<< Пред. стр. 40 (из 56) След. >>
соприкасались с китайцами, которые обратили внимание на обычайнаших предков катать зажженное колесо по снегу. Обмотанное
колосьями коло просмаливалось, затем его зажигали и так,
огненный символ Коло-Солнца, катали, проткнув палку во втулку,
по снегам, заставляя их таять89.
Этот архаичный обычай, связанный еще с доарийским и
постарийским культом Солнца, сохранился и в традиции зажигания
колес во время самых буйных языческих праздников -- на
Масленицу при встрече весны и на Ивана-Купалу в день летнего
солнцестояния. Обычай этот -- один из неотъемлемых элементов
незыблемых обрядовых традиций. Другой неотъемлемый элемент тех
же традиций -- обрядовые песнопения.
Обрядовая поэзия, которая еще недавно была неотторжимой
частью русской жизни, ныне воспринимается по большей части как
архаический памятник народной словесности. Ранее крестьяне пели
древнейшие песни, уходящие в языческое прошлое, не задумываясь
над их истинным смыслом. Современный читатель, полностью
утратив исполнительскую и ритуальную культуру, имеет тем не
менее счастливую возможность вдуматься в казалось бы
простенькие строки (записанные, к счастью,
подвижниками-фольклористами) и обнаружить в них нетронутые
пласты древнейшего мировоззрения.
Одним из самых устойчивых по своим традициям праздников в
честь древнего Бога Колы выступает святочная Коляда. С
Рождеством Христовым она совпала чисто случайно -- в
действительности же связана с зимним солнцеворотом, поворотом
зимы на лето. В Коляде все дышит архаикой -- и игрища, и
гадания, и переодевания (ряжение), и песнопения-колядки. Уже в
играх на святочных посиделках поминаются (в названиях игр)
главные священные животные древних славян: гусь, бык, кобыла
(лошадь)90. Играют и в "блины", а блин -- традиционный символ
Солнца. Оно же и поминается в святочных песнях.
Солнце греет,
Солнце греет,
Да во всю землю,
Да во всю руську,
Да святоруську.
Собственно, обряды колядования, когда ряженая молодежь
ходит от дома к дому, распевая песни-колядки и собирая
дары-угощения за свое усердие, и все тексты древних игровых
песнопений насквозь космизированы. Достаточно приглядеться к
наиболее известным текстам, приводимым, как правило, во всех
сборниках русского обрядового фольклора. Вот лишь несколько
примеров, взятых наугад из рассчитанной на массового читателя
книги "Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия" (Л.:
Художественная литература, 1984).
...Красны девушки
Сочили, искали
Иванова двора.
А Иванов двор
Ни близко ни далеко,
Ни близко ни далеко
На семи столбах;
Вокруг этого двора
Тын серебряный стоит...
Во этом во тыну
Стоит три терема
Златоверхие:
Во первом терему --
Светел месяц,
Во втором терему --
Красно солнышко,
В третьем терему --
Часты звездочки.
Светел месяц --
То хозяин во дому,
Красно солнышко --
То хозяюшка,
Часты звездочки --
Малы детушки.
Триада Солнце-Месяц-Звезды присутствует во множестве
колядок, иногда просто составляя пассивный фон
театрализованного игрища, иногда же называясь в качестве его
активных участников:
Ой, будет к тебе
Троечко гостей.
Первые гости --
Жаркое солнце,
Другие гости --
Ясен месячко,
Третие гости --
Дробен дождичек.
Здесь чувствуется позднейшее нечаянное исправление "звезд"
на "дождичек" по аналогии "часты звезды -- частый дождь".
Случается, однако, что уточнение и исправление, неизбежные в
устном народном творчестве, не модернизируют колядку, а
усиливают ее космическое содержание.
Свети, свети месяц,
Частые звезды,
Соборная церковь.
Здесь соединенные в неразрывное смысловое триединство
месяц, звезды и собор только подчеркивают соборно-космическую
значимость святочного действа.
На Коляду прославляли Зимнее Солнце-Коло, повернувшее от
зимы к лету. На Масленицу его провожали и встречали новое
весеннее Коло (Ярило нижегородских сказаний). То, что в обоих
случаях речь идет об одном и том же Коло, но в разных ипостасях
-- зимнем и весеннем -- доказывает бытовавший еще в прошлом
веке обычай "петь Коляду" на Масленицу. В масленичных колядках,
тексты которых сохранились, также, как и в святочных,
величаются хозяин, хозяйка и их дети, живущие в трех
златоверхих теремах и попеременно сравниваемые с Красным
Солнышком, Светлым Месяцем и Частыми Звездочками.
Архаика колядок обнаруживается еще и в том, что в их
устойчивых образах явственно проступает предшествующая эпоха
Космического яйца: в святочных песнопениях помимо
космическо-небесных светил доминируют птицы: гуси-лебеди, ясны
соколы, серы утушки. Вообще мифологические доминанты могут быть
привязаны к той или иной исторической эпохе более менее
условно. Любая из предшествующих эпох сохраняется в следующих
за ней. В результате происходит перемешивание, пересечение и
даже слияние образов, появившихся в разное историческое время.
Так произошло соединение крыльев и солнечного полета и
возникновение нового символа -- Крылатого (солнечного) диска,
распространенного в Древнем Египте, Двуречье, Иране, Малой
Азии, откуда через хеттов и Византию символика в сильно
изменившейся форме попала на герб России в виде двуглавого орла
с распростертыми крыльями.
Коляда -- ликующе бесшабашный праздник с элементами
карнавала. Но не всегда он был веселым и безобидным, а колядки
-- шуточными, задорными припевками. Чудом сохранившаяся русская
колядка из собрания Ивана Михайловича Снегирева (1793 --
1868) -- убедительное свидетельство тому:
За рекою, за быстрою, ой, колядка!
Леса стоят дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы,
Поют песни колядушки.
В средине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит,
Хотят козла зарезати!..91
Приведенный отрывок недвусмысленно свидетельствует: в
древности празднование Коляды на Руси сопровождалось кровавыми
жертвоприношениями, которые постепенно были вытеснены
символическими дарами в честь Бога Колы (Коляды).
Однако у вышеприведенной колядки есть еще и окончание,
живо напоминающее сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке,
превратившемся в козленочка. Жалобы девушки, утопленной в
сказке ведьмой, неожиданным образом переносятся на братца
Иванушку:
Ты, братец Иванушко,
Ты выди, ты выпрыгни!
Я рад бы выпрыгнуть,
Горюч камень
К котлу тянет,
Желты пески
Сердце высосали.
Ой, колядка! Ой, колядка!
Особый интерес здесь представляет устойчивое
словосочетание "пески сердце высосали". По объяснению
Снегирева, в нем изображено жертвоприношение, когда кровь
жертвы изливалась на специально насыпанный песок (что до
недавнего времени еще практиковалось у северных народов). Тот
факт, что жутковатая идиома превратилась в невинную поговорку,
свидетельствует, во-первых, о древности самого обряда, а
во-вторых, о перемешении в нем человеческих и животных
жертвоприношений. Сама колядка вроде бы свидетельствует о
вытеснении человеческого жертвоприношения козлиным, но из
контекста так и проступает ужас человека, обреченного на
заклание (к тому же и названного по имени). Вспомним, для
примера, что еще незадолго до испанского завоевания ацтеки
только в один праздник плодородия вырезали в качестве жертвы
Солнцу сердца у 20 тысяч (!) обреченных.
Летом 1907 года немецкий историк О.Шрадер по приглашению
российских коллег посетил Олонецкую губернию. Более всего он
был поражен архаикой одного на первый взгляд заурядного обычая:
русские крестьяне в так называемое "баранье воскресенье",
приуроченное к Ильину дню, повсеместно резали жертвенных
барашков. Мясо заколотых животных относилось на берег озера и
варилось в 12 котлах (исключительно мужиками, женщины к
жертвенному таинству не допускались)92. Схема ритуала та же,
что и в приведенной выше колядке, разница только в приносимых
жертвах. Профессор Бреславльского университета сразу же уловил
главное: следы русского северного обряда теряются в самых
отдаленных глубинах индоевропейской древности.
Сам по себе характер жертвоприношения менялся в течение
веков и тысячелетий. Человеческие жертвы повсюду заменялись
животными, растительными плодами или иными дарами, хотя еще в
начале нынешнего века среди некоторых народностей Российского
Севера еще бытовало мнение, что человеческая жертва намного
действеннее животной. Русский фольклор также хранит память о
трагических ритуалах. В былине о Садко разбушевавшуюся морскую
стихию пытаются умилостивить путем принесения жертвы по жребию,
который, как известно, достался самому Садко.
Из поколения в поколение, из года в год -- и так на
протяжении многих веков да и тысячелетий -- колядующие внушали
каждому хозяину, что его дом -- частица Вселенной. Так как семь
столбов символизируют семь древнеарийских священных небес), что
все люди -- в родстве с Солнцем, Месяцем и частыми звездами. И
та звезда, которую несли в обязательном порядке впереди группы
ряженых песенников, лишь после введения христианства стала
называться Вифлеемской звездой (слабая смычка с новым для
древних славян праздником Рождества). А до этого она
олицетворяла древнее Божество -- Коло, в честь которого пелись
колядки и отмечался самый праздник Коляды. А рукотворный лик
Колы -- расписной круг с зубцами одинаково соответствовал и
Солнцу, и звездам (одним из древних народных названий Полярной
звезды, главного ориентира северного неба, было Кол,
сопряженное с именем Бога Колы).
В архаичном миропонимании не только славян, но и прибалтов
(например, латышей) Солнце зачастую имеет женский род.
Древнерусское женское название Солнца -- Солонь встречается в
самой древней из дошедших русских рукописных книг --
Остромировом евангелье (в современном языке известно
малоупотребительное слово "посолонь", что означает "по
Солнцу"). По русским народным поверьям, Солнце, возвращаясь из
зимы в лето, надевает праздничный сарафан и кокошник, что
наглядно свидетельствует о женской принадлежности (об этом же
говорит популярная загадка: Что такое: красная девушка в окошко
глядит? -- Солнце).
В тайных и, несомненно, древнейших заклинаниях великороссы
обращались к дневному светилу: "Матушка, красное солнце!"
Сохранилась в записи XIX века значительная по своему
космическому мироощущению песня липецкой девушки (Тамбовская
губерния), которая перечисляет свою астрально-космическую
родословную, подчеркивая неотделимость человека от Вселенной:
Мне матушка -- красна Солнушка,
А батюшка -- светел Месяц,
Братцы у меня -- часты Звездушки.
А сестрицы -- белы Зорюшки.
Тема -- достаточно распространенная в русской обрядовой
поэзии. Купальская песня крестьян Смоленской губернии доносит
до нас ту же архаику древнего космического мировоззрения, когда
человек мыслил себя полноправным членом небесно-космической
семьи.
А я роду хорошего...
А я роду богатого...
А мой батька -- ясен месяц...
Моя матка -- красное солнце...
Женская природа Солнца легко прослеживается и в сказочном
образе Царь-девицы. Она -- всесильная солнечная дева (в сказке
Ершова "Конек-горбунок" она -- сестра Солнца); живет за
морем-океаном или огненной рекой; владеет чудесным дворцом, из
окон которого видна вся Вселенная; от ее взоров нельзя
спрятаться ни в облаках, ни на суше, ни под водой. Другое ее
имя -- Царевна Солнце. По старым русским представлениям Солнце
(Солонь) находится в брачных отношениях с Месяцем. Если в
сказках и песнях говорится: звезды -- дети, Солнце (мать) и
Месяц (отец), то в более общем плане это означает: звезды
возникли из световой стихии, олицетворением которой выступали
самые яркие (светлые) небесные объекты -- Солнце и Месяц.
Один из вариантов произнесения (и написания) древнего
слова "солонь" -- "солунь". Высказывалось интересное
соображение, что здесь объединены два брачующихся Божества:
Солнце + Луна (Со + лунь) = Солунь. Звезды -- дети, рожденные
от этого брака. Стойкие дохристианские представления о
космических семейных узах не в силах были искоренить никакие
последующие религиозные доминанты. Через обрядовую поэзию,