<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Одним из способов наглядного представления взаимосвязей между этими элементами является сеть генеративных систем, в фокусе или центре конвергенции которых находится идентификация как суть процесса моделирования (рис. 7).
 
 Рис. 7. Сеть логических уровней
 Подводя итоги, отметим, что моделирование может включать в себя исследование взаимоотношений между целым рядом различных уровней опыта, в том числе:
 Духовный уровень Видение и цель А. Кто я
 Б. Моя система убеждений
 В. Мои способности
 Г. Что я делаю
 Д. Мое окружение Идентификация
 Ценности, ожидания
 Состояния, стратегии
 Определенные виды движения
 Внешний контекст Миссия
 Разрешение и мотивация
 Направление
 Действия
 Реакции • Окружение определяет внешние возможности или ограничения, на которые человек вынужден реагировать. В него входят "где" и "когда" того или иного навыка или способности.
 • Поведение представляет собой определенные действия или реакции данного человека внутри окружения. В него входит "что" того или иного навыка или способности.
 • Способности направляют действия посредством ментальной карты, плана или стратегии. Для того или иного навыка или способности они отвечают на вопрос "как".
 • Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или подавляет способности. В них кроется "почему" того или иного навыка или способности.
 • Идентификация связана с ролью человека, миссией и/или самосознанием. Она отвечает на вопрос "кто" для того или иного навыка или способности.
 • Духовность связана с более обширной системой, частью которой является данный человек. Она дает ответ на вопрос "кто еще" или "для кого" существует тот или иной навык или способность.
 Моделирование способностей
 Большинство процессов моделирования в НЛП сосредоточены на уровне способностей, уровне "как". Способности связывают убеждения и ценности с определенным поведением. Без ответа на вопрос "как" знание того, "что нужно делать" и даже "почему это нужно делать", теряет всякий смысл. Способности и навыки обеспечивают связи и "рычаги", позволяющие проявляться нашему видению, идентификации, ценностям и убеждениям в виде действий в том или ином окружении.
 Тот факт, что механизмы моделирования в НЛП сфокусированы на способностях, не означает, однако, что они затрагивают только информационный уровень. Нередко для воспроизведения желаемой способности требуется весь гештальт убеждений, ценностей, самосознания и специфических поведенческих проявлений. В НЛП утверждается, что сосредоточение внимания на развитии способностей позволяет создавать наиболее практичные и полезные комбинации "глубинных" и "поверхностных" структур.
 Важно помнить, что способности являются более глубокой структурой, чем определенные задачи или приемы. Приемы обычно представляют собой последовательность действий или мер, которые ведут к выполнению того или иного задания. В то же время навыки и способности на практике нередко оказываются "нелинейными". Конкретный навык или способность (например, способность "творчески мыслить" или "продуктивно общаться) может служить опорой для различных задач, ситуаций и контекстов. Способности требуют "произвольного доступа", благодаря которому человек сможет в любое время моментально воспроизвести тот или иной навык в условиях любой задачи, ситуации или контекста. Таким образом, вместо линейной последовательности этапов навыки организуются вокруг модели ТОТЕ, которая представляет собой петлю обратной связи между а) целями, б) многообразием средств, используемых для достижения этих целей, и в) основаниями для оценки успешности достижения этих целей.
 ТОТЕ: минимальные требования для моделирования эффективных навыков и видов поведения
 "Преследование будущих целей и выбор средств для их достижения есть признак и критерий наличия у наблюдаемого явления собственного интеллекта".
 Уильям Джемс, "Принципы психологии"'.
 Моделирование в НЛП построено на основе ориентированной на цель петли обратной связи - TOTE (Miller, Gallanter and Pribram, I960). Аббревиатура TOTE расшифровывается как Test-Operate-Test-Exit (Проверка-Действие-Проверка-Выход). Понятие ТОТЕ подразумевает, что все психические и поведенческие программы вращаются вокруг постоянной цели и разнообразных средств ее достижения.
 Эта модель указывает на то, что в процессе мышления мы (осознанно и неосознанно) определяем цели и разрабатываем процедуру проверки того, достигнута цель или нет. Если цель еще не достигнута, мы действуем, чтобы с помощью изменений или каких-либо других средств приблизиться к желаемой цели. Когда критерии нашей проверки удовлетворены, мы переходим к следующей стадии. Таким образом, функция любой отдельно взятой части поведенческой программы заключается в том, чтобы проверить информацию, поступающую от органов чувств, оценить свои успехи или приступить к действиям, позволяющим изменить какую-либо часть актуального переживания так, чтобы она смогла удовлетворить критериям проверки и можно было бы перейти к следующей части программы.
 Проверкой успешности "руководства", к примеру, может служить "выгодность" того или иного проекта. Если проект. приносит мало выгоды, руководитель вынужден действовать, принимать меры в попытке превратить проект в более доходный или предлагать более приемлемый вариант проекта.
 1 William James. Principles of Psychology.
 Часто существует множество способов проверить что-либо, например "выгодность", в основе чего лежит множество карт и допущений (что значит "быть выгодным"). В частности, "выгодность" можно определить на основе:
 а) физического обладания наличностью или другими средствами;
 б) сравнения с другими проектами;
 в) долгосрочной выгоды данного проекта;
 г) дополнительных возможностей, которые возникают в результате данного проекта.
 Варьируя эти обоснования, можно установить принципиально различные результаты осуществления проекта и деятельности вовлеченных в него людей. Именно эти, порой достаточно тонкие, различия в проверках и действиях составляют разницу между эффективным и неэффективным исполнением.
 
 Рис. 8. Моделирование требует определения различных элементов ТОТЕ исполнителя
 Таким образом, в НЛП считается, для того чтобы успешно моделировать тот или иной навык или достижение, необходимо идентифицировать каждый из ключевых элементов ТОТЕ по отношению к данному навыку или достижению (рис. 8):
 1. Цели исполнителя.
 2. Обоснование и процедуры обоснования, используемые исполнителем (исполнителями) для того, чтобы определить успешность действий.
 3. Действия, которые предпринимает исполнитель (предпринимают исполнители) для достижения цели, а также специфические виды поведения как средства осуществления этих действий.
 4. Реакция исполнителя (исполнителей), если цель не достигнута с первого раза.
 Уровни сложности навыков и способностей
 Следует принимать во внимание, что способности сами по себе обладают различной природой и уровнями сложности. В попытке смоделировать свойственные выдающимся людям цели, обоснования, действия и реакции на затруднения (элементы ТОТЕ) важно учитывать, на какие уровни они могут быть направлены. К примеру, "цель" можно сформулировать в терминах специфического поведения, например "произвести двадцать единиц продукции к пятнице", или в терминах способностей: "совершенствовать наши способности в сфере решения проблем". На уровне убеждений и ценностей цель может быть сформулирована как "сделать акцент на качестве продукции". На уровне идентичности - "достичь статуса ведущего предприятия в нашей отрасли". Цель, определяемая в терминах "видения", может звучать так: "изменить способ общения людей друг с другом".
 Очевидно, что различные уровни целей требуют обоснований и действий на различных уровнях. Разными будут и уровни проблем, которые возникнут на пути к их осуществлению. Фактически обретение мудрости и навыков для управления взаимоотношениями между различными уровнями процессов, вероятно, является одной из сложнейших задач любой эффективной деятельности.
 Некоторые навыки и способности, на самом деле, состоят из других навыков и способностей. Способность "написать книгу" складывается из способностей, связанных со словарным запасом, грамматикой и орфографией языка, на котором человек собирается писать, равно как и со знаниями предмета, о котором будет книга. Эти способности нередко называют "встроенными ТОТЕ", "субпетлями" или "субнавыками", поскольку они представляют собой дробные части, из которых строятся более утонченные или сложные навыки. Способность к лидерству, например, состоит из множества отдельных навыков, связанных с эффективным общением, установлением раппорта, решением проблем, системным мышлением и т. д.
 Таким образом, процесс моделирования сам по себе может быть направлен на различные уровни сложности тех или иных навыков и способностей (рис. 9).
 Простые поведенческие навыки включают в себя специфические, конкретные, доступные непосредственному наблюдению действия, выполнение которых занимает короткий временной период (несколько секунд или минут). Среди примеров простых поведенческих навыков - выполнение танцевального движения, достижение определенного состояния, бросок мяча в корзину, наведение ружья на цель и т. д.
 Простые когнитивные навыки включают в себя специфические, легко идентифицируемые и поддающиеся проверке психические процессы, выполнение которых занимает короткий временной период (несколько секунд или минут-). Среди примеров простых когнитивных навыков - запоминание имен, умение читать и писать, приобретение простого словарного запаса, создание мысленного образа и т. д. Подобные навыки мышления приносят легко поддающиеся наблюдению и измерению поведенческие результаты, а также непосредственную обратную связь.
 Простые лингвистические навыки включают в себя распознавание и использование определенных ключевых слов, фраз и вопросов, например умение задавать специфические вопросы, распознавание и реакция на ключевые слова, пересмотр ключевых фраз или отказ от них и т. д. Применение этих навыков также доступно для непосредственного наблюдения и измерения.
 Сложные поведенческие (или интерактивные) навыки включают в себя установление и координацию последовательности или сочетаний простых поведенческих действий. Такие способности, как жонглирование, военная подготовка, успешная игра (в спорте), проведение презентации, исполнение роли в фильме или пьесе и т. д., можно считать примерами сложных поведенческих навыков.
 Сложные когнитивные навыки требуют синтеза или последовательности других простых навыков мышления. Примерами способностей, включающих использование сложных когнитивных навыков, являются сочинение рассказа, диагностика проблемы, решение алгебраической задачи, написание песни, составление программы моделирования и т. д.
 Сложные лингвистические навыки требуют интерактивного использования языка в высокодинамичных (и нередко спонтанных) ситуациях. Примерами способностей, требующих сложных лингвистических навыков, являются убеждение кого-либо в чем-либо, ведение переговоров, вербальный рефрейминг, использование юмора, пересказ истории, гипнотическое внушение и т. д.
 Очевидно, что каждый уровень навыков включает в себя способности, или ТОТЕ, которые были задействованы на предыдущих уровнях. Таким образом, обычно комплексные навыки моделировать сложнее, чем простые; гораздо легче научиться моделированию простых поведенческих и когнитивных навыков и лишь потом переходить к более сложным заданиям.
 
 Рис. 9. Навыки составляют различные уровни сложности
 Впрочем, нередко сложные навыки можно "разделить" до комбинации или последовательности более простых. Ключевым условием моделирования, таким образом, является необходимость определить, на каком уровне навыка следует сосредоточить внимание. Понятия и приемы, приносящие успех в моделировании одного уровня навыка, могут оказаться совершенно неэффективными при моделировании другого уровня. Например, простая имитация, или "зеркальное отражение", может принести успех при моделировании простых поведенческих навыков, но оказаться малоэффективным средством моделирования сложных когнитивных или лингвистических навыков. Сходным образом, при моделировании простого когнитивного навыка можно обойтись простой анкетой или вербальным интервью, однако это же средство окажется неадекватным для создания эффективной модели сложного или даже простого поведенческого навыка.
 МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
 Методология моделирования
 Одним из стержневых элементов моделирования является методология сбора информации и определения значимых черт и паттернов, связанных с моделями ТОТЕ моделируемого человека. В НЛП это получило название извлечения (elicitation). Несмотря на то, что традиционные формы сбора информации, такие как анкетирование и интервью, обеспечивают доступ к определенной информации, они оказываются не в силах определить неосознанные или интуитивные возможности человека. Кроме того, в них нередко имеют место предположения, а также опущение контекстуально-значимой информации.
 В дополнение к анкетированию и интервью бывает полезно и необходимо внедрить в практику более активные методы информационного поиска, такие как ролевые игры, имитацию и "естественное" (real life) наблюдение за специалистами в соответствующем контексте. Несмотря на то, что в методологию моделирования входят и интервью и анкеты, основная форма моделирования подразумевает интерактивное вовлечение человеческих "моделей" в примеры осуществления изучаемого навыка или действия. Таким способом можно получить информацию высочайшего качества и создать наилучшие возможности для запоминания самых практичных паттернов (точно так же художнику гораздо предпочтительнее работать с живым натурщиком, чем со словесным описанием).
 Наиболее часто в НЛП используются следующие методы извлечения: 1) восстановление в памяти и переживание заново специфического эпизода, или 2) выполнение задания, которое предполагает или "включает" определенную способность, стратегию, ресурс или состоял по. К примеру, если человек является выдающимся оратором, его можно попросить а) вспомнить, как он произносил ту или иную речь, или б) выйти вперед и начать говорить. Подобным образом, чтобы выявить творческий процесс человека, следует попросить его а) вспомнить и заново пережить случай, когда ему удалось проявить максимум креативности, или б) спонтанно сделать что-либо, используя творческий подход.
 Преимущества первого метода, задействующего память, заключаются в том, что с его помощью человеку легче посмотреть со стороны на это переживание и поразмышлять над его структурой. Кроме того, если это переживание имеет неприятные аспекты, человеку будет легче диссоциироваться или "выйти" из этого эксперимента. Недостатком является то, что человек может воспроизводить смешанные или загрязненные сигналы, поскольку ему приходится постоянно повторять процесс вспоминания. Он может входить и выходить в состояние воспроизводимого переживания, сбивая с толку неопытного наблюдателя. Также люди склонны в значительной степени фильтровать информацию (опускать, искажать и обобщать ее), поскольку они определяют, к чему следует осуществлять доступ и что открывать для других.
 Преимущество второго метода заключается в том, что он дает более непосредственную, более качественную информацию относительно исследуемых и используемых переживаний и состояний. Здесь происходит меньше сознательной фильтрации переживания, следовательно, наблюдателю открывается большее количество спонтанных, неосознанных ключей. Недостаток этого подхода - люди оказываются "в плену" у содержания переживания, им трудно размышлять о процессе или в достаточной мере осуществлять "метапознание". Может возникнуть и другая проблема, если во время выполнения задачи человек чрезмерно контролирует себя; в таких случаях люди чувствуют себя либо неловко, либо они диссоциированы от собственного опыта.
 Еще одной широко распространенной и действенной формой извлечения является "как если бы". Этот процесс позволяет людям пренебречь текущим восприятием ограничений реальности и в большей степени использовать свое воображение. Здесь наша врожденная способность фантазировать и играть роли применяется для того, чтобы получить или создать требуемые реакции. Поведение "как если бы" - один из наиболее надежных способов извлечения ресурсов. Когда человек находится в затруднении или замешательстве, можно попросить его "вести себя так, как если бы он был уверен в себе • четко представлял себе ситуацию". Нередко это помогает осуществить доступ к скрытому потенциалу, который прежде не использовался.
 Три основные позиции моделирования
 Нередко моделирование требует от нас "двойного" или "тройного" описания того процесса или явления, которое мы пытаемся воссоздать. В НЛП выделяются три базовые позиции восприятия, с которых осуществляется сбор и интерпретация информации: первая позиция (собственная точка зрения человека), вторая позиция (восприятие ситуации с точки зрения другого человека) и третья позиция (рассмотрение ситуации с точки зрения незаинтересованного наблюдателя) (рис. 10). Все три перспективы чрезвычайно значимы для эффективного поведенческого моделирования.
 Существует также четвертая позиция восприятия, которая подразумевает рассмотрение ситуации с точки зрения целой системы (или "поля отношений"), задействованной в ситуации.
 Поскольку НЛП предполагает, что "карта не есть территория", "каждый строит собственную карту ситуации", а единственной "правильной" карты какого-либо переживания или события не существует, умение занять ту или иную позицию чрезвычайно значимо для эффективного моделирования деятельности. Восприятие ситуации или переживания с различных точек зрения позволяет человеку расширить свое понимание соответствующего события.
 
 Рис. 10. Эффективное моделирование предполагает исследование конкретного явления или достижения в нескольких ракурсах
 Моделирование из первой позиции заключается в том, чтобы попытаться сделать что-либо самостоятельно и исследовать способ, которым мы это делаем. Мы видим, слышим и чувствуем с собственной точки зрения. Вторая позиция подразумевает, что мы ощущаем себя "в шкуре" моделируемого человека, пытаясь думать и действовать максимально приближенно к мыслям и поступкам другого человека. С помощью этого процесса мы можем интуитивно понять существенные, но неосознанные аспекты мыслей и действий моделируемого человека. Моделирование с третьей позиции заключается в том, что мы отстраняемся от ситуации и наблюдаем моделируемого человека во взаимодействии с другими людьми (в том числе с нами), оставаясь незаинтересованным наблюдателем. В третьей позиции мы отказываемся от собственных оценок и уделяем внимание лишь тому, что воспринимают наши органы чувств, как мог бы это делать объективный ученый, наблюдая за тем или иным явлением через телескоп или микроскоп. Четвертая позиция предполагает своего рода интуитивный синтез всех этих ракурсов с целью получить полный "гештальт".
 Имплицитное и эксплицитное моделирование
 Действия на основе навыка можно описать как функцию двух базовых измерений: осознание (знание) и компетентность (действие). Возможна ситуация, в которой человек знает или понимает суть некоторой деятельности, однако не способен осуществлять ее (осознанная некомпетентность). Может быть и так, что человек способен хорошо выполнять некоторые действия, но не понимает, как это делается (неосознанная компетентность). Владение навыком в совершенстве подразумевает как способность "делать то, что знаешь", так и способность "знать, что делаешь".
 Одна из основных проблем моделирования человеческого поведения порождается тем фактом, что многие поведенческие и психологические элементы, обеспечивающие успешность действий наших "моделей", остаются по большей части неосознанными и лишь интуитивно понятными для самих моделей. В результате те не способны напрямую описать механизмы, лежащие в основе каких-либо исключительных способностей. Фактически многие модели умышленно избегают размышлений о том, что они делают и как они это делают, опасаясь, что это знание помешает интуитивным действиям. Это еще одна причина, по которой важно научиться моделировать с различных позиций восприятия.
 Одной из целей моделирования является выявление и идентификация неосознанной компетентности и доведение ее до сознания с целью лучшего понимания, совершенствования и передачи навыка (рис. 11). Например, неосознанная стратегия, или ТОТЕ, помогающая человеку "задавать нужные вопросы", "выдвигать творческие предложения" или "адаптировать невербальные аспекты собственного стиля руководства", может быть смоделирована и затем передана другому человеку как осознанный навык или способность.
 
 Рис. 11. Одна из целей моделирования заключается в том, чтобы помочь людям "делать то, что они знают" и "знать, что они делают"
 Когнитивная и поведенческая компетентность могут быть смоделированы либо "имплицитно", либо "эксплицитно". Имплицитное моделирование предполагает занятие второй позиции по отношению к субъекту моделирования, с тем чтобы добиться интуитивного понимания субъективных переживаний данного человека. Эксплицитное моделирование состоит в переходе в третью позицию с целью описать явную структуру переживаний моделируемого субъекта так, чтобы ее можно было передать другим. В табл. 1 перечислены некоторые ключевые различия между двумя видами процессов моделирования.
 Имплицитное моделирование является в первую очередь индуктивным процессом, с помощью которого мы принимаем и воспринимаем структуры окружающего мира. Эксплицитное моделирование, по существу, является дедуктивным процессом, с помощью которого мы описываем и осуществляем это восприятие. Оба процесса необходимы для успешного моделирования. Без "имплицитной" стадии не может быть эффективной интуитивной базы, на основе которой можно построить "эксплицитную" модель. Как указывал один из основателей НЛП Джон Гриндер, "невозможно описать грамматику языка, не обладая ее интуитивным пониманием". С другой стороны, без "эксплицитной" фазы смоделированная информация не сможет воплотиться в приемах или средствах и быть переданной другим. Имплицитное моделирование само по себе помогает человеку развивать личное, неосознанное умение в связи с желаемым поведением (так обычно учатся маленькие дети). Однако создание техники, механизма или навыка, которому можно научить или который можно передать другим, в каком-то смысле требует применения эксплицитного моделирования. Одно дело, например, научиться грамотно писать или развить хороший удар в гольфе; совсем другое дело - научить других людей тому, чему научился ты сам.
 Имплицитное и эксплицитное моделирование в сравнении
 Имплицитное: Переживание --> Интуиция --> Самостоятельное использование (построение субъективного переживания со второй позиции) Эксплицитное: Интуиция --> Структура --> Передача другим (определение структуры субъективного переживания с третьей позиции) Имплицитное
 Неосознанное
 Правое полушарие
 Общее - Целое
 Синтетическое
 Состояние
 Ассоциация
 Индуктивное
 Интуитивное
 Аналоговое
 Ребенок
 Внешнее --> Внутреннее
 Территория Эксплицитное
 Осознанное
 Левое полушарие
 Специфическое - Части
 Последовательное
 Стратегия
 Диссоциация
 Дедуктивное
 Когнитивное
 Цифровое
 Взрослый
 Внутреннее --> Внешнее
 Карта Таблица 1
 Фактически само НЛП родилось от союза эксплицитного и имплицитного моделирования. Ричард Бэндлер интуитивно, "имплицитно", смоделировал лингвистические навыки Фрица Перлза и Вирджинии Сатир по видеопленкам и непосредственному опыту общения. Бэндлеру удалось воспроизвести множество терапевтических достижений Перлза и Сатир, сходным образом задавая вопросы и используя языковые возможности. Однажды лингвист Гриндер увидел Бэндлера за работой и восхитился его способностью оказывать влияние на окружающих с помощью речи. Гриндер понимал, что в действиях Бэндлера есть определенная система, но не мог объяснить, какая именно. Не мог объяснить своих действий и Бэндлер, знающий только, что все, что он делает, так или иначе "заимствовано" из практики Перлза и Сатир. Обоих охватило желание разобраться в сути "имплицитно смоделированных" способностей, понимание которых позволило бы передать их другим как "осознанное умение". И тогда Гриндер предложил Бэндлеру: "Если ты научишь меня делать то, что ты делаешь, то я объясню тебе, что ты делаешь".
 В самом буквальном смысле историческое предложение Гриндера положило начало НЛП. В этих словах заключена вся суть процесса моделирования: "Если ты научишь меня делать то, что ты делаешь" (поможешь мне развить интуитивное понимание, или неосознанную компетентность, которой ты обладаешь, чтобы я смог достичь таких же результатов), "то я объясню тебе, что ты делаешь" (смогу дать внятное описание паттернов и приемов, которые мы оба используем). Обратите внимание, что Гриндер не сказал: "Если ты позволишь мне осуществить объективное наблюдение и статистический анализ того, что ты делаешь, то я объясню тебе, что ты делаешь". Он сказал: "Научи меня делать то, что ты делаешь". Моделирование производно от практического и инструментального интуитивного понимания, которое приходит вместе с опытом соответствующей деятельности.
 Гриндер и Бэндлер сумели создать метамодель (1975), в которой синтезировали: а) свое интуитивное понимание вербальных способностей Перлза и Сатир, б) непосредственные наблюдения (как в жизни, так и с помощью видеозаписи) за работой этих выдающихся психотерапевтов, и в) эксплицитные познания Гриндера в области лингвистики (особенно в трансформационной грамматике) (рис. 12).
 На следующем этапе Бэндлер и Гриндер вели совместную работу над тем, как тем же способом смоделировать некоторые из гипнотических языковых паттернов Милтона Эриксона. На этот раз и Гриндер принимал участие в исходном "имплицитном" моделировании. С тех пор и эти и другие разработчики НЛП широко применяют процесс моделирования для создания бесчисленных стратегий, техник и приемов практически в любой сфере деятельности человека.
 Рис. 12. Метамодель появилась в результате комбинации интуитивных прозрений Бэндлера и Гриндера, наблюдений за поведением Перлза и Сатир и эксплицитных познаний Гриндера в области лингвистики
 Основные фазы моделирования
 Основные фазы обычного процесса моделирования отражают движение от имплицитного моделирования к эксплицитному, выраженное в изначальном предложении Гриндера. Эти фазы таковы:
 Подготовка
 Подготовка к моделированию подразумевает выбор личности, обладающей той способностью, которую вы хотели бы смоделировать, и определение:
 а) контекста моделирования;
 б) места и времени доступа к моделируемой личности;
 в) предпочтительных для вас отношений с моделируемой личностью;
 г) вашего состояния в процессе моделирования.
 ...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...
 
 Кроме того, в эту фазу входит создание благоприятных условий, якорей и "линий жизни", которые позволят вам полностью погрузиться в процесс.
 Фаза 1. Неосознанное понимание
 Первая фаза процесса моделирования включает в себя вовлечение моделируемого человека в желаемую деятельность или реализацию способности в соответствующем контексте. Моделирование начинается с принятия "второй позиции" с целью прийти к интуитивному пониманию навыка, который демонстрирует второй человек. В этот момент не пытайтесь определять какие-либо паттерны. Вместо этого попробуйте просто принять позу модели, войти в ее состояние и внутренне идентифицировать себя с ней. Иногда продуктивнее бывает имитировать микродвижения человека, чем повторять за ним очевидные действия. Внешнее поведение модели является поверхностной структурой. Мышечные микродвижения и вторая позиция позволят вам получить больше информации о стоящей -за ними глубинной структуре. (Кроме того, иногда открытое подражание действиям может служить отвлекающим фактором для моделируемого человека. )
 Это - фаза "неосознанного понимания". Не пытайтесь (пока) осознать, что именно делает модель. Установка фильтров может привести к утрате важной информации. Вы еще не знаете, что важно, а что - нет. На этой стадии бывает полезно начать с состояния "незнания". Это состояние, в котором все прежде существовавшие ментальные карты и допущения откладываются в сторону как несоответствующие актуальному переживанию. (Иногда это состояние в шутку называют Нек-Нек, по имени космического пришельца, придуманного тренером и теоретиком НЛП Тоддом Эпццейном. Нек-Нек может видеть, слышать и чувствовать все то же, что и мы, но свободен от любых допущений или толкований относительно того, что он испытывает. ) Войдя в состояние "незнания", человек предпринимает попытку отказаться от всех прежних допущений и получить свежий, непредвзятый взгляд на ситуацию или переживание.
 Как только вы почувствуете, что "вторая позиция" позволила вам приобрести достаточное интуитивное понимание изучаемой способности, создайте контекст, в котором вы смогли бы использовать эту способность, и попробуйте применить ее, действуя так, "как если бы" вы были моделируемым человеком. Затем попытайтесь достичь того же результата, будучи "самим собой". Таким способом вы получите "двойное описание" моделируемого навыка. Первая фаза моделирования заканчивается тогда, когда вы получите приблизительно такие же результаты, какие получает ваша модель.
 Фаза 2. Вычитание
 Следующий этап процесса моделирования - отделение существенных элементов поведения модели от случайных, посторонних. (Например, для достижения хороших терапевтических результатов с помощью гипноза совершенно не обязательно сидеть в инвалидной коляске и надевать фиолетовую пижаму, как это делал Милтон Эриксон. ) На этой стадии моделируемые стратегии и виды поведения становятся более эксплицитными. Поскольку вы уже обладаете способностью достигать результатов, сходных с результатами модели, пора научиться использовать для этого собственное поведение, "первую позицию". (То есть использовать необходимый навык "от собственного лица", а не так, "как если бы" вы были моделируемой личностью. )
 Ваша задача заключается в том, чтобы выявить и определить специфические когнитивные и поведенческие шаги, необходимые для достижения желаемого результата в избранном контексте (контекстах). На этом этапе вам предстоит также систематически "выносить за скобки" элементы идентифицированных стратегий или видов поведения, чтобы оценить их значимость. Если при отсутствии какого-либо элемента реакции остаются неизменными, значит, он не является существенным для модели. Если же вследствие пропуска какого-либо элемента полученный результат изменяется - вам удалось установить нечто важное. Эта процедура называется "вычитание". Ее задача заключается в сведении моделируемых действий к наиболее простым и наиболее элегантным формам, а также в отделении существенного от "предрассудков".
 По завершении этого этапа вы получите "минимальную модель" того, как вам удалось развить способности модели в самом себе (т. е. из "первой позиции"). Кроме того, у вас будет интуитивное понимание способностей модели из "второй позиции", которое вы развили, мысленно побывав "в чужой шкуре". Вдобавок у вас будет и "третья позиция" - ракурс, в котором будет видна разница между вашим способом воспроизведения моделируемой способности и тем, как сам человек проявляет эту способность. В НЛП это получило название "тройного описания".
 Фаза 3. Планирование
 Финальная стадия моделирования подразумевает конструирование контекста и процедур, которые позволили бы другим освоить смоделированные вами навыки, а следовательно, получить те же результаты, что и человек, послуживший для этого моделью. Для того чтобы составить необходимый план, вам придется синтезировать информацию, полученную во всех трех позициях восприятия. В отличие от простой (пошаговой) имитации, подражания действиям моделируемого человека, наиболее эффективным считается создание у обучающихся соответствующего референтного опыта, который позволяет обнаружить и разработать "последовательности операций", необходимые для успешного осуществления навыка. Для приобретения этого навыка необязательно проходить через всю процедуру моделирования.
 Для различных учеников "стартовыми состояниями" окажутся различные осознанные и неосознанные способности.
 Этот фактор имеет большое значение при планировании. Если, например, тот или иной смоделированный вами прием требует визуализации, одни ученики могут сразу достичь определенного успеха, тогда как для других эта идея может оказаться совершенно новой. Таким образом, некоторым студентам удастся объединить несколько этапов процедуры в один, а другим придется разбивать один этап на более мелкие этапы.
 Снова заметим, что руководящим принципом на этой стадии является "полезность" вашего плана для тех учеников, на которых рассчитана модель. •
 Краткое изложение пошаговой процедуры моделирования
 Основные стадии моделирования в НЛП можно представить в виде данной последовательности шагов (рис. 13):
 1. Определите специалиста, способности которого вам хотелось бы смоделировать, а также контексты, в которых он применяет данную способность.
 2. Выполните процедуру сбора информации в соответствующих контекстах и с различных позиций восприятия. Начните с интуитивного понимания данной способности из "второй позиции", затем попытайтесь воспроизвести результаты с собственной "первой позиции". Займите "третью позицию" и отметьте, в чем заключается разница между тем, как вы это делаете, и действиями вашей модели.
 3. Отфильтруйте результаты сбора информации, выделяя значимые когнитивные и поведенческие паттерны.
 4. Сведите эти паттерны в логическую, связную структуру или "модель".
 5. Проверьте эффективность и полезность построенной вами модели, опробовав ее в различных контекстах и ситуациях, и убедитесь, что вы способны достичь желаемых результатов.
 
 Рис. 13. Схема основных этапов процесса моделирования
 6. Сократите модель, оставив лишь самые простые и элегантные формы, позволяющие достичь желаемых результатов.
 7. Идентифицируйте наилучший способ передать или "установить" эксплицитные навыки, определенные в процессе моделирования.
 8. Определите наиболее уместные средства измерения результативности данной модели, а также пределы или границы ее валидности.
 Несколько упражнений для начинающих
 Задача приведенных ниже упражнений заключается в том, чтобы обеспечить некоторый опыт в основных приемах и процедурах моделирования. В них делается акцент на фазе сбора информации; упражнения охватывают целый ряд навыков моделирования, включая "имплицитный" и "эксплицитный" форматы, а также использование нескольких позиций восприятия для сбора информации различных типов и уровней.
 Упражнение "зеркальное отображение"
 Зеркальное отображение - способ создания устойчивой "второй позиции" с другим человеком. Это один из базовых навыков моделирования другого человека и интуитивного понимания его внутренних переживаний. Чтобы получить представление о влиянии и последствиях зеркального отображения, попробуйте следующее упражнение.
 1. Выберите себе партнера или собеседника. Не говорите ему, что будете зеркально отображать его во время общения.
 2. Завяжите беседу с этим человеком, проявив интерес к его мнению по различным предметам.
 3. В ходе беседы начните осторожно зеркально отображать физиологическое состояние этого человека (включая тон голоса и темп речи). [Подсказка: Легче всего сделать это в контексте "активного слушания", т. е. возвращая собеседнику его высказывания с комментариями: "Так вы хотите сказать, что... ", и тем самым подтверждая свое понимание его точки зрения. ]
 4. Полное зеркальное отображение подразумевает, что вы сидите в той же позе, используете те же жесты, говорите с такой же скоростью и громкостью, похожим тоном, что и собеседник (рис. 14). Если вы отражаете человека полностью, вы будете даже дышать с той же частотой и тем же отделом грудной клетки, что и он. Обратите внимание на ваши ощущения в тот момент, когда достигнете подобного раппорта.
 
 Рис. 14. Зеркало предполагает повторение физических паттернов другого человека
 5. Чтобы определить степень достигнутого раппорта, можно применить "вспомогательное угадывание" мнения другого человека на пару тем, которые еще не обсуждались. Часто зеркальное отображение позволит вам получить доступ к информации, которая была передана и получена на бессознательном уровне, и вы "соберете" информацию о другом человеке, не осознавая, как вы ее получили. Именно поэтому зеркальное отображение является таким мощным средством моделирования.
 6. Вы также можете оценить влияние зеркального отображения на ваше общение, если неожиданно нарушите соответствие собеседнику в позе, жестах, тоне голоса и дыхании. И вы и ваш партнер испытаете что-то вроде удара; обоим покажется, что качество раппорта резко изменилось.
 7. Прежде чем завершить беседу и объяснить партнеру смысл того, что вы делали, восстановите раппорт, еще раз применив зеркальное отображение.
 "Имплицитное" моделирование из второй позиции
 Для выполнения этого упражнения потребуется четыре человека: 1) Объект моделирования, 2) Субъект, вступающий во взаимодействие с Объектом, 3) Моделирующий, 4) Наблюдатель.
 1. Субъект и Объект вступают в диалог (длительностью около пяти минут) на тему, предложенную Объектом моделирования. Моделирующий "скрыто" моделирует Объект, занимая "вторую позицию" по отношению к нему и сосредоточивая внимание на его мышечных микродвижениях.
 2. Моделирующий "занимает место" Объекта, т. е. продолжает беседу с Субъектом так, как если бы сам является Объектом.
 3. Моделирующий должен получить эксплицитную обратную связь от Объекта и Наблюдателя относительно того, насколько точно ему удалось сыграть роль Объекта. (Если Моделирующий испытывает какие-то затруднения, следует еще раз повторить пункты 1и2. )
 4. Моделирующий выходит из комнаты, а Субъект и Объект еще около пяти минут беседуют на тему, выбранную Субъектом.
 5. Когда Моделирующий возвращается, ему снова предлагается "занять место" Объекта и продолжить беседу с Субъектом на новую тему. (Субъект должен приложить все усилия, чтобы воспроизвести порядок вопросов и ход взаимодействия. )
 6. Через пять минут Субъект, Наблюдатель и Объект дают Моделирующему обратную связь относительно того, насколько его поведение соответствовало поведению Объекта.
 Создание двойного и тройного описания через "совместное моделирование"
 В совместном моделировании принимают участие два человека, которые создают двойное и тройное описание моделируемой способности (рис. 15). Совместное моделирование делает поправку на непосредственное переплетение процессов эксплицитного и имплицитного моделирования. Подобно тому как наши глаза с помощью двойного описания придают многомерность окружающему видимому миру, совместное моделирование обеспечивает объемность процесса моделирования, предоставляя одновременно несколько точек зрения на один и тот же предмет.
 Эти упражнения выполняются в группах по три (А, Б, В): А = Объект моделирования, Б и В = Моделирующие.
 
 Рис. 15. Совместное моделирование
 Упражнение 1. Достижение интуитивного понимания с помощью второй позиции
 1. А демонстрирует несложный поведенческий навык (например, танцевальное движение, присущий определенной культуре жест, приветствие, вхождение в определенное ресурсное состояние и т. д. )
 2. Б и В входят в состояние "незнания" и на несколько минут занимают вторую позицию по отношению к А.
 3. Затем Б и В эксплицитно описывают, что, по мнению каждого, происходит во внутреннем мире А, основываясь на собственном имплицитном переживании во второй позиции.
 4. Б и В сравнивают свои модели, устанавливая соответствия и различия между двумя описаниями.
 5. А, Б и В вместе составляют "тройное описание" ключевых элементов поведенческого навыка, продемонстрированного А.
 Упражнение 2. "Эксплицитное моделирование" с помощью третьей позиции
 1. А демонстрирует несложный поведенческий навык.
 2. Оставаясь в третьей позиции, или позиции наблюдателя, Б и В в течение 10 минут получают от А вербальную информацию и поведенческие примеры относительно моделируемого навыка.
 (Примечание: Б и В могут запрашивать информацию любого уровня - о физиологии, репрезентативных системах, ТОТЕ, языковых паттернах, метапрограммах, убеждениях и т. д. Они могут исследовать любой уровень, если считают, что именно здесь находится наиболее полезная информация о моделируемом навыке. )
 3. Б и В эксплицитно описывают, что, по мнению каждого, происходит во внутреннем мире А, основываясь на собственных наблюдениях и полученной информации.
 4. Б и В сравнивают свои модели, устанавливая сходства и различия между двумя описаниями.
 5. А, Б и В объединяются, чтобы создать третье описание ключевых элементов поведенческого навыка, продемонстрированного А.
 Обратите внимание на различия в динамике и качестве информации, получаемой при выполнении двух упражнений.
 Упражнение 3. Моделирование состояний совершенства путем совмещения второй и третьей позиций
 1. А выбирает и демонстрирует пример личного ресурсного состояния, или "состояния совершенства" (рис. 16).
 2. Б имплицитно моделирует А, используя вторую позицию.
 3. В эксплицитно моделирует А из третьей позиции. В задает вопросы со словом "почему", направленные на убеждения, ценности, метапрограммы, метарезультаты, а также вопросы со словом "как", направленные на цели, обоснования и действия (характеристики ТОТЕ}.
 4. Теперь А выбирает переживание, противоположное переживанию в первом примере (например, "тупиковое состояние").
 
 Рис. 16. Совмещение второй и третьей позиции
 5. Б и В повторяют пункты 2 и 3.
 6. Б и В сравнивают и противопоставляют свои модели обоих примеров, представленных А, и определяют, в чем сходство и различие между этими описаниями.
 Групповое моделирование
 Процесс совместного моделирования можно обобщить до целой группы. Ниже приводится упражнение, позволяющее целой группе принять участие в процессе моделирования и составить "тройное описание".
 1. Группа выбирает какой-либо навык тренера или другого человека (не входящего в состав группы), представляющий интерес для изучения или приобретения.
 2. Группа делится на две команды, А и Б. Для описания моделируемого навыка команда А использует вторую позицию, команда Б - третью.
 3. Моделируемый человек показывает несколько примеров данного навыка, и каждая команда составляет свое описание на основе принятой ими позиции. Члены команды на третьей позиции (Б) могут описывать различные уровни отличий (физиологию, языковые паттерны, когнитивные стратегии, убеждения и т. д. ).
 4. Представители каждой команды вкратце рассказывают остальным о своих открытиях и описаниях, затем вся группа синтезирует все описания в общую модель.
 Поиск значимых паттернов
 Получить более полное представление о фазе применения процесса моделирования - фазе конструирования, проверки и совершенствования полученной модели с целью последующей передачи другим людям, - поможет рассмотрение нескольких дополнительных аспектов. Та или иная способность, вне зависимости от степени утонченности или сложности, складывается из нескольких измерений, связанных с функциями модели ГОТЕ (рис. 17). В частности, для достижения успеха любого рода необходимо наличие способностей к концептуализации, анализу, наблюдению, выполнению определенных процедур, взаимодействию с другими и, до известной степени, управлению отношениями с людьми.
 
 Рис. 17. У любой способности существуют разнообразные измерения, связанные с функциями ТОТЕ
 Концептуализация, анализ и наблюдение необходимы для проведения эффективных "Проверок". Они связаны с установлением целей и определением обоснований для успеха. Выполнение определенных процедур, взаимодействие с другими и управление отношениями являются аспектами "Действий", необходимых для эффективного достижения целей и удовлетворения обоснований, составляющих фазу "Проверки" в ТОТЕ. "Полная" модель той или иной способности включает в себя определение Каждого из этих измерений изучаемого навыка (рис. 18):
 А. Концептуализация - способность понимать целое и соотносить либо вписывать нечто в эту укрупненную систему.
 Моделирование концептуального измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:
 Какова задача этого навыка или способности? Когда вы собираетесь применять его? При каких обстоятельствах? Как он сочетается с другими вашими способностями?
 Б. Анализ - способность разбить нечто на составляющие и классифицировать их. Моделирование аналитического измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:
 Какие отличительные особенности наиболее значимы для успешного осуществления данного навыка? На что указывают эти особенности?
 В. Наблюдение - способность собирать значимую информацию в режиме "реального времени" (нередко в форме невербальных сигналов). Моделирование связанного с наблюдением измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:
 Что является наиболее значимым для наблюдения в целях успешного осуществления данного навыка ? Что именно необходимо уметь наблюдать? Какие признаки (или группы признаков) являются наиболее важными?
 В какие моменты наиболее важно наблюдать за этими паттернами признаков?
 Г. Выполнение процедур - способность вызывать в памяти и осуществлять последовательность действий, ведущих к цели. Моделирование процедурного измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:
 Каковы важнейшие последовательности действий, необходимые для у спешного осуществления данного навыка? К какому уровню они принадлежат? Иначе говоря, если бы вам пришлось "разделить" эту способность до последовательности отдельных шагов, какими бы они были?
 Измерения навыка Концептуальное
 Когда, где и почему вы используете его? Аналитическое
 Какие отличительные особенности важны? Связанное с наблюдением
 На какие признаки следует обращать внимание? Процедурное
 В какой последовательности следует выполнять действия? Интерактивное
 Какие действия, реакции и результаты наиболее важны? Связанное с отношениями
 При каких обстоятельствах и в каких ситуациях вам следует изменить ваши действия? Типы навыков Простой поведенческий Просто когнитивный Простой лингвистический Сложный поведенческий Сложный когнитивный Сложный лингвистический Рис. 18. "Полная" модель той или иной способности подразумевает определение всех измерений для успешного осуществления данного навыка.
 Когда и где важно в точности выполнять эту последовательность? Когда и где важно проявить гибкость?
 В какой степени конкретные шаги в этой последовательности зависят от специфического наблюдения?
 Д. Взаимодействие с другими - способность систематически выявлять и реагировать на текущие поведенческие реакции окружающих. Моделирование интерактивного измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:
 Какие возможные реакции (с вашей стороны) сопутствуют действиям, предпринятым другими, и каковы эти действия? Какие цели преследуют эти реакции?
 Какие действия (с вашей стороны) призваны вызвать определенные реакции окружающих? Каков желаемый результат этих реакций?
 По каким признакам вы определяете, что пора действовать, реагировать или изменять образ действий?
 Е. Управление взаимоотношениями - способность распознавать и отбирать уместные виды поведения в зависимости от роли, норм, контекста и т. д. Моделирование связанного с отношениями измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:
 В каких условиях (контекстуальных, культурных, связанных с отношениями, личных и т. д. ) важно варьировать паттерн взаимодействия?
 Как внутреннее состояние (ваше или другого человека) влияет на то, что вы делаете или как вы это делаете? Какие состояния (ваши и других людей) являются желаемыми результатами взаимодействия?
 Найдя ответы на все эти вопросы, вы сможете также определить, какую информацию необходимо предоставить другим, чтобы передать им эту способность, а также на основании каких признаков можно будет сделать вывод о том, что способность передана успешно.
 Разумеется, не всегда удается добиться нужного ответа, напрямую задавая вопросы моделируемому человеку и ожидая от него сознательной реакции. Обычно получить наилучшие ответы позволяют описанные выше этапы методологии моделирования (или различные стратегии моделирования, которые будут описаны в следующей главе). Тем не менее одна из самых серьезных проблем, связанных с этим процессом, возникает в той стадии, когда вы пытаетесь составить эксплицитное описание обнаруженных вами паттернов. Поиск значимых паттернов включает в себя два ключевых механизма: а) определение свойства; б) распознавание паттерна.
 А. Определение свойства
 Свойствами называются специфические качества или характеристики, которые мы решаем отфильтровывать в процессе моделирования. В НЛП сюда входят такие характеристики, как используемые человеком сенсорные системы (зрительная, слуховая, осязательная и т. д. ), тонкие физиологические реакции (движения глаз или другие ключи доступа), лингвистические паттерны (сенсорные предикаты, паттерны метамодели и др. ) ит. п.
 Разумеется, свойства, которые мы выбираем в качестве объекта, определяют вид паттернов, которые мы ищем. Таким образом, в значительной степени они определят то, что мы обнаружим в результате нашего поиска, а также насколько эффективной будет законченная модель. При исследовании различных видов способностей мы можем принимать во внимание различные черты и свойства, которые имеют место на различных уровнях.
 Для эффективного моделирования сложных человеческих паттернов нам следует помнить, что значимыми характеристиками обладают не только физическое поведение или окружение человека, но и ментальные карты, на основе которых он выстраивает свое поведение в данном окружении. Эти карты формируют базис для когнитивных стратегий, с помощью которых мы выбираем для себя те или иные виды поведения. На другом уровне наши убеждения и ценности подкрепляют конкретные психические способности и производят их отбор. На высшем уровне наши идентификации консолидируют убеждения в единую систему убеждений. Например, мы можем исключить те или иные убеждения или приоритеты, основываясь на нашей культурной или личной идентичности.
 Наиболее распространенными "свойствами" или отличиями, связанными с процессом моделирования в НЛП, являются следующие:
 1. Физиология - наблюдение за телосложением, паттернами положения тела, жестами, симметричностью и качеством движений, движениями глаз и другими ключами доступа, в том числе невербальными паттернами (тон голоса и темп речи) (модель BAGEL).
 2. Когнитивные стратегии - наблюдение за предпочтительными сенсорными репрезентативными системами, паттернами субмодальности и привычными когнитивными последовательностями (модель ROLE).
 3. Паттерны метапрограммы - наблюдение за общими организационными паттернами, такими как восприятие времени и управление, отношения со значимыми другими, ориентация на цели и т. д.
 4. Системы убеждений и ценностей - наблюдение за любыми сформулированными ценностями, правилами, установками или предположениями относительно моделируемого поведения или навыка.
 5. Метапаттерны - наблюдение за взаимодействием между моделируемым человеком и другими людьми, включенными в ситуацию моделирования. Обратите внимание на паттерны, с помощью которых моделируемая личность общается с другими участниками ситуации.
 Разумеется, в зависимости от вида моделируемых навыков некоторые из указанных особенностей будут иметь большее значение, чем другие. Простое моделирование поведения, в частности, вероятнее всего, потребует концентрации на специфических физиологических характеристиках. С другой стороны, моделирование простых когнитивных способностей, как правило, подразумевает акцент на репрезентативных системах и субмодальностях. Моделирование сложной поведенческой способности потребует уделить больше внимания интерактивным "метапаттернам" и т. д. Ниже приводится список видов характеристик, наиболее типичных для каждого уровня моделируемой способности:
 а) простой поведенческий уровень - специфические физические сигналы и действия (модель BAGEL);
 б) простой когнитивный уровень - репрезентативные системы и субмодальности (модель ROLE);
 в) простой лингвистический уровень - паттерны метамодели и предикаты;
 г) сложный поведенческий уровень - модель SCORE и позиции восприятия;
 д) сложный когнитивных уровень - модель SOAR, паттерны метапрограмм и логические уровни;
 е) сложный лингвистический уровень - матрица коммуникации и паттерны "фокусов языка"-.
 Б. Распознавание паттернов
 В моделировании распознавание паттернов относится к приемам или процедурам, используемым для идентификации определенных черт или отличий, наиболее значимых для достижения той или иной цели или результата. Наиболее распространенный способ для этого - найти группу людей, способных продемонстрировать желаемый навык, и установить сходство и различие между ними применительно к свойствам или характеристикам, избранным для исследования. Цель моделирования заключается не в том, чтобы вывести
 "среднее" поведение моделей, а в том, чтобы определить, какие специфические качества присущи тем приемам, которые используются всеми моделями.
 Поиск паттернов отличается от простого определения свойств, как различаются, например, умение видеть и классифицировать движения глазных яблок и умение определять, какие из этих движений являются существенными для определенного навыка или способности (и являются ли). Распознавание паттернов включает в себя идентификацию последовательных или повторяющихся свойств той или иной деятельности, которые являются ключевыми элементами для осуществления данной способности или достижения определенного результата. Согласно словарю Уэбстера, паттерн - это "достоверный образец черт, действий, тенденций или других доступных наблюдению характеристик человека, группы или организации" или-"частое или широко распространенное явление".
 Методы Милля
 Джон Стюарт Милль, один из наиболее влиятельных общественных и политических мыслителей в Великобритании середины викторианской эпохи, оставил неизгладимый след в философии благодаря тому, что вновь заявил о принципах, лежащих в основе философского эмпиризма и утилитаризма. Милль рос вундеркиндом: к семи годам он овладел греческим языком, в 13 лет изучал экономику. Идеи Милля, проповедовавшего свободу личности от государственного вмешательства и равноправие женщин, до сих пор не утратили своей актуальности. Самый ранний из важных философских трудов Милля, "Система логики" (The System of Logic, 1843), содержит ценные размышления об эпистемологических принципах, лежащих в основе эмпиризма. Здесь Милль определяет пять первичных стратегий, или методов, с помощью которых ученые
 определяют паттерны через индуктивное обоснование. Эти механизмы в честь своего открывателя получили название "методы Милля".
 Метод согласования подразумевает наблюдение за рядом примеров, в которых достигается конкретный результат, и выявление факторов или свойств, имеющих место во всех случаях. Примером "согласования" является тот факт, что каждому позитивному воспоминанию из одной группы присуще наличие ярких и красочных внутренних образов.
 Метод отличий подразумевает поиск определенного элемента или свойства, который в норме не является неотъемлемой частью ситуации или феномена, однако присутствует в момент достижения результата. Примером "отличия" будет установление того факта, что в серии примеров воспоминаний о творческих достижениях то, которое кажется "самым творческим", отличается от других, поскольку ассоциирующийся с ним внутренний образ обладает наибольшей динамичностью.
 Объединенный метод согласования и отличий (известный в НЛП как "контрастный анализ") включает в себя наблюдение за теми свойствами, которые всегда сопутствуют достижению определенного результата и всегда отсутствуют в тех случаях, когда результат не достигнут. Например, человек может заметить, что успешное вхождение в творческое состояние всегда сопровождается созданием зрительных образов и позитивным внутренним диалогом. Когда же ему не удается достичь творческого состояния, зрительные образы тоже отсутствуют, а внутренний диалог носит критический характер.
 Четвертый метод Милля - сопутствующие изменения. Он подразумевает выявление тех свойств, которые изменяются в прямой или обратной связи со степенью успешности достигнутого результата. Примером применения метода "сопутствующих изменений" будет ситуация, когда увеличение красочности внутренних образов позволяет человеку чувствовать себя в более творческом состоянии, а приглушение цветов, соответственно, дает ощущение меньшей креативности.
 Последний метод Милля - метод остатка (известный также как "процесс исключения"). Если между тем или иным свойством сложного явления и определенной частью желаемого результата наблюдается связь, мы можем предположить, что и остальные части результата будут ассоциироваться с остальными свойствами явления. Таким образом, если человек считает некий яркий, красочный образ одновременно и творческим и мотивирующим и "красочность" образа воспринимается в связи с тем, в какой степени этот образ является "творческим", вполне вероятно, что оставшееся свойство ("яркость") будет связано с ощущением мотивации.
 Поиск противоположных примеров - типичное средство применения "метода остатка".
 Краткое изложение методов Милля
 1. СОГЛАСОВАНИЕ - наблюдение за тем, какое свойство (свойства) присутствует в серии примеров, в которых достигается желаемый результат (например, "черный треугольник" на рис. 19).
 
 Рис. 19. Согласование
 2. ОТЛИЧИЯ - наблюдение за тем, какое свойство (свойства) отсутствует в норме, однако неожиданно наблюдается в момент достижения желаемого результата (например, "галочка" на рис. 20).
 
 Рис. 20. Отличия
 3. ОБЪЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ И ОТЛИЧИЙ (КОНТРАСТ) - наблюдение за тем, какие свойства всегда сопутствуют достижению желаемого результата и всегда отсутствуют в те моменты, когда результат не достигнут (например, "белый квадрат" на рис. 21).
 
 Рис. 21. Объединенный метод согласования и отличий
 4. СОПУТСТВУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ - наблюдение за тем, какие свойства изменяются в прямой или обратной связи со степенью успешности результата (рис. 22).
 
 Рис. 22. Сопутствующие изменения
 5. ОСТАТОК (ПРОЦЕСС ИСКЛЮЧЕНИЯ) - если то или иное свойство сложного явления ассоциируется с определенной частью желаемого результата, можно предположить, что и остальные части результата будут ассоциироваться с остальными свойствами явления (рис. 23).
 
 Рис. 23. Остаток (процесс искажения)
 Моделирование с помощью методов Милля
 Методы Милля составляют базовые механизмы распознавания паттернов в моделировании. Кроме того, они являются понятийным каркасом таких стратегий и техник НЛП, как использование субмодальностей, перекрестное создание карт, управление состоянием. Для того чтобы получить представление о том, как методы Милля применяются в моделировании, попробуйте справиться с приведенными ниже простыми
 примерами распознавания паттернов с помощью различных методов Милля. (Ответы даны после упражнений. )
 1. Согласование: человека попросили принять решение относительно четырех различных вариантов капиталовложения. На рис. 24 показаны позы, которые принял человек в процессе раздумий над каждым решением. Что общего в этих картинках?
 
 Рис. 24. Метод согласования подразумевает определение общих характеристик ряда примеров
 2. Отличия: человека попросили восстановить в памяти какую-то деталь сложного зрительного образа. Испытуемый несколько раз пробовал вспомнить, но безуспешно. В конце концов с четвертой попытки ему удалось вспомнить требуемую деталь. На рис. 25 обозначено положение тела человека во время каждой попытки. Чем отличается четвертая попытка?
 
 Рис. 25. Метод отличий подразумевает определение отличающейся характеристики успешного примера
 3. Объединенный метод согласования и отличий: человека попросили вспомнить и "пережить" различные ситуации, в которых он чувствовал себя "в тупиковом состоянии" либо "в творческом состоянии". На рис. 26 представлены положения тела данного человека в процессе переживания каждого состояния. Что общего между всеми творческими состояниями? В чем физиологические отличия всех тупиковых состояний?
 4. Сопутствующие изменения: человека попросили выполнить задание на вербальную память. Для запоминания ему предложили несколько различных наборов слов. В одни наборы входят легкие слова, рифмующиеся друг с другом, другие составлены из более сложных слов; в третьи включены слова на незнакомом для испытуемого языке. Человек утверждает, что ему требуется больше внимания для того, чтобы воспроизвести и повторить слова незнакомого языка, и меньше - для того чтобы повторить простой набор слов. Замечено, что поза человека слегка меняется в тот момент, когда он слушает различные наборы слов, как показано на рис. 27. Какое свойство положения тела испытуемого изменяется в зависимости от степени его сосредоточенности?
 
 Рис. 26. Объединенный метод согласования и отличий подразумевает определение общих и различающихся характеристик ряда примеров, связанных с различными результатами
 
 Рис. 27. Метод сопутствующих изменений подразумевает определение свойств, которые изменяются в зависимости от результата

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу