<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 o образование, здравоохранение и общественные работы;
 o прочие коммунальные, социальные и личные услуги.
  Велика роль услуг в национальных экономиках развитых стран, и она возрастает. Доля услуг в ВВП, а также в занятости развитых стран превышает 70%. Что еще важнее - увеличение занятости в значительной степени связано с расширением и диверсификацией услуг как личных, так и производственных. В высокоразвитых странах доля услуг увеличивается в результате роста производительности труда и сокращения занятости в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве; а также за счет предложения новых услуг. В слаборазвитых экономиках высокая доля сферы услуг часто связана с неразвитостью материального производства. В таких странах, особенно небольших, основная часть населения занята в традиционной сфере обслуживания - торговле, общественном питании, гостиничном бизнесе.
  Услуги - это товар, ибо они производятся для продажи, но товар особый, отличный от товара в его натурально-вещественной форме. В отличие от товара услуги, как правило, невидимы, неосязаемы, не подлежат хранению и накапливанию. Как говорится, услуги - это чаще всего то, что можно продать, но нельзя уронить. Однако имеются и исключения; некоторые услуги вполне осязаемы (например, компьютерная программа на дискете), видимы (стрижка), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика), не всегда требуют прямого взаимодействия продавца и покупателя (выдача денег по дебиторской карточке). Торговля товарами - это торговля видимыми товарами, торговля услугами - это торговля невидимыми товарами, "невидимая торговля".
  Экспорт услуг не обязательно сопровождается вывозом самой услуги и пересечением границы. В отличие от товара, торговля которыми не связана с их производством, торговля услугами связана с их производством. Многие услуги относятся к неторгуемым товарам; однако некоторые услуги становятся торгуемыми, если они предоставляются нерезиденту, т.е. жителю другой страны. Экспорт услуги означает ее продажу нерезиденту, импорт - получение услуги он нерезидента. Экпортные доходы от продажи услуг включают поступления, полученные от нерезидентов; расходы по импорту услуг включают платежи за услуги, полученные от нерезидентов.
  Продажа услуги обычно требует непосредственного контакта продавца с покупателем, перемещения того или другого. Например, туристский бизнес связан не с вывозом услуг, а с привлечением покупателей услуг. Интернет расширяет возможности получения иностранных образовательных, медицинских и иных услуг. Производство услуг чаще всего объединено с их экспортом (продажей нерезиденту) в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи покупателя и продавца, при этом либо покупатель приезжает к продавцу, либо наоборот, или они движутся навстречу друг другу.
  В международный оборот пока еще поступает незначительная часть услуг, которые широко торгуются на месте. В международном обмене доля услуг в 4-5 раз ниже товарной торговли. Международный рынок услуг расширяется за счет либерализации национальных рынков услуг, т.е. за счет допущения нерезидентов (иностранного капитала) в различные сферы деятельности, относящиеся к услугам. Для России, в частности, актуальным является вопрос допущения иностранного капитала в банковское и страховое дело.
  К услугам, которые являются предметом международной торговли (торгуемым) и включаются в текущие статьи платежного баланса, относятся виды услуг, приводимые в следующей класификации.
  НАЗАД
 Классификация торгуемых услуг
 1. Транспорт (подвиды - пассажирский и грузовой; платежи осуществляются между резидентами и нерезидентами за международную перевозку и оказание сопутствующих услуг).
 2. Поездки (подвиды - деловые и личные), которые предполагают платежи за товары и услуги, приобретенные нерезидентами.
 3. Связь (платежи осуществляются за услуги почтовой, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами).
 4. Строительство (платежи за строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами).
 5. Страхование нерезидентов страховыми компаниями резидентов.
 6. Финансовые услуги предполагают платежи за финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами - комиссия за открытие аккредитивов, обмен валюты, брокерские услуги и т.п.
 7. Компьютерные и информационные услуги - консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров.
 8. Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии.
 9. Другие бизнес-услуги:
 o посреднические услуги дают комиссию за посредничество;
 o лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного обо- рудования;
 o прочие деловые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.
 10. Личные, культурные и рекреационные услуги; а также
 o аудиовизуальные услуги - производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонораров артистов;
 o прочие - показ выставок, проведение спортивных и других мероприятий.
 11. Правительственные услуги предполагают платежи за поставку товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира.
  Услуги делятся на факторные и нефакторные. Факторные услуги - это доходы и платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства. Это платежи за использование капитала - проценты, дивиденды, прибыль, платежи за использование земли - роялти, за технологию - лицензионные платежи, за труд - зарплата и другие выплаты нерезидентам. К нефакторным услугам относятся все другие услуги.
  Международные сделки с услугами различаются и по перемещению производителя или потребителя. Например, туризм требует перемещения потребителя; прямые иностранные инвестиции требуют перемещения производителя; предоставление компьютерных услуг нерезиденту не требует перемещения ни производителя, ни потребителя.
  В структуре мирового экспорта услуг преобладают поездки - около 30%; велик удельный вес грузовых транспортных услуг - более 10% и прочих транспортных услуг - 15%; прочие услуги, оказываемые частным сектором, составляют около 40%, государственными организациями - менее 5%. Наиболее динамично развивается рынок информационных услуг, где действуют владельцы банков данных и посредники. Это связано и с удешевлением 1 бита информации в тысячи раз и с растущим спросом на информацию для выработки рыночной стратегии фирмы, разработки долгосрочных программ. Повышение спроса на информацию вызвано общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации. В информационный рынок входят все виды информации, в том числе деловая, правовая, экологическая, медицинская, потребительская.
 * Международный рынок услуг охватывает различные виды деятельности, в том числе:
 o услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по транспортировке товаров и их страхованию;
 o услуги, связанные с передачей технологии, в число которых входят патентные и лицензионные платежи;
 o услуги, связанные с производственным и научно-техническим сотрудничеством, в число которых могут входить капитальное строительство, ремонт, управленческие услуги, реставрационные, информационные, консалтинговые и другие;
 o услуги, связанные с иностранным туризмом и деловыми поездками;
 o услуги, связанные с международным перемещением капитала; с посредничеством в осуществлении финансовых операций - с эмиссией долговых ценных бумаг, продажей акций, получением синдицированных кредитов и т.п.;
 o услуги по выплате зарплаты и других пособий иностранным рабочим.
  Предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну.
 * По способам доставки услуг потребителю услуги делятся:
 o на связанные с инвестициями (банковские, гостиничные, профессиональные);
 o связанные с торговлей (транспорт, страхование);
 o связанные одновременно с инвестициями и торговлей (связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги).
  Значительная часть услуг поступает нерезидентам через инвестиции, т.к. в большинстве случаев предоставление услуг требует присутствия поставщика в стране потребления, в связи с чем продавец создает сеть предприятий и учреждений в принимающей стране. Посредством заграничных инвестиций осуществляется прямой экспорт услуг и предоставление услуг филиалами на месте. Большую роль в экспорте услуг играют ТНБ и ТНК, которые диверсифицируют свою деятельность, в том числе и посредством расширения сферы услуг.
  Экспорт услуг начал возрастать с 1970-х гг. По некоторым оценкам, международная торговля услугами удваивается каждые 7-8 лет. За 1970-1990 гг. он увеличилcя в 12 раз и составил 811 млрд. долл., или 23,6% мирового экспорта товаров. В 1995 г. доходы от экспорта услуг достигли 1,17 трлн. долл. - 22,8% мирового экспорта товаров. В 2000 г. доходы только развитых стран от экспорта услуг равнялись 1,18 трлн. долл. (28% экспорта товаров этих стран), расходы по импорту услуг составили 1,08 трлн. долл. (24,5%).
  В экспорт-импорт услуг включаются платежи по нетоварным коммерческим сделкам, которые заключаются между резидентами двух и более стран и отражаются в платежном балансе. Эти данные не дают полного представления о международном обмене услугами, ибо не все доходы-расходы по услугам нерезидентам включаются в платежный баланс и не все услуги отражаются в соответствующих статьях. Например, стоимость услуг, обеспечивающих международную торговлю, включается в цену товара и не фиксируется в торговле услугами; а между тем в ценах высокотехнологичных товаров доля услуг достигает 50% и более.
  Кроме того, многие так называемые неторгуемые услуги покупаются нерезидентами во время их пребывания за рубежом, например платежи в ресторанах, магазинах, парикмахерских и т.п. Эти платежи не попадают в расходы по импорту услуг и не всегда включаются в экспортные доходы. И, наконец, услуги зарубежных предприятий ТНК не фиксируются статистикой как экспорт услуг. В результате этих и других причин официальные данные по международной торговле услугами занижены по крайней мере на 50-60%.
  На международном рынке услуг лидируют США и другие развитые страны. Доля развивающихся стран на этом рынке не превышает 20%, и они имеют отрицательный баланс по торговле услугами, который в конце 1990-х гг. составлял 60-70 млрд. долл. в год. Для многих этих стран важнейшей статьей дохода является экспорт услуг, связанных с обслуживанием иностранных туристов. Оффшорные территории получают доходы от привлечения иностранных банков, компаний. Ряд стран специализируется на экспорте строительных услуг, в том числе Южная Корея, Турция. Украина зарабатывает от транзита российского газа, содержания на своей территории российских военных баз.
  Россия имеет отрицательный торговый баланс по услугам. В 2000 г. поступления за экспорт услуг составили 11,0% товарного экспорта, платежи по импорту услуг - 55,7% товарного импорта. Совокупное отрицательное сальдо торговли нефакторными услугами за 1994-2000 гг., в которые входят доходы от инвестиций и оплаты труда, равнялось 45,5 млрд. долл. Отрицательное сальдо по торговле факторными услугами равнялось 43,8 млрд. долл., в том числе сальдо по транспорту, включая страхование, было положительным и составило 5,9 млрд. долл., по связи - плюс 1,3 млрд. долл., поездки - минус 28,1 млрд. долл., строительные услуги - минус 5,8 млрд. долл.
  Российский экспорт услуг включает услуги по перевозке нерезидентов российским транспортом; услуги, оказанные иностранным путешественникам; услуги, оказанные иностранным представительствам.
  Российский импорт услуг включает расходы российских туристов за рубежом, расходы на содержание за рубежом российских учреждений и войск (посольства, консульства, военные представительства, включая части и соединения российских вооруженных сил, размещенных за рубежом и т.п.), оплату за прокачку нефти и газа через территории других стран.
  Наибольший вклад в несбалансированность российской торговли услугами вносят туризм и другие поездки в результате того, что значительно больше россиян ездят за рубеж, чем иностранцев приезжает в Россию. К тому же россияне тратят больше денег во время туристических поездок, чем иностранцы в России, что связано с благоприятным для россиян соотношением мировых и внутренних цен на туристические услуги и товары. Традиционно дефицитными для России являются услуги по строительству, железнодорожному, трубопроводному и воздушному транспорту. Экспорт услуг по перевозке товаров морским и воздушным транспортом превышает их импорт.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 12.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
 * Цели и направления внешнеторговой политики.
 * Средства осуществления государственной внешнеторговой политики.
 * Классификация таможенных пошлин.
 * Международные организации.
 Цели и направления внешнеторговой политики
  Международная торговля - это арена острой конкурентной борьбы и соперничества между товаропроизводителями и экспортерами разных стран за рынки сбыта и зарубежного потребителя. Товарные потоки регулируются рынком (спросом-предложением, конкуренцией), транснациональными корпорациями, другими частными объединениями и организациями и государством. Частное регулирование направлено на завоевание рынков, расширение сбыта, получение максимальных доходов.
 * Цели. В сфере внешней торговли государство в лице его исполнительной и законодательной власти призвано:
 o защищать общенациональные интересы и превратить внешнюю торговлю в фактор экономического развития и роста;
 o улучшать положение страны в международном разделении труда;
 o защищать интерес национальных производителей и потребителей;
 o способствовать улучшению структуры экспорта,
 o следить за благоприятным соотношением экспортных и импортных поставок, обеспечением производства и населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами,
 o повышать бюджетные доходы от внешней торговли, которые складываются из доходов государственных экспортеров, таможенных пошлин, налогов и других сборов.
  Государственное регулирование осуществляется административными и экономическими методами; автономно и на договорной основе (конвенционно) посредством заключения и выполнения двусторонних и многосторонних соглашений. В двусторонних договорах определяется режим для иностранных экспортеров. Наиболее распространен режим наибольшего благоприятствования или режим недискриминации, который предоставляет всем участникам равные условия.
 * Многостороннее регулирование осуществляется:
 o в рамках интеграционных объединений, в частности Европейского союза (ЕС) в составе 15 государств;
 o на основе международных товарных соглашений и картелей производителей и экспортеров (типа ОПЕК);
 o регулирование международной торговли осуществляется специализированными международными организациями - Всемирной торговой организацией (ВТО) и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
  Большое воздействие на развитие международной торговли оказывают решения "большой семерки", Международного валютного фонда (МВФ), Всемироной торговой организации и других международных организаций.
  Основные направления внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм.
  Протекционизм в узком смысле - это защита национального производства от иностранной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. Под протекционизмом в широком смысле следует понимать все меры государства, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики.
  Сторонниками протекционизма являются менее развитые страны, которые не выдерживают свободной конкуренции. Протекционизм позволяет создать в таких странах национальное производство, что в условиях свободной торговли весьма затруднительно. Как показывает мировая практика, затяжной период протекционизма может привести к неконкурентоспособному производству даже на внутреннем рынке, к формированию неадекватной структуры хозяйства современным реалиям, к отставанию в экономическом развитии.
  Мировой опыт показывает, что, как правило, страны, не задержавшиеся на стадии протекционизма и своевременно включившие свои отрасли в режим свободной конкуренции, добиваются положительных результатов. Селекционный или выборочный протекционизм широко использовался всеми странами в период создания новых отраслей, в том числе и азиатскими "тиграми", которые превратились в конкурентоспособных экспортеров промышленных товаров.
  Свободная торговля означает ослабление и отмену мер протекционизма, т.е. либерализацию внешней торговли вплоть до полной отмены всех ограничений, когда основным регулятором становится рынок. Свободная торговля вовсе не означает полного устранения государства от регулирования внешней торговли. Усилия государства в этом случае направлены на обеспечение максимальной свободы национальным хозяйствующим субъектам в области внешней торговли.
  Общая тенденция развития внешнеторговой политики после второй мировой войны - ослабление протекционизма и либерализация, особенно в рамках интеграционных объединений. В ЕС-15 взаимная торговля стран-членов осуществляется в режиме свободной торговли с 1993 г., когда был создан единый внутренний рынок. В последние годы развитие международной торговли осуществляется в условиях ускоренной либерализации; происходит усиление воздействия международного и регионального регулирования, ослабевает национальное регулирование.
  НАЗАД
 Средства осуществления государственной внешнеторговой политики
  Государственное регулирование внешней торговли осуществляется тарифными и нетарифными средствами. К тарифным средствам регулирования относятся таможенный тариф и таможенные пошлины.
  Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, против которого показаны ставки таможенных пошлин. Тариф, как правило, имеет несколько колонок, т.е. несколько ставок таможенных пошлин на один и тот же товар.
 * Например, таможенный тариф России имеет несколько колонок:
 o для товаров из стран СНГ;
 o для товаров из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования;
 o для товаров из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования;
 o для товаров из развивающихся стран и из наименее развитых стран (беспошлинно).
  Размер пошлины зависит от того, откуда поступает товар: имеются ли с этой страной договорные отношения, является ли она членом Всемирной торговой организации (ВТО). Государство устанавливает размер пошлин самостоятельно или по договоренности с другими странами. Уровень пошлин зависит также от степени обработки товара: сырье продается беспошлинно, на высокотехнологичные товары устанавливаются самые высокие пошлины.
  НАЗАД
 Классификация таможенных пошлин
 * По способу установления пошлины бывают: адвалорные (в процентах с цены) и специфические (ставка с объема, веса и т.д.), комбинированные - и то, и другое, т.е. с одного товара взимаются две пошлины - адвалорная и специфическая.
 * По направлению движения товара пошлины могут быть экспортными, импортными, транзитными.
 * По направлению действия пошлин - преференциальные и дискриминационные.
 * В зависимости от уровня цен на товары - компенсационные и антидемпинговые пошлины устанавливаются для выравнивания цен.
 * В зависимости от того, производится или не производится товар в данной стране, - пошлины считаются фискальными, если они взимаются с товаров, не производимых в данной стране; протекционистские пошлины устанавливаются на товары, производимые в данной стране.
  Кроме таможенных пошлин при пересечении границы с товаров взимаются различные поборы: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, экспортные налоги, импортные сборы, компенсационные сборы и т.п. К финансовым методам регулирования относятся различные валютные ограничения, в том числе авансовые депозиты, ограничения на обмен валюты, валютный курс, валютный контроль.
 * В качестве средств регулирования внешней торговли широко применяются нетарифные методы регулирования, главным образом, это административные методы:
 o Введение запрета на экспорт или импорт того или иного товара.
 o Установление экспортного контроля.
 o Введение квот или контингентов, которые могут быть определены в объеме товаров или в общей сумме импорта или экспорта товара (квотирование и контингентирование).
 o Для регулирования и учета торговли широко применяются лицензии, которые могут быть генеральными (общими), индивидуальными, разовыми или автоматическими.
 o К техническим средствам регулирования относятся таможенные формальности, технические стандарты, санитарные, экологические и другие нормы безопасности.
 o В некоторых странах в отдельных случаях вводится государственная монополия на экспорт или закупки того или иного товара, которая осуществляется через государственные организации или фирмы, назначенные государством.
 o В некоторых странах разрабатываются и осуществляются среднесрочные внешнеторговые программы.
 o Государство осуществляет страхование, кредитование, гарантирование внешней торговли.
 o Широко применяются, несмотря на запрет, экспортные субсидии, которые носят скрытный характер и предоставляются в виде прямых платежей или налоговых льгот; в форме субсидированных займов экспортерам; выдачи экспортных кредитов иностранцам под низкий процент.
  Большое распространение получили добровольные экспортные ограничения (ДЭО), которые по договоренности партнеров возлагают на экспортера бремя снижения экспорта.
  Государственное регулирование импорта осуществляется в соответствии с краткосрочными и стратегическими национальными задачами. Главная цель регулирования импорта - это защита национального производства. Вместе с тем осуществляется ограничение импорта для поддержания активного торгового баланса или снижения его дефицита. Импортное регулирование проводится также с целью получения необходимых товаров для развития производства и удовлетворения потребностей населения с целью поощрения импортозамещающего производства в рамках экономической стратегии импортозамещения, в том числе и в специальных промышленных зонах. Импортозамещающее производство - это производство товаров, направленное на вытеснение импорта.
  Экспортная политика и средства ее осуществления. Главные задачи в области экспортной политики - это увеличение валютных доходов посредством увеличения объема экспорта и стабилизации цен, диверсификации его товарной структуры, освоения новых рынков.
  Стимулирование экспорта осуществляется во многих странах уже на стадии производства в рамках экспорториентированной экономической стратегии. Специальным экспортным зонам и отдельным экспорториентированным предприятиям предоставляются льготы при закупке иностранных технологий, оборудования, сырья, привлечении иностранных специалистов. Такие предприятия или зоны пользуются таможенными, валютными льготами, получают освобождение от налогов или налоговые каникулы, снижение выплат в социальные фонды, льготные платежи за энергию, воду, ассигнования на модернизацию и т.п.
  На стадии экспорта осуществляется отмена пошлин и других сборов, выдаются премии, возвращаются налоги, предоставляются субсидии. Государство осуществляет страхование, кредитование экспортера или импортера, обеспечивает выгодный валютный курс; предоставляет информационные, консалтинговые, образовательные услуги экспортерам; оказывает помощь молодому, малому, инновационному бизнесу.
  Тем не менее применяются и ограничения в виде запрета экспорта того или иного товара по политическим и иным мотивам, по причинам безопасности (контроль над технологиями военными и двойного назначения), в целях охраны национального достояния. Возможен запрет или ограничение вывоза сырья под предлогом истощения сырьевых ресурсов или удовлетворения национальных нужд. Возможны ограничения на вывоз субсидированных дефицитных товаров путем введения квот, пошлин, лицензий, налогов на экспорт.
  НАЗАД
 Международные организации
  Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 г. 23 странами; оно вступило в силу 01.01.1948 г. и действовало до 1995 г., когда на его основе была создана Всемирная торговая организация (ВТО). ГАТТ способствовало либерализации торговли посредством международных переговоров. Функции ГАТТ состояли в выработке правил международной торговли, урегулировании и либерализации торговых отношений.
 * Принципы ГАТТ:
 o либерализация международной торговли путем снижения таможенных пошлин и ликвидации других ограничений;
 o устранение дискриминации посредством введения принципа наибольшего благоприятствования в отношении экспорта, импорта и транзита товаров;
 o безопасность торговли;
 o предсказуемость действий предпринимателей и регламентация действий правительств;
 o взаимность в предоставлении торгово-политических уступок, урегулирование споров через переговоры и консультации.
  Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством регулярного проведения многосторонних переговоров (раундов), а также конференций министров 1 раз в 2 года. С 1948 г. было проведено восемь раундов. Средневзвешенная мировая таможенная пошлина составляла в 1940-1950-х гг. 40-50%; в начале 70-х гг. - 8-10; в конце 80-х гг. - 4-5%, в 90-х гг. она снизилась до 3-4% для развитых стран. В рамках ГАТТ были введены односторонние льготы в пользу развивающихся стран.
  Наиболее результативными были три последних раунда. В соответствии с решениями Кеннеди-раунда (1964-1967 гг.) за 5 последующих лет таможенные пошлины были снижены в среднем на 35%. В ходе 7-го тура переговоров (Токио-раунд, 1973-1979 гг.) осуществлялось снижение пошлин на 33% поэтапно с 1.01.80-88 гг. Кроме того, было принято соглашение по нетарифным барьерам, где было сказано о том, что нельзя применять в протекционистских целях национальные стандарты и технические регламенты.
  8-й тур переговоров (Уругвайский раунд) состоялся в 1986-1993 гг., в нем участвовали 117 государств, заключительный акт вступил в силу с 01.06.1995 г. На основе ГАТТ в 1995 г. была создана Всемирная торговая организация (ВТО).
 * Основные результаты Уругвайского раунда:
 1. Тарифы должны быть сокращены в среднем от 4,7 до 3%; доля беспошлинных товаров должна увеличиться с 20-22 до 40-45%; были отменены тарифы на фармацевтические товары, медицинское оборудование, писчебумажную продукцию и сталь.
 2. Квоты на импорт сельскохозяйственной продукции, текстиль и одежду должны быть заменены менее обременительными тарифами в течение 10 лет. Тарифы развивающихся стран на сельскохозяйственную продукцию должны быть сокращены на 24%, развитых стран - 36%; на текстиль они должны быть снижены на 25%.
 3. Антидемпинговые пошлины не были запрещены, но их применение должно быть более обоснованным.
 4. Объем субсидируемого сельскохозяйственного экспорта должен быть сокращен на 21% за 6 лет. Государственные субсидии на промышленные исследования должны быть ограничены в пределах 50% от стоимости прикладных исследований.
 5. Страны могут временно повышать тарифы или вводить другие ограничения против импорта, если он наносит ущерб отрасли. Запрещается применение санитарных норм и стандартов безопасности в целях протекционизма.
 6. Соглашение обеспечивает 20-летнюю защиту патентам, товарным знакам, авторским правам; допускает 10-летнюю защиту патентам в фармацевтике.
 7. Было принято решение о дальнейших переговорах об ограничениях государственных субсидий производителям гражданской авиации, о либерализации рынка телефонной связи, об ограничениях европейских субсидий на сталь.
 8. Инвестиционные меры, связанные с торговлей. Соглашение исключает выдвижение требований о том, чтобы иностранные инвесторы обязательно приобретали ресурсы на внутреннем рынке или экспортировали столько, сколько они импортируют.
 9. Было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами, в котором были определены взаимные обязательства стран по торговле услугами; были составлены списки начальных уступок по доступу на рынки услуг; был введен специальный статус отдельных финансовых и телекоммуникационных услуг.
  Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, получила полномочия заниматься не только промышленными, но и сельскохозяйственными товарами, а также услугами и вопросами интеллектуальной собственности. Решения по торговым спорам должны приниматься не единогласно, как раньше в рамках ГАТТ, а квалифицированным большинством в 2/3 голосов.
  ВТО - это новая договорно-правовая система регулирования торговых отношений. Был создан Генеральный совет, советы по товарам, по услугам, по торговым аспектам интеллектуальной собственности и др. Эта система должна способствовать расширению сферы действия рыночных сил, структурной перестройки промышленности, сельского хозяйства, более динамичному росту торговли и экономики.
  Активную работу проводят конференции министров стран-членов ВТО, где принимаются важные решения. В 1996-1997 гг. были приняты соглашения о либерализации рынка телекоммуникационных и информационных технологий, которые вступили в силу с 1998 г.
  В результате были освобождены от таможенных тарифов свыше 90% товаров, всего 300 позиций, в том числе компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и др. Соглашение по финансовым услугам действует с 1999 г., в нем говорится о снятии барьеров на финансовых рынках, о свободном доступе иностранных инвесторов в национальные банки, страховые, фондовые компании.
  Россия пока не является членом ВТО и находится в дискриминационном, т.е. неравноправном положении на мировом рынке. Она не признается страной с рыночной экономикой, несет убытки от антидемпинговой политики, особенно по текстилю, стали; в отношении России действуют ограничения на поставки высоких технологий. В то же время российская экономика не готова к вступлению в ВТО. По некоторым оценкам, от вступления выгоды получат 5% экспортеров, ибо сырье не облагается таможенными пошлинами; кроме того, будут отменены государственные субсидий производителям авиатехники.
  Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) созывается с 1964 г. 1 раз в 4 года, решения принимаются большинством голосов. Девятая сессия состоялась в 1995 г. На сессиях ЮНКТАД был принят ряд важных решений. На первой сессии были приняты Принципы торговли и торговой политики, в них говорилось о недискриминации, о содействии развивающимся странам и т.п. Некоторые принципы, принятые сессиями ЮНКТАД, постепенно входят в практику.
  Наиболее значимые решения ЮНКТАД - это Общая система преференций (1968 г.), Новый международный экономический порядок (1974 г.) и Интегрированная программа по сырью (1976 г.). Общая система преференций (ОСП) означает предоставление торговых льгот развивающимся странам на невзаимной основе. Это значит, что развитые страны не должны требовать в ответ каких-либо уступок для своих товаров на рынках развивающихся стран. С 1971 г. развитые страны стали предоставлять ОСП развивающимся государствам. СССР отменил все ограничения в отношении импорта товаров из развивающихся стран в 1965 г.
  В 1974 г. по предложению развивающихся стран были приняты основополагающие документы об установлении нового международного экономического порядка (НМЭП) в отношениях между Севером и Югом. В НМЭП говорилось о формировании нового международного разделения труда, ориентированного на ускоренную индустриализацию развивающихся стран; о формировании новой структуры международной торговли, отвечающей задачам ускоренного развития, повышения жизненного уровня народов.
  В программе НМЭП содержались требования об установлении более справедливого соотношения цен на сырье и промышленную продукцию; о том, что развитые страны должны обеспечить более легкий доступ на свои рынки. Развитым странам предлагалось внести коррективы в экономическую структуру своей экономики, освободить ниши для товаров из развивающихся стран. В частности, они не должны делать новых капиталовложений в производство синтетического сырья, чтобы увеличить закупки натурального сырья из развивающихся стран. В соответствии с НМЭП необходимо оказывать помощь развивающимся странам в развитии продовольствия и способствовать расширению его экспорта из развивающихся стран.
  Вопросами международной торговли занимаются и другие международные организации. В составе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят все развитые страны, имеется Комитет по торговле. В его задачу входит содействие расширению мирового обмена товарами и услугами на многосторонней основе; рассмотрение общих проблем торговой политики, равновесия платежных балансов, заключения о целесообразности предоставления займов членам организации.
  В рамках ОЭСР разрабатывают меры по административно-технической унификации правил в области внешней торговли, вырабатываются единые стандарты, рекомендации по изменению торговой политики и др. Существенное воздействие на внешнюю торговлю стран развивающихся и с переходной экономикой, особенно несостоятельных должников, оказывает Международный валютный фонд (МВФ). Именно под давлением МВФ идет ускоренная либерализация рынков этих стран в обмен на кредиты.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Важнейшие термины и понятия
 12.1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
 Международное разделение труда "Большая семерка" (G 7) Международное разделение факторов производства Развивающиеся страны Общее МРТ Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии Частное МРТ Страны с переходной экономикой Единичное МРТ Догоняющее развитие Международное разделение факторов производства Международные экономические отношения (МЭО) Выигрыш от специализации Формы (основные) МЭО Мировой рынок Международные финансовые отношения Мировое хозяйство Участники (субъекты) МЭО Развитые или промышленно развитые страны Транснациональные корпорации 12.2. Теории международной торговли
 Меркантилистская теория международной торговли Теория соотношения факторов производства Теория абсолютных преимуществ во внешней торговле Парадокс Леонтьева Теория сравнительных преимуществ во внешней торговле Теория жизненного цикла продукта 12.3. Международная торговля
 Международная торговля Международная коммерческая торговля Торгуемые товары Состав международной торговли Неторгуемые товары Эквивалентный обмен Товарооборот Текущие цены Внешнеторговый баланс Постоянные цены "Условия торговли" Товарная структура международной торговли 12.4. Международный рынок услуг
 Факторные услуги 12.5. Регулирование международной торговли
 Протекционизм Количественные ограничения Свободная торговля Лицензирование Либерализация внешней торговли Квота (контингент) Таможенный тариф "Добровольное" ограничение экспорта Тарифные средства Генеральное соглашение по ратифам и торговле (ГАТТ) Таможенные пошлины Всемирная торговая организация (ВТО) Демпинг Импортозамещающие производство Нетарифные средства К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Вопросы для повторения и задания
 1. Дайте определение международного разделения труда и объясните его роль в развитии международной торговли, образовании мирового рынка и мирового хозяйства.
 2. Назовите основные типы международного разделения труда и их воздействие на международный обмен.
 3. Чем отличиется мировой рынок от внутреннего рынка?
 4. Какова взаимосвязь между мировым рынком и мировым хозяйством?
 5. Назовите основные группы стран и их долю в мировом ВВП и экспорте.
 6. Доля США в мировом ВВП составляет 22%, в экспорте - 14%; доля Германии в мировом ВВП равна 4,7%, в мировом экспорте - 9,0%. Какая из этих стран более эффективно использует международное разделение труда ?
 7. Как классифицируются развивающиеся страны по доходам от экспорта?
 8. Рассмотрите классификацию развивающихся стран по источникам финансирования.
 9. Назовите основные показатели, определяющие место транснациональных корпораций в мировой экономике
 10. Рассмотрите роль политики меркантилизма в развитии национальной промышленности.
 11. Дайте сопоставительный анализ теорий абсолютных и сравнительных преимуществ. Какая теория открывает более широкие возможности для развития международной торговли?
 12. Сформулируйте основные положения теории соотношения факторов производства. Покажите ее связь с теорией Д. Рикардо о сравнительных преимуществах.
 13. Объясните парадокс Леонтьева.
 14. На какой стадии жизненного цикла продукта страна нововведения становится чистым импортером ею разработанного и внедренного в производство товара?
 15. Дайте определение международной торговли и назовите состав мирового товарооборота.
 16. Объясните, какое воздействие оказывают "условия торговли" на доходы от внешней торговли.
 17. Экспорт каких стран развивался быстрее в 1990 г.? Рассчитайте, используя данные табл. 12.4.
 18. Мировые цены на какие товары претерпели наибольшие изменения в 1980-1990 гг.? Обратитись к табл. 12.6.
 19. Какие факторы оказывают воздействие на развитие международной торговли?
 20. Как рассчитывается товарная структура международной торговли?
 21. Какие основные изменения произошли в товарной структуре мирового экспорта за 1955-1999 гг.?
 22. Определите место США в международной торговле.
 23. Дайте сопоставительный анализ внешней торговли США и России.
 24. Назовите основные причины успешного развития новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии.
 25. Как изменялся объем внешней торговли России в 90-е г.?
 26. Чем отличается в настоящее время товарная структура российского экспорта?
 27. Какие страны являются основными покупателями российских товаров?
 28. Кто выступает в качестве главного торгового партнера России в рамках СНГ?
 29. Чем отличается услуга как товар от других товаров?
 30. Назовите важнейшие виды услуг в мировой торговле.
 31. Что такое факторные услуги?
 32. Дайте краткую характеристику структуры мирового экспорта услуг.
 33. Какие основные виды услуг экспортирует и импортирует Россия?
 34. Назовите основные цели внешнеторговой политики.
 35. Какова экономическая роль таможенных пошлин?
 36. Какие таможенные пошлины вы считаете более эффективными в защите внутреннего рынка?
 37. Перечислите средства государственного регулирования импорта.
 38. Какие средства может использовать Россия для увеличения экспортных доходов?
 39. Назовите цели, механизм и результаты функционирования Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
 40. Надо ли России вступать во Всемирную торговую организацию? Приведите аргументы за и против.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Литература
 Основная
 1. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 14, с. 397-410.
 2. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 35-37, с. 326-346.
 3. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 1995. - Гл. 24, с. 475-481; гл. 25, с. 484-491.
 4. Экономика: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 1999. - Гл. XVI, с. 305-308, 316-318.
 5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 19-20, с. 483-492, 506-528.
 6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 21-22, с. 372-403.
 Дополнительная
 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг, 2001.
 2. Киреев А. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 1999. - Гл. 1, с. 22-33; гл. 3, с. 79-112; гл. 6, с. 197-212; гл. 8, с. 263-279.
 3. Международные экономические отношения: Учебник / Под общей ред. проф. В.Е. Рыбалкина. - М.: Юнити, 2001. - Гл. 1, с. 18-22; гл. 5, с. 61-75; гл. 10, с. 148-155; гл. 11, с. 163-185.
 4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл 1, с. 29-43; гл. 2, с. 65-69.
 5. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика / Пер. с англ. - М.: Юнити, 1997. - Гл. 9, с. 189-214.
 6. Сальваторе Д. Международная экономика. - М.: 1998. - Гл. 2, с. 21-45.
 7. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. - Гл. 1, с. 6-21; гл. 2, с. 38-38-43; гл 3, с. 60-70; гл. 5, с. 138-174.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 ТЕМА 13. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РЕСУРСОВ
 * 13.1. Сущность и формы международного движения капитала.
 * 13.2. Теории вывоза капитала.
 * 13.3. Динамика и направления международной миграции капитала.
 * 13.4. Инвестиционная политика принимающих стран. Проблема внешней задолженности.
 * 13.5. Международная трудовая миграция и передача технологии.
 * Важнейшие термины и понятия.
 * Вопросы для повторения и задания.
 * Список рекомендуемой литературы.
  Страны обмениваются между собой не только товарами и услугами, но и ресурсами, необходимыми для их производства (факторами производства). Капитал, трудовые ресурсы, научно-технические знания в современных условиях обладают высокой международной мобильностью: капитал активно инвестируется за рубеж, люди мигрируют из страны в страну в поисках более выгодной работы и более благоприятных условий жизни, технологии передаются между странами.
  Международная миграция (перемещение) товаров и факторов производства взаимосвязаны, они дополняют и замещают друг друга. Страна с относительно избыточными трудовыми ресурсами и нехваткой капитала может импортировать капиталоемкие товары и экспортировать трудоемкие товары. Или она может привлечь иностранный капитал, создать на своей территории капиталоемкое производство. При этом излишки рабочей силы могут эмигрировать в те страны, где рабочей силы не хватает и уровеь заработной платы значительно выше.
  Страна с относительно избыточным капиталом и дефицитом рабочей силы может экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудоемкие товары, либо экспортировать капитал в страны с более высокой процентной ставкой и нормой прибыли (например, за счет дешевого труда, сырья, энергетических ресурсов), а также может привлечь иммигрантов из стран с избыточной рабочей силой.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 13.1. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА
  Международное движение капитала осуществляется посредством его экспорта и импорта непосредственно между странами, через международные финансовые рынки или международные кредитно-финансовые организации.
  Капитал - это важнейший фактор производства; запас средств, необходимых для создания материальных и нематериальных благ; стоимость, приносящая доход в виде процента, дивиденда, прибыли.
  Безвозвратные и беспроцентные средства, предоставленные другим странам, строго говоря, не являются капиталом, ибо не приносят дохода его собственникам. Однако в принимающей стране эти средства могут быть использованы в качестве капитала. И, наоборот, средства, вывезенные как капитал, в стране приложения могут быть израсходованы на потребление. Увеличение объема иностранного капитала в национальной экономике может быть не связано с новым притоком ресурсов. Оно может осуществляться за счет заимствований нерезидента из местных государственных и частных источников, а также превращения части прибыли в капитал предприятий с иностранным участием.
  Экспортерами и импортерами капитала выступают государственные и частные структуры, в том числе центральные и местные органы власти, другие государственные организации; частные фирмы, банки, международные и региональные организации, физические лица.
  Государство несет ответственность перед кредиторами по государственным заимствованиям и частным с государственной гарантией. Приоритетными являются суверенные обязательства, т.е. обязательства центральных органов власти.
 * Главными причинами, вызывающими и стимулирующими международную миграцию капиталов, являются:
 o неравномерность развития национальных экономик: капитал уходит из стагнирующих экономик и притягивается в стабильные экономики с высокими темпами роста и более высокой нормой прибыли.
 o неуравновешенность текущих платежных балансов вызывает движение капитала из стран с активным сальдо в страны с дефицитным сальдо по текущим расчетам;
 o миграция капиталов между странами стимулируется либерализацией национальных рынков капитала, т.е. снятием ограничений на приток, функционирование и вывоз иностранных инвестиций;
 o развитие и расширение международнго кредита, валютных и фондовых рынков способствует масштабному увеличению международного перемещения капиталов;
 o международная миграция капиталов тесно связана с активизацией деятельности транснациональных корпораций и банков; с включением в финансовую деятельность небанковских и нефинансовых организаций; с увеличением числа и ресурсов институциональных и индивидуальных инвесторов;
 o экономическая политика стран, привлекающих иностранный капитал, создавая ему благоприятные условия для осуществления внутренних инвестиций, для обслуживания внешних и внутренних долгов государства.
  Капитал, находящийся в движении в системе мирового хозяйства, принимает различные формы.
  1. Перемещение капитала может осуществляться в денежной и товарной форме. Товарную форму принимают экспортные кредиты, а также вклады в уставной капитал создаваемой или покупаемой фирмы в виде машин, оборудования, зданий, транспортных средств.
  2. По срокам капитал бывает краткосрочным и долгосрочным. К краткосрочному капиталу относятся вложения на срок менее года. Это торговые кредиты, банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов, краткосрочные коммерческие бумаги и другие формы капитала. Долгосрочными являются вложения предпринимательского капитала, кредиты коммерческих банков, иностранных государств и международных организаций.
  3. По источникам происхождения капитал делится на государственный (официальный) и частный. К государственному капиталу относятся средства федерального правительства, местных органов власти и других государственных институтов, а также капитал международных межправительственных организаций, включая Международный валютный фонд (МВФ). Официальные средства предоставляются обычно в ссудной форме - государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, кредиты международных организаций.
  Безвозвратные ссуды и гранты не являются капиталом; в этом случае иностранные государства выступают в качестве не кредитора, а донора. Займы могут поступать в принимающие страны и в связанной форме, т.е. на оговоренную сумму займа поставляются товары.
  Кредиты МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который входит в систему Всемирного банка, предоставляются правительствам принимающих стран и имеют целевое назначение. Кредиты МВФ поступают стране-реципиенту (получателю) по частям (траншами). Предоставление следующего транша зависит от того, выполняет ли страна-получатель взятые на себя обязательства, под которые был предоставлен кредит.
  Источником официального капитала являются бюджетные средства, т.е. средства налогоплательщиков. Решения о перемещении официального капитала за рубеж принимаются совместно правительством и органами представительной власти на основе межправительственных соглашений. Средства межправительственных организаций формируются за счет взносов стран-членов и являются бюджетными по своему происхождению.
  Решения о предоставлении займов принимаются руководством соответствующих международных организаций. Официальные ресурсы предоставляются на льготных, нерыночных условиях. Преобладание официальных средств в притоке финансовых ресурсов свидетельствует о неблагополучном экономическом положении страны, что ограничивает ее возможности привлечения частных ресурсов.
  Частный капитал - это средства из негосударственных источников, т.е. собственные или заемные средства частных фирм, банков, преимущественно транснациональных, а также фондов и других негосударственных институтов. Они перемещаются за рубеж на рыночных условиях по решению руководящих органов соответствующих организаций.
  Частные средства поступают в зарубежные страны и через такие международные организации, как Международная финансовая корпорация (МФК), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), на основе заключаемых этими организациями соглашений с частными фирмами. Основным источником получения частных средств в ссудной форме является международный финансовый рынок, который трансформирует бездействующие валютные средства в капитал и перераспределяет его между эмитентами и заемщиками разных стран.
  В структуре заимствований неблагополучных стран преобладают официальные ресурсы. Страны с развитой экономикой и другие страны без платежных проблем привлекают ссудный капитал преимущественно из частных источников.
  4. По целям или характеру использования капитал делится на ссудный и предпринимательский. Ссудный капитал представляет собой возвратные, предоставляемые взаймы на определенный срок средства с целью получения процента по вкладам, займам и кредитам. Ссудный капитал выступает в виде краткосрочных банковских депозитов, средств на счетах других финансовых институтов, займов, краткосрочных и долгосрочных кредитов.
  Ссудный капитал может быть государственным (официальным) и частным. Он предоставляется на согласованный срок, в течение которого вся заемная сумма с процентами постепенно, по частям должна быть возвращена кредитору. Платежи в полном объеме (амортизация плюс проценты) поступают после завершения льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты. Страны развивающиеся и с переходной экономикой с платежными трудностями обращаются прежде всего к кредитам МВФ, договоренность с которым является обязательным условием получения ресурсов из других источников.
  Ссудный капитал привлекается государственными структурами из официальных и частных источников для пополнения инвалютных резервов, покрытия бюджетных дефицитов, обслуживания внешних и внутренних долговых обязательств, осуществления мер макроэкономической стабилизации и структурной адаптации, на социальные выплаты, закупки товаров и другие нужды. Ссудный капитал в виде краткосрочных и долгосрочных синдицированных кредитов, предоставляемых синдикатом банков-кредиторов, используют и частные заемщики.
  Предпринимательский капитал представляет собой средства, вкладываемые прямо или косвенно в производство товаров или услуг, в бизнес вообще с целью получения дохода преимущественно в виде прибыли. В международном потоке предпринимательского капитала преобладают средства ТНК; они являются главными экспортерами и импортерами капитала. Средства государственных институтов и международных организаций тоже могут использоваться в качестве предпринимательского капитала за рубежом.
 * Предпринимательский капитал представлен:
 o прямыми инвестициями;
 o портфельными инвестициями.
  Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются вложением капитала за рубежом для получения долгосрочного дохода. Отличительная черта прямых инвестиций состоит в том, что прямой инвестор является собственником или контролирует объект (предприятие), в который инвестирован его капитал.
  Доля прямого инвестора в капитале фирмы, дающая контроль над предприятием, может быть различной. Формально в США такой границей считают 10%. Установление количественной границы между прямыми и портфельными инвестициями весьма условно. При распылении акционерного капитала управленческий контроль может дать пакет акций фирмы ниже 10%.
 * К прямым иностранным инвестициям относятся:
 o во-первых, первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом;
 o во-вторых, все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал.
  Через вывоз ПИИ инвесторы учреждают за рубежом новые фирмы самостоятельно или с местным партнером; покупают существенную долю в уже действующей за рубежом фирме; полностью поглощают (покупают) действующую фирму.
 * Предприятия с прямыми иностранными инвестициями могут иметь различные формы:
 o это может быть филиал или отделение, которые полностью принадлежит родительской фирме (ТНК), выступающей в качестве прямого инвестора, и не является юридическим лицом;
 o это дочерняя компания, являющаяся юридическим лицом с собственным балансом, но контроль над ней осуществляет родительская компания, которая является прямым инвестором-нерезидентом и владеет более 50% капитала в акциях и паях;
 o в ассоциированной компании прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, и может иметь право реального контроля в зависимости от распределения капитала между акционерами;
 o наконец, к аффилированным предприятиям, связанным с прямым инвестором, относятся также предприятия, в которых родительская компания не имеет акций или пая, но она осуществляет управленческий контроль через заключение контрактов на управление предприятием, на совместное производство через поставки сырья, технологии и т.п., на совместную добычу сырья и др. В этом случае контроль осуществляется на основе неакционерных форм собственности.
 
 Рис. 13.1
 * Причины импорта капитала в форме прямых иностранных инвестиций многообразны. Принимающие страны могут руководствоваться следующими мотивами:
 o прямые иностранные инвестиции компенсируют дефицит сбережений для осуществления внутренних инвестиций;
 o с прямыми инвестициями приходят новая технология, менеджмент, увеличивается занятость, обучаются национальные кадры;
 o на рынке появляются новые товары, иностранные предприятия платят налоги;
 o ПИИ содействуют выполнению правительственных программ структурных преобразований и экономического развития, созданию конкурентоспособного импортозамещающего и экспортоориентированного производства,
 o ПИИ снижают потребности в заемном капитале.
 * Причины экспорта капитала в форме прямых иностранных инвестиций.
 o Экспорт прямых инвестиций стимулируется стремлением прямого инвестора, в качестве которого выступают прежде всего ТНК, получить максимальную прибыль за счет сокращения издержек производства в принимающей стране в результате использования дешевого труда, сырья, энергии, низких экологических норм и платежей, низких налогов, экономии на транспортных и других расходах.
 o Экспорт ПИИ осуществляется с целью завоевания рынков сбыта, сохранения контроля над ключевой технологией, дающей конкурентные преимущества.
  Прямые иностранные инвестиции позволяют создавать полностью иностранные или совместные предприятия в других странах. Они стимулируют рост международного производства и углубление разделения труда прежде всего в рамках транснациональных корпораций; способствуют развитию и укреплению производственных и технологических взаимосвей между странами.
  Зарубежные портфельные инвестиции служат важным способом привлечения иностранного капитала и предоставления финансовых средств зарубежным заемщикам. Портфельные инвестиции представляют собой вложения в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования.
 * Они подразделяются на вложения:
 o в долговые ценные бумаги, удостоверяющие долговые отношения между заемщиком, выпустившим документ, и купившим его кредитором;
 o в титулы собственности, т.е. в акционерные ценные бумаги, удостоверяющие имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему документ.
 * Долговые ценные бумаги подтверждают право кредитора на взыскание долга с заемщика. Это ценные бумаги с фиксированным доходом, они более надежны и менее прибыльны, чем могут дать вложения в собственность. Долговые ценные бумаги являются важным источником внешнего заимствования. Они делятся на долгосрочные и среднесрочные облигации (бонды), простые векселя, долговые расписки (ноты), коммерческие бумаги, а также на краткосрочные долговые ценные бумаги (казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты).
 * Вложения в титулы собственности. На международном рынке титулов собственности наиболее распространены акции, паи, американские депозитарные расписки (ADR), которые подтверждают участие инвестора в капитале предприятия.
 o Акции - это ценные бумаги, подтверждающие право их владельца на долю в капитале компании и дающие ему право голосовать на ежегодных собраниях акционеров, избирать директоров и получать в виде дивидендов долю от прибыли компании. Акции бывают привилегированные и обычные.
 o Депозитарные расписки - это ценные бумаги, выпускаемые национальным банком и подтверждающие его владение акциями иностранных компаний. Наиболее распространены американские депозитарные расписки (ADR) и глобальные депозитарные расписки (GDR), каждая из которых может быть приравнена к нескольким иностранным акциям и продаваться на фондовом рынке как самостоятельный титул собственности.
  Стимул для осуществления портфельных зарубежных инвестиций посредством акций и других титулов собственности состоит в стремлении получить максимальную прибыль за счет роста курсовой стоимости и дивидендов при допустимом уровне риска. Кроме этого, инвестор надеется защитить деньги от инфляции; получить спекулятивный доход; обеспечить себя высоколиквидными средствами, которые можно быстро обратить в наличную валюту. Акции не обеспечивают фиксированный доход, не подлежат погашению, они менее надежны, чем облигации, но акции могут дать высокий доход.
  5. Капитал бывает заемным, т.е. образующим долги, и незаемным, или не образующим долги. К незаемным средствам относятся прямые инвестиции и портфельные инвестиции в акционерный капитал. К заемным средствам относятся кредитные формы привлечения капитала - займы, кредиты, долговые ценные бумаги.
  По балансу притока-оттока капитала страны подразделяются на чистых импортеров и чистых экспортеров капитала. По балансу международных активов и пассивов, т.е. по накопленному иностранному капиталу в экономике страны (пассивы) и по накопленному национальному капиталу за рубежом (активы), определяется баланс внешней задолженности страны. Превышение активов над пассивами характеризует страну как чистого кредитора; превышение пассивов над активами - в качестве чистого должника.
  Страны-должники бывают платежеспособными, своевременно выполняющими свои долговые обязательства перед иностранными кредиторами, и неплатежеспособными, т.е. нарушающими свои обязательства и накапливающими просроченные платежи. По классификации МВФ, к странам-неплательщикам или с трудностями в обслуживании долга относятся государства, которые в течение последних 5 лет имели просроченную задолженность и/или долги которых реструктурировались, т.е. переоформлялись.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 13.2. ТЕОРИИ ВЫВОЗА КАПИТАЛА
 * Проблемы вывоза капитала в классических и кейнсианских теориях
 * Теории международного финансирования развития
 * Концепции помощи развитию
 * Теории партнерства
 * Теории поощрения прямых инвестиций в развивающиеся страны
 Проблемы вывоза капитала в классических и кейнсианских теориях
  Изучение теорий вывоза капитала имеет принципиально важное значение для России в период ее перехода к рынку. Впервые вопросы движения капитала между странами ставились английской классической школой в конце XVIII-первой половине XIX вв. У классиков экономической теории Адама Смита и Давида Рикардо есть ценные высказывания о причинах перемещения капиталов между странами.
  А. Смит показал, что в условиях ограничений на вывоз денежного капитала курс национальной валюты снижается, цены повышаются, ибо количество денег (золота и серебра) превышает действительный спрос в стране. В этом случае, как утверждал Смит, ничто не может помешать вывозу денег из страны. Таким образом, он установил связь между количеством денег в стране, их ценой (процентом), товарными ценами и "бегством" капитала в страны с высокой покупательной способностью денег.

<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу