<< Пред.           стр. 41 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 Теорема Самуэльсона—Джонса (в теории международной торговли) — согласно ей развитие международной торговли приводит к росту доходов владельцев факторов, специфических для экспортоориентированных отраслей, и сокращению доходов владельцев факторов, специфических для отраслей, конкурирующих с импортом
 Технологическая безработица — безработица, связанная с вытеснением из производства живого труда под влиянием научно-технического прогресса
 Технологическая структура основных производственных фондов — соотношение между активной частью основных фондов (рабочие машины, оборудование и др.) и пассивной их частью (здания, сооружения и др.)
 Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — хозяйственное товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полные товарищи), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности
 Товарная структура мировой торговли — соотношение между отдельными видами товаров в экспорте и импорте данной страны
 Точка безубыточности — такие выручка и объем производства фирмы, которые обеспечивают покрытие всех се затрат и нулевую прибыль. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой, а объем производства (продаж) в этой точке— пороговым объемом производства (продаж)
 Точка оптимального выпуска (критическая точка объема производства) — объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам
 Традиционная система — экономическая система, распространенная в слаборазвитых странах и базирующаяся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики, преобладающей роли в жизни общества кастового и сословного деления, освященных веками традиций и обычаев
 Трансакционные издержки — расходы на совершение рыночных сделок
 Транснационализация хозяйственной жизни — процесс усиления роли транснациональных корпораций в мировой экономике
 Транснациональная корпорация (ТНК) — хозяйственная структура, которая включает родительскую компанию и ее зарубежные филиалы
 Трансформационный спад — сокращение объема производства вследствие изменения форм собственности и методов хозяйствования, приспособления производства к платежеспособному спросу, перестройки отраслевой структуры экономики
 Тратта (переводной вексель) — письменный приказ одного лица (кредитора) другому (заемщику) об уплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю
 Трудовые отношения — отношения между работодателями и наемными работниками по поводу условий и оплаты труда
 Трудовые ресурсы — один из видов экономических ресурсов, к которому относятся люди с их способностью производить товары и услуги
 
 
 
 У
 
 Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество
 Ускоренная амортизация — важный инструмент государственного регулирования экономики, суть которого состоит в ускоренном переносе стоимости средств труда на производимые товары и услуги за счет повышения норм амортизационных отчислений
 Условия торговли — соотношение индексов экспортных и импортных цен страны, показывающее пропорции внешнеторгового обмена
 Учетная (дисконтная) политика — изменение процентных ставок по кредитам центрального банка, предоставляемым коммерческим банкам, с целью воздействия на их кредитные операции
 Учетный рынок — рынок казначейских и коммерческих векселей, других видов краткосрочных обязательств
 
 
 
 
 
 Ф
 
 
 Факторы экономического роста — см. Экономические ресурсы
 Финансовая политика государства — политика государства по организации и использованию финансов (см. Финансы) для осуществления своих функций к задач
 Финансовая реструктуризация предприятия — «расчистка» балансов, упорядочивание активов, а в ряде случаев — процедура ликвидации и банкротства предприятия
 Финансово-кредитная система — бюджетная, налоговая, денежная и кредитная система
 Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) — механизм перераспределения Капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения капитала
 Финансы — синоним бюджета и налогов, иногда — всей финансово-кредитной системы (см. Финансово-кредитная система)
 Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая созидательные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели
 Фондовая биржа — организованная определенным образом часть рынка ценных бумаг, где с этими бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи
 Фондоотдача — отношение стоимости выпущенной продукции к среднегодовой стоимости основных фондов
 Фрикционная безработица — безработица, вызванная добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу
 
 
 
 Х
 
 Хозяйственная (экономическая) деятельность — трансформация и приспособление экономических ресурсов в целях удовлетворения экономических потребностей
 
 
 
 
 Ц
 
 Целевые бюджетные фонды — составная часть госбюджета
 Цена «потолка» — искусственно заниженная цена, ограничивающая ее рост
 Цена «пола» — искусственно завышенная цена, ограничивающая ее снижение
 Ценовая дискриминация — практика установления различных цен на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей, причем разница в ценах не является следствием разницы в издержках
 Ценовая эластичность спроса — изменение в процентном отношении величины спроса на товар при изменении его цены на 1 %
 Центральные банки — как правило, государственные учреждения, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы
 Циклическая безработица — безработица, отражающая состояние экономической конъюнктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом нанес
 
 
 
 Ч
 
 Частичная безработица — это когда трудящиеся вынуждены работать часть рабочего времени ввиду отсутствия работы на полный рабочий день
 Частичное равновесие в экономике — количественное соответствие (равенство) двух взаимосвязанных параметров или элементов экономики
 Чистая приведенная стоимость (чистая приведенная величина дохода) — абсолютная величина чистого дисконтированного дохода от инвестиционного проекта
 
 
 Ш
 
 «Шоковая терапия» — экономическая политика периода перехода от административно-командной к рыночной экономике. Включает два основных направления: антиинфляционную стабилизационную программу и глубокие институциональные реформы, в том числе преобразования отношений собственности
 
 
 
 Э
 
 Экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) — экономическая система, существовавшая с середины XVIII в. до начала XX в. Ее характерными чертами являются частная собственность на производственные ресурсы, наличие множества самостоятельных товаропроизводителей, господство свободной (совершенной) конкуренции в хозяйственной деятельности
 Экономическая демократия— система, включающая демократизацию собственности в форме привлечения работников к владению ею, участие работников в управлении компанией и другие меры по активизации участия работников в различных сторонах деятельности компании
 Экономическая прибыль — разность между валовой выручкой и всеми (явными 1 вмененными) издержками фирмы
 Экономическая система — совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и организационно-правовых форм
 Экономически активное население — см. Рабочая сила
 Экономические агенты (хозяйствующие субъекты) — те, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере хозяйственной (экономической) деятельности практические мероприятия. Среди них принято различать прежде йсего домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство, нередко — некоммерческие организации
 Экономические потребности — потребности в товарах и услугах
 Экономические ресурсы — все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг
 Экономический и валютный союз — форма международной экономической интеграции, совмещающая общий рынок (см. Общий рынок) с проведением единой экономической и валютно-финансовой политики
 Экономический кругооборот — модель взаимосвязанного движения продуктов и денег в масштабе национального хозяйства, представленного в виде одного хозяйственного цикла
 Экономическое развитие — многоплановое явление, отражающее прежде всего экономический рост, структурные изменения в экономике и рост уровня и качества жизни
 Экономический рост — критерий экономического развития. Выражается ростом объема ВВП (ВНП) как в абсолютной величине, так и на душу населения
 Эффект масштаба производства — выигрыш, получаемый в результате снижения средних издержек производства на единицу продукции по мере увеличения ее выпуска
 Экспортная (импортная) квота — экономический показатель, характеризующий значимость экспорта (импорта) для национального хозяйства; измеряется как отношение стоимости экспорта (импорта) к стоимости ВВП
 Эластиционный подход — неоклассический подход к проблемам платежного баланса, предлагающий для обеспечения его равновесия изменять валютный курс
 Эластичность — степень реакции одной экономической величины на изменение другой
 Эластичность спроса по доходу — отношение изменения величины спроса на товар (в процентах) к изменению доходов потребителей (в процентах)
 Эмиграция — выезд из страны на постоянное место жительства
 
 
 
 
 
  Я
 
 
 Явные издержки фирмы – расходы фирмы на оплату используемых факторов производства ( природных ресурсов, труда капитала, предпринимательских способностей ) , не являющихся собственностью фирмы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Оглавление
 
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ............................................................................... 1
 ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................... 2
 Понятие и задачи экономической теории............................................................................... 3
 Позитивная и нормативная экономическая теория............................................................... 3
 Экономическая политика и ее цели........................................................................................ 3
 Микро- и макроэкономика....................................................................................................... 3
 Экономические законы и принципы...................................................................................... 4
 Гипотезы, теоремы, теории, концепции и модели................................................................ 4
 Направления и школы в экономической теории.................................................................... 4
 Допущения................................................................................................................................. 5
 Методы....................................................................................................................................... 5
 СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................................................. 9
 Глава 6. Спрос, предложение, цена................................................................................ 9
 РАЗДЕЛ I.ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ............................................................. 10
 Глава 1. Экономические системы и их сущность................................................................. 10
 1. Типы и модели экономических систем......................................................................... 10
 Элемент экономической системы................................................................................. 10
 Традиционная экономическая система............................................................................. 12
 Модели в рамках систем..................................................................................................... 13
 2. Российская модель переходной экономики.................................................................. 14
 Выводы..................................................................................................................................... 16
 Термины и понятия................................................................................................................. 17
 Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 17
 Глава 2. Экономические потребности, блага и ресурсы..................................................... 18
 1. Экономические потребности и блага............................................................................ 18
 Понятие экономических потребностей и благ................................................................. 19
 2. Экономические ресурсы................................................................................................. 19
 Понятие экономических ресурсов..................................................................................... 19
 Виды экономических ресурсов.......................................................................................... 19
 Понятие рынков ресурсов.................................................................................................. 21
 3. Производственные возможности. Предельные величины......................................... 21
 Понятие производственных возможностей. Кривая производственных возможностей 21
 4. Экономическая эффективность...................................................................................... 25
 Понятие экономической эффективности.......................................................................... 25
 Измерение эффективности производства и потребления благ....................................... 25
 5. Разделение труда, специализация и обмен................................................................... 26
 Понятия разделения труда и специализации................................................................... 26
 Обмен................................................................................................................................... 27
 Выводы..................................................................................................................................... 27
 Термины и понятия................................................................................................................. 28
 Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 28
 Глава 3. Экономические агенты. Собственность и доходы................................................ 29
 1. Экономические агенты................................................................................................... 29
 Экономические интересы................................................................................................... 30
 2. Собственность................................................................................................................. 30
 Какая из форм собственности лучше?............................................................................... 32
 3. Доходы и их виды. Прибыль.......................................................................................... 33
 Понятие издержек и прибыли............................................................................................ 34
 Теории прибыли.................................................................................................................. 34
 Выводы..................................................................................................................................... 35
 Термины и понятия................................................................................................................. 35
 Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 35
 Глава 4. Экономический кругооборот................................................................................... 36
 1. Производство, обмен и распределение......................................................................... 36
 2. Потребление, сбережение, инвестиции........................................................................ 37
 Понятие потребления......................................................................................................... 37
 3. Кругооборот товаров и услуг......................................................................................... 39
 Упрощенная схема кругооборота....................................................................................... 39
 Выводы................................................................................................................................. 42
 Глава 5. Рынок......................................................................................................................... 43
 1. Сущность и условия возникновения рынка.................................................................. 43
 2. Виды рынков и их структура.......................................................................................... 45
 3. Функции рынка............................................................................................................... 45
 Ценообразующая функция.................................................................................................. 45
 Информационная функция................................................................................................. 45
 Регулирующая функция....................................................................................................... 46
 Посредническая функция.................................................................................................... 46
 4. Конкуренция.................................................................................................................... 46
 Понятие конкуренции......................................................................................................... 47
 Защита конкурентной среды.............................................................................................. 48
 5. Экономическая неопределенность и риски.................................................................. 48
 6. Несовершенства рынка................................................................................................... 50
 Выводы................................................................................................................................. 51
 Термины и понятия............................................................................................................. 52
 Глава 6. Спрос, предложение, цена...................................................................................... 53
 1. Полезность, ценность (стоимость) и цена товара........................................................ 53
 Парадокс ценности.............................................................................................................. 54
 Понятие и сущность цены.................................................................................................. 54
 Два лезвия одних ножниц.................................................................................................. 55
 2.Спрос, предложение, рыночная цена............................................................................ 55
 Что такое предложение?..................................................................................................... 57
 Равновесная цена................................................................................................................ 59
 Рыночный механизм спроса и предложения................................................................... 60
 Выводы..................................................................................................................................... 62
 Термины и понятия................................................................................................................. 63
 Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 63
 Глава 7. Современные направления и школы экономической теории.............................. 64
 1. Развитие и преемственность экономической науки.................................................... 64
 Экономическая теория и доктрина.................................................................................... 64
 Истоки проблем и концепций............................................................................................ 64
 2. Неоклассическая теория.................................................................................................. 65
 Концепция равновесной цены.......................................................................................... 65
 Неоклассический синтез..................................................................................................... 67
 3. Институционализм.......................................................................................................... 67
 Три основные идеи............................................................................................................. 68
 4. Кейнсианство.................................................................................................................. 69
 Спрос создает предложение............................................................................................... 69
 Инструменты регулирования............................................................................................. 70
 5. Монетаризм..................................................................................................................... 72
 Назад к Смиту...................................................................................................................... 72
 Механизм денежных импульсов........................................................................................ 73
 6. Экономика предложения................................................................................................ 74
 Рекомендации в области налоговой политики................................................................ 74
 7. Неолиберализм................................................................................................................ 76
 8. Марксистская теория....................................................................................................... 78
 9. Теоретические разработки экономистов России.......................................................... 79
 Выводы..................................................................................................................................... 83
 Термины и понятия................................................................................................................. 83
 Вопросы для самопроверки.................................................................................................... 84
 СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................................................ 85
 РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА.......................................................................................... 87
 Глава 8. Фирма как объект микроэкономического анализа................................................. 87
 1. Предпринимательские способности (предпринимательство как экономический ресурс) 88
 Что такое предпринимательские способности (предпринимательство)?..................... 88
 Предпринимательский доход............................................................................................. 88
 2. Цели и функции фирмы.................................................................................................. 89
 Целевые установки фирмы................................................................................................. 89
 Система ценностей............................................................................................................. 89
 3. Организационные формы предпринимательства........................................................ 91
 Хозяйственные товарищества и общества........................................................................ 93
 Государственные и муниципальные унитарные предприятия...................................... 94
 4. Конкурентоспособность фирмы.................................................................................... 95
 Понятие конкурентоспособности фирмы..................................................................... 95
 Механизм обеспечения конкурентоспособности фирмы................................................ 95
 4. Предпринимательский потенциал России................................................................... 98
 Характерные черты предпринимательского потенциала России.................................. 98
 Факторы и перспективы развития..................................................................................... 99
 Выводы................................................................................................................................... 100
 Термины и понятия............................................................................................................... 101
 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 101
 Глава 9. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение 102
 1. Эластичность................................................................................................................. 102
 Эластичность спроса........................................................................................................ 102
 Измерение эластичности спроса..................................................................................... 105
 Эластичность спроса по доходу....................................................................................... 108
 Эластичность предложения............................................................................................. 108
 Кривые безразличия......................................................................................................... 114
 Бюджетные линии............................................................................................................ 116
 Выводы................................................................................................................................... 120
 Термины и понятия............................................................................................................... 121
 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 121
 Глава 10. Издержки фирмы.................................................................................................. 122
 1. Структура издержек фирмы.......................................................................................... 122
 Постоянные, переменные и валовые издержки............................................................. 124
 2. Предельные издержки фирмы...................................................................................... 125
 Предельный продукт......................................................................................................... 126
 Предельные издержки....................................................................................................... 127
 2. Эффект масштаба........................................................................................................... 131
 Положительный и отрицательный эффект масштаба.................................................... 131
 Выводы................................................................................................................................... 133
 Термины и понятия............................................................................................................... 134
 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 134
 Глава 11. Цена и объем производства................................................................................. 135
 Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции........................ 136
 Выводы................................................................................................................................... 143
 Термины и понятия............................................................................................................... 144
 Вопросы для самопроверки.................................................................................................. 144
 Глава 12. Конкуренция и монополия на рынке................................................................. 145
 1. Монополия..................................................................................................................... 145
 Что такое монополия?....................................................................................................... 145
 Предельный доход монополиста..................................................................................... 146
 Максимизация прибыли монополистом......................................................................... 147
 Монополия и эластичность спроса................................................................................. 150
 Как влияют налоги на поведение монополиста?........................................................... 150
 Монополия и эффективность........................................................................................... 154

<< Пред.           стр. 41 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу