<< Пред.           стр. 21 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 фактической блокады целого входного или выходного канала. Например,
 какой-либо человек начинает с правила:
  Не замечай (визуально) инконгруэнтности
  Спустя некоторое время его поведение согласуется уже с мета-правилом:
  Не замечай, что не замечаешь (визуально) инконгруэнтности.
 
  * Часть V. ФОРМАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ *
 
 
  В "Структуре магии I" мы предоставили вниманию читателей эксплицитную
 вербальную модель, предназначенную для применения в психотерапии. Назначение
 этой модели в том, чтобы научить психотерапевта тому, как надо слушать форму
 Поверхностной Структуры пациента и отвечать на нее. Содержание высказываний
 пациента может варьироваться до бесконечности. Форма же, употребляемая
 пациентом, дает терапевту возможность отвечать, систематически применяя
 паттерн, помогающий пациенту изменяться. Конкретно говоря, реагируя
 соответствующим образом на форму ПС пациента, психотерапевт быстро начинает
 понимать модель мира пациента, видит обедняющие эту модель ограничения и
 процессы моделирования, которые пациент обычно применяет для построения
 своих моделей. Слушая речь пациента и отвечая ему в терминах различий,
 введенных в Метамодели, психотерапевт получает возможность установить, какие
 именно техники он будет применять, помогая пациенту изменяться.
  В описанной нами "Структуре магии I" Метамодели имеют ряд полезных
 различении. Как уже говорилось в данном томе, сами эти различения
 объединяются естественным образом в группы или мета-паттерны различении
 Метамодели. Мы убавились на опыте проведения психотерапевтической работы и
 семинаров по обучению психотерапевтов, что различения Метамодели
 целесообразно разделить на три класса:
  (а) Сбор информации; (б) Идентификация ограничений в модели пациента;
 (в) Определение, какие именно техники следует использовать для изменения.
  ФУНКЦИИ
  С формальной стороны функции -- это правила ассоциации, или же правила,
 задающие связь между одним членом или несколькими членами группы (которая
 называется областью определения) и членами другой группы (область
 изменения). Рассмотрим в качестве примера самой обычной функции материнскую
 функцию. Материнскую функцию можно представить себе как правило ассоциации,
 задающее по отношению к любому человеку, кто именно является его матерью.
 Обратим внимание на то, что сюда входит два множества людей, а именно:
  Множество I -- множество всех людей Множество II -- множество всех
 матерей
  и правило ассоциации, определяющее, какое именно лицо какую мать имеет.
 Обратившись к общепринятой записи функций, имеем:
  (а) f (множество I) -*• (Множество II) или
  (б) f (Множество I, Множество II)
  Словами эти наглядные представления можно выразить следующим образом:
  (а) Функция f ассоциирует (отображает) членов множества I с (на)
 членами Множества II.
  (б) Функция f задает упорядоченные пары, первый член которой
 принадлежит Множеству I, а второй член -- Множеству II.
  Отметим, что в оба множества, связь между которыми задается функцией,
 могут входить одни и те же члены. В данном примере члены Множества II
 оказываются также членами Множества I, при этом все мужские члены Множества
 I членами Множества II не являются.
  Функциональная нотация представляет собой удобный способ визуальной
 репрезентации регулярностей, присутствующих в нашем опыте. Если известно,
 что, имея дело с какой-нибудь ситуацией, которая постоянно случалась в нашем
 опыте, мы каждый раз в прошлом совершали тот или иной акт, так что ситуация
 изменялась, превращаясь в какую-либо новую ситуацию, -- мы, как правило,
 формулируем правило ассоциации или функцию, описывающую эту регулярность,
 чтобы сообщить ее другим:
  АКТ (ситуация I) -*• (ситуация 2) или
  АКТ (ситуация 1, ситуация 2)
  Для этого необходимо только, чтобы мы правильно установили, каких
 множеств касается данная регулярность и способ, посредством которого члены
 одного множества связаны с членами другого множества. Один из способов
 представления процесса изменения в психотерапии, происходящего на высшем
 уровне образования повторяющихся регулярностей (паттернов) -- это:
 Психотерапевт (состояние пациента) -*• (Состояние пациента)
  Мы уже обращались к понятию функции в нашей работе, например, в
 Метамодели. Для того, чтобы представить их теперь в визуальной нотации
 здесь, нам необходимо эксплицитно определить, какие множества отображаются в
 какие.
  Обратимся к примеру. Пусть пациент заявил нам:
  I'm scared
  Я боюсь (Я напуган)
  Эта ПС -- результат языкового процесса, который называется выводом. А
 выводы -- это одна из главных областей исследования в трансформационной
 лингвистике. Речь идет о взаимосвязи между полными языковыми репрезентациями
 -- множеством Глубинных Структур -- и выраженными языковыми предложениями --
 множеством Поверхностных Структур. Обращаясь к принятому способу
 функциональной нотации
  Трансформационный синтаксис
  или:
  Трансформационный синтаксис
  (Глубинные (Поверхностные структуры) [--] структуры)
  (Глубинные Структуры, Поверхностные структуры)
  Возвращаясь к конкретной ПС "Я боюсь", мы утверждаем, что существует
 ГС, с которой связана эта ПС, а именно: SCFRE (Someone/ thing, me) Пугать
 (кого-нибудь/что-нибудь)
  Пусть символ изображает языковый процесс опущения, в этом случае весь
 процесс, в котором участвовал пациент, можно представить:
  D.Scare (Someone/something, me) (ПУГАТЬ/кого-нибудь/вещь, меня/) (Я
 напуган. Я боюсь) или D. SCARE (Someone/something, me I'm scared)
 (ПУГАТЬ/кого-нибудь/вещь, меня/, Я боюсь)
  Как уже говорилось, функциональная нотация -- это способ наглядной
 репрезентации регулярности нашего опыта. Для ее применения требуется суметь
 установить, какие именно множества рассматриваются, а также правила
 соответствия или функцию, связывающую членов одного множества с членами
 другого. Поскольку эта система обозначения формальна, она не зависит от
 содержания. Фактически, множества функций сами могут образовывать множества,
 которые ассоциируются по тем же правилам соответствия. Изучая взаимосвязи
 между множествами функций, математики особо выделили одну взаимосвязь. Речь
 идет об обратных функциях. В данном случае мы начнем также с примера:
  (1)
 
  Рассмотрим теперь все способы, какими вы могли бы повернуть (вращать)
 этот треугольник в двух измерениях. Вы могли бы повернуть его, например,
 так:
  (II)
  В
 
  А
 
  Предположим теперь, что мы повернули исходный треугольник на 180
 градусов по часовой стрелке. В результате имеем:
  (III)
 
  Или, применяя функциональную нотацию (вращение, поворот),
  А
 
  Применяя функциональную нотацию, приведенную нами выше:
  Rr-120 (I) -" (Ш)
  Вернемся к исходному треугольнику (I) и рассмотрим результат поворота
 на 240 градусов против часовой стрелки. Можно видеть, что результат RI-240
 идентичен Rr-120. Таким образом, ~R и R-i это обратные функции.
  Или же, в символической форме,
  R 1 - 240 это f,
  тогда Rr- 120 это f.
  Из этих примеров видите, что следствие из некоторых функций может быть
 обращено другими функциями. В этом случае первая функция считается обратной
 функцией по отношению к первой. Описанное явление случается и в
 психотерапевтическом контексте.
  Вернемся теперь к проблеме использования Метамодели психотерапевтом.
 Обратимся к уже цитированному примеру ПС:
  I'm scared
  Я напуган (Я боюсь)
  Услышав от пациента эту ПС, психотерапевт в соответствии с методом
 постановки вопросов по Метамодели спрашивает:
  Напуган кем/чем?
  Боитесь кого-чего?
  Обратите внимание на то, что в качестве входного сигнала психотерапевт
 берет ПС, в которой имеется опущение, и ставит вопрос, относящийся к
 опущенной части. Этот процесс можно представить иначе, заявив, что вопрос,
 поставленный в соответствия с Метамоделью,-- это требование, обращенное к
 пациенту выполнить обратную операцию. Символически это можно представить
 следующим образом:
  d (I'm scared) (scare (someone/thing, me)
  (Я напуган) -" (ПУГАТЬ кого-нибудь/что-нибудь, меня)
  и сообщить терапевту о полученном результате.
  Сбор информации
  Чтобы эффективно помочь пациенту, психотерапевт должен понять модель
 пациента и процессы моделирования, применяемые пациентом для организации
 собственного опыта. Первое множество вопросов или способов усомниться в
 сказанном, основывающихся на Метамодели и на форме ПС пациента, связано со
 следующими различениями Метамодели:
  Опущение
  Отсутствие референтного индекса
  Неконкретные глаголы
  Номинализации
  формальная особенность установления связи между каждым из этих
 различении и соответствующими вопросами Метамодели состоит в том, что вопрос
 представляет собой нечто, обратное нарушенному различению обнаруженному
 различению по Метамодели.
  Обратимся, например, к опущению. Когда психотерапевт обнаруживает,
 например, репрезентацию в форме ПС, в состав которой входит словосочетание
 без референтного индекса, -- то есть в результате моделирования пациента при
 переходе от Референтной Структуры к Глубинной Структуре произошла утрата
 референтного индекса, вопрос, рекомендуемый Метамоделью, представляет собой,
 фактически, требование выполнить обратный процесс моделирования. Так,
 например:
  Пациент: Люди пугают меня (Я боюсь людей).
  Психотерапевт: Кто конкретно пугает вас? (Кого конкретно вы боитесь?)
  или же в символической форме:
  - Пациент (г) -* Психотерапевт/Пациент (г)
  Два остальных различения и связанные с ними вопросы, по Метамодели,
 также обратные, для них имеется параллельный символический способ
 представления:
  Неконкретные глаголы
  Пациент: Мой отец пугает меня. Пациент (V)
  Психотерапевт: Как конкретно он пугает вас?
  Психотерапевт/Пациент (V)
 
  Номинализации
  Пациент: Я хочу уважения. Пациент (п)
  Психотерапевт: От кого вы хотите, чтобы он уважал вас?
  Психотерапевт/Пациент (п)
  Таким образом, в первой фазе психотерапевтической работы -- сбор
 информации -- реакция психотерапевта, согласно формальной генерализации,
 состоит в том, чтобы потребовать от пациента, чтобы он выполнил обратную
 операцию языкового моделирования. Пусть греческий символ представляет класс,
 состоящий из четырех различении Метамодели, заданных стволами: d, г, v, n.
  Тогда эту генерализацию можно отобразить следующим образом:
  Пациент:
  Психотерапевт/Пациент (-[1] )
  В рамках этой группы два других имеющихся отношения, на которые мы бы
 хотели показать. Во-первых, процессы г и v и связанные с ними вопросы
 Метамодели г[1] и v-[1] представляют собой
 тождественные процессы за исключением области (множества вещей, к которым
 они относятся) , над которой определены. Процесс отображает имена с
 референтными индексами в имена без референтных индексов, а в процессе ГНУ
 отображается трансформация более или менее конкретных глаголов в менее
 конкретные глаголы. Процессы г* и v-[1] осуществляют обратные
 отображения:
  г[1] (именное сочетание без референтного индекса) (именное
 сочетание с референтным индексом).
  v-' (относительно неконкретный глагол) (относительно более конкретный
 глагол).
  Таким образом, в область функции г и г[1] входят именные
 словосочетания, а в область v и v"' глаголы.
  Другими словами, г и v -- это сложные функции, которые разлагаются на
 два первых процесс + категориальный сдвиг. В ходе процесса номинализации
 происходит сдвиг лингвистической репрезентации с репрезентацией предиката в
 именную репрезентацию из процессуальной репрезентации в событийную
 репрезентацию. Таким образом, пациент переходит от репрезентации Глубинной
 Структуры к репрезентации в виде Поверхностной Структуры.
  The frustration wovies, me Пациент (п)
 
  ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА = S
 
  (Фрустрация беспокоит мена)
  Психотерапевт в ответ спрашивает согласно Метамодели:
  Whose frustrating whom worries you?
  Чье фрустатирование (кого) беспокоит вас?
  то есть Психотерапевт/Пациент (п [1])
  Один из паттернов научения, который мы снова и снова замечали во время
 наших семинаров, состоит в том, что люди, изучающие Метамодель, имеют
 тенденцию зацикливаться. Часто они описывают этот опыт: "Ходишь и ходишь по
 кругу, и никуда не приходишь". Зацикливание происходит, когда психотерапевт
 не выходит за рамки паттернов первого уровня в процессах d, г, v и п и в
 обратных процессах (обратных паттернах) г ' ,п -[1].
  Читатель отметит для себя, что такое часто происходит и на других
 уровнях структуры. При работе с полярностью, например, если психотерапевт
 играет противоположную полярность, то есть обратную полярность на уровне
 образования паттернов, пациент оказывается замкнут в доминирующую полярность
 или полярность, обратную полярности, исполняемой психотерапевтом.
  Чтобы разорвать порочный круг, психотерапевт развивает в себе
 способность слышать и ставит под вопрос различения, характерные для
 следующей фазы.
  ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ МОДЕЛИ МИРА
  Во второй фазе психотерапии наиболее полезны различия Метамодели,
 предназначенные для идентификации границ модели, применяемой пациентом для
 организации своего текущего опыта. Конкретно в их число входят:
  Модальные операторы
  Семантическая неправильность
  Причина-Следствие
  Чтение Мыслей
  Утраченный Перформатив
  Когда пациент употребляет ПС, в состав которых входит модальный
 оператор возможности или необходимости, он в буквальном смысле задает
 пределы своей модели. Его коммуникация представляет собой прямую языковую
 репрезентацию той части его модели, в которой выборы неадекватны или просто
 отсутствуют. Обратим внимание на то, что Метамодельные вопросы-вызовы,
 относящиеся к модальным операторам, -- это просьба, обращенная к пациенту
 восстановить опущение более высокого уровня, эти вопросы основаны на
 допущении о наличии семантически неправильного процесса моделирования
 Причина-Следствие.
  Например: Пациент: Я не мог уехать из дома.
  Психотерапевт: А что случилось бы, если бы вы уехали из дома? или
 Психотерапевт: Что не позволяет вам уехать из дома?
  В первой реакции психотерапевта по Метамодели утверждение пациента
 рассматривается в качестве причины чего-либо, поэтому пациента просят
 конкретизировать, какое следствие возникает, если он сделает то, что, как он
 утверждает, сделать невозможно. Во втором случае утверждение пациента
 воспринимается как Следствие, и пациента просят конкретно указать, в чем
 причина этой предполагаемой невозможности. В обоих случаях утверждение
 воспринимается психотерапевтом как часть семантически неправильного
 отношения Причина-Следствие (как Х или Y нижеследующей формы):
  Х причиняет Y
  а от пациента требуется, чтобы он восстановил материал, опущенный при
 отображении Референтной Структуры в Глубинной Структуре. Таким образом,
 паттерны d и d-[1 ]встречаются на этом более высоком уровне
 образования паттернов. В первой фазе d и d-[1] -- это процессы,
 происходящие между ГС и ПС. Здесь же, в фазе 2 процессы осуществляются между
 Референтной и Глубинной Структурами.
  Ответ пациента на вопросы, поставленные по Метамодели и обращенные к
 модальным операторам, представляют собой, как правило, одну из форм
 семантической неправильности. Так как вопросы психотерапевта предлагают
 семантически неправильное отношение Причина-Следствие, ответ пациента будет
 как минимум семантически неправилен именно в этом конкретном отношении.
 Кроме того, пациент может реагировать и другими формами семантической
 неправильности.
 
  Чтение Мыслей
  Я знаю, что моему отцу будет плохо, если я уеду из дома (дословно:
 ...отец будет испытывать плохие чувства...будет чувствовать себя плохо (в
 эмоциональном отношении).
 
  Утраченный Перформатив"
  Было бы неправильно уехать из дома. Уехать из дома было бы неправильно.
  На этом уровне структуры Метамодельный вопрос-вызов чтению мыслей --
 это : V'' Психотерапевт: Как конкретно вы знаете, что ваш отец...?
  На первом уровне образования паттернов Метамодельный вопрос-вызов на
 утраченный перформатив -- это d[-1], то есть операция, обратная
 опущению, которое осуществляется между ГС и ПС (поскольку языковая
 репрезентация опущения перформатива -- это процесс, совершающийся между ГС и
 ПС). Если пациент произносит в ответ семантически неправильное утверждение
 Причина-Следствие, вроде: My father's feeling bad stops me from leaving home
  (Плохие чувства моего отца останавливают меня от отъезда из дома) или
 (от отъезда из дома меня останавливает то, что это вызовет плохие чувства у
 моего отца).

<< Пред.           стр. 21 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу