<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 ДИАГНОСТИКА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
  Вводные замечания. При психологическом обследовании детей нередко можно определить явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает необходимость диагностики, которая обеспечивала бы возможность проведения эффективных профилактических мероприятий или своевременной коррекционной работы специалиста - логопеда или психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами центральной нервной системы, речедвигательного и речеслухового ее отделов.
  Цель занятия. Выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи.
  Дислалия - нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий.
  "Стертая" дизартрия - нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов. Кроме нарушения звукопроизношения при "стертой" дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой оттенок).
  Открытая ринолалия - нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием. Неполноценность нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию согласных звуков в гортанно-глоточной области со специфическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.
  Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.
  Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.
  Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов.
  На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить его к себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования.
  На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой:
  * Губы: в пределах нормы, боковая расщелина - односторонняя, двусторонняя.
  * Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.
  * Прикусы: прогнатия - выдвинутая вперед верхняя челюсть, проге-ния - выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус - искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.
  * Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).
  * Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.
  * Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.
  * Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.
  В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).
  На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка "комком" в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тре-мор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий.
  1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки - втянуть их.
  2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как "маятником".
  3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры.
  4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук "а". При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
  При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.
  Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:
  * Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
  * Объем движений: полный, неполный.
  * Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
  * Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
  * Наличие сопутствующих движений (указать какие).
  * Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
  * Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции:
  больше (или меньше) 3 с.
  На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях - в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
  По результатам IV этапа обследования - состояние звукопроизношения - необходимо составить заключение по следующей схеме:
  * при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
  * в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
  * нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, р', л, л') (значок "'" соответствует мягкому варианту звука). Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования - диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.
  Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5-2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:
  1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: "Покажи, где висит картина", "Подними правую руку".
  2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: "Что гудит?" (машина), "Что проехало?" (трамвай), "Кто смеется?" (девочка), "Угадай, что звучит?" (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
  3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, "Дай мне кубик, а на столе возьми мяч", "Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне".
  4. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем: ба - па, да - та, ка - га - ка, са - ся, жа - ша, са - за; мышка - мишка, катушка - кадушка, роза - лоза; "семь машин на шоссе", "пастушок быстро шел", "висел железный замок", "ручное зеркало упало".
  5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:
  а) определить, есть ли звук "с" в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
  б) определить количество звуков в слове и место звука "с" в словах: сок, оса, нос;
  в) составить слово из звуков: с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш;
  г) придумать слово на заданный звук: с, ш, л, р;
  д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых
  начинаются на определенный звук.
  В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).
  Обработка результатов. Материалы обследования обобщаются для постановки окончательного диагноза. Для выявления причинной обусловленности отклонений в речи ребенка характер нарушения звуков сопоставляется с данными особенностей строения и моторики артикуляторного аппарата, а также соотносится с состоянием слуха и фонематического восприятия. С учетом анамнестических данных определяются вид нарушения (дислалия, "стертая" дизартрия, открытая ринолалия), форма нарушения (моторная, сенсорная, сенсомоторная, механическая), объем и степень нарушения разных фонетических групп звуков.
 
 ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
 
 Фамилия, имя, отчество________________________________________________
 Дата__________________________________Возраст________________________
 
 Диагностика периферических нарушений речи
 
 I этап
 Общие анамнестические данные_________________________________________
 Психическое и физическое состояние, особенности поведения_______________
 _____________________________________________________________________
 Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми__
 _____________________________________________________________________
 Стремления, интересы__________________________________________________
 _____________________________________________________________________
 Особенности психомоторного развития___________________________________
 Речевая среда и особенности речевого развития____________________________
 ____________________________________________________________________
 Заключение__________________________________________________________
 
 II этап
 Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата:
 губы________________________________________________________________
 зубные ряды, прикусы_________________________________________________
 нижняя челюсть ______________________________________________________
 твердое нёбо_________________________________________________________
 мягкое нёбо__________________________________________________________
 язык________________________________________________________________
 заключение__________________________________________________________
 ____________________________________________________________________
 
 III этап
 Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп):
 губы_________________________________язык___________________________
 нижняя челюсть______________________________________________________
 мягкое нёбо__________________________________________________________
 задняя стенка глотки__________________________________________________
 Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению):
 Губы______________________________язык______________________________
 нижняя челюсть______________________________________________________
 мягкое нёбо__________________________________________________________
 задняя стенка глотки__________________________________________________
 Особенности мимики и тонуса лицевых мышц_____________________________
 ____________________________________________________________________
 Сопутствующие движения (наличие, особенности)_________________________
 Состояние общей моторики_____________________________________________
 Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________
 
 IY этап
  Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условными обозначениями: + - правильное произношение, - - отсутствие звука, = - замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук, ? - искажение звука.)
 Условие произнесения звука Звук ш ж ч щ с с' з з' ц л л' р р' Изолированно В начале слова В середине слова В конце слова
 Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________
 
 Y этап
 Состояние слуха______________________________________________________
 Дифференциация неречевых звуков______________________________________
 Понимание речи и слуховая память______________________________________
 Слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками_______________
 ____________________________________________________________________
 Фонематический анализ и синтез________________________________________
 Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________
 Общее заключение: диагноз и его обоснование. Рекомендации_______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 Рисунки предметов для исследования звукопроизношения
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу