<< Пред. стр. 41 (из 43) След. >>
Теорема Самуэльсона—Джонса (в теории международной торговли) — согласно ей развитие международной торговли приводит к росту доходов владельцев факторов, специфических для экспортоориентированных отраслей, и сокращению доходов владельцев факторов, специфических для отраслей, конкурирующих с импортомТехнологическая безработица — безработица, связанная с вытеснением из производства живого труда под влиянием научно-технического прогресса
Технологическая структура основных производственных фондов — соотношение между активной частью основных фондов (рабочие машины, оборудование и др.) и пассивной их частью (здания, сооружения и др.)
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — хозяйственное товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полные товарищи), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности
Товарная структура мировой торговли — соотношение между отдельными видами товаров в экспорте и импорте данной страны
Точка безубыточности — такие выручка и объем производства фирмы, которые обеспечивают покрытие всех се затрат и нулевую прибыль. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой, а объем производства (продаж) в этой точке— пороговым объемом производства (продаж)
Точка оптимального выпуска (критическая точка объема производства) — объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам
Традиционная система — экономическая система, распространенная в слаборазвитых странах и базирующаяся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики, преобладающей роли в жизни общества кастового и сословного деления, освященных веками традиций и обычаев
Трансакционные издержки — расходы на совершение рыночных сделок
Транснационализация хозяйственной жизни — процесс усиления роли транснациональных корпораций в мировой экономике
Транснациональная корпорация (ТНК) — хозяйственная структура, которая включает родительскую компанию и ее зарубежные филиалы
Трансформационный спад — сокращение объема производства вследствие изменения форм собственности и методов хозяйствования, приспособления производства к платежеспособному спросу, перестройки отраслевой структуры экономики
Тратта (переводной вексель) — письменный приказ одного лица (кредитора) другому (заемщику) об уплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю
Трудовые отношения — отношения между работодателями и наемными работниками по поводу условий и оплаты труда
Трудовые ресурсы — один из видов экономических ресурсов, к которому относятся люди с их способностью производить товары и услуги
У
Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество
Ускоренная амортизация — важный инструмент государственного регулирования экономики, суть которого состоит в ускоренном переносе стоимости средств труда на производимые товары и услуги за счет повышения норм амортизационных отчислений
Условия торговли — соотношение индексов экспортных и импортных цен страны, показывающее пропорции внешнеторгового обмена
Учетная (дисконтная) политика — изменение процентных ставок по кредитам центрального банка, предоставляемым коммерческим банкам, с целью воздействия на их кредитные операции
Учетный рынок — рынок казначейских и коммерческих векселей, других видов краткосрочных обязательств
Ф
Факторы экономического роста — см. Экономические ресурсы
Финансовая политика государства — политика государства по организации и использованию финансов (см. Финансы) для осуществления своих функций к задач
Финансовая реструктуризация предприятия — «расчистка» балансов, упорядочивание активов, а в ряде случаев — процедура ликвидации и банкротства предприятия
Финансово-кредитная система — бюджетная, налоговая, денежная и кредитная система
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) — механизм перераспределения Капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения капитала
Финансы — синоним бюджета и налогов, иногда — всей финансово-кредитной системы (см. Финансово-кредитная система)
Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая созидательные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели
Фондовая биржа — организованная определенным образом часть рынка ценных бумаг, где с этими бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи
Фондоотдача — отношение стоимости выпущенной продукции к среднегодовой стоимости основных фондов
Фрикционная безработица — безработица, вызванная добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу
Х
Хозяйственная (экономическая) деятельность — трансформация и приспособление экономических ресурсов в целях удовлетворения экономических потребностей
Ц
Целевые бюджетные фонды — составная часть госбюджета
Цена «потолка» — искусственно заниженная цена, ограничивающая ее рост
Цена «пола» — искусственно завышенная цена, ограничивающая ее снижение
Ценовая дискриминация — практика установления различных цен на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей, причем разница в ценах не является следствием разницы в издержках
Ценовая эластичность спроса — изменение в процентном отношении величины спроса на товар при изменении его цены на 1 %
Центральные банки — как правило, государственные учреждения, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы
Циклическая безработица — безработица, отражающая состояние экономической конъюнктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом нанес
Ч
Частичная безработица — это когда трудящиеся вынуждены работать часть рабочего времени ввиду отсутствия работы на полный рабочий день
Частичное равновесие в экономике — количественное соответствие (равенство) двух взаимосвязанных параметров или элементов экономики
Чистая приведенная стоимость (чистая приведенная величина дохода) — абсолютная величина чистого дисконтированного дохода от инвестиционного проекта
Ш
«Шоковая терапия» — экономическая политика периода перехода от административно-командной к рыночной экономике. Включает два основных направления: антиинфляционную стабилизационную программу и глубокие институциональные реформы, в том числе преобразования отношений собственности
Э
Экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) — экономическая система, существовавшая с середины XVIII в. до начала XX в. Ее характерными чертами являются частная собственность на производственные ресурсы, наличие множества самостоятельных товаропроизводителей, господство свободной (совершенной) конкуренции в хозяйственной деятельности
Экономическая демократия— система, включающая демократизацию собственности в форме привлечения работников к владению ею, участие работников в управлении компанией и другие меры по активизации участия работников в различных сторонах деятельности компании
Экономическая прибыль — разность между валовой выручкой и всеми (явными 1 вмененными) издержками фирмы
Экономическая система — совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и организационно-правовых форм
Экономически активное население — см. Рабочая сила
Экономические агенты (хозяйствующие субъекты) — те, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере хозяйственной (экономической) деятельности практические мероприятия. Среди них принято различать прежде йсего домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство, нередко — некоммерческие организации
Экономические потребности — потребности в товарах и услугах
Экономические ресурсы — все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг
Экономический и валютный союз — форма международной экономической интеграции, совмещающая общий рынок (см. Общий рынок) с проведением единой экономической и валютно-финансовой политики
Экономический кругооборот — модель взаимосвязанного движения продуктов и денег в масштабе национального хозяйства, представленного в виде одного хозяйственного цикла
Экономическое развитие — многоплановое явление, отражающее прежде всего экономический рост, структурные изменения в экономике и рост уровня и качества жизни
Экономический рост — критерий экономического развития. Выражается ростом объема ВВП (ВНП) как в абсолютной величине, так и на душу населения
Эффект масштаба производства — выигрыш, получаемый в результате снижения средних издержек производства на единицу продукции по мере увеличения ее выпуска
Экспортная (импортная) квота — экономический показатель, характеризующий значимость экспорта (импорта) для национального хозяйства; измеряется как отношение стоимости экспорта (импорта) к стоимости ВВП
Эластиционный подход — неоклассический подход к проблемам платежного баланса, предлагающий для обеспечения его равновесия изменять валютный курс
Эластичность — степень реакции одной экономической величины на изменение другой
Эластичность спроса по доходу — отношение изменения величины спроса на товар (в процентах) к изменению доходов потребителей (в процентах)
Эмиграция — выезд из страны на постоянное место жительства
Я
Явные издержки фирмы – расходы фирмы на оплату используемых факторов производства ( природных ресурсов, труда капитала, предпринимательских способностей ) , не являющихся собственностью фирмы.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ............................................................................... 1
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................... 2
Понятие и задачи экономической теории............................................................................... 3
Позитивная и нормативная экономическая теория............................................................... 3
Экономическая политика и ее цели........................................................................................ 3
Микро- и макроэкономика....................................................................................................... 3
Экономические законы и принципы...................................................................................... 4
Гипотезы, теоремы, теории, концепции и модели................................................................ 4
Направления и школы в экономической теории.................................................................... 4
Допущения................................................................................................................................. 5
Методы....................................................................................................................................... 5
СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................................................. 9
Глава 6. Спрос, предложение, цена................................................................................ 9
РАЗДЕЛ I.ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ............................................................. 10
Глава 1. Экономические системы и их сущность................................................................. 10
1. Типы и модели экономических систем......................................................................... 10
Элемент экономической системы................................................................................. 10
Традиционная экономическая система............................................................................. 12
Модели в рамках систем..................................................................................................... 13
2. Российская модель переходной экономики.................................................................. 14
Выводы..................................................................................................................................... 16
Термины и понятия................................................................................................................. 17
Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 17
Глава 2. Экономические потребности, блага и ресурсы..................................................... 18
1. Экономические потребности и блага............................................................................ 18
Понятие экономических потребностей и благ................................................................. 19
2. Экономические ресурсы................................................................................................. 19
Понятие экономических ресурсов..................................................................................... 19
Виды экономических ресурсов.......................................................................................... 19
Понятие рынков ресурсов.................................................................................................. 21
3. Производственные возможности. Предельные величины......................................... 21
Понятие производственных возможностей. Кривая производственных возможностей 21
4. Экономическая эффективность...................................................................................... 25
Понятие экономической эффективности.......................................................................... 25
Измерение эффективности производства и потребления благ....................................... 25
5. Разделение труда, специализация и обмен................................................................... 26
Понятия разделения труда и специализации................................................................... 26
Обмен................................................................................................................................... 27
Выводы..................................................................................................................................... 27
Термины и понятия................................................................................................................. 28
Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 28
Глава 3. Экономические агенты. Собственность и доходы................................................ 29
1. Экономические агенты................................................................................................... 29
Экономические интересы................................................................................................... 30
2. Собственность................................................................................................................. 30
Какая из форм собственности лучше?............................................................................... 32
3. Доходы и их виды. Прибыль.......................................................................................... 33
Понятие издержек и прибыли............................................................................................ 34
Теории прибыли.................................................................................................................. 34
Выводы..................................................................................................................................... 35
Термины и понятия................................................................................................................. 35
Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 35
Глава 4. Экономический кругооборот................................................................................... 36
1. Производство, обмен и распределение......................................................................... 36
2. Потребление, сбережение, инвестиции........................................................................ 37
Понятие потребления......................................................................................................... 37
3. Кругооборот товаров и услуг......................................................................................... 39
Упрощенная схема кругооборота....................................................................................... 39
Выводы................................................................................................................................. 42
Глава 5. Рынок......................................................................................................................... 43
1. Сущность и условия возникновения рынка.................................................................. 43
2. Виды рынков и их структура.......................................................................................... 45
3. Функции рынка............................................................................................................... 45
Ценообразующая функция.................................................................................................. 45
Информационная функция................................................................................................. 45
Регулирующая функция....................................................................................................... 46
Посредническая функция.................................................................................................... 46
4. Конкуренция.................................................................................................................... 46
Понятие конкуренции......................................................................................................... 47
Защита конкурентной среды.............................................................................................. 48
5. Экономическая неопределенность и риски.................................................................. 48
6. Несовершенства рынка................................................................................................... 50
Выводы................................................................................................................................. 51
Термины и понятия............................................................................................................. 52
Глава 6. Спрос, предложение, цена...................................................................................... 53
1. Полезность, ценность (стоимость) и цена товара........................................................ 53
Парадокс ценности.............................................................................................................. 54
Понятие и сущность цены.................................................................................................. 54
Два лезвия одних ножниц.................................................................................................. 55
2.Спрос, предложение, рыночная цена............................................................................ 55
Что такое предложение?..................................................................................................... 57
Равновесная цена................................................................................................................ 59
Рыночный механизм спроса и предложения................................................................... 60
Выводы..................................................................................................................................... 62
Термины и понятия................................................................................................................. 63
Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 63
Глава 7. Современные направления и школы экономической теории.............................. 64
1. Развитие и преемственность экономической науки.................................................... 64
Экономическая теория и доктрина.................................................................................... 64
Истоки проблем и концепций............................................................................................ 64
2. Неоклассическая теория.................................................................................................. 65
Концепция равновесной цены.......................................................................................... 65
Неоклассический синтез..................................................................................................... 67
3. Институционализм.......................................................................................................... 67
Три основные идеи............................................................................................................. 68
4. Кейнсианство.................................................................................................................. 69
Спрос создает предложение............................................................................................... 69
Инструменты регулирования............................................................................................. 70
5. Монетаризм..................................................................................................................... 72
Назад к Смиту...................................................................................................................... 72
Механизм денежных импульсов........................................................................................ 73
6. Экономика предложения................................................................................................ 74
Рекомендации в области налоговой политики................................................................ 74
7. Неолиберализм................................................................................................................ 76
8. Марксистская теория....................................................................................................... 78
9. Теоретические разработки экономистов России.......................................................... 79
Выводы..................................................................................................................................... 83
Термины и понятия................................................................................................................. 83
Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 84
СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................................................ 85
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА.......................................................................................... 87
Глава 8. Фирма как объект микроэкономического анализа................................................. 87
1. Предпринимательские способности (предпринимательство как экономический ресурс) 88
Что такое предпринимательские способности (предпринимательство)?..................... 88
Предпринимательский доход............................................................................................. 88
2. Цели и функции фирмы.................................................................................................. 89
Целевые установки фирмы................................................................................................. 89
Система ценностей............................................................................................................. 89
3. Организационные формы предпринимательства........................................................ 91
Хозяйственные товарищества и общества........................................................................ 93
Государственные и муниципальные унитарные предприятия...................................... 94
4. Конкурентоспособность фирмы.................................................................................... 95
Понятие конкурентоспособности фирмы..................................................................... 95
Механизм обеспечения конкурентоспособности фирмы................................................ 95
4. Предпринимательский потенциал России................................................................... 98
Характерные черты предпринимательского потенциала России.................................. 98
Факторы и перспективы развития..................................................................................... 99
Выводы................................................................................................................................... 100
Термины и понятия............................................................................................................... 101
Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 101
Глава 9. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение 102
1. Эластичность................................................................................................................. 102
Эластичность спроса........................................................................................................ 102
Измерение эластичности спроса..................................................................................... 105
Эластичность спроса по доходу....................................................................................... 108
Эластичность предложения............................................................................................. 108
Кривые безразличия......................................................................................................... 114
Бюджетные линии............................................................................................................ 116
Выводы................................................................................................................................... 120
Термины и понятия............................................................................................................... 121
Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 121
Глава 10. Издержки фирмы.................................................................................................. 122
1. Структура издержек фирмы.......................................................................................... 122
Постоянные, переменные и валовые издержки............................................................. 124
2. Предельные издержки фирмы...................................................................................... 125
Предельный продукт......................................................................................................... 126
Предельные издержки....................................................................................................... 127
2. Эффект масштаба........................................................................................................... 131
Положительный и отрицательный эффект масштаба.................................................... 131
Выводы................................................................................................................................... 133
Термины и понятия............................................................................................................... 134
Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 134
Глава 11. Цена и объем производства................................................................................. 135
Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции........................ 136
Выводы................................................................................................................................... 143
Термины и понятия............................................................................................................... 144
Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 144
Глава 12. Конкуренция и монополия на рынке................................................................. 145
1. Монополия..................................................................................................................... 145
Что такое монополия?....................................................................................................... 145
Предельный доход монополиста..................................................................................... 146
Максимизация прибыли монополистом......................................................................... 147
Монополия и эластичность спроса................................................................................. 150
Как влияют налоги на поведение монополиста?........................................................... 150
Монополия и эффективность........................................................................................... 154