<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 Сравнительный анализ основных тенденций развития сотовой связи в мире и в России
 
 П.С. Добрин, В.И. Демчишин, Е.А. Верещак
 ООО "Современные телекоммуникации"
 Москва 117630, ул.Кедрова, д.15,
 Тел./факс: (095) 718-80-55, 718-09-66; e-mail: info@modetel.ru http: www.modetel.ru
 
 
 1. Анализ факторов, определяющих тенденции развития сотовой подвижной связи в мире и в России
 
  Одним из наиболее существенных факторов, определяющих состояние и тенденции развития рынка сотовой подвижной связи в мире является общий кризис телекоммуникационной отрасли.
  Он был обусловлен рядом негативных событий последних двух лет:
 - крахом мифа о быстром развитии Интернет-экономики и последовавшего массового разорения IT-компаний;
 - стагнацией на крупнейших национальных рынках сотовой связи, неудачным запуском мобильного Интернета, а также многомиллиардными суммами, выплаченными операторами за лицензии 3G в западноевропейских странах, и последовавшей приостановкой запуска сетей 3G;
 - ростом недоверия инвесторов к отрасли связи из-за раскрытия в США масштабных афер в транснациональных телекоммуникационных корпорациях.
  В первую очередь кризис затронул экономически наиболее развитые страны и, практически, всех ведущих мировых производителей телекоммуникационного оборудования.
  Под влиянием этого кризиса происходит укрупнение мирового рынка телекоммуникаций, которое применительно к сегменту сотовой подвижной связи - характеризуется:
 - слиянием операторов - лидеров на различных национальных рынках с целью повышения собственной капитализации и инвестиционной привлекательности;
 - переходом ведущих национальных операторов к модели совместного использования телекоммуникационной инфраструктуры на одной лицензируемой территории с целью минимизации начальных затрат на развертывание сетей 3G и сокращения срока окупаемости этих проектов;
 - образованием множества альянсов между ведущими производителями сетевого и абонентского оборудования сотовой связи, являющимися в прошлом конкурентами, с целью скорейшего выпуска на рынок коммерческих образцов оборудования 3G и минимизации затрат на их разработку;
 - образованием альянсов между представителями смежных областей инфокоммуникаций с целью создания и продвижения перспективных услуг 3G (например, операторы <-> разработчики контента; производители оборудования <-> разработчики контента);
 - расширением зоны интересов производителей телекоммуникационного оборудования сотовой связи и переходом их к модели бизнеса, предусматривающей поставку операторам связи готовых решений для предоставления широкого спектра дополнительных услуг на базе передачи данных (взаимообмен мультимедиа-информацией, навигационные услуги, электронная коммерция, офисные приложения и пр.).
  В условиях мирового кризиса телекоммуникаций существенно замедляется реализация ранее декларируемых перспективных направлений развития рынка сотовой подвижной связи:
 - внедрения новых услуг на базе конвергенции мобильной связи и Интернет, а также конвергенции мобильной и фиксированной связи;
 - массового развертывания в различных странах мира сетей сотовой подвижной связи 3G, которые способны обеспечить широкий спектр новых услуг на основе высокоскоростной передачи данных.
 
  Российская телекоммуникационная отрасль находится на подъеме, так как мировой экономический кризис сказался незначительно на сырьенезависимой экономике России, а сам телекоммуникационный рынок в стране еще далек от насыщения.
  Тем не менее, кризис телекоммуникационного сектора мировой экономики, в первую очередь, сказывается отрицательно на рыночной стоимости ведущих российских компаний - операторов сотовой связи, акции которых котируются на бирже (ОАО "МТС" и ОАО "Вымпелком").
  Кроме этого, из-за отсутствия в России собственной технологической базы для развития существующих (1G/2G/2.5G) и перспективных сетей сотовой связи (2.5G/3G), тенденции развития сотовой связи в мире и, особенно, в Европе оказывают существенное влияние на перспективы развития этого сегмента отечественных телекоммуникаций.
  Тенденции развития сотовой подвижной связи в России определяются целым рядом других факторов, которые можно разделить на объективные и субъективные.
 
 К объективным факторам относятся:
 1) уровень социально - экономического развития регионов России их инвестиционная привлекательность. Активность отечественных и зарубежных инвесторов в области телекоммуникаций, их заинтересованность в скорейшей реализации новых проектов, и, в частности, на рынке сотовой подвижной связи, считающимся одним из самых перспективных и прибыльных, в большой степени определяется состоянием социально-экономического развития регионов. Определяющей характеристикой этого комплексного фактора является платежеспособный спрос населения;
 2) наличие свободного частотного ресурса в различных диапазонах, выделенных для развертывания сетей СПС в России и определенных для развития новых технологий 3G в мире;
 3) уровень охвата населения регионов услугами сотовой связи различных стандартов, условия предоставления услуг действующими операторами (перечень услуг, тарифы, качество обслуживания). Наличие в субъектах РФ операторов нескольких стандартов сотовой связи (GSM, AMPS, NMT), среди которых во многих регионах России уже функционируют 2-3 сети стандарта GSM (и ожидается существенный рост таких регионов к концу 2002 г.) во многом предопределяют стратегии действующих и новых операторов на рынке (ориентация на различные сегменты рынка, пересмотр тарифных планов в сторону удешевления услуг, рост общего перечня и качества услуг);
 4) уровень телефонизации населения в регионах России. Так как стационарная сеть связи общего пользования развита в России крайне неравномерно и в большинстве регионов - очень низкий уровень телефонизации (менее 20 %), операторы СПС могут рассматриваться в качестве безальтернативных поставщиков услуг телефонной связи населению небольших удаленных населенных пунктов или частей одного крупного населенного пункта, где строительство стационарной сети связи общего пользования экономически нецелесообразно и в ближайшее время не предполагается;
 5) уровень цифровизации сети связи общего пользования. Опыт эксплуатации действующих сетей СПС в России подтверждает особую значимость своевременного и, более того, опережающего развития цифровой телекоммуникационной инфраструктуры стационарных сетей общего пользования. Наличие различных компонентов цифровых сетей в регионах (каналы связи, АМТС, ГТС, абонентские линии и пр.) позволяет:
 - существенно уменьшить временные и начальные финансовые затраты (инвестиции) при создании сетей СПС за счет широкого использования арендованных цифровых каналов;
 - более полно использовать технические возможности основного оборудования по созданию оптимальных топологий сетей СПС в соответствии с результатами маркетинговых исследований в части охвата территории ("очаговое" покрытие) и конкретных условий размещения оборудования СПС;
 - реализовать требования по доступу мобильных абонентов к ТфОП с обеспечением функционирования различных прикладных сервисов;
 - значительно повысить инвестиционную привлекательность региональных телекоммуникационных проектов по внедрению перспективных систем СПС.
 6) наличие передовых технологических решений от ведущих производителей сетевого и абонентского оборудования СПС, готовых к массовому применению на рынке сотовой связи. Высокий технологический уровень разработок позволит обеспечить масштабное строительство сетей СПС новых поколений (2.5G и 3G) и внедрение новых пользовательских услуг на их основе по приемлемой цене. Традиционными ведущими поставщиками оборудования для сетей СПС изменен подход к оценке своей роли на рынке и сейчас они активно занимаются не только выпуском телекоммуникационного оборудования, но и готовых к применению технологических решений для предоставления оператором различных конвергентных услуг (мобильный Интернет, электронная коммерция, навигационные сервисы и пр.), а также поставкой инструментальных сред для разработки таких решений;
 7) развитость смежных рынков инфокоммуникационных услуг в стационарном исполнении, которые позволяют на пересечении с рынком сотовой подвижной связи развивать широкий класс перспективных конвергентных услуг абонентам сетей СПС. В первую очередь такими смежными сегментами инфокоммуникаций являются рынки услуг Интернет (Рунет) и электронных платежей. Скорейшее их развитие в России будет предопределять начальные условия массовой реализации услуг Интернет и электронной коммерции в мобильном исполнении.
 8) степень готовности нормативно-правовой базы для строительства новых сетей СПС в России (2.5G/3G) и внедрения перспективных услуг на их основе. Для обеспечения развития в России каждого из этих направлений требуется разработка или уточнение целого ряда руководящих и нормативных документов, регламентирующих основные вопросы операторской деятельности и строительства сетей связи:
 * лицензирование услуг и контроль лицензируемой деятельности;
 * получение разрешительных документов на частоты;
 * сертификация оборудования;
 * взаимодействие операторов связи и других участников рынка на различных этапах;
 * государственное регулирование тарифов (с учетом ориентации на преобладание услуг передачи данных);
 * порядок выполнения специальных требований (например, СОРМ);
 * нормативные и руководящие документы по строительству сетей сотовой связи (уточнение Концепции развития сетей СПС в России, генеральные схемы развития сетей СПС различных стандартов, разные концептуальные документы по построению сети связи общего пользования РФ, нормы качества перспективных услуг передачи данных на базе сетей СПС, порядок конверсии радиочастотного спектра и пр.).
  К определяющим субъективным факторам относятся:
 1) Регулирующая деятельность Минсвязи России. Техническая политика, проводимая руководством Минсвязи России в настоящее время, предполагает:
 - активное развертывание сетей стандарта GSM действующими лицензиатами в диапазонах 900 и 1800 МГц;
 - продолжение эксплуатации сетей устаревшего аналогового стандарта NMT в диапазоне 450 МГц и поэтапное развертывание вместо них новых сетей американской технологии 3G - IMT MC (cdma2000);
 - постепенное сворачивание действующих сетей СПС американского стандарта AMPS/DAMPS в диапазоне 800 МГц до 2010 г. и предоставление всем региональным операторам сетей AMPS/DAMPS лицензий на строительство сетей GSM-1800;
 - постепенное сворачивание действующих сетей WLL на базе американского стандарта сотовой связи IS-95 (CDMA) в диапазоне 800 МГц до 2010 г.1;
 - окончательное определение условий выдачи лицензий на услуги в сетях 3G (UMTS) в "корневых" полосах частот в диапазоне 2ГГц в России (условия и порядок лицензирования, содержание лицензий и пр.).
 2) Приоритеты рыночной деятельности основных инвесторов на российском рынке. Так как отрасль телекоммуникаций, в т.ч. сотовая подвижная часть, является очень капиталоемкой, от возможностей и желания конкретных инвесторов (акционеров операторских компаний) вкладывать или привлекать большие объемы финансовых средств во многом зависит темп и стратегия охвата России сетями СПС, внедрение новых услуг на их основе. Например, большой срок окупаемости сетей 3G и высокие риски будут важнейшими ограничивающими факторами строительства этих сетей в России. Отсутствие ясной картины с составлением доходной части бизнес-плана развертывания сетей GPRS также является сдерживающим фактором активного применения этой технологии как к мире, так и в России.
 3) Востребованность населением предлагаемых услуг сотовой подвижной связи. Неготовность платежеспособного населения к восприятию новых технологических решений является серьезным ограничивающим фактором, не позволяющим операторам (их инвесторам) обеспечить скорейший возврат вложенных средств. По оценке аналитиков, внедрение большинства перспективных услуг на базе сетей 2.5G/3G операторам придется проводить с опережением их востребованности, c организацией просветительской работы среди потенциальных потребителей этих услуг. Главную трудность для операторов в настоящее время представляет определение тех услуг, к внедрению которых массовый рынок будет наиболее готов в ближайшей перспективе (т.н. "killer" application). По имеющимся прогнозам, внедрение перспективных услуг будет возможно на начальном этапе только среди наиболее платежеспособной части существующей абонентской базы и, в первую очередь, среди корпоративных клиентов операторов СПС.
 4) Активность некоммерческих организаций - ассоциаций операторов - по решению различных проблемных вопросов операторской деятельности. В настоящее время в России существует несколько таких организаций, объединяющих операторов сотовой связи различных стандартов:
 a. Ассоциация операторов сетей GSM (объединяет действующих операторов GSM; значительную часть новых лицензиатов GSM, в т.ч. 15 операторов AMPS/DAMPS; основных производителей оборудования для сетей GSM, работающих на российском рынке; ряд крупных контент-провайдеров; ведущие российские отраслевые НИУ и консалтинговые компании. Ряды членов Ассоциации постоянно пополняются другими операторами сетей AMPS/DAMPS, получившими лицензии GSM-1800 в 2001-2002 г.г.;
 b. Ассоциация 3G (объединяет 6 крупнейших российских операторов, участвующих в экспериментальных работах в обеспечение развертывания сетей 3G в России, а также ряд ассоциированных членов - работающих на российском рынке поставщиков оборудования 3G, ведущие отраслевые НИИ и др.);
 c. Ассоциация-800 (объединяет более 40 операторов сетей СПС стандарта AMPS/DAMPS и ведущих поставщиков оборудования AMPS/DAMPS);
 d. Ассоциация "СОТЕЛ" (операторы СПС стандарта NMT-450);
 e. Ассоциации CDMA (операторы сетей WLL стандарта IS-95).
  Возможные направления информационного взаимодействия Ассоциаций операторов со всеми участниками рынка сотовой связи по внедрению в России систем 2.5G/3G приведены на рисунке 1.
 
 
 
 2. Сравнительный анализ основных тенденций развития сотовой связи в мире и в России
 
  Среди основных тенденций развития мирового рынка сотовой связи, оказывающих влияние на российский сотовый рынок, можно выделить следующие:
 1) рост количества регионов присутствия операторов GSM и продолжение увеличения доли стандарта GSM по отношению к другим применяемым стандартам сотовой связи в условиях насыщения основных региональных рынков;
 2) усиление противостояния двух основных перспективных технологий-конкурентов: GPRS/UMTS и cdma2000;
 3) консолидация бизнеса сотовой связи;
 4) переход инициативы в развитии рынков сотовой связи из экономически развитых регионов в развивающиеся (периферийные) регионы;
 5) переход от внедрения перспективных технологий передачи данных в сетях сотовой связи к внедрению услуг на базе этих технологий;
 6) появление технологии-конкурента Wi-Fi в качестве сдерживающего фактора скорейшего развития сетей 3G/UMTS.
 
 Тенденция 1. Рост количества регионов присутствия операторов GSM и продолжение увеличения доли стандарта GSM по отношению к другим применяемым стандартам сотовой связи в условиях насыщения основных региональных рынков.
 
  В настоящее время в мире охвачено сетями GSM 95% стран2.
  Количество абонентов GSM на сентябрь 2002 года составило 745.5 млн.3 (табл.1), что составляет 69.2 % от общего количества абонентов сотовой связи в мире. За 9 месяцев текущего года эта доля выросла на 1.5% (рис. 2, 3). Следует отметить, что за этот же период доля аналоговых стандартов на мировом рынке сотовой связи сократилась с 4.7% до 2.9%, а доли других цифровых стандартов (CDMA, TDMA, PDC) изменились незначительно.
 
 Таблица 1. Количество абонентов сетей сотовой связи различных стандартов в мире в 2000-2002 г.г. (по данным GSM Association/EMC)
  Декабрь 2000 г. Декабрь 2001 г. Сентябрь 2002 г. Общее количество абонентов сотовых сетей цифровых стандартов, млн. 653,3 910,2 1049,1 GSM, млн. 455,1 646,5 747,5 W-CDMA (UMTS), млн. 0 0,03 0,146 CDMA (cdmaOne & cdma2000), млн. 82,2 112,2 134,4 PDC, млн. 50,8 56,8 59,5 TDMA (DAMPS), млн. 65,2 94,7 107,8 Общее количество абонентов сотовых сетей аналоговых стандартов (AMPS & NMT-450), млн. 68 45,3 30,9 Общее количество абонентов сотовой связи, млн. - 955,5 1080
  Анализ роста количества абонентов различных стандартов сотовой связи в мире в 2002 году свидетельствует о существенном замедлении темпов увеличения абонентских баз в сотовых сетях на базе цифровых стандартов и нарастании сокращения абонентских баз в сетях на базе аналоговых стандартов (рисунок 4).
  Как новую тенденцию в 2002 г., можно отметить более медленное падение темпа роста количества абонентов в сетях CDMA: рост за 9 месяцев 2002 г. составил 20% (в 2001 г. - 36%). Для сравнения, в сетях GSM за 9 месяцев 2002 г. рост абонентской базы составил 16% (в 2001 г. - 42%).
 
 
  Рисунок 2. Долевое распределение различных стандартов в мире на конец 2001 г.
 
 
  Рисунок 3. Долевое распределение различных стандартов в мире на сентябрь 2002 г.
 
 
 Рисунок 4. Изменение абонентской базы различных стандартов в мире в 2001-2002г.г.
 
 Сокращение темпов роста количества абонентов в мире в 2002 году свидетельствует о насыщении наиболее развитых рынков сотовой связи: в Западной Европе, Северной Америке и Японии.
  Так, западноевропейский рынок сотовой связи, где, в основном, применяется стандарт GSM, находится в состоянии стагнации на уровне 300 млн. абонентов. В 2002 году прирост абонентов составит всего 6% против 17% в 2001 и 53% в 2000 году (рис.5)4. Проникновение сотовой связи на II кв. 2002 г. составляло 77.5%, увеличившись с начала 2001 г. менее чем на 1%. (рис. 6).
 Рисунок 5. Динамика изменения прироста абонентской базы в Западной Европе
 
 
  Рисунок 6. Динамика роста проникновения сотовой связи в Западной Европе
  с 1998 г. по 2002 г.
 
 
  В соответствии с мировой тенденцией в России в течение нескольких последних лет доля стандарта GSM на рынке сотовой связи также неуклонно увеличивается (рис. 7): с 69.2% в начале 2001 г. до 89% в сентябре 2002 г. Это происходит, за счет резкого (более чем в три раза c 2001 г. по 09.2002 г.), сокращения долей рынка стандартов NMT-450 и AMPS/DAMPS, а также незначительного развития в России стандарта сотовой связи CDMA (IS-95) из-за административного ограничения его применения только для строительства сетей радиодоступа к ТфОП (WLL).
 
 Рисунок 7. Долевое распределение различных стандартов сотовой связи в России
 на 01.01 2001 г., 01.01.2002 г. и 01.10.2002 г.
 
 
  Российский рынок сотовой связи по своему масштабу стал в 2002 году крупнейшим в Восточной Европе и продолжает оставаться одним из наиболее динамично развивающихся рынков сотовой связи на европейском континенте: у ведущих российских операторов МТС и Вымпелком рост абонентской базы в 1-м полугодии 2002 года составил 65% и 55% соответственно (таблица 2).
  В отличии от стран Западной Европы, насыщение рынка России пока не наблюдается. По состоянию на конец III кв. 2002 г. средний уровень проникновения составляет 10 %, а до конца 2002 г. прогнозируется его рост до 12%.
 
 
 
 Таблица 2. Рейтинговая оценка ведущих операторов сотовой связи в Восточной Европе по росту абонентской базы в 1-м полугодии 2002 г.5
 № Оператор Страна Численность абонентов на конец I полугодия 2002 г., млн. Прирост за 6 мес. 1 МТС Россия 4,37 65% 2 Era GSM - Polska Telefonia Cyfrowa Польша 4,24 12% 3 Plus GSM - Polkomtel Польша 3,9 18% 4 Eurotel Praha Чехия 3,6 11% 5 Би Лайн - ВымпелКом Россия 3,28 55% 6 T-Mobile - Radiomobil Чехия 3,25 14%
  Поскольку по уровню проникновения к среднеевропейскому приближаются только такие города, как Москва и С.-Петербург, в первую очередь, для действующих здесь операторов, будут актуальны пути решения проблемы дальнейшего развития в условиях насыщения рынка, аналогично уже сложившейся ситуации в большинстве европейских стран.
 
 Тенденция 2. Усиление противостояния двух основных перспективных технологий-конкурентов: GPRS/UMTS и cdma2000
 
  В ближайшее время развитие рынков сотовой связи в мире будет характеризоваться усилением противостояния двух семейств технологий: GSM/UMTS и cdmaOne/cdma2000.
  Относительно состояния и ближайших перспектив развития сетей GPRS/UMTS можно отметить следующее.
  С июня 2000 г. в мире было введено в коммерческую эксплуатацию 128 сетей GPRS. Однако за два года абонентами этих сетей стали всего 2.5 млн. человек.
  Несмотря на то, что уже свыше 50 из 76 западноевропейских GSM-операторов внедрили поддержку стандарта GPRS, популярность его среди абонентов остается крайне невысокой. По данным Analysys, в настоящее время в Европе проданы около 3,3 млн. телефонов с поддержкой GPRS, однако реально этим протоколом пользуются лишь 1 млн. абонентов, то есть менее трети от их потенциально возможного числа и чуть более 1 процента от общего числа владельцев сотовых телефонов в Европе.
  Со времени выдачи в Финляндии трех лицензий на услуги сотовой подвижной связи третьего поколения 3G/UMTS в 1999 году, было выдано в общей сложности еще 100 лицензий в 26 странах мира. На их приобретение операторами было потрачено порядка 112 млрд. долларов США.
  Однако, в связи с мировым кризисом телекоммуникационной отрасли, начало ввода сетей сотовой связи нового поколения отодвинулось на несколько лет - активное развертывание этих сетей предполагается в 2003-2004 г.г. Так, по прогнозу компании EMC, в 2003 году в Западной Европе будет введено порядка 40 коммерческих сетей UMTS (рис. 8).
  Если на европейском континенте в настоящее время такие сети развернуты только на острове Мэн (оператор - O2) и в Монако (оператор - Monaco Telecom), то во II-м квартале 2003 года в странах Западной Европы начнется массовый ввод сетей UMTS в коммерческую эксплуатацию.
 
 
 Рисунок 8. Прогноз ввода новых сетей UMTS в Западной Европе
 (по данным компании EMC, октябрь 2002 г.)
 
  Поставщиками оборудования для сетей UMTS выступят ведущие производители оборудования GSM: Nokia, Ericsson и Siemens/NEC. В настоящее время их доля составляет примерно 80% от общего количества заключенных контрактов. Однако, это число может измениться в связи с тем, что многие соглашения между лицензиатами UMTS и поставщиками носят предварительный характер в виде соглашений о намерениях. На рынок активно выходят новые, малоизвестные ранее, поставщики оборудования UMTS, например, китайская компания Huawei Technologies. Кроме этого, окажет влияние тот факт, что становится нормой среди операторов заключение контактов с несколькими ведущими поставщиками оборудования сотовой связи.
  В соответствии с долевым распределением стандартов сотовой связи в мире по состоянию на сентябрь 2002 г., доля стандартов CDMA составляла 12.4% (см. рис.3), значительно уступая стандарту GSM. Однако, если учесть, что в этой доле CDMA 12.5% составляют абоненты коммерческих сетей cdma2000, становится очевидным, что операторы, внедряющие этот стандарт развиваются более динамично. Сейчас их доля рынка 3G составляет 99.1% (таблица 3).
 Таблица 3. Долевое распределение абонентов сетей CDMA в мире на сентябрь 2002 г. (по данным EMC)
  cdmaOne CDMA2000 Количество абонентов сетей CDMA 2G и 3G, млн. абон. 117,62 16,78 Доля от общего количества абонентов CDMA в мире 87,5% 12,5% Доля от общего количества сотовых абонентов в мире 10,9% 1,6% Доля от общего количества абонентов действующих сетей 3G 99,1%
  По состоянию на сентябрь 2002 г. в мире в сетях cdma2000 насчитывалось 16.78 млн. абонентов. С апреля 2002 г., всего за три месяца, более 1 млн. абонентов зарегистрировались в сети cdma2000, развернутой в Японии компанией KDDI. В то время, как другой оператор - NTT DoCoMo - с октября 2001 г. смог набрать в Японии только около 150 тысяч абонентов в своей сети WCDMA (UMTS).
  По данным CDG (CDMA Development Group) на октябрь 2002 г., введены в коммерческую эксплуатацию 22 сети cdma2000 в странах Азии, Америки и Европы, включая cеть CDMA2000 1X/EV-DO в Южной Корее, способную передавать данные со скоростью 2,4 Мбит/с. В ближайшее время ожидается ввод еще 19 коммерческих сетей cdma2000.
  В соответствии с результатами независимого исследования компании Morgan Stanley технология cdma2000 занимает лидирующую позицию на рынке услуг 3G. Исследования Morgan Stanley проводились на опыте операторов связи в Азии, единственном охваченном этим бизнесом регионе, где существуют технологии 2,5G и 3G, а именно GPRS, WCDMA, cdma2000 1X и cdma2000 1X/EV-DO. Исследования позволили сделать вывод о том, что операторы сетей cdma2000 значительно превзошли своих конкурентов в области предоставления коммерческих услуг 3G. Существенными факторами в успехе cdma2000 являются легкость модернизации сетей и взаимообратная совместимость, позволяющая осуществлять безразрывный роуминг между 2G и 3G сетями CDMA, а также белее низкие цены на абонентские терминалы.
  Ключевым же пунктом успеха cdma2000 по сравнению с другими 3G технологиями является то, что cdma2000 требует существенно меньших ресурсов для улучшения возможностей сетей при их модернизации для передачи данных. Так, например, в Японии оператору KDDI требуется для построения сети cdma2000 1X/EV-DO на 25% меньше капиталовложений, чем оператору NTT DoCoMo на создание своей сети WCDMA/UMTS. Аналогично в США: анализ показывает, что компании Sprint PCS потребуется на поддержку CDMA2000 1X/EV-DO 8 долл. США на один канал передачи данных для обслуживания абонента, в то время как другие операторы должны будут потратить в три раза больше на переход в WCDMA.
  Услуги 3G дают большую прибыль для операторов: компания KT Freetel утверждает, что пользователи, имеющие терминал cdma2000-1х с цветным экраном генерируют на 380% больший объем трафика данных и дают на 54% больше доходов в расчете на одного абонента, чем абоненты в сетях 2G. Корейский оператор SK Telecom также недавно заявил, что в первом полугодии 2002 года использование сети 3G способствовало росту сетевых услуг на 42% и повысило доходность с одного оператора на 39%.
  Нужно отметить, что потенциальные пользователи заинтересованы и ожидают предоставления качественных услуг 3G. В этой связи примечателен пример внедрения сетей 3G в Японии, где предоставлением услуг 3G занимаются две компании, использующие разные стандарты: NTT DoCoMo (стандарт WCDMA) и KDDI (стандарт cdma2000-1х). При этом наблюдается определенная зависимость от используемого стандарта.
  Последний опрос общественного мнения, проведенный компанией Nikkei BizTech среди абонентов оператора связи NTT DoCoMo показал, что 36% пользователей относятся к услуге связи 3-го поколения с недоверием. Пользователи не удовлетворены покрытием, не увидели разницы в скорости передачи информации между 3G-скоростями и скоростями в ранее используемых сотовых телефонах с доступом в Интернет, обеспокоены дороговизной услуг. По этой причине прирост абонентской базы происходил не так быстро, как предполагалось.
  Иначе обстоит дело с внедрением сети cdma2000-1х компанией KDDI. Сеть, запущенная 1 апреля 2002 года, вызвала в Японии колоссальный интерес, что способствовало высоким темпам прироста абонентской базы: 334.100 пользователей к 30 апреля, 695.700 пользователей к 31 мая, и достигло миллионной отметки к концу третьего месяца коммерческой эксплуатации сети. В настоящее время услуга распространяется на 43 муниципалитета Японии и KDDI планирует охватить 90% населения Японии к концу 2002 года.
  Кроме этого, в настоящее время на рынке представлено порядка 200 абонентских устройств стандарта CDMA2000, включая сотовые телефоны, органайзеры (PDA), беспроводные модемы. Выпуск этих устройств осуществляется более чем 30-ю ведущими мировыми производителями: AnyDATA, Audiovox, Ericsson, GTRAN Wireless, Hitachi, Hyundai CURITEL, Kyocera, LG Electronics, LG Infocomm, Motorola, Nokia, Novatel Wireless, Samsung, Sanyo, Sierra Wireless, SK Teletech, Sony Ericsson, Wavecom и др.
  Абонентское оборудование cdma2000, в общем, работает в частотных диапазонах 450 МГц, 800 МГц, 1700 МГц и 1900 МГц. Некоторые производители объявили также о готовности в ближайшем будущем оборудования в диапазоне 2100 МГц.
  Эксперты полагают, что стоимость абонентских терминалов cdma2000 в 2003 году опустится до уровня 100 $ и к 2004 году станет сравнимой со стоимостью массовых моделей телефонов 2G.
  Считается, что наличие широкого ряда абонентских терминалов cdma2000 по доступной цене является ключевым фактором активного внедрения технологии cdma2000 в мире.
  Таким образом, сети cdma2000 выходят на позиции мирового законодателя услуг мобильной связи третьего поколения.
  В России также с 2003 г. ожидается активное противостояние технологий GSM/GPRS/UMTS и cdmaOne/cdma2000 на основных региональных рынках сотовой связи.
  Ведущие операторы NMT-450 в г.г. Москва и С.-Петербург предполагают уже в начале 2003 г. развернуть сети 3G на базе технологии IMT MC - 450 (cdma2000-1х в диапазоне 450 МГц), обеспечивающей высокоскоростную передачу данных.
  Действующие операторы сетей WLL CDMA-800 также готовы к предоставлению услуг передачи данных в случае снятия административных ограничений регулирующими органами. Путем незначительной модернизации своих сетей они смогут, перейдя от стандарта IS-95A к IS-95B, обеспечить возможность передачи данных c помощью соответствующих абонентских терминалов со скоростью до 144 кбит/c.
  Ведущими российскими операторами сетей GSM внедряется технология пакетной передачи данных GPRS.
  Крупнейший российский оператор сотовой связи "МТС" совместно с компанией Motorola еще в сентябре 2000 года объявил о начале работы первой в России сети GPRS в г. Москве, однако сроки начала коммерческой эксплуатации этой сети постоянно переносились. Компания запустила в тестовую эксплуатацию услуги на базе технологии GPRS в июне 2002 года в следующих регионах: Москва и Московская область, Костромская, Смоленская, Тверская и Ярославская области. Коммерческая реализация GPRS в Московском регионе предполагается в I квартале 2003 года.
  В опытной эксплуатации находятся также сети дочерних компаний МТС: "Телеком XXI" (C.-Петербург) и "ССС-900" (Новосибирск).
  1 апреля 2002 г. "ВымпелКом" первым из российских сотовых операторов запустил в коммерческую эксплуатацию сеть беспроводной передачи данных (GPRS). Сеть охватывает г. Москву и часть Московской области.
  1 апреля 2002 г. оператор "Мегафон" запустил в коммерческую эксплуатацию сеть GPRS в Московском регионе, а в С.-Петербурге предполагается запуск сети GPRS в начале 2003 г.
  22 октября 2002 г. в сети "Кубань-GSM" начались работы по подготовке к запуску GPRS-сервиса.
  Состояние внедрения сетей GPRS в России на октябрь 2002 г. отображено на рисунке 9.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рисунок 9. Внедрение технологии GPRS ведущими операторами сотовой связи
 
 
 Коммерческими сетями GPRS охвачено 25% абонентов российских сетей GSM, опытными сетями - 29%, а развертываемыми в ближайшей перспективе - 15% (рисунок 10). Таким образом, в начале 2003 года будет обеспечен доступ к услугам на базе GPRS 69% российских абонентов.
 Рисунок 10. Охват российских абонентов GSM сетями GPRS
 
 
  Сети сотовой подвижной связи нового поколения 3G/UMTS на основе европейской технологии UMTS интересует, в первую очередь, наиболее крупных игроков на российском рынке сотовой связи, обладающих мощным финансовым потенциалом: МТС, Вымпелком и Мегафон.
  Ими созданы в 2001-2002 г.г. опытные районы: МТС - в г. Москве на базе оборудования Siemens/NEC, "Вымпелком" - в г. Москве на оборудовании французской Alcatel, "Мегафон" - в г. С.-Петербурге на оборудовании финской Nokia и в г. Москве на оборудовании Ericsson.
  В начале 2002 г. руководством Минсвязи России была заявлена официальная по поводу выдачи лицензий на предоставление услуг 3G/UMTS: Минсвязи не намерено выдавать лицензии на сотовую связь третьего поколения, пока на рынке не появится оттестированное и готовое к коммерческому применению серийное оборудование 3G. Это означает, что обозначен единственный ограничивающий фактор, а необходимая для выдачи лицензий нормативно-правовая база уже практически создана.
  Начало развертывания коммерческих сетей UMTS в г.г. Москве и С.-Петербурге ведущими операторами предполагается после получения на конкурсной основе лицензий предположительно в 2003 году, а предоставление услуг в сетях UMTS - в 2005-2006г.г.
  В этой ситуации, по оценкам экспертов, первые коммерческие сети IMT MC - 450 могут быть развернуты в России на 1.5-2 года раньше появления сетей UMTS в России. Это позволит операторам сетей IMT MC - 450 получить существенное рыночное преимущество.
 
 Тенденция 3. Консолидация бизнеса сотовой связи.
  Мировые лидеры электронной промышленности (Intel, Fujitsu, Siemens, Lucent, Motorola, Nokia, Ericsson и др.) продолжают концентрировать свои большие технологические и финансовые ресурсы на ключевых инновациях в области мобильной связи. Аналогичным образом компьютерные гиганты (Microsoft, Oracle, Sun, Compaq) и новые альянсы (Symbian, WAP Forum, Wireless Forum) готовятся выйти на мобильные рынки с десятками новых инфо-коммуникационных решений. Индустрия мобильной связи вступает в фазу широкой структурной перестройки, когда усиливается роль производителей мультисервисных узлов и горизонтальных связей между многими новыми рыночными игроками (таблица 4).
  Таблица 4. Примеры альянсов между поставщиками решений 2.5G/3G
 Alcatel - Kalisto Entertainment Компании объединили усилия для разработки новых привлекательных интерактивных приложений для мобильных сетей третьего поколения (3G). Компании заключили партнерское соглашение на пять лет. В течение этого срока они будут продвигать игры и развлечения, специально разработанные для мира мобильной связи. Alcatel - Fujitsu Образование Evolium SAS, совместного предприятия Alcatel и Fujitsu, значительно усилило позиции Alcatel как в области мобильной инфраструктуры, так и в сфере мобильного доступа в Интернет. Evolium SAS сочетает опыт Alcatel в области технологий GSM, GPRS, EDGE, ATM и IP с опытом Fujitsu, поставщика NTT DoCoMo. Lucent - Sanyo Lucent Technologies и Sanyo Fisher Company, подразделение дочерней компании японской фирмы Sanyo Electric Co., Ltd. планируют широкомасштабное сотрудничество, цель которого - ускорить коммерческое внедрение высокоскоростных мобильных служб Интернет на базе беспроводных сетей Lucent и продуктов следующего поколения фирмы Sanyo. Компании намереваются согласовать разработку продуктов и тестирование взаимной совместимости решений CDMA, начиная с технологии cdma2000-1X (144 Кбит/с), которая сейчас проходит коммерческие испытания. Philips - LG Philips и LG объединяются. Для того чтобы вместе делать кинескопы и мобильные телефоны. Siemens - NEC Совместное предприятие Siemens и NEC призвано осуществить практическую реализацию проектов развертывания коммерческих сетей UMTS. Siemens - Motorola Целью альянса является создание нового поколения телефонов работающих в стандарте UMTS.
 Согласно условиям подписанного соглашения Motorola будет поставлять интегрированное UMTS решение i.300, которое Siemens будет использовать в своих мобильных телефонах. Продажа телефонов с новой технологией запланировано на начало 2004 года.
 Motorola будет также поставлять Siemens готовые телефоны, поддерживающие UMTS начиная с четвертого квартала 2003 года. NTT DoCoMo - Nokia NTT DoCoMo и Nokia заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее стандартизацию ПО промежуточного уровня для ускорения распространения в глобальных масштабах систем мобильных телекоммуникаций, базирующихся на W-CDMA.
  Крупнейшие европейские операторы также приходят к выводу о необходимости объединения своих ресурсов в проектах по развертыванию 3G-сетей. Например, сделка в 2002 г. между T-Mobile и mmO2 о совместном развертывании сетей UMTS в Великобритании и Германии позволит партнерам сэкономить около 30% стоимости создаваемой инфраструктуры связи. T-Mobile намерена до 2010 года потратить на эти нужды 9 млрд. евро, соответственно, ее экономия составит 3 млрд. евро.
  В России также наблюдается активная консолидация операторского бизнеса на рынке сотовой связи.
  Динамичное развитие российского рынка сотовой связи предопределяется высокой активностью инвесторов, работающих на этом рынке. По состоянию на средину 2002 г. можно выделить следующих основных инвесторов (группы инвесторов):
 1) ОАО "Система-Телеком" (АФК "Система"/Deutsche Telekom);
 2) ОАО "Вымпелком" / Альфа-групп / Telenor;
 3) ОАО "Телекоминвест" / Sonera Corp. / Telia AB / ООО "ЦТ-Мобайл";
 4) MCT Corp.;
 5) Tele2;
 6) ОАО "Связьинвест" (в лице региональных дочерних компаний АО "Электросвязь" / ОАО "Ростелеком");
 7) ЗАО "Аккорд - Тел";
 8) Независимые крупные региональные операторы и объединения ("СМАРТС" и др.).
  Указанные холдинги (инвесторы) контролируют практически весь сотовый рынок в стране.
  Так, по оценке аналитиков, общий оборот отрасли связи в 2001 г. составил $6,4 млрд. Из них на долю предприятий ОАО "Связьинвест" (без учета "Московской городской телефонной сети", МГТС) пришлось $2,9 млрд, из которых 1.6.% составила доля от предоставления услуг сотовой связи. Оборот компаний, управляемых ОАО "Система Телеком", в 2001 г. достиг $1,4 млрд. долларов (из которых 63% составила доля ОАО "МТС"). Еще $700 млн. долларов получили компании, доли в которых принадлежат "Альфа-групп" (60% этих доходов принес "Вымпелком"). Доходы ОАО "Телекоминвест" составили около $300 млн. долларов (70% этой суммы - поступления от сотовой сети "МегаФон"). Долевое распределение представлено на рисунке 11.
 
 Рисунок 11. Доля услуг сотовой связи в общем обороте ведущих телекоммуникационных холдингов
 
  Как и в 2001 году, в настоящее время на российском рынке сотовой связи определяющей является инвестиционная деятельность трех крупных холдингов: Система-Телеком, Альфа-групп (посредством субхолдинга Альфа Эко Телеком) и Телекоминвест. Их деятельность в области сотовой связи направлена на создание операторов федерального масштаба, а также выход на смежные рынки стран СНГ.
  Ведущие операторы GSM, входящие в эти холдинги, создают сети федерального масштаба, поглощая региональных операторов сотовой связи. Наиболее активно этот вариант повышения собственной капитализации за счет наращивания абонентской базы и лицензируемой территории использует крупнейший российский оператор МТС. Так, в 2002 г. компания МТС приобрела крупнейших региональных операторов "Кубань GSM" (Краснодарский край и Адыгея), "БМ-Телеком" (Республика Башкортостан), "Дотелеком" (Ростовская область), лицензиата в 4-х регионах ООО "БИТ" (Сахалинская область, Республика Тыва, Республика Калмыкия, Чукотский АО). Кроме этого, МТС вышла на рынки стран СНГ, развернув силами своего совместного предприятия в июне 2002 г. вторую национальную сеть GSM в Республике Беларусь, а также купив в ноябре 2002 г. контрольный пакет акций украинского оператора UMC.
  Компания "Вымпелком" в меньшей степени использует такой вариант развития бизнеса: в 2002 г. она приобрела операторов "ОРЕНСОТ" (Оренбургская область) и "БИЛАЙН-САМАРА" (Самарская область).
  Оператор "Мегафон" был сформирован в мае 2002 г. на базе дочерних компаний ОАО "Телекоминвест", обладающих суммарным 100% лицензионным покрытием территории России.
  Результаты региональной экспансии и консолидации бизнеса операторов GSM федерального масштаба приведены в таблицах 5,6.
 
 Таблица 5. Лицензионное покрытие крупнейшими операторами сотовой связи стандарта GSM территории РФ по ФО РФ на октябрь 2002 г.
 
 Федеральный округ Лицензии/Субъекты РФ МТС Вымпелком Мегафон Центральный ФО 18/18 18/18 18/18 Северо-Западный ФО 11/11 10/11 11/11 Южный ФО 4/13 13/13 13/13 Приволжский ФО 8/15 11/15 15/15 Уральский ФО 6/6 0/6 6/6 Сибирский ФО 5/16 12/16 16/16 Дальневосточный ФО 4/10 0/10 10/10 ИТОГО 56/89 64/89 89/89
 Таблица 6. Отношение количества введенных в эксплуатацию сетей сотовой связи стандарта GSM к потенциально возможным (по лицензиям) по ФО РФ на октябрь 2002 г.
 
 
 Федеральный округ Введенные сети GSM/Субъекты РФ МТС Вымпелком Мегафон Центральный ФО 18/18 17/18 2/18 Северо-Западный ФО 11/11 0/10 10/11 Южный ФО 3/4 5/13 7/13 Приволжский ФО 5/8 5/11 6/15 Уральский ФО 3/6 0/0 2/6 Сибирский ФО 4/5 7/12 1/16 Дальневосточный ФО 2/4 0/0 0/10 ИТОГО 46/56 34/64 28/89
  Следует отметить, что, в отличии от Западной Европы, в России тенденция альянсов операторов-конкурентов выражена очень слабо. В настоящее время практикуется только совместное использование антенно-мачтовых сооружений. Предпосылки для более тесного сотрудничества операторов могут появиться только на этапе масштабного развертывания сетей UMTS, требующего отдельно от каждого из операторов огромных капиталовложений.
 
 Тенденция 4. Переход инициативы в развитии рынков сотовой связи из экономически развитых регионов в развивающиеся (периферийные) регионы.
 
  В связи с насыщением рынков сотовой связи экономически наиболее развитых стран, в мире наблюдается тенденция долевого распределения абонентских баз между развитыми и развивающимися регионами. Это особенно характерно для наиболее массового стандарта сотовой связи GSM и его продолжений GPRS/UMTS.
  Прогноз динамики роста абонентской базы GSM/GPRS/UMTS в различных регионах мира (рис.12, 13, 14, 15)6 показывает, что с 2002 г. по 2006 г. доля Западной Европы в распределении мирового рынка GSM/GPRS/UMTS уменьшится более чем на четверть с 42% до 29% в пользу рынков Восточной Европы (рост 3%), Юго-Восточной Азии (рост 3%), Африки (рост 5%), Ближнего Востока (рост 1%) и Латинской Америки (рост 1%).
 
  В России данная тенденция выражается в долевом перераспределении рынка между столичным сотовым рынком и регионами. Так, если в конце 2001 г. соотношение абонентских баз Москва/регионы составляла 51% / 49%, то за 10 месяцев 2002 г. доля регионов существенно увеличилась - на 8%. Если учесть, что на региональных рынках в России проникновение сотовой связи в 5-10 раз ниже, чем в Московском регионе, а также стратегию крупнейших операторов на проведение активной региональной экспансии, можно прогнозировать на ближайшую перспективу дальнейший рост доли региональных рынков сотовой связи.
 
 
 Рисунок 12. Динамика роста абонентской базы GSM в мире (история и прогноз)
 
 Рисунок 13. Прогноз долевого распределения рынка GSM на конец 2002 г.
 
 Рисунок 14. Прогноз долевого распределения рынка GSM на конец 2006 г.
 Рисунок 15. Прогноз роста количества абонентов GSM в мире за период 2002-2006 гг.
 
 Тенденция 5. Переход от внедрения перспективных технологий передачи данных в сетях сотовой связи к внедрению услуг на базе этих технологий.
 
  В условиях насыщения крупнейших мировых региональных рынков сотовой связи (Западная Европа, Япония, Северная Америка) операторы совместно с производителями телекоммуникационного оборудования вынуждены искать новые эффективные решения с целью развития своего бизнеса.
  Один из основных путей решения проблемы - предоставление широкого спектра неголосовых услуг.
  С этой целью в 2000-2002 г.г. наиболее активно применялась технология SMS. Особой популярностью услуги SMS обязаны своей простоте и доступности. Если в 2000 году доходы от передачи данных и сообщений в общей структуре европейских операторов составляли порядка 5%, в 2001 году - 8%, то в 2002 году ожидается рост до 13%.
  В России всеми операторами GSM предоставляются SMS-услуги. Примеры наиболее востребованных услуг на базе SMS, предлагаемых ведущими российскими операторами приведены на рисунке 16.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рисунок 16. Примеры дополнительных услуг, реализованных на базе технологии SMS и предлагаемых ведущими операторами сотовой связи
 
 
 
  Эволюция услуг на базе передачи данных в сетях 2G - 2.5G - 3G показана на рисунке 17. Видно, что услуги передачи сообщений SMS развиваются в направлении EMS и MMS. Услуга передачи данных в сети GSM при внедрении технологий 2.5G переходит в передачу данных HSCSD - GPRS - EDGE.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 17. Эволюция услуг на базе передачи данных в сетях 2G - 2.5G - 3G
 
  С появлением технологии GPRS многие европейские операторы, внедрив эту технологию в своих сетях, предполагали увеличение роста доходов с абонентов (ARPU), однако этого не произошло из-за низкой востребованности услуг передачи данных.
  Многими экспертами недостаточный уровень востребованности передовых технологических решений на базе передачи данных в сетях GSM/GPRS при наличии широкой номенклатуры абонентских устройств связывается с отсутствием готовых решений для массового применения различными категориями пользователей.
  Операторы, развернувшие коммерческие и опытные сети GPRS, в первую очередь, предполагают предоставление информационно-развлекательных услуг по примеру информационных каналов на базе SMS, а также взаимообмен мультимедиа-сообщениям (MMS) и обеспечение роуминга.

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу