<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Рис.13. Спирограмма уджайи (испытуемый Ч.)
 
 
  Рисунок 13. показывает спирограмму уджайи-пранаямы (испытуемый Ч.) с частотой дыхания 2/мин, дыхательным объемом в 3 л и минутным объемом дыхания (легочная вентиляция) 7 л/мин. Потребление кислорода было вдвое выше обычного (600 мл/мин), хотя, впрочем, исследование проводилось не при стандартных условиях основного обмена. У испытуемого Г. при уджайи частота дыхания составляла 5/мин, а дыхательный объем только 1 л.
 
 Рис.14. Спирограмма капалабхати (исп.Ч.)
 
 
  На рис.14 - спирограмма капалабхати (исп.Ч.). Примечателен исключительно малый объем вдоха (ок. 150 мл), что собственно означает вентиляцию только мертвого пространства. При этом достигается вполне нормальный уровень потребления кислорода (ок.400 мл/мин). При вентиляции только мертвого пространства альвеолярный газообмен должен был бы собственно прекратиться (данное обстоятельство, помимо нагрузки давления на кровообращение, обуславливает то, что при подводном погружении нельзя переходить границ критической длины шноркеля, так как объем шноркеля увеличивает объем мертвого пространства). Тот факт, что в данном случае это не происходит, объясняется, по-видимому, колебаниями давления, которые возникают вследствии сверхвысокой частоты дыхания - 82 1/мин и вызывают эффект смешивания (испытуемый Г. достиг частоты дыхания 108/мин).
 
  В практике реанимации при анестезии уже некоторое время применяется напоминающий капалабхати способ искусственного дыхания, т.н. высокочастотное искусственное дыхание (Sjostrand 1977), при котором на равномерный поток воздуха накладываются периодические колебания давления высокой частоты так, чтобы грудная клетка не производила бы дыхательных движений.
 
 
 Рис.15. Спирограмма бхастрики (исп.Г.)
 
  С испытуемым Г. мы смогли зарегистрировать некоторые другие пранаямы. На рис.15 показана бхастрика, здесь ЧД составила 60/мин, в другом исследовании 22/мин (рис.18).
 
 Рис.16. Спирограмма мурча (исп.Г.)
 
  На рис.16 показана мурча, где легко видеть увеличение продолжительности выдоха (около 12 с.), которая была достигнута за счет того, что выдох делался с жужжанием. В итоге частота дыхания равна 4/мин, объем вдоха - 1 л.
 
 
 Рис.17. Спирограмма ситали (исп.Г.)
 
  При ситали, охлаждающем дыхании (рис.17), имеет место продление вдоха до 4-8 сек с ЧД 5/мин и объемом вдоха около 600 мл. При анализе всех этих данных надо учесть, что испытуемый Г. в покое имел аномально низкий минутный объем дыхания (около 4,5 л/мин). Разумеется, человек с более высоким МОД при практике пранаям нуждался бы в больших дыхательных объемах на вдохе.
 
 
 
 
  Рис.18. Пневмотахограммы бхастрики (вверху), при нормальном дыхании (в центре)и мурча (внизу) у испытуемого Г. (I - направление вдоха, Е - направление выдоха).
 
  На рис.18 сопоставлены пневмотахограммы для нормального дыхания, бхастрики и мурча у испытуемого Г. Эти ПТГ дают возможность снять временные параметры (частоту дыхания, продолжительность фаз дыхания) и прежде всего силу тока дыхания. В случае мурча видно, что выдох выполнялся столь медленно, что скорость тока была ниже порога чувствительности пневмотахографа.
  Первая документация о трех дыхательных техниках йоги принадлежит Miles (1964). В табл.15 сведены измеренные им у йога минутные объемы, частоты дыхания и потребление кислорода при исполнении пранаям бхастрика, капалабхати и уджайи в сравнении со значениями покоя. Разделение на фазы у испытуемого (медленная и быстрая фазы капалабхати), вероятно, является индивидуальной особенностью техники исполнения пранаямы у данного йога. В то время как частота дыхания дает исходные данные по технике пранаямы, минутный объем дыхания свидетельствует, что в данном случае уджайи ведет к снижению вентиляции. Напротив, при капалабхати минутный объем аномально повышен, впрочем, без задействования вентиляции мертвого пространства; данные по объему вдоха отсутствуют.
  Исследование Miles"а повторил Rao (1968) на большой высоте (3800 м над уровнем моря). Оказалось, что на этой высоте при уджайи минутный объем дыхания и расход кислорода выше обычного.
 
  Таблица 15. Минутные объемы дыхания (МОД) и частоты дыхания (ЧД) до, во время и после выполнения трех пранаям: уджайи, капалабхати и бхастрики одним йогом; средние значения четырех измерений (Miles 1964).
 
 Пранаяма Время до практики, мин 20 мин пранаямы Время после практики, мин 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 Уджайи МОД л/мин] 18,8 9,0 9,2 9,3 11,1 14,2 3,53 8,3 8,7 8,5 8,3 8,6 8,7 ЧД [мин-1] 21 22 22 22 22 22 1,26 19 20 20 20 21 20 Капалабхати медл. фаза быстр. фаза МОД [л/мин] 5,0 6 6,7 6,7 6,5 6,4 3,9 18,3 8,0 7,8 8,1 7,4 7,8 8,2 ЧД [мин-1] 13,5 15 16 16 15,5 15 12,5 80 18,7 18,7 19,3 18 18,7 19 Бхастрика медл. фаза быстр. фаза МОД [л/мин] 7,8 8 8,2 8,6 9,2 10,9 5,1 3,7 8,2 7,3 7,9 7,5 8,2 8 ЧД [мин-1] 11,5 20 19,7 20,7 21,7 21,7 21,0 1,3 18,7 18,7 18,5 18,5 19,2 19
  Техники форсированного дыхания должны были бы, даже без учета вентиляции мертвого пространства, вызывать, как следствие, эффекты гипервентиляции, т.е. наряду с полным кислородным насыщением крови ("кислородная ванна"), также гипокапнию и ощелачивание крови. Подтверждающие это анализы газового состава крови при пранаямах на сегодня отсутствуют.
  Наиболее своеобразной техникой пранаямы для нас будет, пожалуй, так называемое переменное дыхание. По традиционным представлениям дыхание через правую или левую ноздрю может оказывать значительное воздействие на умственную деятельность. Для возможного толкования можно привлечь теорию специализации полушарий коры головного мозга (см.5.4.), хотя о проекции и переключении афферентных импульсов с рецепторов слизистой оболочки носа, которые раздражаются, к примеру, проходящим холодным воздухом на вдохе, ничего неизвестно. Может быть также, что охлаждение капилляров в области носовых раковин рефлекторно воздействует на другие участки кровообращения в голове, и, таким образом, существуют висцеральные взаимовлияния по отношению к другим функциям мозга. Впрочем, все это только гипотезы.
  При естественнных условиях кровенаполнение слизистой определяет сопротивление воздухоносных путей в носу и поэтому при увеличении кровенаполнения в одной носовой полости этот путь для воздуха перекрывается, а воздух может усиленно проходить (в особенности, при насморке) через другую ноздрю. Физиологически это получается при лежании на боку, когда гидростатическое давление (см.3.3.2.) вызывает относительное набухание нижней ноздри и, следовательно, через верхнюю ноздрю (напр., правую при лежании на левом боку) пройдет больше воздуха. Экспериментально это показали Rao и Poltdar (1970). Таблица 16 дает минутные объемы дыхания, измеренные авторами для каждой ноздри раздельно. Кроме того, было установлено, что чисто механическое воспрепятствование экскурсии грудной клетки имеет тот же эффект, что и при лежании на боку (см.табл.16)
 
  Таблица 16. Минутные объемы дыхания (МОД), замеренные на правой (пр) и левой (лв) хоанах (задние отверстия полости носа), при лежании на одном и другом боку и при одностороннем воспрепятствовании движению грудной клетки (зажатый подмышкой костыль); средние значения 5 испытуемых (Rao, Poltdar 1970).
 
 Положение МОД общ МОДпр МОДлв МОДпр МОДлв [л/мин] [л/мин] [л/мин] [%] [%] Лежа на спине 9,8±2,3 5,5±2,6 4,3±2,1 56,1 43,9 Лежа на: правом боку 11,3±4,1 3,2±2,2 8,1±4,1 28,3 71,7 левом боку 9,3±2,3 6,2±3,8 3,1±2,2 66,7 33,3 Сидя: 13,4±2,9 6,7±3,5 6,7±1,2 50,0 50,0 Костыль справа 12,1±3,2 3,8±1,7 8,3±2,6 31,4 68,6 Костыль слева 11,6±3,1 7,2±2,4 4,4±3,3 62,1 37,9
  При лежании на боку подвижность соответствующей стороны грудной клетки ограничена. Это опять же наводит на мысль, что определяют этот эффект изначально не гидростатически обусловленные набухания слизистой носа, но механическая подвижность дыхательного аппарата. Об особенностях такого взаимодействия в настоящее время трудно сформулировать какую-либо физиологическую гипотезу. Этот эффект, впрочем, может иметь значение для дыхания через нос при некоторых асанах (напр., ардхаматсиендрасана, триконасана), когда растягивается одна половина грудной клетки.
  Йоги утверждают, что и при нормальных условиях покоя дыхание всегда сильнее через какую-либо одну ноздрю, и что сторона, по которой идет больше воздуха, меняется приблизительно каждые 1,5 часа. Количественных исследований по этому поводу не проводилось, но примечательно то, что и по другим функциям тела (спонтанные движения глаз, ЭЭГ) также обнаружены 90-минутные ритмы.
 
 
 4.4. Энергетический обмен в пранаяме
 
 
  Повышенное потребление кислорода для всех исследованных пранаям (Miles 1964, табл.17) показывает, что при этом энергообмен всегда выше, чем при спокойном дыхании. Это означает, что уджайи, капалабхати и бхастрика в сравнении с дыханием в покое требуют большей затраты усилий дыхательной мускулатуры, которая по объему соответствует обычной легкой нагрузке.
  Kuvalayananda (1930, 1933) измерил содержание кислорода и CO2 в выдыхаемом воздухе после выполнения ритмического дыхания и установил, что потребление кислорода и выделение CO2 в дыхательном цикле будет тем больше, чем длиннее продолжительность общего дыхательного цикла. В табл. 18 воспроизведены величины потребления O2 и выделения CO2 при различных соотношениях продолжительности вдоха, задержки и выдоха. Если замеренные величины поделить на продолжительность соответствующего общего дыхательного цикла, то мы получим значения потребления O2 и выделения CO2 в единицу времени. При этом легко видеть, что уменьшение обеих величин и рост длительности всего цикла оказываются в равной пропорции. Произвольное замедление дыхания в практике йоги идет, таким образом, параллельно со снижением потребления кислорода и выделения CO2. От этих данных легко перейти к фактам падения энергообмена при медитативных экспериментах в замкнутых камерах (см.5.3.2.), а также к выводам относительно регуляции дыхания и взаимовлияния на характеристических кривых CO2 (см.4.6.2.).
 
  Таблица 17. Потребление каслорода у одного йога пра трех пранаямах: уджайи, капалабхати и бхастраки. Средние значения 50 измерений (50 дней) (Miles 1964).
 
 Тип дыхания VО2 [мл/мин] Диапазон Среднее значение Прирост [%] Предварительное нормальное 185 - 232 203 - Уджайи 218 - 275 242 19 Капалабхати 204 - 264 227 12 Бхастрика 216 - 269 247 22 Последующее нормальное 146 - 244 198 -2,4
  У испытуемого Г. мы регистрировали динамику минутного объема дыхания, потребления кислорода и выделения CO2 , дыхательный коэфициент (ДК) и парциальные давления кислорода и углекислого газа на максимальном выдохе при замедленном спокойном дыхании (мурча) и при бхастрике в фазе втянутого живота. На рис.19 можно видеть, что значения дыхания в покое поразительно низки, как величина МОД, так и объемы потребления кислорода лежат сравнительно ниже тех же значений дыхания у обычных людей. При бхастрике значительно растет МОД (в 4,5 раза), выше становится потребление кислорода, и выделение CO2 значительно возрастает, так что содержание углекислого газа при максимальных выдохах снижается к концу цикла, что является отражением ожидаемой гипокапнии вследствие форсированного дыхания. На стадии отдыха, которая длится 20 мин, выдыхается больше CO2 , а потребление кислорода остается повышенным, что является признаком кислородной задолженности после мышечной работы при исполнении бхастрики.
 
  Таблица 18. Количество потребленного O2 и CO2 в выдыхаемом воздухе после цикла ритмического дыхания (столбики 1 и 3), а также потребление O2 (VО2) и выделение CO2 (VСО2) в сравнении с общей длительностью цикла. Средние значения группы испытуемых, численность которой Funderburk не сообщает (Kuvalayananda 1930, цит. по Funderburk 1977).
 
 Ритм Длительность цикла (субъективные единицы измерения) O2 VO2 CO2 VCO2 [%] [%] [%] [%] 7:0:7 14 5,74 0,41 5,22 0,37 7:0:14 21 6,73 0,306 5,38 0,256 7:7:14 28 7,03 0,251 5,91 0,211 7:0:21 28 6,94 0,248 6,59 0,203 7:14:14 34 7,54 0,215 6,05 0,179 7:0:28 34 7,58 0,217 5,95 0,170
 
 4.5. Эффекты пранаямы в кровообращении
 
 
  При форсированных пранаямах слегка повышается артериальное давление, при бхастрике Wenger и Bagchi (1961) установили прирост среднего давления примерно на 0,79 кПа (6 мм рт.ст.), при капалабхати на 1,59 кПа (12 мм рт. ст.). При уджайи, напротив, артериальное давление снизилось на 0,53 кПа (4 мм рт.ст.). Эти изменения, на первый взгляд, малозначительны, но иных более подробных исследований пока нет.
  Можно предположить, что быстрые дыхательные движения при бхастрике и капалабхати как волны давления накладываются на системное артериальное давление. О возможных воздействиях таких волн давления сейчас нет каких-либо данных (о физическом действии медленного и глубокого дыхания см.4.6.2).
  Частота сердечных сокращений при пранаяме слегка повышается. В табл.19. сведены все те немногие, из известных на сегодня, данные. Эти небольшие изменения можно рассматривать в рамках функциональной адаптации деятельности сердца к увеличившейся деятельности дыхательной мускулатуры при форсированных видах пранаямы, а в случае замедленного дыхания гиперкапния крови могла бы действовать как стимулятор кровообращения. Наряду с такого рода незначительными адаптациями к мышечной деятельности вполне возможны физические и нервные влияния пранаямы на кровообращение (об этом см.4.6.2).
 
  Таблица 19. Повышение частоты сердечных сокращений (?ЧСС) при различных пранаямах в сравнении с нормальным дыханием.
 
 Дыхание ?ЧСС Литература [1/мин] Ритмический вдох 0,1 Gopal 1973, цит. по: Funderburk'у (кол-во испытуемых не указано) Ритмический выдох -3,8 Глубокий вдох с бандхами 11,2 Глубокий выдох с бандхами 7,2 Глубокий вдох без бандх 6,2 Глубокий выдох без бандх -4,4 Уджайи 4 Wenger и Bagchi 1961 (5 испытуемых) Бхастрика 3 Капалабхати 13
 
 4.6. Роль дыхания в организме человека
 
 
  4.6.1. Физиологическое понятие дыхания
 
  Физиологическое понятие дыхания имеет отношение в первую очередь к функции газообмена; под дыханием понимают газообмен организма. В той или иной форме обмен газообразных веществ с окружающей средой имеет место повсюду в мире живого, от одноклеточных до сложноорганизованных животных. У последних каждая ткань, каждая клетка существенно связана с газообменом. Газообмен осуществляется посредством диффузии и на клеточном уровне непрерывен; диффузия вызывается вследствие разности парциальных давлений. Под парциальным давлением газа понимают процентное отношение давления данного газа к общему давлению газовой смеси. Парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе составляет 21,3 кПа (160 мм рт.ст.) и углекислого газа 0,04 кПа (0,3 мм рт.ст.) Обмениваемые массы кислорода и углекислого газа по 1-ому закону диффузии Фика прямо пропорциональны падению парциального давления между альвеолярным воздухом и кровью.
  Как только множество клеток образует ткань, то расстояния для диффузии становятся столь велики, что эффективный газообмен более уже невозможен. Поэтому у сложноорганизованных организмов имеются транспортные системы, которые осуществляют доставку дыхательных газов из внешней среды в непосредственное окружение клеток. У человека транспорт дыхательных газов, которые в крови химически связаны в количестве, пропорциональном их парциальным давлениям, на различные расстояния осуществляет кровообращение. Газообмен между кровью и внешней атмосферой совершается в легких. При этом идет непрерывный процесс диффузии газов между наполненными воздухом альвеолами легких и кровью, текущей по легочным капиллярам. Для того, чтобы альвеолярный воздух сохранял примерно постоянный состав при непрерывном газообмене с кровью, этот воздух с каждым вдохом должен "обновляться" (вентиляция). Процесс периодического обновления воздуха в физиологии именуется внешним дыханием (процессы диффузии в тканях тела, включая окислительные процессы при обмене между средами, в отличие от внешнего называют внутренним дыханием). Итак, внешнее дыхание связано с двигательной активностью аппарата "обновления воздуха". С этими дыхательными движениями сопряжен и ряд других функций, не связанных с газообменом, которые позволяют по-иному осветить понятие дыхания.
  Обеспечивая газообмен, внешнее дыхание представляет собой такой вид жизнедеятельности, который, вообще говоря, дает основание для отождествления дыхания и жизни. При дыхании количество вентилируемого воздуха соотносится с потребностью организма, и это количество поддерживается на стабильном уровне благодаря "химической регуляции дыхания" (см.ниже). Все остальные функции внешнего дыхания не зависят от количества вентилируемого воздуха, однако они зависят от формы дыхания. Внешнее дыхание выполняет следующие "недыхательные функции".
  Восприятие запахов, обоняние возможно только посредством особых форм вдоха (медленный, глубокий вдох, акт принюхивания). Любая звуковая коммуникация (речь, крик, пение) становится возможной только благодаря специальным формам выдоха. Внешнее дыхание связано и с выразительными движениями невербальной коммуникации (стон, смех, рыдание, кашель) и, равным образом, с психическими переживаниями (см. ниже). Кроме того, дыханию как двигательному акту присущи некоторые вспомогательные функции, например, при сжатии, дыхание действует как сила, поддерживающая туловище при выполнении тяжелой работы или как ритмизирующий, координирующий механизм при целенаправленных движениях.
 
  Дыхание, таким образом, жизненно важно не только с точки зрения обмена веществ, но также и с точки зрения поведения (ориентировки и коммуникации). Многообразие влияний и взаимодействий указывает на центральную роль внешнего дыхания в организме - никакой другой вид жизнедеятельности не имеет столь многосторонних взаимосвязей! - функционально дыхание лежит на стыке телесного и духовного.
  Пранаяма по внешнему исполнению представляет собой произвольное управление формой дыхания, и взгляд на структуру многогранных взаимодействий дыхания с другими системами организма (рис.20) возможно укажет нам путь, где надо искать смысл "обуздания праны".
 
  4.6.2. Организация процесса внешнего дыхания
 
  Генезис дыхательного ритма
 
  Внематочная жизнь человека начинается вдохом и заканчивается выдохом, и между ними цепь циклов вентиляции никогда не обрывается. Для того, чтобы эта цепь дыхательных циклов постоянно функционировала, необходима стимуляция в течение всей жизни. Ритмические жизненные процессы, не затухающие при жизни, а также являющиеся спонтанными и автономными, именуют автоматизмами. Источник ритмов, генератор, обычно можно локализовать в том или ином центре автоматизма. Внешнее дыхание представляет собой такого рода автоматию, центр которой находится в стволе головного мозга.
 
  В человеческом организме имеется множество автоматизмов. Наиболее известен среди них автоматизм сердца, исходящий от пейсмейкера - "водителя ритма" - синусного узла и атриовентрикулярного (предсердно-желудочкого) узла. Кроме того, известны центры автоматизма, например, в стенках кишечника и уретры, от которых идет ритмическая перистальтика. Центры автоматизма в таламусе ответственны за ритмы ЭЭГ, но о цели их деятельности ничего неизвестно (см.5.3), наконец, для сенсомоторного тремора также предполагается наличие генератора ритма в ЦНС.
 
  Центр автоматии дыхания нельзя ни точно ограничить, ни локализовать в одной точке. На основе нейрофизиологических исследований можно принять за дыхательный центр популяцию нейронов, которая простирается от ростральной границы на несколько миллиметров каудальнее четверохолмия до области в несколько миллиметров каудальнее обекса (данные для кошки, собаки и кролика по: Koepchen 1976). Анализ функции этой нейронной популяции проводился до сих пор экспериментально с помощью перерезки, раздражения и отведения клеточных потенциалов действия. Отсюда структура дыхательного центра реконструируется следующим образом (см.рис.21).
 
 
 
 Рис.21. Положение дыхательного центра в варолиевом мосту и продолговатом мозге (a); спонтанные дыхательные движения при сечении различных отделов дыхательного центра (b); электрическая активность инспираторных (IN) и экспираторных (EN) нейронов в зависимости от фаз дыхания (с). (А - пейсмейкер варолиевого моста, B - апнейстический центр, С - медуллярный центр, I - направление вдоха).
 
  При отсутствии повреждений в популяции нейронов, расположенных в границах вышеописанной области, ритмическое дыхание сохраняется даже при полном хирургическом прерывании афферентных связей этого дыхательного центра, и следовательно, дыхательный ритм образуется именно здесь. В дыхательном центре расположены последовательно сверху вниз: центр пневмотаксиса (пейсмейкер нормальной частоты дыхания), затем т.н. апнейстический центр [при выключении вышерасположенного пейсмейкера наблюдается продолжительный вдох (apneusis), который в противном случае, по-видимому, регулярно прерывался бы вышерасположенным центром], и наконец, медуллярный пейсмейкер, порождающий нерегулярную "одышку".
  С помощью экспериментов по электрическому раздражению и отведению клеточных потенциалов можно выделить группы клеток, деятельность которых коррелирует преимущественно с фазой вдоха (инспираторный центр), и группы клеток, связанных с выдохом (экспираторный центр). Однако это еще не ответ на вопрос о причине автоматизма: чем определяется ритмическая деятельность этих нейронов? Как уже было установлено, нейронные популяции дыхательного центра самостоятельно порождают этот ритм, хотя ритмическая деятельность также может быть навязана центру и извне, например, при произвольном дыхании. Теоретически существуют две возможности, а именно: ритм порождается либо в одной отдельной клетке, либо в сети нейронов. В первом случае причиной образования ритма были бы имманентные свойства клеточных мембран (как это происходит у клеток-пейсмейкеров в синусовом узле сердца), во втором, - колебательные контуры обратной связи, частота колебаний которых зависит от временных констант в сети нейронов. (Для обоих вариантов существуют и математические модели).
 
  Регуляция дыхания
 
  Автоматизм дыхания должен быть, с одной стороны, застрахован от помех и, с другой, - согласован с потребностями обмена веществ. Для этого существует несколько систем регуляции, которые фиксируют возможные помехи, стабилизируют процесс дыхания, и соответственно, согласуют его с изменениями ведущих величин (см.рис.22). Для предотвращения остановки дыхательных движений служит сенсомоторная регуляция дыхательно-двигательного аппарата, функционирующая по тем же принципам, что и любая другая сенсомоторная регуляция. Рецепторы растяжения дыхательной мускулатуры, также как и рецепторы суставов, "замеряют" степень растяжения и напряжения грудной клетки и могут через активизацию соответствующих нейронов дыхательного центра влиять на форму дыхания. Регулируются как объем, так и напряжение, соответственно, и давление в грудной клетке и легких. К сенсомоторной проприоцептивной регуляции внешнего дыхания относится также и обратная связь от рецепторов растяжения в легких. Раздувание легкого ведет к возбуждению экспираторной активности (выдох), а сжатие легкого - к инспираторной активности (вдох) (рефлекс Геринга - Брейера).
 
 
 
 Рис.22. Схематическое представление инстанций и связей при регуляции дыхательной моторики (Waurick 1981). Толстые сигнальные линии передают регуляцию моторики в узком смысле: не только для дыхательной, но и любой скелетной моторики. Стимулы дыхательной моторики, образующиеся во внутренней среде (тонкие линии) - это прежде всего парциальные давления СО2 и О2 в крови.
 
  Функционирование дыхательного аппарата для обеспечения обмена веществ должно обладать качествами, позволяющими поддерживать непрерывный обмен кислорода и CO2 и предохранять дыхание от нарушений. Этот аспект стабилизирования деятельности дыхания называют химической регуляцией дыхания ( O2 и CO2 содержатся в крови в химически связанной форме). Для этого существуют хеморецепторы, которые замеряют парциальное давление газов крови и в зависимости от результата изменяют степень "стимуляции" дыхательных движений.
  Для количественной характеристики химической регуляции дыхания принято рассматривать количество провентилированного в единицу времени воздуха как функцию парциального давления дыхательных газов в крови, что воспроизводят т.н. характеристические кривые регуляции дыхания (рис.23).
 
 
 
 Рис.23. Характеристические кривые химической регуляции дыхания; (а) кривая регуляции по О2, заметно запаздывание регуляции дыхания в ответ на падение парциального давления кислорода и зависимость от парциального давления СО2; характеристические кривые регуляции по СО2 (b) указывают на парциальное давление СО2 как на решающий химический стимул дыхания.
 
  Эти характеристические кривые отражают характер химической регуляции дыхания. Они показывают, каким изменением минутного объема дыхания компенсируется отклонение парциальных давлений дыхательных газов от нормальных значений; в рамках общей теории регуляции они представляют характеристики химической регуляции дыхания в виде кривой. Крутизна этих характеристических кривых выражает усиление регуляции, коэффициент активации выше у более крутых кривых. Изменение должных значений в зависимости от нехимических величин выражается в параллельном смещении характеристических кривых. Возможно, что химическая стимуляция может быть причиной поддержания автоматизма вентиляции, но она не может объяснить адаптацию дыхания к работе мышц, так как, во-первых, в параллельном смещении характеристических кривых при мускульной работе отражается нехимическая стимуляция, и во-вторых, дыхательные величины меняются вслед за изменениями энергетических потребностей без задержки и пропорционального отклонения (Waurick 1981). Другие влияния на дыхательный центр, помимо проприоцептивных и химических обратных связей, проводятся через высшие отделы ЦНС. Дыхательная моторика включена во всю совокупность скелетной моторики, так что некоторая часть дыхательной реакции при мышечной работе (рабочая гипервентиляция) объясняется "содружественной активацией" дыхательного центра и других двигательных центров. В системе терморегуляции и в рамках реакции "борьбы и бегства" (emergency state, см. гл.5.4) реализуется, по-видимому, влияние гипоталамуса. Имеет место также стимуляция обмена веществ через обратные связи (метаборецепторы) в мышце и, равным образом, влияние прессорецепторов кровообращения (повышение давления приводит к угнетению дыхания). Далее, ощущение боли может действовать как стимулятор дыхания, наконец, психика в какой-то степени может оказывать как бессознательное, так и произвольное влияние на дыхание (обобщающую схему см. рис.20).
 
  Психические влияния затрагивают при этом более форму дыхания, нежели объемные параметры дыхания. Дыхательный аппарат здесь действует среди прочего также (как, равным образом, вся моторика) и в качестве сигнальной системы коммуникации, или иначе, как механическая среда для выражения переживаний. Психическая деятельность может непосредственно выражаться в акте дыхания; примером могут служить результаты спирографических исследований Minnemann (1905, цит. по Wyss 1931): "...при весельи дыхание было поверхностным и ускоренным..., при радости дыхание было более равномерным, но опять-таки немного ускореным и поверхностным..., при эмоции надежды обнаружилось несколько неравномерное резкое дыхание, а при разочаровании - замедленное, более глубокое... Страх препятствует дыханию; в состоянии возбуждения дыхание немедленно становится более резким, глубоким... и т.д.".
 
 
 
 Рис.24. Изменение крутизны характеристических кривых регуляции дыхания по СО2 после практики пранаям (Stanescu и др. 1981).
 
  Какую роль, таким образом, могут играть различные пранаямы в системе регуляции внешнего дыхания? Прежде всего, надо уяснить себе в принципе, что произвольные манипуляции формой дыхания с целью получить определенные изменения минутных объемов дыхания все же не составляют непосредственной цели пранаямы. Что касается глубины и частоты дыхания, то они находятся в обратных соотношениях: быстрые пранаямы выполняются с относительно меньшим объемом вдоха, чем медленные, а там, где на первом плане стоит глубина дыхания, падает его частота ("великое дыхание", уджайи, мурча). При всех пранаямах с углубленным вдохом (по аналогии с процессами в скелетной моторике при асанах) до предела своих функциональных возможностей должны быть задействованы проприорецепторы, что ведет к аналогичным эффектам, а именно к усилению афферентации с увеличением специфической и неспецифической репрезентации в ЦНС (см.3.6). В условиях покоя это означает также "сознательное" противодействие рефлексу Геринга-Брейера. Во всех случаях экстремально замедленного дыхания (кумбхака, уджайи, мурча, бхрамари, кевали, а также ритмическое дыхание) следовало бы ожидать гипоксию и гиперкапнию, но, к сожалению, до сих пор не проводилось соответствующих измерений парциальных давлений газов крови. Медленные пранаямы зачастую выполняются очень долго, в экспериментах по самопогребению до 9 часов (см.5.3.2). Такие практики, по-видимому, ведут также и к адаптивным процессам химической регуляции дыхания. При исполнении и вследствие уджайи меняется крутизна характеристических кривых регуляции дыхания по CO2 (Stanescu и др. 1981), что равным образом означает снижение активности системы химической регуляции дыхания, а стало быть, в перспективе становление нечувствительности регулятора. На рис.24 показано различие средних кривых регуляции дыхания по CO2 для восьми испытуемых с многолетним опытом хатха-йоги (асаны, уджайи и кумбхака) и кривых регуляции по CO2 восьми членов контрольной группы. При дыхательном тестировании в замкнутом объеме было обнаружено при сравнении спонтанного дыхания и уджайи (рис.25), что ответная зависимость дыхания от напряжения CO2 при уджайи понижается.
 
 
 
 Рис.25. Сравнение спонтанного дыхания и уджайи при дыхании в замкнутом объеме (при уджайи ответное увеличение вентиляции на рост парциального давления СО2 несколько ниже; Stanescu с соавт. 1981).
  Здесь находит свое выражение непосредственное воздействие формы дыхания уджайи (сознательно измененной) на величину дыхания, т.о. "преодолевается" химическая регуляция дыхания. К сожалению, это единственное исследование в своем роде, и было бы показательно исследовать также воздействие других пранаям. Bhole (1967, см.5.3.2) сообщает, что йоги учили подавлять непроизвольную реакцию химической регуляции дыхания на раздражение углекислым газом. Это указание следует также и из экспериментов по самопогребению медитирующих йогов (см.5.3.2), в которых хотя и было установлено увеличение в выдыхаемом воздухе углекислого газа, но не замерялась ни форма дыхания, ни даже парциальные давления дыхательных газов в крови. У последовательных йогов, которые соблюдают также и рекомендации по диете (см.2.3), можно было бы предположить "изменение должных значений" химической регуляции дыхания вследствие манипуляций с условиями метаболизма, как например, ощелачивание крови, изменение буфрных систем из-за сдвигов в йонном фонде и т.п. Хотя исследований на эту тему не проводилось. Неизвестно, каких размеров при таких практиках достигает гипоксия. Впрочем, при кратковременном исполнении уджайи вновь было обнаружено повышение потребления кислорода (Miles 1964, Ebert, Waurik 1980).
  Существенная проблема пранаямы, которую вообще-то не принято обсуждать в физиологической литературе, - характер психического влияния на форму дыхания. С одной стороны, все упражнения пранаямы выполняются произвольно в том смысле, что они реализуются лишь при желании практикующего - в иных случаях он дышит спонтанно. С другой стороны, при исполнении пранаям требуется некоторая психическая дистанция к процессу дыхания в смысле пассивной концентрации (см.5.1). Следует по возможности без эмоций наблюдать как "вообще дышится" и глубину дыхания изменять потому, что "оно" дышит глубже, но не потому, что "я" глубже дышу. Это выглядит так, как если бы процесс дыхания полностью передавался центру автоматизма и форма дыхания менялась бы не произвольно, но как если бы занимающийся лишь наблюдал за тем, как она меняется. Для того, чтобы дать этому приемлимое объяснение, необходимо сперва, до выдвижения каких-бы то ни было психофизиологических гипотез, психологически более точно сформулировать понятия "я", "оно" (не в психоаналитическом смысле), "произвольно", "сознательно" и т.д.
 
  Физиологические процессы, коррелирующие с дыханием
 
  Наряду с тем, что дыхание подвержено многочисленным воздействиям, дыхание также оказывает влияние на множество иных функций организма.
  При этом не всегда возможно точно определить, являются ли эти функциональные связи целенаправленными или случайными, соответственно, имеют ли они смысл или нет. Различные периодические процессы могут взаимодействовать так, что одна из функций доминирует, а значит ее ритм накладывается на ритм другой функции (суперпозиция), или функции входят во временные соотношения, а значит, каждая функция изменяет свою частоту таким образом, что возникают целочисленные соотношения частот. Von Holst (1939) назвал устойчивое целочисленное соотношение частот абсолютной координацией, при которой сохраняется постоянное соотношение фаз, тогда как соотношение, наступающее только с некоторой статистической вероятностью, - относительной координацией. Von Holst описал феномены этих координаций на примерах локомоторных ритмов насекомых, рыб и млекопитающих. Относительно процессов дыхания на сегодня известны следующие взаимосвязи с координацией ритмов.
  Дыхательный ритм находится в целочисленном частотном отношении к спонтанному ритму ходьбы (Anders 1928), сосательному ритму младенцев (Peiper 1938), к ритму спортивных движений (Михайлов и др. 1971), к ритму бега на велоэргометре (Hildebrandt, Daumann 1965), к произвольным движениям глаз (Waurik 1981), а у свободнолетающих птиц - к ритму взмахов крыльев (Lord и др. 1962, Berger и др. 1970). Эти частотные соотношения показывают, что дыхательная моторика включена в общую моторику и зависит от нее. По мнению von Holst"а смысл такого рода взаимосвязей ритмических процессов состоит в оптимизации энергетического обмена: затраты энергии меньше, если два процесса, протекающих взаимосвязанно, имеют постоянные соотношения фаз при целочисленных соотношениях частот. То же вытекает из математических моделей отношений между взаимосвязанными осцилляторами (Dorre 1977).
  Из вариантов наложения ритмов наиболее известны амплитудная модуляция кровяного давления с частотой дыхания и модуляция частоты сердечных сокращений (дыхательная аритмия). Кроме того, существуют еще обусловленные дыханием ритмические вазомоторные сокращения (во время вдоха) мышц (Koepchen 1968) и слизистой носа (Eccles, Lee 1981). Такого рода влияния дыхательного ритма на вегетативные функции могут проходить двумя способами:
 
 
 
 
 
 Рис.26. Параллельно зарегистрированные частоты сердечных сокращений (ЧСС) и пневмотахограммы (ПТГ) при нормальном дыхании (а) и мурча (b) у исп. Г. (Ebert, Waurik 1980).
 
  1. Путем механического включения, обусловленных фазами дыхания, колебаний давления, в те или иные системы вегетативной регуляции. В фазе вдоха в грудной клетке и брюшной полости создается более низкое давление, в фазе выдоха - соответственно, более высокое, которые, с одной стороны, накладываются на системное кровяное давление [тем самым, при вдохе стимулируется венозный приток к сердцу, а при выдохе - он тормозится], далее через прессорефлексы могут модулировать симпатическую иннервацию кровообращения. Это объяснило бы дыхательную аритмию частоты сердечных сокращений. С другой стороны, эти колебания давления посредством прямого раздражения висцерорецепторов внутренних органов могут вызвать те или иные рефлекторные реакции кровотока.
  2. Непосредственные связи нейронов дыхательного центра с другими вегетативными центрами могли бы привести к "центральному" влиянию на различные вегетативные функции. Эта возможность также играет свою роль в возникновении дыхательной аритмии ЧСС (Koepchen 1972); в пользу этого говорит одновременная зависимость от фаз дыхания тонуса многих, расположенных достаточно далеко от дыхательного аппарата, функций (вазоконстрикции в мышце, электрическое сопротивление кожи). За центральные связи говорит также то, что возбудимость спинальных рефлексов на вдохе выше, чем при выдохе. При синдроме децеребрации (удаления больших полушарий и промежуточного мозга) это проявляется в коррелирующих с дыханием множественных движениях конечностей (Eggert, Schepelmann 1982). (По-видимому, у здорового человека связь в стволе мозга дыхательной и общей моторики подавляется тормозящими влияниями вышележащих структур настолько, что эта связь проявляется лишь латентно).
 
  При сравнении медленных пранаям с быстрыми нами обнаружено (рис.26), что у испытуемого Г. при уджайи и мурча имела место экстремально возросшая дыхательная аритмия ЧСС, т.е. здесь отчетливо можно видеть влияние дыхательного ритма на нервную регуляцию системы кровообращения.
 
  С этим согласуется сообщение Gopal (1973, цит. по: Funderburk 1977), о том, что кровоснабжение пальцев при глубоком вдохе составляло лишь 0,8 часть от кровоснабжения пальцев при глубоком выдохе как при одновременном выполнении бандх, так и без них. Таким образом, пранаямы с углубленным вдохом ведут к преобладанию влияния дыхания на симпатический тонус. Тренируемые в йоге общая моторная релаксация, сознательное "освобождение" дыхания с соответствующей сглаженностью дыхательной кривой и экономичным использованием дыхательных мышц могли бы привести к более тесной связи дыхания с другими функциями, т.е. были бы устранены "зажимы", перекрывающие естественные связи. Интерпретация вдоха как "восприятия праны" и выдоха как "распределения праны" может рассматриваться в связи с психологическими феноменами, которые связаны с фазами дыхания. При вдохе возникает чувство увеличения общего напряжения (напряжение дыхательных мышц, повышение симпатического тонуса, сокращение времени реакции, более высокий уровень внимания). В фазе выдоха возникает чувство "освобождения", связанное с моторной релаксацией и вегетативным покоем. В аутогенной тренировке это используется тогда, когда всем расслабляющимся суггестивная установка на "тяжесть" и "тепло" дается в фазе выдоха.
 5. МЕДИТАЦИЯ
 5.1.Понятие медитации
 
 
  Ступени йоги с пятой по восьмую (раджа-йога) обычно объединяются понятием медитации. Вследствие известного сходства с японским дзен и аналогичными школами под этим же термином суммируется множество различных азиатских психотехник. На первый взгляд это кажется оправданным, поскольку практикующие медитацию сидят спокойно, никак внешне не реагируя на окружающий мир. Впрочем, физиологическая и психологическая общность этих психотехник выявилась лишь в последние десятилетия и, строго говоря, разновидности медитативных техник следует подразделять не просто, скажем, на йогу и дзен, но каждую часть той или иной разновидности медитации необходимо соотносить с некоторым общим психологическим механизмом. Такая попытка, предпринятая Naranjo (1976), привела к разделению на концентрирующую медитацию (внимание направлено вовнутрь) и раскрывающую медитацию (внимание направлено вовне). Тем самым речь идет о психологически различных и весьма конкретных, начиная с оригинальных предписаний, методах, для которых единый термин "медитация" является слишком общим.
  Согласно словарю иностранных слов (Leipzig, 1966) "медитация" означает "размышление, самоуглубление". Этот латинский корень, переведеный не совсем точно, употребляется в разговорной речи и, по всей видимости, испытал еще и сдвиг значения. Как психологическое понятие "медитация" появляется в психологическом словаре (Arnold, Eysensk, Meili 1980), где Dumoulin также дает неясно очерченное религиозно-психологическое определение медитации. В словаре психологии материалистического толка (Clauss и др. 1981) этот термин отсутствует.
  Использование столь расплывчатого понятия к таким психологически предметным, конкретно определяемым психотехникам как дхарана, дхиана или дза-дзен, к сожалению, закрепилось в международной психологической и физиологической литературе. С учетом этого, а также исходя из того факта, что для данного понятия пока нет более подходящего термина (поскольку этот феномен долгое время был за пределами науки), я, несколько упрощая, под термином медитация понимаю следующее: "Это психическое усилие в состоянии бодрствования, означающее пассивное сосредоточение на внешнем или внутренем объекте, автоматически ведущее к субъективному ощущению целостности".
  "Пассивная" означает здесь отсутствие какой-либо мыслительной деятельности.
  Под "сосредоточением" понимается волевое удержание внимания. Объяснение и психофизиологическое обоснование этим терминам см. в 5.4.
 
 
 5.2. Техники медитации
 
 
  5.2.1. Йога
 
  Введение в традиционное значение и методику исполнения пратьяхары, дхараны, дхияны и самадхи дается в первой главе "Йога-сутры" Патанджали (1.2. - Построение классической йоги). В многочисленных школах йоги эти отдельные ступени раскрываются подробнее, но всегда в контексте религиозной психологии, которая, по-видимому, является культурологической интерпретацией реальных психологических явлений и отношений (прежде всего, из сферы бессознательного). По методическим соображениям в этой главе излагаются лишь некоторые, физиологически актуальные, точки зрения (Vivekananda 1937, Ananda 1980, van Lysebeth 1975).
  Под положением тела всегда подразумевается устойчивая и удобная поза и при этом спину следует держать прямой. (Исполнение лежа или наклонившись не допускается!)
  Наряду с отключением внимания от внешних впечатлений (пратьяхара) предписывается также общая моторная релаксация (без учета минимальных усилий на удержание позы свободного сидения).
  После подавления восприятия извне человек оказывается всего лишь в некотором "внутреннем мире" (Langen 1963), что происходит вследствие концентрации и физиологически может быть определено как функциональное прерывание афферентных связей (деафферентация).
  Далее начинается дхарана, "стреноживание" мышления, концентрация на объекте. Благодаря этой концентрации подавляются помехи, случайные или бессознательные двигательные и сенсорные функции ЦНС, - "психическая энергия" концентрируется на объекте (функции) сосредоточения, тем самым осознанность этой функции возрастает. Здесь различают несколько школ: объектами концентрации могут быть функции собственного тела, двигательный баланс, дыхание, сердечная деятельность или сокращение отдельных мышц (бандхи, мудры, фиксации взгляда) - хатха-йога; слова или слоги, произнесенные вслух или мысленно - предмет мантра-йоги; внешние изображения - практика тратаки; внутренние образы и представления - к примеру, джантры в тантра-йоге, и т.д. Можно также сконцентрировать внимание исключительно на внешнем событии в настоящий момент (т.н. истинное внимание).
  Сосредоточение должно быть пассивным, т.е. отстраненным, созерцательным, так, чтобы отдавшись процессу, не вмешиваться в его ход, так же, как это практикуется в аутогенной тренировке (ср., напр., формулу "мне дышится").
  Согласно первой книге сутр Патанджали смысл концентрации состоит в подавлении функционирования органа мышления:
 
 
 
  I/1 - Йога - прекращение функций мышления (читты).
  I/13 - Постоянное стремление к полному удержанию (читты)
  в определенных рамках есть практика.
 
 
 
  Исходя из этих положений Патанджали данные концентративные практики часто именуют "йогой подавления". Здесь, очевидно, сходство с дза-дзен (см. 5.2.2.). Значение этого подавления мыслительной деятельности становится понятным в свете нейро-физиологической теории специализации полушарий головного мозга (см. 5.4.4.).
  После овладения дхараной следует плавный переход к дхияне, что большей частью и переводится как "медитация" в узком смысле, но дхияна также может пониматься и как "созерцание" или "расширение мышления в образное измерение". Через рассмотрение объекта само собой раскрывается "... ощущение собственной сущности, так что познающий субъект все более и более становится просто зрителем..." (Langen 1963). "При освобождении мышления познание становится более ясным" (Frauwallner 1952). В позднейших текстах йоги предписания и эффекты седьмой ступени изобилуют красочными описаниями (см., напр., Rosel 1928).
  В то время как дхарану еще можно сравнить с осознанным управлением обычным процессом "свободного ассоциирования", то для дхианы какое-либо осмысленное психологическое описание в настоящее время отсутствует.
  Далее в самадхи, по-видимому, прорываются невербализируемые конкретно восприятия взамной связи и переживания целостности, которые могут быть переданы только через описания в образах или сравнениях, и которые всегда получают религиозную интерпретацию. Относительно психического своеобразия самадхи существует великое множество мнений, что лучше всего отражается в многочисленных "переводах" типа "экстаз", "транс", "уравновешенность", "сверхсознание" и т.д. (Langen 1963). Еще одна попытка истолкования этого феномена будет предпринята в разделе 5.4.
  Много недоразумений вызывает такая специфическая форма йоги, как т.н. тантра-йога. Поскольку здесь традиционно практикуются помимо всего прочего и сексуальные ритуалы, то тантра (прежде всего в Европе и Америке) неверно понимается как простое эротическое искусство. Это неоправдано, так как с одной стороны, сексуальные ритуалы служат духовной самодисциплине (Evans-Wentz 1937), а не получению сексуального удовольствия, с другой стороны, при тантрических медитациях объектами концентрации зачастую являются джантры или активные психологические эксперименты (особые сенсорные раздражения), не имеющие ничего общего с сексуальными действиями.
 
  5.2.2. Дзен
 
  Японское слово дзен - это модификация санскритского слова "дхиана", через китайское "чань". Существует множество специфических практик в различных школах дзен (Suzuki 1964). Предметом концентрации в сходной с раджа-йогой школе дза-дзен (сидячий дзен) прежде всего является дыхание (Nishijma, Langdon 1976). Для того, чтобы научится контролировать ход мысли, используется постоянный подсчет вдохов (и выдохов), так что далее предметом медитации становится сам процесс дыхания. Здесь также придается огромное значение прямому положению спины. Во многих школах дзен, особенно в школе риндзай-дзен, работают с т.н. коанами - логическими парадоксами, вследствие чего должен произойти прорыв к цели медитации, состоянию сатори, которое, по-видимому, соответствует индийскому самадхи. В Японии дзен связан с различными прикладными формами, по-видимому, вследствие того, что исполнение движений в состоянии целостного восприятия приводит к максимальным двигательным достижениям (так, напр., самурайское фехтование на мечах, дзенское искусство стрельбы из лука, дзенская живопись, а также известное нам дзю-до происходят отсюда).
 
  5.2.3. Трансцендентальная медитация
 
  Трансцендентальная медитация (ТМ) - это широко пропагандируемая практика модифицированной на американский лад мантра-медитации (см.выше), которой обучает в США и Западной Европе йог Махариши Махеш. В силу того, что многие практикуют ТМ, то здесь достаточно испытуемых для научных исследований. Большинство сведений о физиологическом воздействии медитации (см.5.3.) основаны на исследованиях трансцендентальной медитации (достаточно полный и предметный обзор медитативных техник, психологического воздействия и применения в современной терапии см. Kniffki 1979).
 
  5.2.4. Другие формы медитации
 
  Практически в каждой культуре имеются те или иные формы психического тренинга, которые могут быть причислены к медитации в вышеуказанном смысле, причем наступающие субъективные переживания интерпретируются в рамках соответствующей культуры. Однако физиологических исследований медитативных элементов в арабских, африканских или индийских культовых действах пока не проводилось.
  Медитация может быть проведена и спонтанно, так что медитирующий не будет знать, что речь идет о медитации. Впрочем, "медитировать", разумеется, не значит просто, в бытовом смысле, "задумываться" или "размышлять"!
 
  5.2.5. Отношение к европейским терапевтическим методам концентрации
 
  Гипноз и аутогенная тренировка (АТ) относятся к суггестивным методам. Классическое и многозначное определение Bernheim (1884) "... суггестия - это в широком смысле процесс, благодаря которому некоторое представление привносится в мозг и воспринимается им..." было модифицировано Langen (1972): "Суггестия - это чуждое индивидууму воздействие, которое воспринимается при положительной эмоциональной корреляции и перерабатывается аутосуггестивно". Гипноз, таким образом, протекает по механизму самовнушения и поэтому его можно сравнить с сеансом АТ под руководством терапевта. Внешние признаки аутосуггестии (отключение внимания от внешней среды, двигательная релаксация), а также психологический способ исполнения (пассивная концентрация) напоминают медитативные техники, хотя объектом концентрации при АТ является содержание вербализированных представлений ("словесных формул"), следовательно, понятие. Существенным отличием от медитации будет также пренебрежение позой: при АТ она не соблюдается, так как АТ выполняется либо лежа, либо в позе пассивного седа, с опорой на связочный аппарат (поза кучера на дрожках). Поэтому физиологические механизмы АТ и гипноза (релаксация, фиксация взгляда, наблюдение за дыханием и т.п.) можно было бы сравнить с физиологическими данными при медитации, но тонкости исполнения и психологические последствия - вероятно, лишь отчасти. Schultz (1952) также обращал внимание на сходство АТ с йогой.
  В то самое время, когда Schultz развивал АТ, Jacobson (1938) ввел технику концентративного расслабления, прогрессивную релаксацию. Посредством последовательного сокращения всех групп мышц и сознательного сосредоточения на наступающем вслед за этим рефлекторном расслаблении возникает эффект возрастающего общего расслабления ("прогрессивная релаксация"), которое сопровождается теми же процессами вегетативного переключения, что и АТ (см.5.4.3.), и также используется в психотерапии как метод расслабления.
  В качестве еще одного способа расслабления в условиях клинической практики применяется т.н. обратная биологическая связь. При этом те сигналы организма, которые в норме не могут быть восприняты (напр., ЭЭГ, ЭМГ), делаются видимыми или слышимыми. Человеку предоставляется возможность сознательно воздействовать на эти искусственно созданные обратные связи, и тогда он, например, может научиться расслаблять мышцы, посредством "подавления" их ЭМГ (см. 5.3.1.), или получить состояние релаксации посредством создания чистого ?-ритма на ЭЭГ (см. 5.3.7.) (подробнее см.: Hume 1979, а также Legewie, Nuss 1975).
 
 
 5.3. Физиологические воздействия медитации
 
 
  5.3.1. Тонус покоя скелетной мускулатуры и релаксация
 
  Под сократительным мышечным тонусом понимают состояние напряжения скелетной мускулатуры, вызываемое ее произвольной или непроизвольной нервной активацией. У бодрствующего человека, находящегося в состоянии покоя, всегда существует некоторый сократительный тонус, имеющий разную величину в зависимости от рассматриваемой мышцы и который Gopfert (1952) зарегистрировал на электромиограмме в виде остаточной активности или активности покоя. Степень активности покоя зависит от функции соответствующей мышцы. Gopfert описал электрическую остаточную активность в мышцах предплечья, так как они задействуются в основном произвольно и при условии, что рука лежит без напряжения, не выполняют функции удержания. Напротив, к примеру, разгибатели спины при положении стоя или сидя в расслабленном состоянии имеют более высокую активность покоя, чем мышцы предплечья, что соответствует их функции "мышц антитяготения". Во сне, когда позу поддерживать не надо, их активность, соответственно, ниже. Остаточная ЭМГ-активность была зарегистрирована также в затылочных, жевательных и мимических мышцах.
  По Gopfert (1960) этот предназначенный для поддержания позы мышечный тонус является результатом тонко градуированных миотатических рефлексов, так как эти мышцы под действием внешних сил сохраняют растянутое состояние достаточно долгое время (о действии асан на эти рефлексы см. 3.7.). Тонус мышц, задействованных в поддержании позы, вероятно, оказывает определяющее влияние на тонус других мышц, так что и их остаточная активность уменьшается при остановке деятельности мышц, поддерживающих позу.
  В последнее время в связи с экспериментами по обратной биосвязи выяснилось, что для общего тонуса репрезентативной является M. frontalis (лобная мыщца) (Budzynski, Stoyva 1969).
 
  Мимические мышцы, особенно M.frontalis, обычно сокращаются непроизвольно; кроме того, они не приводят в движение какие-бы то ни было суставы, т.е. не выполняют никаких внешних биомеханических функций в смысле обеспечения движений, поэтому здесь в особенности могут найти свое отражение непроизвольные психические влияния на двигательный тонус, которые в других мышцах перекрываются их специфическими функциями. Электрическая активность M.frontalis наиболее отчетливо отражает психические напряжения, в особенности, страх (Budzynski, Stoyva 1969, 1975; Sagberg, Kveim 1981). Этим предопределяется то, что для психофизиотерапии с использованием обратной биосвязи выбрана M.frontalis.
 
  На сократительный тонус, со своей стороны, значительное влияние оказывают процессы терморегуляции. В ответ на местные холодовые раздражения повышается тонус на сегменте кожи соответствующей мышцы. При общем охлаждении тела растет общий тонус вплоть до холодовой дрожи. При долговременном воздействии холода повышенный тонус смещается к внутренним частям мышц - "централизация мышечного тонуса" (Golenhofen 1958). Осязательные и болевые раздражения также повышают рефлекторный тонус в соответствующем сегменте кожи (Gopfert 1960), очевидно, через пути собственно тонических рефлексов (т.н. кожно-моторные и висцеро-моторные рефлексы). Повышение сократительного тонуса предплечья вследствие психической активации было зарегистрировано с помощью вычислительной обработки данных электромиографии в работах Gopfert (1952) и von Eiff (1960) и получило название "тонус возбуждения". Далее повышение тонуса может наступать также и при мысленном представлении движения (Gopfert 1952), при действии таких стрессоров как, напр., шума (Potaisky 1964), свиста, музыки (Tronkle 1958) и эмоциональных перегрузок, страха (Shagass, Malmo 1954, von Eiff 1957).
  Во сне без быстрых движений глаз (ББДГ) в затылочных мышцах можно обнаружить электрическую активность покоя, в то время как в БДГ-сне эти мышцы становятся совершенно атоническими (Jouvet 1969). Атония затылочных мышц (продолжительностью около 15-20 мин.) поэтому часто применяется как критерий БДГ-фазы (Jouvet 1969).
 
  Согласно общему мнению, при АТ, ТМ, йоге и дзен-медитации мышечный тонус покоя понижается (релаксация), однако сведения об этом разнородны, частично отсутствуют или носят косвенный характер.
  Электромиографические данные получены только для прогрессивной релаксации (Jacobson 1938) и аутогенной тренировки (Paul 1969, Edelmann 1971), а также для внушенной извне релаксации в гипнозе (Barber, Hahn 1963). Кроме того, расслабление и снижение электрической активности M.frontalis [или, соответственно, M.mentalis (подбородочной мышцы), или затылочных мышц] являются прямым доказательством падения тонуса при обучении расслаблению с помощью обратной биосвязи (Budzinsky, Stoiva 1969, Haynes и др. 1975).
  Schultz (1936) приводит в качестве доказательства снижения мышечного тонуса при АТ в основном наблюдательные критерии: свободное падение поднятой руки, симптом опущеной челюсти, расслабленное выражение лица (Facies myopathica), отсутствие потребности в изменении позы. Кроме того, скелетные мышцы мягки на ощупь. Экспериментально Schultz установил затухание амплитуды коленного рефлекса (что равнозначно снижению рефлекторного тонуса), а также рост сенсорной и моторной хронаксии (наименьшего времени, достаточного для вызова реакции - прим. перев.). Косвенным доказательством глубокой релаксации являются возможность вызова с помощью суггестии каталептического сопротивления пассивным движениям - что и в гипнозе возможно только при наличии релаксации! - равно как и увеличение кровотока в конечностях. При этом предполагается прямая функциональная взаимосвязь терморегуляторного изменения кровоснабжения с изменением тонуса, поскольку эти изменения наблюдаются как одновременные. Не ясно, является ли это следствием сегментарного переключения симпатических и скелетно-моторных афферентных нейронов или же эта связь возникает благодаря корковой соиннервации.
  В связи с субъективными данными об экстремально глубоком расслаблении при практиках медитации дзен, йоги и ТМ мышечную релаксацию обычно выводят косвенным образом из факта резкого снижения энергообмена (см. 5.3.2.). Целенаправленные измерения электрической активности мыщц, к сожалению, проводятся довольно редко. Banquet (1973) описал падение электрической активности M.mentalis при ТМ и уменьшение числа ЭМГ-артефактов при фронтальном отведении ЭЭГ вследствие движений глаз и сокращений мимических мышц. Полная мышечная релаксация была зарегистрирована на электромиограмме только в исследовании Das и Gastaut (1955) у M.quadriceps femoris (четырехглавой мыщцы бедра) во время медитативной практики в падмасане.
  Падение мышечного тонуса при аутогенной тренировке, в состоянии сна и гипноза, конечно, существенным образом отличается от релаксации, получаемой методами восточных медитативных техник: медитации в йоге и в дзен выполняются сидя в свободной позе с выпрямленной спиной, тогда как при АТ, сне, гипнозе, а отчасти также и при ТМ практики проводятся либо лежа, либо сидя в удобном кресле, либо в "позе кучера на дрожках". В первом случае позу удерживают собственными усилиями, а в последних поза поддерживается либо горизонтальным положением, либо собственным связочным аппаратом. Итак, медитативные техники требуют сохранения некоторого минимального двигательного напряжения в мышцах спины при одновременном резком снижении тонуса остальных мышц. (Подробнее об этом см. 3.7.).
 
  5.3.2. Падение энергообмена покоя
 
  Энергообмен при стандартных условиях (см. 3.4.1.) может быть сведен только к изменениям мышечного тонуса или же к интенсивности промежуточного обмена веществ (особенно в печени). Незначительное повышение основного обмена при умственной деятельности обусловливается сопутствующим повышением мышечного тонуса (Gopfert 1952; von Eiff и др. 1956). Доля мозга в основном обмене составляет около 18% и это соотношение не меняется как при умственной деятельности, так и во сне.
 
 Рис. 27. Падение потребления кислорода (VО2) и выделения углекислого газа (VCO2) при ТМ (Wallage, Benson 1972).
 
  Brebbia и Altschuber (1965) описывают падение потребления кислорода (VO2) в 3-й и 4-й фазах глубокого сна по сравнению с БДГ-фазой примерно на 20 мл O2/мин, причем в БДГ-сне потребление кислорода возрастает, возможно, вследствие моторной активности, которая обусловлена данной фазой сна. В исследованиях Jana (1965) основной обмен понижался во сне на 8,73% по отношению к бодрствованию (измерялось потребление кислорода за 1 час, т.е. сон не делили по фазам, так как они короче, чем 1 час). Напротив, в состоянии гипноза Jana не обнаружил изменений потребления кислорода по сравнению с состоянием бодрствования.
  Все исследователи описывают резкое падение энергообмена при медитативных практиках. Уменьшение потребления кислорода при ТМ примерно на 40 мл O2/мин ниже фактического уровня обмена покоя (соответствует приблизительно 20% основного обмена) побудило Wallace, Benson и Wilson (1971) назвать вегетативное состояние, вызванное ТМ, "гипометаболическим состоянием бодрствования" (рис. 28).
 
 
 
 Рис. 28. Изменение потребления кислорода (VО2) при гипнозе (H), во сне (S) и ТМ (Wallage, Benson 1972).
 
 
  Аналогичные изменения VО2 наблюдались у четырех дзенских монахов, обследованных Hirai (1975). Падение энергообмена при дза-дзене он дает в следующих пределах - от 14 до 25% к актуальному обмену покоя.
  Anand, Chhina и Singh (1961) обнаружили у медитирующего в герметичной камере йога снижение VO2 на 104 мл O2/мин по отношению к исходному (вообще-то очень высокому) значению VO2 (344 мл O2/мин), при этом через 2 часа потребление снизилось на 166 мл O2/мин, т.е. примерно на 50% от исходного уровня. У непрактикующих йогу такого рода изменения не наблюдаются. Karambelkar, Vinekar и Bhole (1968) в аналогичном исследовании тоже обнаружили падение VО2 на 34% у практикующего йога в сравнении с 2% у трех испытуемых контрольной группы, помещенных в те же условия. Hoenig (1968), наблюдая в герметичной камере йога, находящегося в состоянии медитации свыше 9 часов, также отметил резкое падение энергообмена, хотя и не представил его величины. Dhanaraj (1974) исследовал группу медитирующих йогов, сравнив ее с двумя контрольными группами, которые расслаблялись либо в положении сидя, либо в шавасане (т.е. лежа - прим. перев.), и обнаружил у йогов снижение энергообмена с 245 мл до 216 мл O2/мин (т.е. на 15,5%), у контрольной группы, которая расслаблялась лежа - на 10,3%, а у второй контрольной группы, которая расслаблялась сидя - на 3,5% при прочих равных исходных условиях. Gharote (цит. по: Funderburk 1977), наблюдая всего одну медитацию, также сообщает о снижении энергообмена на 25%. Исследования c использованием герметичной камеры как замкнутой системы более предпочтительны, нежели исследования по методу Дугласа, так как тем самым испытуемые не испытывали неудобств, обусловленных наличием приборов.
  Безусловно, причиной этих резких падений энергообмена может быть глубокая релаксация мускулатуры, хотя, впрочем, полное расслабление мышц наступает также и в БДГ-сне, и в состоянии гипноза. Можно предположить, что дополнительно некоторую роль здесь играет и уменьшение доли промежуточного сгорания субстратов. На сегодняшний день целенаправленные исследования специфической активности обмена веществ отсутствуют; лишь Jevning и др. (1976) сообщают об уменьшении кровоснабжения печени при ТМ.
 
 
 
 Рис. 29. Падение содержания кислорода и рост содержания углекислоты в герметичной камере после 10 ч. медитации в сравнении с ожидаемыми значениями, расчитанными, исходя из объема камеры и основного обмена испытуемого (Anand и др. 1961).
 
  Йоги с многолетним стажем, кроме того, соблюдают вегетарианскую диету, а некоторые крайне урезают свой рацион (см. гл.2), так что при обсуждении таких существенных изменений обмена веществ должно было бы учитываться и общее исходное положение с обменом веществ. Karambelkar и др. (1968) видят причину падения VO2 у йогов в том, что они иначе реагируют на избыток CO2 , неизбежно наступающий в замкнутом объеме: увеличение содержания CO2 в камере стимулирует дыхание, что при нормальных условиях вызвало бы гипервентиляцию. Йоги, однако, благодаря практике пранаямы (напр., кумбхаки) (Bhole и др. 1967) обучаются подавлять ответную реакцию дыхания на избыток CO2 и тем самым одновременно понижают энергообмен (об изменении крутизны характеристических кривых динамики CO2 см. также. 4.2.6.). Barbour и Seevers (цит. по Karambelkar и др. 1968) показали, что при 10% CO2 в воздухе VО2 понижается на 25%, т.е. имеет место прямое препятствование энергообмену вследствие увеличения содержания CO2 ("CO2-наркоз"). Но этому противоречат данные Wallace, Benson и Wilson (1971), которые свидетельствуют об падении VО2 в ходе ТМ при неизменных парциальных давлениях CO2 и O2 в артериальной крови. Для более точного выяснения причин резкого уменьшения энергообмена при медитации необходимы более подробные исследования обмена веществ.
 
  Таблица 20. Падение потребления кислорода, и соответственно, энергообмена (принимая неизменным дыхательный коэффициент) в различных условиях покоя (средние значения).
 
 
 Ситуация покоя Падение энергообмена Кол-во испытуемых Авторы [%] Сон (в сравнении с бодрствованием) 8,73 9 Jana 1965 Гипноз - 14 Глубокий сон (в сравнении с БДГ-сном) 13 Brebbia, Altschuber 1965 ТМ (в сравнении с бодрствованием) 17 20 Wallage, Benson, Wilson 1971 Дза-дзен 19 (14-25) 4 Hirai, Sugi 1975 Йога-медитация 15,5 7 Dhanaraj 1975 50 1 Anand, Chhina, Singh 1961 30 1 Karambelkar, Vinekar, Bhole 1968 25 1 Gharote 1977
 
 
 
  5.3.3. Деятельность кровообращения при медитации
 
  Адекватной количественной характеристикой мощности кровообращения является минутный объем сердца (см. 3.4.2.), но для простоты в психофизиологических экспериментах чаще используется частота сердечных сокращений (ЧСС). ЧСС изменяется при возбуждении блуждающего и симпатических нервов, поэтому она отражает общий уровень активности симпатики и парасимпатики. Таким образом, колебания частоты сердечных сокращений не обязательно должны иметь какое-либо отношение к энергетической готовности, в противном случае изменения ЧСС были бы выражением нереализованной в действии "реакции борьбы и бегства" (см. 5.4.). Напротив, используя методы самовнушения или йоги, возможно волевым усилием менять ЧСС и тем самым оказывать влияние на обмен веществ в тканях (см. гл.6.).
  В динамике частоты сердечных сокращений достаточно отчетливо прослеживаются две тенденции:
 
  1. При ТМ частота сердечных сокращений падает (Wallage и др. 1971 - на 3/мин, в отдельных случаях - на 5/мин; Dharanaj 1974 - на 6/мин), за исключением Parulkar и др. (1974), которые обнаружили повышение ЧСС на 4/мин.
  2. При медитативных практиках йоги и дзен, в противоположность предыдущему, отмечается незначительный рост ЧСС (Das, Gastaut 1955 - на 15/мин; Wenger, Baghhi 1961 - на 1-2/мин; Hirai 1975 - на 20/мин).
 
  Артериальное давление как движущая сила кровотока в состоянии покоя является величиной постоянной, оно создается силой сердечной мышцы, которая в свою очередь подвержена влиянию симпатики. Следовательно, колебания артериального давления, среди прочего, отражают колебания симпатического тонуса.
  Артериальное давление едва ли меняется под действием медитации, хотя Wenger и Baghhi (1961), а также Wallage и Parulkar (1974) при йогической медитации и ТМ отмечают к концу медитации незначительный и нехарактерный прирост артериального давления. Что касается прочих исследований, то они в основном посвящены тому, как с помощью продолжительной ТМ понизить патологически повышенное артериальное давление (гипертония) (см. гл.6).
  Величина кровоснабжения на периферии кровообращения определяется энергетической потребностью обеспечиваемой ткани. В условиях покоя, при постоянной энергетической потребности, в этом опять-таки может проявляться общий симпатический тонус, так как при преобладающей активности симпатики уменьшается прежде всего кровоснабжение кожи и внутренних органов. Поскольку с кровью от центра тела к периферии транспортируется также и тепло, то температура кожи может быть использована в качестве показателя величины периферийного кровотока. В рамках любого переключения на концентрацию повышается периферийное кровоснабжение, что можно оценивать как признак усиления тонуса парасимпатики. Wendger и Baghhi (1961) описывают незначительный рост температуры пальцев на 0,5 К у практикующих йогов. При ТМ, как сообщает Rieckert (1967), наблюдается легкое снижение кровоснабжения кожи и одновременно значительный прирост мышечного кровоснабжения более чем в 3 раза (данные плетизмографа). Levander и др. (1972) обнаружили при ТМ небольшое, но значимое увеличение кровотока в предплечьи.
 
  5.3.4. Деятельность дыхания при медитации
 
  В некоторых медитативных техниках йоги и дзен ритм дыхания используется как механизм переключения общей доминанты. Не всегда возможно установить, является ли измененная частота дыхания причиной или же следствием переключения на сосредоточение.
  Измерение минутного объема дыхания (МОД) до сих пор проводилось лишь для ТМ, при котором было установлено четкое снижение МОД. Allison (1970), описывая падение МОД, не приводит количественных характеристик. Wallage, Benson и Wilson (1971) обнаружили падение МОД на 1 л/мин в середине медитации.
  Другие исследователи, напротив, дают частоту дыхания (ЧД) при медитации, не измерив объемы на вдохе. Всякий раз регистрировалось падение ЧД (табл. 21). Только Corbi, Roth, Zarkone и Korell (1978) сообщают о некотором приросте ЧД при тантра-медитации.
 
  Таблица 21. Уменьшение частоты дыхания при различных техниках медитации.
 
 
 Медитация ЧД [мин-1] ЧД [мин-1] Кол-во испытуемых Авторы до во время медитации Йога (ученики) 14 6-7 2 Wenger, Baghhi 1961 Йога (мастера) 26 1-2 2 Дза-дзен ? 4-5 4 Hirai 1975 ТМ 13 11 20 Wallage, Benson, Wilson 1971 ТМ 10-15 4-6 Allison 1971 ТМ 18 15 Parulkar и др. 1974
 
 
 
  5.3.5. Химические изменения крови при трансцендентальной meдитации
 
  Продуктом анаэробного, гликолитического обмена веществ является молочная кислота, которая образуется в особенно больших количествах при краткой, но активной мышечной деятельности. В условиях физического покоя уровень лактата в крови мал: около 1,3-1,9 ммоль/л (12-17 мг/100мл (Hollmann, Liesen 1973).
  Wallace и др.(1971) описывают более резкое и более быстрое, чем у контрольной группы, падение уровня лактата в крови во время ТМ с 1,24 моль/л (11,4 мг%) до 0,81 ммоль/л (7,3 мг%) при вышеуказанных значениях физического покоя.
  Поскольку внутривенная инъекция лактата при отсутствии физической нагрузки, как известно, приводит к возникновению страха, то доказанное психологическими тестами снижение порогового уровня страха при практике ТМ может быть связано с этими данными (ср. Pitts 1969).
  Гормоны коры надпочечников причисляются к "стрессовым гормонам" и это означает, что при т.н. "реакции борьбы и бегства" (см. 5.4.) их уровень в крови растет. Jevning, Wilson и Davidson (1978) обнаружили у 15 занимающихся ТМ значительное понижение уровня кортизола примерно на 25% по сравнению с обычным уровнем кортизола в состоянии покоя, установив тем самым антистрессовое действие ТМ.
 
  5.3.6. Электроэнцефалограмма и ее выражение при медитации
 
  ЭЭГ, которую впервые в 1929 году зарегистрировал у человека Berger, будучи легко доступным у бодрствующего человека сигналом, оказалась с тех пор в центре исследований деятельности мозга. С одной стороны, метод электроэнцефалографии позволяет обнаружить строго воспроизводимые корреляции частотных характеристик ЭЭГ с состоянием бодрствования, и равным образом, корреляции пространственного распределения изменений частот с соответствующими патологическими состояниями, вследствие чего ЭЭГ прочно вошла в клиническую практику. Однако, с другой стороны, какое-либо функциональное объяснение физиологической основы того или иного вида ЭЭГ до сих пор отсутствует (Gastaut 1974).
  У человека выделяют четыре физиологически актуальных диапазона частот: ?-ритм (14 - 30Гц), регистрируемый в состоянии бодрствования при направлении внимания вовне или же при умственной деятельности; ?-ритм (8 - 13Гц) - в состоянии бодрствования при релаксации с закрытыми глазами; ?-ритм (4 - 7Гц) и ?-ритм (0,3 - 3Гц) (последние два ритма наступают во сне, а ?-ритм - исключительно в стадии глубокого сна). Особенно интересен ?-ритм, нейронное происхождение которого было отчасти установлено. Речь идет о периодических пульсациях электрических потенциалов, отводимых одновременно на всем неокортексе, точнее об их отражении в мембранных потенциалах поверхностного дендритового слоя. Причиной этого являются возбуждающие и тормозящие постсинаптические потенциалы из разных мест пирамидных клеток. Периодичность задается из таламуса. В таламусе находится генератор ?-ритма, который в свою очередь подвержен влиянию ретикулярной формации ствола головного мозга (подробности см.: Creutzfeld 1974). Существование нейронных структур, порождающих ?-ритм, лишь отчасти может объяснить генезис этого явления, но смысл его остается неясен. В ретикулярной формации находятся центры управления бодрствованием. Нарастание активности (arousal) ведет к такому влиянию на таламус, что ?-ритм в ЭЭГ исчезает и заменяется более частым ритмом меньшей амплитуды (?-ритм). Эту корковую реакцию активации называют также реакцией десинхронизации. Напротив, с нарастанием глубины сна начинает преобладать более медленный ритм. Структурную цепочку - ретикулярная формация-таламус-кора - называют восходящей ретикулярной системой. По-видимому, некоторое несомненное влияние на ЭЭГ оказывает обмен веществ, так что "...все состояния, которые обусловлены замедлением мозгового обмена веществ или зависят от него, дают похожие изменения ЭЭГ (прирост выраженности амплитуды ?-ритма и замедление его частоты при переходе в переднюю часть черепа)" (Gastaut 1974). Ingvar (1976) нашел типичный ?-ритм более выраженным в затылочной, чем в лобной части. При этом кровоснабжение лобной части мозга по сравнению с затылочной, судя по утилизации радиоактивно помеченной глюкозы, осуществляется более интенсивно.

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу