<< Пред.           стр. 4 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
  Денежная система, в которой всеобщим эквивалентом было золото и серебро, называлась биметаллической. Затем в XIX -начале XX вв. она сменилась монометаллической (золотоденежной). Однако хождение золота во внутреннем обращении продолжалось сравнительно недолго. Начиная с периода первой мировой войны в условиях финансовой нестабильности возник процесс демонетизации золота, в результате которого полноценные золотые деньги стали заменяться знаками стоимости (договорными деньгами). Выпускаемые государством наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью.
  Ликвидность - это способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги.
  Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях. Классическими функциями денег являются мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство образования сокровищ; мировые деньги.
  В качестве меры стоимости деньги соизмеряют стоимости всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена. Техническая сторона измерения деньгами стоимости товаров связана с масштабом цен, который представляет весовое количество денежного материала в денежной единице, принятой в стране. Масштаб цен устанавливается государством.
  Как средство обращения деньги постоянно переходят из рук в руки, являясь мимолетным посредником при обмене товаров, что делает возможным замену полноценных денег договорными. Однако оплата товара наличными деньгами в момент покупки не всегда возможна. Часто продавец становится кредитором, а покупатель - заемщиком. При этом деньги выступают в функции средства платежа. Из этой функции выросли кредитные деньги: вексель, банкнота, чек.
  Вексель - долговая расписка частного лица, содержащая обязательство уплаты определенной суммы в указанный срок.
  Банкноты - банковские векселя, обеспечивающиеся всеми активами банка и обладающие способностью к свободному обращению.
  Чек - письменное распоряжение владельца вклада своему банку о выдаче с его счета указанной суммы предъявителю чека.
  Первоначально банкноты выпускались всеми банками вместо обычных денег, впоследствии их эмиссию (выпуск) стал осуществлять только центральный банк. Они приобрели силу законного и единственного платежного средства. Эволюция кредитных денег привела к появлению кредитных карточек, электронных чековых книжек. В современных условиях происходит сращивание функции средства обращения и функции средства платежа. Эту новую функцию денег стали называть средством обмена.
  Функцию денег как средства образования сокровищ (средства накопления) в западной экономической литературе называют функцией средства сбережения. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль. При этом богатство может содержаться в различных формах: деньгах или реальных активах, включая недвижимость, ценные бумаги и т.д.
  Функцию мировых денег выделяют лишь экономисты марксистского направления. Она связана с обслуживанием мировой торговли. Долгое время эту функцию отводили золоту, но теперь оно практически вытеснено из международных платежей и расчетов национальными валютами развитых стран.
  Таковы основные причины возникновения рыночной системы. Однако, как показывает историческая практика, формирование рынка продолжается и для его нормального функционирования необходимо обеспечение целого ряда условий:
  1. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  2. их ответственность за итоги своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия;
  3. свободное ценообразование;
  4. конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм;
  5. ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности;
  6. активная ориентация национальной экономики на систему мирохозяйственных связей.
 4.3. Структура и инфраструктура рынка.
  Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.
  Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 9.
  Таблица 9.
 Классификация структуры рынка
 по экономическому назначению объектов рыночных
 отношений рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок. по географическому положению местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. по степени
 ограничения
 конкуренции монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной
  конкуренции. по отраслям автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок
  сельхозпродукции и т.д. по характеру продаж оптовый рынок; розничный рынок. Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
  Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.
  Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:
 * деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
 * деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
 * деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
  Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. схему 13).
 Схема 13.
 
  В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы 14.
 Схема 14.
 
  Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.
  Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.
  Рассмотренные в теме основные закономерности развития рынка проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики период должно учитывать существующие проблемы: относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков; противоречия между федеральной, региональной и местными властями; оторванность производства от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка;дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т.д. Это определяет направления реформирования экономики, включающей:
  1. Разгосударствление экономики и развитие предпринимательства;
  2. Формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития предпринимательства;
  3. Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках командно-административной системы и препятствующих развитию рынка;
  4. Переход к свободному ценообразованию при сохранении форм и методов государственного регулирования;
  5. Осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;
  6. Создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения, облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики;
  7. Осуществление активной структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.
  Главным итогом начавшихся реформ явился качественный сдвиг, окончательный разрыв с прежней хозяйственной системой и создание условий для формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет современная рыночная экономика.
 
 Тренировочные задания к теме 4
  1. Рассмотрите упрощенную схему рыночных потоков производства. Определите какова структура произведенной продукции и структура продукта внутреннего потребления домохозяйств и производственных фирм ?
 
 
  2. Известный американо-австрийский экономист Фридрих фон Хайке предложил отменить монополию центрального банка на эмиссию банкнот, заменив ее механизмом "Спонтанного порядка" (то есть рынка): пусть все желающие выпускают деньги, а рынок сам определит, используя конкуренцию, что станет действительно деньгами. Как вы считаете, что в данном случае стало бы деньгами?
  3. Цена - это а) денежное выражение стоимости товара б) денежная оценка полезности товара в) информационный сигнал, указывающий хозяйственному субъекту Что? Как? Для кого производить? Проанализируйте приведенные определения цены. Какие из сторон этой важной экономической категории выходят на первый план в каждом из них?
  4. Как изменится стремление к ликвидности по мере роста дохода? Почему?
  5. Могли ли ледяные кубики служить хорошей денежной единицей? А радий? Как изменились бы расходы населения, если бы каждая долларовая банкнота теряла 10 % своей стоимости в течение каждого месяца с момента ее выпуска?
  6. Объясните смысл и значение слов Й.Шумпетера, утверждавшего, что по существу банк - " феномен развития, впрочем, лишь там, где социально-экономическим процессом не управляет командная сила. Банкир делает возможным осуществление новых комбинаций и, выступая от имени народного хозяйства, выдает полномочия на их осуществление".
 
 Тест к теме 4.
  Определите все верные ответы.
  1. Рыночная инфраструктура включает в себя три основные элемента:
  а) рынок товаров и услуг, рынок золота, рынок ценных бумаг;
  б) рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок капиталов;
  в) рынок товаров и услуг, рынок нефти, рынок труда;
  г) рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.
  2. Основными экономическими субъектами являются:
  а) предприниматели, наемные работники, менеджеры;
  б) домохозяйство, фирмы, государство;
  в) фирмы, наемные работники, государство;
  г) государство, менеджеры, наемные работники.
  3. По утверждению экономистов-классиков, рынок никто не создавал и не проектировал. Поэтому рыночной экономикой управляют:
  а) стихийные и хаотичные импульсы экономических процессов;
  б) отдельные наиболее удачные предприниматели;
  в) потребители и производители товаров;
  г) экономические законы, проявляющиеся в деятельности хозяйствующих субъектов.
  4. Кругооборот товаров и денег в экономике убедительно показывает, что решающую роль здесь выполняют
  а) рынки потребительских товаров;
  б) рынки факторов производства; в) рынки денег и ценных бумаг;
  г) взаимосвязанные сегменты рынка.
  5. Функционирование денег в качестве абстрактной единицы счета:
  а) разъединяет во времени акты обмена;
  б) привязано к обороту наличных денег;
  в) обеспечивает возможность экономического учета;
  г) служит для образования капитала.
  6. Почему в России при наличии развитого денежного обмена сохраняется бартер:
  а) существует дефицит оборотных средств у предприятий и нет доверия к наличным деньгам;
  б) бартер используется как средство, исключающее неплатежи;
  в) бартер способствует уклонению уплаты от налогов;
  г) еще не достигнута необходимая степень развития рыночных отношений.
  7. Когда деньги спрятаны " в чулок", они выполняют функцию
  а) средства обмена; б) сохранения стоимости;
  в) единицы счета; г) меры отложенных платежей.
 Тема 5. Механизм рыночной системы.
 5.1. Основы теории спроса и предложения
  Спрос в условиях рынка имеет важное значение. Интуитивное представление о спросе имеют все: это потребность в определенных благах. В экономической теории обычно рассматривают платежеспособный спрос.
  Спрос - желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand -спрос).
  Схема 15.
 Кривая спроса
 
 
  Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса.
  Величина спроса - это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.
  Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов (cхема 16)
 Cхема 16.
 
 
  Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о "прочих равных условиях". Примером является реакция потребителей на определенные группы товаров.
  Субституты (взаимозаменяемые) - это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар ( свинина и говядина, молоко и сливки и т.п.)
  Комплементы (взаимодополняемые)- это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т.п.).
  Нормальные товары (высшей категории) - это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.
  Товары низшего качества (низшей категории) - это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).
  Предложение - это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.
  Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение есть кривая предложения S (от английского supply- предложение).
  Схема 17.
 Кривая предложения
  P S3 S1 S2
 
  4 B
 
 
  2 A
 
  4 6 Q
 
 
 
 
 
  Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предложения из A в B связано с изменением величины предложения.
  Величина предложения - это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S1 вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов.
 Схема 18.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:
  * цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
  * если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.
 Схема 19.
 Цены и рыночные зоны
 
 
  II
 
  IV III
 
  I
 
 
  Совместим кривые спроса и предложения. Полученная точка пересечения E - точка равновесия, где P1 -равновесная цена, а Q1- равновесный объем. Всю координатную плоскость кривые D и S делят на четыре различные зоны, которые можно описать следующим образом:
  I - зона возможных покупок, но невозможных продаж (дефицит);
  II - зона возможных продаж, но невозможных покупок (излишек);
  III - зона невозможных покупок и продаж (мертвая зона);
  IV - зона наиболее благоприятных сделок.
  При вмешательстве государства в установление цен говорят о политическом ценообразовании.
  Цена потолка - максимальная цена дает ожидаемый результат только в случае, если она ниже равновесной. Она служит для защиты потребителей и создает, как правило, превышение спроса над предложением и образование " черного рынка".
  Цена пола - минимальная цена, которая служит для защиты производителей и создает превышение предложения над спросом. Она имеет смысл только тогда, когда выше равновесной. Однако стремление производителей в условиях перепроизводства (например, сельхозпродукции) избавиться от товара ведет к образованию "серого рынка".
 5.2. Понятие эластичности и ее виды
  Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.
  Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.
  В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.
  Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.
  1. Эластичность спроса по цене.
  Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.
  , где:
  E(p)- эластичность спроса по цене;
  ? Qd (%)- процентное изменение спроса;
  ? P(%) - процентное изменение цены.
  При измерении процентного изменения экономических величин обычный способ вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33% увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда:
  х 100% , где
  Q2 и Q1- - конечный и начальный спрос;
  , где
  P2 и P1 - конечная и начальная цена.
  Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.
  E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);
  E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);
  E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);
  E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);
  E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).
  На графике спрос разной степени эластичности можно представить следующим образом:
  Схема 20.
 Эластичность спроса
 
 
 
 
 
 
 
  Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность.
  2. Эластичность спроса по доходу.
  Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.
  , где
  ? Y (%) - процентное изменение дохода
  Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.
  3. Перекрестная эластичность.
  Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.
  , где
  E (k) - перекрестная эластичность;
  ? Q1 (%) - процентное изменение спроса на один товар;
  ? P2 (%) - процентное изменение цены на другой товар.
  С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:
  а) E (k) > 0 для товаров-субститутов;
  б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;
  в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.
  Эластичность предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.
 
  Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.
  Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.
 5.3. Место и роль конкуренции в рыночной системе.
  Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.
  Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
  Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:
  * выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
  * сводит конкретный труд к общественно необходимому;
  * содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.
  Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
  Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:
  * креативное (созидательное) - поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  * приспособленческое - учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  * обеспечивающее (гарантирующее) - поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.
  С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
  Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.
  В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
 Таблица 10.
 Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция
 Признаки Внутриотраслевая
 конкуренция Межотраслевая
 конкуренция Субъекты предприятия одной
 отрасли предприятия разных
 отраслей Объекты лучшие условия производства и сбыта сферы наиболее прибыльного вложения капитала Предпосылки различие индивидуальной стоимости однородных товаров различие нормы прибыли в отраслях экономики Результат рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары средняя прибыль и цена производства В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
  В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.
  Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.
  Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.
  Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
  Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
  Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:
  * монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
  * олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
  * монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.
  Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур показаны в таблице 11.
 Таблица 11.
 Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций
 основные
  черты Совершенная
 конкуренция Чистая
 монополия Олигополия Монополистическая конкуренция количество фирм на рынке множество независимых одна крупная несколько крупных достаточно много тип
 продукта стандартизиро-
 ванный уникальный стандартизиро-ванный дифференциро-ванный контроль над ценой отсутствует полный контроль влияние ценового лидера влияние ограничено вход в отрасль относительно
 легкий очень трудный трудный вход и выход возможны
  Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.
  В России началом создания антимонопольного законодательства стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:
  * распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;
  * введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;
  * некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  * самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.
  Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи - не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.
  Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.
  Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:
  1. контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
  2. контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (свыше 35 %);
  3. предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
  4. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.
  В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.
  Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.
  Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется. Примером этому могут служить постоянные проблемы, связанные с обеспечением жителей Приморья электроэнергией и теплом, порожденные деятельностью структурной единицы РАО "ЕЭС России" "Дальэнерго".
  Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.
 
 Тренировочные задания к теме 5
  1. В начале 80-ых годов произошло затоваривание рынка алмазов. Компания "De Beers", мировой лидер производства и продажи алмазов, стала покупать в большом количестве необработанные камни. Почему они сделали такие покупки? Как эти действия могли повлиять на цену алмазов ?
  2. Кривая спроса на велосипеды может быть представлена в следующем виде: D=6000-P, где D- объем спроса в месяц, P-цена велосипеда, тыс. руб. Кривая предложения велосипедов описывается уравнением: S=3000+40 Р, где S - ежемесячное предложение велосипедов. Каковы равновесная цена и объем продаж велосипедов. Как изменится ситуация, если правительство установит цены "потолка"на велосипеды?
  3. По итогам первого полугодия 1992 г. После либерализации цен Госкомстат России сообщил: "Молочных продуктов люди стали потреблять на четверть меньше, чем в прошлом году, мясных продуктов- на 15 %, рыбных -на 17 %, фруктов -на 30 %, сахара и кондитерских изделий - на 20 %. В 2-2,5 раза сократились объемы покупок одежды и обуви". Прокомментируйте эти результаты. Определите эластичность спроса на эти товары, если предположить, что цены на них увеличились 20 %.
  4. На рисунке обозначьте равновесную рыночную цену винограда за ряд лет. Вычислите изменения цен, ответы впишите в таблицу. Определите тип эластичности спроса и предложения винограда в указанные годы.
  P
 
 
 
 
 
 
  Q
 
 Год 1992 1993 1994 1995 Цена E (p) E (s) 5. Объясните, почему даже в период глубокого кризиса в России лучшие вузы страны продолжают сохранять высокие конкурсы?
  6. Может ли резкое падение реальных доходов населения в стране разорить сельское хозяйство? А заводы, производящие цветные телевизоры?
  Тест к теме 5

<< Пред.           стр. 4 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу