<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.2.8. Юмор
 
 Обычно юмор понимается как беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь, выражение эмоционального восприятия действительности. Юмор есть и как один из способов разрядки - преобразование отрицательных чувств в нечто прямо противоположное - в источник смеха. Роль юмора в этом случае сводится к защите человеческого Я, поскольку позволяет сохранить самообладание, достоинство и самоконтроль в исключительных (экстремальных) условиях.
 Достигается защита Я, по мнения А.Н. Лук 18>>>, за счет обесценивания смехом объекта, на который направлен юмор. Такое понимание юмора в психологии ведет свое начало З. Фрейда 19>>>, для которого юмор выступал "средством получения удовольствия, несмотря на предшествующие ему мучительные аффекты". Юмор подавляет развитие этого аффекта, занимая его место. Причем удовольствие от юмора возникает в этих случаях за счет не осуществившегося развития аффекта "оно вытекает из экономии аффективной затраты".
 Многие исследования показали, что особенность юмора как психологической защиты состоит в автоматическом преобразовании чувств. Локализация юмора в предсознании делает его непохожим на классические виды защитных механизмов. Как говорил З. Фрейд, юмор может быть понят как высшая из защитных функций.
 По сути, юмор преследует те же цели, что и любая психологическая защита - предупреждение возникновения неудовольствия из внутренних источников, снятие тревоги. Однако, он не скрывает содержания представлений, связанных с мучительным аффектом от сознательного внимания, как это делает, например, вытеснение и не подвергается подавлению со стороны сознательного мышления, поскольку юмор не предстает в качестве чего-то ущербного. Но вместе с тем, он всегда остается защитным механизмом, искажающим адекватное восприятие реальности. И здесь на помощь приходит другая точка зрения, базирующаяся на понимании юмора как особого репрезентативного эмотивно-когнитивного явления, выполняющего функцию авторегуляции общего эмоционально-активационного (психологического и психофизиологического) тонуса. При таком понимании юмора, а авторегуляция достигается за счет двух основных функций:
 1. подбадривание. Юмор регулирует уровень напряжения, побуждая субъекта к деятельности, к преодолению или определенному устранению преграды. Это может достигаться за счет высмеивания (обесценивания) преграды или собственного неадекватного способа действия.
 2. отступание (пораженческий юмор) - снятие напряжения ценой отказа от потребности.
 Таким образом, юмор выступает в качестве защитного механизма и становится одной из форм самоутверждения личности, отличающейся, например, от иронии.
 По этому поводу Ф. Ницше писал о том, что ирония уместна лишь как педагогическое средство в общении учителя с учениками. В других случаях ирония - это бесчинство. Кроме того, привычка к иронии портит характер, она постепенно придает ему черту злорадства: начинаешь походить на злую собаку, которая, кусаясь, научилась к тому же смеяться.
 Таким образом, юмор как и любой механизм психологической защиты, ведет к искажению адекватного восприятия реальности, так как установление "равновесия" во внешнем или внутреннем мире механизмами психологической защиты достигается ценой уступок, регрессии, самообману или неврозу 20>>>, без учета целостной ситуации и долговременной перспективы.
 
 <<<18 Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1978. <<<19 Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.-М., 1996. <<<20 Кочнонас Р. Основы психологического консультирования. М., 1998.
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.2.9. Эмоциональное выгорание
 
 Эмоциональное выгорание - один из новейших, рассмотренных в психологической литературе, механизмов психологической защиты. И в силу своей "новизны" его определение несколько размыто, хотя по сути, ни одно из этих пониманий эмоционального выгорания не противоречат друг другу. Поэтому следует рассматривать эмоциональное выгорание как и всякий механизм психологической защиты в континууме: "психологическая защита - невроз" 21>>>.
 Следует отметить, что эмоциональное выгорание имеет и свои плюсы, так как позволяет человеку экономно и дозированно расходовать энергетические ресурсы. Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнение человеком своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.
 Синдром эмоционального выгорания ставится в зависимость и от темперамента. Иначе говоря, феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа "человек-человек" требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на предсознательном уровне сдерживать свои отношения, подавлять их, заменять на противоположные, что может привести как раз и к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на своих близких, дезорганизуя и профессиональную деятельность, и межличностные отношения.
 
 <<<21 Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.2.10. Обесценивание
 
 При обесценивании целей происходит отказ от бывшего желания или его трансформация в другое, более достижимое.
 Классический пример такого обесценивания приводится в басне Н.А. Крылова "Лиса и виноград". Обычно, потерпев неудачу в чем-то, например, человек не смог купить дорогую большую машину, о которой долго мечтал, из-за своих финансовых возможностей, но он строит свои рассуждения следующим образом (обесценивание здесь идет по линии успокоения себя): большая машина потребляет много бензина. Бензин сейчас дорогой, поэтому лучше, что я приобрел небольшую отечественную машину и дешевле, да и в ремонт можно в любой момент отдать.
 Обесценивание собственных промахов, неудач формирует персональные представления о том, что случившаяся неприятность "ничто" по сравнению с тем, что могло бы быть...
 Так, поступая в университет, абитуриент написал сочинение на "три". При этом он может рассуждать о том, что, конечно, тройка - это не совсем удачная оценка на вступительных экзаменах, но могла бы быть и двойка. Тогда бы его уже точно не допустили к следующему экзамену, и он бы не поступил в вуз, а так есть надежда сдать другие экзамены лучше.
 Защитный механизм обесценивания достижений и успехов окружающих, других людей в целом более сложный и, как правило, завуалирован, при этом успех другого в одной области обязательно связываются с обсуждением его неуспеха, а порой и провала в другой сфере.
 Например, рассуждения о другом личность выстраивает следующим образом: "Он очень быстро и грамотно научился набирать текст на компьютере, но он совершенно не эстетично размещает его на странице! Да у него нет таких дизайнерских способностей!" или "Он талантлив, но совершенно не может выполнять практическую работу".
 Обесценивание достижений других происходит по алгоритму: предмет зависти - это то, что хочет иметь сам автор высказывания, но пока его не имеет; или то, чем человек тайно гордится. Именно вторая часть фразы - способ повышения субъективной самооценки или уровня притязаний и снижения негативных эмоций, накапливающихся завистью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.2.11. Рационализация
 
 Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ "остаться в стаде" и чувствовать себя личностью.
 Ученик объясняет, что не сделал домашнее задание потому, что был занят более важными делами; предприниматель не стыдится скрывать свои доходы потому, что "все так делают"; отвергнутый поклонник считает, что девушка не так уж и привлекательна, и он найдет себе другую, которая не только красивее, но умнее и лучше его понимает; абитуриент, не поступивший в университет, говорит, что таких специалистов сейчас много и трудно найти хорошую работу.
 Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем "фильтрации" информации в соответствие с основными правилами между "должен" и "нельзя" и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения.
 Механизм рационализации близок к интеллектуализации, но в первом случае весь подбор фактов личностью направлен на доказательство утверждения или отрицания цели, в то время как во втором - ее ценности. Рационализация в большей степени связана с мотивацией, интеллектуализация - логико-перцептивным компонентом психологической защиты.
 Например, если человек покупает очень большую квартиру, объясняя это тем, что много мебели, вещей, бытовой техники, то у него может быть скрыт истинный престижный мотив для обоснования правильности своего решения. Личность заменяет действительный мотив поведения "рациональным псевдомотивом".
 Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания и, тем самым, давая возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий.
 Если человек не может найти достойное интеллектуальное обоснование своих действий, оправдывавшего его поступки, то это проявляется в оговорках, описках, неверных жестах. Они как бы своей случайностью избавляют личность от поиска достойных объяснений и доказательств.
 Борьба с рационализацией довольно затруднительна. Так, М.Е. Литвак предлагает личности на первом этапе признать истинность своих желаний, мыслей и чувств, а позднее - стараться поступать в соответствии с ними.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.2.12. Компенсация
 
 Компенсация - онтологически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм. Он предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.
 Автором описания защитных механизмов компенсации и гиперкомпенсации является А. Адлер. Он разработал теорию, объясняющую причины, интенсивность заболеваний и их локализацию в теле. Он предположил, что у каждого человека отдельные органы слабее других, что делает их более восприимчивым к болезням и поражениям. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был неполноценным от рождения. Адлер наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства в этой области.
 А. Адлер указал на то, что процесс компенсации имеет место и в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия. Ощущение неполноценности по разным причинам может стать чрезмерным. В ответ на чувство неполноценности у индивидуума появляются две формы защитных механизмов: компенсация и гиперкомпенсация. Гиперкомпенсация проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты.
 Например, ребенок с плохим зрением становится впоследствии выдающимся художником или великолепный пример - "модель Демосфена", ставшего прекрасным оратором. Будучи шепелявым с детства, Демосфен, исправляя дикцию, много тренировался, произнося речи с камнями во рту. Он сумел добиться совершенства в речевой технике.
 Компенсация же проявляется в том, что вместо развития недостающего качества человек начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Например, физически слабый ребенок достигает большого мастерства в игре в шахматы. Этот вид компенсации называют косвенным, снижающим остроту неприятных переживаний. Одни авторы в качестве косвенной компенсации рассматривают несколько ее видов: сублимация, субституция, фасад, маска, экранирование.
 Несколько иной компенсаторный механизм был предложен К.Г. Юнгом 23>>>, разработавшим теорию комплексов, согласно который каждая личность существенно множественна. Под комплексом понимается сочетание ассоциаций с физиологическими реакциями, обладающих собственной энергией, имеющей тенденцию образовывать как бы отдельную маленькую личность.
 Компенсация действует сообразно принципу саморегуляции: личность естественным образом стремится уравновесить себя в среде разнообразных противоположных комплексов. Любое возникающее недовольство принадлежит текущей ситуации, подогнано под свое архетипическое значение и выражается в виде сновидений, эмоциональной неразберихи и др.
 
 <<<23 Юнг К.Г. Человек и симптомы. М., 1997.
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.2.13. Интеллектуализация
 
 В психоанализе одна из наиболее ясных трактовок интеллектуализации дана А. Фрейд. Она рассматривала интеллектуализацию как защитный механизм, доводящий до крайности процесс, в ходе которого человек стремится овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими. По ее мнению, проблема заключается в том, как связать инстинктивную сторону человеческой природы с остальной жизнью, как выбрать между практикой реализации бессознательных эмоций и их отвержением.
 А. Фрейд считала интеллектуализацию специфическим защитным механизмом и выделяла следующие его характерные черты:
 1. Сосредоточенность на конкретных объектах, реальных вещах в противовес объектам фантазий.
 2. Повышенное внимание к процессу рассуждения, размышления.
 Дружба в подростковом возрасте основывается на желании рассуждать. Диапазон тем, интересующих молодых людей, очень широк: они обсуждают свою любовь, замужество, политические проблемы, приобретение профессии, философские проблемы смысла жизни, свободы и др.
 3. Практическое отсутствие связи рассуждений и реального поведения.
 Например, у подростков романтический взгляд на любовь сочетается с неразборчивостью связей, эмпатия в процессе рассуждения - с реальным безразличием к близким, к окружающим людям. А. Фрейд объясняла данную особенность тем, что это не попытка разрешить задачу, поставленную реальностью, а скорее способ снятия напряжения, настороженного отношения к аффективным процессам и перевод их на уровень абстрактного мышления.
 4. Бегство от конфликта сменяется поворотом к нему. Это чисто интеллектуальный процесс представляет собой обдумывание и выработку множества способов для предотвращения опасности.
 Кроме того, в психоанализе этот термин употребляется при рассмотрении проблемы сопротивления процессу развития личности. Здесь выделяются два возможных варианта поведения людей. Одни излагают свои проблемы исключительно в рациональных категориях. Так, при наличии проблемы выбора объекта любви рассуждают о сравнительных достоинствах брака и свободной любви; другие рассказывают о своих воспоминаниях, эмоциях, но возникает впечатление будто все происходит по заранее составленному плану. Такие люди дают оценки и истолкования, избегая тем самым вторжения в свое бессознательное.
 Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для анализа содержания эмоций ожидания, предвидения, боязни пережить разочарования. Образование механизма принято соотносить с фрустрацией, связанной с неудачами в конкуренции со сверстниками.
 Патологические формы интеллектуализации обычно возникают в связи с проблемой отчуждения и манипулятивного поведения. Представители гуманистического направления в психологии Э. Шостром 24>>> , Э. Фромм часто называют современного человека "озабоченным автоматом", неспособным к открытому спонтанному выражению собственных чувств и предпочитающим быть "разумно невозмутимым". В результате манипулятор может хорошо говорить о красоте пейзажа, но не испытывать эмоций при виде его.
 Терапия прежде всего направлена на обучение человека контролю и управлению процессом интеллектуализации, а также на формирование способности непосредственного отреагирования, выражения собственных эмоций.
 Интеллектуализацию часто сравнивают с рационализацией, так как оба являются следствием интеллектуальных процессов. Но интеллектуализация - это нейтрализация эмоции, а рационализации - это псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы личности потерей самоуважения.
 Основная задача рационализации - найти весомые доказательства, оправдывающие неверные поступки личности, а интеллектуализации - обосновать свое бездействие, поставив его причины в зависимости от объективных условий.
 Цель интеллектуализации - самооправдание. Защитная тактика состоит в акцентуировании или прямом приписывании собственному Я привлекательных качеств; своеобразной интерпретации личностных черт: трактовка агрессивности как активности, скупости как бережливости, эмоциональной несдержанности как принципиальности. Защита типа "кислый виноград" направлена на дискредитацию недосягаемого объекта. Это обратный механизм, по которому, например, бережливость у других лиц интерпретируется как скупость.
 
 <<<24 ШостромЭ. Анти-Карнеги. М., 1997; ФроммЭ. Бегство от свободы. М., 1993.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.2.14. Интроекция
 
 Интроекции описаны Ф. Перлзом, который полагал, что интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал.
 В качестве интроекций выступают "правила жизни", которые ребенок получает от родителей и окружающих, так как этот процесс, в понимании гештальтпсихологии, происходит как процесс имитации, импритинга, ролевого обучения. Ребенок к своим интроекциям обдуманно начинает относиться, начиная с подросткового возраста, добиваясь своей персональной автономии. Осмысление, переработка и принятие (отказ) содержания интроекций происходит в течение всей жизни человека.
 Интроекции имеют следующие психосемантические проявления: "Я должен...", "Мне следует...". Они могут проявляться в нереалистических ожиданиях от других людей и от себя, в смене одних интроекций другими, стремлении жить по чужим правилам и др. Интроекции возникают в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей.
 Все выше перечисленное отличает механизм интроекции от проекции, при которой, наоборот, делается попытка придать внутреннюю форму всему внешнему миру. Иногда в литературе интроекцию называют "положительным перенесением", а проекцию - "отрицательным".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.2.15. Ретрофлексия
 
 По меткому выражению Ф. Перлза (1973), ретрорефлектор (человек с ретрофлексивным защитным механизмом) делает для себя то, что он хотел бы сделать другим.
 Описывая ретрофлексию, Полстер (1973), считал, что такая форма взаимодействий индивида с другими людьми позволяет ему становиться "отдельной и самосохраняемой единицей", подчеркивать свою центральную человеческую силу. Она может нередко вызывать стресс и напряжение, так как заключается во внутреннем Я и не выливается в поведенческих реакциях.
 Ретрофлексия выражается в самоконтроле и самодисциплине (Д. Рейнуотер, 1993) и обеспечивает тип контроля, защищающий личность "от внешних вторжений и влияний на ее переживания и чувства". Как и многие защитные механизмы личности, ретрофлексии начинают формироваться в детстве.
 Рассмотрим пример детской ретрофлексии. Ребенок интроецирует "послание" взрослых: "Каждый мальчик должен быть мужчиной и не плакать по пустякам". Но, играя в футбол во дворе, ребенок упал и сильно ушиб колено о камень... Боль... Появляются слезы... Плач... Но, ретрофлексируя, он прячет свою боль во внутрь, останавливает слезы, прекращает крики...
 Вместе с тем, во многих работах (преимущественно гештальт-психологического толка) отмечается, что частые ретрофлексии могут вылиться в "нездоровье" - психосоматические нарушения, депрессию и самодеструктивное поведение. Ретрофлексивные защиты имеют и внешнее выражение - напряжение мышц и мускульные проявления (сжатие кулаков, закусывание губ, совершение "боксерских" ударов по предметам, задержки дыхания и др.), изменения цвета кожи в местах блокирования энергии. В этих ситуациях важно "перераспределить" энергию и значительную ее часть направлять не на себя, а на окружающих.
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.3. Ретро-защиты
 
 Настоящая группа объединяет те механизмы психологических защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения. Прибегание к этому типу защит косвенно свидетельствует о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости. Они наиболее близки к развитию деструктивных, порой патологических свойств личности, формируя черты подчинения и зависимостей.
 Ниже будут описаны следующие защитные механизмы:
 * отступление;
 * самозамыкание;
 * дефлексия;
 * окаменение;
 * уход в виртуальную реальность/виртуальность;
 * комплекс Ионы;
 * регрессия:
 o примитивные механизмы:
 * отрицание,
 * расщепление,
 * проективная идентификация,
 * парциальная перцепция,
 * двигательная активность;
 * оглушение.
 Завершая данную главу, следует отметить, что все виды психологических защит личности имеют "двойной", "парадоксальный" эффект -- позитивный ("освобождение" от неприятных переживаний на некоторое время) и негативный (искажает реальность, создает иллюзии, не позволяет решать возникающие проблемы, являясь сопротивлением для личностного развития и личностного роста).
 В процессе психологического консультирования и терапии, одной из важнейших, а вместе с тем и трудных, задач для психолога является диагностика и "снятие" (или временная "нейтрализация") психологических защит, сопротивления личностному изменению, об основных путях которого и пойдет речь в следующей главе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.3.1. Отступление
 
 Отступление, предохраняя личность от негативных переживаний, обедняет ее внутренний мир, скудеет и мир мыслей, и мир чувств, в целом вся аффективная сфера. Нередко проявления этого механизма формирует покорность, безразличие, снижение целеполагания и целенаправленности личности, эмпатии, ценностей, что неминуемо ведет к манипулированию личностью другими людьми, группами. Отступление как защитный механизм начинает обычно формироваться с детства - когда слабый ребенок попадает в "подчинение" родителей, сверстников - лидеров и является их "тенью". Такой тип защиты проявляется и у взрослых в разнообразных сферах общественной и личной жизни - служебных коммуникациях, семейных контактах, браке, приятельских компаниях и др.
 В зрелом возрасте могут актуализироваться детские страхи или складываться новые при взаимодействии с авторитарными, деспотичными людьми. Механизм отступления ведет к своеобразной деперсонализации. Э. Фромм заметил, что покорность индивида сочетается со стремлением к власти. Индивид "находит" себя, если он вливается в группу, полностью ей подчиняясь (проявляя конформность) и как бы властвует через нее. Подобный статус снимает осознание своей слабости, изолированности, зависимости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.3.2. Дефлексия
 
 Дефлексия проявляется во многих поступках, включая принудительные и аддитивные. Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом опыте индивида, предохраняя личность от эмоциональных срывов. Считается, что дефлексия - это стратегия личности, связанная с избеганием выбора, отказа от интенции.
 Внешне дефлексия может проявляться в отсутствии зрительных контактов с партнерами по общению; специфических движениях тела - поворот его от контакта с человеком, постоянных движениях, топтании на месте и др. Для ослабления дефлекционных влияний человек должен учиться, прежде всего, освоению управления внутренними коммуникациями и способами внешних взаимодействий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.3.3. Окаменение
 
 Окаменение как защитный механизм было упомянуто П. Лейтсером. Близким ему являются понятия: притупление чувств, онемение, отрешенность, чувственное оглушение, ощущение нереальности, заторможенность чувств и т.д.
 Например, при сдерживании гнева индивид поджимает губы, сжимает кулаки, принимает "бойцовскую позу", сводит брови, раздувает крылья носа... У таких индивидов всегда недовольное, сердитое выражение лица, формируется сутулость, зажатость, отвердение характера, декомпенсация, исчезает психическая гибкость.
 Окаменение, как и всякий защитный механизм личности, играет как позитивную, так и негативную роль в психическом развитии. Окаменение - один из способов совладания с определенными жизненными стрессами, снятия напряженности; создания деловой маски, картины полной безэмоциональности и психической невозмутимости; ориентации на поведение автомата; предупреждение развития депрессивных реакций.
 Вместе с тем, окаменение как форма психической защиты ограничивает способности человека реагировать на реальные события; обедняет межличностные контакты; не позволяет быть эмоционально раскрепощенным, что ведет к телесным и психическим нарушениям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность
 
 Уход в виртуальную реальность / виртуальность является типическим проявлением психологической защиты, называемой уходом.
 Виртуальная реальность становится таким же модным термином, как когда-то "Эдипов комплекс", "экзистенция", "архетип", "образ мира" и т.д. И не только в психологии, но и в культуре вообще. При этом довольно трудно выделить в них что-то общее. Так, можно обнаружить, по крайней мере, три типа явлений, претендующих на статус "виртуальных":
 1. виртуальные компьютерные миры, разнообразные кино- и телефильмы, главная отличительная черта которых - возможность взаимодействия с вымышленной "реальностью";
 2. художественный вымысел и образы фантазии - книги, фильмы, живопись, а также сны и мечты;
 3. реальность абстрактных понятий и категорий, которым не всегда соответствуют реальные физические процессы.
 Общее в этих явлениях то, что все это субъективные модели реальности, в одном случае существующие в виде материального воплощения (компьютерные модели и графики), в другом - в виде недоступного для внешнего наблюдения субъективные образы (сон, фантазии) в третьем - в виде научных конструктов и понятий.
 Р. Лифтон и Э. Ольсон пишут о том, что моделирующая способность, которой обладает психика, с одной стороны, отражает существующую объективную реальность, с другой стороны - формирует ее психическую модель, которая относительно независима от первой, поскольку существует вовне и воспринимается как самостоятельный объект.
 Будучи производным психики, психические модели так же предстают, являются психике, как и объективный мир. Иной раз психика делает это различие между объективной и виртуальной реальностью, между фактом и фантазией, но иногда нет.
 Интернет, психотронное оружие, компьютерные игры - все это буферная реальность, предохраняющая личность от прямого соприкосновения с человеческой реальностью, опосредующая контакт с миром (в том числе и социальным). Одно и то же явление может выступать в разных функциях и относиться к разным сферам виртуальной реальности. Новые интерактивные формы кино, литературы, допускающие вмешательство наблюдателя в сюжет, переводят эти явления из класса "виртуальной виртуальности", чистого вымысла в класс "виртуальной реальности", вымысла, который можно "пощупать руками", в который можно физически перенестись. Переход виртуальной реальности в реальную реальность (управление виртуальной моделью космического корабля, химическим процессом) повторяется в точности как с реальными предметами.
 Одним из видов виртуальных защитных механизмов является уход от неприятностей, существующих в реальной жизни, с помощью средств воображения. Воображение проявляется в различных формах, в частности - фантазии и мечты, которые и осуществляют идеальное преобразование объективной реальности, переосмысления образов, ситуаций.
 Включение в виртуальную реальность рассматривается с различных позиций и предполагает выполнение ряда функций:
 * преодоление интрапсихического конфликта, вызванного глубинными причинами, которые лежат либо в области семейных отношений, отношений со сверстниками, внутриличностным конфликтом;
 * защитный механизм личности, так как, погружаясь в виртуальную реальность, человек как бы защищает себя от каких-то проблем, тревоги, комплексов; средство компенсации неудач. Именно виртуальный мир дает ту свободу действий, свободу выражения мыслей, чувств и эмоций, которые в реальной жизни зачастую не всегда возможны;
 * защитой сознания от напряжения, тревоги и т.д. в виртуальном мире бывает более "наглядна".
 Яркие, неожиданные ситуации виртуального мира становятся и привлекательнее, и реальнее тусклой повседневности. Защитные механизмы, построенные на фантазии, мечте ("воздушные замки") отличаются наибольшей пассивностью субъекта, плохой адаптированностью к социальным условиям. Основными разновидностями этого являются:
 1. Виртуальные достижения. Субъект придумывает для себя достижения в тех проблемах, которые он не может решить в жизни.
 Например, отвергнутый группой сверстников подросток воображает себя известным актером, приехавшим в свой город, и все его бывшие обидчики умоляют дать автограф, прийти в гости, "помочь достать" билет на его выступление и пр. Основной недостаток - отсутствие дальнейшей реальной деятельности, наличие фантастической удовлетворенности.
 2. Виртуальная идентификация - отождествелние себя с великим человеком или персонажем - героем битв, мужества и красоты или "великим мучеником", связанные с фантастическим избавлением от ситуации.
 Причиной погружения в виртуальную среду может быть некая психотравмирующая ситуация (потеря близкого человека, работы, семьи и т.д.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.3.5. Комплекс Ионы
 
 А. Маслоу сделал предположение, что большинство людей (если не все), нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования привели к заключению, что побуждения к реализации человеческих потенций естественно и необходимо. И все же только некоторые, как правило, одаренные люди достигают ее (меньше чем 1 процент всего населения, по оценке А. Маслоу). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала, не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы, защитный механизм, препятсвующий личностному росту.
 А. Маслоу пишет также и о том, что в данном случае человек сдерживает как худшие, так и лучшие свои позывы, что мешает ему добиться в своей жизни большего, чем он достигает.
 Практически каждая личность могла бы добиться в своей жизни большего, чем достигает. В каждом индивиде есть нереализованные или нераскрытые возможности. Но многие люди уклоняются от пути, предначертанного природой, так как по мнению А. Маслоу, пытаются избежать ответственности, которая возлагается на личность, ответственности за свою судьбу.
 Человек может бессознательно боятся своих лучших способностей (как и своих низших по-буждений), быть свободным, интенциональным, т.е. таким, каким представляется он себе в краткие, прекрасные минуты прозрения.
 Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянный готовности рисковать, ошибаться, отказывается от старых привычек. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Поэтому большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, т.е. придерживаться старого стиля поведения. Но реализация потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Более того, человек испытывает страх не только по отношению к своим собственным возможностям, но и амбивалентен по отношению к высшим возможностям других людей.
 Воспользуемся еще раз словами А. Маслоу - он пишет о том, что возьмется ли кто-нибудь, кто заглядывал в глубины человеческой души, отрицать, что наше отношение к благородному и святому человеку двойственное, а порой даже враждебное? А если человек красив? Или велик? Или гений? История дает множество тому подтверждений. Мы, конечно, любим великих людей, мы восхищаемся ими, воплотившими в себе все самое лучшее, что может быть в человеке - добро, справедливость, красоту, совершенство, успех, но при этом испытываем неловкое чувство, тревогу, беспокойство, а возможно даже ревность и зависть. Эти люди как будто напоминают нам о собственной малости, неуклюжести, неловкости. Они лишают нас самоуверенности, самообладания, самоуважения.
 Здесь-то и спрятан ключ к разгадке. По мнению А. Маслоу, великие люди уже самим фактом своего существования и теми качествами, которыми они прославились, вольно или невольно принижают других, вызывая ответную проекцию. Только осмысление и понимание способны победить эту враждебность. Найти в себе силы осознать и проанализировать собственную встречную оценку самого себя, понять истоки бессознательного страха и ненависти к настоящим, благородным, красивым людям, тогда, возможно побороть свою неприязнь к ним, научиться любить высочайшие возможности другого человека, и полюбить себя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.3.6. Регрессия
 
 Регрессия как защитный механизм личности была изучена и описана З. Фрейдом 25>>> , который понимал его преимущественно как форму возвращения бессознательного от генетически поздней фазы развития к более ранней и который осуществляется путем смены различных психических систем. По этому поводу З. Фрейд писал, что следует различать регрессию трех видов:
 1. топическую, обусловленную функционированием психического аппарата;
 2. временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;
 3. формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.
 Эти три формы в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психологической топике в системе восприятия.
 Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует о неуверенности в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур. Примером регрессии являются примитивные механизмы.
 
 <<<25 ФрейдЗ. Психология бессознательного. М., 1990.
 
 
 
 
 
 
 
 3.2.3.7. Оглушение
 

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу