<< Пред.           стр. 10 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 Связь физического и умственного
  Настолько же важно, как тренировать мозг, тренировать свое тело. Это две составные части одной системы и они влияют друг на друга, поэтому имеет смысл затрачивать время, чтобы держать их обоих в форме. Мозг живет разнообразием и новизной. Пожилые люди становятся дряхлыми, когда перестают упражнять свой мозг. Многие заведения для пенсионеров считаются дверями в могилу из-за рутинной жизни их жителей. Когда изучены повседневные и еженедельные порядки, разнообразие опыта навсегда теряется. Способен тренироваться скорее любопытный ум, а не реагирующий ум.
  Однообразие-это формирование привычек. Оно как бы надевает на мозг смирительную рубашку. Новизна, изменения и разнообразие стимулируют мозг.
  В этой главе мы продолжали разрабатывать тему стилей мышления для увеличения гибкости в поведении. Подчеркивалась необходимость лучше осознавать то, как вы думаете, и исследовать более широкий диапазон стилей мышления для поддержки творчества и новаторства. В следующей главе эта тема будет продолжена в том, что касается группового творчества.
 Глаз мастера делает больше работы, чем обе его руки.
 Бенджамин Франклин
 (1706-90)
 Американский политик, ученый и писатель
 
 ГЛАВА 12
 Групповое творчество
 * Решающий вопрос
 * Источники проблем
 * Техники
 * Представления в виде рисунков
 * Представления в виде моделей
 Восприятие / Взаимоотношения / Недоверие / Территория / Ответственность и полномочия / Планировка работы / Уровни обучения, общения и изменения / Многочисленные точки зрения / Стратегия Уолта Диснея / Стратегия Эйнштейна
 
 Мир, который мы создали с помощью достигнутого нами уровня мышления, создает проблемы, которые мы не можем решить на том же уровне, на котором мы их создали ... Чтобы человечество выжило, нам потребуется совершенно новый образ мышления.
 Альберт Эйнштейн
 (1879-1955)
 Американский физик
 
 В
 ы полностью контролируете выбор своего творческого мыслительного процесса. С группами дело обстоит иначе. Большинству из них нужна как минимум какая-то форма поддержки или структурные рамки и обучение, чтобы помочь им выйти за рамки привычных приемов решения проблем.
  Кружки качества и другие подобные инициативы по усовершенствованию-это формальные структуры, которые помогают людям быть творческими, задействуя "любознательную" реакцию на проблемы. Сегодня в организациях среди форм процесса группового творчества чаще всего используется мозговой штурм, и для многих проблем он вполне эффективен. Все же мозговой штурм-это всего лишь процесс высокого уровня, у которого может быть много вариантов с использованием техник расширения группового пространства и повышения как качества, так и количества идей. В этой главе я познакомлю вас с несколькими техниками, которые можно использовать в совещаниях по принятию решений.
 Решающий вопрос
  Среди многих вопросов, которые могут задаваться во время решения проблем, один вопрос решающий-"какого типа эта проблема?". Этот вопрос переводит вас на более высокий уровень, с которого многое может проясниться.
  Например, на производственной линии проблема-как согласовывать объем производства с прогнозами продаж. Иногда объем производства больше требуемого, а иногда его недостаточно. Руководители производства и продаж много спорят о некачественном общении, о неточных заказах в компьютерную систему и запоздалых изменениях в детали заказов. С ростом компании заказы на продажу выросли, проблемы стали острее и разнообразнее, стресс и разочарование привели к уменьшению мотивации и понизили производительность.
 Слова, которые вы используете для определения проблемы, влияют на ваше решение.
  Слова, которые вы используете для определения проблемы, влияют на ваше решение. Какого типа эта проблема? Ее можно классифицировать как проблему мотивации, недостатка умений, проблему социальных установок, общения, технологического процесса, расписания или любых других вроде бы точно определенных категорий. Вы можете вообразить то количество ресурсов, которое можно потерять, выполняя неподходящее решение неточно определенной проблемы?
  При таком сценарии проблемы вам нужно перейти на другой уровень, задавая дополнительные вопросы. Вам нужно оказаться на уровне разработки технологического процесса,-системного обзора функций продажи и производства,-чтобы заметить неспособность каких-то из подсистем реализовывать цели более высокого, организационного уровня (удовлетворять ожидания клиентов по заказам). Процесс задавания вопросов и диагноза переводит вас на нужный уровень анализа, и часто именно новый взгляд на проблему наводит мышление на нужную цель.
 Источники проблем
  Бывает много разных источников проблем, даже если прослеживать их до наибольшего общего знаменателя. Сначала я познакомлю вас с 12 источниками, которые, как я обнаружил, являются основными причинами многих организационных проблем, а затем предложу вам способы их использования в совещаниях по решению проблем.
 Восприятие
  Такая проблема бывает там, где деятельность управляется по восприятию требуемого, а не в согласии с тем, что действительно нужно. Возможно, из-за плохих линий общения персонал производит то, что, как они воспринимают, нужно потребителям? Или ожидания по производству и поставке обсуждаются открыто?
  Один руководитель унаследовал большой и тактически сложный контракт по обслуживанию компьютеров. При прежнем руководстве этот контракт дошел до очень низких уровней удовлетворения клиентов. Персонал вроде бы напряженно работал, но клиент постоянно выражал озабоченность ужасающими уровнями результатов. Потребовалось шесть месяцев, чтобы превратить этот контракт в один из самых успешных контрактов подразделения по удовлетворенности клиентов и уровню услуг.
  Я спросил руководителя, как он достиг таких изменений. Он ответил:
 "Это был вопрос восприятия рабочей группы, выполняющей контракт. Нас взяли для того, чтобы руководить услугами, а группа воспринимала, что они должны руководствоваться пожеланиями клиента."
  Тогда я спросил, что он сделал, чтобы изменить это восприятие.
 "Я просто объяснил рабочей группе ситуацию. Никто до меня этого не делал. Как только они поняли, что клиент хочет от них принятия роли руководителей, они стали более инициативными, видоизменяя те правила и процедуры, которые мешали повышать результативность. Мы устроили собрания клиентов для обсуждения проблем организации услуг, вместо того чтобы обосновывать плохие результаты в прошлом, которые стали нормой."
  Группа должна руководствоваться в своей деятельности реальными ожиданиями потребителя, а не восприятием. Деятельность, в которой руководствуются только восприятием-напрасная трата ресурсов в любой организации.
 Деятельность, в которой руководствуются только восприятием-напрасная трата ресурсов в любой организации.
 Взаимоотношения
  В проблемах, вызванных неэффективными взаимоотношениями, много разных движущих сил. Симптомы проблем взаимоотношений проявляются в общем развале общения, и для этого в организационной среде бывают самые разнообразные причины. Я описал только три типа причин, которые иногда вызваны плохой динамикой отношений в организации. Вы, конечно, сможете определить и другие причины в вашей организации.
 Недоверие
  Современные организации используют мощь группы. Когда рабочей группе дано нужное направление и она хорошо сработалась, она может вырабатывать больше, чем сумма ее частей. Когда группой плохо управляют, она может закрыться и конкурировать с другими группами. Такая ситуация создает недоверие между группами. Доверие-основа для продуктивного общения. Где недоверие, там и некачественное общение, и бесполезно пытаться исправлять что-то еще. Недоверие-это ограничение для потенциала и огромная помеха общению. Когда люди чувствуют, что им не доверяют, они скрывают свои идеи и информацию. Помните ли вы случай, когда вы свободно общались с тем, кому вы не доверяли?
 Доверие-основа для продуктивного общения.
 Территория
  Вы уже знаете, как люди отличаются по способам мышления и схемам поведения, и для этого достаточно понаблюдать поведение по отношению друг к другу двух работающих вместе людей. Один-человек процедуры, который ценит организованный и аккуратный рабочий стол, а другой-человек выбора, мало интересующийся вещами, в общем неаккуратный и менее организованный в обстановке офиса. Когда характеристики поведения противоположны, какие-то ситуации могут приводить к существенным спорам по рабочей обстановке и территории. Если территория ваша, вы можете организовывать ее, как вам нравится. В больших организациях люди иногда считают определенные части территории своими собственными, потому что они долго там работали и вложили туда частичку себя. Территория также может относиться к интеллектуальным и технологическим областям. Я замечал обиду и недостаточное сотрудничество со стороны руководителей, которые считали, что они должны контролировать какую-то часть организации или чьи-то действия.
 Ответственность и полномочия
  Если взаимодействие между двумя или более подразделениями не дает желаемого результата, может быть полезно исследовать уровни ответственности и полномочий каждой из сторон. Ответственность нужно постоянно согласовывать с меняющимися потребностями организации, и ненужно опираться на одни только письменно зафиксированные обязательства. Всегда должно присутствовать чувство ответственности, которое помогает формировать отношение к работе. Часто проблемы возникают из-за того, что у человека или у группы несоответствующее чувство того, за что они отвечают. Поведение "точно по инструкции" и болезнь "сколько платят, столько и делаю"-классические примеры такой ситуации.
 Всегда должно присутствовать чувство ответственности, которое помогает формировать отношение к работе.
  Полномочия могут быть препятствием для разрешения проблем взаимоотношений. Даже когда есть хорошее чувство ответственности, может произойти срыв из-за того, что людям не даны соответствующие полномочия. Именно этим мы занимаемся при раскрытии потенциала. Полномочия и ответственность должны быть сбалансированы.
  Проблемы взаимоотношений часто разветвляются на другие проблемы, так что даже когда вы считаете, что точно определили основную причину, стоит еще позаниматься проблемой и раскрыть ее полнее. Исследования социальных установок, опросники обратной связи и семинары по общению-все это полезные инструменты для обнаружения проблем взаимоотношений.
 Планировка работы
  В 1912 году Генри Форд впервые использовал и усовершенствовал сборочную линию, для производства "Модели Т". Такая планировка процесса работы сохранялась больше половины века, и сегодня все еще можно найти много ее примеров. Форд, и многие другие крупные предприниматели, изменили эту базовую планировку, включив в нее технологические изобретения, например кремниевые микросхемы и роботов. К тому же они начали понимать психологию рабочего, и это привело к бригадной форме работы. Недавняя компания по улучшению качества привела к включению контроля качества в технологический процесс, вместо проведения контроля как дополнения в конце производственной линии.
  Скорость изменений все увеличивается, и базовую планировку рабочего процесса нужно постоянно оценивать по эффективности. Ре-инжиниринг (пере-проектирование)-это методология для полной перестройки систем работы. Проблемы часто связаны с устаревшими, неполноценными, или несоответствующими системами работы. Это может приводить к проблемам взаимоотношений, когда какой-то из подсистем не удается удовлетворять ожидания своего внутреннего потребителя.
 Базовую планировку рабочего процесса нужно постоянно оценивать по эффективности.
 Уровни обучения, общения и изменения
  В первой главе уже достаточно было сказано о том, как идентичность, ценности, убеждения, способности, поведение и обстановка совместно влияют на результаты, и следовательно, все вместе являются возможными источниками проблем. Эти уровни можно использовать при групповом решении проблем для раскрытия проблемного пространства, применяя разнообразные точки зрения.
 Техники
 УПРАЖНЕНИЕ 10
 Многочисленные точки зрения
  Чем больше точек зрения вы получите на проблему, тем больше информации вы получите о возможной причине. Разветвляющиеся проблемы требуют вмешательства в несколько областей, так что всегда есть опасность, что решения одной стороны проблемы будет недостаточно для получения желаемого изменения. Метод "многочисленных точек зрения" при решении проблем можно видоизменить, включая в него столько разных точек зрения, сколько вы считаете нужным для конкретной проблемы. Я объясню этот метод, используя те типы проблем, которые я упомянул в этой главе.
 Разветвляющиеся проблемы требуют вмешательства в несколько областей.
 РИСУНОК 12.1
 Многочисленные точки зрения
 восприятие взаимоотношения планировка работы поток технологического процесса идентичность ценности и убеждения способности поведение обстановка Для большой группы в 20 и больше человек
  Каждая клетка таблицы представляет собой комнату с небольшой группой в 3-6 человек. Каждая комната обозначается названием одной из точек зрения на данную проблему. Группы проводят мозговой штурм этой проблемы, оставаясь в рамках данной точки зрения. Каждая группа считает, что проблема "как-будто" именно того типа, который предполагается по данной точке зрения. Через некоторое время группа представляет всей команде результат своего мозгового штурма.
  В большинство совещаний по решению проблем входят, максимум, пять или шесть разных точек зрения. Но если проблема достаточно разнообразна и серьезно угрожает организации, можно охватить все девять точек зрения, проводя это упражнение несколько дней и проходя, скажем, три точки зрения за занятие.
 Для меньшей группы
  Видоизмените ту же идею, назначив каждому участнику группы одну из точек зрения, и посадив их за одним столом. Еще один вариант этого метода-использовать точки зрения мета-программ, то есть схемы работы, содержание деятельности, направление мотивации, уровень активности, направление внимания, вид референции (стандартов), размер частей информации и групповое поведение.
 Подсказки
  Нужно подробно разъяснить участникам всю эту технику, и это даст каждой из групп основу для мозгового штурма. Нужно дать четкие указания каждой из точек зрения, чтобы не смешивались похожие составные части, например "планировка работы" и "поток технологического процесса", "поведение" и "способности".
 Стратегия Уолта Диснея
  Уолт Дисней был, наверное, одним из самых творческих мыслителей нашего времени. Со своим талантом в создании мультфильмов он преобразовал всю эту индустрию и построил чрезвычайно успешную коммерческую империю. Он был одержим высокими стандартами качества, творчества и совершенства. Его фильмы-это сочетание преувеличенных черт характера, волнующей музыки, сюжетов, основанных на нравах людей, и ярких крайностей в неподвижности и движении, проводящих зрителей через широкий спектр эмоциональных состояний. Среди его самых известных фильмов-"Бемби" (1943), "Пиноккио" (1939), "Остров сокровищ" (1950) и "Белоснежка" (1938), все они и сейчас демонстрируются на экранах во всем мире. Роберт Дилтс, разработчик НЛП с большим опытом, изучил стратегии Уолта Диснея 1 и создал модели, чтобы их могли использовать другие люди. Для создания новых героев, сюжетов и постановок Дисней использовал вполне определенный стиль мышления. Он состоял из трех этапов:
 
 * Мечтатель
 * Практик
 * Критик
 
 Мечтатель
 Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем.
  Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок. Это в основном визуальный способ с синтезом звуков и ощущений. Дисней действительно визуализировал симфоническую музыку,-придавая ей форму,-используя музыку как ключ к своей преобладающей визуальной модальности. Физиология, связанная с мечтателем,-это прямая осанка, голова немного откинута вверх, глаза направлены вправо вверх (визуальное конструирование).
 Практик
 Этап практика связан с тем, "как" осуществить планы,-как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать.
  Этап практика связан с тем, "как" осуществить планы,-как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать. В нем мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя. Чтобы быть эффективным практиком, главное-уметь вовлекаться (ассоциироваться) в разные роли, занимать разнообразные точки зрения на тонкие подробности грез мечтателя. В связи с этим может быть полезно заимствовать физиологию каждой роли.
 Критик
 Этап критика-этап логики и последствий.
  Этап критика-этап логики и последствий. Критик ищет проблемы с помощью рамки "а что, если". Чтобы эффективно критиковать работу мечтателя и практика, критику нужно быть достаточно отстраненным от ситуации. Критик занят тем, чтобы все получилось как надо. Все должно согласовываться, без никаких неувязок и неоконченных дел.
  Это не пессимистическая поза, а ценный вклад в проверку идей и гарантию того, что они будут соответствовать заданным критериям. Критик может быть настолько же творческим, как и мечтатель, определяя недостающую или неподходящую часть плана. Критику нужно постоянно задавать вопрос: "А что, если?". Физиология критика-поза критической оценки со слегка наклоненной вниз головой и рукой, касающейся лица или подпирающей подбородок.
 Использование стратегии
  Нужно помнить, что у мечтателя нет монополии на идеи. Это творческий процесс выработки идей, и все этапы в равной степени дают свой вклад в творчество. Без практика и критика идеи мечтателя вряд ли дошли бы до действий. Я объясню два способа использования стратегии Уолта Диснея в дополнение к способу "принятия решений на ходу" из главы 11.
 УПРАЖНЕНИЕ 11
 Диснеевские позиции восприятия
 Для небольших групп
 Это упражнение основано на той же концепции пространства, что и в третьей главе, только в нем четыре физических позиции, обозначенных как мечтатель, практик, критик и наблюдатель. Преимущество отведения физического места для каждой из точек зрения в том, что это помогает разделить разные схемы мышления. Я часто оказываюсь на совещаниях, где проблемы, решения и идеи следуют друг за другом без логической мысли и обсуждения. Типичный результат такого беспорядочного спора-замешательство и бездействие. Три диснеевских места в пространстве обеспечивают выделение каждого этапа творческого процесса, а место наблюдателя обеспечивает согласованность их сотрудничества.
 РИСУНОК 12.2
 Диснеевские позиции восприятия
 
 1 МЕЧТАТЕЛЬ
 
 2 ПРАКТИК
 
 3 КРИТИК
 
 4 НАБЛЮДАТЕЛЬ (МЕТА-ПОЗИЦИЯ)
 
 Шаг 1
 Напишите краткое описание ситуации и задач, для которых требуется творчество. Прилагаемый к тексту визуальный образ поможет группе сосредоточиваться на целях, не прерывая состояние для чтения. Картинки можно наблюдать периферийным зрением.
 Шаг 2
 Разделите людей на четыре группы. Попросите каждую из групп заякорить чистое и сильное состояние для каждой из трех позиций-мечтателя, практика и критика. Если группа не умеет якорить, помогите им выработать наилучшее состояние для каждой из позиций, попросив их вспомнить случай, когда они: а) мечтали, б) были практичны, в) критиковали.
 Шаг 3
 Вовлекайтесь (ассоциируйтесь) по очереди в каждую из позиций, начиная с мечтателя. Проводите в них столько времени, сколько необходимо, чтобы добиться чистого состояния, прежде чем переходить к следующей позиции. В позиции мечтателя используйте только визуальное воображение, звуки и ощущения. Внутренний диалог ненужен для творчества. В позиции практика, возьмите образы, созданные мечтателем, и переведите их в действия. Вовлекитесь (ассоциируйтесь) в участвующих лиц, чтобы реалистично почувствовать, как на них повлияют выработанные идеи. С позиции критика снова и снова задавайте вопрос: "А что, если?", пока не преодолеете все возможные проблемы и опасности.
 Шаг 4
 Перейдите в позицию наблюдателя и рассмотрите весь процесс творчества, происходящий в трех позициях. Заметьте признаки несогласованности (неконгруэнтности), ухода от ситуации и задач.
 Шаг 5
 Продолжайте переходить из одной позиции в другую, пока не будете удовлетворены выработанными идеями и согласованы (конгруэнтны) с ними.
 Вариант для больших групп
 Вместо перемещения по позициям восприятия, можно попросить каждую из групп занять одну из точек зрения и передавать информацию следующей группе. Для этого упражнения вам потребуются четыре смежных комнаты. В первой комнате будут мечтатели, задача которых-вырабатывать идеи и передавать их практикам во вторую комнату. Критики в третьей комнате берут идеи у практиков и передают их наблюдателям в четвертую комнату. Наблюдатели не изменяют идей, а дают каждой группе обратную связь по тому, насколько они придерживаются ситуации и задач. Вдобавок им нужно извлекать и передавать качественную информацию о том, что выработала каждая из групп.
 Стратегия Эйнштейна
  Большинство людей знают об Альберте Эйнштейне по его "теории относительности" (E=mc2). Чтобы прийти к этой формуле, Эйнштейну потребовалось много лет. Самая первая мысль по относительности пришла к нему в возрасте 16 лет, когда он замечтался во время урока математики в школе. Он задал себе вопрос: "Как будет выглядеть мир, если сесть на конец луча света? И если держать в руке зеркало, можно ли будет увидеть свое отражение?"
  Эйнштейна считают гением за его вклад в науку. Благодаря исследованиям Роберта Дилтса 2 стали известны творческие стратегии Эйнштейна, которые любой может изучить и использовать. Здесь я хочу дать вам один пример того, как стратегию мышления Эйнштейна можно использовать в процессе группового творчества.
 Техника
  Эйнштейн предпочитал мыслить образами, а не словами. В чисто визуальном воображении нет тех ассоциаций, значений, правил и структуры, которые есть в словесной речи. Если вы мыслите словами, это уже влияет на качество и количество идей, которые вы можете выработать. Словесный язык полезен, только когда мысли уже выработаны.
  Кто-то может сказать, что он не видит картинок, или не воображает визуально. На самом деле эти люди визуализируют, но у них преобладают другие системы представления информации. У деловых людей очень часто встречаются развитая аудиальная система и внутренний диалог. Их часто можно убедить такими словами: "Сейчас я попрошу вас вообразить зеленую обезьяну, играющую в баскетбол с пурпурно-желтым бегемотом. Вы можете это вообразить?" Конечно, они могут. Теперь пора визуализировать.
 УПРАЖНЕНИЕ 12
 Инструкции к этому упражнению просты. Сначала вам нужны рамки (фрейм) ситуации-несколько слов, описывающих проблему, и возможно, системная диаграмма, на которой показаны границы проблемы. Когда рамки определены, людей инструктируют мыслить только визуальными образами. Им нужно успокоить свой внутренний диалог,-если он будет возникать, пусть они его отключают и сосредоточиваются на образах.
 Позвольте воображению овладеть процессом мышления. Может помочь расслабляющая музыка, а дыхание верхней частью груди поможет вызвать визуальную модальность. Предложите им возможность лечь или закрыть глаза-как им удобнее всего. Дайте группе до 20 минут на эту технику. После этого попросите их свободно поделиться друг с другом идеями в группах по 3-5 человек. Когда каждый человек объясняет свои идеи, другие участники группы задают ему вопросы, связанные с восприятием, идентичностью, ценностями и убеждениями. Например, какая идентичность полезнее всего для осуществления этой идеи? Какие ценности и убеждения нужны, чтобы это произошло? Какие восприятия могут создаться у людей в связи с этой идеей?
 Результаты можно записать, чтобы оценить их позже. Еще эту технику можно использовать для этапа мечтателя в стратегии Уолта Диснея.
 Представление в виде рисунков
  В этой технике для поиска идей в глубинах подсознания используется рисование. Консультанты организаций используют рисование для того, чтобы человек раскрыл смысл своего восприятия проблемы. Здесь я объясню, как его можно использовать для раскрытия проблемного пространства.
 УПРАЖНЕНИЕ 13
 Объясните проблему группе и проведите 20-минутное обсуждение, охватив как можно больше разных точек зрения. Тем самым раскроется разнообразие данной проблемы. Дайте побольше листов бумаги формата А3 и А1, и много ручек разных цветов. Цель в том, чтобы позволить уму свободно мыслить и вообразить, что может быть причиной проблемы. По мере возникновения идей они изображаются на рисунках. Объясните, что нет никаких ограничений в том, что рисовать. Это могут быть рисунки предметов, людей, метафор или абстрактного смысла.
 Иногда во время этого упражнения, когда человек сосредоточивается на рисовании, некоторые детали картинки входят в противоречие с субъективными взглядами на ситуацию. Не удивляйтесь, если люди будут настаивать на рисовании трех или больше картинок, потому что они переосмыслили и изменили свои мнения и предположения во время рисования. Когда все закончили рисовать, прикрепите картинки к стене и пусть группа рассмотрит каждую из картин, как будто в картинной галерее. Расслабляющая музыка может помочь людям обдумать идеи, изображенные на рисунках.
 После этого проведите открытое обсуждение представленных идей. В этом упражнении часто раскрываются разные восприятия проблемы,-и эти восприятия часто являются частью прорабатываемой проблемы.
 Представление в виде моделей
  Эта техника похожа на представление в виде рисунков, только для выражения идей используется конструирование или моделирование. Может быть, детские строительные кирпичики, игрушечный конструктор, или пластилин для моделирования. Испробуйте и предложите на выбор несколько материалов для работы. Объясните, что задача не в том, чтобы показать выдающееся мастерство в строительстве, а сконструировать, построить, слепить или изваять форму, которая представляет собой обсуждаемую проблему.
 УПРАЖНЕНИЕ 14
 Выполните ту же технику, что и в предыдущем упражнении, начав с краткого обсуждения для исследования разных точек зрения, затем дайте время на изготовление моделей, после этого проведите экскурсию по галерее искусств, и закончите открытым обсуждением. Будьте готовы к неожиданностям во время занятий такого типа. Могут всплыть на поверхность какие-то глубоко укоренившиеся восприятия, убеждения, обиды, вопросы морали и всевозможные вещи, которые до этого были замкнуты в подсознании.
  Некоторым организациям может быть трудно хоть немного серьезно воспринять идеи, представленные в этом разделе по инновации. Этого и нужно ожидать, ведь организации, как и люди, находятся на разных стадиях развития, имея свои фильтры восприятия окружающего мира. Для смельчаков у меня есть два совета-предостережения:
 
 1 Как бы вы ни решили измениться, чтобы стать более эффективным менеджером, обязательно сначала присоединитесь к вашей организации. Я заметил, что если выводить людей слишком далеко из их зоны удобства, они бунтуют. Это одна из причин, по которым нам всем трудно реализовать свой настоящий потенциал. Если вы собираетесь привести людей к чему-то лучшему, важно присоединиться к ценностям и убеждениям организации. Радикальные и немедленные изменения могут смущать и отталкивать людей. Сохраняйте раппорт (взаимопонимание).
 
 2 Что бы вы ни решили делать-поверьте в это в полном объеме. Будьте полностью конгруэнтны (согласованы) в ваших целях, намерениях и поведении. Вялая попытка, поддержанная шатким убеждением, не приведет вас туда, куда, как вам кажется, вы хотите попасть. Если есть несогласованность, не предпринимайте действий, пока не разберетесь с ней.
 Я не могу стоять на месте. Мне нужно исследовать и экспериментировать. Я вечно недоволен своей работой. Меня возмущают ограничения собственного воображения.
 Уолт Дисней
 (1901-66)
 Американский мультипликатор и режиссер
 
 Эпилог
 К
  сожалению, в жизни организаций часто встречается несправедливое отношение одного человека к другому из-за предположений о его поведении. То, насколько часто плохая осведомленность, слабая острота восприятий и общее непонимание людей вызывают изменения к худшему в жизни людей, должно беспокоить лидеров бизнеса. Талант может существовать незамеченным в джунглях, где статус и власть ценятся больше вклада в работу и способностей.
  Процесс перехода от культуры джунглей к культуре обучения и развития начинается с уменьшения пробела в знаниях бизнес-менеджеров о процессе человеческого общения. Этому процессу можно легко научиться, практиковать его и использовать не только для обогащения коммерческих организаций, но и для улучшения качества жизни их сотрудников и всех людей вообще.
  Недавно меня пригласили посетить презентацию группы молодых инженеров, которые работали над решением вопроса, как держать свое рабочее место в чистоте и порядке. Они организовали кружок качества, чтобы вместе прорабатывать проблемы. Первоначальные попытки введения инструкций "убери за собой" были недолговечны, но инженеры были настойчивыми и придумали несколько новых идей. Через две недели они одолели эту проблему. Их решение было разработано на основе трех необходимых компонентов-образование, участие и приверженность. Возможно, само решение и не было чем-то сногсшибательным, но процесс, в ходе которого оно было создано, искренне обнадеживает. Эта команда будет продолжать решать проблемы, потому что они обнаружили для себя процесс человеческого общения, от которого они получают удовольствие. К тому же это продуктивно, менеджеры поддерживают и поощряют это, оно дает желаемые результаты, и улучшает условия работы.
  У молодого менеджера, ответственного за рождение этого процесса, впереди великолепная карьера. Он понимает и осознает уникальный потенциал каждого отдельного человека. Его вклад в бизнес основан не на модели менеджмента "побыстрее, скорее, сейчас", а на создании обстановки, в которой люди могут реализовать свои творческие способности и достигать большего, чем просто количественные результаты. Заказчики очень довольны, затраты сведены к минимуму, и финансовые показатели улучшаются последние 12 месяцев. Это то мышление и поведение, которому организациям нужно подражать как образцу.
  На страницах этой небольшой книги вы исследовали предмет технологии ума и тела-предмет, которым занимаются все больше и больше профессионалов в самых успешных организациях. Людей, которые понимают, что нужно для того, чтобы быть эффективным менеджером в век информации,-браться за трудную задачу, сложную и разветвленную,-нужно прежде всего знать, что ум это бесконечный ресурс, который после двух миллионов лет эволюционного существования на этой планете все еще во многом не используется.
  Вы будете иногда встречаться с людьми, которые будут вас чем-то удивлять-возможно, вас восхитит развитое мастерство творческой мысли, решения проблем, преподавания, бухгалтерского учета, чтения, создания команд, выступлений, или руководства международными предприятиями. Вы можете научиться и освоить это умение с заметной легкостью и мастерством, и первый шаг к этому-научиться тому, как учиться. Когда вы овладеете этим, останется мало ограничений на доступные вам умения.
  Эта книга была посвящена тому, как менеджеры могут научиться учиться. Брался каждый из компонентов вашей нейрологии, и с помощью этих компонентов объяснялся процесс общения и программирования, чтобы вы смогли начать достигать больше ваших желаемых результатов. Помните-чтобы научиться, нужно выйти за грань того, что вы уже знаете! Если вы неловко себя чувствуете за этой гранью, теперь вы знаете, как встроить сильный фактор удобства в этот опыт-прямо сейчас.
  Вот простой путеводитель, который поможет вам практиковать НЛП. Он состоит из трех простых шагов:
 1. Разработайте хорошо сформированные и экологичные желаемые результаты.
 2. Используйте остроту восприятий, чтобы получать обратную связь.
 3. Будьте гибким, чтобы изменяться в соответствии с получаемой обратной связью.
 
 Счастливого пути
 
 Глоссарий терминов НЛП
 (сокращенный)
 
 Сигналы доступа (Accessing cues)
 Тонкие детали поведения, которые указывают на то, какая используется система представления информации. Это обычно движения глаз, тон и темп речи, поза тела, жесты и манера дыхания.
 
 Рамка "Как-будто" ("As-if" frame)
 Это те случаи, когда вы притворяетесь, что некоторое событие уже произошло, и тогда, считая, что оно "как будто" случилось, поощряете творческое решение проблемы путем мысленного преодоления очевидных препятствий в направлении к желаемому решению.
 
 Аналоговый (Analog)
 С оттенками смысла, в противоположность цифровому, с дискретным (да/нет) смыслом. Например, аналоговые часы с часовой и минутной стрелками.
 
 Аналоговая маркировка (Analog marking)
 Использование тона голоса, языка тела, жестов и т. д. для того, чтобы выделять ключевое слово в предложении или особенно важную часть своей презентации.
 
 Якорь (Anchor)
 Любой стимул, который связан с конкретной реакцией. Якоря могут возникать естественным образом, и их можно устанавливать намеренно, например, звонить в звонок, чтобы привлечь внимание, или делать это тоньше, например стоя в определенном месте при ответе на вопросы.
 
 Якорение (Anchoring)
 Процесс связывания внутренней реакции с каким-то внешним спусковым механизмом (аналогично с классической выработкой условных рефлексов) для того, чтобы можно было быстро, и иногда скрытно, снова вызвать реакцию. Якорение может быть визуальным (например, жестами рук), аудиальным (с помощью определенных слов и тона голоса), и кинестетическим (например, прикоснуться к руке или положить руку на плечо). Условия якорения:
 
 - интенсивность и чистота переживания;
 - временная привязка к пику переживания;
 - точность воспроизведения якоря.
 
 Ассоциированное состояние (Associatеd state)
 Когда человек, например в своем воспоминании, видит собственными глазами, слышит то, что слышал тогда, и ощущает ощущения, как будто он действительно там находится.
 
 Аудиальный (Auditory)
 Относящийся к слуху или органам слуха.
 
 Обратное прослеживание (Backtrack)
 Сделать обзор или подытожить, используя ключевые слова и интонации другого человека, или на презентациях, очень точные выводы, используя те же ключевые слова с тем же тоном голоса.
 
 Поведение (Behavior)
 Конкретные физические действия и реакции, с помощью которых мы взаимодействуем с людьми и окружающей обстановкой.
 
 Гибкость поведения (Behavioral flexibility)
 Способность видоизменять свое поведение, чтобы получать, или обеспечивать, какой-то ответ от другого человека. Гибкость поведения может быть связана с развитием целого спектра реакций на любой данный стимул, в противоположность привычным, и следовательно ограничивающим, реакциям, которые могут сдерживать потенциал успеха.
 
 Убеждения (Beliefs)
 Обобщения, которых человек придерживается насчет
 
 (1) причин
 (2) смысла, и
 (3) границ в
 
 - окружающем мире,
 - своем поведении,
 - своих способностях, и
 - своей идентичности.
 
 Убеждения действуют на другом уровне, чем конкретная реальность, и служат для того, чтобы направлять и интерпретировать наши восприятия реальности, при этом часто связывая их с нашими критериями или системами ценностей. Убеждения известны тем, что их трудно изменить с помощью обычных правил логики или рационального мышления.
 
 Калибровка (Calibration)
 Процесс чтения подсознательных, невербальных реакций другого человека во время взаимодействия, с помощью определения по наблюдаемым сигналам поведения человека его определенной внутренней реакции.
 
 Разбивка на части (Chunking)
 Организация в более крупные части или дробление на более мелкие части какого-то переживания. Укрупнение связано с переходом на более общий, более абстрактный уровень информации. Дробление связано с переходом на более конкретный и подробный уровень информации. Горизонтальное перемещение связано с нахождением других примеров на том же уровне информации.
 
 Конгруэнтность (Congruence)
 Когда все внутренние убеждения, стратегии и поведение человека полностью согласованы и ориентированы на достижении желаемой цели. Слова, голос и язык тела передают одно и то же сообщение.
 
 Контекст (Context)
 Рамки, окружение конкретного события. Эти рамки часто определяют интерпретацию данного переживания или события.
 
 Критерии (Criteria)
 Ценности или стандарты, которые человек использует для принятия решений и оценок окружающего мира. Каждый критерий состоит из многих элементов, сознательных и подсознательных. Задается вопрос: "Что важно в ...?"
 
 Глубинная структура (Deep structure)
 Сенсорные карты (и сознательные, и подсознательные), которые человек использует для того, чтобы организовывать и направлять свое поведение.
 
 Пропуск (Deletion)
 Одна из трех общих закономерностей в том, как человек моделирует мир; процесс, в ходе которого отдельные части мира исключаются из созданного человеком представления. В языковых системах пропуск-это трансформационный процесс, в ходе которого какие-то части глубинной структуры удаляются, и следовательно, не отображаются в поверхностной структуре.
 
 Цифровой (Digital)
 С дискретными (да или нет) значениями, в противоположность аналоговому, в котором есть оттенки смысла.
 
 Диссоциированное состояние (Dissociated state)
 Когда человек, например в своем воспоминании, со стороны смотрит на свое тело в ситуации, и при этом не переживает тех чувств, которые бы он испытывал, если бы действительно был там.
 
 Искажение (Distortion)
 Одна из трех общих закономерностей в том, как человек моделирует мир; процесс, в ходе которого отношения между разными частями модели представляются не так, как отображаемые отношения.
 
 Даун-тайм (Down-time)
 Состояние, в котором все сенсорные каналы приема информации обращены вовнутрь.
 
 Экология (Ecology)
 Исследование влияния отдельных действий на большую систему.
 
 Выявление (Elicitation)
 Обнаружение и определение конкретных внутренних процессов.
 
 Окружающая обстановка (Environment)
 Внешний контекст, в котором происходит наше поведение. То, что мы воспринимаем как находящееся "вовне" нас. Это не часть нашего поведения, а то, на что мы должны реагировать.
 
 Глазные сигналы доступа (Eye accessing cues)
 Движения глаз в определенных направлениях, которые указывают на визуальный, аудиальный или кинестетический способ мышления.
 
 Рамка (Frame)
 Набор контекстов или способов восприятия чего-либо, например в рамке желаемого результата, рамке обратного прослеживания, и т. д.
 
 Подстройка будущего (Future pacing)
 Процесс внутренней тренировки своих действий в будущей ситуации для того, чтобы желаемое поведение происходило естественно и автоматически.
 
 Обобщение (Generalization)
 Одна из трех общих закономерностей в том, как человек моделирует мир; процесс, в ходе которого какое-то переживание становится представлением целой категории переживаний, в которую оно входит.
 
 Иерархия (Hierarchy)
 Организация вещей или идей, при которой более важным идеям придается определенный ранг, основанный на том, насколько они важны.
 
 Идентичность (Identity)
 Наше чувство того, кто мы такие. Наше чувство идентичности организует наши убеждения, способности, и поведение в единую систему.
 
 Неконгруэнтность (Incongruence)
 Такое состояние, когда что-то вас сдерживает, вы не полностью уверены в результате, и тогда внутренний конфликт может проявляться в вашем поведении.
 
 Намерение (Intention)
 Цель, желаемый результат действий.
 
 Внутреннее представление (Internal representation)
 Структуры информации, которые мы создаем и храним в своем уме в виде сочетаний образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Тот способ, которым мы сохраняем и кодируем наши воспоминания.
 
 Кинестетический (Kinesthetic)
 Относящийся к ощущениям тела. В НЛП термин "кинестетический" используется для обозначения всевозможных ощущений, включая тактильные (осязательные), висцеральные (внутренних органов), и эмоциональные.
 
 Ведение (Leading)
 Изменение своего собственного поведения в режиме раппорта, необходимого для того, чтобы другой человек следовал за вами.
 
 Ведущая система (Lead system)
 Та система (визуальная, аудиальная, кинестетическая), в которой ведется поиск информации для того, чтобы ввести ее в сознание.
 
 Логические уровни (Logical levels)

<< Пред.           стр. 10 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу