Экономика. Макроэкономика: Учебное пособие. / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. И.В. Дегтяревой; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2004. – 200 с.
ISBN 5-86911-453-5.
Излагаются теоретические и практические основы современного экономического развития хозяйства: проблемы экономической теории и прикладной экономики, финансовой системы и предпринимательства и некоторые другие.
Предназначено для студентов всех направлений и специальностей УГАТУ.
Табл. 4. Ил. 35. Библиогр.: 20 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Уфимского государственного авиационного технического университета.
Научный редактор д-р экон. наук, проф. И.В. Дегтярева
Рецензенты: кафедра экономической теории УГНТУ,
зав. кафедрой И.А. Хисамутдинов;
кафедра экономической теории и мировой
экономики УГИС, зав кафедрой Н.В. Солодилова
ISBN 5-86911-453-5 ©Уфимский государственный
авиационный технический университет, 2004
содержание
Предисловие………………………………………………………
6
Тема 1. Предмет и методы макроэкономического анализа. Модель совокупного спроса и совокупного предложения ………….....
8
1.1. Предмет и методы макроэкономики……………………............ 8
1.2. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов………………………………………...........................
10
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие…………………………………...........................
15
Вопросы для самопроверки…………………………….............
22
Тема 2. Макроэкономические показатели, пропорции и структурные сдвиги………...................................................................................
23
2.1. Основные понятия системы национальных счетов ................... 24
2.2. ВНП и ВВП, методы расчета…………………………… 25
2.3. Экономический цикл. Причины и фазы цикла………… 29
2.4. Экономический рост. Типы и факторы экономического роста 37
2.5. Содержание категорий «структура производства», «производственные пропорции». Методы оценки структурных сдвигов в экономике...................………………………...............................
42
Вопросы для самопроверки…………………………….............
50
Тема 3. Безработица на рынке труда……………………………............ 51
3.1. Безработица: сущность, причины возникновения. Измерение безработицы……………………………………............................
51
3.2. Виды безработицы. Уровень естественной безработицы…...... 56
3.3. Последствия (издержки) безработицы. Закон Оукена................ 60
3.4. Методы борьбы с безработицей. Взаимосвязь безработицы, инфляции и ВНП…………………………....................................
62
Вопросы для самопроверки……………………………..............
69
Тема 4. Инфляция как многофакторное явление. Антиинфляционное регулирование………………………………….............................
69
4.1. Теории инфляции…..……………………………………............. 70
4.2. Открытая инфляция, ее виды, механизм………………............. 75
4.3. Причины инфляции……………………………………… 78
4.4. Типы инфляции, ее измерение и социально-экономические последствия…………………………….........................................
79
4.5. Антиинфляционная политика государства…………….............. 82
Вопросы для самопроверки……………………………............... 86
Тема 5. Равновесие на товарном рынке. Потребление. Сбережения. Инвестиции……..............................................................................
86
5.1. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения на рынке благ. Позиции классической и кейнсианской теорий
87
5.2. Потребление и сбережения: понятия, взаимосвязь и различия, склонность к потреблению и сбережению, функции потребления и сбережения, факторы, влияющие на динамику их показателей………………..................................................................
89
5.3. Инвестиции: понятие, типы, виды, функции, факторы, определяющие их динамику, роль в экономике……….....................
94
5.4. Равновесие и неравновесие на рынке благ: простая модель макроэкономического равновесия, модель «Крест Кейнса»......
98
5.5. Мультипликаторы автономных расходов, инвестиций. Акселератор. Парадокс бережливости………………….....................
102
Вопросы для самопроверки……………………………..............
107
Тема 6. Деньги и денежный рынок. Равновесие на денежном рынке..... 108
6.1. Сущность и функции денег. Теории денег…………….............. 108
6.2. Типы платежных (денежных) систем………………….............. 115
6.3. Понятие денежного обращения. Измерение денежной массы.. 117
6.4. Денежный рынок. Основные концепции спроса и предложения денег……………………..........................................................
120
Вопросы для самопроверки……………………………..............
130
Тема 7. Современная кредитно-банковская система и денежно-кредитная политика.…………………………………...................
131
7.1. Сущность и назначение кредита, этапы развития, источники формирования и его формы………………...................................
131
7.2. Структура современной кредитной системы…………............... 134
7.3. Роль Центрального банка в современной кредитной системе страны. Функции Центрального банка……………….................
137
7.4. Коммерческие банки и их операции……………………............ 138
7.5. Назначение денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики…………..........................................
146
Вопросы для самопроверки……………………………..............
152
Тема 8. Бюджетная система. Госбюджет. Бюджетно-налоговая политика государства……………………………………....................
153
8.1. Государственный бюджет: сущность, основные статьи, принципы построения ……………………………...............................
153
8.2. Бюджетный дефицит и государственный долг. Принципы и источники покрытия ………………………….............................
158
8.3. Налоги: сущность, виды, функции. Принципы и формы налогообложения (кривая Лаффера) ....…………...............................
160
8.4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства. Понятие налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов ………………..........................................
164
Вопросы для самопроверки …………………………….............
169
Тема 9. Открытая экономика: торговая политика; платежный баланс; валютный курс…………………………………............................
170
9.1. Мировое хозяйство и международная торговля: сущность, структура, динамика …………………………….........................
171
9.2. Внешнеторговая политика ……………………………............... 174
9.3. Платежный баланс ………………………………………............ 178
9.4. Валютный курс ………………………………………….............. 181
Вопросы для самопроверки …………………………….............
184
Тема 10 Особенности переходной экономики России…………............. 185
10.1. Объективная необходимость преобразования командно-административной экономики………………………..................
185
10.2. Переход к рыночным отношениям – условие преодоления кризисных явлений в экономике………………..........................
190
10.3. Обострение экономической ситуации на первых этапах перехода к рынку и меры ее стабилизации……….............................
193
10.4. Полное использование рыночных механизмов – условие устойчивого развития экономики…………………........................
Вопросы для самопроверки……………………………..............
195
198
Список литературы………………………………………............. 199
предисловие
В учебном пособии «Экономика. Макроэкономика» авторы сгруппировали материал, характеризующий закономерности экономического развития общества на макроуровне.
Именно поэтому учебное пособие начинается с определения предмета макроэкономики как относительно молодой отрасли экономической науки и инструментария, с помощью которого она изучает свой предмет. Далее последовательно, в соответствии с внутренней логикой предмета, излагаются основные макроэкономические проблемы: национальный продукт, экономический рост и экономический цикл, занятость (безработица) и инфляция, равновесие на товарном и денежном рынках, макроэкономическая политика государства.
Макроэкономика не только молодая, но и достаточно противоречивая наука, так как по вопросам функционирования народного хозяйства между экономистами существуют некоторые, порой серьезные, разногласия. Поэтому в процессе анализа макроэкономических проблем авторы знакомят читателя с различными подходами основных макроэкономических школ и течений к их решению.
Авторский коллектив поставил перед собой задачу доступным и лаконичным языком изложить тот минимум знаний, который необходим студенту неэкономического вуза, где изучение экономики входит в блок гуманитарно-социально-экономических (ГСЭ) дисциплин, призванных дать представление о социально-экономических процессах. Авторы очень надеются, что такая форма изложения вызовет у студентов потребность в анализе дополнительной монографической, справочной и периодической литературы и будет активизировать интерес к освоению новых тем и продвинутых курсов. Для тех, кто действительно хочет постигнуть современную экономическую теорию, в конце учебного пособия приведен список основной и дополнительной литературы, где можно почерпнуть более углубленные знания.
В основном материал изложен в общетеоретическом плане, без привязки к российской социально-экономической и культурно-исторической специфике. Эти особенности вынесены в последнюю тему учебного пособия, где четко определены составляющие процесса перехода России к рыночной экономике – макроэкономическая стабилизация, приватизация, структурная перестройка.
Всего учебное пособие содержит 10 тем. В начале каждой темы приводятся ключевые понятия, которые в дальнейшем по ходу изучения материала студенту предстоит освоить, а в конце – контрольные вопросы для самопроверки степени усвоения материала.
Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры экономической теории УГАТУ под общей научной редакцией д-ра экон. наук, проф. Дегтяревой И.В. и предназначено, в первую очередь, для студентов неэкономических специальностей высших учебных заведений.
Авторский коллектив:
д-р экон. наук, проф. Дегтярева И.В. – предисловие, темы 1 и 9;
канд. экон. наук, доц. Фахретдинова Г.Р. – тема 2;
ст. препод. Яковлева Т.Н. – темы 3 и 5;
канд. экон. наук, доц. Каримова З.Р. – тема 4;
ст. препод. Кудряшова О.К. – тема 6;
ст. препод. Ханова О.Ю. – темы 6 и 7;
канд. экон. наук, доц. Фатхуллина Л.З. – тема 8;
канд. экон. наук, доц. Богословская О.С. – тема 9;
канд. экон. наук, доц. Миянов А.Ф. – тема 10.
тема 1. предмет и методы макроэкономического
анализа. модель совокупного спроса
и совокупного предложения
Макроэкономика Основные макроэкономические
Агрегирование тождества
Макроэкономические субъекты Модель AD-AS
Агрегированные рынки Эффект процентной ставки
Метод макроэкономического
равновесия Эффект реального богатства
Эффект импортных закупок
Модель кругооборота доходов
и продукта Кейнсианский, промежуточный
и классический участки кривой
Простое воспроизводство совокупного предложения
Расширенное воспроизводство Равновесный объем выпуска
Равновесный уровень цен
1.1. Предмет и методы макроэкономики
Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая функционирование экономики в целом, т.е. такие общеэкономические явления, как инфляция, безработица, экономический рост и взаимодействие с внешним миром.
Макроэкономика – относительно молодая наука, появилась много позже микроэкономики в 30-е годы ХХ века. Ее возникновение связывают с именем английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, теоретические идеи которого были изложены в книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в свет в 1936 г.
Макроэкономика тесно связана с микроэкономикой. С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой функционируют отдельные фирмы, частные домашние хозяйства, отдельные отрасли рынка и другие микроэкономические единицы. С другой – микроэкономические единицы, вместе взятые образуют макроэкономику. Для этого в экономической науке используют метод агрегирования – метод совокупных величин, когда суммируются какие-либо однородные показатели (величины) с целью получения более общих, обобщенных о них представлений.
С макроэкономической точки зрения народное хозяйство состоит из четырех макроэкономических субъектов, критерием выделения которых является та специфическая роль, которую каждый из них выполняет в экономической жизни: это
1) сектор домашних хозяйств, который формирует предложение рабочей силы и спрос на блага, потребляет часть получаемого дохода, а другую его часть сберегает. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность, т.е. добиться максимального потребления при минимуме затрат;
2) предпринимательский сектор – совокупность всех фирм в стране, которые предъявляют спрос на факторы производства, создают предложение благ и производят инвестирование. В своей деятельности предпринимательский сектор, как правило, стремится к максимизации прибыли;
3) государственный сектор, создающий такие специфические блага, как безопасность, наука, услуги инфраструктур. Госсектор, как правило, не преследует цели максимизации прибыли, а создает условия для оптимального функционирования народного хозяйства. При этом как макроэкономический субъект государство производит и закупает блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег;
<< Пред. стр. 1 (из 12) След. >>