<< Пред.           стр. 6 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Начальный энтропийный Большой Взрыв и обратное сжатие в исходную точку - это типичная обратимая модель, которая противоречит по существу необратимости как стержневому понятию становления. Попытки доказать обратное запутывают и без того запутанные представления людей о мире и месте в нем человека. Пригожин же считает, что, следуя его гипотезе, Большой Взрыв можно рассматривать как чистой воды необратимость.
 
 "В самом деле, - пишет он, - что может быть более необратимым, чем процесс перехода из "ничто" (квантового вакуума) в нашу вселенную с ее материей - энергией. Но необратимость есть следствие неустойчивости. Следовательно, наша главная проблема сводится к рассмотрению неустойчивости, которая... может быть вызвана взаимодействием гравитации и материи... Это взаимодействие может индуцировать неустойчивость" [2].
 
 1 Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. - М., 1994. - С 217.
 2 Там же, - С. 218.
 
 
 Не говоря уже о существе этой проблемы, решение которой отнюдь неоднозначно, где же здесь "новая физика", "переоткрытие" времени, если все составляющие взаимодействие и их характер описываются в рамках ньютонианства? А переход из "ничто" в материю-энергию - не доказательство необратимости, а гадание на кофейной гуще, ибо никто не знает, что такое "ничто", способное породить что-то, и вследствие чего это может произойти!
 
 71
 
 Поля флуктуируют даже в квантовом вакууме. Это означает, что в любой момент времени виртуальные пары частиц-античастиц рождаются только для того, чтобы исчезнуть в следующий же момент.
 
 Но черная дыра может поглотить одну из частиц, образующих виртуальную пару, прежде чем та исчезнет, а вторая частица в это же время может удалиться в бесконечность.
 
 Хокинг показал, что такой процесс приводит к притоку отрицательной энергии в черную дыру и оттоку положительной энергии (или материи) из черной дыры.
 
 В результате взаимодействия с квантовым вакуумом черная дыра распадается. Таким образом, черные дыры растут, поглощая все, что пересекает их горизонт, и распадаются из-за своего взаимодействия с квантовым вакуумом. Черные дыры действуют как своеобразные термодинамические преобразователи: они поглощают все, что попадает в область их влияния. Но обратного процесса не существует, и это говорит о том, что черные дыры представляют собой крайний случай необратимости.
 
 Для того, чтобы преодолеть трудности, связанные с Большим Взрывом, Стивен Хокинг предложил ввести в фундаментальное описание вместо реального "мнимое" время [1].
 
 С таким подходом не согласен И. Пригожин. При распаде черные дыры весьма вероятно рождают столько же материи, сколько и антиматерии. "Для объяснения преобладания в современном мире материи над антиматерией необходим какой-то дополнительный механизм, приводящий к большому содержанию материи" [2], - считают И. Пригожин и И. Стенгерс. Думается, однако, что никакого "дополнительного" механизма, кроме исходной природной упорядоченности наряду с хаосом, нет.
 
 1 Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. - М., 1990. - Гл. 8.
 2 Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. - М., 1994. - С. 237.
 
 
 И. Пригожин, поясняя свою модель рождения материи и вселенной из "ничто", подчеркивает, что "квантовый вакуум - это отнюдь не "ничто". Он наделен универсальными постоянными...". Но если так, то чем он отличается от материи?
 
 Да это и не соответствовало бы мономатериализму как мировоззренческому подходу. "Вводимый нами, - пишут авторы, - космологический механизм приводит к необратимому "разделению фаз" между материей и гравитацией.
 
 72
 
 В первоначальном вакууме они смешаны, в существующей ныне вселенной мы наблюдаем материю, перенос к гравитации, "плавающей" в пространстве времени... В этом смысле время предшествует существованию вселенной" [1]. Что же в этом случае представляет собой время, и как быть тогда с материальностью мира, контрпозицией материи и сознания и т.д.?
 
 Налицо тупиковая ситуация, выход из которой указывают И. Пригожин и И. Стенгерс в книге "Время, хаос, квант": "То, что возникает буквально на наших глазах, - пишут они, - есть описание, промежуточное между двумя противоположными картинами - детерминистическим миром и произвольным миром чистых событий. Реальный мир управляется не детерминистическими законами, равно как и не абсолютной случайностью. В промежуточном описании физические законы приводят к новой форме познаваемости, выражаемой несводимыми вероятностными представлениями. Ассоциируемые теперь с неустойчивостью,.. несводимые вероятностные представления оперируют с возможностью событий, но не сводят реальное индивидуальное событие к выводимому, предсказуемому следствию. Такое разграничение между тем, что предсказуемо и управляемо, и тем, что непредсказуемо и неуправляемо, возможно, удовлетворило бы эйнштейновский поиск познаваемости" [2].
 
 На этой ноте сегодня вполне допустимо перевести дух и подчеркнуть необходимость дальнейшего осмысления философской проблематики, связанной с постнеклассической наукой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.7. Интерфейс между материей и духом
 
 Поль Дэвис в книге "Новая физика" пишет: "Проблемы физики очень малого и очень большого трудны, но, быть может, именно здесь проходит граница - своего рода интерфейс между духом и материей" [3]. В такой общей постановке это не более чем практически малозначимая конструкция ума, однако ее яркая форма будит воображение. "Интерфейс между духом и материей" лежит в самом центре парадокса времени, - считают И. Пригожин
 
 1 Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. - М., 1994. - С. 237.
 2 Там же. - С. 262-263.
 3 Davies P. The New Physics: a Synthesis. - Jn: The New Physics. Ed H. Davies. - Cambridge: University Press, 1989. - P. 67.
 
 
 73
 
 
 и И. Стенгерс. Если стрела времени должна быть связана с человеческой точкой зрения на мир, управляемый симметричными во времени законами, то самая возможность познания становится парадоксальной, поскольку любой акт измерения означает необратимое взаимодействие с миром.
 
 Очевидно, что пытаться в рамках парадокса времени решать проблему интерфейса между духом и материей - значит абсолютизировать время в качестве не только научной, но и философской категории.
 
 И. Пригожин выходит за эти рамки, рассматривая проблему наблюдателя в постнеклассической науке: "Наблюдатель более не играет активной роли в эволюции природы или, по крайней мере, не большую роль, чем в классической физике. И в том, и в другом случае мы можем претворить в действие информацию, получаемую из внешнего мира (выделено мной. - В. Е.). Но эта роль... далека от роли демиурга, которой квантовая физика наделяет наблюдателей, считая их ответственными за переход от потенциальной возможности к актуальности" [1].
 
 1 Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. - М., 1994. - С. 215.
 
 
 Как видим, важнейшую мировоззренческую проблему, восходящую еще к нашумевшему в начале века спору Бора и Эйнштейна, Пригожин решает уверенно и самостоятельно, не прибегая к аргументации, связанной с "переоткрытием" времени.
 
 На наш взгляд, интерфейс между материей и духом проходит по линии разграничения между материей и антиматерией и между материальным и идеальным началами природы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.8. О смыслопорождении как проявлении объективного идеального
 
 Г. Хакен пишет: "Классическая интерпретация процесса познания подразумевает, что смысл в той или иной форме изначально присутствует - либо в мире платоновских идей, либо в априорных механизмах разума, либо он вписан в конфигурацию устройства природы и т.п. ...При этом сам источник смыслов также может быть представлен в виде некого выделенного "центра" (природы, Бога, трансцендентального "Я" и т.п.), с которым по мере возможности устанавливается устойчивая связь.
 
 74
 
 Однако нарисованная картина справедлива с точки зрения стабильного статичного бытия. Если же встать на точку зрения бытия становящегося, то следует, очевидно, признать, что у мироздания нет изначальных смыслов, и принять... процесс смыслопорождения" [1]. Признание того, что нет изначальных смыслов, как и принятие положения о смыслопорождении, не выводят, на наш взгляд, понятие "смысла" на объективный уровень. Последний, при сегодняшнем миропонимании, связан с материальной или идеальной основой, которая отвечает на вопрос о сущности, а не о смысле.
 
 1 Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. - М., 1991. - С. 50.
 
 
 Смысл выражает субъективное представление о сущности объективного процесса, является продуктом сознания, имеющего основой объективное идеальное. Процесс смыслопорождения при этом не только неотделим от субъекта, но и вносит новое качество в понимание объекта.
 
 В этом случае объективная основа субъективных смыслов находится внутри природы. Значит, внеприродные "центры" - Бог и трансцендентальное "Я" - исключаются из объективной основы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4. Открытость мира и субстанциональность
 
 4.1. Предельность материн как природной субстанции и мировоззренческого понятия
 
 Мировоззренческое положение о материальности мира и сейчас оказывает существенное влияние не только на философов и обществоведов, но и на естествоиспытателей. Не удивительно, что творцы неравновесной термодинамики говорят о новом содержании материи, новом материализме и т.д. В результате философские выводы, которые следуют из достижений современной физики, химии, биологии, входят в противоречие с материалистическим монизмом как миропониманием.
 
 Тезис о материальности мира выдерживает критику лишь если представлять мир как закрытую систему.
 
 В современной физике понятие предельности материи становится общепризнанным. О предельности материи совершенно определенно говорит У. Р. Эшби: "Все материальное не может характеризоваться числом, превышающим 10 в 100 степени" [1].
 
 75
 
 Космологические теории о начале и конце мира свидетельствуют о предельности его материальной сущности. Теория Большого Взрыва - это теория возникновения и уничтожения материи как субстанциональной сущности мира. Значит, возникновение и исчезновение материи должно быть принято как исходный факт. Но в таком случае ни материя, ни материальность мира не являются предельными мировоззренческими понятиями.
 
 "Ничто" в такой роли выступать не может, поскольку ничего, кроме отсутствия чего-либо, не означает.
 
 Остается предположить, что понятие мира связано с его открытостью и бесконечностью, беспредельностью его сущностных основ, не сводящихся к материальности, вещественности, субстратности, дискретности как предельным мировоззренческим понятиям.
 
 Эти понятия мировоззренчески неразделимы и выражают совершенно определенную единую природную сущность.
 
 В этой связи представляется неоправданным противопоставлять дискретным волновые свойства субстрата, вещество и поле. Завершается это попыткой объединить вещество и поле на уровне "единого мирового субстрата - вещества-поля" [2], что выражает мономатериалистический смысл этой конструкции.
 
 1 Эшби У. Р. Общая теория систем. - М., 1966. - С. 174.
 2 Арлычев А. Н. Проблема познания процесса в философии и науке // Вопросы философии. - 1999. - № 3. - С. 95.
 
 
 С понятием материальности мира связано представление о вечности и неизменности сущностной основы мира независимо от уровня развития познавательной способности человека.
 
 С позиций теории "Большого Взрыва" мир представляется в одной линейной плоскости (сингулярность, взрыв, разбегание галактик и т.д.), что связано с понятием материальности мира, взаимодействием его элементов, и исключает в итоге понятие бесконечности, а следовательно, и представление об иных мирах, формах жизни и познающих существах.
 
 Поэтому прорыв в бесконечность видится в объемном фрактальном представлении о мире, в преодолении исходного значения материи, пространства и времени как всеобщих форм ее бытия и выходе на понимание беспредельности сущностных основ мира и новых форм его проявления.
 
 76
 
 Поиски кирпичика мироздания остановились в современной физике на кварках, а в связанной форме их существования - на кваркглюонной плазме. Последняя представляет содержательное наполнение "черных дыр" и имеет принципиально иные характеристики, чем известная нам материя. 13 января 2000 г. агентство "Рейтер" сообщило, что в центре нашей галактики обнаружены три гигантские черные дыры, которые находятся от нас на расстоянии от 50 до 100 млн. световых лет и масса каждой из которых больше массы Солнца в 100 млн. раз. Такое "соседство" еще более усилило интерес к содержанию черных дыр.
 
 В результате экспериментов американских ученых в Брукхэвенской национальной лаборатории была получена новая природная сущность, состоящая из странных кварков, которая принципиально отличается от известных нам материальных проявлений. По мнению таких всемирно известных физиков, как Шелдон Глэшоу и Ричард Вилсон, она представляет собой по сути антиматерию.
 
 Энергия в современном понимании представляет собой общую сущность различных форм материальных взаимодействий: механической, тепловой, электромагнитной, химической, ядерной, гравитационной. При переходе энергии из одной формы в другую ее общее количество не меняется, что получило название закона сохранения энергии. Он был развит в закон энергии-массы, согласно которому энергия превращается в массу и наоборот по формуле: энергия равна массе, умноженной на квадрат скорости света Е=mс в квадрате.
 
 Еще в 1852 г. Томсон открыл универсальную тенденцию к деградации механической энергии, а Клаузиус в 1865 г. ввел понятие энтропии. Энтропия означает неупорядоченность, связанную с тем, что часть внутренней энергии любой замкнутой системы, вплоть до вселенной, не переходит в другую форму в соответствии с законом сохранения энергии. В частности, тепловая энергия не превращается целиком в механическую работу, согласно первому началу термодинамики. При обратимых процессах величина энтропии остается неизменной, при необратимых - возрастает, что должно привести в конечном счете к "тепловой смерти" вселенной.
 
 77
 
 В конечном счете рост энтропии связан со скоростью распространения сигналов в материальном мире, ограниченной скоростью света в вакууме, что является порогом самого существования материи. С позиций мономатериализма на этом нужно ставить мировоззренческую точку, но, кроме мировоззренческой ограниченности самого мономатериалистического подхода, это ничего не означает, ибо указанное ограничение распространяется на материю и энергию, но не распространяется на информацию ввиду ее нематериального характера.
 
 Таким образом, информация превращается в фундаментальное понятие, более адекватно выражающее бесконечность мира. Время как длительность и пространство, как протяженность, связано с субъективным представлением о природных процессах на основе их измерения с помощью принятых и признанных человеческой практикой метрических и астрономических показателей. Так, согласно теории Большого Взрыва, наша галактика образовалась 10-15 млрд. лет тому назад, что совпадает с возрастом наблюдаемой части вселенной. Но это не более чем субъективное представление об объективном процессе.
 
 Человек (наблюдатель) может иметь дело лишь с наблюдаемой частью Вселенной, которая представляет собой ничтожно малую величину по сравнению с ненаблюдаемой. Согласно этой же теории Солнечная система образовалась 5 млрд. лет тому назад. Жизнь на земле возникла 3 млрд. лет тому назад. И это уже воспринимается как объективный факт.
 
 Известно, что Эйнштейн предполагал вселенную статичной, но буквально через 5 лет на базе его же уравнений вселенная стала рассматриваться как "пульсирующая", находящаяся то в сжатии, то в расширении. Открытие в 1965 г. реликтового излучения позволило физикам сделать вывод о расширяющейся Вселенной, начало которому положил Большой Взрыв "Big Bang".
 
 Из этого И. Пригожин делает вывод о том, что фотоны, которые пронизывают всю наблюдаемую вселенную, являются продуктами, сопровождающими расширение вселенной, и не свидетельствуют о том, что материя есть физическая данность. В то же время считается установленным, что фотоны позволяют измерить издержки энтропии: наша вселенная содержит 10 в 8 степени -10 в 9 степени фотонов на 1 барион - материальную структуру, организованную так же, как протон или нейтрон.
 
 78
 
 В результате гипотезы Большого Взрыва "тепловую смерть" вселенной в виде энтропического взрыва пришлось переместить с конца ее истории в начало, но не исключить. Это означает мировоззренческое представление о вселенной как закрытой системе, имеющей начало и конец.
 
 Ограниченность (дискретность, граничность, конечность) системной организации вплоть до вселенной, связанная с ограничением сущностных основ мира материально-вещественным содержанием, свидетельствует об ограниченности самого такого мировоззренческого подхода.
 
 Безначальность-бесконечность мира этим подходом исключается, ибо Большой Взрыв означает его начало, а значит, предполагается и конец.
 
 Концепция "Большого Взрыва" предполагает возникновение материи и энергии из "ничто" и конечное превращение материи и энергии в "ничто", а это выводит исходное рассуждение за пределы материально-вещественного и энергетического содержания и предполагает "ничто" в качестве исходного начала.
 
 Однако это означает одновременно и конец самого философствования, так как из "ничто" никаким рассуждением нельзя сделать "что-то" по определению, ибо иначе оно перестанет быть "ничто", а если это "что-то", то необходимо выяснить его содержание.
 
 Попытки обнаружить его в пространстве (А. Эйнштейн) и времени (И. Пригожин), связав с ними происхождение материи, ведут в мировоззренческий тупик, ибо содержание выводится из его свойств.
 
 Эта апория может быть преодолена лишь заменой основополагающей роли энергии (как общего содержания всех форм движения и связанного с этим силового взаимодействия) нематериальным качеством природы, или содержанием, поступающим к нам извне, - информацией.
 
 Информация не является ни материей, ни энергией, не ограничена связанной с ними дискретностью, а значит, и системным, разграниченным, начально-конечным представлением о мире. Именно поэтому она по определению выражает его безначальность и бесконечность.
 
 79
 
 Это принципиально иное миропонимание по сравнению как с системностью, так и с моноидеализмом и мономатериализмом. Из него следует, что не может выдвигаться в качестве непререкаемой истины ни одна из гипотез, объясняющих сущность мира, в том числе и возможность его "происхождения", "возникновения".
 
 В этих условиях наличие природных констант и открытие новых, расширяющих наше представление о вселенной, свидетельствует не только о наличии, но и об особой актуальности проблемы природного (объективного) идеального.
 
 Если бы в природе объективно не существовало идеальное, то не могло бы быть и его субъективного образа. Вполне возможно, что человеческий разум уникален, и сознание является единственной формой его реализации, как и то, что во вселенной возможно проявление разума в формах, не тождественных человеческому сознанию. Все эти предположения, однако, основываются на том, что в фундаменте природы существует для этого некая объективная основа.
 
 В то же время представление об объективном идеальном не может складываться на основании аналогии с человеческим сознанием и тем более отождествляться с ним.
 
 Объективное идеальное в различных философских системах отождествляется с Мировым разумом, Мировым духом, надприродным божественным началом, задающим природе организацию и порядок и являющимся в связи с этим первичным по отношению к материи как неживой природе и т.д. С современных научных позиций над природой и вне ее нет и не может быть ничего. Она самодостаточна и выступает как единство материального и идеального, от исходных форм до конкретных проявлений.
 
 Познание сущностных основ мира безгранично, представление о них принципиально не может быть исчерпывающим.
 
 А если о фундаментальных основах мира у человечества не может быть законченного представления, то таковыми являются и понятия хаоса и упорядоченности природных процессов. Это значит, что они не могут быть мировоззренчески предельными понятиями. Можно сказать, что открытость мира и означает бесконечность его сущностных основ.
 
 Почему, собственно, антиматерия является собирательным понятием нематериальных сущностей в современном миропонимании? До недавнего времени единственной известной нам нематериальной сущностью являлась идея, идеальное.
 
 80
 
 Материалистами идеальное представляется как производное материи, материального. Причем материальное выступает в качестве объективной реальности, а идеальное - в качестве субъективной. Этим идеальное, которое сводится материалистами к человеческому сознанию, получает в материальном объективную основу и возможность варифицирования в той или иной мере. Идеалисты же доказательностью своих представлений не озабочены, поскольку они основаны не на разуме, рациональном мышлении, а на вере.
 
 С этим связана непримиримая противоположность религии и науки. В итоге они пришли к глубочайшему кризису, который характеризует их теперешнее состояние. Он связан с тем, что сущностное представление о мире как контрпозиции материального и идеального изжило себя.
 
 До начала прошлого века вопрос о предельности материальной и идеальной сущностей мира не возникал, так как для этого не было соответствующих оснований. Думается, что таковые появились в процессе мировоззренческой оценки кризиса физики на пороге XX века. "Материя исчезла" - вот ее главный тезис. И несмотря на утверждения, противников такого подхода о неисчерпаемости материи, XX век не принес убедительных подтверждений этого.
 
 Получившее признание утверждение о безмассовости (то есть невещественности) кварков, глюонов, фотонов свидетельствует о предельности материи. В пользу этого говорят и попытки связать на мегауровне возникновение материи с "ничто", временем, пространством, предматериальным вакуумом и т.д.
 
 
 Важнейшее значение имеет выдвинутое А. Эйнштейном положение о скорости света в вакууме как границе физического существования материи.
 
 Открытие на элементарном уровне античастиц, а затем и антиатома водорода дает основание для вывода о наличии в мире антивещества, антиматерии. И хотя пока ее содержание конструируется по аналогии с известными характеристиками вещества, это по определению нематериальная и, что очень важно, верифицируемая природная сущность.
 
 В условиях предельности материального идеальное как нематериальная сущность лишается своего критерия и, тем самым, также оказывается предельным понятием.
 
 81
 
 Важным доказательством предельности материально-идеального сущностного представления о мире явилось открытие в середине XX века информации - содержания, поступающего к нам извне и не являющегося в сущностном смысле ни материей, ни идеей.
 
 Информация является новой самостоятельной сущностью, выражающей принципиально иной мировоззренческий уровень по сравнению с материально-идеальным.
 
 Информация может быть представлена как антиматерия, то есть нематериальная сущность, но не на структурном, а на содержательном уровне.
 
 Именно в этом смысле мы говорим об антиматерии, как собирательном понятии нематериальных сущностей на постматериально-идеальном мировоззренческом уровне.
 
 Все категории рационализма как мировоззренческого субъективизма, начиная от бытия, материи и сознания, так и само это направление философии необходимо существенно переосмыслить, а в конечном счете заменить другим, соответствующим постнеклассической науке и интеграции с ней других способов постижения человеком мира.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4.2. Открытость мира и понятие его сущностных основ
 
 Открытость мира, его безначальность и бесконечность предполагают, что его сущностные основы столь же неисчерпаемы, как и он сам. Это позволяет представить неисчерпаемость как находящуюся за пределами материи, сущность которой выражается понятиями вещественности, субстратности, а важнейшим свойством которой является дискретность. Материя в этом случае не является самодостаточной, и чем глубже проникновение человека в тайны природы, тем большее значение приобретают характеристики мира, лежащие за пределами материальности, вещественности. В неразвитом виде, на уровне сегодняшнего уровня развития познавательной способности человека, преодоление мономатериализма связано с проблемой природного идеального.
 
 82
 
 В. Д. Захаров в этой связи подчеркивает: "Как и в общей теории относительности (ОТО), идеальное (выделено мной. - В. Е.) (ненаблюдаемое) оказалось реальнее материального: именно оно описывает все наблюдаемое в материальном мире. И описывает, как выяснилось, не естественной причинностью или, по крайней мере, не одной ею" [1].
 
 1 Захаров В. Д. Метафизика в науках о природе // Вопросы философии. - 1999. - № 3. - С. 109.
 
 
 Показательно, что всякие попытки обнаружить природное идеальное немедленно и без всякого доказательства объявляются мономатериалистами уступкой религии и мировоззренческим дуализмом, а моноидеалистами - осовремененным и облагороженным материализмом. В научном мире преобладает противоположная тенденция. Так, президент РАН Ю. Осипов на Соборных слушаниях по теме "Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий" в 1998 году заявил: "Создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании, как говорят в нашей среде, Абсолютного Разума".
 
 А вот мнение на этот счет другого солидного ученого, академика Е. П. Велихова: "Мне абсолютно ясно, что вся деятельность человека - не просто плесень на поверхности маленького земного шарика, что она чем-то определяется свыше (выделено мной. - В. Е.).
 
 Такое понимание и восприятие Бога у меня есть, есть чувство прошлого, будущего и связи между ними. В этом смысле я могу понимать вопросы бессмертия души. Ведь какая-то часть нашего бессмертия сидит в молекулах ДНК, в генах. Другая - в системе передачи информации от поколения к поколению...".
 
 Такое представление является прорывным в случае мировоззренческого представления о материальности мира. А как быть, если прошлое и будущее, время и пространство вместе с понятием материи и ее бытия не покрывают сущностных основ мира? Тут и понятием "своего" Бога не обойдешься. Беспредельная сложность природных объектов, их структурирование, качественное разнообразие составляющих, функциональные особенности частей и целого, их согласованность и целесообразность, наиболее ярким примером чего является человек, должны, помимо вещественности (субстратности), выражаться многими сущностями. Сегодня, на начальной стадии преодоления представления о материальности мира, эти сущности по аналогии с исторически сложившимся понятием, противоположным материальному, определяются как природное идеальное.
 
 
 83
 
 Идеальное в этом смысле - это исходная противоположность материального - не материальное, не вещественное, отношение, связь - по Пригожину. Идеальное в этом случае не ограничивается понятием идеи, духа, разума, хотя не исключает их.
 
 Другими словами, к объективному идеальному мы относим то, что противоположно вещественности, субстратности материального начала природы.
 
 Сегодня мы можем воспринимать объективное идеальное лишь собирательно и обобщенно. На мегауровне - это исходная упорядоченность наряду с хаосом, это природные размерности и выражающие их мировые константы, точная согласованность которых обеспечивает беспредельное миропроявление. На макроуровне - это человек, составляющие организма которого согласованы физиологически и функционально столь удивительным образом, что обеспечивает его разумность и ее приращение.
 
 На микроуровне - тайна фазовых переходов как превращений неживого в живое, живого в разумное и т.д. Идеальным является и исходное соотношение между материей и антиматерией, которое не позволяет им аннигилировать.
 
 До достижения этого уровня познания нет возможности преодолеть эмпирически и верифицируемо представление о материальности мира и ввести понятие объективного идеального.
 
 Только получив подтверждение на сущностном уровне мира, понятие объективного идеального приобретает мировоззренческий смысл и значение для характеристики природных и общественных процессов в современных условиях. Это, если можно так выразиться, объективный срез проблемы. Но есть и субъективный: бесконечность сущностных начал мира предполагает и бесконечность проявлений субъективности. Это и возможность безграничного углубления человеческой субъективности, связанной с приращением разумности. Это и наличие идеального начала в условиях других планет и вселенных, вполне возможно, по форме отличающегося от человеческой телесности и разумности.
 
 84
 
 Обобщенное и упрощенное представление об идеальном связано с достигнутым уровнем познания и зиждется в основном на субъективных представлениях и ощущениях: рождение и смерть человека - начало и конец мира; аналог жизни - линейность и однонаправленность природного процесса; телесность и духовность человека - земная твердь и мировой дух, материальное и идеальное и т.д.
 
 По мере развития познавательной способности человека понятие объективного идеального будет углубляться, конкретизироваться и развиваться содержательно. Понятие же материального в смысле его вещественности, субстратности остается неизменным и содержательно ни природного процесса, ни развития познавательной способности человека не выражает.
 
 Может возникнуть вопрос: а почему бы не отнести к материальному все то содержательное наполнение, которое мы вычленяем из него как объективное идеальное? Ведь это его структура, внутренняя принадлежность, без чего она теряет целостность и качественную определенность.
 
 Дело в том, что, если поступить таким образом, материя окажется единственной сущностной основой мира (раз на исходном уровне ей ничего не противостоит), и весь природный процесс будет сведен к развитию материи, все остальное будет носить производный от материи вторичный характер.
 
 С материальностью мира неразрывно связаны принципы детерминизма и редукционизма, а следовательно, представление о линейности развития и др. характеристики, уже не только поставленные под сомнение, но и преодоленные постнеклассической наукой.
 
 Известно, что мономатериалистический подход допускает развитие представлений о мире как развитие представлений о самой материи: это поиск кирпичика, к которому можно редуцировать понятие вселенной и тем самым получить законченное представление о мире. Другими словами, с этим подходом связано представление о мире как закрытой системе, что мировоззренчески ограничивает познание, предполагает его конечность, завершенность, причем в рамках материальности. Это ставит преграду на пути поиска иных, нематериальных сущностей, о наличии которых догадывались и высказывались уже древние.
 
 В то же время объективным идеальным представление об исходных нематериальных сущностях мира ограничено быть не может.
 
 85
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4.3. Понятия мегауровня в структуре мировоззрения
 
 В научной и философской литературе имеет место отождествление, смешение, в лучшем случае недостаточно четкое разграничение понятий мегауровня: Мир, Космос, Природа, Универсум, Вселенная. И это не имело существенного значения, пока в рамках философии рационализма человек как самодостаточная субъективная реальность противостоял объективной реальности, за которой и скрывались все эти понятия.

<< Пред.           стр. 6 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу