<< Пред.           стр. 11 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 предметами -- все они пространственны.
  Любые статичные или динамичные пространственные отношения
 можно описать математически самыми различными способами,
 например, выразить в теоретико-множественном аспекте (в
 современной математике пространством называется любое множество
 каких угодно объектов). В данном плане вполне правомочно
 соотнести себя со всем человечеством или отдельными группами
 людей, объединенными по половому, профессиональному,
 образовательному, досуговому и т.п. признаку. Количество таких
 признаков (и, следовательно, соответствующих отношений) в
 принципе неограниченно. Объективная основа
 теоретико-множественных отношений позволяет соотнести не только
 себя самого с кем или с чем угодно, но и выбрать в качестве
 критерия такого соотнесения любой признак: овал или профиль
 лица, цвет волос, тембр голоса, черты характера, покрой одежды
 и т.д.
  Данная и без того перенасыщенная калейдоскопическая
 картина пространственных отношений приобретет
 кинематографическую подвижность и примет кинематический вид,
 если связать себя с какой-либо системой координат и попробовать
 рассмотреть собственную систему отсчета соотнесенной с
 пространственными координатами, привязанными к другим земным
 телам, планетам Солнечной системы, кометам, звездам, галактикам
 и т.д. (при этом сама система координат может быть не только
 прямоугольной, но и криволинейной, сферической, цилиндрической,
 эллиптической и даже шарнирной*).
  Наконец, картину можно еще больше обогатить, описав ее
 состояние в прошлом или спроецировав в будущее. Другими
 словами, привлечь четвертую временную координату, превратив тем
 самым любую пространственную точку в "мировую линию". Такие
 "мировые линии" допустимо составить для любого материального
 объекта: скажем, жизнь отдельного человека от рождения до
 смерти изобразить в виде "мировой линии", а также соотнести ее
 с "мировыми линиями" других людей, любых материальных тел и
 явлений.
  Уже Ньютон совершенно четко и недвусмысленно связывал
 относительное пространство и время с материально (вещественно)
 данными и чувственно воспринимаемыми внешними (!) вещами,
 обладающими протяженностью и длительностью, что достаточно
 хорошо видно из его трактовки относительного времени:
 "Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная,
 или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при
 посредстве какого-либо движения, мера положительности,
 употребляемая в обыденной жизни вместо истинного
 математического времени, как то: час, день, месяц, год"**.
  Самое интересное и, может быть, парадоксальное с точки
 зрения здравого смысла заключается в том, что введение понятий
 абсолютных пространства и времени обусловлено именно их
 относительным характером (который был для Ньютона самим собой
 разумеющимся фактом). Зачем потребовалось введение
 дополнительных абсолютных понятий -- хорошо показано, к
 примеру, в комментариях Дж. Ламора к уже упоминавшейся книге
 Максвелла. Комментатор, исходя из новейших физических
 представлений, -- в том числе и теории относительности,
 поясняет, что поскольку пространственно-временные параметры
 материальных тел всегда относительны (то есть "всегда бывают
 отнесены к какой-нибудь другой системе"), постольку Ньютон
 задался целью искусственно выделить некоторую основную всеобщую
 "систему референции", к которой можно было бы отнести все
 наблюдаемые величины. В соответствии с этим замыслом Ньютон и
 построил "систему абсолютного пространства и времени,
 относительно которых должны определяться движения и силы в
 природе"*.
  Итак, абсолютное, по Ньютону, -- это прежде всего
 абстрактно-математическое, а относительное --
 чувственно-реальное**. Другое дело, какой смысл вкладывали в
 данные понятия последующие интерпретаторы -- философы или
 естествоиспытатели. Современная физика отказалась от
 ньютоновской "системы референции" и изобрела новую: в
 специальной теории относительности, к примеру, в этой роли
 выступает универсальная световая константа. Вместе с тем
 ньютоновский подход послужил известным толчком для позднейшей
 традиции в разработке концептуальных моделей пространства и
 времени, с разных сторон и в различных аспектах описывающих
 собой обычные абстракции, действительные материальные корни
 которых обнаруживаются только при сопоставлении с отображенной
 в них реальностью. В этом смысле материальность пространства и
 времени выражается в том, что данные коренные формы бытия не
 существуют независимо от реальных вещей и процессов.
  Принцип монистического Всеединства помогает выявить и
 объективные основания развития пространственно-временных
 представлений. Главным источником непрерывного обогащения
 знаний о пространстве и времени является открытие новых
 природных явлений и познание их в неразрывной связи с ранее
 известными фактами. Тем самым обнаруживаются новые, ранее
 неизвестные отношения, требующие либо отображения в новых
 понятиях, либо учета в старых (в результате традиционные
 понятия подвергаются уточнению, корректировке и дальнейшему
 развитию). Знание о существовании объекта мало что дает, кроме
 констатации его пространственно-временной определенности.
 Поэтому такое знание -- бедное, ограниченное, хотя одновременно
 и коренное, существенное, составляющее ядро развивающихся
 представлений о пространстве и времени. Зато познание
 многообразных пространственно-временных отношений поистине
 неограниченно: здесь и неисчерпаемые внешние отношения каждой
 вещи или системы с любой другой, и отношение внутри системы, и
 сложные комбинации различных отношений, находящих оригинальное
 отображение в математических понятиях. Вот почему в
 естественно-математических науках существуют различные,
 казалось бы, совершенно несходные понятия пространства и
 подходы к определению времени. Однако сколько бы ни было таких
 понятий и подходов -- в конечном счете в них отображена одна и
 та же пространственно-временная реальность как неотъемлемый
 атрибут Вселенной.
  В научной литературе обсуждалась гипотеза, согласно
 которой на определенном уровне микромира пространственность и
 временность исчезают и что будто бы вполне допустимо говорить о
 "внепространственных" и "вневременных" формах существования
 материи. Такой вывод вытекает, к примеру, у известного
 американского физика-теоретика Джеффри Чу. Затем эта идея была
 воспринята и получила известное распространение и в
 отечественной литературе*.
  В чем же причина увлечения столь экстравагантной идеей
 "внепространственных" и "вневременных" форм материй? Все в том
 же: в отождествлении пространства и времени с определенными
 пространственно-временными отношениями. Отсюда и получается,
 если в ходе исследования возникает такая ситуация, когда от
 отношений приходится перейти к тем материальным элементам,
 которые данные отношения образуют, то (по условиям подхода,
 ограничивающего пространственность и временность отношениями) и
 выходит: раз нет отношений, значит, исчезли и пространство и
 время. В.С. Барашенков -- первоначально горячий сторонник и
 пропагандист "внепространственности" и "вневременности" на
 уровне микромира -- в дальнейшем смягчил категоричность своей
 позиции и сам же показал ее бесперспективность. В обстоятельной
 монографии, специально посвященной пространству и времени в
 микромире, он скрупулезно проанализировал основные аргументы
 "за" и "против" и пришел к выводу, что ни один из известных
 фактов "в действительности не может служить доказательством
 существования внепространственных и вневременных форм
 материи"*. Однако общая реляционистская позиция автора осталась
 прежней.
  Таким образом, конкретное применение принципа
 монистического Всеединства при анализе общенаучной проблемы
 пространства и времени вновь и вновь показывают: любые уровни
 организации материи (все вместе или каждая в отдельности) не
 могут существовать иначе как в пространстве и во времени.
 Всюду, куда бы ни проникло человеческое познание, движение
 материи выражается в возникновении конечных вещей или
 образовании определенных систем и в их уничтожении или распаде.
 Исходный и завершающий моменты существования любого из конечных
 материальных объектов и служат реальными границами их
 объективной длительности: с возникновением вещи начинается
 длительность ее существования, с исчезновением вещи обрывается
 и конкретная длительность. Аналогичным образом обстоит и с
 протяженностью, пространственные границы которой обусловлены
 самим существованием вещи.
  Реляционный аспект пространства и времени абсолютизируется
 самыми разнообразными способами. Иногда рассуждают следующим
 образом: на протяжении всей истории науки известны две основные
 концепции пространства и времени -- реляционная и
 субстанциальная. Последняя, представлявшая пространство и время
 в виде неких самостоятельных субстанций, не выдержала испытание
 временем и рухнула под напором научных фактов. Развитие науки
 полностью подтвердило правильность реляционной концепции,
 триумф которой как раз приходится на ХХ век.
  При подобном рассуждении по принципу "или-или" неизбежна
 деформация в понимании самого существа пространства и времени.
 Во-первых, все, что не вмещается в прокрустово ложе реляционной
 концепции, связывается с ненаучной точкой зрения и
 отбрасывается якобы за ненадобностью. Во-вторых,
 абсолютизированная реляционная концепция неправомерно
 отождествляется с научным решением проблемы пространства и
 времени. Так, профессор Мичиганского университета Л. Склар
 утверждает, что согласно реляционной концепции в мире реальны
 лишь физические объекты и события, а пространство и время
 представляют собой только их отношения. Тем самым, в-третьих,
 из поля зрения истолкованной в упомянутом смысле реляционной
 концепции опять-таки выпадает экзистенциальный аспект
 пространственности и временности, то есть все, что относится к
 протяженности и длительности существования материальных вещей и
 процессов.
  Истина же состоит не в отбрасывании одного или нескольких
 из правомочных научных подходов, не в их противопоставлении, а
 в монистическом синтезе самих подходов и результатов,
 полученных при их использовании. В этом смысле одинаково
 необходимо и плодотворно исследование как внешних, так и
 внутренних пространственно-временных отношений. В свою очередь,
 реляционный подход (в единстве всех своих аспектов) не
 исключает, а дополняет и дополняется сам познанием бытийных
 (экзистенциальных) сторон пространства и времени.
  Первоначально, на заре формирования
 пространственно-временных абстракций, пространство, собственно,
 и не означало ничего иного, кроме протяженности, как и время не
 означало ничего, кроме длительности. Ни то, ни другое не могло
 означать ничего иного по той простой причине, что понятие
 пространственности формировалось на основе ощущений и
 восприятий протяженности конкретных тел и явлений, а понятие
 временности возникло на той же основе восприятий и ощущений
 реальной длительности конкретных процессов и событий. В
 дальнейшем с возникновением теоретического знания, в
 особенности в результате развития геометрии (и всей математики
 в целом), механики, астрономии и философии, содержание понятий
 пространства и времени значительно расширилось. Пространство
 стало абсолютным, бесконечным, трехмерным, пустым (как,
 например, в античной атомистике или в ньютоновской физике),
 независимым от природы вещей вместилищем материальных тел, -- в
 то время как о протяженности стали больше говорить как о
 характеристике геометрических и механических объектов.
 Аналогичным путем шло развитие категории времени. Однако в
 большинстве случаев (за исключением, разумеется,
 субъективно-идеалистического подхода) пространство и время
 оставались твердым оплотом мировоззрения, опирающегося на
 принцип монистического Всеединства.
  Позиция космистской философии по вопросу пространства и
 времени проста и понятна; она позволяет, исходя из реальной
 протяженности и длительности, присущей всем без исключения
 объектам природной и социальной действительности, установить:
 каким именно образом различные отношения протяженно-длительных
 вещей и процессов приводят к появлению разнообразных
 пространственных или временных характеристик, таких как
 направление, расположение, расстояние, интервал и более общих
 -- координация, субординация, последовательность,
 упорядоченность и т.п.
  Существует мнение, что протяженность и длительность
 выражают исключительно метрические свойства пространства и
 времени и связанны в первую очередь с их количественным
 аспектом. Чтобы разобраться, насколько данное утверждение
 правильно, необходимо рассмотреть вопрос об измерении
 пространственных и временных величин. В повседневной практике
 человек пользуется понятием пространственности не иначе как
 выраженным в каком-то измерении. Суть измерения -- в
 сравнивании; в нем проявляется и объективность измерения,
 поскольку сравниваться могут лишь реальные объекты, находящиеся
 в отношениях, какое бы преломление они ни претерпевали,
 отражаясь в тех или иных понятиях.
  Измерение может быть как однопорядковым (например,
 измерение пространства в единицах протяженности или измерение
 времени в единицах длительности), так и разнопорядковым
 (например, объективно понятию скорости соответствует выражение
 протяженности через длительность)*. Потребности практики
 обусловило и то, что до XIX в. человечество вполне
 удовлетворяли три вида пространственных измерений: одномерное
 (линия), двухмерное (плоскость) и трехмерное (объем).
 Впоследствии возникла (прежде всего в математике, затем в
 физике) теория так называемых многомерных пространств.
  Объективная природа пространства не меняется в зависимости
 от того, в скольких измерениях оно будет выражено.
 Действительная основа линии, площади, объема, а также какого бы
 то ни было многомерного пространства одна и та же -- реальная
 протяженность вещей и процессов материального мира. Возможность
 же измерения пространства-времени каким угодно образом и
 соответствующего выражения любым числом измерений обусловлена
 конкретными зависимостями между внутренними и внешними
 материальными отношениями, в которых могут находиться реальные
 объекты, обладающие пространственностью и временностью.
 Стандартная буханка хлеба имеет около 20 см в длину, примерно
 10 см в ширину и столько же в высоту -- всего 2000 см3. Таково
 ее пространственное бытие в трех измерениях. (Заметим в
 скобках, что длительность временного существования обычной
 буханки хлеба как пищевого продукта -- около суток с момента
 выпечки до полного съедения. Но для последующего анализа
 временная координата не потребуется.) Спрашивается: почему
 пространственный объем буханки (или пространство, ее
 окружающее) имеет три измерения -- не больше и не меньше? Этот
 простой вопрос в действительности один из сложнейших в науке,
 имеет длительную теоретическую судьбу, скрестившую усилия
 философов, математиков, естествоиспытателей.
  Чтобы понять, почему пространство трехмерно, попробуем
 вначале выяснить, почему расстояния между объектами или длины
 физических тел принято выражать в одном измерении. Ведь
 расстояния определяются на поверхности Земли, которая сама по
 себе объемна. Расстояние между объектами на Земле или в Космосе
 -- это ведь тоже расстояние между объемными физическими телами.
 А вот математические точки и линии -- абстракции, в "чистом
 виде" в природе не встречающиеся. Точку и линию можно получить
 путем соприкосновения или наложения объемных предметов (линеек,
 циркулей, карандашей, рейсфедеров, бумаги и т.п.).
  Метр как единица длины в первом определении был равен
 1·10--7 части четверти длины парижского меридиана (то есть
 воображаемой линии на поверхности объемного земного шара). В
 современном определении метр -- длина, равная 1650763,73 длины
 волны в вакууме излучения, соответствующего переходу между
 строго определенными уровнями атома криптона 86. Излучение
 происходит в объемном пространстве между электронами, которые
 также занимают хотя и невообразимо маленький в сравнении с
 привычными макроскопическими человеческими мерками, но все-таки
 объем. Таким образом, реальные вещи, тела, процессы, с которыми
 сталкивается человек в практической деятельности, объемны. По
 существу, объемность (или емкость) и представляет собой
 реальную пространственную протяженность*.
  Измерение -- процесс достаточно произвольный. В популярном
 детском мультфильме длину удава измеряют в попугаях. В
 повседневном быту тоже допустимо забыть о метрах и измерить
 длину или площадь в толщине пальцев или ширине ладони, в
 горстях песка или мешках картофеля. В прошлом вполне обходились
 частями человеческого тела и отношениями между ними, откуда и
 пошли все сажени, локти, шаги, футы, дюймы и т.п. Лишь на
 известном этапе развития науки и техники были введены эталоны,
 сделавшие устаревшими прежние способы измерений.
  В далеком прошлом, на заре математики, практические
 потребности пастушества и земледелия вывели на первое место
 измерение длин и расстояний (а не, скажем, объемов и емкостей).
 Развитие строительной и землемерной практики обусловили переход
 к измерению углов и поверхностей. Абстрактная геометрическая
 наука, отражая логику развития практики и производства,
 двигалась от изучения линии через поверхность -- к объему. Одно
 измерение прибавлялось к другому, в результате в классической
 Евклидовой геометрии объем оказался трехмерным (и
 соответственно плоскость -- двухмерной, а линия -- одномерной).

<< Пред.           стр. 11 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу