<< Пред. стр. 16 (из 16) След. >>
187 хора
[определить "онтологическую природу" "пространственной среды"] составляет
значительную проблему, поскольку Платон говорит о "пространственной среде"
только используя полностью метафорический язык, который трудно специфицировать.
Вот почему мы анализируем в первую очередь две сюжетно-образных линии: одна
направлена на сексуальные отношения, а другая - на созидательную
деятельность..." (р. 208, ср. с р. 211 - 214, 217, 222).
Конечно, мы не собираемся здесь критиковать использование слов, относящихся к
метафоре, сравнению или образу. Часто они бывают необходимы по причинам, которые
мы попытаемся здесь объяснить. Нам может выпасть случай прибегнуть к ним. Но
есть такая точка, как нам кажется, где уместность такого риторического кода
наталкивается на предел и должна быть проанализирована как таковая, стать темой
и прекратить быть только операциональной. Речь идет о такой точке, где концепты
этой риторики кажутся построенными на "платоновских" оппозициях
(умопостигаемый/чувственный, бытие как эйдос/образ и т. п.), именно от которых
уклоняется хора. Внешнее многообразие метафор (или же мифологем вообще) означает
в этих местах не то, что собственный смысл может стать умопостигаемым, только
используя обходные пути, но что оппозиция дословного иносказательному, ни в коей
мере не теряя своей ценности, находит здесь предел.
2 Он это делает, в частности, в "Основных понятиях метафизики" в коротком
отрывке, а точнее, замечании между скобками: "(Ссылка на этот отрывок по "Тимею"
[50d-e] призвана не столько прояснить сочленимость и , со-явления (des
Miterscheinens) и бытия как устойчивости, сколько должна в то же время указать,
что, начиная с плато-новой философии, т. е. в трактовке бытия как, готовится
(vorbereitet) трансформация, посредством которой, с трудом представимые сущности
места (Ortes) () и хоры (), замещаются на "пространство" (Raum), определяемое
протяженностью (Ausdehnung). Хора могла бы означать то, что разделяет, что
отходит в сторону от всякой единичной вещи, то, что ускользает, но также то, что
как раз принимает другую вещь и размещает ее (Platz macht)?)". (S. 50 - 51)
Среди всех вопросов, которые должен ставить перед
188 Ж. Деррида
нами этот текст и его контекст, наиболее сложный, конечно же, - о всех тех
решениях, которые допускаются этим "готовится" (vorbereitet).
3 Gegel G.F.W. Vorlesungen uber die Geschichte der Philosophie, Einleitung, B,
2b, Verhaltnis der Philosophie zur Religion, Werke 18.Suhrkamp, S.103.
4 Ор.сit.S. 108.
5 Ibid.
6 Detienne M., VernantJ.-P. Les Ruses de 1'intelligence, la metis des Grecs. (p.
66). В "Тимее" о Гее упоминает египетский жрец в том месте, к которому мы еще
вернемся. Это там, где он признает самым древним афинское поселение, о котором,
однако, кроме мифов, не сохранилось никаких иных свидетельств, а письменный
архив находится якобы в Египте (23 d -е). См. также Heidegger M. Nietzsche. Bd.
1. S. 350. "Хаос, ( ) означает промежуток [расхождение между краями] (das
Gahnen), расселину, то, что раскалывается надвое (Auseinanderklaffende). Мы
рассматриваем хаос в тесной связи с исходной интерпретацией сущности алетейи,
понимаемой как разверстая пропасть (см. "Теогонию" Гесиода). Функция
представления о Хаосе у Ницше (пред)упреждать "гуманизацию" (Vermenschung)
сущего в его целостности. "Гуманизация" несет в равной мере как моральное
объяснение мира, исходя из решения Творца, так и техническое, исходя из
деятельности Великого мастера. Демиурга (Handworker)".
7 "Платон дает определяющую трактовку (massegehende Deutung) для западной мысли.
Он говорит, что между сущим и бытием имеется (bestehe) обозначает место (Ort).
Платон хочет сказать, что сущее и бытие находятся в разных местах. Сущее и бытие
по-разному размещены (sing verschieden geortet). Следовательно, если Платон
считает ; различением места между бытием и сущим, то он ставит вопрос о совсем
другом месте (nach dem ganz anderen Ort) Бытия по сравнению с сущим"
(Qu'applle-t-on penser?/Trad. francaise A. Becker, G. Granel.-R 261). Позже мы
более детально вернемся к этому отрывку в тексте и к его контексту.
8 Это один из мотивов, связывающих данное эссе с тем, которое мы посвятили
понятию Geschlecht у Хайдеггера. См., например, введение к Geschlecht,
difference sexuelle, difference ontologique // Psyche. Invention de 1'autre. -
Paris: Galilee, 1987.
189 хора
9 См. Маркс К. Капитал. Т. 1. Отдел пятый. Гл. XIV, сноска 5. В другом
контексте, например, в курсе семинаров 1970 года в Высшей Нормальной школе
"Теория философского дискурса: условия отнесения текста к политической
философии. Пример материализма", эти размышления над "Тимеем" пересекались с
другими вопросами, которые у нас остаются на втором плане и к которым я еще
вернусь. Изучались и другие тексты, особенно, тексты Маркса и Гегеля, в которых
рассматривались отношение к политике у Платона вообще, а также разделение труда,
миф, риторика, материя и т. п.
10 Возможность войны взламывает идеальность в идеальном описании идеального
государства, в самом пространстве этого вымысла или этого представления. Жила
этой проблематики, следовать которой мы теперь не можем, по-видимому одна из
самых богатых. Она могла бы привести нас, в частности, к первоначальной форме
вымысла, который мы находим в "Об общественном договоре". По Руссо состояние
войны между государствами не может дать место какому-либо собственному праву,
чисто гражданскому, такому, какое должно царить внутри государства. Даже если
война имеет свое особенное право, право людей (genos, люди, народ, этнос), она
заставляет нас вернуться к состоянию некоторого рода специфической дикости.
Война выводит общественный договор за его собственные границы. При помощи такого
временного отстранения она показывает его ограничения, в один прекрасный день
она проливает свет на границы как самого общественного договора, так и
теоретических или фантастических рассуждений, описывающих его. А в конце книги и
этого идеального вымысла Руссо в нескольких строчках затрагивает проблему,
которую он так и не раскроет. Следовало бы очень внимательно проанализировать
это заключение и эти соображения о войне, то особенное отношение, в котором они
состоят с "внутренним" общественного договора в тот момент, когда они
открываются "вовне". Отношение тематическое, но к тому же и формальное, проблема
композиции: Руссо как бы протирает себе глаза, чтобы рассмотреть то, что
находится вне вымысла или идеального развития. Он открывает глаза, но закрывает
книгу: "После того, как я установил истинные принципы политического права и по-
190 Ж. Деррида
пытался заложить основания Государства, мне следовало бы укрепить оное
посредством его внешних отношений: это включало бы международное право,
торговлю, право войны и завоеваний; публичное право, союзы, переговоры, договоры
и так далее. Но все это составляет уже новый предмет, чересчур обширный, чтобы
мой взгляд мог его охватить. Мне следует рассматривать то, что более близко ко
мне." (Гл. IX, Заключение. - Цит. по: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или
Принципы политического права/Пер. с фр. АД. Хаютина и B.C.
Алексеева-Попова//Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.: Наука, 1969. - С. 256).
11 См. Loraux N. Sur la race des femmes//Les Enfants d'Athena. - R, 1981. - R 75
sq.). В рассматриваемом нами здесь контексте и в предшсствующей главе, названной
"L'autochtonie: une tiopique athenienne", можно прочитать, в частности, что
Афины это "одновременно кормилица (trophos), родина и мать" (Panegyrique
d'Isocrate), а также "соперничающие и взаимодополняющие полюса, logos и mythos"
которые "в конфронтации, но и в содействии делят между собой театральную сцену"
(р. 67 -72). Что же до расы мужчин (genos anthropon), то египетский жрец в
"Тимее" указывает для них "места": это места благоприятные для памяти, для
хранения архивов, для письма и традиции, это "зоны" умеренности, которые
предохраняют от разрушения жарой или холодом (22с-23а).
Директор издательства: Абышко О. Л.
Главный редактор: Савкин И. А.
Художественный редактор и макет обложки: Бондаренко А.
Деррида Ж. Эссе об имени / Пер. с фр. Н.А. Шматко - М.: Институт
экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. - 192 с. (серия
..Gallicinium)
ИЛ ј 064366 от 26. 12. 1995 г.
Издательство "Алетейя": Санкт-Петербург, ул. 2-ая Советская, д. 27 Телефон:
(812) 277-2119 факс: (812) 277-5319
Сдано в набор 05.08.1997. Подписано в печать 15.05.1998. Формат 84х108 V32-
объем 6 п.л.
Тираж 2000 экз. - заказ ј 3687
Отпечатано с готовых диапозитивов в Санкт-Петербургской типографии "Наука. РАН:
199034, Санкт-Петербург, 9 линия, д. 12
Printed in Russia
<< Пред. стр. 16 (из 16) След. >>