<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 7.2. Структура современной кредитной системы
 
 Кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.
 Современная кредитная система имеет двухуровневую структуру: первый уровень представлен Центральным банком (или эмиссионным), второй уровень – коммерческими банками и небанковскими финансово-кредитными институтами.
 Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам. Именно через банки деньги поступают в экономику, позволяя ей функционировать и развиваться. Они являются основными участниками в управлении всей денежной массой, обращающейся в стране.
 Банки, имеющие право выпуска кредитных денег в форме наличных банкнот, называются эмиссионными (центральными) банками.
 Коммерческий банк – это учреждение, осуществляющее кредитование хозяйствующих субъектов и частных лиц, их расчетно-кассовое обслуживание. Коммерческие банки являются основной базой двухуровневой кредитной системы. На них ложится обязанность мобилизации и распределения ссудного капитала, кредитование реального сектора экономики, проведение безналичных денежных расчетов и осуществление посреднических операций.
 Классифицируют банки по следующим признакам:
 - по функциям и характеру деятельности. К таким банкам относят депозитные, сберегательные, инвестиционные, ипотечные, универсальные банки и т.д.;
 - по форме собственности. По данному признаку банки делятся на государственные, муниципальные, частные, смешанные;
 - по способу формирования уставного капитала. Здесь банки делятся на акционерные (открытого и закрытого типов), паевые;
 - по национальной или территориальной принадлежности. Согласно данному признаку классификации выделяют банки национальные, межгосударственные, международные, региональные.
 Небанковские кредитно-финансовые институты – это специализированные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Именно узкая специализация отличает их от коммерческих банков. К ним относят: финансовые компании, занимающиеся коммерческим кредитованием; инвестиционные компании, оказывающие посреднические услуги на фондовых рынках; ин-
 
 
 вестиционные фонды, в том числе паевые инвестиционные фонды – индустрия коллективных инвестиций; негосударственные пенсионные фонды, мобилизующие средства для выплаты пенсий гражданам страны; страховые компании – сфера материального обеспечения при наступлении страхового случая и возмещения ущерба и ряд других небанковских финансово-кредитных институтов.
 Современная кредитная система России прошла трудный путь своего развития и становления. За последние 14 лет кредитная система России претерпела кардинальные изменения. При административно-командной системе управления экономикой она была составной частью государственного аппарата. Это означало, что банковская система была предельно централизована и осуществляла кредитные операции в рамках строго регламентированных направлений использования денежных средств и лимитируемых фондов кредитования. По большей части данная система на тот период времени осуществляла финансирование различных сфер народного хозяйства, нежели их кредитовала. Финансирование происходило строго по отраслям через филиалы единого Госбанка. У Госбанка была разветвленная филиальная структура, обслуживающая различные отрасли. Это было связано с тем, что продолжительное время структура промышленности России была преимущественно ориентирована на обслуживание оборонно-промышленного комплекса. В данную организационную структуру входили промышленные предприятия и научно-исследовательские центры, образующие научно-производственные объединения. Они обладали мощной производственной базой, но поддерживались финансовыми потоками государства. Согласно общегосударственному планированию и правительственным программам, Госбанк осуществлял практически беспроцентное кредитование промышленности и, по сути, занимался воспроизводственным процессом.
 Что касается формирования финансовых ресурсов Госбанка, то оно осуществлялось за счет вкладов населения в сберкассы.
 С появлением частной формы собственности в 1989 году появились первые самостоятельные коммерческие банки, не зависящие от государственных структур. Такие преобразования были вызваны условиями развивающегося рынка. С принятием в декабре 1990 года Законов «О Центральном банке РСФСР (Банка России)» и «О банках и банковской деятельности» российская кредитная система стала двухуровневой.
 Современная российская финансово-кредитная система развивается очень активно. На сегодняшний момент она охватывает 1320 коммерческих банков, 60 фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж, 700 инвестиционных фондов, 1000 страховых компаний и другие небанковские финансово-кредитные институты.
 
 
 7.3. Роль Центрального банка в современной кредитной
  системе страны. Функции Центрального банка
 
 Центральный банк России (ЦБ) был образован 2 декабря 1990 года. Его деятельность строится на основе Федерального Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Деятельность Центрального банка связана с формированием и реализацией денежно-кредитной политики, способствующей развитию и укреплению банковской системы страны, а также стабильности национальной валюты.
 Роль Центрального банка в кредитной системе проявляется в выполнении им следующих функций:
 1. Центральный банк имеет монопольное право на выпуск в обращении кредитных денег в виде банкнот. Эмиссия банкнот осуществляется под правительственные облигации, путем кредитования коммерческих банков и под золотовалютные резервы страны. Центробанк единолично определяет и контролирует наличную денежную массу, которая обращается на данный период в стране. Измерение денежной массы происходит с помощью деления всех классов ликвидных активов на денежных агрегаты.
 2. Центральный банк является банком для коммерческих банков. Центральный банк сосредотачивает на своих текущих (корреспондентских) счетах денежные резервы коммерческих банков, через которые последние проводят расчетные платежи. Центральный банк так же предоставляет коммерческим банкам кредиты, которые называются кредитами рефинансирования, так как Центробанк является последней инстанцией предоставления кредитных ресурсов для коммерческих банков.
 3. Центральный банк регулирует деятельность специализированных кредитных организаций. Регулирование заключается в выработке системы мер, посредством которых Центробанк обеспечивает стабильное функционирование кредитной системы. К таким мерам относятся: установление конкретных правил, инструкций и норм, определяющих способы осуществления банковских операций. Цель данной функции поддержать прочность и надежность банков, а также обеспечивать стабильное функционирование банковской системы в целом.
 4. Центральный банк осуществляет надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Выполнение данной функции предполагает выдачу лицензий на банковскую деятельность, проверку отчетности и контроль законности проведения банковских операций.
 5. Центральный банк разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, или, иначе, монетарную политику. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на регулирование денежной массы, обращающейся в данный момент в стране, т.е. контроль над денежным предложением. Инструментами монетарной политики являются: установление обязательных резервных норм (требований), кредиты рефинансирования, учетные операции, открытые операции с государственными ценными бумагами.
 
 
 7.4. Коммерческие банки и их операции
 
 Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками. Коммерческие банки действуют на основе Закона РФ «О банках и банковской деятельности».
 Коммерческие банки являются самостоятельными коммерческими предприятиями, конечной целью которых является получение прибыли. Соответственно их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Они не подчиняются в административном порядке Центробанку, а лишь выполняют его указания в пределах норм, определяемых законами.
 Коммерческие банки функционируют на основании лицензий, выдаваемых Центральным банком России. Эти лицензии имеют универсальный характер и дают право на осуществление ряда банковских операций (например, на осуществление кредитной, инвестиционной, посреднической, ипотечной и прочей коммерческой деятельности). Это принципиально отличается от практики лицензирования в зарубежных странах, где лицензии определяют специализацию банка по видам деятельности.
 Коммерческие банки опираются на следующие принципы деятельности:
 1. Коммерческие банки должны работать в лимитах реально имеющихся ресурсов. Они должны обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными возможностями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике собранных им ресурсов. Это относится к срокам привлечения ресурсов, а затем их размещения. Если банк будет привлекать средства на короткие сроки, а инвестировать их в долгосрочные операции, то его ликвидность окажется под угрозой.
 2. Коммерческие банки обладают экономической самостоятельностью. Данный принцип деятельности коммерческого банка предполагает свободное распоряжение ресурсами банка, свободу выбора клиентов банка, свободное распоряжение доходами банка.
 3. Взаимоотношение коммерческого банка со своими клиентами носит коммерческий характер. Этот принцип реализуется, когда банк предоставляет ссуды и величина ссудного процента определяется им на основе рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
 Коммерческие банки выполняют ряд функций, к которым относят:
 - посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятия и частных лиц. Особенность этой функции состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования и последующая капитализация. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве между всеми экономическими субъектами рынка;
 - стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, мобилизуют тем самым имеющиеся в хозяйстве сбережения через формирование эффективных стимулов к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе эффективной процентной политики по сберегательным вкладам клиентов коммерческих банков;
 - посредничество в платежах. Коммерческие банки выступают посредниками в платежах между отдельными хозяйствующими субъектами, т.е. обслуживают безналичный оборот;
 - посредничество на финансовых рынках. Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника, инвестиционного консультанта, дилера и инвестиционных компаний.
 Деятельность коммерческих банков складывается из пассивных и активных операций.
 Пассивные операции – это действия коммерческого банка по формированию ресурсов. Основными источниками формирования денежных ресурсов банка являются собственные, эмиссионные и привлеченные средства.
 К собственным средствам относят фонды денежных средств, образованные в процессе создания или учреждения банка, уставной капитал (акционерный капитал), полученный в процессе коммерческой деятельности (прибыль), резервный капитал (денежный фонд, сформированный за счет текущей прибыли на цели покрытия непредвиденных убытков).
 Эмиссионными средствами банка являются облигационные займы и выпуск банковских векселей.
 К привлеченным средствам относят межбанковские кредиты и средства, сформированные в процессе осуществления банком депозитных операций.
 Межбанковские операции – это источник пополнения привлеченных ресурсов банка через ссуды на межбанковском рынке, т.е. взаимного кредитования банковских учреждений.
 Депозиты – это сумма денег, которую клиент банка вносит на хранение и может использовать для расчетов или изъятия наличными. Депозитные операции делят на: срочные и бессрочные.
 Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей (наличными средствами, с помощью пластиковых карточек и других
 
 платежных документов). По бессрочным счетам банки выплачивают крайне низкие проценты, это связано с тем, что банки берут на себя работу по ведению и обслуживанию платежно-кассовых операций клиента, а также с тем, что вклады до востребования не оставляют банкам возможности дальнейшего размещения этих средств и использования в течение длительного времени.
 Различаются обычные депозитные счета до востребования и контокорректные (текущие счета).
 В случае обычного депозитного счета до востребования клиент имеет право пользоваться лишь остатком средств на собственном счете.
 На контокорректном счете может быть минусовый итог, и коммерческий банк в этом случае может выдать ссуду клиенту в форме овердрафта. Овердрафт – это форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется путем списания банком средств по счету клиента сверх остатков на его счете. В результате такой операции образуется отрицательный баланс (дебетовое сальдо) – задолженность клиента банку. Банк и клиент заключают между собой соглашение, в котором устанавливается максимальная сумма овердрафта, условия предоставления кредита, порядок погашения и размер процента за кредит.
 Другой вид депозитных операций – срочные депозиты, т.е. с определенными сроками погашения. На срочных счетах концентрируются средства целевого назначения с целью накопления и дальнейшего использования их в хозяйственной и коммерческой деятельности. По этим вкладам коммерческие банки выплачивают более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку являются формой аккумуляции долгосрочных накоплений банка. Они являются основой осуществления активных операций, поэтому банки заинтересованы в срочных вкладах.
 Одним из видов срочных вкладов являются депозитные сертификаты, рассчитанные на точно зафиксированное время привлечения средств. Депозитный сертификат – это свидетельство о депонировании в банке определенной достаточно крупной суммы денег, в котором указывается срок его обязательного обратного выкупа банком и размер выплачиваемой при этом определенной надбавки.
  К пассивным операциям относят различные сберегательные вклады. Вклад – денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке в целях хранения, получения дохода и осуществления расчетов. Сберегательные вклады служат для накопления средств физических лиц, о чем клиенту банка выдается свидетельство в виде сберегательной книжки.
 Активные операции – это операции банка по размещению привлеченных ресурсов с целью дальнейшей их капитализации и получения прибыли.
 Активные операции коммерческих банков можно условно разделить на четыре большие группы:
 - первая группа – ссудные операции;
 - вторая группа – учетные операции;
 - третья группа – инвестиционные операции;
 - четвертая группа – посреднические операции.
 Рассмотрим эти операции более подробно. Ссудные операции являются главными активными операциями коммерческих банков, которые осуществляются в форме банковского кредитования. Их можно классифицировать по следующим признакам:
 1. По срокам погашения ссуды:
 - онкольные ссуды, подлежащие возврату после поступления официального уведомления от кредитора;
  - краткосрочные ссуды, предоставляемые заемщику на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств. В российской практике срок ссуды колеблется в пределах от 1 до 6 месяцев;
  - среднесрочные ссуды, предоставляемые на срок до 2 лет на цели производственного и коммерческого характера;
  - долгосрочные ссуды, используются для финансирования инвестиционных проектов, обслуживания движения основных фондов хозяйствующих субъектов, покупки имущества и осуществления капитальных вложений. Данный вид ссуды имеет продолжительный срок реализации и требует больших объемов передаваемых кредитных средств. Долгосрочные ссуды предоставляются часто на срок от 3 до 10 лет.
 2. По способу погашения ссуды:
 - ссуды, погашаемые единовременным взносом;
 - ссуды, погашаемые равными долями в течение всего срока действия кредитного договора.
 3. По способу взимания ссудного процента:
 - ссуды, процент по которым выплачивается в момент ее общего погашения;
 - ссуды, процент по которым выплачивается равномерными взносами в течение всего срока кредитного договора;
 - ссуды, процент по которым удерживается кредитором в момент непосредственной передачи ее заемщику.
 4. По наличию обеспечения:
 - доверительные ссуды, единственной формой обеспечения которых является кредитный договор;
 - обеспеченные ссуды, когда в роли обеспечения выступают имущество или ликвидные финансовые активы, принадлежащие заемщику на правах собственности;
 - ссуды под финансовые гарантии третьих лиц, где возвратность кредита достигается за счет оформления обязательства со стороны гаранта возместить ссуду кредитору в случае несостоятельности заемщика или нарушения им условий кредитного договора.
 5. По целевому назначению:
 - ссуды общего характера, используемые заемщиком по своему усмотрению;
 - целевые ссуды, предполагающие необходимость использовать кредитные ресурсы исключительно в целях, указанных в кредитном договоре и бизнес-плане, который необходим при данной форме кредитования.
 По категории потенциальных заемщиков:
 - вексельные ссуды – это ссуды, обеспеченные векселем;
 - подтоварные ссуды – это ссуды, выдаваемые под залог товаров и товарных документов;
 - ипотечные ссуды, обеспечением которых являются юридические права на недвижимое имущество;
 - межбанковские ссуды – это взаимные ссуды кредитных организаций;
 - лизинговые ссуды – это ссуды, предоставляемые на покупку основных фондов, а затем передаваемые на правах аренды в долгосрочное пользование за определенную арендную плату.
 Учетные операции – операции по учету векселей и других облигационных займов.
 Напомним, что вексель – долговое обязательство должника уплатить обозначенную в векселе сумму в заранее оговоренный срок. Более подробная характеристика векселя была представлена в теме 6.
 Операция учета (дисконтирования) векселей или иных облигационных займов означает покупку обязательств коммерческим банком до истечения срока погашения указанных ценных бумаг. За эту услугу коммерческий банк взимает с клиента определенный процент (комиссию), который называется учетным процентом (дисконтом). Дисконт равен разнице между суммой, обозначенной на ценной бумаге (номинальная стоимость), и суммой, выплачиваемой держателю данной бумаги ранее срока оплаты.
 Формула учета (дисконтирования) векселя и облигаций:
  ,
 где Н1 – выплачиваемая в будущем сумма по векселю или по др. обязательствам; Н – номинальная стоимость векселя или облигации; f – относительная длина периода до погашения векселя или облигации; d(t) – учетная (дисконтная) ставка.
 Инвестиционными операциями коммерческого банка является размещение имеющихся в распоряжении банка ресурсов в различного рода ценные бумаги: в корпоративные акции, облигации, в том числе в государственные облигационные займы, в векселя, в производные ценные бумаги.
 Акция – эмиссионная долевая ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть его имущества. Акции могут быть двух видов: обыкновенные и привилегированные. По обыкновенным акциям выплачиваются дивиденды, которые зависят от колебания прибыли, остающейся после уплаты дивидендов по привилегированным акциям акционерного общества. Обыкновенные акции обладают правом голоса. По привилегированным акциям их владелец получает твердо фиксированный дивиденд независимо от колебания прибыли.
 Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента в установленный ею срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой
 
 стоимости. Таким образом, облигация есть долговое обязательство эмитента перед инвестором. Облигации могут быть выпущены как предприятиями, так и государственными органами (федеральными или местными). Государственные облигации принято считать самыми ликвидными ценными бумагами, так как они обеспечены государственным имуществом.
 Помимо долговых (облигаций) и долевых (акций) ценных бумаг существуют специфические финансовые инструменты рынка ценных бумаг, называемые производными финансовыми инструментами. Производные финансовые инструменты– это документ, определяющий право на покупку или передачу в будущем ценных бумаг. К ним относят финансовые фьючерсы, опционы, варранты.
 Сформированный портфель финансовых активов должен обеспечивать банку соответствующую макроэкономической тенденции доходность, уровень прибыльности, диверсификацию активов и ликвидность. Доход по инвестиционному портфелю формируется в ходе совершения банком спекулятивных операций с ценными бумагами за счет получения разницы в ценах. В частности, банк ориентируется на краткосрочные колебания цен так, чтобы максимально увеличить разницу между ценой покупки и продажи финансовых активов. Кроме того, по инвестиционному портфелю банки получают процентные выплаты в виде купонов по облигациям, дивидендов по акциям.
 Диверсификация вложений финансовых активов предполагает оптимальное и эффективное сочетание различных видов ценных бумаг с целью снижения риска. Поскольку все финансовые активы различаются по уровню доходности и риска, их возможные сочетания в портфеле устраняют негативные последствия.
 И, наконец, к четвертой группе активных операций коммерческого банка можно отнести операции факторинга и форфейтинга.
 Коммерческие банки стали использовать такую форму кредита, как факторинг. Это не традиционный вид банковских услуг и связан он с тем, что банк покупает «дебиторские задолженности» предприятий за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому предприятие продало товар или оказало услуги.
 Факторинг – это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческой операции по доверенности. Существует два вида факторинга: конвенционный (открытый) и конфиденциальный
 
 (скрытый). При конвенционном факторинге поставщик указывает на своих счетах, что требование продано банку. При конфиденциальном факторинге никто из контрагентов не осведомлен о кредитовании его продаж банком. Поэтому стоимость конфиденциальных операций факторинга выше, чем конвенционных, и значительно дороже других банковских кредитов. Конфиденциальный факторинг, в свою очередь, бывает с правом регресса, т.е. с правом обратного требования платежа с поставщика, или без права регресса.
 Использование факторинга позволяет ускорить получение платежей поставщиком, снижает его расходы и улучшает финансовые показатели. Одновременно данный вид операции сопровождается кредитным риском для банков, который, в свою очередь, требует от участников сделки наличия страхования.
 Форфейтинг – это одна из разновидностей долгосрочного факторинга, связанная с продажей банку долгов и соответственно переходом риска неплатежа по долговому документу на банк, взыскание которых наступит через 1-5 лет.
 
 
 7.5. Назначение денежно-кредитной политики.
  Инструменты денежно-кредитной политики
 
 Для устойчивой и стабильной денежно-кредитной системы необходим гибкий механизм денежно-кредитного регулирования экономики. С этой целью проводят денежно-кредитную политику, представляющую собой совокупность мероприятий, осуществляемых Центральным банком и направленных на регулирование денежной массы, обращающейся в данный момент в стране. Поскольку денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности коммерческих банков, регулирование ее структуры Центральный банк осуществляет посредством контроля и управления операциями финансово-кредитных институтов второго уровня.
 Денежно-кредитная политика, направленная на расширение денежной массы, кредитных отношений и стимулирование денежно-кредитной эмиссии, называется кредитной экспансией. Если денежно-кредитная политика направлена на снижение деловой активности в периоды экономического подъема или сдерживание инфляционных процессов и соответственно на ограничение денежно-кредитной эмиссии, то она называется кредитной рестрикцией.
 Инструментами денежно-кредитной политики являются:
 - установление обязательных резервных норм (требований);
 - кредиты рефинансирования;
 - учетные операции;
 - операции с государственными ценными бумагами.
 Охарактеризуем каждый инструмент денежно-кредитной политики в отдельности, выявим их особенности и степень эффективности воздействия на макроэкономическое регулирование.
 Установление минимальных резервных норм (требований).
 Минимальные резервные нормы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочные, бессрочные депозиты), их величины.
 
 Резервные нормы размещаются на бессрочном вкладе Центробанка. Формирование обязательных резервов преследует несколько целей.
 Во-первых, обязательные резервные нормы гарантируют минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, т.е. для покрытия текущих расходов банка и снижения степени риска неуплаты по обязательствам.
 Во-вторых, обязательные резервные нормы формируют базу денежных фондов, используемых в операциях рефинансирования и проведения аукционных открытых операций с государственными бумагами.
 В-третьих, обязательные резервные нормы используются как важный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ. Результатом повышения нормы обязательных резервов является сокращение количества свободных денежных ресурсов, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых ими в активных операциях. Данные действия приводят к сужению кредитных возможностей рынка, а цена ссудного капитала повышается для всех экономических субъектов. Этот механизм государственного регулирования часто ис-
 
 пользуется для сдерживания инфляции - проведения политики кредитной рестрикции, и, наоборот, проводя политику кредитной экспансии, Центральный банк будет снижать нормы обязательных резервов.
 Влияние изучаемого инструмента денежно-кредитной политики на макроэкономическое равновесие описывается эффектом депозитного (банковского) мультипликатора. Депозитный (банковский) мультипликатор позволяет определить прирост денежной массы или иначе, созданных банками новых денег. Чем шире сфера депозитных услуг, тем меньше привлеченных денежных средств будет оседать на счетах в качестве банковских резервов. Основную сумму депозитных денег банки будут направлять на кредитные операции. Таким образом, коммерческие банки, осуществляя активные операции, создают новые деньги. При возвращении кредитов новые деньги «уничтожаются» и денежная масса снова сокращается.
 Более подробно процесс создание новых денег банками проиллюстрируем на следующем примере.
 Допустим, в коммерческом банке сумма депозитов составляет 100 ден. ед. Часть полученной суммы банк обязан хранить в резервном фонде, минимальный предел которого устанавливается Центральным банком с помощью инструмента обязательных резервных требований. Допустим, норма обязательных резервов составляет 10 %, что будет означать для коммерческого банка сокращение его капитала до 90 ден. ед. Эти оставшиеся денежные средства банк направит в кредитные операции. Процесс создания новых денег не ограничивается одним банком. Клиент, получивший деньги в одном банке, может разместить их в другом коммерческом банке. Дополнительный прирост банковских вкладов, другого коммерческого банка, составит 90 ден. ед., из которых 9 ден. ед. останутся в форме банковских резервов, а 81 ден. ед. будет предоставлена клиентам в виде кредитов. Таким образом, процесс создания новых денег будет продолжаться на последующих этапах увеличения депозитов в системе банков, но до определенного предела.
 Величину прироста денежной массы можно определить с помощью формулы
 
 где ?М - прирост денежной массы; md - коэффициент депозитного (банковского) мультипликатора; ?D - прирост депозитов.
 Коэффициент депозитного (банковского) мультипликатора определяется формулой
  или ,
 где rr – норма обязательных резервных требований.
 Коэффициент депозитного (банковского) мультипликатора показывает, во сколько раз коммерческие банки увеличивают размер денежной массы в обращении.
 В нашем примере при уровне резервной нормы, равной 10 %, и первоначальной сумме депозита 100 ден. ед. прирост денежной массы вследствие действия эффекта мультипликационного расширения составит величину, равную 1000 ден. ед.
 Следует отметить, что эффект депозитного мультипликатора увеличивает денежную массу, но не ведет к росту национального богатства, поскольку «созданные» деньги являются долговыми обязательствами.
 Данный инструмент денежно-кредитной политики предполагает достижение более тесной связи между эмиссией денег и потребностью в них.
  Кредиты рефинансирования
 Центральный банк предоставляет кредитные ресурсы коммерческим банкам, осуществляя тем самым операции рефинансирования. В свою очередь, коммерческие банки также кредитуют уже хозяйствующие субъекты и население с целью получения прибыли в виде ссудных процентов. Таким образом, чем выше будет ставка рефинансирования для коммерческих банков, тем дороже будут кредитные ресурсы для субъектов рынка и наоборот. Применяя данный инструмент денежно-кредитной политики, увеличивая или уменьшая ставку рефинансирования, Центральный банк имеет в распоряжении гибкий механизм регулирования предложения денег, а также косвенно воздействует на ссудные ставки коммерческих банков.
 Кредиты рефинансирования дают коммерческим банкам возможность минимизировать запасы своих ликвидных активов, которые можно позаимствовать у Центробанка. Различают учетные и ломбардные кредиты рефинансирования.
 Учетные (дисконтные) кредиты – ссуды, предоставляемые ЦБ банковским организациям под учет векселей, т.е. выдаваемые ЦБ посредством покупки у банков векселей до истечения срока обращения.
 Ломбардные кредиты – предоставляемые ЦБ кредитным организациям процентные ссуды под залог государственных бумаг.
  Учетные операции
 Учетная операция Центрального банка – это действия Центробанка по покупке высоколиквидных ценных бумаг раньше срока их погашения у коммерческих банков. Таким образом, официальная учетная ставка Центрального банка – это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков государственных облигаций, векселей с удержанием в свою пользу определенного процента. Назначая величину учетной ставки, Центральный банк определяет низшую планку учетной ставки коммерческих банков. Величина учетной ставки напрямую влияет на ставку рефинансирования. Чем выше уровень учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ и наоборот.
  Проведение операций на открытом рынке
 Данные операции предполагают аукционную куплю – продажу государственных ценных бумаг. При покупке ценных бумаг Центробанком на открытом рынке увеличивается объем ресурсов коммерческих банков, и, наоборот, при продаже ценных бумаг денежная масса будет уменьшаться. Как следствие, данные действия в конечном итоге влияют на величину стоимости кредитных ресурсов в банковской системе в целом.
 Механизм использования данной операции заключается в следующем. В период кредитной экспансии и острой нехватки ликвидных средств Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков. Соответствующие суммы поступают на их резервные счета, повышая величину минимальных резервов. Как следствие, увеличиваются ресурсы коммерческих банков, появляются новые возможности расширения активных операций, смягчаются условия получения ссудного капитала для предпринимателей и населения, оживляется деловая конъюнктура.
 В период высокой деловой активности Центральный банк «навязывает» коммерческим банкам покупку ценных бумаг, соответственно сумма зарезервированных ими средств уменьшается, а также сокращается ресурсная база кредитных организаций. Таким образом, регулируя спрос и предложение ценных бумаг на рынке, Центробанк влияет на совокупный объем денежной массы. Операции на открытом рынке оказывают быстрое корректирующее воздействие, так как инициируется частая периодичность их проведения.
 Операции на открытом рынке могут быть прямыми и обратными. Прямые операции представляют собой обычную покупку-продажу и предполагают полный расчет в течение дня совершения сделки (сделка «спот»). Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу, определяемому на основе аукционных торгов (сделки «своп»). Процентные платежи, причитающиеся по данным бумагам в период нахождения их в распоряжении Центрального банка, будут принадлежать кредитным организациям. Эта операция осуществляется путем заключения соглашения между Банком России и кредитной организацией об обратной покупке-продаже государственных бумаг. Это удобный и активный инструмент, применяемый коммерческими банками для управления ликвидностью.
 Операции на открытом рынке являются наиболее популярным и современным методом регулирования денежно-кредитной политики. Сегодня в денежно-кредитной политике наблюдается тенденция сокращения резервных требований и снижения объема кредитных операций, что компенсируется усилением роли операций на открытом рынке. Они характеризуются большей гибкостью, многообразием финансовых инструментов и прозрачностью посылаемых рынку сигналов относительно направления денежной политики. Обратные операции еще являются методом более мягкого воздействия на денежный рынок.
 Итак, в зависимости от экономической ситуации Центральный банк, используя название инструмента, проводит политику «дешевых» и «дорогих» денег. Дж. Кейнс считал, что для борьбы с растущей безработицей и спадом производства необходимо проводить политику «дешевых» денег. Таким образом, политика «дешевых» денег включает следующие меры:
 1) понижение величины обязательных резервных норм;
 понижение ставки по кредитам рефинансирования;
 повышение учетной ставки;
 покупка государственных бумаг на открытом рынке.
 Конечным итогом действий Центрального банка будет создание благоприятных условий роста инвестиций.
 Политика «дорогих» денег, по мнению Дж. Кейнса, должна проводиться в случае усиливающегося роста инфляции, для чего применяют следующие действия:
 1) повышение величины обязательных резервных норм;
 повышение ставки по кредитам рефинансирования;
 понижение учетной ставки;
 продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке.
 Данные действия ограничивают рост предложения денег, а кредитные ресурсы коммерческих банков становятся дорогими.
 Концептуальные основы денежно-кредитной политики в данном ее виде получили широкое распространение в странах с рыночной экономикой, особенно монетарные принципы распространены в Евросоюзе. Это свидетельствует об ее эффективности и способности решать экономические проблемы.
 
 
 вопросы для самопроверки
 
 В чем сущность кредита? Какие формы кредита Вы знаете?
 Какова современная структура кредитной системы? Дайте понятие кредитной системы.
 Какие функции выполняют банки, а также небанковские финансово-кредитные организации?
 Охарактеризуйте роль Центрального банка и назовите выполняемые им функции.
 Из каких операций складывается деятельность коммерческих банков?
 Какие виды пассивных и активных операций коммерческих банков Вы знаете?
 Что такое депозит и депозитные операции банков?
 Как осуществляется денежно-кредитное регулирование?
 Что такое депозитный мультипликатор? Каков его экономический смысл?
  Какой экономический эффект дают политика «дорогих» и политика «дешевых» денег?
 
 
 
 
 
 
 Тема 8. Бюджетная система. Госбюджет.
  бюджетно-налоговая политика
  государства
 
 
 Бюджет Налоги
 Бюджетная система Прямые налоги
 Принципы построения Косвенные налоги
 бюджетной системы Объект налогообложения
 Государственный бюджет Налоговая ставка
 Доходы бюджета Принципы налогообложения
 Налоговые доходы Фискальная функция налогов
 Неналоговые доходы Налогово-бюджетная политика
 Расходы бюджета Кривая Лаффера
 Капитальные расходы бюджета Дискреционная налогово-
 Текущие расходы бюджета бюджетная политика
 Бюджетный дефицит Автоматическая налогово-
 Циклический дефицит бюджетная политика
 Структурный дефицит Автоматические стабилизаторы
 Государственный долг Чистые налоги
 Внешний долг Налоговый мультипликатор
 Внутренний долг Мультипликатор
  сбалансированного бюджета
 
 
 8.1. Государственный бюджет: сущность,
  основные статьи, принципы построения
 
 Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм. Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости в стране.
 Бюджет – это подробное описание доходов и расходов (финансовых планов) отдельных людей, компаний или правительства. Структура бюджета страны зависит от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет два уровня – государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством, как это имеет место в России, выделяется промежуточное звено – бюджет субъектов Федерации. В совокупности бюджеты всех уровней, а также государственные бюджетные фонды составляют бюджетную систему.
 Бюджетная система строится на принципах единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему.
 Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов.
 Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.
 Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного состояния доходов и расходов государства.
 Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения о ходе исполнения бюджета по месяцам, кварталам и т.д.
 В соответствии с законодательством принцип самостоятельности обеспечивается для каждого органа власти наличием собственных источников доходов и правом определять объемы и направления их использования в соответствии с выполняемыми функциями. При этом важно, чтобы было соответствие доходов финансируемым расходам и была стабильность поступления денежных средств в бюджет; чтобы не было возможности изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельца; также важно обязательное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обусловленных решениями вышестоящих структур, принятыми после утверждения бюджета.
 Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
 Государственный бюджет - инструмент регулирования экономики. Он выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве.
 Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетных фондов. Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение национального дохода, огосударствление значительной части вновь созданной в стране стоимости. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны.
 Доходы госбюджета делятся:
 - по источникам образования на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;
 - по методам взимания – на налоговые и неналоговые доходы;
 - по видам налогов – на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.
 Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.
 Неналоговые доходы – это доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти; часть прибыли государственных предприятий; доходы от внешнеэкономической деятельности государства.
 Налоговые платежи состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; государственных займов, а также поступлений во внебюджетные (целевые) фонды. Так, например, к налоговым доходам федерального бюджета РФ относятся:
 1. Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
 2. Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи.
 3. Государственные пошлины, установленные законодательством Российской Федерации.
 Расходы бюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории – бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Поясним это на примере Федерального бюджета РФ.
 Согласно Федеральному закону № 115 ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.96 г. все расходы федерального бюджета располагаются по единой бюджетной классификации, которая применяется при составлении проектов и исполнении бюджетов всех уровней и обеспечивает сопоставимость их показателей. В нем указана экономическая и функциональная классификация расходов бюджета.
 Расходы федерального бюджета РФ классифицируются по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы. Функциональная классификация расходов федерального бюджета РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций.
 Расходы федерального бюджета по функциональному назначению в соответствии с первоочередными функциями государства (экономической, социальной, управленческой, военной) делятся на:
 - расходы экономического назначения (финансирование народного хозяйства);
 - расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения);
 - расходы на управление – финансирование органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной;
 - расходы на обслуживание государственного долга;
 - военные расходы.
 Расходы государственного бюджета показывают направление и цели бюджетных ассигнований. В связи с этим выделяют капитальные и текущие расходы бюджета.
 Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы включают статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ. В составе капитальных расходов федерального бюджета может быть сформирован бюджет развития.
 Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также некоторые другие расходы бюджета.
 
 8.2. Бюджетный дефицит и государственный долг.
  Принципы и источники покрытия
 
 Наблюдения за экономикой многих стран показывают, что на протяжении более столетия происходит рост национального дохода и производства. В то же время почти во всех странах наблюдается тенденция к еще более быстрому росту государственных расходов. Для каждого критического периода – каждой войны, каждой депрессии – характерно расширение деятельности государства. Но критические периоды проходят, а расходы не возвращаются к прежнему уровню.
 Полностью сбалансированный государственный бюджет, т. е. бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением. Еще Дж. М. Кейнс в целях стимулирования экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3 % ВНП.
 Бюджетный дефицит – это превышение размера расходов над величиной бюджетных поступлений, т.е. это разница между государственными доходами и расходами.
 Бюджетный дефицит делится на циклическую и структурную составляющие. Циклическая составляющая отражает изменения, вызванные фазой экономического цикла – изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).
 Циклический дефицит порожден экономической нестабильностью и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если это результат здравой государственной политики по стабилизации экономики, может существенно помочь не допустить резких колебаний экономической конъюнктуры.
 Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Последствия эмиссии денег общеизвестны. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены – заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в большинстве стран предусмотрена конституционно закрепленная независимость национального банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву.
 Выпуск государственных займов при определенных условиях также оказывает негативное воздействие на экономику страны – имеет место так называемый «эффект вытеснения частных инвестиций». Каким образом это происходит? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги относительно их предложения ростом процентной ставки. Но этот рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако эффект вытеснения становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобные действия в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будут стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции. Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг.
 Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
 В современной экономической науке существуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы. С традиционной точки зрения, влияние бюджетного дефицита аналогично воздействию экспансионистской бюджетно-налоговой политики на реальный объем производства, уровень цен, процентную ставку и инвестиции как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
 Следствием бюджетного дефицита в краткосрочном периоде будут:
 1) рост цен;
 2) рост реального объема производства;
 3) «эффект вытеснения» частных налоговых инвестиций;
  в долгосрочном периоде:
 1) повышение уровня цен;
 2) усиление «эффекта вытеснения»;
 3) возвращение реального объема производства к естественному уровню.
 Другая точка зрения, соответствующая «рикардианской школе», состоит в том, что отрицается влияние бюджетного дефицита и государственного долга на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д. «Нейтральность» бюджетного дефицита и государственного долга следует из того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может не повлиять на рост расходов потребителей. Это соответствует теории поведения потребителей, с позиций которой потребитель при выборе линии поведения учитывает не только текущий, но и будущий интерес, т.е. будущий доход.
 
 
 8.3. Налоги: сущность, виды, функции. Принципы
  и формы налогообложения (кривая Лаффера)
 
 Налоги – это обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с юриди­ческих и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения
 
 или оперативного управления денежных средств в целях финансового обес­печения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий со­бой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интере­сах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, вклю­чая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
 Основными категориями в налоговом законодательстве являются поня­тия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогооб­ложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестои­мость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.
 По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта нало­гообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный на­лог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно мо­лод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на при­быль, налог на наследство и дарение, налог на имущество.
 Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным по­требителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную сто­имость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополни­тельно начисляемый на определенные виды товаров - алкоголь, табак, де­ликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.
 Есть ряд мнений о разумных пропорциях этих налогов. Одно из них заключается в том, что таких пропорций не существует, так как есть мировая практика применения в развитых странах только прямых налогов либо только косвенных. Например, в Западной Европе крупнейший налоговый источник - НДС. Косвенные налоги взимать
 
 легче, но они меньше учитывают финансово-хозяйственное положение налогоплательщика и при своей универсальности представляют тяжелый налоговый пресс, который смягчается в акцизах, взимаемых по дифференцированной ставке. Кроме того, косвенные налоги - это тяжкое бремя для населения.
 Наиболее крупные федеральные налоги в России: НДС; акцизы; налог на прибыль предприятий и организаций; отчисления на производство минерально-сырьевой базы (целевой бюджетный фонд); платежи за пользование природными ресурсами; сбор за пересылку, перевалку грузов и наливку нефти; сбор за отпускаемую электроэнергию производственными предприятиями.
 По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответствен­но, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются.
 Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения на­логового бремени нашли свое отражение в принципах налогообложения.
 По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.
 Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем вла­делец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит ана­лиз предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспеченного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором разные по величине потери дохода обладали бы равной полезностью для их владельцев.

<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу