<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>
ДЖ. ХОЛЛАНДА ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИКОбзор
Методика является примером субъективного типологического подхода к изучению личности. Разработчик теста - Дж. Холланд.
Стимульный материал теста отличается от подобного рода опросников и представляет собой 40 дихотомических альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Иными словами ответить на гипотетический вопрос: "Кем предпочтительней для него было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом?" и т.д.
На основе психологического анализа профессий, использованных в тесте, автор выделил 6 шкал соответствующих 6 типам личности:
1. реалистический тип,
2. интеллектуальный тип,
3. социальный тип,
4. конвенциальный тип,
5. предприимчивый тип,
6. артистичный тип.
Каждому типу соответствует 14 различных профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществлять сравнение выраженности того или иного типа "внутри" каждого испытуемого (т.е. проводить т.н. ипсативное оценивание).
В настоящее время затруднительно дать достаточно серьезную психометрическую оценку теста, так как к.л. данных о валидности и надежности методики не обнаружено.
Содержание
Стимульный материал.
1. Инженер-технолог А Инженер-конструктор Б 2. Вязальщик А Санитарный врач Б 3. Повар А Наборщик Б 4. Фотограф А Заведующий магазином Б 5. Чертежник А Дизайнер Б 6. Философ А Психиатр Б 7. Ученый-химик А Бухгалтер Б 8. Редактор научного журнала А Адвокат Б 9. Лингвист А Переводчик художественной
литературы Б 10. Врач-психиатр А Статистик Б 11. Завуч А Председатель профкома Б 12. Спортивный врач А Фельетонист Б 13. Нотариус А Снабженец Б 14. Перфоратор А Карикатурист Б 15. Политический деятель А Писатель Б 16. Садовник А Метеоролог Б 17. Водитель троллейбуса А Медсестра Б 18. Инженер-электронщик А Секретарь-машинистка Б 19. Маляр А Художник по металлу Б 20. Биолог А Глазной врач Б 21. Телеоператор А Режиссер Б 22. Гидролог А Ревизор Б 23. Зоолог А Главный зоотехник Б 24. Математик А Архитектор Б 25. Работник детской
комнаты милиции А Счетовод Б
26. Учитель А Командир части Б 27. Воспитатель А Художник по керамике Б 28. Экономист А Заведующий отделом Б 29. Корректор А Критик Б 30. Завхоз А Дирижер Б 31. Радиооператор А Специалист по ядерной
физике Б 32. Наладчик А Монтажник Б 33. Агроном-семеновод А Председатель колхоза Б 34. Закройщик-модельер А Декоратор Б 35. Археолог А Эксперт Б 36. Работник музея А Консультант Б 37. Ученый А Актер Б 38. Логопед А Стенографист Б 39. Врач А Дипломат Б 40. Главный бухгалтер А Директор Б 41. Поэт А Психолог Б 42. Архивариус А Скульптор Б
Ключи
1. Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 - все А.
2. Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А ,16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.
3. Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 20Б, 25A, 26A, 27А, 36Б, 38А, 39А,41Б.
4. Конвенциальный тип: 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б.
5. Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, I5A, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 33Б, 35Б, 37Б, 39Б,40Б.
6. Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Анализ
Характеристика типов.
1 тип. Реалистический.
Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретными объектами и их использованием. Предполагает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирает профессии конкретного действия: механик, электрик, садовод и т. д. Типу свойственны математические, а не вербальные способности.
2 тип. Интеллектуальный.
Ориентирован на труд, не социален, рационален, независим, оригинален. Нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т. п. Высоко развиты как вербальные, так и невербальные способности. Гармоничный интеллектуальный тип.
3 тип. Социальный.
Ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые занятия - обучение и лечение, профессии - врач, психолог. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Зависим от группы и мнения окружающих, активен. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными.
4 тип. Конвенциальный.
Характеризуется тем, что отдает предпочтение четко структурированной деятельности: любит когда им руководят. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Его подход к проблеме носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Черты характера: ригидность, консерватизм, зависимость. Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Обладает хорошими навыками общения, хорошими моторными навыками. Преобладают невербальные, математические способности. Это слабый организатор и руководитель, т. е. его решения зависят от мнения людей, его окружающих.
5 тип. Предприимчивый.
Избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, т. е. любит давать генеральную линию, агрессивен, предприимчив.
6 тип. Артистичный.
Присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость - в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера - музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным "Я".
<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>