<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 - "теократическая"
 (вся власть от бога);
 - "патриархальная"
  (государство это
  большая семья);
 "теория собственного
  договора"
  (Д. Локка и
 Ж.-Ж. Руссо);
 - "теория насилия"
 (Л. Гумпловича);
 - "социально -
 экономическая"
 (К. Маркса и Ф.
 Энгельса).
 
 
  Известный немецкий философ К. Шмитт совершенно справедливо в свое время отмечал, что "государство есть политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости... Государство по смыслу самого слова и по своей исторической явленности есть особого рода состояние народа." В нем представлены и теснейшим образом сплетены гражданские, имущественные, социокультурные и этнонациональные интересы людей, их общие цели. Современная теория государства рассматривает, его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения международного права.
  а) внутренние:
  обеспечение законности и порядка, защита различных форм собственности, регулирование отношений между этническими общностями, согласование интересов и разрешение конфликтов в обществе и т.д.
  б) внешние:
  обеспечение безопасности страны, налаживание отношений с другими государствами, участие в работе международных организаций, борьба за сохранение мира и т.д.
  Как пишет К.С. Гаджиев "государство занимает особое место в мире политического как стержневой элемент, вокруг которого объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес, оно - главный инструмент реализации власти, главный субъект суверенитета... В основе государства лежит стремление к достижению стабильности внутреннего и внешнего мира, пронизывающее все человеческое бытие". (См.: Гаджиев К. С. Политическая наука. - М., 1994.С.99-100).
  2. Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о формах правления и формах государственного устройства.
 
 
 
 
 
 
 Унитарное государство
 
  Федеративное государство
 
 
  Конфедерация (или содружество)
  единая конституция, единое гражданство, единая система права общая денежная единица и общая армия - Польша, Финляндия, Франция и др.
  союз самостоятельных субъектов федерации (штатов, кантонов, земель, республик) -США, Швейцария, ФРГ, Россия и др.
  объединение полностью независимых и суверенных государств, координирующих свою деятельность только по важнейшим для них вопросам Синегамбия, СНГ, ЕЭС и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  3. О государственном устройстве современной России (см. прилагаемую схему и пояснения к ней).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Президент избирается на 4 года, является главой государства и главнокомандующим Вооруженных сил, представляет РФ внутри страны и на мировой арене, имеет право назначать представителя правительства и министров, издавать указы, подписывать и обнародовать федеральные законы, вносить законопроекты в Думу, объявлять референдумы, отправлять в отставку правительство, назначать выборы в Государственную Думу и распускать ее и т.д.
  Законодательная власть - Федеральное собрание состоит из двух палат, Совета Федерации и Государственной Думы, в члены Совета входят по должности руководители законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, а депутаты Думы избираются на 4 года. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменений границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента о введении доенного и чрезвычайного положения, назначение выборов Президента, назначение на должность Генерального Прокурора и судей в Конституционный суд. Верховный суд и Высший арбитражный суд и т.д. К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии правительству, объявление амнистии, принятие новых законов, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности и др.
  Исполнительная власть осуществляется правительством, которое разрабатывает и представляет федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управление федеральной собственностью, проводит меры по обеспечению законности, защиты драв и свобод граждан, обеспечивает меры по обороне страны, проведении единой денежной политики, государственного управления в области культуры, науки, образования, здравоохранения и т.д.
  Судебная власть осуществляет правосудие в стране. Все судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Конституционный суд дает толкование Конституции РФ, рассматривает дела о соответствии Конституции всех нормативных актов, разрешает споры о компетентности между органами власти. Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ являются высшими судебными инстанциями по подсудным им делам.
 
  Литература:
 1. Основы политологам. Вып.1. (Под ред. М.А. Дремина). - Пермь, 1992.
 2. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова), - М., 1996.
 3. Стегний В.Н. Политология. (Учеб. пособие). - М., 1996. Тема.VII
 4. Гаджиев К.С. Заметки о перспективах российской государственности.
 5. //Вопросы философии. 1994. № 9.
 6. Дробот В.Н. Кризис российской государственности.//Вестник МГУ, 1995. №6.
 7. Ильин М.В. Государство.//Полис. 1994. № 1.
 8. Изензее И. Государство.// Вестник МГУ. Серия XII. 1992.№ 6.
 9. Ленин В.И. О государстве.//ПСС. Т.39.
 10. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений./Общ. науки и современность. 1996. № 4.
 11. Пастухов В. В. Становление российской государственности. //Гос-во и право.1993. № 2.
 12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
 
 ТемаVIII
  "Гражданское общество и правовое государство"
 
  1. Долгое время понятия "гражданское общество" и "государство" вообще не различались, хотя отдельные догадки об их неодинаковой природе высказывались еще мыслителями античного мира. Только в XVII веке процессы дифференциации и выделения новых сфер жизни людей поставили в повестку дня вопросы о разной сущности явлений, которые они отражают. Речь идет, по существу, о различных сторонах бытия, в известном смысле противостоящих друг другу, о чем наглядно свидетельствует схема, предложенная Мухаевым (См.: Мухаев Р.Т. Основы политологии. - М., 1996. С. 34).
 
 Гражданское общество:
 Содержание: сфера реализации частных интересов индивидов
 Средства реализации:
 убеждение, моральные нормы, традиции и обряды.
 Основы гражданского
 общества: свободный индивид
 с неотьемлимыми правами,
 которые он реализует через
 негосударственные
 организации.
 
 
 
 Партии
 и движения
 зарождаются
 в гражданском обществе,
 а функционируют
 в государстве
  Государство:
 Содержание: сфера реализации публичных (общезначимых) интересов социальных групп, классов, этносов.
 Средства реализации:
 власть, право, принуждение.
 Основы государства:
 политические институты,
 органы власти правящие
 элиты, лидеры.
 
  В эпоху Возрождения многими учеными стали высказываться идеи о необходимости перехода к гражданскому обществу и правовому государству. Первое уже тогда рассматривалось как нечто внешнее второму и оппозиционное ему. Разграничение этих явлений проводил, например, Макиавелли, который считал, что гражданское общество
 должно контролировать деятельность государства. Прямо противоположной точки зрения придерживался Гоббс, отдавая доминирующую роль государству, без которого, по его мнению, общество неизбежно "погрузится во мрак, дикость и варварство". Совершенно иначе понимал взаимоотношения "гражданского общества" и "государства" Гегель, который общественную жизнь рассматривал как противоречивое единство, с одной стороны, частных интересов (гражданское общество) и, с другой стороны, всеобщего интереса (государство). Марксисты, вслед за Гегелем, тоже отмечали раздвоение жизни в "политической сфере" (государстве) и в "гражданском обществе", основание для бытия которого они видели в "частной сфере самостоятельного существования" - в повседневной жизни, производстве, торговле, семье, обычаях и нравах.
 
  2. Сущность гражданского общества кроется в следующем:
  - это сфера частных интересов граждан и независимого индивидуального выбора;
  - это система неполитических связей и структур, совокупность межличностных отношений, которые осуществляются без вмешательства государства и вне его рамок;
  - это по природе своей общество капиталистическое, приходящее на смену традиционному (феодальному), первоосновой его является свободная личность с независимым сознанием - гражданин.
 
  Гражданское общество
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Структура и элементы Формы существования
 
  3. Сущность правового государства проявляется в таких его реалиях:
  - это государство, ограниченное в своих действиях правом, законом;
  - это государство справедливое, праведное для всех его подданных;
  - это государство по природе своей демократическое, приходящее на смену тоталитарному или авторитарному, гарантирующее реализацию прав и свобод личности.
  Итак, гражданское общество и правовое государство представляют собой два самостоятельных субъекта существования и деятельности и вместе с тем неразрывное целое, при котором одна часть не может существовать без другой. В этом заключена диалектическая взаимосвязь первого со вторым.
  ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
 
 ОБЕСПЕЧИВАЕТ: ОСНОВЫВАЕТСЯ НА: верховенстве права и закона разделении и балансе властей максимальную гарантию прав и свобод человека установление пределов и меры власти равенство всех перед законом и судом политическом плюрализме взаимную ответственность гражданина и государства подзаконности власти и управления судебную и иную защиту личности конституционном надзоре широком местном самоуправлении
  4. В нынешней России, к сожалению, не существует пока ни гражданского общества, ни правового государства, хотя последнее уже продекларировано в нашей Конституции. Проблемы перехода к тому и другому в стране только начинают осознаваться. Существовавший прежде тоталитарный режим привел к подавлению возникших еще до революции некоторых первоначальных элементов гражданского общества, резкому возрастанию насильственной роли государства, что само по себе говорило о явно неправовом его характере. Только в современных условиях может выдвигаться практическая задача на этот счет. Для достижения намечаемой цели предстоит осуществить такую последовательную и взаимосвязанную цепь мероприятий: ликвидировать отчуждение людей от труда и собственности > сформировать рыночные отношения > укрепить гражданское общество > и только на этой основе создать правовое государство (см. предлагаемую схему).
 
  Необходимые предпосылки становления и развития гражданского общества правового государства - ликвидация отчуждения человека от труда и его результатов, наличие многообразных форм собственности;
 - формирование развитой социальной структуры при преобладании в ней "среднего слоя";
 - воспроизводство социальной жизни через многообразные неполитические институты и механизмы - самоуправление, общественное мнение, нравственные нормы, обычаи, традиции и т.д.
  - верховенство права, что означает: не государство стоит над законом, а закон над государством;
 - равенство всех перед законом и судом, что предполагает искоренение коррупции, беззакония, "телефонного права";
  - разделение властей, повышение ответственности не только личности перед государством, но и государства перед каждой личностью, признание многопартийности и широкой гласности и т.д.
 
  Демократизм гражданского общества предопределит в будущем и демократизм всей политической системы, в т.ч. и государства. Государство, которое на деле станет правовым (т.е. справедливым) утвердит цивилизованные, гуманистические начала в жизни людей, создаст надежную основу для реализации прав и свобод всех граждан.
 
  Литература:
 1. Основы политологии. Вып.1. ( Под ред. М.А. Дремина). - Пермь., 1992.
 2. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М., 1995.
 3. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство .//Полис. 1992. № 1-2.
 4. Перегудов С.П. Институты гражданского общества.//Социс. 1995. № 3.
 5. Романенко Л.И. Метаморфозы российской модели гражданского общества.//Соц. - полит, журнал. 1995. М., № 4.
 6. Серебряков С. Л. цивилизационные основы формирования гражданского общества в России .//Соц.-полит. журнал. 1995. № 2.
 
 Тема IX
  "Политические партии, движения и общественные организации"
 
  1. Слово "партия" в переводе означает часть, применительно к обществу - часть какого-то социального слоя, класса или нации. По своей природе - это связующее звено между гражданским обществом и государством, в первом партии зарождаются, а во втором - действуют. Генезис их, по М Веберу, таков: вначале возникли политические группировки, затем появились политические клубы, а во второй половине XIX столетия на политическую арену вышли массовые партии.
 
  Основные признаки партии:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В современных условиях политические партии, как правило, выполняют следующие функции:
  1. выявления и теоретического обоснования интересов общественных групп, от имени которых они выступают;
  2. консолидации и активизации политической деятельности этих групп;
  3. выработки политических доктрин и программ общественного развития;
  4. участия в борьбе за власть или в ее осуществлении наряду с другими;
  5. политического просвещения масс, формирования общественного мнения по актуальным вопросам дальнейшего развития;
  6. подготовки и выдвижения своих кадров для работы в госаппарате и других институтах политической системы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В нашей стране закона, о партиях пока нет, но есть закон "Об общественных объединениях", принятый в 1990 г. Термином "общественные объединения" охватываются партии, массовые движения, профсоюзы, ветеранские, женские, молодежные и другие организации. Этот закон предусматривает порядок образования, права и условия работы объединений, контроль за их деятельностью.
  3. Термин "общественные движения" может использоваться в двух смыслах: 1) в широком - для обозначения международных форм политической активности масс (национально-освободительное движение, социал-демократическое движение и т.д.) и 2) в узком - для характеристики объединений людей, основанных на общности интересов, добровольности членства и самоуправлении, но которые организационно еще не оформились в политические партии (ЦДР, "Яблоко", и др.) или служат более широкой социальной основой для существования некоторых из них (например, движение Честь и Родина, породив Российскую народно-республиканскую партию - "партию Лебедя", продолжает самостоятельное существование в качестве массового движения, ее поддерживающего). В данном - материале речь, конечно, идет об общественных движениях в их узком смысле слова. А что такое общественные организации? Это совокупность людей, которая организованными способами выражает интересы той или иной социальной группы, исходя из "Уставов" и "Положений", на основе которых они действуют, (организации профсоюзные, ветеранские, женские, молодежные и т.д.).
  Особенности этих общественных объединений
  - Общественные движения и организации возникают на базе общности интересов своих членов и служат для удовлетворения потребностей - профессиональных, культурных, спортивных, любительских и т.д.
  - Они обособленны от государства и функционируют на основе принципов независимости, самодеятельности и самоуправления;
  - Они имеют определенную структурность (низовые организации и руководящие органы разного уровня), аппарат управления и функционеров, материальную базу и необходимые службы;
  - В отличие от партий, они не претендуют на самостоятельное осуществление власти и не берут на себя связанные с этим обязанности, Вместе с тем они могут соучаствовать в управлении, обладая правом законодательной инициативы и имея возможность готовить альтернативные решения по вопросам, затрагивающим их интересы.
  Между государством (с одной стороны) и общественными движениями и организациями (с другой) могут существовать отношения сотрудничества и поддержки или конфронтации и противоборства. В зависимости от сложившихся взаимоотношений те или иные движения и организации объективно могут выступать либо элементом стабилизации политического строя, либо быть фактором деструктивности, разрушительности существующих устоев. Одновременно с реформированием политической системы предстоит модернизировать деятельность многих ранее существовавших общественных организаций. А это прежде всего значит: освободить их
 от вмешательства как со стороны государственных органов, так и со стороны партий, укрепить демократические основы их деятельности;
 повысить их самостоятельность, самодеятельность и активность в текущей политической жизни страны.
  4. История знает страны с однопартийными, двухпартийными и многопартийными системами. Речь идет о совокупности различных партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и ее осуществление.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В нашей стране осуществлен переход от однопартийной к многопартийной системе. Ныне уже насчитывается свыше 90 различных партий. Обычно их группируют следующим образом:
  1. Партии общедемократической направленности: Демократический выбор России (Гайдар), Партия российского единства и согласия (Шахрай), Социал-демократическая партия (Попов), Республиканская
 партия РФ (Панфилова) и др.
  2. Партии социалистической направленности: Социалистическая партия трудящихся (Медведев), Социалистическая партия (Островский), Партия труда (Каргалицкий) и др.
  3. Партии прокоммунистической ориентации: Коммунистическая партия РФ (Зюганов), Российская коммунистическая рабочая партия (Тюлькин), Российская партия коммунистов (Крючков), ВКПБ (Андреева) и др.
  4. Партии религиозной ориентации: Христианско-демократическое движение (Аксючиц), Христианско-демократический союз России (Огородников), Партия исламского возрождения (Ибрагимов) и др.

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу