<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
 
 РУКОВОДСТВО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
 психологические программы развития личности
 в подростковом
 и старшем школьном
 возрасте
 Под редакцией И.В.ДУБРОВИНОЙ
 Рекомендовано Министерством образования
 Российской федерации
 в качестве методического пособия
 для детских практических психологов
 учреждений образования
 Москва
 ББК 88.8 П86
 УДК 159.9
 П86
 Издание осуществлено при финансовой поддержке
 Народного Банка
 Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И.В. Дубровиной, М. Издательский центр "Академия",
 1995.
 ISBN 5-7695-0007-7
 Сборник посвящен активным методам работы психолога с детьми разных возрастов. В нем представлены общие принципы и подходы к ра боте психолога со школьниками, конкретные программы психологи ческой работы с детьми разных возрастных групп (10-12 лет; 12-15; 15-17 лет). В сборник вошли оригинальные разработки сбора психологической информации: разные виды психологической беседы и социально-психологический опросник.
 Материалы сборника могут быть непосредственно использованы в практике работы психолога учреждений образования. Книга будет интересна также педагогам, интересующимся проблемами психологии, и специалистам, занимающимся разработкой проблем детской практической психологии.
 ISBN 5-7695-0007-7
 
 (c) Лаборатория научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, 1995
 (c) Издательский центр "Academia", 1995
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ.
 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ
 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ
 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И СПОСОБНОСТИ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ.
 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ
 Специфика беседы как метода психологического исследования
 Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность беседы.
 Виды беседы
 Типы вопросов.
 Особенности проведения беседы с детьми и подростками:
 Примеры использования беседы в практике школьного психолога
 ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ К НЕКОТОРЫМ АКТУАЛЬНЫМ
 ПРОБЛЕМАМ СОВРЕМЕННОСТИ
 Рекомендуемая литература
 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
 
  Материалы, составляющие содержание данного пособия, представляются нам чрезвычайно актуальными и нужными как для удовлетворения потребности практического психолога в методическом оснащении своей деятельности, так и для развития научных основ детской практической психологии, ибо они являют собой новый тип научного исследования, начальным истоком и конечной целью которого служит реальная практика работы с ребенком.
  Активные методы в работе школьного психолога, их научно-методическая разработка и профессиональное применение -пожалуй, наиболее сложный и наименее разработанный вопрос во всей детской практической психологии. Ведь, по существу, речь идет о проблеме психологического воздействия в специфической форме. Любой метод психологического исследования или психологического обследования - это метод большего или меньшего вмешательства во внутренний мир ребенка. Психолог, каким бы методом он ни пользовался, обязательно оставляет след в той группе или личности, с которыми он работал. Однако мы согласны с Л.А. Петровской, что одно дело, когда изменение выступает как невольное, непланируемое последствие, и психолог старается его учесть. Другое дело - методы, прямо ориентированные на вмешательство в развитие группы или личности с целью оказать планируемое воздействие, вызвать определенные изменения1. Именно такое планируемое воздействие и составляет суть активных методов работы практического психолога, реализующихся прежде всего в развивающих и коррекционных программах для работы с детьми разного возраста.
  Активные методы предполагают не только серьезнейшую разработку психологического содержания работы с детьми разно-
  1 Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982, с. 7.
  го возраста, но и глубокое обоснование формы ее осуществления. Так, в работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма проведения развивающих программ. Важность групповых форм работы не исключает возможности, а во многих случаях необходимости, проведения индивидуальной работы с отдельными учащимися и, конечно, не снимает принципа индивидуального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.
  В пособии представлены три программы развития личности: "Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет", разработанная A.M. Прихожан, "Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет", разработанная Д.В. Лубовским, и "Программа развития временной перспективы и способности к целеполага-нию для учащихся 15-17 лет", разработанная Н.Н. Толстых. Эти программы предваряет материал "Взаимодействие школьного психолога с подростками и старшеклассниками", подготовленный И.В. Дубровиной.
  Последние два раздела обращают внимание читателя на методы получения информации о подростках, которая необходима и до проведения активной работы с ними (именно знание проблем ребенка позволяет разработать содержательную сторону любой программы) и после такой работы (иначе трудно определить полезность, эффективность проведенных занятий). Это разделы -"Психологическая беседа как основной метод получения информации о ребенке" (автор - Е.Е. Данилова) и "Опыт разработки социально-психологического опросника для изучения отношений подростков и старшеклассников к некоторым актуальным проблемам современности" (автор -Д.В. Оборина).
  Применение всех представленных в пособии методов активной психологической работы требует специальной профессиональной подготовки. Проблема профессиональной подготовки психологов для работы с детьми, педагогами, родителями стоит сегодня очень остро и во многом связана со слабой обеспеченностью детского практического психолога необходимыми средствами работы -диагностическими, коррекционными, развивающими методиками и программами. Авторский коллектив надеется, что данное пособие в определенной степени будет способствовать решению этой проблемы.
 
  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
  Детский практический психолог, работая в школе, имеет дело с детьми самого разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст учащихся не в статике, а в динамике - на его глазах дети переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более высокую. Помочь этому переходу - одна из сложнейших задач школьного психолога.
  Многогранное интеллектуальное и личностное развитие учащихся требует создания оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствующих реализации их индивидуальных творческих потенций.
  Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается, в особом к себе подходе.
  Каждый возрастной период - стабильный или критический -является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Например, в Толковом словаре СИ. Ожегова так определяются понятия подростка и юноши: "Подросток - мальчик или девочка в переходном
  возрасте от детства к юношеству", "Юноша - человек в возрасте, переходном от отрочества к зрелости". Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.
  Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. Нам представляется, что в основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий лежит реализация в работе с детьми всех возрастов принципа "зоны ближайшего развития" (Л.С. Выготский). Использование этого принципа в разработке психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого школьник может достичь в ближайшее время. Основная сложность претворения этого принципа в педагогическую практику заключается в том, что "зона ближайшего развития" всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления совместной деятельности: игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует, чему есть много причин. Рассмотрим одну из них.
  Взрослый человек (родитель, воспитатель, учитель) задает (создает) "зону ближайшего развития", организуя ведущую деятельность ребенка, обеспечивающую развитие основных психологических новообразований на данной ступени онтогенеза. И следует сказать, что в психологической теории и психолого-педагогической практике достаточно полно и четко отработаны содержание, методы и формы организации ведущей деятельности: для дошкольного возраста - игровой, а для младшего школьного - учебной. А вот с организацией ведущей деятельности или необходимых условий психического и личностного развития в подростковом и старшем школьном (раннем юношеском) возрасте дело обстоит и сложнее, и неопределеннее. "Зона ближайшего развития" подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и
  стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на своё будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
  Напомним, что основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении1; в старшем школьном возрасте - психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.
  Но для того, чтобы эти качества развивались, они должны быть "заложены", воспитаны. Развитие не может происходить "из ничего", новообразования не возникают сами по себе, они являются итогом собственного опыта ребенка, полученного им в результате активной включенности в выполнение самых разных форм общественно полезной деятельности: учебной, спортивной, художественной, производственно-трудовой и др. При этом школьники вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми, что формирует у них способности строить общение с окружающими в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. .
  Л.И. Божович2 подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития.
  Поэтому общение подростков и старшеклассников со сверстниками и взрослыми (!) необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками и старшеклассниками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить,
  1 Давыдов В.В. Личности надо "выделаться" // С чего начинается личность. М., 1979.
  2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  Ни в коем случае не умаляя значения общения со сверст: никами для формирования личности подростка и старшего школьника, мы хотели бы все-таки подчеркнуть, что иногда оно несколько абсолютизируется. Общение со сверстниками -необходимое условие психического и личностного развития ребенка на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение с "нормальным" (умным, доброжелательным и нравственно воспитанным) взрослым. Именно в таком общении происходит проверка и понимание тех ценностей, которые формируются в среде сверстников. Именно в общении со старшими ребенок усваивает целостную систему нравственных и иных ценностей и идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среды. В старшем школьном возрасте или ранней юности общение со взрослыми приобретает судьбоносное значение в связи с возникающими у старшеклассников проблемами перспективного жизненного самоопределения.
  Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подросткового и старшего школьного возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях и пр. Все это во много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.
  В школе никто не занимается специальной организацией деятельности общения. Это важнейшее условие развития личности пущено на самотек: как у кого из подростков оно сложится или не сложится - взрослых мало волнует, главное, чтобы дети учили уроки. Поэтому перед психологом встает сложнейшая задача: специально организовать ведущую для подросткового и старшего школьного возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия -детей друг с другом, детей и взрослого.
  Одно из возможных решений этой задачи - разработка психологом или использование им имеющихся в психологической литературе личностных развивающих программ, способных помочь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее... Наиболее эффективно реализуются эти программы в групповых формах работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм психологической работы.
  По существу, грамотно составленные и профессионально реализованные в группах развивающие программы могут, с нашей точки зрения, рассматриваться как "зона ближайшего развития" подростков и старших школьников. Здесь важен вопрос о преемственности этих программ в соответствии с основными потребностями возрастного развития.
  Напомним, что в настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Непосредственно к нему примыкает период раннего юношества, это возраст примерно с 15 до 17 лет, который приходится на обучение в старших классах школы. Подростковый возраст условно делится на младший (10-12 лет), являющийся началом отрочества, как бы связующим звеном между младшим школьным и подростковым возрастами, и старший (12-14 лет), приближающийся по своим психологическим характеристикам к ранней юности.
  Поэтому при работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждении интереса и развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и пр. Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства. При работе со старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений. В группах старшеклассников можно большее внимание уделить проблемам осознания ими своего призвания, обретения способности видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни и пр.
  При этом не следует забывать, что сам возраст не определяет
  1 Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.
  какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными, "в форме индивидуальных вариантов развития"1. Быть может, основной смысл "зоны ближайшего развития" в подростковом и раннем юношеском возрасте состоит в осознании школьником уникальности своей личности, своей индивидуальности.
  Мы отмечали организационные трудности создания "зоны ближайшего развития" подростка и старшеклассника, связанные с тем, что ведущая для этого возраста деятельность не является обязательной и не включена в учебно-воспитательные планы школы. Отметим возможные трудности иного рода, связанные с личностью психолога: только высокий нравственный уровень и личностная зрелость психолога способны создать почву для развития личности и индивидуальности учащихся; только высокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать ребенку своих взглядов, не стараться (хотя бы и невольно) воспитать ребенка по своему образу и подобию, а способствовать развитию психологических образований, обеспечивающих возникновение и укрепление собственных взглядов, мнений, оценок, переживаний, отношений и стремлений школьника.
  Ниже представлены три программы личностного развития, в разработке которых авторы попытались воплотить принцип возрастной преемственности.
  ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ
  К САМОПОЗНАНИЮ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
  У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ
  Настоящая программа предназначена для работы учителя, воспитателя или школьного психолога с детьми 10-12 лет (V-VII классы) и имеет своей целью помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
  Организация занятий, необходимые материалы. Предлагаемый вариант курса рассчитан, прежде всего, на проведение его педагогом, не имеющим специальной подготовки в области групповой психологической работы. Поэтому использованы в основном такие психолого-педагогические методы, в которых педагог, как специалист по работе с детьми, оказывается наиболее сильным. По этой же причине в программу почти не включены такие моменты, как создание групповой атмосферы,
  работы с позитивной и негативной обратной связью, релаксационные методы и т.п. В случае проведения этого курса школьным психологом все указанные моменты, конечно, следует включить, соответственно увеличив число занятий. Предлагаемый вариант рассчитан на 44 часа, включение указанных выше компонентов требует увеличения, как минимум, до 54 часов.
  Занятия целесообразно проводить раз в неделю в течение 90 мин. (или 2 раза в неделю по 45 мин.). Желательно, чтобы группа не превышала 12-14 человек.
  Для занятий необходимы папка для черчения или рисования, куда, помимо обычных листов, надо вложить такжелисты бумаги для письма. В этой папке ученик будет хранить выполненные задания, это его личный дневник, который никто, в том числе и педагог, ведущий занятия, не имеет права смотреть без специального "приглашения" со стороны школьника. Это обеспечивается и особой формой хранения дневника: после каждого занятия он запечатывается "сургучной" печатью из пластилина, на которую подросток ставит свой "личный оттиск" (чаще всего отпечаток большого пальца или сделанную из ластика печать). Между занятиями дневники остаются у педагога, ученик может взять лишь листы, необходимые для выполнения "домашнего задания". Сохранность печатей демонстрируется в начале каждого занятия, особенно на первом этапе. Подобное ведение личного дневника имеет большое значение: оно создает ощущение безопасности, а следовательно, обеспечивает почву для самораскрытия и подчеркивает суверенность внутреннего мира человека, воспитывает уважение к собственному внутреннему миру и внутреннему миру Другого человека.
  Для занятий также понадобятся карандаши (фломастеры), ножницы, клей, легкий воздушный мяч или шар, хорошо иметь также несколько перчаточных кукол, "волшебный ящик", наборы "карт Проппа" (см. ниже).
  Желательно выбрать такое помещение для занятий, которое может обеспечить и аудиторную работу (т.е. работу за партами), и работу "в кругу", и двигательные упражнения, возможность работы в удобных позах (в том числе лежа на полу) и т.п. "Можно использовать актовый зал, проводить часть занятия в "комнате отдыха", а другую часть - во дворе.
  Задачи и структура программы. Программа направлена на решение следующих задач: обеспечение школьника средствами самопознания; повышение представлений школьника о собст-
  венной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами; развитие фантазии, воображения.
  Программа включает три этапа:
  I. Ориентировочный (3-4 занятия).
  П. Развивающий (8-9 занятий).
  III. Проективный (3-5 занятий).
  Каждый этап предполагает работу по 4-м основным блокам:
  1. Вербальные и невербальные формы уверенного поведения.
  2. Способы преодоления трудностей и решения проблем.
  3. Средства и формы самопознания.
  4. Поддержка и повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности.
  Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов "репетиции поведения" и элементов психогимнастики.
  Предварительные замечания для педагога, проводящего занятия
  Данная программа основана на представлении о том, что каждый человек стремится как можно лучше узнать себя и как можно более полно реализовать себя, добиться успеха (конечно, очень по-разному понимаемого) в жизни. Помочь в этом призвана, естественно, вся система обучения и воспитания. Специфика указанного курса в том, что в нем эта задача выступает в "чистом" виде, вне содержания того или иного учебного предмета, усвоенных ранее умений и навыков и т.п. Он направлен не на развитие умения правильно, реалистично оценивать свои результаты и возможности в той или иной сфере деятельности, а на повышение уровня принятия себя, поддержки благоприятного представления о себе, своих потенциях, своей способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
  Поэтому Вы как педагог, ведущий работу по программе, оказываетесь одновременно в достаточно выигрышном и, вместе с тем - сложном положении. Выигрышность Вашего положения
  в том, что Вы имеете возможность воздействовать на "Я-кон-цепцию" ученика, его представление о себе и отношение к себе не только во время осуществления этой программы, но и в реальной, повседневной жизни. В этом случае занятия по программе будут являться лишь частью более сложной и полноценной воспитательной системы, предусматривающей, естественно, развитие реалистичной самооценки в конкретных видах деятельности и т.п. Известно, что именно сочетание общего положительного представления о себе, принятия себя и реалистичной оценки своих результатов и возможностей в конкретных видах деятельности наиболее благоприятно для личностного развития.
  Сложности Вашей позиции связаны с рядом обстоятельств. Во-первых, Вы должны обладать достаточно большим репертуаром уверенных форм поведения и демонстрировать их не только в процессе прохождения предлагаемого курса, но и в остальных занятиях с детьми. Во-вторых, таким же образом должна проявляться общая позитивная оценка учащегося во время повседневного общения с ним, вне зависимости от его реальной успешности. В-третьих, должен быть обеспечен достаточно высокий уровень доверия между Вами и школьником еще до проведения занятий по курсу. В случае конфликтов, трудностей, непонимания с классом в целом или отдельными учащимися занятия по курсу проводить нецелесообразно.
  До начала проведения курса Вам целесообразно познакомиться с литературой по вопросам самосознания, Я-концепции (см., в частности - 2)1 и по проблемам развития личности в младшем подростковом возрасте. Обратите внимание на особые периоды "закрытости", когда школьник активно не хочет (а точнее сказать, не может) говорить о себе. Причем следует отличать их от таких случаев, когда подросток хочет что-то сказать, но не имеет средств и способов выражения, стесняется и т.п.
  На занятиях важно обеспечить возможность проявиться всем, "вытаскивать" молчунов (это можно, например, делать во время групповой дискуссии, когда каждый должен сказать хотя бы несколько слов) и в то же время - дать подростку возможность не говорить о себе, если он этого не хочет. С этой целью можно использовать прием "запрещающий знак". Суть его состоит в том, что ведущий и участники группы заранее договариваются
  1 Здесь и далее при ссылке на рекомендуемую литературу в скобках указываются порядковые номера по списку литературы к соответствующему разделу.
  о возможности пользоваться в особых, строго оговоренных случаях знаком, свидетельствующим, что к данному участнику (а возможно, и ведущему) обращаться нельзя. Эти знаки могут быть общими для всей группы или, что более ценно в диагностическом смысле, - придуманы каждым самостоятельно1. Знак должен быть достаточно заметным, его ставят на парту или прикалывают к одежде.
  Следует обращать особое внимание на детей, часто использующих подобные знаки, поскольку они нуждаются в специальной индивидуальной работе. Как правило, это дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, застенчивые. Таких школьников целесообразно выявить заранее, для того чтобы во время занятий оказывать им психологическую поддержку в особенно яркой и акцентированной форме. Все подростки нуждаются в психологической поддержке, но для неуверенных в себе детей она особенно значима.
  Поскольку многие проблемы школьников как коренятся, так и проявляются в неловкости, мышечной зажатости, скованности, целесообразно перед началом занятий по программе посетить уроки физкультуры и труда с тем, чтобы скорректировать примерную программу предлагаемого курса по результатам наблюдений. Очень хорошо, если удастся провести с помощью преподавателей физкультуры и труда специальные занятия по развитию крупной и мелкой моторики, снятию зажимов и т.п.
  Несколько слов о Вашем поведении. Как уже отмечалось, Вы должны быть своего рода моделью человека, уверенного в себе, обладающего чувством собственного достоинства и умеющего выражать это в формах, способствующих повышению межличностной надежности и собственной значимости у других людей. Вы должны уметь демонстрировать отдельные элементы и формы этого поведения. Совершенно исключена какая-либо оценка высказываний подростков с точки зрения правильности-неправильности, возможна, и то в очень ограниченных случаях и в скупой форме, оценка с точки зрения большей или меньшей информативности высказывания.
  Целесообразно предварительно ознакомиться с правилами проведения групповой социально-психологической работы, в
  1 В нашей практике подростки использовали, например, такие знаки, как "Перерыв на обед", "Ушла на базу", "Во дворе злая собака", "Кирпич" (проезд закрыт), "Череп и кости" -не подходить!, "Смертельно опасно!", а также изображение "фиги", рта на замке-молнии, крест на крест забитого окна и т.п.
  частности, оказания психологической поддержки (см., например: 2, с. 366-369; 7, с. 164-198; 11, с. 132-133; 14).
  Во время занятий необходимо поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, стремление к самостоятельности, независимым суждениям, подчеркивать и хвалить выразительные мимику и речь, жестикуляцию, гибкость в поведении, частое употребление местоимения "Я".
  Не следует обращать внимание на покраснение, оговорки, даже иногда слезы, запинки, демонстративное упрямство. Возможно только косвенное проявление невербальной эмоциональной поддержки в особо серьезных случаях (доброжелательно посмотреть в глаза, слегка дотронуться до плеча и т.п.).
  Безусловно прерывается (о чем должно быть скязано в начале) демонстративное поведение, стремление "ТУ ; гь одеяло на себя", стремление оценить другого или рассказать что-либо про него, склонность к резонерствованию.
  В целом Ваше поведение должно обеспечивать всем без исключения участникам ощущение безопасности и надежности, а также предоставлять им необходимые модели поведения, в том числе и модели преодоления трудностей. В этой связи очень важно, чтобы Вы не играли роль "бога", "супермена", а показывали, какие трудности испытываете во время проведения занятий, как их преодолеваете. В отличие от работы с учащимися старшего подросткового возраста здесь, однако, важно не "саморазоблачаться", сохранить притягательность модели поведения. Это обусловлено присущим детям этого возраста, так называемым, "моральным реализмом", когда по какой-то одной (понравившейся или не понравившейся) черте подростки судят о человеке или явлении в целом.
  В заключение вводного раздела еще раз подчеркнем, что предлагаемые занятия "...направлены на поддержку в учениках следующих проявлений: более позитивных мыслей и чувств о самом себе; симпатии к себе; способности относиться к себе с юмором; выражения гордости собой как человеком; описания с больней точностью собственных достоинств и недостатков" (2, с.393). Игры и упражнения, использованные в программе, лишь в небольшой их части являются оригинальными. В основном это хорошо известные психологам, разработанные в различных направлениях психологического тренинга, других видах активной психологической работы, методы и приемы, несколько изме-
  ненные в зависимости от целей работы. Не имея возможности каждый раз дать указание на источник, мы приводим в конце список книг, где Вы найдете не только эти упражнения, но и многие другие, которыми можете дополнить предлагаемую программу. Кроме того, список рекомендуемой литературы включает некоторые вышедшие в последние годы работы по методам психотерапии, психологической самопомощи и др., предназначенные как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся указанными проблемами. Представляется, что знакомство с указанной литературой позволит Вам более интересно, творчески провести предлагаемый курс занятий.
  ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
  Занятие 1
  Тема: Введение. Представление об уверенном, неуверенном и
  грубом поведении.
  Ведущий рассказывает школьникам о цели занятий, их особенностях.
  Упражнение 1. Уверенные, неуверенные и грубые ответы (см.
  14, с. 350-352).
  Инструкция для участников: "Сейчас мы выполним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, когда - неуверенно и когда - грубо. Вот эта кукла, - учитель надевает на руку, - будет рассказывать, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации, что говорит уверенный, неуверенный в себе и грубый человек".
  Учитель от имени куклы предлагает определенную ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно обратиться к школьникам, чтобы они придумали собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим. Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьники, причем ведущий обращает внимание на то, чтобы школьники сами квалифицировали ответ как уверенный, неуверенный или грубый.
  Примеры предлагаемых ситуаций:
  - поставили незаслуженную двойку; '
  - хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;
  - не принимают в игру;
  - несколько человек играют, хочешь поиграть с ними, просишь, чтобы тебя приняли играть;
  - взрослые не разрешают тебе...
  - просишь у взрослых разрешить тебе...
  - просишь у сверстников помочь тебе выполнить поручение взрослого;
  - друг рассказывает тебе о чем-то, а тебе нужно идти;
  - отказываешь кому-нибудь в просьбе;
  - хочешь познакомиться со сверстником.
  На каждую сценку должно уходить в среднем не более З-^t мин.
  В конце проводится краткое обсуждение и определяется, что значит уверенное, неуверенное, грубое поведение
  Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:
  1. Добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание - не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).
  2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ - тот, который на самом деле выражает твое мнение.
  3. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.
  4. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.
  5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.
  6. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
  После того как ведущий изложит правила и ответит на вопросы подростков, он должен развернуть плакат с этими правилами, укрепить их так, чтобы все видели, и сказать о том, что плакат этот на занятиях всегда будет у них перед глазами.
  Ритуал принятия правил. Ведущий "торжественно обещает" следовать этим правилам и предлагает школьникам сделать то же самое. Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать и завершать каждое занятие, напоминая участникам об их обещании.
  Домашнее задание: придумай свой "запрещающий знак", указывающий - "не хочу говорить", "не хочу участвовать".
  Занятие 2
  Тема: Мой дневник. Что я хочу рассказать другим о себе. Невербальные формы уверенного, неуверенного, грубого поведения.
  Ритуал начала занятий.
  Ведущий рассказывает о дневнике и правилах его ведения, раздает школьникам папки. Подчеркивает, что нельзя без разрешения читать чужой дневник, чужие письма, указывает на суверенность внутреннего мира другого человека, на то, что никто не имеет права вторгаться в этот внутренний мир. Рассказывает, что дневники будут запечатываться "личной печатью".
  Упражнение 2. "Футболка с надписью" (см. 1, с. 267-271).
  Ведущий говорит о том, что всякий человек "подает" себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры "говорящих" надписей. Затем школьникам предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий надпись на своей "футболке". Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школьнике сейчас - о его любимых занятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других и т.п.
  После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Ведущий во всех случаях дает эмоциональную поддержку. Затем проводится очень короткое обсуждение:
  - о чем в основном говорят надписи на футболках,
  - что мы хотим сообщить о себе другим людям.
  В заключение ведущий показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.
  Упражнение 3. "Сила слова".
  Составляются три списка слов, характерных для уверенных, неуверенных, грубых ответов. Ведущий записывает слова на доске, участники - на листке из дневника.
  Упражнение 4. "Зеркало".
  Участники образуют два круга - внутренний и внешний (если это невозможно, то делятся на две команды - тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты). По сигналу ведущего тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики - уверенного, неуверенного или грубого человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал (5). Если он угадал правильно, оба участника поднимают руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот. После того, как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоящие во внутреннем - разгадывают их. Ведущий фиксирует количество правильно угаданных поз.
  После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение:
  - Какие позы чаще загадывались, почему?
  - Какие легче угадывались, почему?
  Домашнее задание: Понаблюдай за собой и окружающими: как проявляется уверенность, неуверенность, грубость или желание нагрубить.
  Ритуал конца занятия.
  Занятие 3
  Тема: Как наша уверенность и неуверенность зависят от (ругих людей. Мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства.
  Ритуал начала занятия.
  Ведущий говорит о том, как влияет на нашу уверенность и неуверенность отношение со стороны других людей, точнее,
  ставит это перед ребятами как проблему, которую предлагает понять через упражнение 5.
  Упражнение 5. "Хвалить или ругать?"
  Упражнение удобно выполнять, стоя в небольшом кругу. Если участников больше 10 и позволяют условия, хорошо организовать два круга. Участники перебрасываются легким мячом или воздушным шаром. Сначала ведущий просит каждого, кто поймает мяч, сказать, что значит "ругать", "критиковать". Каждый последующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то свое. Затем участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить, что они испытывали бы, если бы все сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.
  Вторая часть упражнения - перебрасываясь мячом, говорить слова похвалы, поощрения. Правила те же - каждый повторяет все, что было сказано до него, и предлагает свое. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой.
  В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно. Указывается на то, как трудно принимать критику и похвалу.
  Ставится проблема: что требуется, чтобы вести себя в этой ситуации достойно. Задача ведущего - вывести школьников на представление о чувстве собственного достоинства.
  Упражнение 6. "Я не такой, как все, и все мы разные".
  Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое "радость". Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания .вкладываются в "волшебный ящик", в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую школьники рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия "радость". Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают одни и те же вещи.
  Листки вновь складываются в "волшебный ящик", перемешиваются, вытаскиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый
  человек - особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для' того, чтобы он ощущал свою ценность.
  Обсуждение:
  Что еще важно для того, чтобы иметь чувство собственного достоинства.
  Домашнее задание: Упражнение 7. "Мой портрет в лучах солнца" (4, с. 84).
  Ведущий просит ответить на вопрос "Почему я заслуживаю уважения?" - следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.
  Ритуал прощания. Запечатывание дневников.
  Занятие 4
  Тема: Чувство собственного достоинства (продолжение). Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства. Обратная связь.
  Ритуал начала занятия.
  Ведущий просит вспомнить рисунки и описания "радости". Можно ли было говорить о том, что у кого-то радость изображена более правильно, а у кого-то менее - эта проблема обсуждается. Делается вывод о том, чем мы похожи и в чем различны, что дает нам возможность и что мешает понимать друг Друга.
  Обсуждение:
  Что такое -уважение к чувствам другого человека?
  Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?
  Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают
  список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце.
  Если в группе уже установилась достаточно откровенная и вместе
  тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому,
  > читает свое самоописание, обратиться к другим участникам
  'а "обратной связью". Учащихся знакомят с "Положением
  1 обратной с в я з и" (12). Это Положение представлено
  на отдельном плакате, который вывешивается всякий раз, когда речь идет об обратных связях. Ниже приводится предлагаемый нами вариант Положения. Ведущий, естественно, может воспользоваться текстом, составленным М. Мелибрудой, или любым другим вариантом.
  Положение об обратных связях
  Обратная связь - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.
  Помни:
  1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.
  2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.
  3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
  4. Не давай оценок.
  5. Не давай советов. Слова: "Я бы на твоем месте...", "Ты должен..." - под запретом.
  Внимание:
  Обратная с в"я з ь - не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.
  Если необходимая атмосфера в группе не сложилась, "обратная связь" может быть введена позже или даже не вводиться совсем. Критерием здесь может служить представление ведущего о том, может ли он работать с отрицательной обратной связью, снять ее возможные последствия.
  После того как несколько человек прочли свои самоописания и получили обратную связь (ведущий внимательно следит, чтобы выполнялись требования к обратной связи, и прерывает тех, кто их не выполняет), проводится обсуждение по следующим вопросам:
  Трудно или легко было выполнять это задание? Понадобилось много лучей или мало? Много ли потребовалось времени?
  Поощряются самоописания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе. Если подобных самоописаний нет, то так может описать себя ведущий.
  Упражнение 8. "Скульптура".
  Группа делится на две части. Одна должна "вылепить" скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая -человека без чувства собственного достоинства. Фигура "лепится" из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, показывают мимику. Каждая подгруппа выбирает "экскурсовода", который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. "Экскурсан-. ты" (чдены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.
  Домашнее задание: Описать не менее 6-ти событий повседневной жизни (предпочтительно между занятиями), оценив их с точки зрения того, повышали они чувство собственного достоинства, понижали или были безразличны к нему.
  Ритуал закрытия дневников. Окончание занятия.
  Занятие 5
  Тема: Мои права и права других людей.
  Обсуждение домашнего задания по вопросам: каких событий оказалось больше? Какого типа эти события?
  Упражнение 9. "Мои права".
  Ведущий напоминает школьникам о разыгрываемых на первом занятии сценках, спрашивает, с чем связано уверенное, неуверенное и грубое поведение. Задача этого разговора - подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.
  Затем школьникам предлагается, разбившись на 3-4 группы, ¦аписать "Декларацию о правах пяти-(шести-)классника". На выполнение задания дается 10-12 минут.
  После этого начинает работать "Конституционная комиссия" о выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на сновании которых "Конституционная комиссия" утверждает эти [рава. Эти критерии подростки могут выработать сами вместе ведущим или он может предложить эти критерии сам.
  К таким критериям относятся: . 1) Твои права не должны ущемлять прав других людей.
  2) Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя самого.
  Далее в театрализованной форме проводится принятие прав, предложенных каждой из групп разработчиков. Остальные группы выполняют роль "Конституционной комиссии". Членам "группы разработчиков" дается право отстаивать свои предложения. Принятые предложения фиксируются на доске.
  Затем ведущий зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль Постоянного председателя Конституционной комиссии.
  Ведущий говорит о том, что такие "списки прав" составляли многие люди и знакомит подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К'.Д. Заслофф:
  "У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право.
  Вы имеете право:
  - иногда ставить себя на первое место;
  - просить о помощи и эмоциональной поддержке;
  - протестовать против несправедливого обращения или критики;
  - на свое собственное мнение и убеждения;
  - совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
  - предоставлять людям решать свои собственные проблемы;
  - говорить "нет, спасибо", "извините, НЕТ"
  - не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;
  - побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества;
  -па свои собственные чувства - независимо от того, понимают
  ли их окружающие; -менять свои решения или избирать другой образ действий;
  - добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает;
  Вы никогда не обязаны:
  - быть безупречным(ой) на 100%;
  - следовать за толпой;
  -любить людей, приносящих вам вред;
  - делать приятное неприятным людям;
  - извиняться за то, что были самим(ой) собой;
  - выбиваться из сил ради других;
  - чувствовать себя виноватым за свои желания; i" мириться с неприятной ситуацией;
  -жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
  - сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
  - делать больше, чем вам позволяет время;
  - делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
  - выполнять неразумные требования;
  - отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
  - нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
  - отказываться от своего "я" ради кого бы то или чего бы то ни было.
  Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши" (9, с. 3)
  Желательно предлагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.
  Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.
  Домашнее задание: Составить контракт (официальное соглашение) с самим собой с перечнем прав, которые школьник предлагает реализовывать. Обязательный пункт контракта: обязательство уважать права других с указанием, какие именно.
  Ритуал закрытия занятия.
  Занятие 6
  Тема: Просьба. Умение ее высказать, принять согласие или отказ в ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу.
  Ритуал начала занятий.
  Ведущий обращает внимание участников на то, какое большое место во всех "списках прав" занимает право высказать просьбу
  и отказаться от выполнения просьбы. Затем он предлагает участникам посмотреть, включили ли они это право в свой контракт, и просит желающих объяснить, почему они включили или не включили эти права.
  Упражнение 10. "Пирог с начинкой".
  Ведущий говорит о том, что просьба в чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным; он может быть сладким или соленым и т.п. Участникам предлагают нарисовать или описать разные пироги-просьбы - их форму, цвет, вкус.
  Проводится краткое обсуждение, выявляющее, какие ассоциации, приятные или неприятные, вызывает "просьба". Анализируется, с чем это связано. Подчеркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на нее, а также реагировать на отказ от выполнения просьбы.
  Упражнение 11. "Чемпионат".
  Для выполнения этого упражнения ведущий должен заранее заготовить описания ситуаций с просьбой и способом реагирования на нее по количеству пар участников, а также наборы цифр, как в фигурном катании, по числу участников. Описания ситуаций помещаются в "волшебный ящик". Участники делятся на пары. Пока одна пара выполняет задание, остальные являются судьями и выставляют отметки: а) за точность выполнения задания, б) за использованные средства. Ведущий выполняет роль "главного судьи", подсчитывая очки.
  Инструкция для участников. "Сейчас вы разобьетесь на пары. Каждая пара должна будет вытащить из ящика задание, которое надо выполнить, разыграв сценку с помощью кукол. На подготовку вам дается одна минута, на выполнение - не более трех минут. Все остальные - судьи. Они оценивают выступление". Ведущий рассказывает о критериях оценки, что позволяет школьникам осознать те умения, которые необходимы, чтобы правильно высказать просьбу, принять отказ ее выполнить или, услышав просьбу другого, отказаться от ее выполнения.
  После каждого выступления ведущий просит "судей" обосновать свои отметки и спрашивает у участников, как они сами оценивают: чувствовали ли они уверенность?
  Домашнее задание: проанализируй, как в промежутке между занятиями ты высказывал просьбу, реагировал на отказ ее выполнить, как реагировал на просьбы других.
  Ритуал окончания занятия.
  Занятие 7
  Тема: Просьба (продолжение).
  Продолжение упражнения 11. Подводятся общие итоги, торжественно награждаются чемпионы, а также занявшие второе и третье места.
  Упражнение 12. "Интервью".
  Сначала ведущий, а затем желающие из участников берут интервью у чемпионов и тех, кто занял второе и третье места, выясняя, что им помогло добиться успеха, как они представляют уверенное поведение, реализацию своих прав. Ведущий просит чемпионов и занявших вторые-третьи места поделиться опытом "домашних тренировок", т.е. прочитать домашнее задание.
  Проводится обсуждение успешных и неуспешных форм поведения.
  Повторяется упражнение 5 с использованием начал предложений: "Просить - это...", "Когда отказывают в моей просьбе, я...", "Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...".
  Домашнее задание: Ответь на вопрос: "Кто Я?", закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений были розданы участникам): •

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу