<< Пред.           стр. 1 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

 Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
 На данный момент в библиотеке MyWord.ru опубликовано более 2000 книг по психологии. Библиотека постоянно пополняется. Учитесь учиться.
 Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)
 
 Сайт www.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.
 Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия./
 
 
 
 
 
 ПРАКТИЧЕСКАЯ
 ПСИХОАОГИЯ
 ОБРАЗОВАНИЯ
 Под редакцией И. В. Дубровиной
 4-е издание, переработанное и дополненное
 Допущено Министерством образования Российской Федерации
 в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
 обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология"
 
 300.piter.com Издательская программа
 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
 осуществляется при поддержке Министерства образования РФ
 Москва • Санкт-Петербург ¦ Нижний Новгород • Воронеж
 Ростов-на-Дону ¦ Екатеринбург • Самара ¦ Новосибирск
 Киев ¦ Харьков ¦ Минск
 ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075) П69
 Рецензенты:
 В. А. Иванников, докт. психол. наук, профессор В. Э. Чудновский, докт. психол. наук, профессор
 Авторский коллектив:
 И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук - ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд. психол. наук - ч. II, разд. 2 ?. Е. Данилова, канд. психол. наук - ч. II, разд. 3 Д. В. Пубовский, канд. психол. наук - ч. II разд. 4, гл. 6 А. М. Прихожан, докт, психол. наук - ч. II разд. 4, гл. 1-5 Н. Н.Толстых, канд. психол. наук - ч. II разд. 5
 П69 Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с: ил.
 ISBN 5-94723-870-5
 Данное издание- первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031000 (педагогика и психология). На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки "Психологическая служба в образовании". Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.
 Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Он может быть также полезен педагогам, воспитателям, родителям - всем интересующимся проблемами развития и воспитания детей.
 ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075)
 8 7 517 5 . ЛШ
 Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
 ISBN 5-94723-870-5
 (c)ВАО Издательский дом "Питер", 2004
 
 Оглавление
 От редактора........................................................................................................................10
 Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
 Раздел I. Психологическая служба в системе образования........................... 16
 Глава 1. История и современное состояние психологической службы
 образования в нашей стране и за рубежом..............................................16
 § 1. Психологическая служба образования, или школьная
 психология, за рубежом........................................................................... 16
 § 2. Практическая психология образования в России..........................25
 Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования................30
 § 1. Определение психологической службы образования..................31
 § 2. Теоретические основания психологической службы
 образования .................................................................................................33
 § 3. Цель психологической службы образования...................................43
 § 4. Задачи психологической службы образования..............................56
 § 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности
 психологической службы........................................................................56
 § 6. Структура службы ....................................................................................58
 Резюме ...................................................................................................................................60
 Темы для самостоятельной работы..............................................................................61
 Литература.............................................................................................................................61
 Раздел П. Деятельность практического психолога образования.................64
 Глава 1. Практический психолог образования как профессионал..................64
 § 1. Профессиональное место психолога в образовательном
 учреждении..................................................................................................64
 § 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог ................................68
 § 3. Начало работы практического психолога в образовательном
 учреждении..................................................................................................69
 § 4. Содержание работы психолога.............................................................70
 § 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения..................................................................................................71
 'лава 2. Основные виды деятельности практического психолога
 образования.........................................................................................................74
 § 1. Психологическое просвещение.............................................................74
 § 2. Психологическая профилактика..........................................................80
 
 4
 Оглавление
 § 3. Психолого-псдагогический консилиум.............................................94
 § 4. Психологическая консультация...........................................................97
 § 5. Психологическая диагностика............................................................103
 § 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных
 видов работы практического психолога образования................144
 (§ 7. Кабинет психолога в учреждении образования............................147
 Глава 3. Принципы деятельности практического психолога
 образования .......................................................................................................154
 § 1. Понимание индивидуальности человека как ценности.............154
 § 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество
 психолога с субъектами образовательного пространства.........160
 Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность...........165
 § 1. Профессиональная позиция................................................................167
 § 2. Ум психолога.............................................................................................169
 § 3. Личностные особенности практического психолога.................. 171
 § 4. Права и обязанности психолога образования...............................172
 Резюме .................................................................................................................................175
 Темы для самостоятельной работы............................................................................175
 Литература...........................................................................................................................176
 Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
 Раздел I. Дошкольное детство...................................................................................180
 Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................180
 § 1. Особенности психического развития...............................................180
 § 2. Ценность дошкольного детства..........................................................187
 Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми
 дошкольного возраста....................................................................................190
 § 1. Практические проблемы социализации дошкольников............190
 § 2. Проблема развития и обучения в практической работе
 с дошкольниками.....................................................................................199
 § 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного
 возраста (2-3 года)..................................................................................203
 § 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего
 дошкольного возраста (3-5 лет)........................................................208
 § 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного
 возраста.......................................................................................................212
 Глава 3. Дошкольники "группы риска"...................................................................220
 § 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка.........220
 
 Оглавление_____________________________________________________________5
 § 2. Нарушения поведения...........................................................................223
 § 3. Отставание в психическом развитии................................................229
 резюме .................................................................................................................................233
 Темы для самостоятельной работы............................................................................233
 Литература...........................................................................................................................234
 Раздел Н. Поступление ребенка в школу..............................................................237
 Глава 1. Психологическая готовность к школе.....................................................237
 § 1. Понятие "психологическая готовность к школе"........................237
 § 2. Анализ существующих методов определения готовности
 к школе........................................................................................................242
 Глава 2. Диагностическая программа но определению психологической
 готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.............................248
 § 1. Научные основания разработки диагностической
 программы..................................................................................................248
 § 2. Составляющие диагностической программы................................249
 § 3. Процедура определения психологической готовности
 к школе........................................................................................................260
 Глава 3. Развивающая и коррекнионная работа...................................................264
 § 1. Коррекнионная работа...........................................................................264
 § 2. Развивающая работа...............................................................................265
 Резюме .................................................................................................................................270
 Темы для самостоятельной работы............................................................................270
 Литература...........................................................................................................................270
 Раздел III. Школьное детство, или младший школьный возраст...............274
 Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................274
 § 1. Особенности психического развития...............................................274
 § 2. Ценность младшего школьного возраста........................................278
 Глава 2. Что значит "уметь учиться"........................................................................279
 Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших
 школьников........................................................................................................293
 § I. Развитие внимания.................................................................................293
 § 2. Развитие памяти.......................................................................................298
 § 3. Умственное развитие..............................................................................301
 '-''ава 4. Работа по развитию моторики....................................................................308
 р лава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть
 своим поведением............................................................................................311
 
 6____________________________________________________________Оглавление
 Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками
 и взрослыми.......................................................................................................319
 Глава 7. Младшие школьники "группы риска"....................................................327
 § 1. Неуспеваемость в начальных классах..............................................327
 § 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)........336
 § 3. Медлительные дети.................................................................................343
 § 4. Демонстративные дети..........................................................................349
 § 5. Тревожные дети........................................................................................353
 § 6. Леворукий ребенок в школе.................................................................358
 Резюме .................................................................................................................................365
 Темы для самостоятельной работы............................................................................365
 Литература...........................................................................................................................366
 Раздел IV. Отрочество..................................................................................................371
 Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................371
 § 1. Особенности психического развития...............................................371
 § 2. Проблема подросткового кризиса.....................................................375
 § 3. Ценность отрочества...............................................................................379
 Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего
 подросткового возраста.................................................................................380
 § 1. Задачи развития.......................................................................................380
 § 2. Начало обучения в средних классах школы...................................381
 § 3. Формирование умения учиться в средней школе........................385
 § 4. Психологическая помощь при трудностях в учении..................387
 Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем
 подростковом возрасте..................................................................................393
 § 1. Задачи развития.......................................................................................393
 § 2. Развитие и укрепление чувства взрослости...................................394
 § 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки,
 чувства собственного достоинства....................................................404
 § 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации
 образования ...............................................................................................412
 § 5. Развитие интересов.................................................................................415
 Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем
 подростковом возрасте..................................................................................418
 § 1. Задачи развития.......................................................................................418
 § 2. Развитие общения со сверстниками.................................................419
 § 3. Развитие воли............................................................................................430
 
 Оглавление_______|_____________________________________________________7
 § 4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами
 регуляции эмоциональных состояний.............................................434
 § 5. Развитие воображения...........................................................................437
 Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного
 периода развития.............................................................................................439
 § 1. Созревание организма............................................................................439
 § 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие
 моторной и речевой сфер......................................................................439
 § 3. Самооценка внешности, "физическое я"........................................443
 § 4. Сексуальное развитие............................................................................444
 Глава 6. Подростки "группы риска".........................................................................448
 § 1. Проблема "группы риска" среди подростков................................448
 § 2. Дебюты психических заболеваний у подростков.........................451
 § 3. Подростки с акцептуациями характера и психопатиями..........453
 § 4. Невротическое развитие личности у подростков.........................457
 § 5. Употребление психоактивных веществ и химическая
 зависимость у подростков.....................................................................458
 § 6. Подростки с цсрсбрастеническими явлениями............................463
 § 7. Суицидальное поведение подростков..............................................464
 § 8. Подростки из дисфункциональных семей......................................467
 § 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием.........................469
 Резюме .................................................................................................................................472
 Темы для самостоятельной работы..........................................................................472
 Литература...........................................................................................................................472
 Раздел V. Ранняя юность.............................................................................................478
 Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................479 )
 § 1. Особенности психического развития...............................................479 г
 § 2. Ценность ранней юности и задачи развития..................................484 \
 Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего
 юношеского возраста......................................................................................486
 § 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском
 возрасте.......................................................................................................486
 § 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе...........489
 § 3. Установка на продление моратория..................................................490
 1 лава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное
 самоопределение..............................................................................................491
 § 1. Обращенность в будущее - аффективный центр жизни
 в ранней юности.......................................................................................491
 
 8____________________________________________________________Оглавление
 § 2. Жизненные цели и психологическое здоровье.............................493
 § 3. Временная перспектива будущего и профессиональное
 самоопределение......................................................................................502
 Глава 4. Юноши и девушки "группы риска".........................................................505
 § 1. Возможные вариации взросления.....................................................505
 § 2. Аддиктивное поведение.........................................................................506
 § 3. Юношеская сексуальность...................................................................511
 § 4. Асоциальное поведение.........................................................................518
 Резюме .................................................................................................................................527
 Темы для самостоятельной работы............................................................................528
 Литература...........................................................................................................................528
 Часть III. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ
 Глава 1. Психология как учебный предмет общеобразовательной
 школы...................................................................................................................532
 § 1. Актуальность преподавания психологии в современной
 общеобразовательной школе...............................................................533
 § 2. Этапы "вхождения" психологии в практику школьного
 образования...............................................................................................537
 § 3. О целесообразности преподавания психологии в школе..........538
 § 4. Обоснование научного содержания курса
 "Психология в школе"...........................................................................543
 § 5. Когда начинать преподавание психологии в школе?..................548
 Глава 2. Психолого-дидактические аспекты преподавания
 психологии в школе........................................................................................549
 § 1. Принципы преподавания психологии в школе.............................549
 § 2. Урок психологии......................................................................................551
 § 3. Подготовка учителя к уроку................................................................554
 § 4. Урок и учебные ситуации.....................................................................557
 § 5. Урок и эмоциональные состояния школьников...........................559
 § 6. Ученик как субъект учебной деятельности....................................563
 § 7. Учитель как субъект педагогической деятельности....................567
 § 8. Взаимодействие ученика и учителя..................................................570
 § 9. Оценка и отметка.....................................................................................573
 Резюме .................................................................................................................................579
 Литература...........................................................................................................................579
 Заключение.........................................................................................................................581
 Контрольные вопросы по курсу................................................................................585
 
 Клятва детского психолога
 Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне. Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного - быть для людей тем, кому можно довериться. И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированное тью, непорядо чнос тью, равнодушием и стяжательством. И пусть удача сопутствует мне в моем
 искреннем стремлении побудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.
 
 От редактора
 Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой пособие по курсу "Практическая психология образования" для студентов психологических факультетов педагогических университетов и институтов, для слушателей факультетов дополнительного образования и повышения квалификации по специальности "Педагог-психолог" или "Практический психолог образования".
 В настоящее время мы наблюдаем весьма интенсивное развитие практической психологии образования. Интерес к практической психологии велик и не случаен. Он связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к человеку, начинает ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Это происходит не только потому, что развитая личность несет в себе больший заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу. Такой интерес появился в связи с тем, что происходит постепенное осознание ценности человека как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение и самоощущение в мире - главная цель общества, основное оправдание его существования. Именно поэтому ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным со стороны взрослых индивидуальным подходом к каждому ребенку.
 На наших глазах возникла и становится массовой новая специальность - практический психолог образования (или школьный психолог, педагог-психолог). Его работа является новой формой обществен-нозначимой профессиональной деятельности. Психологи пришли в детские сады, школы, лицеи, интернаты, колледжи как гаранты права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности. В их задачу входит профессиональное определение условий для благоприятного и позитивного
 
 отредактора
 11
 Проживания ребенком дошкольного и школьного детства, максимальное содействие созданию таких условий, оказание психологической помощи как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении личностных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений и пр.
 Психологическая служба, или практическая психология образования, соединила как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей этого развития в условиях современных учреждений образования. Еще Л. С. Выготский подчеркивал, что "психология, которая призвана практикой подтвердить истинность своего мышления, которая стремится не столько объяснять психику, сколько понять ее и овладеть ею, ставит в принципиально иное отношение практические дисциплины во всем строе науки, чем прежняя психология. Там практика была колонией теории, во всем зависимой от метрополии; теория от практики не зависела нисколько, практика была выводом, приложением, вообще выходом за пределы науки... Теперь положение обратное; практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач" (Выготский Л. С, 1982, т. 1, с. 387).
 Именно современное взаимодействие науки и практики, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимообусловливаются психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и многозначность самого явления практической психологии образования, а следовательно, и основного ее исполнителя - практического психолога.
 Психолог в образовательном учреждении, конечно, работает не только с ребенком, но и с педагогами, родителями, взрослыми, которые окружают ребенка и создают ему те или иные условия жизни и развития. Но он всегда работает ради ребенка. Центром внимания и смыслом деятельности психолога является ребенок (дошкольник, младший школьник, подросток, старший школьник), его интересы как растущего человека и развивающейся личности, индивидуальности.
 В этой книге сделана попытка отразить научные знания, соответствующие современному уровню развития психологической науки и практики, и раскрыть возможные способы реализации этих знаний в реальной работе с детьми.
 Авторский коллектив, уделяя значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции условий жизни, нарушений в поведении и развитии, основной акцент делает на нормальном развитии,
 
 12
 От редактора
 на возможностях практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза. Младенчество, раннее, дошкольное и школьное детство, отрочество, ранняя юность - жизнь детей на всех этих возрастных этапах наполнена особым содержанием, которое и составляет условие и определенный уровень их развития:
 ¦ особыми взаимоотношениями с окружающими (взрослыми, сверстниками);
 ¦ особыми способами познания окружающего мира;
 ¦ ведущей деятельностью, в наибольшей степени способствующей психическому и личностному развитию именно на данном возрастном этапе;
 ¦ системой прав и обязанностей ребенка;
 ¦ особым соотношением прошлого, настоящего и будущего и пр.

<< Пред.           стр. 1 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу