<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 2.2. Роль ипотечного жилищного кредитования в реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
  Жилищная проблема в России представляет собой комплексную задачу и охватывает вопросы оптимизации государственного управления жилищно-строительной отраслью. Средняя обеспеченность населения жильем остается на сравнительно низком уровне, качественные характеристики жилья не соответствуют минимальным стандартам. За время реформ ввод нового жилья сократился вдвое. Проблема усугубляется катастрофическим старением жилья: темпы выбытия ветхого жилья опережают темпы ввода нового в 2,5 раза, что не обеспечивает даже простого воспроизводства жилищного фонда. В силу низкого уровня доходов основной массы населения приобретение нового жилья за счет собственных средств для большинства россиян невозможно.
  В качестве радикального средства решения жилищной проблемы населения и привлечения внебюджетных ресурсов в жилищную сферу предлагается ипотечный механизм, представляющий собой авансирование будущих накоплений граждан-заемщиков и выступающий основным источником финансирования покупки жилья.
  Однако, как показывает опыт, проводимые в последние годы преобразования на рынке жилья при определенной положительной тенденции не могут коренным образом изменить сложившуюся ситуацию. Перенимая зарубежный опыт, власти концентрируют усилия в основном на создании финансовых схем и механизмов, позволяющих приобретать жилье в кредит. Во всем мире успешно действуют разнообразные ипотечные схемы, позволяющие покупать недвижимость в кредит под минимальные проценты на долгосрочной временной основе.
  В России рынок ипотеки еще только формируется. Однако в абсолютном измерении рынок составляет всего 0,1% ВВП, что является предельно низким показателем. Для сравнения, в развитых странах ипотечный рынок составляет 30-70% ВВП. Круг целевых участников рынка - заемщиков у нас крайне ограничен.49
  Для более глубокого понимания процессов, происходящих на рынке жилья, необходимо взглянуть на ситуацию не только сквозь призму интересов непосредственных участников жилищно-строительной сферы, но и рассмотреть макроэкономические условия, в которых предпринимаются попытки организовать ипотечное кредитование в стране. Именно макроэкономические условия предопределяют во многом успех или неудачу реализации поставленной цели использования ипотечного механизма для преодоления жилищного кризиса в стране.
  К основным параметрам, определяющим эффективность внедрения ипотечного механизма для преодоления жилищного кризиса, относятся:
  - государственная политика регулирования жилищно-строительной сферы;
  - доходы населения относительно стоимости жилья;
  - уровень развитости финансового рынка, позволяющий воспользоваться различными кредитными инструментами.
  Основным препятствием масштабного развития ипотечного кредитования жилья в стране являются низкие доходы основной массы населения, высокая стоимость заемных ресурсов и часто монопольно завышенная рыночная цена 1 м2 жилья. Зарубежный опыт успешной реализации ипотеки показывает, что при сопоставимой по качеству и цене жилой площади средний доход на душу населения должен быть в 6 раз выше среднероссийского, а процентная ставка по заемным ресурсам - в 4-5 раз ниже.
  В результате реализации выбранной в 1991 г. социально-экономической модели развития общества в России в настоящее время насчитывается 36 млн бедных, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Поэтому нет более важной задачи, чем реформирование нынешней системы заработной платы, потому что это не только тормоз для преодоления жилищного кризиса, но и негативный фактор, препятствующий общеэкономическому развитию страны, создающий социальное напряжение в обществе.
  Исследование структуры доходов населения позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время лишь 5,7% населения способно улучшить свои жилищные условия за счет собственных средств; около 15% могут приобрести жилье, получив кредит в размере недостающих средств; а остальные семьи могут решить "жилищную проблему" только в случае предоставления им социальной помощи, из них 9% домохозяйств в любом случае будут нуждаться в социальном жилье. Таким образом, около 20% домохозяйств, имеющих потребность в улучшении жилищных условий, потенциально могут приобрести жилье за счет собственных и кредитных средств (их доля от всех домохозяйств составляет 12,4%).50
  Наметившаяся в 2000-07 гг. тенденция роста реальных доходов населения и постепенного формирования "среднего класса" за счет сокращения доли населения, живущего за чертой бедности, будет способствовать активизации процессов сбережения и накопления, что выступает необходимым условием для привлечения свободных средств населения в жилищно-строительную сферу. Предварительная оценка имеющихся на руках у населения сбережений позволяет сделать вывод о большом потенциале данного ресурса. Актуальная задача государственной политики в ближайшей перспективе заключается в создании условий, активизирующих процесс трансформации сбережений населения в инвестиции, направляемые в жилищное строительство и реальный сектор экономики.
  Для успешной организации ипотечного кредитования жилья необходимы дешевые заемные ресурсы сроком на 15-20 лет. Реализация подобных предложений пока идет вразрез с ныне действующей экономической и финансовой политикой государства, вынужденного осуществлять стратегию краткосрочного кредитования с очень высокой процентной ставкой, сковывающей экономическое развитие страны.
  В России после обвального отпуска цен в 1992 г. в качестве естественного продолжения возникла гиперинфляция. Основным средством ее преодоления стала политика резкого сжатия денежной массы и очень высокая банковская ставка. Проводить политику ограничения инфляции путем ценового воздействия на формирование затрат и доходов хозяйствующих субъектов, одновременно создавая общие условия эффективного хозяйствования, после 1992 г. было некому. Во-первых, по идеологическим соображениям - только отпустили цены с целью скорейшего пути достижения роста экономики и снова их закручивать - значит, признать свою несостоятельность. Во-вторых, после 1991 г. в высшие органы государственного управления пришло значительное число кадров без опыта государственного управления, которым было не под силу сочетать политику ограничения инфляции и политику экономического роста.
  Рынок, безусловно, необходим, только он способен адекватно определять соответствие между спросом и предложением, но сам по себе не в состоянии обеспечить это соответствие. Состояние рынка жилья - типичный тому пример: с одной стороны, имеется огромный (частично платежеспособный) спрос на жилье, а с другой - предложение жилья на рынке не соответствует ему ни по объемам, ни по структуре, ни по цене. Это будет продолжаться до тех пор, пока не окажет помощь государство.
  Основными показателями, формирующимися на рынке капиталов и оказывающими непосредственное воздействие на систему ипотечного кредитования, выступают: курс национальной валюты, инфляция, кредитные ставки и ставки привлечения финансовых ресурсов с рынка ценных бумаг, а также присутствие на рынке крупных институциональных инвесторов.51
  Стабилизация курса национальной валюты, наблюдаемая в 1999-2007 гг., способствует снижению валютных рисков и росту уверенности всех субъектов экономики. Рост реального курса рубля оказывает неоднозначное воздействие на жилищно-строительную сферу. С одной стороны, повышается стоимость отечественных строительных материалов, происходит удорожание жилищного строительства, а с другой стороны, рост реального курса рубля положительно воздействует на рост реальных доходов населения, за счет чего улучшается социальная ситуация в стране и возрастает внутренний потребительский спрос, появляются сбережения, которые могут быть трансформированы в инвестиции.
  Помимо этого, укрепление реального курса рубля по отношению к доллару и улучшение общей экономической и политической конъюнктуры отражается в постепенном снижении ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, ставок межбанковских кредитов и рублевых ставок по банковским кредитам. Так, за период с 1998 по 2007 г. ставка рефинансирования ЦБ снизилась с 60% до 13% годовых, положительные изменения произошли в порядке резервирования средств банками. Снижение ставки рефинансирования и рост капитализации банковской системы (обусловленный благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой) определил необходимость расширения активных операций банков, в связи с чем банки начали активно развивать ритэйловое направление кредитования населения и снижать ставки по кредитам. Так, в настоящее время на межбанковском рынке привлечь ресурсы можно под 11-12% годовых, а ипотечные кредиты выдаются банками под 15-18% годовых в рублях.52
  Укрепление реального курса рубля происходило на фоне снижения уровня инфляции. Инфляционные процессы за период с 1999 по 2004 г. носили выраженный затухающий характер, что способствовало активизации инвестиционных процессов в экономике. Процессы инвестирования и кредитования связаны с инфляционным риском, причем инфляционные ожидания удерживают кредиторов и инвесторов от вложения денег в подверженные инфляционному обесцениванию активы или приводят к значительному завышению ссудного процента в связи с учетом инфляционного риска.
  Инфляционный риск является существенным негативным фактором развития ипотечного кредитования, т.к. кредиты выдаются на длительный срок, в течение которого трудно точно спрогнозировать уровень инфляции. Минимизация инфляционного риска может быть достигнута за счет выдачи ссуд и произведения расчетов в твердой иностранной валюте; этот способ особенно популярен в России, однако при этом инфляционный риск автоматически заменяется валютным риском. Анализ процессов, протекающих на валютном рынке, а также динамика роста курсов рубля и доллара относительно корзины мировых валют демонстрирует в настоящее время предпочтительность кредитования в рублях, однако банки по прежнему предпочитают валютные активы, поскольку основной источник пассивов (доход от экспортных операций) также номинирован в валюте.53
  Очевидно, что ставки по ипотечным кредитам напрямую зависят от темпов инфляции, а значит, уровень инфляции непосредственно обусловливает доступность ипотечных кредитов для населения. Поскольку заемщик и кредитор одинаково подвержены инфляционному риску, наиболее взвешенным решением проблемы минимизации инфляционного риска в ипотечном кредитовании, на наш взгляд, является использование плавающих процентных ставок, привязанных к уровню инфляции. Практика выдачи ипотечных кредитов под плавающую ставку широко распространена в мировой практике и позволяет решить две проблемы: минимизировать инфляционный риск; избежать риска перекредитования, когда заемщик в случае снижения кредитных ставок предпочитает взять новый кредит и досрочно погасить ранее выданный. Однако в настоящее время банки неохотно пользуются стратегией плавающих кредитных ставок, что объясняется психологической неготовностью заемщиков. К тому же ресурсная база кредиторов формируется, как правило, под твердую ставку процента.
  Повышение доходов населения, снижение уровня кредитной ставки и активизация финансового рынка - это проблемы макроуровня и экономическая политика государства в этих вопросах играет решающую роль. Попытка развернуть широкомасштабное жилищное строительство в стране, не выходя из круга жилищно-строительной сферы, как показывает практика, не дала ощутимого результата. Можно продолжать вырабатывать различные схемы ипотеки применительно к региональным и отраслевым особенностям. Например, в сельской местности для строительства индивидуальных домов заемные ресурсы выдавать натурой, т.е. стройматериалами. Но все даже очень полезные вариации по усовершенствованию схем ипотечного кредитования без перемены политики государства в отношении доходов населения, без изменения финансовой политики с целью снижения цены заемных ресурсов, без контроля за якобы рыночной, а по существу монопольной ценой жилья, не дадут желаемого результата по преодолению жилищного кризиса.
  Активная жилищная политика, в свою очередь, подразумевает функционирование общественных (государственных или муниципальных) организаций непосредственно на рынке недвижимости, активное финансовое регулирование жилищной сферы через налоговые льготы, адресные субсидии и дотации. Важно подчеркнуть, что, несмотря на различия в конкретных воплощениях государственного регулирования рынка жилья в разных странах, целью проводимой государством жилищной политики всегда выступает обеспечение каждого гражданина жилищем в зависимости от его потребностей и экономических возможностей.
  Обобщение российского опыта на региональном и муниципальном уровне по организации ипотечного кредитования жилья с целью преодоления жилищного кризиса показало, что без государственной поддержки, при сложившейся макроэкономической ситуации в стране проблема обеспечения населения жильем решается с трудом. Тем не менее активная роль в решении жилищных проблем в большинстве стран отводится наиболее близким к населению властным органам - органам местного самоуправления. Они распоряжаются значительной частью жилищного фонда, образующей так называемый муниципальный жилищный фонд. Значит, бюджетные ресурсы, направляемые на решение жилищной проблемы, должны перераспределяться из федерального бюджета в региональные и местные.
  В этой связи положительной оценки заслуживает законодательная инициатива по введению единого налога на недвижимость взамен трех ныне действующих (земельного, на имущество физических лиц и организаций) местным налогом на недвижимость (с жилого фонда) и региональным (с нежилого фонда). Такая замена обеспечит местные бюджеты дополнительными средствами, которые вместе с доходами от продажи земельных участков смогут обеспечить местные власти ресурсами, необходимыми для решения жилищной проблемы.54
  Положительные изменения в денежно-кредитной системе должны сопровождаться соответствующим изменением на рынке строительства. Целесообразным представляется активное участие государства в формировании сбалансированного рынка жилья путем выработки единой жилищно-строительной политики, включающей меры по повышению инвестиционной активности в жилищно-строительной сфере и меры социальной поддержки малоимущих слоев населения. Снижение административных барьеров при выделении участков под застройку, повышение транспарентности проведения конкурсов по выделению участков и оснащению участков необходимыми инженерными коммуникациями будет способствовать повышению активности застройщиков и сокращению сроков строительства.
  Для населения с доходами, не позволяющими участвовать в ипотеке на существующих условиях, должны быть разработаны накопительные программы с частичным субсидированием первоначального взноса и выплачиваемых кредитных платежей (по примеру немецких строительных сберегательных касс) за счет средств бюджета. Предоставление субсидий на оплату части кредитных платежей за жилье нельзя рассматривать как прямые расходы бюджета, поскольку мировым опытом доказан высокий мультипликативный эффект от бюджетных инвестиций в жилищно-строительную сферу. Практически доказано, что каждая денежная единица, выплаченная в виде господдержки при приобретении жилья, инициирует порядка 2,5 денежных единиц внебюджетных инвестиций и возвращает в бюджет около 2,8 денежных единиц налоговых поступлений.55
  Для молодых семей с низкими текущими доходами, но хорошими перспективами их увеличения в будущем целесообразно использовать ипотечный продукт с регулируемой процентной ставкой, позволяющий сократить текущие расходы по кредиту за счет их увеличения пропорционально росту доходов семьи. При одновременном увеличении срока кредитования (до 25-30 лет) кредитная нагрузка на семейный бюджет может быть существенно сокращена. Субсидирование процентной ставки на начальных этапах выплаты кредита молодыми семьями может осуществляться частично за счет кредитных организаций, заинтересованных в привлечении кредитоспособных клиентов на долгосрочной основе, частично за счет средств бюджетов регионов и муниципалитетов в рамках соответствующих жилищных программ.
  Таким образом, тщательное изучение потребностей населения и структуры и динамики доходов и сбережений различных категорий домохозяйств позволяет разработать специальные программы ипотечного кредитования для каждой категории заемщиков.
 
 2.3. Направления совершенствования законодательства и решения практических проблем при дальнейшем осуществлении Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
 
  Как уже говорилось выше, в рамках реализации Приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должны быть решены следующие основные задачи:
  - создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
  - создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
  - обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 м2 общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 м2 - на семью из 2 человек, по 18 м2 - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более).
  Решение этих задач лежит на пути развития прежде всего строительной индустрии и промышленности стройматериалов, а также - жилищного строительства, совершенствования жилищно-коммунального комплекса, развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья и исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
  Но из приведенной в Программе последовательности шагов от строительства до ипотечного жилищного кредитования, рассмотреных выше, ее разработчики не до конца учли последствия, к которым может привести отсутствие сбалансированного роста спроса и предложения на рынке жилья.
  В характеристиках существующих проблем указывается, что даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье, а существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. Далее следует однозначный вывод, что необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.
  Поэтому задача Программы:
  с одной стороны - создать возможность улучшить жилищные условия граждан, перед которыми государство несет обязательства по закону;
  с другой - сформировать такие рыночные отношения в жилищной сфере, которые бы дали толчок развитию этой отрасли экономики на долгосрочную перспективу.
  Рассматривая проблемы, возникшие при практической реализации Национального проекта, мы обратили внимание на проблемы строительной индустрии и обеспечение все наиболее расширяющегося строительства жилья новыми строительными материалами. Учитывая значительную капиталоемкость промышленности стройматериалов, начальным толчком к ее динамичному и устойчивому развитию должна послужить программа, создающая на первом этапе стартовые условия, которые обеспечат привлечение инвесторов на этот рынок.
  Эта программа должна быть рассмотрена и утверждена на правительственном уровне в качестве федеральной целевой программы (условное название ФЦП "Развитие стройиндустрии") и войти в качестве равноправной составляющей в пакет программ национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".56
  Во-первых, данная программа должна предусматривать меры государственной поддержки промышленности строительных материалов, такие как:
  - меры нормативно-правового характера, направленные на совершенствование законодательства с целью создания условий для повышения инвестиционной активности, предоставления льгот для предприятий строительных материалов на период строительства новых мощностей;
  - меры по совершенствованию системы стандартизации и сертификации строительных материалов, изделий и конструкций;
  - меры по финансированию научно-исследовательских работ, ориентированных на создание новых технологий в производстве строительных материалов;
  - снижение таможенных пошлин на новое оборудование, запасные части и сырьевые компоненты для технологического перевооружения промышленности стройматериалов, выпускаемые только за рубежом.
  Во-вторых, государство должно непосредственно принять участие в качестве партнера по развертыванию важнейшего вида промышленности.
  Должен быть определен перечень производственных мощностей по производству базовых строительных материалов и осуществлено их строительство за государственный счет или на государственные субсидии с последующей передачей их в концессию коммерческим организациям для выполнения долгосрочного государственного заказа на производимую продукцию в размере не менее 50% от производственных мощностей.
  Это позволит равномерно разместить промышленные предприятия с учетом потребностей регионов, гарантирует концессионеру благоприятное сочетание долгосрочного госзаказа с производством продукции для нужд свободного рынка и одновременно направлять продукцию, произведенную в рамках госзаказа, на строительство социального жилья.
  При стимулировании в данной программе роста производства стройматериалов хотелось бы избежать появления в ней псевдорыночных мероприятий, деклараций об опоре на частные ресурсы - денежные, кадровые, производственные - не подкрепленных практическими, значимыми для частных инвесторов стимулами, такими как налоги, льготы и кредиты.
  Следует безотлагательно приступить к разработке подпрограмм, направленных на:
  разработку экономических стимулов и формирование инвестиционно-привлекательного климата для частных инвесторов;
  - составление перечня приоритетных для России регионов, требующих развития промышленности стройматериалов, как успешных в экономическом отношении, так и дотационных, но имеющих стратегическое значение;
  - разработку классификации жилья по степени доступности для доходов различных социальных слоев, его стандартизации по срокам эксплуатации, метражности, определение минимального набора параметров, определяющих понятие "комфортность" и "доступность", и т.п. Методическая база определения комфортности и доступности жилья позволит регионам принять собственные региональные программы, учитывающие прогнозы социально-экономического развития регионов, включая потребности в трудовых ресурсах; состояние и структуру существующего жилищного фонда; состояние инженерной и социальной инфраструктуры, коммунальной энергетики и ЖКХ в целом; возможности и перспективы развития базы стройиндустрии и технологии строительства жилья, с точки зрения местных сырьевых ресурсов, а также сформированных предпочтений и представлений о комфортности жилья.
  - разработку мер по воссозданию и развитию системы профтехобразования для строительной индустрии, стимулированию научной и методической деятельности в строительстве;
  - изменение иммиграционного законодательства для увеличения притока рабочей силы на период массового строительства;
  - рассмотрение вопроса об использовании жилищных сертификатов для направления миграционных потоков трудоспособных россиян в стратегически важные для России регионы с дефицитом рабочей силы.
  Одновременно с этим в рамках Национального проекта необходимо приступить к реализации пилотных проектов, направленных на подъем и развитие промышленности строительных материалов и стройиндустрии в ряде регионов РФ.
  Принятие программы развития строительной индустрии и промышленности стройматериалов будет служить фундаментом для успеха Национального проекта "Доступное жилье" и станет одним из первых примеров реализации эффективного государственного проекта.
  Жилищная политика должна в обязательном порядке включать в себя социальную поддержку малоимущих слоев населения. На сегодняшний день только порядка 20% населения могут принимать участие в системе ипотечного жилищного кредитования на существующих условиях. В сложившихся условиях необходимо провести градацию населения, не способного в настоящее время участвовать в рыночной ипотеке, с целью определения оптимальных условий решения жилищной проблемы для каждой категории населения.
  Очевидно, что для населения с минимальными доходами (и особенно с доходами ниже прожиточного минимума) единственным решением жилищной проблемы может стать социальное жилье. Причем, это жилье целесообразно предоставлять в социальный найм, а не в собственность. Собственность на жилье предполагает определенный уровень доходов, позволяющий следить за его содержанием. Именно поэтому в результате бесплатной приватизации жилья в стране появилось много собственников, которые не могут позволить себе платить даже минимальную плату за коммунальные услуги. Представляется необходимым формирование муниципалитетами фонда социального жилья, предоставляемого в долгосрочный найм, в том числе с субсидированием платы за найм и оплаты коммунальных платежей населению с низкими доходами.57
  Необходимо осуществление системы взаимоувязанных мер, направленных на решение жилищной проблемы в Российской Федерации и обеспечение перехода от ушедшего типа социалистической урбанизации к урбанизации нового этапа жизни нашего народа. Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должен стать эффективным инструментом революционного сдвига в росте объемов строительства жилья, преодолении кризиса жилищно-коммунального хозяйства, оптимизации национальной системы расселения на территории России, оздоровлении и улучшении городов, поселений, развитии новых типов населенных мест, массового индивидуального усадебного жилища, технически передовых энергосберегающих коммунальных систем и инженерно-транспортной инфраструктуры.58
  Для этого требуется:
  - перейти к новому поколению градостроительных и технологических методов обеспечения российской урбанизации, перестать уповать на уклады и градостроительные приемы середины прошлого века, в рамках которых осуществляется почти всё сегодняшнее градостроительство и многие из предлагаемых его модификаций;
  - провести решительную модернизацию сферы градостроительного проектирования - территориального планирования и градостроительного зонирования, осознав, что именно за эту сферу целиком и полностью ответственны органы государственной власти и местного самоуправления и именно здесь находится поле основных стратегических решений в жилищной политике и градостроительстве, для чего необходимо принять поправки в нормативно-правовые акты, указанные в третьем параграфе первой главы дипломной работы;
  - подготовить основные положения федеральной градостроительной политики, поддержать разработку региональных и местных градостроительных политик, сделав их неотъемлемой составной частью стратегий и основных направлений развития территорий;
  - создать и апробировать в форме пилотных проектов несколько работоспособных схем реализации масштабных инвестиционно-строительных инициатив на основе кредитных и кооперированных источников финансирования, государственно-частного партнерства, сформировать организационные, инвестиционные и правовые механизмы региональных проектно-правовых и градостроительных конвейеров планирования, отвода территорий под застройку, их правовой и инженерной подготовки, массового строительства в интервале справедливой рыночной цены комфортного жилища, становящегося доступным;
  - осуществить ряд организационных мероприятий по развитию градостроительства:
  - содействовать развитию горизонтальных связей между регионами, местными сообществами в части совместной разработки документов территориального планирования;
  - содействовать созданию крупной комплексной градостроительной организации с государственным участием, осуществляющей полный цикл инвестиционно-строительной деятельности от территориального планирования до продаж готовых объектов недвижимости в составе крупных градостроительных комплексов с полным социальным и коммунальным обслуживанием.
  Необходимо обеспечить информационно-аналитическое сопровождение и мониторинг реализации Национального жилищного проекта, обращая особое внимание на:
  - достаточность темпов роста объемов жилищного строительства;
  - структуру возводимого жилья (проектные решения и технологии строительства) и формы его последующей реализации (покупка, найм, социальный найм);
  - сбалансированность платежеспособного спроса, потребностей региональных рынков труда и предложений на рынке жилья;
  - тесную увязку инвестиционно-строительных проектов с созданием коммунальной инфраструктуры территорий, предназначенных под жилищную застройку.
  Таек же прежде всего, необходимо провести конкурсный отбор ресурсоэкономичных проектов жилых домов, рекомендуемых для строительства в конкретных регионах. Необходимо провести всероссийский и региональные конкурсы по отбору имеющихся наиболее эффективных научно-технических разработок по всему спектру материально-конструктивных, инженерных, технологических, организационных, экономических и других решений.
  Необходимо расширить практику проектирования в сельской местности, малых и средних городах, при наличии практически неограниченных территориальных возможностей, строительства малоэтажных индивидуальных и сблокированных жилых домов из местных строительных материалов. Использовать существующие технические разработки и мощности по изготовлению комплектных мини-заводов по производству стеновых, кровельных и отделочных материалов, сухих смесей, эффективных железобетонных изделий, не требующих для их монтажа тяжелых кранов, а также другие установки по обработке древесины, изготовлению керамических материалов и локальному жизнеобеспечению отдельных домов или группы жилых зданий.
  Комплексное решение проблем по всем указанным в дипломной работе направлениям, включая совершенствование нормативно-правовой базы, развитие ипотечного жилищного кредитования и решение практических проблем строительной индустрии позволит наиболее эффективно реализовать на практике Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
 
 Заключение
 
  Рассмотрев вышеизложенное в дипломной работе, можно сделать следующие выводы.
  Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" включает четыре направления "Повышение доступности жилья", "Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования", "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", "Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством".
  Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.
  Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
  Юридической базой Национального проекта стали уже принятые нормативные правовые акты, включая новые Жилищный, Градостроительный кодексы. В их развитие рабочей группой подготовлен перечень нормативных правовых актов, которые необходимо дополнительно разработать и принять на федеральном, региональном и местном уровнях.
  Начальный этап реализации Национального проекта, рассчитанный до 2010 года, должен решить три основные задачи:
  1) увеличить годовой ввод жилья до 80 млн. кв. м. Для этого надо:
  - повысить эффективность федеральных целевых программ, прежде всего программы "Жилище", разработать и реализовать региональные и муниципальные программы;
  - подготовить земельные участки за счет бюджетов всех уровней на условиях софинансирования со стороны частных инвесторов. Реализация этих участков уже происходит на аукционах и конкурсах;
  - активизировать строительство социального жилья и выполнение государственных обязательств;
  2) увеличить количество выдаваемых ипотечных кредитов до 1 млн. (с 46 тыс. в 2004 году).
  Механизмы достижения цели следующие:
  - компенсация отдельным категориям граждан части процентной ставки за счет бюджетных средств (на эти цели до 2010 года необходимо около 118 млрд. руб.);
  - предоставление долгосрочных гарантий по ипотечным кредитам;
  - увеличение уставных капиталов ипотечных агентств;
  - принятие минимальных федеральных стандартов по ипотечному кредитованию Правительством РФ;
  - развитие ссудосберегательных касс;
  3) модернизировать и реформировать жилищное хозяйство и коммунальную инфраструктуру. Для этого необходимы финансовое оздоровление и демонополизация предприятий коммунального хозяйства, реконструкция жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
  4) решить проблемы развития мощностей и объемов производства строительных материалов в стройиндустрии.
  5) разработать новые направления в градостроительном регулировании и проектировании застройки, отвечающие современным увеличивающимся по объемам строительства требованиям застройщиков.
  В Правительстве РФ ответственным за реализацию национальных проектов назначили первого заместителя Председателя Правительства Д. А. Медведева, который координирует работу федеральных органов исполнительной власти, дает им поручения по реализации национальных проектов.
  Реализацию приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" можно представить в двух форматах:
  - совершенствование нормативного правового регулирования строительного рынка и рынка ипотечного кредитования;
  - выделение государственных средств на отдельные мероприятия, в том числе на развитие ЖКХ, предоставление субсидии на часть стоимости приобретаемого жилья, предоставление жилья военнослужащим и т. д.
  Первая группа мер позволит снизить ставки по ипотечным кредитам и цены на квартиры, что сделает доступным жилье для так называемого среднего класса, то есть для большинства населения страны.
  Вторая группа мер направлена на создание строительных площадок, обеспеченных инженерной коммунальной инфраструктурой (на подключение дома к коммунальным сетям приходится значительная доля затрат на его строительство). В результате запланировано уменьшение цены квадратного метра жилья. Также бюджетное финансирование будет направлено на поддержку тех, кто не в состоянии взять ипотечный кредит или внести первый взнос по нему. Сокращение очереди на получение жилья проведут за счет частичного финансирования государством приобретения квартир. Так, 40 % стоимости жилья для молодой семьи оплатит государство, а на оставшиеся 60 % супруги возьмут ипотечный кредит.
  Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы наиболее важными являются: принятие документов по регулированию рынка ипотечных ценных бумаг; привлечение средств пенсионных фондов и страховых компаний на рынок ипотечных ценных бумаг; страхование ипотечных жилищных кредитов; деятельность бюро кредитных историй, жилищно-накопительных кооперативов; совершенствование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; защита прав покупателей жилой недвижимости.
  Центральную роль в решении проблем доступного жилья и реформировании жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему отводят федеральной целевой программе "Жилище". Общий объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета в 2006-2010 гг. составит 223,2 млрд. руб.
  В 2010 году при успешной реализации приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" ожидается решение следующих задачах:
  - улучшение жилищных условий населения страны;
  - рост объема вновь вводимого и реконструируемого жилья до 80 млн. кв. м в год;
  - доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;
  - увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов (займов) до 415 млрд. руб. в год;
  - возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств и ипотечных кредитов (займов), для 30 % семей;
  - сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до пяти-семи лет;
  - адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
  - повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 50 %).
 
 Список использованной литературы и нормативно-правовых актов
 
 Нормативно-правовые акты
  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 08.11.2007) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
  3. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 04.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
  4. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 18.10.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
  5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 23.11.2007) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997) // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3594.
  6. Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре" (принят ГД ФС РФ 24.11.1999) // "Собрание законодательства РФ", 10.01.2000, N 2, ст. 149.
  7. Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "Об ипотечных ценных бумагах" (принят ГД ФС РФ 14.10.2003) // "Собрание законодательства РФ", 17.11.2003, N 46 (ч. 2), ст. 4448.
  8. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (принят ГД ФС РФ 03.12.2004) // "Собрание законодательства РФ", 27.12.2004, N 52 (часть 1), ст. 5276.
  9. Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498.
  10. Федеральный закон от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (принят ГД ФС РФ 20.04.2007) // "Собрание законодательства РФ", 21.05.2007, N 21, ст. 2455.
  11. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (принят ГД ФС РФ 04.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4017.
  12. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 19.02.2008) "О Федеральной Целевой Программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 24.09.2001, N 39, ст. 3770.
  13. Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 (с изм. от 08.08.2007) "О дополнительных мерах по реализации Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 06.02.2006, N 6, ст. 694.
  14. Постановление Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 (ред. от 29.12.2007) "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.2006, N 21, ст. 2262.
  15. Постановление Правительства РФ от 03.06.2006 N 351 (ред. от 10.05.2007) "О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства" // "Собрание законодательства РФ", 09.06.2006, N 24, ст. 2604.
  16. Постановление Правительства РФ от 27.06.2006 N 393 (ред. от 14.11.2007) "Об утверждении Правил проведения отбора субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры для предоставления средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 03.07.2006, N 27, ст. 2938.
  17. Постановление Правительства РФ от 11.09.2006 N 557 "О внесении изменений в Федеральную Целевую Программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 18.09.2006, N 38, ст. 3986.
  18. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 100 (ред. от 18.08.2007) "О Федеральной Целевой Программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // "Собрание законодательства РФ", 27.02.2006, N 9, ст. 1020.
  19. Приказ Росстроя от 13.02.2006 N 29 (ред. от 14.03.2007) "О подготовке и реализации Федеральной Целевой Программы "Жилище" и входящих в ее состав подпрограмм, а также мероприятий в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (вместе с "Положением о комиссии по отбору субъектов Российской Федерации и проектов для участия в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" и "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства", входящих в состав Федеральной Целевой Программы "Жилище" в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России") // "Нормирование в строительстве и ЖКХ", N 2, 2006.
  20. Постановление Росстата от 28.11.2005 N 90 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за целевыми индикаторами и показателями реализации федеральных целевых программ" // "Вопросы статистики", N 3, 2006.
  21. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Не будет ни революций, ни контрреволюций" // "Российская газета", N 66, 04.04.2001.
  22. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "России надо быть сильной и конкурентоспособной" // "Российская газета", N 71, 19.04.2002.
  23. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // "Российская газета", N 93, 17.05.2003.
  24. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // "Российская газета", N 109, 27.05.2004.
  25. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // "Российская газета", N 86, 26.04.2005.
  26. Проект Федерального закона N 330901-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 18.10.2006) // СПС "КонсультантПлюс"
 
 Монографии и авторские труды
  27. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. - М.: Дело, 2007. - 584 с.
  28. Далаксакуашвили И.Л., Симионов Ю.Ф. Доступное жилье. - М.: Феникс, 2006. - 158 с.
  29. Егоров А.Ю., Гукова А.В. Инвестиционный капиталл предприятия. - М.: КноРус, 2006. - 276 с.
  30. Конотопов М.В., Сметанин С. Из тупика. Экономический опыт мира и путь России. - М.: Академический проект, 2000. - 384 с.
  31. Ливонская Е.В.Ипотечное жилищное кредитование как один из способов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007. - 24 с.
 
 Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
  32. Аверченко В.А. Проблемы конституционно-правового регулирования права на жилище // Россия: тенденции и персективы развития. Сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 5: Ч. 1. - М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 193-195.
  33. Аллагулова Н.К., Джамалова Д.Ф., Фаляхов А.И. О проблемах реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" // Актуальные проблемы становления гражданского общества в России. Материалы региональной научно-практической конференции. - Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2006. С. 191-197.
  34. Афанасьев А.Н. Проблемы правового регулирования формирования рынка доступного жилья в Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Вып. 62. - М.: За права военнослужащих, 2006. С. 107-110.
  35. Ахматьянова В.А. Проблемы формирования рынка доступного жилья в Российской Федерации // Наука и образование - 2005. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и 5-летию образования Нефтекамского филиала БашГУ: В 3-х частях. - Нефтекамск: РИО БашГУ, 2006. С. 353-358.
  36. Будылка В.М. Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и его сопровождение государственной регистрацией прав на недвижимое имущество (на примере Омской области) // Российская юстиция. № 6. 2007. С. 51-52.
  37. Валинурова Л.С. Прогнозирование объема инвестиций в экономическую систему // Закон и право, № 5, 2005. С. 57-61.
  38. Викторов И.С. О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на реализацию национального проекта "доступное и комфортабельное жилье - гражданам России" // Жилищное право. № 10. 2006. С. 3-18.
  39. Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года // "Российская газета", N 133, 11.07.2000.
  40. Выступление В.В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета от 5 сентября 2005 года // http://www.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_type63374type63378type82634_93296.shtml
  41. Гальцова О.Д. Развитие государственной регистрации ипотеки жилья в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. № 5. 2006. С. 98-104.
  42. Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. Законодательное регулирование управления многоквартирными домами // Жилищное право, 2002, № 2. С. 2-14.
  43. Гривков О.Д., Шичанин А.В. Правовые проблемы доступного жилья // Законодательство и экономика. № 9. 2005. С. 61-70.
  44. Дружинин Д.Н. К вопросу о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Юридический вестник РГЭУ. № 4. 2006. С. 16-20.
  45. Дронов А.А. Концепция вхождения частного бизнеса в жилищный и коммунальный секторы муниципальной экономики // Жилищное право, 2004, № 1. С. 27-37.
  46. Егорова Н.Е., Иванюк О.А., Потапенко В.С. Правовое обеспечение государственных реформ: проблемы и пути их решения // Журнал российского права, 2007, № 10. С. 130-147.
  47. Ермишина А.В. Государство и жилищно-коммунальный комплекс: особенности контрактации // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2004, № 4. С. 87-95.
  48. Ивлиева И.А. Отраслевая целевая программа "Развитие жилищного строительствав Астраханской области" в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Правовые вопросы строительства. № 1. 2007. С. 37-38.
  49. Косарева Н.Б. Рынок доступного жилья - государственный приоритет // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. № 3 (20). 2004. С. 34-36.
  50. Ливонская Е.В. Развитие института ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации в аспекте приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Гражданское право. № 2. 2007. С. 34-36.
  51. Лочан С.А. Управление недвижимостью и формирование стратегии инвестиционной деятельности строительной компании // Закон и право, 2006, № 1. С. 69-71.
  52. Лисица В.Н. Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России": проблемы правореализации // Жилищное право. № 1. 2007. С. 16-22.
  53. Лисица В.Н. Правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Жилищное право. № 11. 2007. С. 2-12.
  54. Миронов А.Л., Мышко Ю.А. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 3. 2007. С. 8-10.
  55. Мышко Ю.А. Обеспечение граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 4. 2006. С. 53-55.
  56. Норкина Е.В. О некоторых проблемах правового обеспечения национального проекта "Доступное жилье" на территории Российской Федерации // Гражданское право. № 1. 2007. С. 39-43.
  57. Пашов Д.Б. Государственный жилищный ипотечный банк в национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Право и политика. № 10. 2006. С. 137-141.
  58. Пашов Д.Б. О законодательном обеспечении доступного жилья в России // Законодательство и экономика. № 6. 2006. С. 26-33.
  59. Попов И.В. Законодательство о задатке требует совершенствования в интересах осуществления национального проекта " Доступное жилье" // Гражданский кодекс Российской Федерации и новейшее законодательство. Материалы межвузовских научно-практических конференций. - Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2007. С. 83-90.
  60. Филиппова Е.С. Проблемы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Законодательство и экономика. № 8. 2006. С. 10-13.
  61. Шаккум М.Л. Законодательное обеспечение реализации приоритетного национального проекта "Доступное жилье - гражданам России" // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. № 3-4 (28-29). 2006. С. 20-27.
  62. Шахмурадова С.Р. Значение территориального планирования при реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Закон и право. № 6. 2007. С. 10-12.
  63. Юдин А.В. Проблема судебной защиты прав лиц, реализуемых в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Правовые вопросы строительства. № 1. 2007. С. 39-41.
 
 Учебная литература
  64. Власова В.М., Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 608 с.
  65. Гумба Х.М., Кузнецов Ф.Н., Степанов И.С. Экономика строительства: Учебник для ВУЗов. Изд. 3-е, доп., перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 620 с.
  66. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование. Учебник для ВУЗов. - М.: Юнити, 2005. - 448 с.
  67. Колтынюк Б. А. Инвестиционные проекты. Учебник. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 622 с.
 
 1 Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 (с изм. от 08.08.2007) "О дополнительных мерах по реализации Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 06.02.2006, N 6, ст. 694.
 2 См.: Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. - М.: Дело, 2007. - 584 с.; Валинурова Л.С. Прогнозирование объема инвестиций в экономическую систему // Закон и право, № 5, 2005. С. 57-61.; Егоров А.Ю., Гукова А.В. Инвестиционный капиталл предприятия. - М.: КноРус, 2006. - 276 с.; Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование. Учебник для ВУЗов. - М.: Юнити, 2005. - 448 с.; Колтынюк Б. А. Инвестиционные проекты. Учебник. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 622 с.; Конотопов М.В., Сметанин С. Из тупика. Экономический опыт мира и путь России. - М.: Академический проект, 2000. - 384 с.; Власова В.М., Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 608 с. и др.
 3 См.: Аверченко В.А. Проблемы конституционно-правового регулирования права на жилище // Россия: тенденции и персективы развития. Сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 5: Ч. 1. - М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 193-195.; Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. Законодательное регулирование управления многоквартирными домами // Жилищное право, 2002, № 2. С. 2-14.; Гумба Х.М., Кузнецов Ф.Н., Степанов И.С. Экономика строительства: Учебник для ВУЗов. Изд. 3-е, доп., перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 620 с.; Дронов А.А. Концепция вхождения частного бизнеса в жилищный и коммунальный секторы муниципальной экономики // Жилищное право, 2004, № 1. С. 27-37.; Егорова Н.Е., Иванюк О.А., Потапенко В.С. Правовое обеспечение государственных реформ: проблемы и пути их решения // Журнал российского права, 2007, № 10. С. 130-147.; Ермишина А.В. Государство и жилищно-коммунальный комплекс: особенности контрактации // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2004, № 4. С. 87-95.; Лочан С.А. Управление недвижимостью и формирование стратегии инвестиционной деятельности строительной компании // Закон и право, 2006, № 1. С. 69-71.; Далаксакуашвили И.Л., Симионов Ю.Ф. Доступное жилье. - М.: Феникс, 2006. - 158 с. и др.
 4 См.: Аллагулова Н.К., Джамалова Д.Ф., Фаляхов А.И. О проблемах реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" // Актуальные проблемы становления гражданского общества в России. Материалы региональной научно-практической конференции. - Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2006. С. 191-197.; Афанасьев А.Н. Проблемы правового регулирования формирования рынка доступного жилья в Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Вып. 62. - М.: За права военнослужащих, 2006. С. 107-110.; Будылка В.М. Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и его сопровождение государственной регистрацией прав на недвижимое имущество (на примере Омской области) // Российская юстиция. № 6. 2007. С. 51-52.; Гальцова О.Д. Развитие государственной регистрации ипотеки жилья в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. № 5. 2006. С. 98-104.; Дружинин Д.Н. К вопросу о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Юридический вестник РГЭУ. № 4. 2006. С. 16-20.; Косарева Н.Б. Рынок доступного жилья - государственный приоритет // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. № 3 (20). 2004. С. 34-36.; Ливонская Е.В.Ипотечное жилищное кредитование как один из способов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007. - 24 с.; Лисица В.Н. Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России": проблемы правореализации // Жилищное право. № 1. 2007. С. 16-22.; Лисица В.Н. Правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Жилищное право. № 11. 2007. С. 2-12.; Миронов А.Л., Мышко Ю.А. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 3. 2007. С. 8-10.; Норкина Е.В. О некоторых проблемах правового обеспечения национального проекта "Доступное жилье" на территории Российской Федерации // Гражданское право. № 1. 2007. С. 39-43.; Попов И.В. Законодательство о задатке требует совершенствования в интересах осуществления национального проекта " Доступное жилье" // Гражданский кодекс Российской Федерации и новейшее законодательство. Материалы межвузовских научно-практических конференций. - Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2007. С. 83-90.; Филиппова Е.С. Проблемы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Законодательство и экономика. № 8. 2006. С. 10-13.; Шаккум М.Л. Законодательное обеспечение реализации приоритетного национального проекта "Доступное жилье - гражданам России" // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. № 3-4 (28-29). 2006. С. 20-27.; Юдин А.В. Проблема судебной защиты прав лиц, реализуемых в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Правовые вопросы строительства. № 1. 2007. С. 39-41. и др.
 5 Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года // "Российская газета", N 133, 11.07.2000.
 6 Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Не будет ни революций, ни контрреволюций" // "Российская газета", N 66, 04.04.2001.
 7 Послание Президента РФ Федеральному Собранию "России надо быть сильной и конкурентоспособной" // "Российская газета", N 71, 19.04.2002.
 8 Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // "Российская газета", N 93, 17.05.2003.
 9 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // "Российская газета", N 109, 27.05.2004.
 10 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // "Российская газета", N 86, 26.04.2005.
 11 Выступление В.В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета от 5 сентября 2005 года // http://www.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_type63374type63378type82634_93296.shtml
 12 Выступление В.В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета от 5 сентября 2005 года // http://www.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_type63374type63378type82634_93296.shtml
 13 См.: Миронов А.Л., Мышко Ю.А. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 3. 2007. С. 8.
 14 См.: Гривков О.Д., Шичанин А.В. Правовые проблемы доступного жилья // Законодательство и экономика. № 9. 2005. С. 61.
 15 См.: Ермишина А.В. Государство и жилищно-коммунальный комплекс: особенности контрактации // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2004, № 4. С. 88.
 16 См.: Далаксакуашвили И.Л., Симионов Ю.Ф. Доступное жилье. - М.: Феникс, 2006. С. 32-36.
 17 См.: Далаксакуашвили И.Л., Симионов Ю.Ф. Указ. работа. С. 48.
 18 См.: Далаксакуашвили И.Л., Симионов Ю.Ф. Указ. работа. С. 50.
 19 См.: Дружинин Д.Н. К вопросу о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Юридический вестник РГЭУ. № 4. 2006. С. 16.
 20 Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 19.02.2008) "О Федеральной Целевой Программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 24.09.2001, N 39, ст. 3770.
 21 Приказ Росстроя от 13.02.2006 N 29 (ред. от 14.03.2007) "О подготовке и реализации Федеральной Целевой Программы "Жилище" и входящих в ее состав подпрограмм, а также мероприятий в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (вместе с "Положением о комиссии по отбору субъектов Российской Федерации и проектов для участия в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" и "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства", входящих в состав Федеральной Целевой Программы "Жилище" в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России") // "Нормирование в строительстве и ЖКХ", N 2, 2006.
 22 Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 (с изм. от 08.08.2007) "О дополнительных мерах по реализации Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 06.02.2006, N 6, ст. 694.
 23 Постановление Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 (ред. от 29.12.2007) "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.2006, N 21, ст. 2262.
 24 Постановление Правительства РФ от 03.06.2006 N 351 (ред. от 10.05.2007) "О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства" // "Собрание законодательства РФ", 09.06.2006, N 24, ст. 2604.
 25 Постановление Правительства РФ от 27.06.2006 N 393 (ред. от 14.11.2007) "Об утверждении Правил проведения отбора субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры для предоставления средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 03.07.2006, N 27, ст. 2938.
 26 См.: Дружинин Д.Н. К вопросу о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Юридический вестник РГЭУ. № 4. 2006. С. 18-19.
 27 "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 18.10.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
 28 Постановление Росстата от 28.11.2005 N 90 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за целевыми индикаторами и показателями реализации федеральных целевых программ" // "Вопросы статистики", N 3, 2006.
 29 Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498.
 30 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 04.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
 31 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 08.11.2007) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
 32 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 23.11.2007) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997) // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3594.
 33 Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (принят ГД ФС РФ 03.12.2004) // "Собрание законодательства РФ", 27.12.2004, N 52 (часть 1), ст. 5276.
 34 Федеральный закон от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (принят ГД ФС РФ 20.04.2007) // "Собрание законодательства РФ", 21.05.2007, N 21, ст. 2455.
 35 Проект Федерального закона N 330901-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 18.10.2006) // СПС "КонсультантПлюс"
 36 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (принят ГД ФС РФ 04.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4017.
 37 Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре" (принят ГД ФС РФ 24.11.1999) // "Собрание законодательства РФ", 10.01.2000, N 2, ст. 149.
 38 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
 39 Постановление Правительства РФ от 11.09.2006 N 557 "О внесении изменений в Федеральную Целевую Программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 18.09.2006, N 38, ст. 3986.
 40 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 100 (ред. от 18.08.2007) "О Федеральной Целевой Программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // "Собрание законодательства РФ", 27.02.2006, N 9, ст. 1020.
 41 Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "Об ипотечных ценных бумагах" (принят ГД ФС РФ 14.10.2003) // "Собрание законодательства РФ", 17.11.2003, N 46 (ч. 2), ст. 4448.
 42 См.: Филиппова Е.С. Проблемы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Законодательство и экономика. № 8. 2006. С. 10.
 43 См.: Филиппова Е.С. Проблемы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Законодательство и экономика. № 8. 2006. С. 11.
 44 Аллагулова Н.К., Джамалова Д.Ф., Фаляхов А.И. О проблемах реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" // Актуальные проблемы становления гражданского общества в России. Материалы региональной научно-практической конференции. - Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2006. С. 192.
 45 См.: Шахмурадова С.Р. Значение территориального планирования при реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Закон и право. № 6. 2007. С. 10-12.
 46 См.: Шахмурадова С.Р. Значение территориального планирования при реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Закон и право. № 6. 2007. С. 10-12.
 47 См.: Ахматьянова В.А. Проблемы формирования рынка доступного жилья в Российской Федерации // Наука и образование - 2005. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и 5-летию образования Нефтекамского филиала БашГУ: В 3-х частях. - Нефтекамск: РИО БашГУ, 2006. С. 355.
 48 См.: Аллагулова Н.К., Джамалова Д.Ф., Фаляхов А.И. О проблемах реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" // Актуальные проблемы становления гражданского общества в России. Материалы региональной научно-практической конференции. - Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2006. С. 196-197.
 49 См.: Ливонская Е.В. Развитие института ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации в аспекте приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Гражданское право. № 2. 2007. С. 34.
 50 См.: Ахматьянова В.А. Проблемы формирования рынка доступного жилья в Российской Федерации // Наука и образование - 2005. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и 5-летию образования Нефтекамского филиала БашГУ: В 3-х частях. - Нефтекамск: РИО БашГУ, 2006. С. 356.
 51 См.: Валинурова Л.С. Прогнозирование объема инвестиций в экономическую систему // Закон и право, № 5, 2005. С. 58.
 52 См.: Ливонская Е.В.Ипотечное жилищное кредитование как один из способов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007. С. 6.
 53 См.: Валинурова Л.С. Прогнозирование объема инвестиций в экономическую систему // Закон и право, № 5, 2005. С. 59.
 54 См.: Миронов А.Л., Мышко Ю.А. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 3. 2007. С. 9-10.
 55 См.: Ливонская Е.В.Ипотечное жилищное кредитование как один из способов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007. С. 18.
 56 См.: Норкина Е.В. О некоторых проблемах правового обеспечения национального проекта "Доступное жилье" на территории Российской Федерации // Гражданское право. № 1. 2007. С. 40.
 57 См.: Мышко Ю.А. Обеспечение граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 4. 2006. С. 55.
 58 См.: Дружинин Д.Н. К вопросу о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Юридический вестник РГЭУ. № 4. 2006. С. 20.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 3
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу