<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  3. Политическая власть - это один из видов социальной власти, связанный с реальной способностью политического субъекта - лидера, управленческой элиты, правящей партии, господствующего класса, государства и его органов - проводить свою волю в политической сфере, используя различные методы и формы воздействия на людей. Она не сводима к власти государства, поскольку рассредотачивается по всему полю политического пространства, где активно действуют не только государственные органы, но и другие субъекты - партии, политические движения, общественные организации и т.д.
 
 
 
  Но следует помнить, что государственная власть есть сердцевина политической власти, поскольку именно она:
  - располагает монопольным правом издавать обязательные для всех распоряжения и законы;
  - может применять разрешенные правом меры воздействия на людей экономические, административно-правовые, идеологические и пр.;
  - опирается на особый аппарат принуждения, который и побуждает людей к соблюдению принятых решений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Формы и виды политической власти. С древних времен принято выделять такие формы власти: монархию (власть одного), аристократию (власть привилегированных) и демократию (власть народа). Поскольку сейчас демократия в чистом виде не осуществима, американский ученый Р. Даль предложил в современных условиях выделять еще одну форму и соответственно ввести новое понятие - "полиархию" (власть многих). Не следует забывать, что любая форма власти конкретно-исторична. Когда-то, к примеру, власть монархов была абсолютной, ничем не ограниченной, на смену ей пришли конституционные монархии. Ныне же многие монархи (короли и императоры) не имеют, по-существу, никакой распорядительной власти, а обладают лишь представительскими функциями. Видоизменялись и другие формы правления. В зависимости от субъектов политической власти ныне принято выделять такие ее виды, как олигархию - власть немногих, но богатых, теократию - власть духовенства, элитократию - власть элиты, партократию - власть партии, охлократию - власть толпы и т.д.
  Принцип разделения властей, обоснованный еще Монтескье, исходит из того, что для нормального функционирования государства в нем должны существовать независимо друг от друга три ветви власти:
 законодательная, исполнительная и судебная. Этот принцип ранее у нас полностью отвергался, а сейчас записан в ст. 10 Конституции РФ. Правда, провозгласить его оказалось легко, но реализовать на деле в полном объеме пока не удалось. Говоря о трех видах государственной власти, заметим, что сейчас в ходу понятие "четвертая власть"-это образное осмысление и оценка средств массовой информации, которые по силе влияния на людей приближаются к основным ветвям власти. А на "пятую власть" сегодня претендует мафия. Так Леонид Кучма на этот счет говорил: "Ни для кого не секрет, что на Украине сформировалась "пятая власть" - власть теневой экономики и "жирных котов", запустивших руку в народный карман. Она еще не всемогуща, но уже достаточно сильна. Пропитала госаппарат, влияет на средства массовой информации, подкупает политиков, проникает в правоохранительные органы. Словом, это уже сила".
  Легитимность власти - это признание ее законной и справедливой, заслуживающей поддержки со стороны общества. М. Вебер выделил три типа легитимности: традиционный - власть вождей, монархов, основанная на традициях и правах престолонаследия; харизматический - власть, опирающаяся на веру в исключительные способности лидер";
 рационально-легальный - власть, организованная на рациональных правовых нормах и демократических принципах выборности.
 
  Литература:
 1. Основы политологии. Вып.1. (Под ред. М.А. Дремина). - Пермь 1992.
 2. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М., 1995.
 3. Стегний Б.Н. Политология. (Учеб. пособие). - М., 1996.
 4. Демидов А.И. Ценностные измерения власти./Полис, 1996. № 3.
 5. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения.//Полис, 1996. №3.
 6. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений.//Соц-полит журнал, 1994. №3-6.
 7. Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт.//Соц.-полит, журнал, 1995. №2
 8. Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности//Соц -полит, журнал, 1995. № 3.
 9. Фетисов А. С. Разделение властей - критерий демократического государства.//Соц.-полит, журнал, 1995. № 6. Халипов В. Власть (основы кратологии). - М., 1995.
 
 
 Тема IV
  "Политические конфликты и кризисы власти"
 
  1. Вопросам политических конфликтов у нас в стране должного внимания не уделялось, поскольку утверждалось, что социализм - это бесконфликтная организация общества. Но за рубежом многочисленные исследования этих проблем оформились в особое направление науки "конфликтологию".
  Ныне наиболее известны в политологии две конфликтологические теории.
 
 "Общая теория конфликта" амер. Ученого Кеннета Боулдинга
  "Конфликтная модель общества" нем. Ученого Ральфа Дорендорфа
  Суть ее в следующем:
 - в самой природе человека лежит стремление к постоянной вражде, к эскалации насилия; - все конфликты имеют общие элементы (участников, причины, непосредственный повод, состояние напряженности и т.д.). - Знание этих элементов и будущих стадий развития конфликтов позволяет предвидеть возможные их последствия; - всякий конфликт можно разрешить, соответствующим образом манипулируя теми или иными раздражителями, путем изменения ценностей и влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению общественного строя.
  Суть ее в следующем:
 - любое общество в каждый момент испытывает социальный конфликт и подвержено изменению; бесполезны всякие попытки ликвидировать причины социальных конфликтов, можно лишь влиять на характер их течения; - рабочий класс может добиться осуществления своих целей на путях переговоров и соглашений с предпринимателями и властью без всяких революционных потрясений; - конфликты будут существовать даже в самых демократических странах, но рациональные методы регулирования ими сделают их невзрывоопасными.
 
  2. Социальная напряженность в обществе, скрытое или явное недовольство властью рано или поздно порождает силы, выступающие против существующих порядков, так называемые "оппозиционные силы". Слово "оппозиция" переводится с английского 1) как противодействие или противостояние, 2) как определенная группа людей внутри организации, партии или парламента, ведущих линию сопротивления по отношению к тем, кто реально принимает политические решения.
 внутрипартийная, внутрипарламентская, антиправительственная, аитипрезидентская и т.д.
 лояльная, конструктивная, непримиримая, воинствующая и т.д.
 "культурная" (занимается критикой, разрабатывает альтернативные программы и т.д.), "дикая" (экстремистские выступления ультраправых или ультралевых).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  3. Политический конфликт - это такое состояние политических отношений между правящими и оппозиционными силами, которое характеризуется стремлением последних перераспределить власть или хотя бы часть ее в свою пользу.
 
  Чтобы провести анализ любого политического конфликта надо:
  - узнать основных и косвенных его участников и их требования;
  - выявить объективные причины его возникновения;
  - определить непосредственный повод конфликта;
  - оценить степень его напряженности и т.д.
 
  Только после тщательного изучения всех этих вопросов можно приступать к поиску путей разрешения данного конфликта. В истории человечества накоплены определенные методы на этот счет.
  а) "Метод избегания конфликта" - (избегание встреч с противником, добровольный уход с политической арены, выезд в эмиграцию и т.д.).
  б) "Метод откладывания конфликта" - (решение спорной проблемы отодвигается на более позднее время. Здесь нет окончательного разрешения спора. Сторона, согласившаяся на предложенный вариант, по мере накопления сил может вернуться к своим прежним требованиям).в) "Метод посредничества или третейского разбирательства" - (конфликтующие стороны передают спор на рассмотрение третьей стороне, с решением которой намерены согласиться).
  г) "Метод прямых переговоров " - (переговоры могут быть краткими или длительными, "жесткими" или "мягкими", но постепенно путем взаимных уступок конфликтующие стороны приходят к соглашению, которое их устраивает).
  В современных условиях любой конфликт, в том числе и политический, считается разрешенным, когда все конфликтующие стороны признают его полностью исчерпанным, когда вскрыты и устранены причины разногласий. Лучше всего, никогда конфликт не доводить до опасной черты. Глубоко был прав арабский поэт, когда еще в XIII веке советовал своему сыну:
 
  "Огонь вражды, сынок,
  Гаси, пока он мал,
  Пока - помилуй бог!
  Пожаром он не стал".
 
  4. Что такое кризисы власти?
 
  Кризисы власти обычно происходят в обстановке крайней экономической нестабильности, резкого обострения социальных противоречий, усиления межэтнических конфликтов, в условиях падения ценностей духовной культуры, небывалого разгула преступности и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В цивилизованных странах кризисы власти обычно разрешаются демократическими способами, выработанными на протяжении многих лет республиканских форм правления. Они, как правило, завершаются либо роспуском парламента, либо уходом в отставку премьер-министра или правительства в целом, либо внеочередным переизбранием президента.
  В нашей стране, к сожалению, органы федерального руководства до сих пор не выработали должных механизмов своего взаимодействия, не приняли надлежащих законов о порядке разрешения кризисных ситуаций в системе власти.
  Кратко говоря, кризис власти - это разновидность политического конфликта между властными структурами и оппозиционными силами, достигшего наибольшей остроты и напряженности, когда в повестку дня встают вопросы о применении реального силового давления.
 
  Литература:
 1. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М., 1995.
 2. Мальцев В.А. Основы политологии. Лекция 10. - Пермь, 1993.
 3. Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы.//Гос-во и право, 1993.№6.
 4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1994.
 5. Сперанский В.И. Конфликт: сущность и особенности его правления. //Соц.-полит, журнал, 1995. № 3.
 6. Семенов B.C. Россия в сети конфликтности: между взрывом и соглашением.//Социс, 1993. №7.
 7. Халипов В. власть (основы кратологии), § "Власть и оппозиция". - М.,1995.
 ТемаV
  "Политическая жизнь и политическая система общества"
 
  1. Общественная жизнь людей состоит из нескольких относительно самостоятельных сфер: экономической, политической, духовной и т.д. В чем суть и особенности политической жизни?
 
  Политическая жизнь
 
 - это один из видов общественной жизни, где люди отстаивают свои коренные интересы;
 - это сфера взаимодействие или противостояния политических сил,
 - это область отношений подчиненности одних перед другими;
 - это, наконец, система, связанная с управленческими отношениями.
 
  Первичной клеточкой политической жизни выступает политическое действие. Примерами политических действии могут служить, скажем, участие в политической дискуссии, выборной компании и забастовке, посещение митингов, шествий и демонстраций, выступления народных масс в ходе революций или гражданских войн. Перечислить все виды политических действий едва ли возможно. Спрашивается, каким из них нужно отдавать предпочтение? Здравый смысл подсказывает: каждый человек в конкретном случае делает свой личный выбор в пользу тех форм участия в политической жизни, которые в наибольшей мере отвечают его интересам, потребностям времени и требованиям общественного прогресса. За многовековую историю человечество выработало ряд общезначимых принципов и форм политической жизни, соблюдение которых придает стабильность, устойчивость в развитии социумов: выборность органов власти, представительную и непосредственную демократию, равенство всех перед законом и судом, обеспечение основных прав и свобод граждан, отстаивание интересов большинства при соблюдении прав меньшинства и т.д.
 
 Итак, политическая жизнь общества - это, с одной стороны, одна из форм общественной жизни, сущность которой состоит в воспроизводстве политических отношений, с другой стороны, это совместная деятельность индивидов, социальных групп, классов, различных государственных органов и общественных образований по использованию власти в целях реализации своих интересов.
 
  2. Основоположником теории политических систем считается американский ученый Джон Истон, издавший в 1953 году книгу "Политическая система". Политика, будучи относительно самостоятельной сферой, функционирует благодаря взаимодействию ряда особых подсистем и элементов, действующих в обществе.
  Все подсистемы и элементы, действующие в политической сфере, связаны отношениями взаимозависимости. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе.
  Говоря о механизме функционирования политической системы Д. Истон подчеркнул, что это развивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы -команды, которые бывают двух видов: импульсы-требования и импульсы-поддержки. И те и другие должны поступать в систему, иначе возможны перебои в ее деятельности.
  На выходе же из политической системы появляются 1) политические решения и 2) политические действия, направленные на их реализацию. (См. схему).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Итак, политическая система - это совокупность политических и общественных институтов и учреждений, политических отношений и норм, при помощи которых реализуется государственная власть, обеспечивается сбалансированность интересов разных социальных групп, организуется вся политическая жизнь общества.
 
  3. Любая политическая система призвана гарантировать стабильности общества через сбалансированность интересов различных социальных групп, обеспечивать нормальное прогрессивное развитие страны. В этих целях, по мнению американских политологов Алмонда и Паэлла, она должна осуществлять следующие функции:
  1) выражения интересов различных социальных групп через всевозможные общественные организаций и политические движения;
  2) обобщения интересов, распределения их по степени важности и доведения затем до сведения органов власти; эту функцию осуществляют преимущественно политические партии;
  3) выработки общих правил и норм; эту функцию выполняют главным образом законодательные органы, издавая нормативные документы;
  4) применения и реализации правил и норм, это - прерогатива исполнительных органов, реализующих предписания законодателей;
  5) контроля за применением правил и норм, осуществляется эта функция в первую очередь правоохранительными и судебными органами;
  6) функция политической коммуникации предполагает многие формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы.
  4. К основным направлениям реформирования политической системы в нашей стране сейчас следует отнести:
  - создание основ гражданского общества, функционирующего на принципах демократии, как главного достояния человеческой цивилизации;
  - формирование структур правового государства, гарантирующего права и свободы граждан, соблюдение законности и порядка;
  - развитие принципов федерализма, обеспечение равенства прав всех субъектов федерации - национальных образований, краев, областей и т.д.;
  - обеспечение условий для осуществления реального идеологического и политического плюрализма, развития многопартийности и гласности;
  - обновление законодательства, реформирование судебной, правоохранительной и пенитенциарной систем и т.д.
  Общим залогом успеха в формировании элементов новой демократической политической системы должны стать относительная стабильность экономической и социальной обстановки, общее согласие всех слоев и наций, мудрость и выдержка государственных руководителей.
 
  Литература:
 1. Основы политологии. (Под ред. М.А. Дремина). - Пермь, 1992.
 2. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М., 1995.
 3. Стегний В.Н. Политология. (Учебное пособие). - М., 1996.
 4. Борисов В.К. Теория политической системы. - М., 1991.
 5. Белов Г.А. Функции политической системы.//Кентавр, 1995. № 3.
 6. Краснов Б.И. Политическая система.//Соц.-полит. журнал, 1995. № 5.
 7. Краснов Б.И. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры.//Соц .-полит, журнал, 1995. № 4.
 8. Политическая система и ее роль в жизни общества.//Соц.-полит, журнал 1992. №8.
 9. Чудинова И.М. Политическая жизнь.//Соц.-полит. журнал, 1994. № 11-12.
 Тема VI
  "Политические режимы"
 
  1. "Режим" в переводе с латинского - управление. В обычном смысле - это система каких-то правил и норм, их упорядоченность, последовательность и взаимообусловленность (к примеру, режим секретности, режим экономии и т.д.).
 
 Под политическим режимом обычно понимают условия функционирования партийных систем, государственных органов и институтов гражданского общества, способы и методы властвования, уровни реализации основных прав и свобод личности, степень правовой защищенности людей в целом - это сложившийся характер, климат и стиль в политической жизни в тот или иной период времени в конкретно взятой стране.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Среди всех составляющих, основным и определяющим компонентом выступают партийные системы. Это, в частности, отмечает Мухаев Р. Г.: "Партийные системы определяют сущность политических режимов. Они выбирают политический курс, способы его реализации". (См.: Мухаев Р.Г. Основы политологии. - М.,1996.С.73).
  Политические режимы принято делить на тоталитарные, авторитарные и демократические, хотя, разумеется, между ними могут располагаться переходные, смешанные формы власти (посттоталитарные, полуавторитарные, псевдодемократические и т.д.).
  2. Тоталитарный режим. Понятие "тоталитаризм" (полный, всеобщий) появилось в 30-х годах нашего века для характеристики такого типа режима, какого ранее не существовало. Научную характеристику ему дали Ф. Хайек в книге "Путь к рабству" и X. Арендт в книге "Происхождение тоталитаризма", где обосновывалось, что такие режимы есть порождение двадцатого столетия, в отличии от прежних форм деспотии и тирании, они характеризуются тотальностью (всеобщностью) государственного контроля, полной зависимостью людей от властителей, системой массовых репрессий и т.д.
 
  Признаки тоталитарного режима:
  - всеобщий контроль государства над всеми сферами жизни людей;
  - однопартийная система, полный запрет оппозиции;
  - культ вождя, наделенного неограниченными полномочиями;
  - огосударствление и милитаризация экономики;
  - засилие единой идеологии, нетерпимость к инакомыслию;
  - опора на люмпенизированные слои населения;
  - разветвленная карательная система, политический террор;
  - апологетика "политики силы" проповедь неизбежности существования враждебных лагерей в международных отношениях.
  В качестве разновидностей рассматриваемых режимов обычно выделяют тоталитаризм с правым уклоном (нацизм - режим вл. Гитлера и фашизм - режим. вл. Муссолини) и тоталитаризм с левым уклоном (сталинизм - режим вл. Сталина, маоизм - режим вл. Мао-Дзе-дуна и режим вл. Пол-Пота и Янг-Сари в Кампучии).
  3. Авторитарный режим. Название идет от латинского слова "автократия" (самовластие) - власть одного лица или одной группы. Когда-то Людовик XIV любил повторять: "государство - это я". Теоретическую разработку этого режима дал в 1940 году румынский ученый Р. Титулеску. Большинством ученых авторитаризм характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократизмом и поэтому он неизбежно несет на себе отпечатки того и другого.
 
  Признаки авторитарного режима:
  - хотя этот режим несколько либерализирует общественную жизнь, но в целом властные отношения строятся преимущественно на принуждении;
  - хотя в урезанном виде, но при авторитаризме имеются некоторые элементы демократии - разделение властей, многопартийность, оппозиция,
  при этом режиме чрезмерно возрастает роль исполнительных органов власти, бюрократии и правящей элиты;
  этот режим характеризуется отсутствием ясных перспектив развития и четко разработанной руководящей идеологии;
  - данный режим стремится опереться на более широкие социальные слои населения, прежде всего на "средний класс".
  Рассматриваемый режим имеет длительную историю, множество разновидностей, начиная от античных тираний, включая средневековые абсолютные монархии, кончая современными хунтами. Его нельзя оценивать однозначно. Наряду с режимами консервативного и даже реакционного толка, были и такие, которые сыграли прогрессивную роль в развитии отдельных стран (например, правление Петра I в России, Наполеона Бонапарта во Франции). В наше время экономические успехи Ю. Кореи, Тайваня, Сингапура, Чили были так же связаны с существованием в них авторитарных режимов.
  4. Демократический режим. Эта форма организации и осуществления власти появилась на заре становления государственности, а само слово "демократия" переводится как власть народа или народовластие.
  Демократия - не очень частая гостья в истории, хотя к ней (как наиболее оптимальному режиму) всегда стремились передовые слои общества.
 
  Признаки демократического режима:
  - демократия во всех ее видах и формах связана с изъявлением воли большинства, с учетом прав меньшинства на особое мнение;
  - при демократии реализуется принцип разделения властей как способ сдержек и противовесов, препятствующих узурпации власти;
  - этот режим возможен только при многопартийной или двухпартийной системах, при легальной оппозиции, широкой гласности и независимости средств информации;
  - при таком режиме конституционно закреплены основные права и свободы граждан и созданы реальные гарантии их реализации;
  - при переходе к такому режиму обязательно разгосударствление экономики, наличие рынка и многообразных форм собственности;
  - демократия успешно развивается в условиях верховенства закона, развитого гражданского общества и правового государства;
  - демократия наилучшим образом обеспечивает прогрессивное развитие страны, создает атмосферу спокойствия и взаимного доверия в обществе.
  Вероятно, ни одна из стран мира не соответствует в должной мере всем этим перечисленным признакам. Удачно на этот счет сказал Вацлав Гавел: "Демократия в полном смысле слова всегда будет не более, чем идеалом. К ней можно приближаться, как к линии горизонта, лучшим или худшим способом, но достичь ее невозможно". Но стремление к демократическим идеалам всегда было и будет мощным стимулом в человеческих исканиях наилучшего устройства общества.
  5. Американский ученый Р. Даль разработал концепцию об основных предпосылках и возможных стадиях перехода от одного режима к другому.
 
  Основные предпосылки:
  Возможные стадии:
  экономические - возникновение многообразных форм собственности и рыночных отношений;
  социальные - формирование новой социальной структуры общества с преобладанием "среднего класса";
  духовные - совершенствование политической культуры народа и свобода средств массовой информации.
  стадия либерализации, ведущая к постепенной дискредитации старого режима;
  стадия противоборства консервативных и радикальных сил, - когда последние все настоятельней требуют перераспределения власти;
  стадия замены сил, стоявших у власти, когда радикальные силы, вытесняя старый режим, занимают его место в управлении страной.
 
  Литература:
 1. Основы политологии. вып.1. (Под ред. М.А. Дремина). - Пермь, 1992.
 2. Стегний В.Н. Политология. (Учеб. пособие). - М., 1996.
 3. Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии.//Соц.-полит, журнал, 1995.№6 и 1996.№1и2.
 4. Громыко А.Л. Политические режимы. - М., "Знание", 1994.
 5. Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М., "Наука", 1992.
 6. Клямкин И.М. и др. Между авторитаризмом и демократией.//Полис, 1995. № 2.
 7. Рассоха И.Н. Тезисы о тоталитаризме. //Полис. 1995. № 2.
 8. Хайек Ф.А. Путь к рабству .//Новое время. 1991.№ 2.
 9. Цыганков А.П. Политический режим.//Соц. - полит, журнал. 1996. № 1.
 Тема VII
  "Государство в политической системе общества"
 
  1. Главным элементом политической системы общества выступает государство. Впервые термин "stato" для обозначения понятия государства как особого политически организованного общества ввел Н. Макиавелли. Основными его признаками, отличающими его от других политических организаций, являются:
  - единая территория, неприкосновенность и суверенность которой обеспечиваются всей полнотой существующей власти;
  - население, проживающее на данной территории, осознающее общность национальных интересов и свою солидарность;
  - публичная власть, отделившаяся от народа, состоящая из особых учреждений, осуществляющих функции управления и принуждения;
  - право как особая система регулирования отношений между людьми, в т.ч. монопольное право на издание обязательных для всех законов, установление налогов и т.д.
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу