<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Каждый делает лучший на данный момент выбор
 Этот принцип очень противоречит нашим "нормальным" реакциям: мы обычно считаем, что выбор бывает либо правильным, либо неправильным. Благодаря этому утверждению мы признаем, что можно было выбрать что-то более подходящее.
 Главное - применить принцип к себе, тогда вместо того, чтобы корить себя за неправильную реакцию на ситуацию, мы направляем свою энергию на поиск альтернативного решения, если случится что-то подобное еще раз.
 Если мы применим этот принцип к другим людям, то поймем, можем ли мы изменить ситуацию на такую, в которой другой сможет сделать более подходящий выбор. Если кто-то отказывается что-то сделать, я заранее ругаю себя за то, что плохо представила это действие, или даже за то, что включила это в свою программу. С другой стороны, я могу считать, что это трудный и вредный человек.
 Помня об этом принципе, я ставлю себе другую задачу. Я спрашиваю себя, как я могу показать это действие, чтобы стимулировать этого человека принять в нем участие, я задаюсь вопросом, что я еще могу сделать.
 46
 Контекст
 Неудача не существует, есть только обратная связь
 Впервые столкнувшись с этим принципом, я отнеслась к нему довольно скептично. Он очень похож на те подбадривающие выражения, которые частенько говорят "люди с позитивным мышлением" - но опыт показывает, что неудачи есть и мы от них очень страдаем. Однако я поняла пользу этого принципа, связав его с предыдущим. Если сделанное или сказанное мною не привело к желаемому результату, я получаю больше информации, которой могу воспользоваться, чтобы расширить горизонт для выбора.
 Этот принцип помог мне определить, где развить собственные навыки, и побудил меня обращать внимание на вызовы, а не продолжать играть в безопасные игры.
 Основываясь на личном опыте, я могу сказать другим, что это полезный принцип, пользуясь которым, мы можем ускорить собственное развитие.
 Другие могут продолжать утверждать, что нас постигла неудача. Но мы можем изменить их мнение, показав, что извлекли из этого. Помните о менеджере, который решил проводить собрания в виде открытого форума, а не придерживаться установленной повестки дня. Те же люди, что жаловались на ограниченность установленной повестки дня, стали жаловались на то, что свободные встречи не приводят ни к чему и время тратится попусту. Менеджер не стал защищаться, но и не вернулся к предыдущему способу проведения собраний. Следующую встречу он начал с речи о достоинствах и недостатках каждого вида собраний и предложил третий вид проведения встреч: часть времени отвести на повестку дня, а часть оставить на открытый форум на конкретную тему. Люди поняли, что решение было принято на основе их реакций, и конструктивно отреагировали на предложение. Так, продемонстрировав то, чему он научился на собственных ошибках, менеджер повысил уважение к себе.
 Нейролингвистическое программирование
 47
 Если то, что вы делаете, не получается, сделайте что-нибудь другое
 Этот принцип связан с тремя предыдущими, касающимися гибкости, выбора и обратной связи. Утверждение кажется таки очевидным, но мы часто повторяем собственные действия, если нас не поняли или мы не добились того, чего хотели. Этот принцип напоминает о том, что при любом подходе нужна гибкость: новые способы выражения, демонстрации, обучения. Можно это интерпретировать в более широком смысле. Нам всем знакомо чувство переполнения информацией - когда мы не можем больше воспринимать - и "неудобоваримость" того, что трудно воспринять. Придерживаясь этой аналогии, нам нужно время, чтобы "переварить". Я, тренер, могу сделать лишний перерыв, перейти к чему-нибудь более легкому, чтобы дать время на восприятие. Позже, вернувшись к предмету разговора, часто понимаешь, что группа лучше понимает то, что я хотела дать, просто потому, что было освобождено необходимое для восприятия пространство.
 Пользу этого принципа прекрасно иллюстрирует общий феномен. Подумайте, как часто нам надоедает работать с чем-то и вдруг чувствуешь срочную необходимость сходить в туалет. Примечательно, выйдя из туалета, мы снова можем продолжать дело. Значит ли это, что туалет является важным источником вдохновения? Может, это просто естественный способ заняться чем-то другим, что дает пространство для следующего шага.
 Любое поведение - это обшение
 Этот принцип полезно иметь в виду, когда мы говорим что-то вроде "Я ничего не говорил" или "Я ничего не делал!". Мы не можем не общаться. Даже когда мы наедине с самими собой, мы общаемся с собой - "обсуждаем" ситуацию, в которой мы находимся, позу, то, о чем думаем.
 Этот принцип напоминает нам, тренерам, обращать внимание не только на слова наших подопечных. Все мы знаем, что это общение имеет место, но часто реагируем на него не сразу. Мы можем спросить собеседника, уловил ли он нашу мысль. Он может ответить "да", но выражение лица и интонация свидетельствуют о том, что он не уверен в этом. Если позже становится очевидным, что собеседник не может воспользоваться той информацией, мы говорим: "Я так и знал, что он не понял". Другими словами, мы "видим" общение, но не реагируем на это. Этот принцип заставляет нас всегда реагировать на невербальное общение.
 Этот принцип требует от нас, тренеров, следить за отправляемыми сообщениями. Недостаточно "выучить сценарий" того, что мы хотим сообщить своим стажерам. Если мы не убеждены в пользе этого, они почувствуют неубедительность. Если мы не уверены в том, что наши подопечные способны на то, чтобы воплотить идеи в жизнь, они почувствуют снисходительность.
 Все мы сталкивались с тренером, учителем или экспертом, обладающим технически совершенной методикой, который не смог изменить то, как мы думаем или ведем себя. Помните, что наши подопечные так же проницательны, как и мы, при невербальном общении, осознают они это или нет.
 Смысл общения - ответ, который вы получаете
 Этот принцип напоминает, что нужно хорошо подумать о ожидаемых результатах перед началом деятельности. Чаще всего мы представляем, чего хотим, но наши мысли либо плохо, либо очень узко определены.
 Например, мы хотим, чтобы кто-то согласился что-то сделать. Человек соглашается, но мы недовольны, потому что хотели, чтобы он был еще и увлечен этим. Или человек не соглашается, но мы довольны, потому что состоялся разговор и его аргументы были вескими и заставили нас взглянуть на дело с другой стороны.
 Неиролингвистическое программирование
 49
 Я, как тренер, пользуюсь этим принципом, чтобы напомнить себе, кем, по-моему, стажеры должны стать, что, по-моему, они должны понять или чему научиться на тренинге. Он также напоминает мне, какой эффект, по-моему, это должно дать на их рабочем месте, как предлагаемая мной информация может быть применена в рабочей ситуации. Этот принцип заставляет меня через какое-то время проверить его полезность в какой-либо конкретной ситуации.
 Обдумывая то, чего мы на самом деле хотим, мы определяем признаки, по которым можем судить, что добились желаемого. Так мы получаем критерий, по которому мы можем отслеживать, идем ли по направлению к желаемой цели, надо ли что-нибудь изменить или что-то идет не так, как могло бы.
 Мы пишем историю своей жизни
 Последние несколько принципов касаются личной силы. Один из них гласит, мы сами интерпретируем и реагируем на происходящее. Например, сокращение штата сотрудников для одного - катастрофа, для другого - возможность подумать и изменить собственную жизнь.
 Мы, тренеры, можем воодушевить людей конструктивно трактовать события и воспринимать все происходящее как возможность учиться и развиваться. Так люди скорее делают свою жизнь более конструктивной и снижают вероятность стать жертвой обстоятельств.
 Многие люди видят в этом принципе более глубокий смысл. Предполагается, что мы сами можем направлять собственную "историю" и выбирать ее возможное развитие. Появляется стимул писать историю своей жизни, используя весь свой потенциал, а не принимать урезанный вариант. Мы все восхищаемся людьми, которые, как нам кажется, взяли и изменили свою жизнь. Может, они просто поверили, что могут написать историю своей жизни?!
 50
 Контекст
 Чтобы быть на пике собственных возможностей, нужно отдавать всего себя
 Этот принцип утверждает, что мы - это не только рациональное мышление. Мы так часто воспринимаем вещи рационально и игнорируем послания своей интуиции, сердца и даже тела. Даже если мы в гармонии со своими действиями или утверждениями, несоответствия проявляются в наших поступках и влияют на них.
 Подумайте есть ли разница между тем, как вы делаете что-то, потому что это логично и разумно, и тем, как вы делаете то, чему вы доверяете. У нас у всех есть знакомые, которыми мы восхищаемся, потому что они "так много вкладывают в то, чем занимаются", - мы восхищаемся, как сердце, разум и тело находится в гармонии с делом.
 Точно так же этот принцип применим к нашим реакциям на различные ситуации. Если реагирует только наш разум, мы будем формально соответствовать ситуации, но нашей реакции будет не хватать тепла. Многие хотят, чтобы другой обладал тем, что они называют "искренностью". Часто это означает, что они получили сердечную, а не только интеллектуальную реакцию.
 Этот принцип снова говорит мне, тренеру, что я должна бы убеждена, что мое сообщение убеждает, что невербальное общение со мной обладает, по крайней мере, такой же силой, как и вербальное послание.
 Мир - это неограниченное число возможностей -а
 Этот принцип полезен тем, что позволяет нам развиваться самим и развивать других людей насколько возможно, не накладывая ограничений. Он стимулирует разум, подчеркивает, что всегда есть возможность достичь чего-то большего, нет каких-то рамок и необходимости бороться с этими рамками.
 Возможно, этот принцип трудно принять, особенно в мире, где принято считать, что материального или эмо-
 Нейролингвистическое программирование
 51
 ционального на всех хватает. Я была воспитана так, чтобы быть всегда готовой к бороться с другими за эти скудные ресурсы. Если я буду плохо учиться в школе, я не смогу найти хорошую работу, у меня будет мало денег. Если я не буду хорошей девочкой, меня не будут любить и заботиться, потому что другие - хорошие девочки. А если я не буду считать, сколько другие берут от меня, однажды у меня ничего не останется.
 Несмотря на силу этих утверждений ограниченности и исчерпаемости нашего мира, есть множество доказательств того, что все наоборот, нам нужно только начать собирать эти свидетельства. Билли Коннолли, шотландский комик, заметил, что, по сообщениям СМИ, мир "устал от сострадания" - мы можем много дать другим, но потом нужно остановиться, потому что мы исчерпаны. И он говорит: "Если мы называем это любовью, почему вы думаете, что она может кончиться? Не будьте глупцами!"
 Меня, тренера, этот принцип побуждает искать пути расширения своего "я" - в личном и профессиональном плане - и смотреть, какие еще возможности существуют. Он также дает возможность побуждать других развиваться, даже если они в чем-то превзойдут меня.
 Несмотря на пессимистические прогнозы, доказано, что сотрудничество и партнерство может привести к расширению возможностей.
 Когда мы находимся в гармонии с собой и с миром, начинается волшебство
 Последний принцип НЛП напоминает, что вдохновение, даже гениальность, приходит тогда, когда мы считаем, что все предыдущие утверждения верны.
 Когда мы уважаем себя и других, происходит синтез мудрости и совершенства, а это ведет к "квантовым скачкам".
 Мы, тренеры, все испытывали это вдохновение, просто сказав или сделав правильную вещь в нужное время,
 52
 Контекст
 что привело к потрясающему результату. Этот принцип напоминает о том, как это может произойти и что нужно сделать для этого. Более того, каждый по-разному чувствует себя в такие моменты, и если мы сможем помочь другим понять, что сделало этот момент таким особенным, тогда волшебства в этом мире прибавится.
 Рабочие принципы НЛП смахивают на "Десять заповедей" христианской Библии. Эти указания, если им следовать, автоматически влияют на наше поведение, на нас самих и на окружающих. Однако сами по себе они не дают нам достаточно информации, чтобы достичь совершенства, когда захотим. НЛП объясняет элементы нашего мышления и поведения, которые влияют на наши поступки. "
 Основные положения НЛП
 Каждая стратегия или методика НЛП направлена на достижение определенного результата. Однако есть набор основных положений, которые входят в любую методику. Это, если хотите, мускулатура и кровеносная система, жизненно необходимые для успешной работы конкретной методики. Эти основные положения важны для применения этих методик. И хотя они кажутся очевидными, выделив их, мы сможем понять, чего не хватает, если что-то идет не так, как мы думали. К тому же, эти основные положения сами по себе, не будучи применены к конкретной методике, могут изменить наше поведение.
 Физиология
 В любой методике НЛП наше физическое состояние играет важную роль. Физическому состоянию основное внимание уделяется в спорте, но в других формах личного развития оно обычно не упоминается. Однако, оно так же важно для нашей повседневной деятельности. То, как мы стоим или сидим, какие мускулы напряжены
 Нейролингвистическое программирование
 53
 или расслаблены, влияет на наше ментальное и эмоциональное состояние. Простой пример: бодрая походка, взмахи руками, высоко поднятая голова и улыбка - вот практически безотказное средство отогнать меланхолию.
 Далее, маленькие, но важные различия в нашей физиологии бессознательно указывают нам на то, каковы мы - ментально и эмоционально - в конкретных ситуациях. Наше тело неосознанно реагирует на ощущения и принимает конкретное положение, когда мы думаем, что будем испытывать это ощущение. Если сознательно контролировать реакцию, мы можем привести себя в физическое состояние, которое напомнит нам о лучших ощущениях и поможет вновь испытать их.
 Более того, наше физиология бессознательно вызывает реакцию других людей. Так что сознательный выбор полезного физического состояния положительно влияет не только на нас самих, но и на окружающих. Опять же, простой пример: мы абсолютно по-разному смотрим на сердитого человека и на улыбающегося человека.
 В каждой методике это внимание к физиологии обусловлено изучением совершенства и осознанием важности наших бессознательных неврологических реакций и их влияния на наше поведение. Так мы можем очень просто изменять свое поведение, что мы часто не делаем сознательно. Что мы обычно пытаемся сделать - это "думать" внутри какого-то ментального фрейма. Это может быть тяжело - может, гораздо проще сменить позу, чем ментальный фрейм? Иногда бессознательность делает это за нас. Простой пример: кто-либо вдруг требует повышенного внимания, возможно, прося помощи в решении какой-либо проблемы. Часто наша первая реакция - предложить пойти поговорить в каком-либо тихом месте. Это также возможность изменить физическое состояние, что позволит уделить человеку должное внимание.
 54
 Контекст
 Язык
 Второй важный момент методик НЛП - использование языка как лингвистического инструмента или способа
 самовыражения.
 Опять-таки, последовательность наших мыслей и мыслей окружающих, выраженных языковыми средствами, может оказывать значительное влияние на наше поведение. Фраза "Надеюсь, я не забуду X" вводит в наше сознание сомнение или страх и на самом деле увеличивает возможность того, что мы забудем X. С другой стороны, фраза "Я запомню X" полная решимости, увеличивает возможность того, что мы запомним X.
 На более сложных уровнях существуют слова и фразы, которые, как уже доказано, побуждают человека что-либо делать. Если люди способны сознательно определять разницу между ними, они могут перестраиваться и пользоваться словами и фразами, которые дают силы.
 Довольно распространенный пример - призыв к себе или к окружающим быть более энергичными. Большинство людей не могут должным образом отреагировать на этот призыв, так как чувствуют напряжение, думая, что делают что-то не так, не стараются. В таком состоянии большинство из нас чувствуют себя - физически или морально - достаточно некомфортно. Если мы изменим фразу на "Еще одно усилие!", реакция будет менее напряженной. Благодаря этой фразе мы не рассматриваем следующее усилие как шанс исправить предыдущее.
 Конечно, языковые модели при общении с другими людьми влияют и на их реакции. Пользуясь словами и фразами, к которым собеседник хорошо относится, мы вызываем позитивную реакцию. Мы все предпочитаем, чтобы врач объяснял, что случилось, простыми словами, а не терминами, которые нам ничего не говорят и заставляют чувствовать себя необразованным человеком.
 Нейролингвистическое программирование
 55
 Экология
 Методики, прохожие на НЛП, часто имели вредные последствия для самого человека, окружающих и общества в целом. Те же основные "приемы" могут применяться, чтобы манипулировать другими, лишать их сил, хотя довольно легко можно распознать умелое использование и отличить его от совершенства.
 Изучение совершенства отличается вниманием к связи экологии и баланса. Идея экологии основана на системной теории, которая гласит, что любое изменение в одной части системы влечет прямые последствия для всей системы. Этой системой можем быть мы сами, наши отношения или наше общество.
 Каждая настоящая НЛП-методика имеет встроенный "прибор", который проверяет, будет ли экология оказывать благотворный эффект на конкретного человека, окружающих и все общество. В некоторых случаях проверка экологии является неотъемлемой частью методики, то есть заключается в языке; проверка может быть также физиологической - человек "примеряет" на себя результат, чтобы проверить, насколько подходит ему методика. Чтобы удостовериться в положительном результате не нужно обращаться к рациональному мышлению - вполне хватает естественной интуитивной мудрости.
 Оглядываясь на прошлое все мы можем сказать, что, знакомы с этой мудростью, - способностью заранее знать, что дело не пойдет так, как мы планировали. В НЛП мы пользуемся этими знаниями, это часть планирования, но применяем их заранее, при необходимости "отрегулировать" свои действия.
 НЛП считает, что проводить проверку экологии следует заранее. Конечно, человек, который хочет добиться совершенства в том, что делает, хочет признания своего мастерства. А мы не считаем совершенным поведение, когда нами манипулируют или наносят вред. Проверка экологии помогает нам чувствовать себя в безопасности при любых экспериментах. Если я интуитивно знаю, что
 56
 Контекст
 какое-то действие не принесет вреда ни мне, ни другим, я еще больше хочу узнать, что получится, когда это будет сделано.
 Результаты
 Этот элемент присутствует не только в НЛП. Обычно нам нужно думать о желаемых последствиях до того, как что-то планировать или делать. Однако НЛП продолжило развитие этого тезиса. Сначала прогноз результатов кажется первым важным шагом - представить в деталях ожидаемый результат или состояние. Расплывчатая формулировка, как, например, "быть счастливым" , недостаточна. Это положение нужно развить, превратить в картинку счастья: что человек видит, слышит и чувствует, если он счастлив, каково при этом физическое состояние, что происходит у него в голове.
 После того, как картинка готова, начинается проверка экологии. Человек проверяет, насколько это "правильно", нужны ли изменить данную картинку. Можно представить, как на такую ситуацию будут реагировать другие, подумать, хочешь ли ты такой реакции и как ее изменить при необходимости. Наконец, человек представляет, что это будет длиться долго. Так видна перспектива, и можно более осознанно выбирать дальнейшие действия.
 Движение к счастью, например, может заключаться в том, чтобы делать все для собственного удовольствия и исполнять меньше "обязанностей" по отношению к своей семье. Можно понять, что первая реакция семьи на это негативна, но со временем семья может принять это и оценить положительную энергию, которая теперь исходит от человека. Так можно выбирать, стоит ли связываться с первичной реакцией, зная, что она пройдет, или снизить скорость изменения поведения, чтобы смягчить первичную реакцию. И человек делает свой выбор, обдумывая, как ему будет удобнее.
 К тому же, из уверенности в том, что эта методика приведет к желаемому результату, из подробного просче-
 Нейролингвистическое программирование
 57
 та последствий, следует еще один положительный эффект. Представляя в деталях желаемый результат, человек делает его более "реальным".
 Так, подсознание начинает работать, пытаясь автоматически достигнуть этого результата. Подумайте, какая разница между тем, когда думаешь, что неплохо бы куда-нибудь съездить в отпуск, и тем, когда собираешь и просматриваешь туристические проспекты. Просматривая их, становится ясно, чего хочется, и мы начинаем думать, какие практические шаги нужно предпринять. Мы начинаем расспрашивать о каких-то конкретных местах или турфирмах, обращать внимание на курсы валют и думать, какую одежду нужно взять с собой. Теперь мы фильтруем информацию, которая поможет нам воплотить свои планы наилучшим образом.
 Гибкость
 Я уже упоминала о том, как важна гибкость для того, чтобы добиться совершенства. Это один из рабочих принципов НЛП. Гибкость занимает важное место и в практике. НЛП-методики, учитывая ее значимость, делают гибкость частью процесса развития выбора.
 При достижении результата упор делается на альтернативные стратегии, чтобы человек мог сделать выбор, соответствующий ситуации, а не стоял перед одним "правильным" путем. Так подтверждается идея обратной связи и отсутствия неудач. Если "правильный путь" ни к чему не привел, вы потерпели крах, но если у вас есть несколько решений и одно из них не работает, у вас есть пути к отступлению, чтобы попробовать что-нибудь другое.
 В нашей жизни есть такие сферы, в которых уже заложена идея разветвленности выбора. Например, если бы я считала, что могу мыть посуду только в солнечную погоду, чтобы сушить тарелки на улице, у меня бы скапливались горы грязной посуды. В некоторых областях мы себя очень ограничиваем только потому, что не развили стратегию разветвленного выбора.
 Контекст
 Комплексные описания
 Этот элемент НЛП близко примыкает к предыдущему - принципу гибкости. Частично, гибкость - это способность видеть вещи с различных точек зрения и быть готовым к их комплексному описанию.
 Культура индейцев, аборигенов Америки, признавала ценность принятия таких решений, это называлось круг медицины. Люди вставали в круг и каждый излагал свои взгляды относительно какого-то вопроса, таким образом создавалось общее решение. Ничье мнение не считалось "единственно верным", но общее мнение было правильным. Точно так же, преуспевающие люди способны мысленно охватить перспективы, расширив возможность выбора.
 НЛП побуждает людей пытаться находить комплексные описания дел, стратегий, действий и даже результатов.
 Помимо свободы выбора, этот элемент помогает по-разному интерпретировать события. Мы начинаем понимать, что правильный поступок в одной ситуации для одного человека является абсолютно неправильным для другого. Например, советом мы можем помочь одному и навредить другому. Так мы не можем с полной уверенностью сказать, что правильно, что нет, что правда, что ложь. Мы выказываем больше уважения к взглядам других людей и становимся аккуратнее в суждениях, что правильно, что неправильно в данном контексте.
 Обратная связь
 Обратная связь хороша для отображения прогресса. Изучая превосходство, НЛП обнаружило, что ее значение
 гораздо больше.
 НЛП-методики постоянно пользуются обратной связью, вербальной и невербальной, чтобы настраиваться на одну волну с действиями и реакциями. Благодаря ей,
 Нейролингвистическое программирование
 59
 бессознательное выносится на уровень сознательного, становятся ясными малейшие изменения физиологических и ментальных реакций, которые происходят внутри нас самих и людей, с которыми мы общаемся. Мы можем изменять себя, настраиваясь на желаемый результат вместо того, чтобы пускать все на самотек и пытаться изменить что-то там, где это уже практически невозможно. Это похоже на действия опытного моряка, который постоянно слегка изменяет ход корабля, чтобы придерживаться курса, и отличается от действий моряка, который внезапно осознает, что корабль на восемь миль отклонился от курса, и пытается резко поменять направление, возможно даже справляясь с неожиданным течением и опасностями.
 Раппорт
 Наконец, последнее общее положение для НЛП - это раппорт. В НЛП раппорт - это создание и поддержка взаимоотношений, построенных на уважении. Это построение взаимоотношений с собой и с другими. Эффективность любой НЛП-методики основывается на раппорте, так что его создание и поддержка уже заложены в любую методику. То, как раппорт влияет на ваше мастерство, можно продемонстрировать на примере плавания. Если я прихожу в бассейн в плохом настроении, плавание беспорядочно, оно превращается в тяжелую работу. Восстанавливая раппорт для себя, я плаваю размереннее. К тому же мне всегда нужно помнить о том, что в бассейне находятся другие люди, иначе мои действия приведут к столкновениям и неудобствам.
 Эти основные положения НЛП нам вполне знакомы. Эти утверждения мы все принимаем во внимание, хоть и на бессознательном уровне. Выводя их на сознательный уровень, НЛП дает нам возможность понять, что еще нужно осознать и сделать, чтобы достичь совершенства.
 60
 Контекст
 Отличительные черты НЛП
 Рассмотрев основные положения и ценности НЛП, можно сформулировать, чем НЛП отличается от других подходов развития.
 Ценности и убеждения
 Четкие рабочие принципы НЛП определяют весь подход. В каждой методике НЛП много внимания уделяется убеждениям и ценностям, которые управляют нашим поведением, тому, как удостовериться, что наши убеждения идут на пользу нам самим и окружающим.
 Общие положения НЛП
 Элементы НЛП создают общую базу для всего подхода. Хотя другие подходы к личному развитию содержат в себе некоторые аспекты того, как добиться совершенства, НЛП отличается цельностью концепции, комбинирует все элементы.
 Универсальность применения
 Согласно этому подходу, людям, чтобы быть на вершине, нужен только ключ для достижения своих желаний. Ключи, предлагаемые НЛП, найдены при изучении поведения человека и проверены на представителях различных культур, различного пола и возраста.
 Проверка опытным путем
 НЛП основывается на эмпирическом опыте человека, признавая, однако, неустойчивость и различия в человеческом поведении и не пытаясь навязать какой-то идеал.
 Обращение к человеку в целом
 Этот подход обращается и к ментальному, и к физическому воплощению человека, демонстрирует возмож-
 Нейролингвистическое программирование 61
 ности совместной работы разума, тела и сердца. Метод направлен одновременно на сознательную рациональность и бессознательную мудрость. Это значит, что любые действия человека будут благотворны для него самого и для окружающих.
 НЛП, тренинги и развитие человека
 Подход НЛП к тренингам и развитию человека имеет свои отличительные черты.
 Стратегии успеха
 Основное внимание уделяется тому, как достигнуть своего максимума, а не как распознать и решить свои проблемы. НЛП определяет стратегии успеха.
 Совершенство, подогнанное по тебе
 Нет "идеального примера". Вместо него НЛП предлагает основу для того, чтобы человек достиг совершенства, исходя личных качеств.
 Это значит, что от человека зависит, какую стратегию он разработает для себя и применит. Более того, этот подход не доминирует над личностью. Он открывает естественные ресурсы и знания человека.
 Весь фокус в том, чтобы напомнить людям об их лучших состояниях, наполняя их силой, а не пытаться навязать что-то новое и чужое. К тому же этот подход подтверждает, что вся ответственность лежит на том, на ком и должна - на самом человеке.
 Релевантность
 Работа всегда очень прагматична и релевантна. Клиенты всегда помещают свои дела в центр любого обсуждения, основано ли оно на работе с одним человеком или несколькими.
 Более того, конкретные ситуации, исследуемые человеком, - это его положение. Этот подход не имеет конкретного содержания - изучается не "что", а "как" и
 62 Контекст
 "как это могло быть". Здесь отсутствует угроза разоблачения.
 Влияние на поведение
 Это подход рассматривает основы поведения, которые в свою очередь управляют совершенством, и любые действия человека.
 Несмотря на то, что в НЛП развитие направлено в одну сторону, например, развитие навыков при обучении, те же самые методики развития собственного совершенства могут быть перенесены на различные ситуации и в различные контексты.
 Так, для тренера НЛП может стать важной частью инструментария, которая повысит эффективность работы. Особенности применения НЛП будут рассмотрены в следующих главах.
 Часть II
 ТРЕНЕР
 В первой части книги мы рассмотрели ситуацию, в которой работают тренеры, чтобы напомнить о тех ключевых областях, на которые нужно обратить внимание, изучая собственную роль в изменяющемся мире. Также я привела основные положения НЛП и то, как они могут помочь в развитии навыков тренера.
 В первой главе этой части мы подробно рассмотрим уже произошедшие и происходящие перемены в роли тренера, обращая внимание на то, как она усложнилась в свете этих перемен.
 Во второй главе мы рассмотрим те личные качества тренера, которые служат основой для работы. Этот аспект работы тренера обычно не обсуждается и не является объектом развития. Однако личные качества все больше принимаются во внимание, когда люди приходят на работу. Вплоть до сегодняшнего дня считалось, что мы обладаем теми качествами, которыми обладаем, и если они не соответствуют ситуации, то мы ничего не можем с этим поделать. С помощью НЛП мы можем развивать важные личные свойства, чтобы повысить эффективность работы. Я укажу некоторые пути, которыми можно к этому прийти.
 В последней главе этой части мы обсудим умения совершенного тренера и то, как методика НЛП может помочь ими овладеть. Мы рассмотрим знания, которые облегчают обучение и проведение тренингов.
 
 64
 Тренер
 Вы узнаете о переменах в своей роли. Возможно, кто-то из вас уже играет совсем другую роль, чем в начале своей деятельности в качестве тренера. Возможно, вы обнаружите в себе множество новых важных качеств - вы бы нее работали в этой сфере, если бы не имели их. Вы обнаружите, что уже пользуетесь знаниями, которые помогают преуспеть вашим подопечным.
 Эта часть книги направлена на то, чтобы вы смогли определить те области, где вы сможете повысить собственное мастерство, и придумать способы, как это сделать.
 Глава четвертая
 Изменение роли тренера
 При изучении изменяющегося мира организаций и мира тренингов, становится ясно, что роль тренера также претерпевает изменения. Ранее тренер был экспертом в конкретной сфере, он учил людей приобретать новые знания в этой области. Задача тренера заключалась в том, чтобы предоставлять информацию в доступном и структурированном виде. Тренинги отражали эту тенденцию, делая акцент на разработке и изложении программ.
 В то же время всегда существовала другая форма проведения тренингов, которая собственно и не считалась тренингами. Речь идет о тех советах на работе, которые дают более опытные сотрудники новичкам. При всем пренебрежении, с которым профессионалы относились к этой форме тренингов, этот вид неформального тренинга часто оказывался гораздо эффективнее, чем обычный тренинг.
 "Неформальным" тренерам не приходилось доказывать, что они эксперты. Если они не знают ответа на какой-то вопрос, то это может стать поводом для поиска вариантов ответа, возможно даже совместно с человеком, задавшим вопрос.
 А профессиональные тренеры чувствовали себя обязанными быть экспертами, в чем проявлялась некоторая пародийность мира образования, где академичности и теории придается такое же (если не большее) значение, как и практике. Несмотря на то, что такой вид тренингов ни разу не показал своей эффективности, многие из нас постоянно им пользуются, чтобы завоевать доверие в профессиональной сфере.
 К счастью, в роли тренера произошел большой сдвиг. Благодаря введению методов участия и переживания и
 3 -79
 66
 Тренер
 повышению внимания к практическим результатам тренингов, тренера все реже рассматривают как абстрактный субъект. Но профессиональный тренер все еще стремится к тому, чтобы считаться экспертом в среди своих практикантов, а не сфере тренингов.
 От эксперта к человеку, помогающему в обучении и развитии
 Что сейчас необходимо в изменяющемся мире тренингов, так это радикальное изменение определения "тренера". И хотя некоторый сдвиг уже произошел благодаря желанию самих тренеров работать эффективнее, все еще осталось закостенелое мнение о том, кем должен быть тренер и что он должен делать, - а этого быть не должно.
 Любой тренер, добившийся успеха, незаметно уже вошел в новую роль. Это переход от роли тренера к роли человека, который помогает в обучении. Мы не сможем в будущем добиться успеха, пока не сделаем этот шаг и не убедимся, что знания усвоены раньше, чем закончен тренинг.
 Изменения в практике уже произошли, но пока полностью не осознаются. Я все еще иногда сталкиваюсь с тренерами, которые извиняются за недостаток теоретичности, а не гордятся тем, что уже совершили переход к более полезной ипостаси своей роли.
 Теория тренингов уже признала необходимость смены определения: так, мы говорим о теориях обучения и результатах обучения. Однако на практике почти все основываются на знаниях в сфере практиканта, а не на знаниях о процессе обучения. Когда кто-нибудь спрашивает "Чем вы занимаетесь?", а ты отвечаешь, что ты тренер, автоматически следует вопрос "в какой области? " - и ты отвечаешь!
 Более того, процесс становления тренера все еще выглядит следующим образом: мы становимся экспертами
 Изменение роли тренера 67
 в определенной области, а затем добавляем навыки тренера, а не наоборот.
 Новое определение основной обязанности тренера - человек, облегчающий обучение и развитие - влечет за собой дальнейшие изменения в существующем подходе к тренингам.
 Тренинги для тренеров
 Залогом профессионализма в сфере тренингов является умение общаться с людьми и помогать им в работе, а не знание предмета.
 Теоретическая часть тренинга должна подчеркнуть важность процесса обучения и понимание того, что разные люди учатся по-разному. Это можно сделать с помощью различных методик, облегчающих обучение, разъясняющих важность тренингов, помогающих в самообучении и т. д.
 И хотя тренинги значительно изменились, они все еще требуют улучшения.
 Функции тренингов
 Четкое определение понятия тренинга очень важно для организаций, так как тренинги способствуют обучению и развитию.
 Во-первых, любой организация, стремящаяся к непрерывному прогрессу изменит сове отношение к тренингам в лучшую сторону и будет отводить им одну из ведущих ролей. Если обучение - главное для успеха организации, то люди, облегчающие обучение, играют важнейшую роль - ив стратегии, и на практике.
 Тренинги сильно пострадали от маргинализации, оттого, что к ним относятся как к тому, без чего можно обойтись. Новое определение функций тренингов перенесут их в центр любого дела.
 Во-вторых, парадоксально, но новое определение роли тренера является определением той роли, которую
 68
 Тренер
 тренер всегда хотел играть. Поиск способов повышения профессионального статуса тренера привел к синдрому экспертов. Стать экспертом по облегчению обучения - прямой путь к профессионализму.
 В-третьих, благодаря новому определению появится необходимость в усложнении наших функций, наша работа будет рассматриваться в тесной связи с развитием бизнеса и считаться частью единого целого, а не заготовкой для программы.
 Маркетинг и тренинги
 В связи с предыдущим пунктом нужно упомянуть о необходимости перемен в маркетинге тренингов. Благодаря перспективе облегчения обучения и развития, тренинги
 • помогают обнаружить умение учиться, чтобы сотрудники могли стать хорошими учениками,
 • обеспечивают работу программ, включающих различные подходы к обучению, там, где они оказывают положительное влияние на развитие бизнеса,
 • обнаруживают возможности дальнейшего развития бизнеса,
 • поддерживают менеджеров, которые облегчают обучение и развитие своего персонала.
 Форма тренингов
 Сейчас еще больше, чем когда-либо нужно вводить тренинги в соответствующий контекст, подгонять под него, чтобы они отвечали требованиям рабочей ситуации. Здесь невозможны заготовки, они не подходят. Должен быть целый список возможных подходов, наборов действий, из которых будет составляться нужное решение.
 Подача материала
 При таких изменениях тренер не будет больше ограничен программой тренинга. Он может ее упрощать, про-
 Изменение роли тренера
 69
 водить тренинги тет-а-тет или общие занятия, делать доклады, учить других людей проводить тренинги. Для него открываются широкие творческие возможности, но возникают также и новые требования. Методы подачи материала будут определяться конечным результатом, использоваться будет самый подходящий.
 Вне всяких сомнений, все опытные тренеры уже сделали несколько шагов к новому подходу к тренингам, и вот основные причины:
 1. получить удовлетворение от работы - это убедиться, что ты помог в обучении, так что мы стремимся к новым подходам, чтобы добиться результатов,
 2. чтобы иметь какое-то влияние в изменяющемся мире организаций, нужно ориентироваться на новые требования.
 Тем не менее, роль помощника в обучении должна изменяться дальше. Эта роль, в общем, еще не признана, тренинги всегда закладываются "сверх плана", они проводятся, только если на них есть время и деньги. Нам нужно сформировать другой взгляд на ту роль, которую мы можем играть в организации, и активно ее демонстрировать.
 Тренер - человек, который облегчает жизнь
 Новая роль тренера прежде всего заложена в новом определении: "человек, облегчающий обучение и развитие". Мы станем людьми, облегчающими процесс обучения в любых ситуациях.
 Облегчать значит упрощать. В сфере тренингов всегда считалось, что это значит применять какой-то конкретный подход для стимуляции развития. Например, мы можем облегчить работу команде, помогая структурировать мышление и подход к задаче.
 При изменении роли тренера облегчение деятельности станет основной целью на всех уровнях тренингов, начиная с определения возможностей обучения, поиска
 70
 Тренер
 методов, благодаря которым обучение и развитие приобретают важность и пользу.
 Нам нужно так продемонстрировать эти возможности, чтобы люди могли сделать сознательный выбор, нужно предложить различные способы обучения, чтобы люди учились как можно более эффективно.
 Два последних аспекта особенно важны для нас. Первое требование - облегчить понимание изменений на рабочем месте. Смысл в том, что мы открываем возможности для прямой и неизбежной критики того, как мы делаем свое дело. Мы предоставляем людям конкретные результаты конкретной программы развития и не скрываемся больше за "размазанными" возможными результатами. Так мы перестаем прятаться за нашей компетенцией и становимся открытыми к обратной связи с нашими клиентами.
 Второе требование - научить людей развивать возможности других. При работе с менеджерами наша задача состоит не только в том, чтобы развить их личные качества, но и научить их развивать способности своего персонала. Таким образом, мы учим менеджеров учить.
 Мы снова разоблачаем мифы - считалось, что только профессионалы могут обучать других - и сталкиваемся с болезненной необходимостью выйти из привычной роли: чем большему может научить менеджер фирмы, тем меньше нужен профессиональный тренер.
 Несмотря на эти очевидные отклонения, новая роль оказывается несколько другой и, возможно, гораздо более важной. Мы становимся учителями и людьми, поддерживающими обучение в организациях, - важнейшими людьми в мире изменяющихся компаний.
 Необходимость изменения подхода повлечет за собой внешнее и внутреннее давление на тренера, он будет чувствовать себя неуютно, будто он находится на незнакомой территории, где он не уверен, что способен добиться эффективного результата.
 Более того, некоторые важные аспекты перемены роли помещают нас в центр этой незнакомой территории,
 Изменение роли тренера
 71
 так что мы даже не сможем потренироваться в тихом уголке.
 Но большинство из нас занимается этим делом из интереса к новым знаниям, так что наше собственное развитие полезно для нас. Мы должны развиваться сами, чтобы помочь успешному развитию других людей в изменяющемся мире.
 Тренер - пример хороших результатов
 Став учителями и людьми, поддерживающими обучение в организациях, мы обязаны понять, что люди оценивают по нашим реальным качествам, а не по тому, что мы о себе говорим.
 Благодаря этому происходит значительная перемена в отношении тренера к людям и в подходе к обучению. Эта перемена возможна только тогда, когда ясно, что подход:
 • эффективен для достижения желаемых результатов,
 • работает и для организаций, и для отдельных людей.
 Когда Восточную Европу на Олимпийских играх представляют молоденькие девочки и завоевывают медали по спортивной гимнастике, тренировки маленьких детей выглядят очень привлекательными: они явно эффективны, так как демонстрируются их успехи. Но как только становится известно о тех строгих ограничениях при тренировках, модель становится менее привлекательной: выгода для отдельно взятого человека слишком мала.
 В то же время модель в области атлетики мирового уровня предлагает более завершенную картину. Атлет кажется увлеченным своим видом спорта и сформировавшейся личностью со своими интересами и способностями. Благодаря тому, что они делают и как они это
 72
 Тренер
 делают, формируется модель возможности мировых достижений в области, связанной с развитием других потенциалов. Таким образом модель становится гораздо более привлекательной.
 Так и тренеры должны быть важным примером пользы изменений - и для организаций, и для отдельных людей.
 Тренер - образец обучения
 Первое изменение, которое мы можем моделировать - это переход от эксперта к учащемуся. Переход к роли ученика стал легче благодаря изменению концепции роли тренера. Мы учимся делать все по-другому, понимая, что так облегчаем другим тот же переход.
 Если мы можем продемонстрировать выгоду, а не дискомфорт, от роли ученика, мы подталкиваем других изменить свое мнение о роли ученика.
 Раньше была тенденция видеть в ученичестве трудный этап на пути к достижению результата. Оно было скорее необходимым неудобством, чем желаемым состоянием. Поэтому люди с неохотой признавали, что они не знают ответа на какой-то вопрос, им было стыдно. Обучение и тренинги укрепили это отношение, демонстрируя, что их результаты - сложнейшие ответы на вопросы, а не стимул к обучению.
 Но те из нас, кто вновь открыл любовь к обучению, которая приходит к нам, как к маленьким детям, знают, что длительное обучение приносит огромную пользу.
 Жизнь оказывается гораздо интереснее, когда ты постоянно учишься чему-нибудь, развиваешь свои возможности. Гораздо приятнее признать, что ты чего-то не знаешь, не понимаешь, а потом бросить все силы на поиск ответа, чем попытаться что-то сделать, а потом скрывать свое незнание. Признавая, что мы не всегда знаем лучший способ, мы можем показать другим пример длительного обучения.
 Изменение роли тренера
 73
 Образец гибкости
 Как тренер экспериментирует с различными подходами к обучению, так и мы можем моделировать гибкость, которая очень важна в изменяющемся мире. Избавляясь от старых теорий о том, что такое тренинг, демонстрируя свою готовность к новым подходам в обучении, мы подаем пример гибкости, которому могут следовать и другие.
 Образец постоянного совершенствования
 Подавая пример другим, мы можем создать модель постоянного совершенствования. Это все еще сравнительно новый метод для большинства людей, поэтому может быть не совсем ясно, как это делать.
 Будучи людьми, которые постоянно расширяют свои навыки, знания и умения, мы демонстрируем постоянное совершенствование в повседневной жизни. Так мы получаем и ориентир на будущее. Такие вопросы, как "Если сегодня было хорошо, как это можно сделать лучше завтра?" или "Что позволит тебе действовать эффективнее в будущем?", войдут в ваш повседневный словарный запас.
 Образец удовольствия
 В конце концов, нам нужно создать модель выгоды от роли ученика. Этот подход является источником энтузиазма, любопытства, удовольствия, что напоминает обучение маленьких детей.
 Именно тот факт, что обучение приносит удовольствие, обогащает нашу жизнь, на подсознательном уровне является для людей решающим. Мы должны доказать, что обучение не тяжелый и изматывающий труд, как это следовало из принятых ситуаций обучения.
 74
 Тренер
 Итак, тренер будущего будет значительно отличаться от тренера прошлого. Чтобы перейти к новой роли, нам будет нужно задействовать различные профессиональные качества и личные свойства. НЛП как раз направлено на то, чтобы позволить нам достичь наивысшего мастерства, выйти за установленные границы.
 Так что мы начнем с того, что посмотрим, как НЛП может помочь развить навыки и умения.
 I
 Глава пятая
 Качества совершенного тренера
 Вы этой главе мы поговорим о тех качествах, развив которые, мы станем совершенными тренерами. Раньше мы считали, что развитию подлежат скорее не наши личные качества, а навыки, теснее связанные с работой, например, умение подать материал. Теперь нам, как и другим сотрудникам организаций, нужно начинать с личного развития. Для того, чтобы работать в постоянно меняющейся среде, нужно обладать гибкостью и желанием меняться. Мы должны стать образцом для подражания: чтобы убедить других в необходимости новых требований, мы должны будем начать с самих себя.
 Личные убеждения и ценности
 Прежде всего нужно обратиться к личным ценностям и убеждениям. Находясь за гранью нашего сознания, они, тем не менее, оказывают значительное влияние на наше поведение и отношения и часто могут изменить наши сознательные намерения. Так что стоит найти способы совместить свои убеждения с результатами, которых мы хотим достичь. У нас есть четыре набора ценностей и убеждений: о себе, о других людях, об информации и том, как "устроен мир".
 Ценности и убеждения о себе
 Думая или говоря о себе, мы выражаем свои убеждения и ценности относительно самих себя. У нас есть определенный список убеждений о том, что мы можем делать, а чего не можем, кем можем быть, кем не можем.
 76
 Тренер
 Как мы составляем этот список?
 Мы начинаем составлять его еще в детстве, собирая то, что говорят о нас другие люди, и часто это способствует появлению негативной самооценки. Взрослые скорее отметят то, чего мы не умеем делать, чем то, что умеем. Возможно, родители слишком часто говорили, что вы неуклюжи, а учителя - что вам не хватает сосредоточенности. У них и в мыслях не было вам вредить, но своими действиями могли запросто разрушить вашу самооценку, не подозревая об этом. Впервые услышав какое-либо мнение окружающих о вас, вы бессознательно начинаете собирать доказательства услышанного. И конечно, чем больше вы уверены в собственной неловкости, тем более неловким вы становитесь и подтверждаете, что это так и есть!
 Осознав, что эти факторы самооценки основаны на произвольном наборе фактов, вызваны услышанными фразами в детстве, мы можем пересмотреть список убеждений и обратить его на пользу себе. В конце концов, на каждый пример вашей неловкости есть пример мастерства - вы просто не искали подтверждения этому факту.
 Итак, первый шаг к совершенству тренера - проверка своих убеждений и подгонка их под желаемые результаты.
 Проверка ценностей и убеждений о самом себе
 После того, как мы рассмотрели изменения в роли тренера, стало ясно, что для того, чтобы проявить себя в новом качестве, тренеру нужны соответствующие личные качества.
 Подумайте и напишите свой список качеств идеального тренера: каков он, что умеет делать (в конце этой главы - приложение 5.1 - вы найдете пример такого списка; вы можете оттолкнуться от него или сравнить свой список с ним). Пройдитесь по списку и отметьте галочкой те качества, которые у вас, по вашему мнению,
 Качества совершенного тренера
 77
 есть. Здесь важно, чтобы вы признали свои убеждения. Обычно мы пропускаем эту стадию и не подтверждаем наличие основных навыков, так что убедитесь, что вы знаете те качества, которые вы уже развили.
 Теперь пройдитесь по списку, обдумайте те качества, которые вы не отметили. Во-первых, проверьте, не слишком ли вы скромны: большинство людей склонны себя недооценивать. Поверьте, что вы отчасти обладаете этими качествами, даже если не в той степени, в которой хотелось бы.
 Если какое-то качество все еще не отмечено, остановитесь и попробуйте припомнить примеры из своего прошлого, когда вы демонстрировали это качество. Это могут быть примеры из любой сферы вашей деятельности: например, вы проявляли невероятное терпение по отношению к своей племяннице или племяннику, а не коллеге по работе.
 Цель поиска этих примеров - напомнить себе, что вы все-таки обладаете этими свойствами, хоть и не пользуетесь ими постоянно. Мы сейчас занимаемся тем же, что делали ребенком, принимая точку зрения родителей или учителя: обращаем внимание на какое-либо утверждение и пытаемся найти ему доказательства.
 Закончив второй этап проверки своих убеждений, мы увидим, что неотмеченных пунктов в списке не осталось или осталось очень мало. О том, как развить качества, так и не отмеченные галочкой, мы поговорим позже.
 Начнем с того, что новые признанные убеждения относительно себя увеличивают ваши потенциальные ресурсы.
 Чтобы закончить эту проверку, нужно внедрить новые убеждения в подсознание. Это просто: мы впитываем убеждения, оформляя их в простые утверждения. Утверждение должно быть позитивным (в нем не должно быть частицы "не") и начинаться со слов "Я -..." или "Я умею...", например: "Я терпелив" или "Я умею общаться с людьми".
 Возьмите свой список качеств идеального тренера и перепишите его в виде позитивных утверждений "Я
 78
 Тренер
 умею..." или "Я - ...". Затем медленно прочитайте вслух каждое утверждение, вспоминая пример проявления этого качества.
 Так вы заложили в подсознании основу убеждений относительно самого себя, которые помогут вам стать идеальным тренером. Отныне вы будете отмечать про себя, когда вы проявляете то или иное качество, и не упустите возможность их развить.
 Ценности и убеждения о других людях
 Убеждения о других людях складываются в подсознании точно так же, как и убеждения о самом себе. Мы их "коллекционируем", большую часть - в детстве, а затем собираем доказательства.
 У большинства из нас есть большой набор убеждений о других людях и несколько способов выбирать нужное. Например, у нас могут быть убеждения о том, каковы люди на самом деле, и мы выбираем их в зависимости от обстоятельств: одни убеждения приходят в голову при общении с друзьями, другие - с коллегами по работе.
 Стереотипы во многом подсознательны и должны приносить нам пользу: на основе их мы выбираем реакцию и манеру общения с людьми. Впрочем, не очень хорошо, если стереотип негативен: мы "знаем", что это за человек, и ориентируемся на свои ожидания, а не действительное поведение этого человека.
 Например, большинство подростков приходит домой несколько позже, чем обещали. И считают, что родители рассердятся, поэтому либо сразу начинают защищаться, либо просто избегают общения. Озабоченные родители, которые беспокоились о безопасности своего ребенка, очень быстро превращаются в злых родителей, приходя в состояние, которое от них ожидается.
 Нам, тренерам, нужно знать о том, как мнение о других людях (учениках), влияет на их ожидания и поведение.
 Качества совершенного тренера
 79
 Проверка своих убеждений и ценностей относительно других людей
 Проверка убеждений о других людях проводится так же, как и проверка убеждений о самом себе.

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу