<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Каждая общая функция может включать два этапа и семь процедур. Этапы состоят из подготовки УР и реализации УР. Полный набор процедур включает: информационную подготовку, разработку вариантов УР, согласование вариантов с необходимыми специалистами, выбор одного УР, утверждение УР, организацию выполнения, контроль.
 Подготовка УР Реализация УР Информационная подготовка необходимых данных Информирование заинтересованных лиц о начале реализации УР Разработка вариантов Согласование с исполнителями и заказчиком процесса реализации УР Согласование вариантов УР со всеми разработчиками и необходимыми специалистами Утверждение заказчиком порядка реализации УР Выбор одного решения Организация выполнения УР Утверждение выбранного УР с вышестоящим руководителем Контроль промежуточных и окончательных результатов реализации УР
  Как уже сказано выше, процедуры могут быть разделены на операции, а операции - на подоперации и т. д. При разработке или реализации крупных УР используются три варианта схем взаимодействия функций, процедур и операций (рис. 3.4):
 • при типовом и масштабном характере конкретной функции при РУР (рис. 3.4. а);
 • при типовом и масштабном характере общих функций при РУР (рис. 3.4. б);
 • при типовом и масштабном характере процедур при РУР (рис. 3.4. в).
 Творческий характер управленческого решения
  Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента. Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
  При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Правильность УР достигается благодаря возможности человека проникнуть в суть решаемой проблемы и понять ее. Часто такое проникновение приходит неожиданно, когда человек занимается другими делами, или даже во сне. Развитое ассоциативное мышление помогает человеку решать совершенно разноплановые проблемы. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение.
 Иногда весьма эффективные интуитивные решения приходят человеку во сне. Эти решения необходимо немедленно зафиксировать на бумаге или диктофоне, так как большая часть такой информации забывается через 3-5 минут после пробуждения.
 
  а)
 
 
 
 
 б)
 
 
 
 
 в)
 
 
 
 
 Рис. 3.4. Схемы взаимодействия функций, процедур и операций при РУР
 
  Сновидения - это существенная часть времени нашей мыслительной деятельности. Человек может себе дать задание во время сна найти решения по каким-либо проблемам, иногда это удается. Так, известный российский ученый Д.И. Менделеев во сне (в дреме) нашел решение, как упорядочить металлы, газы, аморфные вещества. Это решение реализовалось в виде периодической системы элементов (система элементов Менделеева).
  УР, основанные на суждениях и здравом смысле, занимают большое место в
 общем наборе решений. Приоритет опыта над новейшими знаниями характеризует данный подход к РУР. Опыт имеет очень большое значение при разработке и выборе УР. Новейшая теория может, в конце концов, оказаться конъюнктурной и малоэффективной, а опыт, прошедший "огонь, воду и медные трубы", может быть полезен для молодых и новых руководителей. Неслучайно школы бизнеса Московского государственного университета и Государственного университета управления выпустили несколько сборников управленческих ситуаций с вариантами их решений и реальными последствиями, произошедшими в результате реализации этих решений. Такие же сборники выпускают и ведущие университеты, и компании мира. В них отражена большая практическая и теоретическая проработка предлагаемых решений. УР, основанные на суждениях, - самые дешевые по затратам на их формирование и выбор. Руководители ряда компаний сами создают у себя базы данных таких решений по следующим схемам (рис. 3.5):
 
 а)
 
 б)
 
 
 Рис. 3.5 Схемы формирования базы данных УР, основанные на суждениях:
 а) решения, инициируемые новыми ситуациями,
 б) решения, инициируемые новыми (плановыми) целями
 
  Рациональные УР основаны на профессиональном использовании управленческих технологий (целевых и процессорных) и методов разработки и выбора (аналитических, статистических, активизирующих, экспертных и др.).
 Классификация УР
 Многие крупные ученые занимались проблемами теории и практики разработки
 эффективных решений. Любая теория начинается с классификации объекта исследования, т.е. выделения однотипных групп. В результате была составлена следующая классификация УР (рис. 3.6):
 • по функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;
 • по организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;
 • по причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;
 • по повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);
 • по масштабам воздействия: общие и частные;
 • по времени действия: стратегические, тактические и оперативные;
 • по прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятностным исходом;
 • по характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;
 • по методам переработки информации: алгоритмические, эвристические;
 • по числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;
 • по направлению воздействия: внутренние и внешние;
 • по глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;
 • по ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;
 • по способу фиксации: письменные и устные.
  Рассмотрим более подробно данную классификацию.
  Функциональная направленность определяется общей функцией управления, которая инициировала разработку УР. Решения могут разрабатываться для осуществления плановых мероприятий в компании или подразделениях. В этих решениях определяются необходимые параметры для стратегического или тактического планирования деятельности компании. Большая группа УР посвящена организационным проблемам функционирования компании, например, совершенствованию организационной структуры управления, расширению компании. Для эффективного управления персоналом разрабатываются решения по различным аспектам активизации деятельности работников компании.
  Координирующие УР необходимы для согласования изменяющихся условий внешней и внутренней среды для обеспечения возможной гармонизации в деятельности компании, например, решения, связанные с изменениями закупочно-сбытовой политики компании, изменениями в штатном расписании.
  Контролирующие УР направлены на обеспечение своевременного выполнения производственных планов и намеченных рубежей развития.
  Стратегические УР разрабатываются на длительный срок (5- 10 лет) с охватом ключевых элементов компании (персонал, структура, производство и т.д.).
  Тактические УР являются инструментарием для стратегических решений и разрабатываются на меньший период (1-3 года) с охватом части ключевых элементов компании.
  Оперативные УР разрабатываются при возможности или возникновении ситуаций, мешающих реализации тактических УР. Оперативные УР являются кратковременными.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 3.6 Классификация УР
 
  Прогнозируемые результаты реализации УР могут быть предсказаны либо с достаточной точностью, либо с вероятностным исходом. Существует много понятных и непонятных руководителю причин, из-за которых результаты УР не совпадают с запланированными. Ведь обычно решения руководителя выполняют несколько человек по разным направлениям - иногда последовательно, иногда параллельно. От понимания исполнителями задания и их профессионализма зависит конечный результат.
 Исполнители могут даже улучшить конечный результат УР.
  Характер разработки и реализации УР сильно зависит от личностных характеристик человека. Принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные решения.
  Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
  Импульсивные решения принимаются руководителями, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".
  Инертные решения - результат осторожного поиска. В них преобладают контрольные и уточняющие действия над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Они слабо активизируют персонал на их выполнение.
  Рискованные решения принимаются без тщательного обоснования действий руководителем, который уверен в своих силах. Обычно такие руководители имеют хорошие тылы в виде постоянно поддерживающих их вышестоящих руководителей или подчиненных. Они могут не бояться любых опасностей.
  Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки руководителем всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу, большим количеством согласований. Такие УР эффективны в разрешении проблем, касающихся жизни человека и среды его обитания.
  Методы переработки информации при РУР играют важное значение, так как в его основе лежит информация. Чаще всего разработчики решения используют алгоритмический метод переработки информации, который предполагает относительно строгую формализацию выполнения процедур и операций на основе правил, алгоритмов, формул, статистических данных. Например, расчет экономической эффективности нового производства должен осуществляться по разработанным алгоритмам для возможности сопоставления с эффективностью других проектов. Однако в экономике, управлении и других социальных науках не все параметры можно измерять количественно. Что-то оценивается качественно, путем использования принятых норм делового оборота. Обработать и оценить информацию можно исходя из интуиции, обобщений, представлений, опыта, ассоциаций. Путем беседы, обсуждения, задания наводящих вопросов можно получить новую существенную информацию от клиента, партнера и другого носителя нужных сведений для принятия качественного
 решения. Такой метод называется эвристическим..
  Определение числа критериев для оценки вариантов (альтернатив) УР - довольно трудная задача. В качестве критериев могут быть такие параметры, как уровень комфортности на рабочем месте, процент повышения производительности труда, уровень рентабельности продукции и т.д. Простые УР обычно сравнивают по одному какому-либо критерию, а сложные или ответственные - по нескольким.
  Направление воздействия УР чаще всего идет на объекты внутренней среды, т.е. на персонал компании. Руководители имеют соответствующие полномочия принимать решения в рамках миссии компании. Однако любая компания является открытой для внешней среды системой. Поэтому руководитель, имеющий полномочия представлять компанию во внешней среде - работа с клиентами и партнерами, - должен уметь разрабатывать и реализовывать УР среди равных себе людей. Здесь требуются новые подходы и технологии.
  Глубина воздействия УР определяется количеством уровней управления, для которых данное решение обязательно. Так, руководитель может реализовать УР только на уровне цеха или отдела - это одноуровневая глубина воздействия. Если же УР кроме цехов и отделов будет обязательно для заместителей руководителя, то это многоуровневое воздействие.
  Практически любое решение имеет ограничения на ресурсы и параметры. Эти ограничения носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным относятся ограничения, определяемые законами теории организации и управления, законодательством РФ, бюджетом. К субъективным ограничениям относятся параметры, зависящие от специфики ресурсов, производимого продукта, соотношения спрос-предложение и т.д. Эти ограничения сами по себе являются критериями реальности предлагаемого решения. Например, при разработке вариантов организационных структур управления специалисты должны придерживаться норм подчиненности (количество человек, подчиненных одному руководителю - таблица 3.1):
 
 
 Таблица 3.1 Нормы подчиненности
 Тип совместимости
 функций управления Количество
 подчиненных, чел. Одинаковые функции 30-40 Однотипные функции 10-12 Разнотипные функции 5-6
  Составляя организационную структуру управления (ОСУ), специалисты должны на высшем уровне управления компании подчинить генеральному директору не более 6 человек с разнотипными функциями или 12 человек - с однотипными, а также их сочетания.
  Существует группа решений, которые принимаются в условиях изобилия ресурсов, при котором на них нет ограничений.
  Способ фиксации УР может быть письменный и устный. По регламенту многих фирм руководители должны в письменной форме предоставлять наиболее ответственные УР для экономической и правовой экспертизы и в дальнейшем для исполнения. Устные УР тоже имеют правовую силу, их можно обжаловать в суде, если имеются по крайней мере два человека, слышавшие это решение, озвученное руководителем.
  Таким образом, традиционными видами работ, в которых руководитель разрабатывает и реализует УР, являются: работа с информацией; работа с человеком, коллективом; работа с системой управления; оказание управленческой консультации.
  В настоящее время в современных организациях введена должность руководителя информационной службы, подчиняющегося непосредственно генеральному директору "для общего управления информационными ресурсами компании".
 
 Требования к управленческому решению
  Разрабатываемое УР должно удовлетворять ряду требований и включать условия их достижения (табл. 3.2):
 
 Таблица 3.2 Требования к управленческим решениям и условия их достижения
 № п/п Наименование требования Условие достижения 1 Соответствие действующему законодательству и уставным документам предприятия Контроль со стороны юриста, референта 2 Достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать) Знания и интуиция руководителя
  3 Наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) Формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника
  4 Отсутствие в тексте противоречивостей решения самому себе или ранее реализованным Контроль со стороны юриста, референта 5 Возможность организационной выполнимости Заключение специалистов или экспертов 6 Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения Составление рабочих документов 7 Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях Заключение внешних экспертов
  8 Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации управленческих решений Внедрение должностных инструкций и положений об отделах и службах 9 Наличие возможности обоснованного положительного результата Набор расчетов и предположений
  Сущность управленческих решений
  Каждое УР затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы компании. Поэтому в состав критериев для выбора наилучшего УР следует включать и те, которые отражают этот набор интересов компании.
  Экономическая сущность УР проявляется в том, что на разработку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР должна принести компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненными, приводит к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности компании. Так, если руководитель решает уволить нерадивого работника, то последний может сильно пострадать, а если не увольнять и не предпринять других мер воздействия, то может пострадать вся организация.
  Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимыми техникой и технологией, постоянно координировать их работу. Это очень существенная часть всего УР. Многие авторы публикаций об УР называют их организационными решениями.
  Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Социальная сущность УР проявляется прежде всего в цели УР. Цели УР должны быть ориентированы в первую очередь на создание комфортной среды обитания человека, всестороннее развитие личности. Иногда социальная сущность УР подменяется технократической, при которой главной целью УР становится достижение заданных характеристик технических устройств.
  Правовая сущность УР состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Нарушение законодательства при РУР может привести к отмене решения, ответственности за его реализацию или даже за разработку. Компания может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а за незаконно реализованное решение на компанию может быть наложен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов УР. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. Поэтому во многих компаниях УР проходит правовую и экологическую экспертизу.
  Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации УР. Иногда разработчики УР не очень представляют себе объект, на который направлено УР, или используют устаревшую информацию. Бывают случаи, когда разработка УР приостанавливается из-за отсутствия необходимых финансовых или материальных ресурсов, и при этом УР может потерять свою актуальность.
 Формы разработки и реализации УР
  Формы разработки
  В зависимости от условий разработки и реализации УР могут использоваться различные формы разработки: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.
  Указ - решение главы государства, утвержденное парламентом. Например, Указ Президента РФ, утвержденный Думой РФ. Указ имеет силу закона.
  Указание - решение, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.
  Закон - решение высшей государственной власти, носящее общеобязательный и непреложный характер. Например, Конституция страны, Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об акционерных обществах.
  Акт - решение широкого круга государственных и общественных организаций. Например, акт о передаче чего-либо в собственность. Акт может быть международным.
  Приказ (письменный или устный) - это решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном ее подразделении. Приказ обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде.
  Распоряжение - это решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать решение можно у линейного руководителя данного подразделения или организации.
  Протокол - решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.
  Инструкция - решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий. Например, инструкция по составлению бизнес-плана, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция начальника бюро технического контроля цеха.
  Договор - решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем, учредительный договор о создании компании.
  Соглашение - решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о намерениях, соглашение между РФ и США об избежании двойного налогообложения, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.
  План - решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации компании.
  Контракт - решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения. Например, контракт на поставку компьютеров, брачный контракт, контракт купли-продажи.
  Оферта - решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта. Например, оферта на оптовые закупки холодильников марки ЗИЛ, оферта на оптовую продажу маргарина.
  Акцепт - решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт - это вторая сторона контракта, оферта и акцепт составляют контракт.
  Положение - решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность. Например, положение о главном инженере, положение об отделе стандартизации и нормализации, положение об отделе внешних сношений.
  Правила - решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила внутреннего распорядка, правила дорожного движения, правила Международного морского комитета для электронных коносаментов.
  Модель какого-либо процесса или явления - решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на входные воздействия. Например, модель завода включает:
 • справочные данные (например, полные данные о потенциальных поставщиках и их продукции);
 • имитационную модель организации;
 • методики экономического расчета и прогнозирования;
 • информацию о решениях в аналогичных ситуациях других организаций и реальных полученных при этом результатах;
 • набор законодательных актов и др.
  Формы реализации
  Формы реализации - это деловая беседа, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет, деловое слово.
  Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
  Деловая беседа - специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.
  Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию УР для его выполнения (например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем месте, убеждение в необходимости использования современных информационных технологий при РУР).
  Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание УР.
  Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить УР путем угроз или повышенного вознаграждения.
  Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения УР.
  Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР.
  Личный пример - действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения УР.
  Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения УР.
  Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения УР. Совет не является обязательным для исполнения подчиненным.
  Деловая игра (тренинг) - специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации УР на основе имитационных моделей реальных процессов. В процессе деловой игры закрепляются навыки РУР многократным повторением однотипных ситуаций, методов и технологий РУР.
  Совещания - коллективные деловые беседы, проводимые руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных УР.
  Заседания - узко профессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание профкома, заседание президиума и т.д.).
  Отчет - решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению УР. Отчет может быть письменным и устным.
 Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя, как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.
  В качестве примера рассмотрим только одну форму реализации УР - деловую беседу. В деловой беседе принимают участие, с одной стороны, руководитель или команда специалистов, с другой - потенциальный исполнитель или группа исполнителей. Деловая беседа включает шесть этапов:
 • создание взаимно заинтересованной обстановки беседы;
 • согласование основных целевых установок будущего задания;
 • ознакомление исполнителей с необходимой информацией;
 • обоснование задания и аргументирование неясных положений;
 • корректировка задания с учетом предложений исполнителя;
 • принятие окончательного решения.
  Д. Карнеги рекомендует для эффективного проведения деловой беседы соблюдать следующие принципы:
 • внимательно выслушивайте собеседника до конца - это не только знак внимания, но и профессиональная необходимость;
 • избегайте недоразумений и неверных толкований;
 • изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, простым и понятным;
 • уважайте личность собеседника;
 • будьте вежливыми, дружелюбными и дипломатичными;
 • любыми способами постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших предложений как не навязанных ему.
  Контрольные вопросы к теме 3.
 1. Признаки классификации управленческих решений.
 2. Что лежит в основе типологии управленческих решений?
 3. Группы управленческих решений.
 4. Требования к управленческим решениям.
 5. Экономическая сущность управленческих решений.
 6. Организационная сущность управленческих решений.
 7. Социальная сущность управленческих решений.
 8. Правовая сущность управленческих решений.
 9. Технологическая сущность управленческих решений.
 10. Формы разработки и реализации управленческих решений.
 11. Требования к управленческому решению.
 12. Уравновешенные, импульсивные, инертные, осторожные, рискованные управленческие решения.
 13. Требования к функциям, процедурам и операциям; их иерархия.
 14. Общие функции разработки управленческих решений.
 15. Конкретные функции разработки управленческих решений.
 Тема 4
 КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УР
  Качество продукции - конечный результат УР
  Качество продукции является следствием не только определенного уровня технической базы, технологии, экономики, организации производства и культуры, но и профессионализма и культуры управленческих решений.
  Недостаточное внимание к методологии и процессу управления снижает огромные усилия, направленные на сам процесс производства, так как неверные управленческие решения могут загубить эффективное использование самой современной технологии. В действительности достижение необходимого качества продукции связано не с технологией, а с постоянным процессом по ее совершенствованию, который получил название управление качеством. Это управление имеет три варианта реализации (рис. 4.1).
 Вариант А предполагает системный подход, при котором первостепенное внимание уделяют общему качеству управленческой деятельности, а затем - качеству технологии производства. Вариант Б предполагает комплексный подход, основанный на приоритете качества тех элементов производства и управления, которые непосредственно влияют на качество продукции. Вариант В предполагает локальный подход. При нем основное внимание уделяется технологии производства. Вариант В самый распространенный и методически хорошо разработан. Вариант Б только внедряется и для него существует набор стандартов как на технологии производства, так и на систему управления качеством продукции, например ISO 9000. Вариант А - это перспектива развития компании.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 4.1 Варианты стратегии управления качеством продукции:
 А - системный, Б - комплексный, В - локальный
  Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Иногда качество интерпретируется как "пригодность к действию". Его оценивают по функциональной пригодности, эксплутационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т.д.
  Качество управленческой деятельности - это степень ее соответствия общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений.
  Регламентация управленческой деятельности
  Управленческая деятельность в компании составляет часть ее системы управления, которую стали изучать сравнительно недавно, хотя практика управления организациями имеет древние корни. Элементы системы управления имеют различную сложность и разработанность:
  • наиболее разработаны: цели и задачи, функции, информационное обеспечение, функциональные структуры, организационные структуры, все элементы механизма управления;
  • требуют существенных научных и практических доработок законы и принципы, средства и методы, технология и практика управления, коммуникации, схемы организационных отношений;
  • требуют нового подхода разработка схемы и свойства процесса, разработка и реализация решений, профессионализм персонала.
  Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления. Тем не менее, конкретных стандартов на управленческую деятельность мало, а система контроля этой деятельности еще полностью не разработана. В табл. 4.1 приведены данные о текущем состоянии дел со стандартизацией основных видов деятельности в компании. Общая управленческая деятельность в организации включает управление управленческой деятельностью, а также управление обслуживающей и производственной деятельностью.
  Каждая из этих составляющих включает стратегическое управление, управление персоналом, внешние коммуникации и управленческое консультирование. Моделирование многих управленческих процессов требует применения кластерного анализа, поскольку большинство параметров данных процессов носит размытый характер типа: лучше или хуже, выше или ниже, нравится или не нравится и т.д.
  Системный подход к формированию высокого качества системы управления компании - это обязанность, долг и естественная потребность профессионального руководителя.
  Наряду с правомерностью искусства управления можно выделить процессы, доставляющие управленческую деятельность, которые хорошо изучены и по которым имеется обширная практика. В рамках этой работы создаются проекты стандартов на управленческую деятельность и механизм управления; формируются типовые формы отчетов. Работа проводится по методике формирования международных стандартов бухгалтерского учета и аудита. Таким образом, идет естественное расширение наборов стандартов для проведения аудита в управленческой деятельности. Данная работа весьма перспективна как база формирования программных продуктов для управленческой деятельности. Аудит предусматривает сравнение стандартов или регламентов, принятых в управленческой деятельности, с реальным процессом этой деятельности. Основные параметры реального процесса управленческой деятельности фиксируются в типовых формах учета. Отклонение проверяемых параметров управленческой деятельности от стандартов или регламентов и составляет предмет оценки ее качества.
 
 
 Таблица 4.1. Стандартизация основных видов деятельности в организации
 Основные виды деятельности в
 организации и их составляющие Уровень разработанности стандартов Уровень применения стандартов
  ISO 900X
  ГОСТ РФ
 Р 1.0-92 ISO 900X
  ГОСТ РФ Р 1.0-92
 
  Управление управленческой деятельностью Имеется в общем виде Разрабатывается Не применяется Не применяется Общая управленческая деятельность
 (управленческие решения) Управление обслуживающей и производственной деятельностью Разработан достаточно хорошо
  Имеется в общем виде
  Применяется небольшим количеством фирм
  Практически не применяется
 
 
  Конструкторская, технологическая, экономическая и другая подготовка Разработан достаточно хорошо Разработан дос-аточно хорошо Применяется небольшим количеством фирм Широко применяется Обслуживающая деятельность
 (технологические решения)
 
 
 
 
  Учет (бухгалтерский, складской, финансовый и др.) Разработан достаточно хорошо
  Разработан достаточно хорошо
  Применяется небольшим количеством фирм
  Широко применяется
 
  Персонал
  Имеется в общем виде Разрабатывается
  Не применяется
  Не применяется
  Производство товаров, услуг, информации и знаний (производственные решения Изготовление
 
 Реализация
 
 Утилизация ? Разработан достаточно хорошо
  Разработан достаточно хорошо Применяется небольшим количеством фирм Имеет преимущественное применение
 Общие сведения об ISO
  ISO - признанная в мировом сообществе международная организация по стандартизации. Она координирует усилия в области создания глобальных стандартов типа стандартов качества ISO 900X (X - общее обозначение набора, X = 1, 2, 3, 4), экологических стандартов ISO 14000 и т.д. Стандарты качества ISO 900X носят общий характер и не зависят от конкретной отрасли промышленности и экономики. Стандарты содержат руководящие указания по управлению качеством и моделям обеспечения качества.
  Система ISO 900X дополняет международные условия купли-продажи ИНКОМТЕРМС-90 в части обеспечения гарантий качества продукции, услуг и информации на всех стадиях производственного процесса.
  Многочисленные программные продукты в той или иной степени отражают идеологию ISO 900X. Среди них распространены следующие модули: Site power - доступ к информации в любое время и быстрый ответ на любой вопрос; Site line - управление промышленным предприятием; Site select - средство конфигурирования заказов комплектации готовой продукции; Site guide - средство моделирования бизнес-процессов на предприятии.
  В настоящее время всего лишь около сотни предприятий в РФ внедрили программные продукты с перечисленными модулями. Однако не все виды деятельности в организации по управлению качеством смоделированы в программных продуктах.
  В описании системы ISO 900X детализируются приведенные общие функции в виде набора мероприятий, которые можно представить как четыре этапа управления качеством:
 Этап 1
 1. Формулирование главной цели улучшения качества продукции и предполагаемые конечные результаты.
 2. Выбор системы оценки качества: авторским способом, способом бенч-маркинг или сравнением со стандартами.
 3. Оформление эталонов сравнения и форм отчетности.
 Этап 2
 4. Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества (время и промежуточные результаты).
 5. Определение потребности в ресурсах.
 6. Формирование инструкций по применению стандартов, форм отчетности и методике проведения функционального аудита качества продукции.
 Этап 3
 7. Учет оперативной информации, поступающей от клиентов (жалоб, благодарностей, рекомендаций и т.д.) для корректировки процесса улучшения качества.
 8. Постоянное формирование базы данных о процессе управления качеством.
 Этап 4
 9. Осуществление процедур определения качества и согласование их с требованиями стандарта ISO 900X.
 10. Проведение процедур оценки качества продукции.
 11. Составление отчета о проведении оценки качества продукции.
 12. Выявление резервов для повышения качества процесса оценки.
  Большую роль в повышении качества процесса разработки УР и эффективности реальных результатов от его реализации играет организационная сторона при создании творческого коллектива. Руководитель должен формировать стимулирующие условия для эффективной работы коллектива. К этим условиям можно отнести:
  • обеспечение разработчиков полной и своевременной информацией;
  • профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксацию полученных результатов;
  • использование опыта и знаний наиболее профессиональных (по решаемой задаче) специалистов;
  • разностороннее рассмотрение всех этапов процесса РУР, а особенно ситуации;
  • усиление внимания к преодолению местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта);
  • отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами;
  • осуществление мониторинга решений.

<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу