<< Пред. стр. 3 (из 25) След. >>
различные трудности личностного характера. Один из них в ходе экспериментаотчаянно воскликнул: "Я не могу разобрать, что это такое! Оно даже не похоже
на карту. Я не знаю, ни какого оно цвета, и не понятно, то ли это пики, то
ли черви. Я сейчас не уверен даже, как выглядят пики. Боже мой!" В следующем
разделе мы сможем убедиться, что подобным образом ведут себя иногда и
ученые.
Этот психологический эксперимент, который можно воспринимать либо как
метафору, либо как отражение природы сознания, удивительно просто и
убедительно дает схематическое представление о процессе научного открытия. В
науке, как и в эксперименте с игральными картами, новое возникает с трудом,
преодолевая сопротивление, создаваемое ожиданиями, порожденными фоновым
знанием. Даже в обстоятельствах, в которых позднее удастся обнаружить
аномалию, ученые обычно сначала воспринимают лишь нечто известное и
предугадываемое.
Генерализация, из которой исходили люди, участвовавшие в эксперименте,
состояла в том, что возможные парные сочетания цвета и формы будут совпадать
с известными им по предыдущему опыту: черный цвет ассоциируется с трефовой и
пиковой мастями, а красный -- с бубновой и червонной. Сохранность этого
обобщения они обеспечивали, искажая либо форму, либо цвет аномальных карт.
Суть сказанного в том, что даже в этом простом задании механизм
генерализации и процесс искажения, обеспечивающий поддержание этой
генерализации, мешали людям правильно идентифицировать то, что они могли в
действительности увидеть. Идентификация обычных карт, изображение которых
мелькает на экране, не представляет для нас большой значимости. Тем не
менее, описанный эксперимент полезен для нас тем, что он с убедительной
простотой выявляет механизмы, способные наделить нас потенциалом обогащения
или обеднения нашего опыта, того, что происходит с нами в качестве людей,
касается ли это вождения автомобиля или достижения близости в человеческих
отношениях, -- короче, всего, что мы можем испытывать в каждом из измерений
нашей жизни.
ЧТО ЖЕ ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ?
Психотерапевтические чародеи, о которых речь шла выше, подходят к
психотерапии с различных сторон и применяют методики, которые резко
отличаются одна от другой. Описывая совершаемые ими чудеса, они пользуются
столь различными терминологиями, что их представления о том, чем собственно
они занимаются, казалось бы, не имеют между собой ничего общего. Мы много
раз видели, как эти люди работают со своими пациентами, и слышали слова
других наблюдателей, из которых следовало, что эти чародеи психотерапии
совершают столь фантастические скачки интуиции, что их работу совершенно
невозможно понять. Однако, хотя магические приемы различны, всем им
свойственна одна особенность: все они вносят изменения в модели своих
пациентов, а это даст последним более богатые возможности выбора в своем
поведении. Мы видим, что у каждого из магов или чародеев имеется карта или
модель изменения моделей мира пациентов, -- то есть МЕТАМОДЕЛЬ -- которая
позволяет им эффективно достраивать и обогащать модели своих пациентов таким
образом, чтобы их жизнь становилась богаче и интереснее.
Наша цель в данной книге состоит в том, чтобы предложить вашему
вниманию эксплицитную Метамодель, то есть Метамодель, которую можно строить.
Мы хотим предоставить эту Метамодель в распоряжение тех, кто желает
усовершенствовать свои психотерапевтические навыки и умения. Поскольку один
из основных способов познания и понимания пациента связан с языком, и
поскольку язык к тому же -- одно из главных средств, с помощью которых
пациенты моделируют свой опыт, мы сосредоточили свои усилия на языке
психотерапии. К счастью, в рамках трансформационной грамматики, независимо
от психологии и психотерапии, выработана эксплицитная модель структуры
языка. Адаптировав для применения к психотерапии, мы получаем эксплицитную
модель, позволяющую осуществлять обогащение и расширение
психотерапевтических умений и навыков; мы получаем, кроме того, ценный
комплекс инструментов, позволяющих нам увеличить эффективность
психотерапевтического вмешательства, а значит, и его магическое свойство.
Если вы хотите глубже понять процесс языкового общения в ходе
психотерапевтического сеанса или повысить эффективность собственной
психотерапевтической деятельности, "Структура магии" позволит вам успешно
двигаться в этом направлении. Магия скрыта в языке, на котором все мы
разговариваем. Магические сети, которые вы можете сплетать и расплетать, в
вашем распоряжении, стоит только обратить внимание на то, чем вы
располагаете (язык), и структуру заклинаний роста, о чем и пойдет речь в
остальной части книги.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 1
1. Фактически часть предполагаемого содержания этой книги представляет
собой доказательство того, что такие выражения, как "правильный подход" или
"самый эффективный" подход, -- неполны. Вопросы, которые непременно приходят
на ум и которые необходимо поставить, чтобы сделать эти выражения полными,
таковы: подход к чему.
Правильный по отношению к кому? Самый эффективный по сравнению с чем?
По отношению к какой именно цели? В конце книги мы даем небольшой словарь
терминов, к которому рекомендуем обращаться всякий раз, когда встретите
новый или незнакомый термин.
2. Мы хотели бы подчеркнуть, что это выделение трех категорий (того,
каким образом модель мира, создаваемая каждым из нас, неизбежно будет
отличаться от самого мира) удобно для обсуждения вопроса о том, как люди
моделируют действительность. Мы не считаем, что три категориальных
различения являются единственно правильными и исчерпывающими для анализа и
понимания процесса моделирования. Более того, мы не утверждаем даже, что три
указанные категории целесообразно отличать одну от другой во всех случаях.
Скорее, в полном соответствии с представляемыми нами принципами
моделирования мы полагаем, что это разделение на три категории полезно для
понимания самого процесса моделирования.
3. Эту обычную терминологию -- социальная генетика -- мы применяем,
чтобы напомнить читателю, что социальные ограничения, налагаемые на членов
общества, воздействуют на формирование восприятия также глубоко, как и
нейрофизиологические ограничения. Кроме того -- нейрофизиологические
ограничения, детерминированные генетическими факторами, способны под
действием некоторых факторов изменять, подобно ограничениям, которые
детерминированы социальными факторами. Так, например, значительные
достижения исследователей, касающиеся возможности управлять так называемыми
непроизвольными нервными процессами у человека (например, волной
альфа-возбуждения) и у других видов, свидетельствуют о том, что
нейрофизиологические ограничения не являются абсолютно незыблемыми.
4. Это всего лишь один из наиболее очевидных способов, посредством
которых языки формируют привычные восприятия носителей языка (см. Grinder
and Elgin, стр. 6, 7. 1972), а также труды Бенджамина Уорфа, Эдварда Сепира.
В конце книги приводится аннотированный список литературы на эту тему.
5. На самом деле, если исходить строго лингвистически, то в языке майду
для описания цветового спектра имеется только два слова: лак и тит. Третье
слово, представленное в тексте, -- сложное, оно состоит из двух составных
частей или морфемы:
Ту -- моча и лак -- красное.
Однако в данном случае нас интересует не результат лингвистического
анализа, а привычное восприятие носителя языка майду. Данные по языку майду
сообщил нам Уильям Шерпли из Калифорнийского университета.
6. Те из вас, кто умеет бегло говорить не только на родном языке,
смогут отметить для себя некоторые смещения в восприятии мира и самих себя
при переходе от родного языка к другому-
7. Это четко признавалось Грегори Бейтсоном или Р.Д.Лейнгом в его
работе о семье шизофреников. Поклонники Шерлока Холмса также согласятся с
тем, что это один из его принципов.
8. Мы бы хотели еще раз подчеркнуть, что наши категории никоим образом
не навязываются структуре реальности. Просто это удобные, на наш взгляд,
категории для организации мышления и действий, как при изложении данного
материала, так и в терапевтической практике, то есть для разработки нашей
модели психотерапии. Думается, что большинство читателей, размышляя над
привычным смыслом терминов, согласятся, что генерализация и ощущения -- это
частные случаи искажения.
Глава 2
СТРУКТУРА ЯЗЫКА
Одно из отличий человека от животных состоит в создавании и
употреблении языка. Невозможно переоценить значимость языка для понимания
как прошлого, так и настоящего человеческой расы. Как об этом сказал Эдвард
Сепир:
"Дар речи и обладающий упорядоченностью язык характерны для каждой
известной в настоящее время группы людей. Не было обнаружено ни одного
племени без языка, и всякие заявления, в которых утверждается обратное,
можно проигнорировать как простой вымысел. Нет никаких оснований для
встречающихся изредка заявлений, будто у некоторых народов словарный запас
настолько ограничен, что они не могут договориться друг с другим без жестов,
так что разумное общение между членами такой группы в темноте становится
невозможным. Истина состоит в том, что любой язык, по сути своей, в
совершенстве соответствует нуждам выражения и общения народа, применяющего
этот язык. Вполне оправдано предложить, что из всех аспектов культуры язык
первым был доведен до совершенства, и что совершенство языка представляет
собой необходимое предварительное условие развития культуры в целом" (Eduard
Sapir. Culture. Language and personalie by D.Mandelboum ).
Все достижения человеческого рода, как положительные, так и
отрицательные, предполагают использование языка. Мы, люди, применяем язык
двумя способами. Во-первых, мы применяем его для репрезентации или
представления собственного опыта; деятельность подобного рода мы называем
рассуждением, мышлением, фантазированием, репетицией. Применяя язык в
качестве репрезентации, мы создаем модель собственного опыта, Модель мира,
которую мы создаем, применяя язык в качестве репрезентации, основана на
нашем восприятии мира. В свою очередь, наше восприятие определяется,
отчасти, нашей моделью или репрезентацией, как это описано в главе 1
логическом или физиологическом смысле". {Siobin Psicho Ciguistics. Scoll.
Foreman I CO. 197I, cmp.55).
Задача лингвиста состоит в том, чтобы сформулировать грамматику --
множество правил, определяющих, какие последовательности слов в том или ином
языке являются правильными. Трансформационная грамматика основана на
замечательных результатах, полученных Ноамом Хомским, который разработал
специальную методологию и построил ряд формальных моделей естественного
языка. Основываясь на результатах. Хомского и его последователен, можно
построить формальную модель описания паттернов того, как мы сообщаем другим
модель нашего опыта. Мы применяем язык для репрезентации и коммуникации
нашего опыта -- язык представляет собой модель нашего мира. Конечный итог
исследований в области трансформационной грамматики состоит в разработке
формальной модели нашего языка, модели нашего мира, или, говоря проще, некой
метамодели.
МЕТАМОДЕЛЬ ЯЗЫКА
Язык выступает в функции системы представления, или репрезентации,
нашего опыта. Человеческий опыт может отличаться поразительным богатством и
сложностью. Для того, чтобы язык мог справляться со своей функцией системы
репрезентации, он сам должен располагать богатым набором выражений,
представляющих опыт людей. Лингвисты, работающие в области трансформационной
грамматики, пришли к заключению, что исследовать системы естественного
языка, изучая непосредственно этот богатый и сложный комплекс выражений, --
практически неосуществимая задача. Поэтому они предпочли изучать не сами
выражения, а правила их построения (синтаксис). При этом они исходят из
допущения, принятого в целях облегчения задачи, что правила этого множества
выражений можно исследовать независимо от содержания.[4] Так,
например, люди, дли которых английский язык является родным, стабильно
проводят различие между:
(1) Colorless green ideas sleep furiously
(2) Furiously sleep ideas green colorless
(Бесцветные зеленые идеи яростно спят)
Несмотря на то, что первая группа слив достаточно необычна, люди
признают, что она грамматична, или в определенном смысле правильна, чего
нельзя сказать о второй группе слов. Этот пример свидетельствует о том, что
у людей есть устойчивые интуиции по отношению к языку, на котором они
разговаривают. Говоря об устойчивости интуиции, мы имеем в виду то, что один
и тот же индивид, столкнувшись с одной и той же последовательностью слов
сегодня и год спустя, оценит ее с точки зрения грамматичности одинаково в
том и другом случае. Более того, различные люди, для которых язык, на
котором дана последовательность слов, является родным, также одинаково
оценят ее в качестве грамматичной или неграмматичной. Эта способность
различных людей представляет собой классический пример человеческого
поведения, подчиняющегося правилам. Хотя мы и не осознаем того, каким
образом мы способны вести себя последовательно и непротиворечиво, тем не
менее, мы ведем себя именно так, а не иначе.
Лингвисты-трансформацонисты создали модель, описывающую поведение,
подчиняющееся правилам, устойчивые интуиции, имеющие отношение к
предложениям. Их формальная модель в каждом случае позволяет ответить на
вопрос, является ли конкретная группа слов предложением или не является им.
В трансформационной модели представлены и другие разновидности языковых
интуиций. Так как эта модель является описанием поведения людей,
подчиняющегося правилам, определение того, соответствует ли данное слово
действительному положению дел или нет, осуществляется сверкой с интуицией
людей, для которых данный язык является родным, то есть с интуициями,
характерными для любого прирожденного носителя данного языка.
НЕКОТОРЫЕ УНИВЕРСАЛИИ ЯЗЫКОВОГО ПРОЦЕССА У ЛЮДЕЙ
В главе 1 мы описали три основных процесса, свойственных процессу
моделирования у людей: генерализацию, опущение и искажение -- три способа, с
помощью которых достигается отличие создаваемой нами модели от реальности,
представляемой этой моделью. Очевидно, все эти процессы в полной мере
применены и по отношению к языковым репрезентациям. С этой точки зрения
значительная часть работы, проделанной трансформационистами, состоит в
выявлении и четком описании того, каким образом три этих универсалии
репрезентирования, или представления, реализуются в языковых системах. Наши
способности применять языковую систему для репрезентации, коммуникации и
опыт, связанный с этой деятельностью, настолько обширны, что мы можем
размышлять о самом процессе в той мере, в какой располагаем относительно
него устойчивыми интуициями.
Назначение трансформационной модели языка состоит в том, что состоит в
репрезентации паттернов, образов, интуиции, относящихся к нашей языковой
системе. Любой, говорящий на том или ином языке, обладает такими интуициями,
если этот язык является "для него родным. Три основные категории, которые на
наш взгляд, релевантны для наших целей, -- это: правильность, структура
составляющих и логико-семантические отношения.
I. Правильность. Устойчивые и непротиворечивые суждения носителей языка
о том, является ли данная группа слов предложением, или не является им.
Рассмотрим три группы слов:
(3) Даже у президента есть глисты. (4) Даже у президента есть зеленые
идеи.
(5) Даже президент иметь глисты.
Первая группа слов правильная: то есть она передаст носителям языка
некоторое значение и является, с их точки зрения, синтаксически правильной;
(4) неправильная в семантическом отношении, она сообщает такое значение,
которое ни один носитель языка не признает возможным;
(5) неправильная в синтаксическом отношении, хотя мы и можем приписать
ей некоторое значение.
Структура составляющих. Устойчивые суждения носителей языка о том,
какие слова могут объединяться, образуя единицу или составляющую предложения
данного языка. Например, в предложении
(6) The Guru of Ben Lomod thought Posemary was It the controls Слова
The и Guru.
объединяются определенным образом в отдельную единицу, а слова Guru и
of -- нет. Эти составляющие низшего уровня объединяются в более крупные
единицы. Например, The guru и of Ben Lomond образуют единицу подобного рода,
a of Ben Lomond и was не образуют.
III. Логика семантические отношения. Устойчивые суждения носителей
языка о логических отношениях отражение в предложениях их языка.
1. Полнота. Имея дело с глаголом родного языка, носители языка способны
определить число и разновидности объектов, между которыми глагол
устанавливает связь или описывает отношение. Например, глагол "целовать" в
английском языке предполагает целующего человека и человека или вещь,
которую целуют. Глагол "ударить" предполагает человека или вещь, наносящую
удар, человека или вещь, испытывающую удар, а также орудие для нанесения
удара.
2. Неоднозначность. Носители языка осознают, что такое, каждое из таких
предложений, как:
(7) Investigating FBI agents can be dangerous.
(Расследование агентов ФБР может быть опасным)
(8)Maxme took Max's shirt off.
(Максина сняла рубашку Макса)
сообщает два различных значения. Предложение (7) можно понимать либо
как: (9) Агенты ФБР, проводящие расследование, могут быть опасны, либо (10)
Расследовать действия агентов ФБР может быть опасным. В предложении (8)
неясно, носит ли Максина рубашку Макса и сняла ее с самой себя, или же она
сняла рубашку Макса с самого Макса.
3. Синонимия. Носители английского языка согласятся с тем, что оба
следующих предложения обладают одним и тем же значением или передают одно и
то же сообщение.
(11) Sandy looked up the number
(12)Sandy looked the number up
(Сэнди отыскал в справочнике нужный номер)
4. Референтные индексы. Носители языка могут определить, выделяет ли то
или иное слово или словосочетание какой-нибудь конкретный объект, входящий в
их опыт, например, "мой автомобили", или идентифицирует некий класс
объектов: "автомобили". Более того, они надежно судят о том, относятся ли
два или более слова, например, слова "а и б" в предложении
(13)Jimksor changed himself к одному и тому же объекту или классу
объектов.
5. Пресуппозиции. Основываясь на факте высказывания индивидом того или
иного предложения, носители языка могут определить, что именно должно
входить в опыт этого индивида, чтобы он имел основания для данного
высказывания.
Если, например, я произнесу предложение
(14) Мой кот сбежал от меня, у вас есть все основания полагать, что в
моем опыте мира истинно то, что
(15)У меня есть кот.
Три общих категории интуиции, которыми люди располагают по отношению к
собственному языку, в явном виде описаны в трансформационной модели.
ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Ниже мы описываем то, как указанные нами устойчивые интуиции,
относящиеся к нашему языку, представлены в метамодели, то есть в модели
трансформационной грамматики.
Лингвисты, применяющие эту модель, стремятся представить в явном виде