<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Обратите внимание на то, что пункты могут не идти в логическом порядке, но структура плана все равно сохранится.
 132
 Проведение тренинга
 Удостоверьтесь, что ваш план соответствует предъявляемым требованиям
 На этом уровне подготовки мы составили первичный план. Прежде чем пойти дальше, стоит вместе с клиентом пробежаться по плану, либо оформив его в виде официального или неофициального документа. Так мы можем проверить, правильно ли поняли предъявляемые требования, и при необходимости внести изменения.
 Чтобы это обсуждение было полезным для обеих сторон, можно спросить, годится ли этот план для рекламных целей. Для тренинга очень важно, чтобы мы продемонстрировали правильное понимание требования заказчика. Этот план может быть оформлен несколько по-другому, если он будет предназначен для стажеров. Таким образом, мы показываем, что план может быть изменен в соответствии с восприятием стажеров.
 Пример программы тренинга, которую можно превратить в рекламный проспект, как представлено на рис. 7.1.
 Идеальный тренер
 Ты хочешь усовершенствовать свое мастерство? Как опытный тренер, ты уже знаешь, что от тебя требуется. Надо быть всегда на высоте, а не надеяться на авось.
 Этот тренинг был создан специально для тебя. Это прекрасная возможность для того, чтобы:
 - научиться проявлять себя наилучшим образом в любой момент;
 - найти новые пути развития своего мастерства;
 - развить свое умение работать с клиентами;
 - использовать все доступные способы, чтобы стать идеальным тренером.
 Это будет весело и полезно. Разве можно упустить такой шанс?
 Рис. 7.1. Пример рекламного проспекта
 Подготовка к тренингу
 133
 Заполнение плана
 После того, вы вместе с клиентом проверили первичный план, можно перейти к детальному планированию тренинга. И здесь нужно помнить о методиках НЛП. Во-первых, нужно обратиться к свободе мышления, а для этого - избавиться от давления логики. Самый простой способ - избежать линейного развития мысли. Здесь существует два подхода: ментальное картирование и заметки на самоклеющихся листочках.
 Ментальное картирование
 Возьмите большой лист бумаги, в центре напишите тему тренинга. Обведите ее в кружочек, на линиях, проведенных от нее, напишите пункты вашего плана (смотрите рис. 7.2).
 Мастерство тренера:
 • процесс тренинга
 • умение договариваться
 • влияние
 доверие со стороны учеников
 вербальная и невербальная коммуникация
 развитие уверенности в себе
 установление раппорта
 рассмотрение других видов тренинга
 планирование тренинга
 развитие собственной изобретательности
 стремление к совершенству в качестве тренера
 Рис. 7.2. Ментальная карта
 Теперь подумайте, с чего лучше начать. Попробуйте взглянуть на это с точки зрения стажера: как облегчить им обучение. Из рисунка 7.3 становится ясно, что я ре-
 134
 
 ...Aкадемия Знакомств (Sоblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...
 
 Проведение тренинга
 шила начать с стремления к совершенству в качестве тренера, потому что я хочу четко объяснить своим стажерам, чего мы хотим добиться.
 Теперь посмотрите, как вы можете связать остальные элементы, чтобы программа была понятна вам и вашим стажерам. Проверьте, может быть, есть альтернативный вариант: возможно, есть несколько вариантов последовательности подачи материала.
 Иногда стоит набросать эти варианты, чтобы на следующей стадии подготовки к тренингу они были у вас под рукой. На рис. 7.3 показаны два варианта подачи материала.
 Вариант 1 Вариант 2 стремление к совершенству в стремление к совершенству в качестве тренера качестве тренера развитие уверенности развитие уверенности в себе в себе вербальная и невербальная развитие собственной коммуникация изобретательности проиесс тренинга установление взаимопонима- ния установление раппорта умение добиться доверия со стороны учеников умение добиться доверия со проиесс тренинга стороны учеников умение договариваться вербальная и невербальная коммуникация развитие собственной изо- умение договариваться бретательности влияние влияние рассмотрение других видов планирование тренинга тренинга планирование тренинга рассмотрение других видов тренинга Рисунок 7.3. Возможные варианты распределения материала
 Подготовка к тренингу
 135
 Эти два варианта распределения материала отражают интуитивные размышления о том, как сделать программу полезной и интересной. Если бы я пыталась логически рассортировать материал, последовательность была бы другой - итак, на самом деле у меня есть три варианта подачи материала. Я не привязана к какой-то жесткой схеме, поэтому я всегда могу изменить свой подход, уже во время работы с группой.
 К каждой линии можно добавить еще несколько: упражнения, задания, неформальные семинары, процессы и т. д. (Рисунок 7.4). Вы можете переходить от одного пункта к другому, проводя новые параллели. Вам нужны только ключевые слова, чтобы помнить основную мысль - это нужно вам, а не кому-то другому.
 Если вам кажется, что материала достаточно, спросите себя, как можно расширить свой план.
 Теперь возьмите цветную ручку и обведите то, что считаете важным - суть предъявляемых требований. Затем возьмите другую цветную ручку и обведите тот пункт, наличие которого в программе вас радует. Это элементы, которые побуждают работать и воодушевляют вас: благодаря им вы сможете оказаться на высоте. Мы все работаем лучше, если делаем то, что нам нравится.
 Мастерство тренера:
 • процесс тренинга:
 ¦ введение
 ролевые игры • вилео
 результаты
 умение договариваться:
 ввеление
 ивета
 изучение обстоятельств
 основные моменты
 136
 Проведение тренинга
 влияние:
 опрелеление
 экология
 послелствия и результаты
 ролевые игры
 иель
 умение добиться доверия со стороны учеников:
 истории
 обсужление
 невербальная коммуникация
 работа в паре
 вербальная и невербальная коммуникация:
 языковые пороки логалайтесь, что это? языковые молели истории
 толкование знаков язык тела
 развитие уверенности в себе:
 факты, свилетельства
 убежления
 истории из прошлого
 сильные стороны, лостоинства
 закрепление навыка
 установление раппорта:
 психологическая география
 язык
 изучение обстоятельств
 практика
 закрепление навыка
 рассмотрение других видов тренинга:
 выявление лругих вилов тренинга групповое обсужление
 Подготовка к тренингу
 137
 инливилуальная работа
 планирование тренинга:
 необхолимые моменты
 команла
 личность
 планирование на ближайший момент
 лолгосрочное планирование
 развитие собственной изобретательности:
 основные факторы
 структура
 советы
 обсужление
 практика
 если бы я был...
 стремление к совершенству в качестве тренера:
 молели истории прошлый опыт результаты
 Рис. 7.4. Расширенная ментальная карта
 Самоклеющиеся заметки
 Альтернативой ментальному картированию являются самоклеющиеся заметки.
 Напишите основные пункты плана вашего тренинга на отдельных самоклеющихся бумажках и приклейте их к столу и на стену. Теперь меняйте их расположение до тех пор, пока не добьетесь того порядка, который будет вас устраивать. Зафиксируйте этот порядок подачи материала.
 Теперь поместите каждую бумажку в центр группы других бумажек, на которых запишите упражнения, за-
 138
 Проведение тренинга
 
 дания, неформальные семинары, процессы и т. д. Точно так же, как и с ментальным картированием, закончив структурирование, придумайте новые пункты плана.
 Теперь у нас есть основа программы тренинга, в которой отражена ее суть, есть варианты подачи материала и выбранный курс. Все это можно записать на листке бумаги.
 Разработка используемого материала
 Чем больше полученной информации мы сможете переработать в полезный материал, тем больше будет выбор стратегий для облегчения процесса обучения. Переработка полученной информации в полезный материал означает следующее:
 • планирование тренинга;
 • разработка способов введения упражнений в тренинг;
 • компоновка упражнений;
 • поиск методов закрепления изученного материала.
 Планирование видов деятельности
 Планируя виды деятельности, не забывайте о желаниях и потребностях ваших учеников. Как данное упражнение облегчит им обучение? Насколько оно важно для них?
 Существует огромное множество различных концепций обучения, и можно запросто запутаться, пытаясь изучить и применить все возможные варианты. НЛП предлагает достаточно несложный альтернативный подход. Люди обучаются легче в расслабленном состоянии, находясь в гармонии с собой и окружающими. Мы поняли правильность этого утверждения на собственном опыте. Так как же сделать так, что любой вид деятельности при обучении доставлял людям радость? Например, можно разрешить смеяться на занятии, высказы-
 Подготовка к тренингу
 139
 вать любые "глупые мысли", разговаривать с окружающими. Все это позволит создать более непринужденную и приятную атмосферу.
 Требуя от людей давать только правильные ответы, мы разрушаем атмосферу непринужденности - это напоминает людям о школьных занятиях, экзаменах, и реакция их будет соответствующая. В некоторых упражнениях не предусмотрен правильный ответ - можно высказывать любые мнения, идеи, обсуждать что-либо и делать различные выводы. В других упражнениях может быть заложен правильный ответ, но в данном случае, чтобы избежать принуждения, мы можем воспользоваться утверждением НЛП: "Нет ошибки, есть только "обратная связь". Неправильный ответ может быть полезнее, чем верный, так как он поможет выявить разницу. Например, я могу попросить участников тренинга выбрать какую-либо противоречивую тему и постараться повлиять на мнение друг друга. Если у них не получается повлиять на чужое мнение, то у нас появляется прекрасная отправная точка для изучения разницы и мы можем использовать "обратную связь" (мнение другого человека), чтобы определить, какие аргументы будут самыми убедительными. Если одной из сторон удается повлиять на мнение другой. Значит обе стороны осознают, чем отличаются их мнения, в чем разница.
 Другое, не менее важное для планирования упражнений для тренинга, утверждение НЛП звучит следующим образом: "Мы изначально обладаем всеми способностями, чтобы стать мудрыми и совершенными". Планируя тренинг таким образом, чтобы упражнения помогали людям применять свою естественную мудрость и давать собственные ответы, мы облегчаем процесс обучения и в то же время позволяем им самим руководить своим обучением. Задавая вопросы, а не отвечая на них, мы даем людям возможность найти собственные решения.
 Внимательно и четко структурированные вопросы могут нести в себе огромный потенциал, такой метод обучения может быть намного эффективнее, чем все, что
 140
 Проведение тренинга
 вы делали ранее. Например, я могу сказать: "Я только что рассказала вам о новых способах оценки персонала. Разбейтесь на небольшие группы, обсудите эти способы и определите, что поможет сделать их более эффективными. Разработайте как можно больше стратегий. После этого, выберите, по мнению группы, три самые эффективные и обоснуйте свой выбор".
 Основываясь на собственном опыте, я могу сказать, что поиск разных ответов на вопрос, поможет группе научиться:
 • не зацикливаться на основной идее, даже если эта идея принадлежит доминирующему человеку в группе, искать другие пути решения, отличающиеся от тех, которых применялись ранее;
 • видеть решения, продиктованные индивидуальными желаниями и требованиями.
 Я считаю, что в наличии более широкого выбора идей и мнений проявляется удивительная согласованность и логичность коллективной человеческой мудрости. Люди знают, что будет работать лучше, хотя часто бывают удивлены, когда, совместно выбирая самые эффективные стратегии, обнаруживают, что окончательное решение оказывается очень простым. Более того, им намного больше нравиться находить эти решения самим, чем получать готовый ответ. Точка зрения "эксперта" можно высказать в поддержку решения, продиктованного их собственной мудростью, а не навязывать правильный ответ.
 Согласно НЛП, мы все предпочитаем получать и предоставлять информацию через один из трех каналов: визуальный, слуховой и кинестетический. Предпочтение визуальному каналу означает, что мы любим наблюдать и визуально воспринимаем информацию. Предпочтение визуальному каналу означает, что мы любим слушать, а предпочтение кинестетическому каналу означает, что наше восприятие основано на ощущениях.
 Подготовка к тренингу
 141
 Разницу между этими каналами восприятия может проиллюстрировать следующее наблюдение. Чтобы получить представление о территориальном расположении какого-либо объекта, одним людям необходимо посмотреть карту - это люди с визуальным каналом восприятия; другим достаточно описать местонахождение устно (идите прямо, затем поверните налево и т. д.) - это люди со слуховым каналом восприятия; третьим нужно описать ощущения, состояние: "это узкая сельская дорога, по ней надо ехать медленно, но выехав на трассу, можно посильнее нажать на педаль газа" - это люди с кинестетическим каналом восприятия.
 Планируя тренинг, мы не должны забывать о различных каналах восприятия наших учеников. Излагая материал, мы можем последовательно представить его тремя способами, чтобы облегчить обучение каждому участнику тренинга. Хорошие тренеры всегда поступают именно так. НЛП напоминает нам, о том, что мы должны применять все три способа подачи информации.
 Рассказывая о новых методах оценки персонала я могу, например:
 • продемонстрировать список новых методов - для людей с визуальным и слуховым восприятием (люди с визуальным восприятием просмотрят его, люди со слуховым восприятием прочитают его вслух);
 • рассказать о новых методах, приводя примеры их применения (люди со слуховым восприятием будут слушать, люди с кинестетическим восприятием получат необходимые ощущения, благодаря примерам);
 • продемонстрировать с помощью ролевой игры или видеокассеты некоторые моменты новых методов (люди с визуальным восприятием будут смотреть, люди с кинестетическим восприятием смогут опробовать это на своем опыте).
 142
 Проведение тренинга
 Способы введения упражнений в тренинг
 При составлении плана тренинга не следует забывать, что каждое упражнение должно быть полезным. Участники тренинга тем не менее могут не осознавать полезность упражнений. В целях повышения эффективности упражнения мы должны прояснить нашим ученикам его цель и результаты, чтобы они почувствовали, насколько это упражнение важно.
 При введении группового упражнения по методам оценки я могу предложить следующее:
 "У вас есть прекрасная возможность понять, как эти методы могут наиболее эффективно использоваться на практике, и предложить свои способы сделать их более действенными. Мы все знаем, что одного метода недостаточно, все дело в том, как мы его применим. Благодаря вашего опыту вы поможете нам выявить разницу между различными методами. Ваши предложения помогут всем нам претворить в жизнь лучшие из них".
 Иногда анекдот или история помогает ученикам оценить его важность. Например, при введении ролевой игры можно обратить внимание участников на какой-либо аспект личных качеств и умений, развитию которых способствует данное упражнение. Для этого можно рассказать историю из собственной жизни о том, как вам пришлось впервые столкнуться на работе с каким-либо прибором, при том что вам лишь приходилось слышать, как с ним обращаться; опишите свои чувства при этом, расскажите, какие были последствия. Это создаст атмосферу ролевой игры: люди почувствуют, что эта ситуация вовсе не искусственна, а имеет практическое значение. Услышав подобную историю участники тренинга также поймут, что и вы не всегда делаете все правильно, и будут чувствовать себя более уверенно.
 Вы должны очень четко сформулировать инструкции по выполнению упражнения. У всех тренеров бывали неприятные ситуации, когда у них не получалось ввести какое-либо упражнение, и они чувствовали, что ученики не выполняют их задания. В данном случае мы опять же
 Подготовка к тренингу 143
 должны взглянуть на наши инструкции с точки зрения участника тренинга и постараться четко выразить то, что:
 • вы хотите обсудить, объяснить, предпринять;
 • какова длительность упражнения;
 • какого результата вы хотите добиться, какой отклик получить, в какой форме;
 • какие особые действия должны быть для этого предприняты.
 Если инструкции представляют собой целый комплекс, разбейте его на этапы и объясняйте постепенно: по завершении одного этапа, давайте инструкции к следующему или напишите список, которым ученики могут руководствоваться.
 Затем обязательно выскажите свои требования, а также укажите, что разрешается. Например:
 • вы должны придумать минимум пять стратегий;
 • если вы закончите раньше, можете пойти выпить кофе;
 • идеи каждого должны быть восприняты с уважением;
 • можно смеяться.
 Компоновка упражнений
 Объясните, как упражнения будут связываться друг с другом и как это отразится на результатах тренинга. Используя тот же подход, что и при введении упражнений тренинг, сделайте так, чтобы упражнения обрели особую важность в глазах ваших учеников, и объясните, как эти упражнения будут способствовать процессу обучения.
 Это особенно важно, если вы выбрали нелинейный подход для проведения тренинга. Например, вы можете сказать следующее:
 144
 Проведение тренинга
 Это альтернативный путь решения этой проблемы; Это упражнение закрепит материал, посвященный поведению, который мы изучили вчера; Благодаря этому упражнению мы продолжим развитие способностей, которые мы обнаружили сегодня утром.
 Поиск методов закрепления изученного материала
 При планировании специальных упражнений вы можете разработать способы повышения эффективности обучения и составить из них список. Это может быть, например, использование таких вспомогательных средств, как слайдовый проектор, печатные пособия и т. д. Здесь возникает вопрос: "Что еще может повысить эффективность подачи материала? "
 Рассмотрим три основных вида вспомогательных средств: окружающая обстановка, окружающие; поведение; дополнительный материал.
 Окружающая обстановке, окружающие Мы часто можем повысить эффективность тренинга, обращая внимание на такие очевидные факторы, как: достаточно ли проекционных плакатов, ручек для всех участников тренинга; подходит ли данная аудитория для обсуждения в группах.
 • Есть у меня что-либо, что я мог бы повесить на стену или установить в аудитории, для того, чтобы улучшить подачу материала?
 • Какая мебель, какие объекты находятся в аудитории, как я могу использовать их для своих упражнений?
 Поведение Как, каким образом вы хотите, чтобы упражнение было выполнено? Именно мы, представляя материал, задаем тон упражнению. Задумайтесь:
 Подготовка к тренингу 145
 • Я хочу, чтобы при выполнении упражнения участники выбрали творческий подход; сконцентрировались; немного повеселились; благожелательно относились друг у другу; работали в четких временных рамках, и т. д.?
 • Как я могу задать этот особенный тон упражнению?
 Допочнительный материал История, картинка, пример, цитата могут повысить эффективность упражнения. Не являясь основным методом обучения, этот способ поможет закрепить материал или привлечь внимание учеников к проблеме. Рассказывая о дополнительных способах повышения эффективности упражнений, я часто привожу примеры своих собственных методов и объясняю, как они действуют. Дискуссия о конкуренции становится эффективнее, если тренер сам приводит в пример некоторые рекламные трюки конкурентов, чтобы проиллюстрировать какие-либо моменты дискуссии.
 Расширив содержание своего плана, я провожу окончательный отбор материала для программы. Теперь у меня есть основной план и я могу выбирать любой материал, разрабатывать и дополнять его с помощью вспомогательных средств из своего арсенала.
 Разработка и создание вспомогательных средств обучения
 При разработке и создании вспомогательных средств обучения необходимо иметь в виду три основные цели:
 • вспомогательные средства должны быть рассчитаны на три основные типа восприятия: визуальный, слуховой и кинестетический;
 • вспомогательные средства должны облегчать обучение;
 • вспомогательные средства должны быть значимыми и важными для обучающегося.
 146
 Проведение тренинга
 Вспомогательные средства для разных типов восприятия
 Мы уже рассматривали эти типы, говоря о подготовке упражнений для тренинга. Если все ваши вспомогательные средства - это только слайды и печатные пособия, вы не сможете заинтересовать своим материалом людей с кинестетическим типом восприятия.
 При разработке вспомогательных средств обучения для людей с кинестетическим типом восприятия, которые получают представление о вещах, ощутив их физически, через осязательный контакт, у нас есть прекрасная возможность проявить свои творческие способности.
 Однажды проводя семинар, посвященный общению с молодым поколением, я пригласила в аудиторию представителей различных молодежных субкультур и течений. Каждый из них рассказал о своей субкультуре, объяснил чем она ему нравится, чем притягивает, ответил на вопросы. Таким образом ученики видели, слышали, перед ними был живой образ, которого можно было коснуться рукой.
 Облегчение обучения
 При разработке и создании вспомогательных средств обучения мы не должны забывать желания и требования наших учеников: что действительно может облегчить для них обучение? Некоторые так называемые вспомогательные средства обучения выглядят очень красиво, качественно сделаны, но представляют собой скорее мастерство дизайнера, не являясь по сути вспомогательными материалами.
 Я считаю, что экспертами в этой области являются именно сами ученики. Если я опробую новое вспомогательное средство обучения, будь то самое простое печатное пособие или нечто более сложное, я обязательно прошу учеников оценить его полезность, спрашиваю,
 Подготовка к тренингу 147
 как можно его улучшить, что исправить, а также прошу высказать любые мысли о том, что может помочь им в обучении.
 Значимость и важность вспомогательных средств для обучающихся
 Это очень важный момент, так как мы можем считать, что создание бумажных самолетиков связано с таким понятием, как работа в команде, в то время как в глазах наших учеников это упражнение не имеет к этому никакого отношения.
 Нам необходимо связать вспомогательные средства обучения с тем контекстом, который, по нашему мнению, люди должны использовать при обучении. Здесь мы опять же нужен творческий подход. Я видела как каменщики обучали своих подмастерьев с помощью конструктора Lego; я сама однажды использовала макраме, чтобы проиллюстрировать менеджерам сложные, запутанные проблемы, с которыми они часто сталкиваются. Неважно, какими способами мы демонстрируем связь между упражнением и какой-либо проблемой, - главное, чтобы это вспомогательное средство делало эту связь очевидной понятной нашим ученикам.
 Существует один очень хороший способ повышения эффективности устного или письменного обучения: использование средств языка, соответствующих контексту обучающихся. Вы можете использовать профессиональный жаргон, например жаргон бизнесменов, давать цитаты из книг, посвященных направлению деятельности ваших учеников, придумать пример или рассказать историю, основанную на их рабочем контексте.
 Запомните, что вспомогательные средства обучения действенны только в том случае, если они расширяют знания, полученные учеником. Часто самые простые вспомогательные средства дают наибольший эффект, хотя случается, что самыми эффективными оказываются те, на которые ушло больше всего сил и времени, в этом
 148
 Проведение тренинга
 случае тренер особенно гордится результатами своего
 труда!
 Подготовка к тренингу, основываясь на точке зрения ученика
 Говоря о подготовке к тренингу, я всегда обращала внимание на то, что не следует забывать о желаниях и требованиях учеников. Наша основная цель - это облегчить обучение, поэтому при подготовке мы всегда должны думать, как наш материал будет воспринят учеником. Закончив детальную подготовку материала, мы должны сделать паузу и попробовать взглянуть на наш труд глазами учеников.
 • Как это будет воспринято в целом?
 • Отдельные части, собранные воедино будут воздействовать более эффективно?
 • Поможет ли данный материал заинтересовать ученика, будет ли ему полезен?
 Мы должны понимать, что существует великое множество подходов, чтобы заинтересовать обучающегося, вовлечь его в процесс обучения. Информация должна подаваться небольшими дозами, чтобы у ученика было время обдумать ее, осознать и применить, только так она может быть полностью усвоена.
 Мы не должны забывать, что в процессе обучения чередуются моменты повышения активности и спада, поэтому после упражнения, требующего концентрации и усилий, необходимо заняться чем-либо более простом и не напрягающим. Мы можем выделить время на размышление и обдумывание услышанного - сделать небольшой перерыв, позволить пойти немного прогуляться или поболтать друг с другом в неофициальной обстановке, что поможет участникам тренинга расслабиться, побольше узнать друг о друге и сделает их дальнейшую совместную работу эффективнее.
 Подготовка к тренингу
 149
 Порой бывает очень заманчиво попытаться использовать на тренинге все известные вам способы повышения его эффективности, дать как можно больше информации по теме. Помните, что прежде всего мы должны облегчить обучение. Люди могут усвоить и применить за раз ограниченное количество информации, поэтому лучше двигаться постепенно, не ускоряя темпы обучения.
 У нас есть огромное количество материала, который мы можем по выбору использовать на тренинге в зависимости от ситуации. Таким образом, у нас всегда есть альтернативные решения, если какой-либо подход не работает или что-то отклоняется от намеченного плана.
 Мы рассмотрели несколько путей подготовки к тренингу. Возможно, вы уже используете какие-либо из них. Тем не менее, поняв разницу между ними, мы можем повысить эффективность нашей подготовки к тренингу в тех областях, где не всегда все складывается удачно. Возможно, вы полностью довольны своим методом подготовки к тренингу. В данном случае вы можете использовать наши идеи в качестве альтернативных способов, которые могут вам пригодиться в некоторых случаях, или поэкспериментировать с ними в свободное время. Я вовсе не утверждаю, что высказанные мной идеи - это единственный метод эффективной подготовки. Я хочу только подчеркнуть, насколько он прост и приятен, как он помогает претворить в жизнь наши лучшие идеи и использовать их для проведения эффективного тренинга.
 Самоподготовка к проведению тренинга
 Любой опытный тренер тщательно готовит материал тренинга. Но, к сожалению, очень часто мы пренебрегаем самоподготовкой к работе. Как бы хорошо ни был подготовлен материал, мы не сможем провести блестящий тренинг, не будучи готовы к нему сами.
 НЛП напоминает нам, как важно наше физическое и ментальное состояние для того, чтобы оказаться на вы-
 150
 Проведение тренинга
 самая важная составляю-
 соте. В конце концов, мы щая процесса обучения.
 Методики самоподготовки
 Есть несколько способов подготовки к тренингу. Возможно, вы пользуетесь какими-нибудь из них, иногда бессознательно. Осознав все возможные стратегии, мы сможем выбрать те, которые помогут нам достигнуть совершенства в любой ситуации.
 Освободите свой разум
 Мы все живем напряженной жизнью и часто вносим в тренинг какие-то ее частицы. Возможно, у вас был сложный разговор или вы застряли в пробке - любая проблемная ситуация влияет на проведение тренинга. Поэтому перед тренингом нужно потратить несколько минут на то, чтобы оставить все проблемы за порогом.
 Наш ум достаточно просто освободить от ненужной информации, но следует знать, как делать это эффективнее. Если просто запретить себе думать о чем-то, это вряд ли сработает. Поможет лишь воображаемая очистка разума от ненужных мыслей.
 Представьте себе, что ваши мысли - это лист бумаги. Выберите те из них, что полезны для вас, но полностью исписаны, и поместите их в подходящую папку. Другую часть ваших мыслей, которые могут понадобиться вам позже, положите куда-нибудь поближе, в папку со специальной пометкой, чтобы при необходимости быстро найти их. Мысли, которые вы активно используете постоянно оставьте под рукой. И наконец ненужные и бесполезные мысли выбросите в корзину для бумаг.
 Этот метод прекрасно работает, даже если вы не очень тщательно распределите свои мысли. Просто представьте, что вы сортируете мысли на четыре стопки.
 Теперь ваш разум чист и готов к проведению тренинга.
 Подготовка к тренингу
 151
 
 Настройте свой разум на тренинг
 Приведя в порядок и освободив свой ум от ненужных мыслей, настройтесь на проведение тренинга. Подумайте об основной цели данного тренинга, о результатах, которые вы хотите получить, создайте подходящую атмосферу, контекст. Просто прочтите план тренинга - это поможет вам создать в своем подсознании контекст, атмосферу, в которой он будет проходить.
 Затем скажите себе, каким должен быть этот контекст. Например: "Я хочу расслабиться, хочу, чтобы мне было легко излагать материал" или "Я хочу замечать и фиксировать реакцию учеников".
 Далее выразите свои надежды по поводу учеников. Не стоит ограничиваться общими фразами, как, например: "Я хочу заинтересовать учеников" или "Я хочу, чтобы аудитория отнеслась ко мне доброжелательно". Гораздо полезнее более четко определить свои надежды и ожидания.
 Теперь вы четко знаете, чего хотите добиться от себя самих и от учеников. По опыту мы знаем, что это очень хороший метод для реализации своих способностей и развития интуиции.
 Напомните себе, как просто достичь совершенства
 Говоря себе о том, каким вы хотите видеть себя и своих учеников, используйте слова и выражения, напоминающие о моментах в вашей практике, когда вы показали себя как идеальный тренер. Прочувствуйте снова эту ситуацию. Обратите внимание на свое физическое состояние в тот момент, на выражение своего лица. Обратите внимание на то, как выглядели и вели себя ученики, какая была атмосфера.
 Подобное воспоминание поможет нам настроиться на проведение идеального тренинга.
 152
 Проведение тренинга
 Репетиция тренинга
 Многие тренеры периодически обращаются к новым программам. Идеальный тренер всегда прогоняет весь тренинг в своем воображении. Это не логический процесс, а скорее ускоренная репетиция, которая позволяет нам заметить слабые и сильные стороны и подсознательно настроиться на тренинг и в некотором роде предсказать его протекание и результаты.
 Большинство из нас использует этот метод, чтобы заранее предвидеть возможные неприятные ситуации. Мы всегда рады, если нам удается предвидеть какое-либо явление или ситуацию, в этом случае мы говорим, что "знали", что это случится, или даже ожидали этого и заранее подготовили стратегию решения этой проблемы.
 Если у вас получается предвидеть отрицательные моменты, почему бы не попробовать предугадывать положительные? Представьте, что данный тренинг - это лучшее, что вы когда-либо делали. Вообразите, что вы прекрасно проводите тренинг, вы на высоте положения, а ученики прекрасно усваивают материал, ведут себя так, как вы хотите. Почувствуйте атмосферу этого тренинга. Необязательно продумывать все до мелочей, вы можете представить себе отдельные части тренинга, медленно прокрутив их в воображении.
 Если вы при этом замечаете что-то особенное, это наверняка окажется полезным для тренинга. На первый взгляд это может показаться несущественным и обычным. Например: как стоит ваш стул, необычная фраза, которую вы произносите, выражение лица, ученик, жующий жвачку. Я заметила, что сознательное использование этих явлений позитивно влияет на происходящее.
 Особое внимание обратите на начало и конец тренинга. Продумывая начало тренинга, отметьте, как вы выглядите, звучите, что вы чувствуете, что делаете. Обратите внимание на то, как вы приветствуете учеников.
 Подготовка к тренингу
 153
 I
 Это поможет вам сознательно отрепетировать необходимую мимику и эффектно начать тренинг.
 Затем сосредоточьтесь на завершении тренинга. Что вы чувствуете, как выглядите и звучите? Что говорят участники тренинга, как они выглядят? Насладитесь ощущением, что все прошло отлично, что вы показали себя, как идеальный тренер.
 Подобная воображаемая репетиция не менее эффективна, чем репетиция в реальном времени. Этот метод настраивает нас на особый лад, помогает показать себя на тренинге с лучшей стороны без излишних усилий, отвлекающих нас от учеников.
 Рассмотрев стратегии подготовки нашего разума, мы поняли, что меняя образ мыслей, мы меняем наш настрой, а меняя настрой, мы можем изменить наше физическое состояние. И наоборот, меняя физическое состояние, вы можем изменить настрой и образ мыслей.
 Физическое состояние
 Вспоминая моменты, когда мы проявили себя как идеальный тренер, или репетируя идеальный тренинг в воображении, обратите внимание на свое физическое состояние. Мы можем эффективно использовать эту информацию для самоподготовки к идеальному тренингу.
 Вы можете подготовиться к тренингу "физически". Свое обычное поведение (или физическое состояние) пересмотрите с точки зрения поведения идеального тренера.
 Триггеры
 Для достижения необходимого физического состояния мы можем использовать особые триггеры. Откройте свой гардероб и выберите одежду, в которой вы чувствуете себя лучше всего. Цвет, тип или стиль одежды может ассоциироваться с моментом, когда вы показали себя, как идеальный тренер. Даже если в данной ситуа-
 154
 Проведение тренинга
 ции существуют ограничения в одежде, вы всегда можете выйти из положения и одеть что-то, напоминающее вам о том моменте: галстук, носки, белье, серьги и что-либо другое на свой выбор.
 Триггером для проведения идеального тренинга также могут стать запахи. Какие духи, лосьон после бритья или мыло ассоциируется у вас с идеальным тренером? Используйте любой запах, который, по вашему, поможет достичь этого состояния.
 Для некоторых людей триггером может служить какой-либо предмет: портфель, ручка, фотография, "счастливый" талисман.
 Уверенность в себе и позитивный настрой перед началом тренинга
 Что поможет нам чувствовать себя уверенно перед началом тренинга? Определите, что еще кроме воображаемой репетиции может повлиять на ваш настрой.
 • Вам нравиться приходить на занятия раньше всех?
 • Вам нравится разбираться со своими бумагами до прихода учеников?
 • Перед началом тренинга вы любите прогуляться или выпить стакан воды?
 • Вам нравиться болтать с людьми перед началом тренинга или вы предпочитаете держать дистанцию?
 • Как, по вашему, должна выглядеть аудитория - какие небольшие дополнения вы бы сделали?
 • Что позволяет вам контролировать себя в начале тренинга?
 Это не просто дополнительные вопросы. В них отражены важные моменты, оказывающие ощутимое влияние на наше состояние и настроение перед началом тренинга. Благодаря этим вопросам нам будет проще начать идеальный тренинг.
 Подготовка к тренингу
 155
 Я могу предположить, что все эти техники подготовки к тренингу прекрасно вам знакомы. Добившись необходимого настроя, мы автоматически используем большинство из них. Это бессознательные стратегии самоподготовки идеального тренера.
 Они помогают нам сознательно создать необходимый настрой, если это получается автоматически.
 Прочитав эту главу, посвященную самоподготовке, вы могли подумать, что все эти методики достаточно сложны и занимают много времени. Но если вы посмотрите на них с другой стороны, вы поймете, что на самом деле на них уходит не так много времени, гораздо меньше, чем вы потратили на чтение этой главы. Они представляют собой альтернативный подход, который сначала может потребовать дополнительного времени и некоторых усилий, что окупится сторицей в дальнейшем и поможет сделать ваш тренинг эффективнее.
 Самоподготовка и подготовка материала с помощью вышеописанных методов значительно упрощает проведение тренинга, делает его более содержательным и полезным для его участников. Благодаря настрою на успех мы повышаем вероятность проведения идеального тренинга.
 Со временем, используя эту форму подготовки, вы добьетесь автоматизма, и она будет занимать гораздо меньше времени, чем традиционная подготовка. Мы постоянно совершенствуем структуру подготовки, создаем основные модели и добавляем в наш арсенал. Запомните, вы можете сначала добавить только одну дополнительную стратегию к своим уже существующим методам подготовки. Не обязательно заимствовать все методы сразу.
 Глава восьмая
 Проведение тренинга
 В этой главе мы рассмотрим процесс проведения успешного тренинга. Мы уже обсудили основные умения и качества тренера, необходимые для хорошего тренинга. Теперь необходимо внести некоторые дополнения, касающиеся основных принципов проведения успешного тренинга.
 После планирования и подготовки мы подходим к процессу обучения. Вам может настолько понравится собственный подготовленный материал, что вам захочется по быстрее его изложить. Но хороший тренер помнит, что эффективность тренинга зависит от его начала, и потратит какое-то время, чтобы задать нужный тон.
 Как задать тон
 Установление взаимоотношений и раппорта
 При первой встрече человек хочет узнать, кто его собеседник, чем он живет. Это относится и к тренингу, как к любому интерактивному действию. Если нам не удается наладить отношения, наша работа не заладится. Даже если мы знаем друг друга, важно подтвердить взаимоотношения.
 Большинство тренеров в начале тренинга представляются своим стажерам и просят их назвать свои имена - так хороший тренер начинает устанавливать отношения. Существует несколько способов это сделать, и, конечно, у вас есть свой любимый. Имейте в виду, что цель знакомства:

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу