<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Занятие 5
  Тема: Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт.
  Упражнение 11. "Спина к спине".
  Ведущий говорит о том, что на группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.
  Ведущий может спросить:
  - было ли это похоже на знакомые житейские ситуации (например, телефонный разговор), в чем отличия;
  - легко ли было вести разговор;
  - какой получается беседа - более откровенной или нет.
  Остальные участники группы также могут поделиться своими чувствами.
  Упражнение 12. Мои идеалы.
  Материалы: Бумага, ручки.
  Ведущий предлагает участникам группы выделить разные, достаточно большие периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был
  для подростков примером, на кого они хотели быть похожими -в чем-то или во всем. Это могут быть не только родные и близкие, знакомые, друзья и т.д., но и вымышленные герои - персонажи книг, фильмов, пьес, это могут быть и исторические личности (писатели, художники, политики и т.д.), и ныне живущие знаменитости. Чем они привлекательны? Помогли они в жизни или, может, помешали в чем-то?
  Упражнение 13. "Монстр".
  Прообраз этого упражнения имеется в практике групп психологической помощи взрослым детям из дисфункциональных семей.
  Ведущий: "Все мы признаем за собой разные недостатки. Но так ли уж они, если вдуматься, страшны? Представим себе, что в центре нашего круга стоит чучело - несимпатичное такое, вроде как ставят на огородах отпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считаем своими недостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, он говорит: "Чучело такое-то" - и называет этот недостаток. Затем каждый из нас скажет, чем, вообще-то, неплохи те качества, которые были названы, но не про те качества, которые назвал сам, а про те, которые назвали у нашего чучела другие".
  Ведущий записывает, что называют участники, сам называет одну или несколько "черт чучела". После того, как все участники высказались, ведущий называет, что записал, а подростки говорят, какие плюсы имеет то или иное качество.
  Занятие 6
  Тема: Осознание проблем в отношениях с людьми.
  Упражнение 14. "Мои проблемы" (продолжение упражнения 9). Материалы: Бумага, ручки.
  I Ведущий предлагает участникам группы назвать примеры то-когда в их жизни проявлялись и когда удавалось совладать с: ~ манипулированием другими для того, чтобы добиться их Расположения к себе и любви; неумением позаботиться о другом человеке и/или о себе; "трудностью мысленно поставить себя на место другого, понять его интересы, признать его права и т.д.
  В групповой дискуссии по завершении упражнения желательно обсудить, стало ли проще понять свои проблемы, найти способ их решения.
  Упражнение 15. Свое пространство (5, с. 72).
  Один из участников группы ("протагонист") добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя "светилом", на различном расстоянии от которого находятся остальные участники группы - "планеты". Протагонист, поворачиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различном расстоянии от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях. После того как расстановка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.
  Проводить это упражнение более чем с тремя участниками в качестве "светила" за один раз не рекомендуется. В дискуссии не допускается обсуждение созданной схемы, но можно поделиться чувствами в зависимости от того, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сократить (увеличить). Последнее желательно обсуждать в абстрактном плане.
  Упражнение 16. Игра "Крокодил"1.
  Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.
  Команды участников группы загадывают слова по очереди. " После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.
  ' За игрой закрепилось это название, т.к. объяснение ее правил часто строится на примере слова крокодил, очень удобного для показа.
  Занятие 7
  Тема: Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.
  Упражнение 17. Мотивы наших поступков.
  Материалы: Бумага, ручки.
  Ведущий: "Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что "так положено", так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Вот, например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами так или шаче, иногда мы делаем что-то, может, не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе - все тот же страх. Вспомните два случая - один, когда вы сделали что-то для (ругого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете".
  Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем ведущий просит таким же образом вспомнить два по-
  tymca, продиктованные стремлением следовать социальной нор-;, "быть как все", "не высовываться". Обсуждение: Что было труднее выполнить, не было ли трудно расска-*пъ об этом и т.д. Упражнение 18. "Чувства без слов".
  Участники группы разбиваются на пары по взаимному жела-
  но. Пары по очереди выходят в центр круга. Один из участни-
  J загадывает некоторое чувство (такое, чтобы его можно было
  вать одним словом или словосочетанием) и пытается изобра-
  пъ его без помощи слов, только жестами и мимикой, а его
  фтнер должен отгадать, что изображено. Затем подростки
  вотся ролями, и "отгадчик", загадав чувство, пытается его
  Зразить. Остальные участники группы тоже могут принимать
  астие в отгадывании, но только после того, как у "отгадчика"
  акончатся все предположения.
  Занятие 8
  Тема: Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.
  Упражнение 19. Особые дары.
  Ведущий предлагает участникам вспомнить, что они получили от окружающих (родных, близких, друзей, учителей и т.д.) такого, что можно было бы назвать "дар" в полном смысле слова. При этом может получиться примерно такая таблица:
  Детство до школы Начальная школа После начальной школы мать, отец бабушка, дедушка тети,дяди братья, сестры друзья, подруги Когда участники заполнили листок, ведущий просит рассказать их о каком-нибудь из перечисленных ими даров - любом, на выбор. Затем он просит участников рассказать, нет ли по отношению к кому-то из упомянутых людей чувства невыраженной благодарности. Если есть, то ведущий предлагает участникам по очереди высказать свою благодарность этому человеку или пользуясь техникой "пустого стула", или попросив кого-то из участников группы выступить протагонистом.
  Упражнение 20. "Благодарность без слов".
  Участники разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями о том,
  - что чувствовал, выполняя это упражнение;
  -искренно или наигранно выглядело изображение благодарности партнером;
  - понятно ли было, какое чувство изображает партнер.
  Упражнение 21. "Волшебный магазин".
  Ведущий предлагает подросткам подумать, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себе волшебный магазин* где он - продавец, и где в обмен на те свой качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равноду-
  шие), которых, как считают участники, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие ¦шчностные качества, нужные для себя. "Покупатель" сдает свои качества, "продавец" говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т.д. В дискуссии участники группы елятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно и т.д.
  Занятие 9
  Тема: Мотивы наших поступков. Обратная связь.
  Упражнение 22. Мотивы наших поступков. Материалы: Бумага, ручки.
  Ведущий напоминает участникам упражнение 17 и предлагает спомнить по два случая, в одном из которых поступок был вы-ван неосознанным мотивом, а в другом - тот же мотив осозна-ался. На этот раз названы:
  мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя другой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения),
  мотив завоевывания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого при помощи манипулирования им).
  3 обсуждении участники делятся, легко ли было вспомнить ме случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать ' или иной мотив межличностных отношений и какие чувства ладели, когда нужно было об этом рассказать. Упражнение 23. Горячее место.
  Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них осталь-
  ых участников группы. Высказываться друг о друге он рекомен-
  ует приблизительно в такой форме (4, с. 207): "Когда ты дела-
  шь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то
  ства, и мне кажется, что это могло быть то-то и то-то".
  пользуется только тот опыт, который был получен во. время
  1тий. Следует избегать определений "нравится", "хорошо",
  Etoxo". Один из участников по желанию садится в центр круга. После '°, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что яхытал, когда говорили о нем. Участники высказываются по Реди, но на "горячее место" садятся только по желанию.
  В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.
  Упражнение 24. Медитация.
  Аналогичное упражнение практикуется в группах встреч (7,
  с. 327-328).
  Ведущий просит участников сесть поудобнее и расслабиться, возможно, используя при этом приемы релаксации (см. упр. 1). Говоря негромко и неторопливо, ведущий просит участников представить себе, что они идут по лесу. По обе стороны лесной дороги тихо шелестят деревья. Они выходят на поляну, посреди которой растет старое кряжистое дерево, под которым сидит мудрец. Ему можно задать вопрос и потом, терпеливо подождав,; получить ответ. Участникам рекомендуется спросить его о какой-либо проблеме в отношениях с другими людьми. После этого нужно мысленно обойти вокруг дерева. На обратной стороне ствола висит отрывной календарь. "Какое на нем число? Как оно связано с окружающими людьми и с тобой?"
  После упражнения участники делятся друг с другом: какой вопрос они задали мудрецу и какой получили ответ.
  людях, и прежде всего их личностные качества, и найти, что для этого нужно (смирение, альтруизм, рассудительность, терпение).
  Упражнение 26. Телеграммы.
  В тренингах для подростков используется при завершении занятий группы (см. предыдущую программу, с. 52-53, 55).
  Материалы: "Волшебная папка", бланки "телеграмм", ручки.
  Ведущий раздает участникам группы по набору "бланков телеграмм" - листков с именами всех участников группы, и просит написать самое хорошее, что каждый участник узнал о других подростках и о себе самом. Ведущий собирает "телеграммы" в "волшебную папку", чтобы во время следующего упражнения просмотреть, нет ли оскорбительных и грубых телеграмм и если есть, вернуть авторам с просьбой переписать. Возможность просмотра телеграмм оговаривается заранее.
  Упражнение 27. Я - реальный; идеальный; глазами других.
  Материалы: Бумага, цветные карандаши.
  Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди. ,
  обсуждении участники пытаются ответить на вопросы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?
  Завершение группы. Заключительное слово ведущего. Раздача "телеграмм".
  Занятие 10
  Тема: Смирение в отношениях с людьми. Обратная связь (продолжение). Завершение группы.
  Упражнение 25. Молитва об умиротворении.
  Прообраз этого упражнения имеется в практике групп самопомощи для взрослых детей из трудных семей (9).
  Ведущий читает участникам группы молитву об умиротворении: "Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что" не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, ' мудрость, чтобы отличать одно от другого. Аминь". Зате> участники вслед за ведущим повторяют молитву. Ведущий проси подумать, какую проблему из собственной жизни можно было бь проанализировать при помощи молитвы, т.е. вычленить в ней то что изменить нельзя, то, что можно изменить и попытатьО отделить одно от другого.
  В обсуждении участникам предлагается подумать о том, легк' ли дается решение оставить попытки изменить что-то в друг*
  Рекомендуемая литература
  ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
  ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
  И СПОСОБНОСТИ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ
  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ
  Цель предлагаемой ниже развивающей программы для работы со старшеклассниками - помочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности.
  Почему такая работа кажется нам важной и своевременной в этом возрасте?
  )бщепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют "аффективный центр" (1) жизни ши, не означает, что это возрастное новообразование вызре-г само собой, повинуясь неким возрастным законам развития, ротив, подростки и юноши испытывают огромные субъек-:ные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Так, Э. Эриксон, подробно анализируя общие законо-юсти и различные варианты развития в этом возрасте, ходит к выводу о том, что типичной для ранней юности опатологией является именно расстройство временной пективы (тесно связанной с кризисом идентичности) (7). Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим на-Шшм "Я", в подростковом и юношеском возрасте практи-1 одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабочен-;ть своим будущим "Я" (3, с. 71-72). Он также отмечает, что не -ем дается легко формирование новой временной перспективы,
  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
  3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  4. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М, 1994.
  5. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.
  6. Прихожан A.M. Развитие уверенности в себе и способности к самопознании у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционны программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ре; И.В. Дубровиной. Москва-Тула, 1993.
  7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы - теоря и практика. М., 1990.
  8. Шрайнер К. Как снять стресс. М., 1993.
  9. Woinitz К. Adult children of alcoholics. N.Y., 1989.
  нередко обостренное чувство необратимости времени сочетает в юношеском сознании с нежеланием замечать его тече-ни с представлением о том, будто время остановилось. По мнени Э. Эриксона, чувство остановки времени психологически означ ет как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще i существовало в переживании и не воспринималось осознанн Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться о будущем откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на "потом". По мнению И.С. Кона, установка (как правило, неосо знанная) на продление "эпохи моратория" с ее весельем и безза ботностью не только социально вредна, но и опасна для само" личности. Огромные проблемы возникают у старшекласснике)! и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.
  Ко всем этим психологическим трудностям, которые испыты вают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляют ся и те, которые обусловлены непростой сегодня социально ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей Высокая степень нестабильности и неопределенности жизни неясность перспектив социального развития общества, матери альные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые, частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтраш ний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего Ж1 они хотят от жизни. В этих условиях задача психологическо помощи в развитии способности видеть перспективу своей буду щей жизни, способности самому определять цели своей жизни, освоении практически полезных навыков планирования, соотне сения ближней и дальней перспективы и т.п. становится еще бо лее важной.
  Временная перспектива будущего, являющаяся ментально! проекцией мотивационной сферы человека и феноменальн! представляющая собой в разной мере осознанные надежды планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанны! с более или менее отдаленным будущим, формируется на протя жении всего детства и, главным образом, стихийно: через интя риоризацию ценностных установок родителей, их ожидани! в отношении данного ребенка, через усвоение общекультурны* социальных норм, наконец, через развитие мотивации. Сформй ровавшись таким образом, временная перспектива будущег приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощно обратное влияние на развитие личности человека. Обычно лип" в подростковом или даже юношеском возрасте человек начинав
  ам строить свою перспективу будущего, формулирует для себя обственные планы, намерения, задумывается над тем, кем и каким ему хотелось бы быть в будущем. Но и эта чрезвычайно ажная работа делается, как правило, урывками, не систематически, от случая к случаю, часто становясь в результате не олько бесполезной, но и вредной, приобретая форму тех самых устых фантазий, с которыми так любят бороться сторонники ештальт-терапии и близких к ней направлений, возвращающих говека к его переживаниям "здесь и теперь". Это понятно, так как работа, о которой идет речь, очень
  |удна. Приведу в этой связи лишь несколько цитат - высказы-ний героя повести Германа Гессе "Демиан. История юности, писанная Эмилем Синклером": "Жизнь каждого человека есть ть к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Ни один говек никогда не был самим собой целиком и полностью; ждый тем не менее стремится к этому, один глухо, другой четливо, каждый как может..., каждый, будучи попыткой, дучи броском из бездны, устремляется к своей собственной га" (2, с. 40). "О, сегодня я знаю, - пишет повзрослевший нклер, - ничто на свете не претит человеку больше, чем идти тем, который ведет его к нему самому" (там же, с. 57). И еще: рогие испытывают то умирание и рождение заново, каковое гдставляет собой наша судьба, только в этот единственный раз всю жизнь - при обветшании и медленном разрушении детства, [а все, что мы полюбили, нас покидает и мы вдруг чувствуем ночество и смертельный холод мирового пространства, многие навсегда повисают на этой скале и всю жизнь ательно цепляются за невозвратимое прошлое, за мечту о по-IHHOM рае, самую скверную, самую убийственную на свете ггу" (с. 58). Эти цитаты приведены не только для того, чтобы 'вердить сказанное выше, но и для того, чтобы фрагментами о художественного текста акцентировать ту ответственность, )рую берет на себя психолог, приступающий к работе, связан-й с временной перспективой и целеполаганием в юношеском зсте, поскольку здесь он будет иметь дело действительно
  Е Активным центром внутренней жизни молодого человека, астью, столь же важной, сколь и ранимой, основе предлагаемой ниже программы лежат психотехники, ствованные нами из различных источников: Time Manadger national, 1981; A. Robins, Unlimited power, 1986; M. Мольц, Я -Я, или как стать счастливым, 1994; Д. Рейнуотер, Это в ваших
  силах, 1992 и др. Бросается в глаза то неслучайное обстоятельство, что большинство этих источников имеют американское происхождение. Это понятно, если учесть центральную для американцев ценность - достижение успеха, огромную важность субъективного ощущения собственной власти над жизнью, над своей судьбой ("I can do!"). Конечно, мы живем в другом мире -и не только "восточнее", под влиянием другой религии, но и после семидесяти лет тоталитарного режима, при котором *спо] собность самостоятельно ставить перед собой собственные цели была из самых ненужных. Но сегодня такая способность нужна наконец и нам, и многие наши соотечественники тоже хотели бы чувствовать себя хозяевами собственной судьбы. Поэтому многое из этой американской традиции может быть использовано нами. Мы выбрали для излагаемой ниже программы такие психотехнические приемы, которые не имеют прямого отношения к содержанию целей, ценностей, но только к тому, как помочь человеку осознать то, к чему он сам стремится, придать этим целям реальную побудительную силу.
  Вначале необходимо сформировать соответствующую мотивацию для последующих занятий. Дело в том, что краткий агитационный рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, далеко не всегда будет достаточным. Наш опыт свидетельствует о том, что старшеклассники, в особенности юноши, для которых подобный тренинг, может быть, даже более важен, чем для девушек, первоначально относятся к необходимости тратить время на подобную работу весьма скептически Многое на этом этапе зависит, с одной стороны, от самого психолога, его персональных возможностей и способности убедить в чем-то юношескую аудиторию, а с другой - от того, в контексте какой более широкой деятельности будет проходить этот тре нинг: одно дело, если он будет частью систематических занятин по психологии (типа школьных уроков или кружка), другое дело если это будет фрагментом каких-то психотерапевтических (ин дивидуальных или групповых) занятий. Однако в любом случа< вначале полезно просто рассказать старшеклассникам о том какую важную роль в жизни человека, в развитии его личносП играют такие, на первый взгляд кажущиеся эфемерными, обра зования, как цели, представления о будущем и т.п.
  Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газе тах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знамени тым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконей
  f везде в тройке самых важных - "определи свою жизненную 1Ь": - Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить. -'Не предавайся бесплодным мечтаниям. - Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п. Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает Максуэлл Мольц (4). Его книгу хорошо использовать на первом, "мотивирующем" этапе работы. Знаменитая "психоки-грнетика" Мольца основывается на следующем тезисе: "Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, соответствии с принципом осуществления личностных целей. ни функционируют как великолепный, "направленный на за-анную цель механизм", как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как "механизм :пеха" или "механизм неудач", в зависимости от того, как ВЫ, ператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели" (4, 21). Стремление к позитивной цели для Мольца - ключ к счаст-явой жизни: "Как уже говорилось выше, человек - существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет эрмально и естественно, когда сориентирован на определенную ;ль. Состояние счастья и есть признак нормальной, естествен-i жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым" (там
  Почему концепция М. Мольца представляется особенно привлекательной для работы со старшеклассниками? Дело в том, что чествует устойчивый стереотип, который связывает слова цель", "план" со скучной, неинтересной и часто бесплодной ютой, направленной на их достижение, когда, собрав всю свою о и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты [жен в поте лица реализовывать этот план или цель. Так вот >льц настаивает на прямо противоположном, на том, что в дей-(тельнЬсти достигнуть цели можно, напротив, лишь рассла-шись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. а цель ясна и сильна, она Сбудет действовать сама. Он ссыла-* при этом на знаменитого американского психолога Уильяма <емса, который еще в 1899 году писал, что современный чело-с слишком напряжен, озабочен и тревожен и что существуют Шие и легкие пути. "Если мы хотим, - говорилось в статье <емса "Заповеди расслабления", - чтобы результаты наших евых усилий и способностей к формированию и восприятию
  .
 
  идей были более плодотворны, разнообразны и эффективны, мы< должны научиться освобождать их от тормозящего влияния-наших долгих размышлений и эгоистической озабоченности результатами. Подобно другим навыкам, такая привычка может! быть сформирована. Предусмотрительность, чувство долга, забо-1 та о собственных интересах - все эти качества и чувства, конечно! же, играют определенную роль в жизни. Однако, по возможности] приберегите их для тех случаев, когда вами принимаются общие! решения и планы, и не подпускайте их к деталям. Когда решение! принято и необходимо приступить к исполнению, отбросьте] всякую ответственность за исход дела. Другими словами! растормозите свои интеллектуальный и практический меха! низмы, позвольте им действовать свободно и непринужденно, itl они послужат вам вдвойне" (там же, с. 82).
  Можно также воспользоваться простой физической метафо-1 рой, предлагаемой А. Роббинсоном. Попросите юношей и деву-1 шек встать, поставить ноги на ширине плеч, руки вытянуть! вперед параллельно полу. Затем повернуться всем корпусом! назад и зафиксировать взглядом на стене то место, до которого! удалось повернуться. Вернуться в исходное положение. Закрытш глаза. Представить себе, что в следующий раз вы сможете! повернуть свой корпус значительно дальше. А затем, открьп! глаза, попробовать вновь повернуться. Сравнивая то место в про-1 странстве, в котором вы теперь оказались, с мысленной отметко! I на стене, зафиксировавшей ваш прежний поворот, можно наглядно убедиться в реальной силе воздействия поставленной nepej собой цели.
  Итак, задача первого этапа работы - показать старшеклас сникам (с помощью вышеприведенных аргументов или каких либо других) чрезвычайную значимость определения собствен ных жизненных целей, убедить их в том, что предстоящи тренинг даст им в руки такие психологические "инструменты" которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а побе дителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильный сторонами для того, чтобы достигать этих целей.
  Прежде чем перейти к описанию следующего этапа работЬ сделаем одно важное замечание. Существенным элементом все излагаемых ниже психотехник является фиксация на бумаге тог< что так или иначе проигрывается в ментальном плане, - обыч№ это какие-то записи, иногда рисунки, которые должны дела* старшеклассники. Десятилетия назад существовала целая культу
  ра ведения дневников. По существу, психология юношеского
  озраста в первой четверти века начиналась именно с изучения
  этих дневниковых записей, но, анализируя их содержание,
  сихологи не всегда обращали внимание на важное психотехни-
  еское значение этого занятия. А ведь именно фиксация на
  бумаге мыслей, фантазий, планов на будущее придавала этой
  игре воображения огромную развивающую силу. Сейчас эта
  льтура практически ушла, но, возможно, именно специальный
  :ихологический тренинг сможет в какой-то степени восполнить
  образовавшийся пробел.
  Все то, что будет сейчас описано, можно делать самому, в оди-1честве, и тогда психолог будет выступать в качестве инструк-ора, консультанта, советчика, который в зависимости от общего онтекста деятельности может либо последовательно вводить эти ;ихотехнические упражнения, либо дать их сразу, а затем, по гре необходимости, обсуждать с молодыми людьми отдельные этапы, возникающие вопросы, трудности. Но возможна, как называет наш опыт (6), и коллективная форма работы. Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудной вопрос - чего ты хочешь? Как научиться юрмулировать свои цели? Как фиксировать это в своем сознании? Кратко можно ответить так:, надо мечтать, но Яать это очень сосредоточенно. Чтобы от-тить подробнее, полезно обратиться к нижеследующим психологическим упражнениям и техникам. Итак:
  1. Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там,
  вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь
  (старайтесь, не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать
  будущую жизнь - так, как вы хотели бы, чтобы она
  ожилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти,
  [и вершинами, на которые вы хотели бы взойти.
  1ачните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать,
  нам хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосре-
  эчьтесь и в течение 10-15 минут заставьте свой карандаш
  рерывно работать. Где только можно, сокращайте слова-и
  жодите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем,
  е волю своему воображению, отбрасывайте ограничения.
  и какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам
  1ову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля,
  Удаляете с ринга.
  Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, еле-1 дуйте таким правилам: I
  1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стре- j
  митесь;
  2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, каково^на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;
  3) постарайтесь составить ясное представление о результате: \ что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы I будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились;
  4) важно формулировать такие цели, достижение кторых в i принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, I быть вашим;
  5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям.] ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим,' они должны быть "экологически чисты".
  Эти пять правил надо помнить и учитывать и при дальнейшей
  работе.
  На данном этапе можно воспользоваться и другим весьма эффективным приемом - рисунком. Предложите старшеклассникам представить себе всю свою будущую жизнь как художественный фильм, в котором каждый из них играет главную роль являясь одновременно и сценаристом, и режиссером, и директором картины. При этом каждый волен выбирать, о чем будет этот фильм, какие будут действовать в нем персонажи, где будут происходить события. Начать работу над этим фильмом следует с того, что нарисовать на бумаге портрет героя будущего фильма, или иными словами, автопортрет. Но это должен быть не - портрет себя сегодняшнего, а портрет себя такого, каким хотелось бы стать. Такой эскиз к фильму можно сделать Я в технике коллажа, используя белую и цветную бумагу, старые газеты и журналы и т.п. Достоинством рисунка является не только то, что он непосредственно задействует сенсорику, но я
  I, что для большинства старшеклассников рисование - далеко не ивычное рутинное занятие (некоторые признаются, что не всовали с детства), а эмоционально заразительное, как бы даже сбивающее привычные стереотипы, действие, позволяющее максимально растормозиться, снять барьеры, дать волю воображению.
  2. На следующем этапе следует просмотреть составленный ранее список, присмотреться к нарисованному портрету и определить, в какой временной сетке вы работаете. Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему. Соответственно
  первом случае надо подумать о дальней перспективе, а во втором - о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге и о последнем.
  3. Теперь из всего того, о чем вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует.
  Выпишите эти 4 цели.
  А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас ¦ак важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угод-то, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, веренность в необходимости достижения определенной цели, езультата. Эти основания отличают просто интерес от субъектной необходимости, обязательности этого достичь. Если вы эчно знаете, почему нечто так важно для вас, ты вы найдете, как
  >тому прийти. В этом смысле "почему" намного важнее, чем как".
  4. Теперь, когда составлен список из четырех главных, ключе-ых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил, иными словами уточнить:
  формулирована ли каждая цель в позитивных терминах; онкретна ли эта формулировка; пгъ ли ясное представление о результате; одконтрольно ли достижение этой цели вам лично и, наконец; '^сколько ваша цель этически, "экологически" чиста. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти ис-'авления внести.
  5. Теперь составьте список тех необходимых для достижения 'й ресурсов, которыми вы уже обладаете.
  Опишите, что у вас уже есть - это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете и т.п. Ведь перед каждой конструктивной работой - собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно так же для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.
  6. Когда вы это сделали, попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно?
  Припомните 3-5 таких случая. Запишите их, зафиксируйте на бумаге, что вы тогда делали, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще это была за ситуация, в которой вы чувствовали, что добились успеха?
  7. После этого опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.
  Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может, напротив, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как I минимум, одну страницу.
  8. А теперь в нескольких тезисах сформулируйте, что пре\ пятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь, I прямо сейчас.
  Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает? Возмож-1 но, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы I никак не можете приступить к его реализации. Может быть, вы I делаете слишком много дел одновременно, а может быть, на-1 против, чрезмерно сосредоточены на чем-то одном и упускаете I остальное. Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не I получится? Вспомните, бывало ли так раньше в вашей жизни, что I вы изначально представляли себе самый плохой исход какого-то I дела и именно поэтому за него вообще не брались.
  Наверное, у каждого человека есть способы ставить себе!
  ограничения, свои личные, "излюбленные стратегии, ведущие к оражению", но если мы это осознаем, то можем избавиться от этих ограничений.
  9. На этом этапе надо для каждой из четырех выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.
  Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом
  спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по
  этому плану прямо сегодня. В конце концов, как говорит
  Д. Карнеги, все, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты
  можешь сделать только сегодня. Можно с этого и начать:
  адумав о цели, решить, что самое первое я должен сделать,
  тобы ее достичь! В любом варианте вы должны составить
  юшаговый план достижения этой цели, который бы включал и
  сегодняшний день.
  Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот
  план, спросите себя вновь, что мешает уже сегодня иметь все то,
  чему вы стремитесь (см. предыдущее упражнение). Возможно,
  гветом на этот вопрос будет что-то, над чем уже сейчас можно
  1ботать, чтобы изменить ситуацию. Решив такую промежу-
  эчную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей
  главной цели.
  Итак, первый, очень важный шаг сделан. Вы точно знаете, го хотите; вы описали этот процесс как в его конечном зультате, так и на начальных стадиях; вы определили, какие роны вашей личности помогают, а какие мешают достичь цели. Задача следующего шага - разработка соб-гвенно стратегии достижения успеха. Э. Роббинс предлагает на гом этапе воспользоваться некоторыми идеями нейролингвисти-ского программирования Дж. Гриндера и Р. Бандлера, а имен-попытаться смоделировать кого-то, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь.
  10. Воспользуйтесь такими моделями.
  Этими людьми могут быть те, кого вы хорошо знаете, а могут 1ть и просто известные люди, добившиеся необыкновенных Успехов.
  Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к ¦му вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личност-е качества и поведение, которые привели их к успеху.
  После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих >их (пятерых) собирается дать вам совет, как лучше всего стичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут.
 
  Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений. Пишите то первое, что придет вам в голову. Даже если вы не знаете этих людей, они могут стать прекрасными советчиками.
  А теперь проделайте следующее полезное упражнение.
  Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите также внимание на размер, точность и качество этой "картинки", на те движения, звуки, переживания, которые ее создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали. Создайте внутреннюю картину - что будет, если вы достигнете этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего, вы уже сейчас ощутите себя по-другому - более уверенным в успехе, чем это было, когда вы впервые сформулировали вашу цель. Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы ваш мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем уже пережитого. Ясная внутренняя картина и переживание "потребного будущего" чрезвычайно важны. ч
  11. Нарисуйте мысленно свой идеальный день.
  Хорошо иметь много разных целей, но в определенном смысле лучше иметь целостное представление о том, что они, все вместе, будут для вас означать. Нарисуйте для этого ваш идеальный день. Это может быть мысленный рисунок, но может быть и реальный. Кто с вами? Чем вы заняты? Когда, как вы проснулись, что происходит дальше вплоть до самого вечера, когда вы вновь ляжете спать? Что вы будете чувствовать, ложась в постель? Возьмите карандаш и бумагу и опишите все это.
  12. А теперь опишите ваше идеальное окружение. Акцентируйте значение места, не ставя себе никаких ограни-1
  чений: где вы - в лесу, на берегу озера, в шикарном офисе или i в своей квартире? Что под рукой - компьютер, рояль, чашка кофе? Какие люди вас окружают? Помните при этом, что мозгу необходим четкий, ясный, сфокусированный сигнал, чтобы заработал описанный Мольцем механизм автоматического наведения на цель. Вот почему все вышеприведенные упражнения очень полезны.
  Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не щаете собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план.
  Как показывает опыт, сначала выполнять все эти упражнения ie очень просто, но потом это становится не только легче, но и занимательнее. И конечно, удобнее просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо помнить также, что в жизни всякий успех - результат тяжелого труда. И тут каждый волен выбирать.
  Полезно регулярно просматривать - опять же с карандашом и
  бумагой - свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни,
  з вас самих изменилось. Иногда полезно бывает остановиться и
  юдумать: а к тому ли я - сегодняшний - в действительности
  стремлюсь? Хорошо бы, конечно, для этого иметь специальную
  тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода. Говорят, что
  юнцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени тратят
  именно на планирование и лишь 5% - собственно на реализацию.
  Это оказывается выгодным.
  Рекомендуемая литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Гессе Г. Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером // Иностранная литература. 1993. № 5.
  3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  4. Мольц М.Я - это Я, или Как стать счастливым. М., 1994.
  5. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М., 1992.
  6. Толстых НИ. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога. Киров, 1991.
  7. Erikson E.H. Identity, Youth and Crisis. N.Y., 1968.
  8. Robbins A. Unlimited Power. N.Y., 1986.
  9. Time Manadger International. California, 1981.
  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
  КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ
  ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ
  Метод беседы (интервью) является одним из тех психологических инструментов, владение которыми относится к числу необходимых навыков практического психолога и может служить критерием его профессиональной подготовленности и квалификации.
  Беседа, в том или ином ее варианте, включена во все формы работы детского практического психолога. Она составляет основу индивидуального психодиагностического обследования, консультирования, психологической профилактики, является неотъемлемой составляющей в работе как с детьми и подростками, так и со взрослыми, непосредственно включенными в жизнь детей и влияющими на ее организацию - родителями, учителями и воспитателями, администрацией детских и школьных учреждений и пр.
  По существу, беседа, являясь непременной составляющей ежедневных обязанностей практического психолога, образует естественный фон его деятельности. Такая органичность и универсальность беседы нередко порождают иллюзию простоты и доступности данного метода, что, в свою очередь, приводит к тому, что I беседа рассматривается лишь как второстепенной, вспомогательный прием. Это довольно распространенное заблуждение не только препятствует использованию широких возможностей беседы как психологического инструмента, но и может стать I источником существенных ошибок в работе. Так, например, по I замечанию Дж. Мерфи (13), превращение беседы, проводимой в разных формах и с разными целями, в каждодневную обязанность I
  школьных психологов нередко приводит к тому, что все меньше
  внимания уделяется самому процессу интервьюирования, умень-
  [ается тщательность предварительной подготовки к беседе,
  снижается чувствительность к эффектам и реакциям, которые
  возникают в ходе этого взаимодействия, что заметно снижает
  ффективность использования этого важного психологического
  инструмента.
  Умение грамотно и квалифицированно проводить беседу расценивается как профессионально необходимое качество для ;пециалистов, работающих в области детской практической сихологии. Поэтому, ориентируясь на потребности практики, азрабатываемые в разных странах программы подготовки практических психологов включают в качестве обязательного компо-ента расширенные учебные курсы по приобретению и совершенствованию навыков интервьюирования.
  Внимательный анализ деятельности детского практического юихолога с неизбежностью приводит к мысли о том, что беседа является основным инструментом психологической диагностики интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребенком, так и со взрослыми, непосредственно входящими в его окружение.
  В основе проведения беседы со взрослыми и с детьми лежит щ общих принципов. Однако практика показывает, что органи-ция и проведение беседы с детьми имеет немало специфических ¦собенностей. Зачастую обнаруживается, что типичные для аботы со взрослыми средства и приемы взаимодействия оказы-'аются неэффективными в ситуации общения с ребенком. Это )бусловлено, в первую очередь, возрастными особенностями, к ислу которых следует отнести недостаточно развитую у детей пособность к рефлексии, слабость анализа и синтеза инфор-1Ции, недостатки внимания и утомляемость, сложности вербали-Щии своих переживаний, особенности мотивации и многое угое. Все это достаточно убедительно свидетельствует о том, о использование метода беседы в работе с детьми и подростками заслуживает специального внимания.
  3 ходе дальнейшего изложения будут рассмотрены наиболее
  ажные аспекты, определяющие эффективность использования
  тода беседы в работе детского практического психолога. Ос-
  овное внимание будет уделено особенностям проведения беседы
  с Детьми и подростками.
  Специфика беседы как метода психологического исследования
  В толковом словаре В.И. Даля беседа определяется как "взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах" (3, т. I, с. 85). Различные определения беседы (интервью), приводимые в специальной литературе, во многом перекликаются с приведенной выше формулировкой, подчеркивая при этом специфику беседы как психологического метода. Так, например, интервью понимается как:
  - процесс взаимодействия, оба участника которого - интервьюер и респондент, - содействуют результатам коммуникации (11);
  - вербальное и невербальное взаимодействие с участием более чем одного лица, направленное на общую цель (10);
  - вербальный, поддерживаемый с помощью выразительных компонентов, обмен информацией между субъектами (9).
  В общем же виде интервью можно определить как "особый метод получения информации на основе вербальной коммуникации" (4, с. 145).
  Раскрывая специфику беседы (интервью) как психологического инструмента, многие авторы указывают на то, что интервью отличается от обычного разговора тем, что его содержание разворачивается вокруг довольно узкой темы, касающейся опыта респондента. Кроме того, особенностью интервью является специфическое распределение ролей и обязанностей между интервьюером и респондентом. Это связано с асимметричностью позиций партнеров: психолог выступает, как правило, в роли задающего вопросы и слушающего, а его собеседник - ребенок или взрослый - в роли отвечающего.
  В отличие от других методов психологического обследования, содержанием которых также выступает получение и анализ словесных сообщений (анкеты, вопросники), специфика беседы заключается в том, что исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие. Это является существенным преимуществом данного метода, так как позволяет исследователю использовать для получения необходимых данных не только информацию, напрямую содержащуюся в ответах на вопросы, но и множество дополнительных факторов, образующих живую ткань процесса взаимодействия. Это, прежде всего, невербальные проявления респондента, помогающие уточнить сообщаемую им
  нформацию, раскрыть ее истинное содержание, которое может противоречить словесному сообщению, выявить его отношение к ситуации обследования и к самому психологу и т.п.
  Все это дает возможность лучше понять собеседника, точнее i глубже разобраться в существующих у него проблемах и затруднениях, с тем чтобы определить оптимальные пути их решения.
  В то же время наличие непосредственного контакта при проведении беседы значительно усложняет ситуацию опроса для ;амого исследователя, поскольку предъявляет существенно более высокие требования к его профессионализму и квалификации, чем, например, заочное анкетирование.
  Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность интервью
  Проведение беседы является не просто сбором некоторой шформации у респондента. Это - сложный, многоаспектный коммуникативный процесс, успешность которого определяется множеством факторов. Первостепенная роль среди них иринадле-кит наличию у психолога необходимых личностных установок и специальных навыков проведения беседы.
  Как отмечает Дж. Мерфи, при проведении интервью от гсихолога требуется умение интегрировать свои профессиональные знания о личности, мотивации, психическом здоровье, а также общую эрудицию с пониманием развертывающегося перед шм и при его непосредственном участии процесса интервью-фования. Это означает, что успешное интервью строится на нове применения обширных знаний, актуализации определен-ых установок, способностей и специальных умений, определяю-к эффективность процесса взаимодействия психолога с рес-ондентом. Подчеркивая сложный характер требований, редъявляемых к интервьюеру, этот же автор предупреждает мнающих психологов от поспешных выводов и возможных очарований, указывая, что прочные положительные результаты в интервьюировании являются, в первую очередь, следствием Достаточного опыта.
  Одной из необходимых способностей, требуемых от психолога я проведении интервью, является умение создать психоло-ческий климат, способствующий свободному протеканию про-
  77
  цесса коммуникации. Большую роль при этом могут играть особенности личности самого психолога: коммуникабельность, сензитивность, "направленность на другого", тактичность и др.
  Психолог должен обладать установкой на позитивное отношение к респонденту, полное принятие его личности и избегать какого-либо осуждения по поводу сообщаемых респондентом данных.
  В качестве одной из ведущих способностей интервьюера является эмпатия - способность сопереживать и сочувствовать другому человеку. .При этом особенно важным в интервьюировании является умение увидеть мир глазами другого человека при одновременном сохранении профессиональной объективности.
  Уровень эмпатии интервьюера зависит от ряда факторов. Одним из них является степень полноты и точности знаний о респонденте. Кроме того, показано, что способность к эмпатии возрастает в той мере, в какой интервьюер располагает собственным опытом переживания ситуаций, подобных ситуациям респондента. Наряду с этим большое значение имеет также способность интервьюера вообразить такую ситуацию, сконструировать ее, даже если в его собственном опыте аналогичные переживания отсутствуют.
  Способность к эмпатии как общая установка, во многом определяющая успешность процесса интервьюирования, особенно важна при работе с детьми. Й. Шванцара отмечает в этой связи, что здесь, прежде всего, необходимо наличие теплой заинтересованности и готовности взрослого вжиться в чувства детей. И хотя "не каждый психолог обладает одинаковыми дарованиями подобного рода", эти установки всегда можно развивать и укреплять в процессе практики, добиваясь своеобразного подхода к детям. Большое значение для этого имеет обращение к опыту собственных переживаний детства (8, с. 72).
  Помимо названных выше способностей, к профессионально важным качествам, определяющим успешность интервьюирования, относятся следующие:
  - владение приемами рефлексивного и активного слушания (см. 1);
  - умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать I и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствия между вербальной и невербальной ин-1 формацией, без искажений запоминать сказанное;
  - способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста;
  - умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким в формулировании вопросов;
  - умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия;
  - стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации;
  -внимательность к уровню утомления и тревожности респондента.
  Кроме того, Дж. Мерфи (см. 13) отмечает, что собственные ожидания и установки интервьюера не должны влиять на восприятие сообщаемой ему информации. Интерпретация данных должна проводиться интервьюером "для самого себя", она не предназначена для передачи клиенту.
  I Важным также является замечание, что "работа" с острыми эмоциональными проблемами клиента, актуальными для него на момент интервьюирования, должна предшествовать сбору факти-еского материала, особенно если очевидно, что наличие такого юда проблем снижает способность клиента к полноценному сообщению информации. Виды беседы
  В психологической практике в зависимости от конкретных словий работы могут быть использованы различные виды бе-;ды. Это обусловлено в первую очередь характером тех задач, J решения которых предполагается воспользоваться данным методом. На основании этого выделяют следующие виды беседы:
  "Введение в ситуацию эксперимента". Этот вид беседы харак-
  рен, прежде всего, для ситуации лабораторного исследования.
  •сновной целью беседы является в этом случае установление
  жтакта с испытуемым. Ее проведение играет важную роль в
  оздании мотивации для участия в эксперименте, помогает снять
  испытуемого возможную напряженность, связанную с ситуаци-
  ей исследования и предстоящим выполнением заданий. Необходимые инструкции также даются в ходе беседы, предваряющей эксперимент.
  В структуре лабораторного исследования беседа является важным вспомогательным приемом, который может не только предшествовать, но и следовать за экспериментом, дополняя объективно регистрируемые данные субъективными впечатлениями испытуемого.
  Экспериментальная беседа. Такая беседа служит, прежде всего, для проверки исследовательских гипотез и обычно имеет строго определенную тематику. Иллюстрацией использования этого вида беседы может служить известная работа Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной (2), в которой описывается, как с помощью экспериментальной беседы проводилось изучение мотивов учения школьников. Беседа в этом случае строилась на применении вопросов двух типов: прямых (например: "Тебе нравится учиться в школе?", "Для чего ты учишься в школе?") и косвенных ("Где ты больше хочешь учиться - в школе или дома?"). Сопоставление ответов на эти вопросы позволяло выявить не только те мотивы учения, которые были представлены в сознании школьников ("знаемые мотивы"), но и действительное отношение детей к учебе и школе, которое они невольно обнаруживали при ответе на косвенные вопросы. Это и служило основанием для вынесения суждений о специфике учебной мотивации.
  Диагностическое интервью. Это наиболее распространенный вид беседы, применяемый в психологической практике. Основной целью диагностического интервью является получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития, поэтому для такого интервью характерно органичное включение в структуру беседы тестовых приемов обследования. Беседа в этом случае, выполняя собственные функции, одновременно служит "естественным фоном, объединяющим все остальные методы" (5).
  Психотерапевтическая беседа (клиническое интервью) используется в целях оказания психологической помощи. Это самый сложный вид беседы, посредством которого психолог помогает человеку осознать внутренние проблемы, связанные с ними переживания, конфликты; обнаружить их причины; восстановит!, внутреннюю цельность "Я" и отношение к себе как ценности: найти новые смыслы жизни; подвести к выбору путей преодоле-

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу