<< Пред. стр. 14 (из 18) След. >>
o высокий уровень развития производительных сил и рыночных механизмов;o развитая многоотраслевая структура экономик стран-участниц;
o высокий уровень развития обрабатывающей промышленности;
o общность стоящих перед странами проблем в области развития, финансирования, государственного регулирования;
o политическая близость, отсутствие религиозных и иных противоречий, близкий уровень демократизации общества, социально-правовой защиты;
o географическая близость и общность границ.
Мировой интеграционный процесс начался в конце 1940-х - начале 50-х гг. в Европе. В 1960-е гг. он охватил развивающиеся регионы. В 1970-е гг. развитие интеграционного процесса тормозилось нефтяными кризисами. В начале 80-х гг. ему препятствовал мировой экономический кризис, а затем и долговой кризис, угрожавший странам-кредиторам и охвативший большинство государств развивающегося мира.
С конца 80-х годов начался современный этап в развитии экономической интеграции, который отличается от всех предыдущих периодов не только интенсивностью, но и качественными характеристиками. Его начало было связано с активизацией западноевропейской интеграции, формированием экономического и валютного союза ЕС. Важной особенностью современности является включение в интеграционный процесс США.
В конце 1980-х гг. начались интеграционные процессы в Северной Америке, где сначала было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой, а затем к нему присоединилась Мексика. В результате с 1994 г. формируется Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), в которую входят США, Канада и Мексика. По инициативе США в конце 80-х гг. была создана Азиатско-Тихоокеанская организация экономического сотрудничества, в которую вошли как развитые, так и развивающиеся, а также переходные страны, общим числом 21 государство, включая США, КНР, Россию. Формируется зона свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией.
Оживился интеграционный процесс в развивающемся мире. Возрождаются, перестраиваются, расширяются старые и создаются новые объединения во всех развивающихся регионах. В 1989 г. распался Совет экономической взаимопомощи (СЭВ); в 1991 г. прекратил свое существование СССР и образовались новые независимые государства. Страны с переходной экономикой постепенно включаются в мировой интеграционный процесс.
Появляются новые широкомасштабные проекты. По инициативе США разрабатывается проект создания зоны свободной торговли стран Западного полушария. Возможно появление Трансконтинентальной зоны свободной торговли в составе Европейского союза и Объединения стран Южного конуса во главе с Бразилией (МЕРКОСУР), а также Трансатлантической зоны свободной торговли в составе ЕС и Северной Америки.
НАЗАД
Западноевропейская интеграция
Западная Европа - родина экономической интеграции. Этому способствовали многие факторы: экономическая и политическая близость западноевропейских стран, близкий уровень развития производительных сил, рыночные механизмы, развитие предпринимательской интеграции в форме многочисленных объединений предпринимателей стран Западной Европы. Западноевропейской интеграции способствовали и внешние факторы - стремление противостоять конкуренции США, распад колониальной системы, создание СЭВ.
Экономическая интеграция западноевропейских стран прошла длинный и сложный путь, который завершился созданием экономического и валютного союза ЕС и введением единой валюты евро.
* Они начали с отраслевой интеграции: в 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) Основным содержанием интеграции угольно-металлургической промышленности явилась унификация национальных систем государственного регулирования соответствующих отраслей промышленности, создание общего рынка угля и стали, установление общих норм и правил, нацеленных на развитие производства и конкуренции. Положительные результаты деятельности ЕОУС вдохновили его участников на дальнейшее развитие интеграции.
* В 1955 г. был подписан меморандум, в марте 1957 г. состоялось подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое теперь называется Европейский союз (ЕС) в составе тех же 6 государств, которые вошли в ЕОУС. Договор вступил в силу 1 января 1958 г., в том же году был создан Евратом.
В Римском договоре были обозначены основные цели ЕС и направления его деятельности. Главная задача на ближайшие 12 лет состояла в создании общего рынка путем постепенного введения свободного взаимного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также введения единого внешнего тарифа. В договоре были сформулированы общие цели единой аграрной политики, а также задачи в области социальной, региональной, энергетической политики, ассоциации ЕС со странами Африки.
* В 1959 г. была подписана Стокгольмская конвенция, и с 1960 г. начала формироваться Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) в составе Великобритании, Австрии, Дании, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии. Появление двух интеграционных объединений в Западной Европе значительно ускорило интеграционных процесс. Уже к концу 1966 г. в ЕАСТ была введена свободная торговля для стран-членов. В 1968 г. был создан Общий рынок ЕС. В 1977 г. была сформирована зона свободной торговли стран, входящих в обе группировки.
* В 1985 г. страны ЕС приняли Единый европейский акт, который вступил в силу в 1987 г. В нем предусматривалось углубление взаимного сотрудничества во всех областях. Было предусмотрено создание Единого внутреннего рынка (по типу национального рынка) к концу 1992 г., что и было выполнено. В ноябре 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, который предусматривал поэтапное создание экономического и валютного союза с введением единой валюты. 1 января 2002 г. в 12 странах Европейского союза была введена в обращение единая валюта евро. В еврозону не вошли Великобритания, Дания и Швеция.
* В 1994 г. страны ЕС и ЕАСТ образовали единое экономическое пространство по типу зоны свободной торговли. Таким образом, все страны Западной Европы интегрированы. Внутри этого объединения действуют две группировки ЕС и ЕАСТ, 12 стран ЕС образуют еврозону. Страны ЕС добились существенных успехов во всех областях, в том числе в аграрной сфере; они много сделали в социальной, региональной политике и т.д. Число участников ЕС увеличилось до 15, число ассоциированных членов, куда входят страны Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов, увеличилось до 69.
НАЗАД
Единая аграрная политика ЕС
Одним из важнейших направлений общей экономической политики ЕС является единая аграрная политика. Она представляет собой согласованные действия стран ЕС по обеспечению стабильности поставок сельхозпродукции по стабильным ценам, повышению производительности сельскохозяйственного производства, поддержанию жизненного уровня фермеров и обеспечению приемлемых цен для потребителей.
* В Римском договоре были сформулированы общие цели аграрной политики:
o добиться повышения эффективности сельского хозяйства путем содействия техническому прогрессу и рациональной организации производства, в том числе за счет рационального использования земли и рабочей силы;
o обеспечить справедливый уровень доходов занятым в сельском хозяйстве и устранить существующий разрыв в доходах в сельском хозяйстве и в других отраслях экономики;
o добиться стабилизации рынка аграрных продуктов; обеспечить приемлемые потребительские цены;
o гарантировать снабжение населения продовольствием на основе самообеспечения большинством продуктов сельского хозяйства умеренной климатической зоны.
Эти задачи были в основном выполнены менее чем за 10 лет.
Главные направления единой аграрной политики были определены еще в 1958 г. на конференции министров сельского хозяйства стран-членов ЕС. Единая аграрная политика разрабатывалась на основе сравнительного анализа национальных норм аграрной политики стран-участниц, оценки их ресурсов и потребностей.
* В 1960 г. был представлен план комиссии ЕС, в котором предлагалось следующее:
o единая аграрная политика вместо национальной;
o ускоренное создание единого сельскохозяйственного рынка (за 6 лет), введение единых цен на сельскохозяйственную продукцию выше мировых;
o проведение структурной политики, направленной на создание высокорентабельного сельского хозяйства;
o создание единого фонда;
o введение общей торговой политики.
Реализация единой аграрной политики началась с 1960 г. Основные механизмы ее осуществления - единые цены, свободная взаимная торговля сельхозпродукцией; единое финансирование; единая политика в отношении третьих стран. Для финансирования единой аграрной политики в 1962 г. был создан Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ФЕОГА), средства которого формируются из взносов стран-участниц и поступлений от компенсационных сборов на импорт из третьих стран.
Средства фонда делятся на две части: одна предназначается для ориентации, другая для гарантии сельского хозяйства. Средства для ориентации составляют до одной трети средств фонда. Они предназначены для повышения продуктивности и модернизации; для осуществления структурных преобразований сельского хозяйства; для проведения мелиоративных и других работ по улучшению земельных участков; для строительства предприятий по переработке сельхозпродукции, холодильников, складов, торговых центров.
В соответствии с единой аграрной политикой предпринимались меры для ограничения производства в избыточных отраслях. Выкорчевывались сады и виноградники, молочные хозяйства переориентировались на мясные; сокращалось число сельскохозяйственных предприятий. Средства гарантии предназначены для поддержания гарантированных закупочных цен и субсидирования экспорта.
Внешнеторговая аграрная политика означает введение единых правил и единого таможенного тарифа в отношении третьих стран. В связи с этим были введены компенсационные сборы, которые представляли собой разницу между мировой и более высокой внутренней ценой. При экспорте сельскохозяйственной продукции производитель получает субсидию из того же фонда, которая позволяет продавать продукты на внешних рынках по более низким мировым ценам. В случае нехватки импорта предоставлялись дополнительные субсидии на импорт; в первые годы действия аграрной политики допускалось ограничение экспорта.
К концу 1960-х гг. ЕЭС добилось самообеспеченности по всем основным продуктам, кроме говядины и кукурузы. Самообеспеченность по ряду товаров превышала 100%, в том числе по сахару, молоку, птице. Цены на излишки замораживались, на недостающие - повышались.
НАЗАД
Социальные и региональные проблемы ЕС
В области социальной политики обращают на себя внимание такие задачи, как обеспечить высокий уровень занятости и стабильности цен; содействовать развитию экономически отсталых районов, в том числе повышению уровня занятости и жизни населения этих районов.
Страны-члены ЕС развивают сотрудничество в таких вопросах, как условия труда, трудовое законодательство, профессиональное обучение, социальное страхование, защита от производственного травматизма. Они решают практические задачи в следующих вопросах: свободное передвижение рабочей силы, устранение всякой дискриминации между трудящимися государств-участников в вопросах найма, вознаграждения и других условий труда; свобода предпринимательской деятельности, приобретения имущества, учреждение предприятий, признание дипломов врачей и других специальностей.
Для решения социальных проблем был создан Европейский социальный фонд (ЕСФ), задача которого состоит в повышении занятости и уровня жизни. ЕСФ должен способствовать свободному перемещению и социальному обеспечению мигрантов, притоку молодежи, равенству мужчин и женщин, а также оказывать содействие лучшему использованию рабочей силы, увеличению ее географической и профессиональной мобильности.
ЕСФ берет на себя часть расходов на реконструкцию предприятий; финансирование переквалификации рабочих, вынужденных оставить свою профессию в связи со структурными и технологическими сдвигами в промышленности, а также выделяет средства на финансирование вынужденного переезда лиц наемного труда на новое место по тем же причинам.
В области региональной политики члены ЕС поставили перед собой задачу объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва между отдельными территориями. В связи с этим были разработаны критерии определения депрессивных регионов. Они определяются по структуре хозяйства региона, по удельному весу сельского хозяйства и стагнирующих отраслей промышленности (текстильная, угольная); по ВВП на душу населения - ниже 75% от среднего уровня ЕС; по уровню безработицы и по миграции, по доходу на душу населения и др.
Задачи в области региональной политики заключаются в исправлении диспропорций, структурной адаптации отсталых районов, в реконверсии промышленности, в отраслевой переориентации аграрного сектора; в сокращении безработицы, особенно среди молодежи. На решение этих задач, сокращение разрыва между регионами направлены усилия и ресурсы Европейского фонда регионального развития и других фондов. Есть специализированный Финансовый фонд ориентации рыболовства; Фонд сплочения для наименее развитых странах.
Из фондов ЕС финансируется выполнение национальных программ, имеющих значение для всего Союза; межгосударственных программ по черной металлургии, судостроению, легкой промышленности; интегрированных программ ЕС. Несмотря на большие усилия и затраты, различия между наиболее развитыми регионами и отсталыми почти не сокращаются. Уровень безработицы в 10 отсталых регионах в конце 90-х гг. составлял 26%, в наиболее развитых регионах - 4%. По имеющимся оценкам, 75% жителей ЕС проживают в регионах, где ВВП превышает средний уровень по ЕС; 25% европейцев проживают в отсталых районах, где ВВП составляет 75% от среднего уровня по ЕС.
НАЗАД
Особенности региональной интеграции развивающихся стран
Понятие, сущность, предпосылки. Идеи объединения и взаимного сотрудничества развивающихся стран были заложены в 1950-е гг., когда процесс деколонизации еще не завершился. В рамках экономических региональных комиссий Организации объединенных наций (ООН) разрабатывались планы регионального сотрудничества и объединения развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Образовавшиеся межгосударственные объединения освободившихся стран, в том числе Лига арабских государств, Организация африканского единства, поощряли страны к объединению и многостороннему сотрудничеству. США и другие промышленно развитые страны, а также крупные корпорации были заинтересованы в больших рынках сбыта в развивающихся регионах и выступали "за" региональную интеграцию развивающихся стран.
Конечная цель интеграции развивающихся стран, которая прямо не формулируется, но фактически сегодня подразумевается, заключается в формировании конкурентоспособной экономики, адаптированной к мирохозяйственным условиям. В оптимальном варианте это должна быть экономика, самостоятельно поддерживающая экономический рост (самоподдерживающая), активно использующая внешние ресурсы и способная своевременно погашать свои международные долговые обязательства. В этом случае страна-реципиент не допускает просрочек, не обращается к МВФ и другим официальным кредиторам за помощью и не просит реструктурировать долги и платежи.
* Сущность интеграции в развивающихся регионах состоит:
o в объединении рынков и ресурсов;
o в формировании регионального разделения труда на основе производственного и научно-технического сотрудничества;
o в расширении взаимного обмена товарами и услугами, особенно готовой продукцией, неконкурентоспособной на рынках развитых стран;
o в получении льгот и расширении экспорта на рынки развитых стран.
Интеграция дает возможность объединить усилия для совместных действий или требований в отношении промышленно развитых стран - главных потребителей продукции развивающихся стран и поставщиков необходимых товаров, капиталов, технологий.
Интеграционные процессы в развивающемся мире пока еще не дали существенных результатов. Многие региональные группировки находятся в начале пути, хотя договоры об их учреждении были подписаны 10 и более лет назад. Проблема внешней задолженности сдерживает развитие взаимного экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран. Долги развитым странам, неплатежеспособность привязывают должников к рынкам кредиторов.
К сожалению, трудно привести пример успешной интеграции в развивающемся мире. Как известно, наибольших успехов достигли новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Из них только Сингапур входит в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии, особенности которой не позволяют считать ее роль решающей в развитии Сингапура. Богатыми и процветающими стали страны Персидского залива. Их взаимодействие, несомненно, способствовало их успехам. Но главное - это высокие, а временами и чрезмерные доходы от экспорта нефти, которые позволили перестроить экономику, создать современные производства и инфраструктуру; повысить уровень образования, медицинского обслуживания населения.
Развивающиеся страны не имели тех необходимых экономических и политических предпосылок, которые были в Западной Европе и послужили основой для дальнейшего сближения и взаимодействия национальных экономик. Экономика этих стран в первые десятилетия была закрытой, с сильным госсектором, с ориентацией на собственные силы, со слабым развитием рыночных механизмов и инфраструктуры.
* Специфика экономики развивающихся стран, особенно недавних колоний, в первые послевоенные десятилетия состояла в следующем:
o Уровень развития производительных сил был низким.
o Рыночный хозяйственный механизм слабо развит.
o Многие освободившиеся страны имели монокультурную экономику, основанную на добыче определенных минеральных ресурсов или выращивании сельскохозяйственных культур.
o Страны-соседи часто были конкурентами, ибо поставляли на рынок одни и те же товары. Монокультурные конкурирующие экономики не способствовали развитию взаимной торговли.
o Экономические связи и разделение труда между странами-соседями были развиты слабо или вообще отсутствовали.
o Производство и инфраструктура этих стран были традиционно направлены на обслуживание потребностей метрополий и других промышленно развитых государств.
o В первые послевоенные десятилетия в развивающихся странах преобладали идеи борьбы за экономическую независимость и "опоры на собственные силы"; частный местный капитал был слаб или вовсе отсутствовал. В связи с этим формировалась государственная экономика с ориентацией на самообеспеченность. В основных отраслях преобладали государственные предприятия. Рыночные отношения действовали на ограниченном пространстве мелкого и среднего производства потребительских товаров и услуг.
o Государство поощряло развитие импортозамещающих отраслей промышленности. Оно проводило протекционистскую политику, защищало внутренний рынок от иностранной конкуренции. Многие развивающиеся страны, особенно латиноамериканского региона, ограничивали приток иностранного капитала.
Формы и методы экономической интеграции. На начальном этапе под воздействием и по образцу Западной Европы развивающиеся страны подписывали договоры о создании таможенных союзов, общих рынков, зон свободной торговли, объединений стран, расположенных в бассейнах рек и озер для разработка и осуществления совместных программ развития. Они начинали с либерализации взаимной торговли, в результате чего возникала проблема выравнивания выгод от взаимного сотрудничества, ибо в условиях свободной конкуренции выигрывают сильные страны.
В связи с этим слабым странам предоставлялись преференции в виде более медленного снижения взаимных таможенных пошлин, формирования компенсационных фондов. Во многих случаях пересматривались договоры в сторону замедления темпов таможенного разоружения. Опыт показал, что в условиях развивающихся стран для формирования регионального разделения труда и расширения товарообмена необходимо развивать межгосударственное производственное сотрудничество.
Экономические предпосылки для взаимодействия развивающихся стран начали складываться с 1980-х гг. Долговой кризис затормозил развитие экономической интеграции. В то же время кризис и давление кредиторов, особенно МВФ, ускорили проведение экономических реформ, направленных на приспособление национальных экономик к мировым экономическим условиям.
В развивающихся странах с большим или меньшим успехом были проведены мероприятия по макроэкономической стабилизации. Был сокращен дефицит государственных бюджетов, проведены налоговые реформы, стабилизированы национальные валюты, снижена инфляция. Развивающиеся страны начали проводить системно-структурные преобразования, направленные на переход от государственного капитализма или социалистической ориентации с плановой экономикой и государственной собственностью к рынку.
В развивающихся странах началось масштабное разгосударствление (приватизация) предприятий, а затем и банков; сформировались финансовая инфраструктура и финансовые рынки. Они ослабили протекционизм, осуществили либерализацию внешнеэкономической деятельности и взяли курс на формирование открытой экономики. В 1990-х гг. резко возрос приток иностранного частного капитала в развивающиеся страны.
В результате к началу нового тысячелетия сложилась более благоприятная ситуация для развития реальных интеграционных процессов в развивающихся регионах, которым по-прежнему мешает внешняя задолженность и периодически возникающие валютно-финансовые кризисы то в Латинской Америке, то в Азии. В 2001-2002 гг. валютно-финансовый и общеэкономический кризис переживает Аргентина, которая до этого несколько лет считалась образцом стабильности.
Регионы развивающегося мира весьма различны, интеграционные процессы там протекают по-разному и имеют свою специфику.
Латинская Америка. В 1959 г. Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки (ЭКЛА) подготовила проект создания латиноамериканского общего рынка, но развитие интеграции пошло по пути создания субрегиональных экономических группировок. В начале 1960-х гг. был подписан ряд договоров с целью формирования зоны свободной торговли или общего рынка. В их числе Латиноамериканская ассоциация свободной торговли в составе 11 стран; Центральноамериканский общий рынок - 5 государств; Андский пакт - 5 государств, Карибская зона свободной торговли - 11 государств. В 1975 г. был подписан договор о создании Латиноамериканской экономической системы, охватившей почти все страны региона. Реализация договоров проходила с большим трудом и существенным отставанием от намеченных планов; многие договоры пересматривались в сторону продления сроков или вообще не действовали.
С конца 1980-х гг. латиноамериканская интеграция обретает новое дыхание. Возрождаются старые группировки, меняются их названия, пересматриваются договоры, подключаются новые участники; создаются новые объединения. В 1986 г. образовался Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) в составе Аргентины, Бразилии; в 1991 г. к нему присоединились Парагвай и Уругвай. В 1996 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о свободной торговле с Чили, в 1997 г. ассоциированным членом стала Боливия. Взаимная торговля стран-членов организации возросла за 1990-1997 гг. в 5 раз и ее доля в общем экспорте составила 25%, что свидетельствует о серьезных успехах интеграции.
Большую роль в интенсификации интеграционного процесса в Латинской Америке играет образование двух конкурирующих центров интеграции - американского (НАФТА) и бразильского (МЕРКОСУР). США с 1950-х гг. проявляют большой интерес к латиноамериканской интеграции. В 1994 г. президент США Буш-старший выступил с инициативой создания зоны свободной торговли стран Западного полушария (ФТАА).
Президент США Б. Клинтон поддержал идею и в 1998 г. на саммите двух Америк поставил вопрос об ускоренном создании ФТАА, что не получило одобрения со стороны Бразилии и Аргентины. Тем не менее латиноамериканские страны готовятся к созданию ФТАА; идет процесс формирования новых двусторонних и многосторонних объединений.
Африка. Многие страны Африканского континента обрели политическую независимость только в 1960-х гг. Организация африканского единства (ОАГ) была образована в 1963 г., созданный в ее рамках Экономический и социальный совет поставил своей целью образование сначала зоны свободной торговли африканских государств, а затем введение общего внешнего тарифа в целях защиты молодой национальной промышленности. Предполагались также создание общего фонда стабилизации цен на сырье, координация национальных программ и введение единой системы расчетов по платежам. В сотрудничестве с Экономической комиссией ООН для Африки (1958 г.) был разработан план поэтапного развития регионального сотрудничества, в соответствии с которым Африка была разделена на четыре географические зоны.
В ходе дальнейшего развития выявились непреодолимые трудности на пути формирования зоны свободной торговли. Это было связано с тем, что большинство африканских стран имели очень низкий уровень развития производительных сил, монокультурную экономику, узкие рынки из-за низкой платежеспособности и малочисленности населения. В этих странах внешнеторговые сборы формируют значительную часть (30-60%) бюджетов и их отмена снижает и без того низкие государственные доходы. Африканская внешняя торговля ориентирована на бывшие метрополии и другие развитые страны.
В отличие от других развивающихся регионов многие страны Африки с 1957 г. стали ассоциированными членами Европейского союза. Другая особенность Африканского региона состоит в том, что объединения франко- или англоговорящих колоний были в свое время созданы метрополиями. Образование интеграционных объединений независимых государств началось на базе колониальных союзов. Восточноафриканские страны - Кения, Танганьика и Уганда - были объединены еще в 1920-е гг. английской администрацией; они имели общую валюту и фактически были общим рынком.
В 1967 г. было подписано соглашение о Восточноафриканском сообществе в составе Кении, Танзании и Уганды, которое в конце 1970-х гг. фактически распалось. Его возрождение началось в 1990-х гг. Интеграционные процессы в Южной и Восточной Африке начались с учреждения Преференциальной торговой зоны для 19 стран региона в 1981 г. Затем страны-участницы перешли к формированию зоны свободной торговли, а к 2000 г. предполагалась полная отмена взаимных таможенных пошлин. Формируется основа для общего рынка, а затем и валютного союза к 2020 г.
В Западной Африке в первые послевоенные десятилетия было подписано много договоров о создании интеграционных группировок в основном франко-говорящими странами. Среди них выделялся Совет согласия, в который вошли 6 бывших французских колоний (Бенин, Буркина Фасо, Кот д'Ивуар, Нигер, Того, Сенегал). Был создан фонд взаимопомощи и гарантий займов. Активное участие в финансировании фонда принимало Агентство международного развития, предоставившее фонду безвозмездные ссуды. Был разработан план финансирования строительства смешанных предприятий.
После многочисленных попыток объединения западно-африканских стран в 1975 г. был подписан договор о Западно-африканском экономическом сообществе (ЭКОВАС) в составе 16 франко- и англоговорящих государств. Странам-участницам ЭКОВАС не удалось продвинуться в реализации намеченных целей. В 1995 г. договор был обновлен. Он предусматривает введение единой валюты, свободное передвижение людей и товаров.
Азия. Проекты региональной интеграции азиатских стран разрабатывались довольно активно под эгидой Экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). В ЭСКАТО и ее специализированных организациях был осуществлен целый ряд исследований возможностей сотрудничества в отраслевом разрезе - в добывающей и обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в энергетике, транспорте, связи. Были составлены оценки и прогнозы развития природных ресурсов региона.
Практические шаги на пути региональной интеграции были предприняты в рамках двух организаций - Регионального сотрудничества в целях развития (РСР) и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Для Ирана, Турции и Пакистана, членов Организации регионального сотрудничества в целях развития (1964 г.), на начальных этапах был характерен сравнительно высокий уровень развития производительных сил, позволявший, с учетом близости исторического прошлого этих стран, активно содействовать интеграции.
Производственное сотрудничество разворачивалось довольно активно. В 1969 г. было одобрено строительство 52 промышленных предприятий для совместной эксплуатации, из которых 10 были построены за первые 10 лет; осуществлялись и инфраструктурные проекты. Затем Организация фактически прекратила свое существование из-за военно-политических конфликтов. В 90-х гг. она возобновила свою деятельность под новым названием "Организация экономического сотрудничества", и к ней присоединились некоторые государства Центральной Азии и Афганистан.
В 1967 г. была создана Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе Индонезии, Малайзии, Таиланда, Филиппин; в 1984 г. вступил Бруней; в 1997 г. - Лаос, Вьетнам, Мьянма. Взаимная торговля составила 16% в середине 70-х гг. за счет Сингапура. Страны АСЕАН сосредоточились на выработке совместных действий в экспорте сырья. В середине 70-х гг. страны АСЕАН согласились принять Декларацию о принципах взаимоотношений между членами организации и выработать соглашение об экономическом сотрудничестве с перспективой создания зоны свободной торговли к 2007 г. В 1985 г. возникла Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (SAARC), в которой принимают участие Индия, а также Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Непал, Бутан, Мальдивы.
Арабские страны. В 1950 г. в рамках Лиги арабских государств был создан Экономический совет министров экономики, который всячески поощрял многостороннее сотрудничество арабских государств. В 50-х гг. заключались соглашения об облегчении торгового обмена и транзита между арабскими государствами, в котором участвовали Иордания, Ливан, Ирак, Сирия, Египет. В 1964 г. был заключен договор о создании арабского общего рынка в составе Египта, Ирака, Иордании, Ливии, Мавритании, Сирии, Йемена, который был в конце 70-х гг. заморожен. С 60-х гг. предпринимались неоднократные попытки объединить страны Магриба, в число которых входят Алжир, Марокко, Мавритания, Тунис.
Наиболее успешно сотрудничают богатые страны-экспортеры нефти. С 1981 г. существует Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, его членами являются Бахрейн, Кувейт, Объединенные арабские эмираты, Оман, Катар, Саудовская Аравия. Страны-члены Совета намерены сотрудничать и унифицировать свою политику в области экономики, финансов, валюты, а также свое торговое и промышленное законодательство и тарифное регулирование.
В договоре говорится о том, что все товары и природные ресурсы стран-членов будут освобождены от таможенных пошлин и других налогов и получат такой же режим на территории Совета, как и национальные товары. Вводится свободное движение капитала, граждан; всем предоставляется право экономической деятельности и наследования. Устанавливается внешний общий тариф.
В рамках Совета осуществляется диверсификация промышленной базы на основе интеграции; создание совместных предприятий в области промышленности, сельского хозяйства, услуг; техническое, валютное и финансовое сотрудничество для достижения экономической интеграции и общего развития. Осуществляется общая инвестиционная политика, сотрудничество валютных агентств и центральных банков. Страны Совета координируют политику в области оказания помощи международному и региональному развитию.
НАЗАД
Интеграция стран с переходной экономикой
Среди интеграционных объединений Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, 1949-1989 гг.) занимал особое место. Он объединял государства с плановой экономикой, и экономические связи между странами-членами строились на нерыночных основах. В 1949 г. в СЭВ вошли СССР и страны Центральной и Восточной Европы (кроме Югославии); позднее присоединились Монголия, Куба, Вьетнам.
Основным методом организации и осуществления экономического сотрудничества стран СЭВ была совместная плановая деятельность, а основной формой экономического сотрудничества была взаимная торговля. В 1958 г. удельный вес взаимного экспорта составлял 70,6%, импорта - 74,1%; в начале 80-х гг. - 47,6 и 47,0% соответственно. Торговые отношения с третьими странами были развиты слабо.
Страны СЭВ активизировали взаимную торговлю за счет специализации и крупномасштабного производства с ориентацией на рынок СЭВ. Так, например, большая часть тракторов производилась на крупном польском тракторном заводе, автобусов - на крупном заводе в Венгрии, Магнитогорский сталеплавильный завод производил половину стали СССР, белорусский крупнейший в мире завод производил 90% полистирола.
Межсэвовская торговля осуществлялась на основе цен, резко отличавшихся от мирового рынка. Особенно переоценивались промышленные товары при низком качестве по отношению к мировым стандартам, а сырье оценивалось ниже мирового уровня. По существу экспортеры сырья субсидировали экспортеров промышленных товаров. В последние годы действиями СЭВ была предпринята попытка перейти на прямые связи между предприятиями и на договорные цены с широким использованием национальных валют. В 1989 г. страны СЭВ определили в общих чертах курс на постепенное формирование объединенного или общего рынка, перешли на оплату в твердой валюте, предложение которой было недостаточным.
В первые два десятилетия расчеты между странами СЭВ и взаимное кредитование осуществлялись на основе клиринговой системы, т.е. взаимного погашения встречных требований и обязательств соответствующими товарными поставками. Эти отношения были преимущественно двусторонними. В 1963 г. был введен переводной рубль как мера стоимости, средство платежа и накопления для организации многосторонних расчетов. Переводной рубль не конвертировался в национальные валюты, равно как и национальные валюты взаимно не конвертировались. Переводной рубль использовался только в банковских расчетах между странами-членами, его формой существования были запасы на счетах Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) и Международного инвестиционного банка (МИБ).
Для определения внешнеторговых цен мировые цены в СКВ переводились в переводные рубли по среднегодовому курсу в соответствии с его золотым паритетом, который составлял 0,987412 г чистого золота и был выше паритета доллара на 12%. В качестве меры стоимости переводной рубль использовался для оценки совместно сооружаемых объектов и в других сферах сотрудничества. Функционирование валютной системы, основанной на переводном рубле, осуществлялось через два банка СЭВ - Международный банк экономического сотрудничества и Международный инвестиционный банк.
Существовавшая на протяжении 20-30 лет модель международного социалистического разделения труда оказалась неспособной обеспечить решение таких актуальных для интенсификации экономик стран СЭВ задач, как ускорение научно-технического прогресса, осуществление глубоких структурных сдвигов в экономике, решение социальных вопросов. Это проявилось, прежде всего, в консервации отсталой структуры взаимного товарооборота, преобладании в нем сырья, а также в резком снижении его темпов с 10-11% в 1976-1985 гг. до 2,0% в 1986-1987 гг., причем товарооборот СССР со странами СЭВ за эти последние годы возрастал в среднем на 0,9% в год.
После распада СЭВ в 1989 г. СССР оказался должником европейских стран-членов СЭВ (в 2000 г. - 14 млрд. долл.), с высокой дебиторской задолженностью со стороны неевропейских стран (Вьетнам, Куба, Монголия), возврат которой в полном объеме весьма проблематичен.
После распада СЭВ и СССР образовались страны с экономикой, переходной к рынку. Стратегия открытой экономики и структурно-рыночные преобразования открыли новые возможности для развития экономической интеграции. Страны Центральной и Восточной Европы в 1992 г. объединились в Центрально-европейскую зону свободной торговли (ЦЕЗСТ), в которую вошли Венгрия, Польша, Чехия, Словения. Балтийские государства (Латвия, Литва, Эстония) образовали Балтийскую зону свободной торговли в 1993 г. Страны Центральной и Восточной Европы, включая балтийские государства, взяли курс на вступление в Европейский союз.
Интеграция в рамках стран СНГ пока развивается слабо. В середине 90-х гг. определилось разноскоростное развитие стран СНГ по направлению к экономической интеграции.
* Было создано несколько субрегиональных образований:
o двустороннее содружество России и Белоруссии, которые заключили договор об образовании Союзного государства;
o таможенная "пятерка" (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан);
o соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях стран Центрально-Азиатского региона (Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан);
o совместная транспортно-энергетическая инфраструктура в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии.
Дальнейшее углубление интеграции стран СНГ связано с рыночными преобразованиями и темпами экономического развития, которые должны сформировать заинтересованность во взаимодействии.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Важнейшие термины и понятия
14.1. Валютный курс и валютный рынок
Валюта Свопы Национальная валюта Паритет покупательной способности Иностранная валюта Маржа Региональная валюта Плавающий валютный курс Резервная валюта Фиксированный валютный курс Свободно конвертируемая валюта Курс "спот" Твердая валюта Форвардный курс Конвертируемость валюты Валютный рынок Внутренняя конвертируемость Инструменты валютного рынка Внешняя конвертируемость Продажа-покупка валюты Долларизация Валютный опцион Валютный курс 14.2. Платежный баланс
Платежный баланс Международная ликвидность Текущий платежный баланс Демонетизация золота Официальные золотовалютные резервы Нефтедоллары 14.3. Международная валютная система
Международная валютная система Международная ассоциация развития Золотой стандарт Ямайская валютная система Золотомонетный паритет Девальвация Золотые точки Ревальвация Бреттон-вудская валютная система Специальные права заимствования Международный валютный фонд Золотой пул Международный банк реконструкции иразвития Бегство от доллара Международная финансовая корпорация 14.4. Экономическая интеграция
Экономическая интеграция Единая аграрная политика ЕС Преференциальная зона Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства Зона свободной торговли Компенсационные сборы Таможенный союз Европейский социальный фонд Общий рынок Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) Экономический и валютный союз Региональная политика ЕС Европейское объединение угля и стали Интеграция развивающихся стран Европейский союз Клиринг Европейская ассоциация свободной торговли Переводной рубль Единый внутренний рынок Стратегия открытой экономики К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Вопросы для повторения и задания
1. Дайте определение валюты. Какие валюты могут быть резервными?
2. Что такое конвертируемость валюты? Какая бывает конвертируемость? Определите конвертируемость рубля.
3. Что такое долларизация? Является ли Россия долларизованной страной?
4. Что такое валютный курс и какие бывают валютные курсы?
5. Объясните разницу между валютным курсом и паритетом покупательной способности. Как вы полагаете, ВВП России будет больше по валютному курсу или по паритету покупательной способности?
6. Назовите валютные курсы продажи-покупки валют.
7. Дайте определение валютного рынка, назовите его функции и инструменты.
8. Дайте определение платежного баланса, назовите его основные разделы.
9. Рассмотрите структуру текущего платежного баланса.
10. Как влияет сальдо текущего платежного баланса на валютный курс; кому выгодно повышение (понижение) валютного курса?
11. Как покрывается отрицательное сальдо текущего платежного баланса? В каком случае при покрытии дефицита текущего платежного баланса возникают внешние долги?
12. Что включается в баланс движения капитала?
13. Что включается в состав официальных резервов, и какую функцию они выполняют?
14. Внимательно рассмотрите табл. 14.1 и ответьте на вопрос, как складывался текущий платежный баланс основных групп стран на протяжении последних десятилетий.
15. Какое место занимают США в международных расчетах по показаниям американского текущего платежного баланса?
16. В чем заключаются особенности платежного баланса России?
17. Дайте определение международной валютной системы. По каким показателям характеризуется международная валютная система?
18. Дайте определение золотого стандарта, объясните, как устанавливались паритеты валют в условиях золотого стандарта.
19. Рассмотрите роль золота в эпоху золотого стандарта в качестве регулятора платежного баланса.
20. Рассмотрите механизм функционирования бреттон-вудской валютной системы.
21. Какую роль выполнял доллар в бреттон-вудской валютной системе?
22. Что такое специальные права заимствования (СДР)?
23. Какие функции выполнял Международный валютный фонд в период действия бреттон-вудской валютной системы?
24. В чем выразился кризис бреттон-вудской валютной системы?
25. Назовите основные принципы Ямайской валютной системы и покажите ее отличие от бреттон-вудской системы.
26. Дайте определение экономической интеграции; покажите ее воздействие на экономическое развитие.
27. Назовите основные формы, которые принимают интеграционные объединения, покажите их различия.
28. Какие формы экономической интеграции, по вашему мнению, следует использовать в формировании интеграционного процесса стран СНГ?
29. При наличии каких предпосылок возможно наиболее успешное развитие экономической интеграции?
30. Проанализируйте цели и механизм Единой аграрной политики Европейского союза.
31. Рассмотрите отличия интеграции развивающихся стран от интеграции развитых стран?
32. В чем заключается сущность интеграционных процессов в развивающемся мире и что тормозит их развитие.
33. С чем связан интеграционный бум в латиноамериканском регионе?
34. Каковы основные интеграционные процессы в Центральной и Восточной Европе?
35. Что препятствует развитию экономической интеграции на территории бывшего СССР?
36. Какую роль должна играть Россия, по вашему мнению, в развитии экономической интеграции стран СНГ?
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Литература
Основная
1. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 14, с. 410-416.
2. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 38-39, с. 348-365.
3. Экономика. Учебник. /Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 1999. - Гл. XVI, 319-325, 310-311.
4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 21, с. 528-547.
5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 24-25, с. 413-439.
Дополнительная
1. Киреев А. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 1999. - Гл. 12, с. 361-389; часть вторая, гл. 1, с. 17-32; гл. 2., с. 40-57; гл. 4, с. 126-126-151; гл. 5, с. 157-179.
2. Международные экономические отношения: Учебник / Под общей ред. проф. В.Е. Рыбалкина. - М.: Юнити, 2001. - Гл. 15, с. 237-252; гл. 16, с. 253-272; гл. 17, с. 273-301; гл. 18, с. 322-326; гл. 20, с. 348-357.
3. Мировая экономика. Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл 12, с. 299-339.
4. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика / Пер. с англ. - М.: Юнити, 1997. - Гл. 13, с. 318-333; гл. 14, с. 334-345; гл. 19, с. 539-544.
5. Сальваторе Д. Международная экономика. - М.: 1998. - Гл. 13, с. 369-385; гл. 14, с. 416-435; гл. 21, с. 639-664.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
ТЕМА 15. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
* 15.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
* 15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
* 15.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
* 15.4. Экономическая роль государства
* 15.5. О критериях завершения переходного периода
* Важнейшие термины и понятия
* Вопросы для повторения
* Список рекомендуемой литературы
* ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
Краткая характеристика экономических систем, в том числе централизованно планируемой экономики, была дана в теме 2, в разделе "Экономические системы". В настоящей теме мы более подробно рассмотрим особенности переходной экономики, ее отличия от современной рыночной экономики, в направлении которой развивается переходная экономика нового типа, и ее отличия от централизованно планируемой экономики, на базе которой она сформировалась.
15.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
* Идеал и реальность: научный социализм и централизованно планируемая экономика.
* Особенности централизованно планируемой экономики.
* Кризис централизованно планируемой экономики и ее крах.
Само словосочетание "переходная экономика" показывает, что речь идет о переходе чего-то к чему-то. Этим исходным состоянием общества, от которого начинается переход, в новейшей истории была разновидность социализма, самым распространенным названием которой со второй половины 80-х гг. XX столетия стала административно-командная система. Распространенным является и такой термин как "централизованно планируемая экономика", который в большей мере выражает главную особенность экономики в бывших социалистических странах. "Конечным пунктом назначения" в этом переходе является капиталистическая рыночная экономика.
Чтобы более точно и полно определить особенности централизованно планируемой экономики требуется небольшой экскурс в историю.
Идеал и реальность: научный социализм и централизованно планируемая экономика
Мечта о справедливом и процветающем обществе в истории человечества возникла очень давно, а существовала она не только в обыденном сознании, но и в разных формах общественного сознания - религии, философии, социологии, политологии, идеологии. Разного рода представления о справедливом будущем обществе в рациональном познании получило название "социализм" (или "коммунизм").
В результате научной деятельности в середине XIX в. двух людей - К. Маркса и Ф.Энгельса - возникло учение, названное ими научным социализмом в отличие от предшествовавших взглядов, получивших название "утопический социализм".
Утопический социализм - совокупность теоретических, публицистических и даже художественных произведений разных авторов нескольких европейских стран, живших в XVI-XIX столетиях, в которых изображались и частично обосновывались важнейшие черты будущего социально справедливого общества, лишенного пороков современных этим авторам обществ.
Научный социализм, возникший в середине XIX века, претендовал на строгое теоретическое обоснование неизбежности и закономерного возникновения будущего социалистического строя на базе объективного процесса развития производительных сил и адекватных им базисных - экономических - отношений и соответствующих их развитию всех остальных - надстроечных, то есть неэкономических отношений (правовых, политических, моральных, социальных).
Один из выводов теории научного социализма заключался в том, что пролетарские (или социалистические) революции, победа которых должна была стать началом возникновения реального социализма, произойдут одновременно в группе экономически развитых буржуазных стран Запада. Однако ни в XIX в., ни в XX в. такой победоносной революции не случилось.
Это произошло в России, где радикальные марксисты (большевики-ленинцы) пошли на сознательный захват государственной власти в октябре 1917 г. в условиях, когда массовые революции пролетарского типа еще не назрели в других европейских странах, а Россия была далеко не самой зрелой с точки зрения предпосылок становления социализма страной. Большевики надеялись на то, что подобный захват власти произойдет в передовых европейских странах чуть позже. Действительно, в 1918 г. такие массовые революционные пролетарские восстания в ряде европейских стран произошли, но были везде жестоко подавлены буржуазией.
Большевикам пришлось начать строить социализм в отсталой стране и в одиночку. Ни то, ни другое не соответствовало теории научного социализма. Поэтому сразу же перед большевиками возникло очень много проблем практического и теоретического характера. Теоретические проблемы были "решены" следующим образом: то общество, которое пришлось конструировать большевикам в отсталой и разрушенной империалистической и гражданской войнами России, было квалифицировано, определено ими заранее как разновидность научного социализма, а обосновывавшая и оправдывавшая строительство этого общества теория - марксизм, новаторски развитый в условиях начала XX в. и названный ими ленинизмом (впоследствии к этому добавились в разных странах сталинизм, маоизм и прочие "измы").
Практические проблемы были решены построением такого общества сначала в России, а затем - после второй мировой войны - и в полутора десятках других стран. Впоследствии вид общества, реально существовавший в этих странах, получил разные названия и определения в зависимости от идеологической и партийной принадлежности тех, кто характеризовал, описывал это фактически построенное общество. Перечень этих названий обширен: научный социализм, казарменный социализм, мутантный социализм, государственно-феодальный социализм, государственный социализм, административно-командная система, административно-бюрократическая система.
* Все эти определения можно сгруппировать следующим образом:
o Одна группа определений исходит из того, что построенное в СССР и других странах - его союзниках - общество было модификацией, хотя и искаженной, того социализма, который был теоретически предсказан К. Марксом. Но поскольку это общество просуществовало в историческом масштабе очень короткое время, оно не успело реализовать свой потенциал и превратиться в общество "подлинного" социализма, а те "ошибки" и "отклонения" от прогнозов К. Маркса, которые произошли за исторически краткий период существования этого общества, отражают не его природу, а всего лишь частные особенности его возникновения на мировой арене.
o Вторая группа определений исходит из того, что это общество лишь некоторыми чертами напоминало научный социализм, а фактически было причудливым конгломератом самых разных типов общественных отношений.
o Третья группа определений исходит из того, что построенное общество вообще никакого отношения к "настоящему" научному социализму не имело, а его правящий слой, класс использовал марксизм, и в частности теорию научного социализма, как идеологическое прикрытие и оправдание своего господства.
Проблема эта теоретически сложна и многоаспектна, мы ограничим ее анализом экономической подсистемы общества. Итак, попробуем охарактеризовать важнейшие особенности социалистической экономики, или централизованно планируемой экономики. Пока же ограничимся самым общим определением общих черт централизованно планируемой экономики как исходного момента возникновения переходного общества.
* Централизованно планируемая экономика - это экономика
o с высокой степенью огосударствления национальных ресурсов,
o практической монополией государства в сферах национального хозяйствования и внешних отношений,
o подавленным рынком,
o сложной и малоэффективной системой тотального планирования всего,
o господством дефицита всех ресурсов и товаров,
o с адекватной этой экономике политической, идеологической и правовой надстройкой.
К НАЧАЛУ ПУНКТА
Особенности централизованно планируемой экономики
Прежде всего централизованно планируемая экономика означает практически полное огосударствление (этатизация) ресурсов общества в результате массовой национализации основных производственных ресурсов нации. Преобладание и господство государственной собственности - одна из важнейших и определяющих черт реального социализма ХХ в. Это превратило государство в непосредственного субъекта хозяйственной деятельности, резко ограничило или полностью ликвидировало частнокапиталистический бизнес и конкуренцию, рынок со всеми его атрибутами, породило особую систему управления государственной собственностью - планомерность, стало экономической основой централизованно планируемой экономики.
Государственная собственность при социализме по своему происхождению есть национализированная частная собственность. Впоследствии она увеличивается за счет накопления и является фундаментальной характеристикой социализма и социалистической экономики. Является экономической основой планомерности и господства правящего класса - номенклатуры. В социалистической идеологии рассматривалась как разновидность общественной и общенародной собственности, хотя по своему реальному, фактическому использованию в полной мере такой не была никогда. В СССР в 80-е гг. доля фактической государственной собственности во всей собственности на средства производства была близка к 99%, хотя формально-юридически эта доля была несколько ниже за счет главным образом наличия так называемой колхозно-кооперативной собственности.
В большинстве других социалистических стран доля государственной собственности (или степень этатизации, огосударствления ресурсов) была несколько ниже, чем в России (СССР), но ее преобладание было общей чертой всех этих стран. Государственная собственность именовалась общественной (общенародной) и считалась одной из исторически преходящих форм и видов общественной собственности.
Второй по значению и размерам была другая разновидность общественной собственности - колхозно-кооперативная собственность, занимавшая в 80-е гг. в разных странах от 1/5 до 1/3 всей национальной собственности на средства производства. В ряде стран, прежде всего в СССР, колхозно-кооперативная собственность была фактически тождественна государственной собственности, если рассматривать не форму, а реальные отношения в этом секторе экономики. Формально собственность колхозов и остальных видов кооперативов (например, потребительской кооперации) была негосударственной, а считалась паевой (долевой) собственностью ее участников. В реальности (хотя и в разной степени в разных социалистических странах) она мало отличалась от государственной собственности.
* Непосредственно сходство колхозно-кооперативной собственности с государственной проявлялось:
o в методах включения работников в такие кооперативы,
o способах выхода из них,
o в методах управления ею,
o в способах присвоения создаваемого продукта,
o в способе обращения товаров и услуг, в отношении ее участников к ресурсам.
В условиях централизованно планируемой экономики существовала и личная собственность. Личная собственность как собственность на принадлежавшие гражданам предметы потребления занимала практически незначительное место в национальном богатстве социалистических стран.
Способом организации общественного производства и распределения ресурсов в силу огосударствления основной массы ресурсов была планомерность хозяйствования директивного и командного характера. Эта планомерность - противоположность капиталистической конкуренции. Существовали плановые органы, которые определяли, оценивали объем ресурсов и общественных потребностей подавляющего большинства субъектов хозяйствования и населения, планировали и распределяли ресурсы и произведенную продукцию между отраслями и предприятиями, выдавая прямые обязательные задания, устанавливаемые больше по политическим критериям, нежели экономическим.
Одним из важных следствий такой системы была почти тотальная и перманентная дефицитность подавляющего большинства потребительских благ и производственных ресурсов. В этом смысле в теории централизованно планируемую экономику часто называют дефицитной экономикой. Дефицитность эта была относительной, а не абсолютной, потому что в регулировании связи между потреблением и производством фактически отсутствовали механизмы приведения их в соответствие через ценовое саморегулирование спроса и предложения. Формально существовавшие цены на некоторые товары и услуги не отражали подлинные пропорции между ресурсами производства и потребностями субъектов хозяйствования.
Частная собственность на средства производства и товарные отношения играли третьестепенную роль в формировании пропорций общественного производства и его эффективности, несмотря на общую тенденцию к некоторому возрастанию роли рынка в последние два-три десятилетия существования социалистических стран. Рынок, конкуренция и инфраструктура рынка были в зачаточном состоянии, не было фондового рынка, акционерный капитал был исключением, частная собственность и частная инициатива были в задавленном состоянии, существовала государственная монополия на внешнюю торговлю и большую часть внутренней торговли и банковскую деятельность, банков было мало, все они были государственными или полугосударственными, из всех функций коммерческих банков социалистические банки выполняли только две-три функции.
Рынка рабочей силы ("рынка труда") почти не было. Воспроизводство рабочей силы осуществлялось в значительной степени за счет общественных фондов потребления. Рабочая сила распределялась по отраслям и регионам в большей мере не согласно стоимости рабочей силы и воле ее носителей - граждан страны, а в значительной мере теми же плановыми органами, а также с помощью специфически социалистических методов: "призывов" коммунистов и комсомольцев на определенные участки работы, мобилизации рабочей силы, принудительного труда, идеологического воздействия не только на членов правящей партии и комсомольцев, но и все население.
Нужно иметь в виду, что в течение всего срока существования этого реального социализма все его общественно-экономические отношения постепенно менялись, реальный социализм не был сразу и навсегда сформировавшимся и навсегда закостеневшим организмом. Тем не менее, его основы оставались неизменными на протяжении всей его истории и во всех странах, несмотря на обилие национальных особенностей.
К НАЧАЛУ ПУНКТА
Кризис централизованно планируемой экономики и ее крах
Результатом функционирования централизованно планируемой экономики стал очевидный всем к 80-м гг. ХХ в. факт растущего отставания стран социализма от группы развитых буржуазных стран по эффективности производства, жизненному уровню населения, совокупности экономических, социальных и политических свобод населения. Нарастали экономические трудности разного рода.
В то же время в капиталистических странах постепенное усиление роли государства в социально-экономическом развитии этих стран дало больший эффект, чем в социалистических странах, при том что степень огосударствления их экономик была заметно ниже, чем в социалистических странах. Это продемонстрировало низкую эффективность социалистической экономики. Именно экономическая неэффективность реального социализма стала в конечном счете причиной падения данного строя в подавляющем большинстве этих стран в конце 80-х гг. прошлого столетия. Предполагалось, что неэффективная централизованно планируемая экономики должна трансформироваться в более эффективную рыночную экономику.
* При рассмотрении этой проблемы возникают принципиальной важности вопросы:
1. Почему трансформация бывшего социалистического общества должна будет привести к созданию на его руинах именно рыночной экономики, а не чего-то иного?
2. Какой будет эта рыночная экономика?
3. Есть ли какая-то объективная предопределенность, детерминированность этого пути или она совершенно произвольна, зависит, определяется случайным набором обстоятельств?
4. За этими вопросами скрывается несколько других: что такое рыночная, капиталистическая и современная рыночная экономика?
5. Каковы критерии завершенности и успешности (эффективности) этого перехода?
6. Каковы шансы России совершить эту поистине историческую трансформацию?
* Что такое рыночная экономика? Ответ на этот вопрос был дан в теме 2. Необходимо лишь отметить, что в развитии рыночной экономики следует выделить три больших этапа:
o рыночная экономика вообще,
o классическая капиталистическая рыночная экономика,
o современная рыночная экономика.
* 1. Рыночная экономика вообще является особенной исторической формой организации общественного хозяйства, признаками которой являются:
o преобладание в разной степени частной собственности на основную массу ресурсов общества;
o отсутствие централизованного регулирования всего национального хозяйства, что предполагает стихийную, индивидуализированную и конкурентную связь между товаропроизводителями через рынок, выполняющего функции общественного регулятора производства, формирования всех экономических пропорций.
Такая рыночная экономика была элементом развития обществ на протяжении нескольких тысячелетий, но не была господствующей в этих обществах, которые получили название добуржуазных (рабовладельческих, феодальных). Здесь рынок, товарно-денежные отношения обслуживали базисные отношения (рабовладельческие и феодальные), были второстепенными и в какой-то мере подрывавшими базисные отношения.
2. Классическая капиталистическая рыночная экономика. Второй этап развития рыночной экономики, охватывающий последние четыре-пять столетий, является качественно иной рыночной системой с точки зрения ее зрелости и широты распространения товарно-денежных отношений.
* Для этого этапа характерно господство буржуазной (капиталистической) частной собственности на средства производства.
* Рабочая сила (способность к труду) стала также частной собственностью ее владельцев, ставших юридически свободными гражданами. Но в силу своей отделенности от средств производства и жизненных средств им приходилось и приходится продавать единственный остающийся в их распоряжении ресурс - товар рабочую силу.
* Основными классами этого общества являются капиталисты и наемные работники.
* Для этого этапа развития рынка характерна практическая всеобщность товарно-денежных (рыночных) отношений, их проникновение во все сферы общественного производства. Этот этап рыночной экономики поэтому называется классическим капиталистическим товарным хозяйством, классической капиталистической рыночной экономикой.
3. Третий этап рыночной экономики (последние пять-шесть десятилетий) - это современная рыночная экономика, которую чаще всего называют смешанной экономикой из-за превращения государства в активнейший субъект практически всех хозяйственных отношений. Но и в этом случае рынок, частная собственность и конкуренция остаются фундаментальными характеристиками и основой этой разновидности рыночного общества.
Возрастание роли государства в экономике сопровождается усилением социальной ориентации рыночной экономики. Это проявляется в том, что все большая часть ресурсов общества, мобилизуемых государством, направляется им на различные виды социального страхования, медицинское обслуживание населения, образование, обучение и переквалификацию кадров. Доля ВВП, направляемая на эти цели в развитых западных странах, в среднем близка уже к половине ВВП этих стран.
Все это основывается на высоком и растущем уровне производительности труда. Рост производительности труда привел к тому, что доля работающих в материальном производстве упала, например, в США, до 20%, из них работающих в сельском хозяйстве - до 1-2% населения. Эти цифры показывают, что теперь два человека из каждых ста обеспечивают продуктами питания все население развитых стран, как и те 18-19 работников (из каждой сотни), занятых в остальном материальном производстве, одевают, обеспечивают жильем, транспортом и прочими многочисленными и разнообразными материальными благами население своих стран.
Именно рост производительности труда в конечном счете создал материальные предпосылки растущего вмешательства государства в экономику и усиление социальной ориентации государственной экономической политики. Иными словами, объективная обусловленность этих процессов задается, определяется в конечном счете развитием производительных сил общества.
В этом же следует искать ответ и на наш вопрос: существует ли некая предопределенность, объективная обусловленность трансформационных преобразований в постсоциалистических странах? Если эти преобразования будут вызывать рост производительных сил, то, в конечном счете, неизбежны социальные преобразования, адекватные этому росту.
Исторический парадокс заключается в том, что для обоснования неизбежности краха реального социализма в ХХ в. используется теоретическая аргументация, примененная для обоснования принципиально иного перехода: сначала от феодализма к капитализму, а затем - от капитализма к социализму. Правда, здесь есть некоторые важные тонкости, например такого рода. Можно ли быть уверенным в том, что в результате нынешней трансформации постсоциалистическая экономика превратится в современную развитую смешанную экономику, а не в стагнирующую экономику африканского типа или в классическую капиталистическую рыночную экономику? Такая постановка вопроса реальна для каждой конкретной постсоциалистической страны, но применительно ко всей группе этих стран она нереальна. И дело не в том, что ориентиром, примером развития для постсоциалистических стран являются современные западные экономики, не в том, что западные страны готовы или реально помогают многим постсоциалистическим странам войти в свои ряды (уже три постсоциалистические страны - Чехия, Венгрия и Польша - приняты в Организацию экономического сотрудничества и развития - элитарный клуб развитых капиталистических стран), а в том, что объективно существует вектор мирового развития, который постепенно втягивает в свою орбиту большинство стран мира. А материальной основой действия этого вектора является сформулированное выше положение о развитии производительных сил как конечной причины существования этого вектора.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
* Приватизация как форма современного первоначального накопления капитала.
Следует различать сущность и содержание переходной экономики. Сущность выражает важнейшее, коренное, самое главное в процессе, а содержание - всю сумму, всю гамму явлений (в том числе и не самых главных, не самых определяющих) в том же процессе. Сущность - самая глубокая, хотя и абстрактная, односторонняя, следовательно, бедная ("тощая") характеристика процесса. Содержание выражает полноту всех отношений - как главных, так и второстепенных.
Экономическая сущность переходной экономики может быть охарактеризована одним термином - первоначальное накопление капитала. Оно заключается в подготовке условий для нормального (обычного) воспроизводства новых капиталистических отношений и их материальных предпосылок и условий. Это процесс массового, принудительного, зачастую кровавого и криминального, с использованием государственной мощи отделения непосредственных производителей от ранее принадлежавших им средств производства и жизненных средств, то есть экспроприация непосредственных производителей. Природа этого явления, с экономической точки зрения, - перераспределение ранее созданного национального богатства в пользу заведомого меньшинства - нового правящего класса - новой буржуазии.
Другой стороной указанного процесса первоначального накопления капитала является формирование капиталистической собственности на средства производства, жизненные средства и деньги (как потенциальный капитал). Это процесс формирования капитала любым способом, но главным образом довоспроизводственным (или невоспроизводственным), доэкономическим (или неэкономическим). Именно поэтому этот процесс и называется первоначальным, потому что он начинает жизнь каждого индивидуального капитала.
Этот двусторонний процесс экспроприации непосредственных производителей и формирование капитала одновременно является и процессом возникновения двух новых классов буржуазного общества - наемных работников и капиталистов-предпринимателей.
Кроме этой сущности в первоначальном накоплении присутствовали и такие элементы его содержания, как обычный процесс накопления капитала, то есть процесс медленного, постепенного превращения производимого прибавочного продукта в новый капитал, другими словами капитализация или рекапитализация прибыли, в результате бережной, рациональной, предприимчивой, рисковой предпринимательской и трудовой деятельности. Идеологи капитализма приукрашивают историю становления капитализма, подчеркивая именно эту часть и сторону становления капитализма. Но это означает, что первоначальное накопление капитала не сводится только к экспроприации непосредственных производителей, ресурсов и денег, а включает в себя в реальной жизни, в реальной истории и превращение результатов труда непосредственного производителя в элементы капитала.
Однако доля капитала, созданного таким трудовым путем, во всем возникшем на заре буржуазного общества капитале намного уступала доле капитала, возникшего путем простой его экспроприации, то есть, с экономической точки зрения, путем его простого перераспределения.
Вспомним, что конкретными формами первоначального накопления капитала в классический период (в XV-XVIII вв.) были огораживание, изъятие общинных земель, получение победителями в войнах трофеев и контрибуций, захват и эксплуатация колоний, пиратство и каперство, элементарный грабеж. Возможно, есть смысл показать содержание и природу первоначального накопления капитала на простых исторических примерах.
Первый пример. Если некий крестьянин удачливо хозяйствовал, ему удавалось упорным трудом своей семьи накопить денег, чтобы вложить их в какой-то бизнес, то есть производительно использовать, авансировать эти деньги, что превращало их в промышленный капитал, то есть капитал, занятый в любой сфере материального производства. Важная деталь: авансирование денег как капитала, то есть превращение денег в капитал, предполагает найм рабочей силы, то есть наемный труд. Таким образом, вчерашний крестьянин превращался в капиталиста, пусть сначала и мелкого.
Второй пример - из истории современного первоначального накопления капитала. Вчерашний инженер, собрав у родственников некую сумму денег, превращается в "челнока". Если он будет работать, не жалея живота своего и при этом окажется удачлив, он может, расширяя свой оборот, постепенно превратиться в оптовика, а потом и в промышленника-капиталиста.
Третий пример. Если разбойник сделал после удачного выхода на большую дорогу то же самое: производительно использовал в каком-то бизнесе награбленные где-то им деньги, он также превращал эти деньги в капитал, а сам становился капиталистом.
Четвертый пример. Если вчерашний пират - бандит на море - получал королевскую (государственную) лицензию на пиратство, он превращался в некое подобие государственного служащего с особым названием - капером, обязанным делиться со своим королем (государством) частью награбленного. Остальное делилось между членами команды, при этом львиная доля доставалась капитану. Если последний вкладывал эти деньги в бизнес, он также превращался в капиталиста-предпринимателя.
На языке экономической теории два последних примера называются вполне благозвучно - это неэкономическое перераспределение уже созданного, уже существовавшего раньше богатства. После этого перераспределения (грабежа) в процессе простого воспроизводства всех подобных по своему происхождению капиталов производится практически постоянно прибавочная стоимость, которая в разной мере рекапитализируется, что расширяет масштабы производства, и создает теперь уже чисто экономический источник накопления капитала. Первоначальное накопление капитала превратило для данного предпринимателя (вчерашнего грабителя) награбленную добычу в воспроизводимый на собственной основе капитал.
Из приведенных примеров видно, что, с точки зрения обогащения индивида, первоначальное накопление капитала не занимает много времени - столетия, например. Это дело нескольких месяцев или лет. Столетия нужны были для того, чтобы в макроэкономическом (национальном) масштабе возникло множество индивидуальных капиталов, которые постепенно вытесняют другие, докапиталистические способы производства, а формирующиеся отношения между индивидуальными капиталами и наемными рабочими вытесняют докапиталистические отношения.
Сопоставим количественно два принципиально разных способа первоначального происхождения капитала - трудовой (примеры с крестьянином и "челноком") и перераспределенческий (примеры с разбойниками - на суше и на море) - в истории первоначального накопления в XV-XVIII вв. Ответ будет совершенно определенным: второй способ - источник первоначального капитала - заведомо преобладал.
Первоначальное накопление капитала является обязательной стадией, фазой становления капитализма в любой стране. В классической форме оно происходило в эпоху формирования капитализма в XV-XVIII вв. Классическую форму оно имело потому, что это был естественно-исторический, эволюционный переход от феодализма к капитализму. Возможность этого создавало то обстоятельство, что буржуазные экономические отношения формировались в недрах феодализма, в котором товарно-денежные отношения давно существовали и постепенно развивались.
1. Первая принципиальная особенность современного первоначального накопления капитала состоит в том, что в новейшей истории происходит переход не от феодализма к капитализму, а от социализма к капитализму. А при социализме в его недрах буржуазные отношения не развивались, а подавлялись (хотя и не всегда успешно) всей мощью социалистического государства. Эта первая принципиальная особенность современного первоначального накопления капитала, его отличие от классического случая порождает ряд вторичных, но важных особенностей такого перехода по сравнению с классическим.
2. Вторым, возможно, самым важным отличием современного первоначального накопления капитала является преобладание такой его конкретной формы, как массовая приватизация бывшей социалистической государственной собственности. В классическом случае, естественно, не было и не могло быть ни предшествующей социалистической собственности, ни ее приватизации.
3. Третья особенность: современное первоначальное накопление капитала происходит исторически очень быстро - вместо нескольких веков его продолжительность может составить лишь два десятилетия.
4. Четвертая особенность в том, что этот процесс происходит в странах, окруженных сложившимися зрелыми капиталистическими странами, а не в окружении моря феодальных стран, как это было в классическом случае.
5. Отсюда следующая особенность современного первоначального накопления капитала: вторичный, производный и зависимый характер преобразований в переходных экономиках, так как эти преобразования происходят в условиях массированного вмешательства и влияния зарубежного капитала на первоначальное накопление отечественного капитала. Следует понимать это вмешательство не как помощь или противодействие в обычном смысле слова, а как воздействие на создание внешних и частично внутренних условий для превращения социалистических стран в буржуазные, для создания условий, делающих эти преобразования необратимыми. Ясно, что такое вмешательство не может не быть противоречивым в своем воздействии на переходные экономики.
6. Следующая черта современного первоначального накопления капитала: возможность массового оттока национального капитала за рубеж.
7. Наконец, сами конкретные формы первоначального накопления капитала в новейшей истории не могут полностью совпадать с классическими. Например, огораживание как в классическом случае сейчас невозможно.
* Современные конкретные формы первоначального накопления капитала в России, например, таковы:
o отмеченная выше массовая приватизация государственной социалистической собственности,
o массированное использование и присвоение государственных финансов,
o коррупция,
o использование политического и административного влияния (ресурса),
o массовое мошенничество,
o использование законодательных рычагов как инструмента перераспределения собственности (инвестиционные конкурсы, залоговые аукционы, законы о банкротстве, об арбитраже и др.),
o многообразные криминальные способы обогащения,
o использование войн и локальных конфликтов,
o использование некоторых страновых особенностей вхождения национальной экономики в мировую (например, для России очень важным источником первоначального накопления капитала был огромный разрыв внутренних и мировых цен на многие товары).