<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 76 Lindesmith A. Comment on W. S. Robinson's "The Logical Structure of Analytic Induction" // Amer. Sociological Review. 1952. Vol. 17. P. 492.
 77 Lindesmith A. Opiate Addiction. Bloomington: Principia Press, 1947
 78 Denzin N. The Research Act. 3rd ed. New Jersey: Prentice Hall, 1989. P. 170.
 79 Geertz С. The Interpretation of Cultures. N. Y: Basic Books, 1973. P. 5.
 80 Geertz C. From the Native's Point of View: On the Nature of Anthropological Understanding // Rabinow P., Sullivan W. M. (eds.) Interpretative Social Science: a Reader. P. 227.
 81 Ibid. P. 227.
 82 Ibid. P. 228.
 83 См.: Hakim С. Research Design: Strategies and Choices in the Design of Social Research. L.: Alien & Unwin, 1987. P. 65-66.
 84 Shaw C. R. The Jack-Roller. A Delinquent Boy's Own Story. Chicago: The University of Chicago Press, [1930] \966;ShawC. R. The Natural History of a Delinquent Career. Chicago: The University of Chicago Press, 1931.
 85 Denzin N. The Research Act. A Theoretical Introduction to Sociological Methods. 3rd ed. Englewood Cliff: Prentice Hall, 1989. P. 183.
 86 См.: Kohli M. Biography: Account, Text, Method // Biography and Society. Beverly Hills, 1981. P. 164.
 87 См.: McCall М. М., Wittner J. The Good News about Life History // Becker H. S., McCall М. М. (eds.) Symbolic Interaction and Cultural Studies. Chicago: The University of Chicago Press, 1990. P. 47.
 88 Ibid.P.66.
 89 Becker H. S. Sociological Work. Chicago: Aldine, 1970. R 125-126.
 90 См.: Webb E. J., Campbell D. Т., Scwartz R. D., Sechrest L. Unobtrusive Measures: Nonreactive Measure in the Social Sciences. Chicago: Rand McNally, 1966, а также Denzin N. Op. cit. Ch. 10.
 91 Littler C. R. The Development of Labour Process in Capitalist Societies: A Comparative Study of the Transformation of Work Organization in Britain, Japan and the USA. L.: Heinemann, 1982. P. 117-145.
 92 Реструктурирование занятости и формирование локальных рынков труда в России: Научный доклад. М.: ИСИТО, 1996.
 93 Подробнее см., например: Thompson P. The Voice of the Past: Oral History. Oxford: Oxford University Press, 1978; Gardner G. В., Adams G. R. Ordinary People and Everyday Life: Perspectives on the New Social History. Nashville: American Association for State and Local History, 1983.
 94 См.: Conwell C., Sutherland E. H. The Professional Thief. Chicago: The University of Chicago Press, 1937.
 95 См.: Gagnon N. On the Life Accounts // Bertaux D. (ed.) Biography and Society. Beverly Hills, 1981.
 96 Garfinkel H. Passing and the Managed Achivement of Sex Status in an "Intersexed" Person. Part 1 (in collab. with R. J. Stoller) // Studies in Ethnomethodology. Cambridge, [1967] 1984. P. 116 - 185.
 97 Garfinkel H. Op. cit. P. 130.
 98 См.: Synge J. Cohort Analysis in the Planning and Interpretation of Research Using Life History // Bertaux D. (ed.) Biography and Society. Beverly Hills, 1981. P. 235-249.
 99 Классический анализ этого вопроса см.: Gottschalk L, Kluckhohn С., Angell R. The Use of Personal Documents in History, Anthropology, and Sociology. N. Y.: Social Science Research Council, 1945.
 100 Denzin N. Op. cit. P. 202-203.
 101 См., в частности: Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1986. Гл. 3 ("Критика").
 102 Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. С. 389-390.
 103 Denzin N. Op. cit. P. 205.
 104 Эти общие правила индуктивного вывода были сформулированы еще Дж. С. Миллем в "Системе логики" (1843).
 105 При отсутствии четких представлений о механизме причинной связи переменных (или отдельных событий) А и В единственным разумным основанием для построенного на опытных данных вывода о направлении причинной зависимости служит их последовательность во времени. Предшествование во времени - необходимое (но не достаточное) условие причинного воздействия А на В.
 106 Справедливости ради следует отметить, что торжеству экспериментального метода в естественных науках немало способствовало совершенство некоторых технических приемов и устройств, позаимствованных из донаучной традиции алхимиков. Последняя также уделяла большое внимание опытному знанию (как манифестации сверхчувственного знания) и активно использовала эксперименты-демонстрации или эксперименты, ориентированные на практические цели, если можно считать практической целью получение гомункулуса или философского камня.
 107 См.: Петухов В. В. Словарь экспериментатора //Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 454.
 108 Кэмпбелл Д.. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. М. И. Бобневой. М.: Прогресс, 1980. С. 207-208.
 109 Цит. по: Bogatz G. A., Ball S. (eds.). The Second Year of Sesam Street: A Continuing Evaluation. Princeton(N. J.): Educational Testing Service, 1971. Vol. 1-2.11RieckenH. W., Boruch R. F. (eds.) Social Experimentation: A Method for Planning and Evaluating Social Intervention. N. Y., 1974. P. 306-307.
 110 Об оценочных исследованиях см. в частности: Стародубцев С. П. Оценочные исследования: первое знакомство // Социологические исследования. 1992. № 7. С. 60-62.
 111 Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.
 112 Случайные изменения результата, т. е. фиксируемое в конкретном испытании значение зависимой переменной, которое собственно и характеризует основной эффект, - воздействие независимой переменной на зависимую (или отсутствие такового).
 113 Fisher R. A. The Design of Experiment. 3rd ed. L.: Oliver and Boyd, 1942. P. 17-19.
 114 Петухов В.В. Указ. соч. С. 46.
 115 См.: Roethlisberger F. G., Dickson W. J. Management and the Worker. Cambridge: Harvard University Press, 1939.
 116 "Хоуторнский эффект", который, следуя выработанному в естественных науках образцу разрешения споров о приоритете, можно было бы именовать "хоуторнским эффектом плацебо, данного морской свинке при проведении экспертизы"...
 117 Сама процедура случайного распределения может быть осуществлена аналогично процедуре построения простой вероятностной выборки с использованием таблицы случайных чисел (см. гл. 7). Если единицы отбора - отдельные испытуемые, классы, городские районы - имеют тенденцию к естественной группировке, либо экспериментатор особенно заинтересован в сравнении малочисленных подгрупп, то можно использовать вероятностные процедуры с кластеризацией и стратификацией.
 
 118 Кэмпбелл Д. Указ. соч. С. 51.
 119 Самая распространенная ошибка, совершаемая исследователями при проведении рандомизации в эксперименте,- замена случайного распределения попарным уравниванием, когда, скажем, к двум пожилым домохозяйкам со средним образованием в экспериментальной группе подбирают двух пожилых домохозяек в контрольной группе и т. д. Попарное уравнивание может вести к таким же неконтролируемым смещениям, как и использование квотной выборки (см. гл. 7). Иногда в случаях, когда отбор производится внутри команд, школьных классов и других естественных группировок, попарное уравнивание после разбиения группы пополам допустимо, если приписывание групп к контрольным или экспериментальным условиям будет проводиться случайно. Однако в двумерном эксперименте (типа "есть воздействие - нет воздействия") такой подход неприемлем, т.к. ведет к резкому снижению статистических свойств получаемых оценок.
 
 120 Federal Bureau of Prisons. Rational Innovation: An Account of Changes in the Program of the National Training School for Boys from 1961-1964. Washington (D. C.), 1964. Цит. по: H. W. Riecken, R. F. Boruch (eds.) Social Experimentation. N. Y.: Academic Press, 1974
 121 Впервые описан в статье Р. Соломона. См.: Solomon R. L. An Extension of Control Group Design // Psychological Bulletin. 1949. Vol. 46. № 1. P. 137-150.
 122 См.: Кэмпбелл Д. Указ. соч. С. 88-89.
 123 Напомним, что стандартная ошибка среднего равна стандартному отклонению теоретического распределения выборочных средних. Эта величина используется как мера, ошибки выборки. Выборочные средние (т. е. средние значения множества выборок из гипотетической генеральной совокупности) распределены приблизительно нормально. А вот распределение разностей выборочных средних (t-распределение) выглядит как "уплощенное" нормальное распределение, причем чем меньше размер выборки, тем более плоским и "размазанным" выглядит t-распределение. Это распределение было впервые описано У. Госсетом (опубликовавшим свои результаты под псевдонимом Стьюдент). Госсет показал, что для малых выборок вероятностное оценивание выборочных средних дает надежные результаты лишь в том случае, если вместо самого распределения средних мы рассматриваем распределение их разностей.
 124 Используемая нами формула основана на некоторых важных предположениях: о том, что группы отбирались независимо и случайно; что дисперсии соответствующих генеральных совокупностей неравны; что параметры совокупностей распределены нормально. Существуют и иные, несколько отличные формулы для расчета t, которые применяются в тех случаях, когда сравниваемые подвыборки-группы невелики и получаемые для них данные каким-то образом "связаны", скоррелированы (например, если мы сравниваем групповые средние братьев и сестер или средние оценки одних и тех же школьников в первом классе и на выпускных экзаменах). Соответствующие формулы и пояснения можно найти в любом статистическом руководстве, а также в книгах, включенных в список дополнительной литературы по теме.
 125 Такие комбинации называют еще "обработками". Источник последнего термина - сельскохозяйственные опыты, для которых Р. Фишер разработал первые факторные планы, сочетавшие различные способы ухода за растениями, условия освещенности, типы почвы и режимы полива.
 
 126 Многочисленные примеры таких планов и описания соответствующих методов анализа результатов см. в: Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977; Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982; Вознесенский В. А. Статистические методы планирования эксперимента в технико-экономических исследованиях. 2-е изд., испр. и доп. М.: Финансы и статистика, 1981.Гл. 2,3.
 127 Miller W. L. The Survey Method in the Social and Political Science: Achievements, Failures, Prospects. L.: Frances Printer Publ., 1983. Part 1.
 128 Ibid. P. 6-7.
 129 Например, размерность матрицы "респонденты х переменные" может быть 2000 (респондентов х 32 (переменных), а размерность матрицы "городах переменные" - 6 (городов) х 4 (агрегированных показателей).
 
 130 См.: Hakim С. Research Design: Strategies and Choices in the Design of Social Research. L.: Alien & Unwin, 1987. P. 76-77.
 
 131 См.: Lazersfeld P. F., Berelson В., Gaudet H. The People's Choice: How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Campaign. N. Y: Columbia University Press, 1944.
 132 Hakim C. Op. Cit. P. 91?92.
 133 Достаточно сказать, что проведение панели требует постоянного отслеживания адресов участников, поддержания контактов с ними. С этой целью используют и поздравительные открытки, и рассылку отчетов, и даже местные собрания респондентов.
 134 "Коронарный тип личности", т.е. особенно подверженный сердечно-сосудистым заболеваниям.
 135 См.: Hillery G. A. Communal Organizations. Chicago: Chicago University Press, 1955.
 136 Здесь и далее мы говорим о "причине" лишь в том смысле, что значение латентной переменной детерминирует. Определяет значения индикаторов (или наоборот).
 137 Среди справочных изданий общего характера следует в первую очередь указать на: Robinson J. P. et al. Measures of Political Attitudes. Ann Arbor: ISR, 1968; Shaw M. E., Wright J.M. Scales for the Measurement of Attitudes. N.Y.:McGray-Hill, 1967;MillerD. E. Handbook of Research Design and Social Measurement N. Y.: Mckay, 1970.
 138 Более строгое и систематическое изложение этой темы см.: Стивенс С.С. Математика, измерение и психофизика //Экспериментальная психология: Пер. с англ. М.: Изд-во иност. лит., 1960. Т. 1. С. 19-89). См. также: Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978. С. 7-39.
 139 Личностная тревожность в отличие от реактивной мало зависит от внешних травмирующих или угрожающих факторов и может рассматриваться как устойчивая индивидуальная черта.
 
 140 Открытым обычно называют вопрос, ответ на который респондент дает в свободной форме, закрытым - вопрос с жестко фиксированными альтернативами ответа. Открытые вопросы, в принципе, позволяют респонденту точнее выразить свое мнение, однако к их недостаткам можно отнести сложность кодирования, ограничения на сопоставимость данных и возможности анализа.
 141 Vaus D. A. de. Survey in Social Research. L.: Allen & Unwin, 1986. P. 71-74.
 
 142 Bradburn N. M., Sudman S. et al. Improving Interview Method and Questionnaire Design. San Francisco: Jossey-Bass Publ., 1979. Ch. 6. P. 85-106.
 
 143 См., в частности: Barton A. Asking the Embarassing Questions // Public Opinion Quarterly. 1958. Vol. 22. № 1. P. 67-68; Bradburn N. M., Sudman S. Op. cit.
 144 См.: Bradburn N. М., Sudman S. et al. Op. cit. P. 1-13, 175-184.
 145 Ibid. P. 179.
 146 Gallup G. H. The Quintamensional Plan of Question Design // Public Opinion Quart. 1947. Vol. 11. P. 385-393.
 147 Для более детального ознакомления с этим классом шкал см.: Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во МГУ, 1983.
 148 Berscheid E., Snyder M., Omoto A. The Relationship Closeness Inventory: Assessing the Closeness of Interpersonal Relationships // Journal of Personality & Soc. Psychology. 1989. Vol. 57. P. 806.
 149 Подробнее об этом лучше прочитать дополнительно. См., например: Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс, 1978. Гл. 1, 2; Babbie E. Survey Research Methods. 2nd ed. Belmont: Walworth Publ., 1990. Ch. 7.
 150 Мы говорим именно об оценке надежности, так как строго определенная надежность равна коэффициенту детерминации измеренных значений истинными значениями переменной, т.е. квадрату коэффициента корреляции.
 151 Намного более подробное и снабженное соответствующими статистическими деталями описание методов оценки надежности можно найти в книге: Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.
 152 Подробнее о многоиндикаторном подходе к оценке качества измерения см.: Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука, 1993.
 153 Валидность связана с надежностью так называемым основным психометрическим соотношением: валидность теста не превышает его надежности, т.е. надежность является необходимым условием валидности и задает верхний предел ее значения (ненадежный тест не может быть валиден, а валидный тест всегда надежен). Это легко понять интуитивно. Если стрелка ненадежного, испорченного спидометра вращается случайным образом, нет смысла обсуждать, насколько "чисто" он измеряет скорость.
 154 См., например: Mitchell A. The Nine American Life-Styles. N. Y.: Warner Books, 1983.
 155 Ghiselli E. E., Campbell J. P., Zedeck Sh. Measurement Theory for the Behavioral Sciences. San Francisco: W. H. Freeman and Co, 1981. P. 277-279.
 156 См.: Cronbach L. J., Meehl P. E. Construct Validity in Psychological Tests // Psychological Bulletin. 1955. Vol. 52. № 3. P. 281-302.
 157 Номинальная дихотомическая переменная, т.е. принимающая лишь два возможных значения, в данном случае ? "да" или "нет".
 158 См.: Аванесов В.С. Указ. соч. М.: Наука, 1982. С. 57?60.
 159 Тех, кто хочет узнать больше о разных методах шкалирования и готов преодолеть трудности, связанные с использованием некоторых статистических понятий, мы можем отослать к обзорным работам, содержащим также необходимую библиографию: Грин Б. Ф. Измерение установки //Математические методы в современной буржуазной социологии. М.: Прогресс, 1966. С. 227?228; Девятко И. Ф. Указ. соч.
 160 Thurstone L. L., Chave E. F. The Measurement of Attitudes. A Psychophysical Method and Some Experiments with a Scale for Measuring Attitude toward Church. 7th ed. Chicago: University of Chicago Press, [1929] 1964.
 161 Более полное представление о медиане как мере центральной тенденции и межквартильном размахе как мере разброса численных значений признака при необходимости можно получить из любого учебника по основам прикладной статистики. См., например: Гласc Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. Гл. 4, 5. См. также гл. 8 настоящего издания.
 162 Фактические границы интервалов при построении гистограмм или полигонов распределения частот задают таким образом, чтобы численное значение выпадающей на данный интервал градации шкалы оказалось - с учетом принятого способа округления - в середине интервала (так, для градации 3 фактические границы могут составить 2,5 и 3,5). Более подробные сведения о правилах группирования значений переменной и графического представления полученного распределения частот можно найти в соответствующих разделах любого учебника по основам прикладной статистики.
 163 Дополнительные сведения о критике шкалы Терстоуна, а также о других методах отсева иррелевантных данных см., в частности: Клигер С. А., Косолапов М. С., Толстова Ю. Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978. Гл. 3; ,Девятко И. Ф. Указ. соч.
 
 164 Примеры шкал, разработанных Л. Гутманом и его сотрудниками, можно найти в классической работе: Stouffer S. A. Et al. Measurement and Prediction. N.Y.: John Wiley & Sons, [1950] 1966.
 165 В более строгой формулировке: логическая форма вопроса (суждения) должна предполагать, что вероятность принятия суждения является монотонно возрастающей (или убывающей) функцией шкальной позиции респондента.
 166 Напомним, что под индуктивным выводом обычно понимают рассуждение по схеме "от частных наблюдений - к общей эмпирической закономерности".
 167 Более детальные сведения о развитии выборочного метода можно найти, в частности, в интересной и доступной книге: Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1979.
 168 См.: Fisher R. A. The Design of Experiment. 3rd ed. L.: Oliver & Boyd, 1942.
 169 В дальнейшем мы будем использовать термины "случайная выборка" и "вероятностная выборка" как взаимозаменяемые.
 
 170 RouncefieldM., Holmes P. Practical Statistics. Basingstoke: Macmillan Education Ltd, 1989. P. 122.
 171 Gallup G. A. Guide to Public Opinion Polls. Princeton: Princeton University Press, 1948.
 
 172 Составлено на основе таблицы: Appendix С: Random Numbers // Zeller R. A., Carmines E. G. Statistical Analysis of Social Data. Chicago: Rand McNally, 1978. P. 364-367.
 173 Здесь и далее речь идет о случайной безвозвратной выборке, так как выборка с возвращением отобранной единицы в совокупность на каждом шаге отбора не очень удобна практически (хотя и обладает рядом статистических преимуществ).
 
 174 В отечественной литературе сравнительный анализ разных основ и их применения в конкретных исследованиях осуществлен, например, в книге: Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Кондратьев В. С., Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984. Гл. IV.
 175 Подробнее об источниках смещений в основе выборки и некоторых способах борьбы со смещениями см.: Kish L. Survey sampling. N. Y.: J. Wiley, 1965. P. 53-59.
 176 В действительности нам понадобится как минимум 20%-й запас карточек с именами и адресами для замещения тех респондентов, которые окажутся недоступными даже 2-3 посещений. Доля "недоступных" в исследовании специфических популяций (например, зубных врачей или читателей "Вопросов литературы") может составить 40-50%, включая и длительно отсутствующих, и отказавшихся от сотрудничества и т. п. Соответственно в последнем случае "запас" должен составлять 40-50% от первоначально запланированного объема выборки.
 177 Обсуждение "послевыборочных" последствий различных процедур отбора можно найти, в частности, в книге: Henry G. T. Practical sampling (Appl. Research Methods Series. Vol. 21). Newbury Park etc.: Sage, 1990. Ch. 8.
 178 Henry G. T. Op. cit. P. 25.
 179 Подробнее см.: Sudman S. Applied sampling. N. Y.: Academic Press, 1975. P. 126-130.
 180 Соответственно использование кластерной процедуры отбора лишено смысла при проведении почтовых опросов, централизованных телефонных интервью и локальных обследований.
 181 Sudman S. Op. cit. P. 70.
 182 В нашем случае так называемой территориальной кластерной выборки таковыми являются различия в численности населения отдельных деревень и хуторов.
 183 См.: Sudman S. Op. cit. P. 73-78.
 184 Источник: Hansen M., Hurwitz W. N., Madav W. G. Sample Survey Methods and Theory. N. Y.: Wiley and Sons, 1953. 2 vols. (Vol. 1. P. 264. Table 3). Знаки "0" перед запятой опущены.
 185 См.: Sudman S. Op. cit. P. 78-79; Hansen M., Hurwitz W. N.. Madow W. G. Op. cit.
 186 Примером многофазной (многоступенчатой) стратифицированной выборки может служить выборка "Всесоюзного этносоциологического исследования" (рук. Ю. В. Арутюнян, 1971-1976 гг.). См. подробнее: Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Кондратьев В. С., Сусоколов А. А. Цит. соч. С. 111-123. Отметим также, что впервые в отечественной социологии многоступенчатая территориальная вероятностная выборка использовалась в исследовании читателей газеты "Правда", проводившемся В. Э. Шляпентохом в 1970-е гг.
 187 См.: Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976.
 188 Sudmап S. Op. cit. P. 89.
 189 В отечественной литературе примеры очень интересных исследований, основанных на целевом отборе, особенно многочисленны (причиной чему, очевидно, является хроническая недостаточность финансирования социологических исследований). Общее представление об используемых в них методах повышения качества информации можно составить, ознакомившись с несколькими хорошими работами, например: 47 пятниц. Функционирование общественного мнения в условиях города (программы и документы исследования). М.: ССА, 1969. Вып. 1.; Шубкин В. Н. Начало пути. М.: Молодая гвардия, 1919; Клявина Т. А., Хршановская С. П. В поисках зрителя (итоги опроса руководителей театров РСФСР) // Социологические исследования. 1988. № 3. С. 47-53.
 190 Henry G. Т. Op. cit. P. 21.
 191 Предвыборные опросы общественного мнения, проводившиеся различными российскими исследовательскими центрами в первой половине 1990-х гг., изобилуют столь многочисленными подтверждениями этой истины, что трудно выбрать один "негативный пример" для критического рассмотрения. Систематический анализ просчетов в организации выборки таких опросов содержится в работах: Шляпентох В. Э. Предвыборные опросы 1993 г. в России (критический анализ) // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 3-10; Мансуров В. А., Петренко Е. С. Изучение общественного мнения в России и СССР // Социология в России. М.: На Воробьевых, 1996. Богатый эмпирический материал, относящийся к ошибочным прогнозам итогов выборов в Думу 1995 г., см. в статье: Рубинов А. Социология сказала... // Лит. газета. 1995. 13 дек.
 192 Источник данных: Личко А.Е. Шизофрения у подростков. М.: Медицина, 1989. С. 6.
 193 Доказательства этих свойство см. в книге: Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. С. 64?65.
 194 Для небольших выборок (N< 100) лучше делить на (N-1).
 195 Для сгруппированных данных более точной формулой дисперсии будет:
 
 где k - количество разных значений (k< n), а
 
 196 Для больших выборок биномиальное распределение практически не отличается от нормального. Если Р и Q не слишком различны по величине, достаточно и не очень большой выборки.
 197 См., например, приложение 5 в книге: Дружинин Н. К. Логика оценки статистических гипотез. М.: Статистика, 1973.
 198 См.: Mueller J. H., Schuessler К. F., Costner H. L Statistical Reasoning in Sociology. 3rd ed. Boston: Haughton Mifflin Co., 1977. P. 196-205.
 199 Ibid. P. 197.
 200 Желательно не путать обсуждаемый здесь коэффициент сопряженности "тау" Гудмана-Краскела с коэффициентом ранговой корреляции "тау", предложенным Кендаллом. Отметьте также, что ? = ?2.
 201 См.: Stouffer S. A. et al. The American Soldier. Princeton: Princeton University Press, 1949. Vol. 1; Kendall P. L., Lazarsfeld P. F. Problems of Survey Analysis // Merton R. K., Lazarsfeld P. F. (eds.) Continuities in Social Research: Studies in the Scope and Method of the "American Soldier". N. Y.: Free Press, 1950. P. 133-196. Существенные дополнения см. в: Rosenberg M. The Logic of Survey Analysis. N. Y.: Basic Books, 1968; Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. С. 190-195.
 202 Это исходное взаимоотношение иногда называют отношением нулевого порядка, а модели, получаемые при введении второй, третьей и т.д. контрольных переменных, - отношениями, второго, третьего и т.д. порядка.
 203 Именно так обычно выглядит зависимость между благожелательностью установки по отношению к некоторому объекту (X) и интенсивностью установки (Y): люди, занимающие крайне благожелательную или крайне неблагожелательную позицию в каком-то вопросе, обычно оценивают свои убеждения как более выраженные и интенсивные, чем те люди, чьи установки лежат в области середины, "нейтральных" значений шкалы.
 204 Погода (Гидрометцентр Рф) //Сегодня. 1994. 23. авг.
 205 Подробный анализ можно найти в большинстве руководств по прикладной статистике. Здесь мы ограничимся обсуждением общей логики оценки объясненной дисперсии.
 206 Более детальные сведения можно найти в статистической литературе. Очень доступно проблема излагается, в частности, в кн.: Гласс Дж., Стенли Дж. Указ. соч. С. 123-141. Для тех же, кто захочет осуществить "ручную" регрессию для какого-либо из использованных примеров, просто приведем формулы для вычисления нестандартизированных коэффициентов (обозначения те же, что и выше):
 
 207 Легко понять, что при измерении в единицах стандартного отклонения максимальная связь (? = 1,0) соответствует ситуации, когда сдвигу от начала координат в 1 ед. стандартного отклонения по X соответствует увеличение Y также на 1 ед. стандартного отклонения. Важно заметить, что в случае стандартизированных переменных (и только в этом случае) коэффициенты регрессии Y по X и X по Y будут совпадать.
 208 Mueller J., Schuessler К., Costner H. Statistical Reasoning in Sociology. 3rd ed. Boston: Haighton Mifflin Co, 1977. P. 279-281.
 209 См.: Дружинин Н.К. Логика оценки статистических гипотез. М.: Статистика, 1973. С. 112?114.
 210 См., в частности: Ликеш И., Ляга Й. Основные таблицы математической статистики. М.: Финансы и статистика, 1985. (Табл. 14.)
 211 Baron L, Strauss M. A. Sexual Stratification, Pornography, and Rape in the United States // Malamuth N., Donnerstein E. (eds.) Pornography and Sexual Aggression. Orlando et al.: Academic Press, 1984. P. 185-209.
 212 Таблица приводится в сокращении по источнику: Baron L, Strauss V. A. Sexual Stratification, Pornography, and Rape.
 213 Явление называют аттенюацией. Существуют специальные методы внесения поправок на аттенюацию, но здесь они обсуждаться не будут.
 214 В оценивании также используется метод наименьших квадратов.
 215 Подробнее см.: И.Ф. Девятко. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука, 1993. С. 121?136.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 

<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу