<< Пред.           стр. 6 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 envouter значит накрыть колпаком, захватить в сеть, окутать сетью...
 Здесь я вступаю в область странных откровений и ожидаю недоверие и
 пожимание плечами неверующего фанатизма, ибо вольтерьянская религия также
 имеет своих фанатиков, да не прогневаются за это великие тени, которые
 должны теперь самым жалким образом сердиться в склепах Пантеона в то
 время, как католицизм, вечно сильный своими методами и обонянием, служит
 обедню над их головами.
 Совершенное слово, которое равно выражаемой им мысли, всегда содержит в
 возможности или предполагает четверное: идею и три ее необходимых и
 соотносительных формы, затем также образ изображаемой вещи с тремя
 терминами определяющего ее суждения. Когда я говорю: "бытие существует",
 я этим самым утверждаю, что ничто не существует.
 Высота, ширина, которую высота геометрически разделяет надвое, и глубина,
 отделенная от высоты пересечением широты: вот естественное четверное,
 составленное двумя перекрещивающимися линиями. Есть также в природе
 четыре движения, производимые двумя силами, которые поддерживают друг
 друга своим стремлением в противоположном направлении. Закон же,
 управляющий телами, аналогичен и пропорционален закону, управляющему
 духами; а закон, управляющий духами, - само проявление секрета Бога, т.
 е. тайны творения.
 Представьте себе часы с двумя параллельными пружинами, с такой системой
 зубчатых колес, которая заставляет их работать в противоположном
 направлении, так как одна пружина ослабляясь, затягивает другую; таким
 образом, часы будут сами собой заводиться, и вы найдете непрерывное
 движение. Это зубчатое сцепление должно иметь два конца и быть
 чрезвычайно точно. Но, быть может, оно не находимо? - Я этого не думаю.
 Но человек, открывший его, сможет понять по аналогии все секреты природы:
 "прогресс прямо пропорционален сопротивлению".
 Абсолютное движение жизни - также постоянный результат двух
 противоположных, но никогда взаимно не уничтожающих стремлений. Когда
 кажется, что одно из них уступает другому, это значит, что пружина
 заводится, и вы можете ожидать реакции, предвидеть момент, который и
 определит ее характер вполне возможно, так как в эпоху наибольшего
 усердия Христианства, было известно и предсказано царство "Антихриста".
 Но антихрист приготовит и вызовет новое пришествие и окончательное
 торжество Человека-Бога. А это опять-таки строгое и каббалистическое
 следствие, содержащееся в первых евангельских посылках.
 Христианское пророчество содержит четверное откровение: 1) падение
 старого мира и торжество Евангелия во время первого пришествия, 2)
 великое отступничество и пришествие антихриста, 3) падение антихриста и
 возвращение к христианским идеям и 4) окончательное торжество Евангелия
 или второе пришествие, обозначаемое названием страшного суда. Это
 четверное пророчество содержит два утверждения и два отрицания: идею двух
 падений или мировых смертей и двух возрождений; ибо для каждой идеи,
 являющейся на социальном горизонте, можно, не боясь ошибиться, определить
 восток и запад, зенит и надир. Философский крест - ключ к пророчеству, и
 можно открыть все двери науки пантаклем Езекииля, в центре которого
 находится звезда, образованная пересечением двух крестов.
 Разве человеческая жизнь не состоит также из этих трех фраз или
 последовательных трансформаций: рождения, жизни, смерти, бессмертия? И
 заметьте, что бессмертие души, необходимое как дополнение четверного,
 каббалистически доказывается аналогией, единственным догматом истинно
 мировой религии, так как она (аналогия) - ключ к знанию и ненарушимый
 закон природы.
 Действительно, смерть также не может быть абсолютным концом, как и
 рождение нереальное начало. Рождение доказывает предсуществование
 человеческого существа, так как из ничего ничто не происходит, и смерть
 доказывает бессмертие, так как бытие также само не может перестать
 существовать, как ничто не может перестать не существовать. Бытие и ничто
 - две абсолютно непримиримые идеи, с той только разницей, что идея ничего
 (идея чисто отрицательная) вытекает из самой идеи бытия, причем ничто не
 может быть даже понятно, как абсолютное его отрицание; между тем как идея
 бытия никогда не может быть даже. сопоставлена с идеей ничего. Сказать,
 что мир произошел из ничего (neant) значит произнести чудовищную
 нелепость. Все существующее происходит из того, что было, следовательно,
 все сущее непременно когда-нибудь существовало.
 Последовательность форм производится переменами движения; явления жизни,
 не уничтожаясь, заменяют друг друга. Все изменяется, но ничто не гибнет.
 Солнце не умерло, когда исчезает за горизонтом; даже самые непостоянные
 формы бессмертны и вечно существуют в неизменяемости причины их
 существования, комбинации света с составными силами молекул первой
 субстанции; поэтому-то (формы) сохраняются в астральном флюиде и могут
 быть вызваны и воспроизведены по воле мудреца, как мы это и увидим, когда
 будем говорить о втором зрении, вызывании воспоминаний в некромантии и
 других магических операциях.
 Мы вернемся к великому магическому агенту в четвертой главе "Ритуала",
 где я закончу указывать признаки великого агента и способы завладеть этой
 страшной силой.
 Скажу еще здесь несколько слов о четырех магических элементах и
 элементарных духах.
 Магические элементы: в алхимии - соль, ртуть, сера и азот, в каббале -
 "макропрозоп", "микропрозоп" и две материи; в иероглифах - человек, орел,
 лев и бык; в древней физике - воздух, вода, земля и огонь.
 Известно, что в магической науке вода не обыкновенная вода, что огонь не
 просто огонь и т. д. Эти выражения скрывают более возвышенное значение.
 Современная наука разложила четыре элемента древних и нашла в них много
 воображаемых простых тел. Проста только первоначальная субстанция, и,
 собственно говоря, существует только один материальный элемент, и этот
 элемент в своих формах всегда проявляется четверным. Итак, мы сохраним
 научное различение элементарных видимостей, принятое древними, и будем
 признавать воздух, огонь, землю и воду за четыре положительных и видимых
 элемента магии.
 Тонкое и плотное, быстрый и медленный растворители, или инструменты тепла
 и холода, образуют в тайной физике два положительных и столько же
 отрицательных принципов четверного, и должны изображаться следующим
 образом.
 Азот
 Орел
 Воздух
 Сеpa Ртуть
 Лев Человек
 Огонь Вода
 Соль
 Бык
 Земля
 Воздух и вода изображают также принцип мужской, огонь и вода относятся к
 принципу женскому, так как философский крест пантаклей, как я уже
 говорил, - первоначальный и элементарный иероглиф лингама гимнософистов.
 Этим четырем элементарным формам соответствуют следующие четыре
 философские идеи:
 Дух
 Материя
 Движение
 Покой
 Действительно, вся наука заключается в понимании этих четырех вещей,
 которые алхимия сводила к трем:
 Абсолюту,
 Твердому (постоянному),
 Летучему,
 а каббала относится к идее самого Бога, абсолютного разума, необходимости
 и свободы, тройного понятия, выраженного в книгах евреев.
 В десятой главе этой книги под именами Кетера, Гохмы и Бины для мира
 божественного, Тиферета, Гезеда и Гебуры для мира морального и, наконец,
 Йезода, Года и Нетцы в мире физическом, который вместе с миром моральным
 содержится в идее царства, или Малькута, - я объясню эту теогонию столь
 же рациональную, как и возвышенную.
 Так как сотворенные духи призваны к эмансипации посредством испытания, то
 с самого своего рождения они помещены между этими четырьмя силами, двумя
 положительными и двумя отрицательными, и поставлены в необходимость
 утверждать или отрицать добро, выбирать между жизнью и смертью. Найти
 неподвижную точку, т. е. моральный центр креста - такова первая проблема,
 которую они должны решить; их первой победой должно быть завоевание
 собственной свободы.
 Поэтому они начинают с того, что одни увлекаются к северу, другие - к
 югу, одни направо, другие влево, и, пока они не будут свободны, - они не
 могут ни пользоваться разумом, ни воплотиться иначе как в животных
 формах. Эти не эмансипированные духи, рабы четырех элементов, - то, что
 каббалисты называют элементарными демонами, они населяют элементы,
 соответствующие роду их рабства. Следовательно, действительно существуют
 сильфы, ундины, гномы и саламандры, одни блуждающие и старающиеся
 воплотиться, другие уже воплотившиеся и живущие на земле. Это - порочные
 и несовершенные люди.
 Мы вернемся к этому предмету в пятнадцатой главе, трактующей о чарах и
 демонах.
 Это также предание тайной физики, предание, заставлявшее древних
 допускать существование четырех возрастов мира; только толпе не говорили,
 что эти четыре возраста должны быть последовательны, подобно четырем
 временам года и подобно им возобновляться. Так золотой век прошел, и еще
 вернется. Но это относится к духу пророчества, и я буду о нем говорить в
 девятой главе, трактующей о посвященном и видящем.
 Добавим теперь единство к четверному, и мы получим вместе и порознь идеи
 божественных синтеза и анализа, бога посвященных и бога профанов. Здесь
 ученье популяризуется и становится менее абстрактным, появляется великий
 иерофант.
 5. Хе. Д.
 ПЕНТАГРАММА
 Гебура
 Ессе
 [См. 3.gif]
 До сих пор я излагал наиболее сухую и абстрактную часть магического
 учения; теперь начинаются чары, теперь я могу возвестить чудеса и открыть
 самые скрытые вещи. Пентаграмма изображает господство духа над
 элементами; этим знаком покоряют демонов воздуха, духов огня, спектры
 воды и фантомов земли,
 Вооружившись этим знаком, и, как следует, приспособив его, вы можете
 видеть бесконечное при посредстве этой способности, которая - как бы глаз
 вашей души, и вы заставите служить себе легионы ангелов и колонны
 демонов.
 Сначала установим принципы.
 Нет мира невидимого, есть только различные степени совершенства органов.
 Тело - грубое изображение и как бы тленная оболочка (кора - lе согce)
 души.
 Душа сама, без посредства телесных органов, посредством своих
 чувствительности и "прозрачного", может воспринимать все, существующее во
 вселенной как духовное, так и телесное.
 Духовное и телесное - только слова, выражающие различные степени тонкости
 или плотности субстанции.
 То, что называют воображением, - присущая нашей душе способность
 ассимилировать образы я отражения, находящиеся в живом свете, великом
 магнетическом агенте.
 Эти образы и отражения - откровения, когда наука приходит к нам на помощь
 и открывает их тело или свет. Гениальный человек отличается от мечтателя
 и безумца только тем, что его творения аналогичны истине, между тем как
 создания мечтателей и безумцев - потерянные отражения и заблудившиеся
 образы.
 Так, для мудреца воображать значит видеть, так само, как для магиста
 говорить значит творить.
 Итак, можно реально и действительно видеть демонов, души и т. д...
 посредством воображения; но воображение адепта прозрачно, в то время, как
 воображение толпы темно, свет истины проходит через первое, как через
 блестящее окно, и преломляется во втором, как в стеклянной массе,
 наполненной окалиной и посторонними телами.
 3аблуждениям толпы и сумасбродствам безумия наиболее способствуют
 отражения развращенных воображений друг в друге.
 Но видящий достоверно знает, что воображаемые им вещи истинны, и опыт
 всегда подтверждает его видения.
 В Ритуале я объясняю, какими средствами приобретается это ясновидение.
 Посредством этого света статические духовидцы приходят в сношение со
 всеми мирами, как это столь часто случалось с Эммануилом Сведенборгом,
 который, однако, не был совершенным ясновидящим, так как он не различал
 отражений от лучей и часто смешивал мечты с самыми удивительными
 сновидениями.
 Я говорю "сновидения", потому что сновидение - результат естественного и
 периодического экстаза, называемого сном. Находиться в экстазе значит
 спать; магнетический сомнамбулизм - воспроизведение экстаза и управление
 им,
 Ошибки во время сомнамбулизма причиняются отражениями "прозрачного"
 бодрствующих лиц и, в особенности, магнетизера.
 Сновидение - видение, произведенное преломлением луча истины;
 мечта-галлюцинация, вызванная отражением.
 Искушение святого Антония со всеми его кошмарами и чудовищами
 представляет собой смешение отражений с прямыми лучами. Пока душа борется
 - она разумна; когда же она поддается этому роду захватывающего
 опьянения, - она безумна.
 Различить прямой луч и отделить его от отражения, таково дело
 посвященного,
 Теперь я объявляю во всеуслышание, что дело это всегда выполнялось
 некоторыми людьми, избранниками мира, что откровение посредством
 интуиции, таким образом, непрерывно, и, что нет непроходимой преграды,
 разделяющей души, так как в природе нет ни резких перерывов, ни крутых
 стен, могущих разлучить духов. Все - переход и оттенки, и, если мы
 предположим, если п не бесконечную, то, во всяком случае, неограниченную
 способность совершенствования человеческих способностей, - мы увидим, что
 каждый человек может достигнуть видения всего, а следовательно, и
 всезнания, по крайней мере, в кругу, который он может безгранично
 расширить.
 В природе нет пустоты, все населено.
 В природе нет реальной смерти, все живо.
 - Видите вы эту звезду? - сказал Наполеон кардиналу Фешу. - Нет,
 государь".
 - Ну, что же! Я вижу ее. - И несомненно, он ее видел.
 Великих людей обвиняют в суеверии: они видели то, чего не видит толпа.
 Гениальные люди отличаются от простых видящих присущей им способностью
 заставлять других людей "чувствовать" то, что они сами видят, и "верить"
 себе посредством энтузиазма и симпатии.
 Это - "медиумы" божественного Слова. Скажем теперь как происходит видение
 (la vision).
 Все формы соответствуют идеям, и нет такой идеи, у которой не было бы
 своей собственной и особой формы.
 Первобытный свет, носитель всех идей, мать всех форм, и передает их от
 эманации к эманации только уменьшенными или испорченными, соответственно
 плотности сред.
 Вторичные формы - отражения, возвращающиеся к очагу истекшего света.
 Так как формы объектов - видоизменение света, то они остаются в свете,
 куда отсылает их отражение. Поэтому астральный свет, или земной флюид,
 который мы называем великим магическим агентом, насыщен образами или
 всевозможными отражениями, которые наша душа может вызвать и подчинить
 своему "прозрачному", как говорят каббалисты.
 Эти образы всегда для нас присутствуют, только во время бодрствования они
 стерты более сильными отпечатками действительности или озабоченностью
 нашей мысли, делающей наше воображение невнимательным к подвижной
 панораме астрального света. Когда мы спим, это зрелище само собой
 представляется нам, и таким образом происходят гр зы (les reves): мечты
 несвязные и смутные, если какая-нибудь господствующая воля не остается
 деятельной во время сна и, даже без ведома нашего ума, не направляет
 гр зы, которые превращаются тогда в сновидения.
 Животный магнетизм - искусственный сон, производимый соединением,
 добровольным или вынужденным, двух душ, из которых одна бодрствует в то
 время, как другая спит, т. е. одна управляет другой в выборе отражений,
 чтобы изменять мечты в сновидения и узнавать истину посредством образов.
 Таким образом, сомнамбулы в действительности не отправляются в места,
 куда посылает их магнетизер: они вызывают их изображения в астральном
 свете, и могут видеть только то, что существуют в этом свете.
 Астральный свет прямо действует на нервы, которые служат его проводниками
 в животной экономии и приносят его мозгу; поэтому в состоянии
 сомнамбулизма можно видеть нервами, даже не нуждаясь в лучезарном свете,
 так как астральный флюид - скрытый свет, подобно тому как физика признает
 существование скрытого теплорода.
 Магнетизм вдвоем - без сомнения чудесное открытие; но магнетизм одного
 человека, который по желанию становится ясновидящим и сам собой
 управляет, - совершенство магического искусства; и нет надобности искать
 секрет этого великого дела: он был известен и практиковался весьма
 многими посвященными, в особенности знаменитым Аполлонием Тианским,
 оставившим его теорию, как мы это и увидим в "Ритуале".
 Секрет магнетического ясновидения и управления явлениями магнетизма
 зависит от двух вещей: гармонии умов и совершенного единения волей в
 возможном и установленном наукой управлении; это относится к магнетизму,
 производимому между многими. Одиночный магнетизм требует приготовлений, о
 которых я говорил в первой главе, когда перечислял и показывал всю
 трудность качеств, необходимых, чтобы быть истинным адептом.
 В следующих главах я буду все более и более выяснять этот важный и
 основной пункт.
 Эта власть воли над астральным светом, физической душой четырех
 элементов, изображается в магии пентаграммой, изображение которой я
 поместил в заголовке этой главы.
 Поэтому элементарные духи подчиняются этому знаку, если его разумно
 употребляют и, поместив его в кругу или на столе вызываний, можно сделать
 их покорными; в магии это называется пленить духов.
 Объясним в немногих словах это чудо. Все сотворенные духи сообщаются
 между собой посредством знаков и соглашаются с известным числом истин,
 выраженных известными определенными формами.
 Совершенство форм возрастает соответственно освобождению духов, и те из
 них, которые не отягощены цепями материи, распознают по первой интуиции -
 выражение ли реальной силы или безрассудной воли - этот знак.
 Следовательно, ум мудреца придает значение его пантаклю также, как его
 наука дает вес его воле, и духи тотчас же понимают эту силу.
 Пентаграммой также можно заставить духов появиться и сновидении, либо во
 время бодрственного состояния, либо во время сна, причем "они сами
 приводят к нашему "прозрачному" свое отражение, существующее и астральном
 свете, если они жили, или отражение, аналогичное их духовному слову, если

<< Пред.           стр. 6 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу