<< Пред.           стр. 10 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Слух и зрение
 
  Подзрения в нарушении СЛУХА И ЗРЕHИЯ могут возникнуть, если к концу
  1. 1-го мес. ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями
 луча карманного фонарика вправо-влево;
  2. 2-го мес. не прислушивается к звону колокольчика и не следит гла-
 зами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
 3. 3-го мес. не ищет глазами, откудазвенит колокольчик;
  4. 5-го мес. не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение ма-
 тери;
  5. 6-го мес. уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся
 вне поля его зрения;
  6. 7-го мес. не может стучать кубиком по столу;
  7. 8-го мес. не прислушивается к разговору взрослых;
  8. 9-го мес. не может стучать кубиками друг о друга;
  9.10-го мес. не сбрасывает игрушки со стола;
  10.12-го мес. не проявляет интереса к автомашинам;
  11.15-го мес. не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него
 на глазах;
  12.24-го мес. не может отличить сьедобное от несьедобного;
  13.32-го мес. не может выложить кубики в одну линию.
 
  Развитие речи
 
 Признаки нарушения РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
 Если к концу
  1. 1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением;
  2. 4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают;
  3. 5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба),
 не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы,
 которые мать называет ("Где папа ?");
  4. 7-го мес. не пытается привлечь к себе внимание какими-либо опреде-
 ленными звуками;
  5. 9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных звукосо-
 четаний и слогов;
  6. 10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия
 или помахать ручкой в знак прощания;
  7. 12-го мес. не может произнести ни слова, не прислушивается к музы-
 ке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
  8. 15-го мес. не может адекватно употреблять слова "мама" и "папа";
  9. 20-го мес. не может произнести 6 осмысленных слов;
  10. 20-го мес. не может показать части тела, которые ему называет
 взрослый;
  11. 29-го мес. не понимает разницу между словами "большой" и "ма-
 ленький";
  12. 36-го мес. не может показать, какая линия из 3 самая длинная;
  13. 37-го мес. не может ответитьна вопрос, как его имя и фамилия.
 
  Развитие ребенка в социальном плане
 
  Обратитесь к врачу, если ребенок к концу
  1. 1-го мес. не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди
 или прижимает к себе;
  2. 2-го мес. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
  3. 3-го мес. не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заго-
 варивает с ним или улыбается ему;
  4. 4-го мес. не выражает радость, когда с ним играют;
  5. 5-го мес. не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не мо-
 жет отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;
  6. 6-го мес. не проситься "на ручки", протягивая свои ручки к взрос-
 лому;
  7. 7-го мес. не ласкается к матери или близкому человеку;
  8. 9-го мес. не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается
 прятаться за мебель или не сердиться, когда у него отбирают игрушку;
  9. 10-го мес. не повторяет или не имитирует такое действие, которое
 вызывает смех окружающих;
  10. 11-го мес. не поддерживает чашку при питье и не может самостоя-
 тельно есть сухарь;
  11. 12-го мес. не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает,
 заметив свое отражение в зеркале;
  12. 15-го мес. не может играть с матерью в мяч, не может самостоя-
 тельно удержать стакан и пить из него;
  13. 19-го мес. не играет с плюшевым медведем или куклой;
  14. 20-го мес. не может сам надеть носки, обувь и шапку;
  15. 21-го мес. не может, подражая матери, выполнять некоторые хоз.де-
 ла;
  16. 24-го мес. не может сам вымыть и вытереть руки;
  17. 29-го мес. еще не может словами попросить еду;
  18. 30-го мес. не может один есть ложкой;
  19. 34-го мес. еще не говорит о себе, применяя местоимение "Я", не
 может сам одеться, не ходит своевременно в туалет."
 
  Методические рекомендации для левшей-дошкольников
 
  Hеобходимо отказаться от переучивания, т.к. произвольная смена веду-
 щей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы дея-
 тельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтро-
 лировать. "Фактор переучивания (декстра-стресс) является по существу вы-
 сокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов у лево-
 руких детей (А.Л.Чуприков.) К наиболее часто встречающимся проявлением
 невротической симптоматики у переученных левшей можно отвести:
 - нарушение сна;
 - нарушение аппетита;
 - головные боли (боли в животе);
 - страхи;
 - энурез;
 - заикание;
 - тики; навязчивые движения;
 - повышенная возбудимость, раздражительность;
 - укачивание в транспорте:
 - повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
 - двигательное беспокойство, неусидчивость;
 - вялость, заторможенность.
  Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой
 по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть реко-
 мендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышива-
 нием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развиваю-
 щие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию
 моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и за-
 нимать 15-20 минут.
  При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой
 стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу
 таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероят-
 ность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним
 игнорированием пространства, характерным для неправоруких. Посадка при
 письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое пле-
 чо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким об-
 разом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний ле-
 вый угол располагался напротив груди.
  При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его
 эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение
 с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на левору-
 кости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и раз-
 вития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хо-
 рошим пониманием социальных норм и в тоже время испытывая присущие лев-
 шам затруднения ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии.
 Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе,
 самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышен-
 ную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как
 следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходи-
 мо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем,
 чтобы ребенок не переутомлялся. Данные полученные при исследовании лев-
 шей показывают, что способы и при?мы с помощью которых дети усваивают
 знания различны.
  Так например некоторые дети лучше усваивают учебный материал, предс-
 тавленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает
 объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррек-
 ционной работы представляется необходимым выявлять такие индивидуальные
 особенности, т.к. их учет может оказаться определяющим выбор путей кор-
 
 рекции детских трудностей.
  Довольно часто неправорукие дети несмотря на проводимую педагогичес-
 кую работу затрудняются в определении правой и левой руки. В таких слу-
 чаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами
 или чем либо другим. Как показал проведенный нами эксперимент формирова-
 ние вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных
 отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстни-
 ками правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зер-
 кальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отра-
 жает цели его построения. Обследование вербальных рядов показало, что
 пространно временные отношения оказались не сформированы в полной мере
 
 как у правшей так и у левшей. Тем не менее эксперимент проиллюстрировал
 различие в степени сформированности рядов. Опять же проявилось отстава-
 ние левшей от контрольной группы. Работа по формированию рядов требует
 систематических занятий и может осуществляться в различных видах дея-
 тельности. При этом педагог обращает внимание на направления ряда, -сле-
 да направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно на-
 чинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее эле-
 ментов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с
 левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как
 бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому,
 по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.
  Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к вер-
 хнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется
 заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ря-
 де и чередовании элементов, возможно предложить составление узора на об-
 мазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бу-
 тылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной
 последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.
  Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же сле-
 дить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зри-
 тельный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигу-
 ры, различные трафареты, картинки и т.п. Он проводится следующим обра-
 зом:
  1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предме-
 тов).
  2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность;
  3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из
 индивидуального раздаточного материала;
  4)образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере
 тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно бу-
 дет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по
 серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направле-
 ние, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отраба-
 тываемый порядок.
  Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок,
 рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для
 закрепления логической последовательности действий, событий, на зри-
 тельной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схема-
 тичные рисунки отображающие развертывание этих действий, событий. При
 наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ре-
 бенка.
  Hачиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учиты-
 вать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания
 букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей
 (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравне-
 ния) выстраивать систематическую коррекционную работу.
  При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи,
 прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание разви-
 тию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и
 несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причи-
 ной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по преду-
 преждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения пра-
 вильной последовательности и количества букв в слове (ряда графем)и оши-
 бок на уровне предложения.
  У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т.к. такой вид
 работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо
 распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предло-
 женного для списывания, что требует быстрое и точной пространственной
 ориентировки, а также выстраиванием ряда этих элементов на своем мрете
 (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у
 левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрас-
 танием количества ошибок.
  При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать не по-
 следовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины
 текста. Во избежании таких проявлений внимание ребенка необходимо обра-
 тить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную ру-
 ку, если это оказывается неэффективно , то следует закрыть текст и отк-
 рывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок
 самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ре-
 бенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и
 темп слежения за строкой.
  Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематичес-
 ки, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время
 для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной дея-
 тельностью продолжить.
 
 

<< Пред.           стр. 10 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу