<< Пред. стр. 2 (из 11) След. >>
пулеметом еще не означает житие с человеческим достоинством, даже в том случае, если тебя откармливают шампанским и икрой. Когда чувственные помыслы или субтильные ощущения не схватываются вибрирующим сознанием и не помещаются на соответствующее место в симфонии переживания, то вся "жизнь" оказывается лишь откармливанием или функционированием без истинной радости и без смысла.Тот, кто при полном благополучии и полностью автоматически достиг страны свободного времени и желает "оснастить" и приукрасить свой опустошенный дух иностранными языками, историей искусств и курсами для молодых вдов, тот начиняет себя лишь культурным хламом вместо того, чтобы переживать то, чем собственно являются искусство и наука. Тот, кто, несмотря на школу и профессиональную деятельность, несмотря на традиционное внимание и уважение к другим, хочет быть прежде всего человеком, тот стремится с максимально возможной интенсивностью, т.е. вполне осознанно, переживать как можно глубже и полнее, т.е. в соответствии с реальностью, окружающей мир: он ищет раздражения.
Однако это поворачивание лицом к действительности, это обращение к ней становится чрезмерным и становится ролью-идолом мании к раздражению, если при этом лишь компенсируется роль-защита, т.е. лишь страх.
Три мотива страха производят три различных образа внешнего проявления или выражения напористой мании к раздражению.
Страх перед опустошенностью (перед пустотой) и скукой (минус "синий") ведет к мании раздражения (плюс "красный"). И поскольку опустошенность душевных отношений, отсутствие внутренней обращенности к кому-либо и недостаток сердечной привязанности и единения должны быть восполнены искомым раздражением, человек начинает испытывать особую потребность в интимных отношениях как в раздражающем средстве. Интимность может переживаться либо в психологизированном окружении заботой душевно подавленных спутников или попутчиков, либо в процессе "ближнего рукопашного боя" ловеласа в баре или в постели. В таких случаях все оформление жизни, от эротизирующей обстановки жилища (обнаженные негритянские фигурки, купленные в магазине) и вплоть до выбора профессии, может быть пронизано этим мотивом знойной и дурманящей "любви к ближнему".
Голод по раздражению может возникнуть также из страха не быть ценимым другими (минус "зеленый"). Тот, кто сам себя заставляет, принуждает и ставит под давление с целью добиться собственного самоутверждения или значимости силой, как, например, обожаемые публикой виртуозы шоу-бизнеса в спорте, в искусстве или политике, тот находится в состоянии чувства постоянной принужденности.
И поскольку такие типы сами не выходят из состояния напряжения, они пытаются добиться разрядки своей напряженности через внешнее раздражение. Но т.к. при этом они постоянно нуждаются во все новых и новых раздражениях, они неизбежно оказываются под принуждением быть постоянно активными. Их каиновой печатью является форсированное стремление к предприимчивости. Они стремятся к достижениям и в большом, и в малом, к пользе окружающих или во вред им.
Если, например, стремление к предприимчивости "подпитывается" только физической силой, то они ввязываются в потасовку и драку с первым встречным, или, если они честолюбивы и тщеславны, то они становятся ведущими олимпийскими спортсменами, чтобы повергнуть на колени даже другие нации.
Третий вид страха, который также компенсируется раздражением, это страх перед потерянностью, перед заброшенностью, перед отсутствием связей и отношений, перед изолированностью (минус "желтый").
Тот, кто ощущает себя, как это часто бывает у подростков и юных людей, в качестве одинокой песчинки на широком берегу жизни, тот ощущает и осознает
свою ничтожность в рамках мировых событий. Лишенная всяких надежд потерянность и изолированность может породить панический страх и вызвать поэтому сильное стремление к стимулирующим раздражениям, к громоподобной музыке или просто к шуму Тот, кто испытывает страх в темном лесу, тот обычно поет во всю глотку. Когда же чувство потерянности возникает в четырех стенах, то необходимый поток чрезмерного раздражения обеспечивает стереоуста-новка.
Из страха перед изолированностью возникает безоговорочная занятость какой-либо одной темой, каким-либо одним интересом. Человек начинает чем-либо "безумно" интересоваться, становится просто одержимым в этом плане, отдается этому интересу душой и телом, воспламеняется и опьяняет себя пламенем собственного воодушевления ("Мы смеялись, как сумасшедшие"). Вызывающий страх простор и лишенное всяких отношений внутреннее одиночество заполняется стимулирующим раздражением (плюс "красный").
Эта одержимость, это усиленное стремление к "очарованию" и "ослеплению" является попыткой защитить себя от отсутствия отношений, от потерянности.
Если стремление к очарованности и ослепленности происходит в период юности, то мания к раздражению интерпретируется в поиски обильного стола (обильной пищи). Такая обильная пища оказывается на столе тех, кто хотел бы не просто кормиться и существовать, но кто хотел бы видеть исполнение смысла своего существования в культивированном потреблении, в радости жизни. Три их добродетели гласят: "наслаждение", "богатство" и "независимость". Если же эти добродетели имитирует духовный обыватель, то на его жаргоне эмансипации они звучат уже как "секс", "деньги" и "оппозиция" или "анархия". Их наслаждения сводятся к безучастному функционированию их организма. Этих неудавшихся и испорченных прожигателей жизни по праву называют "плейбоями".
Роль-защита желтого типа поведения (минус "желтый"): страх перед простором и утратой
Наиболее часто встречающийся страх, страх перед утратой - это тема с бесчисленными вариациями для желтого типа поведения: страх потерять то, что придает человеку уверенность и особенно - "самоуверенность", а говоря еще точнее - самоутверждение.
Окружающий мир - это щирокое поле отношений, которое вследствие своего постоянного изменения все время вызывает изменение собственной позиции. Тот, кто не настраивается на постоянно обновляемые ситуации, не раскрепощается и не разворачивает свои способности, не изменяет себя в соответствии с реальностями, т.е. кто сам не воплощает (не реализует) себя постоянно, тот должен бояться постоянного изменения действительности. Всякое изменение действительности, широта новых возможностей, а часто и ширина просторного помещения, вызывают у него страх (агорафобия). Он чувствует себя потерянным.
Постоянное изменение действительности (изменения вследствие семейного или профессионального развития, собственное старение или новые экономические условия) нельзя просто игнорировать. На постоянные изменения необходимо отвечать постоянно новым ориентированием или проектированием.
Согласие с изменением традиционно называется надеждой. Если надежда (плюс "желтый") проистекает из соответствующего реальностям убеждения ("Я надеюсь, что это удастся"), то она обладает подобной воле силой веры, способной "сворачивать горы".
Эта ориентированная на реальность надежда является противоположностью иллюзорному утешению "надежды верующих". Иллюзией называется безжалостный диагноз для всех надежд, которые ищут счастье за пределами действительности в потустороннем мире или в более поздних временах. Тот же, кто с жизненной пылкостью и трезвостью мышления находит счастье в местном и вполне земном раю, тот оставляет небеса ангелам и воробьям.
Тот же, кто в противоположность этому, истолковывает действительность как юдоль с миражами рая и оклеивает свои святые небеса обоями со старомодными святыми или новомодными идолами, тот, кто опускается в жизненную действительность как в клубное кресло или хотел бы запереть себя в гарантированном от взлома кассовом сейфе, тот пытается замазать действительность иллюзиями. И такой человек либо шаг за шагом, либо сразу и вдруг обязательно разочаруется и будет чувствовать себя обманутым жизнью. Он испытывает страх перед этой кажущейся ему непредсказуемой и обманчивой реальностью. Он ощуш^ает угрозу для себя с ее стороны. Этот широко распространенный страх становится "потребностью в безопасности" применительно к условиям обшества и рынка. Он образует золотой фундамент для империи церкви и страховых обществ.
"Разочарованные жизнью" пигмеи-мученики оказываются приклеенными клеем безопасности. Консервативное общество обещает им надежное пропитание и функционирование их организмов, коль скоро они соглашаются ползать по безрадостному линолеуму традиционных добродетелей. В зависимости от благочестивого или мирового жаргона их моральные костыли называются либо "целомудрием", "непорочностью", либо "убожеством", "бедностью" и "послушанием" или даже "порядочностью", "невзыскательностью" и "прилежным исполнением долга". Тому, кто следует этим добродетелям до конца своей жизни, общество платит самыми большими по размерам объявлениями о его смерти. Тот же, кто хронически самоотрекается, может рассчитывать даже на хороший некролог
Чувство потерянности на своем безобидном первоначальном этапе хорошо известно всем как дистанция между собой и ближним. Чувство отсутствия связей и отношений возникает как прохладный осенний туман между присутствующими и поднимается вверх до тех пор, пока все они не исчезают в становящемся все более плотным шлейфе. Их слова начинают проникать в
наши уши будто через плотные ватные тампоны. Потеря связи или отношений и внутренняя дистанция пробуждают затем впечатление, будто мы смотрим, как стоящие вовне зрители на какое-то событие, разыгрывающееся на театральной сцене. Но ощущение дистанции может также расшириться до безграничной широты вплоть до отсутствия всяких связей в бесконечном пространстве, в котором нигде нельзя ни остановиться, ни укрыться. Человек начинает чувствовать себя одной единственной душой во всей Вселенной. Чувство затерянности по отношению к ближним воспринимается как потеря. Этот страх перед потерей значимости и стремление к импонированию (плюс "зеленый") сплавляются в долговременный сплав. И тогда стремление к безопасности начинает называться "самоутверждением" и становится пригодным прежде всего в качестве корсета, обеспечивающего стабильность личности.
Стремление к самоутверждению - это танец вокруг золотого тельца, который нуждается в присутствии публики. Поэтому оно часто перерастает в стремление к значимости, в тщеславие.
Длительная напряженность, создаваемая стремлением к безопасности, уверенности, значимости, самоутверждению, часто приводит к психосоматическим спазмам гладкой мускулатуры, например - к нарушениям в области желудочно-желчно-кишечного тракта или к мигреням. А с другой стороны, постоянное внутреннее напряжение, возникающее вследствие стремления к получению подтверждений, вскоре приводит к состоянию перераздражения и возбуждения (плюс "красный"). Раздраженная одержимость легко разгорается подобно пламени, воспламеняя человеческую злобу и агрессивность ("Я ему покажу!...").
Согласно психологически дифференцированной терминологии, нападение с целью борьбы за жизненно важные необходимости или для борьбы с объективной угрозой (ситуация страха) не является агрессией. Каждой же агрессии предшествует фрустрация или страх. Агрессия в каждом случае предполагает компенсацию страха. Таким образом, акция, продиктованная жизненной необходимостью, например, охота животного за своей добычей, не может быть поэтому сопоставлена с агрессией.
Но когда дьявол спущен с цепи, когда страх перед собственной потерянностью вследствие утраты партнера (минус "желтый") совмещается со страхом перед возникающей пустотой и лищениями (минус "синий"), то тогда оба этих страха сливаются и перерастают в страх перед покинутостью. Но этому в большинстве случаев начинает сопротивляться гордость. Из страха перед покинутостью и из уязвленной гордости возникает ревность. Это сильно отягощающее дущу человека состояние через перераздражение быстро приводит к возбужденности. Надвигается гроза, разражается агрессивная ревность, при которой целыми и невредимыми не остаются не только чащки и тарелки, но и настоящее партнерство. Страх перед потерянностью, перед утратой отнощений и связей и перед изолированностью (минус "желтый") может, как это подтверждает статистика, вызвать развитие алкоголизма и наркомании.
Многие взрослые люди, подобно грудным младенцам, привычно прикладываются к какой-либо алкогольной "титьке" или к курительному соску и высасывают удовлетворение из сигары, курительной трубки или из сигареты. Они цепляются за свои "излюбленные привычки" как ребенок за материнскую грудь. Но с превозносимой и восхваляемой защищенностью и укрытостью, жизненно важной для грудного младенца, самоуверенный взрослый человек в данном случае не имеет никакого дела. Потребность в чувстве укры-тости и защищенности, создаваемом, например, покачиванием детской люльки или "прятанием" себя за взрослой соской возникает из очень частого страха перед неуверенностью и покинутостью (минус "желтый") в сочетании со стремлением к удовлетворению (плюс "синий").
Сентиментальное стремление к цеплянию за кого-либо, инфантильная потребность в укрытости препятствуют любому исполненному смысла партнерству, т.к. истинно взрослые (зрелые) отношения (или связь) предполагают внутреннюю самостоятельность, т.е. уверенность в себе.
РоАь-идоА желтого типэ поведсния (ПАЮС "жеАтый"): стремление к свободе
Есть люди, которые в конце каждой недели ломают голову над тем, с какой целевой установкой им следует удовлетворить свое напористое стремление к преодолению километров.
Имеется большое количество людей, которые из года в год тратят примерно два месяца из собственного фонда рабочего времени на ежедневное чтение газет.
Такие "путешествия" происходят не в пространственных далях, а ведут лишь в воображаемый мир ротационной литературы. Как здесь, так и там человека привлекает не действительная, не истинная цель, а стремление к неизвестному другому, стремление к изменениям, к переменам, жажда нового - любопытство.
Мельничный жернов крутится и крутится, даже если на нем нет ни одного зерна. Побуждаемость (мо-торность) таких людей выражается в виде стремления к переменам с бесчисленными вариациями, от миграционного инстинкта до бродяжничества, от небольшого "отхода в сторону" (от любовной интрижки) до великого переселения народов, от простой смены мебели в жилище до мировой революции.
Для детей нашего пронизанного верой в прогресс времени понятия "новое", "современное" сверкают так же привлекательно, как украшения на новогодней елке, на вершине которой подобно библейской звезде Вифлеема светится волшебное слово "будущее". От будущего и от исследования будущего ожидают решения проблем, избавления, освобождения, спасения и рая на земле.
Стремление к переменам и жажда нового или любопытство с верой в будущее - это бегство от настоящего, от действительности, если настоящее или действительность переживаются и воспринимаются как опустошенные и неудовлетворяющие (минус "синий").
Стремление освободиться от парализующей и угнетающей зависимости, стремление спасти себя от засасывания в депрессию порождает внутреннее беспокойство и моторность (моторную возбужденность). Это широко распространенное и наиболее частое основание для стремления к свободе (плюс "желтый").
Оба же они вместе (минус "синий" и плюс "желтый") образуют стремление к отрыву, к отъединению. Стремление оторваться, отъединиться - это (как подтверждает статистика) наиболее часто встречающаяся структура личности.
Поведение отрыва (отъединения) часто остается "аранжировкой", длящейся вплоть до самой "железной" (75 лет) свадьбы. И хотя депрессия при этом вытесняется и остается неосознаваемой (так называемая "скрытая депрессия"), в действительности-то организм беспредельно страдает и сообщает об этом психосоматическими недугами. Клиническая картина стремления к отъединению (к отрыву) проявляется в виде "ажитированной психогенной депрессии".
Стремление к свободе (плюс "желтый") и неукротимое желание освободиться от оков принуждения и стесненности (минус "зеленый") объединяются в стремление к независимости.
Тот, кто чувствует себя в состоянии стесненности (притеснения) в родительском доме или в результате действий авторитарного партнера, или вследствие внешних жизненных условий, и особенно тот, кто сам ставит себя под давление тем, что он непременно хочет добиться собственной значимости (либо из-за своих честолюбивых амбиций, либо из-за притязаний на собственное совершенство), тот всегда обретает напористое стремление вырваться из такой ситуации принуждения. У такого человека появляется сильная
потребность быть независимым, и ему очень хотелось бы убежать как от созданного им самим давления из-за стремления к значимости, так и от отягощающей его авторитарной связи, от изнуряющих и изматывающих обязанностей, от притесняющего принуждения. Уехать куда-нибудь подальше, лучще всего улететь прочь на самолете, найти новые контакты и интересные отношения и связи - все это суть воодушевленные ожидания, продиктованные стремлением к независимости.
Тот, кто охвачен вызывающим принуждение собственным тщеславием (сильным стремлением к значимости), но остается непризнанным, тот хочет освободиться. Он делает из себя героя стремления к независимости. С боевым кличем "эмансипация!" он объявляет себя боевым революционным парнем, а создаваемые им сотрясения воздуха - громовыми раскатами. Стареющие бездельники, лодыри, льстецы и обманщики, перепуганные в своей спячке поднятым им шумом - вот кто нужен ему в качестве публики.
Противники стремления к независимости в этой игре, называемой "Уверенность и Представительность", являются теми мешками с песком и золотом, с помощью которых консервативное старшее поколение обретает свой общественный вес.
Перераздражение (минус "красный") в качестве досады и гнева может быстро привести к тому, что человек начинает терять терпение, становится вспыльчивым, дает волю своим чувствам, срывает злость на ком-либо, чувствует, что он должен освободиться от огорчений и досады (плюс "желтый").
Стремление освободиться от состояния перераздражения называется стремлением к разгрузке, к облегчению. К этому же относится и "короткая повседневная молитва" - освобождающая брань или ругань.
ЛЮШЕР М. Сигналы личности. - Воронеж, 1993, с.4-38.
МаксЛюшер
ЧЕТЫРЕХЦВЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК,
ИЛИ ПУТЬ К ВНУТРЕННЕМУ
РАВНОВЕСИЮ
Вы, по всей видимости, хотите сначала узнать, кто такой четырехцветный человек.
Как Вы знаете, из 4 цветов - желтого, красного, голубого и зеленого - можно образовать полный цветовой круг Этот круг является воплощением целостности и гармонии.
Как Вы знаете, или по крайней мере догадываетесь, восприятие каждого цвета связано с возникновением определенного чувства. Вы ощущаете, что красный цвет вызывает в Вас иное ощущение, чем темно-голубой.
Красный цвет действует на каждого человека, независимо от его возраста и культуры, возбуждающе, стимулирующе, активизирующе. Он является выражением жизненной силы и уверенности в себе.
Напротив, темно-синий передает ощущение спокойствия и расслабленности. Он соответствует состоянию удовлетворения, довольства, защищенности (голубая накидка богоматери) и самоограничения.
Зеленый, цвета ели, даже если он скорее голубоватый или темный, вызывает в каждом ощущение твердости или прочности. Он соответствует чувству внутренней стабильности, настойчивости, последовательности, самоутверждения, самоуверенности.
Желтый цвет вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости, щироты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием. Поэтому он соответствует чувству свободы и самовыражения.
Четырехцветный человек чувствует, думает и действует, таким образом, опираясь на четыре собственных ощущения. Этими четырьмя чувствами являются:
- самоуважение (зеленый),
- уверенность в своих силах (красный),
- удовлетворенность (синий),
- внутренняя свобода (желтый).
Это человек, который гармонично проявляет себя во всех четырех областях, т.е. в своей целостности. И уж в любом случае это человек, который чувствует себя счастливым, который все воспринимает значительно более интенсивно, и который находит жизнь необычайно интересной.
Не бойтесь того, что я хочу навязать Вам новую мораль, мою мораль Люшера! Морализирование и суеверие чужды четырехцветному человеку. Мы наслаждаемся каждым мгновением, открываем суть вещей в мире, наблюдаем их взаимосвязи и упорядочиваем их. Когда мы можем воспринимать мир, мы чувствуем себя хорошо.
Я не кабинетный ученый. Друзья, возлюбленная, все изнеженное, зыбь на воде и лыжня на снегу мне дороже, чем все те иллюзии, которые связаны с двумя глупостями: престижем И значительностью.
Действительно живая жизнь проходит во взаимодействии, в обществе, диалогично, в столкновении матери и ребенка, начальника и подчиненного, даже человека и стоящей перед ним задачи, творцом и его произведением.
Четырехцветный человек хочет взять у жизни столько знаний, радости и удовольствия, сколько он может дать. "Быть счастливым" - это цель, к которой стремится четырехцветный человек. В этом состоит смысл его неповторимой жизни. Чтобы быть счастливым, он стремится развить свой духовный мир; тем самым он обостряет свое чувственное восприятие, получает наслаждение от тысячи источников, понимает себя, своих друзей и недругов.
Обычные предубеждения и предрассудки, которые нам навязывают государство, религия и наука, не находят у него питательной среды, т.к. он сам стремится докопаться до истины. Он прежде всего по отношению к себе, а затем по отношению к окружающему
миру безоглядный почемучка. Он выпытывает до конца, пока все, что его волнует, не находит своего места там, где оно должно быть в действительности. Он только тогда чувствует себя хорошо, когда освобождается, насколько возможно, от проблем, мучающих его изнутри или снаружи.
Правда, Вы знаете еще очень мало о четырехцветном человеке. Но первое знакомство определяет Ваши симпатии или Ваше равнодушие, если не неприятие. Если Вам не подходит четырехцветный человек, закройте книгу на этой странице и подарите ее кому-нибудь, кого Вы не переносите.
Если же у Вас появилось желание познакомиться с четырехцветным человеком поближе и извлечь при этом для себя больше понимания, интенсивного переживания, радости, удовольствия, то Вы должны четко осознавать: Вы не только проведете со мной за чтением многие часы, а именно в очень тесных взаимоотношениях, но и вступите на увлекательный путь самообразований.
Вы станете, в то время как Вы будете рассуждать со мной, другим человеком. Вы будете лучше понимать людей и, тем самым, добьетесь больших успехов в личной, профессиональной и общественной сфере. Вы внутренне станете свободней, будете менее зависеть от внешних влияний. Вы сами изменитесь и изменится мир вокруг Вас. Внутренняя свобода, которой Вы достигнете, способность как требовать, так и прощать, сделает Вас независимее. Поэтому вполне вероятно, что Вы по-новому будете вести себя с окружающими Вас людьми или расстанетесь с людьми, которых Вы еще сегодня переносите.
Если Вы решились читать дальше, то Вы устанавливаете со мной духовную близость. Это будут близкие отношения, т.к. я выскажу Вам не какое-нибудь мнение, которое Вы по желанию можете оценит!? применительно к себе, а можете оставить без внимания, а скажу Вам то, что я думаю лично о Вас. Если мы с Вами впоследствии, например, будем рассматривать, кто такие куклы-марионетки, и все, что мы определили.
случайно будет подходить к Вам, то в таком случае само собой разумеется, что я и Вас буду относить к марионеткам.
Конечно, я Вам желаю, чтобы наш диалог способствовал тому, чтобы ни в одной из ситуаций Вы не чувствовали себя беспомощными, а скорее чувствовали себя как тот Ганс, которому прямо в рот летели жареные голуби и который мог смеяться от души.
Хорошо, Вы читаете дальше. В таком случае мне хотелось бы, чтобы в дальнейшем мы говорили друг другу "ты", ибо нам предстоит еш,е много того, что предполагает искреннее взаимное доверие. И кроме того; ты мне нравишься, потому что ты читаешь дальше и потому что ты не кажешься самодовольной мимозой, скучной занудой, зазнайкой или легковерной марионеткой. Но в конце концов ты купил книгу не для того, чтобы я говорил тебе "ты", а потому, что захотел узнать все о четырехцветном человеке. Поэтому я и хочу перейти к делу.
Ты, по всей видимости, хочешь знать, почему я называю его "цветной человек". Тебе больше понятны, наверное, такие образы как "денежный мешок", "обжора", "рвач". Конечно же ты захочешь узнать, поче-' му это четырех-, а не двух или семнадцатицветный человек.
ЧЕТЫРЕХМЕРНОСТЬ
То, что это 4 цвета, имеет ту же причину, что и тот факт, что имеется 4 стороны света и 4 времени года. Четырехмерность обусловлена нашим мышлением. Существует 4 мыслительные категории, которые мы прикладываем к тому, что пытаемся понять. Если мы что-то хотим оценить, то мы делим то, что первично являлось единым целым, поначалу на 2 противоречия: например, понятие человека на мужчину и женщину.
Оценка возникает, таким образом, вследствие разграничения двух противоречий.
Каждая оценка будет еще более полной, если после первого противопоставления последует второе. Два на два дает четыре.
Так возникают четыре "элемента" или четыре мыслительные категории, или четыре типа. Вот несколько примеров, для ясности я добавлю соответствующие цвета:
четыре элемента:
огонь соотносится с красным цветом. вода соотносится с голубым цветом. воздух соотносится с желтым цветом, земля соотносится с зеленым цветом; четыре темперамента:
холерик соотносится с красным цветом, флегматик соотносится с голубым цветом, сангвиник соотносится с желтым цветом, меланхолик соотносится с зеленым цветом. Так же следует понимать и четыре типа, которые определили К.-Г.Юнг, Эрих Фромм, Кереньи, Франкль, Ф.Риман и многие другие. Даже З.Фрейд имеет в виду те же категории:
фаллический (соответствует красному), оральный (соответствует голубому). анальный (соответствует зеленому). И, конечно, он также пришел бы к четырехмернос-ти, если бы не допустил фрейдистскую ошибку и не забыл бы такую важную область эротики, как визуальная эротика, которая соотносится с желтым цветом. Так как, таким образом, четырехмерность заложена в природе человеческого сознания, я говорю о четырех цветах (красках). (...) То, что является важным для понимания четырехцветного человека в данный момент, я постараюсь обобщить еще раз кратко на следующей таблице.
К четырем цветам я добавлю соотносящиеся с ними ощущения и реакции поведения. Наибольшее значение я однако придаю четырем чувствам самовосприятия, которые бессознательно вызываются этими
четырьмя цветами. Важно то, что ты ощущаешь, что выражает цвет, и чувствуешь, что соотносящееся с ним самовосприятие совпадает с тем же самым настроением, т.е. что красный как активность соотносится с чувством силы и уверенности в себе, или темно-голубой как покой и удовлетворенность совпадает с чувством самоограничения. Четыре чувства самовосприятия (чувства собственного достоинства) являются четырьмя ключами, с помощью которых ты можешь открыть себе рай на земле. Это четыре направления света твоего внутреннего мира. Это четыре нормальных самоощущения, которыми ты, ради твоего внутреннего равновесия, любой ценой ив любой жизненной ситуации должен, как поводьями, управлять твердой рукой. Только так ты можешь остаться в седле и выразить самого себя, чего я желаю тебе, также как и себе, от всего сердца. Искусство четырехцветного человека состоит в виртуозном использовании этих четырех способностей, т.е. четырех чувств самовосприятия.
Четыре чувства собственного достоинства представляются тебе, пока что, как голые абстракции или совсем непонятны, но я хотел бы тебе объяснить, как их следует понимать.
Цвет Ощущения Поведение Самовосприятие красный вызывает возбуждение и активность т.е. самоуверенность (уверенность в собственных силах) голубой вызывает успокоенность и расслабленность т.е. удовлетворение (интеграция) зеленый вызывает твердость и устойчивость те. самоуважение (идентичность) желть1Й вызывает предприимчивость и изменчивость те. свобода (самовыражение) ЧЕТЫРЕ ЧУВСТВА САМОВОСПРИЯТИЯ
Зеленый: самоуважение.
Ты можешь считать себя совершенно исключительной птицей, например, орлом или мудрой совой среди бизнесменов, политиков или ученых, павой среди прекрасных женш,ин, жар-птицей среди художников и актеров. Или самой крупной овцой в стаде, или мастером какой-либо гильдии.
Это чувство самооценки называется высокомерием. Каждую чрезмерную самооценку мы будем называть в дальнейшем самопереоцениванием.
Что ты считаешь противоположностью к самопере-оцениванию? И не говори просто: чувство собственной неполноценности. Оно бывает нескольких видов.
Если кто-либо, как трясущийся новичок, в смущении опускает глаза долу в тот момент, когда появляется неожиданный успех, то он страдает неуверенностью в себе.
Четырехцветный человек разумен, он не переоценивает себя и не страдает от недостатка уверенности в себе. Разве что не скромные желания, которые я загадываю в новогоднюю ночь? Ты прав. Только потому, что я понимаю взаимообусловленность явлений, мое самовосприятие не изменяется. Но я и не исходил из того, что ты появился на свет как готовый четырехцветный человек.
Нормальное чувство самооценивания, самоуважения является конечным продуктом твоего стремления к естественности и правдивости по отношению к самому себе. Если ты ведешь себя так, как требуют этого от тебя твои убеждения, то ты чувствуешь, что ты правдив и естественен, что ты - это ты сам. Ты чувствуешь свою идентичность, как предпочитают выражать это сегодня.
Четырехцветный человек стремится вести себя в соответствии со своими убеждениями и действовать так, как требуют его "разум и сердце". "Поступай по совести и никого не бойся", - гласит известный девиз, выражающий нерушимое самоуважение четырехцветного человека. Он благородный человек и чувствует себя господином своего внутреннего мира. Его постоянное стремление к поискам правды и соответствию ей, т.е. к верности своим идеалам, придает четырехцветному человеку чувство естественности, чувство собственной значимости, своей идентичности.
"Положение обязывает". Знаменитый "категорический" императив Иммануила Канта подразумевает то же самое. Как философ, он мог себе позволить сформулировать это положение так, что оно является этической основой всех поступков: поступай в соответствии с такими принципами, которые могут иметь одновременно значение как общие нормы поведения.
Кто живет по таким принципам, кто руководствуется подобными убеждениями, кто принимает решения и поступает таким образом, тот обладает истинным благородством. Кто чувствует себя обязанным быть естественным, кто осуществляет свою идентичность и довольствуется самоуважением, того мы в последующем будем называть "благородным человеком".
Желтый: свобода.
Другое чувство самовосприятия воплощает "Ганс в счастье". Ты, наверное, помнишь: Ганс за свою верную службу получил от хозяина кусок золота. Так как ему золото показалось слишком тяжелым, он обменял его на коня - и был очень счастлив. Так как конь его сбросил, он обменял его на корову - и был очень счастлив. Так как корова при дойке толкнула его ногой, он ее обменял на свинью - и был очень счастлив. Свинью на гуся, а гуся на тяжелый точильный камень, который он, к счастью, уронил в колодец, когда хотел напиться. С легким сердцем, свободный от всякой нощи, он пришел домой. Ганс в счастье является воплощением человека, который чувствует себя свободным и независимым, который может расстаться с любым добром и среди всех возможностей выбирает ту, которая ему кажется лучшей и делает его, поэтому, счастливым.
То, что Ганс всегда теряет во внешних материальных ценностях, должно ясно продемонстрировать, что только тот может чувствовать себя свободным и независимым, кто не держится за какую-либо собственность. Для Ганса главное не материальное благополучие, а личное. Он использует из всех возможностей ту, которая наиболее приемлема в его ситуации и приносит наибольшее удовлетворение.
Во внутренней свободе, в независимости, в способности воспользоваться имеюшимися возможностями, завязать контакты, улучшить отношения, переживать все прекрасное - в этом осуществляется свобода и самовыражение четырехцветного человека.
Также и в этом случае нормальным проявлениям свободы самовыражения противостоят как ненормальное преувеличение, так и недооценка. Вследствие преувеличения независимость превращается в самообольщение, замыкание в себе, безответственность. ("Это меня не касается.") Такие люди охотно манипулируют ложной объективностью, чтобы избежать ответственности. Их излюбленная манера говорить - безличность.
Также ненормальную противоположность воплощают собой сверхответственные. Они страдают под давлением излишней скрупулезности. Они осыпают себя воображаемыми обвинениями и пребывают в постоянном напряженном самоедстве. Они думают и говорят: "Я обязательно должен...".
Красный: уверенность в себе.
Ты ведь знаешь Робинзона Крузо, который, пережив кораблекрушение, оказался совершенно один на острове и сумел создать себе новую жизнь. Ты пред- . ставляешь себя, наверное, Робинзоном, когда ты, юноша или отец семейства отправляешься с палаткой и котелком куда-нибудь на лоно природы или даже тогда, когда попросту жаришь мясо на костре.
Робинзоны встречаются не только на необитаемых островах, но и на промышленных предприятиях, спасательных станциях, при рискованных разработках и проектах. Робинзонами являются все, кто обладает мужеством решиться на неизвестное. Кто по собственной инициативе пытается справиться с новым заданием, впервые меняет колесо на автомобиле, кто впервые организует поездку в чужие страны, кому пришла идея и он все силы и способности бросает на ее осуществление, в том течет кровь первооткрывателей-робинзонов. С каждым большим и малым поступком, в котором ты проявляешь себя большим или малым Робинзоном, растет и укрепляется твоя уверенность в себе (самодоверие).
Уверенность в себе - это следующее, третье чувство самовосприятия, собственного достоинства четырехцветного человека. Он верит в свои способности, в свои физические и духовные силы. Почему? Не потому, что он внушает себе определенные умения, а потому, что он убедился в своих истинных способностях благодаря своей активности и действительным поступкам.
Для четырехцветного человека лавры не являются пухом, на котором он покоится. Он познает себя, свою силу и свои способности только через усилия, которые требуют от него столько, что он чувствует себя и не на пределе возможностей, но и не слишком легко. Благодаря постоянной готовности к усилиям и вызову четырехцветный человек приобретает уверенность в себе, что необходимо для его самовоплощения.
Кто же чувствует себя как "храбрый портняжка", тот теряет чувство нормальной уверенности в себе. Хвастун и воображала, он постоянно хочет перепрыгнуть самого себя. В желании нравиться и в важничании ("Вот остальные удивятся!") проявляется его самопреувеличение.
В противоположность этому, недостаток уверенности в себе возникает у каждого, кто предъявляет себе заниженные требования. Женщины, которые ограничиваются чтением женских журналов, умственные
способности которых развиты на уровне кроссвордов, мужчины, которые расширяют свой кругозор только на спортивных аренах, ослабляют уверенность в себе. Они жалеют себя и изнемогают в самоламентациях (депрессия изнеможения).
Голубой:удовлетворение.
В 323 г. до нашей эры умер в Коринфе мужчина, которого ты знаешь. Он не снискал всемирной известности ни богатством, ни властью, ни каким-либо открытием. Его идеалом была противоположность какого-либо престижа. Все, к чему он стремился, была духовная и материальная независимость. Диоген из Си-нопа был проницателен, остр на язык, находчив и обладал сильной волей. Он мог бы стать удачливым купцом или политиком. Однако он жил в бочке и отдал свою кружку тому, кто пил из ладоней. Когда Александр Македонский спросил его о том, что он мог бы для него сделать, Диоген попросил его отойти в сторону и не загораживать солнце.
Диогена мы знаем как философа из группы киников. Как мало бы не было правдивого в этих анекдотах, с уверенностью можно сказать, что то, что он проповедовал и что сделало его бессмертным - это самоограничение и удовлетворенность.
Самоограничение - это четвертое чувство самовосприятия, которое также необходимо четырехцветному человеку, как и первые три. Он никогда не подчиняется насилию, но всегда приспосабливается к существующим возможностям. Он не только уверен в себе, чтобы требовать, у него найдутся силы и необходимая самооценка, чтобы отказаться или отдать другому. Если он увидит, что необходима помощь, то не святой четырехцветный человек укроет своим плащом бедного, как это сделал святой Мартин. Он скромен, миролюбив и заботлив в своем удовлетворении собой.
Ненормальная, преувеличенная скромность, самоотречение, самоотказ и даже любое самопожертвование - настоящая помощь не воспринимается, как жертвование, - эта неестественная скромность противна четырехцветному человеку, ибо он видит ее ханжескую, часто даже вымогательную нечестность. ("Я не могу без тебя жить.")
Ему также чужды самоиедовольство, непрерывная жажда большего, т.к. он живет не в пустыне, а полной жизнью, сегодняшним днем, а не иллюзиями.
Самооценка
Естественность и возможность самовыражения четырехцветного человека состоит в искусстве поддерживания внутреннего равновесия благодаря этим четырем чувствам собственного достоинства.
Самооценка Цвет-символ Самоуважение ("благородный человек") (естественность, верность убеждениям, поведение соответствует убеждению) зеленый Свобода ("Ганс в счастье") (использовать имеющиеся возможности) желтый Уверенность в себе ("Робинзон") (готовность к действию: приложение своих сил и способностей красный Удовлетворенность ("Диоген") (готовность отречься и отдать другому) голубой Как мы уже убедились в предыдущих главах, для каждого из четырех нормальных самовосприятий имеются ненормальная самопереоценка и самонедооценка.
Я хотел бы эти три факта представить в этом месте в виде таблицы. При этом я прошу тебя подумать над тем, кого из своих знакомых ты мог бы с наибольшей
вероятностью отнести к той или иной графе. Кого ты знаешь, кто переоценивает себя в своем высокомерии, или кто мучается от тайного самоедства и кажется поэтому разочарованным? Попытайся отнести в один из двенадцати разрядов кого-нибудь из близких окружающих тебя людей, наиболее подходящих для этого.
Цвет
зеленый Нормальное самовосприятие =
самоуважение
(благородный
человек) Самопереоценка +
самопреувеличение Самонедооценка -
сомнение в себе желтый свобода (Ганс в счастье) самообольщение самопринуждение красный уверенность в себе (Робинзон) самопревозношение жалость к себе голубой удовлетворенность (Диоген) самоотказ самонедовольство А куда бы ты отнес самого себя? Не определяешь ли ты свое место в одной из граф самопере- или недооценки? Или ты считаешь, что обладаешь четырьмя нормальными чувствами самовосприятия?
Какие нормальные чувства развиты в тебе хорошо? В каких случаях ты более склонен к тому или иному отклонению?
Не бросилось ли тебе в глаза, как быстро и легко ты считаешь других либо выскочками, либо ангелами во плоти?
Ты можешь не сомневаться в том, что другие давно почувствовали, как ты к себе относишься; переоцениваешь ли ты себя или наоборот, скромен ли ты.
Твои слова, твой голос, твои глаза, твоя жестикуляция, твоя одежда и сотни других сигналов воспринимаются каждым неосознанно. Эти проявления регистрируются каждым взрослым, каждым ребенком, каждой собакой и интуитивно складываются в оценку. Все эти "сигналы о личности" не только выдают то, чем ты
хочешь казаться, но и то, каков ты в действительности; они раскрывают твои самоощущения.
Выключи, например, звук у телевизора, когда кто-нибудь говорит, или понаблюдай за людьми, которых ты не знаешь. Попытайся из мимики и жестикуляции, из походки людей сделать вывод, как у них обстоит дело с четырьмя чувствами самовосприятия. Так ты сможешь научиться прислушиваться к своим ощущениям и создавать для себя более осознанное и ясное представление о людях.
Может быть и нет более важной способности, чем эта: правильно узнавать и понимать другого человека.
Ну, мой дорогой четырехцветный человек, действи- ' тельно ли ты четырехцветный? Конечно, ты имеешь для этого все возможности, поскольку ты способен на все свое мужество, чтобы быть беспощадно честным по отношению к самому себе.
Ты можешь спросить: "А Люшер сам с собой честен? А он способен на то, что требует от меня? Кто вообще с собой честен до конца?"
Сделай как я: Пытайся и не сдавайся! Ибо: Честность, как и другие качества, о которых мы говорим, это не трофеи, которые мы единожды завоевали и которые мы можем теперь спокойно носить, разглагольствуя по этому поводу, в стеклянной реторте.
Твоя и моя честность зависят от того, насколько мы можем в сложной ситуации сохранять внутреннее равновесие. То же самое происходит и с другими качествами. Все качества и способности только тогда и так долго эффективны, пока и как ты их используешь. Так что, действуй! "Сегодня первый день из оставшихся в твоей жизни".
ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ЕГО ВНУТРЕННЕЕ РАВНОВЕСИЕ
Даже если ты его никогда не называл словами, ты все же постоянно ставишь перед собой этот вопрос: "А кто я, собственно, есть?" Ты знаешь, что кроме тебя на
земле еще много живых существ - бегающих, плавающих, летающих. Себя ты рассматриваешь как нечто особенное. Ты горд тем, что ты человек, а не какое-нибудь там живое существо. А в чем состоит особенность человека?
Биологи усматривают особенность человека в прямой походке. Признаю, что это позволяет нам сэкономить на второй паре обуви. Но является ли это причиной того, почему человек уникален? Человек - единственное существо, которое умеет разговаривать, утверждают далее биологи, хотя и знают, что не только птицы пересвистываются, но даже и киты глубоко в море ведут друг с другом переговоры. Человек обладает особо развитыми руками и особо развитым мозгом, приводят в качестве аргумента третьи. Собака на это совершенно спокойно может возразить: "А у меня особо развит нюх."
У жирафа, как ты знаешь, особо длинная шея, у сокола - острый глаз, а у газели - особенно быстрые прыжки. И еще ты знаешь из уроков теологии, что человек - это особенное существо.
Так как религия учит тебя не знаниям, а вере, то ты веришь, что человек по каким-то определенным причинам является особо особенным. Ты слышал, что эти особо особенные попадают в ад, но особо хорошие особенные навеки празднуют в раю.
Так что же - наряду со всеми его физическими недостатками - особенного в человеке по сравнению с другими млекопитающими?
И там, где естествознание затрудняется доказательно определить решающую неповторимость человека по сравнению с животными, христианская религия решает эту проблему с дерзкой элегантностью: Неповторимость человека по сравнению со всеми иными живыми существами состоит в том, что он, как единственное одухотворенное существо, в потустороннем мире попадает или в ад, или на небеса.
Именно это составляет в действительности особенность человека по отношению к другим существам: он живет или в аду, или на небесах. Однако это не потусторонний, а будничный ад его конфликтной самооценки, в которой живет этот человек, если он не добивается, как четырехцветный человек, благодаря каждодневному самовыражению, внутреннего равновесия и не чувствует себя на земле как в раю. В том, что ты в своей настоящей жизни можешь выбирать между небом и адом, в этом состоит особенность человека!
Звери воспринимают окружающую среду, по-видимому,, более дифференцировано и более деятельно, чем человек. В противоположность этому человек определяет и оценивает свое Я, свою позицию по отношению к своим собратьям бесспорно более дифференцировано и деятельно, чем зверь.
В беспрерывной, положительной или отрицательной, самооценке, в жизненном тонусе, который создается самоощущениями, в этом состоит особенность человека, его ад и его рай. Подобным самоощущениям и самооценкам, которые происходят из внутренних убеждений, звери, по всей видимости, не подлежат. Поэтому они и не попадают в рай или в ад чувств самовосприятия, которых человеку не избежать, потому что он живет с ними.
Мы, четырехцветные люди, оставляем рай на небесах "ангелам и синицам", но в нашем земном раю мы хотим утвердиться и дышать полной грудью.
Ты, как четырехцветный человек, знаешь свои четыре стороны света, по которым тебе предстоит пройти, чтобы осуществить себя. Ты стремишься действовать по королевскому принципу "положение обязывает", идти, как Робинзон, новыми путями, смеясь, как Диоген, отказываться и сохранить, как Ганс в счастье, свою независимость. Действительно на небесах ты себя сможешь почувствовать только тогда, когда эти четыре господина будут находиться не только в наилучшем расположении духа и будут совершенно здоровы, но и когда они одновременно с этим будут хорошо ладить друг с другом, т.е. находиться друг с другом в гармоническом равновесии.
Особенность четырехцветного человека состоит, таким образом, в том, что он чувствует себя на небесах
своего самовыражения, когда находит внутреннее равновесие четырех чувств собственного достоинства.
Большинство из нас знает, где найти свою зубную щетку, портмоне, бутылку или любовные утехи. Где же они найдут внутреннее равновесие, этим вопросом большинство и не задается.
Так как ты можешь быть без внутренней уравновешенности только одно- или двухцветным человеком и тем самым упустишь шанс быть истинно счастливым, то спросишь себя: "Как мне найти внутреннее равновесие?"
Существуют два распространенных оправдания отсутствующему равновесию, жизни в аду. Некоторые полагают, человек - это продукт наследственности. Другие полагают, человек - это продукт воспитания и влияния окружающей среды, социальных и экономических условий, в которых он живет. В зависимости от пристрастий то наследственность, то социальные условия рассматриваются в качестве определяющей величины для человека. Конечно, и то, и другое играют определенную роль, но определяющим является нечто третье.
Я придаю большое значение тому, чтобы показать тебе с достаточной ясностью, что есть это третье. Я знаю из статистических исследований с помощью цветового теста, что по меньшей мере 65% взрослых людей смогли бы в наших условиях коренным образом улучшить свою жизнь, если бы осознали важное значение этого третьего компонента.
Между тем, мне известно, что я тебе, строго говоря, ничего не могу навязать из того, что бы ты не знал уже давно из собственного опыта. Я могу, таким образом, тебя только побудить, чтобы ты ясно осознал твой собственный опыт и правильно его оценил.
Так как образ может сказать больше, чем тысяча слов, я хотел бы пояснить тебе это третье на примере следующего образа: Можешь ли ты вспомнить то время, когда учился кататься на велосипеде?
Для начала надо было иметь велосипед. Это техническое транспортное средство сравним с телом и биологической наследственностью. И среди семейства велосипедов есть легкие гоночные машины, а есть и тяжеловесные сооружения. И среди них встречаются легкие и элегантные экземпляры, а есть и ржавые, кособокие. И велосипеды могут иметь заводские дефекты, что соответствует плохой или болезненной наследственности. Уличное движение мы сравним с социальной и экономической ситуацией, в которой ты вынужден жить. Есть гладкие дороги, а есть с неровным покрытием; такие, на которых тебя подстерегают; такие, которые круто и постоянно берут вверх, и другие, которые так обрывисты, что сгорят твои тормоза и ты , можешь сломать себе шею.
Самое важное, однако, - это ты, велосипедист. Тебе показали, что ты должен крутить педали, чтобы ехать на велосипеде. Это мы сравним с ежедневной активностью. Кто не крутит педали, кто не проявляет активность, разобьет нос. Кто стремительно и внезапно хочет начать гонку так называемым кавалерским стартом, рискует прокрутить заднее колесо и закончить свою карьеру на животе.
Тебе также показали, как ты можешь править прямо и как поворачиваешь. Управление велосипедом мы сравним с желанием сознательно преследовать определенную цель.
Все это может показать тебе каждый, чтобы ты повторил. Но ты знаешь, что и наилучший велосипед (наследственность), и наилучшие дорожные условия (социальные условия), и управление (целеустремле-лия), и то, как бы ни крутил педали (активность), не помогут тебе проехать и метра, если ты не исполнишь предварительного условия, которому тебя не обучит ни один мастер. А именно, тебя никто не научит тому, как удержать себя в равновесии. Это ты должен открыть сам по собственной воле. Конечно, учитель может бежать рядом с тобой и удерживать тебя за седло в равновесии. Но это единственная помощь, которую он может тебе оказать до того момента, пока тебя не осенит: "Я еду! Я могу!"
Внезапно ты чувствуешь, что ты находишься в состоянии равновесия и что ты можешь удерживать его. Теперь ты пытаешься сохранить это чувство и вновь его обрести в том случае, если ты вышел из своего равновесия.
Мой дорогой четырехцветный человек, знаешь ли ты, что я тебе хочу сказать этим примером? Свое равновесие ты должен был найти еще будучи маленьким ребенком, когда учился ходить. И ты должен вновь находить его каждый раз, когда ты учишься новым телодвижениям, будет ли это катание на лыжах, балетный танец или ведение смычка виолончели.
Как и в управлении своим телом, ты и в душе должен стремиться к тому, чтобы сохранять свое равновесие в часы наивысшего счастья или в час смерти. Это и есть это третье, внутреннее равновесие, в чем воплощается особенность человека, человеческое.
Если ты прочно сидишь в седле и в любое время и в любых ситуациях сохраняешь равновесие, то ты имеешь все предпосылки для полнокровного четырехцветного человека.
Как известно, господь бог закончил свое шестидневное творение человеком. Таким образом, мы субботние, а не воскресные дети. Один расплачивается за это собственным хребтом, другой еле волочит ноги. Наше тело, как известно, не самое лучшее транспортное средство. Обладаешь ли ты силой и здоровьем Геркулеса или красотой Адониса, или, наоборот, бульдога, все это дело счастливого или несчастливого случая. Ты должен смириться с этим. Хотя это и твой велосипед. Твое тело предоставлено в твое распоряжение со всей его дряхлостью. Ты очень хорошо знаешь, что твое тело не более чем та часть твоего окружения, которая находится к тебе ближе всего. Только те женщины и мужчины, красота которых превосходит их ум, полагают подчас, что они сами представляют собой привлекательный каркас. Для нас, однако, тело остается предметом внешнего мира. Тем, который доставляет нам наибольшее чувственное удовольствие и самую сильную боль.
Но не только от каркаса зависит дело, также и дорожные условия, т.е. условия окружающей среды, формируют наш внешний мир. Только в зависимости от того, в какую колыбель положил тебя аист - с соломенным или денежным мешком - протекает по меньшей мере первая треть твоей жизни. В мажоре или в миноре. Родился ты мальчиком или девочкой, старшим или младшим из братьев или сестер, это может оказаться решающим обстоятельством в том, будешь ли ты в жизни матросом или капитаном, проплывешь ты по жизни как по бурному морю или как в штиль.
Если ты должен пожертвовать лучшие годы бессмысленной войне, или если нетерпимость возобладает у анархистов или фашистов, у черных или красных, у христиан или антихристов, то ты должен быть счастлив, если найдешь и тогда свою дорогу.
Мой дорогой четырехцветный человек, ты, может быть, несколько раз и улыбнулся, но ты знаешь, сколь серьезно я отношусь к сравнению с велосипедом. Я хочу признаться тебе, что испытал настоящий страх, что мое объяснение будет недостаточно наглядным. Ибо, если пример с равновесием не убедил тебя до конца, если ты не готов сказать: "Ясно, любой ценой я должен остаться в седле, даже если рак свиснет", - то я начинаю чувствовать себя как когда-то в школе, когда слышал: "Люшер, на этот раз, к сожалению снова "неудовлетворительно"".
Однако то, как идут дела, радует меня, и мы с тобой приступим к следующему твердому орешку, к определению нормальности.
Нормальный человек
Каждый человек должен постоянно преодолевать сопротивление двух реальностей: его окружающей среды и его внутреннего мира. Ровно в центре этого внутреннего мира пытается некто определенный, который говорит себе Я, поддержать равновесие и остаться в седле.
Тебе, однако, не надо ходить далеко, везде вокруг себя ты можешь обнаружить Я, которые ежеминутно выпадают из седла, которые даже впадают в депрессию и постоянно взлетают вверх как на трамплине. Но с той же уверенностью как и с регулярностью они летят снова кувырком вниз и снова, разбежавшись, пытаются прыгнуть выше самих себя. Рядом с прыгунами, людьми-трамплинами, которые себя подогревают, имеются другие, которые позволяют себя гонять как теннисные мячи из угла в угол и партнеру по браку, и любимым людям, и работодатчику, и заклятому врагу.
Но ты как будущий четырехцветный человек не просто повторяешь Я - "я полагаю" или "я бы желал", - а ты есть и ощущаешь себя как Я. Как Я в седле и равновесии. Ты активен и держишь штурвал в своих руках. Из прочной Я-позиция, во все стороны, ты излучаешь активность. В зависимости от величины твоей силы, способностей и энергии больше или меньше радиус вокруг центра Я. И чем лучше, тем разумнее, обдуманнее и осмотрительнее ты распоряжаешься своей силой, способностями и активностью, тем более ровным будет круг вокруг твоего Я-центра.
Таким образом функционирует наш внутренний мир. Он, как известно, окружен постоянной второй реальностью, внешним миром. Поэтому я и изображаю внешний мир в качестве внешнего круга.
Глобус вращается не по кругу, он сужается, как яйцо. Во внешнем мире всегда что-нибудь происходит. Правильно круглого внешнего мира, "святого мира", никогда не было. "Святым" может быть только твой собственный внутренний мир, до тех пор пока ты удерживаешь твое Я в равновесии.
Во внешнем мире всегда существуют наросты, вмятины и столкновения. В данном случае мы видим наросты и впадины:
А здесь произошло столкновение:
Но у тебя, как четырехцветного человека, Я осталось в равновесии и твой внутренний мир отличается наилучшей округлостью. На обычном языке это означает: даже в том случае, если ты не получил отказа, ты не испытываешь сразу разочарования. Так как внутри ты сохраняешь чувство равновесия, тебе не приходит на ум оставлять впадины в твоем внутреннем мире из-за какой-либо впадины во внешнем мире или из-за какой-либо неудачи. Иными словами, никто другой не может нанести здесь тебе удар. Здесь ты сам себе делаешь впадины и выступы. Знакомо ли тебе сочувствие к самому себе? Замечал ли ты, с каким удовольствием дети во время плача используют любой незначительный повод для того, чтобы внутренне порадоваться какой-либо внешней впадине?
Для четырехцветного человека отказ - это еше не личный отвод. Или образно выражаясь: скверная ситуация - это еще не "введение в заблуждение".
Ты можешь быть внебрачным, одноглазым сиротой и поэтому еще долгое время будешь чувствовать себя обделенным и покинутым богом и всем миром, отвергнутым и "введенным в заблуждение".
Если дела идут плохо, то четырехцветный человек чувствует себя как Биас, который прокомментировал потерю всего своего богатства знаменитыми словами: все свое ношу с собой.
Это нормальное человеческое свойство: быть суверенным и скромным, уверенным в себе и независимым и поэтому постоянно в седле.
В капризном внешнем мире возможны не только банкротство и впадины. Он может также украсить и одарить тебя славой и почестями, если ты согласишься быть вьючным ослом.
Если у тебя присутствуют все чувства и ты способен восхищаться или, по крайней мере, ты прилежен, то успех не обойдет тебя. Успех как нарыв. Он буйно разрастается. Круг твоего внешнего мира не остается круглым. Кривые твоего успеха выдают твое прилежание. Ты станешь "прирожденным" дельцом, карьеристом, специалистом, светским львом, девушкой.
окруженной множеством поклонников, или основной твоей деятельностью станет материнство, ты станешь квалифицированной домашней хозяйкой или сочувствующей тетей, которой все изливают свою душу. Имеешь ли ты успех и будешь ли ты лакеем и жертвой своих успехов? Любуешься ли ты своими успехами и полируешь ли ты свой образ до блеска, подобно своим ботинкам? Идешь ли ты впереди вожака своего стада или ты неуклюже ступаешь за одной из овец в своем стаде след в след?
В этом случае ты впадаешь в зависимость от этого общества с его ролями и становишься рабом твоего престижного города, даже если ты станешь президентом из президентов или звездой всех звезд.
В то время как внешний мир может определять выпуклости и вмятины внешнего круга, внутренний круг - Я четырехцветного человека - остается в равновесии, в кругообразной гармонии. Его внутренний мир неуязвим для выпуклостей и впадин.
Ты думаешь, я хочу предложить тебе глоток молока? Точнее, я хочу тебя спросить: "У тебя создалось впечатление, будто я хочу повлиять на тебя таким образом, чтобы из тебя получилось то, что маленький Макс представляет себе как идеального Морица?".
Отнюдь нет.
Ты не должен становиться ни Максом, ни Мори-цем, ты должен стать тем, кем ты в действительности являешься: самим собой. Этого я хочу, и ты, конечно, тоже. Для меня речь идет ни о чем другом, как о твоем самовыражении. Я хочу выразиться еще более провоцирующе: о твоем нормальном состоянии. Поскольку ты не дождевой червь, а человек, нормальным ты можешь быть только в том случае, если ты постоянно развиваешься и выражаешь себя.
Твое нормальное состояние требует, чтобы ты все время следил за внутренней реальностью, за твоим внутренним миром, чтобы он оставался в кругообразной гармонии. Только в этом случае, только в постоянном самовыражении ты в норме. И в этом случае ты - четырехцветный человек, который живет в четырехмерном измерении всей совокупности своих возможностей. Еще раз повторяю, у нормального четырехцветного человека внутренний круг круглый независимо от того, каким бы извилистым ни был в это время круг внешнего мира.
Инфантильный человек
Однако, то, что нормально происходит, в общем, чаще всего. Неудача, неверный шаг по отношению к другим воспринимается как личная неудовлетворенность, отклонение как отказ, как позор, как доказательство собственной неполноценности.
И наоборот, незначительное превосходство; случайно знаешь то, чего не знают другие; обладать последним криком моды; чрезвычайно громким выхлопом у машины; особенно однако коммерческими успехами или визитной карточкой, на которой рядом с именем полно титулов, все эти внешние, переоцененные в своем значении успехи делают большинство людей гордыми и, возможно, "счастливыми". Создается впечатление, как будто внешние события являются определяющими для состояния внутреннего мира и для самооценки человека.
Для маленького ребенка до 3-х лет, пока его Я еще не сформировалось в качестве внутреннего мира и прежде чем он научился думать и говорить от первого лица, это естественно.
Но после наступления половой зрелости, проведение параллелей между внешней и внутренней формой представляет собой наивную неразборчивость между внешней и внутренней реальностями, инфантильную слабость Я, которая противоречит норме.
Именно этот, часто встречаюш,ийся инфантильный способ мышления и переживания считается сегодня дилетантами и специалистами "нормальным".
Это, мой дорогой четырехцветный человек, оказывает свое влияние на нашу культуру. Догадываешься ли ты о последствиях?
Верующие в бога люди, каким был Хиоб, могут воспринять внутренний мир в полной гармонии, доверяясь разуму и надежной справедливости бога, даже если их внешний мир изнурен в результате потрясений от потерь и болезней. Их слабое и неразумное Я цепляется за разум бога для того, чтобы в несчастье, в момент, когда чувства застилают разум, не спутать внешнюю и внутреннюю реальности. Что происходит однако, когда господь батюшка спроваживается своими современными детьми на пенсию? А если они будут послушны новой вере, вере в технику, в материалистический социализм? А если внешняя реальность будет провозглашена единственно благословенной? Кто отразит стремительное смешение внешней, очевидной, физической реальности и внутренней психически-духовной? Ты можешь заявить, что господь мертв, но внутренняя реальность остается постоянно живой и действенной.
И не потому, что плохи успехи техники или потребления товаров, а потому, что внешняя реальность превратилась усилиями торгашей, заинтересованных в массовом потреблении, в позолоченный символ счастья, поэтому внутренняя реальность, истинный идеал, настоящее живое счастье переживает крушение.
С настоящим идеалом, настоящим счастьем, которое может быть только твоим очень личным внутренним равновесием и твоим самовоплощением, нельзя устроить сделку.
Ты не находишь, что я достаточно ругался? Было бы неплохо! Но я буду доволен, если ты причины твоего самовосприятия не будешь искать во внешнем мире, если хотя бы тебя мне удастся свернуть с дороги "Титаника". Ибо только в этом случае ты можешь держать курс на нормальность, ты являешься капитаном своего корабля, плывущего под 4 флагами - красным, зеленым, желтым и голубым.
Невротичный человек
Кроме нормального человека, у которого внутренний круг гармонично правилен, и инфантильного человека, внутренний круг которого приспосабливается к внешнему, имеется еще невротичный человек. Невротичный человек воспринимал в детстве окружающий мир, как правило, искривленным. Так как ребенком он был наивен, то круг своего внутреннего мира он копировал с теми же искривлениями. Так как все свое детство он верил, что может успешно утвердиться с помощью определенной, но искривленной тактики, его внутренний круг застыл в этой искривленности. В застывшей и анормальной самооценке заключается невротическое заболевание.
Внешний мир может быть у невротичного человека вполне в порядке, нередко так и случается. У него крепкая крыша над головой и хороший стол, но карлики и великаны внутри него, его самооценка, ожесточенно борются друг с другом.
В то время как нормальный человек сохраняет свой круглый внутренний мир, взрослый невротик наоборот, живет постоянно в изуродованном внутреннем круге.
Невротики, у которых искривленный внутренний мир, но тугой денежный мешок, составляют постоянную клиентуру психиатров, т.к. тема: "Я такой, потому что таким было мое окружение" - неисчерпаема. Я плохо чувствую себя в обществе невротиков и с инфантильными людьми часто скучаю. Как четырехцветный человек, ты отнесешься с пониманием и к тем, и к другим, но как нормальный человек ты должен жить среди нормальных.
Ты можешь быть богатым, удачливым, влиятельным, сообразительным, душевным заурядным человеком, но нормальным ты являешься только в том случае, если речь идет о выражении твоего и только тебе свойственного внутреннего идеала и внутреннего образца.
Так как понятие "идеал" используется сегодня для характеристики любой колбасной лавки, любого желания, любой потребности, от идеального бюста до идеального консервного ножа, то я предпочитаю для характеристики внутреннего идеала, который является не желанием, а бескомпромиссным требованием (совестью), пользоваться понятиями "норма" и "нормальность".
Нормальный или посредственный?
Недавно зашел разговор о последней афере с похищением. "Анархисты, которые занимаются подобными террористическими акциями, ненормальные люди", - сказал кто-то явно возмущенно.
"Если бы похитители были ненормальными, они не отвечали бы за свои поступки. К чему бы мы пришли в таком случае?" - ответил другой. Вскоре назрел кардинальный вопрос, который почти всегда ставится в подобных ситуациях, но на него никогда не отвечают: "Кого тогда вообще считать нормальным?"
Рещение вопроса о том, страдает ли пациент от душевных конфликтов или расстройств, т.е. от обычного невроза, которым подвержены нормальные люди, или имеет место какое-либо отклонение от нормы, так называемое душевное расстройство или психоз, как, например, шизофрения, является каждодневной задачей многих психиатров.
Психиатр должен также устанавливать для органов правосудия, совершил ли подсудимый свой поступок как "нормальный человек" или как человек с "поврежденной вменяемостью". Если поступок совершен нетрезвым человеком, психопатом или слабоумным, то делается заключение, что этот человек был в невменяемом состоянии.
Я не думаю, что ты сомневаешься в своей нормальности, но ты будешь снова и снова спрашивать себя: "Что мне сейчас лучше всего сделать? Что было бы нормальным решением моей проблемы?"
Ты когда-нибудь задумывался, что значит "нормальный"? Значительно проще установить, что неподобающее или бессмысленное поведение является ненормальным, чем объяснить, что же, собственно говоря, является нормальным.
Меня смущает то, что норма и посредственность так похожи, что в некоторых случаях оба понятия используются как равнозначные. В то же время во мне все восстает против того, что нормальным должно быть только то, что делает большинство людей. Большинство людей ведет жизнь полную внутренних необ-ходимостей и мучительно играемых ролей. Это не то, что я представляю себе в качестве нормальной жизни.
Норма и посредственность, которые я очень хотел бы различать, перекрещиваются снова и снова: говорят, что потеря зрения - это нормальное возрастное явление. Но разве это нормально, когда человек слепой? Конечно нет, хотя слепой, как человек, совершенно нормален. Является ли нормальным ребенок с поврежденным мозгом? В большинстве случаев он не может научиться читать и писать. Тем не менее он может очень тонко воспринимать человеческие отношения. Является ли нормальным дельный коммерсант? Даже в том случае, если человеческое не присуще ему в полной мере, следует ли говорить о какой-то ненормальной обедненности чувств? В этом случае его можно сравнить с "бесчувственным психопатом", у которого как раз отсутствуют сочувствие, чувство собственного достоинства, справедливости и стыда. Являются ли нормальными те люди, поведение и мышление которых сильно изменилось в результате преклонного возраста или какой-либо болезни, или не следует больше принимать их всерьез из-за того, что они "сами не знают, что говорят"?
Конечно же ты часто наблюдал, что очень многие люди бывают не честны, когда это им на руку или когда честность могла бы помешать. Тем не менее ни родители, ни супруги не считают нечестность по отношению друг к другу или к кому-то третьему нормальной позицией.
В области техники о нормах говорят в том случае, когда речь идет о единицах измерения или измеряемых величинах (например, о метрах или нормированных строительных элементах).
Соответственно мы говорим, что величина тела . карлика и великана являются отклонением от нормы как средней величины.
Не находишь ли ты также, что Иоганн Себастьян Бах, Альберт Эйнштейн, Гете из-за своих духовных способностей были отклонением от стандарта и тем не менее были нормальными? Здесь, очевидно, понятие
"нормальный" не имеет ничего общего со стандартом. Нормальность в гораздо большей степени определяется тем, насколько правдивы, естественны, соответствуют действительности взгляды и поведение человека.
Ты оцениваешь поведение как нормальное или говоришь о человеке, что он "очень нормальный", когда его поведение соответствует ситуации. Однако для того, чтобы тебе вести себя нормально и соответствовать внешней действительности, ты должен владеть определенным масштабом или нормами, на которые ты мог бы ориентироваться. Такими ориентировочными нормами являются внутренние идеалы, на которые ты ориентируешься, чтобы правильно оценивать и поступать.
В соответствии с этими внутренними идеалами, ориентировочными нормами оценивают и психиатры, и социологи нормальность человека. Если у матери нет такого идеала, как забота о своих детях, значит она ненормальна. Если у взрослого нет такого идеала, как забота о себе самом, чтобы самому есть, самому ходить, самому добиваться успехов, значит он тоже ненормальный. Человек, у которого отсутствуют внутренние идеалы, действительно ненормальный человек.
Понятие нормальный используется, соответственно, двояко: во всех физических и технических областях это означает, что что-то соответствует стандарту. Здесь нормой является средняя норма.
Напротив, нечто радикально иное означает нормальность тогда, когда под "нормой" понимают духовные ценности, внутренние идеалы. Внутренний идеал как ориентировочная норма не имеет ничего общего со средней массой. Количество и стандарт не играют здесь никакой роли. Независимо от того, честны ли люди в среднем, искренность по отношению к ближнему остается внутренним идеалом, стандартом, на который ориентируется нормальный человек в своих речах и поведении.
Если ты должен профессионально ознакомиться с психологической статистикой, то я хотел бы сказать тебе по этому поводу следующее: так как нормальность является не стандартной ценностью, а идеальной нормой, то она не может быть ни качественно, ни количественно основательно подсчитана. Поэтому понятие о статистических стандартных ценностях дают только социологические информации. Однако они не позволяют ни понять нормальную структуру человеческой психики, ни психическую структуру определенного индивида.
Нормальность, которая является определяющей для психологической оценки и обсуждения здоровых, а также расстроенных конфликтами, невротичных людей, может и имеет право измеряться только в соответствии с качественно дефинированными внутренними идеальными нормами. Если же ты будешь судить о человеке по статистическим таблицам, то с такой "наукой" ты станешь невежественным человеком.
Идеалы - да, идеологии - нет
Внутренние идеалы являются необходимостью для тебя и любого человека, который ставит вопрос о смысле своей жизни. Ты спрашиваешь о смысле, который имеет твоя жизнь как целое. Поэтому идеалы, если они охватывают всю целостность этого смысла, должны выявлять некоторые возможности специального самовыражения. Идеалы внутренней реальности являются, таким образом, ориентировочной нормой. Они, как внутренние указатели, показывают всегда только то направление, в котором должен идти человек, который хочет себя выразить. Внутренние идеалы не являются, точнее говоря, "целями", которых можно достичь, а оказывают направляющую помощь при ориентации. Чем последовательнее ты живешь по этим внутренним идеалам, тем выше степень твоей нормальности, тем натуральнее твоя естественность и тем дальше ты удаляешься от заурядности нашего общества, скованного ненормальными ролями и неестественными принуждениями. Так как тогда, когда речь идет о "смысле жизни", мы говорим о совокупности человеческих жизненных возможностей, то любой абсолютизированный односторонний идеал, т.е. любая идеология противоречит здравому смыслу. В анархистском терроризме, как впрочем и в любой другой, особенно властолюбивой идеологии, это противоречие здравому смыслу приводит к трагическим последствиям: к отрицанию всех других идеалов и особенно терпимости - и к разрушению действующих идеалов.
Нетерпимость составляет сущность каждой идеологии, так как идеология интерпретирует действительность - как бы многообразна она ни была, каким бы частым изменениям она ни была подвержена, - в постоянном расчете на абсолютизированный, односторонний идеал. Ее последователи полагают, что с помощью этого принципа они могут все объяснить и преодолеть. Анархисты - предположим, речь идет о потенциально настроенных на конфликт, агрессивных личностях - абсолютизируют, например, идеал "социальной справедливости" и пренебрегают другими социальными идеалами, такими как терпимость, откровенность, отзывчивость, доброжелательность. Поэтому они отрицают все остальные идеалы и борются с их использованием. Отсюда идеологии, как научно-теоретические, так и в области искусства, нетерпимы. При этом особенно политические и религиозные идеологии из-за своих притязаний на власть действуют в большинстве случаев даже уничтожающе.
Молодежь задает вопрос о смысле жизни и ждет ответа, который показывает, как следует строить жизнь. При этом она слишком легко попадается на удочку упрощенных толкований идеологий.
Кто, однако, в юности был приверженцем мнимых идеологий и чувствует себя разочарованным в них, - как, например, многие приверженцы нацизма, коммунизма или других политических и религиозных идеологий, тот выбросил эти так называемые идеалы и свой идеализм за борт и отныне считает себя "скромным реалистом". (Тем самым он попадает под влияние другой идеологии.) Иметь идеалы и быть идеалистом - эти слова звучат для таких людей смешно и наивно. Эти разочаровавшиеся, однако, не осознают того, что они ориентировались не на настоящие внутренние идеалы, а попали под влияние идеологии.
Промежуточный итог
Я считаю, что пришло время подвести итог. Я надеюсь, ты не возразишь, если мы сейчас задумаемся, чего мы достигли.
Когда ты вспоминаешь, о чем мы говорили, что ты вспоминаешь в первую очередь? Что тебе приходит в голову? Не торопись, обдумай эту мысль. Что является для тебя пунктом номер один? Приходит ли тебе еще что-нибудь на ум? Было ли еще что-то для тебя важным? Что является вторым пунктом, который был для тебя новым и важным?
Поставим еще раз этот вопрос, но наоборот. Какая точка зрения отсутствует? Чтобы ты хотел еще узнать о четырехцветном человеке? Что еще мешает тебе стать настоящим, безгранично четырехцветным человеком?
Я спросил тебя, какие точки зрения были для тебя настолько важными, что они имели для тебя практическую ценность?
Однако я охотно соглашусь на встречный вопрос: "Что для тебя самого важно из всего того, что ты нам рассказал?"
Сравнение с велосипедом стало для меня важным. Когда я сержусь в какой-либо ситуации или когда я не знаю, должен ли я защищать свои права или лучше вместо этого обратиться,к более радостным занятиям, а также в том случае, если я нахожусь в затруднительном положении или на меня нападает изнуряющий страх перед смертью, тогда я знаю, что я выпал из седла. Тогда я знаю, что я не удержался в равновесии или что я впал в пассивное самосострадание.
Ценным было для меня, кроме того, сознавать, что я делаю различие между внешней реальностью и внутренней. Еще отчетливей знаю я сегодня, что внешняя неудача ни при каких обстоятельствах не сможет повлиять на мое чувство собственного достоинства.
И наоборот, я знаю, что внешние успехи, слава ли это или деньги, которые льстили моему самолюбию, не могут оказать влияния на мой внутренний мир, на мои истинные чувства. Если бы внешние успехи делали меня гордым и нескромным, то это означало бы: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (от Матфея 16; 26).
Сознание того, что я все время должен стремиться к четырем собственным чувствам (самоуважению, доверию к самому себе, самоограничению и независимому саморазвитию), чтобы достичь внутренней гармонии, т.е. нормальности, помогло мне понять, в чем заключается самоуправление и гармоничное самовыражение.
Четыре цвета стали для меня символами ("архетипами") для четырех видов чувств, а также мышления и действия. Я часто отдаю себе отчет в том:
живу ли я в красном цвете, как Робинзон, так, чтобы завоевать к себе достаточное самоуважение;
живу ли я в голубом цвете, как Диоген, так, чтобы в самоограничении чувствовать себя довольным;
живу ли я в зеленом цвете, как благородный человек, чтобы я мог себя уважать, потому что умею постоять за свои убеждения;
живу ли я как Ганс в счастье (как счастливчик), чтобы я мог проявить себя в новых возможностях?
Ежедневное хорошее настроение и радость, богатство многообразных, интенсивно прожитых часов являются для меня свидетельством, которое не может мне дать ни один университет и ни один священник, которое я также не могу повесить на стену в качестве диплома квалифицированного четырехцветного человека, которое я, однако с радостью и благодарностью ошущаю в себе.
ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Справедливость.
Кто стремится к тому, чтобы действовать в соответствии со своими убеждениями (зеленый) и скромно удовлетворяется существуюш,ими возможностями (голубой), тот серьезен (зеленый и голубой). По отношению к другим он ведет себя справедливо.
Я хочу показать тебе на примере справедливости, как постепенно мы приходим к научно-философскому пониманию этической нормы "справедливости".
Самоуважение возникает вследствие "честного убеждения". Кто себя самого в то же время умеряет, т.е. придерживается того, что существует действительно и фактически, и удовлетворен существующим, тот честен и скромен, т.е. серьезен. Это самовосприятие нужно только, в соответствии с категорическим императивом, воплотить в действие, тогда оно соответствует справедливости.
Благодаря категорическому императиву - поступай так, чтобы основной принцип твоего действия постоянно мог считаться всеобщим принципом - чувство самовосприятия "серьезность" становится этической нормой: справедливостью, надлежащим поведением, соотносимым с действительностью, благородством.
Итак, личная норма: серьезность. Социальная норма: справедливость.
Отзывчивость.
Кто чувствует себя свободным и независимым (желтый) и одновременно уверен в своих силах и способностях (красный), у того веселый нрав (желтый и красный). Он открыт, отзывчив по отношению к другим, т.е. в своей социальной ориентации, и принимает живое участие в их делах. Оба самовосприятия - самовыражение (желтый) и самодоверие (красный) - приводят тем самым к определенной социальной позиции и этической норме: к отзывчивости и сопереживанию.
Эта установка не является чем-то само собой разумеющимся. Молчаливый супруг, использующий свою газету в качестве прикрытия, или начальник, который одобряет только те идеи, что знакомы ему с самого детства или исходят от него самого, грешит против 11-й заповеди: "Ты не должен быть замкнутым".
Итак, личная норма: веселый нрав. Социальная норма: отзывчивое участие.
Ответственность.
Кто принимает решения из честной убежденности, т.е. обладает настоящим и прочным чувством самооценки (зеленый) и одновременно уверенностью в своих силах и способностях (красный), тот уверен в себе (зеленый и красный).
Уверенный в себе не отступит. Он не слаб и не податлив. Он готов взять ответственность на себя и оказать помощь, опираясь на убежденность (зеленый) и уверенность в своих силах (красный), там, где считает правильным.
Если он действует в согласии с категорическим императивом и свое чувство уверенности в себе воплощает в социальное поведение, то он готов помочь и осознает свою ответственность. Эту этическую норму мы будем называть: готовая помочь ответственность.
Итак, личная норма: уверенный в себе. Социальная норма: готовая прийти на помощь ответственность.
Терпимость.
Кто из скромности удовлетворяется существующим (голубой) и чувствует себя одновременно свободным и независимым (желтый), относится к счастливым людям, которые не волнуются по пустякам и не чувствуют себя чем-то отягощенными. При неотяго-щенном самовосприятии человек ведет себя по отношению к другим терпимо. Терпимый человек готов к сотрудничеству. Он коллегиален, так как свободен от авторитетных притязаний на власть. Он готов учитывать мнение других, заключать компромиссы и знает, что со справедливыми интересами других необходимо приходить к соглашению.
Итак, личная норма: неотягощенный. Социальная норма: терпимость.
Искренность.
Искренность предполагает, что человек чувствует себя самостоятельным. Кто находится под прессом зависимости, как, например, ребенок, который опасается непонимания и наказания, вряд ли будет искренним.
Самостоятельность есть совокупность двух самовосприятий - независимости (желтый) и честного убеждения (зеленый). Кто обладает этими чувствами, кто чувствует себя самостоятельным без материальной, сексуальной или идеологической зависимости, тот может быть в своем социальном поведении искренним и честным. Только этим людям можно верить.
Итак, личная норма: самостоятельность. Социальная норма: искренность.
Доброжелательность.
Хочешь благополучия другому - это признак доброты или подлинной любви. Добрая любовь и благосклонность предполагают внутреннее состояние удовлетворенности.
Удовлетворенность есть соединение двух самоощущений, с одной стороны, самоограничения, т.е. готовности удовлетвориться наличествующими возможностями (голубой) и, с другой стороны, самодоверия (красный). Ибо подлинно довольным может быть только тот, кто уверен в своих силах и способностях.
На примере этой последней этической нормы, доброжелательности, я хотел бы тебе еще раз продемонстрировать то, как из чувства самовосприятия как внутренней реальности возникает, благодаря использованию категорического императива, внещняя реальность, этическое действие.
Уверенность в собственных силах и самоограничение, оба эти чувства самовосприятия способствуют возникновению состояния удовлетворения (умиротворения). Из удовлетворения через категорический императив (поступай так, чтобы основной принцип твоего существования и поступка мог считаться всеобщим) возникает доброжелательная позиций по otHo-шению к другим.
Итак, личная норма: удовлетворен, доволен. Социальная норма: доброжелательность.
Производные от личной нормы (Я-нормы) и социальные нормы
Четыре нормальных чувства самовосприятия мы называем личными нормами (Я-нормами):
самоуважение (зеленый),
самодоверие (красный),