<< Пред.           стр. 9 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

  В тюремной камере больной туберкулезом и цингой
 ученый-мученик написал множество научных работ по астрономии,
 астрофизике, химии, минералогии, высшей математике,
 метеорологии, воздухоплаванию, авиации, возможным перемещениям
 во Вселенной, истории науки и религии. В его постоянном поле
 зрения находился широкий спектр космических проблем -- от их
 глубинных истоков (с этой целью он специально выучил иврит и
 другие древнесемитские языки) до полуфантастических целей
 отдаленного будущего.
  В послереволюционное время Морозов был бессменным
 председателем Русского общества любителей мироведения (вплоть
 до его роспуска в 1930 году под надуманным предлогом) и
 директором Естественно-научного института им. Лесгафта. За этот
 период ученый опубликовал десятки статей и книг (среди них
 семитомное исследование "Христос"), прочитал сотни лекций (в
 том числе не имеющий аналогов спецкурс "Мировая космическая
 химия", посвященный эволюции Вселенной), поставил ряд
 уникальных экспериментов (включая нетривиальный опыт по
 проверке специальной теории относительности -- с помощью
 артиллерийских орудий, стрелявших одновременно в
 противоположных направлениях), воспитал плеяду
 ученых-единомышленников и организаторов науки, провел не
 поддающееся учету множество семинаров, обсуждений, встреч
 (немало у себя на квартире).
  Космизм русского энциклопедиста проявился в самых
 различных формах -- от глубоких естественно-научных изысканий
 до "звездного цикла" стихов. В 1920-е годы Морозов специально
 занимался вопросом о галактических воздействиях на человека и
 все живое в русле традиционных для отечественной науки проблем
 космобиологии. Сохранились воспоминания А.Л. Чижевского об этом
 периоде и о продолжительных беседах двух русских космистов.
 Морозов был человеком, беспредельно преданным небу, его мысль
 была постоянно устремлена в космос. Он рассуждал: "Космические
 магнитные силовые линии, подобно гигантской паутине,
 беспорядочно заполняют все мировое пространство. Природа
 настолько значительней, чем ее рисует мозг человека, что она
 безусловно владеет такими поразительными возможностями, которые
 человек не может производить в своих земных лабораториях"*.
 
  * Чижевский А.Л. Вся жизнь. М., 1974. С. 204--205.
 
  Еще задолго до этого, в полутемной одиночке
 Шлиссельбургской крепости, Морозов написал несколько
 космистских эссе (научных полуфантазий, как он сам их
 охарактеризовал), объединенных в сборнике "На границе
 неведомого". В нем затронуто множество извечных космистских
 вопросов: о циклическом развитии Вселенной и эрах жизни, о
 глубинных законах, объединяющих живое и неживое, об
 атомах-душах, о будущих путешествиях в мировом пространстве.
 Перечисленные проблемы -- всего лишь отдельные грани единого и
 целостного космического мировидения. Сам автор следующим
 образом определял направленность своих размышлений
 (первоначальные записи-наброски он ухитрялся тайно направлять
 другим узникам-шлиссельбуржцам и устраивать с ними заочное
 обсуждение): "Да, мы живем на границе неведомого. Как часто,
 глядя ночью в глубину небесного пространства, я, еще мальчиком,
 чувствовал себя как бы на берегу бездонного океана. Берегом его
 была земля, на которой я жил, а бездонным океаном
 представлялось мировое пространство передо мною и надо мною. И
 сколько в нем было неведомого!"*.
  Вопрос, заданный еще ребенком, продолжал занимать русского
 космиста на протяжении всей его жизни. Один из ответов родился
 при ночном созерцании звездного неба, едва различимого через
 слуховое окошко тюремной камеры: "Душа всякого живого существа
 -- это Вселенная в самой себе и при биологическом развитии
 жизни на небесных светилах стремится от поколения к поколению к
 одной и той же вечной цели -- отразить в себе в малом виде
 образ внешней бесконечной Вселенной, дать в себе отзвук на
 всякую совершающуюся в ней где-либо перемену"**.
  Морозова постоянно волновали вопросы обращения времени. Он
 одним из первых дал подробную и беспристрастную
 естественно-научную картину неизбежных астрономических,
 физических, химических и биологических процессов, которые
 неотвратимо должны произойти, если время вдруг потечет вспять.
 Его концепция возможности путешествия во времени была наивной и
 опиралась на представления о волнообразной природе времени. Он
 проводил буквальную аналогию между волнами времени и человеком,
 плывущим в лодке по бушующим волнам. "С этой точки зрения, --
 говорил ученый в докладе на Первом съезде русского общества
 любителей мироведения, -- прошлые дни, годы и века
 существования Вселенной не превратились в небытие, а только
 ушли из нашего поля зрения, подобно тому, как картины природы
 уходят из поля зрения пассажиров, несущихся в поезде по полотну
 железной дороги. В этом случае, действительно, в р е м я --
 целиком налегает на п р о с т р а н с т в о, и все видимые нами
 видоизменения пейзажей остаются для нас не только сзади, но и в
 прошлом. Но они там не исчезают, и, возвратившись назад, мы
 вновь можем проехать по железной дороге тот же путь и видеть
 все детали прилегающих местностей в той же самой
 последовательности"*. В целом же ученый считал, что реально
 существует только прошлое и будущее, а настоящего нет, оно --
 чистая фикция, "щель в вечности" между прошлым и будущим (еще
 один нетривиальный подход в понимании времени!). И все это
 связано со "всеобщей психической космо-кинематографичностью" --
 беспрестанным круговоротом Вселенной.
  Уделяя пристальное внимание новым идеям в различных
 областях естествознания, Морозов был одним из первых среди
 русских ученых, кто дал содержательную и конструктивную критику
 набиравшей в ту пору силу теории относительности. В 1919 году
 он сделал по данной проблеме доклад в астрономическом обществе
 (а год спустя опубликовал его в расширенном виде), в котором
 отметил главную отличительную черту теории Эйнштейна: место
 старых ниспровергнутых абсолютов заняли новые -- пусть
 необычные и экстравагантные, но с методологической точки зрения
 точно такие же -- абсолюты (и в первую очередь -- "абсолютное
 постоянство скорости волн").
  Космистское мировоззрение Морозова было развито не в одних
 только естественно-научных и натурфилософских работах. В
 шлиссельбургской одиночке русский мыслитель создал поэтический
 цикл "Звездные песни" (первопубликация -- 1910 год; за
 содержащиеся в нем революционные идеи автор, выпущенный на
 свободу на волне революции 1905 года, был вновь приговорен к
 тюремному заключению). Три главных темы доминируют в
 космических стихах Морозова: 1) единство Макро- и Микрокосма;
 2) космическая природа любви; 3) космическая предопределенность
 человеческой судьбы. Кредо космистского миропонимания
 сформулировано в программном стихотворении "В вечности":
 
  * Морозов Н.А. Принцип относительности в природе и
 математике. Пб., 1922. С. 9.
 
  В каждом атоме Вселенной,
  От звезды и до звезды,
  Видны жизни вдохновенной
  Вездесущие следы.
  Торжеством бессмертья вея,
  Мысль летит издалека,
  И проносятся над нею
  Непрерывные века.
  В ней проходит, как на ленте,
  Каждый вздох и каждый стон,
  Заключен в одном моменте
  Целый ряд былых времен.
  В нескончаемом эфире
  Целы все твои мечты, --
  Не умрешь ты в этом мире,
  Лишь растворишься в нем ты!
 
  Вселенские законы, в чем бы они ни преломлялись -- в
 звездах, планетах или же в неразгаданной до конца космической
 среде, -- обусловливают существование всего живого, а у
 человека выступают еще и направляющей силой самого глубокого и
 гуманного чувства -- любви:
 
  И властно дала бесконечность
  Веление жизни: живи!
  И жизнь переносится в вечность
  Великою силой любви.
 
  Космическую предопределенность поэт-ученый видел и в своей
 личной судьбе. Не считая возможным изменить заранее
 предопределенное и записанное в "звездной книге", он лишь
 просит Космического вершителя судеб пощадить возлюбленную поэта
 -- его будущую жену -- и возложить всю тяжесть страданий на
 него одного. Как и Циолковский, Морозов признавал атомы
 Вселенной живыми и одухотворенными. Квинтэссенцией
 поэтическо-философского космизма русского мыслителя может
 служить стихотворение "Силы природы", раскрывающее все грани и
 аспекты единения Большого Космоса (Вселенной) и Космоса Малого
 (Человека):
 
  Сила сцепленья
  Вяжет пары,
  Мощь тяготенья
  Держит миры,
  Атомов сродство
  Жизнь создает,
  Света господство
  К знанью ведет.
  Шлет колебанья
  Ток теплоты,
  Силу сознанья
  Чувствуешь ты,
  Всюду движенье
  Внес электрон...
  Сил превращенье --
  Жизни закон!
  Все эти силы
  В нашей крови
  Объединила
  Сила любви.
  В ней оцепленье
  Звездных основ
  И тяготенье
  Вечных миров.
  В самом эфире,
  В светлой зыби,
  Слышится в мире
  Слово: люби!
 
 ВРЕМЯ -- В ПРОСТРАНСТВЕ, ПРОСТРАНСТВО -- ВО ВРЕМЕНИ
 
 
  У французского поэта Жюля Лафорга (1860--1887) есть
 удивительное стихотворение "Жалоба Времени и его подруги --
 Пространства":
 
  Мои руки протянуты вдаль. Столько рук, --
  Но ни правой, ни левой, пространство вокруг
  В беспредельном пути наткало парусины
  Для себя, для беременной звездами сини.
 
  Так друг друга собою наполнили мы --
  Два поющих органа, две сомкнутых тьмы,
  И поем каждой клеткой, молекулой каждой:
  -- Это я! Это я! Но смешна наша жажда...
  (Перевод Павла Антокольского)
 
  Всем -- и поэтам, и ученым -- всегда было ясно:
 пространство невозможно без времени, время -- без пространства.
 Молодой В.И. Вернадский на языке науки четко обосновал
 пространственно-временное единство (континуум). В 1885 году,
 более чем за двадцать лет до появления работ по теории
 относительности, он писал: "Бесспорно, что и время и
 пространство в природе отдельно не встречаются, они
 нераздельны. Мы не знаем ни одного явления, которое бы не
 занимало части пространства и части времени. Только для
 логического удобства представляем мы отдельно пространство и
 отдельно время... В действительности ни пространства, ни
 времени в отдельности мы не знаем нигде, кроме нашего
 воображения"*.
  Вернадский прекрасно сознавал, что ключ к пониманию
 глубинных закономерностей Космоса содержится в правильном
 понимании сути этих фундаментальных общенаучных понятий: они
 неотделимы друг от друга и представляют единый
 пространственно-временной континуум. Кроме того, Вернадский
 совершенно справедливо настаивал на различении между реальным
 пространством, изучаемым в естествознании, и идеальным
 геометрическим пространством. Первое именуется пространством
 натуралиста, второе -- пространством геометра. Задача же
 философии -- не допустить подмены или отождествления этих
 разнотипных понятий, указать и аргументированно доказать, что
 не первое (материальное) вытекает из второго (идеального), а
 наоборот: идеальное отображает материальное. Создатель учения о
 биосфере много размышлял над смыслом временных процессов,
 присущих "живому веществу. Опираясь на понятие "жизненное
 время", он выдвинул ряд чрезвычайно продуктивных идей, пока еще
 не нашедших достойного места в системе теоретического
 осмысления действительности. Решая "великую загадку
 вчера-сегодня-завтра" как целостного всеобъемлющего и
 всепронизывающего вселенского явления, Вернадский совершенно
 закономерно увязывал ее с решением другой, не менее важной,
 загадки "пространства, охваченного жизнью". Сквозь призму
 такого целокупного видения единого субстрата Мира время
 определялось как динамическое текучее пространство. Философские
 выводы великого русского натуралиста лучше всего подтверждают,
 как он сам же и выразился, непреодолимую мощь свободной научной
 мысли и творческой силы человеческой личности как проявления ее
 космической силы.
 
  * Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
 С. 419.
  Проблема неразрывности времени и пространства
 конструктивно исследовалась также М.М. Бахтиным в его
 литературоведческой концепции хронотопа (дословно и нераздельно
 -- "времяпространство") и А.А. Ухтомским на материале биологии
 и психологии. В философском плане все они исходили из идеи
 всеединства бесконечной и вечной Вселенной.
  Всеединство как принцип (идея, категория) разрабатывался
 многими русскими философами (от И.В. Киреевского до А.Ф.
 Лосева), опиравшимися на солидные традиции мировой философии.
 На протяжении веков (начиная с неоплатонизма) сложилось общее
 понимание Всеединства как универсальной целостности мирового
 бытия и взаимопроникнутости элементов его структуры (при этом
 каждый элемент несет на себе отпечаток всего Универсума,
 который в природно-онтологическом аспекте отождествляется со
 Вселенной).
  Уже А.С. Хомяков наметил общую линию, ставшую впоследствии
 генеральной, в теоретическом исследовании
 онтолого-гносеологической проблематики, связанной с объективным
 всеединством Макро- и Микрокосма. Обосновывая вселенский
 принцип Соборности, он видел в нем не только отражение
 целостности и полноты Мироздания, но также и свободного и
 органичного единства общества, исторического процесса, церкви,
 человека, познания и творчества.
  Однако наибольший вклад в разработку концепции Всеединства
 внес В.С. Соловьев (1853--1900): в его философской системе
 данная идея является стержневой и прослеживается, начиная с
 внутренней целостности природы и кончая идеальным
 Богочеловечеством. Обобщенно-сжатая дефиниция Всеединства
 сформулирована им в энциклопедии Брокгауза -- Ефрона*, для
 которой был написан ряд основополагающих статей. Понимая под
 Всеединством целокупность всего со всем (или "всего во всем"),
 Соловьев различал Всеединство: а) отрицательное, или
 отвлеченное; б) положительное, или конкретное. Первое
 предполагает наличие некоторого общего Начала: таковым
 выступает материя в материализме или же самораскрывающаяся идея
 в идеализме. В положительном же смысле единое первоначало
 понимается в форме отношения всеобъемлющего
 духовно-органического целого к элементам и членам его
 составляющим. Идея Всеединства, спроецированная на "сложное и
 великолепное тело нашей Вселенной" позволяет проникнуть в ее
 сокровенные тайны, установить общие "космические цели" и
 "космические начала", раскрыть суть и закономерности тяготения,
 света, межзвездной среды, электромагнитных явлений и т.п. и,
 главное, органически вплести их в ткань мирового Всеединства.
  В общем пафосе исследований всего русского космизма, где
 принцип Всеединства, спроецированный на бесконечный Космос,
 смыкается с классическим принципом материалистического монизма,
 что позволяет сформулировать положение о монистическом

<< Пред.           стр. 9 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу