<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Когда я делал свои первые шаги в инвестиционном бизнесе, было принято предсказывать положение ценовых пиков и впадин на основе теории циклов. Продолжительность циклов определялась либо через расстояние между двумя соседними ценовыми минимумами, либо через расстояние между минимумом и последующим максимумом цены (см. рис. 7.1 и 7.2).
 
 
 Рис. 7.1 Приблизительный период времени от одного ценового минимума (впадины) до другого составляет примерно 39 недель. Каждый минимум в этом цикле обозначен буквой X.
 
 
 
 Рис. 7.2 Каждый ценовой минимум находится примерно на расстоянии 10 недель от последующей максимальной цены закрытия. Периоды обозначены буквами Х и Y.
 
 Такой способ прогнозирования развития рынка достаточно субъективен и, в силу непостоянства циклических периодов, не может быть проанализирован или проверен статистически. На практике оказывается, что интерпретация циклов достаточно туманна; часто там, где предсказывают появление вершины или основания рынка, наблюдается прямо противоположная картина. Такая непредсказуемость вызывала у меня некоторую озабоченность. Поэтому я провел несколько экспериментов, пытаясь применить для определения циклов временную последовательность Фибоначчи, однако полученные результаты, хоть и были чуть лучше, в принципе не содержали ничего необычного.
 Я всегда относился скептически к попыткам определять ценовые пики и впадины при помощи теории циклов. Я не могу понять, почему поведение цен должно повторяться через некоторые, произвольно выбранные промежутки времени. Кроме того, мои исследования показывают, что динамика цен на некоторых временных интервалах вообще не имеет никакого значения.
 
 В связи с этим я провел обширные исследования, пытаясь создать простую механическую методику, которая позволила бы выявлять ценовые пики и впадины в процессе их формирования. Я провел множество экспериментов с целью найти типичное соотношение цен на графиках, складывающееся перед и непосредственно во время перелома в развитии рынка. Ниже я покажу в основных чертах ход моих рассуждений, проиллюстрировав сказанное на простых примерах.
 Как только спрос превышает предложение, цены начинают расти. Не играет никакой роли, чем вызван этот рост: закрытием коротких позиций, рекомендациями специалистов, благоприятной новостью или каким-либо иным обстоятельством.
 Образно выражаясь, все потенциальные покупатели в определенный момент времени купят все, что могут. Если только не появится некий катализатор, способный активизировать новый отряд покупателей, рынок, вероятнее всего, будет понижаться по двум причинам: I) прекращение покупок и 2) увеличение темпов продаж. Как подтверждает мой опыт, рост цен сменяется падением не из-за того, что умные и знающие продавцы правильно определили момент появления ценового пика, а скорее просто потому, что покупку совершил "последний покупатель". В обратной ситуации, когда предложение превышает спрос, цены начинают падать. Неважно, чем вызвано это падение: неблагоприятной новостью, рекомендациями специалистов, ростом коротких продаж или иным обстоятельством. В конце концов, see потенциальные продавцы в определенный момент времени продадут все, что могут. Как показали мои исследования, основание рынка достигается, когда последний продавец совершил свою продажу, после чего как бы "по умолчанию" цены начинают расти. В действительности, если при достижении рынком промежуточного минимума начинаются агрессивные покупки, то это обычно связано с корректирующим подъемом цен, вызванным закрытием коротких позиций. Как только этот покупательский бум прекратится, появляетсяопределенный ценовой вакуум, и цена начинает снижаться еще быстрее, пока не установится новое равновесие между спросом и предложением (см. рис. 7.3).
 
 
 Рис. 7.3 Обратите внимание на десятидневное возрастание цены (А-В) и ее быстрый спад в течение пяти дней до нового минимума (С)
 
 В этой точке, если динамика рынка была естественной и давление продавцов истощилось, появляются все предпосылки для последующего "разворота" рынка.
  Когда цены растут, то они приближаются к своей верхней точке; и, наоборот, когда цены падают, то они стремятся к своей нижней точке. Эти рассуждения приведены не потому, что я сомневаюсь в ваших умственных способностях, а, скорее, чтобы подчеркнуть очевидное: в реальной ситуации трейдеры часто не верят в возможность продавать на сильном рынке и покупать на слабом и в результате упускают свой шанс. В конечном итоге большая часть трейдеров следует за тенденцией рынка и убеждена, что эта тенденция будет сохранять свою силу. Покупка на падающем рынке напоминает им ловлю падающих кинжалов. Чтобы преодолеть свой страх, некоторые трейдеры используют теорию циклов, но я уже указывал, что построение циклов субъективно и произвольно. В связи с этим я разработал методику, основывающуюся в определенном смысле на понятии цикличности, но не связанную жесткими временными рамками.
 В то время как трейдеры, отслеживающие циклы, используют фиксированные промежутки времени, я полагаюсь на динамический набор переменных, учитывающий реальное движение рынка. Другими словами, я жду, когда рынок сообщит мне о перспективах своего развития. Действия говорят громче слов. А что может быть лучшим источником сведений о направлении движения рынка, чем сам рынок? Вся известная информация, включая надежды и опасения трейдеров, воплощается в единственном параметре - цене. Если вдруг произойдут неожиданные события, затрагивающие основы рынка, и равновесие между предложением и спросом нарушится, движение цен отразит эти изменения. Поскольку особенности динамики рыночной цены постоянно меняются, любая система, нацеленная на определение вершин и оснований рынка, должна уметь приспосабливаться к этим характерным колебаниям денежного потока и точно измерять их. Я предлагаю вниманию читателя гибкую и универсальную методику, в которой устранен этот главный недостаток традиционного циклического анализа.
 Мои исследования подтверждают, что перед появлением вершины или основания рынок громогласно и ясно объявляет о своих намерениях трейдеру, желающему слушать. В частности, рынок предупреждает трейдера, расположен ли он к формированию ценового максимума или ценового минимума. Другими словами, уже на начальной, установочной фазе определяется состояние рынка и его предрасположенность к смене направления движения. Предлагаемая методика является чисто механической, как и все дополнительные фильтры, непосредственно генерирующие сигналы к покупке или продаже. Поэтому для упрощения процедуры я разработал контрольный список (см. ниже). Данная методика отличается от прочих тем. что позволяет покупать на слабом рынке и продавать на сильном. Система подаст сигнал, как только все необходимые предпосылки выстроятся в соответствующем порядке. Отсюда возникло название предлагаемой системы - Секвента(tm) (Sequential(tm) - последовательная).
 Процедура, которая должна привести к подаче сигнала к покупке или продаже по Секвенте (Sequential signal), проста и однозначна. Когда я разрабатывал эту методику, меня настораживала простота ее применения на практике. Я был удивлен, что никто до меня не смог обнаружить эту взаимосвязь между временными интервалами и ценами. Чтобы рассеять свои сомнения, я непрерывно проверял и перепроверял свои результаты, боясь пропустить некий ключевой элемент. Обратите внимание, что система создавалась и проверялась довольно давно - в семидесятых годах, еще до наступления эры компьютеров. С тех пор она успешно применяется на разных рынках, в том числе на фондовом, на рынках фьючерсов и индексов. В результате дополнительных исследований я несколько усовершенствовал исходную Секвенту(tm), но ядро методики осталось неизменным. Сколько других методик, разработанных для предсказания вершин и оснований рынка, смогли выдержать подобное испытание временем? Немного, если вообще такие навдутся.
 
 Установочный набор (Setup)
 
 Чтобы возник сигнал к покупке, рынок должен быть прежде всего предрасположен к повышению. Мои исследования показали, что условия для покупки создаются благодаря особому сочетанию цен закрытия в течение девяти последовательных дней. В частности, установка на покупку сформирована, если зарегистрировано, что в течение, по меньшей мере, девяти последовательных дней цены закрытия были меньше, чем цены закрытия за четыре дня до каждого дня этой последовательности. Например, если цена закрытия в пятницу меньше, чем цена закрытия в понедельник на той же неделе (предполагается, что торговля имела место также во вторник, среду и четверг), то этим определяется один день возможного установочного набора из девяти дней. Однако если цена закрытия в пятницу была равна или больше цены закрытия в понедельник, то этот день нельзя расценивать как один из дней девятидневного установочного набора на покупку.
 Требования, соответствующие установке на покупку, показаны на рис. 7.4 и 7.5.
 
 Рис. 7-4 Требования к истинному установочному набору на покупку.
 
 
 Рис. 7.5 Первая цена закрытия меньше цены закрытия четыре дня тому назад. Все последовательные дни установочного набора пронумерованы. Довольно часто сразу после формирования девятидневного установочного набора цены начинают двигаться либо в обратную сторону, либо в горизонтальном направлении, образуя торговый коридор.
 
 Цена закрытия в торговый день, непосредственно предшествующий первому дню девятидневного установочного набора на покупку, должна быть больше или равной цене закрытия четыре торговых дня тому назад (см. рис. 7.6).
 
 Рис, 7-6 Цена закрытия в день В больше или равна цене закрытия в день А. Цена закрытия на следующий день меньше цены закрытия четыре дня тому назад, и этому дню присваивается номер 1 в установочном наборе. Обратите внимание, что девятый день оказался последним днем нисходящей тенденции - рынок достиг основания.
 
 Как это видно из приведенных примеров, довольно часто сразу после формирования девятидневной установки происходит краткосрочный подъем цен или даже перелом нисходящей тенденции. Если только рынок не находится в свободном падении или в режиме краткосрочной коррекции при восходящей тенденции, то эти отрывистые "покашливания" представляют собой лишь небольшую отсрочку в развитии нисходящей тенденции, после которой падение цен продолжится.
 Чтобы возник сигнал на продажу, на рынке должны сложиться предпосылки для понижения цен. Условия для продажи прямо противоположны условиям для покупки. Установка на покупку требует, чтобы в течение девяти последовательных дней цены закрытия были меньше, чем цены закрытия за четыре дня до каждого дня этой последовательности. Установка на продажу требует, чтобы в течение девяти последовательных дней цены закрытия были больше, чем цены закрытия за четыре дня до каждого дня этой последовательности. Например, если цена закрытия в пятницу была больше, чем цена закрытия в понедельник на той же неделе (предполагается, что торговля имела место также во вторник, среду и четверг), то этим определяется один день возможного установочного набора из девяти дней. Если цена закрытия в пятницу была равна или меньше цены закрытия в понедельник, то этот день нельзя расценивать как один из дней девятидневного установочного набора на продажу.
 Требования, соответствующие установке на продажу, показаны на рис. 7.7 и 7.8.
 
 
 Рис. 7.7 На этом графике можно сосчитать девять последовательных дней, в каждый из которых цена закрытия больше цены закрытия четыре торговых дня тому назад, - другими словами, сформирован установочный набор на продажу. Обратите внимание, как после формирования установочного набора наблюдается ценовой "кашель" или "заикание", как я их называю. Довольно часто, хотя и не всегда, после завершения формирования установочного набора цены останавливаются или разворачиваются.
 
 
 
 Рис. 7.8 Установочный набор на продажу определяется рядом девяти последовательных цен закрытия, каждая из которых превышает цену закрытия четыре торговых дня тому назад, Обратите внимание, что при завершении формирования установочного набора девятый день попадает на краткосрочный ценовой пик.
 
 Цена закрытия в торговый день, непосредственно предшествующий первому дню девятидневного установочного набора на продажу, должна быть меньше цены закрытия четыре торговых дня тому назад (см. рис. 7.9).
 
 Рис. 7.9 В день. предшествующий первому дню установочного набора на продажу, цена закрытия (А) была ниже цены закрытия четыре дня тому назад (В).
 
 Подобно установке на покупку, формирование девятидневной установки на продажу позволяет определять краткосрочные ценовые пики. Если только рынок не находится в последней фазе роста, характеризующейся резким, почти вертикальным взлетом цен, а также если основная тенденция не является нисходящей, этот откат будет временным и подъем, вероятнее всего, продолжится.
 Как видите, определить установочный набор очень просто. Он формируется либо как сигнал на покупку девятью последовательными ценами закрытия, каждая из которых меньше цены закрытия за четыре торговых дня до нее, либо как сигнал на продажу девятью последовательными ценами закрытия, каждая из которых больше цены закрытия за четыре торговых дня до нее. Обратите внимание на важные детали:
 
 I) Каждый из трех дней между текущим торговым днем и торговым днем с ценой закрытия четыре дня тому назад должен быть торговым днем;
 2) Для установочного набора на покупку цена закрытия в день, предшествующий первому дню последовательности, должна быть больше цены закрытия четыре дня тому назад; для установочного набора на продажу цена закрытия в день, предшествующий первому дню последовательности, должна быть меньше цены закрытия четыре дня тому назад;
 3) Если цена закрытия какого-либо торгового дня равна цене закрытия торгового дня четыре дня тому назад, установочный набор прерывается и следует начать построение нового набора;
 4) Ряд последовательных цен закрытия может содержать более девяти членов, но необходимым требованием для установочного набора является наличие не менее девяти последовательных цен закрытия.
 В динамике цен существует естественный ритм, определяемый сериями установочных наборов из девяти последовательных цен закрытия, каждая из которых больше или меньше цены закрытия четыре дня тому назад. Обычно в этот период рынок либо меняет направление, либо стабилизируется. В действительности же, как упоминалось ранее, последняя точка установочного набора часто является переломной в движении цен. Эти закономерности универсальны, в том смысле, что действуют на любом рынке и справедливы для любого временного интервала.
 Несколько лет тому назад я сделал интересное наблюдение, касающееся сравнения последнего (текущего) установочного набора с последним установочным набором в противоположном направлении. В процессе формирования текущего ценового установочного набора я сравниваю 1) экстремальную цену пика или впадины - в зависимости от того, движутся ли цены вверх или вниз, - зарегистрированную с первого дня последнего установочного набора до его завершения, и 2) такую же экстремальную цену, зарегистрированную в самом последнем "неактивном" установочном наборе до его завершения. Неактивный установочный набор определяется как набор, который состоял не менее, чем из девяти после довательных цен закрытия, каждая из которых была больше (меньше) цены закрытия четыре дня тому назад, но был прерван, и в котором тенденция противоречит текущему установочному набору (см. рис. 7.10 и 7.11).
 
 
 Рис. 7.10 Обратите внимание, как в первой половине мая девять последовательных возрастающих цен закрытия (установочный набор) превзошли девять последовательных убывающих цен закрытия (установочный набор), зарегистрированных в конце апреля.
 
 Рис. 7.11 Как и на рис. 7.10, на этом графике видно несколько установочных наборов. В обоих случаях обратите внимание на обычно появляющийся после девятидневного установочного набора краткосрочный пик (или впадину) - ценовой "кашель" или, если хотите, "заикание".
 
 По определению, так и должно быть, поскольку текущий установочный набор появляется в другом направлении. Формально установочный набор представляет собой ряд из девяти последовательных цен закрытия, каждая из которых больше цены закрытия четыре торговых дня тому назад, - для указания на продажу (или меньше - для указания на покупку). Однако при сравнении этих двух установочных наборов не обязательно требуется полное завершение текущего ряда цен закрытия, потому что текущий максимум или минимум может преодолеть уровень максимума или минимума (в зависимости от того, куда направлен текущий установочный набор: вверх или вниз) неактивного установочного набора прежде, чем завершится формирование текущего набора. В действительности он может вообще не сформироваться. Данная методика неоднократно позволяла мне определять направление тенденции на разных рынках. Это еще один способ применения установочного набора системы Секвента(tm) (Sequential(tm) setup).
 Чтобы определить истинность установочного набора Секвенты(tm), необходим некий ключевой элемент. Его отсутствие подчеркивает, что рынок находится в фазе чрезмерно стремительных изменений. Например, если цены падают подобно водопаду, то необходимо дождаться замедления падения, чтобы предотвратить преждевременный вход в рынок. И наоборот, чтобы избежать преждевременного входа в случае резкого, почти вертикального взлета цен, характерного для заключительной фазы восходящей тенденции, необходимо указание на то, что движение цен затормаживается. Как только установочный набор полностью сформировался и подтверждена его истинность, начинается следующая фаза Секвенты - отсчет. Процесс оценки истинности установочного набора, называемый "пересечением" (intersection), понять очень несложно. Попросту говоря, пересечение происходит, если ценовой диапазон восьмого или девятого дня установочного набора перекрывает диапазон любого дня этого набора, отстоящего от него на три или более дней. Другими словами, пересечение для установочного набора на покупку имеет место, как только максимальная цена восьмого или девятого дня установочного набора окажется больше или равной минимальной цене три, четыре, пять, шесть или семь дней назад (см. рис. 7.12 и 7.13).
 
 
 Рис. 7.12 На восьмой день не произошло пересечения цен, это случилось на девятый день, как только максимальная цена в этот день превзошла минимальную цену, зафиксированную три дня тому назад - в шестой день в этом примере.
 
 
 Рис. 7.13 Оба установочных набора (см. также рис. 7.12) не сработали на пересечение в восьмой день установочного набора, но они все равно дали пересечение на девятый день.
 
 С другой стороны, пересечение для установочного набора на продажу имеет место, как только минимальная цена восьмого или девятого дня установочного набора окажется меньше или равной максимальной цене три, четыре, пять, шесть или семь дней назад (см. рис. 7.14 и 7.15).
 
 
 Рис. 7.14 В обоих случаях - установочном наборе на продажу и установочном наборе на покупку - пересечение не появилось ни на восьмой, ни на девятый день установочного набора, но оно все равно произошло на 13 день и на 11 день, соответственно.
 
 
 Рис. 7.15 В то время как для установочного набора на продажу пересечение имело место на восьмой и девятый день, для установочного набора на покупку пересечение задержалось до десятого дня.
 
 Пересечение может иметь место еще в одном случае: если пересечение не произошло на восьмой или девятый день установочного набора, то оно может произойти в любой последующий день, независимо от того, будет этот день являться продолжением установочного набора или нет. Требуется только одно - цена должна пересечь уровень минимальной цены три или более дней тому назад в случае установочного набора на покупку или пересечь уровень максимальной цены три или более дней тому назад в случае установочного набора на продажу. Однако в обоих случаях фаза отсчета откладывается до тех пор, пока пересечение не произойдет (см. рис. 7.16 и 7.17).
 
 
 
 Рис. 7.16 Для первого установочного набора на покупку пересечение задержалось до десятого дня, и отсчет не начинался до тех пор, пока не сформировался установочный набор и не произошло пересечение.
 
 
 Рис. 7.17 Для установочного набора на продажу пересечение произошло на девятый день установочного набора на продажу. Для установочного набора на покупку пересечение произошло на одиннадцатый день установочного набора на покупку.
 
 Существуют две ситуации, в которых установочный набор отменяется. Они очень просты и однозначны. Наиболее распространенная ситуация называется "зацикливание" (recycling) и описывается в следующем разделе, касающемся отсчета.
 
 Другая ситуация связана с ценами закрытия, зарегистрированными в любой момент после завершения установочного набора до подачи сигнала. Или, точнее, установочный набор отменяется, и следует приступить к формированию нового набора, если одна из последующих цен закрытия окажется выше наибольшего внутридневного максимума в случае установочного набора на покупку или ниже наименьшего внутри-дневного минимума в случае установочного набора на продажу (см. рис. 7.18 и 7.19).
 
 
 Рис. 7.18 Обретите внимание, как в точке А на графике цена закрытия превышает наибольшую максимальную цену установочного набора на покупку в конце марта. Столбики установочного набора отмечены на графике цифрами.
 
 
 
 Рис. 7.19 Как и на рисунке 7.18, цена закрытая в точке А превосходит наибольшую внутридневную максимальную цену установочного набора на покупку.
 
 Отсчет (Countdown)
 
 Как только сформирован установочный набор, начинается процесс отсчета. Отсчет отображает соотношение между ценой закрытия и максимальной или минимальной ценой два торговых дня тому назад, в зависимости от того, какой установочный набор является активным - набор на продажу или набор на покупку (см. рис. 7.20 и 7.21).
 
 
 Рис. 7-20 Буквы "X" отмечают тринадцать дней фазы отсчета, зафиксированных с момента завершения установочного набора на продажу.
 
 
 
 Рис. 7.21 Буквы Х отмечают тринадцать дней фазы отсчета, зафиксированных с момента завершения установочного набора на покупку.
 
 Если ожидается сигнал к покупке, то цена закрытия должна быть меньше, чем минимальная цена два торговых дня тому назад. Если ожидается сигнал к продаже, то цена закрытия должна быть больше, чем максимальная цена два торговых дня тому назад. Как только фиксируется 13 цен закрытия меньших, чем минимальная цена два торговых дня тому назад (в случае покупки) или 13 цен закрытия больших, чем максимальная цена два дня тому назад (в случае продажи), возникает сигнал. Эти 13 цен закрытия не обязательно должны быть последовательными;
 подобное случается достаточно редко, если вообще случается. Отсчет начинается сразу, как только происходит пересечение, подтверждающее истинность сформировавшегося установочного набора, но не ранее девятого дня этого набора. Согласно определению, фаза отсчета не может завершиться ранее, чем через 12 дней после установочного набора, при этом предполагается, что девятый день также входит в фазу отсчета. Однако, как правило, между установочным набором и завершением отсчета проходит от 15 до 30 дней (см. рис. 7.22 и 7.23).
 
 
 Рис. 7.22 Примерно 25-30 дней прошло с момента, когда началось формирование установочного набора на продажу, до тринадцатого дня отсчета на продажу.
 
 
 
 Рис. 7-23 Прошло около 36 дней с момента, когда началось формирование установочного набора на покупку, до тринадцатого и последнего дня отсчета на покупку.
 
 После установочного набора могут возникнуть две ситуации, в результате которых отсчет следует отменить. В первой ситуации исходный установочный набор оказывается ложным и процесс формирования установочного набора следует начать заново. Исходный установочный набор отменяется, если в период после его завершения и до возникновения сигнала формируется другой установочный набор в противоположном направлении (см. рис. 7.24 и 7.25).
 
 
 
 Рис. 7-24 Девятый день установочного набора на продажу приходится точно на максимум цены. Сформировавшийся затем установочный набор на покупку не был подтвержден пересечением вплоть до тринадцатого дня набора.
 
 
 
 Рис. 7.25 Установочный набор на продажу отменяет ранее возникший установочный набор на покупку.
 
 Во второй ситуации не требуется дополнительного времени для формирования нового установочного набора, здесь "зацикливается", то есть начинается снова, фаза отсчета. В этом случае формирование следующего установочного набора происходит одновременно с процессом отсчета. Этот новый установочный набор заменяет исходный установочный набор и ему не противоречит (см. рис. 7.26 и 7.27).
 
 
 
 Рис. 7.26 Первый установочный набор на продажу подавляется позднее возникшим вторым установочным набором на продажу.
 
 
 
 Рис. 7.27 Второй установочный набор на покупку отменяет первый и становится активным.
 
 Такое случается довольно часто и является следствием переоценки рынком соотношения между спросом и предложением и выбора нового пути и временных параметров движения к своей вершине или основанию. В обеих ситуациях исходный установочный набор и отсчет аннулируются. Во второй ситуации новый установочный набор формируется путем "зацикливания".
 
 Теперь, когда мы обсудили фазы формирования установочного набора и отсчета, следует рассмотреть три других важных аспекта Секвенты: 1) вход в рынок, 2) выход из рынка и 3) методы ограничения убытков (stop loss techniques).
 
 Вход в рынок (Entry)
 
 Для входа в рынок по Секвенте рекомендуется три метода. Согласно первому из них вхождение в рынок осуществляется по цене закрытия того дня, в который завершился отсчет (см. рис. 7.28-7.31).
 
 
 Рис. 7.28 Обратите внимание, что сигнал к продаже возник при максимальной цене закрытия на вторичном ценовом пике.
 
 
 
 Рис. 7-29 В этом примере сигнальный день приходится на абсолютный ценовой минимум.
 
 
 Рис. 7.30 Еще один пример, в котором день продажи приходатгся на абсолютный ценовой максимум - точку А.
 
 
 
 Рис. 7.31 Были выбраны идеальные условия для входа в рынок по цене закрытая тринадцатого дня отсчета.
 
 
 Это самый рискованный способ вхождения в рынок, потому что может начаться формирование нового установочного набора ("зацикливание"), и тем самым исходный установочный набор будет аннулирован. И пока процесс отсчета не повторится, новый сигнал не может образоваться. Это единственный из всех трех способов вхождения в рынок, при котором существует возможность купить или продать по самой низкой или самой высокой цене закрытия, однако есть вероятность того, что операция может привести к убыткам.
 Второй метод вхождения в рынок гарантирует от зацикливания цены, и, следовательно, при таком вхождении активный сигнал не будет упущен. Однако при этом требуется некий "подскок" (flip) цены: в случае покупки цена закрытия должна быть больше цены закрытия четыре дня тому назад, а в случае продажи цена закрытия должна быть меньше цены закрытия четыре дня тому назад (см. рис. 7.32-7.35).
 
 
 Рис. 7.32 Обратите внимание на "подскок" цены: он произошел уже после ценового пика и тринадцатого дня отсчета, однако послужил надежным подтверждением того, что нужно продавать.
 
 
 Рис. 7.33 Обратите внимание, что "подскок" цены произошел после того, как был зафиксирован максимум цены, и после тринад
 цатого дня.
 
 
 Рис. 7.34 Снова подтверждающая цена закрытия появилась после тринадцатого дня.
 
 
 
 Рис. 7.35 Ожвдание "подскока" - цены закрытия больше (или меньше), чем четыре дня тому назад, - позволяет выбрать идеальные условия для входа в рынок. Цена закрытия для вхождения в рынок обведена кружком и отмечена буквой А.
 
 Ценой за ожидание этого "подскока" будет уверенность в том, что не произойдет зацикливания установочного набора.
 Последний метод вхождения в рынок состоит в ожидании двухдневного "подскока" цены после того, как определен тринадцатый день. Другими словами, после завершения отсчета покупать следует, как только цена закрытия превысит максимальную цену два дня тому назад, и, наоборот, продавать следует, как только цена закрытия окажется меньше, чем минимальная цена два дня тому назад (см. рисунки с 7.36 по 7.39).
 
 
 Рис.7.36 Обратите внимание на первую цену закрытия (в кружке), зафиксированную после тринадцатого дня (сигнал к продаже), которая оказалась меньше минимальной цены два дня тому назад.
 
 
 Рис. 7.37 В этом примере значительно менее благоприятные условия для продажи возникают после подтверждения сигнала двухдневным "подскоком* цены, чем при совершении продажи в день пика цены - на •тринадцатый день отсчета.
 
 
 
 Рис. 7.38 В этом примере выход на рынок по двухдневному "подскоку" цены совершается вблизи сигнального дня.
 
 
 Рис. 7.39 Ожидание подтверждения сигнала двувдневным "подскоком" цены создает менее благоприятные условия для вхождения в рынок, чем совершение покупки на цене закрытия тринадцатого дня.
 
 Третий способ входа в рынок является усовершенствованием входа по "подскоку" и обычно служит своего рода компромиссным решением между первым и вторым методами входа в рынок.
 Выход из рынка (Exit)
 
 Есть два способа выхода из рынка, кроме выхода по стоп-лоссу с убытком. Согласно первому методу позиция закрывается, если заканчивается формирование нового установочного набора и цене не удается преодолеть экстремальный ценовой уровень, зафиксированный в процессе формирования ближайшего неактивного установочного набора (см. рис. 7.40 и 7-41).
 
 
 
 Рис. 7.40 Как видно из графика, возрастающий девятидневный установочный набор, отмеченный цифрами, не превзошел максимальный уровень убывающего установочного набора, начавшегося за 11 дней до октябрьского ценового минимума.
 
 
 
 Рис.7.41 Сигнал к выходу из рынка возникает, если регистрируется девять последовательных цен закрытия, превышающих цену закрытия четыре дня тому назад, реализована прибыль и цена не преодолела уровень установочного набора в другом направлении, благодаря которому, собственно, и был осуществлен вход в рынок.
 
 Такой выход предполагает, что поскольку ожидаемого перелома тенденции так и не произошло (об этом свидетельствует неспособность цен в точке завершения активного установочного набора преодолеть экстремальный ценовой уровень ближайшего неактивного установочного набора), то существует вероятность разворота цены в противоположном направлении, и поэтому позицию следует закрыть.
 
 В другой методике выхода из рынка также сравниваются два установочных набора, но в этом случае позиция сохраняется до появления сигнала о переломе тенденции, если любая из цен, зарегистрированных в течение текущего активного установочного набора, преодолевает экстремальный ценовой уровень неактивного установочного набора.
 
 Ограничение убытков - стоп-лосс (Stop Loss)
 
 Последнее, что следует рассмотреть, это - методы ограничения убытков. К сожалению, не все сделки бывают удачными. Чтобы застраховать себя от крупных потерь, необходимо при входе в рынок устанавливать уровень ограничения убытков (стоп-лосс). Согласно моим исследованиям, эта функция управления капиталом выполняется с помощью двух методик. В обеих используется ценовой диапазон дня с наименьшим внутридневным минимумом за весь период образования установочного набора и отсчета для сигнала к покупке или ценовой диапазон дня с наибольшим внутридневным максимумом за весь период образования установочного набора и отсчета для сигнала к продаже. В случае сигнала к покупке истинный диапазон для дня с наименьшим внутридневным минимумом рассчитывается следующим образом: минимальная цена этого дня вычитается из максимальной цены этого же дня или из цены закрытия предшествующего дня, если последняя выше. Уровень стоп-лосс определяется путем вычитания полученной величины из минимальной цены этого дня (см. рис. 7.42).
 
 
 Рис. 7.42 Вслед за сигналом к покупке было зарегистрировано девять последоваггельных повышающихся цен закрытия и был совершен выход из рынка с прибылью.
 
 В случае сигнала к продаже уровень стоп-лосс рассчитывается по противоположной схеме. Истинный диапазон для дня с наибольшим внутридневным максимумом рассчитывается следующим образом: из максимальной цены этого дня вычитается либо минимальная цена этого же дня, либо цена закрытия предшествующего дня, если последняя выше. Уровень стоп-лосс определяется путем прибавления полученной величины к максимальной цене этого дня (см. рис. 7-43).
 
 
 Рис. 7-43 Для определения уровня сгоп-лосс следует рассчитать истинный ценовой диапазон дня с наименьшим внутридневным минимумом (покупка) или дня с наибольшим внутриднев-ным максимумом (продажа). В случае покупки необходимо вычесть данную величину из минимальной цены за период формирования установочного набора и отсчета. Для определения уровня сгоп-лосс после продажи используется обратная процедура: в этом примере разность между точкой А (цена закрытия в предыдущий день) и максимальной ценой (точка В) прибавляется к точке В. Если цена закрытия окажется выше этого значения, сработает сигнал сгоп-лосс.
 
 В обоих случаях позиция должна быть закрыта, как только последующая цена закрытия пересечет уровень стоп-лосс.
 Более консервативной является вторая методика ограничения убытков. Как при покупке, так и при продаже в этом случае день для расчета уровня стоп-лосс выбирается точно так же. Однако вместо использования истинного диапазона при покупке уровень стоп-лосс определяется вычитанием из минимальной цены разницы между ценой закрытия и минимальной ценой; при продаже уровень стоп-лосс определяется прибавлением к максимальной цене разницы между максимальной ценой и ценой закрытия. Как и в первой методике ограничения убытков, позиция должна быть закрыта, как только последующая цена закрытия пересечет уровень стоп-лосс. Обе методики основаны на предположении, что рынок выразил некоторый пессимизм в тот день, когда была зафиксирована экстремальная цена, и пересечение этого уровня ценой закрытия являлось бы отклонением от нормального поведения цен и, следовательно, представляло бы собой угрозу действующему сигналу.
 Я был убежден, что система, описанная в данной главе, хорошо работает применительно к дневным графикам. Время от времени я пробовал анализировать с ее помощью графики, построенные на более коротких временных интервалах, и обнаружил, что в этих случаях она также работает хорошо. Хотя я и не рекомендую использование Секвенты(tm) для анализа каких-либо графиков, кроме дневных, рисунок 7.44 иллюстрирует ее успешное применение на минутном графике японской иены.
 
 
 Рис. 7-44 Обратите внимание на точность определения минимальной цены на минутном графике с помощью последовательности 9-13.
 
 Выводы
 
 Я поделился с читателем методом анализа, который даже при поверхностном рассмотрении кажется достаточно убедительным; однако ничто не безупречно. Как создатель метода, я не могу даже теоретически допустить, что он может не сработать. Поэтому вызов моей методике бросили другие: Пол Тьюдор Джоунс (Paul Tudor Jones) и Питер Бориш (Peter Borish). Творческий подход к работе и свойственный им как трейдерам, работающим в торговом зале биржи, образ мышления подготовили их к тому, что потери неизбежны. Они стали выяснять, что делать в случае, когда сигналы будут функционировать неправильно. Сначала я был оскорблен, что трейдеры не желают полностью сконцентрироваться на сигналах и поверить, что их показания будут правильными. Однако неудачные сигналы были, а порой и очень неудачные, но именно они-то и оказались наиболее поучительными. В некотором смысле, концентрируя внимание только на них, трейдер может добиться успеха.
 Я познакомил вас с мощным инструментом, предназначенным для определения потенциальных переломных моментов в развитии рынка. Мой опыт показывает, что описанный метод имеет универсальное применение как на внутреннем, так и на международных рынках. Он является чисто механическим, рассчитан на долгосрочную перспективу и способен бросить вызов господствующей тенденции. Поскольку большинство трейдеров предпочитают активный стиль игры на рынке, метод Секвента(tm) может показаться им скучным и непривлекательным. Однако мой опыт доказывает, что самые удачливые трейдеры всегда стремятся иметь хотя бы общее представление о долгосрочной динамике рынка и успешно этим пользуются. Возможно, вы снова спросите себя, почему я позволяю вам усыновить это дорогое дитя моей мысли. Однако я не рассматриваю публикацию этой книги под таким углом. Я как бы даю возможность читателю понянчить мое дитя, пока я занимаюсь другими интересующими меня проблемами. Кроме того, за последние годы я заметно усовершенствовал базовый метод, дополнив его двумя новыми элементами, о которых здесь ничего не сказано. Я убежден, что, освоив данную методику, вы сами сумеете сделать в ней подобные улучшения.
 ГЛАВА VIII
 ЦЕНОВЫЕ РАЗРЫВЫ (PRICE GAPS)
 
 Любой специалист по рыночной психологии подтвердит, что колебания цен на рынке в значительной степени определяются такими человеческими эмоциями как жадность и страх. Умело взвешивая эти человеческие слабости и выдавая рекомендации, основывающиеся на коллективном мнении различных групп трейдеров, авторы биржевых бюллетеней обеспечивают себе безбедное существование. Существует мнение, что для успешной игры на рынке трейдер должен покупать, когда остальные продают, и продавать, когда остальные покупают. В принципе, это верное наблюдение, поскольку мнение большинства, как правило, бывает ошибочным. Обычная логика подсказывает, что по мере повышения цены число потенциальных покупателей уменьшается, пока, образно говоря, не останется "последний покупатель", после чего цены как бы "по умолчанию" начинают снижаться. И, наоборот, по мере понижения цены число потенциальных продавцов уменьшается, пока не останется "последний продавец", после чего цены как бы "по умолчанию" начинают расти. Задумайтесь о том, какую роль на рынке играют биржевые специалисты и трейдеры, работающие в торговом зале биржи. И те, и другие обеспечивают ликвидность рынков, продавая на сильном рынке и покупая на слабом. В то же время они постоянно ведут битву с рыночной тенденцией и неплохо на этом зарабатывают. Хотя самые ярко выраженные ценовые сдвиги происходят, как правило, в начале торгового дня, эти трейдеры имеют неоспоримое преимущество, поскольку именно они устанавливают цены открытия. Скачок цены открытия выше или ниже цены закрытия предыдущего дня, который не заполняется к концу торгового дня, называется ценовым разрывом. Ценовые разрывы бывают двух типов: собственно разрывы (price gaps) и разрывы с пересечением (price laps). Собственно разрывы появляются тогда, когда ценовой максимум или минимум данного торгового дня не пересекает уровень ценового минимума или максимума предшествующего дня. Разрывы с пересечением появляются тогда, когда ценовой максимум или минимум некоторого торгового дня пересекает уровень ценового минимума или максимума предшествующего дня. но не пересекает уровень цены закрытия предшествующего дня (см. рис. 8.1 и 8.2).
 
 
 
 Рис. 8.1 Точки А, В и С - это ценовые разрывы вверх: ценовые минимумы не пересекаются с ценовыми максимумами предшествующего дня. Точки Е и F считаются ценовыми разрывами вверх с пересечением: ценовые минимумы пересекаются с ценовыми максимумами предшествующего дня, но не пересекаются с ценами закрытия предшествующего дня.
 
 
 
 Рис. 8.2 Точки А, В и С - это ценовые разрывы вниз с пересечением: ценовые максимумы пересекаются с ценовыми минимумами предшествующего дня, но не пересекаются с ценами закрытия предшествующего дня. Точка D - ценовой разрыв вниз: ценовой максимум не пересекается с ценовым минимумом предшествующего дня.
 
 Хотя проблема ценовых разрывов обсуждается уже давно, серьезных исследований на угу тему практически нет. Для простоты изложения я буду называть ценовыми разрывами как собственно разрывы, так и разрывы с пересечением. Мои исследования ценовых разрывов достаточно нетрадиционны и позволяют увидеть эту проблему по-новому.
 Старая рыночная поговорка гласит, что все разрывы заполняются. Я думаю, что инвестор, продававший акции компании Крайслер в тридцатых годах, мог бы оспорить эту точку зрения, так же как и трейдер, игравший на понижение промышленного индекса Доу-Джонса в начале 1975 года (см. рис. 8.3).
 
 
 
 Рис. 8.3 Ценовой разрыв с пересечением 2 января 1975 года (А) и ценовой разрыв 27 января 1975 года (В) так и не заполнились, что противоречит утверждению, что все разрывы заполняются.
 
 По сей день ни один из этих ценовых разрывов так и не заполнился. Это наглядный пример того, как рыночный фольклор, передаваясь из уст в уста, становится догмой.
 Далеко не все ценовые разрывы заполняются; а некоторые, если и заполняются, то так медленно, что к моменту их заполнения трейдер может остаться без гроша в кармане. Изучая ценовые разрывы, я сделал несколько ценных наблюдений. При этом я опять-таки основывался только на своих собственных выводах и игнорировал широко распространенные заблуждения.
 Большинство ценовых разрывов заполняются в течение нескольких дней. Однако доверяться этому целиком и полностью не следует; смею вас заверить, что, как только вы выйдете на рынок, это правило не сработает. Стремясь снизить вероятность подобных ситуаций, я изучил множество случаев, когда ценовые разрывы не заполнялись в течение длительного времени. Мне удалось подметить одну интересную закономерность: если причиной ценового разрыва является какая-то малосущественная информация, то он заполняется очень быстро, иногда в тот же день. Если же ценовой разрыв образовался после неожиданного важного сообщения или вообще без видимых причин, то он, по всей вероятности, является истинным разрывом и будет оставаться незаполненным в течение длительного периода времени. Если учесть все сказанное, а также сформулированные ниже условия, то ценовые разрывы приобретают особую важность.
 Как уже говорилось выше, одной из основных причин образования ценовых разрывов являются человеческие эмоции. Я постарался определить ситуации, когда воздействие эмоций отсутствует или оно минимально. Таких ситуаций оказалось четыре:
 1. Когда новости поступают во время выходных или, в идеале, во время выходных, продленных в связи с праздниками;
 2. Когда новости либо очень позитивные, либо очень негативные и ценовой разрыв происходит совершенно неожиданно в противоположном направлении;
 3. Когда со времени появления ценового разрыва прошло более 11 дней, а цена закрытия на 8, 9 или 10 день после его образования достигла экстремального значе ния за весь период со дня разрыва;
 4. Когда объем торговли при открытии торгового дю незначителен и держится на этом уровне, что свидетель ствует либо о недостаточном предложении при движе нии рынка вверх или недостаточном спросе при движе нии рынка вниз.
 За выходные дни трейдер имеет возможность более взве шенно проанализировать события (за одну ночь это не всегда возможно). Вдали от офиса и сводок новостей он способен более отстраненно взглянуть на ситуацию, обуздать свои эмоции и хладнокровно принять решение. По этим причинам ценовые разрывы, появившиеся в понедельник или во вторник (если выходные длились дольше), приобретают особое значение (см. рис. 8.4 и 8.5).
 
 
 Рис. 8.4 Ценовые разрывы (разрывы с пересечением), происходящие по понедельникам легко выявляются на недельном графике. Они происходили в точках А, В, С, D, Е и F.
 
 
 Рис. 8.5 Ценовые разрывы (разрывы с пересечением), происходящие по понедельникам, легко выявляются на недельном графике. Они происходили в точках А, В, С, D, Е и F.
 
 Более того, в понедельник обычно проводятся заседания комитетов, на которых все факты тщательно анализируются и решения принимаются по зрелому размышлению, а не под влиянием эмоций. Я обращаю особое внимание на ценовые разрывы, появляющиеся в Понедельник, и часто анализирую недельные графики, где их довольно легко заметить. С помощью других параметров, упомянутых выше, - времени и объема - можно еще более точно оценить подлинность таких ценовых разрывов и их возможное влияние на последующее движение цен.
 Если все долго ждали какого-либо сообщения и длительное время питались слухами, то очень возможно, что к моменту официального выхода этого сообщения оно уже будет учтено рынком и отражено в текущем уровне цен. В таких редких случаях цена открытия может резко скакнуть в противопо ложном направлении с образованием ценового разрыва, и этот разрыв не будет заполнен (см. рис. 8.6).
 
 
 Рис. 8.6 В связи с нефтяным кризисом на Ближнем Востоке и угрозой вовлечения США в военные действия по урегулированию конфликта ожидалось падение котировок на фондовом рынке. Совершенно неожиданно промышленный индекс Доу-Джонса резко пошел вверх, начиная с ценового разрыва вверх в точке А.
 
 Такой неожиданный скачок может иметь важные последствия, и внимательный трейдер не упустит возможности этим воспользоваться.
 Поскольку принято считать, что большинство разрывов заполняются достаточно быстро, я проанализировал те случаи, когда разрывы оставались незаполненными в течение длительного промежутка времени, и пришел к следующему заключе нию: если ценовой разрыв не заполняется в течение последующих одиннадцати торговых дней с момента его образования, то цены обычно продолжают движение в направлении разрыва, пока тенденция не исчерпает себя. Здесь необходимо соблюдение одного дополнительного условия: цена закрытия восьмого, девятого или десятого дня должна зафиксировать экстремальное значение за весь период со дня образования ценового разрыва (см. рис. 8.7 и 8.8).
 
 
 
 
 
 
 Рис. 8.7 Цена закрытия на восьмой день после разрыва (А) оказалась выше цен закрытия всех предшествующих семи дней. Это говорит об истинности ценового разрыва и о вероятности продолжения тенденции. Аналогичный сигнал в обратном направлении был зарегистрирован при разрыве вниз с пересечением и подтвердился десять дней спустя экстремальной ценой закрытия (В). На восьмой, девятый и десятый день после разрыва вниз в точке С также появилось аналогичное указание.
 
 
 
 Рис. 8.8 Ценовые разрывы вверх и вниз подтверждаются экстремальными ценами закрытия через восемь, девять и десять дней.
 

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу