<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Моделирование с помощью НЛП
 Роберт Дилтс
 
 Оглавление
 Предисловие научного редактора
 Предисловие автора к русскому изданию
 Благодарности
 Предисловие
 Введение
 1. ОБЩИЙ ОБЗОР НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
 Нейро-лингвистическое программирование
 Принципы НЛП
 Глубинные структуры и поверхностные структуры
 "Эпистемология" НЛП
 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
 Что такое моделирование?
 Обзор моделирования в НЛП
 Моделирование глубинных и поверхностных структур
 Уровни моделирования
 Моделирование способностей
 TOTE: минимальные требования для моделирования эффективных навыков и видов поведения
 Уровни сложности навыков и способностей
 3. МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
 Методология моделирования
 Три основные позиции моделирования
 Имплицитное и эксплицитное моделирование
 Основные фазы моделирования
 Краткое изложение пошаговой процедуры моделирования
 Несколько упражнений для начинающих
 Групповое моделирование
 Поиск значимых паттернов
 Методы Милля
 Моделирование с помощью методов Милля
 Возможные погрешности методов Милля
 Определение программы моделирования
 Цели моделирования
 4. СТРАТЕГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
 Стратегии моделирования
 Стратегии микромоделироваиия
 Стратегии макромоделирования
 Стратегии прикладного моделирования
 Стратегии продвинутого моделирования
 Прикладное моделирование и процесс "обратного распространения"
 Конгруэнтность кода
 5. МОДЕЛИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛИДЕРСТВА
 Моделирование навыков лидерства в компании "Фиат"
 Фаза базового исследования
 Фаза прикладного исследования
 6. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
 Моделирование навыков лидерства в решении проблем
 Методология сбора информации
 Паттерны и результаты
 Определение проблемного пространства и пространства решения
 Общий цикл решения проблем
 Ключевые элементы пунктуации проблемного пространства - модель SCORE
 Операционные подходы к решению проблем
 Практическое применение и средства
 Имажинерия как групповой процесс
 7. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ
 Моделирование навыков лидерства в делегировании
 Методы сбора информации
 Паттерны и результаты
 "Выравнивание"
 Матрица коммуникации
 Практическое применение и средства
 8. ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
 Моделирование навыков лидерства для обучения на рабочем месте
 Методология сбора информации
 Паттерны и результаты
 Практическое применение и средства
 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 ПОСЛЕСЛОВИЕ
 ПРИЛОЖЕНИЯ
 Приложение А:
 Модель ROLE
 Физиологические ключи:
 превращение ROLE в BAGEL
 Приложение Б:
 Паттерны метапрограмм
 Перечень ключевых паттернов метапрограммы
 Литература
 Предисловие научного редактора
 Книга Роберта Дилтса "Моделирование с помощью НЛП" представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для психологов, менеджеров, бизнес-консультантов, педагогов, специалистов в области НЛП.
 Очень часто НЛП воспринимается как набор психологических техник. Роберт Дилтс напоминает нам, что НЛП - это прежде всего дисциплина, занимающая моделированием, т. е. выявлением, формализацией и передачей успешного опыта в самых различных областях, таких как психология, менеджмент, образование и т. д. А техники являются всего лишь результатом моделирования и удобным способом передачи опыта, отмоделированного в той или иной предметной области.
 Сейчас наша страна переживает очень важный и непростой этап в своем развитии. Идет нелегкий, но необходимый процесс становления новых экономических отношений. Успешность, устойчивость, конкурентоспособность российских фирм и промышленных предприятий зависит не только от макроэкономических условий. Важнейшими, но часто неосознаваемыми ресурсами, необходимыми для развития в условиях жесткой конкуренции и несовершенства рыночных институтов, являются современные методы мышления и менеджмента. Их внедрение, как правило, стоит гораздо дешевле, чем новые производственные линии, но они могут на порядок повысить эффективность работы предприятия - сократить время и усилия, необходимые для решения бизнес-задач, увеличить скорость адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. В этой книге представлены современные методы мышления и менеджмента, смоделированные при помощи НЛП.
 Интереснейшей особенностью подхода НЛП к образованию и обучению является то, что передаются не истины, а модели,
 "снятые" с наиболее талантливых людей, причем они формализованы таким образом, что могут быть с успехом использованы в самых различных областях. О том, как осуществляется процесс моделирования в НЛП, также можно прочесть в этой книге.
 Если бы нужно было объяснить в двух словах что такое НЛП, то можно было бы сказать: талант - это божья искра, а НЛП - это дисциплина, которая ее моделирует и отдает людям.
 Михаил Гринфелъд,
 координатор Совета Тренеров НЛП
 http://www.nlp.ru
 Предисловие автора к русскому изданию
 Приход нового тысячелетия принес с собой много перемен и послужил стимулом для развития так называемой "новой экономики", или "экономики знаний". Ей свойственны следующие тенденции:
 1. Быстрые изменения в технике.
 2. Возросшая скорость перемен и необходимость реагировать
 на них.
 3. У пор на развитии взаимоотношений и создании взаимодействий типа "выигрыш - выигрыш".
 Эти динамические перемены привели к резкому повышению необходимости обладать способностью "учиться обучению". Нигде это не является более очевидным, чем в России последних десяти лет, претерпевающей глубокие социальные преобразования.
 Моделирование в НЛП предоставляет нам одни из самых эффективных на сегодня методов обучения обучению. НЛП дает нам полезные знания и навыки, с помощью которых мы можем достигать поставленных целей и решать различные проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности. Приемы и методы НЛП являются эффективными средствами создания лучшего будущего для нас, наших семей и коллег. Среди областей применения НЛП можно выделить такие, как достижение личных целей, решение семейных проблем, помощь в обучении и развитии творческого мышления, поддержание физического и психического здоровья, улучшение дел в бизнесе. Эффективность технологии изменений в НЛП привела к ее широкому распространению по всему миру. НЛП внесло большой вклад в развитие моделирования поведения, которое включает в себя выявление и анализ примеров успешной деятельности (разновидность сочетания "разметки местности" и анализа успеха); иногда при этом для сравнения рассматриваются примеры неудачной деятельности.
 Моделирование фокусирует внимание на том, как люди действуют. Существует мудрая пословица: "Если вы дали человеку рыбу, то накормили его на один день; если вы научили его ловить рыбу, то накормили его на всю жизнь". Используя пример с ловлей рыбы как метафору, моделирование одновременно помогает человеку поймать рыбу и учит человека, как ловить рыбу. Следовательно, оно предполагает достижение сразу двух целей - обучение тому, что нужно делать, и тому, как это делать.
 Способность к эффективному моделированию открывает двери для многих возможностей, которые прежде были недоступны человечеству. В дополнение к методологии, которую можно использовать для того, чтобы сделать наши мысли более точными и простыми для понимания, моделирование может трансформировать наше восприятие других людей. Например, если мы видим человека, делающего что-то лучше нас, то вместо того, чтобы испытывать чувство неполноценности, завидовать и проявлять подозрительность, мы можем моделировать его деятельность. Таким образом, мы также сможем обладать теми способностями, которыми обладает другой человек.
 Я очень хочу, чтобы средства моделирования способствовали "русскому Возрождению" и чтобы русское сообщество НЛП могло стать "моделирующим сообществом", в котором дарования и ресурсы каждого человека признаны, по достоинству оценены и полностью реализованы для создания мира, в котором хотят жить люди.
 Искренне ваши
 Роберт Б. Дилтс
 Санта-Крус, Калифорния
 Эта книга
 с огромной любовью и уважением посвящается:
 Джудит Делозье,
 Toddy Эпштейну,
 Джино Бониссоне,
 Тиму Холлбому,
 Сузи Смит,
 Роберту Макдоналъду,
 Ричарду Кларку,
 Стивену Джиллигэну,
 Дэвиду Гордону,
 Лесли Камерон-Бэндлер,
 Джону Гриндеру,
 Ричарду Бэндлеру
 и всем остальным моим коллегам по моделированию, которые помогли сделать НЛП столь богатой областью научного поиска.
 Благодарности
 Я хотел бы выразить признательность:
 Джудит Делозье, которая внесла огромный вклад в разделы по моделированию и НЛП. На протяжении более чем двадцати лет нашего знакомства она остается для меня постоянным источником вдохновения и прекрасным партнером по работе.
 Дэвиду Гордону и покойному Тодду Эпштейну - наиболее преданным делу моделирования людям, которых мне довелось знать. У них обоих есть замечательная способность сохранять баланс между строгостью и любопытством и, как следствие, задавать великие вопросы. Оба способствовали тому, чтобы мое понимание процесса моделирования стало намного более глубоким и ясным.
 Джону Гриндеру и Ричарду Бэндлеру за создание методологии и подхода, на которых основана данная работа, а также за демонстрацию невероятных возможностей моделирования.
 Джино Бониссоне и Иванне Гасперини, моим наставникам и научным ассистентам в проекте по исследованию навыков лидерства, который лег в основу второй части данной книги. Их усилия, творческий вклад и неутомимая поддержка обеспечили успех нашему проекту.
 Джанфранко Гамбильяни, старшему исполнительному сотруднику ISVOR Fiat; он обладал"достаточной смелостью и предвидением, чтобы оказать финансовую поддержку исследованию, на котором основана существенная часть этой книги.
 Джованни Теста, который руководил воплощением проекта по исследованию навыков лидерства и вот уже сколько лет продолжает поддерживать миссию, которую несет данная книга.
 (Всем руководителям, которые принимали участие в исследовании. Если бы они только знали, каким источником вдохновения стали для меня их знания и мудрость!
 Эми Сэтинджер, помогавшей мне в процессе корректуры и редактирования этой книги. Как писатель, она послужила для меня одним из важнейших источников поддержки.
 Предисловие
 Страсть к моделированию зародилась во мне около двадцати пяти лет тому назад, когда я впервые встретился с Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером. К тому времени они как раз закончили первый том своей основополагающей работы "Структура магии" (The Structure of Magic, Volume 1, 1975), где смоделировали языковые паттерны и способности интуиции трех наиболее успешных психотерапевтов мира. Представленная ими модель позволила мне - третьекурснику-политологу, ничего не понимающему в психотерапии - задавать такие вопросы, которые мог бы задать опытный терапевт.
 Я познакомился с Джоном Гриндером благодаря тому, что посещал его занятия по лингвистике, однако на тот момент не испытывал особого интереса к психотерапии. Однако меня восхищали и завораживали потенциальные возможности практического применения моделирования. Мне казалось, что моделирование обладает огромным значением для всех сфер человеческой деятельности, будь то политика, искусство, менеджмент, наука или педагогика.
 Этот подход представлял собой совершенное сочетание теории и практики, интуиции и понимания. Я понял, что методология моделирования способна внести нечто новое во многие отрасли науки и открыть доступ к огромному потенциалу ресурсов внутри каждого человека.
 Поскольку в то бремя я занимался политической философией, мой первый практический опыт моделирования заключался в попытке применить лингвистические фильтры, использовавшиеся Гриндером и Бэндлером при анализе работы психотерапевтов, в целях выделения определенных паттернов в "Диалогах" Платона (Plato's Use of the Dialectic in The Republic: A Linguistic Analysis, Fall, 1975). Более глубокое изучение таких исторических персонажей, как Сократ, Авраам Линкольн,
 Карл Маркс, Адольф Гитлер, Махатма Ганди и Иисус из Назарета, позволило мне сформулировать то, что я назвал паттернами "Фокусов языка", - языковые модели, служащие для вербального создания, рефрейминга и преобразования убеждений.
 Затем я попробовал применить моделирование в сфере образования. Мои исследования грамотного письма, машинописи, быстрого чтения и различных стратегий обучения легли в основу так называемого "динамического обучения". Результатом этих исследований стали, в частности, созданные в 1982 г. компьютерные программы ("Стратегия грамотности" (Spelling Strategy), "Стратегия математики" (Math Strategy) и "Стратегия машинописи" (Typing Strategy)), а также семинар, содержание которого изложено в книге "Динамическое обучение" (Dynamic Learning), написанной в 1995 г. в соавторстве с Тоддом Эпштейном.
 В начале 1980-х гг. у моей матери случился рецидив рака молочной железы, однако методы НЛП помогли ей окончательно излечиться от этой болезни. Этот случай позволил мне смоделировать паттерны сохранения здоровья и эффективного лечения, а также влияния убеждений и систем убеждений как на психическое, так и на физическое здоровье. В результате появились такие паттерны, как "реимпринтинг", "интеграция конфликтующих убеждений", "цикл изменения убеждений", "нейрологические уровни" и "методика борьбы с аллергией", описанные в книгах "Изменение убеждений с помощью НЛП" ' (Changing Belief Systems with NLP, 1990) и "Убеждения: путь к здоровью и благополучию" (Beliefs: Pathways to Health and Well Being, в соавторстве с Тимом Холлбомом и Сузи Смит, 1990).
 Среди других проектов по моделированию были исследования стратегий творчества и новаторства, в результате которых появилась книга "Инструментарий мечтателей" (Toolsfor Dreamers, в соавторстве с Тоддом Эпштейном, 1990). В серии "Стратегии гениев" (Strategies of Genius, Т. I, II, III, 1994-1995)
 я использовал средства НЛП, чтобы смоделировать мыслительный процесс значимых исторических персонажей, в число которых вошли Аристотель, Шерлок Холмс сэра Артура Конан Дойла, Уолт Дисней, Моцарт, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи и Никола Тесла.
 Как свидетельствует этот перечень проектов, моделирование можно назвать продуктивным ядром НЛП. Тем не менее, за исключением отдельных моментов в "Инструментарии мечтателя", "Динамическом обучении" и "Стратегиях гениев", до сих пор не была опубликована ни одна книга по НЛП, в которой содержалось бы внятное описание процесса моделирования. Первая часть данного труда призвана описать основные принципы, приемы и стратегии процесса моделирования в НЛП. Вторая часть книги показывает, как эти приемы и понятия можно применить в исследовании такого сложного предмета, как лидерство.
 В 1988 г. я начал обширное исследование навыков лидерства, основываясь на принципах и понятиях НЛП. В это исследование входили интервью и общение с топ-менеджерами многих организаций в Европе и Соединенных Штатах Америки. Ряд стратегий и методов, выявленных в ходе этого проекта, нашел отражение в книге "Навыки дальновидного лидерства" (Visionary Leadership Skills, 1996), которая образует с данной работой своеобразную пару.
 Основным стимулом для этого исследования послужило мое знакомство с Джино Бониссоне, миланским консультантом в области формирования стратегий и организационного развития. Джино, необыкновенно умный и энергичный человек, который старше меня более чем на тридцать лет, признал, что НЛП обладает огромным потенциалом в области организационных изменений. Как оказалось, мы разделяли одни и те же интересы и обладали взаимодополняющими навыками. Спустя некоторое время мы стали друг для друга менторами, студентами, коллегами и, в конечном итоге, соавторами методов применения НЛП в сфере лидерства и изменений в организациях. Одним из плодов нашего длительного сотрудничества стала книга "Навыки будущего" (Skills for the Future, 1993).
 В число первых наших совместных проектов входило исследование навыков эффективного лидерства. Проект спонсировали представители итальянской компании "Фиат", Джанфранко Гамбильяни и Джованни Теста, чей блестящий ум, преданность делу и дар предвидения и по сей день вызывают у меня восхищение. Вторая часть моей книги описывает процесс и результаты осуществления этого проекта.
 Несмотря на то, что данная работа по сути своей основана на исследовании проблемы лидерства в организациях и компаниях, представленные здесь навыки не теряют своей актуальности в самых различных ситуациях. Они могут послужить неоценимым ресурсом для тех, кто интересуется или занимается массовой или организационной работой любого рода, будь то управление, консультирование, организационное развитие, тренинги, обучение или даже воспитание собственных детей.
 Навыки моделирования и лидерства изменили мою жизнь как в личностном, так и в профессиональном плане. Я надеюсь, что и вам они помогут изменить жизнь в любом выбранном вами направлении.
 Роберт Дилтс
 Санта-Крус, Калифорния
 Апрель, 1998
 Введение
 Томас Джефферсон однажды сказал: "Если два человека при встрече обменяются долларами, у каждого останется по доллару. Если эти же люди при встрече обменяются идеями, у каждого останется две идеи". Во многих отношениях это высказывание отражает обширный продуктивный потенциал, или "экономику", моделирования.
 По своей сути моделирование есть процесс "обмена идеями". Развитие способности к эффективному моделированию открывает человечеству множество недоступных прежде возможностей.
 Например, если мы видим, что человек умеет делать что-либо лучше нас, то вместо того чтобы страдать от зависти, подозрений или комплекса неполноценности, мы можем просто смоделировать, как он это делает, а затем развить у себя необходимые способности. От этого выигрывают оба: вы приобретаете новую способность, а другой человек - возможность лучше понимать и оценивать собственные умения. Моделирование одного ценного качества способно принести пользу сразу многим людям.
 Старая пословица гласит: "Если вы дадите человеку рыбу, вы накормите его на один день; если вы научите его ловить рыбу, - накормите на всю оставшуюся жизнь". Если вы поможете кому-то смоделировать поведение успешного рыболова, то, во-первых, он сможет добыть себе рыбу на сегодняшний день, а во-вторых - обретет навык, который прокормит его до конца жизни. Таким образом, моделирование включает в себя одновременное достижение двух результатов: человек выполняет конкретную задачу и в то же время учится тому, как это делается. Именно эта черта делает моделирование одной из самых эффективных форм "обучения тому, как учиться".
 Эта книга рассказывает о процессе моделирования в НЛП и возможностях его применения в исследовании способностей к эффективному лидерству. В первой части книги даются определения принципов и средств эффективного моделирования ("эпистемология", методология и технология НЛП). Моделированием называется процесс, в ходе которого то или иное сложное событие или явление разбивается на достаточно мелкие элементы, позволяющие воспроизвести или определенным образом использовать это событие или явление. Моделирование поведения подразумевает наблюдение за теми процессами, которые лежат в основе выдающегося достижения любого рода, и составление их "карты". Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или "модель", данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для имитации или воспроизведения этого поведения. Цель моделирования поведения - установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции.
 Нейро-лингвистическое программирование началось с моделирования поведения и образа мышления выдающихся личностей в различных областях деятельности. Механизмы моделирования в НЛП подразумевают выявление психических стратегий ("нейро") данного человека путем анализа его речевых паттернов ("лингвистическое") и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа шаг за шагом складываются стратегии и приемы ("программирование"), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.
 В НЛП существует ряд приемов и понятий, позволяющих определять и описывать специфические воспроизводимые паттерны в языке и поведении преуспевающих "моделей". Задача моделирования - наиболее продуктивным и выгодным образом воплотить в действие результаты наблюдения и описания. Фактически своей всемирной славой НЛП как технология изменений и управления ими обязано именно лежащему в его основе процессу моделирования.
 Вторая часть книги посвящена способам применения моделирования, в частности, в исследовании эффективного лидерства. Здесь представлены примеры того, как с помощью НЛП мы определяли специфические когнитивные, лингвистические и поведенческие навыки, которые используют руководители в сложных ситуациях, включая решение проблем, делегирование ответственности и профессиональный тренинг. Эти задачи определяют важнейшие навыки общения и отношений, позволяющие успешным руководителям достигать практических результатов в своей профессиональной сфере. Большая часть иллюстративного материала получена в результате обширного исследования креативности и навыков лидерства, проводившегося для компании "ФИАТ" в Турине (Италия) в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Эта работа, вместе с исследованием методов эффективного лидерства в разных других странах, составила основу второй книги на данную тему - "Навыки дальновидного лидерства" (1996). В ней представлены средства и навыки, необходимые для "создания мира, в котором хотелось бы работать".
 Желаю вам получить удовольствие от продуктивного путешествия в мир навыков, с помощью которых можно создать свое собственное будущее.
 ОБЩИЙ ОБЗОР НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
 Нейро-лингвистическое программирование
 Процесс моделирования, которому посвящена данная книга, основан на принципах и понятиях нейро-лингвистического программирования (НЛП). НЛП является наукой о поведении, предоставляющей:
 1) эпистемологию - систему знаний и ценностей;
 2) методологию - приемы и процедуры применения знаний и ценностей;
 3) технологию - средства, позволяющие применять эти знания и ценности.
 НЛП содержит ряд уникальных принципов и понятий, которые позволяют анализировать и выявлять значимые паттерны ценностей, поведения и межличностных отношений и превращать их в полезные и надежные инструменты. НЛП основано на ряде простых лингвистических, нервных и поведенческих паттернов и понятий, которые в некоторых аспектах являются более фундаментальными и независимыми от содержания, чем любая другая существующая модель человеческого мышления и взаимодействия. НЛП дает возможность оценивать не только поведенческое содержание наших поступков, Но и те невидимые силы, которые кроются за этим поведением, а также структуры мышления, которые обеспечивают успех нашим действиям. Название "нейро-лингвистическое программирование" подразумевает интеграцию трех различных отраслей науки.
 Компонент "нейро" относится к нервной системе. Существенная часть НЛП связана с пониманием и использованием принципов и паттернов нервной системы. Согласно НЛП, мышление, память, творчество, создание мысленных образов и все остальные когнитивные процессы являются результатом выполнения определенных программ внутри нервной системы человека. Человеческий опыт представляет собой комбинацию или синтез информации, которую мы получаем и обрабатываем с помощью нервной системы. На практике это связано с восприятием мира через чувства: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.
 Нейро-лингвистическое программирование связано также с лингвистикой. С точки зрения НЛП, язык в некотором смысле является продуктом нервной системы, однако при этом стимулирует и формирует деятельность самой нервной системы. С уверенностью можно сказать, что язык представляет собой один из основных способов, которым один человек может активировать или стимулировать нервную систему других людей. Таким образом, эффективное общение и взаимодействие связаны с использованием языка для обучения, стимуляции и вербализации понятий, целей и проблем применительно к той или иной задаче или ситуации.
 Наконец, понятие "программирование". В основе нейро-лингвистического программирования лежит представление о том, что обучение, память и творчество являются функциями определенных нейро-лингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат выполнению определенных задач или достижению определенных результатов. Иными словами, мы как человеческие существа осуществляем взаимодействие с окружающим миром посредством внутреннего программирования. Мы реагируем на проблемы и воспринимаем новые идеи согласно тому типу психических программ, который создали внутри себя, - а эти программы далеко не одинаковы. Некоторые программы или стратегии являются более эффективными для осуществления того или иного вида деятельности, чем другие.
 НЛП и другие направления психологии на определенных участках дублируют друг друга, поскольку НЛП берет начало в неврологии, лингвистике и когнитивной психологии. Кроме того, мы используем принципы компьютерного программирования и теории систем. Цель этого направления - синтезировать ряд различных научных теорий и моделей. Особую ценность НЛП придает то, что здесь в единую структуру сведены теории самого разного рода.
 Большинство методик и приемов НЛП берут начало в таком процессе, как "моделирование". Первичная задача НЛП заключалась в том, чтобы смоделировать эффективное поведение и скрытые за ним когнитивные процессы. Моделирование в НЛП подразумевает определение того, как работает мозг ("нейро"), путем анализа языковых паттернов ("лингвистическое") и невербальной коммуникации. Затем результаты подобного анализа шаг за шагом складываются в стратегии или программы ("программирование"), служащие для передачи навыка другим людям или в другие сферы применения.
 НЛП было создано Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером (Handler & Grinder, 1975, 1976, 1979), которые начали с моделирования общих когнитивных, лингвистических и поведенческих паттернов выдающихся психотерапевтов - таких как Фриц Перлз (гештальт-терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (гипнотерапия). На первый взгляд, модель, основанная на интерактивных навыках успешных психотерапевтов, не может иметь отношения к другим областям деятельности - таким как менеджмент, обучение или руководство. Однако если задуматься над тем, какое понимание человеческой природы, восприятия и мотивации требуется для того, чтобы оказать терапевтическое воздействие на поведение другого человека, то становится очевидным, что в целом ряде аспектов навыки успешного психотерапевта совпадают с навыками успешных учителей, руководителей и менеджеров. Вне зависимости от степени совпадения одни и те же принципы моделирования могут быть использованы при выявлении значимых терапевтических средств и поведенческих, психологических и лингвистических методов выдающихся руководителей, менеджеров и учителей.
 В действительности НЛП уже широко применяется для исследования того, как умственные стратегии, языковые паттерны и системы ценностей влияют на разнообразные виды деятельности, связанные с образованием и менеджментом. В их число входят коммуникативные навыки (Dilts, et al, 1980 McMaster & Grinder, 1981; Richardson & Margoulis, 1981 Laborde, 1982; Dilts, 1983; Yeager, 1985; Eicher, 1987; Smith 6 Hallbom, 1988), навыки продаж (Moine, 1981; Dilts, 1982, 1983 Bagley & Reese, 1987), навыки ведения переговоров (Dilts, 1979 Maron, 1979; Caster, 1988; Dilts, 1993, 1994), управление творчеством и инновациями (Dilts, Epstein & Dilts, 1991; Dilts & Bonissone, 1993), рекруитмент и отбор персонала (Bailey, 1984) и лидерство (Pile, 1988; Caster, 1988; Dilts, 1996).
 НЛП обладает одновременно аналитическими и интерактивными инструментами, которые различаются в зависимости от уровня анализируемого поведения или отношений, - "ключи доступа", "раппорт", "позиция восприятия", "логические уровни", "паттерны метамодели", паттерны "Фокусов языка", "условия хорошей сформированного результата" и т. д., поскольку каждый из них "режет пирог" на куски особого размера, пригодного для особого типа взаимодействия.
 Благодаря многоуровневой структуре, представленной в НЛП, становится возможным придавать абстрактной понятийной информации о глобальных и культуральных паттернах и тенденциях такую форму, которую можно было бы связать с конкретным организационным инструментом, семинаром-тренингом или индивидуальными действиями и поведением. Программирование позволяет построить практическую модель психологических элементов, необходимых для эффективного руководства, мышления и поведения.
 Систему убеждений НЛП характеризует то, что, с одной стороны, мы все отличаемся друг от друга в физическом плане и в плане нашего жизненного опыта, но с другой стороны, у нас есть множество общих качеств, и на уровне процессов нам ничто не мешает поучиться чему-нибудь, скажем, у Альберта Эйнштейна. Ему потребовалась целая жизнь для создания психических программ, с помощью которых была сформулирована теория относительности; однако, поскольку программа уже создана, мы можем понять и научиться применять ее структуру без того, чтобы тратить на это целую жизнь. Точно так же программисту требуется гораздо больше времени на то, чтобы написать компьютерную программу, чем на то, чтобы перенести готовую программу на другой компьютер.
 Таким образом, несмотря на то, что в НЛП много внимания уделяется определению и признанию индивидуальных различий и индивидуальных стилей мышления, здесь утверждается также, что мы можем учиться на опыте других людей, потому что между нашими нервными системами существует сходство по многим фундаментальным параметрам. Кроме того, для нас могут оказаться полезными программы других людей.
 Вероятно, самым важным аспектом НЛП является его практичность. Понятия и тренинги НЛП делают акцент на интерактивных, экспериментальных контекстах обучения, позволяющих с готовностью воспринимать и понимать принципы и процессы. Более того, поскольку механизмы НЛП списаны с эффективных человеческих образцов, даже люди с небольшим или нулевым опытом нередко интуитивно осознают ценности и структуры, лежащие в основе этих механизмов.
 Тренинги по НЛП используются во многих крупных корпорациях и организациях мира, включая "Фиат", IBM, American Express, Армию Соединенных Штатов, Государственную железную дорогу Италии, Apple Computer, Xerox, Merrill Lynch, Mercedes Bern, BMW и др.
 Принципы НЛП
 В основе НЛП лежит ряд базовых предположений, которые описывают взаимоотношения человека и реальности и играют важную роль во всех сферах человеческой деятельности.
 Карта не есть территория
 НЛП исходит из предположения о том, что карта не есть территория. Людям не дано познать реальность, в том смысле, что нам приходится воспринимать ее с помощью органов чувств, а возможности этих органов ограничены. Пчела, глядящая на эту же самую страницу, воспримет ее совершенно иначе, чем человек, поскольку вся сенсорная организация пчелы отличается от человеческой. Мы можем лишь составлять карты окружающей реальности на основе информации, которую получаем через органы чувств, а также взаимосвязей между этой информацией и нашими личными воспоминаниями и другими переживаниями. Следовательно, мы реагируем не на реальность как таковую, а на собственные карты этой реальности. С этой точки зрения, "правильных" или "неправильных" "карт мира" не существует. У каждого из нас есть собственное мировоззрение, основанное на индивидуальных нейролингвистических картах. Именно эти карты, в большей степени чем сама реальность, определяют то, как мы интерпретируем окружающий мир, как реагируем на него и каким значением наделяем собственное поведение и переживания. Таким образом, нас ограничивает, сдерживает или наделяет могуществом не "внешняя" реальность, а скорее наша карта этой реальности. Основная идея НЛП заключается в том, что если дополнить или расширить свою "карту мира", в той же реальности можно обнаружить гораздо больше возможностей для выбора. Первоочередная задача инструментов и приемов НЛП - помочь нам расширить, дополнить или обогатить наши "карты мира". Базовое предположение НЛП гласит: чем богаче твоя "карта мира", тем больше у тебя шансов справиться с любой житейской ситуацией.
 Жизнь и сознание обладают системным характером
 Второе допущение НЛП заключается в том, что жизнь и сознание являются системными процессами. Иными словами, мы являемся системой взаимодействий, составленной из множества подсистем, и в то же время мы - система внутри ряда более крупных систем. Взаимодействия, имеющие место внутри человека, а также между людьми и их окружением, носят системный характер и происходят согласно определенным системным принципам. Наши тела, наши межличностные отношения и объединения складываются в определенную экологию систем и подсистем, оказывающих взаимное влияние друг на друга.
 Невозможно на каком-либо уровне полностью изолировать одну часть системы от другой. Люди подвержены влиянию многих аспектов окружающей их системы. Важно учитывать не только процессы, протекающие внутри человека, но и то влияние, которое оказывает на него окружающая система. В частности, личность или процесс, успешно функционирующие в системе или окружении одного вида, могут столкнуться с ограничениями или запретами в системе другого вида. Необходимо принимать во внимание всю систему взаимодействий, которая стимулирует, поощряет то или иное явление или процесс и воздействует на него.
 Закон необходимого разнообразия
 В теории систем существует принцип, который называется "закон необходимого разнообразия". Этот принцип имеет большое значение для любой успешной деятельности. Суть его заключается в том, что необходимо постоянно варьировать действия и процессы, с помощью которых мы пытаемся достичь результата. Даже эффективные в прошлом приемы могут утратить свою действенность, если изменится окружение или система. Другими словами, одной из ловушек или ограничений для творчества является единожды достигнутый успех. Легко поверить в то, что действия, которые приносили успех прежде, будут успешными и впредь. Однако если в окружающей системе произошли какие-либо изменения, старые приемы уже не будут действовать.
 В частности, закон необходимого разнообразия подразумевает, что "для успешной адаптации и выживания элемент системы должен обладать определенным минимальным запасом гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна потенциальной вариабельности или неопределенности остальной части системы". Другими словами, если человек хочет достичь определенной цели, ему необходимо найти несколько способов ее достижения. Число вариантов, гарантирующих получение результата, зависит от масштаба вероятных изменений внутри системы, в которой находится желаемая цель.
 Представим себе, что перед человеком стоит задача: перенести стул на другой конец комнаты. Если изменения в окружающей среде незначительны, для выполнения задачи не потребуется особенной гибкости. Человек поднимает стул и несет его прямо через комнату. Однако если этот же человек находится в Калифорнии в момент землетрясения, то для достижения цели ему придется увеличить потенциал вариабельности, поскольку землетрясение привносит существенные изменения в окружение. Не исключено, что при этом человеку придется увертываться от падающих кусков потолка. Гибкость окажется необходимым условием адаптации и выживания.
 Все дело в том, что определение количества гибкости, которого требует ситуация, является результатом оценки взаимоотношений между членами системы и самой системой. Фактически в зависимости от момента и контекста изменений, потребность в гибкости может возрастать.
 Другое положение закона необходимого разнообразия заключается в том, что участник системы, обладающий наибольшей гибкостью, является также каталитическим элементом этой системы. Этот принцип имеет большое значение для руководителей. Способность быть гибким и чувствительным к изменениям немаловажна в отношении управления самой системой.
 Ключевой вопрос успешности действий - как сохранить равновесие между готовностью к изменению и такими ценностями, как "последовательность" и "конгруэнтность" поведения. Ответ зависит от того, какое место мы отводим гибкости. Если вести себя последовательно по отношению к поставленной цели, необходимо проявлять гибкость в методах ее достижения. Уровни, на которых нам необходима гибкость, в некотором смысле определяются тем, на каких уровнях мы решаем
 быть ригидными. Например, человек решает достичь компетентности в вопросах управления или мотивирования других людей, и проявляет в этом постоянство. Следовательно, ему необходима гибкость в ситуациях адаптации к новым мотивам людей или новому окружению.
 Или представим себе музыканта, который стремится работать с постоянным уровнем звучания и определенной степенью качества. Такому человеку потребуется способность адаптироваться к акустическим различиям концертных залов и музыкальных инструментов. Настоящая компетентность в каком-то вопросе непременно требует гибкости в одних сферах и жесткости в других. Следовательно, понятие гибкости необходимо рассматривать с учетом всей системы. Компетентность подразумевает последовательность. Однако, если вы последовательны в одном вопросе, вам необходима гибкость в других областях, чтобы приспособиться к неизменной части системы.
 Еще один конкретный пример: в Калифорнии можно строить высокие здания. Однако чтобы гарантировать устойчивость такого небоскреба во время землетрясения, строителям приходится закладывать фундамент, способный выдерживать линейные колебания до 16 футов в обе стороны. Один из настоящих секретов успешного и творческого управления - умение определить точку гибкости. В конечном счете, это вопрос экологии.
 Глубинные структуры и поверхностные структуры
 НЛП заимствовало понятия "глубинные структуры" и "поверхностные структуры" из теории трансформационной грамматики Наума Хомского (Chomsky, 1957, 1966). По Хомскому, мысли, понятия и идеи (глубинные структуры) не являются неразрывно связанными с каким-либо конкретным языком, но могут быть выражены различными лингвистическими средствами (поверхностными структурами). Английское слово house, французское chez и испанское casa, к примеру, относятся к одному и тому же понятию и данным нашего опыта. Точно так же фразы "Кошка гналась за крысой" и "За крысой гналась кошка" относятся к одному и тому же событию, несмотря на различия в последовательности слов. Сложные идеи и мысли выходят на поверхность (в язык) после ряда преобразований, с помощью которых они превращаются в хорошо оформленные предложения и словосочетания. (Высказывание "За гналась крысой кошка" состоит из тех же самых слов, что и "За крысой гналась кошка", -однако не обладает "хорошей формой"). Подобные преобразования выступают в роли фильтра для глубинных структур.
 Как писали Бэндлер и Гриндер в первом томе "Структуры магии", движение от глубинных структур к поверхностным обязательно включает процессы опущения, обобщения и искажения информации: "Наиболее глубокий парадокс человеческого устройства, как мы считаем, заключается в том, что одни и те же механизмы позволяют нам выживать, расти, меняться, испытывать радость - и вместе с тем придерживаться весьма убогой модели мира. И за то и за другое отвечает способность манипулировать символами, т. е. создавать модели. Таким образом, одни и те же механизмы позволяют людям совершать самые неординарные и уникальные действия и в то же время блокируют наш дальнейший рост, если мы ошибочно принимаем модель мира за реальность. Мы можем выделить три основных механизма этого процесса: обобщение, опущение и искажение.
 Обобщение представляет собой механизм, отъединяющий элементы или части индивидуальной модели от исходного опыта так, что они начинают представлять целую категорию, частным примером которой являлся этот опыт. Наша способность к обобщению чрезвычайно важна для взаимодействия с миром. Этот же механизм способен привести к созданию, например, такого правила, как "Не показывай своих чувств".
 Опущение - механизм, с помощью которого мы избирательно обращаем внимание на одни измерения нашего опыта, исключая при этом другие. Возьмем, к примеру, нашу способность фильтровать шум в комнате, где одновременно разговаривают несколько человек, чтобы услышать голос одного из них... Опущение сводит мир к таким пропорциям, чтобы мы могли чувствовать свою власть над ним. В одних контекстах подобное усечение может оказаться полезным, в других же -становится источником болезненных переживаний.
 Искажение - механизм, изменяющий наше восприятие сенсорных данных. Например, фантазия позволяет нам заранее подготовиться к определенным переживаниям... Этому механизму обязаны своим существованием все художественные произведения человечества... Подобным образом все великие романы, все революционные открытия науки основаны на способности передергивать факты или искажать окружающую действительность".
 Гриндер и Бэндлер предположили, что при преобразовании глубинных структур в поверхностные необходимо некоторое искажение или потеря информации. В языке подобные процессы сопутствуют переходу глубинных структур (зрительные и слуховые образы, тактильные ощущения и другие сенсорные репрезентации, которые хранятся в нервной системе) в поверхностные структуры (слова, знаки и символы, которые мы выбираем для описания или представления первичного сенсорного опыта).
 Это связано с тем, что созданные с помощью мозга и языка модели окружающего мира являются не самим миром, а его репрезентациями. Однако в вербальных поверхностных структурах находят отражение и выражение многие важные ключи к глубинным структурам.
 Созданная Бэндлером и Гриндером метамодель позволяет работать с поверхностными структурами языка, чтобы помочь человеку обогатить свою модель мира через восстановление глубинных структур и связей между ними и исходным опытом.
 НЛП расширило использование понятий "глубинные структуры" и "поверхностные структуры" за пределы лингвистических процессов и репрезентаций. В теории НЛП глубинные структуры складываются из сенсорных и эмоциональных переживаний, или "первичного опыта". НЛП рассматривает язык как "вторичный опыт", т. е. как часть нашей модели мира, производную от первичного опыта.
 Символы, движения, песни, мимика и другие аспекты нашего поведения так или иначе являются формами поверхностных структур, используемых для выражения наших глубинных структур, и подвержены различным формам опущения, искажения и обобщения (рис. 1).
 В качестве примера взаимосвязи между глубинными и поверхностными структурами: большинство из нас учится писать правой или левой рукой. Однако если этот навык уже усвоен, он может быть немедленно передан другим частям тела. В частности, практически любой из нас может вполне сносно написать на песке собственное имя большим пальцем левой ноги 'или нарисовать буквы, держа карандаш во рту (разумеется, с определенной долей искажения), несмотря на то, что физическое строение этих частей тела совершенно различно. Глубинная структура, относящаяся к форме букв, не привязана ни к какой конкретной части организма. Ее можно обобщить до многих поверхностных структур.
 Таким образом, различные поверхностные структуры могут служить отражением одной и той же глубинной структуры.
 
 Рис. 1. Глубинные структуры выходят на поверхность в результате серии трансформаций, служащих фильтрами для нашего первичного опыта.
 Еще одно значимое положение трансформационной грамматики заключается в том, что существует множество уровней последовательно более глубоких структур в строении и организации различных систем. Важным следствием этого является тот факт, что для совершения экологичного изменения необходимо воздействовать на все уровни системы.
 Понятие логических уровней в НЛП (Dilts, 1990, 1991, 1993, 1995, 1996) - еще один способ организации взаимосвязей между поверхностными и глубинными структурами. Каждый уровень (окружение, поведение, способности, убеждения, ценности и идентификация) считается более глубоким, чем предшествующий. Наше восприятие и взаимодействия с окружающей средой являются той частью опыта, которая лежит ближе всего к "поверхности". Координация и управление поведением требуют мобилизации глубинных структур нашей нервной системы. Способности организуют и координируют поведение, запуская менее конкретные, но более глубокие процессы. Убеждения и ценности являются фундаментом для наших способностей и поведения. Они с большим трудом поддаются четкому и специфичному выражению на поверхности, однако оказывают на нас влияние на самом глубоком уровне. Идентификация представляет собой очень глубоко расположенный комплекс взаимосвязей, который проще всего будет назвать "функцией", аналогичной тем уравнениям, с помощью которых в математике задаются объекты с дробной размерностью.
 Подобно тому как Хомский описывал это в языке, глубинная структура нашей идентификации выходит на поверхность после ряда преобразований, ведущих через ценности, убеждения и способности к поведенческим проявлениям в окружающем мире. Эти преобразования также подвержены опущению, обобщению и искажению, на которые, в свою очередь, направлены различные техники и модели НЛП.
 Одна из задач НЛП - идентифицировать проблематичные обобщения, опущения или искажения путем анализа "синтаксиса", или формы поверхностных структур, а также создать систему средств, позволяющую получить более подробную Репрезентацию глубинной структуры.
 Другая задача НЛП, представленная процессом моделирования, заключается в возможности создавать новые, лучшие взаимосвязи и "проводящие пути" между поверхностными и глубинными структурами.
 "Эпистемология" НЛП
 Эпистемологией называется дисциплина, которая занимается систематическим исследованием структур и процессов, лежащих в основе человеческих знаний. Термин "эпистемология" происходит от греческих слов epi - "над" или "на", histanai - "поместить", "установить" и logos - "слово" или "причина", т. е. он означает "то, на чем мы основываем свои рассуждения". Таким образом, эпистемология представляет собой фундаментальную систему понятий и допущений, на которой человек основывает и генерирует все остальные знания. По определению Грегори Бейтсона: "Эпистемология есть история происхождения знания; иными словами, откуда вы знаете то, что вы знаете".
 Эпистемология НЛП начинается с предположения "карта не есть территория" - каждый из нас осуществляет свои возможности через существующие в его голове модели, или "карты мира". НЛП учит, что ни одна карта не является сколько-нибудь более истинной или реальной, чем другие, однако способность человека достигать успеха и развиваться является функцией обладания картой, которая предоставляет наиболее широкий спектр возможностей. В терминологии НЛП, мастер - не тот, кто уже знает ответы и решения, а тот, кто способен задать стоящие вопросы и направить процесс обучения, решения проблемы и творчества в нужном направлении, чтобы создать новые "карты мира", ведущие к новым ответам и возможностям.
 Цель совершенствования навыков НЛП заключается в том, чтобы научиться моделировать, а также применять принципы и средства моделирования для развития гибкости на самых
 нижних уровнях нашей личности. Эпистемология подразумевает исследование скрытых предположений, лежащих в основе различных моделей личностной организации, - и тех, благодаря которым мы похожи друг на друга, и тех, которые обеспечивают нашу уникальность.
 Применение эпистемологии связано с системой отличий и навыков, которую человек или организация используют для удовлетворения ценностей и достижения целей. Прикладная эпистемология отвечает на такие вопросы, как "Как мы узнаем, что знаем что-либо или что обладаем операционной компетентностью?", "Как мы узнаем, что другие знают что-либо или обладают операционной компетентностью?" или "Посредством чего мы развиваем знания и операционную компетентность?".
 Прикладная эпистемология также связана с системой ценностей и целей в рамках того или иного подхода. В частности, философия НЛП предполагает, что эффективные обучение и изменение требуют первоначального утверждения целей, оснований и процедур обоснования, необходимых для достижения конкретного желаемого состояния. Затем предоставляется широкий выбор стратегий и видов деятельности, позволяющих варьировать операции, применяемые для достижения целей.
 Другой важный вопрос прикладной эпистемологии - "Как ваши знания, навыки или открытия вписываются в то, что было известно до этого?". Какой бы блестящей ни была новая идея, она не будет воплощена на практике до тех пор, пока не придет в соответствие с имеющимися знаниями. Одна из наиболее важных задач прикладной эпистемологии и моделирования - предоставить людям возможность понимать те идеи, которые ставят под сомнение и преобразуют старые способы мышления. Это особенно сложно в тех случаях, когда люди продолжают думать "на старый лад". Философ Артур Шопенгауэр полагал, что все новые идеи проходят три стадии. На первой из них идея кажется нелепой, на второй встречает яростное сопротивление, а на третьей воспринимается как нечто Давно известное и самоочевидное.
 Молекулярный генетик Гюнтер Стент (1987) утверждает, что конфликт, связанный с принятием новых идей и парадигм, возникает во многом благодаря "противоречивой эпистемологической установке относительно событий внешнего и внутреннего мира". Стент определяет этот конфликт как борьбу "материализма" и "идеализма" (или "конструктивизма"). Материалистическая точка зрения подразумевает наличие "реального" внешнего мира, который существует независимо от сознания. Сознание является отражением этой реальности и создает несовершенную репрезентацию реального мира. С позиций идеализма (или конструктивизма) реальность порождается сознанием. Воспринимаемые события и взаимоотношения не имеют другой реальности, помимо существования в сознании человека. С этой точки зрения, реальность является отражением сознания. Внешний мир есть несовершенная репрезентация, или проекция, "чистых" форм мысли. Стент указывает на то, что в последние годы появилась третья альтернатива, толчок к возникновению которой дала теория трансформационной грамматики Хомского, а также представления о поверхностных и глубинных структурах. Эту новую эпистемологию Стент называет "структурализмом" и поясняет: "Как материализм, так и идеализм принимают как данность то, что вся информация, воспринимаемая органами чувств человека, действительно достигает его мозга. Материалисты полагают, что благодаря этой информации реальность находит свое отражение в сознании, тогда как, по представлениям идеалистов, на основе этой информации сознание конструирует реальность. Структурализм, напротив, разделяет ту точку зрения, что знание о мире появляется в сознании не в виде необработанных данных, а в весьма абстрагированной форме, то есть в виде структур. В ходе предшествующей осознанию пошагового преобразования первичных данных в структуры какая-то часть информации неизбежно теряется, поскольку создание структур или распознавание паттернов есть не что иное, как избирательное разрушение информации. Таким образом, поскольку сознание не получает доступа к полному объему данных о мире, оно не может ни отражать, ни конструировать реальность. Вместо этого реальность предстает перед сознанием в виде структур, полученных путем трансформации первичных данных о мире. Данный процесс носит иерархический характер, поскольку избирательное разрушение информации приводит к формированию "более сильных" структур из "более слабых". Любой набор первичных данных обретает смысл только после того, как в ходе подобных операций он преобразуется в нечто конгруэнтное сильным структурам, уже существующим в нашем сознании... Каноническое знание представляет собой всего лишь набор уже существующих "сильных" структур, конгруэнтность которым первичные научные данные приобретают в процессе психического абстрагирования. Следовательно, данные, которые не могут быть преобразованы в структуру, конгруэнтную каноническому знанию, не имеют никакой перспективы".
 Фундаментальные эпистемологические понятия можно охарактеризовать как:
 Материализм
 "Реальный" внешний мир существует независимо от нашего сознания. Сознание является отражением этой реальности и создает несовершенную репрезентацию реального мира (рис. 2).
 
 Рис. 2. Согласно материалистическому подходу, сознание подобно фотоаппарату, который фотографирует реальность
 Идеализм
 Воспринимаемые события и взаимоотношения не обладают иной реальностью помимо существования в сознании человека. Реальность является отражением сознания. Внешний мир представляет собой несовершенную репрезентацию, или проекцию, "чистых" форм мысли (рис. 3).
 
 Рис. 3. Согласно идеалистическому подходу, сознание подобно киноаппарату, создающему "реальность"
 Структурализм
 Реальность является набором структур, полученных путем трансформации первичных данных о мире. Преобразование первичных данных в структуры включает в себя избирательное опущение, искажение или обобщение первичных данных. Сознание не может ни отражать, ни конструировать реальность. "Сильные" структуры формируются из "слабых" посредством избирательного разрушения информации (рис. 4). Первичные данные приобретают смысл только после ряда операций, которые преобразовывают их в нечто конгруэнтное уже существующим структурам.
 
 Рис. 4. Согласно структуралистскому подходу, сознание подобно монтажеру, который взаимодействует с "первичными данными" и проводит их отбор
 С точки зрения структурализма, многие идеи можно назвать "незрелыми", если в них не содержится "мостик" к существующему "каноническому" знанию. Таким образом, для того чтобы новая идея стала "реальностью", она должна сначала "подстроиться" к уже существующим моделям реальности и лишь затем "вести" их. Теория относительности Эйнштейна, например, признает и включает в себя все законы Ньютона, добавляя лишь новые формулировки, которые открывают путь новым реальностям (таким, как атомная энергия). Идеи, слишком опережающие свое время, должны дождаться своего провозглашения. Прежде чем летающие машины Леонардо да Винчи или роботы Николы Тесла были воплощены в реальность, им пришлось ждать до тех пор, пока не были получены все необходимые для этого знания.
 Стент отмечает, что потребовалось 35 лет, чтобы исследования Грегора Менделя по наследственным характеристикам гороха были заново открыты биологами в конце XIX в. и легли в основу современной генетики. Стент поясняет: "Можно предположить, что открытие Менделя не возымело непосредственного эффекта потому, что понятие о дискретных наследственных единицах никак не увязывалось с каноническими представлениями об анатомии и физиологии, свойственными середине XIX в. Более того, статистическая методология, с помощью которой Мендель интерпретировал результаты своих экспериментов по селекции гороха, являлась совершенно чуждой способам мышления современных ему биологов. К концу XIX в., однако, были открыты хромосомы и механизмы их деления, митоз и мейоз, и результаты исследований Менделя обрели смысл с учетом видимых под микроскопом структур. Тем более что к этому времени использование статистических методов в биологии стало обычным делом".
 Эпистемология НЛП, вероятно, наиболее близка к эпистемологии структурализма. В отличие от материализма или идеализма, здесь нет фундаментального разделения "сознания" и "реальности". Подобно структуралистскому подходу, НЛП признает значимость установления связей с существующим знанием, а также расширения реальности через "подстройку" и "ведение". Однако процесс актуализации реальности НЛП рассматривает не как установление связей между "слабыми" и "сильными" структурами, а скорее как функцию взаимосвязи между "глубинными" и "поверхностными" структурами. "Глубинные структуры" обладают скрытым потенциалом, который проявляется в конкретных поверхностных структурах как результат ряда преобразований. Этот процесс включает в себя избирательное "конструирование" данных, равно как и избирательное "разрушение" данных (которое Стент называет первичным процессом распознания моделей в структурализме).
 Например, строительство "дома своей мечты" будет включать в себя серию преобразований, каждое из которых будет основано на предыдущем, благодаря чему мечта превратится из фантазии в конкретное здание. Преобразования в данном процессе могут осуществляться в такой последовательности:
 - формирование мысленного образа дома в различных ракурсах;
 - обсуждение проекта с архитектором;
 - предварительные наброски;
 - окончательный план;
 - подбор материалов;
 - подготовка места под строительство;
 - закладка фундамента;
 - строительство каркаса здания;
 - завершение строительства;
 - покраска стен и деревянных частей дома;
 - отделка.
 Степень, в которой законченное здание соответствует изначальной мечте, является функцией степени обобщения, опущения, искажения и "дополнения" информации, которые происходят в результате каждого последовательного преобразования.
 Для того чтобы превратить замысел в статью или книгу, исследовать потребности группы, выразить свои чувства в стихотворении, написать компьютерную программу, выучить роль
 и т. д., потребуются различные типы и последовательности преобразований.
 С точки зрения НЛП, выделяются индуктивные преобразования, через которые мы воспринимаем модели и строим карты окружающего мира, и дедуктивные преобразования, с помощью которых мы составляем описания и действуем сообразно своему восприятию и моделей мира (рис. 5). Индуктивные преобразования включают в себя процесс "объединения" (chunking up) с целью найти более глубокие структуры ("понятия", "идеи", "универсалии" и т. д. ) в многообразии впечатлений, полученных через сенсорные каналы. Дедуктивные преобразования направлены на "разделение" (chunking down) глубинных структур нашего опыта, а также перевод общих идей и понятий в конкретные слова, действия и другие формы поведенческих реакций. (Для того чтобы научиться понимать отдельные слова какого-либо языка, требуется другой набор и другая последовательность преобразований, чем для того чтобы научиться говорить на этом языке бегло, правильно построенными фразами и с правильным произношением, несмотря на то, что некоторые преобразования могут применяться в обоих процессах. )
 
 Рис. 5. Психические операции связывают глубинные структуры с поверхностными посредством индуктивных и дедуктивных преобразований
 Именно развитие обоих типов процессов трансформации обеспечивает эволюцию наших психических моделей, с одной стороны, и выражение их в "реальности", с другой. Согласно НЛП, качество этих преобразований определяет эффективность и полезность психических процессов.
 Существуют и так называемые абдуктивные преобразования, в ходе которых глубинные структуры трансформируются в другие глубинные структуры, а поверхностные - в другие поверхностные структуры (рис. 6). Здесь задействованы механизмы метафоры и аналогии. Аналогии, такие как "овечья шерсть была белой, как снег" или "ее губы были подобны алой розе", основаны на сходстве двух поверхностных структур ("изоморфизм"). Метафоры (например, "природа-мать" или "мир космического корабля") подразумевают наличие взаимосвязи между глубинными структурами ("гомоморфизм"). Подобные преобразования, очевидно, лежат в основе поэзии и определенных видов творческого вдохновения, кроме того, они представляют собой один из базовых механизмов в решении проблем и обучении.
 
 Рис. 6. Абдуктивные преобразования связывают между собой две глубинные структуры или две поверхностные структуры
 С точки зрения НЛП, "реальность", таким образом, является результатом взаимоотношений и взаимодействия между глубинными структурами и поверхностными структурами. Существует множество возможных "реальностей"; не одна "карта" и одна "территория", а множество возможных территорий и карт. Кроме того, территория постоянно меняется, отчасти в зависимости от того, как карта влияет на взаимодействие людей и территории.
 В поверхностной структуре проявляются те аспекты глубинной структуры, для которых восстановлено достаточное количество звеньев, утраченных в процессе опущения, искажения и обобщения. Глубинная структура обладает скрытым потенциалом для того, чтобы в результате ряда преобразований она проявилась в какой-либо поверхностной структуре.
 Именно по этим причинам моделирование и гибкость считаются основой эпистемологии НЛП. Модели не рассчитаны на отражение либо конструирование единственной объективной реальности. Скорее, их задача заключается в том, чтобы воспроизвести какой-либо аспект возможной реальности. В частности, в НЛП не имеет значения "истинность" модели; учитывается лишь ее "полезность". На самом деле все модели можно считать символическими или метафорическими, а не просто отражающими реальность. Каким бы ни было используемое описание - метафорическим или буквальным, - полезность модели зависит от степени, в которой она позволяет совершить эффективный переход на следующую ступень в последовательности преобразований, связывающих глубинные и поверхностные структуры. Вместо "конструирования" реальности модели вводят ряд функций, которые устанавливают связи между глубинными и поверхностными структурами. Именно эти связи формируют наше "понимание" реальности и позволяют нам по-новому переживать и выражать эту реальность.
 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
 Что такое моделирование?
 Словарь Уэбстера определяет модель как "упрощенное описание сложного явления или процесса"; примером может послужить компьютерная модель системы кровообращения и дыхательных путей. Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает "образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль". Если быть более точным, то слово "модель" происходит от латинского modulus, означающего "уменьшенный" вариант изначального способа. Так, "модель" объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме.
 Понятие "модель" со временем стало обозначать также "описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению". Этот термин может использоваться также для обозначения "системы постулатов, данных и выводов, формального описания некого явления или положения вещей".
 Таким образом, миниатюрный поезд, карта расположения основных станций или расписание поездов являются примерами различных моделей железнодорожной системы. Они слу-
 жат для имитации того или иного аспекта настоящей системы, а также предоставляют полезную информацию, позволяющую повысить успешность взаимодействия с этой системой. С помощью игрушечной железной дороги, к примеру, можно оценить поведение поезда в тех или иных физических условиях. Карта важнейших железнодорожных станций позволяет наиболее эффективно построить маршрут для путешествия в тот или иной город. Расписание поездов можно использовать, чтобы рассчитать время, которое потребуется на это путешествие. С этой точки зрения, основную ценность любого типа модели представляет ее полезность.
 Обзор моделирования в НЛП
 Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода. В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или "модель", данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения какого-либо аспекта этого поведения. Цель моделирования поведения - установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции. Вместо коррелятивных или статистических данных модель того или иного поведения предоставляет описание действий, необходимых для достижения подобного результата.
 Направление, которое получило название "нейро-лингвистическое программирование", возникло из моделирования человеческого поведения и процессов мышления. Моделирование в НЛП подразумевает выявление психических стратегий ("нейро") данного человека путем анализа его речевых паттернов ("лингвистическое") и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и приемы ("программирование"), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.
 Фактически НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер смоделировали языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и доктора медицины Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - "Структура магии" - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее "мудрецы". НЛП представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель.
 В НЛП созданы техники и понятия, позволяющие идентифицировать и описывать паттерны вербального и невербального поведения, т. е. ключевые аспекты того, что люди говорят и делают. Основные задачи НЛП - моделировать специфические или исключительные способности для их последующего усвоения другими людьми. Смысл этого вида моделирования заключается в том, чтобы наиболее продуктивным и обогащающим путем воплотить в жизнь то, что удалось заметить и описать.
 Средства моделирования в НЛП позволяют идентифицировать специфические, воспроизводимые паттерны в языке и поведении людей, достигших успеха в той или иной деятельности. Несмотря на то, что в основном произведенный в НЛП анализ деятельности этих людей основан на непосредственном наблюдении и слушании, немало полезной информации о человеке содержится и в написанных ими книгах.
 Задача моделирования в НЛП заключается не в том, чтобы найти единственное "правильное" или "истинное" описание процесса мышления того или иного человека, но в том, чтобы составить инструментальную карту, которая обеспечила бы практическое применение смоделированной стратегии. Инструментальной называется та карта, которая позволяет нам действовать наиболее эффективно. "Точность" или "реальность" карты уступают по значимости ее "полезности". Таким образом, инструментальное применение моделей когнитивных стратегий или форм поведения человека (или группы людей) подразумевает воплощение их в структуры, которые можно использовать для какой-либо практической цели. Эта цель может быть сходной или отличаться от той, которую ставил перед собой сам человек (или группа людей).
 В частности, среди распространенных вариантов моделирования можно выделить следующие:
 1. Лучшее понимание какого-либо явления за счет углубления "метапознаний" о лежащих в его основе процессах, затем, например, чтобы суметь научить этому другого человека или использовать новое знание в качестве вспомогательного средства.
 2. Повторение или улучшение результатов выполнения тех или иных действий (например, в спорте или в управлении) за счет определения конкретных шагов, предпринимаемых опытными специалистами или связанных с достижением максимального успеха. В этом заключается суть одного из направлений деятельности организаций, названного "воссозданием рабочего процесса" (business process reengineering).
 3 Достижение специфического результата (например, обучение грамоте или успешное лечение фобий или аллергии). В этих случаях нередко более эффективным оказывается не моделирование деятельности отдельно взятого человека, а создание техник, основанных на моделировании целого ряда успешных примеров.
 4. Выделение и/или формализация какого-либо механизма с целью применить его к другому содержанию или контексту. Например, эффективную стратегию руководства спортивной командой можно применить в бизнесе, и наоборот. В каком-то смысле на процессах такого рода основано развитие научного метода, где стратегии наблюдения и анализа, разработанные для одной области исследования (например, для физики), применяются и в других областях (например, в биологии).
 5. Использование моделируемых процессов в качестве источника вдохновения для создания чего-либо, основанного на них. Хороший пример этого явления - Шерлок Холмс, дедуктивный метод которого Артур Конан Доил построил на диагностических методах своего преподавателя по медицине Джозефа Белла.
 Моделирование глубинных и поверхностных структур
 Многие принципы и понятия НЛП как средства создания моделей вербального поведения берут начало в области трансформационной грамматики (Chomsky, 1957, 1965), один из главных принципов которой гласит: доступные наблюдению поведенческие проявления, обороты речи и реакции есть поверхностные структуры, которые являются результатом воплощения в реальности глубинных структур.
 Иными словами, модели, которые мы создаем на основе окружающего мира с помощью нашего мозга и языка, являются не самим миром, а только его репрезентациями. Принцип трансформационной грамматики подразумевает существование в строении и организации любой кодирующей системы множества уровней, на которых расположены структуры различной глубины. Применительно к моделированию это означает, что для создания эффективной модели той или иной деятельности может оказаться необходимым исследовать различные уровни глубинных структур, лежащих в ее основе. Более того, различные поверхностные структуры могут быть отражениями одних и тех же глубинных структур. Для эффективного моделирования часто бывает важно изучить многочисленные примеры поверхностных структур, чтобы лучше понять или идентифицировать продуцирующие их глубинные структуры.
 Еще один аспект взаимосвязи между глубинными и поверхностными структурами - различие между "процессом" и "результатом". Результаты на поверхностном уровне отражают порождающие их более глубокие и менее ощутимые процессы. Таким образом, "глубинные структуры" являются скрытым потенциалом, который проявляется в конкретных поверхностных структурах в результате ряда преобразований. Этот процесс включает в себя избирательное разрушение, равно как и избирательное конструирование данных.
 В этом отношении одна из основных проблем моделирования порождается тем фактом, что движение от глубинных структур к поверхностным подвержено влиянию процессов обобщения, опущения и искажения информации. То есть в ходе преобразования глубинной структуры в поверхностную какая-то часть информации неизбежно теряется или искажается. В языке, к примеру, эти процессы имеют место при переходе глубинных структур (зрительных, слуховых и осязательных образов, а также других сенсорных репрезентаций, хранящихся в нервной системе человека) в поверхностные (слова, знаки и символы, которые мы выбираем для описания или воспроизведения нашего первичного сенсорного опыта). Ни одно вербальное описание не способно в полной мере или абсолютно точно воспроизвести идею, которую оно выражает.
 Как указывалось выше, в поверхностной структуре проявляются те аспекты глубинной структуры, для которых восстановлено достаточное количество звеньев, утраченных в процессе опущения, искажения и обобщения. Глубинная структура обладает скрытым потенциалом для того, чтобы в Результате ряда преобразований она проявилась в какой-либо поверхностной структуре. Одна из задач моделирования -идентифицировать достаточно полный набор преобразований, чтобы глубинная структура получила соответствующее полезное выражение.
 Уровни моделирования
 Создание эффективной модели того или иного поведения или поступка требует большего, чем имитация. В зависимости от цели моделирования для достижения желаемого результата может понадобиться информация нескольких различных уровней. Например, в моделировании человека для нашего исследования открыт целый ряд аспектов, или уровней, разнообразных систем и подсистем, в которых действует этот человек.
 На одном уровне, в частности, можно рассматривать влияние социального и географического факторов (окружения) на данного человека или того, когда и где он осуществляет свою деятельность. То есть можно оценить внешний контекст: например, состояние рынка, природные условия, место работы и т. д. Кроме того, можно исследовать как макроокружение, так и микроокружение. Микроокружение включает в себя специфическую локализацию в пространстве, например, офис данного человека, конкретное здание, класс для занятий, завод и т. д. Макроокружение составляют естественная среда в целом, социальные контексты, события в обществе и т. д. В дополнение к влиянию этих видов окружения на человека можно исследовать влияние и воздействие, которые сам человек может оказать на окружение.
 На другом уровне исследованию подлежат определенные виды поведения и действия, в которые вовлекается данный человек в ходе своей деятельности, т. е. что именно делает этот человек в своем окружении. Каковы конкретные примеры работы, взаимодействия или общения, связанные с его сослуживцами, проблемами или целями? Как и на уровне окружения, можно сосредоточить внимание на микроповеденческих или макроповеденческих паттернах. Макроповедение включает в себя общие паттерны общения, работы, стиля и т. д. Микроповедение - это более детализированные и специфические действия, в том числе конкретное поведение во время выполнения заданий, повседневные обязанности, привычки и т. д. "
 Можно оценить также интеллектуальные и когнитивные стратегии и способности, которые необходимы для выполнения действий внутри идентифицированного окружения, т. е. как человек продуцирует поведение в данном контексте. На макроуровне способности включают в себя общие стратегии и навыки, такие как обучение, память, мотивация, принятие решений и креативность. На микроуровне исследование умственных способностей человека включает детализацию того, как человек использует микрокогнитивные паттерны - визуализацию, внутренний диалог или диалог с самим собой, а также сенсорные каналы - в ходе реализации конкретного поведения или выполнения задания.
 Далее можно исследовать убеждения и ценности, которые мотивируют и формируют стратегии мышления и способности, необходимые для достижения поведенческих целей в окружении, т. е. почему человек делает что-либо в конкретное время в конкретном месте. На макроуровне базовые убеждения связаны с типом значения, причинно-следственных отношений и ограничений, которыми люди наделяют события или которые они воспринимают в окружающем мире. На микроуровне убеждения и ценности человека могут иметь отношение к процессам на других уровнях. То есть человек может обладать убеждениями относительно собственного окружения, поведения, способностей, идентификации, рабочей системы, профессии, сообщества и т. д. Человек даже может обладать убеждениями относительно собственных убеждений, расценивая их как "хорошие", "плохие", "прогрессивные", "противоречивые" и т. д.
 Можно взглянуть еще глубже и исследовать восприятие роли или идентификации, которую данный человек связывает со своими убеждениями, способностями или действиями внутри того или иного окружения, т. е. кто стоит за всеми этими "почему", "как", "что", "где" и "когда". Для этого следует рассматривать определение роли, черты характера, личность и т. д. Ключевой элемент установления определенной роли или идентичности подразумевает определение чувства миссии, присущей данному человеку в рамках более крупной системы, где осуществляется его деятельность.
 Предметом исследования может стать и способ действий данного человека в контексте отношений с членами семьи, коллегами, социальным классом или культурой, т. е. кем является или будет являться человек в связи с "кем-то и чем-то еще". Другими словами, каково видение этим человеком поведения, способностей, убеждений, ценностей и идентификации людей внутри более крупной системы, частью которой он является? Нередко это видение наделяет окончательным значением все остальные уровни.

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу