<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 2. Результат должен предполагать возможность подтверждения сенсорным опытом. Постановка цели может быть полезной для человека лишь в том случае, если вы способны в реальности воспринять и оценить прогресс в ее достижении. В нашей аналогии с таксистом это означает, что мы должны назвать ему место, которое реально достижимо. Если бы мы сказали что-то вроде: "Я хочу, чтобы вы отвезли меня в какое-нибудь хорошее место", - водитель не имел бы достаточно определенной информации, чтобы доехать туда. Точно так же коучи должны помочь клиентам выявить и определить проявления желаемых состояний на конкретном поведенческом уровне клиента. Так, хороший коуч будет стремиться установить как минимум два набора критериев, или тестов, для оценки целей клиента:
 а) один тест для оценки целей клиента в процессе самого коучинга;
 б) другой - для естественных условий клиента. Например, коуч может спросить: "Что для меня и для вас сегодня будет служить признаком того, что вы достигли желаемого результата?" и "Что для вас будет служить признаком того, что вы достигли (или приближаетесь к) вашей цели в отношениях с вашими сотрудниками (супругом, детьми, семьей, начальником или другими людьми)?" Таким образом, у коуча появится способ узнать, когда его работа с клиентом была успешной.
 3. Желаемое состояние должно быть инициировано и поддержано клиентом. Одна из главных целей хорошего коуча состоит в том, чтобы определить с клиентом локус контроля относительно достижения цели. Так, если клиент заявляет: "Я хочу, чтобы мой начальник прекратил игнорировать меня", - это утверждение еще не удовлетворяет ни одному из перечисленных критериев хорошо сформулированной цели. В этом случае коучу следует сначала спросить: "Что будет делать ваш начальник, если он перестанет вас игнорировать?" (для получения позитивной формулировки результата). Затем коучу следует получить конкретное сенсорно обоснованное описание того, как именно начальник должен себя вести, обращая внимание на клиента. Можно привести такие примеры удовлетворительных ответов: "Он будет больше говорить со мной о проектах, над которыми я работаю" или "Он будет чаще замечать и комментировать качество моей работы". Затем коучу следует передать контроль результата в руки клиента, спросив: "Что бы вы могли сделать (уже сделали, делаете), чтобы вашему начальнику захотелось чаще разговаривать с вами о ваших проектах и комментировать вашу работу?" После этого коуч может помочь клиенту развить необходимую гибкость поведения для достижения желаемого результата.
 4. Желаемое состояние должно сохранять любые позитивные побочные продукты уже существующего состояния. Позитивные побочные проявления очевидно негативных действий лучше всего проиллюстрировать на примере вредных привычек (курения, переедания, злоупотребления алкоголем и т. д.). Например, многие люди курят, чтобы успокоиться, когда они возбуждены. Огромное число курильщиков прибегает к сигарете, чтобы отдохнуть. Если курильщик отказывается от своей привычки и не находит ей никакой замены или альтернативного способа расслабиться и отдохнуть, он испытывает значительные трудности и дискомфорт. Если позитивный побочный продукт предыдущего состояния не учтен в желаемом состоянии, люди часто начинают выполнять замещающие действия, которые могут стать столь же проблематичными. Например, вместо курения люди могут начать предаваться обжорству или пьянству, когда они возбуждены, или проявлять какую-либо другую форму "замещения симптома". Многие люди склонны к промедлению, чтобы избежать потенциально неудобных последствий тех или. иных действий. Поэтому последствия любого ожидаемого результата, особенно в компаниях и организациях, должны быть подробно рассмотрены, чтобы люди подготовились к ним и адекватно на них отреагировали. Коуч должен исследовать не только выгоды, связанные с достижением намеченного результата, но и потери, которые будет нести клиент, а также система, к которой он принадлежит. Иногда ударная волна, пронесшаяся через систему в результате изменения в поведении одного члена, может создать более сложные проблемы, чем первоначальные.
 5. Результат должен соответствовать окружению и быть безопасным. Во многих случаях люди определяют свои цели в форме абсолютных понятий, или "кванторов общности". В таких случаях подразумевается, что данный результат требуется во всех контекстах и во всех обстоятельствах. Однако в действительности в некоторых ситуациях первоначальное состояние может быть весьма полезным и уместным, и наоборот, в других ситуациях желаемое поведение может быть неуместным и проблематичным. Поэтому если кто-то говорит: "Я хочу преодолеть нерешительность, которую я испытываю, когда мне нужно поделиться своими идеями", - коучу следует спросить: "А бывают ли случаи, когда нерешительность при необходимости поделиться идеями все же уместна?" или "Бывают ли случаи, когда вы хотели бы сомневаться в необходимости делиться идеями?" Таким же образом, если кто-то говорит: "Я хочу быть более настойчивым в отношениях с членами моей команды, когда они не стремятся к сотрудничеству", - коуч может отреагировать так: "Бывают ли ситуации, в которых члены вашей команды не стремятся к сотрудничеству, но вы не хотели бы настаивать на этом?" В каждом случае коуч определяет соответствующие границы и пределы для желаемых и нежелательных результатов. Цель эффективного коучинга - не устранить определенные реакции
 или формы поведения или просто заменить одно поведение другим, а предоставить клиенту больше альтернатив. Чтобы гарантировать, что доступные клиенту альтернативы наилучшие, коучу часто необходимо конкретизировать желаемые результаты относительно определенных случаев, людей, мест, видов деятельности и т. д.
 Рабочий бланк для определения хорошо сформулированной цели
 1. Результат - сформулированный в позитивных терминах. Чего вы хотите?
 2. Сенсорное обоснование - наблюдаемые поведенческие проявления результата. Как именно вы узнаете, что вы достигли вашей цели? Каковы критерии выполнения этой работы? Как можно проверить результат ?
 3. Самостоятельность в достижении - цель должна быть инициирована и поддержана человеком или группой, стремящейся к ее достижению. Что именно вы будете делать, чтобы достичь этой цели?
 4. Сохранение позитивных "побочных продуктов" - позитивные намерения и вторичная выгода проблемного состояния. Каковы положительные стороны вашего существующего состояния? Как вы сохраните эти выгоды при достижении вашей новой цели?
 5. Адекватная контекстуализация - результат должен соответствовать окружению и быть безопасным. На кого и на что еще может повлиять достижение поставленной вами цели? При каких условиях вы бы хотели иметь этот результат, а при каких - не хотели бы?
 • Контексты, в которых результат желателен:
 • Контексты, в которых результат нежелателен:
 Притча о дельфине
 Наиболее важная задача коуча с маленькой буквы - обеспечить обратную связь и поддержку клиентам для того, чтобы они могли осознать и оптимизировать ключевые действия и формы поведения. Следующая "притча о дельфине" является мощной аналогией и устанавливает принципы работы для коучей всех типов.
 Антрополог Грегори Бейтсон потратил много лет на изучение паттернов коммуникации дельфинов. Чтобы финансировать свои исследования и научный центр, в котором он работал, ученый часто использовал изучаемых животных для представлений перед зрителями. Иногда эти представления проходили по три раза в день. Исследователи научного центра решили продемонстрировать аудитории процесс
 обучения дельфина трюкам. На глазах публики дельфина переводили из резервуара для содержания в резервуар для представлений. Затем дрессировщик ждал, пока дельфин не сделает что-нибудь заметное (то есть заметное зрителям), например определенным способом высунет голову из воды. Затем дрессировщик свистел в свисток и давал дельфину рыбу. После этого дрессировщик ждал, пока дельфин не повторит то же действие, снова свистел в свисток и давал ему рыбу. Вскоре дельфин понимал, что нужно делать, чтобы получить рыбу, и довольно часто поднимал голову над водой, что являлось успешной демонстрацией его способности к научению.
 Несколько часов спустя дельфина вновь помещали в демонстрационный резервуар для второго представления. Естественно, он начинал высовывать голову из воды, как он делал это во время первого представления, и ждал свистка и рыбы. Дрессировщик, конечно, не хотел, чтобы дельфин выполнял старый трюк, а намеревался продемонстрировать аудитории, как дельфин обучается новому трюку. Потратив примерно две трети времени представления на многократное повторение старого трюка, дельфин, наконец, разочаровывался и раздраженно бил по воде хвостом. Тогда дрессировщик немедленно свистел в свисток и бросал ему рыбу Удивленный и несколько запутавшийся дельфин снова осторожно щелкал хвостом и снова получал после свистка рыбу. Вскоре он весело бил хвостом по воде, успешно демонстрируя способность к научению, после чего его возвращали в домашний резервуар.
 На третьем представлении, оказавшись в демонстрационном резервуаре, дельфин начинал покорно бить по воде хвостом, как он научился этому на предыдущем представлении. Однако, поскольку дрессировщик хотел, чтобы дельфин научился чему-нибудь новому, он не давал дельфину вознаграждения в виде рыбы. И снова примерно две трети представления дельфин продолжал бить хвостом по воде, все больше разочаровываясь, пока, наконец, в раздражении, он не делал что-нибудь другое, например начинал крутиться вокруг себя. Дрессировщик немедленно свистел в свисток и давал дельфину рыбу. Через некоторое время дельфин успешно обучался крутиться вокруг себя на глазах у зрителей, и его вновь убирали обратно в домашний резервуар.
 В течение четырнадцати демонстраций подряд дельфин повторял этот паттерн - он тратил первые две трети представления на бесполезные повторения действий, которые подкреплялись на предыдущем представлении, пока, по-видимому "случайно", он не переходил к новому поведению и успешно заканчивал демонстрацию научения.
 Однако с каждой демонстрацией дельфин становился все более встревожен и разочарован своими "ошибками", и дрессировщик счел необходимым нарушить правила контекста обучения и стал периоди-
 чески давать дельфину "незаработанную рыбу", чтобы сохранить свои отношения с ним. Если бы дельфин слишком разочаровался в дрессировщике, он вообще отказался бы сотрудничать с ним, что привело бы к серьезной задержке в исследовании, а также в представлениях.
 Наконец, между четырнадцатым и пятнадцатым представлением, дельфин, казалось, стал крайне взволнован, как если бы он внезапно обнаружил золотую жилу. И когда его выпустили в демонстрационный резервуар для пятнадцатого представления, он показал сложное шоу, включающее восемь совершенно новых действий, четыре из которых никогда не наблюдались у представителей этого вида прежде.
 63
 Принципы коучинга, иллюстрируемые притчей о дельфине
 Можно выделить следующие важные элементы этой истории.
 Рыба + Свисток = Рыба для вознаграждения
 Рыба + Отсутствие свистка = "Незаработанная" рыба
 
 Рыба за выполненную задачу подкрепляет выполнение задания "Незаработанная рыба" подкрепляет отношения
 
 Успешный дрессировщик дельфинов должен предоставлять обратную связь (заработанная рыба) и поддержку ("незаработанная" рыба)
 1. Дельфин должен был изучить целый ряд действий, а не одно конкретное действие.
 2. Особенности поведения определялись самим дельфином, а не дрессировщиком. Главная задача дрессировщика состояла в таком управлении контекстом, чтобы добиться от дельфина нового поведения.
 3. Задача научения была специфична для определенного контекста (демонстрационного резервуара).
 В) (Я
 ш
 I
 4. Свисток был не специфическим стимулом, запускающим определенную реакцию, а скорее сообщением дельфину о том, что он уже сделал.
 5. Рыба, данная дельфину, была не столько поощрением за конкретное действие, которое выполнил дельфин, сколько сообщением о его отношениях с дрессировщиком. Рыба - это метасообщение.
 6. Если бы дрессировщик не проявил чуткость в отношениях с дельфином и не предпринял бы действий для их сохранения, эксперимент закончился бы неудачей.
 7. За дельфином и дрессировщиком наблюдала аудитория. Фактически, именно стремление доставить удовольствие аудитории и определяло цель всего контекста научения.
 По мнению Бейтсона, стимулы, используемые в таких экспериментах по научению, - это не столько триггеры рефлексов, сколько маркеры контекста, которые сигнализируют животному о том, как интерпретировать контекст, то есть своего рода метасообщения. Комбинация "рыба+свисток" образует маркер контекста, который говорит: "Повтори действия, которые ты только что выполнил". Демонстрационный резервуар - это маркер контекста, который охватывает контекст "рыба+свисток" и говорит: "Сделай что-нибудь отличное от того, что ты делал на предыдущих представлениях". Бейтсон указывает, что отношения с дрессировщиком - это "контекст контекста контекста". То есть отношения с дрессировщиком - это контекст, который окружает оба других контекста. Отношения с дрессировщиком охватывают резервуар для содержания, демонстрационный резервуар, свисток и рыбу. В свою очередь, контекст, определяемый подразумеваемой ответственностью дрессировщика перед аудиторией, влияет.и на его отношения с дельфином.
 Связь притчи о дельфине с коучингом
 Если проводить аналогию с притчей о дельфине Бейтсона, то дрессировщик подобен коучу; дельфин подобен исполнителю или клиенту; демонстрационный резервуар подобен офису, классной комнате или другому окружению, в котором должен действовать исполнитель; публика, наблюдающая за дрессировщиком и дельфином, представляет организацию или социальную систему, окружающую исполнителя и коуча.
 Подобно задаче хорошего коуча, миссия дрессировщика состоит не в "обусловливании" определенных действий, а в том, чтобы стимулировать дельфина к проявлению творчества в рамках его естественного набора форм поведения. Успех дрессировщика основан на его способности "выявить", или высвободить, творческий потенциал дельфина. Это основано на стимуляции и поощрении активности дельфина, направленной на выработку новых форм поведения в рамках специфического контекста, определенного данным временем и пространством.
 Дрессировщик - это не абстрактный, бесплотный, объективный наблюдатель (какими любят себя воспринимать большинство исследователей животных). Скорее он состоит в тесных отношениях с дельфином, и его успех зависит от поддержания качества этих отношений. Коммуникация в рамках этих отношений осуществляется не через "стимулы" и объективное "поощрение", а скорее через сообщения и мета-сообщения: 1) о состоянии и статусе субъектов, участвующих в отношениях; 2) о наборе контекстов, в которых существуют задача и отношения, и 3) об уровне посылаемых сообщений. Контекст, в котором посылают сообщение, - это сообщение более высокого уровня о посылаемом сообщении.
 Использование притчи о дельфине в контексте коучинга
 Притча о дельфине подчеркивает некоторые важные принципы коучинга и обучения, включая следующие:
 1. Направленность как зддачи, так и самих отношений на улучшение деятельности.
 2. Релевантность и трудности обучения обучению как часть эффективной работы.
 3. Влияние других (зрителей) на действия и взаимоотношения коуча и исполнителя.
 4. Релевантность различных видов обратной связи (свисток и рыба) к научению.
 5. Тот факт, что эффективная обратная связь зависит и от информации (свисток), и от мотивации (рыба).
 6. Научение более высокого уровня включает самомотивированную деятельность со стороны исполнителя.
 7. Недостаток позитивной обратной связи может нанести ущерб отношениям между исполнителем и коучем и заставить исполнителя "сдаться".
 Человек, пытающийся стать более успешным исполнителем, подобен дельфину в демонстрационном резервуаре. Он должен по собственной инициативе вносить изменения в свое поведение в зависимости от характера контекста и реагировать на обратную связь различного типа.
 Подход НЛП к эффективному коучингу включает использование обратной связи и поощрения, подобные описанным в притче о дельфине. Люди выполняют определенные действия, включая взаимодействия с другими, и эти действия связаны с определением и достижением конкретных целей. На различных этапах этих действий люди обеспечены двумя типами обратной связи: "свистком" и "рыбой".
 3 Коучингс помощью НЛП
 "Свисток" дается в форме наблюдений за конкретными действиями. "Рыба" дается в форме личных комментариев, отражающих то, что наблюдателю нравится в этих действиях. В последнем типе обратной связи задействованы не только "официальные" тренеры и коучи, но и все члены группы или учебной команды. На поверхностном уровне цель этого типа обратной связи состоит в том, чтобы выявить, что именно человек делает хорошо, и поощрить его делать это еще лучше. На более глубоком уровне цель состоит в том; чтобы поощрить людей быть более активными и постоянно искать способы улучшать свою деятельность и становиться более гибкими.
 Чтобы научиться предоставлять обратную связь такого типа, люди должны сначала научиться отличать наблюдения от интерпретаций. Сигнал ("свисток") должен быть основан на конкретных наблюдаемых действиях. Вознаграждение ("рыба") отражает интерпретации, связанные с этими действиями. При этой форме обратной связи существует правило: если вы провели наблюдение, вы также должны обеспечить и "рыбу" (комментарий о том, что вам понравилось из увиденного). Наблюдения без каких-либо интерпретаций или реакций - это лишь данные. Они не содержат никакой мотивации или значения. Это подобно тому, как если бы дрессировщик свистел в свисток, но никогда не предлагал дельфину рыбу. Обратная связь несет информацию, когда она содержит определенные данные, соотносимые с выполняемой задачей (как свисток дрессировщика). Обратная связь обеспечивает мотивацию, когда информация или задача становится "более значимой" (как в случае, когда дрессировщик увязывает выполнение задания с предоставлением рыбы).
 Точно так же, если вы делаете замечание о том, что вам нравится, вы должны дать описание конкретного поведения, к которому относится ваш комментарий. Если человек получает похвалу или какое-либо другое вознаграждение, но не имеет никакой информации о том, чем именно он ее заслужил, он спросит: "Что я сделал? За что я получил вознаграждение?" Это произойдет потому, что человек не имеет никакого представления о том, какое действие он должен повторить или как его улучшить.
 Например, человек проводит презентацию своего видения и миссии. Когда этот человек закончит, какой-нибудь член группы может сказать: "Я заметил, что вы постоянно поддерживали зрительный контакт с членами группы (свисток), и это помогало нам чувствовать, что все мы - часть одной команды (рыба)".
 Таким образом, основная форма обратной связи всегда содержит два ключевых элемента:
 Что я наблюдал____.
 Что мне в этом понравилось____.
 Людей, исполняющих роль дрессировщика, также следует побуждать "делать подарки" или давать "незаработанную рыбу" в форме поддержки или позитивных комментариев, которые не связаны с выполнением задания. Например, один человек может сказать другому: "Я высоко ценю согласованность и прямоту ваших действий" или "Спасибо за поддержку и ободрение". Этот тип сообщения прежде всего сфокусирован на человеке и межличностных отношениях. Его цель состоит в том, чтобы поддерживать ощущение взаимопонимания и согласия между членами группы.
 Заметьте, что этот процесс не включает никакой негативной или "корректирующей" обратной связи. Основное внимание сосредоточено на том, что делает человек, справляющийся с поставленной задачей хорошо. Как это было в нашем примере, дрессировщик никогда не бросал дельфину "тухлую рыбу", если ему не нравилось, что тот делал. И при этом он не использовал никакой другой формы наказания или негативного обусловливания. Вместо того чтобы получать негативную обратную связь, дельфин просто не получал свистка или рыбы, если он не делал ничего нового.
 Некоторые считают, что этот тип обратной связи в конечном счете, становится неэффективным, потому что у людей возникает иллюзия, что они всегда успешно выполняют задание и не делают никаких ошибок. И это могло бы быть так, если бы не другие элементы процесса. Один мудрый менеджер однажды сказал, что, чтобы "вырасти лидером", человек должен испытать "сильное желание изменить окружение в лучшую сторону, а затем он должен сам создать сложные ситуации, из которых можно найти выход только с помощью изменений". Именно в этом случае сам обучающийся участвует в создании стимула, который и будет способствовать его личностному росту. Таким образом, "иллюзии успеха" не возникает, так как исполнителя побуждают создавать для самого себя сложные "стимулирующие ситуации". Поскольку обучающийся находится не во враждебном окружении, он способен держать под контролем процесс своего обучения, основу которого он создает сам.
 Пресуппозиции этого метода обратной связи таковы: "Вы находитесь в безопасном для обучения контексте. Вы можете проявлять любопытство и творческий подход, а также бросать вызов самому себе. Степень вашей способности к обучению и развитию зависит от вашей инициативы. Вы можете опробовать новые способы действия и допускать ошибки. С вами не случится ничего плохого, если вы с первого раза не выполните задание в совершенстве. Вас будут направлять с помощью конкретной и поддерживающей обратной связи. Важно, чтобы вы делали все, на что вы способны. Вы не будете подвергаться критике, если не сделаете все "правильно", потому что не существует никакого единственно "правильного" образа действий. Скорее эффективность
 з*
 ваших действий зависит от контекста и типа "аудитории", которые вы можете научиться определять, лучше понимая определенные сигналы. Таким образом, важно непрерывно исследовать новые формы поведения и развивать свою компетентность, гибкость и самообладание".
 Имейте в виду, что цель этого типа обратной связи состоит в том, чтобы поощрять развитие гибкости и способности генерировать новые формы поведения для адаптации в изменяющемся контексте. Если же человек должен выполнить какое-то конкретное задание в неблагоприятном или "угрожающем" контексте, может оказаться более уместным процесс, который предполагает контроль и корректирующую обратную связь. Цель этого метода научения состоит в том, чтобы выявить, "раскрыть" и максимально развить естественные способности через процесс поощрения и эффективной обратной связи.
 Инструментарий коучинга: обратная связь и развитие способностей
 Одна из целей коучинга состоит в том, чтобы помочь людям развить более широкий диапазон гибкости поведения. В следующем упражнении применены многие принципы, выведенные из притчи о дельфине. Оно направлено на поощрение и вознаграждение эффективной работы.
 ...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...
 
 1. Исполнитель (клиент) должен выбрать контекст, в котором он попытается достичь поставленной им и хорошо сформулированной цели.
 2. С помощью коуча исполнитель в течение приблизительно пяти минут проводит простую ролевую игру (моделирующую контекст, выбранный исполнителем), чтобы на поведенческом уровне поупражняться в достижении цели.
 3. Когда исполнитель закончит ролевую игру, коуч дает ему обратную связь в следующей форме:
 Что я наблюдал____.
 Что мне в этом понравилось____е
 Обратную связь можно давать в устной или письменной форме. Предоставление "свистка и рыбы" в письменной форме позволяет людям возвращаться к комментариям своего коуча и перечитывать их неоднократно.
 4. Затем коуч должен записать советы, касающиеся определенных действий, которые бы стимулировали, "развивали" или увеличивали гибкость исполнителя относительно его целей, например:
 Делайте больше (или меньше) движений руками.
 Смените положение в пространстве относительно другого человека. Поддерживайте постоянный зрительный контакт с другим человеком. Используйте аналогии и метафоры.
 5. Исполнитель выбирает один из советов и продолжает или повторяет ролевую игру в течение еще двух-трех минут, пытаясь достичь определенной цели.
 6. Через две-три минуты исполнитель останавливается и снова получает обратную связь от коуча в следующей форме:
 Что я наблюдал____.
 Что мне в этом понравилось____.
 Этот процесс можно повторять столько раз, сколько коуч и исполнитель сочтут необходимым.
 При работе с группой или командой исполнитель может получать "свистки и рыбу" и советы по развитию своих способностей от нескольких человек, чтобы увеличить количество обратной связи и альтернативных вариантов.
 В конце процесса исполнитель может поделиться тем, что он узнал о своих явных и скрытых способностях и возможностях.
 Инструментарий коучинга:
 сравнительный анализ
 и "перекрестное картирование"
 Как только хорошо сформулированные цели определены и установлены критерии выполнения намеченной работы, одна из главных задач коуча состоит в том, чтобы помочь клиентам выявить и активизировать ключевые ресурсы, необходимые для достижения результатов, удовлетворяющих этим критериям. Одним из простых и мощных наборов инструментов, позволяющих достичь этого, являются сравнительный анализ и "перекрестное картирование".
 Сравнительный анализ и перекрестное картирование - это хороший пример практического применения петли "коучинг - моделирование". Сравнительный анализ связан с процессом сравнения различных состояний, репрезентаций, карт, действий или описаний с целью обнаружения "значимых различий". Сравнивая и противопоставляя, человек может обнаружить информацию, которая позволяет ему лучше понять структуру опыта. Например, человек может иметь опыт творческой деятельности в одном контексте и опыт отсутствия творческой активности - в другом. Эти две ситуации можно сравнить ана-
 70
 литически по ключевым различиям между ними. Человек может заметить, как отличаются чувства, положения тела, фокус внимания, убеждения и ценности, стратегии мышления и условия окружения в этих ситуациях. Затем знание этих различий можно использовать, чтобы осуществить стратегические изменения, позволяющие человеку стать более творчески активным в ситуации, которая ранее была тупиковой.
 Термин "перекрестное картирование" используется для описания процесса переноса особенностей или элементов одной стратегии, состояния или ситуации в другую. Процесс перекрестного картирования - это основная техника утилизации, при которой отдельные характеристики одного состояния, стратегии или ситуации (например, ресурсного состояния) переносятся в другое состояние или ситуацию (например, в проблемное состояние), чтобы ускорить изменение или найти решение. Перекрестное картирование обычно используется в сочетании со сравнительным анализом. При помощи сравнительного анализа выявляются сходства и различия каких-либо двух переживаний или ситуаций и их особенности. Затем некоторые характеристики одного состояния или стратегии переносятся в другое через вербальное руководство или другие поведенческие стратегии.
 Таким образом, процесс перекрестного картирования включает несколько шагов:
 1. Определение сопоставляемых состояний или ситуаций.
 2. Сравнение и противопоставление состояний или ситуаций с целью выявления и идентификации ключевых различий.
 3. Изменение характеристик одного состояния или ситуации (например, тупикового состояния) путем включения в него основных особенностей другого (ресурсного) состояния или ситуации. Это может быть достигнуто через вербальное внушение, ролевую игру, планирование или действие с позиций "как если бы".
 
 При "перекрестном картировании" особенности и элементы одного состояния или ситуации переносятся в другую ситуацию, чтобы осуществить изменение или найти решение
 Ниже описан простой формат коучинга/моделирования, в котором коуч может применить процесс перекрестного картирования при работе с человеком или командой, чтобы перенести ресурсы в проблемную ситуацию. Это делается путем сравнения имеющейся сложной ситуации с прошлыми примерами успешной деятельности с целью выделения (моделирования) ключевых факторов успеха и переноса их в другие контексты.
 Формат сравнительного анализа
 1. Попросите человека или члена команды охарактеризовать нынешнюю сложную ситуацию.
 "С какой сложной ситуацией вы столкнулись на данный момент?"
 2. Попросите человека и других членов команды вспомнить случаи, когда они могли работать эффективно и справляться со сложными ситуациями.
 "Вы можете вспомнить подобную ситуацию, в которой вы были способны оставаться в ресурсном состоянии или действовать успешно?"
 3. Подумайте вместе над ключевыми факторами успеха и научения. "Что вы делали?" "Чему вы научились?"
 4. Рассмотрите, как существенные факторы успеха и научения могут быть перенесены ("перекрестно картированы") в имеющуюся сложную ситуацию.
 "Как вы можете применить то, что вы сделали или узнали в той ситуации, в сложной ситуации, с которой вы столкнулись сейчас?"
 Положение тела и выполнение работы
 В дополнение к процессу сравнительного анализа можно использовать следующее упражнение, чтобы помочь клиентам выявить ключевые поведенческие характеристики, связанные с ресурсными состояниями. Клиенту можно дать инструкцию вспомнить и схематично изобразить на листе бумаги позу, когда он находится в эффективном рабочем состоянии. Аналогичное упражнение повторить для определения позы, характерной для тупикового состояния, растерянности или сомнения.
 Жесты и выполнение работы
 Когда клиенты вспоминают противоположные состояния, выявленные при первом сравнении, им можно дать задание вспомнить жесты, которые они чаще всего используют в эффективном рабочем состоянии, и изобразить их.
 Затем клиент может вспомнить и изобразить жесты, характеризующие тупиковое или растерянное состояние.
 Инструментарий коучинга: якорение
 Другой простой, но мощный инструмент, который могут использовать коучи, чтобы помочь клиентам получить доступ к ресурсам и переносить их из одних контекстов и ситуаций в другие, где они необходимы, - это якорение. В НЛП якорением называют процесс связывания поведенческой реакции с некоторым внутренним или внешним символом-стимулом с целью создания возможности быстрого повторного вызова этой реакции. Якорение - это процесс, который на поверхностном уровне подобен технике "обусловливания", использовавшейся Павловым для выработки связи между прослушиванием звонка и слюноотделением у собак. Связывая звук звонка с актом кормления собак, Павлов обнаружил, что в итоге он мог только звонить в звонок и у собак начиналось слюнотечение даже в тех случаях, когда им не давали никакой пищи. Однако в бихевиористской формуле обусловливания "стимул - реакция" стимул - это всегда сигнал извне, из окружения, а реакция - это всегда определенный поведенческий акт.
 В НЛП этот тип ассоциативного обусловливания был расширен. Теперь он включает связи между аспектами опыта, отличными от простых внешних сигналов и поведенческих реакций. Например, запомнившаяся картина может стать якорем (сигналом) для конкретного внутреннего чувства. Прикосновение к ноге может стать якорем для визуального образа или даже убеждения. Тон голоса может стать якорем для состояния волнения или уверенности. Человек может сознательно устанавливать и повторно вызывать у себя эти ассоциации. Вместо бессмысленного коленного рефлекса якорь становится инструментом для расширения возможностей человека. Якорение может быть очень полезным инструментом, помогающим закрепить и вновь активировать психические процессы, связанные с творческой активностью, научением, концентрацией внимания и другими важными ресурсами.
 Якорение внутренних ресурсов
 Коучи могут помочь клиентам использовать якоря, или триггеры, для быстрого получения доступа к внутренним ресурсам, когда они в них нуждаются. При якорении используется естественный процесс уста-
 новления ассоциаций, помогающий клиентам вспомнить позитивные переживания, предприняв следующие шаги:
 1. Определите внутренний ресурс, который может помочь вам улучшить работу (например, решительность, мотивацию, уверенность, спокойствие и т. д.).
 2. Вспомните случай, когда вы интенсивно переживали это состояние.
 3. Выберите что-либо в качестве якоря, который будет запускать этот ресурс (объект, образ, ключевое слово, жест и т. д.).
 4. Возвратитесь в ресурсное переживание. Попытайтесь увидеть то, что вы видели, услышать то, что вы слышали, и почувствовать то, что вы чувствовали, настолько ярко, насколько можете. Соедините воспоминание об этом опыте с вашим якорем, мгновенно переключив внимание на этот сигнал или образ-стимул.
 5. Постарайтесь очистить на мгновение ваше сознание. Сделайте что-нибудь, чтобы отвлечься.
 6. Сосредоточьте внимание на якоре. Вы должны немедленно получить ресурсное состояние. Если этого не происходит, повторите шаг 4 еще несколько раз.
 Резюме
 Коучинг выполнения работы, или коучинг с маленькой буквы, направлен на помощь клиентам в развитии определенных видов поведенческой компетентности. Методы исполнительского коучинга включают выявление и закрепление способностей людей через наблюдение, поощрение и обратную связь. Хорошие коучи с маленькой буквы внимательно наблюдают за действиями клиентов, дают им советы и указания по поводу того, как лучше действовать в определенных контекстах и ситуациях, а также помогают своим клиентам получить более полный доступ к их внутренним ресурсам.
 Постановка целей и хорошая формулировка ожидаемых результатов - основной инструмент эффективного коучинга выполнения работы. Ясные цели задают направление и фокус для всех действий при коучинге.
 Обеспечение позитивной обратной связи и поддержки через открытые сообщения, направленные как на поставленную задачу, так и на межличностные отношения, - это хороший способ помочь людям развить гибкость поведения, чтобы более эффективно достигать желаемых результатов.
 Такие инструменты, как сравнительный анализ и "перекрестное картирование", помогают клиентам больше узнать о физических и психических факторах, влияющих на эффективность поведения, и применять эти факторы успеха более осознанно, чтобы добиться хороших результатов в других контекстах.
 Якорение - это полезный инструмент, помогающий клиентам получить доступ к своим внутренним ресурсам и переносить их в различные контексты и ситуации.
 Глава з
 Обучение
 ^^;f;-.;;.^;;r..W/////////////"  Краткое содержание
 • Обучение
 Развитие способностей
 Обучение и "внутренняя игра" выполнения работы
 • Репрезентативные каналы
 Репрезентативные каналы и стили научения
 • Инструментарий обучения: вопросы для оценки стиля научения
 Определение стиля научения на основе приведнного теста
 • Инструментарий обучения: визуализация успеха и "ментальное повторение"
 • Инструментарий обучения: управление состояниями
 "Круг совершенства"
 • Моделирование способностей
 Т.О.Т.Е.: минимальные требования для моделирования эффективных навыков и поведения
 • Инструментарий обучения: вопросы для моделирования Т.О.Т.Е.
 • Инструментарий обучения: перекрестное картирование эффективных Т.О.Т.Е.
 • Инструментарий обучения: совместное научение
 Процесс совместного научения
 • Инструментарий обучения: сосредоточение на обратной связи вместо "неудачи"
 • Основные позиции восприятия в коммуникации и взаимоотношениях
 Вторая позиция
 • Инструментарий обучения: построение взгляда из "второй позиции"
 • Инструментарий обучения: метакартирование
 Базовый формат метакартирования
 • Инструментарий обучения: имажинерия
 Формат коучинга с использованием имажинерии
 • Резюме
 Обучение
 Научение - это обнаружение того, что вы уже знаете. Действие - это демонстрация того, что вы знаете. Обучение - это напоминание другим о том, что они знают так же хорошо, как и вы.
 Ричард Бах
 Обучение - это процесс помощи людям в развитии когнитивных навыков и способностей. Цель обучения - помочь людям повысить компетентность и развить "навыки мышления", относящиеся к области научения. Обучение фокусируется на приобретении общих когнитивных способностей, а не на конкретных действиях в определенных ситуациях. Хороший преподаватель помогает человеку развивать новые стратегии мышления и действий. При обучении обычно делают больший акцент на обучении чему-то новому, а не на усовершенствовании того, что человек уже умеет делать.
 Развитие способностей
 Наши когнитивные способности связаны с формированием ментальных карт, планов или стратегий, которые ведут к успеху. Они определяют, каким образом мы выбираем и контролируем наши действия. Способности включают также владение целыми классами действий, то есть знание о том, как что-либо делать. Тогда как некоторые формы поведения - просто рефлекторные реакции на стимулы окружения, большинство наших действий не являются таковыми. Многие из наших действий следуют из "ментальных карт" и других внутренних процессов, источник которых находится в нашей психике. Это уровень опыта, который выходит за пределы восприятия непосредственного окружения. Например, мы можем нарисовать в своем воображении предметы, которые мы не видим в данный момент. Мы можем вспомнить разговоры или события, имевшие место много лет назад. Мы можем вообразить события, которые могут произойти через многие годы.
 Способности - это следствие развития ментальных карт, которые позволяют нам организовывать целые группы индивидуальных действий и выбирать из них нужные. Способности связаны с ментальными стратегиями и картами, создаваемыми людьми для направления конкретных действий. Просто выполнение каких-либо действий не гарантирует научения. Именно наши когнитивные стратегии определяют выбор и направление этих действий. Эти стратегии также определяют, действительно ли человек развивает способности, необходимые для полноценной реализации вырабатываемого поведенческого навыка. Степень, в которой люди способны применить полученные
 знания в новых ситуациях, зависит от их умственных способностей. Функция способностей состоит в том, чтобы обеспечить восприятие и направление, необходимые для достижения конкретных целей.
 Развитие способностей предполагает создание когнитивных карт и стратегий. Согласно модели нейро-логических уровней, способности находятся между нашими убеждениями и поведением. Способности - это то, что позволяет нам превращать наши убеждения и ценности в видимое поведение.
 Обучение и "внутренняя игра" выполнения работы
 Понятия обучения и развития способностей в контексте коучинга связаны с тем, что можно назвать внутренней игрой выполнения работы. Понятие "внутренней игры" было сформулировано Тимоти Голлуэем (Gallwey, 1974, 2000) и понималось как помощь людям в достижении совершенства в различных видах спорта (например, в теннисе, гольфе, лыжном спорте и т. д.), в музыке, а также в обучении менеджменту и предпринимательству. Успех в любой области деятельности включает использование вашего сознания в такой же степени, как и вашего тела. Мысленная подготовка к хорошему выполнению работы - сущность "внутренней игры".
 "Внешняя игра" связана с физическими навыками. Например, в таком виде спорта, как бейсбол, она касалась бы того, как держать биту и отбивать мяч, как делать подачу, бросать и ловить мяч, совершать перебежки по базам и т. д. С другой стороны, "внутренняя игра" касается вашего ментального подхода к тому, что вы делаете. Она включает ваши установки, веру в себя и свою команду, способность как следует сосредоточиться, а также реакцию на собственные ошибки и давление со стороны и т. д.
 Спортсмены и коучи часто говорят о важности сосредоточения и способности "с головой погрузиться в игру". Когда ваша внешняя и внутренняя игра скоординированы, действия выполняются легко и в совершенстве. Это называется "игрой в зоне". Вот некоторые показатели того, что ваша "внутренняя игра" в порядке и что вы находитесь в "зоне":
 • чувство уверенности в себе и отсутствие тревоги и сомнений в своих силах;
 • отсутствие страха неудачи или чувства неуверенности в способности достичь цели;
 • сосредоточение внимания на аккуратном и совершенном выполнении работы;
 • действия выполняются без напряжения и без необходимости думать о них.
 Коучинг с маленькой буквы, или коучинг выполнения работы, очевидно, более сфокусирован на "внешней игре", то есть на выполнении конкретной работы. Во время обучения внимание коуча направлено на помощь клиенту в развитии его "внутренней игры".
 Ниже приведены некоторые из убеждений хорошего преподавателя.
 Каждый способен к научению.
 У меня есть вопросы и идеи, способные пробудить и вдохновить других.
 Меня также могут обогатить и вдохновить идеи и вопросы другого человека.
 Процесс развития способностей человека всегда внутренне мотивирован.
 Людям будет легче учиться, если всегда хвалить их инициативу.
 Люди всегда учатся индивидуальным способом и с индивидуальной скоростью, и это наилучший для них способ обучения.
 Этот человек способный. Он заслуживает того, чтобы я передал ему свои знания и уделил ему достаточно внимания.
 Он сможет с пользой применить любые полученные от меня знания или информацию и сделает это наилучшим для него способом.
 Наиболее общий стиль лидерства преподавателя - это интеллектуальная стимуляция. Интеллектуальная стимуляция включает поощрение поиска людьми новых точек зрения и пересмотра своих представлений. В результате происходит осмысление старых проблем и ситуаций новыми способами. Интеллектуальное моделирование подчеркивает значение интеллекта, рационального мышления и внимательного подхода к решению проблемы. Преподаватели часто хвалят своих учеников за новые идеи и ясное мышление.
 Действуя как преподаватели, коучи сосредоточиваются на помощи людям в развитии ясности, нового понимания и в создании более широкой картины мира. Преподаватели стимулируют создание новых когнитивных карт и помогают обеспечить соответствующий опыт, придающий смысл этим картам. Преподаватель делает акцент на том, как учиться. Голлуэй описывает это следующим образом:
 Коучинг [на уровне способностей. - Р. Д.] - это "прослушивание" процесса мышления человека. Самое важное в работе коуча - уметь хорошо слушать. Эффективный коучинг на рабочем месте создает для клиентов своеобразное зеркало, чтобы они могли увидеть свой собственный процесс мышления. Как коуч, я не слушаю содержание того, что говорит клиент, поскольку я пытаюсь "услышать", как он думает, а также то, как сосредоточено его внимание и как он определяет ключевые элементы ситуации (Gallwey, p. 182).
 Таким образом, хороший преподаватель помогает своим ученикам развивать новые стратегии научения, а не просто снабжает их новым содержанием. Хорошие преподаватели также распознают и индивидуальные стили научения студентов (например, визуальный, ауди-альный, кинестетический) и приспосабливаются к ним.
 Репрезентативные каналы
 Согласно положениям НЛП, мы создаем наши ментальные карты конкретного окружения или поведения на основе информации, получаемой с помощью пяти сенсорных каналов или "репрезентативных систем", то есть с помощью образов, звуков, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений. Наши ощущения составляют форму или структуру мышления в противоположность его содержанию. Каждая мысль, независимо от ее содержания, является функцией образов, звуков, ощущений, запахов или вкуса и отношений между этими репрезентациями. Мы постоянно связываем вместе сенсорные репрезентации, чтобы создавать и обновлять наши карты реальности. Мы основываем эти карты на нашем сенсорном опыте.
 Репрезентативные каналы касаются органов чувств и типа сенсорной модальности или репрезентации, используемой человеком для обучения или коммуникации. Когда кто-то говорит вслух, он использует вербальный канал внешней репрезентации. Письмо - более визуальный канал репрезентации. Графический или символический канал репрезентации включает рисунки или демонстрацию символов и диаграмм. Поведенческая демонстрации относятся к физическому каналу репрезентации.
 Репрезентативный канал, используемый клиентом для обучения, а также развития или совершенствования своих способностей, - это существенный аспект помощи клиенту в достижении успеха в его "внутренней игре". С точки зрения НЛП для коучей важно знать способы, которыми они сами и их клиенты используют различные репрезентативные каналы внутренним и внешним образом при коммуникации или обучении. Например, склонен ли клиент прежде всего использовать вербальный канал, предпочитая обсуждение и устное взаимодействие? Возможно, предпочитаемый способ коммуникации и научения клиента - это чтение и письмо. Возможно, клиент' отдает предпочтение картинам и образам или любит проигрывать идеи с помощью ролевой игры или "микродемонстрации".
 Ощущения, используемые человеком для когнитивной репрезентации информации, такой как желаемые будущие события и потенциальные последствия, не является чем-то незначительным. Например, некоторые люди сталкиваются с проблемами при выполнении заданий, потому что они обладают прекрасным видением своих целей, но
 при этом не могут осознать тех усилий, которые требуются для реализации их видения, или не понимают логической последовательности действий, ведущих к цели.
 Каждый метод репрезентации имеет определенные преимущества. Например, использование вербального канала репрезентации удобно для последовательного изложения информации. Визуальный канал - это нередко лучший способ синтезировать информацию в целое, или "гештальт". Физическая демонстрация идей или понятий выявляет их конкретные аспекты.
 Репрезентативные каналы и стили научения
 Понятие "стиль научения" - это признание того, что люди обучаются различными способами. Люди развивают свои сенсорные способности в различной степени. Некоторые люди по природе больше склонны к визуальному типу восприятия. Другим же людям трудно формировать визуальные образы или вообще мыслить визуально. Некоторые люди предпочитают вербальный канал, поэтому они легко говорят и ясно формулируют свои переживания. В то же время другие не могут связать и двух слов, - слова сбивают их с толку. А некоторые люди в значительной мере ориентированы на чувства и учатся в самом процессе действия.
 Мы часто предполагаем, что другие обладают теми же самыми когнитивными способностями, что и мы. Но часто это не так. При общении с людьми приспособление к их каналу репрезентации - важный метод установления контакта и обеспечения взаимопонимания.
 Научению можно помочь, усиливая слабые стороны человека или используя его достоинства. Если человек обычно не использует визуальный способ восприятия, то стимулирование его образного мышления может быть очень плодотворно. Если же кто-то уже хорошо умеет создавать визуальные образы, то усиление и обогащение этой способности в некоторых ситуациях может повысить его способность к научению.
 Акцент на различных каналах коммуникации и репрезентации может стимулировать у людей различные стили мышления. Например, визуальный канал помогает стимулировать образное мышление. Вербальный канал часто наиболее эффективен для логического или критического мышления. Сосредоточение на физических каналах заставляет людей в большей степени ориентироваться на реальность, подталкивает к действиям.
 Итак, различные репрезентативные каналы могут использоваться для облегчения научения и коммуникации несколькими способами:
 1) присоединение к каналу, который больше всего используется и ценится учениками или получателями информации данного типа (обращение к сильным сторонам);
 2) обращение к редко используемому каналу для стимулирования новых способов мышления или восприятия (усиление слабых сторон);
 3) подчеркивание репрезентативного канала, наиболее уместного или наиболее подходящего для конкретного когнитивного процесса или типа учебной задачи;
 4) усиление пересечений или связей между различными репрезентативными каналами.
 Инструментарий обучения: вопросы для оценки стиля научения
 Понимание стиля научения клиентов необходимо для успешной работы хорошего коуча, особенно в роли преподавателя. Для определения стиля научения клиента вы можете задать ему приведенные ниже вопросы. Попросите клиента выбрать ответ, который ему ближе всего. Если одного ответа недостаточно, клиент может указать два или больше варианта. На листке бумаги отмечайте, какие из ответов клиента относятся к визуальной (В), аудиальной (А) или кинестетический (К) репрезентативной системе.
 1. Вспомните случай в вашей жизни, когда вы обучались чему-то наподобие новой настольной игры. Как вам было удобнее учиться? С помощью:
 В) визуальных сигналов - картинок, диаграмм, письменных инструкций?
 А) выслушивания чьих-либо объяснений?
 . К) экспериментирования, метода проб и ошибок?
 2. Предположим, вы не можете найти дорогу к гостинице в городе, где вы остановились на несколько дней. Вы:
 К) ездите на автомобиле, пытаясь найти знакомый ориентир?
 A) спрашиваете у прохожих?
 B) смотрите на карту?
 3. Вы должны научиться пользоваться новой программой на компьютере. Вы:
 К) просите друга показать вам, как ею пользоваться?
 В) просматриваете руководство к программе? А) звоните другу и задаете вопросы о программе?
 • 4. Вы не уверены, как пишется слово - "бивак" или "бивуак". Вы:
 В) представляете слово в уме и выбираете то, которое выглядит правильным?
 A) произносите его про себя?
 К) записываете оба варианта и выбираете тот, который производит впечатление правильного?
 5. Вы предпочитаете лектора/преподавателя, который любит использовать:
 B) схемы, раздаточные материалы, слайды?
 К) демонстрации в естественных условиях, лабораторные эксперименты, практические занятия?
 А) обсуждение, сообщения приглашенных специалистов?
 6. Вы купили вещь, которую нужно собрать из деталей. Наиболее легкий для вас способ выяснить, как ее собрать, - это:
 A) прослушать магнитофонную запись с описанием шагов, которые вы должны предпринять?
 К) начать собирать ее и сделать это методом проб и ошибок?
 B) посмотреть видео или прочитать письменные инструкции?
 7. Вы присматриваете за домом друга, пока он в отпуске. Вы должны быстро научиться заботиться о лужайке перед домом вашего друга и/или о его домашних животных. Для этого вам удобнее:
 В) посмотреть, как кто-то делает это?
 А) получить инструкции и подробно обсудить это?
 К) попросить кого-нибудь сделать это вместе с вами?
 8. Человек сообщил вам очень важное число (например, телефонный номер, код или серийный номер), которое нужно запомнить. Чтобы быть уверенным в том, что вы запомните его, вы должны:
 А) повторить это число себе или другому человеку?
 В) представить его умственный образ?
 К) написать или напечатать его несколько раз?
 9. Вы должны выступить перед небольшой группой людей. Вы будете уверены, что у вас это получится, когда вы:
 A) хорошо чувствуете основной тон и слова, которые вы хотите сообщить?
 B) имеете диаграммы и записи, в которые вы можете заглядывать в течение презентации?
 К) несколько раз отрепетировали презентацию?
 10. Какое из следующих хобби доставляет вам наибольшее удовольствие?
 К) Прогулки на свежем воздухе/работа в огороде/танцы.
 В) Рисование/занятия живописью/осмотр достопримечательностей/фотографирование.
 А) Прослушивание музыки/пение/устные рассказы.
 11. Чтобы овладеть новым навыком, вы предпочитаете:
 A) прослушать описание и задать вопросы?
 B) просмотреть диаграммы и увидеть демонстрации? К) выполнить упражнения?
 12. Когда вы действительно хотите обучить чему-то других, вы: В) рисуете для них картину?
 А) логически объясняете это им?
 К) проходите через этот процесс вместе с ними?
 Определение стиля научения на основе приведенного теста
 Чтобы определить связанные с научением предпочтения клиента, подсчитайте его визуальные (В), аудиальные (А) и кинестетические (К) ответы. Сопоставьте репрезентативные системы с приведенными ниже описаниями. Каждая категория содержит советы, которые помогут вам
 оз
 V*)
 О
 !
 В
 приспособиться к стилю научению вашего клиента и содействовать х процессу научения.
 Визуальная система
 Визуалы склонны учиться путем наблюдения или чтения. Когда вы занимаетесь обучением или коучингом визуально ориентированного клиента, вам необходимо обеспечить его достаточным количеством картинок, диаграмм и печатных материалов. Используйте картинки и фотографии для иллюстрации ключевых моментов и идей. Также напоминайте клиенту о необходимости создавать ментальные картины и использовать визуализацию, чтобы облегчить запоминание важной информации.
 При обучении новым формам поведения демонстрируйте вашему клиенту ключевые элементы или же предложите ему понаблюдать за ролевыми моделями в живом исполнении или в видеозаписи.
 При обсуждении идей представляйте их в форме символов, схем и диаграмм. Позаботьтесь о том, чтобы у вас были бумага и цветные карандаши или маркеры. Выделяйте ключевые пункты цветом и поощряйте клиента рисовать и различными способами перестраивать образы, при этом заменяя слова символами и аббревиатурами. Также полезно предложить клиенту обратно трансформировать зрительные образы в слова.
 Аудиальная система
 Человек с аудиальным стилем научения лучше всего будет учиться через слушание и обсуждение. Когда вы занимаетесь коучингом или обучением такого клиента, вам следует объяснять материал очень подробно, повторять ключевые пункты и поощрять клиента задавать много вопросов. Важно дать клиенту четкие определения. Если клиент пытается понять визуально ориентированную информацию, полезно преобразовать диаграммы в утверждения и описать или обсудить представленные образы и картины.
 Важно быть хорошим "резонатором" для клиента и поощрять его думать вслух. Также будет важно повторить то, что сказал клиент, чтобы он мог услышать то же самое, но сказанное другим голосом. При работе с клиентами-аудиалами полезно использовать магнитофон, записывая основные идеи для повторного прослушивания. Также полезно напомнить клиенту, что он может позвонить вам по телефону и обратиться по любым вопросам, а также обсудить какие-либо идеи или решения.
 Клиентов с аудиальным стилем научения следует поощрять обсуждать с друзьями различные темы, объяснять новые идеи другим людям и заново формулировать ключевые пункты.
 Кинестетическая система
 Кинестетически ориентированные ученики должны включиться в процесс обучения на физическом уровне, пробуя все на собственном опыте. Когда вы занимаетесь коучингом или обучением такого клиента, еле-
 дует использовать практический подход, применяя метод проб и ошибок, при котором клиент может заниматься исследованием и экспериментированием. Кинестетические ученики лучше обучаются на практике, выполняя упражнения и используя реальные жизненные примеры.
 Для облегчения вербального припоминания кинестетически ориентированных клиентов можно поощрять многократно переписывать ключевые слова, составлять списки и отрабатывать на практике ответы. Их следует поощрять прорабатывать важные пункты и идеи, чтобы "понять их в действии".
 При обучении новым формам поведения важно физически проводить кинестетически ориентированных клиентов через ключевые этапы деятельности. При планировании и подготовке будущих действий кинестетически ориентированных клиентов следует поощрять использовать все сенсорные каналы, воображать конкретные ситуации и отрабатывать действия в конкретных ситуациях с помощью ролевой игры и репетиций.
 Если вы занимаетесь коучингом группы или команды, в которую входят люди с различными стилями научения, вам следует использовать мультисенсорный подход. По каждой ключевой идее или существенному аспекту выполнения работы вам следует спрашивать себя: "Как я могу продемонстрировать это визуально? Как я могу продемонстрировать это так, чтобы люди прочувствовали это? Как я могу продемонстрировать это так, чтобы они услышали это?"
 Инструментарий обучения: визуализация успеха и "ментальное повторение"
 Физическая практика состоит в выработке навыков "внешней игры" и сохранении их в "мышечной памяти", так чтобы человеку не нужно было думать о них во время выполнения работы. Точно так же некоторые ментальные упражнения могут помочь улучшить вашу "внутреннюю игру". Независимо от стиля научения или предпочитаемого репрезентативного канала клиентов отработка смоделированных стратегий весьма полезна и может помочь клиентам расширить их когнитивные способности.
 Визуализация, например, часто используется спортсменами и спортивными психологами для развития способностей и улучшения результатов. Есть много примеров использования визуализации для стимуляции и улучшения выполнения физических действий. В одном исследовании гимнасты, изучавшие новое движение, были разделены на две группы. Одной группе давали инструкцию вообразить себя способным сделать это движение, в то время как другой группе не давали
 никаких инструкций. При этом ни одна из групп не имела никаких преимуществ в отношении предыдущих физических тренировок. Несколько недель спустя, когда настало время выполнить это движение, группа, которая визуализировала выполнение действия, имела показатели успеха 50-60%, тогда как группа, которая не визуализировала выполнение действия, первоначально имела показатели успеха лишь около 10%.
 В другом примере баскетбольная команда была разделена на две группы для тренировки "свободных бросков". Одна группа тренировалась, физически делая броски. Другая группа получила инструкцию сидеть на открытой трибуне и тренироваться мысленно, визуализируя выполнение бросков. Когда эти две группы соревновались друг с другом, чтобы проверить, кто лучше выполняет броски, игроки, использовавшие визуализацию, сделали больше успешных бросков, чем игроки группы, которая занималась тренировкой фактически.
 Визуализация - это форма "ментального повторения". Ментальное повторение связано с нашей способностью тренировать какой-либо процесс или деятельность в уме. Коуч может использовать следующие инструкции, чтобы провести клиентов через процесс ментального повторения.
 1. Выберите навык, который вы хотите усовершенствовать.
 2. Выберите хорошую ролевую модель для этого навыка. Нарисуйте в своем сознании картину выполнения данного действия, как если бы вы смотрели это в видеозаписи.
 3. Поместите себя в вашу ментальную картину, как "ели бы вы были игроком, и вообразите, что вы делаете действие точно так, как вы представили это. Попробуйте увидеть, услышать и почувствовать весь этот процесс.
 Инструментарий обучения: управление состояниями
 Внутреннее состояние человека оказывает важное влияние на его способность взаимодействовать с другими и эффективно выполнять работу. Умение управлять внутренним состоянием - важный навык для достижения успеха практически в любой области человеческой деятельности. Великий психолог Уильям Джеймс сказал:
 Наиболее революционное открытие нашего поколения состоит в том, что, изменяя свои внутренние установки, люди могут изменить и внешние аспекты жизни.
 Например, спортсмены, готовящиеся участвовать в спортивном соревновании, настраивают свое внутреннее состояние в той же мере,

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу