<< Пред.           стр. 7 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  АССОЦИАЦИЯ И ДИССОЦИАЦИЯ
 
  НЛП - это исследование структуры субъективного опыта. Существует два
 существенно различных способа структурирования состояний, и лучшая
 возможность оценить их - на собственном опыте.
  Подумайте о печальном переживании - лучше о том, когда вы были слегка
 расстроены, а не когда получили серьезную травму. Обратите внимание, видите
 ли вы себя в этой ситуации, как в телевизоре или на экране кино, или же вы
 сами находитесь внутри ситуации, глядя на все своими собственными глазами,
 видя все точно так же, как в то время, когда это происходило.
  Может быть, вы быстро перескакиваете то в одно состояние, то в другое.
  Теперь отвлекитесь. Подвигайтесь, стряхните с себя печаль и подумайте
 недолго о чем-то другом.
  Подумайте о действительно приятном переживании, от которого вы на самом
 деле получили удовольствие. Вспоминая его, снова обратите внимание на то,
 видите ли вы себя в картинке или вы сами находитесь внутри ситуации.
  Еще раз отвлекитесь и вернитесь в настоящее.
  Когда вы смотрите на самого себя в ситуации с другой точки зрения, вы
 оказываетесь диссоциированным от нее. Когда же вы вспоминаете ситуацию,
 глядя на нее своими собственными глазами, видя, слыша и ощущая все так, как
 будто вы снова находитесь в ней,- тогда вы ассоциированы с ней.
  Самое важное различие заключается в том, что, когда вы ассоциированы,
 вы получаете ощущения той ситуации. Когда же вы диссоциированы, вы
 автоматически снижаете интенсивность этих ощущений.
  Выбор между ассоциированным и диссоциированным воспоминанием
 предоставляет огромную свободу в закреплении того или иного эмоционального
 состояния. Когда вы вспоминаете приятную ситуацию, ассоциируйтесь с ней.
 Тогда вы получите связанные с ней приятные ощущения. Когда же вам в голову
 приходит неприятная ситуация, диссоциируйтесь. Тогда у вас появится
 возможность держаться от нее на расстоянии и извлечь из нее урок.
  Трудно учиться на собственных ошибках, если мы ассоциированы с этими
 ошибочными ситуациями. Мы получаем в них сильные неприятные ощущения и
 выпрыгиваем обратно в настоящее. (Вот почему фобии оказываются такими
 стойкими - ощущения настолько интенсивны и неприятны, что почти невозможно
 вернуть назад и переоценить первоначальную ситуацию. НЛП может лечить фобии
 быстро, используя диссоциацию для смягчения переживания и получения
 возможности извлечь из него урок на будущее. Альтернативный путь - это
 месяцы десенсибилизации и, главным образом, разрушения старых якорей и
 замены их новыми.) Когда вы ассоциируетесь с негативным состоянием, вы снова
 и снова погружаете свое тело в эти неприятные ощущения. В этом нет
 необходимости. Существует распространенное высказывание: "Кто не учится на
 своем прошлом - повторяет его". Когда вы извлекаете новый опыт из
 неприятного переживания, вы непроизвольно сохраняете его в виде
 диссоциированной картинки.
  Ассоциация и диссоциация - это способы существования. Когда вы
 вовлечены в ситуацию, получая от нее удовольствие, вы оказываетесь
 ассоциированными (по крайней мере, мы так надеемся, в противном случае вы
 многое потеряли бы). Когда же вы задумчивы - вы диссоциированы. Диссоциация
 защищает нас от ударов и травм, мы просто "отсутствуем".
  Ассоциация не может быть лучше или хуже диссоциации, все зависит от
 того, что вы хотите. Если вы хотите проанализировать опыт и поучиться на
 нем, тогда диссоциируйтесь. Если же вам хочется быть "здесь и сейчас" в
 настоящем моменте, тогда было бы полезным ассоциироваться.
 
  УЧИТЬСЯ НА ОПЫТЕ
 
  Подумайте о прошлом негативном переживании, может быть, связанном со
 здоровьем.
  На одну или две минуты вернитесь в ту ситуацию и заметьте,
 диссоциированы вы или ассоциированы. Если вы ассоциированы, диссоциируйтесь.
 Вы можете сделать это, выйдя мысленно из своего тела и продолжая наблюдать.
 Это можно сделать также, поместив себя и всех других людей в картинку перед
 собой. Вы могли бы диссоциироваться еще и по-другому, заняв другую точку
 наблюдения прямо в сцене, быть может, глядя на все происходящее с потолка.
  Если вы уже диссоциированы, тогда измените свою точку зрения.
 Посмотрите на- эту сцену под совершенно другим углом.
  Теперь, когда вы видите себя в ситуации и наблюдаете за происходящим на
 сцене прямо перед собой, спросите себя: "Чему я могу научиться на этом
 опыте?".
  Заметьте, как изменились ваши ощущения, когда вы извлекли этот урок.
 
  НАСТОЯЩИЙ ВООБРАЖАЕМЫЙ ФРУКТ
 
  Наши мысли непосредственно воздействуют на наши тела с помощью
 репрезентативных систем. Представьте себе на мгновение, что вы держите в
 руке один из своих любимых фруктов. Вообразите, что вы чувствуете его вес и
 кожуру. Он твердый или мягкий, когда вы его сжимаете? Какого он цвета?
 Произнесите про себя его название. Теперь закройте глаза и представьте, что
 вы нюхаете его. Какие ощущения вызывает этот запах? Сейчас вы собираетесь
 его попробовать. Мысленно разрежьте, если это необходимо, и медленно
 поднесите ко рту. Откусите кусочек, чтобы почувствовать сок у себя под
 языком.
  Если при этом у вас не выделилось ни грамма слюны, то вы, должно быть,
 спите. Запахи и вкусы способны очень легко пробуждать воспоминания.
  Ваш мозг не воспринимает различий между телом и разумом. Чем дольше вы
 думаете о чем-то, тем сильнее тело и разум реагируют так, как будто это на
 самом деле происходит. Подумайте о значении для здоровья этого простого
 эксперимента с воображаемым фруктом.
  То, о чем мы думаем, непосредственно действует на наше тело.
  Чем более живо мы себе представляем это, тем сильнее реагирует тело.
  Поэтому создание яркого, живого представления о собственном здоровье
 было бы полезным. Чем свободнее вы пользуетесь всеми своими
 репрезентативными системами, тем лучше вы будете контролировать их влияние
 на свое тело. Сознательное использование репрезентативных систем может
 вначале показаться странным, но с практикой это становится легче с каждым
 разом.
  У нас разные способности использования своих репрезентативных систем.
 Некоторые действительно видят ясные мысленные картинки, и лишь небольшой
 процент людей заявляют, что они не видят совершенно никаких картин. Таков их
 субъективный опыт. Он лишь означает, что они не осознают своих мысленных
 картин. Мы все визуализируем, в противном случае мы никогда не узнали бы
 своего собственного лица, машины и входной двери.
  Если вы с трудом визуализируете, проведите следующий эксперимент.
 Начните с мысленного представления одного осколка цветного стекла. Запишите
 на бумаге или на аудиокассете то, что вы видите, если даже это едва уловимое
 изображение. Если это трудно, притворитесь, что вы можете видеть его своим
 внутренним взором. Какого он цвета? Какого размера? Какой формы?
  Теперь вообразите себе звук гитары. Громко ли он звучит? Можете ли вы
 увеличить громкость? Это высокий звук или низкий? Прислушайтесь к ритму
 музыки. Она исполняется быстро или медленно? Как выглядит гитара? Опишите ее
 про себя.
  Представьте себе, что вы лежите в удобной позе. Какие ощущения в вашем
 теле? Представьте, себе, как выглядит окружающая вас обстановка, и вспомните
 звуки наподобие звука тикающего будильника.
  Чтобы помочь себе мыслить более ярко и живо, воспользуйтесь связью
 между телом и разумом. Если вы хотите визуализировать, расфокусируйте взгляд
 и поднимите свою голову вверх. Чтобы более отчетливо услышать внутренние
 звуки, наклоните голову в ту или иную сторону, а глаза поверните налево.
 Чтобы лучше прислушаться к своему внутреннему диалогу, посмотрите вниз
 влево. Чтобы сделать ощущения более интенсивными, поверните глаза вниз
 вправо.
  Вероятно, вы замечали, что люди совершают движения глазами когда
 думают. Эти движения не случайны, глаза не вращаются в своих впадинах просто
 так под действием гравитации. У всех этих движений есть свой смысл. Они
 называются "глазными сигналами доступа" и представляют собой еще одно
 проявление тесной связи тела и разума. НЛП предполагает, что большинство
 людей смотрит вверх или расфокусирует свой взгляд, чтобы представить себе
 внутреннюю картинку, а смотрит по сторонам, чтобы прислушаться к внутренним
 звукам. Многие смотрят вниз вправо, чтобы получить доступ к своим ощущениям,
 и вниз влево, чтобы послушать свой внутренний диалог. У некоторых людей эти
 привычные движения меняются местами: они смотрят вниз влево для ощущений и
 вниз вправо для разговора с самим собой.
  Глазные сигналы доступа имеют практическую ценность, и подробное их
 описание можно найти в других книгах по НЛП. Поэкспериментируйте с ними, они
 помогут вам лучше видеть, слышать и ощущать внутри себя.
 
  СУБМОДАЛЬНОСТИ
 
  Все те различия, которые мы обнаруживаем во внешнем мире с помощью
 своих органов чувств, мы можем найти и во внутреннем мире. Различия во
 внутренних картинках, звуках и ощущениях называются субмодальностями. Это
 качественные характеристики нашего внутреннего мира, мельчайшие кирпичики,
 из которых строится наш опыт.
  Цвет и движение являются примерами визуальных субмодальностей - две
 характеристики внутренних картинок. Громкость и направление являются
 примерами аудиальных субмодальностей, а температура и давление - это
 кинестетические субмодальности.
  Ниже приведен список наиболее распространенных субмодальных различий.
  Визуальные субмодальности
  ассоциированный (вижу своими собственными глазами) или диссоциированный
 (вижу себя в картинке)
  цветной или черно-белый
  в рамке или без границы
  глубина (плоский или объемный)
  местоположение (например, справа или слева, вверху или внизу)
  расстояние (далеко или близко от вас расположена картинка)
  яркость
  контрастность
  резкость (размытый или сфокусированный)
  подвижность (фильм или слайд)
  скорость (быстрее или медленнее, чем обычно)
  количество (разделенный экран или составной образ)
  размер
  Аудиальные субмодальности
  стерео или моно
  слова или звуки
  громкость (громко или тихо)
  тон (резкий или мягкий)
  тембр (окраска звука)
  местоположение источника звука (далекий или близкий)
  расстояние до источника звука
  длительность (короткий или длительный звук)
  непрерывный или прерывистый
  темп (быстрее или медленнее обычного)
  отчетливость (отчетливый или приглушенный)
  Кинестетические субмодальности
  местоположение
  интенсивность
  давление (сильное или слабое)
  размер
  текстура (гладкий или шершавый)
  тяжесть (легкий или тяжелый)
  температура
  продолжительность
  форма.
  Субмодальности - это способ кодирования опыта. Все наши воспоминания,
 надежды, убеждения и опасения имеют субмодальную структуру. Если мы изменим
 субмодальности, мы изменим структуру своего опыта и вместе с ней его смысл.
 А когда изменится смысл, наши внутренние реакции тоже изменятся.
  Вспомните картинку приятного переживания. Обратите внимание на цвет,
 яркость и место в пространстве. Теперь посмотрите на картинку неприятного
 переживания. Многие люди видят более темные и замедленные картинки,
 расположенные немного в другом месте. А какие различия заметили вы?
  Мы начали эту книгу с примера субмодальных различий между понятиями
 "здоровье" и "быть здоровым".
  Субмодальности предоставляют вам возможность управлять своим внутренним
 опытом. Это еще один способ увеличения вашей гибкости на пути к здоровью.
 
  ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
 
  Говоря о времени, мы используем очень богатый набор субмодальных
 выражений. Мы говорим "туманное и далекое прошлое", "впереди нас ждет
 огромное будущее", "обернись на прошлое и посмейся" и "время остановилось".
 Что бы ни представляло собой время в действительности, мы думаем о нем,
 используя пространственные представления.
  Как вы организуете время у себя в голове, умудряясь при этом отличать
 прошлые воспоминания от надежд на будущее? Как вы узнаете, что какое-то
 событие произошло вчера, а не пять дней назад? Вы просто оформляете их
 разными субмодальностями.
  Подумайте о прошлом событии. Определите то направление, в котором, по
 вашему мнению, оно возникло. Подумайте о каких-нибудь планах на будущее. Где
 возникли эти образы? Вообразите себе линию, которая связывает прошлое с
 будущим. Это и есть ваша линия времени.
  У многих людей образы прошлых событий находятся слева, настоящее -
 прямо перед ними, а будущее уходит вправо. Эта линия получила название
 "сквозь время". Другие прошлое воспринимают позади себя, будущее перед
 собой, а сами находятся в настоящем. Это называется "вдоль по времени".
  Линии времени удивительны. В качестве инструмента терапии они имеют
 самые разнообразные применения. Для здоровья очень важно уметь видеть
 будущее, которое устремляет вас вперед. Насколько далеко распространяется
 ваше представление о будущем и насколько привлекательным оно выглядит?
 Работа с временной линией очень важна для серьезно больных пациентов, потому
 что надежда возникает из- способности "видеть" будущее и наводить порядок в
 прошлом.
 
  ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ЗДОРОВЬЯ
 
  Читая первую главу, вы пытались приблизительно описать, что значит для
 вас быть здоровым. Теперь вы сможете сделать это точнее. Возможно, ваше
 определение содержало такие абстрактные слова, как "счастье", "выносливость"
 и "хорошее здоровье". Что они означают для вас?
  Вообразите себя здоровым - по-настоящему здоровым. Пусть это будет
 диссоциированная картинка. Что вы видите? Не имеет значения, что конкретно
 вы делаете в этой картинке, поскольку вы знаете точно, что это настоящее
 здоровое состояние. Вы можете просто "светиться здоровьем".
  Определите визуальные субмодальности, используя приведенный ранее
 список, и поэкспериментируйте, изменяя картинку так, чтобы сделать ее еще
 более выразительной, изображающей действительно пышущее здоровье. Например,
 первой субмодальностью в списке является цвет. Если ваша картинка цветная,
 поменяйте ее на черно-белую, или наоборот.
  Что выглядит более привлекательным?
  Следующая субмодальность - это наличие или отсутствие рамки. Если ваша
 картинка в рамке, уберите ее.
  Если она не имеет границ, вставьте ее в рамку.
  Как при этом изменяются ваши ощущения?
  Пройдите по всему списку субмодальностей и сохраните все изменения,
 которые усилили приятные ощущения от улучшенной картинки.
  Теперь прислушайтесь к любым звукам, которые звучат в этом
 воспоминании.
  Возьмите список аудиальных субмодальностей, чтобы поэкспериментировать
 с ним. Сможете ли вы усилить приятные ощущения, изменяя то, что вы слышите?
 Сохраните те изменения, которые вам понравятся.
  Ассоциируйтесь с картинкой. Вы можете сделать это либо мысленно войдя в
 свой образ, либо поместив этот образ внутрь себя. Проверьте свои ощущения.
 Является ли это состояние настоящим здоровьем? Можете ли вы как-то улучшить
 его?
  Если можете, выйдите снова из образа и продолжайте экспериментировать с
 субмодальностями, пока не получите вполне удовлетворительный образ.
  Когда вы почувствуете удовлетворение, вы найдете то, что для вас
 означают слова "быть здоровым" на уровне субъективного опыта,- вы превратили
 слова в реальность.
  Составьте список субмодальностей вашего представления о настоящем
 здоровье. Вы сможете использовать его в будущем всякий раз, когда захотите
 визуализировать выздоровление.
  Следующий шаг заключается в том, чтобы разместить эту диссоциированную
 картинку на своей временной линии и оставить ее там.
  Представьте себе, что ваша временная линия растянулась перед вами.
 Возьмите свою картинку и связанные с ней звуки и установите их на будущей
 части своей временной линии.
  Как вы чувствуете себя?
  Как вы относитесь к своему здоровому будущему?
  Насколько реально и привлекательно оно выглядит?
  Как далеко в будущее вы поместили картинку?
  Может ли что-то помешать вам достичь этого будущего?
  Поэкспериментируйте, поместив картинку в будущую часть своей линии
 времени.
  Удалите ее на одну неделю от настоящего.
  На один месяц.
  На один год.
  На три года.
  На пять лет.
  Как изменились ваши реакции?
  Какие отношения вы хотели бы установить с этим здоровым будущим "я"?
  Притягивает ли оно вас?
  Какие шаги вам необходимо предпринять, чтобы достичь этого будущего?
  Что бы вы сказали своему будущему "я"?
  Какие вопросы задали?
  Теперь пойдите и станьте своим будущим.
  Ассоциируйтесь со своим будущим "я".
  А сейчас это будущее "я" смотрит назад, на свое настоящее "я".
  Что вы чувствуете?
  Какой совет вы могли бы дать своему настоящему "я", чтобы оно смогло
 достичь той точки, где вы стоите?
  Какие ответы вы бы дали на те вопросы, которые перед вами поставило
 ваше настоящее "я"?
  Какие вопросы вы сами задали бы ему?
  И наконец, отойдите в сторону и встаньте так, чтобы видеть одновременно
 и будущее "я", и настоящее "я".
  Какова связь между ними?

<< Пред.           стр. 7 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу