<< Пред.           стр. 20 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 Это осталось благим пожеланием по вполне объяснимым причинам: сама суть должностной иерархии противоположна служению государству, обществу, народу. Для чиновника это абстрактные понятия, которые заменены его вышестоящим начальником.
 
 Выделение и самодостаточность властной вертикали отдаляют и отделяют ее от служения народу. Федеральная власть "уходит" из экономики, представители президента в округах не вмешиваются в содержательную деятельность губернаторов, региональная власть не влияет на местное самоуправление, которое предоставлено самому себе, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
 
 303
 
 Как может властная вертикаль служить народу, если она отделена от экономики, с которой связано в решающей мере удовлетворение потребностей населения?
 
 В результате налицо - потеря управляемости страной, и эта потеря лишь усугубляется последними новациями правительства в виде стратегической задачи дерегулирования экономики.
 
 Да и откуда взяться разумным решениям, если начавший реформы бывший президент, как пишут авторы упомянутой книги, не был "ни теоретиком, ни мыслителем", а просто "любил власть" и опирался на "политический рефлекс". В результате "Ельцин стал для многих слепцом, не ведающим, куда идет сам и куда ведет других". Поэтому народ "не только ждал, но и требовал смены руководителя".
 
 А значит, продолжение провалившихся либеральных реформ, стагнация разноосновности экономики и политики, усиление самодостаточности властной вертикали для обеспечения единовластия - явно неблагодарная и бесперспективная задача.
 
 Есть еще одна важнейшая составляющая ельцинизма как политики последних десяти лет - прозападная, а точнее, проамериканская ориентация. О ней очень убедительно пишет Стивен Коэн в своей последней книге "Провал крестового подхода. США и трагедия посткоммунистической России" (М., 2001 г.). Американские политики привыкли считать, что "настоящие" российские реформаторы - это только те, кто "оказывает услугу Соединенным Штатам". "Крайняя зависимость - психологическая, политическая и финансовая - руководства Ельцина от Запада и в особенности от Соединенных Штатов - выглядит аберрацией на фоне российской истории. Вряд ли когда-либо вновь на этом посту появится столь же уступчивый и нуждающийся в поддержке лидер" (выделено мной. - В. Е.).
 
 Говоря о "провалившейся прозападной политике, которая проводилась Ельциным в 90-е годы", С. Коэн подчеркивает, что руководство, которое надеется стабилизировать страну, должно находить поддержку в собственной стране, а не в Соединенных Штатах, а его политика должна делаться в Москве, а не в Вашингтоне.
 
 Именно эта зависимость не признавалась, а точнее говоря, утаивалась нашими реформаторами во главе с главным, ибо за этим стоят не просто потеря самостоятельности и следование американскому диктату, но и зловещие процессы, разъедающие страну и лишающие ее нормальной перспективы, не говоря уже об утраченных позициях сверхдержавы.
 
 304
 
 С. Коэн считает, что России необходим новый тип руководства. Этим руководством "в центр внимания должно быть поставлено экономическое восстановление страны и благосостояние ее граждан". Удивительно, что мы сами не только не можем так просто и доходчиво сформулировать свои цели и задачи, но и не в состоянии их усвоить и реализовать на практике.
 
 Все дело в том, что это голос разума, а не политического руководства США, а он, в отличие от последнего, денег не платит.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 7.8. Правовые основы российской государственной власти
 
 Заместитель председателя Совета Федерации В. П. Платонов недавно заявил, что президент "не имеет никакого отношения ни к законодательной, ни к судебной, ни к исполнительной власти. Он над всеми ветвями власти". В этом случае президент отдаляется не только от управления, но и от реальной власти, сохраняя за собой некую ее абстракцию. Однако вопрос о том, что же это за "гарант" без ресурса реальной власти, остается в таком случае без ответа. Президенту, таким образом, навязывается позиция, несовместимая не только с жизнью страны, но и действующей Конституцией, при всем ее несовершенстве.
 
 В ней вполне определенно сказано следующее:
 
 Ст. 10: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
 
 Ст. 11: "Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации".
 
 Из содержания этих статей не следует, что они ставят президента над ветвями власти, а только подчеркивается его особая, объединяющая и направляющая роль в континууме власти, ветви которой самостоятельны. Об этом прямо говорится в пп. 2 и 3 ст. 80, гл. 4 Конституции: "Президент Российской Федерации... обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,.. определяет основные направления внутренней и внешней политики государства".
 
 305
 
 Кроме того, президентская власть имеет свою серьезную нишу в законотворчестве (право законодательной инициативы, право вето и др.), в судебной системе (инициирование новаций в судоустройстве и судопроизводстве, право помилования и т.д.) и ее основная деятельность бесспорно связана с исполнительной властью, которой принадлежит, по разным оценкам, 80-85% всего властного ресурса.
 
 Не говоря о непосредственном руководстве силовыми ведомствами, которое президент не разделяет ни с кем, он реализует управленческую функцию власти в хозяйственной и социально-культурной областях.
 
 Все это следовало бы отразить в Конституции, хотя бы в виде поправки, с тем, чтобы действия президента, направленные на реализацию интересов народа, даже не прописанные конкретно, имели легитимную основу, а с другой стороны, поставили преграду волюнтаризму и авторитаризму.
 
 Сторонники "надвластного" гаранта стремятся сделать его властные полномочия эфемерными: надвластие по сути тождественно безвластию. Президентская власть в этом случае рассматривается как властная вертикаль в отрыве не только от управления, но и от самой власти в единстве ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей. А если так, то президенту навязывается позиция, согласно которой прерогатива его властных полномочий рассматривается как нечто первичное по отношению к экономике, политике и даже самой власти.
 
 Более последовательно решается вопрос государственной (в том числе и президентской) власти в Конституции Соединенных Штатов Америки. Уже в преамбуле указывается источник власти: "Мы, народ Соединенных Штатов...".
 
 Статья I, раздел 1, гласит: "Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов...".
 
 Статья II, раздел 1, устанавливает, что "исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки".
 
 Статья III, раздел 1, говорит о судебной власти в Соединенных Штатах.
 
 Таким образом, ветви власти описаны в этой конституции четко и последовательно. И никто не мешает и нам не
 
 только четко понимать их место и роль, но и отразить это в Конституции. И это существенно, ибо "согласно действующей Конституции у Президента нет ни одного рычага в отношении неконституционных, незаконных действий глав субъектов Федерации". Института Федерального вмешательства просто не существует.
 
 В тексте принятой Татарстаном Конституции лишь одна статья соответствует российскому Основному закону. "Де-факто Татарстан ушел из-под юрисдикции России", - говорит один из главных разработчиков Конституции РФ 1993 года С. Шахрай.
 
 Из этого следует, что коренная реформа государственного управления - насущная задача, причем не на уровне совершенствования имеющейся структуры, а в форме ее радикального преобразования - создания качественно новых форм и средств государственного управления. Президент в своем новогоднем интервью внес ясность в направление решения этой задачи.
 
 Известно, что современные "государственники" представляют президентскую власть как единовластие, освященное всенародным доверием. Кадры, то есть они сами, являются порождением и продолжением власти. Очень удобная позиция, которая является теоретической основой государственной службы, как государевой в своей исходной основе. Контрактные и трудовые отношения здесь рассматриваются как нечто противоестественное, разрушающее святость власти. Это закреплено существующим законодательством.
 
 Президент же подчеркнул, что хотел бы видеть себя не только избранным народом, но и "как человека, которого наняли на работу для исполнения определенных функциональных и профессиональных обязанностей на определенный срок, и воспринимали бы как человека, с которым заключили трудовой договор на четыре года". Для того чтобы переломить ситуацию в понимании природы государственной власти и управления в российском варианте, нужно начинать именно с подобной позиции, которая несет в себе базовое понимание перевода аппарата государственного управления на контрактную основу. В подобном случае не будет места должностной иерархии и самому институту государственной службы.
 
 307
 
 Президент высказал и несколько исключительно важных идей в отношении местного самоуправления. Он заявил, что "местное самоуправление должно составлять на определенном уровне единое целое с государственным уровнем управления в субъектах федерации". Такое понимание местного самоуправления выходит за рамки и значительно дополняет соответствующий раздел Конституции. Тем самым открывается возможность дальнейшего развития понимания вертикали власти, без чего она представляет собой лишь обрубок, с которым суждено ковылять по стране, а не вершить судьбы народа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 7.9. Россия в условиях экономического глобализма
 
 Как на первый взгляд ни странно, но именно идеологизация способствовала функционированию бреттон-вудской и последующих мировых валютных систем в режиме единства сфер производства и обращения. И как только потенциальный противник пал, производственные составляющие потеряли былой смысл, - в качестве цели и средства системы стало выступать обращение. В конце 80-х и в 90-е годы обращение, а точнее, валютные и финансовые спекуляции, превратились в самоцель в рамках мировой системы хозяйственных связей. В этих условиях трижды неразумно следовать в фарватере монетаристской политики США и МВФ.
 
 На наш взгляд, нужно прямо заявить, что продолжать реформы, которые привели страну к национальному унижению, экономическому краху и развалу государственности, мы не можем и не будем.
 
 Некоторые экономисты призывают не списывать все наши беды на государственный долг. Известно, мол, что государственный долг США составляет 5,5 трлн. долларов, а американская экономика при этом успешно функционирует, а совокупный государственный долг России составляет примерно 150 млрд. долларов (из этого 103 млрд. - долги СССР), и ее экономика пришла к фактическому краху. Это называется наводить тень на плетень, подыгрывая США и МВФ, ибо в условиях долларовой основы мировых хозяйственных связей СШАдолжны в конечном счете самим себе, а мы, как и другие страны, - им.
 
 308
 
 Россия не отказывается от выплаты задолженности по международным обязательствам, но при этом должны быть уточнены условия выплаты долгов СССР, а также проведена реструктуризация выплаты долга России, учитывая мексиканский опыт 1982 г. Это закономерно и оправдано, поскольку свою долю ответственности за выросший словно снежный ком российский долг должны нести и те, кто, пользуясь ситуацией, навязывал российской стороне такие условия займов, которые не могли не привести к столь плачевному финалу.
 
 Когда сознательно банкротили страну, нужно было думать о последствиях. Ведь наверняка видели и знали, что бездумное следование в фарватере экономической политики США не выражает долговременных национальных интересов России.
 
 А раз владели обстановкой, - значит, осознанно шли на риск. А по законам рынка за риск нужно платить. Ведь вполне логично, что прежде чем отдавать внешние долги, мы должны хотя бы по минимуму ликвидировать внутренний долг - долг перед народом: прекратить вымирание нации. Мы не должны позволить навязать себе представление о том, что международное право - право сильного, что сильный всегда прав, а слабому не позволительно не только высказывать, но и иметь свое собственное мнение.
 
 Выход из этой ситуации на путях очередной трансформации, если пока не полностью исключен, то существенно ограничен. Почти до дна уже исчерпан основной ее ресурс: создание социального благополучия отдельных стран и народов. Созданное в США "общество потребления" как "общество всеобщего благоденствия", основанное на поклонении материальным ценностям, в современных условиях изжило себя, показателем чего являются указанные мутации экономической системы.
 
 В связи с изложенным выше в первой половине XXI века человечеству грозит глобальная катастрофа. Выход в этих условиях не может связываться с упованием на магическую роль информации, на переход к информационному обществу, который снимет все проблемы, качественно изменив саму основу производства. Он должен быть найден в рамках вещественно-энергетической основы производства, путем приобретения нового качества не только обществом, но и самим человеком, его самоидентификацей, тождественной включенности в глобальный эволюционный процесс.
 
 Это означает развитие (или приращение) разумности человека как его конституирующего качества. А с этим связано самопознание и самосознание, самоограничение, саморегулирование и самоуправление, что в свою очередь означает переход к господствуюшеи и регулирующей роли духовно-познавательных ценностей.
 
 309
 
 Поэтому продолжать сводить все современные проблемы к экономике - значит не видеть тех качественных сдвигов, которые характеризуют новый век и новое тысячелетие, в котором эти тенденции получат полномасштабное развитие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 7.10. Национальная идея и национальное возрождение
 
 Национальная идея должна лежать в основе и быть критерием общенациональных приоритетов при определении стратегических линий экономического и социального развития, совершенствовании законодательства, развитии науки и культуры. С ней связан духовный потенциал народа, обеспечивающий заряд социального оптимизма, без которого невозможно решение исторической задачи национального возрождения.
 
 Определяющая роль национальных особенностей при формулировании национальной идеи не вызывает сомнений.
 
 И все же особый случай представляет национальная идея народа, находящегося за гранью выживания, в процессе прогрессирующего вымирания. В этом случае национальная идея ничего, кроме немедленного прекращения этого процесса, означать не может.
 
 Государство в этом случае должно не уповать на инициативу самих граждан (хотя это, в конечном счете, является очень важным условием выживания и прогрессивного развития нации), а взять ее в свои руки, мобилизовав как соответствующие, так и не соответствующие прежним идеологическим установкам резервы.
 
 Кстати, именно так поступал и Ф. Д. Рузвельт, выводя Штаты из Великой депрессии 1929-33 гг., и Де Голль после Второй мировой войны. Проще всего уйти от активных действий под предлогом того, что всемогущий рынок расставит все по своим местам, - как считал Б. Ельцин. Но последствия такого рода страусовой политики налицо. И нет никакой необходимости новому руководству повторять этот печальный опыт.
 
 Положение России, хотя и не объявленное чрезвычайным, является таковым по сути. И поэтому сейчас нет столь же важного критерия в оценке действий власти, экономистов, политиков, предпринимателей, всего активного населения, как прекращение вымирания нации. Эта проблема сейчас превратилась из демографической в политическую, в проблему национальной безопасности.
 
 310
 
 Дилемма, стоящая перед российским руководством, заключается в следующем: или поставить любыми средствами, невзирая ни на какую идеологию, преграду на пути вымирания нации, или выполнять абстрактные требования американской школы экономического либерализма и международных финансовых органов, контролируемых США.
 
 Это и есть политика экономического и социального реализма.
 
 Наши либералы не устают повторять, что в Америке лучшая экономическая система и поэтому мы должны у нее учиться. Это действительно так.
 
 Однако для решения наших проблем нужна специфическая экономическая система. И она не должна и не может даже походить на американскую, поскольку мы решаем принципиально разные задачи. И та, и другая исходят из своей национальной идеи.
 
 К. примеру, сейчас у нас много спорят о том, нужны ли округа и в них полномочные представители президента. Губернаторы обижаются на неблагодарную федеральную власть, которая по сути пустила регионы "в самостоятельное плавание" напутствием Ельцина: "Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить". И вот когда они правдами и неправдами все же решали региональные проблемы, в том числе и социальные, их пытаются не только подмять под себя, но и сменить как неугодных.
 
 Фактически и то и другое правда, но только наполовину. Если не мерить деятельность региональной, как и федеральной власти, национальной идеей, то разобраться в том, кто прав, кто виноват, невозможно в принципе. С этих позиций громадье региональных свершений может рассматриваться и как государственное дело, и как региональное местничество.
 
 Задача представителя президента в округе состоит в объединении деятельности федеральных служб в регионе, в координации региональных властей, налаживании повседневной связи, в исполнении федеральных и региональных полномочий. Важно определить, с какой целью все это делается. Для этого необходима общероссийская программа выживания и возрождения нации как документ, определяющий единомыслие и единодействие власти и граждан на всей территории страны.
 
 311
 
 В условиях сегодняшней России приоритетной задачей должно стать прекращение вымирания нации, обеспечение выживания, а затем - достойного существования граждан. Для этого необходимы разработка и последовательное осуществление программы национального возрождения России, имеющей силу закона, утверждаемой парламентом и определяющей достижение этих целей как стратегических.
 
 Все остальные среднесрочные и краткосрочные программы экономического и социального развития должны иметь подчиненное значение и обеспечивать выполнение основной задачи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Заключение
 
 Главный итог и основная новация этой книги - выдвинутое в ней положение о многосущности мира. Этому выводу предшествовала разработка автором в течение ряда лет во многих статьях и трех монографиях проблемы объективного идеального.
 
 Введение понятия объективного идеального в отличие как от божественного промысла, так и человеческого сознания явилось началом преодоления мономатериализма и моноидеализма как моносущности мира.
 
 Мир не материален и не идеален. Он многосущностен.
 
 Этот вывод коренным образом меняет представление о мире и месте в нем человека. Раньше для этого не было фактических оснований.
 
 В настоящее время эти новые сущности (субстанции) мира представлены понятиями антивещества (антиматерии) и информации. Сегодня мы знаем о них не очень много, но и этого достаточно для того, чтобы сделать вывод о неприемлемости сведения мира к единой сущности. Это связано с преодолением моноидеализма и мономатериализма и разработкой представления о мире как исходной равноположенности материального и идеального начал природы.
 
 Сегодня, однако, приходится констатировать мировозренческую ограниченность и это подхода: попытка свести сущностные основы мира к единству материального и идеального начал является рубиконом в движении от моносущности к многосущности.
 
 312
 
 
 Но последняя этим не может быть ограничена. Так, информация не может быть сведена только к идеальному, равно как и только к материальному Это принципиально иная природная сущность, с которой должно сооброзовываться и современное представление о сущности человека, его общественных связях и отношениях.
 
 Моносущностное понимание, связанное с господством материальных ценностей и превращением личной выгоды и потребительства в квинтэссенцию общественных отношений, на границе XX и XXI веков исчерпало свой ресурс и превратилось в препятствие на пути раскрытия сущностных сил человека и реализации его природного предназначения.
 
 Это поставило человечество на грань катастрофы. Для выхода из тупика необходима не стагнация старых моносущностных представлений, а раскрытие новых доселе неведомых природных сущностей. Ведь только с ними могут быть связаны принципиально новые общественные связи, имеющие в отличие от господствовавшей веками силовой, иную - несиловую основу.
 
 Сегодня это и есть новая информационная сущность мира, человека и общества, являющаяся базисом нового миропонимания. Дальнейшее понимание человеком мира будет связано с открытием других, еще не познанных сущностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Егоров Владимир Сергеевич
 Философия открытого мира
 Технический редактор: И. Л. Карюков
 Корректоры: Г. Н. Витухновская, Т. А. Высочина
 Компьютерная верстка: Е. В. Ломоносова
 Московский психолого-социальный институт
 113191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а.
 Тел.: (095) 234-43-15, 958-17-74, доб. 111, 117
 E-mail: publish@col.ru
 Издательство НПО "МОДЭК".
 394000, г. Воронеж, а/я 179.
 Тел.: (073-2) 49-87-35.
 E-mail: postmaster@modek.vrn.ru
 Сдано в печать 30.06.2001. Формат 84x108/32. Бумага газетная.
 Гарнитура "Таймc". Усл. печ. л. 16,8. Усл. изд. л. 18,29.
 Тираж 5.000. Заказ № 3284.
 
 Отпечатано с компьютерного набора
 в издательско-полиграфической фирме "Воронеж",
 394000, г. Воронеж, пр. Революции, 39.
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 20 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу