<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Коучинг с помощью НЛП
 Роберт Дилтс
 
  "Коучинг с помощью НЛП" - новая книга одного из основателей нейро-лингви-стического программирования, гения коммуникации, великого организатора науки Роберта Дилтса. Это учебное пособие для коучей, консультантов, тренеров, психотерапевтов и менеджеров обеспечит вас набором специальных инструмен-" тов, которые позволят вашим клиентам действовать продуктивно, максимально реализуя свои способности. На основе материалов книги неискушенный читатель получит строго логичный и целостный взгляд на коучинг и его конкретные техники, а искушенный НЛП-специалист - уникальный комплекс универсального использования для профессионального и личностного роста. Методы коучинга помогут вам развивать новые стратегии мышления и действий, ставить перед собой цели, решать задачи и осуществлять изменения в любой области жизнедеятельности, достигать желаемого состояния и активизации необходимых для этого ресурсов.
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.....9
 ПОСВЯЩЕНИЕ................................................ 14
 Благодарности................................................................................14
 ПРЕДИСЛОВИЕ............................................... 15
 ВВЕДЕНИЕ....................................................... 17
 НЛП и коучинг...............................................................................20
 Уровни научения и изменений
 для отдельных людей и групп....................................................21
 Уровни поддержки научения и изменения -
 руководство по коучингу с большой буквы..........................24
 ГЛАВА 1. ОПЕКА И РУКОВОДСТВО..............30
 Опека и руководство.....................................................................31
 Инструментарий опекуна: "Психогеография"....................35
 Инструментарий опекуна: "ангел-хранитель"....................40
 Инструментарий руководителя: отображение,
 метафора и интервизия................................................................ 41
 Инструментарий руководителя: отображение себя
 и каузальные петли.......................................................................45
 Резюме...............................................................................................50
 ГЛАВА 2. КОУЧИНГ........................................51
 Коучинг.............................................................................................52
 Инструментарий коучинга: постановка целей.....................53
 Инструментарий коучинга: хорошо
 сформулированные цели.............................................................58
 Притча о дельфине........................................................................61
 Инструментарий коучинга: обратная связь
 и развитие способностей.............................................................68
 Инструментарий коучинга: сравнительный анализ
 и "перекрестное картирование"...............................................69
 Инструментарий коучинга: якорение.....................................72
 Резюме...............................................................................................73
 ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ......................................75
 Обучение...........................................................................................76
 Репрезентативные каналы..........................................................79
 Инструментарий обучения:
 вопросы для оценки стиля научения.......................................81
 Инструментарий обучения: визуализация успеха
 и "ментальное повторение"........................................................85
 Инструментарий обучения: управление состояниями.....86
 Моделирование способностей...................................................89
 Инструментарий обучения: вопросы
 для моделирования Т.О.Т.Е........................................................91
 Инструментарий обучения: перекрестное картирование
 эффективных Т.О.Т.Е...................................................................92
 Инструментарий обучения: совместное научение.............94
 Инструментарий обучения: сосредоточение
 на обратной связи вместо "неудачи"......................................94
 Основные позиции восприятия
 в коммуникации и взаимоотношениях...................................96
 Инструментарий обучения: построение взгляда
 из "второй позиции".....................................................................99
 Инструментарий обучения: метакартирование.................101
 Инструментарий обучения: имажинерия...............'.............104
 Резюме.............................................................................................ПО
 ГЛАВА 4. МЕНТОРСТВО................................112
 Менторство....................................................................................114
 Ролевое моделирование.............................................................119
 Инструментарий менторства: установление
 "внутренних менторов".............................................................120
 Инструментарий менторства: проверка ценностей.........121
 Выравнивание ценностей с видением и действиями.......124
 Инструментарий менторства:
 выравнивание для изменения..................................................125
 Инструментарий менторства: воплощение ценностей
 в действия............................................................v.........................126
 Инструментарий менторства: планирование ценностей.... 127 Инструментарий менторства:
 установление упражнений........................................................127
 Системы убеждений и изменение..........................................129
 Инструментарий менторства: оценка убеждений.............131
 Инструментарий менторства: использование внутренних менторов для укрепления уверенности
 в себе и усиления убеждений...................................................134
 Инструментарий менторства: фрейм "как если бы".......135
 Рефрейминг...................................................................................136
 Инструментарий менторства: применение
 однословного рефрейминга......................................................140
 Инструментарий менторства: "наведение мостов"
 между ценностями.......................................................................141
 Рефрейминг критиков и критики...........................................142
 Инструментарий менторства: как помочь критикам
 быть советчиками........................................................................145
 Резюме.............................................................................................146
 ГЛАВА 5. СПОНСОРСТВО.............................148
 Спонсорство..................................................................................149
 Пример спонсорства...................................................................156
 Навыки спонсорства...................................................................158
 Инструментарий спонсорства: обнаружение
 "источника" ваших ресурсов...................................................161
 Инструментарий спонсорства: активное
 сосредоточение..................................................;..........................165
 Инструментарий спонсорства: слушание............................165
 Инструментарий спонсорства: упражнение
 "я вижу" и "я ощущаю"............................................................167
 Путешествие героя......................................................................168
 Инструментарий спонсорства: карта путешествия героя ... 170 Инструментарий спонсорства:
 начало путешествия героя........................................................171
 Архетипические энергии...........................................................173
 Инструментарий спонсорства: взаимное спонсорство
 архетипических энергий............................................................174
 Инструментарий спонсорства: правильное называние .... 174 Инструментарий спонсорства:
 спонсирование потенциала.......................................................176
 Инструментарий спонсорства:
 формат спонсорства группы....................................................178
 Инструментарий спонсорства: возвращение
 утраченных спонсоров...............................................................180
 Резюме.............................................................................................182
 ГЛАВА 6. ПРОБУЖДЕНИЕ............................185
 Пробуждение.................................................................................186
 Не-знанйе.......................................................................................189
 Состояние "аптайм"...................................................................191
 Инструментарий пробуждающего: создание якоря
 для состояния "аптайм"............................................................192
 Получение доступа к подсознанию.......................................193
 Инструментарий пробуждающего: активное мечтание.... 195 Инструментарий пробуждающего: пробуждение
 к свободе.........................................................................................197
 Двойные связи..............................................................................199
 Инструментарий пробуждающего:
 выход из двойных связей..........................................................201
 Инструментарий пробуждающего: создание
 позитивной двойной связи.......................................................203
 Уровни научения и изменения по Бейтсону.......................205
 Стратегии выживания................................................................211
 Инструментарий пробуждающего: обновление стратегий выживания с помощью уровней
 научения Бейтсона......................................................................212
 Резюме.............................................................................................214
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................217
 Выравнивание пути от опекуна к пробуждающему.........218
 Процесс выравнивания коуча с большой буквы...............219
 ПОСЛЕСЛОВИЕ..............................................225
 ПРИЛОЖЕНИЕ: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ..............................227
 Логические уровни научения и изменения.........................228
 Немного истории.........................................................................228
 Истоки модели Бейтсона..........................................................230
 Приложение к процессу научения.........................................232
 Развитие теории "Нейро-логических уровней"...............236
 Нейро-логические уровни и нервная система...................242
 ОБ АВТОРЕ.....................................................248
 ЛИТЕРАТУРА .1
 250
 Предисловие к русскому изданию
 Особенно приятно и почетно писать предисловие к книге Роберта Дилтса, потому что он относится к людям, оказавшим особое влияние на мое становление как тренера, исследователя и руководителя "Центра НЛП в образовании". Жизненный и профессиональный путь Роберта является для меня постоянным источником вдохновения, побуждающим к новым разработкам и изучению малоисследованных аспектов самой молодой и многообещающей самостоятельной области знания - нейро-лингвистического программирования.
 Мое знакомство с Робертом Дилтсом началось еще задолго до личной встречи: с чтения в оригинале таких бестселлеров НЛП, как "Изменение убеждений с помощью НЛП", "Стратегии гениев", "Фокусы языка", "НЛП: навыки эффективного лидерства". Все они, включая данную книгу, отличаются тем, что являются собственными разработками автора, продуктом моделирования мышления и поведения успешных людей. Будучи учеником основателей НЛП Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера, Роберт, в отличие от многих тренеров тех лет, проникся этой областью еще в годы ее создания и пошел значительно дальше простого использования знаний и проведения стандартных сертификационных программ. Благодаря своему любопытству, колоссальной работоспособности, таланту и владению инструментами НЛП, он стал соавтором нейро-лингвистического программирования и создателем большинства таких фундаментальных тем НЛП, как "Логические уровни", модели S.C.O.R.E. и S.O.A.R., благодаря которым появился целостный взгляд на НЛП. Смело можно сказать, что его разработки сделали НЛП системным. Кстати, их совместный с Джудит Делозье внушительный труд в двух томах, каждый из которых составляет примерно полторы тысячи страниц, так и называется - "Эн-
 циклопедия системного НЛП и Нового кода". Из-под пера Роберта Дилтса вышло в свет более сорока книг по НЛП! Качество, широта и объем его трудов впечатляют! Однако после личной встречи на конференции лидеров НЛП из различных стран мира в Санта-Крусе меня поразили не столько его профессиональные достижения, которые об-щепризнаны, сколько цельность и масштаб его личности: Роберт обладает удивительной простотой в общении, отзывчивостью, конгруэнтностью и харизмой!
 Захватывает дух от осознания того, что он "сделал себя сам". Именно поэтому у многих людей, занимающихся НЛП, возникает желание моделировать Роберта, что объясняет, на мой взгляд, его притягательность как наиболее яркого лидера мирового сообщества НЛП, вокруг которого сплотились популярные тренеры и широко известные специалисты из США и других стран. Помимо организации, уникального содержания, тренерской работы в паре с Джудит Делозье на ассамблее "Миллениум", в котором принимала участие делегация нашего Центра, меня удивило трепетное и заботливое отношение к Роберту его партнеров по лидерству в сообществе НЛП. В результате общения с Дилтсом во время его семинара в Москве, который я организовал, сформировалось следующее убеждение: он является уникальной и конгруэнтной моделью воплощения ценностей и инструментов НЛП.
 Когда я знакомлюсь с подобными работами, меня как мастера НЛП особенно интересует моделирование стиля и стратегий мышления, лежащих в основе книги и зеркально отраженных в ее тексте. Именно так, я полагаю, можно многомерно учиться в процессе чтения. Проанализировав "Коучинг с помощью НЛП", я заметил следующие отличительные черты стиля автора:
 • Характерна четкая и ясная структура изложения.
 • Каждую главу предваряет краткое изложение ключевых позиций.
 • Книга начинается со строгого определения центрального понятия.
 • Часто используются этимологические корни понятия для возврата к изначальному смыслу.
 • Приводятся ссылки на наиболее признанные разработки и авторитетные позиции.
 • Выделяется ключевой вопрос.
 • Проводится сравнительный анализ.
 • Излагается точка зрения автора.
 • Используется ключевая метафора для иллюстрации наиболее важных аспектов.
 • Подбираются примеры использования идей автора на практике.
 • Выделяется стратегия реализации предлагаемой идеи, часто выраженной в описании шагов конкретной техники.
 • В заключении главы обязательно присутствует резюме для создания целостного взгляда и якорения содержания.
 Таким образом, складывается впечатление, что Роберт, разрабатывая собственное ноу-хау, реализует следующую стратегию: сначала обращается к наиболее авторитетным источникам для создания панорамного взгляда, затем выделяет ключевые понятия, проверяет их толкование, сверяет все найденное с имеющимся опытом, потом выделяет согласованные и отличительные позиции, подбирает известные инструменты НЛП (в случае их отсутствия моделирует новые технологии). На следующем этапе проводит практическую работу в виде апробации семинаров, организации консультирования и коучинга и на завершающей стадии обобщает полученный опыт, создавая четкую структуру описания разработки. Кстати, во время моего общения с Робертом Дилтсом в Санта-Крусе я взял у него короткое интервью о стратегии написания книг - получился общий набросок действующей в этом случае модели. После прочтения "Коучинга с помощью НЛП" я был удивлен тому, как увиденная мной стратегия написания этой книги согласуется с ранее выявленной в интервью.
 Думаю, что метавзгляд на творчество Роберта приводит к еще более впечатляющему выводу: пожалуй, Дилтс, моделируя Грегори Бейтсона, встроил в свою стратегию творчества его отношение к "двойным связям". Очень часто, вслед за Декартом, мы исходим из идеи дуализма: "ИЛИ". Наиболее оригинальный, продуктивный и системный подход заключается в поиске отношений целостности: "И".
 Посмотрим с этой точки зрения на главную пресуппозицию НЛП. Психологи, размышляя об опыте человека, ставят вопрос "Сознание ИЛИ тело?", отделяя эти два понятия друг от друга. В действительности правомерен другой подход: сознание И тело - части единой системы. На раннем этапе развития НЛП основатели противопоставляли фундаментальные исследования различных областей знаний академической науки практическим разработкам психологии "новой волны". Роберт в своих трудах выделяет рациональные идеи обеих сторон, умело соединяя их вместе. В его книгах конструктивно сочетаются научные разработки и практические техники НЛП, дедуктивный, индуктивный и транс-дуктивный подходы, совпадение и различие, системное мышление, ме-тамоделирование и активное мечтание.
 Именно такой стиль и стратегия мышления автора определяют выбор актуальной темы и особенности разработки ее содержания. Закономерно, что Дилтс обратился к самой популярной области бизнес-консультирования - коучингу, которая несколько лет назад как самостоятельная модель консультирования получила распространение в
 России. Как и со многими новыми активно развивающимися практическими направлениями менеджмента и психологии, с ней произошел типичный эффект: практическое использование развивающейся модели опережает четкое определение ее сущности и границ распространения, отделение от сопряженных методов. Даже после подробного изучения идей автора и использования его разработок в собственной деятельности как коуча у меня сложилось следующее впечатление: различие между консультированием и коучингом весьма размыто. Мой опыт преподавания НЛП в Швеции, где коучинг развивается бурными темпами, общение с западными специалистами в этой области, споры с одним из пионеров коучинга НЛП Брайеном Ван Дер Хорстом убеждают меня в том, что коучинг все же следует рассматривать как мощную ветвь консультирования, из которого он вырос.
 С одной стороны, мне очень нравится идея разделения коучинга на простой и системный (в описании Роберта - коучинг с маленькой и большой буквы). А с другой - мне кажется, что консультирование от коучинга отличается не только специфическим задействованием логических уровней опыта клиента или группы людей, но и особенностями процесса его построения и реализации. Консультирование чаще всего предполагает отдельный от опыта реализации задачи процесс выстраивания решения. Например, руководитель компании может обратиться к бизнес-консультанту за развитием эффективной стратегии переговоров с партнерами. Обычно НЛП-консультанту достаточно изучить существующий опыт переговоров и с помощью хорошо известных технологий НЛП организовать моделирование новой стратегии. При этом консультанту совсем не обязательно участвовать в реальных переговорах клиента. В случае же коучинга - наоборот. Коуч скорее будет сочетать обе возможности: сбор информации за рамками процесса переговоров, его сравнение с реально существующей стратегией, ее моделирование и оптимизацию, затем включение коуча в процесс переговоров и в завершение - персональный тренинг до получения в реальном опыте желаемого результата. Таким образом, коучинг можно определить как включенное в опыт клиента консультирование. Именно это и делает его столь результативным, популярным, востребованным у бизнесменов инструментом, несмотря на высокую стоимость.
 Возвращаясь к содержанию книги, важно признать, что более интересного, методичного, насыщенного мощными инструментами издания в данной области я не встречал. Читатель сможет почерпнуть много нового, независимо от его подготовленности в области нейро-линг-вистического программирования. Профессионалы совершенно с другой стороны увидят применение, казалось бы, хорошо изученных моделей и заметят, что так неожиданно их применять может только автор, перешедший в стадию виртуозного жонглирования. Искушенный НЛП-специалист определенно удивится тому, как закономерности организации
 психогеографии, возможности "внутренней игры", имажинерия, интер-визия, эффективная стратегия постановки цели, визуализация успеха и ментальное повторение, выравнивание иерархии ценностей, умение замечать петли причинности в негативных и эффективных стратегиях, слушающее партнерство, способы извлечения важной информации из критики, восстановление и преумножение спонсорской поддержки, харизматическое и провидческое лидерство образуют уникальный комплекс универсального использования для профессионального и личностного роста.
 На основе материалов книги Роберта и личного опыта применения НЛП в бизнесе можно легко разработать множество обучающих программ.
 Неискушенный читатель получит строго логичный и целостный взгляд на коучинг и конкретные техники, которые полезно использовать по ходу чтения.
 В любом случае я уверен: прочитав эту книгу, вы не только получите удовольствие, но и сэкономите много времени на чтении других изданий из этой области, приобретя гораздо больше, чем могли предположить.
 Вы уже готовы? Тогда быстрее ныряйте в глубину размышлений Роберта Дилтса и не забудьте периодически выныривать для осознания того, где находитесь и чего уже достигли, вкушая удовольствие от пройденного пути! Помните, что новые знания полезно мгновенно примерять к собственному опыту!
 А. А. Плигин, научный руководитель "Центра НЛП в образовании", кандидат педагогических наук, тренер НЛП международной категории,
 главный редактор "Вестника НЛП"
 Посвящение
 -• -- - /¦
 С любовью и уважением посвящаю эту книгу моим многочисленным опекунам, руководителям, коучам, учителям, менторам, спонсорам и пробуждающим, и в особенности Грегори Бейтсону, который помог мне раскрыться на многих уровнях.
 Благодарности
 Я хотел бы выразить признательность:
 Стивену Джиллигану за глубокий и важный вклад в формулировку понятия терапевтического спонсорства и за личную поддержку меня и моей работы.
 Джудит Делозье, Тодду Эпштейну, Роберту Макдоналду, Тиму Холлбому, Сюзи Смит и Ричарду Кларку за дружеское участие, поддержку и вклад в разработку инструментария и методик, описанных в этой книге.
 Джону Гриндеру и Ричарду Бэндлеру, пробудивших во мне интерес к коучингу и НЛП и являвшихся моими спонсорами и руководителями в важнейшие периоды моей жизни.
 Дженни Д'Анджело, чей острый взгляд и литературное чутье помогли при корректуре, редактировании и верстке этой книги. Она была "ангелом-хранителем" и менеджером проектов в этом предприятии.
 Алену Монарту и Энн Пьерард, предложившим тему и название этой книги, а также спонсировавших первый семинар, который стал ее основой. Я хочу также поблагодарить Энн за идеи и предложения, связанные с понятием стратегий выживания.
 Аните, Дрю и Джулии Дилтс за поддержку в трудное и напряженное время, потраченное на написание этой книги.
 Предисловие
 Книгу "Коучинг с помощью НЛП" можно рассматривать как учебное пособие для коучей. Фактически, сначала это было руководство для семинара, организованного Энн Пьерард и Аленом Монартом из Institute Ressources в Брюсселе, Бельгия, в мае 1999 года. Как и во многих других случаях, Энн и Ален хотели помочь мне создать программу тренинга для людей, помогающих другим и заинтересованных в собственном личностном росте и развитии.
 Цель семинара состояла в том, чтобы обеспечить коучей, консультантов, тренеров, адвокатов и психотерапевтов набором специальных инструментов, позволяющих помочь их клиентам ставить перед собой цели, решать задачи и осуществлять изменения в любой области жизнедеятельности.
 Структура семинара, так же как и этой книги, основана на модели нейро-логических уровней, на создание которой меня вдохновили работы Грегори Бейтсона. (Связь между нейро-логическими уровнями и работами Бейтсона подробно раскрыта в Приложении.) Суть этой модели состоит в том, что существует иерархия уровней научения и изменения - каждый уровень превосходит предыдущий, но включает процессы и отношения более низкого уровня. Диапазон уровней в этой иерархии включает наше окружение, поведение, способности, убеждения, ценности, индивидуальность и устремления и соотносится с большей системой, частью которой мы являемся.
 Основная предпосылка модели нейро-логических уровней состоит в том, что каждый уровень в этой иерархии имеет различную структуру и выполняет в нашей жизни свою функцию. Следовательно, для того, чтобы эффективно осуществить какие-либо изменения на определенных уровнях или управлять ими, необходимы различные типы поддержки. Например, мы руководим людьми в их знакомстве с новым окружением; осуществляем коучинг, чтобы развить их поведенческую компетентность; с помощью обучения развиваем у них новые
 когнитивные способности; путем менторства укрепляем их убеждения и ценности; спонсируем развитие на личностном уровне и пробуждаем осознание людьми своей принадлежности к большей системе или "области".
 Чтобы достичь желаемых результатов на каждом из этих уровней, нам также необходимы эффективные инструменты. Таким образом, одна из главных целей книги "Коучинг с помощью НЛП" - предоставить комплект методов для каждого уровня, на котором осуществляется то или иное изменение.
 Такой подход позволяет подчеркнуть, что каждый метод имеет свое назначение и используется для достижения определенной цели. Для работы каждому коучу важно выбрать правильные инструменты. Например, инструменты, эффективные для осуществления изменений на одном уровне, могут быть неэффективны на другом. Можно провести такую аналогию: скальпель хирурга едва ли будет полезен для изменения генетического кода клетки. Попытку модернизировать убеждения с помощью методов для изменения на уровне поведения можно уподобить попыткам завинтить шуруп или распилить доску при помощи молотка, в то время как использование отвертки и пилы было бы намного эффективнее.
 Также важно указать, что "инструменты", описанные в этой книге, - это не просто "одноразовые" методы, используемые для устранения "неполадок". Эти инструменты могут быть использованы снова и снова для построения чего-то нового, а также улучшения и восстановления уже существующего.
 Общая цель коучей и их клиентов состоит в том, чтобы совместно использовать эти инструменты для достижения клиентами какого-либо желаемого состояния и активизации необходимых для этого ресурсов. Коуч должен научить своих клиентов использовать эти инструменты самостоятельно. По мере того, как клиенты все более искусно овладевают каждым из предлагаемых здесь инструментов, они могут сами применять их в своих ситуациях и все меньше зависят от коуча. В этом отношении данная книга может быть также ценна и для клиентов, а не только для коучей.
 Хотя главы книги организованы последовательно (начиная с инструментов и поддержки, необходимой для изменения на уровне окружения, и заканчивая духовным уровнем), не обязательно читать их или использовать материалы в той же последовательности. Вы можете пропустить отдельные главы и сосредоточиться на области изменения, которая для вас в данный момент наиболее актуальна.
 Роберт Дилтс
 март, 2ооз
 Санта-Крус, Калифорния
 Введение
 В общем смысле, коучинг - это процесс, в ходе которого отдельным людям и целым коллективам помогают действовать продуктивно и максимально реализовывать свои способности. Он включает раскрытие и использование сильных сторон людей, помощь им в преодолении личных барьеров и ограничений в достижении лучших результатов, а также повышение результативности их работы в команде. Таким образом, эффективный коучинг требует акцента как на задаче, так и на отношениях между людьми.
 В коучинге подчеркивается важность продуктивных изменений и основное внимание уделяется определению и достижению конкретных целей. Методы коучинга ориентированы на результат, а не на проблему. Они целиком сфокусированы на самом процессе поиска решений. Их задача - развивать новые стратегии мышления и действий, а не разрешать проблемы и прошлые конфликты. Решение проблем (коррективные изменения) больше связано с консультированием и психотерапией.
 Истоки коучинга
 Термин "коуч" происходит от среднеанглийского слова coche, которое означало "фургон", или "вагон". Фактически, это слово все еще употребляется в том же значении, например, когда человек путешествует в вагоне поезда или салоне самолета. "Коуч" в буквальном смысле - это транспортное средство, которое перевозит человека или группу людей из некоторого начального местоположения в желаемое место.
 Понятие коучинга в образовательном смысле основано на представлении о том, что преподаватель "переправляет" или "перевозит" студента через процесс сдачи экзаменов. Коуч в образовании - это репетитор, который "инструктирует или обучает исполнителя или труп-
 пу исполнителей" или "обучает игроков основным правилам спортивных игр и направляет стратегию команды". Процесс коучинга определяется как "интенсивный тренинг (с помощью инструкций и наглядных примеров)".
 Таким образом, традиционный коучинг сфокусирован на улучшении конкретных результатов действий человека. Хороший коуч такого типа (например, занимающийся "коучингом голоса", "коучин-гом интонации", "коучингом действий") наблюдает поведение человека и дает ему советы и указания относительно того, как лучше действовать в определенных контекстах и ситуациях. Это предполагает помощь в развитии поведенческой компетентности человека через внимательное наблюдение за ним и предоставление так называемой обратной связи.
 Коучинг-революция
 Начиная с 1980-х годов понятие коучинга стало употребляться в более общем и широком значении. Коучинг в организациях предполагает разнообразные способы помощи людям в повышении эффективности их деятельности и включает коучинг проектов, а также ситуативный и транзитивный коучинг. Коучинг проектов предполагает стратегическое управление коллективом для наиболее эффективного достижения какого-либо результата. Ситуативный коучинг сосредоточен на конкретных улучшениях или усовершенствованиях в определенном контексте. Транзитивный коучинг предполагает помощь людям в стрессовой ситуации перехода от одной деятельности или роли к другой.
 Многие компании и организации проводят коучинги этих типов вместо обучения своих сотрудников или в дополнение к нему. Поскольку коучинг в большей степени сфокусирован на конкретном результате, связан с определенным контекстом и индивидуально направлен, затраты на него часто дают больший эффект в отношении реальных изменений, чем традиционные методы обучения.
 Существенный вопрос, который решается при проведении коучинга любого типа в организациях, состоит в том, как сделать организацию более эффективной через индивидуальное развитие отдельных менеджеров и лидеров, действующих как независимо друг от друга, так и в командах. В качестве практического ответа на этот вопрос мы приводим список конкретных действий, осуществляемых при административном коучинге внутри организаций:
 • Личное развитие в нетерапевтическом контексте, соответствующее целям организации.
 • Индивидуальное бизнес-консультирование.
 • Преобразование организации путем индивидуального и организационного выравнивания относительно намеченных целей.
 В целях достижения желаемых результатов в ключевых областях бизнеса и предпринимательства административный коучинг нацелен на решение следующих общих задач:
 • расширение возможностей;
 • создание альтернатив;
 • урегулирование ожиданий (своих или чужих);
 • достижение ясности в коммуникации;
 • экономное использование времени;
 • учет прошлых ошибок ;
 • решение проблем;
 • улучшение отношений на рабочем месте;
 • выстраивание управленческой вертикали;
 • достижение равновесия между личной и профессиональной сферами.
 Другая быстро развивающаяся область коучинга - это жизненный коучинг. Жизненный коучинг предполагает помощь людям в достижении личных целей, которые могут быть в значительной степени независимы от профессиональных или коллективных целей. Как и в случае транзитивного коучинга, при проведении жизненного коучинга людям помогают эффективно решать различные проблемы, с которыми они сталкиваются при переходе от одного жизненного этапа на другой.
 Коучинг с большой буквы и коучинг с маленькой буквы
 Очевидно, что индивидуальный, административный и жизненный коучинг обеспечивают человеку поддержку на различных уровнях. Это такие уровни, как поведение, способности, убеждения, ценности и даже идентичность. Новые и более общие формы коучинга - административный и жизненный - могут рассматриваться как коучинг с большой буквы.
 Коучинг с маленькой буквы в большей степени сосредоточен на поведенческом уровне, относящемся к процессу помощи другому человеку в достижении или улучшении конкретных результатов какой-либо деятельности. Методы коучинга с маленькой буквы основаны прежде всего на модели тренерской работы в спорте. Они направлены на помощь человеку в понимании собственных ресурсов и способностей, а также на развитие у человека осознанной компетентности.
 Коучинг с большой буквы предполагает помощь людям в достижении поставленных целей на различных уровнях. При этом подчеркивается значение продуктивного изменения, сосредоточенного на укреплении человеческой индивидуальности и ценностей и превращении мечты в реальность. Данный вид коучинга включает как навыки коучинга с маленькой буквы, так и многое другое.
 В этой книге описаны инструменты и навыки, необходимые для того, чтобы быть хорошим коучем с большой буквы.
 НЛП и коучинг
 Техники и методы, представленные в этой книге, в значительной степени взяты из области нейро-лингвистического программирования (НЛП). Навыки и инструменты НЛП наилучшим образом подходят для проведения эффективного коучинга. В НЛП большое значение придается правильно сформулированным результатам. НЛП основано на моделировании успешных исполнителей и направлено на разработку пошаговых процессов для достижения так называемого состояния совершенства. Все это делает НЛП одним из самых важных и мощных ресурсов для коучей с большой и маленькой буквы.
 Основные навыки, инструменты и методы НЛП, способствующие эффективному коучингу, включают следующие: установление целей и правильная формулировка результатов, управление внутренними состояниями, использование различных типов восприятия, выявление состояний совершенства, перекрестное отображение ресурсов и обеспечение высококачественной обратной связи.
 Петля "коучинг - моделирование"
 В то время как коучинг обычно сфокусирован на том, что человек делает и должен сделать, чтобы достичь хорошего результата, НЛП и процесс моделирования с помощью НЛП сосредоточены на том, как действовать оптимально. Моделирование предполагает выявление и анализ примеров успешных действий (своего рода эталонного тестирования и анализа успехов); иногда это делают путем сравнения успешных действий с неудачными действиями.*
 Таким образом, коучинг и моделирование - это два важнейших и взаимодополняющих процесса, необходимых для оптимальной работы в любой области. Они образуют петлю между тем, что должно быть сделано, и тем, как это сделать. Моделирование дополняет коучинг,
 * Дилгпс Р. Моделирование с помощью НЛП. - СПб.: Питер, 2000.
 определяя, каким образом можно лучше решить основные задачи, 21 а коучинг дополняет моделирование, помогая людям усвоить и осуществить то, что было смоделировано (см. Dilts & DeLozier, 2002).
 Петля "коучинг - моделирование" - это пример двойной петли научения. Есть старая пословица, которая гласит: "если вы дали человеку рыбу, вы накормили его на день; но если вы научили его ловить рыбу, вы обеспечили его пищей на всю жизнь". Двойная петля научения означала бы, что человеку помогли поймать рыбу и одновременно научили его ловить ее. Таким образом, такая "петля" включает одновременное достижение двух результатов - научения тому, что делать, и в то же время - как это делать.
 В некотором смысле, используя двойную петлю научения, мы "одним выстрелом убиваем двух зайцев". В творческом процессе реализации двойной петли, например, коуч может помочь клиенту придумать важную новаторскую идею или решение для конкретной ситуации. Но одновременно с этим клиент получает некий "рецепт" или стратегию, применимые в других сложных ситуациях или просто для генерации творческих идей в дальнейшем.
 Описанные в книге инструменты и процессы можно применять для создания этой двойной петли, объединяющей коучинг и моделирование с целью повышения эффективности действий человека.
 Уровни научения и изменений для отдельных людей и групп
 Одной из наиболее полезных для коучей с большой буквы моделей НЛП являются нейро-логические уровни (см. Приложение А). Для успешного коучинга и моделирования часто необходимо обращение ко многим уровням научения и изменения. Согласно модели неврологических уровней (Dilts, 1989, 1990, 1993, 2000), жизнь людей в любой системе и, конечно же, жизнь самой системы могут быть описаны и поняты на нескольких различных уровнях. Эти уровни включают окружение, поведение, способности, ценности и убеждения, а также идентичность и духовный уровень.
 На самом базовом уровне коучинг и моделирование должны быть обращены к окружению, в котором действуют и взаимодействуют система и ее члены. То есть следует выяснить, когда и где имеют место действия и отношения в системе или организации. Факторы окружения определяют контекст и рамки, в которых работают люди. Окружение какой-либо организации, например, состоит из ее географического местоположения, зданий и оборудования ("места работы"), дизайна офисов и производственных помещений и т. д.
 
 Двойная петля научения одновременно включает два уровня научения
 Кроме влияния, которое факторы окружения могут оказывать на людей в организации, также можно исследовать и то, как сами люди в организации воздействуют на свое окружение, какие результаты мыслительной и материальной деятельности они привносят в свое окружение.
 На другом уровне мы можем исследовать определенные формы поведения и действия группы или человека, то есть то, что человек или организация делают в данном окружении. Каковы специфические паттерны работы, взаимодействия или коммуникации? На организационном уровне эти действия могут быть определены в терминах общих процедур. На индивидуальном уровне они принимают форму стандартных рабочих операций, правил или связанных с работой действий.
 Следующий уровень включает стратегии, навыки и способности, при помощи которых организация или отдельные люди выбирают и направляют свои действия в данном окружении. То есть речь идет о том, как они генерируют и выполняют свои действия в конкретном контексте. Для отдельного человека способности включают такие когнитивные стратегии и навыки, как научение, запоминание, принятие решений и творческий потенциал. Все это облегчает выполнение какой-либо конкретной работы или отдельных заданий. На организационном уровне способности относятся к имеющимся инфраструктурам, необходимым для поддержания коммуникации, инноваций, планирования и принятия решений членами организации.
 Существуют и другие уровни процесса. Так, один из следующих уровней формируется ценностями и убеждениями. Ценности и убеж-
 дения обеспечивают мотивацию и общее направление для реализации стратегий и способностей, необходимых для достижения конкретных результатов поведенческого уровня в определенном окружении. То есть этот уровень касается вопроса о том, почему люди поступают именно так в данное время и в данном месте. Уровень ценностей и убеждений обеспечивает подкрепление (мотивация и разрешение), которое поддерживает или подавляет конкретные способности и действия. Ценности и убеждения помогают приписывать событиям определенные значения и являются основой наших суждений и культуры в целом.
 Ценности и убеждения поддерживают чувство идентичности человека или организации. То есть именно они определяют, кто стоит за всеми "почему", "как", "что", "где" и "когда". Процессы же уровня идентичности включают осознание людьми своей роли и миссии как с их собственной точки зрения, так и с позиции больших систем, членами которых они являются.
 Как правило, миссия определяется с точки зрения работы, выполняемой человеком в конкретной роли относительно других членов коллектива в пределах большей системы. Отдельная идентичность или роль,выражены в терминах нескольких ключевых ценностей и убеждений, которые определяют приоритеты человека в пределах роли. Эти ценности и убеждения, в свою очередь, поддерживаются более широким диапазоном навыков и способностей, которые необходимы для проявления конкретных ценностей и убеждений. Способности позволяют использовать еще более широкий набор определенных форм поведения и действий, которые выражают ценности человека и адаптируют их ко многим специфическим контекстам и условиям.
 Еще один уровень лучше всего называть духовным. Этот уровень относится к восприятию людьми больших систем, к которым они принадлежат и в функционировании которых они участвуют. Это восприятие касается понимания человеком того, для кого или для чего выполняются его действия. Оно создает ощущение смысла и назначения действий, способностей, убеждений и ролевой идентичности человека.
 Таким образом, коучинг и моделирование должны быть обращены к факторам нескольких уровней.
 • Факторы окружения определяют внешние возможности или ограничения, которые человек и организации должны осознавать и на которые они должны реагировать. Они предполагают учет того, где и когда имеет место успешная деятельность.
 • Поведенческие факторы - это конкретные шаги, направленные на достижение успеха. Они предполагают учет того, что именно должно быть сделано для успешного достижения цели.
 • Способности касаются ментальных карт, планов или стратегий, ведущих к успеху. Они определяют, как следует выбирать и контролировать действия.
 • Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление, которое поддерживает или подавляет определенные способности и действия. Они определяют, почему выбран данный путь. Они связаны с более глубокими мотивами, заставляющими людей действовать и проявлять упорство.
 • Факторы идентичности касаются понимания людьми своей роли или миссии. Эти факторы - функция того, кем воспринимают себя человек или группа.
 • "Духовные" факторы касаются представлений людей о большей системе, частью которой они являются. Эти факторы определяют, для кого или для чего были предприняты конкретные действия или выбран определенный путь (цель).
 Уровни поддержки научения
 и изменения - руководство по коучингу
 с большой буквы
 Задача коуча с большой буквы состоит в том, чтобы обеспечить необходимую поддержку и "опеку", которые помогут клиентам успешно расти и развиваться на всех уровнях научения и изменения. В зависимости от ситуации и потребностей клиента коуч может обеспечить ему поддержку на одном или на всех вышеперечисленных уровнях. А это потребует от самого коуча принятия на себя одной из нескольких возможных ролей (Dirts, 1998, 1999, 2000).
 Руководство и опека
 Руководство и опека относятся к обеспечению поддержки в связи с окружением, в котором имеет место изменение. Руководство - это процесс направления человека или группы по пути, ведущему от некоторого существующего состояния к желаемому. Это предполагает, что руководитель "побывал там прежде" и знает лучший путь (или, по крайней мере, вообще какой-либо путь) к желаемому состоянию. Быть опекуном, или "попечителем", - значит создавать безопасное и благоприятное окружение для своих клиентов. Это связано с сосредоточением внимания на внешнем контексте. Опекун должен убедиться, что имеется все необходимое и что нет никаких ненужных отвлекающих факторов или помех извне.
 25
 
 Уровни процессов в рамках отдельного человека и организаций
 Коучинг
 Традиционный коучинг (то есть коучинг с маленькой буквы) сфокусирован на поведенческом уровне, включая процесс помощи другому человеку в достижении или улучшении конкретных поведенческих результатов. Методы коучинга на этом уровне прежде всего основаны на модели тренерской работы в спорте. Эти методы направлены на помощь в более глубоком раскрытии человеком своих внутренних ресурсов и способностей, а также в развитии осознанной компетентности. Они включают выявление и закрепление способностей людей через внимательное наблюдение за ними и обратную связь, а также помощь в координации действий человека с действиями других членов команды. Успешный коуч этого типа наблюдает за поведением людей и дает им советы и указания по поводу того, как лучше действовать в определенных контекстах и ситуациях.
 Обучение
 Обучение касается помощи, оказываемой человеку в развитии когнитивных навыков и способностей. Цель обучения, как правило, состоит в том, чтобы помогать людям повысить компетентность и развить "навыки мышления", касающиеся изучаемой области. Обучение сфокусировано на развитии общих когнитивных способностей, а не на конкретных действиях в конкретных ситуациях. Преподаватель помогает человеку развивать новые стратегии мышления и действий. При обучении акцент преимущественно делается на новом материале, а не на прошлых результатах.
 Менторство
 Менторство предполагает руководство человеком в процессе раскрытия его собственной неосознанной компетентности и преодоления внутреннего сопротивления и помех с помощью веры в человека и подтверждения его позитивных намерений. Менторы помогают сформировать убеждения и ценности человека или повлиять на них позитивным образом, "резонируя" с внутренней мудростью человека, высвобождая или раскрывая ее, часто на собственном примере. Этот тип менторства часто усваивается и становится частью человека, так что необходимость во внешнем менторе отпадает. Люди способны иметь в себе "внутренних менторов", которые выполняют функцию консультантов и проводников во многих жизненных ситуациях.
 Спонсорство
 "Спонсорство" - это процесс осознания и признания ("выявление и благословение") сущности или идентичности другого человека. Спонсорство включает поиск внутреннего потенциала в других людях и бережное отношение к нему, сосредоточение на развитии их идентичности и основных ценностей. Эффективное спонсорство основано на развитии того, что уже имеется у человека или группы людей, но еще не проявилось в полной мере. Оно достигается через постоянную передачу таких сообщений: Вы существуете. Я вижу вас. Вы ценны. Вы важны/особенны/уникальны. Вас принимают. Вы часть единого целого. Вы можете внести вклад в общее дело. Хороший "спонсор" создает контекст, в котором другие могут действовать, расти и прогрессировать. Спонсоры обеспечивают условия, контакты и ресурсы, которые позволяют какой-либо группе или отдельному человеку сосредоточиться на своих способностях и навыках, развивать и использовать их.
 Пробуждение
 Пробуждение выходит за рамки коучинга, обучения, менторства и спонсорства и включает уровень видения, миссии и духа. "Пробуждающий" поддерживает другого человека, обеспечивая атмосферу и переживания, которые позволяют ему наилучшим образом понять, что такое любовь, он сам и его душа. "Пробуждение" человека осуществляется через его собственную целостность и конгруэнтность. "Пробуждающий" подводит других людей к пониманию их миссии и видения через осознание своего собственного видения и своей мисг сии.
 В качестве иллюстрации различных уровней поддержки на очень простом и практическом уровне рассмотрим пример бейсбольной команды малой лиги*.
 *Лига, объединяющая детские бейсбольные команды в США. - Примеч. перев.
 Чтобы группа молодых людей стала хорошей командой, коучи этой команды должны организовать соответствующие элементы окружения, такие как поле, униформа, спортивные снаряды и освежающие напитки. Этот уровень обеспечивается различными "опекунами". Игроки также нуждаются и в руководителе, помогающем им добраться до поля и назначающем время тренировок и соревнований (то есть контролирующем, где и когда произойдут определенные действия).
 Чтобы использовать свои возможности и ресурсы соответствующим образом, у мальчиков должна быть развита поведенческая компетентность на уровне основных действий, которые составляют игру. Это можно осуществить с помощью традиционного (с маленькой буквы) коучинга. Коучи, отрабатывающие подачу и отбивание мяча, например, должны наблюдать игроков, бросающих мяч или замахивающихся битой, и давать определенную обратную связь и советы отдельным игрокам. Коучи также должны помогать игрокам координировать эти действия (наряду с перемещением игрока по полю и перебежкой к базе), чтобы все игроки действовали как одна команда.
 Однако поведенческая компетентность бесполезна, если игроки не понимают сути игры. Поэтому коучи также должны обучить игроков правилам игры и объяснить им, как действовать в различных ситуациях. Это предполагает глубокое понимание и рассуждение, основанное на знании возможных непредвиденных обстоятельств и результатов. Игроки также должны учиться сосредоточивать внимание на игре. Это элементы так называемой внутренней игры. Именно это знание и понимание формируют основу умений и способностей игрока.
 Чтооы вместе эффективно действовать и развивать "волю к победе", игроки также должны верить в себя и в товарищей по команде и разделять общие ценности. Важнейшая задача коуча - привить игрокам ценности и убеждения, которые помогут им вырасти и преуспеть в качестве спортсменов. Коуч должен стимулировать у игроков проявление таких ключевых ценностей, как уважение, надежность, дисциплина, командная сплоченность и т. д., демонстрируя их на собственном примере. Кроме того, хороший коуч должен вдохновлять и всячески поддерживать игроков, чтобы они не растерялись в сложных ситуациях и смогли справиться с ними. Игроки могут иногда переживать периоды "кризиса", когда их результативность резко снижается. Это настоящее испытание для их самооценки и веры в себя. В таких ситуациях коуч должен действовать как ментор, чтобы помочь игрокам восстановить позитивный настрой.
 Если игрок находится на месте подачи или отбивает мяч на домашней базе, коуч, например, может объявить "тайм аут" и провести с игроком краткую беседу. В течение этого разговора коуч, как правило, не предлагает определенную поведенческую обратную связь и не объясняет игроку суть игры. Скорее коуч скажет что-то подобное: "Ну же,
 ты можешь сделать это. Мы все поддерживаем тебя. Просто расслабься и покажи, на что ты способен". Цель этих сообщений состоит в том, чтобы укрепить и поддержать веру игрока в себя.
 Лучшие коучи также являются и духовными "спонсорами" для игроков, ведь они ценят каждого игрока как уникального и особенного человека. Они видят, что каждый игрок - это "победитель" на личностном уровне, и признают важный и ценный вклад каждого игрока команды в достижение общей цели. Именно это признание и поддержка глубоко вдохновляют каждого игрока на полную реализацию своего потенциала. Преимущества этого типа спонсорства можно наблюдать в известных случаях, когда у спортсменов удавалось вызывать состояние совершенства, в котором они показывали пиковые результаты. Так, если спортсмена попросить; "Подумай о времени, когда ты действительно играл лучше всего и у тебя все превосходно получалось", - спортсмен обычно вспоминает определенные события, но часто ему трудно полностью воспроизвести все эмоции своего пикового состояния. С другой стороны, если спортсменам говорят: "Подумай о своем лучшем коуче", - многие из них сразу входят в сильное, ресурсное состояние. Это происходит потому, что именно через одобрение и признание со стороны коуча они увидели себя как "профессионального игрока" и "победителя".
 Люди часто сообщают о том, что они получили важные жизненные уроки, занимаясь спортом. Это происходит обычно в тех случаях, когда коуч способен помочь им понять опыт игры как более глубокую метафору - метафору всей жизни. Без сомнения, причина, по которой люди посвящают жизнь спорту, состоит в том, что через спорт они чувствуют себя связанными с чем-то большим. Конечно, основная цель коуча - выработать "командный дух", чтобы игроки испытывали чувство общей цели и принадлежности. Это ключевой фактор успеха для каждой соревнующейся команды, а также то, что может остаться с человеком на всю жизнь.
 Эта взаимодополняющая группа видов компетентности - опека, руководство, коучинг, обучение, менторство, спонсорство и пробуждение - определяет набор навыков коучинга с большой буквы. Данные навыки важны независимо от того, идет ли речь о коучинге бейсбольной команды малой лиги, сотруднике, пытающемся улучшить свои коммуникативные способности, проектной группе в компании, человеке, переживающем кризисный период в своей жизни, или главе многонациональной организации. Каждый из уровней поддержки требует особого качества отношений со стороны коуча и особого набора инструментов. Инструменты менторства, например, отличаются от инструментов обучения, руководства или пробуждения.
 Как показывает аналогия с командой малой лиги, во многих ситуациях необходима комбинация или последовательность использо-
 вания инструментов, навыков и типов поддержки. Цель этой книги 2Q состоит в том, чтобы определить типы контекстов и ситуаций, которые требуют от коуча с большой буквы сосредоточиться на конкретной роли (то есть роли опекуна, руководителя, коуча с маленькой буквы, учителя, ментора, спонсора или "пробуждающего") и обеспечить определенный набор инструментов для каждой роли. Другими словами, чтобы получить набор необходимых инструментов, хороший коуч должен владеть всеми возможностями коучинга с большой буквы - от опеки до пробуждения.
 Ч , * Ч.
 Глава i
 Опека и руководство
 Краткое содержание

<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу