<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. Каков бы набор убеждений о стажерах был полезен для идеального тренера? НЛП предлагает несколько убеждений, польза которых была подтверждена на практике:
 • Каждый делает наилучший выбор, который был возможен в конкретных обстоятельствах.
 • У всех нас есть задатки мудрости и мастерства.
 • Способности к обучению в нас заложены от природы, это особенно хорошо видно на детях
 Что еще можно добавить? Создайте свой список идеальных убеждений (в конце этой главы - приложение 5.1 - вы найдете пример такого списка; вы можете оттолкнуться от него или сравнить свой список с ним).
 2. Пройдитесь по списку и отметьте галочкой те убеждения, которые у вас, по вашему мнению, есть.
 3. Просмотрите те убеждения, которые вы не отметили, найдите примеры того, что вы ими обладаете. Не забудьте проверить опыт неформального обучения. Например, вы не сможете припомнить примеров активного обучения, когда люди просили вас помочь в конкретных случаях. Но вы обязательно вспомните примеры неформального обучения, например, когда ваш ребенок хотел научиться готовить.
 4. Возможно, в списке все еще есть убеждения, которые остались неотмеченными. Но большинству утверждений вы нашли доказательства!
 5. Теперь нужно внедрить эти убеждения в подсознание, чтобы они стали вашими ожиданиями. Начните с тех убеждений, которые у вас уже есть, подтвердите их, записав и прочитав вслух, одновременно вспоминая примеры их проявления.
 80
 Тренер
 Обратитесь к следующему набору убеждений, примеры проявления которых вы все-таки нашли, оформите их в виде утверждений, например: "Люди могут сами выбирать лучшую для них манеру обучения". Записывая их, вспомните примеры.
 Наконец, запишите остальные убеждения, примеры проявления которых вы не нашли, в виде: "Я хочу верить, что люди...". Записывая их, подумайте, как они могли бы проявиться в какой-нибудь учебной ситуации, если бы это были ваши убеждения.
 Так вы заложили в подсознании основу убеждений относительно других людей, которые помогут вам стать идеальным тренером. Отныне вы будете отмечать про себя каждый пример, подтверждающий правильность этих убеждений, и каждую возможность найти им подтверждение.
 Ценности и убеждения относительно информации
 Я рассматриваю эти убеждения, потому что информация - это самое главное в тренинге. Эти убеждения формируются, как и другие. То, что мы думаем об информации, влияет на то, как мы ее излагаем.
 Убеждения большинства из нас неосознанно кристаллизуются из того, что другие люди говорят о своих убеждениях. Самые распространенные убеждения западной индустриальной культуры:
 • Информация - это хорошо.
 • Информация - это сила.
 • Информация ценна, если она относится к делу.
 • Важную информацию трудно воспринять.
 Какие полезные убеждения об информации нужно внедрить в подсознание, чтобы быть идеальным тренером? Напишите небольшой список, в который войдут все они, прочитайте его вслух. Чтобы вам было легче сделать это, вспомните о том времени, когда получали ин-
 Качества совершенного тренера
 81
 формацию, положительно влиявшую на вашу жизнь, и определите, почему эта информация была ценна. Вы можете сформулировать это так: "Информация ценна, сели..." (Вы найдете пример такого списка в конце главы; вы можете оттолкнуться от него или сравнить свой список с ним).
 Затем обратите внимание на свои убеждения о конкретной информации, которую нам нужно передать своим стажерам. Если мы не можем доказать ее значимость себе, то не сможем доказать и другим.
 ...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...
 
 Приведем пример из довольно распространенного тренинга, посвященного внимательности, когда люди говорят "правильные слова", но не вкладывают в них нужный смысл: "Я могу вам чем-то помочь?" - угрюмым тоном, не глядя в глаза, без намека на улыбку - покупатель не чувствует должного внимания.
 Если я, тренер, не верю, что информация, которую я излагаю, действительно важна, мое безразличие к ней, сознательно или бессознательно, будет воспринято слушателями.
 Поэтому мы должны проверять информацию, которую собираемся рассказывать, и спрашивать себя: "Как я могу передать слушателям всю важность этой информации?" Если сведения не кажутся существенными, нужно придумать им правильное применение.
 Много лет назад, когда я работала учителем, меня попросили объявить ученикам о новом школьном правиле: молча стоять вдоль стенки перед началом урока. Мне казалось, что это правило специально создано для саботажа. Я, как учитель, уже предвкушала долгие минуты разъяснений, оторванные от уроков. В конце концов я объяснить своему классу, что это правило не особенно полезно, но его легче не нарушать. Я признала позитивные намерения, стоявшие за этим правилом: повысить самодисциплину, начинать урок в спокойном состоянии, но была уверена, что оно не приведет к таким результатам. Но я помогла ученикам осознать возможные результаты неподчинения этому правилу и понять, что бу-
 82
 Тренер
 дет легче жить, соблюдая его. Затем я попросила их придумать, как можно добиться от подобного правила позитивных результатов, и получила несколько интересных предложений. Так мне удалось представить эту информацию в выгодном свете: директор, к своему удивлению, получил желаемые результаты, я была довольна, потому что трансформировала информацию, студенты хорошо отреагировали и научились из минуса делать плюс.
 Наши убеждения влияют на наше поведение, а другие люди прекрасно замечают, когда слова расходятся с поведением. Очень важно, чтобы мы, тренеры, умели делать тренинг значимым, убеждать других в его ценности.
 Убеждения о том, как устроен мир
 Эти убеждения очень важны и оказывают значительное влияние на нашу интерпретацию событий в жизни. Например, тот, кто не верит в возможность всяких совпадений, ищет и обычно находит смысл таких "происшествий". Тот, кто считает совпадения случайными событиями, не придают им особенного значения или вообще не замечают их.
 Многие убеждения в рамках НЛП попадают в категорию "как устроен мир". Они подразумевают, что мы можем управлять своей судьбой, впрочем, мы именно этим и занимаемся, делая осознанный или неосознанный выбор.
 Тренеры, и в личной жизни, и на работе, находятся под влиянием того, что они считают возможным в этом мире. Поэтому важно иметь в виду эти убеждения и знать об их пользе для достижения высшего мастерства. Если я буду убеждена, что для успеха в бизнесе вам нужно иметь какую-нибудь научную степень, то буду негативно относиться к людям, еще не закончившим учебные заведения. Или если я буду считать, что мы в значительной мере зависим от обстоятельств, я не буду верить в собственные силы.
 Качества совершенного тренера
 83
 Проверка убеждений о том, как устроен мир
 Мы начнем эту проверку, снова ориентируясь на исходные предпосылки НЛП. Это убеждения, которые успешные люди считают верными, и которые управляют их поведением и действиями. Благодаря этим убеждениям можно добиться совершенства самому и помочь другим. Какие из них вы бы обозначили первыми в списке убеждений, полезных для идеального тренера? Выразите их своими словами. А какие еще убеждения о том, как устроен мир, могли бы быть полезными. Добавьте их в список (в конце этой главы - приложение 5.1 - вы найдете пример такого списка; вы можете оттолкнуться от него или сравнить свой список с ним).
 Сейчас, как мы уже делали, пройдитесь по списку, отмечая галочкой те из них, которые есть у вас.
 Просмотрите те убеждения, которые вы не отметили, найдите примеры того, что вы им обладаете.
 Внедрите эти убеждения в свое подсознание. Те убеждения, которые есть у вас, запишите в виде "Я верю, что...", каждый раз проговаривая их вслух и вспоминая примеры.
 Остальные напишите в виде "Я хочу верить, что..." и, проговаривая их вслух, добавляйте "и с сегодняшнего дня я буду искать этому подтверждение".
 Как справиться с убеждениями, ограничивающими вас
 Вы, должно быть, заметили, что говоря об убеждениях, мы не брали в расчет те из них, которые ограничивают нас или негативно на нас влияют. Я имею в виду те убеждения, которые не дают нам двигаться вперед, но мы все еще убеждены, что они правильные. Они часто принимают форму утверждений "Да, но...". Например: "Но людям не так просто меняться, особенно с возрастом".
 84
 Тренер
 Обычный подход был бы таков: начать с них, проанализировать их и попытаться избавиться от них логическим путем. Но эти убеждения не поддаются логике, даже если мы к ней прибегаем, чтобы их оправдать. Люди могут придерживаться противоположных мнений, защищать их и оправдывать со своей точки зрения. Как я уже говорила, убеждения формируются так: мы берем чужую точку зрения, находим ей подтверждение на своем опыте. Обычно эта точка зрения выбирается не сознательно, а просто принимается, потому что, кажется, подходит в той ситуации.
 Самый быстрый способ справиться с ограничивающими убеждениями - это сознательно выбрать и принять какое-то другое убеждение, а затем заняться активными поисками его подтверждения - выше я описала этот процесс. Тогда старое убеждение постепенно теряет свою силу над нами. Это естественный процесс смены убеждений. Например, будучи детьми, мы верим, что родители все делают правильно, а вырастая, мы ищем способ выразить свое "я" и отделиться от них, поэтому ищем доказательства того, что и они ошибаются. Мы обретаем новое убеждение: родители - это просто люди, и старое убеждение теряет свою силу.
 Единственная разница между предложенным мною процессом и естественным процессом заключается в том, что:
 1. вы сознательно выбираете полезные убеждения;
 2. процесс ускоряется благодаря вашему сознательному вмешательству.
 Если вы хотите принять как можно быстрее избавиться от ограничивающих вас убеждений, вы можете совершить один ритуал. Напишите их на бумаге. Вспомните о четырех категориях и распределите ограничивающие убеждения. Затем сверните эту бумажку и сожгите ее или порвите и выбросите, сказав себе: "Я избавляюсь от этих убеждений. Освободилось место для
 Качества совершенного тренера
 85
 более полезных убеждений, которые окажут положительное влияние на мою жизнь".
 Использование контрольных списков
 Мы составили несколько списков, которые пригодятся идеальному тренеру. Это не конечные варианты, вы можете добавлять что-либо по мере своего развития как тренера. Помните о том, что это не "идеальный" список. У каждого из нас - свое мнение о том, что такое полезное убеждение, свои приоритеты. Более того, мы будем изменять эти списки и адаптировать их, оттачивая свое мастерство.
 Мы можем пользоваться этим списком, чтобы напомнить себе: это мы выбираем, что будет управлять нашим поведением и отношением к людям. Мы можем выбирать те убеждения, которые считаем наиболее полезными для проведения блестящих тренингов, пользоваться ими при подготовке курса, все глубже внедряя эти команды в подсознание.
 Наконец, мы можем выбрать несколько убеждений и найти подтверждения, усиливающие их.
 То, во что мы верим, управляет нашими ожиданиями, суждениями и действиями, осознаем мы это или нет. Этот факт был подтвержден на тренингах.
 Изучив убеждения преуспевающих людей и процесс изменения убеждений, НЛП может предложить стратегию создания набора убеждений, который послужит основой развития и поведения.
 Ваш идеальный список убеждений, полезных для совершенствования мастерства тренера, укажет основные принципы развития навыков в других областях.
 I
 Пример
 Что касается личных качеств, то нужно обратить внимание еще на один момент: как показать пример другим людям.
 86
 Тренер
 Если мы имеем дело с изменениями парадигмы, как при работе с организациями и проведении тренингов, важно войти в новую роль, которая продемонстрирует другим новую манеру поведения и результат работы новой парадигмы.
 Во-первых, этот пример вдохновляет и подталкивает других хотя бы попробовать что-нибудь новое. Например, то, что наши друзья водят машину и за счет этого более независимы, часто побуждает нас самих сесть за руль. То, что кто-то оказался в выгодных условиях благодаря каким-то переменам, заставляет нас думать, что мы могли бы тоже воспользоваться этими переменами. Очень важно: если перемены идут на пользу одному конкретному человеку, мы хотим воспользоваться той же возможностью.
 Мы в высшей степени эгоистичны: если я не вижу какой-то личной выгоды, я вряд ли буду участвовать в деле. Тот факт, что другие извлекают из этого пользу, наводит меня на мысль, что я тоже могу получить выгоду.
 Мы учимся на примерах и образцах быстрее, чем когда нас чему-то учат. Мы копируем поведение и отношение, это происходит бессознательно. Вспомните, как дети учатся на примерах родителей, как они копируют поведение старших. И подумайте о самых неприятных аспектах такого обучения - когда мы делали то, что делали они, а не то, что они говорили нам делать. Это прекрасно иллюстрирует то, насколько важно не только осознавать, что вы - пример для подражания, но и понимать, какой пример вы подаете.
 Так какой пример мы подаем другим?
 Важные аспекты приведения примера
 Обучение
 Мы, тренеры, можем подать пример изменения подхода к обучению.
 Качества совершенного тренера
 87
 Во-первых, не просто принимать обучение как необходимость, а наслаждаться длительным процессом обучения - в качестве ученика.
 Мы учимся справляться со своей ролью и работать по-новому, поэтому имеем полное право называться учениками. Главное, чтобы мы подавали пример позитивного подхода к обучению: это удовольствие; это возможность экспериментировать и признавать, что это сработает как надо, что этим нужно гордиться, а не стыдиться, что совершив ошибку, можно вернуться к непонятному моменту, извлечь из этого пользу и сделать все правильно; что вы постоянно ищете, где бы поучиться..
 Более того, вы все время должны подавать этот пример, и на тренинге, и при неформальном общении с людьми.
 Непрерывное развитие
 Мы должны постоянно демонстрировать те качества, важность которых в контексте непрерывных изменений мы провозглашали: гибкость подхода, инициативность и личную силу.
 Эти качества имеют отношение к модели обучения, и не только. Действительно хороший пример подает тренер, который не соглашается с необходимостью введения нового подхода, но на самом тренинге, действительно осознает ее и готов поставить эксперимент. Тренер, который соглашается, что старый подход не работает, но не уверен в себе и просит разрешения на эксперимент, служит не лучшим образцом.
 Уважение
 Мы все время должны помнить: "Главное - это люди". Наше обращение с людьми - стремление относиться к ним так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам, проявление уважения, понимание того, что все люди разные - будет говорить за нас о важности непрерывного развития.
 88
 Личная выгода
 Тренер
 Модель обучения должна быть привлекательна, в ней должна явно прослеживаться возможность получить личную выгоду, вознаграждение за труды. Если вам кажется, что действие связано с какими-то трудностями, этот сигнал будет воспринят вашими слушателями, как бы вы не старались это скрыть. Очень важно упростить для себя модель обучения, и мы обсудили, как это сделать. Если мы хотим играть важную роль в мире организаций, нужно стать образцом. Мы оказываем влияем на поведение других людей не словами, а подавая пример. Итак, нам нужна стратегия воплощения перечисленных качеств.
 Новая роль: образец изменений
 Как играть эту роль? Во-первых, надо убедить себя, что результат стоит затраченных усилий. Какая вам будет польза от новой роли?
 Перечислите все возможные плюсы вашей новой роли (если вы хотите сравнить свой результат с другими, в конце этой главы вы найдете примерный список - Приложение 5.2).
 Если перечисленные результаты вас не вдохновляют, перечитайте важные аспекты приведения примера и добавьте те факторы, которые будут вам полезны.
 Теперь можно осваивать новую роль. Для облегчения задачи проще всего воспользоваться методикой НЛП, которая соотносит новую роль и необходимые качества. В конце концов, мы оказывались на высоте практически во всех областях. Однако мастерство иногда не соответствует ситуации. Например, вы демонстрировали качества идеального ученика на курсах любительской фотографии, но ваше поведение ученика может не укладываться в роль тренера.
 НЛП напрямую относится к этой проблеме, потому что вы черпаете из предыдущего опыта не поведение, а
 Качества совершенного тренера
 89
 состояние. Изучение совершенства показало, что каждый раз, будучи на высоте положения, люди входят в одно и то же ментальное и физическое состояние. Есть идеальное состояние для восприятия, обучения и т. д. Приходя в соответствующее физическое и ментальное состояние, люди автоматически подгоняют свое поведение под ситуацию. Более того, каждый человек находит свой способ войти в такое состояние. Таким образом, идеальное состояние, необходимое одному человеку для восприятия информации, не соответствует такому идеальному состоянию другого человека. Поэтому вы не можете описать "идеальное универсальное" состояние, необходимое для восприятия информации. Нет "готового" рецепта для любого человека - вот почему подход НЛП действительно помогает достигнуть совершенства, в отличие от обычных бихевиористических курсов, посвященных развитию человека.
 Так, если вы можете определить свое ментальное и физическое состояние для качеств, которыми хотите научиться пользоваться, то сумеете сознательно настроиться на состояние совершенства и стать тем, кем хотите быть.
 В любой ситуации мы подсознательно собираем информацию о состоянии, в котором находимся - физически, ментально и эмоционально. Другими словами, мы описываем собственное состояние. Собрав эту информацию, мы находим подсказку - что-нибудь, напоминающее об этом состоянии. Это может быть звук, фраза, образ, символ, простое движение или жест. С этого момента мы автоматически связываем "подсказку" с предшествующим ей состоянием, пока сознательно не положим этому конец.
 Это кажется сложным, но на самом деле все просто. Подумайте, какая мелодия вам нравится. Если сосредоточиться, вы поймете, что, вспоминая ее, вы приходите в одно и то же настроение, даже если вы слышите только ее отрывок. Это настроение и является физическим, ментальным и эмоциональным состоянием, в которое вас
 90
 Тренер
 приводит музыка - "подсказка". Теперь вспомните какую-нибудь картину или фотографию - с ними происходит то же самое. Каждый раз, глядя на нее, вы приходите в определенное настроение - вот вам другая "подсказка".
 Обычно нам не нужно сознательно приводить себя в какое-то состояние, это естественный процесс, зависящий от какого-либо внешнего или внутреннего стимула. Я привела вам два положительных примера, но существует множество негативных состояний, в которых мы оказываемся из-за неких стимулов. И мы оказываемся не на высоте! Вы, без сомнения, можете привести несколько таких примеров.
 Раскрывая секрет такого естественного процесса, НЛП дает нам возможность контролировать этот процесс:
 1. вызывать только полезные состояния;
 2. зная, как перейти в другое состояние.
 Итак, чтобы создать образец состояния совершенства, нужно произвести несколько действий.
 Состояние совершенства
 1. Определите, в какое состояние вы бы хотели испытывать снова и снова? Для этого выберите качество, которым вы бы хотели обладать и выразите его своими словами, например: "уважать точку зрения других людей".
 2. Вспомните, когда вы проявляли это качество. Неважно, в каком контексте и как долго. Пусть это будет первый пример, который приходит вам в голову, даже если он не самый лучший. Наш разум обычно сам находит самый подходящий образец, даже если мы не контролируем этот процесс.
 Качества совершенного тренера
 91
 3. Теперь вернитесь в то состояние совершенства. Вспомните обстановку, других участников, снова переживите этот момент.
 4. Полностью погрузившись в ту ситуацию, соберите информацию о себе в этом состоянии - если вы не уверены, что точно помните факты, придумайте, какими они могли бы быть. Прежде всего посмотрите, что привлекает ваше внимание - или отметьте, что глаз ни на чем не задерживается.
 5. Отметьте, что вы слышите, любые звуки - или заметьте, что вы не слышите ничего.
 6. Что вы чувствуете, проявляя это качество? Подумайте, чувствуете ли вы удовлетворение? Что вы еще чувствуете?
 7. Обратите внимание на свое физическое состояние. Вы двигаетесь или неподвижны? Какие мышцы рук, ног, торса, плеч напряжены, какие расслаблены? Отметьте, благодаря чему вы чувствуете себя удобно. Ассоциируется ли с этим состоянием какая-нибудь поза или какой-нибудь жест?
 8. Обратите внимание на выражение своего лица, как оно меняется, меняется ли вообще? Сжаты ли челюсти, какое выражение глаз, не склонили ли вы голову набок? Отметьте свою манеру говорить - тон, скорость и громкость речи.
 9. Войдите в свое состояние, обратите внимание на свое дыхание - быстрое ли, глубокое ли?
 10. Что происходит у вас в голове? Вы видите какую-нибудь картинку на своем внутреннем экране? Вы что-нибудь говорите себе? Такую информацию нужно собрать, а затем обработать.
 11. Оставаясь в той ситуации, когда вы проявляете качество, которое хотите воссоздать, позвольте собранной информации просочиться в подсознание и спросите себя:
 • Какая картинка могла бы мне напомнить об этом состоянии?
 92__________________________________________Тренер
 • Что я могу говорить себе, чтобы напомнить об этом состоянии?
 Не оценивайте свои ответы - они могут и не соответствовать вашему сознательному выбору. Подсказки обычно нелогичны, а здесь мы имеем дело именно с ними.
 12. Вернитесь в настоящее и подтвердите для себя подсказки, благодаря которым вы сможете возвращаться в это состояние, просто сказав себе: "Теперь каждый раз, когда я буду рисовать в воображении X, или говорить себе У, я буду автоматически возвращаться - физически, ментально и эмоционально - в состояние, когда я проявляю нужное мне качество. Может быть, стоит записать эти подсказки.
 Этот процесс можно повторить для каждого качества, которое вы хотели бы развить, и получить подсказки, необходимые для разных состояний.
 Если вы хотите их объединить в "образец изменений", нужно пройти последнюю стадию этого процесса. Рассмотрите все состояния и подсказки, благодаря которым вы придете в необходимое состояние. Просмотрите свои записи и скажите себе: "А теперь я хочу это все объединить, чтобы стать идеальным примером изменений". Представляя, как эти состояния объединяются в одно, я могу спросить:
 • Какая картинка позволит мне войти в это новое состояние?
 • Что я скажу себе, чтобы войти в это новое состояние?
 Теперь у вас будет две подсказки, как войти в это состояние, объединяющие все предыдущие, которое поможет вам проявить все необходимые вам качества. Чтобы облегчить весь этот процесс, можно озвучить все его этапы и записать на магнитофон, оставляя немного места между инструкциями.
 Качества совершенного тренера 93
 Вам нужно научиться сознательно пользоваться выбранными вами подсказками. В любой ситуации просто вздохните и вспомните одну или обе подсказки. Теперь у вас будет необходимый "настрой", и вы сможете действовать и реагировать в соответствии с ситуацией.
 Использование моделей превосходства
 Возможно, вы поймете, что качества, необходимые идеальному тренеру, немного отличаются от тех, которые вы проявляли в прошлом. Обычно это значит, что мы увидели у кого-то "лучшую версию" этих качеств и теперь неосознанно сравниваем себя с другими людьми.
 Самый быстрый способ дать нужным качествам дальнейшее развитие - это сознательная ориентация на других людей, моделей совершенства. Например, познакомившись с тренером, который может держать внимание аудитории в 150 человек, как будто это маленькая группа, я поняла, что могу поучиться у него способности общаться с людьми.
 Сознательное обращение к модели совершенства требует различной информации о человеке, который представляет собой эту модель. Полезная информация заключается не в том, что он делает, а каков он есть. Нам нужно обратить внимание на то же, на что мы обращали внимание, изучая себя: каково физическое состояние этого человека, как он дышит, как говорит. Если мы можем расспросить самого человека, нужно узнать, на что он обращает внимание в своем окружении, что он говорит себе, какую картинку рисует, что ощущает.
 Собрав как можно больше информации, нам нужно "примерить" эту модель на себя. Самое важное - подогнать ее под себя. Именно благодаря такой "подгонке" модель становится полезной.
 Например, в моем случае, я поняла, что тот тренер ловил взгляд каждого человека в аудитории. Мне это понравилось, я попробовала делать так же. Тот тренер много двигался. Я поняла, что мне нужно быть непод-
 94
 Тренер
 вижной, устанавливая контакт, потому что движение меня отвлекает.
 Бессознательно ориентируясь на какие-нибудь модели, мы производим эту "подгонку" естественным образом, чтобы модель соответствовала нашей индивидуальности. Я бываю во многом похожа на свою мать, но по-своему. Если человек, на наш взгляд, слишком непохож на нас, мы не будем ориентироваться на него, потому что придется изменять модель. Но, сознательно ориентируясь на модель совершенства, мы можем выбирать то, что нам подходит и отвечает нашей индивидуальности. Мы не копируем человека, а просто выбираем те его качества, которые помогут нам развить собственную личность.
 Контроль развития личных качеств
 Итак, я предложила способ заложить основу развития личных качеств. Я предлагаю проконтролировать процесс сознательного использования этой основы.
 Во-первых, нужно выработать в себе привычку замечать, когда мы проявляем необходимые качества. Каждый день отмечайте, когда вы проявили навыки идеального ученика, или продемонстрировали гибкость подхода. На это уходит немного времени, но так мы выстраиваем подсознательную модель, на которую впоследствии ориентируемся.
 Во-вторых, нужно вернуться к старым привычкам и репетировать другой вариант поведения. Каждый день отмечайте ситуации, в которых вы не проявили необходимые качества. А теперь подумайте, что изменилось бы, если бы вы проявили качества совершенного тренера. Пару раз проиграйте в сознании улучшенный вариант ситуации.
 Весь процесс соответствует нашему бессознательному поведению. Большинство из нас проверяют свое поведение за день, обычно концентрируются на том, что было неправильно и что пошло не так, как хотелось. На самом деле, мы можем прокручивать в сознании свои не-
 Качества совершенного тренера
 95
 удачи миллионы раз - это приводит лишь к тому, что мы делаем то же самое каждый раз, оказываясь в подобной ситуации - все мы знаем это на собственном опыте. Например, вы работаете с человеком, который будит в вас зверя, и в итоге все заканчивается бессмысленным спором. Вы проигрываете эту сцену в сознании и решаете, что больше не допустите такого. Но вы не "прогоняете" альтернативную ситуацию - поэтому все происходит заново.
 Сознательно пользуясь естественной способностью усилить бессознательные модели, мы можем укрепить позитивные моменты или исправить негативные. Пересматривая свой опыт, сознательно отмечая примеры проявления качеств идеального тренера и изменения неприятных ситуаций, мы создаем модели совершенства. Мы собираем доказательства пользы этих качеств и еще больше желаем их использовать. В конце концов, это личные положительные качества, помогающие достигнуть совершенства.
 Приложение 5.1
 ИДЕАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР
 Мнение о себе
 Я:
 Ученик
 Гибок
 Терпимо отношусь к другим точкам зрения
 Любопытен
 Не предвзят
 Готов к риску
 Рационализатор
 Энтузиаст
 Готов помочь
 Меня воодушевляет обратная связь
 Могу обшаться на разных уровнях
 Могу конструктивно направлять развитие других
 Могу объяснить так, чтобы другие поняли
 Могу признать свои ошибки или недостаток знаний
 Интересуюсь тем, что делают другие
 Могу понять, на чем основано мнение других людей
 Могу определить результат и выгоду развития
 Считаю обучение удовольствием
 Предлагаю инициативу
 Даю возможность
 Показываю уважение к другим
 Приложения
 97
 Ишу положительные стороны
 Проверяю, а не принимаю
 Честно оказываю влияние
 Люблю людей
 Одобряю
 У меня есть альтернативные стратегии
 Могу понять нужды другого
 Всегда вижу возможность дальнейшего развития другого
 человека Хочу попробовать что-нибудь другое, если то, что делаю,
 не работает Беру ответственность на себя за толкование их сообшения
 Мнения об обучающихся
 Каждый выбирает лучшее
 У нас уже есть все источники, которые нам нужны, чтобы быть умными и совершенными
 Мы существа, для которых обучение естественно
 Люди хотят развить свой потенциал
 Люди хотят учиться, если обучение преподносится им правильно
 Люди учатся на примерах, а не на теории
 Людям нужна практика, а не просто умение обсуждать что-то
 Люди усваивают больше, если это весело
 Люди все время учатся
 Люди пойдут на риск, если будут уверены, что это безопасно
 Когда люди что-то делают, они всегда могут придумать, как сделать это лучше
 Люди знают больше, чем думают, что знают
 Люди могут решать сами, как им лучше всего учиться
 У каждого есть свой особый дар
 Нам всем нужна какая-то личная выгода для мотивации обучения
 4-79
 98
 Тренер
 Мнение об информации
 Информация особенно ценна, если способствует развитию. Чтобы быть ценной, она должна быть полезна и уместна. Предоставляя информацию другим, нужно удостовериться, что выражаешь ее понятным языком и что она уместна в данной ситуации. Информацию, которую способствует развитию, нужно обратить в действие и/или какой-либо результат. За любой информацией должен следовать вопрос "А что от этого изменится?" или "Как можно воспользоваться этой информацией для того, чтобы что-то изменить?"
 Мнение о том, как действует мир
 Любое повеление - это обшение
 Каждая неудача - это возможность развития
 Мы сами пишем историю своей жизни
 Мы - это объединение разума, тела и духа, мы действуем лучше всего, когда все составляющие работают вместе
 Дорога к совершенству бесконечна
 Когда мы находимся в гармонии с собой и с миром, начинается волшебство
 Каждый хочет получить лучшее из возможного
 Прямота приносит свои плоды
 У нас всегда есть выбор
 Мы изобретатели, а не жертвы
 Все, что мы можем представить себе, возможно
 Приложение 5.2
 Преимущества быть действующей силой изменений
 Я буду наслаждаться вызовом
 Я подготовлю себя к жизни в изменяющемся мире
 Я многому научусь
 Это дает мне возможность экспериментировать и попробовать множество вешей
 Это сделает мою работу интереснее
 Это сделает мою работу более выгодной
 У меня будет больше возможных реакций
 Я улучшу отношения с другими людьми
 Я почувствую себя в авангарде развития
 Я смогу подбодрить других
 Я увеличу свой вклад в работу компании
 Мне будет легче убедить других в том, что эти перемены нужны
 Даже если я что-то неправильно буду понимать, мне будет легче работать с другими людьми
 Я получу новое ошушение цели
 Я почувствую, что вношу свою лепту в работу организации и делаю что-то важное для других людей
 
 Глава шестая
 Качества идеального тренера
 В предыдущей главе мы обсуждали возможные пути развития личных качеств, чтобы заложить основу мастерства тренера. В этой главе мы рассмотрим некоторые качества необходимые тренеру, возможность их дальнейшего развития. Мы будем исследовать те качества, которые помогут облегчить обучение, то есть умение проводить тренинги. Что-то из того, о чем я буду говорить, будет просто полезным напоминанием вам, что-то - интересным поводом к эксперименту, что-то вы просто отклоните как нечто, не соответствующее вашему стилю.
 Кроме того, мы, тренеры, должны во время тренинга чувствовать себя удобно, потому что слушатели воспринимают любой дискомфорт, и это отражается на их обучении: здесь нужна хорошая интуиция. Важно расширять ту зону, в которой чувствуем себя комфортно, поэтому мы постоянно углубляем свои знания и не испытываем неудобств, сталкиваясь с чем-то незнакомым. Убеждения, о которых мы говорили, и личные качества помогают нам чувствовать себя удобно в любых ситуациях. Также мы можем найти такие способы развития этих качеств, благодаря которым будем чувствовать себя в безопасности при любых экспериментах. Благодаря внутренним "сетям безопасности" и постоянному обращению к нашим ощущениям НЛП особенно подходит для этой цели.
 Итак, начнем изучение качеств, жизненно необходимых идеальному тренеру, и способов их развития.
 Качества идеального тренера
 101
 Помощь в обучении и развитии
 Любую ситуацию, с которой вы сталкиваетесь по работе, можно упростить. Это самое главное умение тренера. Мы все применяем это умение, может, и бессознательно. Но если мы пользуемся им на тренинге, то значительно увеличиваем и свой потенциал, и потенциал слушателя.
 Контекст
 Облегчить значит сделать проще, а для этого, прежде всего, нужно отвлечься от конкретной ситуации и поместить ее в более широкий контекст.
 Многие дилеры готовят заранее ссуды для потенциальных покупателей дома, которые должны пройти разные стадии покупки дома, заполняя и оформляя различные документы. Ссуды, приготовленные заранее облегчают процесс покупки дома.
 Точно так же нам, людям, облегчающим обучение, нужно начинать с более широкого контекста, делая шаг назад от текущей ситуации, думая, каковы предпосылки этого контекста. Во-первых, нам нужно определить этот контекст, во-вторых, представить его ученику. Контекст обучения может включать в себя:
 • социальную подоплеку и ее развитие;
 • события в организации и их развитие;
 • события в отделе и их развитие;
 • события во время тренингов и их развитие;
 • события в группе и их развитие;
 • индивидуальную подоплеку и ее развитие.
 Поэтому важно быть в курсе всего контекста и постоянно получать новые сведения о развитии событий в обществе, на рабочем месте и вообще в профессиональной сфере.
 При работе в организации мы читаем различные бюллетени и годовые отчеты, задаем вопросы вроде:
 102
 Тренер
 "Когда компания начала?..", "Что вы уже сделали?", "Что уже произошло на сегодняшний день?" Для учеников важно понимать, что вы знакомы с общим контекстом персонального развития и интересуетесь им, по нескольким причинам:
 • Это напоминает им о необходимости поместить ситуацию в общий контекст;
 • Это гарантия того, что вы не будете воспринимать их как чистый лист бумаги;
 • Ваше знание более общего контекста поможет им понять, что дело не только в них - другие люди/организации сталкиваются с подобными проблемами;
 • Это гарантия того, что вы выберете соответствующий подход - благодаря знаниям контекста, у вас возникнут реалистичные и жизнеспособные идеи.
 Впрочем, одного знания контекста недостаточно. Нам нужно понимать, какой результат должен быть достигнут, частью какого процесса является развитие или обучение...
 Раньше тренинги были скорее "одноразовым ремонтом", чтобы удалить какую-то конкретную неисправность, они не входили в систему мер исправления чего-либо. "Помощь" в развитии оказывалась точно такая же. Спрашивая, частью какого долгого процесса развития является эта ситуация, мы начинаем рассматривать ее не отдельно, а в общем контексте. Мы помещаем тренинг в контекст постоянного обучения и напоминаем другим людям, что одного самого по себе тренинга недостаточно, чтобы добиться видимых изменений и завершить процесс развития.
 Результаты
 Установив контекст необходимой помощи, мы можем лучше понять цель и ожидаемый результат. В этом нам помогут простые вопросы:
 Качества идеального тренера
 103
 • Для чего нужна помощь?
 • Каковы будут результаты?
 • Каков будет эффект?
 Ответ на первый вопрос разъясняет цель помощи. Цель может быть выражена словами: дать возможность, разъяснить, способствовать, поддержать, укрепить. Вот два примера:
 1. Дать возможность участникам семинара понять, какую выгоду принесет им и их клиентам изменения в работе. Объяснить им, как они могут улучшить обслуживание клиентов.
 2. Разъяснить менеджерам, что они тоже являются тренерами, помочь им получить знания, чтобы стать хорошим тренером.
 Ответы на два других вопроса представят нам результаты в полном смысле этого слова: что получится в конце курса и как это можно будет применить на практике. Примеры результатов проведения курса:
 • Стратегии нового, эффективного подхода к работе
 • Осознание того, что коллективный подход принесет положительные результаты;
 • Умение создать положительное отношение к работе у коллег и клиентов;
 • Осознание важности тренингов и принятие их как часть новой роли;
 • Возможность применять навыки тренера в работе с персоналом.
 Ожидаемые результаты выясняются из дополнительных вопросов к клиенту и помогают нам не сбиться с пути. Эта информация очень важна, только так мы можем построить работу.
 Это все довольно очевидно, не правда ли? Но нас иногда вводят в заблуждения такими фразами, как
 104
 Тренер
 "Нам нужно распределить полномочия", "Вы не могли помочь создать команду?"
 Вы можете разработать великолепный курс тренингов, направленный на определение полномочий, а потом узнать, что на самом деле им нужно было, чтобы кто-нибудь научил их персонал принимать ответственные решения. Или вы будете думать, как создать команду, а на самом деле нужно научить людей работать в группе или разрешить какой-то конкретный конфликт.

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу