<< Пред.           стр. 10 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 2.1. Происхождение живого из неживого как логическое следствие мономатериализма
 
 С противопоставлением материального и идеального связано их понимание как объективной и субъективной реальности. "Если материальное означает объективную реальность, то тогда идеальное должно означать субъективную реальность" [1].
 
 Но даже такой подход некоторым особо ортодоксальным сторонникам мономатериалистического подхода кажется отступлением от философского материализма [2]. Все это свидетельствует о тупиковом характере мономатериализма, как и моноидеализма.
 
 1 Дубровский Д. И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и обшественного сознания // Вопросы философии - 1988. - № 11. - С. 15.
 2 См.: Вестник Московского ун-та. Сер.7. Философия. - 1999. - № 1 - С. 21-37
 
 
 Противоположность материального и идеального обычно описывается множественностью терминов, что свидетельствует о ее условности как исходного принципа формирования мировоззренческих основ.
 
 Ряд, который выстраивается на основе такой исходной посылки: материальное - природа, физическое, объективное; идеальное - сознание, мышление, психическое, духовное, субъективное. Такое многообразие обозначений одного и того же означает существенность лишь противопоставления и малосущественность оттенков, а это свидетельствует об ограниченности, а по большому счету и неправомерности подхода, обязательно выводящего одно из другого (идеальное из материального и наоборот).
 
 
 Ю. Г. Волков и В. С. Поликарпов утверждают, что "биология установила естественные условия происхождения жизни из неживой материи (выделено мной. - В. Е.) (даже удалось воспроизвести биогенез экспериментальным путем в лаборатории" [3]. В этом случае, судя по всему, разделяемое указанными авторами понимание человека как высшей ступени развития материи приняло бы вид понимания че-ловека как высшей ступени развития неживой материи.
 
 3 Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек // Энциклопедический словарь. - М., 1999. - С. 53.
 
 134
 
 
 Из этого следует, что неживая материя является всеобъемлющим и единственным содержанием сущностных основ мира.
 
 Поэтому указанное "достижение" биологии вызывает большое сомнение, даже если принять во внимание ссылку на экспериментальное подтверждение.
 
 Если бы неживая материя обладала самодостаточностью, то не было бы оснований и для понятий "космического Разума", "океана мыслящей плазмы", "разумной плесени", космических или природных оснований всего живого, в том числе оснований и разумного, и многих других понятий, которыми оперируют указанные авторы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.2. "Искусственная жизнь" и "искусственный интеллект"
 
 Современное решение проблемы жизни связано с установлением связей между генетическим кодом и теорией информации. Еще в 1944 г. в работе, озаглавленной "Что есть жизнь?", Эрвин Шредингер писал о том, что жизнь - это борьба организма с распадом (максимальной энтропией) путем поглощения негативной информации из окружающей среды. Гены описывались им как центры, хранящие негативную информацию. Это давало возможность анализировать проблемы генетики с точки зрения теории информации и кибернетики.
 
 Самая великая загадка для человечества - жизнь, и еще больше - жизнь разумная. Эта загадка принципиально неразрешима, но не исключает усилий человека по пути ее решения. Важнейшее направление познания жизни и человека - поиски жизни в Космосе. Жизнь существует если не в рамках нашей, то в других вселенных, но, что не исключено, и даже скорее всего, в других, неизвестных нам формах.
 
 "Еще немного - и человек сможет обойтись без самого себя" [1]. К этому сводится футурологический прогноз кибернетических романтиков. В этом случае удачные эксперименты по непосредственному соединению мозга человека с компьютером пытаются немедленно представить как создание искусственного интеллекта, способного заменить в недалекой перспективе интеллект человека. Так, профессор кибернетики университета Рединга (Великобри-1 Кибернетический романтизм тождествен научному абсолютизму и технологическому детерминизму.
 
 135
 
 тания) Кевин Уорвик считает, что уже через пять лет появятся роботы с интеллектом кошки, а через 10-15 лет роботы превзойдут человека. "Мозг улитки, - пишет он, - содержит от 50 до 100 нейронов, пчелы - 10 тысяч, собаки - 10 млн., человека - 100 млрд. У моих роботов - 50 эквивалентных нейронов, у персонального компьютера - 10 тыс. Через 5 лет нейронный эквивалент ПК составит 10 млн. в том же объеме и при том же энергопотреблении, что и сегодня. Как только появится первая машина с интеллектом, близким по мощности к человеческому, у нас уже не будет возможности ее выключить. Бомба с часовым механизмом начнет отсчитывать последние минуты господства человечества. И тогда мы уже не сможем остановить наступление машин" (выделено мной. - В. Е.). При этом не учитывается то, что машина действительно играет важнейшую роль в приращении знания, но абсолютно беспомощна в приращении разума, который она может конструировать лишь на манер человеческого.
 
 Многие солидные ученые, такие, как академики А. Н. Колмогоров и С. Л. Соболев, в 60-е гг. XX в. утверждали, что кибернетические автоматы могут воспроизводить все виды человеческой активности, включая эмоции. И это находилось в рамках традиционного материалистического монизма.
 
 Развитие кибернетики в последующие годы показало значительный спад эйфории по поводу создания искусственного интеллекта, привело к преобладанию умеренных подходов в теории информации.
 
 В итоге ученые пришли к выводу, что создание искусственного интеллекта было бы великим научным событием; если же будет доказана его принципиальная невозможность, - это будет иметь значение, по важности сходное с доказательством невозможности вечного двигателя.
 
 Существо проблемы упирается в решение вопроса о природе информации. Норберт Винер считал, что "информация - это не материя или энергия", это просто "информация" [1]. У. Р. Эшби также предостерегал от попыток рассматривать информацию как материальную вещь, которая может содержаться в другой вещи [2].
 
 1 Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - М., 1968.
 2 Эшби У. Р. Введение в кибернетику. - М., 1959. - С. 216.
 
 
 Этим вопрос о природе информации переносится в плоскость нематериальной природной сущности.
 
 
 136
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.3. Эволюционная теория
 
 Подход к человеку с позиций его информационной сущности и соответствующей перспективы породил и специфически информационную ретроспективу. Последняя, однако, не должна отрицать эволюционной теории, которая за последние 100 лет действительно постарела, но пока не утратила своей научной жизнеспособности.
 
 Исключение составляет фазовый переход от неживого к живому и от живого к разумному. Но это показатель общего состояния науки, а не только неспособности решения в ее рамках этой конкретной проблемы. Не следует отбрасывать любые хотя бы относительно верифицируемые теории происхождения человека при появлении новых, перспективных идей и теорий.
 
 Проблема фазовых переходов ждет своего решения в рамках постнеклассической науки, а направление этого решения, которое связывают с теорией самоорганизации, пока не продвинуло решение проблемы происхождения человека, как и многих других, за пределы достижений эмпирических наук и тоже находится в состоянии гипотезы.
 
 В современных взглядах на проблему происхождения человека можно выделить две точки зрения. Одна из них связана с единовременным появлением готового человека разумного современного типа (homo sapiens). Родовая организация является первой наиболее древней формой общества. Вся предшествовавшая этому история - есть история превращения обезьяны в человека. Изготовление орудий деятельности в этом случае не принимается в качестве решающего признака, выделяющего человека из животного мира. Такой подход уводит от главного - формирования познавательной способности человека.
 
 Согласно второй, - конституирующим признаком человека является орудийная деятельность, материализующая человеческое познание, которое, однако, имеет в этом случае чисто субъективную природу.
 
 Современная эволюционная теория представляет интерес с позиций развития верифицируемых представлений о происхождении человека.
 
 137
 
 "От своих предков - обезьяноподобных существ - первобытные люди унаследовали жизненно необходимые духовные и телесные навыки поисков, захвата и ручной обработки предметов. Кроме того, они с самого начала должны были обладать совершенно исключительной способностью познания, происшедшей от более обобщенного, чем у большинства крупных млекопитающих, типа добывания средств существования с присущим первобытным людям специфическим телосложением и привычками. Эта была комбинированная способность рук и глаз совместно со способностью познавать, которая сделала возможным использование орудий: сначала случайно подобранных, затем специально отобранных и приспособленных для работы камня или палки" [1].
 
 Орудийный признак раздвигает исторические границы существования людей и их сообществ, между "последней" обезьяной и "первым" человеком пролегал глубокий качественный рубеж, который до сих пор не познан наукой.
 
 Сущность человека как органа самосознания природы - познавательная, а не просто деятельная сущность. С этих позиций все остальные личностные качества человека группируются вокруг познавательного начала деятельности. И анализ деятельности, прежде всего исторический, сводится к появлению и развитию познавательной способности человека, которая закрепляется в орудиях труда, в связи с чем орудийная деятельность большинством ученых считается конституирующим признаком человека. В конце прошлого века считалось доказанным, что человек и человеческое общество возникли примерно 40 тыс. лет назад [2].
 
 1 Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956. - С. 43.
 2 Следует иметь в виду, что недостаток исторического материала еще совсем недавно не позволял более широко посмотреть на историю развития человека и общества. "О первоначальной истории человечества нам совершенно ничего неизвестно, ровно так же, каку нас нет никаких сведений о той форме, которая послужила переходом между высшими животными и человеком". (Бернштейн Эд. Экономическая эволюция. - СПб., Невский проспект. - № 40. - С. 6). Энгельс подчеркивал, что "В 1847 году предыстория общества, общественная организация, предшествовавшая всей писаной истории, почти совсем еще не была известна" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 4. - С. 424).
 
 
 Это в значительной своей части совпадает с периодом писанной истории, что обусловило подход к нему с мерками современного общества и связано с определяющей ролью материального производства. Однако в последние десятилетия появились веские основания для того, чтобы указанное представление было пересмотрено.
 
 138
 
 Современные данные о происхождении человека и че-ловеческого общества связаны с достижениями таких наук, как физика, химия, история, археология, антропология, этнография, биология, социология, психология и др. Применение калий-аргонового, фторового, радий-карбонового и других методов позволило с достаточной точностью определять возраст находок, которым миллионы лет.
 
 Археологические и палеоантропологические открытия последних десятилетий расширили временной период антропогенеза примерно в 10 раз, с 350-500 тыс. лет до 3 млн. лет. Раскопки в Олдувайском ущелье в Танзании, приведшие к открытию останков "человека умелого" - homo habilis вместе с остатками примитивных орудий, - показали, что древнейшим обезьяноподобным существом, изготовлявшим каменные орудия, был не питекантроп, живший около 350-500 тысяч лет назад, а восточно-африканский "человек умелый". Эта дата удлинила процесс антропогенеза более чем втрое, но она оказалась не окончательной. Помимо открытия в Олдувае, в Эфиопии и Кении были обнаружены ископаемые формы человекообразных обезьян (зинджантроп), датировка которых колеблется в пределах 2,5-5 млн. лет.
 
 Исключительная сложность проблемы происхождения и становления человека и человеческого общества обусловила значительные расхождения во взглядах ученых как в определении границ этого процесса, так и в понимании его содержания. Одни связывают начало этого процесса с появлением рамопитека (20 млн. лет), другие - австралопитека (5 млн. лет), третьи - "человека умелого" (около 3 млн. лет).
 
 В 1982 году при раскопках в районе Диринг-Юриях, в 140 км от Якутска, были обнаружены каменные орудия, возраст которых определен в 1,8-3,2 млн. лет. Следовательно, можно со всей определенностью допустить, что возникновение человека на Земле происходило не в одном очаге, а одновременно в нескольких: в Экваториальной Африке, почти у Полярного круга и, возможно, в Южной Азии. А если так, если предшественники человека - протогоминиды и гоминиды - обитали на планете не в одном районе, а сразу в нескольких местах, то спрашивается, по какой причине у них всех появляется то новое свойство, которое мы называем разумностью человека? "Homo habilis" - хабилисы - были создателями первой из известных на сегодняшний день культур - олдувайской. Однако они еще не имели внешнего вида современного человека, не до конца освоили прямохождение, объем их мозга (от 633 до 800 см в кубе) был меньше, чем у питекантропов, не говоря уже о кроманьонцах.
 
 139
 
 Некоторые специалисты утверждают, что это был человек, логично ссылаясь на орудийную деятельность как его главный признак [1]. Другие же считают, что до появления человека современного типа (неоантропа) существовали не люди, а животные. Следовательно, питекантропы тоже были животными, а их объединения носили чисто биологический характер [2]. В этой позиции критерий орудийной деятельности применительно к древнейшей истории вообще не принимается во внимание.
 
 1 См.: Семенов В. С. Интернационализм и общественный прогресс. Опыт историко-социологического исследования. - М., 1978. - С. 67.
 2 См.: Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории: Проблемы палео-психологии. - М.: Мысль, 1974. - С. 104-105; С. 373-379.
 
 
 Еще одна позиция связана с концепцией "двух скачков", первый из которых был ознаменован началом изготовления орудий, переходом от стадии животных - предшественников человека - к стадии формировавшихся людей (питекантропы) (1-1,5 млн. лет назад), а второй - сменой формировавшихся людей (палеоантропов) людьми современного физического типа (неоантропами) - "Homo sapiens" (40-50 тыс. лет назад). Сам человек и его объединения (стадо, орда) представляли собой формирующееся человеческое общество. Большинство исследователей считают, что с появлением неоантропа развитие человека как биологического вида прекратилось и стало безраздельно определяться общественными закономерностями.
 
 Необходимо иметь в виду, что в последнее время получены данные, которые ставят под сомнение эволюционную теорию происхождения человека, по крайней мере в ее нынешнем виде. Недавно профессор С. Табо из Мюнхенского университета и его сотрудники извлекли из останков неандертальца давностью около 30 тыс. лет фрагмент ДНК, и при сравнении с ДНК современного человека убедились в том, что он не имеет с ним ничего общего. Другими словами, оказалось, что неандерталец, который в современной эволюционной теории занимал промежуточное место между питекантропом и кроманьонцем, и был ближайшим предшественником современного человека, не имеет отношения к человеческой ветви.
 
 140
 
 Таким образом, из эволюции человека выпало существенное звено, что говорит о том, что современная материалистическая эволюционная теория по меньшей мере не является законченной, а по большей - вместе с местом, отводимым ею человеческому предку в обезьяньем гнезде на дереве, является столь же спорной, как и различные эволюционные теории идеалистического и религиозного толка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.4. Синергия природных начал и эволюция
 
 В рамках классических научных представлений и философии рационализма человек и природа представляют собой разнопорядковые и самодостаточные закрытые системы как члены отношения "субъект-объект". Человек и его сознание рассматриваются как продукт эволюции неорганической неживой природы в живую, которая в конечном счете выделила мыслящее существо - человека. Согласно такому подходу, конституирующий человека признак - Разум - связывается только с последним уровнем эволюции, а предшествующие уровни представляются лишенными не только разума, сознания, но и каких-либо их исходных начал в сущностных основах мира.
 
 Понятие природы в этом случае предполагает различные ее уровни как самодостаточные системы, эволюционирующие от исходного (неорганического) к органическому, в конечном счете - к человеческому сознанию. Другими словами, в этом случае материальное и идеальное разводятся как противоположности, не представляют собой их дополнительность и не могут выражать процесса миропроявления как исходного понятия.
 
 Понятие эволюции в этом смысле выражает мировоззренческую позицию, согласно которой идеальное заключено в материальном, сознание - в материи. Этим понятия идеального и сознания лишаются самостоятельного смысла и значения, а сама монистическая мировоззренческая конструкция - логического стержня.
 
 При таком понимании человек является завершением процесса развития, венцом природы. Из такого подхода вытекает представление о завершенности уже в современной науке процесса познания. В качестве крайности можно сослаться на утверждение о том, что "современная нау-
 
 
 14]
 
 ка... смогла создать целостную, притом непротиворечивую картину мира. Все устойчивые элементы природных структур уже познаны. Не исключено, что это последняя из научных картин мира, завершающая в основных чертах его познание" [1]. В этом четко просматривается живой до сих пор мировоззренческий субъективизм, замешанный на крайнем сциентизме.
 
 1 Вопросы философии. - 1997. - № 10. - С. 142.
 
 
 Термин "эволюция" происходит от латинского evolutio, что означает "развертывание", и имеет самое широкое содержание. Его не следует отождествлять с биологическим понятием эволюции, сложившимся в XIX веке в рамках классической науки. Биологическим системам присуща необратимость, в то время как физические системы описывались классической и неклассической наукой как закрытые и обратимые.
 
 Эволюционную теорию Дарвина нет никаких оснований отрицать и сейчас, что, кстати, широко практикуется, но в то же время нет и оснований считать ее мировоззренческой основой происхождения человека и его сознания, их функционирования и развития. Эволюционная теория являлась достижением передовой естественнонаучной теории XIX-XX веков.
 
 Во второй половине XX века принципы эволюционизма были пересмотрены постнеклассической наукой. И если, согласно классической термодинамике, вследствие накопления энтропии (роста неупорядоченности) закрытая система эволюционирует в ничто, а вселенную в конечном счете ожидает тепловая смерть, то эволюционный смысл, вытекающий из неравновесной термодинамики, противоположен и явно оптимистичен: открытая, находящаяся вдали от равновесия система экспортирует в окружающую среду энтропию и импортирует оттуда свободную энергию, имеющую негэнтропийный характер, что может означать развитие. Эволюция начинается, когда критическая функция толкает сильно неравновесную систему еще дальше от теплового равновесия.
 
 Если система эволюционирует, то одна из множества флуктуации подвергается "нуклеации", то есть быстро распространяется и охватывает всю систему. В этом случае у всей системы появляется новая эволюционная ветвь. "Возмущение, случайное взаимодействие критических флуктуаций и бифуркация - таковы ключевые моменты, которые определяют интерактивную динамику, отвечающую за эволюцию сильно неравновесных систем в природе" [1].
 
 142
 
 "Неразумно считать, - пишет Э. Ласло, - что процессы физической, биологической и даже социокультурной эволюции подчиняются принципиально различным законам. Одни и те же фундаментальные законы, функционирующие в качестве природных алгоритмов, могли бы создать интерактивную динамику, на базе которой во Вселенной начала бы строиться сложность" [2]. Это представляется возможным, если природные алгоритмы связать с диссипативными структурами и их усложнением, в том числе и на границах неживого и живого. Но это уже уровень открытости, который предполагает единство материального и идеального на всех ступенях природных превращений.
 
 1 Ласло Э. Основания трансдисциплинарной единой теории // Вопросы философии. - 1997. - № 3. - С. 81.
 2 Там же - С. 82.
 
 
 С этой точки зрения эволюция человека, как и эволюция природы, это бесконечный процесс, вехи которого могут быть установлены только на информационной основе. Решение проблемы эволюции в условиях сегодняшнего дня непосильно для одной науки. Речь идет о необходимости интеграции различных способов постижения мира, различных стилей мышления, языков и методов для решения этой задачи.
 
 Итак, согласно эволюционной теории классического естествознания, простое превращается в сложное, неорганическое - в органическое, неживое - в живое, живое - в человека с его разумом линейным путем, что исключает их общую сущностную мировую основу как противоположность и дополнительность материального и идеального. Перед нами типичная механистическая картина классической науки: одно замкнутое самодостаточное целое эволюционирует в другое, а в конечном счете материя порождает сознание.
 
 Современная эволюционная теория - это теория нелинейных превращений материального и идеального начал природы, непрерывного усложнения диссипативных структур вплоть до сверхсложных систем, одной из которых является человек.
 
 
 143
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.5. Самоорганизация и эволюция
 
 В вышедшей в 1980 г. книге "Самоорганизующаяся Вселенная: научные и гуманистические следствия возникающей парадигмы эволюции" Эрих Янч пишет, что сегодня жизнь уже не рассматривается как биологическая суперструктура, надстроенная над безжизненной физической реальностью.
 
 Живое и неживое в эволюции человека опосредуются диссипативными, то есть с точки зрения термодинамики неравновесными структурами, существующими за счет обмена веществом и энергией с окружающей средой.
 
 В этих условиях эволюционные процессы характеризуются следующими основными чертами:
 
 а) специфической системной макродинамикой;
 б) непрерывным метаболизмом и коэволюцией с окружающей средой;
 в) самотрансценденцией, то есть эволюцией самих эволюционных процессов.
 
 
 Специфика макродинамики в условиях самоорганизации связана с открытостью систем по отношению к среде, их значительной неравновесностью, усилением возникающих в них флуктуации. Эти системы характеризуются самовоспроизведением, самообновлением, сохранением относительной автономии по отношению к окружающей среде, или, употребляя терминологию У. Р. Матураны, - автопоэзисом. Относительный характер автономии систем делает эволюционный процесс непредсказуемым, подобным ветвящемуся дереву решений, в каждой точке которого реализуется акт случайного выбора. Такой выбор фиксируется эволюционной системой так, что она "запоминает" свой путь эволюции. Это говорит о целостности и глобальном характере эволюционного процесса.
 
 Способность к самоорганизации различного рода систем, структур и сред исходит из открытости мира и имеет информационную природу. Движение информационных потоков от общего к частному сообщает всем частным системам свойство открытости, а частичная автономия означает временную упорядоченность на уровне конкретных структур. Это касается как первичных метаболических коммуникаций, древних генетических процессов, так и переноса информации в нейронных структурах, характеризующего мыслительную деятельность самого высокого уровня.
 
 144
 
 Благодаря свойству целостности историческая память эволюционной системы посредством информации как глобального языка природы подключена к опыту глобальной эволюции. Тем самым результаты эволюции предстают в виде многоуровневой реальности, где эволюционные звенья автопоэтических уровней существования оказываются включенными в некий иерархический порядок, который устанавливается "сверху вниз".
 
 Человек принадлежит одновременно большому числу уровней, сформировавшихся в процессе эволюции, и поэтому не может рассматриваться как нечто венчающее природу, ее высшее проявление, которым может быть лишь она сама.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.6. Информационное содержание эволюции
 
 Если исходить из миропроявления как принципа, то возникновение человека должно прежде всего связываться с первичностью его взаимосвязи с окружающей средой, в конечном счете с природой, частью которой он является, а не с обществом. В этом смысле его возникновение и развитие имеет информационную природу. Информационный подход к эволюции органического мира был впервые предложен И. И. Шмальгаузеном. Он считал, что эволюция есть процесс изменения различных видов живых существ, регулируемый на надорганизменном уровне организации живого, - в биогеоценозе, который играет роль управляющего устройства.
 
 Механизм преобразования наследственной информации в свойства организма (фенотип) осуществляется через первый канал связи - процессы развития признаков в онтогенезе. Преобразованная обратная информация передается на уровне особи и реализуется ею в обмене веществ.
 
 Каждый вид организмов содержит в геноме закодированную в структуре ДНК информационную программу своего воспроизведения (наследственная генетическая информация). Кроме того, для выживания каждый организм постоянно обменивается информацией с окружающей средой (адаптационная информация). "Биологический энциклопедический словарь" (1990) определяет жизнь как самовоспроизводящийся процесс, осуществляемый на основе обмена веществ матричного синтеза, и вытекающей из него биологической эволюции.
 
 145
 
 Информационные процессы характерны как для глобального мирового уровня, так и для уровня живой клетки. Развитие человека, его мозга и сознания связано с накоплением и изменением генетической информации, в то время как многие современные теории исходят из готового человека и неизменного генетического кода.
 
 Вещественно-энергетическое и информационное взаимодействие обеспечивает равновесность (хотя и относительную) природных и общественных систем, получившую название гомеостазиса. С этим взаимодействием связан корректирующий механизм входной обратной связи, сходной с управляющим воздействием в технических устройствах. Обратная связь как физиологическое явление является необходимым условием возникновения и существования живых организмов. В ходе эволюции их реакция на воздействия окружающей среды постепенно усложнилась, что привело к развитию мышления и психической деятельности.
 
 Это представление принципиально отличается от широко распространенного, когда информация рассматривается как свойство материи или связывается с теми или иными ее свойствами.
 
 С информацией напрямую связан процесс природной и общественной самоорганизации. Н. Винер писал: "Реакция нелинейных систем на случайные входы дает нам ключ к способности физиологических процессов организовываться в определенную синергетическую деятельность" [1].
 
 1 Винер М. Мое отношение к кибернетике: Ее прошлое и будущее. - М., 1969. - С. 19-20.
 
 
 В условиях самоорганизации энтропия (неупорядоченность), характеризующая направленность имеющих вещественно-энергетическую природу тепловых процессов погашается противоположной по знаку, извлекаемой из внешней среды информацией. Количество информации, изменяющее состояние системы, определяется Н. Винером как семантически значимая информация, что в свою очередь позволяет провести четкую грань между термодинамическим и информационным аспектами энтропии.
 
 В связи с этим возникает основание для выделения информационной природы человека, представляющей со-бой наиболее общую основу для периодизации природного эволюционного процесса вообще, и эволюции живого и человека в частности.
 
 146
 
 Человеческий язык в самой общей форме является субъективным выражением природной информации как глобального языка природы. Человек обретает самосознание, то есть становится самим собой, развивая способность общаться с другими людьми. Средством этого общения является язык. Понятие языка включает в себя естественные и искусственные языки. Естественные языки - это и так называемый кинетический язык, и различного рода знаки, сигналы, и членораздельная человеческая речь, и языки науки, математики, искусства и т.д. Искусственные языки - это различные машинные языки, используемые при программировании в компьютерных системах.
 
 Появление искусственных языков на первых порах не внесло нового качества в природу человека, его интеллекта и общественной коммуникации. И лишь на современном этапе создание человеко-машинных систем основывается на одновременном использовании различных естественных и искусственных языков.
 
 
 На необходимость использования нескольких языков для описания сложных явлений указывали уже творцы неклассической науки. Это непосредственно вытекает из выдвинутого Н. Бором принципа дополнительности и лежащего в его основе понятия синергии. Единство естественных и искусственных языков в постижении мира открыло новое качество человеческого разума.
 
 Технико-технологическая база этого была подготовлена современными достижениями компьютерной техники, появлением ЭВМ, которые позволяют производить уже до триллиона операций в секунду. Это итог развития искусственных средств хранения и передачи информации, главными вехами которого являются письменность, книгопечатание, почта, периодическая печать, телеграф, телефон, фотография, радио, телевидение, ксерография, ЭВМ всех поколений, интегрированные системы связи и информационные сети. На очереди появление ЭВМ на биокристаллах и оптических транзисторах, а также торсионных вычислительных машин, которые на порядки увеличат их быстродействие. С созданием биологических средств обработки данных информатика окажется безбумажной и безмашинной.
 
 147
 
 Эволюция человека в общепринятом на сегодня смысле на основе информационно-языкового признака может выглядеть следующим образом:
 
 1. Период, где общение обслуживалось на биологическом, сигнальном уровне.
 2. Кинетический язык [1].
 3. Устный звуковой язык, или членораздельная человеческая речь.
 4. Появление сменяющих друг друга естественных языков, мифа, религии, науки, дифференциация которых продолжается поныне.
 5. Открытие Н. Бором в начале XX века принципа комплиментарности (дополнительности) различных языков науки и других способов постижения человеком мира.
 6. Использование искусственных языков для получения, переработки и использования информации, поступающей к нам извне. Расшифровка, переработка и использование природной генетической информации, характеризующей развитие человека и его естественной природы.
 
 
 1 См.: Марр Н. Я. Избранные работы. - т. III. - № 34. - С. 99.
 
 
 Биологическая сигнализация представляет собой начальный способ переработки, хранения и использования информации. Она осуществляется посредством звука, жеста, позы, взгляда, окраски и т.д. и обслуживает в более или менее совершенном виде различные животные сообщества. Человеческая звуковая речь, основной единицей которой является слово, представляет собой гораздо более совершенный вид коммуникации.
 
 Письменная форма речи появилась на рубеже IV-III тысячелетий до н. э., она явилась более совершенной, чем устная, ибо позволила передавать, сохранять и использовать информацию более эффективно. Поэтому переход от устной к письменной речи явился переходом на качественно новый информационный уровень и означал новое качество в развитии самого человека.
 
 Появление книгопечатания произвело очередную революцию в фиксировании и распространении информации, предопределив на столетия вперед прогрессивные изменения человека, его мышления и сознания. Создание искусственных языков для машинной переработки информации многократно усилило возможности человека, значительно продвинув вперед его познание и самосознание.
 
 148
 
 И, наконец, расшифровка, освоение и переработка природной генетической информации уже в XXI веке позволит продлить жизнь человека и коренным образом изменить общественные условия его жизни. Эволюция человека на основе информационно-языкового признака приобретает все большую убедительность.
 
 И все же, на наш взгляд, не прав Л. Мемфорд, который информационную трактовку происхождения человека, связанную с возникновением языка, противопоставляет орудийной деятельности, явившейся в конечном счете материализацией его познавательной способности.
 
 Он считает, что "возникновение языка... тонкое взаимодействие многих органов, необходимое для создания членораздельной речи, явилось намного более поразительным достижением,.. чем набор орудий труда в Египте или Месопотамии. Ибо только тогда, когда знание и практика могли бы быть накоплены в символических формах и передаваться при помощи произнесенного слова от поколения к поколению, стало возможным сохранять каждое новое культурное приобретение от разрушения течением времени... В противовес стереотипу, в котором доминировало орудие труда, данная точка зрения утверждает, что человек является главным образом использующим ум, производящим Символы, самосовершенствующимся животным" [1].
 
 1 Мэмфорд Л. Техникам природа человека. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. - С. 229-230.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.7. Человек "готовый" и человек становящийся
 
 Как при материалистическом, так и при идеалистическом миропонимании человек представляется или верхним пределом эволюции неживого в живое, связанным в конечном счете с превращением обезьяны в человека, или результатом божественного творения. И в том, и в другом случае предполагаются известными (хотя и с разных позиций) происхождение и сущность человека.
 
 Такой мировоззренческий подход проецирует понятие завершенности, закрытости, замкнутости и на общество. Человек представляется, говоря словами Энгельса, как "готовый человек", эволюция которого завершена с появлением человека современного типа. В этом случае за основу принимаются не существенные, а внешние (морфологические) признаки. "Есть основания думать, - пи-
 

<< Пред.           стр. 10 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу